Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Любовь в жизни и творчестве Симоны де Бовуар и ее отражение в переписке 1930-1964 годов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вся последующая публикация писем автора являет собою завершающую стадию обнародования эпистолярного наследия писательницы. Таковы публикации писем Бовуар к О. Козакевич (Beauvoir S. de. Lettres inedites, venise aout 1936. Deux lettres // L’infini. 2005. № 91. P. 3−10) — к M. Мерло-Понти (BeauvoirS.de. Режим доступа: //http://perso.orange.fr/lcs.moments.litteraires/Le2017/correspondances.htm… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. С. де Бовуар и Ж.-П. Сартр: период исканий
    • 1. 1. «Воспоминания благовоспитанной девицы»: Симоны де Бовуар до встречи с Жаном-Полем Сартром
    • 1. 2. Переписка С. де Бовуар с Ж.-П. Сартром 1930−1963 годов: «необходимая любовь» как модель «метафизической целостности»
  • Глава II. Симона де Бовуар и Жак-Лоран Бост, С. де Бовуар и Н. Олгрен: период воплощений
    • 2. 1. Переписка С. де Бовуар с Ж.-Л. Бостом 1934−1940 годов: «случайная любовь» как проект «обретения самое себя в своем субъективном существовании»
    • 2. 2. Переписка Симоны де Бовуар с Н. Олгреном 1947−1964 годов: «всеобъемлющая любовь» как способ экзистенциалистского существования
    • 2. 3. «Трансатлантический роман. Письма к Нельсону Олгрену. 1947−1964″: образ „трансцендентной“ женщины» как доминанта экзистенциалистской любви Бовуар

Любовь в жизни и творчестве Симоны де Бовуар и ее отражение в переписке 1930-1964 годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Творчество Симоны де Бовуар актуально сегодня наряду с творческим наследием таких ее современников, как Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Дюрас, Ф. Саган, Н. Саррот. Мировую известность С. де Бовуар принесла книга «Второй пол» (1949), посвященная исследованию феномена «женского» и положения женщины в обществе. В 1954 году роман Бовуар «Мандарины» удостоен Гонкуровской премии. В нем талантливый исследователь «женского удела» заявила миру о себе как о состоявшейся писательнице с особой манерой повествования («очень личное свидетельство истины» [Великовский, 1999:512]), которая заключается в «предельной искренности в сочетании с пристальным вниманием к мелочам, опорой на собственный опыт переживания ситуации» [Полторацкая, 1994: 30].

Поэтому ее произведения невозможно изучать без привлечения биографического материала. Немало исследовательских работ на Западе посвящены личности Бовуар и ее жизни. Благодаря монографиям Д. Бэйр, М. Декуб, К. Франси и Ф. Гонтье, Ж. Женнари, А.-К. Жаккар, С. Жульен-Кафиэ, Т. Кефе, Ш. Мубашир, Ф. Ретифа, К. Зел Ромеро1 современный читатель имеет представление о том, каким она была человеком. В последние годы к ним добавились вышедшие в 2006 году книги К. Монтрейль «Симона де Бовуар» и X. Роули «Тет-а-тет: Бовуар и Сартр: пакт любви», опубликованные в 2007 году книги И. Галстер «Бовуар на протяжении всего своего творческого пути» и X. Бушардо «Симона.

1 BairD. Simone de Beauvoir. Fayard, 1991. 834 p.- Descubes M. Connaitre Simone de Beauvoir. Paris, 1974. 158 p.- Francis C., Gontier F. Simone de Beauvoir. Paris, 1985. 415 p.- Gennari G. Simone de Beauvoir. Paris, 1958. Jaccard A.-C. Simone de Beauvoir. Zurich: Juris-Verlag, 1968, 165 p.- Julienne-Caffie S. Simone de Beauvoir. Paris, 1966. 255 p.- KeefeT. Simone de Beauvoir. Macmillan Press LTD, 1998. MoubachirCh. Simone de Beauvoir ou le souci de difference. Paris, 1972. 188 p.- Retif F. Simone de Beauvoir. L’autre en miroir. Paris, 1999. 186 p.- Zehl Romero Ch. Simone de Beauvoir. Bussum, 1983. 2e dr. 172 p. деБовуар"1. Подобно тому, как «появившиеся посмертно книги о Сартре рассказывают нам больше о человеке, чем описателе» [Бреннер, 1994: 16], так и в случае с Бовуар всех гораздо больше интересует не то, «что делает о интеллектуал», а то, «какой он человек» [Полторацкая, 2005: 562].

Актуальны и работы, посвященные исследованию определенных периодов и аспектов творчества писательницы. Теме смерти в творчестве автора особое внимание уделяет А. Бланше. Книга П. Бродена посвящена выявлению места Бовуар-писательницы во французской литературе4. Роль и функции описаний природы в ее произведениях рассмотрел К. Кейрон5. Исследование А.-М. Келье иллюстрирует явное сходство писательской манеры С. де Бовуар с манерой Ж.-П. Сартра6. Языковой и стилевой аспекты п творчества писательницы проанализировал А. Дуза. А.-М. Анри представил экзистенциальную мораль Бовуар как следствие утраты ею юношеской веры в Бога8. Книга Г. Урдена содержит скрупулезный анализ представлений Симоны де Бовуар о свободе9. Г. Жозеф исследует отражение периода немецкой оккупации в жизни и творчестве Бовуар и Сартра10. Предметом работы К. Роджера стал всесторонний анализ «Второго пола"11. lMonteil С. «Simone de Beauvoir cote femme». Paris: Timue, 2006. 143 p.- RowleyH.

Tete-a-tete: Beauvoir et Sartre: un pacte d’amour". Paris, 2006. 464 p.- Galster I. «Beauvoir dans tous ses etes». Paris, 2007. 323 p.- Bouchardeau H. Simone de Beauvoir. Paris: Flammarion, 2007. 343 p. Курсив авторский.-[A.P.].

3 Blanchet A. «La Grande peur de Beauvoir» dans la litterature et le spirituel. Paris, 1961.

4 Brodin P. Beauvoir dans litterature. Paris, 1958.

5 Cayron C. La nature chez Simone de Beauvoir. Paris: Gallimard, 1973. 253 p.

6 Celeux A.-M. Jean-Paul Sartre, Simone de Beauvoir: une experience commune, deux ecritures. Paris, 1986. 80 p.

•y.

Dauzat A. La langue et le stile des ecrivains: Simone de Beauvoir // Lettres francaises. 1955. № 560.

8 Henry A.-M. Simone de Beauvoir ou Г echec d’une chretiente. Paris, 1961. 170 p.

9 Hourdin G. Simone de Beauvoir et la liberte. Paris, 1962.

10 Joseph G. Une ci douce occupation. Simone de Beauvoir et Jean-Paul Sartre. 1940;1944. Paris, 1991.

Rodgers C. Deuxieme sexe de Simone de Beauvoir un heritage admire. Paris. 2000. 316 p.

Немало работ посвящено выявлению роли философии французского экзистенциализма в жизни и творчестве писательницы. Исследовательница Б. Альперн-Гедж особо остановилась на проявлениях трансцендентности в ее произведениях1. М. Кайлу удалось нарисовать запоминающийся портрет Бовуар-философа. Процессу превращения одаренной девушки в о оригинальную «интеллектуалку» посвятила свою работу Т. Мои .

В России С. де Бовуар впервые опубликовали в 1955, 1960 и 1963 годах4. В 1967 году в «Литературной газете» вышла ее статья «Не о мифах — о жизни» (№ 6). Именно в это время появилась первая посвященная творчеству Бовуар работа Е.М. Евниной5, в которой были проанализированы повесть «Гостья» (1943), романы «Кровь других» (1945) и «Мандарины» (1954). Последний удостоился пристального внимания Л. Зониной. С ее точки зрения, роман Симоны де Бовуар «Мандарины» наиболее полно отразил метания и поиски французской интеллигенции шестидесятых годов6.

Изменение политической ситуации в России в конце 90-х годов способствовало возникновению устойчивого интереса к произведениям писательницы. Именно на эти годы приходится публикация большей части ее творческого наследия у нас в стране. В 1992 году в журнале «Философские.

1 Halpen-Guedj В. Le temps et le transcendant dans l’oeuvre de Simone de Beauvoir. Tubingen, 1998.

2 Kail M. Simone de Beauvoir philosoph. PUF, coll. Philosophies, 2006. 160 p.

3 Moi T. Simone de Beauvoir: The Making of an Intellectuel Woman. Oxford, Blackwell, 1994. 324 p.

4 Речь идет о трех интервью писательницы, данных ею, в основном, во время посещения СССР. Первое из них, «Соединяя усилия», появилось 13 октября 1955 г. в «Литературной газете" — второе, «С верой в будущее», перевели и опубликовали в июле i960 в журнале «Иностранная литература" — третье, «Равенство без прав», — в журнале «За рубежом» (№ 6).

5 Евнина Е. М. Симона де Бовуар // Евнина Е. М. Современный французский роман 1940;1960 гг. М., 1962. С. 122−143.

6 Зонина J1. Заметки об исканиях французских романистов (60−70 гг.) // Зонина J1. Тропы времени М., 1984. С. 10−16- Зонина JI. Искания французской интеллигенции. (О романе Симоны де Бовуар «Мандарины») // Иностранная литература. 1995. № 6. С. 177−183.

1 2 науки", в книге повестей и эссе (литературовед Л. Токарев опубликовал в ней оригинальную вступительную статью «Путь Симоны де Бовуар»), был опубликован очерк Бовуар «Нужно ли сжечь маркиза де Сада?». В 1997 году увидело свет эссе «Второй пол». Сначала фрагментарно, в 1998 году3, а в 2003 году, при поддержке Министерства иностранных дел Франции и посольства Франции в России в рамках программы «Пушкин"4 полностью печатается «Трансатлантический роман. Письма к Нельсону Олгре-ну 1947;1964». Следом, в 2004 году, была издана первая книга мемуаров Бовуар «Воспоминания благовоспитанной девицы». В 2005 году совместными усилиями издательств «Наука» и «Ладомир» был напечатан роман «Мандарины». В 2008 году московское издательство «Алгоритм» выпустило сборник фрагментов о любви из двух фундаментальных трудов Ж.-П. Сартра («Бытие и ничто») и С. де Бовуар («Второй пол») под общим названием «Аллюзия любви», а издательство «Флюид» — третью книгу мемуаров писательницы — «Сила обстоятельств».

Новый ракурс исследования творчества Симоны де Бовуар обозначил С. Великовский. В своей статье «Зачем смерть?» ученый охарактеризовал ее повесть «Очень легкая смерть» как «очередной эпизод пространного жизнеописания», обратив внимание на особенность авторской манеры повествования — «исповедально-аналитический автобиографизм» [Великовский, 1999: 519].

Значимости автобиографической составляющей в творчестве Бовуар уделила немалое внимание Н. И. Полторацкая в монографии «Большое приключение благовоспитанной девицы. Книги воспоминаний Симоны де Бовуар» (1992). По ее мнению, «до сих пор не предпринимались попытки.

1 Бовуар С. де. Нужно ли сжечь маркиза де Сада? // Философские науки. 1992. № 1.

2 Бовуар С. де. «Прелестные картинки»: Повести, эссе. М., 1992. 414 с.

3 Бовуар С. де. Трансатлантическая любовь. Письма Симоны де Бовуар к Нельсону Олгрену (1947;1964)//Иностранная литература. 1998. № 7.

4 Благодаря этой программе, российский читатель смог ознакомиться с такими произведениями Бовуар, как «Воспоминания благовоспитанной девицы», «Мандарины». использовать мемуары писательницы для изучения предпосылок — психологических, социальных, культурных и исторических — формирования ее своеобразной, но вместе с тем типичной индивидуалистической мировоззренческой ориентации" [Полторацкая, 1987: 166]. Проанализировав большое количество не рассматривавшегося ранее материала (романов, пьес, публицистики С. де Бовуар, работ литературоведов и критиков, дневников, эссе, мемуаров, публицистики писателей — современников автора), Н. И. Полторацкая воссоздала атмосферу, в которой жила и творила писательница.

Исследовательницей были выявлены не только доминанты жизни и творчества Симоны де Бовуар (философия экзистенциализма и любовь), но и их взаимосвязь. Изыскания автора обозначили новый продуктивный подход к изучению творчества Бовуар, использованный нами в предпринятом исследовании.

Перед нами один из французских мифотворцев собственного земного существования в XX века. О жизни С. де Бовуар сохранилось так много свидетельств, что существует мнение, будто таких свидетельств больше, чем о жизни любого другого деятеля XX века" [Полторацкая, 2005: 594]. И, может быть, поэтому так многочисленны прозвища, которыми наделяли писательницу современники и исследователи: «герцогиня де Будуар» [Виан, 2003: 155], «верховная жрица экзистенциализма», «французский экзистенциалист номер два», «великая Сартрица», «Нотр-Дам де Сартр» [Полторацкая, 2005: 561], «самая истовая экзистенциалистка из всех экзистенциалистов» [Bair, 1990:354], «Jla Гранд Сартрез» [Сартр, 2008: 11]. Творчество Бовуар, равно как и ее во многом мифологизированная, как ею самою, так и ее окружением, жизнь является реализацией фундаментального «проекта» собственного существования. В своей книге «Второй пол» Бовуар отмечает, что: «Проект (projet), — по Сартру, — свободное продуцирование цели» [ВП: 39]1. И не просто фундаментальный «проект» существования, но «проект» сознательной жизни. Понятие «сознательного» в его философии идентично понятию «свободного»: «Свобода не есть способность человеческой души, которая рассматривается и описывается изолированно. То, что мы старались определить, и есть бытие человека, поскольку оно обуславливает появление ничто, и это бытие для нас выступает как свобода <.> Мы лишь хотим показать, что, уподобляя сознание причинной последовательности, неопределенно продолжаемой, его превращают в полноту бытия и посредством этого возвращают в безграничную тотальность бытия», «Весьма странно, что мы могли рассуждать о детерминизме и свободе воли, цитировать примеры в пользу той или другой концепции, не пытаясь предварительно определить, выявить структуры, содержащиеся в самой идее действия» [Сартр, 2002а: 62−63, 445]. А если учитывать признание самого Ж.-П. Сартра, сделанное им в письме к С. де Бовуар от 15 января 1940 года, то и экзистенциалистского: «Философия, которую я разрабатываю, для других должна быть чуть волнительнее, потому что в ней есть свой интерес. В моей жизни она играет определенную роль, а именно: защищает меня от меланхолий, мрачных настроений и горестей войны, кроме того, сейчас я не пытаюсь ни оправдать задним числом свою жизнь через свою философию, что было бы мерзостью, ни подстроить свою жизнь под философию, что было бы педантизмом, тут в действительности жизнь и философия составляют одно целое <.> Следует отметить, что действие в принципе является интенционалънъьч2 (intention — намерение, цель (лат.).- А.Р.)» [Sartre, 1983, vol. 2: 38−39]. Об этом свидетельствует и высказывание самой.

1 «Второй пол» цитируется по изданию: Бовуар С. де. Второй пол: в 2 т.: пер. с фр. / С. де Бовуар — общ. ред. и вступ. ст. С. Г. Айвазовой — коммент. М. В. Аристовой. — М.: ПрогрессСПб.: Алстейя, 1997. — 832 с., далее — «ВП», страницы указаны через двоеточие".

2 Курсив издательский.-[А.Р.].

Бовуар: «Для меня нет различия между чувствами, событиями и философией» [Бовуар, 2003: 225].

Субъективно-идеалистическая по своим корням философия французского экзистенциализма была вызвана к жизни конкретно-историческими условиями (ситуацией поражения) и адресовалась человеку, находившемуся под игом фашизма — перед лицом враждебного ему мира абсурда и бесчеловечной власти. Абсурд наделяется смыслом и становится некоей точкой отсчета в размышлениях А. Камю: «Абсурдный человек знает, что сознание и каждодневный бунт — свидетельства той единственной истины, которой является брошенный им вызов» [Камю, 1990: 306]. Этот «человек» находит смысл своего существования в том, чтобы, прозрев свою смертность, свой «человеческий удел», при помощи различных экзистенциалистских проектов свободно утверждать себя в этом мире. «Нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать <.> Он есть лишь то, что сам из себя делает <.> Человек — существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек — это, прежде всего проект, который переживается субъективно <.> Человек станет таким, каков его проект бытия» [Сартр, 1990: 323], — пишет Ж.-П. Сартр. Камю говорит об этом несколько по-иному, но смысл от этого не меняется: «Нет границы между тем, чем хочет стать человек, и тем, чем он является» [Камю, 1990: 278].

Неотъемлемой частью «проектов бытия» Камю, Сартра и Бовуар стало их литературное творчество — определенная форма «созидательного» или метафизического бунта, направленного на «максимально полное изживание» абсурда человеческого существования: «Бунт является первой очевидностью. Но эта очевидность извлекает индивида из его одиночества, она является тем общим, что лежит в основе первой ценности для всех людей. Я бунтую, следовательно, мы существуем» [Там же: 134]. В своем.

Мифе о Сизифе" (1942) А. Камю описал также и возможные формы этого бунта: «Абсурд не нужно уничтожать ни самоубийством или „скачком“ веры, его нужно максимально полно изжить <.> Комедиант, Дон Жуан, Завоеватель, Писатель реализуют себя, преодолевают себя <. .> Искусство не является самоценным, это творчество без завтрашнего дня, приносящее радость реализующему себя художнику, занятому упорным созданием тленных произведений <.> Творец играет образами, создает мифы, а тем самым и самого себя, поскольку между видимостью и бытием нет четкой границы» [Камю, 1990: 15].

К подобным выводам Ж.-П. Сартр приходил еще в 1938 году в романе «Тошнота»: «Стало быть, можно оправдать свое существование? Оправдать хотя бы чуть-чуть? <.> Книгу. Роман <.> Конечно, вначале работа будет скучная, изнурительная, она не избавит меня ни от существования, ни от сознания того, что я существую. Но наступит минута, когда книга будет написана, она окажется позади, и тогда, я надеюсь, мое прошлое чуть-чуть просветлеет. И быть может, сквозь этот просвет я смогу вспоминать свою жизнь без отвращения» [Сартр, 2003:217−218]. О «написанной книге» в своем итоговом произведении «Слова» Сартр скажет так: «В тридцать лет я с успехом проделывал лихой фокус: описал в „Тошноте“ — и, поверьте мне, совершенно искренне — горечь бесцельного, неоправданного существования себе подобных, как будто я сам тут ни при чем. Конечно, я БЫЛ1 Рокаптеном, без всякого снисхождения я показывал через него ткань моей жизни, но в то же время я был „я“, избранник, летописец ада, фотомикроскоп из стекла и стали, нацеленный на свою собственную протоплазмическую жидкость» [Там же: 674].

Бунт против абсурдности человеческого существования и те формы, которые он принимает, напрямую зависят от ситуации «бытия-в-мире».

1 Выделение слова заглавными буквами — авторское.-[А.Р.].

У Сартра, Камю и Бовуар она во многом обусловлена их тендерной принадлежностью. Ж.-П. Сартр и А. Камю относятся к «мужскому» миру — к миру социально-исторического бытия. Их индивидуальный опыт в большей степени историчен, нацелен на трансценденцию в мир в плоскости общественной жизни. Ситуация бытия-в-мире Бовуар предопределена ее принадлежностью женскому (второму) полу, «живущему на обочине мужского мира» [ВП: 782], погруженному во внутренний мир ощущений и чувств, склонному к «болтовне и бумагомаранию», «изливающему душу в разговорах, письмах и дневниках» [Там же: 783]. Говоря о формах, которые принимает бунт писателей против абсурда жизни, необходимо также учитывать их индивидуальные ситуации бытия в мире. Особенность индивидуальной ситуации Бовуар заключалась не в физическом, как у Сартра (болезнь глаз: правый глаз был полностью незрячим, левый страдал косоглазиемк концу жизни он полностью ослеп) и Камю (туберкулез), но в тендерном бремени. Тендер (с англ. gender — род, пол) — социальный пол. Исповедующей «мужской» культ «ясности ума», стремление и способность к творчеству — рефлексию сознания и воображения — писательнице женского пола Бовуар не было места в «патриархальном» обществе, которое не понимало и не принимало ее творчество. В силу перечисленных связанных с бытием-в-мире (для мира) и с бытием-в-себе (для себя) различий творчество Сартра, Камю и Бовуар принимает разные формы. Сартр и Камю чаще всего обращались к опосредованной, художественной форме общественного сознания — «всегда и всюду приложимого мифа» [Словарь античности, 1993: 358−359]. У Сартра таковыми являются: «Мухи», «Дьявол и Господь Бог», «Грязные руки». У Камю: «Калигула», «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде», «Недоразумение», «Чума», «Осадное положение», «Праведники», «Бунтующий человек». Бовуар же свое внимание концентрирует на собственном внутреннем мире. В ее зрелом творчестве преобладают максимально полно «передающие истинный вкус своей жизни», «собственного опыта» [ВБД: 268]1 жанры «интимной литературы» [Аг^е^аге, 1998: 189]: эссе, мемуары, дневники, письма. Воссоздавая в слове собственное существование, она преодолевала ситуацию «второго пола» и обретала свободу самоосуществления в мире: быть «известным писателем», для того, чтобы «формировать умы и души» своих читателей, «посвятив свою жизнь поискам смысла жизни», но «пока ответ не найден, никогда ничего не принимать как данность, и бесконечными проявлениями любви и воли создавать собственные ценности» [ВБД: 81,72,334].

Французская экзистенциальная философия была некой системой, в рамках которой писательница могла свободно выражать свой неповторимый жизненный опыт. Сквозная тема практически всех произведений автора — любовь. Размышлениями о непростых взаимоотношениях мужчины и женщины, в жизни которых появляется третье лицо, изобилует первое произведение автора — «Гостья» (1943). Сюжет романа взят из реальной жизни втроем Бовуар, Сартра и О. Козакевич в 1935 году. Рассмотрению правомерности апеллирования к таким укоренившимся в повседневной жизни и литературе понятиям, как «женская сущность» и ее «первоосновалюбовь», посвящена программная книга Бовуар «Второй пол» (1949). Одна из сюжетных линий романа «Мандарины» (1954) расскрывает любовные отношения героев романа — Анны Дюбрей и Льюиса Брогана. В третьем томе («Сила обстоятельств» (1963)) мемуарного цикла Бовуар анализирует свои взаимоотношения с Нельсоном Олгреном. О том, кого и что любят, как любят в современном, плоском и одномерном мире, рассказывает ее произведение «Прелестные картинки» (1966). О бесплодной и обезличивающей любви повествует повесть автора «Сломленная» (1967). Взгляды на любовь, образующую одну из реальностей жизни писательницы,.

1 «Воспоминания благовоспитанной девицы» цитируются по изданию: Бовуар С. де. Воспоминания благовоспитанной девицы / С. де Бовуар — пер. с фр. М. Аннинской и Е. Леоновой. — М.: Согласие, 2004. — 496 е., далее — «ВБД», страницы указаны через двоеточие". запечатлены в ее переписке 1930;1964 годов, адресованной тем, кого она определила себе в «спутники» (Бост), «союзники» (Сартр) и «мужья» (Олгрен).

Главными адресатами Бовуар были мужчины: философ, писатель и политический деятель — Жан-Поль Сартр — первый мужчина писательницы, с которым она поддерживала отношения всю жизньавтор «Последнего из ремесел» (1946), брат французского романиста и сценариста Пьера Боста, ученик Сартра и член «сартрической семьи» [Saccani, 1994: 127] -Жак-Лоран Бост и американский прозаик — Нельсон Олгрен — ее последняя большая любовь. Именно этим мужчинам С. де Бовуар посвятила большую часть своей переписки, которая дает нам довольно полное представление.

0 становлении женщины, писательницы, философа и феминистки С. де Бовуар. Поэтому не будет преувеличением с нашей стороны назвать эту часть корреспонденции писательницы ядром ее эпистолярного творчества. Во Франции «Письма к Сартру.» выходят в 1990 году, в 1997 году издаются письма к Олгрену, а в 2004 году публикуются письма к Босту. На прилавках немецких магазинов «Письма к Сартру.» появились в 1997;1998 годах, письма к Олгрену — в 1999. Годом раньше «трансатлантические письма» вышли на английском, а в 2003 году — на русском языках1.

Знакомство с одним из наиболее интимных документов жизни автора позволит существенно обогатить представления о личности писательницы и истоках ее во многом автобиографичного творчества.

О значительной эстетической и познавательной ценности переписки Бовуар 1930;1964 годов свидетельствуют появившиеся в конце XX столетия работы. Такова посвященная выявлению тендерного самосознания.

1 Вся последующая публикация писем автора являет собою завершающую стадию обнародования эпистолярного наследия писательницы. Таковы публикации писем Бовуар к О. Козакевич (Beauvoir S. de. Lettres inedites, venise aout 1936. Deux lettres // L’infini. 2005. № 91. P. 3−10) — к M. Мерло-Понти (BeauvoirS.de. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://perso.orange.fr/lcs.moments.litteraires/Le2017/correspondances.htm)] и др. писательницы в военный период статья К. Анжелфор «Тождество и отождествление по признаку пола в «Дневниках войны» и «Письмах к Сартру». Эти и выявляющая характерные особенности писем Бовуар и Сартра публикация М. Шарье-Возель «Переписка не для всех. Бовуар и Жан-Поль Сартр и сила слова». Сюда можно отнести и работу Е. Фалейз «Любовь Симоны. Эпистолярность и Любовное Письмо», в которой исследуются признаки эпистолярного жанра и любовного письма Бовуар. Это и совместное исследование Г. Идта и Ж.-Ф. Луэтта «Переписка Бовуар и Сартра во время «странной войны», где анализируется мировосприятие этих писателей в военный период. Статью «Место «Возлюбленной» в эссеистике и эпистолярных произведениях Бовуар» Э. Клише, в которой через авторские письма и эссе исследуется образ возлюбленной и выявляется его роль в этих жанрах1, тоже можно отнести к трудам подобного рода. Однако данные работы посвящены решению частных литературоведческих вопросов через анализ переписки писательницы с определенным адресатом. Нет исследования, в котором весь корпус переписки Бовуар (1930;1964 гг.) рассматривался бы в качестве отдельного пласта ее творчества — эпистолярного. В качестве «авантекста» большинства произведений автора. Сам термин («авантекст») заимствован исследователем С. Фокиным из генетической критики. Под ним ученый подразумевает «важнейший источник интертекстуального анализа опубликованных в это время произведений» [Фокин, 2002а: 787].

1 Angelfars Ch. Identite et identification sexuelle dans «Journal de guerre» et «Lettres a Sartre» de Beauvoir // Moderna Sprak, 92, 2, 1998, S. 188−195- Charrier-Vozel M. Une correspondance pour «ne faire qu’un». Beauvoir et Jean-Paul Sartre ou le pouvoir de la lettre // Simone de Beauvoir Studies XXI, 2004/2005, S. 13−21- Fallaize E. Love from Simone. Epistolarity and the Love Letter // Sartre Studies International V, 1, 1999, S. 49−63- Idt G., Louette J.-F. Sartre et Beauvoir. «Voila de la lettre ou non?» // Andre Magnan (Hg.): Experiences limites de Г epistolaire. Lettres d’exil, d’enfermement, de folie. Paris 1993, S. 279−296- Beauvoir et Sartre epistoliers pendant la drole de guerre // Idt G. (Hg.) Etudes Sartriennes, V: Sartre, Itineraires, confrontations. Universite de Paris X-Nanterre 1993, S. 69−91- Cliche E. «L'Amoureuse», en situation chez Beauvoir essayiste et epistoliere // Simone de Beauvoir Studies XVI, 1999/2000, S. 33−45.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что переписка Симоны де Бовуар 1930;1964 годов впервые становится объектом литературоведческого анализа в качестве единого текста («авантекста» произведений автора1), отражающего становление Бовуар как личности, как художника, как теоретика экзистенциализма и одного из основоположников феминизма.

Актуальность темы

исследования обусловлена художественной значимостью и малой изученностью переписки С. де Бовуар 1930;1964 годов в России, в которых нашла отражение одна из важнейших доминант ее жизни и творчества — идея любви.

Объект диссертационного исследования ~ переписка Симоны де Бовуар с Жаном-Полем Сартром, Жаком-Лораном Бостом и Нельсоном Олгреном, а также воспоминания Бовуар, описывающие формирование и становление ее личности.

Материал исследования — изданные посмертно две книги ее писем к Ж.-П. Сартру («Lettres a Sartre 1930;1939; 1940;1963» (1990)), переписка с H. Олгреном («Lettres a Nelson Algren: Un amour transatlantique, 1947;1964» (1997)), опубликованная в «Correspondance croisee 1937;1940» (2004) переписка с Ж.-JT. Бостом и первый том ее посвященных детству, отрочеству и юности воспоминаний («Memoires d’une jeune fille rangee» (1958)).

Предмет нашей работы составляет отраженная в переписке 1930;1964 годов доминанта жизни и творчества С. де Бовуар — любовь (идея любви автора), поэтика этой переписки.

Цель нашего исследования: рассмотреть становление Симоны де Бовуар как личности, как художника, как теоретика экзистенциализма.

1 Термин, заимствованный из генетической критики С. Фокиным, под которым он подразумевает «важнейший источник интертекстуального анализа опубликованных в это время произведений» // Фокин С. Л. Автопортрет философа на фоне войны: Жан-Поль Сартр и его дневники // Сартр Ж.-П. Дневники странной войны. Сентябрь 1939;март 1940. СПб., 2002. С. 787. и одного из основоположников феминизма через художественное своеобразие переписки Бовуар с Сартром, Бостом и Олгреном 1930;1964 годов и отраженную в ней идею любви.

Цель и предмет определяют необходимость решения следующих задач:

— через анализ первой книги мемуаров С. де Бовуар «Воспоминания благовоспитанной девицы» рассмотреть важнейшие этапы формирования личности автора;

— исследовать отраженную в переписке Бовуар с Сартром 1930;1963 годов идею «необходимой любви» не только как возможность достижения «метафизической целостности» с себе подобным Другим, но и как форму личностной и творческой самореализации писательницы;

— в переписке Бовуар с Бостом 1934;1940 годов рассмотреть идею «случайной любви» как некой возможности обретения и реализации автора через телесно-душевную трансценденцию;

— через анализ художественного своеобразия «Трансатлантического романа» рассмотреть идею «всеобъемлющей любви» С. де Бовуар и ее роль в становлении автора;

— через образ «трансцендентной» женщины", воплощенный в «Трансатлантическом романе» выявить специфику и роль идеи любви Бовуар в ее жизни и творчестве.

Положения, выносимые на защиту:

1. В «Воспоминаниях благовоспитанной девицы» нашли отражение представления С. де Бовуар об идеальном возлюбленном, которые сформировались у нее в период детства (незаурядная творческая личность отца, титанический образ Христа), отрочества («беспокойство» кузена Жака, бунтарство Зазы, книги) и ранней юности (героический альтруизм.

Р. Гаррика, собственная потребность в духовном развитии). Ж.-П. Сартр стал живым воплощением этих представлений.

2. Переписка Симоны де Бовуар с Жаном-Полем Сартром 1930;1963 годов демонстрирует воплощение идеи духовной, экстатической любви двух интеллектуалов, которая была действенной формой противостояния абсурдности человеческого существования и реализации «фундаментального проекта» (термин Сартра) жизни каждого из них: существовать для себя и собственного развития, т. е. жить в состоянии экзистенции (у Сартра — быть писателем, философом, общественно-политическим деятелему Бовуар — быть писателем).

3. В переписке Бовуар с Бостом 1934;1940 годов нашла отражение идея «случайной любви», реализуя которую Бовуар утверждала (трансценди-ровала) себя в мире плоти в качестве самодостаточного субъекта собственного бытия.

4. В переписке С. де Бовуар с Н. Олгреном 1947;1964 годов запечатлена идея «всеобъемлющей любви» — действенном способе полноценного (духовного и телесного) трансцендентного существования Бовуар в мире, утверждения себя в качестве сформировавшейся полноценной женщины, писательницы философа и одного из основоположников феминизма.

5. В «Трансатлантическом романе. Письма к Нельсону Олгрену. 1947;1964 доминантой идеи любви Симоны де Бовуар стал образ „трансцендентной“ женщины» — женщины, утверждающей возможность собственного существования в патриархальном мире в качестве субъекта собственного бытия, другую модель взаимоотношений такой женщины с мужчиной.

Теоретической основой исследования послужили труды труды по литературоведению, философии и психологии: Л. Г. Андреева, М. М. Бахтина, С. И. Великовского, А. Н. Веселовского, Л. Гинзбург, Е. М. Евниной, Л. Зониной, Д. С. Лихачева, Е. М. Мелетинского, Т. Л. Мотылевой, B.C. Мухиной, Н. И. Полторацкой, Б. И. Пуришева,.

Б.В. Томашевского, Ю. Н. Тынянова, C.JI. Фокина, P.A. Фридман, Э. Н. Шевяковой, В. В. Шервашидзе, В. Ф. Шишмарева, а также зарубежных ученых: К. Анжелфор, Ж. Бреннера, О. Вейнингера, М. Кайла, Е. Коссака, JI. Лазар, X. Ортеги-и-Гассета, С. Рой, X. Роули, Ж.-П. Саккани, У. М. Тодда III, Э. Фромма, К. Г. Юнга, К. Г. Ясперса.

Необходимой составляющей методологической основы следует назвать эссеистику и философские манифесты представителей философии французского экзистенциализма — А. Камю и Ж.-П. Сартра.

В нашей работе мы использовали следующие методы исследования: биографический метод, разработанный французским критиком, поэтом и писателем Ш. О. Сент-Бевом, при анализе «Воспоминаний благовоспитанной девицы». Метод литературной герменевтики, описанный Ф.Д. Э. Шлейермахером в его «Герменевтике», в интерпретации отдельных фрагментов писем Симоны де Бовуар. Разработанный Ю. Тыняновым, Р. Якобсоном, В. Шкловским, Г. О. Винокуром, Б. М. Эйхенбаумом формальный метод позволил рассмотреть любовь как одну из составляющих проекта «творческого существования» писательницы. Для выявления связей между написанными в разное время, порой параллельно, к разным адресатам письмами использовались приёмы текстологического анализа. Использование сравнительного метода, разработанного М. М. Бахтиным, Д. М. Лихачевым, Д. Дюришиным, М. П. Алексеевым, Ж. Текста, Ф. Бальденсперже, П. Ван Тигемом, позволило провести сравнительно-сопоставительный анализ писем. Психологический подход, введенный в литературоведение A.A. Потебней, позволил нам исследовать глубинный пласт текста писем — его внутреннюю форму, где через метафоричность текста проглядывает авторское восприятие как описываемого, так и того, для кого описывают, т. е. адресата. При помощи метода «пристального чтения» (close riding of the text), введённого T.C. Элиотом и разработанного школой «New criticism» (Новой критики), стало возможным, опираясь на словесные конструкции и определения, в которые писательница облекает свой собственный любовный опыт, раскрыть сущность явлений «необходимой», «случайной» и «всеобъемлющей любви». При анализе писем Симоны де Бовуар к Нельсону Олгрену был использован хронотопический подход, описанный в очерке по исторической поэтике М. М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе».

Структура работы определена логикой решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 230 источников на русском, французском, английском и немецком языках. Общий объем исследования составляет 173 страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

9 февраля 2008 года Франция отмечала 100-летие со дня рождения «исключительной личности» (Ф. Миттеран), «целой эпохи» (Ж. Ширак) -писательницы Симоны де Бовуар. В ее честь назвали новый стодевяносто-метровый двухъярусный пешеходный мост, который соединил правый берег Сены с расположенным на левом берегу реки комплексом библиотеки Ф. Миттерана: «Она была выдающейся писательницей, и мост ведет к библиотеке. Она была современным мыслителем, и мост получился очень современным. Она была женщиной, и мост очень женственный. Он изящен, элегантен и не играет мускулами», — отметил автор проекта, австрийский архитектор Дитмар Файхтингер.

Именно С. де Бовуар в своей работе «Второй пол» впервые предпринимает попытку в свете философии экзистенциализма пересмотреть бытовавшие на протяжении столетий взгляды на конечную цель («фундаментальный проект» у Сартра) жизни женщины: «Мужчины многократно провозглашали, что для женщины любовь — это высшее свершение <.> Жизнь женщины есть любовь <.> Вечный дар, тогда как жизнь мужчиныэто вечное действие» [ВП: 749]. Опираясь в своей работе на экзистенциалистскую мораль, факты психоанализа, биологии, истории и литературы Симона де Бовуар исследует генезис женского бытия. Философское понятие Сартра «Другой» в ее исследовании наполняется конкретным содержанием: «Как-то вечером мы вместе с Сартром и Бостом провели не один час у меня в комнате, подбирая слова. Может быть, „Другой пол“, высказалась я. Нет. И тогда Бост предложил: „Второй пол“. Поразмыслив, я согласилась — это вполне подходило» [СО: 126]. «Второй пол» у Бовуар — это женщина в глазах мужчины. Название отражает авторскую идею — написать книгу о женщине, живущей в мире, где властвует мужской Абсолют. В этом мире женщина, по словам Бовуар, предстает существом несвободным, обреченным на имманентность и покорность высшей, мужской, касте, конституировавшей ее, как «второй пол», как объект.

Отмечая в своей работе, что общество с самого детства внушает девочке — будущей женщине, что «самая насущная необходимость для женщиныэто покорить мужское сердце» [ВП: 333], — писательница исследует одну из форм женского существования в обществе — любовь к мужчине. «Целым, воплощенным в суверенной Личности», — таким видится мужчина «замкнутой в сфере относительного, с детства предназначенной для мужчины, с которым ей не дозволено сравниться», ведущей «случайное существование», женщине. Не видя других альтернатив, женщина желает «подтвердить собственную личность, свое прошлое» и обрести собственный смысл в будущем, превзойти себя, свою «ситуацию» второстепенного объекта, как только при помощи любви к мужчине — затерявшись «душой и телом в том, кто преподнесен ей как абсолютная ценность», «как трансцендентная реальность, как некий абсолют» [Там же: 732]. «Мужчины созданы быть богами, — говорит Фрезер, — женщины им поклоняются» [Там же: 677]. «Но зависимость, — продолжает Бовуар, — даже если она и добровольная, ведет лишь к краху и порабощению. Вся ее личность сведена лишь к роли любовницы, которую не только открыл, но и сотворил мужчина, ее благополучие зависит от этой основавшей ее деспотической свободы, которая в любой момент может ее уничтожить <.> она запуганный и бессильный свидетель собственной судьбы <.> Вместо слияния, к которому она стремится, влюбленная женщина приходит к горькому одиночеству, вместо взаимопонимания ее ждет борьба, а то и ненависть» [Там же: 749].

Сублимацией любви к мужчине является любовь к Богу, который наделяется человеческими чертами. Созерцая изображенное на распятии измученное и окровавленное тело Христа, женщина-богоискательница отождествляет себя с Девой Марией, которая обнимает прах своего Сына, или с Магдалиной, которая стоит у креста и на которую падают капли крови Возлюбленного" [ВП: 756]. Выстраивая взаимоотношения со своим «нереальным двойником» — Богом, женщина «не в состоянии воздействовать на мир, не может вырваться за рамки своей субъективности, обрести подлинную свободу» [Там же:758].

Симона де Бовуар не считает, что материнство уравнивает женщину с мужчиной и дает возможность стать свободным субъектом своего существования. Буквально с первых страниц главы «Мать» Бовуар показывает, что желание иметь многочисленное потомство в современном обществе не так уж сильно, хотя «женщине с детства твердят, что она сотворена для того, чтобы рожать детей» [Там же: 558]. Современный мир в лице мужчины «требует от женщины отказаться от того, что составляет ее триумф как самки». «Ребенок уже не бесценное сокровище», но ощутимая помеха карьере, личной свободе, семейному бюджету и пр. Даже если женщина все же решила стать матерью, ей придется пойти на серьезные жертвы: «либо связать себя узами брака, либо пожертвовать своей репутацией» [Там же: 558, 775].

Развенчивая содержание таких с детства внушаемых женщине патриархальным обществом форм и ликов любви, как: возлюбленная, хозяйка, служанка господня, супруга и мать (у Бовуар это — «тюремные стражники» [Там же: 794]), писательница поднимает проблему женской дискриминации в современном обществе, которая заключается в том, что женщина в «мужском» обществе практически не имеет возможности реализовать собственные потребности и стремление к самовыражению: «Предназначенная для любовника в качестве вещи, удовлетворяющей его потребности в удовольствии, она превращает себя в храм, в идолараздираемая болью при родах, она дает жизнь героям» [Там же: 755].

Одним из возможных «выходов» из зависимого положения женщины является существование «для себя» при помощи «экономической независимости, стремления к достижению собственных целей» и «непосредственной связи с обществом» [ВП: 748]. Для того чтобы «быть», состояться и реализоваться, женщине необходимо пересмотреть свои взгляды на любовь и свою роль в ней — быть не ведомым («любимым»), но ведущим («любящим»): «любить благодаря своей силе, а не благодаря слабости <.>Любить не для того, чтобы бежать от себя, а для того, чтобы себя найти, не для того, чтобы отречься от себя, а для того, чтобы себя утвердить», «Подлинная любовь должна быть основана на взаимном признании двух свобод. Каждый из любящих чувствовал бы себя в этом случае и самим собой, и другим, ни одному из них не пришлось бы отрекаться от своей трансцендентности или калечить себя» [Там же: 749, 749, 748].

Всей своей жизнью Бовуар осуществляла свободно выбранный «фундаментальный проект» собственного существования (источник оправдания и признания собственного бытия) — «быть писателем». Создавая свои произведения, она доказывала жизнеспособность иной жизни и иной любви, которая была бы для женщины одним из действенных способов трансценди-рования в мир в качестве самодостаточной и свободной личности — для преодоления собственного «женского удела», суть которого — в неумении преодолеть ситуации зависимости: бытия-в-себе (самовлюбленность) и бытия-для-другого (влюбленность).

В детском и отроческом опыте при непосредственном влиянии мира книг и ближайшего окружения (отец, кузен Жак, подруга Заза, преподаватель Р. Гаррик) формируются взгляды Бовуар на то, каким должен быть идеальный мужчина и любовь с ним, о чем свидетельствует анализ первого тома ее воспоминаний. Яркую индивидуальность и творческую жилку отца, величие Христа, романтичность литературных персонажей, независимость, дерзость и критичность Зазы, изысканное воплощение беспокойства кузена, героический альтруизм Гаррика и собственную любовь к жизни Бовуар нашла в Ж.-П. Сартре. Во взаимоотношениях с ним она смогла реализовать свои представления о любви и собственном творческом существовании. В нем «главным являлась литература», а любовь играла роль некоего катализатора, способствовавшего самореализации Бовуар пока только на социальном и творческом уровнях, в качестве проживающей определенные ситуации и приобретающей опыт женщины, и в качестве писательницы, на страницах произведений которой этот запечатленный индивидуальный опыт обретает свое право на бессмертие.

В центре идеи «необходимой любви» лежала идея обоюдного духовного влечения двух интеллектуально близких друг другу людей, возможность достичь «метафизической целостности» с себе подобным Другим, утвердиться в творческой, духовной сфере. Волевой акт, родившийся из обоюдной симпатии, стал основной движущей силой этой идеи любви, в которой любовники были необходимыми элементами, органичной частью проекта творческого существования друг друга.

Помимо этого, идея интеллектуальной любви, а позднее и созданный миф способствовали постепенному «внедрению» в сознание современников возможности успешной реализации новой модели любовных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, основанных на волевом усилии, стремлении к полноценному, равному и свободному существованию двоих.

В основе идеи «случайной любви» — взаимное телесное влечение двух жизнелюбов. Происхождение этой идеи любви иное, нежели идеи «необходимой любви». Оно заключается в телесном влечении, которое отсутствовало в интеллектуальном союзе двух писателей.

Сфера реализации этой идеи — повседневная будничная жизнь, мир плоти. Взаимоотношения с Бостом доказывали, что, подобно мужчине, женщина может быть полноправной хозяйкой собственной жизни и судьбы, а любовь рассматривать отнюдь не как единственный, но в качестве одного из многочисленных способов самоутверждения себя в мире Других. В основе этой любви лежало не растворение, но соприкосновение с Другим — то, что в своем посвященном Босту фундаментальном труде «Второй пол» Бовуар называет «свободным обменом чувствами», «взаимным обменом».

Реализация идеи «всеобъемлющей любви» с Нельсоном Олгреном способствовала полноценной самореализации Бовуар в двух неотъемлемых сферах человеческой жизни — телесной и духовной. В первой — в качестве сформировавшейся полноценной женщины («зов плоти»). Во второйв качестве оригинальной писательницы («метафизическая целостность»). Благодаря взаимоотношениям с Н. Олгреном взгляды на любовь у С. де Бовуар меняются. Теперь любовь для нее — это единство, целостность тела и души. Но даже такую «всеобъемлющую любовь» с Олгреном она не готова сделать центром своей независимой жизни, в которой главное — это объединяющее ее с миром и оправдывающее ее существование в нем творчество.

Анализ переписки С. де Бовуар 1930;1964 годов выявил реализацию Бовуар в собственной жизни и творчестве оригинальной идеи экзистенциалистской любви в ее различных проявлениях (идея «необходимой любви», идея «случайной» и идея «всеобъемлющей любви») — способах непростого процесса преодоления «женского удела» через утверждение себя в качестве самодостаточной и свободной личности — «трансцендентной» женщины".

Перспективным направлением дальнейшего исследования представляется рассмотрение через призму переписки С. де Бовуар 1930;1964 годов ее творчества и литературного процесса XX и XXI вв. То, о чем писал Сартр, утверждая, что: «Великие произведения нуждаются в маргинальное&trade— в конечном счете, те и другие связаны между собой: нельзя одно отделить от другого"1.

1 Sicard M. Essais sur Sartre. Entretiens avec Sartre (1975;1979) Paris, 1989. P 340.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. де. Воспоминания благовоспитанной девицы / С. де Бовуар — пер. с фр. М. Аннинской и Е. Леоновой. М.: Согласие, 2004 а. — 496 с.
  2. С. де. Второй пол : в 2 т.: пер. с фр. / С. де Бовуар — общ. ред. и вступ. ст. С. Г. Айвазовой — коммент. М. В. Аристовой. М.: Прогресс- СПб.: Алетейя, 1997. — 832 с. Бовуар 1997
  3. С. де. Прелестные картинки : повесть / С. де Бовуар — пер. с фр. Л. Зониной. СПб.: Амфора, 2000. — 316 с.
  4. С. де. Равенство без прав / С. де Бовуар // За рубежом. 1963. -№ 6. — С. 9.
  5. С. де. Сила обстоятельств: Мемуары / С. де. Бовуар- пер. с фр. М.: «ИД „Флюид“, 2008. — 496 с. — (Роман с жизнью).
  6. С. де. Трансатлантический роман. Письма к Нельсону Олгрену. 1947−1964 / С. де Бовуар — пер. с фр. И. Мягковой. М.: Изд. дом „Искусство“, 2003. — 612 с. Бовуар2003
  7. Beauvoir S. de. Amour et politique / S. de. Beauvoir // Le Nouvel observateur. 1969. 10−16 / II. — № 222. — P. 23.
  8. BeauvoirS.de. Correspondance croisee 1934−1940 / S. de Beauvoir, J.-L. Bost. Paris: Gallimard, 2004. — 992 p.
  9. BeauvoirS.de. Journal de guerre: septembre 1939-janvier 1941 / S. de Beauvoir. Paris: Gallimard, 1990. — 374 p.
  10. BeauvoirS.de. L’Amerique au jour le jour / S. de Beauvoir. Paris: Gallimard, 1948.-390 p.
  11. BeauvoirS.de. L’Invitee / S. de Beauvoir. Paris: Gallimard, 1943. — 418 p.
  12. Beauvoir S. de. La ceremonie des adieux suivi de Entretiens avec Jean-Paul Sartre aout-septembre 1974 / S. de Beauvoir. Paris: Gallimard, 1981.- 160 p.
  13. Beauvoir S. de. La Force de l’age / S. de Beauvoir. Paris: Gallimard, 1960.- 693 p.
  14. Beauvoir S. de. La Force des choses / S. de Beauvoir. Paris: Gallimard, 1963.-688 p.
  15. Beauvoir S. de. La Longue Marche / S. de. Beauvoir. Paris: Gallimard, 1957.-484 p.
  16. Beauvoir S. de. La Vieillesse / S. de Beauvoir. Paris: Gallimard, 1970.
  17. Beauvoir S. de. Le Deuxieme Sexe (deux volumes) / S. de Beauvoir. Paris: Gallimard, 1949.-Vol. 1−2.
  18. Beauvoir S. de. Lettres a Nelson Algren: Un amour transatlantique, 1947−1964/S. de Beauvoir. Paris: Gallimard, 1997.-917 p.
  19. BeauvoirS.de. Lettres a Sartre / S. de Beauvoir- ed. Sylvie Le Bon de Beauvoir. Paris: Gallimard, 1990. — Vol. 1−2.
  20. Beauvoir S. de. Lettres inedites, venise aout 1936. Deux lettres / S. de Beauvoir//L' infini. 2005. — № 91.-P. 3−10.
  21. Beauvoir S. de. L’Existentialisme et la Sagesse des nations / S. de Beauvoir.- Paris: Gallimard, 2008. 124 p.
  22. Beauvoir S. de. Memoires d’une jeune fille rangee / S. de Beauvoir. Paris: Gallimard, 1958.-495 p.
  23. Beauvoir S. de. Pour une morale de 1' ambiguite (Coll. Les Essais, 26) / S. de Beauvoir. Paris: Gallimard, 1947. — 223 p.
  24. Beauvoir S. de. Privileges (Coll. Les Essais, 76) / S. de Beauvoir. Paris: Gallimard, 1964.-272 p.
  25. Beauvoir S. de. Pyrrhus et Cineas (Coll. Les Essais, 15) / S. de Beauvoir. -Paris: Gallimard, 1945.- 123 p.
  26. Beauvoir S. de. Que peut la litterature? / S. de Beauvoir. Paris: Gallimard, 1965.
  27. Beauvoir S. de. Simone de Beauvoir et le cours du monde / S. de Beauvoir. Klincksieck, 1978, — 170 p.
  28. Beauvoir S. de. Tout compte fait / S. de Beauvoir. Paris: Gallimard, 1972. -516p.
  29. BeauvoirS.de. Tout les hommes sont mortels: roman / S. de Beauvoir. -Paris: Gallimard, 1946. 360 p.
  30. A. A. Встреча теоретиков и практиков (круглый стол на тему „Инновации в женском творчестве“) / А. А. Альчук, М. В. Михайлова // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2001. -№ 6.-С. 309−312.
  31. П. В. „Напиши все, как есть, ничего не приукрашивая“ / П. В. Балдицын // Журналистика и культура русской речи. 2004. -№ 2. — С. 48−59.
  32. Белу нова Н. И. Искусство эпистолярия и художественное произведение / Н. И. Белунова // Русский язык в школе. 1995. — № 5. — С. 77−82.
  33. О. Пол и характер / О. Вейнингер. М.: ТЕРРА, 1992. -480 с.
  34. С. И. В поисках утраченного смысла: очерки трагедии гуманизма во Франции / С. И. Великовский. М.: Худ. лит., 1979. -250 с.
  35. С. И. Зачем смерть? (Симона де Бовуар. „Очень легкая смерть“) / С. И. Великовский // Великовский С. И. Умозрение и словесность. Очерки французской культуры. / С. И. Великовский. М.- СПб., 1999.-С. 512−519.
  36. А. В. Из истории развития личности: Женщина и старинные теории любви / А. В. Веселовский. Репр. — М.: СП „Ин-тербук“, 1990. — 96 с.
  37. . Пена дней : роман / Б. Виан — пер. в фр. JI. Лунгиной. М.: ООО Изд-во ACT — Харьков: Фолио, 2003. — 251 с. — (Классическая и современная проза).
  38. Гак В. Г. Новый французско-русский словарь / В. Г. Гак, К. А. Ганшина. М.: Рус. яз.- Медиа, 2003. — 1195 с.
  39. И. А. Любви таинственная власть: От древности до наших дней / И. А. Геевский. М.: Мысль, 1995.-382 с.
  40. Гюггенбюль-Крейн А. Брак умер да здраствует брак! /
  41. A. Гюггенбюль-Крейн — пер. с нем. О. А. Коваль. СПб.: БСК, 1997. -116 с.
  42. Е. М. Симона де Бовуар. / Е. М. Евнина // ЕвнинаЕ. М. Современный французский роман 1940−1960 гг. / Е. М. Евнина. М., 1962.-С. 122- 143.
  43. Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: в 2 т. / Т. Ф. Ефремова. М.: Рус. яз., 2000.- Т. 1−2. (Библиотека словарей русского языка).
  44. B. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, 3. И. Кирнозе. М.: Флинта и др., 2002.- 200 с.
  45. JI. Заметки об исканиях французских романистов. (60−70 гг.) / Л. Зонина // Зонина Л. Тропы времени / Л. Зонина. М., 1984. -С. 10−16.
  46. Т. П. К проблеме эпистолярного жанра // Учен. зап. Моск. пед. ин-та иностр. яз.-М., 1970.-Т. 55.-С. 38−44.
  47. А. Избранное : сб. / А. Камю — пер с фр. С. Великовского. М.: Радуга, 1989.-464 с.
  48. А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде / А. Камю — пер с фр. А. М. Руткевича // Сумерки богов. M., 1990. — С. 222−318.
  49. А. О любви / А. Капеллан // Жизнеописания трубадуров. Жан де Нострдам: Жизнеописания древних и наиславнейших провансальских пиитов, во времена графов прованских процветших / А. Капеллан. М., 1993. — С. 383−401.
  50. Любовь в письмах выдающихся людей XVIII и XIX века: Избранные письма. М.: Политиздат, 1990. — 575 с.
  51. Мир и эрос: Антология философских текстов о любви / сост. Р. Г. Подольный. М.: Политиздат, 1991. — 335 с.
  52. Миф. Мифология // Словарь античности. М., 1993. — С. 358−359.
  53. М. Ю. Фактографическая проза или Пред-текст / М. Ю. Михеев //Человек. 2004.-№ 2. — С. 133−143 --№ 3.-С. 132−143.
  54. А. Симона де Бовуар / А. Моруа // От Монтеня до Арагона / А. Моруа.-М., 1983.-С. 566−581.
  55. Т. Л. Зарубежный роман сегодня / Т. Л. Мотылева. М.: Сов. писатель, 1966. — 472 с.
  56. В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов вузов / В. С. Мухина. 7-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2003. — 456 с.
  57. Необходимость и случайность / Современный философский словарь. — М.: Академический проект, 2004. С. 446.
  58. Необходимость и случайность / Философский энциклопедический словарь. М.: „Сов. энциклопедия“, 1989. — С. 409.
  59. О любви и красотах женщин: Трактаты о любви эпохи Возрождения / сост. и авт. вступит, ст. В. П. Шестаков. — М.: Республика, 1992. — 368 с.
  60. П. Н. Наука любить / П. Н. Овидий // Наука любви / П. Н. Овидий — пер. с лат. В.Алексеева. М., 1999. — С. 269−390. -(Серия „Антология мудрости“).
  61. Ортега-и-Гассет X. Этюды о любви / X. Ортега-и-Гассет — пер. с нем., коммент. А. Ю. Миролюбовой. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2003. — 416 с.
  62. Платон. Пир / Платон // Избранные диалоги / Платон — пер. с древнегреч. М., 2002. — С. 329−389. — (Бессмертная библиотека).
  63. Н. И. Большое приключение благовоспитанной девицы: книги воспоминаний С. де Бовуар: автореф. дис.. д-ра филол. наук / Н. И. Полторацкая — СПб. гос. техн. ун-т растит, полимеров. СПб., 1994. — 33 с. — Библиогр.: с. 32−33.
  64. Н. И. Большое приключение благовоспитанной девицы: книги воспоминаний С. де Бовуар / Н. И. Полторацкая. — СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 1992. 245 с.
  65. Л. Г. Специфика композиционно-смысловой структуры текста в романе, написанном от первого лица : автореф. дис.. канд. филол. наук / Л. Г. Пружанская — Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. -М., 1990.- 15 с.-Библиогр.: с. 15.
  66. Сад Д. А. Ф., маркиз де. Философия в будуаре / Д. А. Ф. маркиз де Сад- пер. с франц. И. Карабутенко. М- Проминформо, 1992. — 224 с.
  67. Е. Е. Тендерные концепты сознания в контексте социокультурной психологии / Е. Е. Сапогова // Языки и картина мира: материалы всерос. науч. конф. / под ред. М. Ф. Чикуровой. Тула, 2002. -С. 132−139.
  68. Сартр Ж.-П. Аллюзия любви / Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар. -М.: Алгоритм, 2008. 240 с. — (Философский бестселлер).
  69. Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций / Ж.-П. Сартр // Психология эмоций. Тексты. -М., 1984. —С. 120−137.
  70. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто / Ж.-П. Сартр — пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. М.: ТЕРРА — Кн. клуб- Республика, 2002. — 640 с. (а)
  71. Сартр Ж.-П. Дневники странной войны. Сентябрь 1939-март 1940 / Ж.-П. Сартр — пер. с фр. О. Волчек и С. Фокина. СПб.: ВЛАДИМИР ДАЛЬ, 2002.-815 с. (б)
  72. Сартр Ж.-П. Тошнота. Рассказы. Пьесы. Слова: сб. / Ж.-П. Сартр. М.: НФ „Пушкинская библиотека“ — ООО Издательство ACT, 2003. -715 с. — (Золотой фонд мировой классики).
  73. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж.-П. Сартр — пер с фр. А. А. Санина // Сумерки богов. — М., 1990. — С. 319−344.
  74. Собрание писем Абельярда и Элоизы, с присовокуплением описанияу*жизни сихъ несчастных любовников / пер с фр. А. Дмитриева М.: б. и., 1783.-292 с.
  75. Современная западная философия: словарь / сост.: Малахов В. С., Филатов В. П. М.: Политиздат, 1991. — 414 с.
  76. В. С. Смысл любви / Соловьев В. С. // Избр. произведения /
  77. B. С. Соловьев. Ростов н/Д, 1998. — С. 426−504.
  78. Стендаль. О любви / Стендаль // Собр. соч.: в 12 т. / Стендаль. М., 1978.-Т. 7.-С. 3−214.
  79. М. В защиту прав женщины / М. Уоллстонкрафт // Феминизм: проза, мемуары, письма / М, Уоллстонкрафт. М., 1992. —1. C. 24−39.
  80. М. Освобожденная своими героями / М. Уолцер // Компания критиков: Социальная критика и политические пристрастия XX века / М. Уолцер. М., 1999. — Гл. 8. — С. 225−298.
  81. С. Поле пола: в центре и по краям / С. Ушакин // Вопросы философии. 1999. — № 5. — С. 71−85.
  82. Философия любви: в 2 ч. / под общ. ред. Д. П. Горского- сост. А. А. Ивин. М.: Политиздат, 1990. — Ч. 1−2.
  83. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 2000. -576 с.
  84. С. Л. Автопортрет философа на фоне войны: Жан-Поль Сартр и его дневники // Сартр Ж.-П. Дневники странной войны. Сентябрь 1939-март 1940 / С. Л. Фокин СПб.: ВЛАДИМИР ДАЛЬ, 2002. -С. 758−813. (а)
  85. . Загадка женственности / Б. Фридан — пер. с англ., вступ. ст. О. Ворониной. М.: Прогресс- Литера, 1994. — 496 с.
  86. Р. А. „Кодекс“ и „законы“ служения даме в любовной лирике трубадуров / Р. А. Фридман // Ученые записки: сб. ст. Рязань, 1966. — Т. 34.-С. 3−90.
  87. Р. А. Любовная лирика трубадуров и ее истолкование / Р. А. Фридман // Ученые записки: сб. ст. Рязань, 1965. — Т. 34. -С. 87−405.
  88. Э. Искусство любить / Э. Фромм. СПб.: Азбука, 2005. — 224 с.
  89. , Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса / Э. Фукс- пер с нем. -М., 1993.-511 е.: ил.
  90. В. Некрополь / В.Ходасевич. СПб.: Азбука-классика, 2001.-320 с.
  91. . Феминистская теория: от края к центру / Б. Хуке // Антология тендерной теории / Б. Хуке. Минск, 2000, — С. 236−254.
  92. ШишмаревВ. Ф. Лирика и лирики позднего средневековья. Очерки по истории поэзии Франции и Прованса / В. Ф. Шишмарев. Париж: б. и., 1911. — VIII, 564 е., 1 стр. с нот.
  93. ШишмаревВ. Ф. Этюды по истории поэтического стиля и форм /
  94. B. Ф. Шишмарев // Изв. АН ОРЯС. 1907. — Т. 12, кн. 3: Альба.1. C. 257−296.
  95. Элькаим-Сартр А. Предисловие // Сартр Ж.-П. Дневники странной войны. Сентябрь 1939-март 1940 / А. Элькаим-Сартр- пер. с фр. О. Волчек и С. Фокина. СПб.: ВЛАДИМИР ДАЛЬ, 2002. — С. 5−9.
  96. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.: Эксмо- СПб.: Мидгард, 2005. — 608 с.: ил.
  97. Эрос: сборник / предисл. П. С. Гуревича. М.: Алетейа, 1998. — 360 с. — (Страсти человеческие).
  98. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. / К. Г. Юнг М.: Канон, 1994. — 320 с.
  99. К. Введение в философию / К. Ясперс. Минск: Изд-во ЕГУ ЗАО „Пропилеи“, 2000. — 191 с.
  100. Alberes R. M. L' Aventure intellectuelle du XXe siecle / R. M. Alberes. -Paris: SEDES, 1969.-464 p.
  101. Amette J.-P. Correspondance Simone de Beauvoir: Ces lettres qui branlent un mythe // Le Point. — 2004. — № 1648.
  102. Angelfars Ch. Identite et identification sexuelle dans Journal de guerre et Lettres a Sartre de Simone de Beauvoir / Ch. Angelfars // Moderna Sprak.- 1998.-Vol. 86. S. 188−195.
  103. Astoer Pierre A. G. Jean-Paul Sartre, Beauvoir dans Ecrivains francais engages, la generation litteraire de 1930 / Pierre A. G. Astoer. Paris: Nouvelle ed. Debresse, 1978.
  104. Autrand M. La litterature en France depuis 1945 / M. Autrand, J. Bersani, J. Lecarme et B. Vercier. Paris: Bordas, 1970. — 927 p.
  105. Bair D. Simone de Beauvoir / D. Bair. Paris: Fayard, 1990. — 834 p.
  106. Beauchamp H. Memoires d’une jeune fille rangee par Simone de Beauvoir / H. Beauchamp // Drapeau rouge magazine. 1959. — № 3. — P. 7.
  107. Beauvoir H. de. Souvenirs / H. de Beauvoir. Paris: Seguier, 1987. — 237 p.
  108. Besse A. Les Mandarins, E. d’Astier et les pretres-ouvriers / A. Besse // Les Nouvelle Critique. 1995.-№ 61.-P. 118−134.
  109. Billy A. Les Mandarins par Simone de Beauvoir / A. Billy // Biblio. -1954. -№ 10.-P. 16.
  110. A. „La Grande peur de Beauvoir“ dans la litterature et le spirituel / A. Blanchet. Paris: Aubier, 1961.-383 p.
  111. BoisdeffreP.de. Une histoire vivante de la litterature d’aujourd’hui / P. de Boisdeffre. Paris: Librarie Academique Perrin, 1958. — 1103 p.
  112. Bonnet M.-J. Un curieux silence de Simone de Beauvoir / M.-J. Bonnet // Ex Aequo. 1999. — № 27 (avril).
  113. Bouchardeau H. Simone de Beauvoir / H. Bouchardeau Paris: Flammarion, 2007. — 343 p.
  114. Bouvier E. Les lettres francaises au XXe siecle / E. Bouvier. Paris: P. U. F., 1962. — 551 p.
  115. Bray B. L' art de la lettre amoureuse des manueles aux romans / B. Bray -Paris: La Haye, Mouton, 1967. P. 12, note 8.
  116. Bree G. Litterature francaise. Le XXe siecle. 1920−1970 // Bree G. Librairie Arthaud / G. Bree. Paris, 1978. — P. 299−303.
  117. Brenner J. Histoire de la litterature francaise de 1940 a nos jours / J. Brenner. Fayard, 1978. — 585 p.
  118. Brodin P. Beauvoir dans litterature / P. Brodin. Paris: Nouv. ed. Debresse, 1958.
  119. Brodin P. Presences contemporaines / P. Brodin. Paris: Gallimard, 1954. -130 p.
  120. Brueziere M. Histoire descriptive de la litterature contemporaine / M. Brueziere. Paris: Berger-Levrault, 1975. — 478 p.
  121. Cabanis J. Simone de Beauvoir / J. Cabanis // Plaisir et lectures / J. Cabanis. -Paris, 1964.-P. 191−207.
  122. CalderonJ. La correspondance de Beauvoir a Nelson Algren. Une experience de 1' alterite et 1' elaboration d' un autoportrait paradoxal // Simone de Beauvoir Studies XVII. 2000/ 2001. — S. 129−136.
  123. Calderon J. Une ethique de 1' alterite? Les lettres de Beauvoir a Nelson Algren (1947−1964) // Dalhousie French Studies, 64, Halifax Herbst. 2003. — S. 59−68.
  124. Cayron C. La nature chez Simone de Beauvoir / C. Cayron. Paris: Gallimard, 1973.-253 p.
  125. Celeux A.-M. Jean-Paul Sartre, Simone de Beauvoir: une experience commune, deux ecritures / A.-M. Celeux. Paris: Nizet, 1986. — 80 p.
  126. ChaperonS. „La deuxieme Simone de Beauvoir“ / S. Chaperon // Les Temps Modernes, „Questions actuelles au feminisme“. 1997. — № 563 (avril-mai). — P. 112−143.
  127. H. „Le rire de la Meduse“ / H. Cixous // L’Arc. 1975. — № 61. -P. 39−54.
  128. Curtis J.-L. Un miroir le long du chemin: Journal / J.-L. Curtis. Paris: Julliard, 1969.
  129. Dambre M. Un lecteur de Simone de Beauvoir romanciere: Roger Nimier / M Dambre // Roman. 1992. — № 13. — P. 127−132.
  130. DauzatA. La langue et le stile des ecrivains: Simone de Beauvoir / A. Dauzat // Lettres francaises. 1955. — № 560.
  131. Descubes M. Connaitre Simone de Beauvoir / M. Descubes. Paris: Ressna, 1974.- 158 p.
  132. Despres G. Les amours de Simone de Beauvoir dans un miroir a deux faces / G. Despres // Arts. 1963. — № 937.
  133. Deutscher P. Enemies and reciprocities / P. Deutscher // Modem Language Notes. 2004. — № 4. Vol. 119. — P. 656−671.
  134. Eaubonne F. de. La suite des Memoires et la fin d’Algren / F. de Eaubonne // Une femme nommee Castor: Mon amie Simone de Beauvoir. / F. de Eaubonne. -Paris: Engre, 1986.-P. 241−251.
  135. Etiemble. Hygiene des lettres / Etiemble. Paris: Gallimard, 1958. — 284 p.
  136. Fell A. S. Second reading / A. S. Fell // TLS. 2005. — № 5358. — P. 9.
  137. Fitch B. Le sentiment d’etrangete chez Malraux, Sartre, Camus et Simone de Beauvoir / B. Fitch. Paris: Lettres Moderne, 1964.
  138. C. // Simone de Beauvoir / C. Francis, F. Gontier. Paris: Libr. acad. Perrin, 1985. — 415 p.
  139. Gagnebin L. Simone de Beauvoir ou le refus de l’indifference / L. Gagnebin. Paris: Fischbacher, 1968. — 185 p.
  140. Gaillard F. Autoportrait sur fond de paysage americain / F. Gaillard // Les Temps Modernes. 1991. -№ 538.- P. 637−643.
  141. Galey M. Les couples litteraires, a quoi ca sert V amour? / M. Galey // Arts. 1963. -№ 934.
  142. Galster I. Beauvoir dans tous ses etes / I. Galster. Paris: Tallandier, 2007. -323 p.
  143. Galster L Simone de Beauvoir: Le Deuxieme Sexe / I. Galster. Paris: Presses de 1' Universite Paris-Sorbonne, 2004. — 365 p.
  144. Guittard-Maury M.-F. „.c' est donc que j' aime votre absence.“ // Revue francaise de psychanalyse. 2001. — № 2. — Vol 65. — P. 587−601.
  145. Halpen-Guedj B. Le temps et le transcendant dans 1'oeuvre de Simone de Beauvoir / B. Halpen-Guedj. Tubingen: Gunter Narr Verlag, 1998.
  146. Halpern-Guedj B. Beauvoir et Nelson Algren. Jeux d’ordres dans le discours amoureux. // Seybert. 2003. — S. 441−454.
  147. Hannon P. Beauvoir' s „American romance“ // Simone de Beauvoir Studies XIX. 2002/ 2003. — S. 35−48.
  148. Flawthorne M. C. Contingent Loves. Simone de Beauvoir and Sexuality. Charlottesville. 2000. — 192 p.
  149. Henry A.-M. Simone de Beauvoir ou 1'echec d’une chretiente / A.-M. Henry. Paris: Fayard, 1961. — 170 p.
  150. Hurdin G. Simone de Beauvoir et la libelle / G. Hurdin. Paris: Cerf, 1962.
  151. Ikazaki I. Les procedes narratifs dans les oeuvres de Simone de Beauvoir: these de doctorat / I. Ikazaki, Univ. Charles de Gaulle Lille 3. Lille, 2003. -253 p.-Bibliogr.: 227−253.
  152. Jaccard A.-C. Simone de Beauvoir / A.-C. Jaccard. Zurich: Juris-Verlag, 1968.- 165 p.
  153. Jeanson F. Entretiens avec Simone de Beauvoir • / F. Jeanson // Simone de Beauvoir ou 1' entreprise de vivre suivi de deux entretiens avec Simone de Beauvoir / F. Jeanson. Paris: Seuil, 1966. — P. 251−298.
  154. Joseph G. Une ci douce occupation. Simone de Beauvoir et Jean-Paul Sartre. 1940−1944 / G. Joseph. Paris: s. n., 1991.
  155. Julienne-Caffie S. Simone de Beauvoir / S. Julienne-Caffie. Paris: Gallimard, 1966.-255 p.
  156. Kail M. Simone de Beauvoir philosophe / M. Kail. Paris: PUF „Philosophies“, 2006. — 160 p.
  157. KeefeT. Simone de Beauvoir / T. Keefe. Houndmills: Macmillan Press LTD, 1998.
  158. Keller H. Amelie 1. Chronique d’un mineur de potasse, preface par Simone de Beauvoir / H. Keller. Paris: s. n., 1997. — 109 p.
  159. Lacoin Elisabeth de Zaza. Correspondance et carnes d’Elisabeth Lacoin (1914−1929) / Zaza de Elisabeth Lacoin. Paris: Seuil, 1991. — 380 p. -(Libre a elles).
  160. LamblinB. Memoires d’une jeune fille derange / B. Lamblin. Paris: Balland, 1993.-207 p.
  161. LambronM. Beauvoir: en voiture, Simone! / M. Lambron // Le Point. -1990.-№ 910.-P. 14−16.
  162. Lasocki A.-M. La vie et les oeuvres / A.-M. Lasocki // Simone de Beauvoir ou 1' entre d’ecrire. Essai de commentaire par le textes / A.-M Lasocki. -La Haye: Nijhoff, 1971. P. 24−40.
  163. Lazar L. Une passion americaine. Les lettres de Beauvoir a Nelson Algren // Simone de Beauvoir Studies XV. Paris, 1998/ 1999. — S. 136−144.
  164. LeBonBeauvoirS.de. Avant-propos / S. Le Bon de Beauvoir // BeauvoirS.de. Correspondance croisee 1934−1940 / S. de Beauvoir, J.-L. Bost. Paris: Gallimard, 2004. — P. 7−16.r
  165. LeBonBeauvoirS.de. Edition presentee / S. Le Bon de Beauvoir // Beauvoir S. de. Lettres a Sartre / S. de Beauvoir. Paris: Gallimard, 1990. -Vol. 1 — P. 9−11.
  166. Le Livre disponibles 1995. Classement alphabetique par auteurs. 1994. -Vol 1: A a K, XVIII. — P. 197−198.
  167. Le Naire O. Un chemin de liberte // L' Express. 2004. — № 5.
  168. LejeuneP. Le pacte autobiographique / P. Lejeune. Paris: Editions du Seuil, 1975.-353 p.
  169. Les memoires d’une jeune fille rangee par Simone de Beauvoir // Biblio. -1958. -№ 10.-P. 14.
  170. Lopez S. L. Your Simone: Eros, Ethics and the Other Scene of Writing in Simone de Beauvoir / S. L. Lopez // Modem Language Notes. 2004. -№ 4. Vol. 119.-P. 644−655.
  171. Mackinnon L. Beloved Chicago Man. Letters to Nelson Algren, 1947−1964 / L. Mackinnon // TLS. 1999. — № 5019. — P. 22.200.201.202.203.204.205,206 207 208 209 210 207 633 408
  172. Mannoni O. Relation d’lin» sujet a sa proper vie / O. Mannoni // Le Temps Modernes. 1990. — № 528. — P. 57−77.
  173. Moi T. Simone de Beauvoir: The Making of an Intellectuel Woman / T. Moi. Oxford: Blackwell, 1994. — 324 p.
  174. Monteil C. Les Amants de la liberte / C. Monteil. Paris: Editions, 1999. -203 p.
  175. MoubachirCh. Simone de Beauvoir ou le souci de difference. Pres., choix de textes comportant un inedit biogr., bibliogr. Par Ch. Moubachir / Ch. Moubachir. Paris: Seghers, 1972. — 188 p.
  176. Ozouf M. Simone amoureuse / M. Ozouf // Le Nouvel Observateur. 1997. — № 1685. — P. 60−61.
  177. Pages I. M. Le roman de 1' existence et le theme de la separation dans 1' oeuvre de Simone de Beauvoir: these de doctorat / I. M. Pages. -Wisconsin: University of Wisconsin Press, 1971.
  178. Piroue G. Memoires d’une jeune fille rangee par Simone de Beauvoir. / G. Piroue // Mercure de France. 1959. — № 1149. — P. 122−123. Poisson C. Sartre et Beauvoir: du je au nous / C. Poisson. — Amsterdam- New York, 2002. — Vol. 1. — 212 p.
  179. Poulet R. Simone de Beauvoir / R. Poulet // La laterne magique. Paris: Debresse, 1956.-P. 173−180.
  180. Queneau R. Journaux / R. Queneau. Paris: Gallimard, 1996. — 1240 p. Retif F. Simone de Beauvoir et 1' Autre / F. Retif. // Les Temps Modernes. -1991. — № 538. — P. 76−95.
  181. Rougemont D. de. L' amour et L' Occident / D. de Rougemont. Paris: Librairie Pion, 1939. — 320 p.
  182. H. «Tete-a-tete: Beauvoir et Sartre: un pacte d’amour» / H. Rowley.- Paris, 2006. 464 p.
  183. Roy S. Sensualite et epistolarite dans lettres a Nelson Algren de Simone de Beauvoir / S. Roy. Montreal: Univ. Quebec, 2001 — 101 p. -Bibliogr.: p. 98−101.
  184. SaccaniJ.-P. Nelson et Simone / J.-P. Saccani. Paris: Rocher, 1994. -195 p.
  185. Sallenave D. Castor de guerre. / D. Sallenave. Paris: Gallimard, 2008.
  186. Sapiro G. La guerre des ecrivains / G. Sapiro. Paris: Fayard, 1999. -870 p.
  187. Sartre J.-P. Lettres au Castor et a quelques autres- ed. Simone de Beauvoir / J.-P. Sartre. Paris: Gallimard, 1983. — Vol. 1−2.
  188. Stipetic A. Simone de Beauvoir zwischen «amour necessaire» und «amour contigent». / A. Stipetic Innsbruck, Univ. Dipl. Arb. 1998.
  189. Tidd U. Contingent Selves and Necessary Fictions. Beauvoir’s Use of the «journal intime». / R. Langford, R. West // Marginal Voices, Marginal Forms. Diaries in European Literature and History. Amsterdam, 1999. -S. 136−146.
  190. Van den Hoven A. Love, Language and Literature in Beauvoir1 s «A Transatlantic Love Affair. Letters to Nelson Algren» // Simone de Beauvoir Studies XVII. 2000/2001. — S. 118−128.
  191. Yaley M. L’histoire d’un grande amour Sartre par Simone de Beauvoir / M. Yaley // Arts. 1960. — № 795. — P. 3.
  192. Zehl-Romero Ch. Simone de Beauvoir / Ch. Zehl-Romero. Bussum, 1983.- 172 p.
  193. Г. Тест Люшера. Психология цвета. Электронный ресурс. // Сайт интегрального человековедения. Режим доступа: http://www.nouvellescles.com/article.php3?idarticle=1420. Загл. с экрана.
  194. Я. JI. Символика цвета Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.videoton.ru/Articles/symcolor.html. Загл. с экрана.
  195. И. Ожерелье голубки Электронный ресурс. / И. Хазм — пер. с араб. М. А. Салье — под ред. И. Ю. Крачковского М., 1967. — Режим доступа: http:// golib.narod.ru/obnov/hazm/. — Загл. с экрана.
  196. Alstadt M. Et Beauvoir aima le petit Bost Электронный ресурс. / M. Alstadt // Lire. 2004, juillet- aout — Режим доступа: http://www. autourdebeauvoir.net/articles/beauvoirbost.html. — Загл. с экрана.
  197. Burnier М.-А. Sartre et Beauvoir, le pacte de poly-fidelite Электронный ресурс. / M.-A. Burnier // Nouvelles Cles. Режим доступа: http://www.nouvellescles.com/article.php3?idarticle=1420. — Загл. с экрана.
  198. Savigneau J. Beauvoir et la tendresse Электронный ресурс. / J. Savigneau // Le Monde des Livres. 2004. — № 4. — Режим доступа: http://www.france-mail-forum.de/fm04/lit/34savign.htm. — Загл. с экрана.
Заполнить форму текущей работой