Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исторические традиции и особенности становления Российской государственности (1991-1995 гг.)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Демократизация межгосударственных отношений, трактуемая в концептуальном плане, как глобальная проблема, и применительно к Российской Федерации рассматривается как продолжение и суммирование процессов переходного развития субъектов этих отношенийкак демократия, обращенная вовне. Основные императивы и характеристики демократических межгосударственных (международных) отношений, например Российской… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Историко-цивилизационные основы формирования
  • Российской государственности. 1 <
  • Глава II.
  • Основные направления политической системы
  • Российской Федерации.4(
  • Глава III.
  • Динамика структурных элементов политической культуры Российского общества

Исторические традиции и особенности становления Российской государственности (1991-1995 гг.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Последнее десятилетие XX века, несомненно войдет в историю как время беспрецедентных поистине «тектонических» разломах в развитие современных международных систем и глобальных процессов. Произошли фундаментальные глубинные изменения в геополитической, геостратегической и экономической картине мира, связанные, в первую очередь, с крушением мировой социалистической системы, простиравшейся на огромных территориях Евразийского континента от бывшей ГДР на Западе до восточных границ Советского Союза, Китая, Монголии и Вьетнама на Востокеот северных арктических пространств СССР до его южных границ в прииндийском Памире. На станы социализма приходилась примерно 1/3 промышленного производства планеты, военная мощь СССР была сопоставима с военными возможностями США, а в некоторых существенных отношениях превосходила их и даже НАТО в целом. О своей социалистической ориентации в послевоенный период официально заявляли примерно полтора десятка стран Азии, Африки и Америки.

Экономическая организация СЭВ и военно-политическая ОВД организационно подкрепляли раскол и раздел мира на две общественно-политические системы, на два военных лагеря, два социальных образа жизни, две идеологии. «Третий мир» был поделен на сферы экономического, политического и военного влияния и вовлечен сверхдержавами в орбиту непрекращающегося десятки лет соперничества и противостояния.

Стремительный распад Советского Союза, сопровождавшийся выходом из него 3-х прибалтийских стан, привели к образованию в декабре 1991 года Содружества Независимых Государств (СНГ), которое включает ныне 12 суверенных стран. В крупных исторических масштабах развернулся их переход (как и других стран в Центральной и Юго-Восточной Европе, в Азии) от социалистической модели общественного развития к новым, демократическим формам экономической, политической и духовной жизни. Речь идет о национально-государственных и региональных проявлениях общезначимой глобальной тенденции движения народов и стран к свободе и демократии.

Актуальность темы

диссертации в контексте политических проблем современной эпохи состоит в том, что в ней на примере бывшей РСФСР рассматривается процесс крутой ломки старых общественных и государственных структур и формирования новых, соответствующих уровню и потребностям современного этапа исторического развития российского общества.

В контексте исторического развития особое значение имеет научный анализ переходного периода от различных моделей «реального социализма» к качественно новому типу государства, который призван вобрать в себя опыт длительной эволюции предшествующих форм общественного и индустриально-технократического развития человечества.

В контексте развития исторической науки ценностей, по нашему мнению, является предпринятая в диссертации попытка самостоятельного осмысления ряда исходных категорий и понятий истории (политика, политическая система, политическая организация, политические процессы и отношения, власть и т. д.) и их конкретного применения для выделения и научного анализа процессов исторического развития Российской Федерации в современных условиях.

Наконец, актуальность проблемы состоит и в том, что современный этап российской истории характеризуется масштабностью преобразований в различных сферах жизни нашего общества. Одной из основных проблем в новых исторических условиях являлась задача укрепления российской государственности и реформирование органов государственной власти и управления, решение которой напрямую связано с историческим опытом национально-государственного строительства в нашей стране. Исследование этого опыта имеет непреходящее значение для всей исторической науки современного российского общества.

Все вместе взятое подтверждает, что тема диссертационного исследования чрезвычайно актуальна как в научно-историческом, так и в практическом плане при решении вопросов созидания современной Российской Федерации. При этом следует отметить, что сама тема многопланова. Советская партийно-государственная система включала целый ряд составляющих. Но в ее основе, как известно, находилась партийно-государственная власть. Поэтому в диссертации ключевое внимание уделяется преодолению в новой Российской Федерации, существовавшего до 1991 года кризиса союзной партийно-государственной власти и создание нового российского государства с рыночными формами отношений в период 1991;1995 года.

Степень разработанности проблемы. В историографии в той или иной степени затрагивающей проблемы истории становления и развития Российский Федерации в 1991;1996 годы, можно выделить несколько комплексов литературы: 1) общие работы, посвященные распаду СССР и появлению нового государства — Российской.

Федерации- 2) специальные работы отражающие своеобразие многопартийности в Российской Федерации- 3) труды, посвященные динамике структурных элементов государственного управления в российском государстве.

Особо следует выделить публикации, связанные с исторической концепцией переходного периода, анализом типов и форм модернизациис изучением истории российской государственности, соотношение экономики и политики, внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов развития, влияющих на исторические предпосылки переходного периодас исследованием проблем, относящихся к истории Российской Федерации переходного периода, политической стабильности общества и государства.1.

Анализируя проблемы становления гражданского общества в Российской Федерации, диссертант стремился, насколько это возможно, учесть оценки и принципиальные соображения российских.

1 См.: Шахназаров Г. Х. и др. Международный порядок: политико-правовые аспекты. — М. 1986; Шахназаров Г. Х. На стыке Европы и Азии // Свободная мысль. — 1996. — № 8- Капустин Б. Г. Россия и Запад на пути к миру миров.// Кентавр. — 1993. — № 1 (март, апрель) — Красильщиков В. А. и др. Шанс на обновление России (зарубежный опыт модернизации и российские перспективы) // Мир России. — 1993. — № 1- Кшибеков Д. К. Какой подход перспективнее: формационный или цивилизационный? // Вестник Национальной Академии Наук РК. — 1994. -№ 5- Черников Е. Л. и др. Национальные интересы России: историко-политологический аспект // Власть. — 1996. -№ 11- Гаврилов Ю. Н. Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Проблемы глобальных и региональных интеграционных процессов.Сб. ст. — М., 1996. — С. 162−173- Дахин В. Н. Постсоветское пространство: проблемы интеграции// Там же. — С. 174−183- Загладин Н. В. Национальные, национально-государственные интересы в системе международных отношений // Некоторые вопросы теории международных отношений. Сб. ст. — M., 1995. — С. 13−23- Овчаренко Н. Е. Модели современных интеграционных процессов // Там же. — С. 109−117- Джунусов М., Мансуров Т. Лики суверенитета. Суверенитет в призме социальной истории. — M., 1994; Сейдуманов С. Выступление на международной научно-практической конференции // Евразийское пространство: интеграционный потенциал и его реализация. Сб. ст. — Ал маты, 1994. — С. 112−115- Тажин М. Социокультурные аспекты евразийской интеграции // Евразийский союз: новые рубежи, проблемы, перспективы. Сб. ст. -М., 1996. — С. 104−111- Миголатьев А. А. Мировой политический процесс: современные тенденции // Кентавр. -1994. — № 6- Мунтян М. А. Россия в третьей цивилизационной революции. — M., 1993; Загладин Н. В. и др. Мировое политическое развитие: век XX. — М., 1995; Прохожее А. А. Национальная безопасность: основы теории, сущность, проблемы. — м., 1996; ученых. Среди публикации российских исследователей внимание авторов с учетом профиля диссертационного исследования привлекали работы А. А. Беляева, К. С. Гаджиева, А. Г. Здравомыслова, В. Г. Пастухова, Н. В. Романовского, Е. Н. Старикова, А. Т. Хлопьева, Н. Шапиро и др.2.

Следует отметить, что в рассматриваемый период вышли в свет ряд работ, посвященных анализу конституционных основ становления Российской Федерации. Исследованы некоторые проблемы, связанные с легитимизацией, разделением и взаимодействием властейразвитием многопартийностидеятельностью оппозиции и т. д. Значительно расширили представления диссертанта о государственном Строительстве в Российской Федерации работы исследователей: Р. Г. Абдулатипов, Н. П. Медведев, JI.O. Вознесенская, Р. Я. Евзеров, В. И. Ефимов, С. Е. Заславский, Б.И.

Путилин Б. Г. Национальная и международная безопасность // Некоторые вопросы теории международных отношений. Сб. ст. — М., 1995. — С. 13−21 и др.

2 См., в частности: Беляев А. А. Политика как социальное явление и как предмет исследования. — М., 1990; Гаджиев К. С. Политическая наука. Гл. III. Социологические основания политики. — М., 1994. — С. 62−89- Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. — М., 1995; Ирхин Ю. В.

Введение

в политологию. — М., 1996. — С. 207−212- Основы демократии и власти. Гл. VII. Гражданское обществопроблемы и перспективы становления. — М., 1993. — С. 223−245- Пастухов В. Парадоксальные заметки о современном политическом режиме // Pro et! Contra. Том I. — М., 1996. — С. 6−21.

3 Дробижева Л. М., Аклаев А. Р., Коротеева В. В., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. — М. 1996.

Городецкий Е. Н. Рождение советского государства. 1917;1918. — М. 1965; Гимпельсон Е. Г. Советы в годы иностранной интервенции и гражданской войны. —М. 1968; Его же. Великий Октябрь и становление советской системы управления народным хозяйством (ноябрь 1917;1920 гг.). — М. 1977; Ирошников М. П. Создание советского центрального государственного аппарата. — М. 1967; Его же. Рожденные Октябрем. Очерки истории становления советского государства. — Л. 1987 и другие.

Вселенский М. С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. — М. 1991; Джавланов О. Т., Михеев B.A. Номенклатура: эволюция отбора: Историко-политологический анализ. — М. 1993; Коржихина Т. П., Фигатнер Ю. Ю. Советская номенклатура — становление, механизм действия. // Вопросы.истории. 1993. X" 7. С.25−38- Гимпельсон Е. Г. Советские управленцы. 1917;1920 гг. — М. 1998.

Коржихина Т.П. Административно-командная система управления. Проблемы и факты. — М. 1992; Ее же. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 г. — декабрь 1991 г. — М. 1994; Коржихина Т. П., Сенин А. С. История российской государственности. —М. 1995. Ч Хлевнтак О. В. Политбюро: Механизм политической власти в 30-е годы. — М. 1996.

Краснов, О. Мартышин, Н. И. Марчук, З. М. Оруджев, Ж. Т. Тогценко, E.JI. Черников, М Чешков, В. И. Чешков, В. И. Чирков, О. Ф. Шабров. Г. Х. Шахназаров и др.4.

Исследование проблем становления и развития Российской Федерации тесно связано с историей многопартийности. Первые научные исследования, обобщающие опыт становления многопартийности в стране появляются в 195 г. 3 Эти работы объединяют общая позиция авторов: многопартийность де-факто, но КПСС — еще ведущая сила в стране. Это накладывает определенный отпечаток на их оценки, возникших партий, на характеристики проблем и других основополагающих документов. Единым для этих работ является также и то, что в каждой дается классификация партий. Используют авторы для классификации идеологический принцип. В исследовании А. А. Данилова и М. А Дубровского, в сборнике «Россия сегодня» даны характеристики — паспорта всем партиям.

В последние годы внимание ученных к становлению российской многопартийности заметно возрастает, поскольку им теперь.

4 См., в частности: Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализмаМ. 1994; Вознесенская Л. О. Государственная молодежная политика: проблемы, международный, опыт, перспективы // Проблемы реформирования России и современный мир. Сб. ст. — М., 1996. — С. 110 125- Евзеров Р. Я. Дееспособность нынешнего российского Парламента//Политические исследования. — 1995. — № 1- Ефимов В. И. Власть в России. — М., 1996; Заславский С. Е. Российская модель партийной системы // Вести. Моск. Ун-та. Сер. 12. Социально-политические исследования. — 1994. — № 4- Оруджев З. М. Философский анализ региональной политики России // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. Философия. — 1995. № 4- Чиркин В. Е. Легализация и легитимизация государственной власти// Государство и право. — 1995.-№ 8- Шабров О. Ф. Политическая система: структура,.типология, устойчивость. -М., 1993.

5 Рябов В. В., Хованов Е. Л. Общественный интерес, общественные движения и политические партии. — М.: Луч, 1993; Партии и политические блоки в России. Вып. I. /Под ред. Б. И. Коваля.— М., 1993; Политолог: взгляды на современность. Сб. ст. Вып. 1−5. — М., 1994;1995 гг.- Зотова 3. М. Партии России: испытание выборами. — М., 1994; она же. Избирательная кампания: технологии организации и проведения. —М., 1995; она же. Выборы в России: взгляд политолога. — М., 19%- Краснов В. Н. Система многопартийности в современной России. — М.:.Обозреватель, 1995; Тимошенко В. И., Заславский С. Е. Российские партии, движения и блоки на выборах в Государственную Думу 17 декабря 1995 года: опыт, проблемы, перспективы. —М., 19%- Коргункж Ю. Г., Заславский С. Е. Российская многопартийность (становление, функционирование, развитие) — М., 1996; Россия: партии, выборы, власть. /Под общ. ред. Краснова В. Н. — М: Обозреватель, 1996 и др. приходится осмыслить роль партий и движений в совершенно иной политической реальности. В сборниках статей под общим названием «Историк: взгляды на современность», выпускаемых кафедрой истории и политического управления Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации, мы находим интересные теоретические обобщения, позволяющие глубоко анализировать общественные и политические процессы, происходящие в новой Российской Федерации.

Важное значение для исследуемой проблемы имеет опубликованная в 1997 году коллективная монография «национальная политика России: история и современность», авторами которой выступили как известные теоретики-исследователи: С. В. Кулешов, Д. А. Аманжолова, О. В. Волобуев, B.C. Дякин и др., так и политики-практики, среди которых — В. А. Михайлов, А. Г. Воронин, Р. Г. Абдулатипов и др.6 В книге представлено системное изложение национальной политики России в ее историческом и этнополитическом аспектах на разных временных этапах, включая современный. Авторами было признано наличие в СССР унитаристских тенденций, искажений в национально-государственном строительстве, которые приводили к ущемлению национального суверенитета и недооценки национальных культур и языков.

С данным комплексом работ тесно связаны исследования, посвященные общим проблемам реформирования российской государственности на современном этапе. С этой точки зрения для разработки темы предпринимаемого исследования представляют большой интерес работы А. Н. Аринина, Л. Ф. Болтенковой, К.Т.

6 Национальная политика России и современность. — М., 1997.

Курашвили, В. А. Тишкова, И. А. Умыовой и др.7, в которых рассматриваются основные проблемы становления и развития Российской Федерации, включая вопросы конституционного регулирования, разделения предметов ведения государственных органов власти Российской Федерации и ее субъектов.

Таким образом, в современной научной литературе имеется не мало публикаций посвященных различным проблемам развития российского общества и государства в постсоветский период. В то же время ученными еще слабо разработаны теоретические и прикладные проблемы переходного периоданеобходимо дальнейшее обоснование основных этапов исторического развития общества и государства, их содержания как в плане позитивном, так и негативном. Недостаточно раскрыто своеобразие многопартийности и ее влияние на российскую государственность. Исследователям еще предстоит дать развернутое обоснование специфики становления гражданского общества применительно к постсоветской реальности, выяснить механизм взаимодействия общества и государства в условиях затяжных реформ, осуществляемых главным образом «сверху», по инициативе российской власти, преимущественно исполнительной. Практически отсутствуют комплексные научные исследования, анализирующие динамику структурных элементов исторического развития Российской Федерации в исследуемые годы.

7 Анарин’А. Н. Российская государственность и проблемы федерализма. —М. 1997. Болтенкова Л. Ф. Российская Федерация и статус ее субъектов. // Российская государственность: состояние и перспективы развития. -М. 1995.

Курашвили К. Т. Федеративная организация Российского государства. — М, 2000. ТишковВА. Этнология и политика. — М. 2001.

Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. — М. 1998; Ее же. Федерализм и конституционное правосудие в России. — М. 1999.

Источниковой базой диссертации явились две группы документов — опубликованные и неопубликованные.

К первой группе документов относятся законодательные источники — правовые акты Союза j^CCP, Российской Федерации.8.

Отдельную группу источников составляют публикации документов государственной власти СССР, отражающие различные этапы развития советского государства.9.

При написании работы автор придавал большое значение и такой группе источников^ как публицистические материалы — речи, выступления советских, партийных и государственных деятелей, а так же современных политиков.10.

Материалы по проблемам становления и развития российской Федерации в исследуемые годы содержатся так>же в центральных и местных периодических изданиях.

К числу неопубликованных материалов относятся документы центральных местных государственных архивов. В государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) автором были использованны документы высших государственных органов СССР (ф.7523 -Верховный Совет СССР (1985;1990)).

В российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) автором была выявлена и введена в научный оборот большая группа документов по вопросам развития системы государственной власти и управления в Российской Федерации.

8 Конституция (Основной Закон) СССР — М., 1978; Конституция (Основной Закон) Российской Федерации — М., 1995; Собрание законодательства Российской Федерации- 1999, № 42.

9 Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских республик. Сб. документов. В 3-х тт. — М., 1959; Федеративный договор: документы комментарии — М., 1992 и др.

10 путин В. В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации — М., 2000; Путин В. В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации «Не будет ни революций, ни контрреволюций» — М., 2001 и др.

Предмет, цель и задачи исследования. Конкретный исторический опыт постсоветского становления и развития Российской Федерации (1991;1996 гг.) по пути демократических преобразований общественной и государственной жизни составляет предмет данного исследования. Диссертант поставил целью определить с позиций современной исторической науки содержание, характерные черты и особенности начального процесса перехода Российской Федерации от советской модели развития к демократии, гражданскому обществу и правовому государству. Для достижения отмеченной цели в диссертации предпринята попытка решить следующие основные задачи:

• Проанализировать формы и методы формирования Российской государственности в новых исторических условиях.

• Показать основные направления политической системы Российской Федерации.

• Исследовать динамику структурных элементов политической культуры российского общества.

Научная новизна диссертации состоит в исследовании содержания и особенностей перехода России от советской модели общественного развития к новым демократическим формам социальной жизни и государственного устройства. В предложенном виде эти вопросы в первые решаются в кандидатской диссертации по отечественной истории. С учетом этого диссертант исследует такую важную научную проблему^ как становление и развитие Российской Федерации в начальный период своего существования.

Научная новизна работы заключается в творческой реализации принципиального положения, согласно которому общество и государство переходного периода рассматриваются как взаимосвязанные взаимозависимые социальные феномены и одновременно — как относительно самостоятельные, нетождественные и несовпадающие явления, со своими собственными источниками и параметрами развития, критериями его эффективности. В работе приводятся свидетельства о вытекающем из отмеченного научного тезиса следствии, что общество и государство в переходный период способны развиваться неравномерно и асимметрично, и это — одна из исторических реалий данного периода. В связи с этим обоснована система мер по оптимизации общественных и государственных тенденций современного развития, разрешению возникающих здесь коллизий и противоречий на демократических началах.

На основе введения в научный оборот новых источников освещаются основные проблемы становления и развития системы государственной власти и управления в Российской Федерации в 1991;1996 годах.

В диссертации преодолевается прежний подход к анализу проблем, связанный с положениями советской историографии о «о безупречности советской модели отношений» между органами государственной власти как на местном так и на центральном уровне.

Методологические основы диссертации. Исследования осуществлено с использованием исторических работ российских ученных и специалистов. Методологической основой диссертации явились принципы научной объективности и историзма. Они позволяют изучить основные тенденции становления и развития Российской Федерации в 1991;1996 гг. с учетом ряда причинно-следственных факторов.

Научная объективность и всесторонность исследования была обеспечена с помощью использования широкой источниковой базы, а также изучение историографии по данной проблематике.

Хронологические рамки исследования охватывают начальный этап становления и развития демократизации общества и государства в Российской Федерации в 1991;1995 гг. Это позволило автору рассмотреть в динамике политическую жизнь РФ с учетом имеющихся закономерностей ее движения по пути прогресса и государственных особенностей данного прогресса.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что имеющиеся в ней материал и выводы углубляют и расширяют существующие в отечественной историографии представления об историческом опыте становления и развития Российской Федерации в исследуемые годы, раскрывают качественно новый этап реформирования ее системы власти на пути демократизации общества и государства.

Результаты исследования, предложения и рекомендации автора могут быть, по его мнению, использованы в научных целяхв деятельности государственных органов и общественных объединений (политических партий и движений) по реформированию переходного общества, при разработке ими конкретных механизмов взаимодействия и сотрудничества.

Содержащиеся в исследовании основные положения и выводы могут также послужить материалом для дальнейшего исследования процессов модернизации переходных обществнайти применение при разработке лекций, специальных курсов, методических рекомендаций в помощь преподавателям и студентам учебных заведений по таким предметам, как отечественная история, политология, политическая социология.

Апробация работы. Диссертация прошла обсуждение в Российском университете дружбы народов на кафедре истории России и была рекомендована к защите. Основные идеи исследования легли в основу выступления автора на Всероссийских научно-практических и научно-теоретических конференциях по следующим проблемам: «Личность, общество и власть в истории России: системный компаративный анализ» (Москва, 1998) — третьей всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Российское общество: социально-политическая, экономическая и культурная история» (Москва, 2001) — четвертой всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «XXI век: актуальные проблемы истории России (Москва, 2002). По теме диссертации автором опубликовано три научные работы.

Структура диссертации. В соответствии с поставленными в диссертационной работе задачами она состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основное содержание переходного периода, в который вступила Россия, состоит в ее историческом развитии с учетом уже имеющего международного опыта, который сводится к следующему:

1. От сверхцентрализованной государственной плановой экономики к нормально децентрализованному социально ориентированному, многоукладному хозяйству, свободному движению товаров, капиталов, рабочей силы, услуг и информации;

2. От недемократической модели социалистического общества к формированию гражданского общества и от «диктатуры пролетариата» и последующих форм советской государственности к демократии и законности, правовому государству;

3. От единой идеологии к плюралистической системе функционирования органов и учреждений культуры, науки, просвещения, образования и религии.

Переходный период России в 1991 -1995 годы охватывает историческое время и социальное пространство, где происходит процесс новой национально-государственной самоидентификации в рамках Российской Федерации. Содержание данного перехода общезначимо, но осуществляется в конкретных формах, присущих каждой стране индивидуально: существуют поливариантные и даже альтернативные пути развития российской демократии, при этом не исключены спорадически возникающие понятные или возвратные движения, ставящие под угрозу перспективы государственных преобразований. За ними стоят определенные социально-политические силы, оппозиционная деятельность которых требует оперативного научного анализа и прогнозирования.

Переходность современного постсоветского российского общества и государства представляет собой исторический процесс, рамки которого могут быть адекватно определены только с учетом начала исторических преобразований после распада СССР, т. е. с 1991 года. Что же касается другой, дальней границы переходного периода, то его окончание — область среднесрочных и долгосрочных научных прогнозов. Длительность данного периода зависит от многих разновекторных факторов. К тому же критерии исторического развития в исследуемые годы, подвижны, текучи и его грани, и этапы оказываются на практике относительными, в известной степени условными. Современный этап постсоветского развития Российской Федерации, в силу этого, характеризуется в диссертации, как начальный, стартовый. Отсюда его огромная сложность, острота и противоречивость.

Политическая система переходного общества в рамках Российской Федерации обладает существенными особенностями. Это и предполагает настоятельную необходимость глубокого изучения исторического развития, по существу, новой системы во всем многообразии ее свойств и признаков: экономика, идеология, политика и т. д. то есть сущность, содёржаниё, формы, типология (классификация), функции, структура (элементный состав), относительная самостоятельность, национальные особенности и др. Объективная новизна проблемы порождает с неизбежностью серьезные теоретические и методологические трудности изучения обозначенного в диссертации предмета, реализации выдвинутой цели и задач исследования. Это относится не только к политической системе общества, но и к другим его современным реалиям в России.

В диссертации исторический процесс рассматривается в единстве с политсистемой общества. Действия субъектов политики, руководствующихся собственными потребностями и интересами, либо способствуют функционированию властных структур, либо ведут к их разрушению. Повышенный интерес в данной области вызывают такие вопросы, как стратегия и тактика, организация и подготовка, принятие и корректировка, научное и кадровое обеспечение политических решенийучастие и неучастие в политическом процессе юридических и физических лицсравнительные характеристики политических процессов в различных странах в сравнении.

Характер современных политических отношений обусловлен: а) экономической структурой обществаб) всеми неполитическими, включая национальные, факторами общественной жизнив) собственными связями и взаимозависимостями, логикой политической борьбы. Актуальное значение приобретают: вопросы легитимности политотношенийличностное измерение политики и политических отношений, их статус и субъектностьвыделение из всей системы политических отношений их властной компонентысодержание и особенности межгосударственных отношений в политической сфереобщий и конкретный прогноз политических отношений на их различных уровнях: в отдельной стране и за ее пределами.

Нынешнее состояние, основные тенденции и перспективы демократизации российского общества могут быть рационально осознаны лишь при том условии, что наряду с экономическими, социальными и политическими факторами будут изучены и задействованы духовные ценности, концентрирующиеся в ментальных структурах общества. Диссертант полагает, что ментальность была и остается узким местом в нашей обществоведческой науке, применительно вообще к истории, и к российской, в частности. Требуют углубленного анализа такие проблемы, как «история и политика" — «политический менталитет" — «демократические реформы" — «ментальность» и «социальная модернизация" — национальные, классовые, российские аспекты исторического. развития Российской Федерациитрадиционность современного исторического развития Российской Федерации.

Начальные этап демократических преобразований российского общества представляет собой взятые в единстве исторические и общезначимые черты развития. Общее здесь проявляется через отдельное, единичное, индивидуальное, а они, в свою очередь, наполняют общие закономерности, тенденции развития российского общества конкретным национальным своеобразием. В Российской Федерации смешанная экономика порождает новые явления в социально-политической структуре общества, ее стратификацииусиливающееся имущественное расслоение и безработицуновые формы взаимоотношений государства и общества. В результате, при создании Российской Федерации возникли такие новые явления, как многопартийность, парламентаризм, оппозиция, сепаратизм, лоббизмдеятельность свободных профсоюзов, независимых политических организаций и движений, частных СМИпоявились объединения предпринимателейвозросла роль различных конфессий. По-новому встали вопросы социальных конфликтов, в том числе в области национальных, межэтнических отношений: проблемы демографии, социализации и отчуждения человека и др. Усложнение и дифференциация социальных проблем вызывают необходимость их глубокого и всестороннего изучения.

В диссертации поставлен вопрос о переходе к демократии общества и государства. Выдвигается и обосновывается принципиальный для исторической науки тезис, что оба эти социальные институты относительно самостоятельны, несмотря на теснейшую взаимосвязь и взаимозависимость. Автор не разделяет крайностей этатистских (прогосударственных, консервативных) представлений о всесилии и исключительности государства и всевозможных толкований, согласно которым государствонеизбежное зло, а его функции сводятся лишь к ограничению свободы человека и его подавлению. Современное демократическое государство трактуется как сложная, многофункциональная, внутренне дифференцированная целостность. Это политический центр общества, наивысший концентрат власти, способный по своим объективным данным поставить и решить самые сложные и неотложные проблемы переходного общества. В России они еще не решены в силу целого ряда внутренних и внешних причин и обстоятельств.

Создание государства не ограничивается рамками переходного периода, тем более его первого, начального этапа. Пока существует государство, оно должно подвергаться непрерывному демократическому совершенствованию и обновлению.

На это уйдут многие годы. На современном переходном этапе, который переживает РФ, актуальными и приоритетными являются: внедрение и соблюдение принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебнуюпоследовательная демократизация отношений по вертикали между Центром и регионами, а также по горизонтали: между государственными органами в Центре и на местах и политическими партиями, профессиональными союзами и другими общественными, негосударственными организациями, учреждениями и движениямиосуществление продуманной национальной и социальной политикиразвитие системы местного государственного управления и самоуправления на местахоптимизация целей демократического развития общества и средств их достижения в интересах населения, повышения его жизненного уровнярешительное преодоление тенденции к бюрократизации государства, его отрыва от общества, активизация борьбы с коррупцией, взяточничеством, «Очеловечивание» государственной деятельностиобеспечение твердого общественного порядка, безопасности общества и гражданинаболее гибкое и эффективное нормирование жизни общества, демократическое правовое урегулирование общественных связей и отношенийобеспечение надежной внешней безопасности: военной, политической, экономической, экологической, финансовой, технологической, информационной и др.

Демократизация межгосударственных отношений, трактуемая в концептуальном плане, как глобальная проблема, и применительно к Российской Федерации рассматривается как продолжение и суммирование процессов переходного развития субъектов этих отношенийкак демократия, обращенная вовне. Основные императивы и характеристики демократических межгосударственных (международных) отношений, например Российской Федерации, составляют: строгое соблюдение принципов международного правасовершенствование в новых условиях традиций давней дружбы и сотрудничества народов, населяющих российское государствоотносительная самостоятельность отношении в рамках своей зависимости от внутренних базисных фактороврассмотрение межгосударственных отношений демократического типа с точки зрения их структуры, субъектности и многофакторностиадекватность форм и методов, моделей, способов и средств реализации целей и задач взаимодействия и сотрудничества в различных областяхразвертывание межгосударственных отношений России в рамках более общей системы отношений и связей с другими иностранными государствами.

С распадом СССР и образованием Российской Федерации произошли существенные количественные и качественные изменения в ее политическом, экономическом и социальном положении. Они носят неоднозначный, нелинейный и противоречивый характер, но в целом имеют значительные негативные последствия. В новых изменившихся условиях взаимодействие и сотрудничество Российского государства выступают важным фактором стабильности в огромном евразийском регионе. Национальная специфика России, ее экономики, общественного уклада и государственного устройства сочетается с общностью коренных черт в развитии всех основных сфер их общественной и государственной жизни.

Практика свидетельствует, что назрела необходимость дальнейшего совершенствования правовой базы Российской Федерации, разумной «стыковки» национальных законодательств. Реализации целей и задач международного сотрудничества могло бы способствовать более активное участие России в деятельности Международной Ассамблеи СНГ (МПА), занимающейся, в частности, разработкой модульных правовых актов. Помимо государственных органов в осуществлении внешней политики, направленной на сближение всех стран СНГ, призваны вносить свой вклад неправительственные организации, общественные структуры, население областей и районов и др.

Важным и перспективным направлением Российской Федерации является развитие ее отношений и связей по широкому кругу социальных проблем со всеми странами СНГ. Социальная сфера в РФ оказалась в особенно трудном положении. Тем более востребованы совместные меры в данной области, особенно в решении таких новых проблем, как: межэтнические противоречия и конфликтыбеженствовынужденная миграциягражданствобилингвизмгарантии прав и свобод человекадвижение казачествафункции национально-культурных центров и в целом жизнедеятельность диаспорположение ранее репрессированных народовдеятельность различных конфессийвзаимное признание льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войнысовместная борьба с эпидемиями, экологическими и стихийными бедствиями, с организованной преступностью и терроризмом и др.

В число приоритетных проблем выдвинулось гуманитарная деятельность России. Она носит многоаспектный и разноуровневый характер. Важнейшая составная часть духовной сферы — культура, включающая светский, традиционно народный и религиозный компоненты. Сотрудничество в этих областях требует обновления по линии государств и общественных, культурологических организаций и учреждений. В равной мере это относится к науке, просвещению и образованию, в том числе к совместным мероприятиям в области научных и научно-технических исследований, подготовки научных и научно-педагогических кадровк развитию процессов информатизации общества и информационных обменовдеятельности СМИ (телевидения, радио, печати) и т. д. Большое гуманитарное значение имеет развитие человеческих контактов, массового туризма, что особенно важно для миллионов людей, множества разделенных семей, оказавшихся в 1991;1996 гг. по разные стороны новых государственных границ.

Кроме уже высказанных рекомендаций и предложений диссертант считает необходимым в ближайшее время осуществить конкретные шаги по интенсификации интеграционных процессов Российской Федерации в политической, финансово-экономической, научно-технической, социальной, военно-стратегической, иных сферах, создав надежные механизмы реализации принятых решений. В этих же целях обеспечить создание условий для более глубокой и всесторонней синхронизации политических реформ, социальных трансформаций и рыночных преобразований, их продвинутости. Целесообразно разработать научную концепцию политических, экономических и социальных отношений на перспективу и приступить к практической реализации ее основных положений. Предусмотреть создание двусторонней комиссии по межгосударственному сотрудничеству, ввести в практику деятельность постоянных рабочих групп и временных творческих коллективов, включающих практиков и ученых для разработки и внедрения конкретных предложений в области экономики, политики. Что касается международных проблем, то автор работы считает заслуживающим внимания предложение об учреждении межгосударственного органа СНГ по проблемам вынужденных миграций в виде Управления Верховного Комиссара по беженцам в СНГ (УВКБ СНГ), на который целесообразно возложить решение соответствующих вопросов, относящихся и к РФ и. всем другим странам СНГ.

Проблематика перехода Российской Федерации к рыночной экономике и демократии имеет большое теоретическое и практическое значение, далеко выходящее за рамки последнего десятилетия XX в. Научная разработка этой проблематики только начинается, и она должна активнее вестись исследователями всех гуманитарных и социально-политических наук.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г., Батенкова Л. Ф. Абрамов В.В. Местное самоуправление: идеи и опыт //Социс: социологические исследования. 1997, № 1, С. 120 126.
  2. О.А. Развитие самоуправления в сельской местности России: Социологический подход: Автореф. дис.. канд. социол. наук. Саратов, 1998.
  3. Г. Местное самоуправление: к концептуальному обоснованию главных задач в сфере экономики //Российский экономический журнал.1999, № 3, С. 19−25.
  4. Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика. Материалы Международной научно-практической конференции. В 4-х томах. Том 2. М.: Интеллект, 1996. — 438 с.
  5. JI.C. Институционализация местного самоуправления как способ самоорганизации современного российского общества: Автореф. дис.. докт. социол. Наук. Саратов, 1997.
  6. JI.C. Становление местного самоуправления в Российской Федерации: Опыт социологического исследования. /Под ред. Г. В. Дыльнова. Саратов, изд. Саратов, гос. ун-та. — 1997.
  7. В.П., Мирошниченко Е. В., Ревенко JI.A. Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации: «Круглый стол» // Государство и право. 1997, № 5.
  8. Аристотель. Соч. в 4-х томах. Том 4. Под общ. ред. Доватура А. И. М.: Мысль, 1983.- 830 с.
  9. Р.А. Проблемы становления и развития системы местного самоуправления в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук.-М., 1998.
  10. Г. В. Местное самоуправление /Сост.: А. Г. Барабашев, Н. С. Тимофеев. М., Изд. МГУ. — 1996.
  11. Беженцы и вынужденные переселенцы в государствах СНГ. организационные меры по решению проблемы многосторонними усилиями в рамках Содружества / Под ред. В. Мукомеля, Э.Паина. М.: Комплекс-Прогресс, 1996.- 159с.
  12. В.В. Особенности современной концепции местного самоуправления //Изв.вузов. Правоведение. 1993, № 5, С. 36−44. Беляев А. А. Политика как социальное явление и как1.-М., 1990.-46 с.
  13. А. Местное самоуправление против государственного управления в Российской Федерации //Конституционное право. 1997, № 1, С.127−130.
  14. Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. Саратов, 1997.
  15. Н.С., Чернышев М. А. Муниципальное право и практика его реализации в городском самоуправлении: На примере г. Ростова-на-Дону, /для депутатов, муниц. служащих, студентов ВУЗов. Ростов-н/Д, Ростов, гос. ун-т. — 1996.
  16. В.И. Местное самоуправление сегодня и завтра //Журнал Российского права. 1997, № 8, С. 10−23.
  17. В.И. Местное самоуправление: Учеб. и науч.-практ. пособие /Ин-т законодательства и сравнит. Правоведения при Правительстве РФ. М., -1999.-С. 452.
  18. В.И. От Советов к муниципалитетам //Российское право. — 1998, № 4−5, С. 23−35.
  19. Введение в теорию международного конфликта: Учеб. пособие / С.В., Проскурин С. А., Путилин Б. Г. Под общ. ред. Мунтяна М.А.- РАГС при Президенте РФ. М.: РАГС, 1996. — 103 с.
  20. М. Избранное: Образ общества. М.: Юрист, 1994. — 702 с. (Лики культуры).
  21. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета Российской Федерации.-1992.-№ 44.-С.3176.
  22. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.-М., 1989.-№ 3.- С. 449.
  23. Вертикаль власти: Региональная и национальная политика, принципы местного самоуправления Российской Федерации: Документы. Комментарии. Разъяснения. /Гл. ред. Юрков А. П. М., Библиотечка РГ., 1996.
  24. Вопросы местного самоуправления: правовой и практический аспект. Материалы конференции с участием фонда Конрада Аденауэра. Сборник. -Новгород, Изд. НовГУ. 1997.
  25. А.Г. Проблемы самоуправления городов //Жилищное и коммунальное хозяйство. 1993, № 2. — С. 7−10.
  26. Восток-Запад: диалог культур. Тезисы докладов и выступлений на I Международном симпозиуме-семинаре 22−26 июня 1992 г. Ч. I. Алматы: КазГНУ, 1992.-266с.
  27. Восток-Запад: диалог культур. Тезисы докладов и выступлений на I Международном симпозиуме-семинаре 22−26 июня 1992 г. Ч. II. -Алматы: КазГНУ, 1992. 227с.
  28. Временное положение о волостном земском управлении // Земский вестник. 1995.-№ 1.-С. 43−56.
  29. Всероссийское совещание по вопросам реализации конституционных положений о местном самоуправлении и организации государственной власти в субъектах Российской Федерации 17 февраля 1995 г. М., Юрид. лит. — 1995.-С. 160.
  30. И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике: Конституционно-правовой аспект /Под ред. А. Н. Кокотова. Урал, гос. юрид. акад. Екатеринбург, — 1998.
  31. Е. Социология политических отношений. Пер. с польского. Под ред. и с предисл. Ф. М. Бурлацкого. М.: Прогресс, 1979. — 463 с.
  32. К.С. Политическая наука: пособие для преподавателей, аспирантов и студентов. (Прогр. «Обновление гуманитарного образования в гуманитарных вузах России»). М.: Сорос -Международные отношения, 1994. -400с.
  33. К.С. Конец евроцентристского мира и новая конфигурация геополитических сил. М.: РАУ, 1993.- 72 с.
  34. А.Г. Правовые основы местного самоуправления. М., Славянский диалог. — 1996. — С. 224.
  35. А.В. Местное самоуправление в условиях перехода к демократической организации общества на примере России.: Автореф. дис.. канд. полит, наук. М., 1997.
  36. В.А. Развитие местного самоуправления и проблемы формирования системы повышения квалификации муниципальных служащих.: Автореф. дис.. канд. экон. наук. СПб., 1996.
  37. В.И. Управление и самоуправление в крупном городе: теория, опыт, организация. 2-е изд., перераб. и доп. — М., Наука, — 1998. Головин К. Наше местное управление и местное представительство. — СПб., — 1884.
  38. Государственная власть и местное самоуправление в России: Пробл.-темат. сб. /Редкол.: Е. В. Алферова., В. А. Лапин., И. А. Умного. РАН, ИНИОН. -М., 1998.-С. 164.
  39. Государственная власть и местное самоуправление: эффективность и ответственность: На примере Северо-Кавказского региона / Под ред. В. Г. Игнатова., JI.JI. Хоперская., А. В. Понеделков и др. Сев.-Кавказ, акад. гос. службы. Ростов н/Д. — 1998. — С. 148.
  40. К.Ф.Мизиано. М.: Политиздат, 1980. — 422 с.
  41. Г. И. Местное самоуправление в политической системе развитых демократий /сравнительный анализ западноевропейских стран: Автореф. дис.. докт. социол. Наук. СПб., 1998.
  42. А.И., Федосеев А. А. Основы политологии. М.: Высшая школа, 1995. — 271 с.
  43. М., Мансуров Т. Лики суверенитета. Суверенитет в призме социальной истории. М.: Фонд развития «Казахстан», 1994. — 215 с. Дмитриев Ю. А., Златопольский А. А. Гражданин и власть. — М.: Манускрипт, 1994. — 160 с.
  44. Евразийское пространство: интеграционный потенциал и его реализация / Отв. ред. М.Тажин. Алматы: Казахстан, 1994. — 176 с. Европейская Хартия местного самоуправления // СЗ РФ. — 1998. — № 15. -Ст. 1695.
  45. .Н. Записки Президента. М.: Огонек, 1994. — 415 с. Емельянов Н. А. Государство и власть: через самоуправление к народовластию. — Тула, — 1997. — С. 163.
  46. Н.А. Местное самоуправление в России: генезис и тенденции развития. Тула, ТИГИМУС. — 1997.
  47. Н.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: конституционно-правовой и институциональный анализ: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. М., 1998.
  48. Н.А. Самоуправление как форма демократического обустройства общества: политические аспекты и особенности его становления в России: Автореф. дис.. канд. полит, наук. -М., 1996.
  49. А.Р. Местное самоуправление в Республике Мордовия. Учеб,-метод. пособие. Саранск, Красный Октябрь. — 1998.
  50. Закон РСФСР «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР». -М.: Известия, 1979. 40 с.
  51. Закон РСФСР «О районном Совете народных депутатов РСФСР». М.: Известия, 1979. — 48 с.
  52. А. Местное самоуправление как элемент государственногоустройства//Российская юстиция. 1996, № 6, С. 16−18.
  53. А.Г. Социология конфликта: Россия на путяхпреодоления кризиса: Учеб. пособие для студентов высших учебныхзаведений. 2-е изд., доп. М.: Аспект-пресс, 1995. — 320 с.
  54. Земское самоуправление в России, 1864−1918 гг.: Док. и мат. — М.: ГАУ, 1995.-84 с.
  55. А. Местное самоуправление в Российской Федерации: Особенности формирования //Право и экономика. 1998, № 6, С. 4−7.
  56. Н.А. Система органов местного самоуправления //Журнал Российского права. 1998, № 6, С. 17−22.
  57. Н.М. Гражданское общество: демократические институты и интеллектуальный потенциал. М.: Луч, 1993. — 71 с. Кизиветтер А. А. Местное самоуправление в России 1Х-Х1Хвв. Исторический очерк. Пр.,-1917.С.47−91.
  58. Н., Куделин А., Татаринкова В. Государственное самоуправление: трудный процесс становления//хозяйство и право.-1992,№ 3,С.60−90.
  59. В.А. Проблемы реформ местного самоуправления в Российской Федерации//Экономист.-1996,№ 3,С.66−71.
  60. В.Т. Территориальное самоуправление граждан: опыт и тенденции.-М., Советы и перестройка.-1990.-С.З-15.
  61. Г. Я. Демократия в Казахстане: некоторые проблемы становления. Алматы: Институт развития Казахстана, 1994. — 21 с.
  62. В.В., Слепак В. А. проблемы становления городского самоуправления/ЯОрист.-1998,№ 11−12,С.3 5−41.
  63. B.C. и др. Организация и технология выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт. Изд. 4-е, перераб. и дополн. М.: ЗОС-Консалтинг, 1995. — 122 с.
  64. A.M. Местное самоуправление в Российской Федерации.-Саратов,: СВШ МВД РФ.-1997.-С.112.
  65. Конституции и конституционные акты РСФСР (1918−1937): Сб. док. М.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. — 298 с.
  66. Конституция Российской Федерации. М.: ИНФРАМ-НОРМА, 1996. — 80 с. Конституция Российской Федерации. Проект // Конституционный вестник. — 1990.- № 4.-С. 55−120.
  67. Конституция РФ.-М.: Инфра. М- Норма, 1996.-С.76.
  68. А.В. Развитие теории территориального самоуправления в СССР: 1917−1991 годы.Спб. ун-т экон. И финансов.-Спб., изд. СПбУЭФ,-1996.
  69. В. Реформы местных властей: очередной этап.-М.,-1997.
  70. Л. Е. Шутов А.Ю. Из истории земского городского и сословногосамоуправления в России.-М., РАГС.-1999.-С.174.
  71. Материал архива Министерства по ЧС РФ. 1996. Д4.ТЗ. С. 177- 1996. Д. 2.ТЗ. С. 138.
  72. Межнациональные отношения в Казахстане: теория и практика регулирования. Алматы: Гылым, 1993. — 156 с.
  73. .М. Центральная Америка. Проблемы социально-политического развития. М.: Наука, 1973. — 158 с.
  74. Местное самоуправление (Нормативная база). М.: Деловой альянс, 1998. -288 с.
  75. Местное самоуправление в Вологодской области: Проблемы, поиск, решение. Сб. материалов по пробл. становления местн. самоупр. в Вологодской обл./Под. ред. Н. М. Подгорнова. И др.-Вологда,-1996.
  76. Местное самоуправление в России: история и современность: Материалы региональной научно-практической конференции./Сост. Б.Н.Ковалёв- Новгород. гос. ун-т.-Новгород,-1997.
  77. Местное самоуправление в России: отечественный и зарубежный опыт: Сб.док. 1861−1917 гг.//Сост.: Л. В. Гильченко., А .В. Кирилин., А. Я. Моск. обществ.науч.фонд.-М., 1998.
  78. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы/Материалы научно-практической конференции, 25 января 1994 г.-М., Изд. МГУ,-1994.
  79. Местное самоуправление в Российской Федерации: Сб. нормат. правовых актов. -М.: Юрид. лит., 1998.-783 с.
  80. Местное самоуправление: проблемы, противоречия, перспективы: Науч.-практ. Конференция, Москва, 2−3 апреля 1998 г.: материалы стеногр. отчета// Под ред.: Винника Н. В., Рыженкова С.И.- Моск.обществ.науч.фонд.-М., 1998.
  81. Р.П. Институт местного самоуправления как субъект осуществления социальной политики государства: автореф.дис. .канд. полит, наук.- М., 1997.
  82. Мировое политическое развитие: век XX Авторы: Загладин Н. В" Дахин В. Н., Загладина Х. Т., Мунтян М. А. М.: Аспект Пресс, 1995. -336 с.
  83. Е.В. Местное самоуправление в России. Теория и практика //Государство и право.-1993,№ 6.-С.141−147.
  84. Муниципальное право Российской Федерации: Основные законодат. акты. -Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 1996. 217 с.
  85. Муниципальное право Российской Федерации: Сб. нормат. актов. 4.1. -Саратов, 1997. 175 с.
  86. М.А. Россия в третьей цивилизационной революции. М.: РАУ, 1993. — 90 с. — Библиогр.: С. 83−88. — Научи, прогр. «Модель демократии для
  87. России» / Науч. рук. Рябов В.В.- № 5.
  88. И.В. К вопросу об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации// Вестник Государственной Думы.-1995,№ 4.
  89. Н. Пять лет независимости. Алматы: Казахстан, 1996. -624с.
  90. Н.А. На пороге XXI века. Алматы: Онер, 1996. — 288 с. Некоторые вопросы деятельности комиссий Советов депутатов муниципальных образований Московской Области. Материалы семинара Московской областной Думы.М.,-1997.
  91. О местном самоуправлении в РСФСР: Закон РСФСР. М.: Верховный Совет РСФСР: Советская Россия, 1991. — 79 с.
  92. О реформе местного самоуправления в Российской Федерации. Указ Президента РФ № 1760 от 26 октября 1993 г. // Конституционное совещание. 1993.-№ 3. — С. 91−94.
  93. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // СЗ РФ. 1995. — № 35. — Ст. 3506. Осавелюк В.В.- РАН. ИНИОН,-М:ИНИОН РАН, 1995.
  94. Основы демократии и власти: Учеб. пособие / Рос, социал. ин-т- Подред. Еськова Г. С. М., 1993. — 300 с. — Библиогр.: С. 294−297.
  95. В. Демократия и самоуправление//Государство и право.-1994,№ 4С124.12.
  96. В.Е. Местные органы власти и управления России, их деятельность в марте 1917−1918гг. :на примере Тульской губернии: Автореф .дис. на соиск. учен.степ. канд.ист. наук//Моск. Пед.гос.ун-т-М., 1997,-16.
  97. А.С. Философия политики: Учеб. пособие для гуманит. вузов. -М.: Наука, 1994. 367 с. — (Прогр. «Обновление гуманит. образования в России»).
  98. К. Открытое общество и его враги. В 2-х т. / Пер. с англ. Под общ. ред. В. Н. Садовского. М.: Междунар. фонд. «Культурная инициатива», 1992.
  99. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию. -М.: ППО УДПРФ, 1996.С.64.Э
  100. Постановление Правительства РФ «О мерах по поддержанию соотечественников за рубежом (в государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР) 1994.// Собрание Законодательства РФ.- № 21. С. 2385.-1994, — 19 сентября С.3289−3297.
  101. Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика.-М.,-1995.
  102. Программа Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 годах."//Вопросы экономики.-1995.-№ 4.
  103. А.А. Национальная безопасность: основы теории, сущность, проблемы. М: РАГС, 1996. — 26 с.
  104. Пути стабилизации экономики региона и становление самоуправления//Труды научно-практической конференции 16−17 ноября 1995 г.-Н.-Новгород,-1996,-С.422.
  105. Разделит ли Россия участь Союза ССР? (Кризис межнац. отношений и федерал, нац. политика) / Междунар. фонд Рос. Эллин, духовного единства,
  106. Междунар. гуманит. фонд армяноведения, Центр исслед. нац. отношений РНИС и
  107. НП- Редкол. Баграмов Э. А. и др. М., 1993. — 270 с. — Библиогр.: С. 259 270.
  108. А., Панов Е. Путь России: понять и жить. Социально-философские этюды. М.: Республика, 1995. — 127 с.
  109. Реформирование России: мифы и реальность / РАН. Инт-т социально-политических исследований. М.: Academia, 1994. — 384 с. Родригес A.M. Нефть и эволюция социальных структур аравийских монархий. — М.: Наука, 1989. — 259 с.
  110. Россия сегодня: реальный шанс / РАУ-корпорация. М.: Информ.-аналит. агентство «Обозреватель», 1994. — 538 с. — (Обозреватель: проблемы, анализ, прогнозы: Спец. вып.- № 21−24).
  111. Россия сегодня. Политический портрет в документах. Вып.2.1991−1992. Становление государственности. Армия и политика. Новые партии. Церковь и общество./ Отв. ред. Б. И. Коваль.-М.- Международные отношения, 1993.-С.432.
  112. Россия-СНГ-Азия: Проблемы и перспективы сотрудничества / Междунар. ассоц. фондов мира, Междунар. ассоц. «За диалог и сотрудничество в
  113. Азиат.-Тихоокеан. регионе», Ин-т Востоковедения РАН- Редкол.:1. A.М.Хазанов,
  114. B.С.Котляров. М., 1993. -158 с.
  115. О.С. Наука. Образование. Рыночная экономика. Алматы: BmiM, 1994. — 160 с.
  116. А.С. Местное самоуправление в Российской Федерации. Текст лекций. Челябинск.гос. ун-т.-Челябинск,-1997.
  117. Самоуправление в Российской Федерации: практическое и методическое пособие.-М., Астрея.-1998.-С.216.
  118. Самоуправление в Российской Федерации: Сб. федер. законов с коммент. -М.: Астрея, 1998.-215 с.
  119. М. Основы и пределы самоуправления.-Спб.,-1892. Селиверстов Ю. И., Коробейников B.C. Народовластие и самоуправление-путь к возрождению России.-Белгород,-1997.
  120. JI.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: ИнтерПракс, 1994. — 608 с.
  121. Д.Д. Городское самоуправление. Очерки и опыты. -Спб.,-1901. Семигин Г. Ю. Политическая стабильность российского общества в условиях реформ. М.: МГСУ, 1994. — 254 с.
  122. Советские Конституции: Справочник. М.: Госполитиздат, 1963. — 350 с. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. Учебное пособие. — М.: Прометей, 1994. — 384 с.
  123. Указ Президента РФ от 11 июня 1997 г. «Об Основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 1997. — 17 июня.
  124. А.Н., Рогожкина В. В. Российское муниципальное право: Учеб. Пособие /Саратов.гос.акад.права.-ч. 1 .-Саратов,-1997.
  125. И.А. Устав области (края). Первый опыт. Ком.С.Ф. по делам Федерации, Федер. Договору и регион. Политике Совета Федерации./ Парламент. б-ка.-М., ИНИОН РАН,-1995.
  126. Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. Стратегическое планирование развития города: зарубежный опыт 80−90гг./РАН, ИНИОН.-М.,-1999.-Вып.2,С.-167.
  127. Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления. Постановление правительства РФ от 27 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. — № 2. — С. 534−538.
  128. Ю. Каспийский узел // Мировая экономика и международные отношения. 1996. — № 4.
  129. Философия политики. Кн. 4: Социокультурные и психологические детерминанты политических отношений / РАУ. Гуманит. центр- Авт. кол.:
  130. Б.Н.Бессонов, Д. Т. Жовтун, А. Б. Зеленцов и др.- Отв.ред.: Ю. В. Ирхин,
  131. В.В.Крапивин. М.: Луч, 1993. — 204 с.
  132. Философия политики. Кн. 5: Ирхин Ю. В. Человеческое измерение политики / РАУ. Гуманит. центр- Отв. ред.: В. В. Крапивин, Е. Л. Петренко.-М.: Луч, 1993.-222с.
  133. Философия политики. Кн. 1. Теоретико-методологические проблемы изучения политики / РАГС при Президенте РФ- Бессонов Б. Н., Алексееват.д.,
  134. Д.Т. и др.- Отв. за вып. Б. Н. Бессонов, Ю. В. Ирхин. М., 1994. — 199 с.
  135. Д.Т.Жовтун и др. Отв. ред. Ю. В. Ирхин, В. В. Крапивин. М.: Луч, 1993. — 244 с.
  136. Э. Душа человека / Общ. ред., сост. и предисл. П. С. Гуревича. -М.: Республика, 1992. 429 с. — (Мыслители XX века).
  137. А., Петрова В. Феномен демократии. Алматы: Евразия, 1993.- 38 с.
  138. A.M. Вопросы государственной и местной власти.-Владикавказ, Иристон,-1991.-С. 192.
  139. Г. О сущности местного самоуправления //Управленческое консультирование.-1999,№ 2,с.31.
  140. В.В. Местное самоуправление в Российской государственности: современность и истоки// советская юстиция.-1999,№ 5,С.11−12. Чиркин В. Е. Современные модели местного самоуправления //Российский юридический журнал.-1995,№ 3,С.58−67.
  141. О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость / РАУ. Политолог, центр. М.: Луч, 1993. — 33 с. Шалабаева Г. Этнос. Культура. Самосознание. — Алматы: Евразия, 1995.-320с.
  142. Г. Х.Щахназарова. АН СССР. Ин-т государства и права. М.: Наука, 1986. — 229с.
  143. Э.Г. Перспективы военно-технического сотрудничества с зарубежными странами в области техники и вооружений военно-морского флота:
  144. Учеб. пособие для слушателей РАГС. М., 1995. — 38 с. Широков А. Н. Местное самоуправление в политической системе современной Россииюсобенности и проблемы становления: Автореф.дис.. канд.полит.наук.-М., 1998.
  145. А.Н., Юркова С. Н. Реформа местной власти в России. Сборник методических материалов по реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». -Л.,-1995.
  146. Шумпетер Йозеф А. Капитализм, социализм и демократия. Пер. с англ. / Общ. ред., предисл. В. С. Автономов. М.: Экономика, 1995. -540 с.
  147. Экон. наследие). Парал. тит. л. на англ. яз.
  148. Е.С. Организационные основы местного самоуправления Учебно-методическое пособие./ Сиб. Акад. Гос. Службы- Новосиб. Обл.обществ. фонд содействия становлению и развитию местного самоуправления.-Новосибирск,-1997.
  149. Е.Н. Государственная, власть и местное самоуправление: историко-правовой анализ: Автореф.дис. .докт. Юрид. наук .-СПб.1997. Щендригин Е. Н. Местное, самоуправление и государственная власть в России. Санкт-петербург, 1997.
  150. Е.Н. Становление местного самоуправления в традиции русской государственности.-Орёл, 1997.
  151. Этносоциология: национальные отношения и межнациональные конфликты. С.-Пб., 1994. — 258 с.
  152. Юридическая конфликтология. В 3-х частях. Ч. Ill: Юридический конфликт: процедуры разрешения / РАН. Центрконфликтологическихисследований. Отв. ред. академик В. Н. Кудрявцев. М.: Наука, 1995. — 159 с.
  153. В.А. Местное самоуправление: Комментарии.Разъяснения.-М., Ось-89.-1997.
Заполнить форму текущей работой