Влияние конфессионального фактора на этнические процессы в США (1870-1980 гг.)
Пучков П. И. Религия и этнос. В кн.: «Современная география религий». М.: Наука, 1976, сс. 167−182. Он же. О соотношении конфессиональной и этнической общностей. Сов. этнография, 1973, № 6. взятые в отдельности баптисты создают конфессиональную общность иного иерархического уровня. Единство в данном случае может быть осознанным или нет, что принципиально отличает конфессиональную общность… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Формирование конфессиональных и этнических групп США и отражение этого процесса в американской этнографии
- ГЛАВА II. Этническая структура трех крупнейших конфессиональных общностей США
- ГЛАВА III. Взаимодействие конфессионального и этнического в пределах малых конфессиональных и этнических групп США
Влияние конфессионального фактора на этнические процессы в США (1870-1980 гг.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цель данного исследования — на примере высокоразвитой капиталистической страны, в население которой постоянно вливаются различные этнические компоненты, показать механизм воздействия религии на этническое самосознание, определить степень зависимости этнических процессов от конфессиональной ситуации в стране.
Реальность существования определенной взаимосвязи между религиозным и этническим самосознанием несомненна, эта связь подтверждается многочисленными примерами из истории человечества. Племенные верования первобытности, полисные и государственные религии раннеклассовых обществ, Реформация и первые буржуазные революции, в которых борьба за истинную веру и национальную церковь были тесно переплетены с отстаиванием национальных интересов и завершались созданием европейских наций — вот далеко не полный перечень примеров связи между религией и этносом.
Особенно богатый материал для решения вопроса о соответствии этноса и религии дает нам этническая история США. Прежде всего, в Соединенных Штатах нередко хорошо прослеживается связь этнического и конфессионального самосознания (а иногда даже цроисходит подмена одного другим). Кроме того сам чрезвычайно разнообразный в расовом и этническом отношении состав населения США представляет собой благодатный материал для подобного рода наблюдений. На примере США можно хорошо проследить процесс включения в новую формирующуюся конфессиональную общность разных этнических групп и связь этого процесса с аккультурацией, а также поставить воцрос о влиянии религии на расовые отношения, которые на сегодняшний день представляют собой одну из наиболее острых проблем в социальной жизни США.
На пути к решению основной задачи — выяснению взаимосвязи этноса и религии — автору настоящей работы пришлось исследовать ряд частных проблем, из которых отметим здесь наиболее существенные:
1) влияние конфессии на стабилизацию (или ассимиляцию) иммигрантской группы;
2) степень эндогамности этнических и конфессиональных общностей;
3) взаимодействие конфессионального фактора с другими факторами, влияющими на этнические цроцессы;
4) прямые и опосредованные через комплекс культурно-бытовых особенностей формы воздействия религии на этническое самосознание .
Поэтому наряду с методологией исторического материализма нами была использована и методика частных исследований.
Проблема влияния религии на этнос, роли религиозного фактора в стабилизации этноса, проблема связи этнического и конфессионального самосознания давно занимает этнографов, историков, религиеведов.
Актуальность избранной темы обусловлена сравнительно высоким уровнем религиозности в США и значительной ролью церквей в социальной жизни страны. Американские церковные деятели активно воздействуют на внутреннюю и внешнюю политику государства. Определенное, хотя и противоречивое влияние оказывает сложившаяся в США конфессиональная ситуация на идущие в стране этнические процессы, цричем это влияние на разных этапах американской истории было весьма различным.
Возможны разные подходы к решению проблемы этноса и религии. В частности, довольно широко практикуется анализ позиции той или иной церкви по вопросам этнического развития и на этой основе определяется степень связи этноса и религии в каждом конкретном случае. Но возможен и другой, социологический подход. В этом случае в первую очередь рассматриваются сложившиеся в стране этническая и конфессиональная ситуации и выявляется, как соотносится конфессиональный фактор с другими социальными факторами, воздействующими на этнические процессы. Подобные исследования ведутся в Соединенных Штатах различного рода организациями: государственными комиссиями*, университетами и другими научно-исследовательскими центрами**, церквами я и различными религиозными ассоциациями, наконец, журналистами различной ориентации, церковными общественными деятелями и писателями публицистами.
При подобных исследованиях опираются в основном на данные выборочных или региональных социологических обследований, в меньшей степени на данные церковной статистики. Государствен.
I Religion and American society. California, 1961; The ethnio faotor in American politios. Ohio, 1970.
2 Wilson B. Sects and Society. California University Press,.
London, 1961.
3 Yearbook of American and Canadian Churches. NashwillChurohes & church membership in the United States. Washington, I971. ный учет верующих в США, как известно, не ведется: вопрос о конфессиональной принадлежности последний раз ставился в переписи 1936 г. и по желанию большинства избирателей был изъят из стандартного опросника переписей. Отсюда большое разнообразие статистических данных и оценок, характеризующих ситуацию в стране.
При анализе взаимосвязи этноса и религии особое значение имеет методологическая четкость и последовательная методика исследования. Пользуясь методологией исторического материализма, мы старались возможно полнее использовать преимущества разработанного ею целостного анализа и рассматривать соответственно религиозный фактор не изолированно, а в ряду других социальных факторов, определяющих этнические процессы в стране. Кроме того, понимая необходимость не отрывать надстроечных явлений от базиса и видеть за борьбой идей борьбу классов, мы стремились глубже вникнуть в социальную сущность новых религиозных течений в США, которые под новизной вероучения скрывают подчас архиреакционную политическую платформу. Широкие временные рамки позволяют наблюдать эволюцию системы, а каждое микроисследование, посвященное той или иной этнической группе США, сопровождается некоторой исторической ретроспекцией освещающей появление этой группы в Новом Свете.
Избранная теш требует комбинирования синхронного и диа-хронного подхода. Первый, очевидно, преобладает в исследовании, так как наше внимание обращено в первую очередь на функционирующую систему — общество, в котором сосуществуют различные социальные явления, и между ними мы стремимся выявить существенные связи. Диахрония же отдельных элементов системы — история некоторых этнических и конфессиональных групп рассматривается на значительном отрезке времени, но по необходимости фрагментарно: выделяются лишь основные этапы развития этникосов, обуславливающие их современное положение.
Понятийный аппарат для работ такого рода как наша имеет очень важное значение. В диссертации используются разработанные в советской этнографической науке понятия — этническая общность, этносоциальный организм, этникос*, метаэтническая 2 общность. Применяются также теоретические положения, касающиеся классификации и сопоставления этнических и конфессиональных общностей .
При этом необходимо остановиться особо на понятии конфессиональной общности. Этим термином определяется группа верующих, принадлежащих к одному вероисповеданию или одному направлению какой-либо религии, к одной церкви или одной секте. Все католики мира составляют католическую конфессиональную общность, католики Дивана образуют ливанскую католическую общность. Все протестанты принадлежат к конфессиональной общности, но и.
1 Бромпей Ю. В. Современные цроблемы этнозтрафии. М.- Наука, IS8I, сс. 10−45. Чебоксаров Н. Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых.Сов.этнография, 1967,№ 4.
2 Брук С. И., Чебоксаров Н. Н. Метаэтнические общности. Расы и народы. М., 1976. Вып.6.
3 Пучков П. И. Религия и этнос. В кн.: «Современная география религий». М.: Наука, 1976, сс. 167−182. Он же. О соотношении конфессиональной и этнической общностей. Сов. этнография, 1973, № 6. взятые в отдельности баптисты создают конфессиональную общность иного иерархического уровня. Единство в данном случае может быть осознанным или нет, что принципиально отличает конфессиональную общность от общины верующих. Последняя как правило обладает и территориальной общностью и уж обязательно является осознанным единством. Конфессиональная общность может приобрести черты культурного единства и превратиться в метаэтническую общность, но это совершенно не обязательно и происходит достаточно редко. Конфессиональная общность не обладает по определению чертами этнического единства. Однако она может коррелировать с определенной этнической группой (типичнейший пример — племенные религии, а также национальные — конфуцианство, синтоизм), или приобретать черты этнического своеобразия (мормоны), в обоих этих случаях возникают общности особого типа, называемые этноконфессиональными.
Как этнической истории США, так и религиозной жизни этого государства посвящено много работ советских этнографов/историков и философов. Настоящее исследование продолжает уже сложившуюся в нашей науке традицию изучения влияния религии на общественную жизнь США. Из работ, посвященных этническим и конфессиональным проблемам этой страны можно назвать монографии Ш. А. Богиной, освещающие основные этапы иммиграции в США до начала XX в. и судьбы сложившихся уже в Америке иммигрантских групп*. Положение американских конфессиональных общностей проанализировано в монографии А.А.Кисловой2.
1 Богина Ш. А. Иммиграция в США. М. :Наука, 1965. Она же. Иммигрантское население США 1865−1900 гг. Л.:Наука, 1976.
2 Кислова А. А. Социальное христианство в США. М.: Наука,.
1974.
В последние годы вышли также три монографии, в которых показана роль религии в социальной жизни США.1 Выявляя своеобразие США как государства, в котором очень высокий (по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами) уровень религиозности сочетается со столь же высоким уровнем секуляризации, исследователи показали как активно влияет религия на все без исключения социальные институты США, сколь действенна она и все связанные с ней организации в социальных делах.
Наконец, как обстоит дело с разработкой проблемы этноса и религии в зарубежной литературе? Надо признать, что исследователи разных специальностей вплотную подошли к этой проблеме. Прежде всего самим деятелям церкви необходимо определить свою позицию по расовому и национальному вопросу. Это делается в официальных документах^, проповедях, курсах лекций для студенз тов-теологов, на страницах религиозных журналов и в специально посвященной этому литературе^. Во главу угла обычно ставит.
1 Великович Л. Н. Религия и церковь в США. М.-.Наука, 1978; Фурман Д. Е. Религия и социальные конфликты в США. М. :Наука, 1981. Григулевич И. Р. Пророки «новой истины». М.-.Издательство политической литературы, 1983.
2 Paulus VT. Populorum progression.1967. Paul VI. Christus und der Mensch von heute. Wien-Muncben-Ziirioli, 1968.
3 Religious Studies. LondonTemenos. Helsinki, Christus. Paris a.O.
4 Congar G" L’Eglise devant la question raciale. Paris, 1953; Grand’Maison J. Nationalisme et religion. Montreal, 1970; Mason P. Christianity and race. London, 1956. ся задача представить церковь высшим миротворцем и цивилизатором. Однако даже клерикальными кругами ощущается дефицит серьезных разработок проблемы этноса и религии. В связи с этим Джин Хольм в своей книге «Изучение религий», открывающей новую серию «Очерки религиеведческих исследований», издаваемую Оксфордским Университетом, подчеркивает, что «религии влияют на миропонимание и образ жизни и тесно связаны с этническим самосознанием (ethnic identity, А завершающим выпуском этой же серии запланирована книга «Ethnica and belief» .
Из зарубежных (в первую очередь американских) работ, в которых говорится о конфессиональной ситуации, наиболее интереср ны те, что посвящены социологии религии. В этих работах явственно прослеживается функциональный подход к изучаемому материалу. Дается подробная характеристика современных религий, их распространения, деятельности церквей и сект, социального статуса адептов различных верований. Такого рода исследования опираются как на официальную статистику и литературный материал, так и на специально проведенные социологические микрообследования0.
1 Holm Jean. The Study of Religions. London, 1977, p.8.
2 Wilson Br.R.Religion in secular society. A sociological comment.London.I966-idem, Religous sects a sooiologioal study. London, 1970;Wuthnow R. Experimentation in American religion. Bercley, 1978.
3 Rowley P. Hew gods in America. An informal investigation into the new religions of American youth today. NY, I97I.
Основными источниками для настоящей работы послужили данные конфессиональной статистики США и материалы переписей населения, содержащие сведения об этнической принадлежности.
Учет верующих в США ведется различными религиозными организациями и не централизован. Лишь в отдельные годы вопрос о вероисповедании включался в переписные листы и поэтому мы располагаем полными сведениями о распространении различных религий в США только на конец XIX в. и на 30-е годы XX в.* Что же касается остальных данных, то они, во-первых, не полны, так как не все церкви и секты США ведут учет своих адептов и, во-вторых, не всегда сопоставимы, поскольку различные религиозные организации при учете своих членов берут за основу разные критерии. Так, католическая церковь признает своими послег дователями всех родившихся в католических семьях и крещеных детей, а большинство протестантских — только тех, кто достиг конфирмационного возраста и сознательно принял крещение. Иуда-истами считают всех евреев США, не заявивших о своей принадлежности к иной религии.
Данные конфессиональной статистики сводятся воедино и публикуются в разного рода справочных изданиях2. Дополнить и скорректировать конфессиональную ситуацию в США помогают со.
1 United States Census office. Report on statistics of churches in the United States at the eleventh census: 1880. Washington, 1894- United States. Bureau of the census. Census of religious bodies 1936. Washington, 1939.
2 Например, Yearbook of American and Canadian Churches,.
Nashwxlle, I978j.
The Statesman’s Year-book. London, 1982* циологяческие обследования, проводимые институтом Гэллапа*.
Что касается этнической статистики, то она в США драк-тически отсутствует.
Тем не менее этническая структура населения США может быть определена по ряду косвенных данных (раса, страна рождения, страна цроисхождения, родной язык), учитываемых при проведении переписей^.
При проведении переписи населения США расовую принадлежность определяют не антропологическими, а иными критериями (юридическим статусом, самоопределением, восприятием окружающих). В качестве особых рас рассматриваются «белые», «черные», индейцы, эскимосы, алеуты, гавайцы, японцы, китайцы, филиппинцы и другие. И хотя расы в антропологическом понимании этого слова перепись фактически не определяет, принятый принцип учета позволяет выделить ряд конкретных этнических групп.
Вопрос о стране происхождения определяет страну рождения отца и матери опрашиваемого. В случае, если родители происхо.
А Guide to religions of America. New York, 1955; Piepkorn A.C. Profiles in Belief. The Religious Bodies of the United States and Canada, vol. VI, VII, San-Franoisoo, 1978 $ Historical Statistics of the United States. Washington, I960- Statistical Abstracts of the USA, Washington, 1975.
1 Religion in America. The Gallup Opinion Index. N 130, 1976; К 145, 1978; И 184, 1981.
2 Методика определения численности народов по косвенным данным предложена в кн.:Численность и расселение народов мира. Под ред.С. И. Брука, М.:Наука, 1962, с.45−56.
— 13 ждения определяется по матеря. При определении этнической принадлежности полученные данные затруднительно использовать в тех случаях, когда страна рождения или страна происхождения являются многонациональным государством (например, Великобритания, Австро-Венгрия, Испания), в остальных случаях эти данные являются важным этническим детерминантом.
Сведения о родном языке (родным в американском переписном учете принято считать язык, на котором говорили в семье опрашиваемого в годы его детства) характеризуют не столько этнический состав населения США, сколько этнические процессы, идущие в этой стране. Быстрота перехода на английский язык в повседневном общении, безусловно, показывает в определенной мере степень ассимшшрованности того или иного человека, хотя и не определяет его этнической принадлежности. Американские ученые, уделяющие очень большое внимание изучению лингвистической ситуации в стране, делают подчас слишком поспешные выводы из своих наблюдений, считая всех лиц, перешедших на английский язык ассимилированными*. Однако следует помнить, что наряду с языком есть и иные факторы, поддерживающие целостность этнической группы (эндогамия, расовое своеобразие) и способствующие сохранению.
I Fishman J.A., Nahirni V.C., Hofman J.E., Hayden R.G.C.a. Language loyalty in the United States. The maintenance and perpetuation of non-English mother longues Ъу American ethic and religions groups. London — the Hague — Paris, 1966. Рецензию Ш. А. Богиной на эту книгу см. в журнале Сов. этнография, 1969, В 2, с.152−155.
— 14ею культурной специфики (компактность расселения, не прерывающаяся связь с родиной). Так, живущие в США японцы и армяне, хотя и отличаются высокой степенью языковой ассимилированнос-ти, тем не менее не утрачивают своего этнического своеобразия и самосознания.
При отмеченных выше недостатках статистического учета в США несомненным достоинством американской статистики является систематическая публикация тематических подборок, в которых отражаются корреляции между несколькими социальными параметрами, например этническим происхождением и образованием, средним доходом, профессией*. Пользуясь такими источниками, можно достаточно подробно охарактеризовать социальный статус различных иммигрантских групп и проследить его динамику.
В числе важнейших источников, которые могут быть использо ваны для определения этнического состава населения, следует упомянуть и большую серию публикаций исторических документов, относящихся к иммигрантским группам и выходящих под заглавием «Ethnic Chronology Series В выпусках этой серии освещаются наиболее существенные события в жизни разных этнических групп с момента их появления в США до 70-х годов XX в. К этому изданию примыкает другая серия -» Minorities in American Life Series которая представляет собой уже не публикацию исторических источников, а исследования, посвященные той или иной иммигрантской группе США. Наконец, итогом длительно.
I Ethnio origin and educational attainment. Washington, 1971; Immigrants and the American lahor market. Washington, I974- Ethnic information sources of the United States. Detroit, 1976.
— 15 го и многостороннего изучения этнического состава населения США, ведшегося под руководством Гарвардского университета, явилась Энциклопедия американских этнических групп, изданная в 1980 г.* Большое внимание уделяется в этом труде и религиозной цринадлежности этнических групп.
В течение последних пятидесяти лет издавались также тематические подборки документов, отражающих важнейшие события в р религиозной жизни страны. Некоторые из них использованы в данной работе.
На все вышеперечисленные источники и литературу делаются ссылки в тексте. Материал тематических выборок из переписей, озаглавленных, как правило, '^Characteristics of the population by.*гоже в большинстве случаев приводится со ссылками. Без сносок дается лишь численность тех или иных групп населения по стране в целом или по штату, определенная переписью 1980 г., численность приверженцев той или иной церкви, указанная в «Ежегоднике американских церквей». В последнем случае в работе просто отмечается:" По данным такого-то года." или «В таком-то году церковь насчитывала.» .
Широко использована в диссертации и справочная литература^. В качестве дополнения к основным источникам привлекались.
1 Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups. Boston, 1980,.
2 Например, 01mstead C.E. History of religion in the United States. Englewood Cliffs., 1962; Schneider H.W.Religion in 20th century America. Cambridge, 1952.
3 Например, С. И. Брук. Население мира. Этнографический справочник. М., 1981; Mead F.S. Handbook of denominations in the.
USA, New York, 1970 и др. также произведения художественной литературы США., иллюстрирующие отдельные стороны религиозной и этнической жизни этой сараны, а также газетная публицистика.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественной этнографии ставится проблема влияния религии на этническое развитие крупной буржуазной нации. Несмотря на глубокое изучение в нашей стране этнических процессов в.
Т 2 современном мирехи истории религии, исследования в этих двух направлениях до сих пор почти не пересекались. До этой работы на соответствующую теаду был написан лишь раздел «Религия в формировании американской нации» в монографии «Национальные процессы в США» (автор — А.А.Кислова)3. Однако сравнительно небольшой объем этого раздела не позволил провести всесторонний анализ всех значительных этнических и конфессиональных групп сараны. Советские американисты не обходят вниманием религиозную ситуацию в Соединенных Штатах, но редко связывают свои исследования с этнической проблеш-тикой.
1 Национальные процессы в США. М.:Наука, 1973; Современные этнические процессы в СССР.М.:Наука, 1975; Этнические процессы в странах Южной Азии.М.: Наука, 1976; Этнические процессы в саранах Южной Америки, М.:Наука, 1981; Современные этнонациональные процессы в странах Западной Европы. М.: Наука, 1981 и др.
2 Крывелев И. А. Религии и церкви в современном мире, М.: Советская Россия, 1961; Он же. История религий. Очерки в 2-х тт. М.: Мысль, 1976; Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1976. 3 Национальные процессы в США, М.:Наука, 1973, сс.360−396.
— 17 В зарубежной литературе история религий в США освещена достаточно подробно, этническая история Америки также рассматривалась неоднократно, однако на стыке этих двух тем в последнее время не проводились значительные исследования. Этой проблеме посвящены лишь отдельные журнальные статьи, написанные на материале выборочных социологических обследований. По отношению ко всему населению США вопрос о связи конфессионального и этнического самосознания еще не ставился.
Новизна данной диссертационной работы заключается и в том, что в ней вводится в научный оборот ряд фактических данных, отражающих корреляции этнического и конфессионального самосознания, в том числе не публиковавшаяся ранее в советской печати конфессиональная и демографическая статистика.
Исследование может иметь практическую ценность для специалистов, занимающихся этнографией США, для тех, кто изучает социологию религии, для лекторов-пропагандистов. Приводимые в диссертации факты показывают неверность часто используемого в современной религиозной пропаганде положения о том, что религия якобы сближает народы. Диссертация может представить интерес также с точки зрения методологии, поскольку является опытом комплексного анализа этнических и конфессиональных проблем. Приемы отбора и обработки материала могут быть применены в будущих исследованиях подобного рода, проводимых по другим регионам мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Соединенные Штаты в настоящее время являют собой образец этнического и конфессионального плюрализма. Процесс интеграции североамериканской нации пока еще далек от своего завершения. В первую очередь это обусловлено не црекращающейся, но меняющей свой характер иммиграцией в США. Если на определенном этапе, а именно к концу Войны за независимость, можно было говорить о том, что нация уде сложилась и рассматривать перспективы ее развития, то с началом массовой иммиграции в середине прошлого столетия положение изменилось. В стране складывались отчетливо выделяемые, как правило осознающие свою культурную специфику, этнические группы. Их представители не всегда были ориентированы на ассимиляцию, 1фоме того само принимающее общество по отношению к некоторым из них какое-то время придерживалось тактики отчуждения. Так, ирландцев-католиков встретили в штыки американские нейтивисты, а националистически настроенные немцы-католики сами стремились к изоляции.
Социальная мобильность оказалась самым действенным фактором дестабилизации сложившихся в рамках североамериканского населения этнических групп. Повышение социального статуса представителей старой иммиграции способствовало размыванию границ скандинавской, немецкой, ирландской этнических общностей. Однако рядом с ними появились новые многочисленные иммигрантские группы уже иного происхождения. Они сменяли выходцев из Западной Европы на нижних ступеньках социальной лестницы США, и путь наверх для них был более длительным и трудным, чем для их предшественников. В книге «Нация иммигрантов» Джон Кеннеди справедливо писал: «Иммиграция. Она дала всем старым американцам образец, по которому можно было судить, как далеко они должны были продвинуться, и всем новым американцам — понимание того, как далеко они могут продвинуться. Она напоминала каждому американцу, старому и новому, что изменения — это существо жизни, и что американское общество — это процесс, а не итог» *.
Американские ученые по-разному оценивали роль имиграции в процессе формирования нации и перспективы этнического развития своей страны. Однако, если в начале XX века преобладала модель плавильного котла, по которой североамериканская нация в будущем представлялась культурно-гомогенным единством с устойчивым американским этническим самосознанием, то во второй половине нашего столетия ученые и общественные деятели США воспринимают свое общество как плюралистическое, ибо тенденция к сохранению этнических групп, хотя и не жестко изолированных, но имеющих свою культурную специфику, память о происхождении и самосознание, пока еще очень сильна. Возможно, США используют в какой-то мере в дальнейшем опыт соседней с ними Канады — этнически мозаичного государства. Хотя определенная ступень однородности в США, в отличие от Канады, достигалась неизменно и будет сохраняться в дальнейшем: это переход на английский язык и относительно дисперсное расселение этнических групп. Характерно, что меннониты Канады и США, среди которых есть приверженцы одной церкви (она образует общую организацию для этих двух государств), в Канаде сохранили немецкий язык, а в США полностью его утратили.
Интеграционный процесс неизменно преобладал в истории эт.
I Kennedy J. A Nation of Immigrants. New York, Evanaton 1964, pp.67−68. нического развития США, однако на его пути стояли значительные препятствия. В их числе, наряду с иммиграцией, необходимо отметить расовую сегрегацию в американском обществе. Негры, чика-нос, индейцы поставлены в такие условия, при которых продвижение вверх по социальной лестнице для них чрезвычайно затруднено, а именно это составляет основу американизации. Расовая дискриминация во всех сферах общественной жизни приводит к созданию непреодолимых барьеров межщг «белым» большинством и «цветными» меньшинствами страны, которые продолжают пополняться не только за счет естественного прироста, но и вследствие активной иммиграции в США из стран Азии и Латинской Америки.
Религия играет существенную и неоднозначную роль в этнических процессах, идущих в стране. На этапе появления в США какой-либо иммигрантской группы, имеющей национальную церковь, или связанную с этносом конфессию, или хотя бы свои культовые традиции, религиозное своеобразие способствует изоляции и стабилизации этой этнической группы, а национальная церковь поддерживает ее сплоченность. Однако в цроцессе включения или превращения иммигрантской группы в одну из полноправных этнических общностей США церковь может значительно американизироваться, или адепты ее — перейти в какую-либо интернациональную деноминацию. Тогда религия, напротив, способствует более быстрой и легкой аккультурации своих приверженцев.
В целом же религиозный плюрализм скорее препятствует цроцес-су национальной консолидации, чем наоборот. Религия объединяет людей только в пределах одной конфессиональной группы. Даже и в этом случае она оказывается не самым действенным интегрирующим фактором, так как не помогает преодолеть расовую сегрегацию и классовое неравенство. Как было показано во второй главе диссертационной работы, расовые меньшинства остаются на периферии формально единой американской католической общности. В рамках протестантизма также не складывается реальное единство «белых» и «цветных» церквей.
Вместе с тем религия может прокладывать в обществе очень устойчивые границы между последователями различных вероисповеданий. В США. это особенно наглядно демонстрируют представители этноконфессиональных групп (амиши, мормоны, сирийцы-несто-риане и др.). На примере мормонов можно даже проследить процесс формирования этнической общности на основе конфессионального единства. Религиозная же дифференциация в пределах одной этнической группы (у ирландцев, немцев, украинцев) часто ведет к появлению существенных культурных и социальных различий у приверженцев разных вероисповеданий и разрушает целостность этнической общности.
Осознавая дезинтегрирующую роль конфессионального плюрализма, некоторые американские общественные деятели давно уже начали искать пути к его преодолению. В начале века, одновременно с выдвижением теории плавильного котла как образца этнического развития США, начались поиски основы для религиозного единства. Это был и пресловутый иудео-христианский комплекс*, призванный сформировать культурное единство нации, и мощное, экуменическое движение, вылившееся в создание ряда крупных межцерковных объединений. Это был и специфический американский пиетизм-евангелическое движение, развернутое методистами и лютеранами.
I The Ethnic Factor in American Politics. Ohio, 1970, p.40. и вобравшее в свои ряды многих глубоко религиозных протестантов. Во всех своих проявлениях движения за конфессиональное объединение США были тесно связаны с американской государственностью. Характерно, что с целью религиозной унификации в США была предложена идея гражданской религии (civil religion).
Однако идея эта не привилась в американском обществе и конфессиональное развитие США пошло по иноцу, несколько противоречивому пути, где взаимодействуют как интегрирующие, так и дезинтегрирующие тенденции. Определенную интегрирующую роль играет экуменическое движение, а дезинтеграция проявляется в оживлении сектантства, распространении восточных культов, появлении новых религиозных учений. В целом же религия продолжает оставаться по преимуществу разобщающей силой.
Во второй половине XX в. кризис американской государственности и кризис церкви совпали по времени. Первый всколыхнул мощную волну этнических движений, привлек внимание к расовым проблемам — тем, которые не находят решения уже в течение столетий, и тем, которые связаны с иммиграцией последних десятилетий. Второй вызвал взрыв нетрадиционной религиозности, оккультизма и дьяв о ломании. На кризис в религиозной сфере бурно среагировала пресса, он получил определенное отражение в американской литературе последних лет и привлек внимание исследователей.
От религии не приходится ожидать существенной поддержки этническому возровдению. В общественных условиях США можно, наоборот, опасаться, что этническое возрождение будет ослаблено взрывом религиозной активности. Правящие круги США хорошо понимают, что подъем этнического самосознания тесно связан с социальным протестом и тем самым опасен для буржуазного госуцарства. Религия же всегда остается мощной консервативной общественной силой и обладает определенными способностями направлять социальные движения в нужную для правящих кругов сторону.
Список литературы
- Ленин В.И. О значении воинствующего материализма. Полн.собр. соч., т.45, с. 28.
- Ленин В.И. О фракции сторонников отзовизма и богостроительства.-Полн.собр.соч., т.19, с.90−91.
- Ленин В.И. Проект программы нашей партии. Полн.собр.соч., т.4, с.228−229.
- Ленин В.И. Социализм и религия. Полн.собр.соч., т.12, с.142−143.
- Б.Маркс К. Интервью корреспонденту американской газеты «Chioago Tribune» в первой половине декабря 1978 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.45, с. 474.
- Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1, с.422−423.
- Маркс К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч. П, с. 33.
- Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.329−330.
- Э.Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. Маркс К. Энгельс Ф. Соч., т.7, с.359−376.
- Аверкиева Ю.П. Движение американских индейцев сегодня.
- США экономика, политика, идеология. 1981, № 2.
- Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М.: Наука, 1979.
- Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция. Сов. этнография, 1981, № 2.
- Аширов Н. Ислам и нации, М., Политиздат, 1975.
- Белов А.В. Карловацкий раскол прошлое и настоящее. М.: Знание, 1975.
- Белов А.В. Секты, сектантство, сектанты. М.: Наука, 1978.
- Бидль Дж.Г. Жизнь мормонов в У та или таинства и преступления мормонизма. СПб, 1872.
- Богина Ш. А. Иммиграция в США накануне и в период гражданской войны (1850−1865). М.: Наука, 1965.
- Богина Ш. А. Иммигрантское население США (1865−1900). 1.: Наука, 1976.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.
- Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. Очерки теории и истории. М.: Наука, 1981.
- Бромлей Ю.В. Этнос и эндогамия. Сов. этнография, 1969, $ 6.
- Брук С. И. Чебоксаров Н.Н. Метаэтнические общности. Расы и народы, вып.6, М.: Наука, 1976.
- Вебер М. Протестантская этика. М.: Наука, 1972.
- Великович Л.Н. Религия и политика в современном капиталистическом обществе. М.: Мысль, 1970.
- Великович Л.Н. Религия и церковь в США. М.: Наука, 1978.
- Вилните О.Т. Критика протестантской концепции человека. Рига- Знание, 1981.
- Восток-Запад. Исследования, переводы, публикации, М.: Наука, I 1982.
- Гараджа В.И. Кризис современного протестантизма и поиски «новой теологии». М.: Знание, 1973.
- Гольдберг Н.М. Свободомыслие и атеизм в США (ХУШ-Х1Х вв.). М.-Л.-Наука, 1965.
- Григулевич И.Р. Крест и меч: Католическая церковь в Испанской Америке. М.: Наука, 1977.
- Григулевич И.Р. «Мятежная» церковь в Латинской Америке. М.: Наука, 1972.
- Григулевич И.Р. О социальной роли религии . Сов. этнография, 1980, гё 6.
- Григулевич И.Р. Пророки «новой истины». М.: Изд.полит.лит., 1983.
- Зарубежные марксисты о религии ж церкви. М., Политиздат, 1975.
- Зубок Л.И., Яковлев Н. Н. Новейшая история США (I9I7-I968),
- М.: Просвещение, 1972. ЗЗ. Ипатов А. Н. Меннониты.(Вопросы формирования и эволюции этно-конфессиональной общности). М.: Мысль, 1978.
- Исследования по общей этнографии. М.: Наука, 1979.
- Кислова А.А. Протестантизм и католическая иммиграция в США (первая половина XIX в.) Американский ежегодник. 1982.
- Кислова А.А. Религиозные коммуны в США (первая половина XIX в.)
- Религяи мира", вып.1, М. :Наука, 1982.
- Кислова А.А. Социальное христианство в США. М.: Наука, 1974.
- Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М.: Наука, 1973.44Ковальский Н. А. Религиозные силы и борьба за мир и разоружение. «Религии мира», вып.1, М.: Наука, 1982.
- Минкявичюс Я.В. Католицизм и нация. М.: Мысль, 1971.
- Минкявичюс Я.В. Некоторые аспекты связи национального вопроса и религии. Политич. самообразование, 1973, № 2.
- Минкявичюс Я.В. О содержании религии. Сов. этнография, 1980, & 4.57Линкявичюс Я. В. Религии в многонациональном мире. Вильнюс: Минтис, 1978.
- Минкявичюс Я.В. Религия в этнической структуре общества -Вопр.философии, 1976, № II.
- Митрохин Л.Н. Баптизм. М.: Политиздат, 1974.
- Митрохин Д.Н. «Социальная терапия» Билли Грэйэма" Вопр. философии, 1973, JS 6.
- Москаленко А.Т. Пятидесятники. М.: Наука, 1973.
- Мчедлов М.П. Религия: модернизация позиции в изменяющемся мире. «Религии мира», вып.1, М.:Наука, 1982.
- Национальные процессы в США. М.: Наука, 1973.
- Очерки новой и новейшей истории США. Под ред. Г. Н.Севостьяно-ва М.: Изд-во Акад. наук СССР, I960, Т.1,2.
- Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли. М.:Изд-во иностр.лит., 1962. Тт. 1,2,3.
- Попов Н.П. Политизация массового сознания в США. М.: Наука, 1981.
- Проблемы истории и этнографии Америки. М.: Наука, 1979.68Лучков П. И. Современная география религий. М.: Наука, 1975.69Лучков П.И. О соотношении конфессиональной и этнической общностей. Сов.этнография. 1973, № 6.
- Сароян Уильям. Меня зовут Арам. Ереван: Советакан грох, 1980.71 .Современная буржуазная философия и религия. М. Политиздат, 1977.
- Современные этнические процессы в СССР. М.: Наука, 1975.73 .Современные этнонациональные процессы в странах Западной Европы. М.:Наука, 1981.
- Тамгинский И.И. Япония: религиозно-политическое движение Сока гаккай Комэйто. — Религии мира, вып.1, 1982.
- Токарев С.А. 0 религии как социальном явлении. Сов. этнография, & 3, 1979.
- Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Наука, 1976.77^гринович Д. М. Введение в теоретическое религиеведение. М.-.Мысль, 1973.
- Филановская О.В., Фурман Д. Е. Эволюция «черного мусульманства». США. — экономика, политика, идеология, 1981, № 3.
- Филатов С.Б. Православие на американской почве. США — экономика, политика, идеология, 1981, № 4.
- Филимонов Э.Г. Баптизм и гуманизм. М.: АОН, 1968.
- Фостер У.З. Закат мирового капитализма. М.: Политиздат, 1959.
- Фостер У.З. Очерки политической истории Америки. М.: йзд-во иностр.лит., 1953.
- Фурман Д.Е. Американский вариант секуляризации. Вопр. философии, 1973, № 12.84.фурман Д. Е. Религия и социальные конфликты в США. М.: Наука, 1981.85."данышев А. Н. Протестантизм. М.: Наука, 1969.
- Шлепаков А.Н. Иммиграция и американский рабочий класс в эпоху империализма. М.: Мысль, 1966.
- Шлепаков А. Н. Смирнова Л.А. США: «Похищение умов» в прошлом и настоящем. М.: Мысль, 1983.
- Шлепаков А.Н. США: социальная структура общества и его национальный состав. Киев: Наук. думка, 1976.
- Щлепаков А.Н. Укра1нська трудова ем1грац1я в США I Канад1 (к!нец XIX початок XX ст.). Ки1 В, I960.
- ЭО.Шлепаков А. Н., Вайнштейн Г. И., Гулевич В. Н. и др. Пути формирования и источники пополнения рабочего класса развитых капиталистических стран. Киев: Наук. думка, 1980.91 .Штюка В. Г. Быт и религия. М.: Мысль, 1966.
- Этнические процессы в странах Южной Азии. М.-.Наука, 1976.
- Alho Olli. The religion of the slaves. Helsinki, 1976.
- Barnett H.G. Indian shakers. A messianic cult of the Pacific
- Northwest. Carbotidale, 1957.
- Barton J.J. Peasants and strangers. Italians, Rumanians and
- Slovaks in an American city, 1890−1950. Cambridge (Mass.), 1975.
- Benne K. and Hefner P. Defining America. A christian critiqueof the American dream. Philadelphia, 1974.
- Billigmeier R.H. Americans from Germany. A study in culturaldiversity. Bloomington. New York, 1975.
- Billington R.A. The Protestant Crusade, 1800−1860: A Study ofthe Origins of American Nativism. Chicago, 1964. Ю7. Blanchard P. The Irich and Catholic Power. Boston, 1953.
- Burstein, Abraham. Laws concerning religion in the United1. States. Washington, 1950.
- Characteristics of the population by ethnic origin. Washington, 1971.
- Christopher A. Armetiiens in cities. Armenian review. Boston, 1975, vol.28, N 3.
- Churches 8s church membership in the United States. Washington, 1971.
- Clark E.T. The small sects in America. New York-Naschville, 1949.
- Cohen W.I., Westoff Ch.F. Demographic dynamics in America.1. New York, 1977.
- Congar G. L’Eglise devant la question raciale. Paris, 1953*
- Connor W. Review article: Ethnicity, Race and Class in the
- United States. Ethnic and Racial Studies. London, 1980, vol.3, N 3.
- Contemporary Catholicism in the United States. Ed. by ph.1. Gleason. London, 1969.
- Current Population Report. Population Characteristics. Series
- P—20, N 224, Washington, 1971.
- Dempsey H.A. Blackfoot ghost dance. Alberta, 1968.
- Divided Society. The ethnic experience in America. Ed. by C.1. Greer. New York, 1974.
- Documents of American Catholic History/Ed.by J.T.Ellis. Milwaukee, 1956*
- Dohen Dorothy. Nationalism and American Catholicism. New York, 1967.
- Dohrman H.T. California cult. The story of «mankind united».1. Boston, 1958.
- Dolan J.P. Catholic Revivalism. The American Experience.1. Notre Dame 1978.
- East across Pacific. Ed. by H.Conroy. Santa Barbara (Cal.), 1972.
- Ellis J.I. American Catholicism. Chicago, 1956.
- Ellwood R.S. Religions and spiritual groups in modern America. New York, 1973″
- Enrich Ronald. Youth, brainwashing, and the extremist cults.1. Exeter, 1977″
- Ethnic American minorities. A guide to media and materials.
- New York, London, 1976. Ethnic chronology series.
- N 3. The Jews in America. 1621−1977. New York, 1978.
- N 14. Tung W.L. The Chinese in America 1820−1973.
- N 15. The Japanese in America. 184−3-1973. New York, 197?.
- N 22. Cardozo Manoel da Silveira Soares. The Portugese in America 1890−1974. New York, 1976.
- N 23. Kim Hgung-chan. The Filipinos in America 1898−1974. New1. York, 1975.
- N 25. The Ukrainians in America 1608−1975. New York, 1976.
- N 26. The Chicanos in America 1540−1974. New York, 1975.
- N 28. Laska V. The Czechs in America 1633−1977. New York, 1978.
- The ethnic factor in American politics. Ohio, 1970.
- Ethnic families in America. Patterns and variations. Ed. by
- Ch.H.Mindel. New York, 1976.
- Ethnic Identity: Cultural continuities and change. Ed. G. de
- Vos and Lola Komanucci-Rossi. Mayfield, 1975.
- Ethnic information sources of the United States. Detroit, 1976.
- Ethnic leadership in America. Ed. by Higham I. Baltimore, 1978.
- Ethnic origin and educational attainment. Washington, 1971.
- Ethnicity. Ed. by A.M.Greeley and G-.Baum. New York, 1977.
- Ethnicity and aging: Theory, Research and Policy. New York, 1979.
- Ethnicity: theory and experience. Ed. by N.Glaser. Cambridge1. Mass.), 1975.
- The Europa Year-Book. 1982−1983. vol.11. London, 1983.
- Fairchild H.P. Race and nationality as factors in Americanlife. New York, 1947.
- Fauset A.H. Black Gods of the Metropolis. Philadelphia, 1949.
- Feagin J.R. Racial and ethnic relations. New York, 1978.
- Fishman J.A. Hungarian Language Maintenance in the United
- States. Bloomington, 1966.
- Fishman J. A., Nahirni V.C., Hofman J.E., Rayden R.B. Language loyalty in the United States. London-Paris, 1966.
- Fitzpatrick G.F. Puerto Rican Americans: the Meaning of Migration to the Mainland. New York, 1971.
- Gallo P. Ethnio alienation: the Italian-Americans, New York, 1974.
- Glazer N., Moynihan D.P. Beyond the Melting Pot. Cambridge, 1. Mass.), 1963.
- Gomez D.F. Somos chicanos: Strangers in our own Land. Boston, 1973.
- Gordon M. Assimilation in American Life. The Role of Race,
- Religion and National Origin. New York, 1964. 157* Grand^aison J. Nationalisme et religion. Montreal, 1970.
- Grebler L., Moore J.W., Guzman R. The Mexican-American
- People. New York-London, 1970.
- Greeley A"M. American Catholic. A Social Portrait. New York, 1977.
- Greeley A.M. An ugly little secret: Anti-catholicism in- 183
- Greeley A.M. An ugly little secret: Anti-catholieism in
- North America. Kansas City, 1977.
- Greely A.M. The Catholic Experience. New York, 1967.:
- Greeley A.M. The hesitant piligrim. American Catholicismafter the Council. New York, 1966.
- Greenfield R. The spiritual supermarket. New York, 1975″
- A Guide to the religions of America. New York, 1955″
- Halich Wasyl. Ukrainians in the United States. New York, 1937j
- Handlin o. American People: The History of Society: Children of Uprooted. New York, 1966.
- Handlin 0. Race and Nationality in American life. New York, 1957.
- Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups. Cambridge1. Mass.), 1980.
- Herberg W. Judaism and modern man. An interpretation of Jewish religion. New York, 1960.
- Herberg W. Protestant Catholic. Jew. An essay in Americanreligious sociology. New York, 1956.
- Historical Statistics of the United States from Colonialtimes to 1970. Washington, 1975.
- Hoekema A.A. The four major cults: Christian Science, Jehovah’s Witness, Mormonism, Seventh day Adventism. Exeter, 1963.173″ Holm Jean. The study of religions. London, 1977.
- Howe I. World of our fathers. New York, 1976.
- Hubbard R.L. The Phoenix lectures. Los Angeles, 1975,
- Hudson W.S. Nationalism and religion in America. Concepts of
- American identity and mission. New York, 1970.
- Immigrants and the American labor market, Washington, 1977.
- Immigrants and Religion in Urban America. Ed. by Miller R.,
- Merzik Th. Philadelphia, 1977.
- Isaacs H.R. Idols of tribe. Group identity and politicalchange. New York, 1975*
- Johnston Ruby F. The Development of Negro Religion. New1. York, 1954.
- Kayal Ph.M. and Kayal J.M. The Syrian-Lebanese in America.
- A study in religion and assimilation. Washington, 1977.
- Kennedy J. A Nation of Immigrants. New York and Evanston, 1964.
- Lahart K. What happens when the Melting Pot Fire goes out.- Newsday, 1971, June, 5″
- Landis, Benson Y. The Roman Catholic Church in the United
- States. A guide to recent developments. New York, 1966.
- Leckie K. American and Catholic. Garden City, 1970.
- Lenski G.E. The religious factor. A sociological study ofreligious impact on politics, economics and family life. New York, 1961.
- Collam J.A. Carnaval of souls: Religious cults and young people. New York, 1979.
- Mc Cready W.C. and Greeley A.M. The ultimate values of the
- American population. London, 1976. 189″ Maldonaldo-Denis M. En las entranas: un analisis sociohisto-rico de la emigration puerto-rriquena. La Habana, 1976.
- Mead F.S. Handbook of denominations in the USA. New York, 1970.
- Middleton R. Do christian beliefs cause anti-semitism? American Sociological Revue, 1973, vol.38, N 1.- 185
- Mintz Jerome R. Brooklin’s Haeidim. Natural History, 1976, N 3.193* Moberg D.O. The church as a social institution. The sociology of American religion. Englewood Cliffs, 1962.
- Monahan Th.P. Some dimensions of interreligious marriages in1. diana, 1962−67. Social Forces, vol.52, ded. 1973.
- Montero Darrel. The Japanese Americans: Changing patternsof assimilation over three generations. American Sociological Revue. Vol.46, N 6. Dec. 1981.
- Mulder W. Homeward to Zion. The Mormon Migration from Scandinavia. Minneapolis, 1957.
- Needleman J. The new religions. New York, 1970.
- The new religious conciousness. Berkeley, 1976.
- O’Brien D. The Renewal of American Catholicism. New York, 1972.
- Olmstead C.E. History of religion in the United States.1. Englewood Cliffs, 1962.
- Paul VI. Christus und der Mensch von heute. Wien-Miinchen-Zurich, 1968.
- Piepkorn A.C. Profiles in belief: The religious bodies of the
- United States and Canada. New York, 1978. 203″ Religion and American society. California, 1961. Religion in America. The Gallup Opinion Index.204. N 130, 1976−205. N 145, 1978−206. N 184, 1981.
- Religion in American history. Interpretive essays. Englewood Cliffs, 1978.
- Religion in American life. Ed.J.W.Smith and A.L.Jamison. Vol.1, Princeton, 1961.
- Religions in America. Ed. by Marx H.L. New York, 1977.
- Religious discrimination. Washington, 1980.
- Religious movements in contemporary America. Ed. by I.I.Zaretsky and M.P.Leone. New York, 1974.
- Rowley P. New gods in America. An informal investigationinto the new religions of American youth today. New York, 1 971 213. Schlesinger A.M. The Rise of the City. 1878−1898. New York, 1933.
- Schneider H. Religion in 20-th century America. Cambridge1. Mass.), 1952.
- Schwartz Garry. Sect ideologies and social status. Chicago-London, 1970.
- Scientology: a world religion emerges in a space age. Hollywood, 1974.
- Simpson G.E. Black religions in the new world. New York, 1978.
- Simpson G.E. Yinger J.M. Racial and Cultural Minorities. New1. York, 1958.
- The social reality of ethnic America. Ed. by Gomez D. Lexington, 1974.
- Sowell Th. Ethnic America. New York, 1981.
- Spiro M. Acculturation of American ethnic groups. American
- Anthropologist, 1955, vol.57, N 6.
- Sperry W.L. Religion in America. Boston, 1963.
- The Statesman’s Year-book. London, 1983.
- Statistical Abstracts of the United States. Washington, 1975.
- Statistical Review of Immigration. Reports of the Immigration Commission, vol.3. Washington, 1979.
- Stephenson G.M. The religious aspects of Swedish immigration.
- New York, 1 969 227. The Swiss-fiermans in South Dakota. 1874−1974. New York, 1975.
- Tashjian J. A bioentenial history of the Armenian communityof Massachusetts. Armenian revue, Boston, 1975, vol.28, N 3.
- Teaching Ethnic Studies. Concepts and Strategies. Ed. Banks1. J.A. Washington, 1973″
- Underbill R.M. Red man’s religion. Chicago-London, 1965.
- United States. Bureau of the Census. Census of religiousbodies 1936. Washington, 1939.
- UnitedStates Census Office. Report on statistics of churchesin the United States at the eleventh census:1880. Washington, 1894.
- Van den Berghe P.L. Race and Ethnicity: Essays in Comparative
- Sociology. New York-London, 1970.
- Vecoli R. Prelates and Peasants. Italian Immigrants and the
- Catholic Church. Journal of Social History. Spring, 1969.
- Vinger I.M. The Influence of Anthropology on Sociological
- Theories of Religion.-American Anthropologist, 1958, vol. 60, N 3.
- Warner L.W. and Srole L. The Social Systems of American Ethnic Groups. New Haven, 1945, v.III.
- Washington T.R. Black sects and cults. Doubleday, 1972.
- Wills Garry. Bare ruined choirs. Doubt, prophecy, and radicalreligion. Garden City, 1972.
- Wilson Br.R. Religion in secular society. A sociological comment. London, 1966.
- Wilson Br.R. Religious sects: a sociological study. London, 1970.
- Wilson В. Sects and Society. California University press, 1. ndon, 1961.
- Wilson C. The outsider. Boston, 1956.
- Wilson John. Religion in American society: the effectivepresence. New York, 1978″
- Wuthnow R. Experimentation in American religion: The newmysticisms and their implications for the churches. New York, 1%5.
- Yearbook of American and Canadian Churches, 1978. Nashwille, 1979.
- Zangwill Israel. The Melting Pot. New York, 1908.
- Znaniezky-Lopata H. Polish Americans. Status competition inan ethnic community. New York, 1976.