Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка на основе компетентностного подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе диссертационного исследования были определены уровни сформированности (критический, допустимый, оптимальный) ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка и выделены следующие основные показатели: умение эффективно взаимодействовать с членами коллектива и выполнять в нем роль лидера, способность проявлять инициативу в решении коллективных задач, способность делегировать свои… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
    • 1. 1. Современное состояние проблемы формирования ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка
    • 1. 2. Модель процесса формирования ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка на основе компетентностного подхода
    • 1. 3. Основные уровни и показатели сформированности ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка на основе компетентностного подхода
  • Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КЛЮЧЕВЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
    • 2. 1. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Педагогические условия совершенствования процесса формирования ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка на основе компетентностного подхода

Формирование ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка на основе компетентностного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях вступления России в Бо-лоиский клуб и модернизации системы образования большое внимание уделяется вопросу усиления роли иностранного языка как одной из дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся.

В ситуации формирования единого межкультурного пространства и преодоления языковых барьеров, грядущего взаимного признания дипломов и возможности экспорта образования знание иностранных языков является непременным атрибутом высококультурной личности, залогом ее успеха в процессе адаптации на современном рынке труда. Особую роль в решении этой задачи играют учителя иностранного языка, к которым современная социально-образовательная парадигма предъявляет новые требования. В этой связи совершенствование системы подготовки педагогических кадров приобретает стратегическое значение.

Задачи, стоящие перед общеобразовательной школой сегодня, сформулированы в Концепции модернизации российского образования на период до 2010;года, провозглашающей компетентностный подход как одно из важных концептуальных оснований обновления содержания профессионального образования. В ней указывается, что модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию профессионального педагогического образования не только на усвоение студентами определенной суммы теоретических знаний, но и на развитие их профессионально значимых личностных качеств, формирование у них творческих способностей, умений и навыков.

Традиционное понимание педагогического образования в высшей школе, направленного только на подготовку специалистов-предметников, уже не соответствует современным требованиям педагогической теории и практики. Актуальным становится формирование успешного типа личности. Принципиально новой задачей профессионального образования должно стать создание условий для полноценного развития личностного потенциала будущего учителя, реализации его потребности в саморазвитии, самосовершенствовании и самоактуализации. В связи с этим к традиционной подготовке будущих учителей, включающей в себя формирование знаний, умений и навыков, добавляются важные инновационные блоки, которые некоторыми учеными условно обозначены терминами «ключевые компетентности», «ключевые компетенции» и «ключевые квалификации». По мнению ученых, они имеют широкий радиус действия, выходят за пределы одной группы профессий, психологически готовят специалиста к смене и освоению новых специальностей, обеспечивают его готовность к инновациям в профессиональной деятельности.

Анализ нормативных документов, государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО), реальной образовательной практики в педагогическом университете, а также беседы и анкетирование студентов и преподавателей показали, что существующая система профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка не в полной мере направлена на развитие его ключевых квалификаций. Опрос молодых специалистов позволил выявить следующее: 53,7% опрошенных отметили, что испытывали сложности психологического характера на этапе вхождения в профессию при установлении контакта с детьми, в работе с родителями, в процессе поиска решений в нестандартных ситуациях и др.- 28,1% респондентов признались, что испытывали трудности при использовании технических средств и информационных технологий- 6,3% - испытывали затруднения при использовании опыта коллег. Следовательно, в практике высшей школы еще не сложилась четкая система работы по формированию ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка.

Проблема ключевых квалификаций не является новой для международной науки. Понятие Schlusselqualifikationen (ключевые квалификации) было обосновано в профессиональной школе Германии еще в 70 — х гг. XX века. Применялось оно, в основном, в области профессионального образования рабочих широкого профиля. Считалось, что формирование ключевых квалификаций будет способствовать развитию творческих способностей, профессиональному росту и мобильности и, что особенно важно, повысит социальную защищенность работника в условиях развития новейших технологий, рыночной экономики и нестабильного рынка труда. Сегодня мы являемся свидетелями еще более глубоких социально-экономических преобразований, в связи с чем остро встает вопрос о ключевых квалификациях представителей всех без исключения профессий, в том числе и учителя.

В последние годы проблеме формирования ключевых квалификаций будущих специалистов учеными — социологами, психологами, педагогами в России и за рубежом уделяется большое внимание. Так, например, ученые Германии Р. Бадер, У. Кляйн, X. Кнауф, Д. Мертенс, X. Орт, JI. Ритц, Дж. Цебек и др. еще в 70-х гг. XX в. приняли участие в разработке концепции ключевых квалификаций. Основные положения компетентностного подхода в целом были обозначены в трудах отечественных ученых П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, В. Д. Шадрикова, П. М. Эрдниева, И. С. Якиманской. Определение и состав единиц обновления профессионального образования — компетентностей, компетенций и квалификаций — содержатся в работах В. И. Байденко, Г. И. Ибрагимова, В. А. Кальней, А. М. Новикова, М. В. Пожарской, С. Е. Шишова.

Проблема ключевых квалификаций широко освещается в работах Э. Ф. Зеера, А. М. Павловой, Э. Э. Сыманюк и др. Она нашла свое отражение и в трудах таких представителей психолого-педагогической науки, как П. Р. Атутов, С. Я. Батышев, А. П. Беляева, В. А. Поляков, С. А. Шапо-ринский и др.

Проблема формирования у будущих учителей профессионально значимых качеств разрабатывается в научных работах таких исследователей, как Н. В. Кузьмина, М. И. Лукьянова, А. К. Маркова, JL А. Петровская, В. Г. Полищук, В. П. Симонов и др.

Вопросы повышения профессионализма и формирования профессиональной компетентности учителя иностранного языка освещены в ряде диссертационных исследований последних лет (А. В. Задорожная, О. Е. Ломакина, Н. JL Московская, Н. В. Харитонова и др.).

Однако проблема формирования ключевых квалификаций учителя иностранного языка на основе компетентностного подхода в педагогической науке не нашла должного отражения.

В связи с этим возникает противоречие между необходимостью совершенствования процесса формирования ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка на основе компетентностного подхода и недостаточной разработанностью этого вопроса, невыявленностью основ и условий его решения в педагогической науке.

Данное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия совершенствования процесса формирования ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка на основе компетентностного подхода?

Решение этой проблемы составляет цель исследования и определяет выбор темы исследования: «Формирование ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка на основе компетентностного подхода».

Объект исследования — процесс формирования ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка.

Предмет исследования — педагогические условия формирования ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка на основе компетентностного подхода.

Гипотеза: образовательный процесс в вузе будет способствовать совершенствованию процесса формирования ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка на основе компетентностного подхода, если будут реализованы следующие педагогические условия:

• использованы личностно ориентированные технологии формирования ключевых квалификаций у студентов факультета иностранных языков педагогического вуза;

• разработан и внедрен в учебный процесс факультета спецкурс «Квалиметрия учителя иностранного языка», способствующий углублению знаний студентов в русле компетентностной парадигмы образования и формированию блоков ключевых квалификаций (социально-профессиональных квалификаций, поливалентной профессиональной компетентности, профессионально-когнитивных способностей, персональных и сенсомоторных квалификаций);

• обеспечена взаимосвязь всех направлений подготовки студентов факультета иностранных языков (теоретической, методической, практической) на основе компетентностного подхода;

• проведен мониторинг сформированности ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка;

• осуществлена целенаправленная и систематическая работа по подготовке преподавателей факультета иностранных языков к организации учебного процесса на основе компетентностного подхода.

Предмет, цель и гипотеза определи задачи исследования: уточнить сущность и содержание ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка;

— проанализировать современное состояние проблемы формирования ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка;

— разработать и обосновать модель процесса формирования ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка на основе компетентностного подходаразработать показатели и уровневые характеристики сформированности ключевых квалификаций у студентов факультета иностранных языковэкспериментально обосновать комплекс педагогических условий совершенствования процесса формирования ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка на основе компетентностного подхода.

Методологическую основу исследования составили: философские идеи о человеке как активном субъекте, познающем и преобразующем мир и самого себя в процессе деятельности, о механизмах его становления (К. А. Абульханова-Славская, М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, В. В. Зеньков-ский, А. Маслоу, К. Роджерс, С. JI. Рубинштейн, В. С. Соловьев и др.) — теория деятельности (JI. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), концепция субъектно-личностного развития человека (Б. Г. Ананьев,.

A. Г Асмолов, В. П. Лобанов, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский) — теория педагогического общения (И. А. Зимняя, В. А. Кан-Калик, А. А. Леонтьев, '.

B. А. Малахова, Н. А. Морева, Е. В. Рогов, В. С. Селиванов, Л. Д. Столя-ренко) — теория компетентностного подхода в образовании (В. И. Байденко, В. А. Болотов, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, Дж. Равен, В. В. Сериков, ¦ В. Д. Шадриков, А. В. Хуторской) — концепция личностно ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич, Е. С. Полат, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — положения современной дидактики и лингводидактики об инновационных формах обучения иностранным языкам (И. В. Бабенко, В. А. Бордовский, Е. В. Вохрышева, М. К. Кабар-дов, Г. В. Казарян, Т. А. Клепикова, Е. С. Полат) и др.

В работе использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, теоретическое моделирование, анализ и обобщение опыта работы педагогических вузов по подготовке будущих специалистов, анализ ГОС ВПО и учебных программ высшей школы, педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование студентов, беседа, анкетирование, интервьюирование, экспертная оценка и самооценка, методы математической статистики и др.

Организационная база исследования: исследование проводилось на базе ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева». Поисковым исследованием было охвачено 117 студентов, 24 преподавателя факультета иностранных языков, а также 32 учителя иностранного языка образовательных учреждений Чувашской Республики. В формирующем эксперименте приняли участие 46 студентов IV курса английского отделения факультета иностранных языков. Количественный состав контрольной и экспериментальной групп — 22 и 24 человека.

Этапы исследования.

Первый, поисково-подготовительный, этап (2004 — 2005 гг.) посвящен изучению и анализу сложившейся системы формирования ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка, нормативно-правовых документов в области подготовки учителя иностранного языка (ГОС ВПО, учебных планов, рабочих программ, квалификационной характеристики) — разработке модели процесса формирования ключевых квали- -фикаций будущего учителя на основе компетентностного подходаопределению уровней и показателей сформированности ключевых квалификаций, А будущего учителя.

На втором, опытно-экспериментальном, этапе (2005 — 2007 гг.), проходила апробация модели процесса формированияключевых квалификаций будущего учителя на основе компетентностного подходавнедрение в учебный процесс факультета иностранных языков спецкурса «Квалимет-рия учителя иностранного языка" — экспериментальное обоснование комплекса педагогических условий совершенствования процесса формирования ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка.

На третьем, контрольно-итоговом, этапе (2007 — 2008 гг.) осуществлялись теоретическое осмысление и интерпретация данных, полученных в ходе экспериментаоформление результатов экспериментальной работы и выводовразработка методических рекомендаций по формированию ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка на основе компетентностного подхода для преподавателей факультета.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1) разработана модель процесса формирования ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка на основе компетентностного подхода, включающая в себя цель, задачи, принципы, этапы, методы, средства обучения и воспитания, а также содержательный и результативный компоненты.

2) определены показатели и уровневые характеристики (критический, допустимый, оптимальный) сформированности у будущего учителя иностранного языка ключевых квалификаций.

3) выявлены и обоснованы педагогические условия совершенствования процесса формирования ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка: использование личностно ориентированных технологий формирования ключевых квалификаций у студентов факультета иностранных языков педагогического вуза с учетом требований компетентно- 1 стного подходаразработка и внедрение в учебный процесс факультета спецкурса «Квалиметрия учителя иностранного языка», способствующего углублению знаний студентов в русле компетентностной парадигмы образования и формированию блоков ключевых квалификаций (социально-профессиональных квалификаций, поливалентной профессиональной компетентности, профессионально-когнитивных способностей, персональных и сенсомоторных квалификаций) — обеспечение взаимосвязи всех направлений подготовки студентов факультета иностранных языков (теоретической, методической, практической) на основе компетентностного подходапроведение мониторинга сформированности ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языкацеленаправленная и систематическая работа по подготовке преподавателей факультета иностранных языков к организации учебного процесса на основе компетентностного подхода.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты вносят определенный вклад в теорию и методику профессионального образования в виде сведений о содержании и структуре ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка. В исследовании выделены следующие ключевые квалификации: корпоративность, эмпатия, информационная культура, коммуникативные способности, организаторские умения, креативность, рефлексия, эмоциональная устойчивость, слухо-произносительные навыки. В нем также раскрываются и обосновываются возможности использования компетентностного подхода в образовательном процессе факультета иностранных языков педагогического вуза.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его основные теоретические положения и выводы могут быть использованы в целях совершенствования процесса формирования ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка с учетом требований компетентностного подхода. Материалы экспериментальной программы спецкурса «Квалиметрия учителя иностранного языка» и методические рекомендации по организации занятий в рамках данного спецкурса могут быть использованы как в образовательном процессе факультета иностранных языков, так и при разработке специализированных семинаров для учителей иностранного языка в рамках программы повышения квалификации педагогических работников.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Ключевые квалификации будущего учителя иностранного языка-интегративные характеристики личности, представляющие собой комплекс личностных и межличностных качеств, способностей, умений и навыков, которые необходимы для его вхождения в профессию и будут в дальнейшем обусловливать продуктивность деятельности специалиста в процессе обучения учащихся иностранному языку. Ключевыми для будущего учителя иностранного языка являются следующие квалификации: корпоративность, эмпатия, информационная культура, коммуникативные способности, организаторские умения, креативность, рефлексия, эмоциональная устойчивость, слухо-произносительные навыки.

2. Совершенствование процесса формирования ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка на основе компетёнтностного подхода обеспечивается реализацией его модели, включающей в свою структуру системно взаимосвязанные компоненты — цель, задачи, принципы, этапы, методы и средства обучения и воспитания, а также содержательный и результативный компоненты.

3. Основными показателями уровня сформированности (критического, допустимого, оптимального) ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка являются: умение эффективно взаимодействовать с членами коллектива* и выполнять в нем роль лидера, способность проявлять" инициативу в решении коллективных задач, способность делегировать свои полномочияумение понять мысли и чувства других людей, способность, сочувствовать другим при неудачахстремление использовать, новые, прогрессивные* методы и способы обработки данных и широкого спектра учебных материаловиспользование в учебной деятельности, компьютерных обучающих и контролирующих программиспользование ресурсов компьютерных сетей для образованиястремление к общению, легкость в, установлении контакта с незнакомыми людьми, отсутствие дискомфорта при необходимости публичного выступленияинициативность, умение ориентироваться в сложной ситуации и принимать решения, потребность в организаторской деятельностиспособность предложить несколько нестандартных идей при решении поставленной задачи, собственное мнение в любой ситуации, способность критического осмысления мнений других людей, тонкое чувство юморакритичность и глубокий анализ результатов собственной деятельности, умение планировать и корректировать собственную деятельность по результатам самоанализаумение адекватно воспринимать критику в свой адрес, способность к продуктивной деятельности в условиях сильного эмоционального напряжения, уверенность в себе и самообладание в конфликтных ситуацияхспособность распознать все звуки иностранного языка, способность улавливать различия между фонемами и соблюдать правильный ритм и интонационный рисунок в речи.

4. Основными педагогическими условиями, позволяющими совершенствовать процесс формирования ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка, являются: использование личностно ориентированных технологий формирования ключевых квалификаций у студентов факультета иностранных языков педагогического вуза с учетом требований компетентностного подходаразработка и внедрение в учебный процесс факультета спецкурса «Квалиметрия учителя^ иностранного языка», способствующего углублению знаний студентов в русле компетентно-стной парадигмы, образования и формированию блоков ключевых квалификаций (социально-профессиональных квалификаций, поливалентной профессиональной компетентности, профессионально-когнитивных способностей, персональных и сенсомоторных квалификаций) — обеспечение взаимосвязи всех трех направлений подготовки студентов факультета иностранных языков педагогического вуза (теоретического, практического и" методического)1'наоснове компетентностного подходапроведение мониторинга сформированности ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языкацеленаправленная и систематическая работа по подготовке преподавателей факультета иностранных языков к организации учебного процесса на основе компетентностного подхода.

Достоверность и*обоснованность результатов исследования обеспечиваются четкостью исходных методологических позицийцелостным подходом к исследуемой проблемеприменением целого комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных поставленным целям и задачамдлительным характером опытно-экспериментальной работырепрезентативностью выборкиположительными результатами проведенного педагогического экспериментаопытом работы соискателя в качестве преподавателя на факультете иностранных языков педагогического вуза.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступления на Международной научно-практической конференции «Формирование интеллектуального потенциала в системе общего и профессионального образования» в формате «Первые Махмутовские чтения» (Казань, 2006 г.), Международной научно-практической конференции «Современное общество, языки и межкультурная коммуникация» (Чебоксары, 2006 г.), Международной научно-практической конференции «Теория и практика формирования профессиональной компетентности у будущих специалистов» (Чебоксары, 2006 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи» (Чебоксары, 2006 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы формирования личности учителя в условиях регионально-национального образовательного пространства» (Чебоксары, 2006 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Целостный педагогический процесс» (Чебоксары, 2007 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Язык, литература и межкультурная коммуникация» (Чебоксары, 2007 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы формирования личности учителя в условиях регионально-национального образовательного пространства» (Чебоксары, 2008 г.), XI Международной научно-практической конференции «Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в школе и вузе» (Пенза, 2008 г.), на ежегодной сессии докторантов, аспирантов, студентов, на научно-практических конференциях в рамках «Дней науки» на ФИЯ (2005 — 2008 гг.), на методологических семинарах преподавателей кафедры педагогики ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Текст иллюстрирован таблицами и диаграммами, отражающими основные положения и результаты исследования.

Заключение

.

1. Анализ монографической и периодической литературы по исследуемой проблеме позволил установить, что, несмотря на многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии, лингводидактики, лингвистики, а также изучение различных аспектов процесса профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка, проблема формирования ключевых квалификаций у студентов факультета иностранных языков педагогического вуза в науке еще не нашла своего решения. Вместе с тем в условиях смены образовательной парадигмы и необходимости разработки конвертируемых, общепонятных критериев международного признания результатов профессионального образования решение обозначенной проблемы является архиважной задачей.

2. Ключевые квалификации будущего учителя иностранного языка — это интегративные характеристики личности, представляющие собой комплекс личностных и межличностных качеств, способностей, умений и навыков, которые необходимы для его вхождения в профессию и будут в дальнейшем обусловливать продуктивность деятельности специалиста в процессе обучения учащихся иностранному языку.

Принадлежность профессии учителя к устойчивым группам профессий «Человек — Человек», «Человек — Знаковая система», функции, выполняемые учителем в процессе профессиональной деятельности, а также специфика дисциплины «Иностранный язык», позволили выделить следующие ключевые квалификации будущего учителя иностранного языка: корпоративность, эмпатия, информационная культура, коммуникативные способности, организаторские умения, креативность, рефлексия, эмоциональная устойчивость, слухо-произносительные навыки.

3. Компетентностный подход в образовании создает ряд благоприятных возможностей для совершенствования процесса формирования ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка, а именно позволяет в значительной мере реализовать личностно ориентированный, деятельностный и практикоориентированный подходы в образовательном процессе, что достигается за счет соблюдения следующих основополагающих принципов: принципа контекстности, принципа компенсаторно-сти, принципа оригинальности и новизны воздействия, творческой активности педагога, принципа профессиональных аналогий и заимствований, принципа синергизма, принципа рефлексивности, принципа деятельности, принципа природоопределенной направленности роста педагогического мастерства, принципа непрерывности профессионального развития и др. Построение педагогического процесса на указанных принципах позволяет более эффективно управлять процессом профессионализации студентов, интеграции их в сферу профессиональной деятельности.

4. Изучение научной литературы и опыта подготовки будущего учителя иностранного языка позволило нам разработать модель процесса формирования ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка на основе компетентностного подхода, включающую в себя цель, задачи, принципы, основные направления работы, этапы, организационные формы, методы, средства, а также содержательный и результативный компоненты.

Результаты опытно-экспериментальной работы в рамках нашего исследования показали, что одним из средств совершенствования процесса формирования ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка является спецкурс «Квалиметрия учителя иностранного языка», интеграция которого в образовательный процесс факультета иностранных языков педагогического вуза позволяет углубить знания студентов в области компетентностной парадигмы образования и создать условия для формирования блоков ключевых квалификаций (социально-профессиональных квалификаций, поливалентной профессиональной компетентности, профессионально-когнитивных способностей, персональных и сенсомоторных квалификаций).

5. В ходе диссертационного исследования были определены уровни сформированности (критический, допустимый, оптимальный) ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка и выделены следующие основные показатели: умение эффективно взаимодействовать с членами коллектива и выполнять в нем роль лидера, способность проявлять инициативу в решении коллективных задач, способность делегировать свои полномочияумение понять мысли и чувства других людей, способность сочувствовать другим при неудачахстремление использовать новые, прогрессивные методы и способы обработки данных и широкого спектра учебных материаловиспользование в учебной деятельности компьютерных обучающих и контролирующих программиспользование ресурсов компьютерных сетей для образованиястремление к общению, легкость в установлении контакта с незнакомыми людьми, отсутствие дискомфорта при необходимости публичного выступленияинициативность, умение ориентироваться в сложной ситуации и принимать решения, потребность в организаторской деятельностиспособность предложить несколько нестандартных идей при решении поставленной задачи, собственное мнение в любой ситуации, способность критического осмысления мнений других людей, тонкое чувство юморакритичность и глубокий анализ результатов собственной деятельности, умение планировать и корректировать собственную деятельность по результатам самоанализаумение адекватно воспринимать критику в свой адрес, способность к продуктивной деятельности в условиях сильного эмоционального напряжения, уверенность в себе и самообладание в конфликтных ситуацияхспособность распознать все звуки иностранного языка, способность улавливать различия между фонемами и соблюдать правильный ритм и интонационный рисунок в речи.

6. Подтверждена гипотеза о том, что образовательный процесс в вузе будет способствовать совершенствованию процесса формирования ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка на основе компетентностного подхода, если будут реализованы следующие педагогические условия:

• использованы личностно ориентированные технологии по формированию ключевых квалификаций у студентов факультета иностранных языков педагогического вуза с учетом требований компетентностного подхода;

• разработан и внедрен в учебный процесс факультета спецкурс «Квалиметрия учителя иностранного языка», способствующий углублению знаний студентов в русле компетентностной парадигмы образования и формированию блоков ключевых квалификаций (социально-профессиональных квалификаций, поливалентной профессиональной компетентности, профессионально-когнитивных способностей, персональных и сенсомоторных квалификаций);

• обеспечена взаимосвязь всех направлений подготовки студентов факультета иностранных языков (теоретической, методической, практической) на основе компетентностного подхода;

• проведен мониторинг сформированности ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка;

• осуществлена целенаправленная и систематическая работа по подготовке преподавателей факультета иностранных языков к организации учебного процесса на основе компетентностного подхода.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О. А. Мониторинг качества профессиональной подготовки / О. А. Абдуллина // Высшее образование в России. — 1998. -№ 3. — С. 35−40.
  2. , Л. М. Исследование эмоциональной устойчивости и психологические средства ее формирования у спортсменов / Л. М. Аболин, А. Я. Чебыкин // Психологический журнал. 1984. — № 4. — С. 83 — 89.
  3. , Л. М. Соотношение психологических и физиологических коррелятов эмоциональной устойчивости спортсменов / Л. М. Аболин // Вопросы психологии. 1994. — № 1. — С. 104 — 115.
  4. , В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. 3-е изд. — Казань. Центр инновационных технологий, 2003. — 608 с.
  5. , М. А. Методика преподавания иностранных языков : общий курс / М. А. Ариян, О. Г. Оберемко, А. Н. Шамов. 2-е изд., пе-рераб. и доп. — Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2004. -190 с.
  6. , С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы : учеб.-метод. пособие / С. И. Архангельский. М.: Высш. шк., 1980. — 368 с.
  7. , Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. -241 с.
  8. , В. И. Компетенции в профессиональном образовании / В. И. Байденко // Высшее образование в России. 2004. — № 11.-С. 3−14.
  9. , В. В. Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей иностранных языков : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / В. В. Баркаси. Одесса: 2004. — 193 с.
  10. , С. М. Некоторые аспекты интернационализации высшего образования / С. М. Баташова, Г. П. Синицына. Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o50.htm- 15k.
  11. , К. Б. Аналогии и модели в познании / К. Б. Батороев.- Новосибирск: Наука, 1981. 319 с.
  12. , С. Я. Энциклопедия профессионального образования : в 3 т. Т. 1 / С. Я. Батышев. М.: АПО, 1998. — 568 с.
  13. , М. М. Собрание сочинений : в 7 т. Т. 5 / М. М. Бахтин.- М.: Русские словари, 1997. 731 с.
  14. , А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А. С. Белкин- Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. кн. изд-во», 2004. 176 с.
  15. , А. С. Педагогическая компетентность : учеб. пособие /
  16. A. С. Белкин, В. В. Нестеров. Екатеринбург: Учебная книга, 2003. -188 с.
  17. , В. П. Слагаемые педагогической технологии /
  18. B. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  19. , М. 3. К проблеме аттестации учителей иностранного языка / М. 3. Биболетова, И. JI. Бим, JI. В. Вайсбурд, А. А. Миро-любов // Иностранные языки в школе. 1995. — № 6. — С. 2 — 9.
  20. , А. А. Психология думающего учителя : педагогическая рефлексия / А. А. Бизяева Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004. -216 с.
  21. Бим, И. Л. Личностно-ориентированный подход основная стратегия обновления школы / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. -2002.-№ 2.-С. 13−18.
  22. , А. Н. Подготовка учителя к использованию средств информационных технологий в процессе самостоятельной работы в педвузе / А. Н. Богатырев, Г. Н. Некрасова. Режим доступа: http:// www.ysu.ru/hotnews/2006/05/modern.doc
  23. Бодал ев, А. А. Психология о личности / А. А. Бодалев. М.: МГУ, 1988.-256 с.
  24. , В. А. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. -2003. -№ 10.-С. 8- 14.
  25. , Е. В. Введение в педагогическую культуру / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д.: РГПУ, 1995.-172 с.
  26. , Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания / Н. М. Борытко- науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001.-214 с.
  27. , Ю. Работа в информационной среде / Ю. Брановский, А. Беляева // Высшее образование в России. 2002. — № 1. — С. 81−87.
  28. , Е. Н. Reading Between the Lines: учеб.-метод, пособие по интерпретации художественного текста для студентов V курса факультета иностранных языков / Е. Н. Васильева, Н. С. Курникова. -Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2008. — 114 с.
  29. , А. А. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  30. , JI. П. Сетевое сообщество учителей иностранных языков. Режим доступа: http://www.distant.ioso.ru/seminary/06−10−05/comm.htm — 10k
  31. , А. В. Особенности формирования информационной компетентности студентов вуза / А. В. Войнов, Н. А. Войнова // Инновации в образовании. 2004. — № 4. — С. 111−118.
  32. Вопросы методики обучения иностранным языкам в школе и вузе: сб. ст.- под ред. С. И. Дударенок. Ростов-на-Дону, 1999. — 167 с.
  33. , А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А. С. Воронов- науч. ред. Г. Д. Бухарова. Екатеринбург: Уральск, гос. тех. ун-т, 2006. — 135 с.
  34. , Б. 3. Педагогика рефлексии / Б. 3. Вульфов, В. Н. Харькин ИЧП «Издательство Магистр». — М., 1995. — 111 с.
  35. , П. Я. Формирование знаний и умений на основе поэтапного освоения умственных действий / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1968. — 150 с.
  36. Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов. М.: Высш. шк., 1982.-373 с.
  37. , Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н. И. Гендина,
  38. Н. И. Колкова, И. JI. Скипор, Г. А. Стародубова: учеб.-метод. пособие -2-е изд., перераб. -М.: Школьная б-ка, 2003. 296 с.
  39. , А. В. Исследование закономерностей развития репрезентативных систем школьников / А. В. Герасимов, А. А. Плигин. -Режим доступа: http://psytop.com/nlp/reprezentativniye-sistemi-shkolnikov.html.
  40. , Б. С. Философия образования для XXI века : учеб. пособие / Б. С. Гершунский. М.: Пед. изд.-во России, 2002. -512 с.
  41. , С. П. Использование компьютерных технологий для профессиональной подготовки учителей иностранного языка / С. П. Голубева, И. С. Москалева // Иностранные языки в школе. — 2005. -№ 1. — с. 83−87.
  42. , А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов / А. Г. Грецов. СПб.: Питер, 2007. — 208 с.
  43. , В. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. для пед. инст. / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, JI. Б. Ительсон и др.- под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1979.-288 с.
  44. , А. А. Акмеология : учеб. пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин СПб.: Питер, 2003. — 256 с.
  45. Европейский языковой портфель // Мир русского слова. — № 1, 2001. Режим доступа: http://www.learning-russian.gramota.ru/journals.html
  46. , Н. Н. Научись общаться : коммуникативные тренинги / Н. Н. Ежова. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 249 с.
  47. , Г. В. Культура и обучение иностранным языкам / Г. В. Елизарова. СПб.: КАРО, 2005. — 352 с.
  48. , Ю. Н. Активные групповые методы социально-психологической подготовки специалистов / Ю. Н. Емельянов // Вопросы психологии. 1985. — № 6 — С. 88 — 95.
  49. Ерёмина, JL Я. Оптимизация обучения иноязычной устной речи на начальном этапе языкового вуза на основе компетентностного подхода: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / JI. Я. Ерёмина. СПб.: 2005.- 193 с.
  50. , Н. JI. Формирование профессионально-рефлексивного мышления будущих учителей начальных классов на занятиях по методике трудового обучения : дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. Л. Жмакина. Нижневартовск, 2000. — 182 с.
  51. , Г. Н. Основы общей и профессиональной педагогики : учеб. пособие / Г. Н. Жуков, С. JI. Каплан, П. Г. Матросов- под общ.ред. проф. Г. П. Скамницкой. -М.: Гардарики, 2005. 382 с.
  52. , В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. -М.: Педагогика, 1990. 168 с.
  53. , В. И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие для высш. пед. учебн. завед. по спец. 31 000 — Педагогика и психология / В. И. Загвязинский М.: Academia, 2001. -188 с.
  54. , А. В. Формирование профессиональной компетентности будущих преподавателей-лингвистов в условиях современного вузовского образования : дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 / А. В. Задорожная. — Ставрополь, 2004. — 176 с.
  55. , Э. Ф. Модернизация профессионального образования : компетентностный подход: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк Москва: Московский психолого-социальный институт, 2005.-216 с.
  56. , Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер 3-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект- Фонд «Мир», 2005. — 336 с.
  57. , Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер 2-е изд., перераб. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2003. — 480 с.
  58. , И. А. Компетентность человека — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. -2003.-№ 5.-С. 33 -38.
  59. , И. А. Педагогическая психология : учебн. для вузов / И. А. Зимняя Изд. 2, перераб. и доп. — М.: Логос, 2005. — 384 с.
  60. , К. Эмоции человека. Режим доступа: www.elenakosilova.narod.ru/studia3/izard/izard.htm.
  61. , В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В. С. Ильин М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  62. , О.А. Компетентностный подход к формированию стандартов профессионального образования / О. А. Ильченко // Открытое образование. 2004. — № 4. — С. 5 — 10.
  63. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: сб. ст. Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств. — 1999. — 181 с.
  64. , О. Н. Психодиагностика : коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. -375 с.
  65. Кан-Калик, В. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования / В. А. Кан-Калик, Г. А. Ковалев // Вопросы психологии 1985. — № 4. — С.9—16.
  66. , А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А. В. Карпов // Психологический журнал. -2003.-№ 5.-С. 45−57.
  67. , Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам / Г. А. Китайгородская. М.: МГУ, 1986.- 176 с.
  68. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. //Модернизация российского образования. Документы и материалы. М.: Изд-во ВШЭ, 2002. — С. 263 — 282.
  69. Компетентностный подход. Реферативный бюллетень. — М.: РГГУ.-2005.- 17 с.
  70. , Т. А. Организационно-педагогические условия повышения качества профессионального образования на основе компетентностного подхода : дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. А. Корчак. -Екатеринбург, 2005. 212 с.
  71. , Н. Г. Подготовка преподавателей иностранного языка с помощью новейших информационных технологий / Н. Г. Косенкова. — Режим доступа: http://www. ito.bitpro.ru/1999/II/3/dop33.html Ilk
  72. , Н. В. Методы системного педагогического исследования : учеб. пособие / Н. В. Кузьмина и др. JI.: Изд-во ЛГУ, 1980. -175 с.
  73. , Н. В. Очерки по психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н. В. Кузьмина. Л., Изд-во Ленинградского ун-та, 1967. — 182 с.
  74. , Н. В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах- под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1970. — С. 47 — 61.
  75. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. СПб.: Университетская книга- ООО «Алетейя», 1998. — 447 с.
  76. , Ю. Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Ку-люткин. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  77. , Н. С. Квалиметрия учителя иностранного языка : программа спецкурса / Н. С. Курникова. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2008. — 31 с.
  78. , Н. С. Компетентностный подход как фактор формирования ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка / Н. С. Курникова, О. Г. Максимова // Образование и саморазвитие. 2007. -№ 5 — С. 56−61.
  79. , А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг. — Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  80. , О. Е. Компетентностный подход- в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. 3 — 12.
  81. , А. А. Основы психолингвистики : учеб. для вузов / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. — 287 с.
  82. , И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  83. Личность учителя иностранного языка как фактор воспитания учащихся в процессе обучения. Режим доступа: www.zabspu.ru/science/aspirantura/autoreferats.php — 52k
  84. , О. Е. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей иностранных языков : дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. Е. Ломакина. Волгоград, 1998. — 253 с.
  85. , Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М., 1984. — 444 с.
  86. ЮО.Малова, О. В. Проблема подходов к обучению иностранным языкам / О. В. Малова // Актуальные проблемы преподавания иностранного языка и подготовки учителя: межвуз. сб. науч. раб. Мурманск: МГПИ, 2001.-С. 18−21.
  87. , Е. Е. Формирование культуры социально-коммуникативной деятельности педагога на основе компетентностного подхода у студентов педагогического колледжа : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. Е. Малышева. Пермь, 2006. — 224 с.
  88. , Г. И. Социально-психологический тренинг / Г. И. Марасанов. — М.: «Когито-Центр», Московский психолого-социальный институт, 2007. 251 с.
  89. ЮЗ.Марищук, В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /В. Л. Марищук.-Л., 1982. 23 с.
  90. , А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  91. Ю5.Мегедь, В. В. Типы и эмпатия / В. В. Мегедь. Режим доступа: http://www.ru.laser.ru/authors/megedovcharov/typesempathy.htm
  92. , Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 200 с.
  93. , Г. Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию : автореф.дисс.канд. псих, наук: 10.02.20 / Михальченко Г. Ф. Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/48 617 — 58k
  94. , А. В. Деловая психология / А. В. Морозов. М.: Академический проект, 2005. — 1040 с.
  95. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ, пособие / П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, Е. А. Маслыко, С. И. Петрова. Минск: Высшая школа, 2001. — 522 с.
  96. Ю.Новикова, Л. А. Развитие межкультурной компетентности студентов педагогического университета на основе использования телекоммуникационных технологий: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Л. А. Новикова. Омск, 2007. — 23 с.
  97. Ш. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 3-е изд., стер. — М.: АЗЪ, 1996. — 928 с.
  98. , О. Ф. Развитие коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях организации креативного учебного процесса : дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. Ф. Остроумова. Казань, 2006. — 187 с.
  99. , Е. И. Учитель иностранного языка : мастерство и личность / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, Б. В. Царькова. М.: Просвещение, 1993. — 15 с.
  100. Педагогика школы: учеб. пос. для студ. пед. ин-тов- под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. — 384 с.
  101. Педагогика: учебн. для студ. пед. вузов и колледжей- под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002. -608 с.
  102. , И. В. Интегративно-интенсивный курс иностранного языка: психологический аспект личностного развития будущего учителя. Режим доступа: http://www.voppsyl.ru/contents/c916.htm
  103. , JI. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / JI. А. Петровская. М.: СОЮЗ, 1982.- 168 с.
  104. Пилавова-Слюсарева, JI. Ш Формирование информационной культуры как составляющей профессиональной подготовки студентов / JI. Ш. Пилавова-Слюсарева. Режим дступа: http: www.confifap.cpic.ru/spb2004/rus/reports/content189.html — 31k
  105. , И. П. Педагогика : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений М.: Просвещение: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1996.-432 с.
  106. , В. М. Комплекс видеофильмов для обучения студентов анализу урока иностранного языка / В. М. Поляков // Иностранные языки в школе. 1997. — № 1. — С. 24 — 31.
  107. , Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  108. Профессиональное лингвообразование / Н. Л. Уварова и др. — под ред. Н. Л. Уваровой. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2004. — 152 с.
  109. Психогимнастика в тренинге — под ред. Н. Ю. Хрящевой. — СПб.: «Ювента», Институт Тренинга, 1999. 256 с.
  110. Психологический отбор летчиков — под ред. Е. А. Милеряна. — Киев, 1986.-68 с.
  111. Психологический словарь. — Режим доступа: http://www.psi.webzone.ru/st/123 800.htm
  112. , Дж. Компетентность в современном обществе : выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. М., «Козито-центр». — 2002. -396 с.
  113. Резолюция Всероссийской межвузовской научно-методической конференции «На пути к Болонскому процессу: Самообучение. Самооценка. Самоконтроль». Режим доступа: http://ifl.finec.rn/news/resolconfO 108.html.
  114. , Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. Пер. с польск. М., 1979. — 262 с.
  115. , И. В. Современные информационные технологии в образовании : дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт. М.: Школа-Пресс, 1994. — 205 с.
  116. , Е. В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства : монография / Е. В. Романов Магнитогорск: МаГУ, 2001. — 245 с.
  117. , С. Л. Основы общей психологии : в 2-х т. Т. 2 / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. 328 с.
  118. , В. Г. Творчество. Краткий педагогический словарь / В. Г. Рындак. Оренбург. — 2001. — 108 с.
  119. , С. 3. Формирование коммуникативной культуры будущих менеджеров на основе компетентностного подхода: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. 3. Самаренкина. — Чебоксары, 2006. — 208 с.
  120. , В. И. Творчество и энергии самоутверждения / В. И. Самохвалова // Вопросы философии. 2006. — № 5. — С. 34 — 46.
  121. , В. А. НЛП-подходы в педагогическом процессе обучения студентов / В. А. Саушева, П. И. Шашурин. Режим доступа: http://magazine.mospsy.ru/nomer2/ped01 .shtml.
  122. , Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации / Г. К. Селевко. М: Народное образование, 1998. — 256 с.
  123. , В. А. О личностно ориентированных технологиях подготовки учителя / В. А. Сластенин, Н. Г. Руденко. — Режим доступа: http://www.informika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog3/at7.html.
  124. , В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры / А. В. Сластенин // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 5. — С. 4 — 15.
  125. Словарь русского языка- гл. ред. А. П. Евгеньева. М.: Русский язык, 1981. — 794 с.
  126. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности / С. Д. Смирнов: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-304 с.
  127. , Е. Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс лекций / Е. Н. Соловова. М.: Просвещение, 2002. — 239 с.
  128. , Н. М. Системно-синергетическая философия и концепция неопедагогики : стратегемы развития педагогической теории и практики / Н. М. Таланчук. Казань: ИССО РАО, 1996. — 71с.
  129. , С. А. Грамотность в компьютерный век / С. А. Танг-лян // Педагогика. 1995. — № 1. — С. 13 — 20.
  130. , В. В. Если знать, как действовать : разговор о методике воспитания / В. В. Титова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  131. , О. М. Формирование информационной компетентности будущих учителей иностранных языков. — Режим доступа: http: //www. www.ict.edu.ru/vconf/files/7215.doc.
  132. , К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К. А. Торшина // Вопросы психологии. 1998. -№ 4. — С. 35 — 43.
  133. , JI. В. Профессиональное становление педагога : компетентностный подход / JI. В. Трубайчук. Режим доступа: http://www.mirror.unix.kg/uploads/education/publications/methodological materials. doc
  134. , В. М. Использование социально-психологического тренинга в профессиональной подготовке учителя иностранного языка / В. М. Филатов, Г. Е. Филатова. Режим доступа: http://www. www.voppsy.ru/issues/1987/872/872 080.htm — 46k.
  135. , Ю. Г. Психодидактика высшей школы / Ю. Г. Фокин. — М.: МВТУ им. Н. Э. Баумана. 2006. — 293 с.
  136. , X. Ф. Развитие информационной компетентности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий. Режим доступа: www.bashedu.ru/strncol/vestnic/DOC%2 020 073/58.doc.
  137. , И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчика) / И. И. Халеева. М.: Высшая школа, 1989.-238 с.
  138. , Н. А. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в процессе изучения иностранного языка : дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. А. Харитонова. Магнитогорск, 2002.-190 с.
  139. , Р. Ю. Формирование информационной культуры педагога / Р. Ю. Хурум // Научный журнал КубГАУ. Краснодар: КубГАУ, 2007. — № 02(26). — Режим доступа http://www.ej.kubagro.ru/2007/02/pdf/06.pdf.
  140. , А. В. Ключевые компетенции как компонент лич-ностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской. — Режим доступа: http://www.eiudos.ru/news/compet-dis.html.
  141. , О. А. Исследование эмоциональной устойчивости в условиях напряженной деятельности / О. А. Черникова // Тез. сообщений на XVIII Междунар. психолог, конгрессе. Т. И. — М., 1966. — С. 71 -74.
  142. , Е. Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя / Е. Н. Шиянов. М.: МГТГУ- Ставрополь: Став-роп. гос. пед. ин-т, 1991. — 180 с.
  143. , В. А. Моделирование и философия / В. А. Штоф. М. — Л., «Наука», 1966. — 301 с.
  144. , И. М. Тест на оценку уровня поликоммуникативной эмпатии / И. М. Юсупов. Режим доступа: http://www. vsetesti.ru/74/ -107k.
  145. , И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Педагогика — Пресс, 1996. -285 с.
  146. A Common European Framework of Reference for Languages. Learning, Teaching, Assessment. Access route: http://culture2.coe.int/portfolio/documentsintro/commonframework.html.
  147. Barrett H. C. Create Your Own Electronic Portfolio: Using Off-the-Shelf Software to Showcase Your Own or Student Work // Learning & Leading with Technology, April, 2000. Access route: http://electronicpoitfolios.org/portfolios/iste2k.html.
  148. Fried-Booth, Diana. Project Work / Diana Fried-Booth Oxford University Press, Oxford: 2002. — 127 p.
  149. Gonnet J. Education aux medias: Les contreverses fecondes / J. Gonnet Paris: 2001. — 244 p.
  150. Guilford I.P. Kreativitat // G. Muhle und C. Schell, c. 13−36.
  151. Holec H. Autonomy and Foreign Language Learning / H. Holec — Oxford: 1979.-354 p.
  152. Little D. Learner Autonomy / D. Little Dublin: 1991. — 215 p.
  153. Lowes R. Helping Students to Learn. A Guide to Learner Autonomy / R. Lowes, F. Target Richmond Publishing, 1998. — 96 p.
  154. MacAndrew, Richard. Taboos and Issues / Richard Mac Andrew, Ron Martinez // Language Teaching Publications Series. Thompson Heinle, 2002. -91 p.
  155. Maslow, A. The Father Reaches the Human Nature. New York, 1971.-176 p.
  156. Mahili I. Learning Strategies: the Case in Autonomy / I. Mahili // IATEFL: 2001, Conference Selection, 17−21 April, 35th International Annual Conference -Brighton: 2001. -Ps. 93−105.
  157. Mertens, Dieter. Das Konzept der Schliisselqualifikationen in der Erwachsenenbildung. Access mode: http://www.andranet.de/downloads/texte/sq.doc.
  158. Parnes S.I. Creative Behaviour Workbook. New-York: Charles Scribner’s Sons, 1967. — 57 p.
  159. Rogers, C. The Interpersonal relationship in the Facilitation of Learning // Humanising Education: the Person in the Process. Washington, 1967.-346 p.
  160. Sinclair В. Learner Autonomy: the Cross-Cultural Question / B. Sinclair // IATEFL Newsletter. Issue 139. October-November 1997. — Ps. 12−13.
  161. Taylor J. The Road to Autonomy / J. Taylor // English Teaching Professional, Issue 24. July 2002. — Ps. 8 — 10.
  162. Tudor I. Autonomy and the «Traditional» Classroom / I. Tudor // IATEFL Newsletter. Issue 139. October-November 1997. — Ps. 18 — 19.
Заполнить форму текущей работой