Формирование и развитие резервов проектирования процессов повышения качества продукции промышленного предприятия
Основные положения диссертации получили апробацию на различных всероссийских, международных и национальных конгрессах, конференциях и семинарах, прошедших в 2008;2011 гг., на которых автор выступал с докладами и сообщениями, большинство из которых опубликованы. Среди них можно выделить: 1-ую Международную научно-практическую конференцию «Наука и бизнес» (г.Тамбов, 2009 г) — Международную… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЗЕРВОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
- 1. 1. Идентификация резервов проектирования процессов повышения качества продукции промышленного предприятия
- 1. 2. Систематизация теоретических подходов формирования и развития резервов проектирования процессов повышения качества продукции
- 1. 3. Разработка организационно-экономического механизма формирования резервов проектирования процессов повышения качества продукции промышленного предприятия
- Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ РЕЗЕРВОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
- 2. 1. Методы идентификации резервов проектирования в системе менеджмента качества промышленного предприятия
- 2. 2. Разработка методических рекомендаций по развитию резервов проектирования процессов повышения качества продукции промышленного предприятия
- Развитие технологии формирования резервов проектирования процессов повышения качества продукции промышленного предприятия
- Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЗЕРВОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
- 3. 1. Анализ результативности резервов проектирования процессов менеджмента качества промышленного предприятия
- 3. 2. Реализация резервов проектирования процессов повышения качества продукции промышленного предприятия
- 3. 3. Эволюционное развитие промышленных предприятий на базе стратегии идентификации резервов проектирования процессов повышения качества продукции
Формирование и развитие резервов проектирования процессов повышения качества продукции промышленного предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В условиях все возрастающей конкуренции, непредсказуемости изменений окружающей среды, методы управления качеством должны приобретать динамичный, непрерывно развивающийся характер, требующий постоянного совершенствования организационных условий и структур управления. Становится очевидным тот факт, что обеспечить не только развитие, но и даже сохранение системы управления качеством продукции на достигнутом уровне чрезвычайно сложно без структурирования процессов системы управления качеством и определения условий эффективного их применения при управлении проектами. При этом конкурентоспособность любого предприятия, независимо от размеров, формы собственности и других особенностей, зависит в первую очередь от качества продукта и соизмеримости его цены с предлагаемым качеством, т. е. от того, в какой степени предлагаемый продукт удовлетворяет запросам потребителя.
В современных условиях хозяйствования формирование и развитие резервов проектирования процессов качества продукции стало особенно актуальной. В нашей стране проектирование системы менеджмента качества (СМК) долгие годы было направлено на повышение ее гибкости и изменение распределительных функций различных уровней управления и планирования.
Проект — комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени и при установленном бюджете постановленных задач с четко определенными целями. Проектирование — широко используемый в управлении качеством инструмент, позволяющий аккумулировать информацию, требуемую для реализации разнообразных управленческих функций.
Возникновение и использование резервов проектирования обусловлено назревшими потребностями менеджмента, а дальнейшее развитие определяется во многом новыми тенденциями в теории и практике менеджмента, прежде всего, концепцией Всеобщего управления качеством (Total Quality Management — TQM) и международных стандартах ИСО серии 9000. Другими словами, резервы проектирования процессов повышения качества продукции развиваются под влиянием новых идей менеджмента и модифицируются в связи с его возникающими информационными потребностями.
Необходимость идентификации резервов проектирования качества в современных условиях хозяйствования в России вполне очевидна. Промышленная продукция, являясь результатом научно-технического прогресса, обладает свойством, позволяющим удовлетворять на определенном научно-техническом уровне потребности перерабатывающих отраслей в машинах и оборудовании. В этой связи назрела необходимость технологического перевооружения, что выражается ростом потребности различных отраслей в новом технологическом оборудовании — продукции промышленного предприятия.
Возрастающее значение стабильности промышленного производства и необходимость детальной проработки вопросов, связанных с резервами проектирования управления процессами СМК ПП обусловили актуальность темы диссертационного исследования, её выбор и круг рассматриваемых вопросов.
На разных уровнях научной абстракции проблемы поиска резервов проектирования процессов повышения качества продукции и услуг ПП исследовались по ряду направлений.
Рассмотрение философских и методологических факторов, определяющих качество продукции как экономических объектов, их взаимосвязи с внутренним и внешним условием функционирования ПП нашли отражение в работах Аристотеля, Е. Бем-Баверка, JI. Вальраса, Гегеля, У. Джевонсона, Д. Локка, К. Маркса, К. Менгера, В. Парето, П. Самуэльсона, Ф. Эджуорта.
Технологические вопросы управление качеством продукции, достаточно полно изучены зарубежными учеными В. Демингом, К. Исикавой, Ф. Кросби, В.Дж. Стивенсоном Г. Тагути, А. Фенгейбаумом, Дж. Харрингтоном,.
А. Шухартом, а также отечественными исследователями, среди которых широко известны работы Г. Г. Азгальдова, В. Я. Белобрагина, Б. И. Герасимова,.
A.B. Гличева, Д. С. Демиденко, Н. Д. Ильенковой, C.B. Пономарева, и других авторов.
Проблемы наполнения стратегии TQM развития ПП за счет бенчмар-кинговых, кайзен, кайрио, информационных, интеллектуальных, интеграционных, креативных, институциональных, коммуникационных и организационных резервов повышения качества продукции ПП отражены в работах Д. В. Бастрыкина, О. Г. Берстеневой, Ван Юй, О. В. Воронковой, А. И. Евсейчева, Ли Мина, Е. К. Румянцева, К. Н. Савина, Н. П. Сапожникова, E.JI. Пархоменко, Ю. В. Пережогина, М. М. Семилетовой, В. Г. Туркина, И. В. Шелковниковой,.
B.В. Жарикова, Цзи И, Ши Сяоцзе и других авторов.
Проблемы формирования резервов проектно-процессного потенциала ПП описаны в исследованиях ученых и специалистов-практиков JI.A. Кузнецова, К. А. Багриновского, М. А. Бендикова, Е. Ю. Хрусталева и других авторов.
Эти разработки, несомненно, имеют большое теоретическое и практическое значение. Однако в большинстве случаев отсутствует системный анализ проектирования резервов повышения качества продукции ПП, особенно процессов, структуры их организации и взаимодействия. На практике это препятствует реализации процессов СМК.
Недостаточно изучены процесс формирования проектно-процессной составляющей развития менеджмента качества ПП. Вследствие этого существенным образом снижается быстродействие количественной интерпретации показателей процесса развития резервов проектирования.
Из сказанного выше вытекает необходимость создания целостной, научно-обоснованной теории идентификации резервов проектирования процессов повышения качества продукции ПП, что предопределило выбор темы, цель, задачи и основные направления диссертационного исследования.
Основная цель диссертационного исследования состоит в постановке и решении научной задачи формирования резервов повышения качества продукции на основе развития проектной теории функционирования ПЛ.
В ходе исследования выделены три подцели с соответствующими задачами:
1 .Теоретическое обоснование резервов проектирования процессов повышения качества продукции промышленного предприятия (идентификация резервов проектирования процессов повышения качества продукции промышленного предприятиясистематизация теоретических подходов формирования и развития резервов проектирования процессов повышения качества продукцииразработка организационно-экономического механизма формирования резервов проектирования процессов повышения качества продукции промышленного предприятия).
2. Методические подходы идентификации резервов проектирования процессов повышения качества продукции промышленного предприятия (методы идентификации резервов проектирования в системе менеджмента качества промышленного предприятияразработка методических рекомендаций по развитию резервов проектирования процессов повышения качества продукции промышленного предприятияразвитие технологии формирования резервов проектирования процессов повышения качества продукции промышленного предприятия).
3. Практическая реализация формирования и развития резервов проектирования процессов повышения качества продукции промышленного предприятия (анализ результативности резервов проектирования процессов менеджмента качества промышленного предприятияреализация резервов проектирования процессов повышения качества продукции промышленного предприятияэволюционное развитие промышленных предприятий на базе стратегии идентификации резервов проектирования процессов повышения качества продукции).
Объектом диссертационного исследования являются промышленные предприятия, нацеленные на качественное развитие, а его предметом систематизация резервов проектирования процессов повышения качества продукции промышленного предприятия.
В качестве методологической базы диссертации использовались диалектические принципы, позволившие выявить основные характеристики исследуемых явлений и процессов в их взаимосвязи, определить тенденции их становления и развития. В процессе исследования были применены такие научные методы как анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, выявление причинно-следственных связей, индукция, дедукция, системный подход, а также исторический и логический методы.
Теоретической основой анализа задач, поставленных в диссертации послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области управления качеством продукции, производственные процесса, статистики, контроль качества, теории функционирования промышленного предприятия. При рассмотрении предметной области исследования использовались нормативно-правовые акты РФ, регулирующие исследуемые производственные процессы, официальные статистические данные и анализа процесса, а также результаты авторских опросных исследований и материалы периодической печати.
Работа выполнена в рамках п. 13.14. «Резервы и механизмы повышения качества продукции (услуг)» Паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: стандартизация и управление качеством продукции.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретико-методического аппарата по совершенствованию проектирования процессов повышения качества продукции промышленного предприятия, включая теоретическое обоснование резервов проектирования процессов повышения качества продукции и методических подходов их оценки, а также практическую реализацию резервов проектирования стратегии качества развития промышленного предприятия.
В результате проведенного исследования в диссертационной работе сформулированы и обоснованы следующие научные положения: введено в научный оборот понятие «резервы проектирования процессов повышения качества продукции промышленного предприятия», как совокупность неиспользованных ресурсов организационных и экономических компонентов и звеньев, обеспечивающих согласованное, взаимосвязанное и взаимодействующее функционирование всех элементов СМК ПП для достижения целей управления, которые динамично выявлены и направлены на формирование технико-экономического потенциала системы менеджмента качества промышленного предприятия. Это позволило разработать эффективные целенаправленные управляющие воздействия на многообразные условия и элементы, от которых зависит качество продукции 1111. обоснована зависимость формирования и развития резервов проектирования процессов повышения качества продукции промышленного предприятия от внутренних и внешних факторов, которые представлены четырьмя системами: территориальной (состояние окружающей среды и инфраструктуры) — социальной (демография, обучение, рынок труда) — экономической (результаты деятельности отраслей и предприятий) и институциональной (правила, стандарты, законы). Это позволило предложить структурную схему классификации резервов за счет системного процессного объединения полей научно-технического прогресса, передового производственного оборудования, инструмента, опыта, бизнес-процессов и инноваций. предложен состав и последовательность работ по формированию и развитию резервов проектирования процессов повышения качества продукции промышленного предприятия (кооперация между СМК ПП для увеличенияинновационные продукты и услугиобеспечение лучших дизайна, конструкции и функций с меньшим воздействием на окружающую среду при использовании и большей долей рынка), регламентированной международными стандартами, базирующейся на общей методологии — системном и процессном подходах к управлению качеством продукции. При этом, что поле резервов проектирования процессов повышения качества продукции промышленного предприятия выполняет роль технического регулятора в структуре развития промышленного предприятия с программно-целевой установкой результатов системного объединения полей научно-технического прогресса, передового производственного оборудования, инструмента, опыта, бизнес-процессов и инновацийпредложена методика оценки результатов реализации резервов проектирования процессов повышения качества, включающая исследование внутренней и внешней среды СМК ПП, позволяющая рассматривать конкурентоспособность продукции во временном аспекте. Методика реализует алгоритм поэтапного процесса оценки продукции с минимальными затратами по формированию и развитию резервов проектирования и выбором стратегии развития ПП на базе программно-целевого подхода, направленного на эффективность функционирования СМК. Это позволило установить количественную взаимосвязь качества продукции ПП направлениям, характеризующими эффективность функционирования СМК по методологии стандарта ГОСТ Р ИСО 9001−2008 и концепции TQMразработан и практически апробирован механизм, позволяющий осуществлять мониторинг резервов проектирования процессов повышения качества и анализировать выполнение поставленных целей: разработка данного аналитического инструмента была произведена на базе основных направлений (финансы, потребители, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие). Сущность данного аналитического инструментария заключается в создании каждым подразделением службы качества, возглавляемых заместителем генерального директора по качеству, т. е. разработкой и внедрением СМК должны заниматься освобождённые работники, а не «совместители», что позволит: прекратить практику перекрестного субсидирования, заинтересовать инвесторов во вложении средств в организации СМК, а это, в свою очередь, должно привести к развитию конкуренции и появлению экономических стимулов для повышения качества продукции.
Положения, рекомендации и выводы диссертационного исследования ориентированы на широкий круг специалистов, занимающихся вопросами управления качеством продукции, услуг в промышленном предприятии.
Самостоятельное практическое значение имеют: схема идентификации резервов проектирования и оценки процессов повышения качества продукции, которая характеризуется наличием системы стратегического планирования, стремлением руководства к повышению качества продукции, услуг, высокими стандартами обслуживания, системой контроля, системой удовлетворения жалоб потребителейалгоритм прогнозирования результативности и эффективности целей программы формирования и развития резервов проектирования процессов повышения качества продукции ПП на базе аддитивного критерия качества, учитывающего структуру суммарных затрат, связанных с качеством, по отношению к субъектам рынка 1111.
Основные положения диссертации получили апробацию на различных всероссийских, международных и национальных конгрессах, конференциях и семинарах, прошедших в 2008;2011 гг., на которых автор выступал с докладами и сообщениями, большинство из которых опубликованы. Среди них можно выделить: 1-ую Международную научно-практическую конференцию «Наука и бизнес» (г.Тамбов, 2009 г) — Международную научно-практическую конференцию «Современные проблемы и перспективы развития дотационных регионов» (г.Тамбов, 2009 г) — Всероссийскую научно-практическую конференцию «Социально-экономические особенности развития дотационных регионов» (г. Тамбов, 2009 г) — Международную научно-практическую конференцию «Инфраструктурное обеспечение инновационного развития экономики» (г. Тамбов, 2010 г) — Международную научно-практическую конференцию «Проблемы менеджмента и маркетинга в развитии экономики региона» (г.Тамбов, 2010 г) — 3-ю Международную научно-практическую конференцию «Современные проблемы науки» (г. Тамбов, 2010 г) — 6-ю Международную научно-практическую конференцию «Составляющие научно-технического прогресса» (г.Тамбов, 2010 г)-3-я Международную научно-практическую конференцию «Интеграция науки и производства» (г.Тамбов, 2010 г)-6-ю Международную научно-практическую конференцию «Глобальный научный потенциал» (г.Тамбов, 2010 г) — 3-ю Всероссийскую научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы вузовской науки» (г.Тамбов, 2010 г) — 3-ю Всероссийскую научно-практическую кластерную заочную электронную конференцию «Кооперация науки, образования, производства и бизнеса» (г.Тамбов, 2011 г.) — 3-ю Международную научно-практическую конференцию «Менеджмент: управление в социальных и экономических системах: сборник материалов» (г.Пенза, 2011 г.).
Научные и практические результаты выполненной работы прошли апробацию и приняты к использованию в деятельности ОАО «Тамбовгальва-нотехника» (г. Тамбов), что подтверждено справкой о внедрении.
Результаты исследования использованы в учебном процессе экономического факультета ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет» для подготовки экономистов по специальностям: «Финансы и кредит», «Экономика и управление», «Менеджмент организации» и «Маркетинг», что подтверждено соответствующими справками.
Содержание диссертации отражено в 20 авторских публикациях общим авторским объемом 20,63 печ. л., в том числе в ведущих рецензируемых журналах ВАК опубликовано 4 статьи авторским объемом 1,51 печ. л. Список наиболее значимых работ приведён в конце автореферата.
Структура работы определена поставленной целью и последовательностью решения сформулированных задач и построена по проблемно-тематическому принципу. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
По результатам данной работы можно сделать следующие основные выводы.
1. Результаты проведенных исследований и разработок моделей и методов идентификации резервов качества, а также экономических условий насыщения региональных рынков сертифицированными, социально-конкурентоспособными товарами позволили выделить цели и задачи внедрения систем качества и разработать, согласовать и апробировать в Тамбовской области алгоритм идентификации процессно-технологических резервов повышения качества продукции ПП.
2. В целом представленные результаты исследований и соответствующие рекомендации обеспечивают методическую базу сквозного механизма управления безопасностью и качеством товаров и услуг в сочетании с насыщением регионального рынка необходимыми товарами и дополнительными капвложениями, подъемом социально-экономического развития региона в новых условиях, определяемых острой потребностью в инвестиционных ресурсах для научно-производственной сферы.
3. Можно выделить следующие процессно-технологические факторы, направленные на повышение качества продукции ПП: удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства в насыщении рынка определенными товарами и услугамисоздание экономической среды, способствующей формированию рыночных отношений и конкуренциисоздание новых рынков и проникновение на мировой рыноквовлечение в активную деятельность неиспользованных талантов и ресурсоврешение проблемы занятости и самозанятостисодействие экономическому ростуактивизация инновационной деятельности за счет высокого уровня нововведений в ПП.
4. Качество продукции и менеджмент качества ПП как экономические категории многоаспектны и многомерны. Функциональные характеристики качества продукции проявляются на всех уровнях функционирования ПП через его менеджмент качества. Данные особенности формирования качества продукции и менеджмента качества ПП как экономических категорий выявили, что в условиях рыночных отношений основные экономические законы, статические и динамические законы развития ПП, а также общие законы экономического функционирования предприятия проявляют себя интегральным образом и позволяют выявить закономерность непрерывного и динамичного совершенствования качества продукции и менеджмента качества: постоянное улучшение и совершенствование качества продукции через менеджмент качества ПП является динамичным и непрерывным процессом развития, устойчивого и эффективного функционирования ПП, обеспечивающим его выживание. Каждая группа вышеперечисленных экономических законов определяет поле законов, на пересечении которых формируется поле законов качества ПП, с вектором развития его менеджмента качества как объективной закономерности динамики рыночных отношений ПП. Это в свою очередь дополняет и развивает представление о качестве продукции ПП как комплексном явлении, формирующем соответствующие экономические и специфические исторические формы общественных отношений.
5. Непрерывное совершенствование качества продукции формируют следующие основные этапы: борьба, выживание, конкуренция, расширение рынка, повышение производительности, удовлетворение потребителя. Непрерывное развитие менеджмента качества ПП обосновывают: качество продукции, качество процесса, качество деятельности, качество менеджмента, качество разработки, качество предприятия. Для сохранения конкурентного преимущества на рынке каждое предприятие должно постоянно развивать менеджмент качества через обновление, совершенствование и улучшение качества своей продукции.
6. Стратегия развития менеджмента качества в соответствии с концепцией TQM базируется на категории самооценки менеджмента качества ПЛ. Систематизация отечественного и зарубежного опыта в области менеджмента качества и самооценки менеджмента качества ПП, выявили следующее: оценку эффективности менеджмента качества целесообразно проводить по результатам самооценки состояния функционирования ПП. Самооценка менеджмента качества ПП обеспечивает систематический и всесторонний анализ деятельности и результатов, дающих общее представление о функционировании предприятия и степени развития его менеджмента качества, что позволяет определить области, нуждающиеся в улучшении и приоритеты.
7. Методической основой механизма самооценки менеджмента качества ПП является концепция TQM, которая не ограничивается строгими требованиями и представляет руководителям большой набор подходов и методов для выполнения требований стандартов, тем самым отвечает на вопрос, как обеспечить и улучшить качество продукции ПП.
8. Методика построения дерева целей процессно-технологического менеджмента качества предприятия, позволяющая оперативно выявить и систематизировать факторы, которые должны быть учтены при построении целевой функции управления и ограничений при принятии решений по самооценке менеджмента качества ПП в условиях неопределённости. Было установлено, что если системный анализ проблем менеджмента качества осуществляется одним коллективом, то в состав дерева целей ПП следует включать лишь собственно цели, непосредственно определяющие показатели эффективности функционирования ПП, и не включать пути (средства) достижения этих целей.
Список литературы
- Горбашко, Е. А. Управление качеством: Учебное пособие/Е.А. Гор-башко. СПБ: Питер, 2008. -384с.:ил. — (Серия «Учебное пособие»).
- Войтоловский, В. Н. Управление качеством продукции на предприятии/ В. Н. Войтоловский. Л.: Изд-во «Машиностроение» (Ленингр. отд-ние), 1975 г. -64с.
- Хватов, Б.Н. Гибкие производственные системы. Расчет и проектирование: учеб. пособие / Б. Н. Хватов. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. унта, 2008. — 112с.
- Ванин, В. А. Проектирование технологических процессов маханиче-ской обработки и сборки: учеб. пособие / В. А. Ванин, А. Н. Преображенский, В. Х. Фидаров. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2005. — 172с.
- Антонов, Г. А. Стандартизация и качество промышленной продукции: учеб. пособие / Г. А. Антонов. М.: Изд-во Ленинградского университета Ленинград, 1979. — 143с.
- Муратов, В.И. Проектирование механосборочных цехов: Метод, указ/ сост. В. И. Муратов. Тамбовск. ин-т химическ. машиностр., 1989. — 31с.
- Замалин, B.C. Стандартизация и машиностроение: учеб. пособие для учебных заведений профессионально-технического образования / B.C. Замалин. М.: Изд.2-е, переработ, и доп. М., «Высшая школа», 1972. — 172с. С ил л.
- Проблемы экономики и менеджмента качества: программа и материалы международной школы-семинара молодых ученых (25−30 сентября 2006 г., г. Тамбов) / ТГТУ. Тамбов, 2006. — 308с.
- Миронов, М.Г. Управление качеством: учеб. пособие / М. Г. Миронов. M.: TTC Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 288с.
- Туркин, В.Г., Герасимов, Б.И., Жариков, В. Д. Качество машиностроительной продукции / В. Г. Туркин, Б. И. Герасимов, В.Д., Жариков. Под науч. ред. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2005. -104с.
- Овсеенко, А.Н., Серебряков, В.И., Гаек, М. М. Технологическое обеспечение качества изделий машиностроения. Учебное пособие / А. Н. Овсеенко, В. И. Серебряков, М. М. Гаек. М.: «Янус-К», 2004. — 296с.
- Миргородец, Д.Н., Герасимов, Б.И., Жариков, В. В. Резервы и механизм повышения качества машиностроительной продукции: монография / Д. Н. Миргородец, Б. И. Герасимов, В. В. Жариков. Тамбов: Издательство ИП Чеснокова A.B., 2008. — 140с.
- Пономарев, C.B., Мищенко, C.B., Белобрагии, В .Я. управление качеством продукции. Введение в системы менеджмента качества: Учебноепособие / C.B. Пономарев, C.B. Мищенко, В.Я. Белобрагии- М.:РИА «Стандарты и качество», 2004. 248с.: ил.
- Егоров, М.Е. Основы проектирования машиностроительных заводов. Изд. б-е, переработ, и доп. Учебник для машиностроит. вузов / М. Е. Егоров. М.: «Высш. школа», 1969. — 480с.
- Лифиц, И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник / И. М. Лифиц. М.: Юрайт, 2000. — 285с.
- Шелковникова, И.В., Герасимов, Б.И., Сизикин, А. Ю. Экономический анализ команд качества / И. В. Шелковникова, Б. И. Герасимов, А. Ю. Сизикин. Под науч. ред. д-ра экон. наук Б. И. Герасимов. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2006. — 108с.
- Герасимов, Б.И., Сизикин, А.Ю.Качество в системе упрапвления предприятием / Б. И. Герасимов, А.Ю. Сизикин- М.: Машиностроение, 2000. 104с.
- Цзи, И. Формирование и развитие коммуникационных резервов повышения качества продукции промышленного предприятия: монография / И Цзи. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2007. — 120с.
- Хуан Энь. Экономический анализ процессов повышения качества продукции предприятия: монография / Энь Хуан, Б. И. Герасимов, А. Ю. Сизикин. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. — 88с.
- Актуальные проблемы российского менеджмента: сб. науч. тр.- Под науч. ред. д-ра эконом, наук, проф. В. В. Быковского. Тамбов: Тамб. гос. тех. ун-та, 2007. — 252с.
- Гаврилов, Д.А. Управление производством на базе стандарта MRP II / Д.А.Гаврилов- СПб: Питер, 2002. 320с.: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»).
- Лифиц, И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник / И. М. Лифиц. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2006. -350с. -(Основы наук).
- Дворецкий, С.И., Майстренко, A.B.Математическое моделирование и оптимизация технологических процессов: Учеб. пособие / С. И. Дворецкий.- Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2000. 60с.
- Гумеров, А.Ф., Схиртладзе, А.Г., Гречишников, В.А., Жарин, Д.Е., Юрасов, С. Ю. Управление качеством в машиностроении: учебное пособие / А. Ф. Гумеров, А. Г. Схиртладзе, В. А. Гречишников и др. Старый Оскол: ТНТ, 2008. — 168с.
- Пережогин, В.Ю. Идентификация информационных резервов повышения качества продукции и услуг коммерческой организации: монография / В. Ю. Пережогин. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2007. — 128с.
- Труды ТГТУ: сборник научных статей молодых ученых и студентов.- Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2007. 320с. — Вып.20.
- Салимова, Т.А. История управления качеством: учебное пособие / Т. А. Салимова, Н. Ш. Ватолкина. -М.: КНОРУС, 2005. 256с.
- Ильенкова, С.Д., Ильенкова, Н.Д., Мхитарян, B.C. Управление качеством: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, B.C. Мхитарян и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. -334с.
- Ильенкова С.Д. Производственный менеджмент: Учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, A.B. Бандурин, Г. Я. Горбовцов и др.- Под ред. Ильенковой С. Д. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-583с.
- Щеглов, И.Т., Воронкова, О.В. Система управления качеством научно-промышленного потенциала Тамбовского региона: Монография / И. Т. Щеглов, О. В. Воронкова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2004. -160с.
- Корж, A.B., Герасимов, Б.И., Сизикин, А. Ю. Экономический анализ премий качества / A.B. Корж, Б. И. Герасимов, А. Ю. Сизикин, под науч. ред. д-ра экон. наук Б. И. Герасимов. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2006. -80с.
- Герасимов, Б.И., Злобина, Н.В., Спиридонов, С. П. Управление качеством: учебное пособие / Б. И. Герасимов, Н. В. Злобина, С. П. Спиридонов. -М. :КНОРУС, 2005. 272с.
- Григорьева, C.B., Пономарев, C.B., Трофимов, A.B. Стандартизация и сертификация: Учеб. пособие / C.B. Григорьева, C.B. Пономарев, A.B. Трофимов. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2005. — 112с.
- Волков, Д.П., Николаев, С.Н. Повышение качества сроительных машин / Д. П. Волков, С. Н. Николаев. -М.:Стройиздат, 1984. 168с.
- Смирнов, C.B., Ефимушкин, С.Н., Колобов, А. А. Управление машиностроительным предприятием: Учеб. для машиностр. спец. вузов / C.B. Смирнов, С. Н. Ефимушкин, A.A. Колобов и др.- Под. Ред. С. Г. Пуртова, C.B. Смирнов. М.: Высш. шк., 1989. — 240с.
- Швандар, В.А., Панов, В.П., Купряков, Е. М. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов / В. А. Швандар, В. П. Панов, Е. М. Купряков и др.- Под ред. Проф ВА Швандара. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2000. — 487с.
- Аристов, О.В. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов / О. В. Аристов. М.: ИНФРА-М, 2004. — 240с.: ил. — (Высшее образование).
- Савин, Г. И. Системное моделирование сложных процессов / Г. И. Савин. М.: ФАЗИС: ВЦ РАН, 2000. — 276с. (Математическое моделирование. Вып. З)
- Димов, Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник для вузов.3-е изд / Ю. В. Димов. СПб.: Питер, 2010. — 464с.: — (Серия «Учебник для вузов»).
- Азгальдов, Г. Г. Потребительная стоимость и ее измерение / Г. Г. Аз-гальдов. М.: Экономика, 1971. — 167с.
- Андреев, Б. Г. Экономическое значение повышения качества продукции / Б. Г. Андреев. JL: Лениздат, 1982. — 133с.
- Бадалов, Л.М. Экономические проблемы повышения качества продукции / Л. М. Бадалов. М.: Экономика, 1982. — 205с.
- Барнгольц, С.Б. Рекомендации по подготовке кандидатских диссертаций по специальным дисциплинам / С. Б. Барнгольц. М.: Финансовая академия, 2000. — 32с.
- Басовский, JI.E. Управление качеством: учеб. / JI.E. Басовский, В. Б. Протасьев. М.: ИНФРА-М, 2002. — 212с.
- Белобрагин, В.Я. Современные проблемы теории управления эффективностью производства и качеством продукции в условиях становления рынка / В. Я. Белобрагин М.: Изд-во стандартов, 1994. — 235с.
- Бендерский, A.M. Обеспечение качества продукции / A.M. Бендер-ский. -М.: Издательство стандартов, 1988 г. 120с. (Всеобуч по качеству).
- Бобровников, Г. Н. Прогнозирование и управление техническим уровнем и качеством продукции / Г. Н. Бобровников, А. И. Клебанов. М.: Изд-во стандартов, 1984. — 230с.
- Богатин, Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия / Ю. В. Богатин. М.: Изд-во стандартов, 1991 — 196с.
- Богатырев, A.A., Филиппов Ю. Д. Стандартизация статистических методов управления качеством / A.A. Богатырёв, Ю. Д. Филиппов. -М.: Изд-во стандартов, 1990. 156с.
- Бойцов, В.В. Научные основы комплексной стандартизации технологической подготовки производства / В. В. Бойцов. М.: Машиностроение, 1982.-245с.
- Боумэн, К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под ред. JI. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. -175с.
- Будищева, И.А. Регулирование затрат на обеспечение качестыва продукции / И. А. Будищева, Я. Д. Плоткин. М.: Издательство стандартов, 1989.- 184с.
- Ван Чжо. Чжунго ши цзинцзи тичжи яньцзю (Исследование экономической системы китайского типа). Гуандун, 1983. — 116с.
- Ван Мин. О событиях в Китае. М.:Политиздат, 1969. — 64с.
- Ван Мин. Полвека КПК и предательство Мао Цзэдуна. М., 1975. -312с.
- Ванин В.И. Государственный капитализм в КНР. М.:НАУКА, 1974. -327с.
- Варакута, С.А. Управление качеством продукции / С. А. Варакута -М.: ИНФРА М, 2001. — 207с. (Серия «Вопрос — ответ»).
- Версан, В.Г. Интеграционное управление качеством. Новые возможности и пути развития / В. Г. Версан. М.: Изд-во Акад. Информации, 1994.-86с.
- Всеобщее управление качеством: учебник для вузов / О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин. М.: Горячая линия — Телеком, 2001.-600с.
- Гаврилов Д.А. Управление производством на базе стандартов MRP II 2-е изд.- Питер, 2005.-416с.
- Герасимов, Б.И. Эффективные стратегии научно-технического прогресса: парадигмы качества / Б. И. Герасимов. Тамбов: Тамб. гос. техн. унт. 1998.-72с.
- Герасимов, Б.И. Экономико-математические модели погрешностей оценки качества / Б. И. Герасимов. Тамб. гос. техн. ун-т. Тамбов, 1997. -80с.
- Герасимов, Б.И. Качество в системе управления предприятием / Б. И. Герасимов, А. Ю. Сизикин. М.: Машиностроение, 2000.-104с.
- Герасимов, Б.И. Экономические теории качества: генезис теории и практики системного подхода / Б. И. Герасимов, С. П. Спиридонов, М. В. Смагин. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2001. — 132с.
- Гиссин В.И. Управление качеством продукции: учебн. пособие / В. И. Гиссин. Ростовн н/Д: Феникс, 2000. — 256 с. (учебники «Феникса»).
- Гличев, A.B. Что такое качество? / A.B. Гличев, В. П. Панов, Г. Г. Азгальдов. М.: Экономика, 1968. — 215с.
- Гончарук, В.А. Развитие предприятия / В. А. Гончарук. М.: Дело, 2000. — 208с.
- Губанов, В.А. Введение в системный анализ / В. А. Губанов, В. В. Захаров, А. Н. Коваленко // под ред. JI.A. Петросяна. JL: Издательство Ленинградского университета, 1988. -232с.
- Демиденко, Д.С. Управление затратами при формировании качества промышленной продукции / Д. С. Демиденко. СПб.: Изд-во СПб. УЭФ, 1995.-96с.
- Долинская М. Г., Соловьёв И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Изд-во стандартов, 1991.-128с.
- Жданов, С.А. Методы и рыночная технология экономического управления / С. А. Жданов. М.: «Дело и сервис», 1999. — 272с.
- Жданов, С.А. Основы теории экономического управления предприятием: учебник / С. А. Жданов. М.: Издательство «Финпресс», 2000. — 384с.
- Жданов, С.А. Экономические модели и методы в управлении / С. А. Жданов. М.: Издательство «Дело и сервис, «1998 г. — 176с.
- Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия: учебное пособие / Н. Л. Зайцев. М.: ИНФРА — М, 1996. — 284с.
- Исикава К. Японские методы управления качеством: сокр. пер. с англ./Науч. ред. и авт. предисл. A.B. Гличев. -М.: Экономика, 1988. -215с.
- Методы управления затратами и качеством продукции: учебное пособие / В. Э. Керимов, Ф. А. Петрище, П. В. Селиванов, Э. Э. Керимов. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. — 108с.
- Кайдзен: ключ к успеху японских компаний / Масааки Имаи- Пер. с англ. М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004. — 274с. — (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»).
- Качество в 21 веке. Роль качества в обеспечении конкурентноспособности и устойчивого развития / под ред. Т. Конти, Е. Кондо, Г. Ватсона / пер. с англ. Раскина А. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005 .-232с.
- Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию /пер. с англ. М. ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004.-320С.
- Когут, А.Е. Экономическая метрология / А. Е. Когут. JL: Наука, 1990.- 183с.
- Конарева, JI.A. Управление качеством продукции в промышленности США / Л. А. Конарева. М.: Наука, 1977. — 256с.
- Конарева, Л.А. Качество критерий мирового рынка / Л. А. Конарева. — М.: Знание, 1989. -47с.
- Конарева, Л.А. Стоимость качества / Л. А. Конарева. М.: Наука, 1971.- 156с.
- Кондратьев, Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики / Н. Д. Кондратьев. М.: Наука, 1991.-570с.
- Красавин, Л.П. Философия истории / Л. П. Красавин. СИб.: АО «Комплект», 1993. — 96с.
- Кремнев, Г. Р. Управление производительностью и качеством: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации» Модуль 5 / Г. Р. Кремнев. М.: «ИНФРА-М», 1999. — 312с.
- Круглов М.Г. «Менеджмент систем качества». М.: ИПК Издательство стандартов, 1997.-368с.
- Крук Д. М. «Организация, Проектирование и управление промышленным предприятиям, учебник для экономических специальностей ВУЗов, Экономика, Москва: 2001.- 412с.
- Лапидус, В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / В. А. Лапидус // Гос. ун-т управления- Нац. фонд подготовки кадров. М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. — 432с.
- Львов, Д.С. Экономика качества продукции / Д. С. Львов. М.: Экономика, 1972. — 316с.
- Лопатников, Л.И. Экономико математический словарь / Л.И. Лопатников//- 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.
- Майминас, Е. Процессы планирования в экономике: информационный аспект / Е. Майминас. М.: Экономика, 1971. — С. 35 — 36.
- Маркс, К. Экономические рукописи. 1857 1861. / К. Маркс. — М.: Политиздат, 1980. — С.115 — 120с.
- Матвеев, Л.А. Экономическое обеспечение систем управления качеством продукции. Л.: Машиностроение, Ленингр. Отд-ние, 1983. — 152с.
- Машкович, И. К. Стандарты и качество продукции в сельском хозяйстве / И. К. Машкович. М.: Знание, 1974. — 64с.
- Свиткин, М.З. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе на основе международных стандартов ИСО / М. З. Свиткин, В. Д. Мацута, K.M. Рахлин. СПб.: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕИ, 1999.-403с.
- Месарович, М. Общая теория систем : математические основы / М. Месарович, Я. Тахакара — пер. с англ. под ред. C.B. Емельянова М.: Мир, 1978.-328с.
- Михайлова, Е.А. Основы бенчмаркинга / Е. А. Михайлова. М.: Юрист, 2002.-110с.
- Ю.Моисеев, H.H. Математические задачи системного анализа / H.H. Моисеев. М.: Наука, 1981. -487с.
- Ш. Мочалов, Б. М. Потребности социалистического общества/ Б. М. Мочалов. М.: Знание, 1975. — 69с.
- Новицкий, Н.И. Управление качеством продукции: учеб. пособие / Н. И. Новицкий, В. Н. Олексюк Мн.: Новое знание. 2001 — 238с. — (Экономическое образование).
- Новожилов, В.В. Измерение затрат и результатов / В. В. Новожилов. М.: Экономика, 1967. — 376с.
- Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: учебник / А. И. Харламов, О. Э. Башина, В. Т. Бабурин и др.- Под ред. А. А. Спирина, О. Э. Башиной. 4-е изд. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 296с.
- Огвоздин, В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: учебное пособие / В. Ю. Огвоздин. М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999 г.-160с.
- Окрепилов, В.В. Управление качеством: учебник для вузов / В.В. Окрепилов- 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998. -639с.
- Оптнер, C.JI. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем / C.JI. Оптнер // Пер. с англ. М.: Советское радио, 1969. -216с.
- Организация производства: учеб. для вузов/ О. Г. Туровец, В. Н. Попов, Б. Н. Родионов и др. — под ред. О. Г. Туровца. Воронеж, 1993.-384с.
- Организация, Проектирование и управление предприятием машиностроения / И. М. Разумов, JI.A. Глаголева, М. И. Ипатов, В. П. Ермилов.-М.: Машиностроение, 1982.-544с.
- Основы современного менеджмента качества. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1998.-208с.
- Основы управления персоналом: учеб. для вузов / Б. М. Генкин, Г. А. Кононова, В. И. Кочетков и др. — под ред. Б. М. Генкина. М.: Высш. ж, 1996.-383с.
- Пономарёв C.B., Мищенко C.B., Белобрагин В. Я. Управление качеством продукции. Введение в системы менеджмента качества: Учебное пособие. М.: РИА «Стандарты и качество». — 2004.-248с.
- Перспективы развития российской экономики. Межвузовский сборник научных трудов. СПб.: изд-во СПбГПУ, 2002.- 340с.
- Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Рай-зберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. 2-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 1999.-479с.
- Райхман, Э.П., Азгальдов Г. Г. Экспертные методы в оценке качества товаров / Э. П. Райхман, Г. Г. Азгальдов. М.: Экономика, 1974. -151с.
- Ребрин Ю.И. Управление качеством: учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 174с.
- Робертсон, Б. Лекции об аудите качества / Б. Робертсон // Пер. с англ.- Под общей ред. Ю. П. Адлера. Изд. 2-е, испр. М.: Редакционно-информационное агентство «Стандарты и качество», 2000. — 264с.
- Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в пищевой промышленности./Пер. с англ. О. В. Замятиной.- М.: РИА «Стандарты и качество», 2002. 168с. — («Дом качества», вып. 8(17))
- Рыжков, Н.И. Управление качеством продукции в новых условиях хозяйствования. -М.: Издательство стандартов, 1992. 167с.
- Рыночная экономика: 200 терминов / Под общ. ред. Г. Я. Ки-пермана. М.: Политиздат, 1991. — 224с.
- Салимова, Т.А. История управления качеством: учебное пособие / Т. А. Салимова, Н. Ш. Ватолкина. М.: КНОРУС, 2005. — 256с.
- Салимова, Т.А. Самооценка деятельности организации : учеб. пособие / Т. А. Салимова, Ю. Р. Еналеева. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005.- 188с.
- Самочкин, В.Н. Гибкое развитие предприятия: Анализ и Проектирование / В. Н. Самочкин. 2-е изд., исп. и доп. — М.: Дело, 2000. — 376с.
- Селиванов, М. Н. Качество измерений / М. Н. Селиванов, А. Э. Фридман, Ж. Ф. Кудряшова. JL: Лениздат, 1987. — 287с.
- Сергеев, И.В. Экономика предприятия : учеб. пособие / И. В. Сергеев М.: Финансы и статистика, 1997. — 304с.
- Серов, М.Е. Модели для TQM / М. Е. Серов. СМЦ «Приоритет». 1998.-64с.
- Серов, М.Е. Основные концепции и методология TQM / М. Е. Серов. СМЦ «Приоритет». 1998. — 56с.
- Синько, В.И. Проблемы экономики и качества продукции / В. И. Синько. М.: Экономика, 1971. — 263с.
- Систематизированный материал по системам менеджмента качества на основе МС ИСО 9000 версии 2000 года для использования специалистами по качеству при повышении квалификации. Москва 2001.- 124с.
- Системный анализ и структура управления / под. ред. В.Г. Шори-на. М.: Знания, 1975. 303с.
- Словарь терминов современного предпринимательства / Под ред. проф. В. В. Морковкина.-М.: «Радикс», 1995.-432с.
- Современный финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. М. Г. Лапусты, П. С. Никольского. М.: ИНФРА-М, 1999. — 526с.
- Соловьев, B.C. Соч. в 2-х т. / B.C. Соловьев. М.: Мысль, 1990.458с.
- Сомик, К.В. Связные информационные структуры / К. В. Соловьев. М.: Финансы и статистика, 1997. — 128с.
- Справочное пособие директору производственного объединения, предприятия: (Экономика, организация, Проектирование, управление). В 2-х т. / Под ред. Г. А. Егиазаряна, А. Д. Шеремета. 2-е изд., пе-рераб. и доп.-М.: Экономика, 1985.-528с.
- Стандартизация и управление качеством продукции: учебник для вузов / В. А. Швандар, В. П. Панов, Е. М. Купряков и др.- под ред. проф. В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 487с.
- Стивенсон В.Дж. Управление производством / пер. с англ. М.: Бином- Лаборатория базовых знаний, 2002. — 928с.
- Струве, П.Б. Интеллигенция и народное хозяйство / П. Б. Струве. СПб. 1911.-45с.
- Теоретическая экономика. Политэкономия: учебник для вузов / Под ред. Г. П. Журавлёвой, H.H. Мильчаковой. М.: Банки и биржи, ЮНИ-ТИ. 1997.-485с.
- TQM 21. Проблемы, опыт, перспективы. Вып. 1 / Под ред. В. Л. Рождественского и В. А. Качалова. — М.: ИздАТ, 1997. — 192с.
- TQM 21. Проблемы, опыт, перспективы. Вып. 2 / Под ред. В. Л. Рождественского и В. А. Качалова. — М.: ИздАТ, 1997. — 288с.
- Туркин, В.Г. Качество машиностроительной продукции / В. Г. Туркин, Б. И. Герасимов, В. Д. Жариков- Под науч. ред. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. -104с.
- Управление предприятием: Словарь-справочник M.: Профиз-дат, 1990.-336с.
- Управление машиностроительным предприятием: учеб. для машиностр. спец. вузов / C.B. Смирнов, С. Н. Ефимушкин, A.A. Колобов и др.- под. ред. С. Г. Пуртова, C.B. Смирнова. М.: Высш. шк., 1989. -240с.
- Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества: учебное пособие/С.В.Пономарев, C.B. Мищенко, РИА «Стандарты и качество», 2005.
- Управление качеством: введение в экономический анализ: метод, рекомендации / Автор-сост. д.э.н., проф. Б. И. Герасимов. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2000. — 56с.
- Управление качеством: учебник для вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. 199с.
- Управление качеством промышленного предприятия / Д.В. Баст-рыкин, А. И. Евсейчев, Е. В. Пижегородов, Е. К. Румянцев, А. Ю. Сизикин,
- О.И. Торбина- под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б. И. Герасимова. М.: «Издательство Машиностроение-1», 2006. — 204с.
- Управленческое консультирование: В 2-х т. Т. 1.: пер. с англ. -М.: СП «Интерэксперт», 1992. 319с.
- Управленческое консультирование: В 2-х т. Т. 2.: пер. с англ. -М.: СП «Интерэксперт», 1992. 350с.
- Управление это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. — М.: Республика, 1992.
- Фатхутдинов, P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / P.A. Фатхутдинов. М.: ИНФРА-М. — 2000. — 312с. — (Серия «Высшее образование»).
- Фейгенбаум, А. Контроль качества продукции / А Фейгенбаум. М.: Экономика, 1986.- 175с.
- Харринтон, Дж. Управление качеством в американских корпорациях / Дж. Харрингтон. М.: Экономика, 1990. — 323с.
- Швец, В.Е. Стимулирование повышения качества продукции и труда / В. Е. Швец. М.: Изд-во стандартов, 1983. — 168с.
- Шепелев, С.Н. Системы качества и конкурентоспособности продукции / С. Н. Шепелев. М.: РИЦ «Татьянин день», 1993. — 256с.
- Штейнберг, Ш. Е. Идентификация в ситемах управления. / Ш. Е. Штейнберг. М.: Энергоатомиздат, 1987. — 80с.
- Щукин, О.С. Генезис категории «качество» в методологии самооценки организации / О.С. Щукин- Воронеж, гос. ун-т. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2005. — 184с.
- Эванс, Дж. Маркетинг / Дж. Эванс, Б. Берман — сокр. пер. с англ. -М.: Экономика, 1990.
- Экономика качества. Основные принципы и их применение / под ред. Дж. Кампанеллы / пер. с англ. А. аскина/ науч. Ред. Ю. П. Адлер и С. Е. Щепетова. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2005 .-280с.
- Экономика предприятия / В .Я. Горфинкель, Е. М. Купряков,
- B.Ф. Прасолова и др.- под ред. проф. Е. М. Купрякова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.-367с.
- Экономическая теория: учеб. для вузов / под ред. Г. П. Журавлёвой, В. М. Юрьева. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2000. 757с.
- Энгельс, Ф. Диалектика природы / Ф Энгельс. М.: Политиздат, 1975.-С. 200−210.
- Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие / А.Ю. Юданов- 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. — 304с.1. Статьи
- Богданова М.В. «В бюрократической системе внедрить ТРМ невозможно» // Методы менеджмента качества. 2004. -№ 1 С.26−29
- Богданова М.В. Рабочие группы основа ТРМ. // Методы менеджмента качества. 2004. — № 4 С. 15−19
- Боков, В.А. Проблема «Качество» / В. А. Боков, В. И. Галяев // Стандарты и качество. 1996. — № 8. — С.49 — 52.
- Гличев, A.B. Очерки по экономике и организации управления качеством продукции / A.B. Гличев // Стандарты и качество. 1995. — № 4.1. C.47−51.
- Захаров, М.Г. Система качества это инструмент самосохранения предприятия в условиях кризиса / М. Г. Захаров // Стандарты и качество.- 1999. № 2. — С.33 — 34.
- Искандарян P.A. Организационная структура продвижения ТРМ. // Методы менеджмента качества. 2004. -№ 1 С.24−25
- Качалов, В.А. Зарубежный опыт проведения самооценки деятельности в области качества / В. А. Качалов // Стандарты и качество. 1997.- № 5. С. 47 — 52.
- Качалов, В.А. Критерии выявления и оценки лидеров в обеспечении высокого качества: британско-европейский подход / В. А. Качалов // Стандарты и качество. 1995. — № 2. — С. ЗО — 36.
- Котин, М. Маркетинг производства призвание машин/ М. Котин, П. Куликов//Секрет фирмы 2006 № 2, С.41−47.
- Крянев, Ю.В. Образ качества / Ю. В. Крянев, М. А. Кузнецов // Стандарты и качество. 1997. — № 4. — С.66 — 69.
- Крянев, Ю. В. Социальное качество / Ю. В. Крянев, М. А. Кузнецов // Стандарты и качество. 1997. — № 7. — С.40 — 43.
- Лапидус, В.А. Прежде чем внедрять стандарты ИСО серии 9000, надо навести элементарный порядок на производстве / В. А. Лапидус // Стандарты и качество. 1999. — № 2. — С.32 — 33.
- Лапидус, В.А. Статистические методы, всеобщее управление качеством, сертификация и кое-что ещё. / В. А. Лапидус // Стандарты и качество. 1996. — № 5. — С.66 — 68.
- Ли, Мин. Формирование и развитие процессно-технологических резервов повышения качества продукции промышленного предприятия / Мин Ли, Б. И. Герасимов // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. — Вып. 3(59). — С.89−92.
- Ли, Мин. Теоретическое обоснование процессно-технологических резервов повышения качества продукции промышленного предприятия / Мин Ли, Б. И. Герасимов // вопросы современной науки и практики Ун-т им.
- B.И. Вернадского. — Тамбов: Издательство ТГТУ, 2008. Вып. 2 (12).1. C.146−152.
- Ли, Мин. Теория резервов качества продукции / Мин Ли, Сяоцзе Ши // Экономика и управление качеством: учет, анализ, методы, модели, инструменты и аудит: сборник научных трудов. Тамбов: Издательство ТГТУ, 2007. Выпуск 3. — С.291−296.
- Ли, Мин. Правовые средства обеспечения качества продукции в КНР / Мин Ли // Наука и устойчивое развитие общества. Наследие В.И.
- Вернадского: Сборник материалов 3-й междунар. научно-практической конференции: 25−26 сентября 2008 г. Тамбов: Издательство ТАМБОВ-ПРИНТ, 2007.
- Пшенникова М.В. Внутрифирменные средства коммуникации в системе ТРМ // Методы менеджмента качества. 2004. -№ 5 С. 10−14
- Богданова М.В. Отдельные улучшения в рамках ТРМ. // Методы менеджмента качества. 2004. № 3 С.8−12
- Пшенникова М.В. Управление качеством в системе ТРМ. // Методы менеджмента качества. 2004. № 6 С.21−24
- Рахлин, K.M. Состав затрат на обеспечение качества / K.M. Рах-лин, Л. Е. Скрипко // Стандарты и качество. 1998. — № 8. — С.51 — 54.
- Свиткин, М.З. От семейства стандартов ИСО 9000 к всеобщему менеджменту качества / М. З. Свиткин // Стандарты и качество. 1997. — № 9.- С.43−48.
- Хуан, Энь. Управление качеством производства продукции промышленного предприятия / Энь Хуан // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010.338с. — Вып. 9(30). С. 269 — 278.
- Ashby, W.R. An Introduction to cybernetics / W.R. Ashby. L.: Chipmunk, Hall. — 1956.- 265 p.
- Bell, D. The Corning of Post Industrial Society / Bell, D. — N.Y.: Basic Books. — 1976. — Р. 16 — 19.
- Couse, R. The Nature of the Firm / R. Couse. Economics, 1937, November. -P. 476−477.
- Dictionary of business and management. The Macmillan Press Ltd. — 1990.- 299 p.
- Dodge, H.F. Keep it Simple / H.F. Dodge // Quality progress. 1973. -№ 8.-P. 11−12.
- Feigenbaum, A.V. Total Quality control / A.V. Feigenbaum // Taternational conferenceon guality control proceedings, Tokyo. 1969. — P. 17- 20.
- Feigenbaum, A.V. Total Quality control / A.V. Feigenbaum. N.Y., Mc. Graw. Itill Book Co. — 1961. — 356 p.
- Glossary of terms used in the Management of Quality. Sixth edition -European organization for Quality Control. -1981.-817 p.
- Herzberg, F. The motivation to work / F Herzberg, B. Maunsner, B. Sny-derman. N.Y.: Wiley. — 1959. — 157p.
- Juran, J.M. Juran’s Quality Control Handbook / J.M. Juran., F.M. Grina. — Juran's. 4th edition, Mc Graw-Hill, New York. — 1988. -1774 p.
- Juran, J.M. Quality Control Handbook / J.M. Juran. N.Y. — 1974. — P. 2−10.
- Juran, J.M., Gruna F.M. Quality planning and Analysis / J.M. Juran, F.M. Gruna. N. Y, Mc. Graw. Itill Book Co. — 1970. — 38 p.
- Maslow, A.N. Motivation and Personality / A.N. Maslow. N.Y.: Harper and Brothers, 1954. — 411 p.
- Myrdal, G. Asian Drama. / Myrdal, G. Vol. 1−3. N.Y.: Pantheon. 1968.537 p.
- Sguires, F.H. How did statistics get into guality control? / F.H. Sguires // Quality management and engineering, June. 1979. — 43 p.
- Shipov, V. Measures and policies to prezent financial crises: expentize lessons from the recnent past / V. Shipov//13 -th International Plekhanov Conference, Summary reports, Moscow, Rus. Econ. Acad. 2000. — P. 160 — 162.
- Taguchi, G. Introduction to off lins Quality Control System / G. Ta-guchi, Y.I. Mu. — Central Japan QCA, Nagoyo. — 1980. -11 lp.
- Walker, R. Rank Xerox Management Revolution / R. Walker // Long Range Planning, 1992, — Vol.25. — No 1.- P.9−21.
- Williamson, O. Markets and Hierarchies / Williamson, O. N.Y., Free Press. -1983.-303 p.