Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Пространственно-тектонические аспекты формообразования интерьеров: Древ. 
мир, сред. 
века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основными композиционными закономерностями, присущими рассмотренным трем типам структурной взаимосвязи являются следующие положения: а) Структурная независимость пластических искусств, самая эфемерная и гибкая форма синтеза, дает наиболее широкие возможности изменения образа предметно-пространственной среды интерьера в процессе ее функционирования, б) Интеграция пластических искусств… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава II. ервая. Интерьеры Древнего мира
  • Глава вторая. Интерьеры Средних веков
  • Глава третья. Пространствепо-тектонические закономерности формообразования интерьеров
  • Древнего мира и Средних веков

Пространственно-тектонические аспекты формообразования интерьеров: Древ. мир, сред. века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интерьер представляет собой ближайшую к человеку, наиболее тесно контактирующую с ним предметно-пространственную среду и в этом отношении может считаться первоосновой зодчества. Функциональная и эстетическая организация внутренних пространств для жизни и деятельности людей во все эпохи была и остается одной из главных задач архитектуры. Вместе с тем само понятие интерьера имеет довольно широкие рамки толкования. Кроме традиционного рассмотрения интерьеров, как внутренних помещений (комнаты, залы, корридоры, галереи и т. д.) к интерьерам нередко относят внутренние дворы, небольшие площади. Существует понятие интерьер города. Характерной особенностью зодчества ряда эпох, н и творческих направлений было именно отсутствие четких границ между внешним и внутренним пространством, «объемной» и внутренней архитектурой и даже между интерьерным и градостроительным проектированием. Жесткое деление сооружений на внешнюю оболочку и интерьеры бывает невозможным особенно в тех случаях, когда создание архитектурных объектов осуществляется по единым формообразующим принципам и целостному композиционному сценарию. В подобном сценарии взаимосвязь «внутреннего» и «внешнего» может играть одну из главных ролей и быть основным моментом эстетического переживания. Автор поэтому не вычленяет интерьер как особую художественную категорию, а рассматривает его в общем архитектурном контексте сооружения.

Спецификой интерьера является то, что его эстетический образ воспринимается человеком в единстве всех архитектурно-художественных характеристик: архитектурных форм и пространств, их освещения, обстановки и оборудования для тех или иных функций, художественной отделки и элементов пластических искусств. Окружающая человека в интерьере предметно-пространственная среда воспринимается им эмоционально и рационально, что часто взаимосвязано и > обусловлено уровнем подготовки человека к восприятию, его воспитанием и образованием. Понимание степени органичности пространственной и функциональной организации, конструктивного решения, способность увидеть в архитектурном объекте те творческие мысли и чувства, которыми руководствовались его создатели, разгадать архитектурно-художественный сценарий постройки составляет как бы интеллектуальный пласт восприятия среды. Второйэмоциональный пласт в чистом виде представляет собой результат психофизиологической реакции на зрительные, слуховые, кинестезические и тактильные воздействия и их последовательность.

Одновременно архитектурная среда воспринимается зрителем через призму мировоззрений и понятий, свойственных его социальному окружению, народу и времени. Древняя, архитектура оказывала гораздо более сложное и глубокое воздействие на людей своей эпохи, чем на нашего современника, который видит и оценивает в ней преимущественно эстетическую организацию объемов и пространств. Понять эмоциональный образ интерьеров различных культур можно только ознакомившись с основой их семантического строя, учетом присутствия и деятельности человека того времени. В символических формах как бы закодированы особенности мировосприятия народов.

Для того, чтобы представить то эмоционально-художественное воздействие, которое оказывала предметно-пространственная среда интерьеров на их современников, необходимо знать веру, обычаи, обряды и образ жизни людей, для которых она создавалась. Символические основы архитектурно-художественных форм зачастую восходят к древнейшим пластам культуры того или иного народа, связанным еще с языческими верованиями. Культовая, а нередко и светская архитектура Древнего мира и Средних веков в той или иной степени пропитана семантикой, однако знания в этой области (особенно касающиеся древних периодов) разрознены и зачастую поверхностны. Можно предположить наличие глубинной семантической основы во всех древних культурах, однако данные современной науки способны прояснить лишь небольшую часть той семантической нагрузки, которую эти культуры несли. О многом в области семантики можно строить лишь более или менее мотивированные гипотезы. Определенная трудность семантического осмысления предметно-пространственной среды интерьеров связана также с развивающейся в профессиональной среде с эпохи ренессанса и преобладающей в последнее столетие тенденцией предполагать в художественной форме неизбежную логическую доказуемость и обоснованность.

Общеизвестно, что в разные исторические периоды отношение к архитектуре прошлого и ее оценка были различными. Итальянские критики эпохи Возрождения видели в готической архитектуре только ее «варварский» декор, архитекторы модерна отвергали всю послеренессансную архитектуру, а представители постмодерна яростно обвиняли во всех бедах «современное движение». При становлении радикально нового стиля или стилистического направления обычно отрицалось и очернялось в первую очередь недавнее прошлое, которому новое противопоставлялось как единственная альтернатива, а старое и «хорошо забытое» или малоизвестное чужое нередко воспринималось как «новое». Соблазн видеть в архитектуре только то, что хочется видеть, коснулся в первую очередь смысловых, семантических ее аспектов, что вполне объяснимо. Понимание художественных, в том числе тектонических качеств архитектурной среды затрудняется тем, что требует от зрителя эстетического воспитания, определенных гуманитарных и технических знаний. Семантическое понимание среды с неизвестной системой символов гораздо сложнее, так как требует знаний, которых зачастую на данный момент не хватает в искусствоведческой науке. Пробелы в фактических знаниях, как правило, заполняются гипотезами и домыслами, а смысловые коды архитектуры получают произвольную трактовку.

Представленная к защите диссертация, явившаяся итогом двадцатидевятилетней преподавательской и исследовательской работы в области истории интерьера и проектирования интерьеров в МГХПУ им. С. Г. Строганова, ставит своей задачей комплексный анализ базовых пространственно-тектонических аспектов формообразования интерьеров Древнего мира и Средних веков. В данном историческом контексте рассматриваются проблемы взаимосвязи конструкции и архитектурной формы, внутреннего пространства и внешнего объема, интерьера и внешнего пространства, пространственной взаимосвязи интерьеров и пространственно-временных характеристик их восприятия, стилистической взаимосвязи объектов предметно-пространственной среды интерьера, структурной взаимосвязи пластических искусств и архитектуры. Исследование этих проблем обуславливает привлечение материалов, относящихся к истории и теории архитектуры, истории мебели, оборудования интерьеров, монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства.

Акцентирование указанных вопросов объясняется тем, что они в неразрывном единстве с семантическими факторами представляют основные закономерности архитектурно-художественной организации предметно-пространственной среды интерьеров жилых, дворцовых, культовых и общественных зданий, которые рассматриваются в диссертации. Актуальность и научная новизна данной темы связаны прежде всего с тем, что она еще не являлась предметом всестороннего искусствоведческого исследования. Анализировались, причем относительно независимо друг от друга вопросы, связанные с отдельными ее аспектами.

Среди работ, на которые опирался автор при написании диссертации, необходимо отметить в первую очередь монографии по истории искусства и архитектуры, в которых значительное внимание уделялось проблемам формообразования интерьеров Древнего мира и Средних веков. Это труды М. Алпатова [2,3], Н. Брунова [14], Б. Веймарна [18,19], В. Ворониной [27,28,29], К. Гартмана [37], О. Лясковской [77], Н. Николаевой [89,90,91,92], С. Тюляева [119]. Особый интерес представляет книга И. Бартенева и В. Батажковой «Очерки истории архитектурных стилей» [7], так как в ней была предпринята попытка ввести тему интерьера в контекст общей эволюции архитектуры (в каждой главе есть раздел «Интерьер и предметы внутреннего убранства»). Однако ограниченность объема книги позволила раскрыть материал, касающийся древних цивилизаций и средневековья, только на уровне общего обзора, что отмечалось самими авторами.

Богатая информация по отделке и оборудованию античного и средневекового европейского жилого интерьера содержится в переведенной на русский язык книге английского искусствоведа Чарлза Мак-Коркодейла «Убранство жилого интерьера» [78]. Особое внимание автор этой книги уделил тем частям интерьера, которые назвал «непременными его составляющими» — полам, стенам, потолкам, их деталям и членениям. Систематизация и анализ обширного материала в области конструкции, формы и декора сводчатых покрытий (в том числе в архитектуре Древнего мира и Средних веков) проведены в книге А. Кузнецова «Своды и их декор» [68].

Первой отечественной публикацией по всеобщей истории мебели можно считать книгу Н. Соболева «Стили в мебели» (издана в 1939 г., переиздана в 1995 г.). Эта книга, а также книга венгерского искусствоведа Д. Кеса «Стили мебели» [60] являются наиболее полными и доступными для русскоязычного читателя историческими обзорами мебельных стилей. В области осветительной арматуры автор использовал хранящие ся в семейном архиве материалы профессора К. Соловьева, собранные им при подготовке к изданию книги «Русская осветительная арматура» [114] и работе над одноименной диссертацией. Много ценных сведений, касающикся быта и предметной среды древних римлян, содержится в монографии М. Сергеенко «Жизнь Древнего Рима», на которую есть много ссылок в тексте диссертации.

Среди обширной литературы на иностранных языках (см.

список литературы

), в которой затрагиваются вопросы, связанные с темой диссертации, необходимо особо отметить книгу Doreen Yarwood «The English Home» [192], так как в этой работе прослежена взаимосвязь предметного мира средневековых жилых интерьеров Англии с организацией архитектурной среды. Наиболее полным справочным материалом по архитектуре французских средневековых замков для автора явилась книга Charles-Lourent Salch «Les plus beaux chateaux forts en France» [180]. Значительный фактический материал по средневековым японским интерьерам собран в книге H. Inn «Chinese houses and gardens» [158].

В наибольшей степени исследованы средневековые культовые интерьеры Западной Европы и Византии. По различным вопросам, связанным с архитектурно-художественным формообразованием французских средневековых культовых интерьеров, только историком искусства М. Обером (M.Aubert) было опубликовано 16 книг, в том числе отдельные книги по витражам и скульптуре (Aubert M. «Le vitrail en France». Paris, 1946; Aubert M., Grodecki L., Lafond J., Verrier J. «Les vitraux de Notre-Dame et de la Sainte-Chapelle de Paris». Paris, 1959; Aubert M. «La sculpture francaise du Moyen Age et de la Renaissance». Paris-Bruxelles, 1926.). Хотелось бы отметить также работы Y. Bonnefoy [141], P.H.Ditchfield [149], G. Duby [150], J. Evans [152], G. Pillement [173,174], F. Salet [181].

Проблемы семантики получили наиболее последовательное рассмотрение в опубликованных в нашей стране работах А. Иконникова [48,50], Г. Кнабе [61], А. Комеча [65], Д. Лихачева [74], В. Маркузона [80,81,82], Н. Николаевой [91,92], Н. Павлова [97], И. Страутманиса [115], П. Флоренского [122], Я ван дер Хагена [17], С. Хан-Магомедова [124]. На многие из этих публикаций есть ссылки в тексте диссертации.

По вопросам взаимосвязи конструкции и архитектурной формы, внутреннего пространства и внешнего объема базовыми работами, на которые опирались многие современные исследователи, а также автор диссертации, являются двухтомники Э. Виолле-ле-Дюка «Беседы об архитектуре» [24] и О. Шуази «История архитектуры» [129]. В настоящее время эти вопросы являются наиболее разработанными в отечественном искусствознании из затрагиваемых в диссертации проблем. Весомый вклад в их разработку внесла монография И. Бартенева «Форма и конструкция в архитектуре» [6], а также переведенная на русский язык книга К. Зигеля «Структура и форма в современной архитектуре» .- М., 1964., инициировавшие в свою очередь ряд последующих публикаций. Среди них: Н. Гуляницкий «Архитектурные и конструктивные системы». — в сб-ке: Проблемы советской архитектуры (идейно-художественные вопросы), М., 1973. Ю. Волчок «Анализ процесса понятия тектоники в теории архитектурной композиции». — в сб-ке: Проблемы формообразования в современной архитектуре. М., 1975. Ю. Лебедев «Конструкции и гармонизация архитектурной формы». — в ж-ле: Архитектура СССР № 8. 1975. Ю. Волчок, Е. Иванова, Р. Кацнельсон, Ю. Лебедев «Конструкция и форма в советской архитектуре». -М., 1980. В том или ином контексте проблемы взаимосвязи конструкции и архитектурной формы рассматривались в работах Н. Брунова [14], А. Бурова [16], В. Глазычева [40], А. Иконникова [48,50], Г. Степанова [50], В. Казариновой «К вопросу о тектонике в архитектуре». — в сб-ке: Вопросы теории архитектурной композиции № 1. М., 1955., А. Кузнецова «Тектоника и конструкция центрических зданий». — М., 1951. Особо хотелось бы отметить исследования В. Маркузона [81,82], одной из первых публикаций которого в этой области была статья «Архитектурный стиль и законы тектоники» .- в ж-ле: Архитектура СССР № 2. 1941.

Вопросы взаимосвязи интерьера и внешнего пространства до настоящего времени пока еще не получили всестороннего теоретического исследования. В искусствоведческой науке они затрагивались обычно вскользь, причем чаще всего в связи с популяризацией тех или иных архитектурных концепций. В большей степени этим проблемам уделялось внимание в работах К. Курокава [69], Н. Николаевой [90,91], Ф. Л. Райта [106], К. Танге [116]. Круг рассматриваемых примеров в них однако ограничивается только средневековой японской и современной западной архитектурой.

Гораздо более глубоко и всесторонне исследована проблема пространственно-временного восприятия архитектуры. Одним из первых заострил на ней внимание О. Шуази, проанализировавший последовательность движения-восприятия построек афинского Акрополя [129]. Эмоционально-художественная выразительность архитектуры, воспринимаемой в процессе движения зрителя, была важным аспектом искусствоведческого анализа отдельных памятников в опубликованных в 1935 — 1937 гг. и этапных для отечественного искусствознания «Очерках по истории архитектуры» Н. Брунова [14]. Однако в основном вопросы сенсорного восприятия архитектуры рассматривались в работах, посвященных городской среде. Большой вклад в исследование этих вопросов внесли публикации Е. Беляевой «Движение и время в восприятии городской среды». — в сб-ке: Город и время. М., 1973., «Восприятие градостроительного пространства» .- в сб-ке: Архитектурная композиция. М., 1970.,.

LL /-v v> W ??

О зрительном восприятии городской застроики. — в ж-ле: Строительство и архитектура Ленинграда № 12. 1968., «Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия» [10], а также книги А. Иконникова «Архитектура города» .- 1972., «Искусство, среда, время. эстетическая организация городской среды — М., 1985., «Художественный язык архитектуры» [48]. Среди зарубежных авторов необходимо отметить в первую очередь книгу К. Линч «Образ города». — М., 1982., а также публикации В. Ганзена [36], З. Гидиона [38], Р. Грегори [41], П. Якобсона [131]. Отдельные положения этих работ автор экстраполировал на проблемы формообразования интерьера.

Теоретической базой при рассмотрении проблемы стилеобразования и стилевого единства объектов предметно-пространственной среды интерьера для автора были в первую очередь исследования А. И. Каплуна в книге «Стиль и архитектура» [58], где освещен широкий круг вопросов, касающихся эстетической природы стиля и форм стилеобразования в различных сферах культуры. Позиции автора очень близки также подходу А. В. Иконникова к этой проблеме, отраженному в его статье «Стиль и норма эстетической оценки» [49]. Из широкого круга публикаций, в которых затрагиваются вопросы стиля автору хотелось бы выделить работы В. Виноградова [22], Б. Виппер [25], М. Гинзбурга [39], И. Иоффе [51], Д. Лихачева [74], И. Маца [84], Д. Сарабьянова [107], С. Хан-Магомедова [124].

По вопросам структурной гармонии пластических искусств и архитектуры кроме одноименной статьи автора.

112] нет специальных публикаций. Этим вопросам автор уделил также значительное внимание в книге «Художественное формообразование интерьера (принципы, факторы, средства)» .

113], где они рассматриваются в контексте анализа отдельных построек и направлений в архитектуре.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, изложенных на 454 машинописных страницах, а также библиографии 193 ед.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В интерьерах Древнего мира и Средних веков были впервые применены многие композиционные приемы и средства художественной выразительности, которые впоследствии широко использовались в архитектуре Нового и Новейшего времени. Исторический опыт показывает, что при смене семантических, а иногда и стилистических характеристик предметно-пространственной среды интерьеров базовые композиционные принципы, приемы и средства их архитектурно-художественной организации могли оставаться прежними, либо слегка «подстраиваться» под новый функциональный или социально-идеологический заказ. Одновременно пространственно-тектонические аспекты формообразования являлись тем общим, объединяющим различные страны и эпохи интернациональным стержнем, который питал и взаимообогащал архитектуру народов, культура которых оставалась на различных семантических полюсах.

При подобном подходе к истории интерьера можно провести параллели в казалось бы на первый взгляд несхожих произведениях архитект уры разных исторических периодов и выделить художественно-композиционные закономерности формообразования, присущие интерьерам отдельных стран, и общие закономерности формообразования интерьеров Древнего мира и Средних веков:

1. Взаимообусловленное единство конструкции и архитектурной формы является сильнейшим средством создания гармоничного и яркого эмоционально-художественного образа интерьера. Тектоническая выразительности архитектуры делает ее наиболее доступной для адекватного восприятия различными народами.

Вопросы тектоники и семантики в монументальных интерьерах Древнего мира и Средних веков взаимосвязаны. В формообразовании интерьеров древневосточных деспотий семантическое начало превалировало над тектоническим. В основе формообразования монументальных средневековых западноевропейских интерьеров и интерьеров Византии лежал поиск наиболее рациональных и художественно выразительных конструктивных структур, предназначенных для решения функциональных и семантических задач.

Наивысшими достижениями в области решения проблемы взаимосвязи конструкции и архитектурной формы в монументальном зодчестве отмечены византийские интерьеры VI — XII вв. и готические интерьеры Западной Европы (в первую очередь Франции). Эти достижения стали возможны благодаря освоению рационалистических традиций античной архитектуры (ордерной системы Греции и строительной техники Древнего Рима). Для античной ордерной системы выражен не работы конструкции и материалов в архитектурных формах носило в значительной степени опосредованный метафоричный характер. В монументальных интерьерах Византии и готических западноевропейских интерьерах конструкция, материал и форма были взаимообусловлены.

2. Наибольшее единство интерьера и его материальной архитектурной оболочки присуще постройкам, в которых внутреннее пространство обладаег структурным единством и наименее функционально дифференцировано, что в рассматриваемые периоды было возможно в первую очередь в монументальном культовом строительстве. Взаимопроникающим единством интерьера и внешнего объема характеризуются только постройки с единым внутренним пространством.

Совпадение внутреннего пространства и внешнего объема присуще в первую очередь сооружениям, в которых первично внутреннее пространство, а несовпадение характерно при композиционном приоритете внешнего объема.

Чем больше степень взаимного композиционного соответствия внутреннего пространства и внешнего объема, тем более органично решается взаимосвязь конструкции и архитектурной формы.

Наиболее гармоничным взаимным соответствием интерьеров и фасадов обладает европейская средневековая культовая архитектура и в первую очередь храмы Византии, а также мусульманская монументальная архитектура, использовавшая византийские традиции в строительном искусстве. Истоки этих традиций заложены в монументальном зодчестве Древнего Рима.

3. Определяющими факторами характера взаимосвязи внутреннего и внешнего пространства являются функциональное назначение архитектуры, климат, обычаи, специфические особенности культуры и национального мировосприятия, уровень развития строительной техники.

За редким исключением максимальное слияние внутреннего и внешнего пространства в архитектуре Древнего мира и Средних веков реализуегся при раскрытии интерьеров не непосредственно во внешнюю среду (природную или городскую), а в композиционно организованное пространство двора или сада.

Промежуточная между внутренним и внешним пространством «серая зона» часто является центром композиции разнообразных в типологическом отношении сооружений различных эпох, регионов и культур. Наиболее распространенным и традиционным планировочм И ЧУ ным средством создания серой зоны является устройство портиков и перистилей.

Композиционными приемами связи интерьера и окружающей среды является устройство крупных светопроемов, использование общих для интерьера, фасада и элементов внешнего благоустройства материалов, цвета и фактуры, общие для внутреннего и внешнего пространства плоскости пола, потолка и стен, а также иллюзорные живописные приемы раскрытия интерьера во внешнее пространство.

4. График движения-восприятия и планово-пространственная структура интерьеров всегда взаимообусловлены. Характер движениявосприятия в интерьерах напрямую связан с их функциональным использованием. В монофункциональных объектах часто используется принудительный график движения, в многофункциональных интерьерах превалирует свободный график движения.

Принудительный график движения-восприятия, как правило, соответствует предметно-пространственному оформлению культового или светского церемониала и, следовательно, обладает соответствующим элементом театрализации. Сценарий движения-восприятия при принудительном графике обычно основывается на принципе создания эмоциональных пиков и пауз, которым соответствуют композиционно фиксированные точки восприятия.

В соответствии с социально-идеологическим заказом экспрессивный, сценарий движения-восприятия и связанная с ним пространственная динамика интерьеров были особенно характерны для тех эпох и стран, которым присущи возрастание роли религии или абсолютистская власть.

5. В истории интерьера Древнего мира и Средних веков можно выделить три основные формы структурной взаимосвязи пластических искусств и архитектуры: взаимопроникающее структурное единствоинтеграцию пластических искусств и архитектуры при сохранении их структурной спецификивзаимосвязь на основе структурной независимости пластических искусств и архитектуры.

Структурная совместимость пластических искусств и архитектуры производна от совместимости их информационных характеристик, необходимое условие которой — внутренняя возможность гармоничного сосуществования заложенных в них образных и структурных идей.

В тот или иной исторический период один из типов структурной взаимосвязи пластических искусств и архитектуры являлся превалирующим, в нем как бы фокусировался образ соответствующей национальпой культуры, с ним неразрывно связаны вопросы семантики и взаимосвязи формы и конструкции.

Основными композиционными закономерностями, присущими рассмотренным трем типам структурной взаимосвязи являются следующие положения: а) Структурная независимость пластических искусств, самая эфемерная и гибкая форма синтеза, дает наиболее широкие возможности изменения образа предметно-пространственной среды интерьера в процессе ее функционирования, б) Интеграция пластических искусств и архитектуры при сохранении их структурной специфики является наиболее упорядоченным, поддающимся логическому осмыслению и обладающим композиционным постоянством типом структурной взаимосвязи. В нем, как правило, отражается рационалистически й дух, присущий данной культуре, что делает этот тип наиболее легким для усвоения и использования в последующие исторические периоды, в) Взаимопроникающая интеграция искусств создает самую целостную и однородную в структурном отношении среду, не рассчитанную на какие-либо иные стилистические вторжения. Обычно она является либо отражением синкретичности культуры, либо следствием полного подчинения пластических искусств образным задачам архитектуры.

6. В большинстве древних и средневековых культур «стиль эпохи» являлся господствующей, но не единственной системой форм, проявляясь главным образом в монументальной архитектуре и официальном искусстве. Моностилевая система неизбежно распадалась, если переставала соответствовать противоречивым социально-идеологическим запросам, предъявляемым к предметно-пространственной среде.

Общей закономерностью сложения «исторических стилей» является их изначальный формообразующий архитектурный импульс, при котором архитектурные формы и пространство влияли на стилеобразование мебели, осветительной арматуры, утвари, пластических искусств, костюма. В наибольшей степени эта тенденция коснулась готического искусства, где архитектурная форма могла быть обращаема вплоть до ювелирных изделий.

Стилеобразование различных компонентов предметно-пространственной среды интерьеров часто хронологически не совпадало. Наиболее универсальным средством стилистического единства предметной среды в интерьерах Древнего мира и Средних веков был орнамент. Стилеформирующая и композиционно организующая функция орнамента особенно сильно проявилась в художественной организации интерьеров мусульманских стран, где каждый орнамент выступал одновременно как часть сложного целого и как законченный самостоятельный элемент.

Одним из наиболее эффективных средств стилистического объединения различных элементов оборудования интерьера является их гарнитурное производство, первые опыты которого в области декоративных тканей относятся к периоду высокой готики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.В. Эллинистические основы византийского искусства. -Спб., 1900.
  2. М.В. Всеобщая история искусств. В 3-х томах, М., 19 481 955.
  3. М.В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М.1. Л., 1939.
  4. Л.Б. Десять книг о зодчестве. М., 1935.
  5. Е.А. Архитектура Китая. Очерки.- М., 1948 1955.
  6. И.А. Форма и конструкция в архитектуре. Л., 1968.
  7. И.А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурлых стилей. М., 1983.
  8. Г. Б. Архитектура Театра. М., 1947.
  9. Н.М. Резное дерево в архитектуре Средней Азии. М., 1947.
  10. Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрителъого восприятия.- М., 1977.
  11. В.Д. Архитектура Древнего Рима. М., 1938.
  12. В.Д. Архитектура античного мира. М., 1939.
  13. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.
  14. Н.И. Очерки по истории архитектуры. В 2-х томах, М-Л., 1937.
  15. Н.И. Пропорции античной и средневековой архитектуры.- М., 1936.
  16. А. Об архитектуре. М., 1960.
  17. Ван дер Хааген Ян К. Боги, фараоны и солнце. в ж-ле: Курьер Юнеско, N 10, 1962.
  18. .В. Искусство арабских стран и Ирана VII XVII веков. -М., 1974.
  19. ., Каптерева Т., Подольский А. Искусство арабских народов (средневековый период). М., 1960.
  20. К. История искусств всех времен и народов. В 3-х томах, Спб., 1903.
  21. И. История искусства древности.- JL, 1933.
  22. В.В. Проблема авторства и теория стилей.- М., 1961.
  23. H.A., Николаева Н. С. Искусство стран Дальнего Востока. М., 1979.
  24. Виолле-ле-Дюк В. Беседы об архитектуре. М., 1938.
  25. .Р. Статьи об искусстве.- М., 1970.
  26. Витрувий. Об архитектуре. М., 1936.
  27. B.JI. Народное жилище арабских стран.- М., 1972.
  28. В.Л. Народные традиции архитектуры Узбекистана. М., 1951.
  29. B.JI. Древняя строительная техника Средней Азии. В сб.: Архитектурное наследство N 3, М., 1953.
  30. А.И. Античное искусство. М., 1962.
  31. Всеобщая история архитектуры. В 2-х томах, М., 1958 — 1963.
  32. Всеобщая история архитектуры. В 12-ти томах, М., 1960 — 1975.
  33. Всеобщая история искусств. В 6-ти томах, М., 1956 — 1965.
  34. JI.C. Психология искусства. М., 1968.
  35. О.И., Богданов Ф. Л. Искусство Индии в древности и средние века. М., 1963.
  36. В. Восприятие целостных объектов.- Изд. ЛГУ, Л., 1974.
  37. К.О. История архитектуры. В 2-х томах, М., 1936 — 193б.
  38. Гидион 3. Пространство, время, архитектура.- М., 1984.
  39. М.Я. Стиль и эпоха.- М., 1923−1924.
  40. В.А. Эволюция творчества в архитектуре. М., 1986.
  41. Р.Л. Глаз и мозг. М., 1970.
  42. И.Е. Лекции по истории монументально-декоративной живописи. изд. МВХПУ, М., 1960.
  43. .П. Архитектурный орнамент Средней Азии. М.-Л., 1939.
  44. М. Очерки по искусству средневековья.-Я., 1934
  45. В. Китайская архитектура и ее отражение в Западной Европе. -М., 1929.
  46. Т.Д. У истоков европейской культуры (Троя, Крит, Микены). М., 1961.
  47. В., Петровский А. Архитектура античого мира, — М., 1940.
  48. A.B. Художественный язык архитектуры. М., 1985.
  49. A.B. Стиль и норма этетической оценки.- В сб.: Проблемы стилевого единства предметного мира. М., 1980.
  50. А., Степанов Г. Основы архитектурной композиции. М., 1971.
  51. И. Культура и стиль. Система и принципы социологии искусства.- Д., 1927.
  52. Искусство стран и народов мира. В 5-ти томах, М., 1962 — 1981.
  53. История архитектуры в избранных отрывках. М., 1935.
  54. История искусства Древнего Востока. Л., 1941 — 1947.
  55. Ито Иобуо, Миягава Торао, Маэда Тайдзи, Ёсидзава Тю. История японского искусства. — М., 1965.
  56. Ч. Термы римлян. М., 1939.
  57. А.И. Стиль и архитектура. М., 1985.
  58. Н.К. Стекло. М., 1959.
  59. Кес Д. Стили мебели. Будапешт, 1979.
  60. Г. Внутренние формы культуры.- В ж-ле: Декоративное искусство СССР. № 1, 1981.
  61. H.A., Сидоров A.A. Архитектура средневековья. М., 1940.
  62. K.M. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.
  63. Ю.Д. Искусство Древней Греции. М., 1961.
  64. А. Символика архитектурных форм в раннем христианстве.- В кн.: Искусство Западной Европы и Византии.- М., 1978.
  65. Н.И. Очерк истории культуры средневековья Японии. М., 1980.
  66. А. Архитектура Индии раннего средневековья. М., 1964.
  67. A.B. Своды и их декор. М., 1938.
  68. К. Архитектура симбиоза.- В ж-ле: Архитектура СССР. № 5, 1984.
  69. В.А. Градостроительная культура Средней Азии. М., 1950.
  70. В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. Т. 1−2, М., 1956 — 1959.
  71. В.Н. История византийской живописи. Т. 1−2, М., 1947 -1948.
  72. Е.Э. Очерки истории Византийского общества и культуры. -М.-Л., 1961.
  73. Д.С. Контрапункт стилей как особенность искусства. В кн.: Классическое наследие и современность.- Л., 1981.
  74. Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей.- СПБ., 1898.
  75. А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. -М., 1958.
  76. O.A. Французская готика. Архитектура, скульптура, витраж, XII XIV вв. — М., 1973.
  77. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера.- М., 1990.
  78. В.Г. Интерьер и природа (на примере японской архитектуры).- В сб.: Ученые записки МВХПУ. Вып. III, М., 1969.
  79. В.Ф. Семантика и развитие языка в архитектуре (Архитектурная композиция). М., 1970.
  80. В.Ф. Символика и тектоника постройки.- В ж-ле: Декоративное искусство СССР. № 3, 1972.
  81. В.Ф. Конструкция, тектоника, образ. Труды ВНИИТЭ «Техническая эстетика», вып. 23, М., 1980.
  82. М.Э. Искусство Древнего Египта. М., 1961.
  83. И.Л. К вопросу о стиле.- В ж-ле: Искусство. № 1, 1959.
  84. Н.В. Гобелен в интерьере жилых и общественных зданий. Из-.-. МАРХИ, М., 1980.
  85. Ю. Художественная керамика Турции. Л., 1972.
  86. Ю. Искусство Турции. M.-JI., 1965.
  87. К.М. Мастера французской готики XII—XIII вв.еков. Проблема теории и практики художественного творчества.- М., 1988.
  88. Н.С. Декоративное искусство Японии. М., 1972.
  89. Н.С. Художественная культура Японии XVI столетия. -М., 1986.
  90. Н.С. Японские сады. М., 1975.
  91. Н. Предметный мир и ритуал. В ж-ле: Декоративное искусство СССР, N 1, 1980.
  92. В.А., Манакова В. Н. Архитектурный декор памятников Узбекистана. Л. 1974.
  93. Е.Б. Интерьер общественных зданий. М., 1991.
  94. В.В. Очерки по искусству Древнего Египта. М., 1936.
  95. В.В., Ходжаш С. И. Художественное ремесло Древнего Египта. М., 1959.
  96. Н. Врата неба в Карнаке. В ж-ле: Декоративное искусство СССР, N 11, 1981.
  97. Павсаний. Описание Эллады. Т. 1−2, М., 1938 — 1940.
  98. Н.Б. Искусство Франции XV XVI вв. — JI., 1973.
  99. Поп И. И. Искусство Чехии и Моравии IX начала XVI века. — М., 1978.
  100. А. Помпеянские росписи. M.-JI., 1937.
  101. A.M. Строительная культура Средней Азии в XI XII вв. — М., 1973.
  102. Г. А. Зодчество Центральной Азии. XV век. Ташкент, 1976.
  103. Г. А., Ремпель Л. И. Выдающиеся памятники архитектуры Узбекистана. Ташкент, 1958.
  104. А. Стиль и среда.- В ж-ле: Декоративное искусство СССР. № 5, 1983.
  105. Ф.Л. Будущее архитектуры. М., 1960.
  106. Д. Художник и стиль.- В кн.: Проблемы формализации средств художественной выразительности. ВНИИТЭ. М., 1980.
  107. М. Жизнь Древнего Рима. М.-Л., 1964.
  108. H.H. Стили в мебели. М., 1939.
  109. А.Н. Теория стиля. М., 1963.
  110. Т.М. Орнамент почерк эпохи.- Л., 1972.
  111. Н. О структурной гармонии пластических искусств и архитектуры. Сб.: Советское декоративное искусство 76, М., 1978.
  112. Н.К. Художественое формообразование интерьера (принципы, факторы, средства) М., 1996.
  113. К.А. Русская осветительая арматура.- М., 1950.
  114. И. Информативно-эмоциональный потенциал в архитектуре. М., 1978.116. 'Ганге К. Архитектура Японии. Традиции и современность.- М., 1976.
  115. Г. Н. Резная майоликовая мозаика в архитектуре Средней Азии. М., 1951.
  116. B.C. Города и замки Луары. М., 1986.
  117. С.И. Архитектура Индии. М., 1939.
  118. .К. Очерки по искусству средневековья Франции.- М., 1936.
  119. Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. -М.-Л., 1958.
  120. П. Храмовое действо как синтез искусств.- «Маковец», № 1, 1922.
  121. А. Жизнь форм. М., 1995.
  122. Хан-Магомедов С. О. Семантика предметной среды.- В ж-ле: Декоративное искусство СССР, № 5, 1976.
  123. А. Искусство архитектуры. М., 1946.
  124. А. Архитектура Колизея. М., 1940.
  125. А. Об искусстве витража. В ж-ле: Декоративное искусство СССР, N 4, 1983.
  126. И.Ш. Логика архитектурной гармонии.- М., 1973.
  127. О. История архитектуры. В 2-х томах, М-Л., 1930.
  128. Ш. М. Искусство средневекового Ирана. М., 1989.
  129. П.М. Психология художественного восприятия.- М., 1964.
  130. А.Л. Западная Европа X—XI вв.еков. Эпоха. Быт. Костюм.- М., 1978.
  131. Abraham P. Viollet-le-duc et le rationalisme medieval. Paris, 1934.
  132. Akiyama Aisaburo. Shinto and its architecture. Tokyo, 1955.
  133. Alazard J. L’art italien des origines a la fin du XIV siecle. Paris, 1949.
  134. Anesaki Masaharu. Art, life and nature in Japan. Boston, 1933.
  135. Anfray M. Les architectes des cathedrales. Paris, 1947.
  136. Anon. 5000 years of Indian architecture. Dehli, 1956.
  137. Aubert M. Le gotique a son apogee.- Paris, 1963.
  138. Basdevant D. L’architecture francaise des origines a nos jours. Paris, 197 i.
  139. Bonnefoy Y. Peintures murales de la France Gothique.- Paris, 1954.
  140. Bovini G. Ravenne. Art et histoire. Ravenne, 1991.
  141. Bruhl О. Indian temples. London, 1937.
  142. Buchowiecki W. Die gotischen Kirchen Osterreichs. Wien, 1952.
  143. Collignon M., Boissonas F. Le Parthenon. Paris, 1926.
  144. Davies. The origin and development of early christian church architecture. London, 1952.
  145. Demus O. Byzantine mosaic decoration. London, 1948.
  146. Dinsmoor W.B. The architecture of Ancient Greece. London — New York, 1950.
  147. Ditchfield P.H. English Gothic architecture. London, 1947.
  148. Duby G. Saint Bernard l’art cistercien. Paris, 1976.
  149. Dut ton R. The English interior. 1500 1900. — London, 1947.
  150. Evans J. Art in Medieval France 987−1498.- London, 1952.
  151. Falke О. von, Schmitz H. Deutsche Mobel vom Mittelalter bis zum Anfang des 19 iahrhunderts. Bd 1−3. Stuttgart, 1922−1924.
  152. Garner T., Stratton A. The domestic architecture of England during the Tudor period. V. 1−2, London, 1929.
  153. Goodwin G. A history of Ottoman architecture. London, 1971.
  154. Hamilton J.A. Byzantine architecture and decoration. London, 1956.
  155. Hobert J, L’art preroman. Evolution du style du V au X s. Paris, 1938.
  156. Inn H. Chinese houses and gardens. New York, 1950.
  157. Janin R. La geographie acclesiastique de l’Empire Byzantin. Paris, 1953.
  158. Jantzen H. Kunst der Gotic. Klassische Kathedralen Frankreichs. -Hamburg, 1957.
  159. Jourdain M. English interior decoration. London, 1950.
  160. Jourdain M. A history of English furniture. London, 1955.
  161. Knoop D., Jones G.P. The medieval mason.- Manchester, 1949.
  162. Koch W. Baustilkunde. Munchen, 1988.
  163. Koepf H. Deutsche Baukunst von der Rotnerzeil bis zur Gegenwart. -Stuttgart, 1956.
  164. Kreusch F. Uber Pfalzkapelle und Atrium zur zeit Karls des Grossen. -Aachen, 1958.
  165. Lubke W. Geshichte der architectur. Leipzig, 1875.
  166. Male E. L’art religieux au XII et au XIII s. en France. Paris, 1948.
  167. Marcais G. L’architecture musulmane d’Occident. Tunisie, Algerie, Maroc, Espagne et Sicile. Paris, 1954.
  168. Oudin B. Dictionnaire des architectes. Paris, 1970.
  169. Oursel Ch. L’art roman de Bourgogne. Dijon, 1928.
  170. Picard Ch., Boissonas F. L’Acropole d’Athenes. Vol. 1−2, Paris, 1930.
  171. Pillement G. Les cathedral es d’Espagne. Vol. 1−3, Paris, 1951 — 1952.
  172. Pillement G. Palais et chateaux arabes d’Andalousie. Paris, 1951.
  173. Pop A.U. The ceramic art in islamic times: the history. New York, 1938.
  174. Puigy Cadafalch J. La geographie et les origines de l’art roman. Paris, 1935.
  175. Rice D.T. The beginnings of christian art. London, 1957.
  176. Richter G. Ancient furniture. Oxford, 1926.
  177. Robert F. Epidaiire. Paris, 1935.
  178. Salch Charles-Laurent. Les plus beaux chateaux forts en France. -Strasbourg, 1978.
  179. Salei F. L’art gothique.- Paris, 1963.
  180. Soper A.C. The evolution of Buddhist architecture in Japan. New York, 1942.
  181. Stein H. Les architectes des cathedrales gotiques.- Paris, 1930.
  182. Terrasse H. Islam d’Espagne. Une rencontre de l’Orient et de l’Occident. Paris, 1958.
  183. Unsal B. Turkish islamic architecture in Seljuk and Ottoman times. -London, 1973.
  184. Vileite J. Les Vitraux de Chartres.- Paris, 1964.
  185. Wagner-Rieger R. Die italienische Baukunst zu Beginn der Gotic. Bd. 1−2, Graz — Koln, 1956 — 1957.
  186. Webb G. Architecture in Britain: the middle ages. Harmondsworth, 1956.
  187. Wilber D. The architecture of Islamic Iran. Princeton, 1955.
  188. Wilber D. Persian gardens and garden pavilions. Rutland, 1962.
  189. Wilkinson C.K. Iranian ceramics. New York, 1963.
  190. Yarwood D. The English Home (A Thousand Years of Furnishing and Decoration). London, 1959.
  191. Zevi B. Le langage moderne de l’architecture. Paris, 1981.
  192. Сравнительная хронология развития архитектуры и искусства1. V XV вв. в Европе1. Византия1. Франция1. Англия1. Германия1. Италия1. Испания1. Периодгг. н.э.
  193. Период (стиль) Области наивысшего развития1. Ранне-византийский1. Средне-византийский1. Поздне-византийский500 25 50 75 600 25 50 75 700 25 50 75 800 25 50 75 900 25 50 75 1000 25 50 75 1100 25 50 ' 75 1200 25 50 75 1300 25 50 75 1400 25 50 75 1500
  194. Дороманский (Меровин говский) период
  195. Цороманский (Каролингский) период1. Романскийпериод Бургундия, Овернь, Пуату, Аквитания, Прованс1. Ранняя готика Иль-де
  196. Высокая готика Иль-де-Франс, Шампань, Нормандия, Пикардия.
  197. Поздняя («пламенеющая») готика1. Дороманский период1. Романский период
  198. Ранняя готика («ланцетовнц-ный стиль»)
  199. Зрелая готика («украшен-ныйсшль»)
  200. Подвн плика С’Пергщр-кутаршй ешь")1. Доро-манский период
  201. Доро-манский (Каролингский) период Прирейнские области1. Романскийпериод Прирейнские области, Саксония1. Ранняя готика1. Зрелая готика1. Поздняя готика1. Доро-манский период1. Романскийпериод Ломбардия
  202. Проторенессанс, «инкрус-тацион-ный стиль» Тоскана
  203. Готика Северная Италия, Тоскана
  204. Ранний ренессанс (кватроченто) Тоскана1. Доро манский период1. Мавританская культура1. Романский период1. Ранняя готика Кастилия1. Зрелая ~готика1. Мухдер)1. Катсиайа, 1. Валтш&bdquo-
  205. Поздняя готика С’эсншо фторвдо")
Заполнить форму текущей работой