Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Использование дидактических возможностей средств ИКТ для развития взаимодействия участников образовательного процесса на уроках информатики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На уроке информатики компьютер выступает не только как средство обучения, но и как объект изучения, соединяющий аппаратную и программную составляющие и являющийся универсальным инструментом реализации информационных процессов, в работе которого проявляются закономерности их протекания и находят воплощение методы работы с информацией. При этом формирование теоретического знания возможно в ходе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
    • 1. 1. Изменения в системе школьного образования, обусловленные внедрением средств ИКТ в учетный процесс
    • 1. 2. Дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий
    • 1. 3. Анализ педагогического опыта организации уроков с использованием средств ИКТ
    • 1. 4. Информационные потоки и направления взаимодействия на традиционном уроке и уроке с применением средств ИКТ
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ УРОКА ИНФОРМАТИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
    • 2. 1. Проблема организации взаимодействия участников образовательного процесса в педагогической науке и практике
    • 2. 2. Взаимодействие участников образовательного процесса на компьютерных уроках информатики
      • 2. 2. 1. Общие характеристики компьютерных уроков в целом и компьютерных уроков по информатике
      • 2. 2. 2. Особенности компьютерных уроков по информатике
    • 2. 3. Организация взаимодействия участников образовательного процесса на компьютерном уроке информатики в целях повышения качества обучения
      • 2. 3. 1. Роль компьютера как своеобразного участника взаимодействия на уроке информатики
      • 2. 3. 2. Использование дидактических возможностей средств ИКТ в деятельности учителя при организации непосредственного общения с учеником
      • 2. 3. 3. Использование дидактических возможностей средств ИКТ в организации взаимодействия с классом как системой индивидуальностей в рамках урока информатики
    • 2. 4. Система методических приёмов и способов для развития взаимодействия на компьютерном уроке информатики и оценка их эффективности
    • 2. 5. Методические рекомендации и спецкурс-практикум для учителей информатики по овладению разработанной системой
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Выводы по третьей главе

Использование дидактических возможностей средств ИКТ для развития взаимодействия участников образовательного процесса на уроках информатики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе урок с применением информационно-коммуникационных технологий (MKT) становится реальностью образовательного процесса, что актуализирует вопросы их эффективного использования как новых учебных средств для повышения качества обучения (С. А. Бешенков, А. А. Кузнецов, Е. С. Полат, И. В. Роберт и ДР-).

Одним из аспектов повышения качества обучения является организация целенаправленного взаимодействия участников образовательного процесса. В педагогической науке в достаточной мере исследована проблема педагогического общения (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалёв, В. А. Кан-Калик,.

A. А. Леонтьев и др.), взаимодействия (Ш. А. Амонашвили, М. И. Махмутов,.

B. Ф. Шаталов и др.) между участниками учебного процесса, и установлено, что эффективно организованное взаимодействие учителя и ученика в индивидуальном режиме, взаимодействие учителя с группой учащихся, взаимодействие учащихся между собой внутри учебной группы положительно влияют на качество образовательного процесса. На уроке с применением средств ИКТ спектр взаимодействий в значительной мере расширяется, что даёт дополнительный ресурс для повышения качества обучения. Это характерно для компьютерных уроков в целом и, в особенности, для компьютерного урока информатики.

На компьютерном уроке ученики работают с различными информационными объектами, что позволяет реализовать многообразные дидактические возможности средств ИКТ независимо от того, по какой учебной дисциплине проводится урок. Это могут быть:

1. Статические или динамические информационные объекты (тексты, изображения, мультимедийные образы, компьютерные презентации, демонстрационные программы и др.), несущие информацию о реальных объектах и явлениях, изучаемых данной дисциплиной. В этом случае реализуются дидактические возможности средств ИКТ для визуализации изучаемого материала, что позволяет разнообразить формы его предъявления и осуществлять более мощное воздействие на органы чувств и эмоциональную сферу учащихся.

2. Информационно-поисковые системы, через которые можно получить доступ (в том числе и удаленный) к сведениям, составляющим содержание данной дисциплины. При этом на уроке учащиеся могут выполнить поиск и отбор информации по интересующему вопросу, которую можно использовать для описания того или иного явления, для аргументации той или иной позиции, для нахождения ответа на поставленный вопрос. Соответствующая деятельность реализуется на основе дидактических возможностей технологий передачи учебной информации.

3. Компьютерные программы, которые моделируют явления и процессы, изучаемые данной дисциплиной, и предоставляют возможность проведения компьютерного эксперимента с целью выявления закономерностей, характеризующих эти явления и процессы.

При этом использование перечисленных объектов и реализация указанных дидактических возможностей средств ИКТ происходит без принципиальных отличий как на компьютерных уроках информатики, так и на уроках по другим школьным предметам. Исключение составляет лишь последняя позиция.

Действительно, на других уроках (физика, биология и т. д.) в распоряжение ученика предоставляется не сам изучаемый объект (явление, процесс и т. п.), а его компьютерная модель, в рамках которой и проводится компьютерный эксперимент — ученик выполняет воздействия на «виртуальный образ» изучаемого объекта с целью выявления закономерностей его поведения. Однако компьютерную модель ученик получает, как правило, в готовом виде, она уже построена, и закономерности поведения объектов заданы, хотя и неявно для ученика. И все же ученик экспериментирует, понимая факт «виртуальности» объекта эксперимента, той самой заданности его поведенияотсюда некоторая ограниченность в ощущении реальности происходящего и в осознании самостоятельности познания. Однако даже такие ограничения не снижают ценности данного вида учебной работы, поскольку самостоятельная экспериментальная деятельность учеников в значительной мере активизирует процесс познания.

Эта ценность намного возрастает на компьютерном уроке информатики, где предметом изучения и экспериментального исследования являются собственно информационные объекты — разрабатываемая программа, исследуемая информационная среда или создаваемый в этой среде информационный продукт (текстовый документ, электронная таблица, электронная база данных и др.).

На уроке информатики компьютер выступает не только как средство обучения, но и как объект изучения, соединяющий аппаратную и программную составляющие и являющийся универсальным инструментом реализации информационных процессов, в работе которого проявляются закономерности их протекания и находят воплощение методы работы с информацией. При этом формирование теоретического знания возможно в ходе реальной экспериментальной, практико-преобразовательской деятельности с перечисленными информационными объектами, в ходе которой ученик может манипулировать ими, помещать в некоторые условия, наблюдать реакцию, фиксировать происходящие изменения, а это в значительной мере повышает эффективность обучения и качество его результатов.

В ходе такой работы компьютер обнаруживает новое качество — он реагирует на действия учеников, т. е. играет роль своеобразного «субъекта» учебного процесса, с которым могут активно взаимодействовать и ученик, и учитель, и который в определенной мере участвует в их взаимодействии между собой.

На компьютерном уроке информатики появляются следующие возможности для реализации дидактических свойств и функций информационных технологий:

— возможность использования средств ИКТ для развития взаимодействия «ученик <-» компьютер", в ходе которого ученик воздействует на исследуемый информационный объект, получает информацию о его поведении, которая становится основой для теоретических выводовкроме того, ученик получает от компьютера информацию^ о" самом-себе: ~ оправильности своих действий, достигнутом уровне знаний и умений и т. д.;

— возможность использования средств ИКТ для организации достаточно длительной самостоятельной работы учебной группы, не требующей постоянного вмешательства учителя, что высвобождает его время для непосредственного общения с отдельными учениками, для индивидуального взаимодействия в режиме «учитель <-» ученик";

— возможность использования средств ИКТ для развития трехстороннего взаимодействия между учителем, учеником и компьютером, а также развития взаимодействия учащихся между собой и взаимодействия учителя с группами учеников.

Таким образом, активизация взаимодействий на компьютерном уроке информатики положительно влияет на интенсивность обратных связей в учебном процессе, что является ресурсом повышения его эффективности и качества.

Однако в практике преподавания информатики представленные возможности использования средств ИКТ для развития взаимодействия участников образовательного процесса реализуются в недостаточной мере. С одной стороны, учителя испытывают значительные затруднения:

— в организации непосредственного взаимодействия с учащимися;

— в организации самостоятельной деятельности учеников таким образом, что в качестве главного источника информации о правильности своих действий они будут использовать компьютер и средства ИКТ;

— в организации трехстороннего взаимодействия между учителем, учеником и компьютером в ходе практико-преобразовательской деятельности над информационными объектами и формирования теоретического знания как результата этой деятельности.

С другой стороны, в теоретических исследованиях по методике обучения информатике также недостаточно уделяется внимания данной проблематике.

Таким образом, теория и практика обучения информатике выдвигает научную проблему использования дидактических возможностей средств ИКТ для активизации взаимодействий участников образовательного процесса на компьютерном уроке информатики в целях повышения его эффективности. Необходимость ее разрешения обусловливает актуальность данного исследования.

Объект исследования — процесс обучения информатике в средней школе.

Предмет исследования — пути и методы использования средств ИКТ для развития взаимодействия участников образовательного процесса на уроке информатики.

Цель исследования — повышение качества обучения информатике на основе активизации взаимодействия участников образовательного процесса на уроке с применением средств ИКТ, повышающих его эффективность.

Гипотеза исследования. Качество образовательного процесса и эффективность компьютерного урока информатики повысится, если:

1) использовать дидактические возможности средств ИКТ при организации всего спектра взаимодействий на уроке, включающего взаимодействия: «учитель <-> ученик" — «ученик <-> компьютер" — «ученик + учитель <-» компьютер" — «учитель компьютер <-» ученик" — «ученик <-» ученик" — «учитель <-» группа учеников" — «учитель <-> компьютер <-» группа учеников»;

2) при реализации каждого из направлений взаимодействий учитывать особенности, характерные для компьютерного урока информатики и отличающие его от компьютерных уроков по другим школьным дисциплинам;

3) для выбора и реализации соответствующих воздействий на учащегося будет разработана и использована специальная система приёмов и способов взаимодействия на компьютерном уроке информатики, позволяющая в процессе непосредственного общения учителя с учеником не только диагностировать качество знаний последнего, но и определять дальнейшие варианты воздействий;

4) учителя информатики будут иметь достаточную подготовку в использовании дидактических возможностей средств ИКТ для развития взаимодействия участников учебного процесса на компьютерном уроке.

Исходя из цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать информационные потоки и соответствующие им направления взаимодействий на уроке с применением средств ИКТ.

2. Выявить особенности, характерные для компьютерного урока информатики и отличающие его от компьютерных уроков по другим школьным дисциплинам в плане организации взаимодействий между участниками образовательного процесса.

3. Выделить направления взаимодействия, которые в наибольшей степени влияют на повышение качества образовательного процесса на компьютерном уроке информатики.

4. Построить систему способов и приемов, позволяющих использовать дидактические возможности средств ИКТ для активизации взаимодействия участников образовательного процесса на компьютерном уроке информатики и тем самым повышающих его эффективность.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанного спецкурса-практикума и предложенных способов и приемов взаимодействия на компьютерном уроке информатики.

Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ философской, методологической, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследованияанализ школьных образовательных стандартов, учебных программобщенаучные методы исследования, такие, как обобщение, классификация, систематизация, сравнение, сопоставлениечастнонаучные методы исследования, такие, как анализ и обобщение педагогического опыта преподавания информатики в общеобразовательной и высшей школах.

2. Методы эмпирического исследования: наблюдение, тестирование, анкетирование, изучение педагогического опытаг Анализ1 результатов деятельности педагогов и обучаемых, констатирующий и формирующий педагогические эксперименты по проверке отдельных теоретических положений исследования.

3. Статистические методы обработки данных исследования, графическое представление результатов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили работы, посвященные изучению способов взаимодействия участников образовательного процесса, описанию дидактических приёмов педагога и характера деятельности ученика в процессе решения учебных задач (Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов, Т. И. Шамова и др.) — описанию особенностей уроков по конкретным школьным предметам, их возможностей для обучения учащегося (С. Г. Манвелов, Е. И. Машбиц, и др.) — исследования, направленные на изучение возможностей, особенностей, проблем использования компьютера на различных уроках в школе (Е. А. Васенина, А. М. Валов, С. М. Окулов, Н. И. Пак, В. А. Стародубцев и др-) — труды педагогов, психологов, в которых рассматриваются проблемы образования, его роль в общественном развитии и в формировании личности обучаемых (Ю. Н. Афанасьев, Ю. К. Бабанский, В. С. Леднев, М. В. Рыжаков и др-) — теории педагогического взаимодействия и общения (А. А. Бодалёв, И. А. Зимняя, В. А. Кан-Калик, А. В. Мудрик, В. А. Сухомлинский и др.) — работы в области методологии pi методики обучения информатике (С. А. Бешенков, С. А. Жданов, А. А. Кузнецов, Э. И. Кузнецов, С. Г. Григорьев, В. В. Гришкун, М. П. Лапчик, С. М. Окулов, Е. К. Хеннер, И. В. Роберт, Н. И. Рыжова, Е. А. Ракитина и др.) — работы по оцениванию учебных достижений (А. А. Кузнецов,.

Н. Д. Угринович и др.) и диагностике результатов обучения с позиции деятельностного подхода (В. П. Беспалько, Б. С. Блум и др.);

— работы, связанные с проведением педагогического эксперимента (М. И. Грабарь, К. А. Краснянская и др.).

Научная новизна результатов выполненного исследования состоит в том, что.

1) сформулирована и обоснована проблема использования дидактических возможностей средств ИКТ для развития взаимодействия участников образовательного процесса на компьютерном уроке информатики как ресурса повышения качества обучения;

2) охарактеризованы направления взаимодействий на компьютерном уроке информатики:

— выявлена роль компьютера как своеобразного «субъекта» процесса обучения, взаимодействие с которым стимулирует самостоятельную познавательную деятельность учащихся и их активность в познании;

— показаны направления деятельности учителя в организации непосредственного взаимодействия с учеником в условиях компьютерного урока информатики, а также трехстороннего общения в системе «учителькомпьютер — ученик»;

— определены пути организации взаимодействия с классом как системой индивидуальностей в рамках компьютерного урока информатики;

3) построена система способов и приемов, которая позволяет использовать дидактические возможности средств ИКТ для активизации взаимодействия участников образовательного процесса на компьютерном уроке информатики и тем самым повышать его эффективность;

4) разработана методическая система подготовки учителей по организации взаимодействий участников учебного процесса на компьютерном уроке информатики, включающая программу спецкурса, практикум, дидактические материалы, тесты по диагностике знаний и умений.

Теоретическая значимость исследования состоит в построении методической концепции повышения эффективности обучения информатике на основе использования дидактических возможностей средств ИКТ для развития взаимодействий на компьютерном уроке информатики, которая включает выявление причинно-следственной связи между активизацией взаимодействий на компьютерном уроке информатики и повышением его качестваопределении и характеристике спектра взаимодействий на компьютерном уроке информатикисоставление системы способов и приемов использования средств ИКТ для активизации взаимодействий на компьютерном уроке информатикиметодике освоения данной системы в процессе подготовки учителей информатики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная концепция повышения эффективности и качества обучения информатике на основе использования дидактических возможностей средств ИКТ для развития взаимодействий на компьютерном уроке информатики доведена до конкретной методики изучения некоторых тем курса информатики средней школы. Разработанная методика представлена в форме дидактического материала для учеников и методических рекомендаций для учителей.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлены соответствием методологии исследования поставленной проблемеего реализацией на теоретическом и практическом уровнеприменением методов, адекватных предмету исследованияопорой основных положений на достижения педагогической наукисоблюдением логики системного подходарациональным сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели и задачамколичественным и качественным анализом результатов проведённого опытно-экспериментального исследования.

Организация и основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2004;2006 гг.) изучалось состояние проблемы в теории и практике, а именно: проводились изучение и анализ литературных источниковизучалась деятельность учителей информатики, а также результаты этой деятельности. Исследовались теория и проблемы индивидуализации интеллектуального воспитания в педагогике-и-психологии.

На втором этапе (2006;2008 гг.) формулировались гипотеза и основная концепция исследования, определялись особенности урока с использованием ИКТ и проблемы организации взаимодействия между участниками учебного процесса. Разрабатывались приёмы и методы активизации взаимодействия на компьютерном уроке информатики для повышения эффективности процесса обучения.

На третьем этапе (2008;2010 гг.) проводились эксперимент, анализ, обобщение и систематизация полученных результатов, оформление диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

В период с 2006 по 2010 год основные положения диссертации внедрялись в практику в виде педагогического эксперимента в МОУ СОШ с УИП № 2 и лицее г. Советска, МОУ СОШ № 2 п. Стрижи Кировской области, МОУ СОШ № 1 г. Уреня Нижегородской области, а также на факультете информатики Вятского государственного гуманитарного университета. Теоретические положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на Международной научно-методической конференции «Информатизация образования — 2006» (Тула, ТГПУ им. JI. Н. Толстого, 2006 г.), на VI Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Челябинск, 2007 г.), на Международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2007» (Одесса, Черноморье,.

2007 г.), на V Международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в вузе» (Екатеринбург, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ,.

2008 г.). Результаты проведения исследования апробировались также через выступления с докладами на 59−61-й научных сессиях по итогам научноисследовательской работы за 2006;2008 годы в Вятском государственном гуманитарном университете (секция теории и методики обучения информатике в высшей и средней школе). ^.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Целесообразным подходом при активизации взаимодействий участников образовательного процесса на компьютерном уроке информатики в целях повышения качества обучения является подход, основанный на использовании дидактических свойств и функций информационно-коммуникационных технологий и учитывающий особенности, характерные для компьютерного урока информатики и отличающие его от компьютерных уроков по другим школьным дисциплинам в плане организации взаимодействий между участниками образовательного процессавлияние активного взаимодействия между учителем, учеником и компьютером как своеобразным «субъектом» учебного процесса на качество результатов обучениявесь спектр взаимодействий участников образовательного процесса на компьютерном уроке информатики («учитель <-> ученик», «ученик <-> компьютер», «ученик + учитель компьютер», «учитель <-» компьютер <-> ученик", «ученик <-> ученик», «учитель <-> группа учеников», «учитель компьютер <-> группа учеников») — пути развития взаимодействий на компьютерном уроке информатики.

2. Для развития взаимодействия между участниками образовательного процесса на уроке с применением средств ИКТ целесообразно использовать систему способов и приёмов, позволяющих осуществлять индивидуальные воздействия и диагностику при непосредственном общении учителя и ученика, трехстороннее взаимодействие в системе «учитель — компьютер — ученик», а также взаимодействие с классом как системой индивидуальностей.

3. Наиболее эффективным способом овладения системой приёмов непосредственного общения и способов воздействия на компьютерном уроке информатики является специальный спецкурс-практикум по подготовке учителей в использовании дидактических возможностей средств ИКТ при организации всего спектра взаимодействий на компьютерном-, уроке информатики.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК.

1. Соболева, Е. В. Общение в обучении информатике как инструмент индивидуализации интеллектуального воспитания учащихся [Текст] / Е. В. Соболева // Информатика и образование, 2009. — № 6. — С. 116−118.

Статьи в сборниках научных трудов.

2. Соболева, Е. В. Организация педагогического общения на уроке информатики [Текст] / Е. В. Соболева // Информатизация образования — 2006: материалы Междунар. науч.-метод. конф: в 3 т. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2006. — Т. 3. — С. 174−178.

3. Соболева, Е. В. Тренинг педагогического общения для учителей информатики [Текст] / Е. В. Соболева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Информатика. Научно-методический журнал. — 2007.-№ 4.-С. 83−86.

4. Соболева, Е. В. Формирование умственных действий учащихся при изучении информатики на примере умения обобщать [Текст] / Е. В. Соболева, Н. А. Кротова // Материалы Международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании 2007» (15−25 декабря 2007 г.). Т. 14. — Одесса: Черноморье, 2007. — С. 57−65.

5. Соболева, Е. В. Исследование возможностей компьютерного урока информатики как средства интеллектуального развития [Текст] / Е. В. Соболева, Н. А. Кротова // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования», 14 ноября 2007 г, часть VI. — Челябинск: Изд-во «Образование», 2007. — С. 181−188.

6. Соболева, Е. В. Продуктивные методы в обучении информатике и оценка их эффективности [Текст] / Е. В. Соболева // сборник докладов V международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в вузе» (4−6 февраля 2008 г.): в 2-х частях. Ч. II. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2008. — С. 405410.

7. Соболева, Е. В. Построение формальной модели описания взаимодействия учителя и ученика на уроке информатики" [Текст] / Е. В. Соболева // Информатика. Научный журнал. — 2008. — № 5. — С. 108−113.

8. Соболева, Е. В. К вопросу о разработке тренинга педагогического общения для учителей информатики [Текст] / Е. В. Соболева // Информатика. Научный журнал. — 2008. — № 5. — С. 101−108.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Приступая к данному исследованию, мы ставили перед собой следующие основные задачи: проанализировать информационные потоки и соответствующие им направления взаимодействий на уроке с применением средств ИКТвыявить особенности, характерные для компьютерного урока информатики и отличающие его от компьютерных уроков по другим школьным дисциплинам в плане организации взаимодействий, и на их основе определить те направления взаимодействия, которые в наибольшей степени влияют на повышение качества образовательного процесса на уроке информатикиа также построить методическую систему способов и приемов, позволяющих использовать дидактические возможности средств ИКТ для активизации взаимодействия участников образовательного процесса на компьютерном уроке информатики и тем самым повышающих его эффективность.

Данное исследование показывает, что применение разработанной системы приёмов общения и способов воздействия для активизации взаимодействия между участниками учебного процесса на уроках информатики с использованием информационных и коммуникационных технологий позволяет более эффективно реализовать цели и задачи современного образования в области информатики, способствует развитию личностных ресурсов учащихся. Так же нами обоснована целесообразность предлагаемых методических рекомендаций и практикума для учителей информатики по овладению разработанной системой.

Результаты, изложенные в диссертации, могут быть использованы в практике преподавания информатики в средней школе, а так же при подготовке будущих учителей информатики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абасов, 3. Диалог в учебном процессе Текст. / 3. Абасов // Народное образование. 1993.- № 9/10. — с. 43−45.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Личностные типы мышления Текст. / К. А. Абульханова-Славская // Когнитивная психология: материалы советско-финского симпозиума. М.: Наука, 1986. — С. 98−130.
  4. , В. Л. Совершенствование подготовки учителя физики в области информатики, информационных и коммуникационных технологий в системе повышения квалификации Текст.: Дисс.. канд. пед. наук / В. Л. Акуленко М., 2004. — 242 с.
  5. , Ш. А. Размышления о гуманной педагогике Текст. / Ш. А. Амонашвили. М.: Издательский Дом Амонашвили, 1995. — 496 с.
  6. , Б. Г. Избранные психологические труды Текст.: в 2 т. / Б. Г. Ананьев. Т.1. — М.: Педагогика, 1980. — 232 с.
  7. , Б. Г. Избранные психологические труды Текст.: в 2 т. / Б. Г. Ананьев. Т.2. — М.: Педагогика, 1980. — 288 с.
  8. , А. М. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философского и методического анализа Текст. / А. М. Андреев // Педагогика-2005.-№ 4-с. 19−27.
  9. , Л. М. Задания по физике с применением программируемых микрокалькуляторов Текст. / Л. М. Анциферов. — М.: Просвещение, 1993. 96 с.
  10. Ю.Артемьева, Е. С. Методика использования интерактивных обучающих заданий при изучении химии Текст.: автореф. дис.. канд. пед. Наук / Е. С. Артемьева. М., 2008. — 20 с.
  11. П.Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы Текст. / С. И. Архангельский. М.: Знание, 1986.-112 с.
  12. , В. В. Коллективная организационная форма учебного процесса Текст. / В. В. Архипова. Спб: АОЗТ «Интерес"-изд-во «Дорваль» -изд-во «Эксклюзив», 1995. — 135 с.
  13. , Ю. К. Избранные педагогические труды Текст. / М. Ю. Бабанский. М.:Педагогика, 1989. — 560 с.
  14. М.Бабанский, Ю. К. Метод обучения в современной школе Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  15. , Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект Текст. / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1977. -256 с.
  16. , В. П. Педагогика и прогрессивные технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: ИПО МО Россия, 1995. — 336 с.
  17. , В. П. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагог третьего тысячелетия) Текст. / В. П. Беспалько. — М., 2002. 225 с.
  18. , С. А. Школьная информатика: новый взгляд, новый курс Текст. / С. А. Бешенков // Педагогическая информатика. 1993. — № 2 — С. 510.
  19. , С. А. Школьное образование: Информатика и информационные технологии Текст. / С. А. Бешенков // Информатика и образование. 2000. — № 7. — С. 7−10.
  20. , С. А. Школьный предмет стратегического назначения Текст. / С. А. Бешенков // Информатика и образование. 2007. — № 4. — С. 2931.
  21. , А. А. Психология общения. Избранные психологические труды Текст./ А. А. Бодалёв. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж. Издательство НПО «МОДЭК» 2002. — 320 с.
  22. , В. Г. К проблеме дифференциации школьного образования Текст. / В. Г. Болтянский, Г. Д. Глейзер // Математика в школе. -1988.-№ 3.
  23. , Н. В. Педагогика: учебник для вузов Текст. / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. Спб.: Питер, 2000. — 304 с.
  24. , Я. А. Анализ исследований и разработок в области информатизации образования Текст. / Я. А. Ваграменко. М., 1994. — 164 с.
  25. , А. М. Условия успешности применения компьютерного тестирования в обучении физике Текст.: Дисс.. канд. пед. наук / А. М. Валов Новосибирск, 2003. — 235 с.
  26. , Е. А. Интеллектуальное воспитание школьников в процессе обучения информатике Текст. / Е. А. Васенина. Киров, Изд-во ВятГГу, 2008. -164 с.
  27. , Е. А. Компьютер на уроке информатики как инструмент индивидуализации интеллектуального развития школьников Текст. / Е. А. Васенина // Вестник ВятГТУ. Информатика. Математика. Язык. Вып. 4, 2007.-с. 15−22.
  28. , Е. А. Общение на уроке информатики Текст. / Е. А. Васенина, С. М. Окулов // Информатика и образование. 2004. № 8. — с. 12−18.
  29. , А. А. Педагогика информатики Текст.: учебное пособие // А. А. Веряев. Барнаульский государственный педагогический университет. — Барнаул: изд-во БГПУ, 1998. 477 с.
  30. , П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка Текст. / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. 1969. — № 1. — С. 24−27.
  31. , Т. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе Текст. / Т. Гергей, Е. И. Машбиц // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 41−48.
  32. , Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы Текст. / Б. С. Гершунский. М.: Педагогика, 1987 — 264 с.
  33. , М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. — М.: Педагогика, 1977. 136 с.
  34. Деятельность: теории, методология, проблемы Текст. -М.: Политиздат, 1990. 366 с.
  35. , А. Б. Общение: наука и искусство Текст./ А. Д. Добрович. -М.: Знание. 1980. 160 е.,
  36. , А. Н. Развитие образования в современном мире Текст./ А. Н. Джуринский. М.: Владос, 1999. — 199 с.
  37. , А. П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре Текст. / А. П. Ершов // Информатика и компьютерная грамотность: Сб. ст./ АН СССР. М.: Наука, 1988. с. 6−23.
  38. , С. А. Применение информационных технологий в учебном процессе пединститута и педагогических исследованиях Текст.: Дисс.. канд. пед. наук в форме научного доклада/ С. А. Жданов М, 1992.
  39. Жук, А. И., Кошель, Н. Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов Текст. / А. И. Жук, Н. Н. Кошель. -Минск: Просвещение, 2004. 96 с.
  40. , Н. М. Практическая дидактика для учителя Текст. / Н. М. Зверева. М.: Педагогическое общество России, 2001.
  41. , И. А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.
  42. , Л. Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования Текст. / Л. Я. Зорина // Педагогика. — 1996. № 4.
  43. , Б. Ю. Организация современного урока Текст.: кн. для учителя. / Ю. Б. Зотов. М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
  44. , С. В. Типы и структуры уроков Текст. / С. В. Иванов. М.: Учпедгиз, 1952. 152 с.
  45. , С. Ю. Обучение решению сложных задач в системе элективных курсов по информатике Текст.: Дисс. канд.пед.наук. / Т. Н. Суворова М., 2007. — 267 с.
  46. , А. А. Деятельностный подход к построению учебно-методических материалов Текст. / А. А. Измайлова. — М—Уфа, 1988.-35 с.
  47. Информационно-коммуникационные технологии в подготовке учителя технологии и учителя физики Текст.: в 3-х ч. Ч. 2. Сборник материалов научно-практической конференции / отв. ред. А. А. Богуславский Коломна: Коломенский гос. пед. институт, 2008 — 92 с.
  48. , Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2 Текст. Я. А. Каменский. М.: Педагогика, 1982.
  49. , И. Н., Есипов, Б. П. Урок в современной школе Текст.: 2-е издание / И. Н. Казанцев, Б. П. Есипов. М, 1956.
  50. Калмыкова, 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / 3. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  51. Калмыкова, 3. И. Пути развития продуктивного мышления школьников Текст. / 3. И. Калмыкова // Вопросы психологии. 1978. — № 3. -С. 133−148.
  52. Кан-Калик, В. А., Ковалёв, Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования Текст. / В. А. Кан-Калик, Г. А. Ковалёв // Вопросы психологии. 1985. — № 4. — с. 9−16.
  53. , К. К. Глобальные проблемы информатизации: информационное неравенство Текст. / К. К. Колин // Alma mater (Вестник высшей школы).- 2000 № 6.
  54. , К. К. О концепции модернизации российского образования Текст. / К. К. Колин // Alma mater (Вестник высшей школы). 2002. — № 12. -С. 15−18.
  55. С. В. Понимание учителем личности учащегося Текст. / С. В. Кондратьева // Вопросы психологии 1980 — № 5. — с. 143.
  56. Концепция государственного стандарта общего образования. Проект для обсуждения Электронный ресурс. www.standart.edu.ru
  57. Концепция информатизации образования Текст. // Информатика и образование. 1990. — № 1. — С.3−9.
  58. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. / Распоряжение Правительства Российской федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.-М., 2001.-21 с.
  59. Концепция содержания обучения информатике в 12-летней школе Текст. // Информатика и образование. 2000. — № 2 — С. 17−22.
  60. , Н. А. Индивидуализация обучения на уроках информатики Текст. / Н. А. Кротова // Вестник ВятГГУ. Информатика. Математика. Язык. Вып. 4, 2007. с. 29−32.
  61. , С. А. Методика преподавания математики с использованием информационных технологий и компьютерных продуктовучебного назначения Текст.: Дисс.. канд. пед. наук / С. А. Кругликова — М., 2003. 228 с.
  62. , А. А. О месте информатики в учебном плане школы Текст. / А. А. Кузнецов // Информатика и образование. 1999. — № 10. — С.7−9.
  63. , А. А. О концепции содержания образовательной области «Информатика» в 12-летней школе Текст. / А. А. Кузнецов // Информатика и образование. 2000. — № 7. — С.2−7.
  64. , А. А., Панюкова, С. В, Роберт, И. В. Информационные и коммуникационный технологии в образовании. Текст.: Учебно-методическое пособие / А. А. Кузнецов, С. В. Панюкова, И. В. Роберт. М.: Дрофа, 2008. -320 с.
  65. , А. А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. А. Кузнецов. М., 1988.
  66. , А. А. Системообразующая роль информатики в содержании школьного образования Текст. / Кузнецов А. А. [и др.] // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 2.
  67. , А. А. Современный курс информатики: от концепции к содержанию Текст. / А. А. Кузнецов, С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина // Информатика и образование. 2004. — № 2. — С. 2−6.
  68. , А. А. Что значат требования к результатам освоения основных образовательных программ? Текст. / А. А. Кузнецов / Стандарт общего образования: на пути к общественному договору / Российская академия образования. М.: Просвещение, 2006. — 39 с.
  69. , А. А., Самовольнова, JI. Е., Угринович, Н. Д. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике Текст. / А. А. Кузнецов, JI. Е. Самовольнова, Н. Д. Угринович. М.: Дрофа, 2001. -41с.
  70. , А.А. Школьная информатика: что дальше? Текст. / А. А. Кузнецов // Информатика и образование. 1998. — № 2. — С. 14−16.
  71. , Э. И. Каким быть учителю информатики? Текст. / Э. И. Кузнецов // Информатика и образование. 1988. — № 6. — С.103−105.
  72. , Т. В. Дидактические условия организации общешкольного учебного проекта с применением информационных технологий Текст.: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Т. В. Куклина. -М., 2004.
  73. , В.П., Найханов В. В., Овезов Б. Б., Роберт И. В. и др. Информационные технологии в сфере образования Текст. / В. П Кулагин и др. М.: Янус-К, 2004. — 248 с.
  74. , В. В. Методическая теория обучения информатике. Аспекты фундаментальной подготовки Текст. / В. В. Лаптев, Н. И. Рыжова, М. В. Швецкий СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — 352 с.
  75. , М. П. Методика преподавания информатики Текст.: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер- под. общ. ред. М. П. Лапчика. М.: Изд. центр «Академия», 2005. — 624 с.
  76. В. С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. 2-е изд., испр. — М.: МГАУ, 2002. — 120 с.
  77. , В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы Текст. / В. С. Леднев. -М., 1991.
  78. , В. С. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе Текст. / В. С. Леднев, А. А. Кузнецов, С. А. Бешенков // Информатика и образование. 2000. — № 2.
  79. , В. С. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе Текст. / В. С. Леднев, А. А. Кузнецов, С. А. Бешенков // Информатика и образование. 2000. — № 2. -С. 13−16.
  80. , А. А. Педагогическое общение Текст./ А. А. Леонтьев- под ред. М. К. Кабардова. — 2-е изд. — М.-Нальчик. Издательство «Эль-Фа» 1996. -96 с.
  81. , А. Н. Лекции по общей психологии Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Смысл, 2000.- 511 с.-С. 499.9 6. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  82. , И. Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. Я. Лернер. М., 1971. — 38 с.
  83. , И. Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? Текст. / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1986. — 48 с. 1. О
  84. , X. И. Групповая работа на уроке Текст. / X. И. Лийметс. -М.: Знание, 1975.
  85. , О. С. Использование информационно-коммуникационных технологий для организации и проведения проектной деятельности (при обучении иностранным языкам в средней школе) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/О. С. Львова. М., 2007. — 26 с.
  86. , Г. А. Воспитательная система С.Т.Шацкого Текст. / Г. А. Малинин. -М.: Прометей, 1993. 176 с.
  87. , С. В. Творческий проект — от идеи до разработки Текст. / С. В. Малясова // Информатика и образование. 2005. — № 9. — С. 10−19.
  88. Материалы III Международной научной студенческой конференции «Научный потенциал студенчества в XX веке». Северо-Кавказский государственный технический университет. Электронный ресурс. http ://www.ncstu.r u
  89. Материалы МО РФ по модернизации образования Электронный ресурс. http://www.informika.ru/
  90. , Д. Ш., Поташник, М. М., Ямбург, Е. А Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие Текст. / М. М. Поташника. — 2-е изд. перераб., доп. — М.: Педагогическое общество России, 2006. 448 с.
  91. , М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  92. , М. И. Организация проблемного обучения Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1977.
  93. , М. И. Современный урок: вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
  94. , Е. И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы Текст. / Е. И. Машбиц // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология». № 1. — М.: Знание, 1986. — 80 с.
  95. , Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения Текст. / Е. И. Машбиц. М.: Педагогика, 1988 -192 с.
  96. ПЗ.Мерзлякова, Е. JI. «Чему и как учить учителей» тренинг эффективного педагогического общения Текст. / Е. JI. Мерзлякова. -Спб.: Речь, 2007.-290 с.
  97. , А. В. Социальная педагогика Текст.: учебник для студ. пед. вузов под ред. В. А. Сластёнина 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». 2000. — 200 с.
  98. , В. Н. Психология отношений Текст./ В. Н. Мясищев. — Воронеж- НПО «МОДЕК», 1995. 340 с.
  99. Пб.Натанзон, Э. М. Приёмы педагогического воздействия Текст. 2-е изд., перераб. и доп./ Э. М. Натанзон. — М.: Посвящение. 1956.
  100. Национальная доктрина образования Российской Федерации Текст. // Российская газета. 1999. 3 декабря.
  101. Национальный стандарт ГОСТ Р 52 653−2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения». — М.: Стандартинформ, 2007. -25 с.
  102. А.И. Личностно-ориентированное обучение иностранному языку на основе информационных технологий Текст. / А. И. Нелунов // Информатика и образование. 2000. — N 9. — С.31−33.
  103. , Н.И. Взаимосвязь образовательных результатов и педагогических целей в условиях трансформационных процессов в системе образования Текст.: Дисс.. канд. пед. наук / Н. И. Неупокоева Спб., 2004. -199 с.
  104. , Н. Д. Современная высшая школа капиталистических стран: основные вопросы дидактики Текст. / Н. Д. Никандров. М.: Высшая школа, 1978.
  105. , С. П. Применение новых образовательных технологий в образовательном процессе Текст. / С. П. Новиков // Педагогика. 2003. — № 9. -с. 32−38.
  106. Общая психология Текст.: учеб. пособие / под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1976. — 479 с.
  107. , С. М. О создании нелинейной среды обучения программированию Текст. / С. М. Окулов // Вестник государственного гуманитарного университета. Информатика. № 2. — Киров. 2003.
  108. , С. М. О фундаментальных основах информатики Текст. / С. М. Окулов // Информатика и образование. 2005. — № 1. — С. 26−31.
  109. , С. М. Информатика: Развитие интеллекта школьников Текст. / С. М. Окулов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 212 с.
  110. Пак, Н. И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации Текст.: монография // Н. И. Пак. Красноярск: РИО КГПУ им. В. П. Афанасьева, 2004 г. — 224 с.
  111. , А. П. Тренинг педагогического общения Текст.: учебное пособие для студентов вузов/ А. П. Панфилова. М.: Академия, 2006. -335 с.
  112. Педагогика Текст.: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2002.
  113. , JI. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг Текст. / Л. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1989. -216 с.
  114. , А. В., Ярошевский, М. Г. Психология Текст.: учебник для студентов высших учебных заведений / А. В. Петровский. М.: Академия, 2001 г.-с 206−210.
  115. , Ж. Избранные психологические труды Текст. / Ж. Пиаже. -М.: Просвещение, 1969.
  116. , И. П. Педагогика Текст.: Новый курс: учебник для студентов пед. вузов. в 2-х книгах. — кн. 1: Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 576 с.
  117. , Е. С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта Текст. / Е. С. Полат. М.: МИПКРО, 2000.
  118. , Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в истеме образования Текст. / Е. С. Полат, М. Ю. Кухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. М.: Издат. центр «Академия», 2005. — 272 с.
  119. , Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования Текст.: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. М.: Издат. центр «Академия», 2007. — 368 с.
  120. Политика в области образования и новые информационные технологии: Нац. доклад РФ на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». Москва, 1−5 июля 1996 г. Текст. // Информатика и образование. 1996. — № 6.
  121. , М. М. Эксперимент в школе: организация и управление Текст. / М. М. Поташник. М.: МГПУ, 1992.- 212 с.
  122. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Информатика» Текст. // Информатика и образование. 1997. — № 1. — С. 3−11.
  123. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 211 классы Текст. / Сост. М. Н. Бородин. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.-448 с.
  124. Психологический словарь Текст. 2-е изд., перераб. и доп./ под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
  125. , Е. А. Формирование у учащихся умений принятия решений в современной информационной среде на уроках информатики Текст.: Дисс. канд. пед. Наук / Ракитина Елена Александровна. Тамбов, 1997.
  126. , Е. А. Построение методической системы обучения информатике на деятельностной основе Текст.: Дисс.. д-ра пед. наук /
  127. Ракитина Елена Александровна. М., 2002. — 404 с.
  128. , Е. А. Теоретические основы построения концепции непрерывного курса информатики Текст. / Е. А. Ракитина. — М.: Информатика и образование. 2002, 88 с.
  129. , И. И. Изучение научных основ информационных технологий в общеобразовательной школе Текст.: Автореф. дис. .д-ра пед. наук / Раскина Ирина Ивановна. М, 2005.
  130. , И. В. Основные направления информатизации образования в отечественной школе Текст. / И. В. Роберт // Школьные технологии. 2006. -№. — С. 19−27.
  131. И.В., Распределённое изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах Текст. / И. В. Роберт // Информатика и образование, 2001, № 5.
  132. , И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования Текст. / И. В. Роберт. М.: Школа-Пресс, 1994. — 205 с.
  133. И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) Текст. / И. В. Роберт. -М.:ИИО РАО, 2007.
  134. , И. В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования Текст. / И. В. Роберт // Информатика и образование. 2004. — № 5. — С.22−29.
  135. , И. В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования Текст. / И. В. Роберт // Информатика и образование. 2004. — № 6. — С.63−70.
  136. , С. JI. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. — 713 с.
  137. , С. Л. Основы психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. -Л., 1959.-426 с.
  138. , М. В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Теория и практика Текст. / М. В. Рыжаков. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 544 с.
  139. , Н. И. Развитие методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области Текст.: Дисс.. д-ра. пед. наук. / Н. И. Рыжова СПб, 2000. — 436 с.
  140. , Г. И. Теория, методика и технология обучения Текст. / Г. И. Саранцев // Педагогика. 1999. — № 1. — с. 19−24.
  141. , Г. К. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование Текст. / Г. К. Селевко, А. В. Басов. — Ярославль, 1991.
  142. , Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. -256 с.
  143. Стародубцев, В А. Компьютерные и мультимедийные технологии в естественнонаучном образовании Текст. / В. А. Стародубцев. -Томск: Дельтоплан, 2002. 232 с.
  144. , Т. Н. Совершенствование методики изучения информационных технологий в школьном курсе информатики Текст.: Дисс. канд.пед.наук. / Т. Н. Суворова М., 2007. — 203 с.
  145. , В. А. Избранные педагогические сочинения Текст.: в 2 т. / В. А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1979. — Т.1. — 232 с.
  146. Теория и практика педагогического эксперимента Текст. / под ред. А. И. Пискунова, Г. И. Воробьева. М., 1979.
  147. , В. А. Коммуникативный аспект урока информатики Текст. / В. А. Тищенко // Информатика и образование. 2007. — № 12. — С. 9697.
  148. , П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента Текст. / П. И. Третьяков М.: Новая школа, 1997.-288 с.
  149. , А. Ю. Новые информационные технологии и реформа образования Текст. / А. Ю. Уваров // Информатика и образование. 1994. -№ 4 — С.3−14.
  150. , К. Д. Сочинения Текст.: т. 7 / К. Д. Ушинский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. — 332 с.
  151. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования Текст. // Вестник образования. — 2004. — № 12.
  152. , И. Ф. Педагогика Текст.: учебное пособие / И. Ф. Харламов. з-е изд. перераб. и доп. — М.: Юристъ, 1997 г. — 512 с.
  153. , Е. К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования Текст. / Е. К. Хеннер. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 188 с.
  154. , М. А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума Текст. / М. А. Холодная // Учебное пособие. М.: ПЕРСЕ, 2002.
  155. , М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  156. , А. В. Методы эвристического обучения Текст. / А. В. Хуторский // Школьные технологии. 1999. — № 2. — с. 233−243.
  157. , А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов Текст. / А. В. Хуторской. СПб: Питер, 2001. — 544 с.
  158. , М. А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения Текст. / М. А. Чошанов // Педагогаика. 1997. — № 2. — С. 21−29.
  159. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1996.
  160. , Т. И. Управление образовательными системами Текст. / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. М.: Владос, 2001. — 319 с.
  161. , Т. И. Управление образовательными системами Текст. / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. М.: Академия, 2008. — 384 с.
  162. , Т. И. Управление процессом формирования качественных знаний учащихся Текст. / Т. И. Шамова // Методическое пособие. — М.: МГПИ им. Ленина, 1990. 112 с.
  163. , В. Ф. Педагогическая проза Текст. / В. Ф. Шаталов. -Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990. 383 с.
  164. , Р. М. Научно-методологические основы информатизации Текст. / Р. М. Юсупов, В. П. Заболотский. СПб.: Наука, 2000. — 455 с.
Заполнить форму текущей работой