Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия профессиональной адаптации выпускников училища на начальном этапе трудовой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработана программа взаимодействия мастеров производственного обучения и мастеров-наставников на производстве в рамках социального партнерствасоздан инструментарий мониторинга профессиональной деятельности мастеров производственного обучения в образовательном учреждении начального профессионального образованияразработан… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы профессиональной адаптации выпускников училища на начальном этапе трудовой деятельности
    • 1. 1. Развитие начального профессионального образования в России и за рубежом
    • 1. 2. Специфика профессиональной деятельности выпускников училища в условиях современного рынка труда
    • 1. 3. Особенности профессиональной адаптации выпускников училища на начальном этапе трудовой деятельности
    • 1. 4. Педагогические условия профессиональной адаптации выпускников на начальном этапе трудовой деятельности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Условия профессиональной адаптации выпускников на начальном этапе трудовой деятельности
    • 2. 1. Анализ состояния профессиональной адаптации выпускников в учреждении начального профессионального образования
    • 2. 2. Реализация педагогических условий профессиональной адаптации выпускников на начальном этапе трудовой деятельности
    • 2. 3. Содержание деятельности мастеров-наставников по педагогическому сопровождению выпускников в период адаптации на производстве
    • 2. 4. Анализ результатов апробации условий профессиональной адаптации выпускников
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия профессиональной адаптации выпускников училища на начальном этапе трудовой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время система начального профессионального образования переживает сложный период адаптации к новым экономическим реалиям. Профессиональным учебным заведениям приходится быть' более мобильными, гибкими, адекватно реагировать на запросы рынка труда. Меняющиеся приоритеты трудовой деятельности выпускника смещают акценты в его профессиональной подготовке. Очевидной становится недостаточность передачи молодому поколению фактических знаний и стандартных алгоритмов. На первый план выступает формирование личностно-профессиональных компетентностей выпускника на основе его внутреннего потенциала в соответствии с лучшими культурно-историческими и технологическими достижениями человечества, подготовка молодых людей к обдуманному, взвешенному, реалистическому выбору профессии, его конкурентоспособности и профессиональной мобильности.

Особое место в профессиональном становлении молодого рабочего приобретает процесс вхождения выпускника учреждения профессионального образования в производственную сферу на начальном этапе его трудовой деятельности в период прохождения предвыпускной практики на производстве, где происходит непосредственная адаптация к требованиям рынка труда, работодателя. Данный период является одним из наиболее важных в жизни человека, вступающего во взрослую самостоятельную жизнь, и требует особого внимания со стороны педагогов.

Анализ реальной действительности, научной литературы показывает наличие следующих противоречий между: '.

— высокими требованиями к работнику, технологическому оснащению производства и недостаточным качеством профессиональной подготовки выпускников учреждений начального профессионального образования, их низким уровнем адаптации к производству, социально-трудовым условиям;

— необходимостью развития у современного рабочего профессиональных компетенций и недостаточной мотивацией выпускников учреждений НПО к профессиональной самореализации;

— необходимостью создания условий для профессиональной адаптации выпускников учреждений начального профессионального образования, закрепления их на первом рабочем месте и отсутствием адекватных моделей данного процесса;

— реальной потребностью в профессиональной адаптации молодежи и отсутствием отлаженной системы взаимодействия образовательного учреждения начального профессионального образования с работодателями.

Таким образом, проблема исследования заключалась в поиске и обосновании условий, способствующих профессиональной адаптации выпускников училища .

Необходимость решения обозначенной проблемы определила тему исследования: «Педагогические условия профессиональной адаптации выпускников училища на начальном этапе трудовой деятельности».

Объект исследования — подготовка выпускников училища к адаптации на начальном этапе трудовой деятельности.

Предмет исследования — педагогические условия профессиональной адаптации выпускников училища на начальном этапе трудовой деятельности.

Цель исследования — выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие профессиональную адаптацию выпускников профессионального училища на начальном этапе трудовой деятельности.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что профессиональная адаптация выпускников училища на начальном этапе трудовой деятельности может быть обеспечена, если будет осуществляться:

— педагогическое сопровождение профессиональной адаптации выпускников;

— мониторинг процесса профессиональной адаптации выпускников училища;

— организация наставничества в рамках социального партнерства;

— специальная подготовка мастеров производственного обучения и мастеров-наставников.

В соответствии с указанной целью, гипотезой были поставлены следующие задачи:

— проанализировать становление и развитие начального профессионального образования в России и за рубежом;

— рассмотреть особенности профессиональной деятельности выпускников образовательного учреждения начального профессионального образования в современных социальноэкономических условиях;

— уточнить понятийный аппарат исследования;

— исследовать различные объективные и субъективные факторы, влияющие на процессы профессиональной адаптации выпускников училища на начальном этапе трудовой деятельности,.

— выявить условия, обеспечивающие профессиональную адаптацию выпускников училища, и апробировать их в практической деятельности;

— разработать и реализовать программу, обеспечивающую успешность взаимодействия профессионального училища и производства в рамках социального партнерства;

— изучить опыт организации наставничества на предприятиях;

— определить критерии готовности мастеров-наставников к педагогическому сопровождению профессиональной адаптации выпускников на начальном этапе трудовой деятельности.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

— труды, определяющие сущность личностно-деятельностного и системного подходов (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, С. Д. Смирнов, И. С. Якиманская и др.);

— работы отечественных ученых, раскрывающих проблемы начального профессионального образования (П.Р.Атутов, С. Я. Батышев, А. П. Беляева, Х. Беднарчик, Н. И. Думченко, М. И. Махмутов, А. Я. Найн, А. М. Новиков, Г. М. Романцев, И. П. Смирнов, А. Г. Соколов, Е. В. Ткаченко, В. А. Федоров, В. В. Шапкин и др.);

— идеи о роли социально-профессиональной адаптации в образовательном процессе, обоснованные в трудах А. А. Вострикова, В. И. Журавлева, Н. И. Крыловой, Е. М. Павлютенкова, В. Ф. Сахарова, В. А. Сластенина и др- -труды, отражающие экономические и социальные последствия неправильного выбора профессии и низкой адаптации (М.Н.Руткевич, Х. М. Титма, В. Н. Шубкин, В. А. Ядов и др.);

— исследования ученых, отражающие теоретические положения профессионального становления личности (Э.Ф.Зеер, Е. А. Климов, Л. М. Митина, Т. В. Кудрявцев, и др.);

— современные работы авторов, раскрывающие сущность профессионального становления и адаптации молодежи (Е.Н.Богданова, И. М. Леготина, К. В. Паншина, С. Л. Соловейчик, В. А. Сластенин, И. М. Сорокин, И. В. Уфаев, Т.С.Голоратова);

— концепции компетентностного подхода к обучению (А.Г.Бермус, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. Г. Каспржак, В. А. Козырев, О. Е. Лебедев, Н. Ф. Радионова, В. В. Сериков, А. П. Тряпицына и др.) — труды, обращенные к проблеме формирования жизненных и профессиональных планов молодежи (Е.Е.Григорьев, Л. А. Иовайши, О. А. Махаев, Н. С. Пряжников, Н. Ф. Родичев, С. Н. Чистякова и др.);

— психологические положения об адаптации личности (Л.С.Выготский, Ю. Н. Кулюткин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Л. М. Митина, и др.) — -социально-профессиональная адаптация, представленная в работах М. И. Губановой, С. И. Голицина, Н. Э. Касаткиной, Г. Г. Солодовой, С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной, и др.,.

— концептуальные основы педагогических технологий (В.П.Беспалько, Ю. К. Бабанский, А. М. Воронин, М. В. Кларин, В. Д. Симоненко,, Н. Н. Тулькибаев, Н. Е. Эрганов и др.).

В исследовании использовалась следующая совокупность методов: теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ научной литературыанализ российских документов по проблемам начального профессионального образованияизучение и обобщение опыта деятельности образовательных учреждений начального профессионального образования по проблемам, связанным с темой исследованиядиагностические методы (тестирование, письменная интерпретация ситуаций учебно-познавательной и профессионально-практической деятельности) — обсервационные (прямое, косвенное и включенное наблюдение) — праксиметрические (анализ продуктов деятельности, изучение и обобщение результатов профессиональной, деятельности) — эмпирические методы: синтез, методы экспертных оценок, опытно-поисковой работыпедагогический эксперимент.

Базой исследования являлось Ноябрьское профессиональное училище Ямало-Ненецкого автономного округа, структурные подразделения ОАО «Газпром нефть». В опытно-экспериментальную работу были вовлечены 356 учащихся выпускных групп, 58 мастеров производственного обучения и 13 мастеров — наставников на производстве.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось поэтапно с 2004 по 2009 годы.

На первом этапе (2004;2005 гг.) анализировалась литература по исследуемой проблеме, были определены понятийный аппарат исследованиярабочая гипотезаразработана программа исследованияизучалось состояние рынка труда региона и запросов работодателейбыла определена база исследования, методы обработки результатов.

На, втором этапе (2005;2007 гг.) уточнялись теоретические позиции исследования, осуществлялась опытно-экспериментальная работа по апробации условий профессиональной адаптации выпускников образовательного учреждения начального профессионального образования на начальном этапе трудовой деятельности.

Третий этап (2007;2009 гг.) был посвящен анализу полученных результатов, их обобщению и систематизации. Положения, выносимые на защиту.

1 .Профессиональная адаптация выпускников училища на начальном этапе трудовой деятельности представляет собой развитие базовых и становление специальных компетентностей, обеспечивающих успешность процесса, профессиональной самореализации выпускника.

2.Процесс профессиональной адаптации выпускников училища включает два этапа. На первом этапе (первый и второй курсы обучения) формируется мотивация к будущей профессиональной деятельности, развиваются базовые компетентностипа втором этапе (третий курс), завершающем обучение, идет процесс становления специальных компетентностей выпускников, обеспечивающих профессиональную адаптацию выпускников к требованиям современного рынка труда, трудовому коллективу, режиму работы, квалификационным требованиям профессии в период включения в предвыпускную производственную практику.

3.Факторами, затрудняющими процесс профессиональной адаптации выпускников училища на начальном этапе трудовой деятельности, являются: -отсутствие мотивационной готовности выпускников к трудовой деятельности в условиях жесткой конкуренции;

— неполное соответствие уровня профессиональной подготовки выпускников уровню требований и ожиданий потенциальных работодателей- -отсутствие или недоступность информационного обеспечения о наличии вакансий и перспектив развития рынка труда, способствующего правильности и адекватности выбора будущей профессии;

— отсутствие наставничества и системы внутрифирменного обучения. 4.0сновными (собственно педагогическими) условиями профессиональной адаптации выпускников училища на начальном этапе трудовой деятельности (в период прохождения предвыпускной производственной практики) выступают:

— педагогическое сопровождение выпускников училища как специально организованная деятельность мастера производственного обучения и мастера-наставника на производстве по преодолению факторов дезадаптации выпускников;

— организация наставничества по развитию базовых и становлению специальных профессиональных компетентностей выпускников училища, оказанию педагогической поддержки в период адаптации на производстве, выстраиванию профессиональной карьеры, которое осуществляет мастер-наставник на производстве;

— организация в училище внутрифирменной профессионально-педагогической подготовки мастеров-наставников, ориентированной на развитие их профессионально-педагогической компетентности.

5. Организация взаимодействия мастера-наставника на производстве и мастера производственного обучения в училище осуществляется в целях обеспечения преемственности следующих педагогических функций: -руководства на разных этапах профессиональной адаптацией выпускников училища;

— педагогического сопровождения процесса становления специальных профессиональных компетентностей выпускников в период прохождения предвыпускной производственной практики;

— экспертизы успешности профессиональной адаптации выпускников училища на начальном этапе трудовой деятельности.

6.Сопутствующими (организационно-управленческими) условиями профессиональной адаптации выпускников выступают:

— проведение мониторинга, обеспечивающего информационную основу взаимодействия профессионального училища и производства в рамках социального партнерства- >

— организация социального партнерства как особого вида взаимодействия образовательного учреждения начального профессионального образования с субъектами рынка труда, предполагающего реализацию принципов согласования интересов участников партнерства, социальной справедливости и добровольности, ответственности и равновыгодности всех заинтересованных сторон.

7.Формами взаимодействия училища и производства, обеспечивающими профессиональную адаптацию выпускников являются:

— создание Центра содействия трудоустройству и адаптации выпускников, открытого при училище;

— организация института наставничества на производстве;

— обучение выпускников по адаптационным курсам «Технология поиска работы» и «Выпускник в условиях рынка труда»;

— разработка совместных программ предвыпускной производственной практики;

— отслеживание карьеры выпускников училища.

8.Профессиональная адаптация выпускников училища на начальном этапе трудовой деятельности характеризуется следующими уровнями: оптимальным, допустимым и критическим, которые отражают их мотивационную готовность к трудовой деятельности и сформированность базовых и специальных профессиональных компетентностей.

Критический уровень профессиональной адаптации выпускника училища характеризуется тем, что он овладевает трудовыми и технологическими операциями после длительной тренировки и не всегда успешноон выполняет работы, главным образом, по образцу, с трудом переносит знания, навыки и умения в новую производственную обстановкуне умеет строить отношения в трудовом коллективе.

Допустимый уровень профессиональной адаптации выпускника училища характеризуется тем, что выпускник овладевает технологическими и трудовыми операциями после незначительной тренировочной работыбыстро усваивает теоретический материал, но не всегда способен установить связь теории с реальной практикойумеет переносить знания, навыки и умения в новую производственную обстановкупытается построить отношения с коллегами по работеоднако испытывает затруднения в построении своей профессиональной карьеры.

Оптимальный уровень профессиональной адаптации выпускника училища характеризуется умелым выполнением производственных задач при высоком качестве работы в соответствии с техническими требованиями и нормамитворческим отношением к труду, инициативностьюпрофессиональной самостоятельностьюосвоением и применением современных методов трудаумением строить отношения с руководством и коллегамивидением перспективы трудоустройства и профессиональной карьеры.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:

• определено понятие «профессиональная адаптация выпускников училища»;

• выявлены этапы процесса профессиональной адаптации выпускников училища — адаптация к будущей профессиональной деятельности и адаптация выпускников к требованиям современного рынка труда, трудовому коллективу, режиму работы, квалификационным требованиям профессии;

• обоснованы факторы, влияющие на процесс профессиональной адаптации выпускников училища на начальном этапе трудовой деятельности;

• определены формы взаимодействия образовательного учреждения начального профессионального образования и работодателей, обеспечивающие успешность профессиональной адаптации выпускников на начальном этапе трудовой деятельности;

• разработаны направления профессионально-педагогической подготовки мастеров производственного обучения училища и мастеров-наставников на производстве.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что теория и практика профессионального образования обогащается современными знаниями:

— о сущности профессиональной адаптации выпускников училища на начальном этапе трудовой деятельности;

— об условиях, обеспечивающих процесс профессиональной адаптации выпускников училища на начальном этапе трудовой деятельности;

— об уровнях профессиональной адаптации выпускников училища на начальном этапе трудовой деятельности.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработана программа взаимодействия мастеров производственного обучения и мастеров-наставников на производстве в рамках социального партнерствасоздан инструментарий мониторинга профессиональной деятельности мастеров производственного обучения в образовательном учреждении начального профессионального образованияразработан алгоритм подбора и обучения мастеров-наставников на производствеапробированы специальные курсы «Технология трудоустройства», «Выпускник на рынке труда», позволяющие решать практические задачи профессиональной адаптации выпускников в учреждениях начального профессионального образования, центрах занятостиразработан пакет документов, регламентирующих деятельность Центра содействия профессиональной адаптации и трудоустройству выпускников, созданного при училище.

Достоверность и обоснованность основных результатов и выводов исследования обеспечивается последовательной реализацией избранного метода, логической непротиворечивостью выводов, использованием комплекса взаимодополняющих методов, адекватных объекту и предмету исследования, его задачаммноголетним опытом профессиональной педагогической деятельности автора в системе начального профессионального образованияи положительным опытом внедрения разработанных педагогических условий профессиональной адаптации выпускников в образовательную среду училища города Ноябрьска.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на Международной конференции в Екатеринбурге (2004 год), заседаниях Координационного Совета при администрации города Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа, научно-практических конференциях округа, заседании Совета директоров образовательных учреждений начального профессионального образования ЯНАО (2006 год), Педагогических чтениях в Санкт-Петербурге (2008 год). Материалы результатов исследования отражены в пяти публикациях автора.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий профессиональной адаптации выпускников училища на начальном этапе трудовой деятельности позволяет сделать следующие выводы:

1. Проведенное педагогическое исследование выявило соотношение между потребностно-мотивационной сферой личности и успешностью профессиональной адаптации к трудовой деятельности.

2. Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень профессиональной адаптации выпускников училища на начальном этапе трудовой деятельности находится в прямой зависимости от профессионально-педагогической подготовки мастеров производственного обучения и мастеров-наставников на производстве.

3. Результатом мониторинговых исследований явился банк данных на каждого учащегося, основные параметры профессиональной адаптации фиксировались в индивидуальной карте педагогического сопровождения выпускника и отражали уровень его готовности к самостоятельной трудовой деятельности.

4. Проведенный анализ совместной деятельности профессионального училища с предприятиями в рамках социального партнерства позволил утверждать, что при организации внутрифирменной профессионально-педагогической подготовки в училище мастеров производственного обучения и мастеров-наставников на производстве можно максимально уменьшить влияние факторов, способствующих дезадаптации молодого рабочего на предприятии, повысить процент закрепления выпускников на рабочих местах и сократить сроки адаптации на начальном этапе трудовой деятельности.

5.Реализация разработанных в исследовании педагогических условий профессиональной адаптации выпускников на начальном этапе трудовой деятельности обеспечила успешность развития базовых и профессиональных компетентностей выпускников, что находит отражение в динамике развития профессиональной адаптации выпускников к трудовой деятельности. i I.

Заключение

.

В ходе диссертационного исследования изучены особенности профессиональной деятельности выпускников училища в современных социально-экономических условиях, а также основные причины их дезадаптации на рынке труда.

Рассмотрены факторы, затрудняющие процесс профессиональной адаптации выпускников училища, среди которых: отсутствие мотивационной готовности выпускника к реализации права на труд через личностную инициативу в условиях жесткой конкуренции и повышенных требований современного рынка труда- ' неадекватность уровня профессиональной подготовки' выпускника уровню требований и ожиданий потенциальных работодателейотсутствие или недоступность информационного обеспечения о наличии вакансий и перспектив развития рынка труда, способствующего правильности и адекватности выбора будущей профессииотсутствие системы профессиональной ориентации и психолого-педагогической поддержки становления профессиональной карьеры молодых^ рабочихотсутствие системы внутрифирменного обучения и использования института наставничества.

На основе теоретического анализа существующих подходов рассмотрено понятие «профессиональная адаптация» и определены особенности профессиональной адаптации выпускников на начальном этапе трудовой деятельности, обусловленные интенсивными изменениями, происходящими в социально-экономическом развитии страны.

Доказано, что процесспрофессиональной адаптации выпускников училища проходит через два этапа. На первом этапе, включающем обучение учащегося на первом и втором курсах, происходит адаптация" к будущей профессиональной деятельности, идет формирование базовых профессиональных компетентностейна втором этапе, как завершающем этапе обучения (третий курс обучения, предвыпускная производственная практика), идет профессиональная адаптация выпускников к требованиям рынка труда, трудовому коллективу, режиму работы, квалификационным требованиям.

Доказано, что профессиональная адаптация выпускников на начальном этапе трудовой деятельности происходит успешно при педагогическом сопровождении выпускников, специально организованной деятельности мастера производственного обучения и мастера-наставника, направленной на раскрытие потенциальных возможностей и жизненных перспектив. Исследование показало, что продуктивность данного процесса обеспечивается профессионально-педагогической подготовкой мастера — наставника, которая определяется уровнем его профессиональных знаний, умений и основными личностно-профессиональными компетентностями.

Данные, полученные в ходе исследования, позволяют утверждать, что особое место в успешности профессиональной адаптации выпускников занимает наставничество как целенаправленноевзаимодействие-, мастера и учащегося по развитию базовых и специальных профессиональных компетентностей, оказанию педагогической поддержки, в период адаптации на производстве, выстраиванию профессиональной карьеры. В качестве сопутствующих условий в исследовании определены социальное партнерство' как особый вид взаимодействия образовательного учреждения с субъектами рынка труда и мониторинг, обеспечивающий информационную основу взаимодействия профессионального училища и производства в рамках социального партнерства.

Вместе с тем, в ходе исследования были выявлены и* определенные затруднения, которые испытывали мастера-наставники, в частности: -мотивационные, под которыми понимается низкая мотивация работодателей и инженерно-педагогических работников к налаживанию партнерских отношений, низкийуровень мотивации учащихся к саморазвитию, самоутверждению, поиску новых путей самоутверждения;

— нормативно-правовые, заключающиеся в недостаточности документов, регулирующих организацию партнерства и наставничества на производстве;

— коммуникативные, связанные со сложностями в общении и взаимодействии с' различными! субъектами процесса профессиональной адаптации:

Выполненное исследование подтвердило необходимость разработки специальной программы, обеспечивающей взаимодействие училища и предприятия, в рамках социального партнерства, которая была апробирована в опытно-экспериментальной работе, проведенной на базе Ноябрьского профессионального училища и структурных подразделений градообразующих предприятий-: а также программы мониторинга для оценки эффективности повышения квалификации инженерно-педагогических: работников1 системы начального" профессионального образованиявыявления: условий эффективности взаимодействия училища и предприятий^ в развитии профессиональной компетентностиинженерно-педагогических кадровпроектирования опережающих программ повышения квалификации инженерно-педагогических кадров в соответствии с запросами рынка труда. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Анализ состояния исследуемойпроблемы в педагогическойтеории и практике позволил зафиксировать ее значимость в контексте современных социально-экономических преобразований.

2. На основе анализа особенностей современного рынка труда, взаимодействия, работодателей с и учреждений начального профессионального образования определены современные требования к выпускникам учреждений начального профессионального образования на этапе: начальной их трудовой деятельности и факторы, влияющие на процессы профессиональной адаптации выпускников училища на’первом рабочем месте.

3. В' ходе анализа? эмпирических данных, выявлены, основные причины профессиональной дезадаптациивыпускника училища на первомг рабочем месте и определены педагогические условия успешной профессиональной адаптации выпускника училища.

4. Продуктивность реализации педагогических условий профессиональной адаптации выпускников училища определяется готовностью мастера-наставника на производстве к педагогическому сопровождению выпускника в период профессиональной адаптации, что обусловило необходимость разработки специальной программы, обеспечивающей взаимодействие училища и предприятия в рамках социального партнерства.

5. Результативность профессиональной адаптации выпускников училища на первом рабочем месте определяется через совокупность показателей, среди которых мотивационная готовность к трудовой деятельности, успешное сотрудничество в рамках трудового коллектива, сформированность базовых и специальных профессиональных компетентностей, что находит проявление в трех уровнях профессиональной адаптации выпускников: оптимальном, допустимом и критическом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы истории педагогики Запада «Сборник научныхтрудов" — М.1981.- с.72−87.
  2. Е.А. Педагогическое сопровождение индивидуальногообразования и идея свободного воспитания. //Новые ценности образования .-2003 № 3. -с.71−82.
  3. . В.Требования к современному специалисту в контекстемодернизации российского образования, „Профессиональное образование“. Приложение. Новые исследования АПО.- ИСОМ, М., 2003.- с. 93.
  4. А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностейразвития личности. Сборник нормативных документов- М., 1993.-с.3−8.
  5. П.Р. Политехническое образование школьников: Сближениеобщеобразовательной и профессиональной школы.-М: Педагогика, 1986,-175 с.
  6. Л.Г. Формирование профессиональной компетенции насовременном рынке труда „Профессиональное образование“. Приложение. Новые исследования АПО ИСОМ.- М., 2003. -с.45.
  7. Э.В. Профессиологический подход к педагогическомуобразованию.- Спб., изд. РГПУ им. Герцена, 2008.-.255с.
  8. Бабочкин П. И. Становление жизнеспособной молодежи в динамичноизменяющемся обществе./Бабочкин П.И.- М.: Социум, 2000.-176с.
  9. П.Батышев С. Я. Педагогические основы наставничества. Материалы теоретической конференции, 4.1-М. 1977. 324 с.
  10. С.Я. Управление наставничеством. Методические рекомендации.- М.: Госпрофобр, 1983.-50с.
  11. З.Батракова И. С. Теоретические основы организации педагогического процесса в современной школе (Текст): автор. Дис. д-ра пед. наук./И.С. Батракова.-СПб., 1995.-3 7с.
  12. М.Башкатов И. П. Психология неформальных подростково молодежных групп.- М. Информпечать.2000, с. 336.
  13. Г. В. К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов учреждений среднего профессионального образования, „Профессиональное образование“ Приложение, Новые исследования. АПО ИСОМ, М. 2003, с.З.
  14. В.А. Европейское образование: на перекрестке. Образование в современной школе.2006.№ 12 с. 52.
  15. П.Беляева А. П. Организация и проведение педагогического эксперимента в учебных заведениях профтехобразования.-Санкт-Петербург, 1992−165 с.
  16. Беляева А. П. Методология и теория профессиональной педагогики.-Спб: Ин-т профтехобразования, РАО, 1999.-480с.
  17. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества/Н.А.Бердяев.- М.: Правда, 1989−607 с.-(Из истории отечественной философской мысли)
  18. В.П. Мониторинг качества обучения- средство управления образованием.: Мир образования.- 1996.№ 2.-С.31−35.
  19. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе- М. Педагогика .1998 с. 135.
  20. Битянова М. Р. Психолог в школе: Содержание и организация работы. М. С ентябрь .1998×15.
  21. Г. В. „Социально- трудовая адаптация молодежи“. Приложение к журналу „Профессиональное образование“.2007 г.
  22. С.Г. Методика социально-педагогического исследования деятельности учителя.- Красноярск, 1991.
  23. JI.C. Педология подростка, проблема возраста// собр.соч. в 6 т. М.1984.Т.4.
  24. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века. Новые ценности образования. Выпуск 6- М: Инноватор.1996 с. 10−38.
  25. А.Т. Профессиональные квалификации в Великобритании „Профессиональное образование“. 9−1997. — с. 27.
  26. Н.С., Колобкова А. И., Печеркина А. А. Психология безработицы: введение в проблему. -М. 2003. с. 23−27.
  27. С.И. Психолого-педагогические условия формирования готовности студентов ВУЗа к социально-профессиональной адаптации. Автореф.дисс.канд. пед.наук.- Екатеринбург, 2005.22с.
  28. Гордон JI А. Социальная адаптация в современных условиях // Социс. 1994. № 8, 9.
  29. Т.С. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в учреждении профессионального образования. Автореферат канд. .пед.наук.2003.
  30. JT. С. „Россия в Болонском процессе: середина большого пути“.
  31. Г. М. Проблема дезадаптированных учащихся в профессиональном образовании. Приложение к журналу „Профессиональное образование“. Москва, 2007. — с. 47.
  32. Гусева Г. М. Проблемы адаптации молодежи к рынку труда России. Новое педагогическое исследование. № 2,1996 -с.69.
  33. М.А. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников// Педагогика -2002-№ 9,с.32−39.
  34. . Введение в науку управления М.1969.-283 с.
  35. Е.Е. Развитие начального профессионального образования в России (вторая половина XIX начало XXI в. в.). -Автореф.канд. .пед.наук — Рязань, 2007.
  36. И.А. За полгода до выпуска: „Ищу работу“. Народное образование № 10,2004.- с.200−201.
  37. А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. — М.: Издательская группа „Форум“ „Инфра-М“, 1998. — 272 с.
  38. А.Н. Сравнительная педагогика: Учебное пособие для студентов сред, и высших педагогических, учебных, заведений.-М.:Издательский центр „Академия“, 1998. 176 с.
  39. Г. Д. А есть ли дидактика в США? Школьные технологии, з' '2006.- с. 3.
  40. Г. Д. О теоретических исследованиях содержания образования в США. Школьные технологии. — 6! 2006. — стр. 3.
  41. В.Н. Ценностные основы управления образовательными учреждениями. Автореф. дисс.канд.пед.наук- С-Петербург, 2005.
  42. М.И., Степанова Т.А.Мониторинговые исследования в НПО. Профессиональное образование № 7−8, 1998.- с. 18−20
  43. С.И. Эффективность трудоустройства выпускников профессионального училища. „Профессиональное образование“. -7−2003. с. 33.
  44. С.И. Профессиональная адаптация учащихся профессионального училища в процессе обучения. Автореф.канд.пед. наук. Москва, 2003.23 с.
  45. И. Я. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования .» Высшее образование сегодня", 2003, № 5, с. 34−42.
  46. Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества: Выпуск 1.-СП6, 1995.
  47. Е.Н. Педагогика: Конспект лекций. (Пособие для подготовки к экзаменам для студентов всех форм обучения.) / Изд. 4-е, дополн. -Ростов н/Д: Феникс, 2007. 224 с.
  48. Карстен Хольтель. Школьные фирмы основа профессиональной ориентации «Профессиональное образование». — 10−2004. — стр. 208.
  49. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. -М. МГУ. 1995−224 с.
  50. Е.А. Психологические основы выбора профессии.- М., 1986−197
  51. А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы, — М. МПСИ. Флинта- с. 102−106.
  52. Е.И. Теоретико-технические аспекты психолого-педагогического сопровождения отношения детей их учителей иродителей. Сборник научных статей под ред. Е. А. Козыревой -М: Арт-Бизнес-Центр, 1999.
  53. Н.П. Использование интерактивных форм изучения педагогики в вузе. Автореф.дисс. канд.пед.наук. — Санкт-Петербург, 2007.
  54. Кон И. С. Психология старшеклассника М.1980−267с.
  55. JI.H. Педагогические факторы и условия совершенствования адаптации молодого учителя. Автореф.канд.пед.наук. Челябинск, 1986.- 18с.
  56. Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед.. институтов / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. 5-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1982. — 447 с.
  57. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., М. МОРФ НФПК, 2002.-36с.
  58. Е. Инвестировать в людей выгодно. Но не в России // Экономика и жизнь. 1998. № 20. с. 28.
  59. В.Ф. Качество профобразования как условие адаптации выпускников на производстве. «Профессиональное образование». -2−2005. — с. 13.
  60. Г. Б. Педагогическая среда: потенциал и проектирование. Школьные технологии. № 3.- с.23−32
  61. Косарецкий С. Г. Задачи системы психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях модернизации образования //http :humanities.edu.ru.
  62. Крупнов Юрий Социально-педагогическое открытие А. С. Макаренко: воспитательные возможности высокопроизводительного, рентабельного труда. «Профессиональное образование». Ю^ООб. — с. 205.
  63. И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя . Автореф.дис.канд.пед. наук. Москва, 2007.
  64. Т.И. Методика профессионального образования с практикумом. -Академия.2005г.
  65. В.И. Зарубежный опыт организации взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования «Народное образование». 1−2007. — с. 195.
  66. Г. С. Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи. Диссерт. — Санкт-Петербург, 2005.
  67. К.Г. Взаимодействие учреждений профессионального образования с рынком труда. «Профессиональное образование» Приложение «Директорский клуб» № 12. — Москва, 2005.
  68. В.В. Структурирование компетенций- перспективноенаправление в решении проблем образования. Школьные технологии № 2, 2007с.97−98.
  69. И.М. Профессиональная адаптация как средство формирования конкурентоспособности студентов технического колледжа. Автореф.канд. пед. наук. — Санкт-Петербург, 2005.с.З-48.
  70. А.Н. Социальное партнерство. «Профессиональное образование». 3−1998. — с. 4.
  71. У.С. Основы буржуазной германской педагогики в книгах Э. Шпрангера.- На путях к новой школе .1931.№ 1.
  72. И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теретическое основание //http//www/lipsky.ru/Statii/Soprov.htm
  73. Е.В. Управление колледжем в инновационном режиме: модель развития педагогического коллектива. М.2007- НИИ РПО.
  74. Н. Мотивы выбора профессии. Человек и труд. 2000. № 8.
  75. А.С. Собр.соч. Т.5 м., 1971, с. 210.
  76. Н.С. Становление ценностных основ организации жизни школы.-Автореф.канд. пед. наук С-Петербург, 2001.
  77. Малышева В. А Опыт стандартизации профессионального образования в западных странах. Академия профессионального образования М.2006 № 1.
  78. к. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 3. с. 44−45.
  79. Н. К., Безделов Д А. Управление карьерой: учеб. пособие / Рос. экон. акад. им. Плеханова. М., 1999.
  80. М.И. Педагогика наставничества .М.: Сов.Россия. 1981.113 с.
  81. Михайлова Н. Н Психологическая карта педагогической деятельности 141 IP «Профессиональное образование». — 5/1998. — с. 24.
  82. Модернизация Российского образования. Документы и материалы. М. Библиотека развития образования.ГУВШЭ. 2002.-С.313−314.
  83. Мониторинг регистрируемой безработицы. Вестник Минтруд России М.2004.
  84. Моцумото Коджи. Японская корпоративная система: прогнозы и реалии. Экономическакя наука современной России № 1,2000- с.55−72.
  85. П. Философия как основа педагогики. М.1910.
  86. А.Ф. Юридический словарь, Москва.-ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005-с. 226.
  87. Н.А., Тарасова С. И. Составляющие социально-психологической адаптации будущего специалиста. Профессиональное образование № 2,2005-с. 11.
  88. Образование в современной школе. 1 272 006.
  89. Ожегов С.И.и. Шведов Н. Ю Толковый словарь русского языка, 4-е издание, дополненное- Москва, 2001.- с. 290.
  90. Паншина И. А. Педагогическое сопровождение социально-педагогической адаптации учащихся.- Профессиональное образование, 2003.№ 2 -с.34.
  91. Э. И Рэй М. Коучинг в обучении. Практические методы и техники. ЗАО Издат. Дом Спб Пите.2003.-204с.
  92. Педагогика профессионального образования: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.- Под. ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. 368 с.
  93. Педагогика. Экзаменационные билеты. — М.: Ответ, 2007. 144 с.
  94. Педагогическая компетентность, мобильность и творчество педагогов/ под ред.Н.Н.Лобановой- Спб, ИОВРАО, 1994.-125 с.
  95. А.В. Введение в психологию.- М: Издательский, центр Академия, 1995.
  96. Л. «Нашей стране нужно поменьше языкотворцев и побольше рукотворцев». «Народное образование». — 672 006. стр. 234.
  97. Л. Педагогическая наука в развитии школьного образования ФРГ «Народное образование». 272 007. — стр. 53.
  98. А. Планирование и управление служебной карьерой // Кадры. 1996. № 11.
  99. М.Л. Как подготовить конкурентоспособного выпускника. М. Издательский цент АП0.2003. -39с.
  100. Под ред. Салимовой К. И. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Изд-во Педагогика 1982 с.60−67.
  101. Проблемы социалыю-психологической адаптации населения в период трансформации общества. М.1999, с. 168−175.
  102. Профессиональное образование. 4−2007. — Профподготовка и рынок труда.
  103. С.А. Феномен социально-педагогической поддержки: исторические корни и современное состояние .РГПУ им. Герцена СПб-Тюмень: ТОГИР<�Э, 2002 с. 182.
  104. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1996.-126с.
  105. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме. Новосибирск, 2002, 275 с.
  106. Е.В. Психология неадаптивного развития личности. Новосибирск, 1998−248с.
  107. Родионова Н. Ф. Стандарт образования как средство повышения качества подготовки специалиста./РГПУ.-СПб., 1994.-с.8−16.
  108. М.Н. Социология образования и молодежи: Избранное (1965 2002).- М.: Гардарики, 2002.
  109. К.И. История трудового обучения в Англии: (от Томаса Мора до наших дней) -М. 1967,134 с.
  110. Селевко. Современные образовательные технологии. М.1998 с.25−31.
  111. С.В. Тендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи.- СоцИс-2003.№ 11.
  112. В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов- под. ред. В. А. Сластенина. 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. -576 с.
  113. Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности:: Автореф. дис.канд.пед наук.-Спб., 1992.
  114. Служебная карьера: Учеб.-метод. пособие / Под общ. ред. Е. В. Охотского. М., 1998.
  115. Е. Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации // Социс. 1995. № 9.
  116. И. П. Государство, бизнес, образование: третий лишний. Профессиональное образование". 4/2007. — с. 2.
  117. И.П. Формирование механизма социального партнерства в опережающем развитии начального и среднего профессионального образования в России. «Профессиональное образование».- 2f2003. с. 30.
  118. И.П. Человек-образование-личность М.УМИЦ «Граф-пресс». 2002.
  119. А.Л., Туркина Т. М. Формирование профессиональной компетентности студентов педколледжа. «Профессиональное образование» Приложение № 8. — Издательский дом НОУ ИСОМ. -Москва, 2003.
  120. Совет Европы/Юнеско-Сепес, европейская комиссия dgiv/edu/he 01 rev. Strasbourg, 14 april 2003, 10-е совместное заседание сетей enic/naric вадуц, Лихтенштейн, 18−20 мая 2003 г.
  121. Л.Г. и. Яровенко Л. В. Рынок труда малого города в условиях Крайнего Севера, «Профессиональное образование» приложение № 1,2003 с 23.
  122. Соловьева А. В. Педагогическая поддержка в развитии профессионального самосознания учащихся лицеев. Новое педагогическое исследование № 2 2006, с. 180−182.
  123. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение (материалы и статьи научных исследований кафедры социальной педагогики РГПУ им. Герцена и факультета «Экология детства» ТОГИРО-Спб.-Тюмень, 2002.
  124. Социально- педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие для студ.высш.пед.заведений/ Л. Я Олифиренко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева.-М.: Издательский дом Академия, 2002.
  125. В.М. Организация развивающего образовательного пространства в инновационной школе. Иркутск, 1999 с. 14.
  126. И.Г., Наставничество на производстве: педагогические и организационные вопросы.-М.Знание. 1981 .-64с.
  127. И.Г. Педагогические основы наставничества.- Рабочая книга наставника.М.1984.с.77−122.
  128. А.И. Концепция и практика системного управления в профессиональном учебном заведении.СПб.2000,ОООИПК (Синтез-Полиграф)-268 с.
  129. И.В. Социально-профессиональная адаптация учащихся начального профессионального образования. Автореф.диссер.канд.пед.наук. Калуга.2003.
  130. Социально-трудовая адаптация молодежи за рубежом: Социальная работа № 3, 2004 с.34−35.
  131. Г. В. Проблемы адаптации выпускников начального и среднего профессионального образования к рынку труда /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002. — № 21 (177). — с. 72 1. (http://muc.renet.ru.)
  132. Статистический бюллетень № 7 Госкомстат, М.2002.
  133. М.Х. Молодежь:ориентация и жизненные пути.-РигаД 988.121с.
  134. Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М.1929.
  135. П.И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента.- М. Новая школа, 2001.-211 с.
  136. С. Профессиональная адаптация молодежи // Человек и труд. 1996. № 4.
  137. Уфаев К.В.Социально-педагогическое сопровождение подростков с нарушением общения в условиях общеобразовательной школы. -автореф. дис. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2005.
  138. Е.В. Рынку нужны классные специалисты. «Профессиональное образование». 172 002. — стр. 4.
  139. Федотова Г. А. Взаимодействие социальных партнеров в ФРГ. «Профессиональное образование». 7−8/1998. — стр. 7.
  140. Федотова Г. А Нормативное обеспечение стандарта профессионального образования в ФРГ. «Профессиональное образование». Издательский центр АПО. — Москва, 2000.
  141. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе.-М.б Педагогика, 1989.
  142. В.М. «Министр образования РФ о Болонском процессе». Выступление на международной конференции Санкт-Петербург, декабрь 2002 года http://www.philippov.ru/ .
  143. И.И. Методика работы социального педагога дополнительного образования.-М.: Издательский центр Академия, 2001.-160 с.
  144. А. В Монография. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения.
  145. А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования (Текст)/А.В .Хуторской // Ученик в обновляющейся школе: сб.научн.тр.-М., 2002.- С. 135−157.
  146. А.Ф. Региональному рынку труда — конкурентоспособный специалист (продолжение). «Профессиональное образование». -472 002. с. 32.
  147. С.Н. Школа и выбор профессии. М. Педагогика, 1987.114с.
  148. О.Б., Карташова JI.B. Мониторинг трудоустройства и использования выпускников УСПО.профессиональное образование № 11.2003 с.28−30.
  149. М. А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социс. 1995. № 9.
  150. Шишов С. Е. Школа: Мониторинг качества образования.-М., 2000.-320 с.
  151. Шкляр А. Х Педагогическая система производственного обучения в условиях непрерывной многоуровневой подготовки. Минск. РРШО, 1997.235с.
  152. Шевченко Д. А. Маркетинговый анализ молодежного рынка труда и образования. Практический Маркетинг № 2, 2001.
  153. П.А. Педагогическое сопровождение социализации подростка Автореф.канд.пед.наук Москва, 2000.
  154. Энциклопедия профессионального образования в 3 т./ под ред.С. Я. Батышева.-М.:АПО, 1999.-Т.1−568с.-Т2−440с.-Т-3−488с.
  155. И.С. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения// Советская педагогика.-1991 г№ 4.с44−52.
  156. Е. «Русская душа» и экономическая модернизация // Россия в глобальных вопросах, июль/сентябрь 2003, № 3.
  157. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию/В. А.Ясвин.-М., 2001.-3 64с.
  158. Maclure J. S Education Documents: England and Wales? 1860−1963.
  159. Dewey J/ Progressive Education, 1928, Vol.V.
  160. Dewey Democracy and Education/ New York, 1963.
  161. Spranger E. Geist der Erziehung.Heidelberg.1970.
  162. Spranger E. Kultur und Erziehung. Leipzig, 1925.
  163. Spranger E. Psychologie des Jugendalters. Leipzig, 1924.
  164. Litt Т/ Die PHilosophie der Gegenwart und ihr Einfluss auf das bildungsideal. Leipzig, 1925
  165. Neil A. S Summerhill. In- The Modern Schools Handbook. London 1934
Заполнить форму текущей работой