Пространственно-тектонические аспекты формообразования интерьеров: Древ.
мир, сред.
века
Основными композиционными закономерностями, присущими рассмотренным трем типам структурной взаимосвязи являются следующие положения: а) Структурная независимость пластических искусств, самая эфемерная и гибкая форма синтеза, дает наиболее широкие возможности изменения образа предметно-пространственной среды интерьера в процессе ее функционирования, б) Интеграция пластических искусств… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава II. ервая. Интерьеры Древнего мира
- Глава вторая. Интерьеры Средних веков
- Глава третья. Пространствепо-тектонические закономерности формообразования интерьеров
- Древнего мира и Средних веков
Пространственно-тектонические аспекты формообразования интерьеров: Древ. мир, сред. века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Интерьер представляет собой ближайшую к человеку, наиболее тесно контактирующую с ним предметно-пространственную среду и в этом отношении может считаться первоосновой зодчества. Функциональная и эстетическая организация внутренних пространств для жизни и деятельности людей во все эпохи была и остается одной из главных задач архитектуры. Вместе с тем само понятие интерьера имеет довольно широкие рамки толкования. Кроме традиционного рассмотрения интерьеров, как внутренних помещений (комнаты, залы, корридоры, галереи и т. д.) к интерьерам нередко относят внутренние дворы, небольшие площади. Существует понятие интерьер города. Характерной особенностью зодчества ряда эпох, н и творческих направлений было именно отсутствие четких границ между внешним и внутренним пространством, «объемной» и внутренней архитектурой и даже между интерьерным и градостроительным проектированием. Жесткое деление сооружений на внешнюю оболочку и интерьеры бывает невозможным особенно в тех случаях, когда создание архитектурных объектов осуществляется по единым формообразующим принципам и целостному композиционному сценарию. В подобном сценарии взаимосвязь «внутреннего» и «внешнего» может играть одну из главных ролей и быть основным моментом эстетического переживания. Автор поэтому не вычленяет интерьер как особую художественную категорию, а рассматривает его в общем архитектурном контексте сооружения.
Спецификой интерьера является то, что его эстетический образ воспринимается человеком в единстве всех архитектурно-художественных характеристик: архитектурных форм и пространств, их освещения, обстановки и оборудования для тех или иных функций, художественной отделки и элементов пластических искусств. Окружающая человека в интерьере предметно-пространственная среда воспринимается им эмоционально и рационально, что часто взаимосвязано и > обусловлено уровнем подготовки человека к восприятию, его воспитанием и образованием. Понимание степени органичности пространственной и функциональной организации, конструктивного решения, способность увидеть в архитектурном объекте те творческие мысли и чувства, которыми руководствовались его создатели, разгадать архитектурно-художественный сценарий постройки составляет как бы интеллектуальный пласт восприятия среды. Второйэмоциональный пласт в чистом виде представляет собой результат психофизиологической реакции на зрительные, слуховые, кинестезические и тактильные воздействия и их последовательность.
Одновременно архитектурная среда воспринимается зрителем через призму мировоззрений и понятий, свойственных его социальному окружению, народу и времени. Древняя, архитектура оказывала гораздо более сложное и глубокое воздействие на людей своей эпохи, чем на нашего современника, который видит и оценивает в ней преимущественно эстетическую организацию объемов и пространств. Понять эмоциональный образ интерьеров различных культур можно только ознакомившись с основой их семантического строя, учетом присутствия и деятельности человека того времени. В символических формах как бы закодированы особенности мировосприятия народов.
Для того, чтобы представить то эмоционально-художественное воздействие, которое оказывала предметно-пространственная среда интерьеров на их современников, необходимо знать веру, обычаи, обряды и образ жизни людей, для которых она создавалась. Символические основы архитектурно-художественных форм зачастую восходят к древнейшим пластам культуры того или иного народа, связанным еще с языческими верованиями. Культовая, а нередко и светская архитектура Древнего мира и Средних веков в той или иной степени пропитана семантикой, однако знания в этой области (особенно касающиеся древних периодов) разрознены и зачастую поверхностны. Можно предположить наличие глубинной семантической основы во всех древних культурах, однако данные современной науки способны прояснить лишь небольшую часть той семантической нагрузки, которую эти культуры несли. О многом в области семантики можно строить лишь более или менее мотивированные гипотезы. Определенная трудность семантического осмысления предметно-пространственной среды интерьеров связана также с развивающейся в профессиональной среде с эпохи ренессанса и преобладающей в последнее столетие тенденцией предполагать в художественной форме неизбежную логическую доказуемость и обоснованность.
Общеизвестно, что в разные исторические периоды отношение к архитектуре прошлого и ее оценка были различными. Итальянские критики эпохи Возрождения видели в готической архитектуре только ее «варварский» декор, архитекторы модерна отвергали всю послеренессансную архитектуру, а представители постмодерна яростно обвиняли во всех бедах «современное движение». При становлении радикально нового стиля или стилистического направления обычно отрицалось и очернялось в первую очередь недавнее прошлое, которому новое противопоставлялось как единственная альтернатива, а старое и «хорошо забытое» или малоизвестное чужое нередко воспринималось как «новое». Соблазн видеть в архитектуре только то, что хочется видеть, коснулся в первую очередь смысловых, семантических ее аспектов, что вполне объяснимо. Понимание художественных, в том числе тектонических качеств архитектурной среды затрудняется тем, что требует от зрителя эстетического воспитания, определенных гуманитарных и технических знаний. Семантическое понимание среды с неизвестной системой символов гораздо сложнее, так как требует знаний, которых зачастую на данный момент не хватает в искусствоведческой науке. Пробелы в фактических знаниях, как правило, заполняются гипотезами и домыслами, а смысловые коды архитектуры получают произвольную трактовку.
Представленная к защите диссертация, явившаяся итогом двадцатидевятилетней преподавательской и исследовательской работы в области истории интерьера и проектирования интерьеров в МГХПУ им. С. Г. Строганова, ставит своей задачей комплексный анализ базовых пространственно-тектонических аспектов формообразования интерьеров Древнего мира и Средних веков. В данном историческом контексте рассматриваются проблемы взаимосвязи конструкции и архитектурной формы, внутреннего пространства и внешнего объема, интерьера и внешнего пространства, пространственной взаимосвязи интерьеров и пространственно-временных характеристик их восприятия, стилистической взаимосвязи объектов предметно-пространственной среды интерьера, структурной взаимосвязи пластических искусств и архитектуры. Исследование этих проблем обуславливает привлечение материалов, относящихся к истории и теории архитектуры, истории мебели, оборудования интерьеров, монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства.
Акцентирование указанных вопросов объясняется тем, что они в неразрывном единстве с семантическими факторами представляют основные закономерности архитектурно-художественной организации предметно-пространственной среды интерьеров жилых, дворцовых, культовых и общественных зданий, которые рассматриваются в диссертации. Актуальность и научная новизна данной темы связаны прежде всего с тем, что она еще не являлась предметом всестороннего искусствоведческого исследования. Анализировались, причем относительно независимо друг от друга вопросы, связанные с отдельными ее аспектами.
Среди работ, на которые опирался автор при написании диссертации, необходимо отметить в первую очередь монографии по истории искусства и архитектуры, в которых значительное внимание уделялось проблемам формообразования интерьеров Древнего мира и Средних веков. Это труды М. Алпатова [2,3], Н. Брунова [14], Б. Веймарна [18,19], В. Ворониной [27,28,29], К. Гартмана [37], О. Лясковской [77], Н. Николаевой [89,90,91,92], С. Тюляева [119]. Особый интерес представляет книга И. Бартенева и В. Батажковой «Очерки истории архитектурных стилей» [7], так как в ней была предпринята попытка ввести тему интерьера в контекст общей эволюции архитектуры (в каждой главе есть раздел «Интерьер и предметы внутреннего убранства»). Однако ограниченность объема книги позволила раскрыть материал, касающийся древних цивилизаций и средневековья, только на уровне общего обзора, что отмечалось самими авторами.
Богатая информация по отделке и оборудованию античного и средневекового европейского жилого интерьера содержится в переведенной на русский язык книге английского искусствоведа Чарлза Мак-Коркодейла «Убранство жилого интерьера» [78]. Особое внимание автор этой книги уделил тем частям интерьера, которые назвал «непременными его составляющими» — полам, стенам, потолкам, их деталям и членениям. Систематизация и анализ обширного материала в области конструкции, формы и декора сводчатых покрытий (в том числе в архитектуре Древнего мира и Средних веков) проведены в книге А. Кузнецова «Своды и их декор» [68].
Первой отечественной публикацией по всеобщей истории мебели можно считать книгу Н. Соболева «Стили в мебели» (издана в 1939 г., переиздана в 1995 г.). Эта книга, а также книга венгерского искусствоведа Д. Кеса «Стили мебели» [60] являются наиболее полными и доступными для русскоязычного читателя историческими обзорами мебельных стилей. В области осветительной арматуры автор использовал хранящие ся в семейном архиве материалы профессора К. Соловьева, собранные им при подготовке к изданию книги «Русская осветительная арматура» [114] и работе над одноименной диссертацией. Много ценных сведений, касающикся быта и предметной среды древних римлян, содержится в монографии М. Сергеенко «Жизнь Древнего Рима», на которую есть много ссылок в тексте диссертации.
Среди обширной литературы на иностранных языках (см.
список литературы
), в которой затрагиваются вопросы, связанные с темой диссертации, необходимо особо отметить книгу Doreen Yarwood «The English Home» [192], так как в этой работе прослежена взаимосвязь предметного мира средневековых жилых интерьеров Англии с организацией архитектурной среды. Наиболее полным справочным материалом по архитектуре французских средневековых замков для автора явилась книга Charles-Lourent Salch «Les plus beaux chateaux forts en France» [180]. Значительный фактический материал по средневековым японским интерьерам собран в книге H. Inn «Chinese houses and gardens» [158].
В наибольшей степени исследованы средневековые культовые интерьеры Западной Европы и Византии. По различным вопросам, связанным с архитектурно-художественным формообразованием французских средневековых культовых интерьеров, только историком искусства М. Обером (M.Aubert) было опубликовано 16 книг, в том числе отдельные книги по витражам и скульптуре (Aubert M. «Le vitrail en France». Paris, 1946; Aubert M., Grodecki L., Lafond J., Verrier J. «Les vitraux de Notre-Dame et de la Sainte-Chapelle de Paris». Paris, 1959; Aubert M. «La sculpture francaise du Moyen Age et de la Renaissance». Paris-Bruxelles, 1926.). Хотелось бы отметить также работы Y. Bonnefoy [141], P.H.Ditchfield [149], G. Duby [150], J. Evans [152], G. Pillement [173,174], F. Salet [181].
Проблемы семантики получили наиболее последовательное рассмотрение в опубликованных в нашей стране работах А. Иконникова [48,50], Г. Кнабе [61], А. Комеча [65], Д. Лихачева [74], В. Маркузона [80,81,82], Н. Николаевой [91,92], Н. Павлова [97], И. Страутманиса [115], П. Флоренского [122], Я ван дер Хагена [17], С. Хан-Магомедова [124]. На многие из этих публикаций есть ссылки в тексте диссертации.
По вопросам взаимосвязи конструкции и архитектурной формы, внутреннего пространства и внешнего объема базовыми работами, на которые опирались многие современные исследователи, а также автор диссертации, являются двухтомники Э. Виолле-ле-Дюка «Беседы об архитектуре» [24] и О. Шуази «История архитектуры» [129]. В настоящее время эти вопросы являются наиболее разработанными в отечественном искусствознании из затрагиваемых в диссертации проблем. Весомый вклад в их разработку внесла монография И. Бартенева «Форма и конструкция в архитектуре» [6], а также переведенная на русский язык книга К. Зигеля «Структура и форма в современной архитектуре» .- М., 1964., инициировавшие в свою очередь ряд последующих публикаций. Среди них: Н. Гуляницкий «Архитектурные и конструктивные системы». — в сб-ке: Проблемы советской архитектуры (идейно-художественные вопросы), М., 1973. Ю. Волчок «Анализ процесса понятия тектоники в теории архитектурной композиции». — в сб-ке: Проблемы формообразования в современной архитектуре. М., 1975. Ю. Лебедев «Конструкции и гармонизация архитектурной формы». — в ж-ле: Архитектура СССР № 8. 1975. Ю. Волчок, Е. Иванова, Р. Кацнельсон, Ю. Лебедев «Конструкция и форма в советской архитектуре». -М., 1980. В том или ином контексте проблемы взаимосвязи конструкции и архитектурной формы рассматривались в работах Н. Брунова [14], А. Бурова [16], В. Глазычева [40], А. Иконникова [48,50], Г. Степанова [50], В. Казариновой «К вопросу о тектонике в архитектуре». — в сб-ке: Вопросы теории архитектурной композиции № 1. М., 1955., А. Кузнецова «Тектоника и конструкция центрических зданий». — М., 1951. Особо хотелось бы отметить исследования В. Маркузона [81,82], одной из первых публикаций которого в этой области была статья «Архитектурный стиль и законы тектоники» .- в ж-ле: Архитектура СССР № 2. 1941.
Вопросы взаимосвязи интерьера и внешнего пространства до настоящего времени пока еще не получили всестороннего теоретического исследования. В искусствоведческой науке они затрагивались обычно вскользь, причем чаще всего в связи с популяризацией тех или иных архитектурных концепций. В большей степени этим проблемам уделялось внимание в работах К. Курокава [69], Н. Николаевой [90,91], Ф. Л. Райта [106], К. Танге [116]. Круг рассматриваемых примеров в них однако ограничивается только средневековой японской и современной западной архитектурой.
Гораздо более глубоко и всесторонне исследована проблема пространственно-временного восприятия архитектуры. Одним из первых заострил на ней внимание О. Шуази, проанализировавший последовательность движения-восприятия построек афинского Акрополя [129]. Эмоционально-художественная выразительность архитектуры, воспринимаемой в процессе движения зрителя, была важным аспектом искусствоведческого анализа отдельных памятников в опубликованных в 1935 — 1937 гг. и этапных для отечественного искусствознания «Очерках по истории архитектуры» Н. Брунова [14]. Однако в основном вопросы сенсорного восприятия архитектуры рассматривались в работах, посвященных городской среде. Большой вклад в исследование этих вопросов внесли публикации Е. Беляевой «Движение и время в восприятии городской среды». — в сб-ке: Город и время. М., 1973., «Восприятие градостроительного пространства» .- в сб-ке: Архитектурная композиция. М., 1970.,.
LL /-v v> W ??
О зрительном восприятии городской застроики. — в ж-ле: Строительство и архитектура Ленинграда № 12. 1968., «Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия» [10], а также книги А. Иконникова «Архитектура города» .- 1972., «Искусство, среда, время. эстетическая организация городской среды — М., 1985., «Художественный язык архитектуры» [48]. Среди зарубежных авторов необходимо отметить в первую очередь книгу К. Линч «Образ города». — М., 1982., а также публикации В. Ганзена [36], З. Гидиона [38], Р. Грегори [41], П. Якобсона [131]. Отдельные положения этих работ автор экстраполировал на проблемы формообразования интерьера.
Теоретической базой при рассмотрении проблемы стилеобразования и стилевого единства объектов предметно-пространственной среды интерьера для автора были в первую очередь исследования А. И. Каплуна в книге «Стиль и архитектура» [58], где освещен широкий круг вопросов, касающихся эстетической природы стиля и форм стилеобразования в различных сферах культуры. Позиции автора очень близки также подходу А. В. Иконникова к этой проблеме, отраженному в его статье «Стиль и норма эстетической оценки» [49]. Из широкого круга публикаций, в которых затрагиваются вопросы стиля автору хотелось бы выделить работы В. Виноградова [22], Б. Виппер [25], М. Гинзбурга [39], И. Иоффе [51], Д. Лихачева [74], И. Маца [84], Д. Сарабьянова [107], С. Хан-Магомедова [124].
По вопросам структурной гармонии пластических искусств и архитектуры кроме одноименной статьи автора.
112] нет специальных публикаций. Этим вопросам автор уделил также значительное внимание в книге «Художественное формообразование интерьера (принципы, факторы, средства)» .
113], где они рассматриваются в контексте анализа отдельных построек и направлений в архитектуре.
Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, изложенных на 454 машинописных страницах, а также библиографии 193 ед.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В интерьерах Древнего мира и Средних веков были впервые применены многие композиционные приемы и средства художественной выразительности, которые впоследствии широко использовались в архитектуре Нового и Новейшего времени. Исторический опыт показывает, что при смене семантических, а иногда и стилистических характеристик предметно-пространственной среды интерьеров базовые композиционные принципы, приемы и средства их архитектурно-художественной организации могли оставаться прежними, либо слегка «подстраиваться» под новый функциональный или социально-идеологический заказ. Одновременно пространственно-тектонические аспекты формообразования являлись тем общим, объединяющим различные страны и эпохи интернациональным стержнем, который питал и взаимообогащал архитектуру народов, культура которых оставалась на различных семантических полюсах.
При подобном подходе к истории интерьера можно провести параллели в казалось бы на первый взгляд несхожих произведениях архитект уры разных исторических периодов и выделить художественно-композиционные закономерности формообразования, присущие интерьерам отдельных стран, и общие закономерности формообразования интерьеров Древнего мира и Средних веков:
1. Взаимообусловленное единство конструкции и архитектурной формы является сильнейшим средством создания гармоничного и яркого эмоционально-художественного образа интерьера. Тектоническая выразительности архитектуры делает ее наиболее доступной для адекватного восприятия различными народами.
Вопросы тектоники и семантики в монументальных интерьерах Древнего мира и Средних веков взаимосвязаны. В формообразовании интерьеров древневосточных деспотий семантическое начало превалировало над тектоническим. В основе формообразования монументальных средневековых западноевропейских интерьеров и интерьеров Византии лежал поиск наиболее рациональных и художественно выразительных конструктивных структур, предназначенных для решения функциональных и семантических задач.
Наивысшими достижениями в области решения проблемы взаимосвязи конструкции и архитектурной формы в монументальном зодчестве отмечены византийские интерьеры VI — XII вв. и готические интерьеры Западной Европы (в первую очередь Франции). Эти достижения стали возможны благодаря освоению рационалистических традиций античной архитектуры (ордерной системы Греции и строительной техники Древнего Рима). Для античной ордерной системы выражен не работы конструкции и материалов в архитектурных формах носило в значительной степени опосредованный метафоричный характер. В монументальных интерьерах Византии и готических западноевропейских интерьерах конструкция, материал и форма были взаимообусловлены.
2. Наибольшее единство интерьера и его материальной архитектурной оболочки присуще постройкам, в которых внутреннее пространство обладаег структурным единством и наименее функционально дифференцировано, что в рассматриваемые периоды было возможно в первую очередь в монументальном культовом строительстве. Взаимопроникающим единством интерьера и внешнего объема характеризуются только постройки с единым внутренним пространством.
Совпадение внутреннего пространства и внешнего объема присуще в первую очередь сооружениям, в которых первично внутреннее пространство, а несовпадение характерно при композиционном приоритете внешнего объема.
Чем больше степень взаимного композиционного соответствия внутреннего пространства и внешнего объема, тем более органично решается взаимосвязь конструкции и архитектурной формы.
Наиболее гармоничным взаимным соответствием интерьеров и фасадов обладает европейская средневековая культовая архитектура и в первую очередь храмы Византии, а также мусульманская монументальная архитектура, использовавшая византийские традиции в строительном искусстве. Истоки этих традиций заложены в монументальном зодчестве Древнего Рима.
3. Определяющими факторами характера взаимосвязи внутреннего и внешнего пространства являются функциональное назначение архитектуры, климат, обычаи, специфические особенности культуры и национального мировосприятия, уровень развития строительной техники.
За редким исключением максимальное слияние внутреннего и внешнего пространства в архитектуре Древнего мира и Средних веков реализуегся при раскрытии интерьеров не непосредственно во внешнюю среду (природную или городскую), а в композиционно организованное пространство двора или сада.
Промежуточная между внутренним и внешним пространством «серая зона» часто является центром композиции разнообразных в типологическом отношении сооружений различных эпох, регионов и культур. Наиболее распространенным и традиционным планировочм И ЧУ ным средством создания серой зоны является устройство портиков и перистилей.
Композиционными приемами связи интерьера и окружающей среды является устройство крупных светопроемов, использование общих для интерьера, фасада и элементов внешнего благоустройства материалов, цвета и фактуры, общие для внутреннего и внешнего пространства плоскости пола, потолка и стен, а также иллюзорные живописные приемы раскрытия интерьера во внешнее пространство.
4. График движения-восприятия и планово-пространственная структура интерьеров всегда взаимообусловлены. Характер движениявосприятия в интерьерах напрямую связан с их функциональным использованием. В монофункциональных объектах часто используется принудительный график движения, в многофункциональных интерьерах превалирует свободный график движения.
Принудительный график движения-восприятия, как правило, соответствует предметно-пространственному оформлению культового или светского церемониала и, следовательно, обладает соответствующим элементом театрализации. Сценарий движения-восприятия при принудительном графике обычно основывается на принципе создания эмоциональных пиков и пауз, которым соответствуют композиционно фиксированные точки восприятия.
В соответствии с социально-идеологическим заказом экспрессивный, сценарий движения-восприятия и связанная с ним пространственная динамика интерьеров были особенно характерны для тех эпох и стран, которым присущи возрастание роли религии или абсолютистская власть.
5. В истории интерьера Древнего мира и Средних веков можно выделить три основные формы структурной взаимосвязи пластических искусств и архитектуры: взаимопроникающее структурное единствоинтеграцию пластических искусств и архитектуры при сохранении их структурной спецификивзаимосвязь на основе структурной независимости пластических искусств и архитектуры.
Структурная совместимость пластических искусств и архитектуры производна от совместимости их информационных характеристик, необходимое условие которой — внутренняя возможность гармоничного сосуществования заложенных в них образных и структурных идей.
В тот или иной исторический период один из типов структурной взаимосвязи пластических искусств и архитектуры являлся превалирующим, в нем как бы фокусировался образ соответствующей национальпой культуры, с ним неразрывно связаны вопросы семантики и взаимосвязи формы и конструкции.
Основными композиционными закономерностями, присущими рассмотренным трем типам структурной взаимосвязи являются следующие положения: а) Структурная независимость пластических искусств, самая эфемерная и гибкая форма синтеза, дает наиболее широкие возможности изменения образа предметно-пространственной среды интерьера в процессе ее функционирования, б) Интеграция пластических искусств и архитектуры при сохранении их структурной специфики является наиболее упорядоченным, поддающимся логическому осмыслению и обладающим композиционным постоянством типом структурной взаимосвязи. В нем, как правило, отражается рационалистически й дух, присущий данной культуре, что делает этот тип наиболее легким для усвоения и использования в последующие исторические периоды, в) Взаимопроникающая интеграция искусств создает самую целостную и однородную в структурном отношении среду, не рассчитанную на какие-либо иные стилистические вторжения. Обычно она является либо отражением синкретичности культуры, либо следствием полного подчинения пластических искусств образным задачам архитектуры.
6. В большинстве древних и средневековых культур «стиль эпохи» являлся господствующей, но не единственной системой форм, проявляясь главным образом в монументальной архитектуре и официальном искусстве. Моностилевая система неизбежно распадалась, если переставала соответствовать противоречивым социально-идеологическим запросам, предъявляемым к предметно-пространственной среде.
Общей закономерностью сложения «исторических стилей» является их изначальный формообразующий архитектурный импульс, при котором архитектурные формы и пространство влияли на стилеобразование мебели, осветительной арматуры, утвари, пластических искусств, костюма. В наибольшей степени эта тенденция коснулась готического искусства, где архитектурная форма могла быть обращаема вплоть до ювелирных изделий.
Стилеобразование различных компонентов предметно-пространственной среды интерьеров часто хронологически не совпадало. Наиболее универсальным средством стилистического единства предметной среды в интерьерах Древнего мира и Средних веков был орнамент. Стилеформирующая и композиционно организующая функция орнамента особенно сильно проявилась в художественной организации интерьеров мусульманских стран, где каждый орнамент выступал одновременно как часть сложного целого и как законченный самостоятельный элемент.
Одним из наиболее эффективных средств стилистического объединения различных элементов оборудования интерьера является их гарнитурное производство, первые опыты которого в области декоративных тканей относятся к периоду высокой готики.
Список литературы
- Айналов Д.В. Эллинистические основы византийского искусства. -Спб., 1900.
- Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. В 3-х томах, М., 19 481 955.
- Алпатов М.В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М.1. Л., 1939.
- Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве. М., 1935.
- Ащепков Е.А. Архитектура Китая. Очерки.- М., 1948 1955.
- Бартенев И.А. Форма и конструкция в архитектуре. Л., 1968.
- Бартенев И.А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурлых стилей. М., 1983.
- Бархин Г. Б. Архитектура Театра. М., 1947.
- Бачинский Н.М. Резное дерево в архитектуре Средней Азии. М., 1947.
- Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрителъого восприятия.- М., 1977.
- Блаватский В.Д. Архитектура Древнего Рима. М., 1938.
- Блаватский В.Д. Архитектура античного мира. М., 1939.
- Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.
- Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. В 2-х томах, М-Л., 1937.
- Брунов Н.И. Пропорции античной и средневековой архитектуры.- М., 1936.
- Буров А. Об архитектуре. М., 1960.
- Ван дер Хааген Ян К. Боги, фараоны и солнце. в ж-ле: Курьер Юнеско, N 10, 1962.
- Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана VII XVII веков. -М., 1974.
- Веймарн Б., Каптерева Т., Подольский А. Искусство арабских народов (средневековый период). М., 1960.
- Верман К. История искусств всех времен и народов. В 3-х томах, Спб., 1903.
- Винкельман И. История искусства древности.- JL, 1933.
- Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей.- М., 1961.
- Виноградова H.A., Николаева Н. С. Искусство стран Дальнего Востока. М., 1979.
- Виолле-ле-Дюк В. Беседы об архитектуре. М., 1938.
- Виппер Б.Р. Статьи об искусстве.- М., 1970.
- Витрувий. Об архитектуре. М., 1936.
- Воронина B.JI. Народное жилище арабских стран.- М., 1972.
- Воронина В.Л. Народные традиции архитектуры Узбекистана. М., 1951.
- Воронина B.JI. Древняя строительная техника Средней Азии. В сб.: Архитектурное наследство N 3, М., 1953.
- Вощинина А.И. Античное искусство. М., 1962.
- Всеобщая история архитектуры. В 2-х томах, М., 1958 — 1963.
- Всеобщая история архитектуры. В 12-ти томах, М., 1960 — 1975.
- Всеобщая история искусств. В 6-ти томах, М., 1956 — 1965.
- Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1968.
- Галеркина О.И., Богданов Ф. Л. Искусство Индии в древности и средние века. М., 1963.
- Ганзен В. Восприятие целостных объектов.- Изд. ЛГУ, Л., 1974.
- Гартман К.О. История архитектуры. В 2-х томах, М., 1936 — 193б.
- Гидион 3. Пространство, время, архитектура.- М., 1984.
- Гинзбург М.Я. Стиль и эпоха.- М., 1923−1924.
- Глазнчев В.А. Эволюция творчества в архитектуре. М., 1986.
- Грегори Р.Л. Глаз и мозг. М., 1970.
- Данилова И.Е. Лекции по истории монументально-декоративной живописи. изд. МВХПУ, М., 1960.
- Денике Б.П. Архитектурный орнамент Средней Азии. М.-Л., 1939.
- Дворжак М. Очерки по искусству средневековья.-Я., 1934
- Згура В. Китайская архитектура и ее отражение в Западной Европе. -М., 1929.
- Златовская Т.Д. У истоков европейской культуры (Троя, Крит, Микены). М., 1961.
- Зубов В., Петровский А. Архитектура античого мира, — М., 1940.
- Иконников A.B. Художественный язык архитектуры. М., 1985.
- Иконников A.B. Стиль и норма этетической оценки.- В сб.: Проблемы стилевого единства предметного мира. М., 1980.
- Иконников А., Степанов Г. Основы архитектурной композиции. М., 1971.
- Иоффе И. Культура и стиль. Система и принципы социологии искусства.- Д., 1927.
- Искусство стран и народов мира. В 5-ти томах, М., 1962 — 1981.
- История архитектуры в избранных отрывках. М., 1935.
- История искусства Древнего Востока. Л., 1941 — 1947.
- Ито Иобуо, Миягава Торао, Маэда Тайдзи, Ёсидзава Тю. История японского искусства. — М., 1965.
- Камерон Ч. Термы римлян. М., 1939.
- Каплун А.И. Стиль и архитектура. М., 1985.
- Качалов Н.К. Стекло. М., 1959.
- Кес Д. Стили мебели. Будапешт, 1979.
- Кнабе Г. Внутренние формы культуры.- В ж-ле: Декоративное искусство СССР. № 1, 1981.
- Кожин H.A., Сидоров A.A. Архитектура средневековья. М., 1940.
- Колобова K.M. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.
- Колгшнский Ю.Д. Искусство Древней Греции. М., 1961.
- Комеч А. Символика архитектурных форм в раннем христианстве.- В кн.: Искусство Западной Европы и Византии.- М., 1978.
- Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековья Японии. М., 1980.
- Короцкая А. Архитектура Индии раннего средневековья. М., 1964.
- Кузнецов A.B. Своды и их декор. М., 1938.
- Курокава К. Архитектура симбиоза.- В ж-ле: Архитектура СССР. № 5, 1984.
- Лавров В.А. Градостроительная культура Средней Азии. М., 1950.
- Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. Т. 1−2, М., 1956 — 1959.
- Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1−2, М., 1947 -1948.
- Липшиц Е.Э. Очерки истории Византийского общества и культуры. -М.-Л., 1961.
- Лихачев Д.С. Контрапункт стилей как особенность искусства. В кн.: Классическое наследие и современность.- Л., 1981.
- Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей.- СПБ., 1898.
- Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. -М., 1958.
- Лясковская O.A. Французская готика. Архитектура, скульптура, витраж, XII XIV вв. — М., 1973.
- Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера.- М., 1990.
- Маленкова В.Г. Интерьер и природа (на примере японской архитектуры).- В сб.: Ученые записки МВХПУ. Вып. III, М., 1969.
- Маркузон В.Ф. Семантика и развитие языка в архитектуре (Архитектурная композиция). М., 1970.
- Маркузон В.Ф. Символика и тектоника постройки.- В ж-ле: Декоративное искусство СССР. № 3, 1972.
- Маркузон В.Ф. Конструкция, тектоника, образ. Труды ВНИИТЭ «Техническая эстетика», вып. 23, М., 1980.
- Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М., 1961.
- Маца И.Л. К вопросу о стиле.- В ж-ле: Искусство. № 1, 1959.
- Мельникова Н.В. Гобелен в интерьере жилых и общественных зданий. Из-.-. МАРХИ, М., 1980.
- Миллер Ю. Художественная керамика Турции. Л., 1972.
- Миллер Ю. Искусство Турции. M.-JI., 1965.
- Муратова К.М. Мастера французской готики XII—XIII вв.еков. Проблема теории и практики художественного творчества.- М., 1988.
- Николаева Н.С. Декоративное искусство Японии. М., 1972.
- Николаева Н.С. Художественная культура Японии XVI столетия. -М., 1986.
- Николаева Н.С. Японские сады. М., 1975.
- Николаева Н. Предметный мир и ритуал. В ж-ле: Декоративное искусство СССР, N 1, 1980.
- Нильсен В.А., Манакова В. Н. Архитектурный декор памятников Узбекистана. Л. 1974.
- Новикова Е.Б. Интерьер общественных зданий. М., 1991.
- Павлов В.В. Очерки по искусству Древнего Египта. М., 1936.
- Павлов В.В., Ходжаш С. И. Художественное ремесло Древнего Египта. М., 1959.
- Павлов Н. Врата неба в Карнаке. В ж-ле: Декоративное искусство СССР, N 11, 1981.
- Павсаний. Описание Эллады. Т. 1−2, М., 1938 — 1940.
- Петрусевич Н.Б. Искусство Франции XV XVI вв. — JI., 1973.
- Поп И. И. Искусство Чехии и Моравии IX начала XVI века. — М., 1978.
- Починков А. Помпеянские росписи. M.-JI., 1937.
- Прибыткова A.M. Строительная культура Средней Азии в XI XII вв. — М., 1973.
- Пугаченкова Г. А. Зодчество Центральной Азии. XV век. Ташкент, 1976.
- Пугаченкова Г. А., Ремпель Л. И. Выдающиеся памятники архитектуры Узбекистана. Ташкент, 1958.
- Раппопорт А. Стиль и среда.- В ж-ле: Декоративное искусство СССР. № 5, 1983.
- Райт Ф.Л. Будущее архитектуры. М., 1960.
- Сарабьянов Д. Художник и стиль.- В кн.: Проблемы формализации средств художественной выразительности. ВНИИТЭ. М., 1980.
- Сергеенко М. Жизнь Древнего Рима. М.-Л., 1964.
- Соболев H.H. Стили в мебели. М., 1939.
- Соколов А.Н. Теория стиля. М., 1963.
- Соколова Т.М. Орнамент почерк эпохи.- Л., 1972.
- Соловьев Н. О структурной гармонии пластических искусств и архитектуры. Сб.: Советское декоративное искусство 76, М., 1978.
- Соловьев Н.К. Художественое формообразование интерьера (принципы, факторы, средства) М., 1996.
- Соловьев К.А. Русская осветительая арматура.- М., 1950.
- Страутманис И. Информативно-эмоциональный потенциал в архитектуре. М., 1978.116. 'Ганге К. Архитектура Японии. Традиции и современность.- М., 1976.
- Томаев Г. Н. Резная майоликовая мозаика в архитектуре Средней Азии. М., 1951.
- Турчин B.C. Города и замки Луары. М., 1986.
- Тюляев С.И. Архитектура Индии. М., 1939.
- Ференци Б.К. Очерки по искусству средневековья Франции.- М., 1936.
- Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. -М.-Л., 1958.
- Флоренский П. Храмовое действо как синтез искусств.- «Маковец», № 1, 1922.
- Фосийон А. Жизнь форм. М., 1995.
- Хан-Магомедов С. О. Семантика предметной среды.- В ж-ле: Декоративное искусство СССР, № 5, 1976.
- Цирес А. Искусство архитектуры. М., 1946.
- Цирес А. Архитектура Колизея. М., 1940.
- Шастель А. Об искусстве витража. В ж-ле: Декоративное искусство СССР, N 4, 1983.
- Шевелев И.Ш. Логика архитектурной гармонии.- М., 1973.
- Шуази О. История архитектуры. В 2-х томах, М-Л., 1930.
- Шукуров Ш. М. Искусство средневекового Ирана. М., 1989.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия.- М., 1964.
- Ястребицкая А.Л. Западная Европа X—XI вв.еков. Эпоха. Быт. Костюм.- М., 1978.
- Abraham P. Viollet-le-duc et le rationalisme medieval. Paris, 1934.
- Akiyama Aisaburo. Shinto and its architecture. Tokyo, 1955.
- Alazard J. L’art italien des origines a la fin du XIV siecle. Paris, 1949.
- Anesaki Masaharu. Art, life and nature in Japan. Boston, 1933.
- Anfray M. Les architectes des cathedrales. Paris, 1947.
- Anon. 5000 years of Indian architecture. Dehli, 1956.
- Aubert M. Le gotique a son apogee.- Paris, 1963.
- Basdevant D. L’architecture francaise des origines a nos jours. Paris, 197 i.
- Bonnefoy Y. Peintures murales de la France Gothique.- Paris, 1954.
- Bovini G. Ravenne. Art et histoire. Ravenne, 1991.
- Bruhl О. Indian temples. London, 1937.
- Buchowiecki W. Die gotischen Kirchen Osterreichs. Wien, 1952.
- Collignon M., Boissonas F. Le Parthenon. Paris, 1926.
- Davies. The origin and development of early christian church architecture. London, 1952.
- Demus O. Byzantine mosaic decoration. London, 1948.
- Dinsmoor W.B. The architecture of Ancient Greece. London — New York, 1950.
- Ditchfield P.H. English Gothic architecture. London, 1947.
- Duby G. Saint Bernard l’art cistercien. Paris, 1976.
- Dut ton R. The English interior. 1500 1900. — London, 1947.
- Evans J. Art in Medieval France 987−1498.- London, 1952.
- Falke О. von, Schmitz H. Deutsche Mobel vom Mittelalter bis zum Anfang des 19 iahrhunderts. Bd 1−3. Stuttgart, 1922−1924.
- Garner T., Stratton A. The domestic architecture of England during the Tudor period. V. 1−2, London, 1929.
- Goodwin G. A history of Ottoman architecture. London, 1971.
- Hamilton J.A. Byzantine architecture and decoration. London, 1956.
- Hobert J, L’art preroman. Evolution du style du V au X s. Paris, 1938.
- Inn H. Chinese houses and gardens. New York, 1950.
- Janin R. La geographie acclesiastique de l’Empire Byzantin. Paris, 1953.
- Jantzen H. Kunst der Gotic. Klassische Kathedralen Frankreichs. -Hamburg, 1957.
- Jourdain M. English interior decoration. London, 1950.
- Jourdain M. A history of English furniture. London, 1955.
- Knoop D., Jones G.P. The medieval mason.- Manchester, 1949.
- Koch W. Baustilkunde. Munchen, 1988.
- Koepf H. Deutsche Baukunst von der Rotnerzeil bis zur Gegenwart. -Stuttgart, 1956.
- Kreusch F. Uber Pfalzkapelle und Atrium zur zeit Karls des Grossen. -Aachen, 1958.
- Lubke W. Geshichte der architectur. Leipzig, 1875.
- Male E. L’art religieux au XII et au XIII s. en France. Paris, 1948.
- Marcais G. L’architecture musulmane d’Occident. Tunisie, Algerie, Maroc, Espagne et Sicile. Paris, 1954.
- Oudin B. Dictionnaire des architectes. Paris, 1970.
- Oursel Ch. L’art roman de Bourgogne. Dijon, 1928.
- Picard Ch., Boissonas F. L’Acropole d’Athenes. Vol. 1−2, Paris, 1930.
- Pillement G. Les cathedral es d’Espagne. Vol. 1−3, Paris, 1951 — 1952.
- Pillement G. Palais et chateaux arabes d’Andalousie. Paris, 1951.
- Pop A.U. The ceramic art in islamic times: the history. New York, 1938.
- Puigy Cadafalch J. La geographie et les origines de l’art roman. Paris, 1935.
- Rice D.T. The beginnings of christian art. London, 1957.
- Richter G. Ancient furniture. Oxford, 1926.
- Robert F. Epidaiire. Paris, 1935.
- Salch Charles-Laurent. Les plus beaux chateaux forts en France. -Strasbourg, 1978.
- Salei F. L’art gothique.- Paris, 1963.
- Soper A.C. The evolution of Buddhist architecture in Japan. New York, 1942.
- Stein H. Les architectes des cathedrales gotiques.- Paris, 1930.
- Terrasse H. Islam d’Espagne. Une rencontre de l’Orient et de l’Occident. Paris, 1958.
- Unsal B. Turkish islamic architecture in Seljuk and Ottoman times. -London, 1973.
- Vileite J. Les Vitraux de Chartres.- Paris, 1964.
- Wagner-Rieger R. Die italienische Baukunst zu Beginn der Gotic. Bd. 1−2, Graz — Koln, 1956 — 1957.
- Webb G. Architecture in Britain: the middle ages. Harmondsworth, 1956.
- Wilber D. The architecture of Islamic Iran. Princeton, 1955.
- Wilber D. Persian gardens and garden pavilions. Rutland, 1962.
- Wilkinson C.K. Iranian ceramics. New York, 1963.
- Yarwood D. The English Home (A Thousand Years of Furnishing and Decoration). London, 1959.
- Zevi B. Le langage moderne de l’architecture. Paris, 1981.
- Сравнительная хронология развития архитектуры и искусства1. V XV вв. в Европе1. Византия1. Франция1. Англия1. Германия1. Италия1. Испания1. Периодгг. н.э.
- Период (стиль) Области наивысшего развития1. Ранне-византийский1. Средне-византийский1. Поздне-византийский500 25 50 75 600 25 50 75 700 25 50 75 800 25 50 75 900 25 50 75 1000 25 50 75 1100 25 50 ' 75 1200 25 50 75 1300 25 50 75 1400 25 50 75 1500
- Дороманский (Меровин говский) период
- Цороманский (Каролингский) период1. Романскийпериод Бургундия, Овернь, Пуату, Аквитания, Прованс1. Ранняя готика Иль-де
- Высокая готика Иль-де-Франс, Шампань, Нормандия, Пикардия.
- Поздняя («пламенеющая») готика1. Дороманский период1. Романский период
- Ранняя готика («ланцетовнц-ный стиль»)
- Зрелая готика («украшен-ныйсшль»)
- Подвн плика С’Пергщр-кутаршй ешь")1. Доро-манский период
- Доро-манский (Каролингский) период Прирейнские области1. Романскийпериод Прирейнские области, Саксония1. Ранняя готика1. Зрелая готика1. Поздняя готика1. Доро-манский период1. Романскийпериод Ломбардия
- Проторенессанс, «инкрус-тацион-ный стиль» Тоскана
- Готика Северная Италия, Тоскана
- Ранний ренессанс (кватроченто) Тоскана1. Доро манский период1. Мавританская культура1. Романский период1. Ранняя готика Кастилия1. Зрелая ~готика1. Мухдер)1. Катсиайа, 1. Валтш&bdquo-
- Поздняя готика С’эсншо фторвдо")