Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Маркетинговая концепция оценки и прогнозирования эффективности транснациональных корпораций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследовании показано, что международное предпринимательство (в форме ФПГ-ТНК), с его маркетинговой подсистемой можно отнести к такой функциональной системе, для которой характерно явление «сходимости» к определенному оптимуму, что обусловлено наличием множественной цели, стремление к устойчивости, к которой система стремится, адаптируясь и совершенствуя свою структуру по мере накопления… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние современного международного предпринимательства и проблемы прогнозирования эффективности его развития
    • 1. 1. Содержание и тенденции формирования мировых товарных. рынков как фактор развития международного предпринимательства
    • 1. 2. Проблема оценки и прогнозирования эффективности международного предпринимательства
  • Глава 2. Концептуальные основы оценки эффективности и формирования прогностических моделей в международном предпринимательстве
    • 2. 1. Концептуальные положения оценки эффективности предпринимательства в транснациональных корпорациях
    • 2. 2. Теоретические и методические основы построения прогностических моделей в международном предпринимательстве
  • Глава 3. Разработка методических положений по оценке и прогнозированию эффективности в международном предпринимательстве
    • 3. 1. Методика и алгоритм многокритериальной оценки эффективности предпринимательства транснациональной корпорации
    • 3. 2. Методические положения по прогнозированию в системе предпринимательства транснациональной корпорации. ^^

Маркетинговая концепция оценки и прогнозирования эффективности транснациональных корпораций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ экономических и социальных итогов последних лет в РФ показывает, что период социально-политических и организационно-экономических проб и ошибок, в частности, безграничной коммерциализации экономики в стране и всей жизнедеятельности, начатый с 1992 года, во-первых, судя по всему, исчерпал себя (достиг апогея по своим последствиям для экономики страны и всей социальной жизни), во-вторых, из этого периода (1992; 1998 гг.) уже извлекается важнейший урок (для ряда отечественных экономистов он был своевременно прогнозируемым). Теперь очевидно, что упор (приоритет) государственной власти (ее политика) должен делаться на развитие и поощрение в первую очередь отечественной промышленности и отечественной инфраструктуры во всех областях экономики, с учетом возможного стратегического проникновения (экспанисии) отечественных предпринимательских структур, типа ФПГ, на мировые товарные рынки.

Если учитывать доминирующие тенденции последних десятилетий в мировой экономике,(что отражается, в частности, в ежегодных докладах экспертов ООН), то следует с пониманием отнестись к тому мнению многих отечественных ученых-экономистов, что научно-технический и экономический прогресс нашей страны возможен и неминуем в XXI веке в первую очередь на основе организации и развития крупнейших предпринимательских структур в форме финансово-промышленных групп (ФПГ), в перспективе трансформирующихся в транснациональные корпорации (ТНК) -большие системы, одной из важнейших составляющих которых является международная маркетинговая деятельность реализуемая (и моделируемая) как сложная многофункциональная система.

В нашей стране уже опубликовано значительное число информационных (переводных) материалов научных аналитических и диссертационных исследований и разработок, посвященных ознакомительным, организационным и организационно-экономическим, макроэкономическим задачам создания ФПГ и ТНК, и, направленным на выход из затянувшегося экономического спада в РФ. Только в Санкт-Петербургском Государственном университете экономики и финансов за последние три-четыре года защищены кандидатские и докторские диссертации по тематике ФПГ такими учеными как Бабич О Н., Исаев Е. М., Какава Л. О., Клемято Д. П., Мяснико-вич М.В., Нестеренко Е. Г., Никитин Е. О., Родионова Л. Н., Салманов А. Б. и ДР.

Отдавая дань несомненной научной и практической значимости работ российских ученых последних лет, нельзя не заметить, что в опубликованных работах, оказавшихся доступными автору данного исследования, практически обойдена (не содержится на уровне конкретной экономической постановки) достаточно актуальная проблематика. Во-первых, оценки эффективности (результативности) самих предпринимательских структур типа ФПГ, ТНК, и/или их основных функциональных подсистем, каковой является, например, международная маркетинговая деятельность. По сути не анализируется количественно и сама маркетинговая деятельность, очевидно, специфическая для таких структур. Во-вторых, не осуществляется строго научная постановка задачи и не предлагается методология прогнозирования результативности или эффективности прямых инвестиций в создание маркетинговой деятельности и развитие таких предпринимательских структур. Кроме того, до сих пор остается нерешенной, даже концептуально, проблема оценки эффективности развития предпринимательства в свете новых тенденций (ТНК — ФПГ), с позиции интересов общества в^деом (или с позиции интересов конкретного государства), имея в виду сложность и дискуссионность в установлении критериев оценки.

Отсюда, на наш взгляд, очевидной является актуальность изучения теории, методологии, методики оценки и прогнозирования эффективности предпринимательской деятельности. Это необходимо для выработки научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию принимаемых, в частности маркетинговых, решений в государственном и негосударственном международном предпринимательстве.

В то же время нельзя не обратить внимание на богатое с послевоенного периода наследие недавнего прошлого (второй половины XX века), в части научного задела, как зарубежных, так и отечественных ученых. Именно в этот период были созданы такие междисциплинарные и методологические науки, как «Общая теория систем», «Исследование операций», «Кибернетика», «Прогностика», в рамках которых просматривается обобщенная теория эффективности и общая методология разработки прогнозов динамических систем, к числу которых безусловно можно отнести предпринимательство и его такую составляющую (подсистему) как маркетинг. В числе этих ученых нельзя не назвать таких имен столпов этих наук, как О. Ланге, Н. Я. Петраков, Ф. Морз, Дж. Кимбелл, Е.С. Вент-цель, А. А. Богданов, Л. Берталанфи, Д. М. Гвишиани, Н. Винер, В.М. Глуш-ков, А. А. Свешников, В. В. Новожилов, Н. П. Федоренко, И.В. Бестужев-Лада, А. И. Анчишкин и др.

Расширение торговых контактов со странами цивилизованной рыночной экономики выдвигает перед российской экономической наукой ряд новых требований, связанных прежде всего с необходимостью разработки и совершенствования теории и методики оценки эффективности такой деятельности и прогнозирования развития как мирового хозяйства. Это касается и отдельных товарных рынков. Например, в сферах создания и использования различных видов транспорта, а также в области высоких технологий, нарабатываемых в ВПК и в сферах создания и использования различных видов транспорта.

В условиях современной научно-технической революции и постоянных изменений, происходящих в мировой системе предпринимательства, коренным образом меняются представления. О значимости влияния на эффективность маркетинга, о значимости, возможностях и масштабах прогнозирования, в частности в рамках функционирования маркетинговых систем, а также, что особенно важно, представления о требованиях и критериях оценки надежности и эффективности применяемых при этом методов (например, которые использует логистика). Это, в свою очередь, логически предопределяет интенсификацию работ по дальнейшему совершенствованию методологии маркетингового и логистического анализа, их конвергенции и прогнозирования в сфере международного предпринимательства.

Эти задачи требуют привлечения новых методов для их решения, т.к. в рамках традиционного аппарата исследования мировых товарных рынков весьма сложно добиться резкого качественного скачка в повышении точности и надежности краткосрочных и долгосрочных прогнозов и оценки эффективности маркетинговых систем.

Одним из перспективных путей успешного решения этих проблем оценки эффективности и ее прогноза может и должно стать применение методологии логистического моделирования маркетинговых систем, хорошо зарекомендовавшем себя во многих областях экономической науки.

Вполне очевидно, что использование логистической методологии в области маркетинговых исследований должно правильно сочетаться с традиционными экономико-аналитическим анализом причинно-следственных связей и отношений, характеризующих изучаемое явление. Без предварительного глубокого содержательного анализа объекта, без познания основных факторов, формирующих его состояние и эволюцию все попытки применения логистических и маркетинговых количественных методов оценки эффективности заведомо обречены на неудачу, поскольку любой аналитический, как и математический, метод всегда реализует те посыл-^ ки, которые характеризуют качественную сторону исследуемого объекта.

Сама актуализация и постановка таких задач, увязанных с перспективами создания и развития ФПГ-ТНК, нам представляется достаточно важными в теоретическом и практическом плане даже, если не удается пока дать всеобъемлющего, фундаментального, оригинального решения этих задач (учитывая, что речь идет о кандидатской диссертации), и предложены лишь концептуальные, теоретические и методологические обобщения. Отсюда основную общую задачу автор данной работы видит ^ в том, чтобы акцентировать внимание и обнажить существо трудностей конкретной постановки и решения такого рода задач в отношении как маркетинговой деятельности — маркетинга взаимодействия, так и самой предпринимательской структуры в форме ФГП-ТНК. В соответствии с видением такого содержания и его актуальности и сформулирована цель исследований.

Целью диссертационного исследования является обобщение и развитие концептуальных и методических основ оценки эффективности и прогнозирования тенденций развития международного предпринимать тельства с учетом современной концепции маркетинга.

Объект изысканий — международное предпринимательство, как производственно-коммерческая деятельность, осуществляемая соответствующей структурой, (в частности ТНК) в условиях юридически дозволенных международных экономических свобод, частной или межгосударственной инициативы и предприимчивости.

Предметом исследования являются методологические и методические подходы к выявлению и оценке перспективного влияния современной концепции маркетинга-логистики (как системы) на эффективность ^ международных предпринимательских структур при прогнозировании их развития.

В соответствии с сформулированной по теме целью исследований, обусловленных объектом и предметом диссертационных изысканий, в работе поставлены и решены следующие задачи:

— исследовано современное состояние проблемных вопросов оценки процессов развития мировых товарных рынков при формировании и построении маркетинговой концепции международных предпринимательских структур и показана степень актуальности их решения;

— установлены факторы и тенденции развития маркетинга взаимодействия, влияющие на эффективность международного предпринимательства;

— разработана концепция и методологический подход к оценке перспективной (ожидаемой) эффективности деятельности международных предпринимательских структур при совершенствовании их маркетинговой системы;

— обобщены и развиты методологические и методические основы прогнозирования в международном предпринимательстве при оценке эффективности его развития;

— разработаны методические положения по прогнозированию влияния совершенствования маркетинга взаимодействия (как системы) на эффективность международных предпринимательских структур и международное предпринимательство.

Если предпринимательство может рассматриваться как характерная (типовая) форма деятельности в мировой экономике, то особенности такой деятельности на многонациональной и/или наднациональной основе, а также в межгосударственных свободно коммерциализируемых структурах и связях принято определять как международное предпринимательство. Тенденция доминирования в мировой экономике предпринимательства в форме ТНК предопределяет, что типовой объект изысканий в теме должен быть ТНК-ФПГ, эффективность которых для мировой и национальных экономик небезразлична, т. е. ее надо оценивать и при этом в динамике, а значит, кроме того, прогнозировать. В свою очередь можно видеть, что современное мировое хозяйство самоорганизуется в мировую экономическую систему, как совокупность функционально соотнесенных национальных рынков и/или региональных рынков отдельных товарных групп. И в одном из аспектов рассмотрения (анализа) этой деятельности очевидно, что любое предпринимательство к концу XX века выделяет особо такую его часть как маркетинг, международный маркетинг, который в принципе (упрощенно говоря) представляет собой рыночное поведение, организованное в целенаправленную специальную систему (подсистему предпринимательства, международного предпринимательства). С другой стороны последнее десятилетие обнаруживает тенденции стремления не просто создавать маркетинговые системы, а оптимизировать их (после или в процессе создания) на основе новых научных методологий, и, в частности, на основах научной логистики, порождая, например, понятие «логистизация маркетинга». И, наконец, (далее смещая логику внимания), логично считать важным, чтобы любая предпринимательская (в том числе маркетинговая) деятельность была надежно предсказуема. То есть должна усматриваться необходимость предсказания параметров развития мировых товарных рынков и перспектив совершенствования (оценки и повышения эффективности) самой маркетинговой системы. Последнее актуализирует постановку и решение задач (проблем) научного прогнозирования, как социально-экономических факторов среды, так и параметров мировых товарных рынков. И, прежде всего, цен на товары, а также, что особенно важно для цели данного исследования их динамики, эффективности влияния маркетинговых систем на эффективность международного предпринимательства, что требует обоснованной парадигмы — системы нескольких концепций.

Поскольку одной из современных форм совершенствования маркетинга взаимодействия можно рассматривать, например, его логистиза-цию, то использование научных основ логистики позволяет генерировать варианты маркетинговой системы разной степени совершенства, а значит и варианты предпринимательских инвестиций (долгосрочных капитальных вложений) различной эффективности. Оценка этой эффективности на долгосрочную перспективу, в свою очередь, возможна на научных основах прогнозирования цен проектируемых товаров, создание и маркетинговая реализация которых как раз зависит от инвестиций, необходимая (планируемая) величина которых только и может определяться (рассчитываться), если получены прогнозы цен.

Все сказанное и составляет суть общей концепции решения совокупности сформулированных в них задач изысканий.

Теоретической, методической и информативной основой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, мировой экономики и международного предпринимательства, маркетинга, менеджмента, логистики, общей теории систем, исследования операций и прогностики, а также, методические, аналитические и статистические материалы, связанные с рассматриваемой проблемой.

По вопросам маркетинговой тематики все основные положения и дефиниции заимствовались в основном из трудов профессора Г. Л. Багие-ва, в том числе и с целью придерживания понятийного единообразия.

Научная новизна исследования. В диссертационном исследовании обобщены и развиты концептуальные и методические основы прогнозирования влияния маркетинга взаимодействия на эффективность международных предпринимательских структур в форме ФПГ-ТНК.

Научная новизна диссертации состоит в том, что нижеперечисленные результаты изыскания, направленные на развитие теоретических и методических основ оценки эффективности прогнозирования в маркетинговых подсистемах международного предпринимательства, получены впервые в отечественных и зарубежных исследованиях.

Наиболее важные научные результаты, выносимые на защиту, состоят в следующем:

— выявлены факторы, влияющие на эффективность транснациональных корпораций и показана степень ее зависимости от прогнозируемой эффективности маркетинговой предпринимательской системы;

— разработана концепция и методологический подход к оценке ожидаемой эффективности транснациональных корпораций при совершенствовании, (например, на основе логистики) их маркетинга взаимодействия (как системы);

— обобщены и развиты методологические и методические основы прогнозирования в международном предпринимательстве при оценке эффективности его развития;

— разработаны методические положения прогностической оценки факторов, влияющих на эффективность маркетинга взаимодействия, (в частности уровня цен продукции предпринимательства) транснациональных корпораций.

Практическая значимость полученных в диссертации результатов определяется использованием их как в практике организации самосовершенствования самими международными предпринимательскими структурами, такими как ТНК Дойче Люфтганза АГ, так и в лекционных курсах по экономическим специальностям, в частности кафедр «Маркетинга» и «Международных экономических отношений».

Апробация работы. Основные положения исследования докладывались на научных сессиях профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов Санкт-Петербургского Государственного университета экономики и финансов в 1999;2000 гг., а также на заседаниях кафедры маркетинга. Также они изложены в ряде публикаций автора (всего 9 публикаций общим объемом 2,75 п.л.).

заключение

.

В ходе исследований по теме диссертации, во-первых, была подтверждена реальная важность и актуальность вскрытой проблематики, которая обобщенно сводится к необходимости (и возможности), во-первых, оценки эффективности результативности маркетинговых и предпринимательских структур, во-вторых, дальнейшего развития прогностического моделирования процессов международных экономических отношений, целесообразности и эффективности применения уже существующих методологических и методических наработок в области научного экономического прогнозирования для исследований и совершенствования (например, на основе методологии логистики) международных маркетинговых систем (мировых товарных рынков).

В соответствие с целью диссертационного исследования обусловленными объектом и предметом изысканий в работе решены все поставленные задачи, получены следующие обладающие в определенной степени новизной, научные результаты и выводы:

1. Несмотря на всю важность осуществления и приобретения опыта организации всех видов бизнеса, в том числе всех видов и форм предпринимательства в нашей стране с 1992 года, приходит пора осознания ответа на главный вопрос общественного бытия: «А какие цели и какой прок (в количественной и качественной оценках) обществу и отдельно взятой стране от развития этих всех форм экономической деятельности? Какова общественная, народнохозяйственная эффективность предпринимательства, в том числе международного, для нашей страны, а значит и для всех (каждого) граждан в ней живущих?».

Однако, при достаточно обширном количестве опубликованных научных работ (в том числе диссертационных) в области предпринимательства вообще, международного предпринимательства, маркетинговых исследований, изысканий и разработок, ответы на эти вопросы достаточно общи, в основном вербальны, в частности, почти не рассматривается актуальность оценки эффективности деятельности ТНК, как с точки зрения целей самих ТНК, так и с точки зрения интересов общества.

2. Из целенаправленного (тематического) рассмотрения содержания и тенденций развития мировых товарных рынков, определяющих современное состояние и направленность развития мировой экономики, обнаруживается проблематика (группа задач, как с позиции общества, так и с позиции интересов самих отдельных предпринимательских структур — ТНК) актуальная для сформулированной темы исследовательского внимания, проблемы некоторые из которых определяются рамками темы данного диссертационного исследования. Это, во-первых, проблемы оценки в динамике эффективности предпринимательства на основе выявления роли совершенного маркетинга в нем, во-вторых, проблемы прогнозирования эффективности развития (результативности целевой деятельности) субъектов предпринимательства на основе, в частности предшествующего прогнозирования цен.

3. Какие бы определения и толкования предпринимательства ни приводились в многочисленной зарубежной и отечественной литературе по предпринимательству (по рыночной экономике), все они едины по крайней мере в том, что этот вид экономической деятельности («бизнеса») является наиболее характерным в экономиках подавляющего большинства стран на современном этапе развития мировой экономики и международных экономических отношений, и предопределяет все основные процессы и тенденции на долгосрочную перспективу (т.е. в XXI век). Можно сказать, что предпринимательство образно говоря на клеточном уровне) оказывается наряду с некоторыми другими обстоятельствами, проводником всех основных тенденций и особенностей мирового научно-технического и экономического прогресса. Поскольку наиболее динамичной и интенсивно эволюционирующей составной частью предпринимательства является маркетинговая деятельность (маркетинговая подсистема предпринимательской системы), то несомненный интерес (и практическую значимость) могут представлять результаты изучения эластичности (чувствительности) эффебктивности предпринимательства именно от динамики и существа совершенствования маркетинговой составляющей, или иначе от оптимизации маркетинговой системы на перспективу. При этом есть основания предполагать, что, в свою очередь, эффективность маркетинговой системы наиболее чувствительна к использованию при ее построениях (синтезе) научной современный методологии логистики.

Таким образом, одной из актуальных проблем в теории предпринимательства вообще и в теории маркетинговых разработок, с одной стороны можно признать оптимальное увязывание системы маркетингового целеполагания с методологией логистики, а с другойпроблему перманентного научного обоснованного прогнозирования (получения прогнозов) как параметров предпринимательской (в том числе маркетинговой) системы, так и параметров экономической среды системы товарных рынков (мировых, региональных, национальных) и, особенно, в частности, прогнозирования цен на конкретные товары.

4. Познание и оценка экономической реальности предполагает ее моделирование, в частности, в виде адекватной абстрактной схемы. Для обоснованного осмысления действительности в международном предпринимательстве и в его маркетинговой составляющей, необходимо представить соответствующие объекты (в данном случае ТНК и ее маркетинговую деятельность) в виде системы и ее подсистем, руководствуясь системным подходом и системным анализом основополагающими концепциями общей теории систем.

5. В исследовании показано, что международное предпринимательство (в форме ФПГ-ТНК), с его маркетинговой подсистемой можно отнести к такой функциональной системе, для которой характерно явление «сходимости» к определенному оптимуму, что обусловлено наличием множественной цели, стремление к устойчивости, к которой система стремится, адаптируясь и совершенствуя свою структуру по мере накопления информации и организованного продвижения (на основе программ маркетинга взаимодействия) к целевым результатам, которые требуют оценки эффективности прогнозируемой на различные сроки упреждения. Установлены факторы и тенденции развития маркетинга взаимодействия, влияющие на эффективность международного предпринимательства. Предложено эффективность этого влияния исчислять величинами приращений показателей результативности функционирования ТНК от ее маркетинговой деятельности.

6. Предложены и обоснованы показатели результативности функционирования ТНК и ее маркетинговой подсистемы, критерии влияния и оценки маркетинга взаимодействия на эффективность международного предпринимательства. Предложено в качестве критерия потребительской, народнохозяйственной эффективности ТНК исчислять годовые приращения показателя удельной выработки в народном хозяйстве (национальный доход на единицу заработной платы) по результатам годового функционирования ТНК, что позволяет, на наш взгляд, с наибольшим и конкретным успехом реализовывать метамаркетинговый подход, который, как известно, может использоваться в качестве эффективного средства координации интересов и согласования целей при решении межгосударственных, межправительственных проблем .

7. Обобщение концептуальных и методологических положений существующих разработок теории эффективности (в основном излагаемых в рамках исследования операций и различных теорий принятия решений), адаптируемых к специфике таких объектов исследования, как транснациональная корпорация и ее маркетинговая служба, позволяет научно обоснованно осуществлять постановку и определять оптимальную программу методических разработок по количественной оценке эффективности функционирования ТНК, (как для интересов ТНК, так и для общества), по оценке выявленного влияния эффективности маркетинговой политики на перспективную результативность последней. Обобщены и развиты методологически и методические основы прогнозирования в международном предпринимательстве при оценке эффективности его развития.

8. В соответствии с теоретическими и методологическими положениями, изложенными во второй главе предложена методика и алгоритм для многокритериальной оценки эффективности транснациональной корпорации (или ФПГ), варианты результативности которой могут генерироваться вследствие, например, наличия альтернатив маркетинговых моделей (различной степени совершенства, логистизации) как подсистем ТНК, использование которых позволяет, во-первых, сравнивать результативность различных вариантов развития ТНК, во-вторых определять степень полезности деятельности конкретной ТНК с позиции интересов общества потребителей страны пребывания.

9.Предложена модель выявления влияния маркетинга взаимодействия на эффективность ТНК и методический подход к количественной оценке эффективности логистизированного маркетинга, которые, во-первых, помогают убедиться, что логистика может быть эффективными средством варьирования уровнем совершенства маркетинговых программ, во-вторых, дает возможность количественно оценивать приращения показателей результативности эффективности) ТНК в зависимости от того или иного уровня совершенства ее маркетинговой деятельности.

10.Разработана концепция и методический подход к оценке перспективной (ожидаемой) эффективности международных предпринимательских структур типа ФПГ — ТНК, на основе прогнозирования цен в маркетинговых системах.

11 .Предложена методика прогнозирования мировых цен в маркетинговых системах ТНК, что позволяет количественно определять значения основных показателей эффективности ТНК, в частности эффективности проектируемых инвестиций в перспективном периоде. Определены пути использования результатов прогнозирования цен на мировых товарных рынках отечественными ФПГ.

Важно иметь в виду, что объективно корпоративная предпринимательская структура (ТНК) отличается от иных форм организации предпринимательства своей обязательной многосубъектностью (по сути каждый «элемент» суперсистемы — ТНК, является сам сложной системой), поскольку современная корпорация («группа») есть объединение экономически достаточно самостоятельных субъектов. Отсюда логично современную рыночную экономику представлять моделью трехуровневой композиции: «микроэкономика» (внутрикорпоративные рыночные механизмы),-" «мезоэкономика» (институциональные, отраслевые рыночные механизмы),-" «мйкроэкономика» (народнохозяйственные — страновые, мирохозяйственные рыночные механизмы). При любых дефинициях на эту тему, ТНК занимает среднюю (мезо-) роль в глобальной рыночной экономике.

То есть, очевидно, что предпринимательская структура в форме ТНК взаимодействуя с микрои макро-экономическими процессами, влияет на эффективность и одного и другого экономического уровня общественного развития. При таком понимании места и роли ТНК, к эффективности или неэффективности ее становления, деятельности и развития небезразлична, как общественность страны пребывания ее головной составляющей, так и общественность (потребители) стран, принимающих ее филиалы. Отсюда важность и актуальность возможности количественной оценки эффективности ТНК для двух «сторон барикад» (для хозяев и работников самой ТНК, с одной стороны, и для общества потребителей, — с другой.), и при том, не только в текущем периоде, но и в перспективе, то есть с периодом упреждения равным предполагаемому сроку существования ТНК.

Практическая значимость данного исследования, на наш взгляд, заключается в том, что использование на практике предложенных в работе методологических и методических подходов, в частности, в области оценки и научного прогнозирования эффективности результативности ТНК, должно способствовать оптимизации маркетинговых систем, а также повышению эффективности внешнеэкономической деятельности отечественных предпринимательских структур (типа ФПГ). Кроме того, материал данных исследований может быть использован при разработке спецкурса по маркетинговому прогнозированию эффективности маркетинговых и международных предпринимательских структур.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Г. Проблемы международного маркетинга. — М.: Междунар. отношения, 1984.
  2. B.C. Предпринимательская функция в экономической системе. -М., 1990. 82 с.
  3. М.М., Бурса Б. И., Симонов А. Г. Об одном подходе к прогнозированию краткосрочного развития страны и регионов в новых условиях II Экономика и математические методы. 1996. — № 3. -с. 54−65.
  4. Дж. Основы свободного предпринимательства. М.: 1992.-
  5. В. Государство и рынок: механизмы взаимодействия // Маркетинг. 1999. — № 5-
  6. И. Стратегическое управление: Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
  7. И.А. Теория и методология принятия маркетинговых решений на принципах бенчмаркетинга / Под. Ред. Академика Г. Л. Багиева. СПб.: Из-во СПбГУЭФ, 1998. — 263с.-
  8. И.А., Багиев Е. Г. Бенчмаркинг и маркетинговые решения. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.
  9. B.C. США : приоритеты НТП (научно-техническая политика и стратегия). М.: Наука, 1988.
  10. О.Н. Управление финансами финансово-промышленных групп Алтайского края) — Дис. канд. эконом, наук. 08.00.01 / СПбГУЭФ. СПб., 1998.-
  11. Г. Л. Маркетинг взаимодействия: философия организации, инструментарий. СПб.: Из-во СПбГУЭФ, 1998.-
  12. Г. Л. Маркетинг. Задачи и ситуации. СПб.: Из-во СПбГУЭФ, 1998.
  13. Г. Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  14. Г. Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  15. Г. Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии: Материалы к научно-практическому семинару / Л.: Ленинградское областное правление ВНТОЭ, 1990.
  16. Г. Л., Аренков И. А. Основы современного маркетинга: Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  17. Г. Л., Тарасевич В. М., Аннх. Маркетинг: Учебник для ВУЗов / Под общей ред. Г. Л. Багиева. М.: Экономика, 1999. — 703 е.-
  18. Г. Л., Семененко Е. А. Эффективность маркетинга в международных предпринимательских структурах // Регион: политика, экономика, социология 2000 г. № 3-
  19. Д.И. Маркетинг для всех. Л.: Культ-инфо-пресс, 1991.
  20. С., Петров Ю. Формирование финансово-промышленных групп и государство.//Росс эконом, журнал. 1995. — № 2-
  21. А.С. Международный менеджмент и американские ТНК // США: экономика, политика, идеология. 1998. — № 3. -с. 89 -101.
  22. А. Общая теория систем. М.: Наука, 1970-
  23. Бизнес в мирохозяйственной сфере: некоторые направления и формы // Международные экономические отношения: Учебник / под ред. В. Е. Рыбалкина. 1997. -с. 323−341.
  24. Броня на вывоз: в 1997 году экспорт российского оружия упал. // Коммерсантъ. Власть. 1998. — № 8. -с. 14.
  25. В мировой торговле ячменем и солодом // БИКИ. 1998. — № 78. -с. 6−7.
  26. Г. Основы исследования операций. Том 1−3. М.: Мир, 1973.-
  27. Е.С. Исследования операций. М.: Сов. Радио. 1972.-
  28. С.В. Основы комплексного прогнозирования. М.: Наука, 1977.
  29. И., Воячек П. Качество в среде маркетинга // Маркетинг. 1999. -№ 5-
  30. И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. -480с.-
  31. И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник для ВУЗов. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996, 501 е.-
  32. А.И. Методы и модели отраслевого экономического прогнозирования . М.: «Экономика», 1977.-
  33. С. Макроэкономизация корпорации // Общество и экономика. -1998. № 6.-с.22−30-
  34. А.А.- Ардемасов Е.Б. Теоретические и методические основы маркетинговых исследований в сфере рынка недвижимости. СПб.: Изд-во МФИН, 1999.
  35. А.А., Ардемасов Е. Б. Теоретические и методологические основы маркетинговых исследований в сфере рынка недвижимости. СПб.: Из-во МФИН, 1999-
  36. Е.А. Маркентинг и логистика: Учебное пособие. М.: Из-ий дом «Дашков и К», 1999. — 412 е.-
  37. Т., Третьяков В. Стратегия предпринимательства // Экономика и этика предпринимательства СПб.: Из-во СПбГУЭФ, 1992-
  38. Е.П. Маркетинговые исследования. -М., 1998.
  39. Горячев А. А. Проблемы прогнозирования мировых товарных рынков 1981
  40. Дж. Новое индустриальное общество. М.: 1969
  41. А.А. Структурные сдвиги на мировом рынке сахара / БИКИ. -1998. № 104. -с. 6−7.
  42. Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. СтПб, 1992.-
  43. В.В. Логистика складирования. М.: УГУ ВШЭ, 1999. — 234с.-
  44. Р. Финансы и предпринимательство. М.: 1993-
  45. А., Марк и Клемент Мак Годж. Методология структурного анализа и проектирования SADT/ Пер с англ. М.: 1993.-
  46. Дэниеле Джон Д., Радеба Л. И X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. Пер. с англ., 6-е изд. М.: «Дело Лтд», 1994, — 784 е.-
  47. А. И. Круглов В.В. Миграция капитала, транснационализация мировой экономики и участие России в этих процессах. СПб, Из-во СПбГУЭФ, 1996.-
  48. М. И Фокс К. Методы анализа корреляций и регрессий М.: Статистика. 1968.-
  49. Инвестиционная деятельность. Сборник методологических материалов. Выпуск 1. М.: ИНТЕРЭКСПЕРТ, 1994.-
  50. Информационно-статистический подход к организации маркетинга/ Бахтадзе Н. Н., Лотоцкий В. А., Максимов Е. М. и др. // Экономика и математические методы. 1996. •- № 4. -с. 43−48.
  51. Е.М. Стратегия развития финансово-промышленной группы: Автореф. дис. канд. экон. наук. 08.00.05. / СтПбГУЭФ. СПб. 1996.-
  52. B.C., Шатрова Е. В. Стратегия предпринимательства. СПб.: Из-во СПбГИЭА, 1996-
  53. Конъюнктура мировых товарных рынков в 1997 году и ее влияние на динамику российского экспорта // Вестник Банка России. 1998. — № 10. -с. 18−28.
  54. Н. Анализ внешней политики: основные направления исследований // Мировая экономика и межд. отношения. 1999. — № 2-
  55. Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ.- общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990,
  56. Д.М. Маркетинг менеджмент. СПб, 1998. — 896 с.
  57. С.И. Предпринимательство: сущность, директивы и перспективы. М.: 1992.-
  58. А.Б., Пименова А. А. Введение в предпринимательства: Учеб. пособие для ВУЗов. СПб.: Политехника, 1995. -583 е.-
  59. А. Б. Горенбургов М.Д. Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации: Учебное пособие. СПб.: «Изд. дом „Бизнес-пресса“, 1998.-
  60. А. Проблемы аналитических исследований в сферах маркетинга и бизнеса // Маркетинг. 1996. -№ 5. -с. 112−115.
  61. В., Латышева Г. Николаев А. Образование финансово-промышленных групп (необходимость, цели и механизмы) // Росс. Экономич. Журнал. 1994. — № 1.-
  62. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с франц. СПб.: Наука, 1996. 587 е.-
  63. О.И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 1979.-
  64. Ф.М. Международный маркетинг. М.: Междунар. отношения, 1988
  65. Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. М.: Международные отношения, 1993. -264 с.
  66. Ф.М. Мировые товарные рынки. М.: Изд-во Международные отношения, 1978.
  67. В.В. Межотраслевая экономика: Пер. с англ. М.: ОАО Из-во „Экономика“, 1997. — 479 с.-
  68. Ф.И. Международный маркетинг : специфика исследования зарубежного рынка // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. — № 5. -с. 86−98.
  69. Логистика как форма оптимизации рыночных связей. М.: ИМЭМО РАМ, 1996. 122 с.
  70. Д. Курс социально-экономического возрождения России // Росс эконом, журнал. 1994.-№ 1,2-
  71. Д. Курс социально-экономического возрождения России // Российский экономический журнал. 1994. — № 2.-
  72. Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. СПб.: ГМП „Формика“, 1992.
  73. А. Реорганизация акционерных обществ и становление финансово-промышленных групп // Росс. Эконом, журнал. 1994. — № 11-
  74. С. Международный маркетинг./ Пер. с англ. М.: Международ, отношения., 1979.
  75. И.В., Маевский В. И. Некоторые вопросы измерения экономической эффективности . М.: „Наука“, 1970.-
  76. А. Российская нефть попала под опеку // Коммерсантъ. Власть.- 1998. № 12. -с. 42−44.
  77. Маркетинг в Японии. М.: Информэлектро, 1990.
  78. Международный менеджмент в системе американских ТНК // Экономика и управление в зарубежных странах. 1999. — № 2. — с. 3−13.-
  79. Д. Секреты успеха великих компаний. Пер. с англ. М.: И-во „Дис“, 1997.-
  80. А., Огнивцев С., Транснациональный капитал и национальные государства // Мировая экономика и межд. отношения. 1999. — № 6-
  81. А. И., Локшина Э. Х., Старков Б. А. Экономика и этика предпринимательства. СПб.: СПбУЭФ, 1992. — 142 с.
  82. А.И., Игнатьев A.M., Крутик А. Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы: Учеб. пособие для ВУЗов 2-е изд. — СПб.: Изд. дом „Бизнес-пресса“. 1999.-
  83. Г., Гернон X., Минк Г. Учет: международная перспектива: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1993.-
  84. М.В. Финансово-промышленные группы и их роль в становлении рыночных отношений: Дис. д-ра эконо. наук. 08.00.01 / СПбГУЭФ. СПб, 1998.-
  85. На рынке пластмасс в странах Западной Европы в августе 1998 г. // БИКИ.- 1998. -№ 105. -с. 12−13.
  86. Некоторые тенденции развития мирового рынка электронного оборудования // БИКИ, 1998.- № 27−28 -с. 12−14.
  87. Е.Г. Формирование и функционирование финансово-промышленных групп.: Автореф. дис. д-ра экон. наук. 08.00.05 / СтПбГУЭФ.- СПб, 1997.-
  88. Нефть и газ. На рынке нефти // БИКИ. 1998. — № 14. -с. 12−14.
  89. Р. Проблема измерения экономической эффективности информации // Росс эконом, журнал. 1995. — № 2-
  90. Е.О. Управление развитием финансово-промышленных групп: Автореф. дис. канд. экон. наук. 08.00.05. / СПбГУЭФ, СПб, 1999.-
  91. К.Х., Гукасьян Г. М. Мотивация труда: американский и японский подходы // Человек в системе рыночных отношений. СПб.: СПбУЭФ, 1992. -с. 27.
  92. В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. М.: Экономика, 1967.-
  93. Р. Вопросы преподавания международного маркетинга в российских ВУЗах // Проблемы теории и практики управления. 1998.- № 1. -с. 114−115.
  94. Об импорте стальной продукции в страны ЕС // БИКИ. 1998. — № 76−77 -с. 14.
  95. Т. Большие торги // Эксперт. 1998. — № 13. -с. 66−68.
  96. К. Г. Технический прогресс: воздействие, оценки, результаты: Пер. с нем. — М.: Экономика, 1981 — 176 с.
  97. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / Научн. ред. д-р эконом, наук, профессор В. В. Круглое. М.: ИНФРА-М, 1998.-432 с.
  98. А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. СПб.: Из-во СПбГУЭФ, 1993-
  99. А.Н., Демидова Л. Г., Балансовые обоснования и разработки в прогнозировании и планировании экономики: текст лекций в 2-х частях -СПб.: Из-во СПбГУЭФ, 1995-
  100. Р. Диксон. Управление маркетингом. Пер. с англ. М.: ЗАО „Из-во БИНОМ“, 1998.-
  101. Повышение экономической эффективности проектов машиностроительных предприятий / Е. М. Карлик, Ю. М. Рудштейн, Р. Е. Зельдер и др.- под. Ред. Е. М. Карлика М.: Машиностроение, 1988.-
  102. Н. Буря в трубе // Коммерсантть. Власть. 1998. — № 10. -с. 11−13.
  103. Положение на рынке какао // Коринф. 1998. — № 34. -с.7.
  104. Предложение нефти в мире превышает спрос // Коринф. 1998. -№ 34. -с. 2.
  105. Предпринимательство в конце XX века. М.: 1992.
  106. Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях (в условиях рыночной экономики). М.: Междунар. отношения, 1993.
  107. А. Оптовые рынки средств производства для АПК // Экономика сельского хозяйства России. 1998. — № 1. -с. 37.
  108. Г. Обогащение ураном // Коммерсантъ. Власть. 1998. -№ 12.-с. 45−49.
  109. Развитие добросовестной предпринимательской деятельности в России// Международный бизнес России. 1996. -» 8−9. -с. 11−12.
  110. Л.Н. Организационно-экономическое обеспечение надежности функционирования финансово-промышленных систем: Автореф. дис. д-ра эконом, наук 08.00.05. / СтПбГУЭФ, СтПб, 1997.-
  111. Роль ТНК в современной экономике // БИКИ. 1998. — № 13, — с.1−7.-
  112. А.Н., Лукасевич И:Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства. М.: Банки-и биржи, ЮНИТИ, 1993-
  113. Рынок оборудования для газовой промышленности ОАЭ // БИКИ. 1998.- № 1. -с. 10−11.
  114. В.А., Тяпышев О. Г. Оценка ближайших перспектив экономического развития ста стран мира // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. — № 4. -с. 98−102.
  115. С.Г. Количественные методы прогнозирования эволюционных составляющих экономической динамики. Г. Ульяновск, Из-во УГУ, 1999.
  116. С.Г. Прогнозирование экономической конъюнктуры в маркетинговых исследованиях: Учебнометодическое пособие. СПб.: Из-во СПбГУЭФ, 1997.-
  117. С.Г. Эконометрические методы прогнозирования спроса (на примере промышленной энергетики) / Под ред. Г. Л. Багиева М.: Из-во МГУ, 1993. — 123с.-
  118. .В. Оценка параметров и структуры экономических процессов . М.: 1985.-
  119. Сезонные тенденции в развитии конъюнктуры мирового рынка сахара // БИКИ. 1998. — № 84. -с. 6−7.
  120. М.Э. Концепция международного маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 1998.- № 1.-с. 100−110.
  121. А.И. Предпринимательская логистика. СПб.: Политехника, 1997
  122. Семененко Е. А, Актуальность и направленность прогнозирования развития товарных рынков в маркетинговых системах международного предпринимательства//Регион: политика, экономика, социология. 1999 г., № 5−6-
  123. А.И. Введение в теорию обоснования логистических решений (эффективность логистических систем и цепей): Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. — 247 с.
  124. Ю.С. Обоснование решений: (Методологические вопросы). -М.: Экономика, 1980.-
  125. Состояние и перспективы мирового рынка нефти и газа // Коринф. -1998. № 33. -с. 3.
  126. Состояние и перспективы западного рынка меди // БИКИ. 1998. — № 111.-с. 14−15.
  127. Состояние и перспективы рынка алюминия // БИКИ. 1998. — № 121. -с. 14−15.
  128. А.Н. Мелкое и среднее предпринимательство в центре интеграционных усилий ЕС// БИКИ, — 1996. № 92. -с. 1,4.
  129. Ю.В. Основные тенденции развития мировой экономики в 1995 году и прогноз На 1996 год // Деньги и кредит. 1996. — № 5. -с. 12−19.
  130. США: организационные формы и методы управления промышленными корпорациями. -М., 1972.
  131. Сырьевые промышленные товары. Текстильные товары // БИКИ 1998.- № 6. -с. 12−13.
  132. В.М. Ценовая политика в системе маркетинга: Уч. пос./ Под ред. проф. Г. Л. Багиева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.
  133. Теория прогнозирования и принятия решений. / Под ред. Саркисяна С. А. -М.: Высш. школа, 1977.
  134. А.Б. Оценка коммерческого потенциала нововведений. СПб.: Из-во СтПбГУЭФ, 1998-
  135. В.И., Ткач М. В. Международная система учета и отчетности. М.: Финансы и статистика, 1992-
  136. В.В., П.есоцкая Е. В. Маркетинг в системе предпринимательства. -СПб.: «Геликон плюс», 2000-
  137. Транснациональные корпорации в мировом развитии. Тенденции и перспективы, (доклад в ООН), М.: ИНИОН, 1990.-
  138. Уровни и тенденции развития главных капиталистических стран (экономические сопоставления). М.: «Наука», 1977.
  139. Р.И. Мировая экономика. М.: ИНСАН, 1994-
  140. П.И., Аджубей Ю. В. Международное предпринимательство. 1992
  141. Хизрич Р Питере М Предпринимательство, вып. 1−5, пер с англ. М.: Прогресс, 1992-
  142. Р.Н. Основы финансового менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело 1993.-
  143. Хорварт Шуман Организация и техника прогнозирования в отрасли промышленности. Сокр. пер. с нем. М.: «Экономика», 1071.
  144. А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга. 1998
  145. В.И. Международный маркетинг, Учебное пособие. СПб: Об-во «Знание», 1998-
  146. Г. О финансово-промышленных группах // Росс, эконом, журнал.- 1994. № 2-
  147. Е. Покупатель. Психологический аспект проблемы прогнозирования индивидуальных предпочтений при выборе товара // Риск. 1997. -№ 3−4.-с. 101−103.
  148. П.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. Метод, пособие. М.: ИНФРА, 1995.-
  149. М. Роль и влияние транснациональных корпораций в глобальных сдвигах в конце 20 столетия // Проблемы теории и практики управления. -1999. № 3 — с. 24−31.-
  150. . И. Государство и транснациональные компании // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 4. — с. 42−48.-
  151. И.А. Теория экономического развития., пер. с нем. М.: 1982.-
  152. Ю.А. Мировой рынок продовольствия и цены // Юридический бюллетень предпринимателя. 1998. № 6.-с. 111−114.
  153. В. Роль транснациональных корпораций в мировом хозяйстве и их взаимодействие на международную конкуренцию // Политэконом. 1997.- № 3−4. -с.57−63.-
  154. Дж.Р., Берман Б. Маркетинг: Пер. с англ. М.: Экономика, 1990.
  155. Экономика промышленности за рубежом: вопросы измерения эффективности производства .Пер. с англ. и нем. М.: Экономика, 1979.-
  156. Экономическая энциклопедия / Науч. ред. совет из-ва «Экономика» ин-т эконом. РАН- гл. Ред. Абалкин Л. И. М.: экономика, 1999.-
  157. В.А. Россия в мировом пространстве // Социологические исследования. 1996. — № 3.-с. 27−30.
  158. Японская внешняя торговля редкими металлами // БИКИ. 1998. -№ 7677 -с. 14−16.
  159. Bartlett Ch., Ghoshal S. Managing Across Borders the Transnational Solution. Boston, 1989.-
  160. Dulfer E. Internationales Management. Munchen Wien, 1995.-
  161. Gray P. The Eclectic Paradigm: the Next generation. «Transnational Corporations», August, 1996.-
  162. Hodgetts R., Luthens F. International Management: N.Y., 1991-
  163. Ingenito R., Trehan B. Using Monthly Data to Predict Quartely Output. Прогнозирование степени роста выпуска продукции, основанное на ежемесячных статистических данных // Economic Review. Federal Reserve Bank of San Francisco. 1996. — № 3. — p.3−11.
  164. Kwang W., Singh H. The Determinants of Foreign Direct Investment in Developing Countries. «Transnational Corporations», August 1996-
  165. Transnational corporations in world development: Trends and prospects. Forth survey / u.n. Center on trarisnat. Corp. N.Y.: U.N., 1988. — XXI, 623 p.-
  166. World Investment Report, 1995. Transnational Corporations and Competitiveness. N.Y. and Geneva, 1995.-
  167. Kanter Collaborative advantage, Boston, 1994.
Заполнить форму текущей работой