Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние конфессионального фактора на этнические процессы в США (1870-1980 гг.)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пучков П. И. Религия и этнос. В кн.: «Современная география религий». М.: Наука, 1976, сс. 167−182. Он же. О соотношении конфессиональной и этнической общностей. Сов. этнография, 1973, № 6. взятые в отдельности баптисты создают конфессиональную общность иного иерархического уровня. Единство в данном случае может быть осознанным или нет, что принципиально отличает конфессиональную общность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Формирование конфессиональных и этнических групп США и отражение этого процесса в американской этнографии
  • ГЛАВА II. Этническая структура трех крупнейших конфессиональных общностей США
  • ГЛАВА III. Взаимодействие конфессионального и этнического в пределах малых конфессиональных и этнических групп США

Влияние конфессионального фактора на этнические процессы в США (1870-1980 гг.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель данного исследования — на примере высокоразвитой капиталистической страны, в население которой постоянно вливаются различные этнические компоненты, показать механизм воздействия религии на этническое самосознание, определить степень зависимости этнических процессов от конфессиональной ситуации в стране.

Реальность существования определенной взаимосвязи между религиозным и этническим самосознанием несомненна, эта связь подтверждается многочисленными примерами из истории человечества. Племенные верования первобытности, полисные и государственные религии раннеклассовых обществ, Реформация и первые буржуазные революции, в которых борьба за истинную веру и национальную церковь были тесно переплетены с отстаиванием национальных интересов и завершались созданием европейских наций — вот далеко не полный перечень примеров связи между религией и этносом.

Особенно богатый материал для решения вопроса о соответствии этноса и религии дает нам этническая история США. Прежде всего, в Соединенных Штатах нередко хорошо прослеживается связь этнического и конфессионального самосознания (а иногда даже цроисходит подмена одного другим). Кроме того сам чрезвычайно разнообразный в расовом и этническом отношении состав населения США представляет собой благодатный материал для подобного рода наблюдений. На примере США можно хорошо проследить процесс включения в новую формирующуюся конфессиональную общность разных этнических групп и связь этого процесса с аккультурацией, а также поставить воцрос о влиянии религии на расовые отношения, которые на сегодняшний день представляют собой одну из наиболее острых проблем в социальной жизни США.

На пути к решению основной задачи — выяснению взаимосвязи этноса и религии — автору настоящей работы пришлось исследовать ряд частных проблем, из которых отметим здесь наиболее существенные:

1) влияние конфессии на стабилизацию (или ассимиляцию) иммигрантской группы;

2) степень эндогамности этнических и конфессиональных общностей;

3) взаимодействие конфессионального фактора с другими факторами, влияющими на этнические цроцессы;

4) прямые и опосредованные через комплекс культурно-бытовых особенностей формы воздействия религии на этническое самосознание .

Поэтому наряду с методологией исторического материализма нами была использована и методика частных исследований.

Проблема влияния религии на этнос, роли религиозного фактора в стабилизации этноса, проблема связи этнического и конфессионального самосознания давно занимает этнографов, историков, религиеведов.

Актуальность избранной темы обусловлена сравнительно высоким уровнем религиозности в США и значительной ролью церквей в социальной жизни страны. Американские церковные деятели активно воздействуют на внутреннюю и внешнюю политику государства. Определенное, хотя и противоречивое влияние оказывает сложившаяся в США конфессиональная ситуация на идущие в стране этнические процессы, цричем это влияние на разных этапах американской истории было весьма различным.

Возможны разные подходы к решению проблемы этноса и религии. В частности, довольно широко практикуется анализ позиции той или иной церкви по вопросам этнического развития и на этой основе определяется степень связи этноса и религии в каждом конкретном случае. Но возможен и другой, социологический подход. В этом случае в первую очередь рассматриваются сложившиеся в стране этническая и конфессиональная ситуации и выявляется, как соотносится конфессиональный фактор с другими социальными факторами, воздействующими на этнические процессы. Подобные исследования ведутся в Соединенных Штатах различного рода организациями: государственными комиссиями*, университетами и другими научно-исследовательскими центрами**, церквами я и различными религиозными ассоциациями, наконец, журналистами различной ориентации, церковными общественными деятелями и писателями публицистами.

При подобных исследованиях опираются в основном на данные выборочных или региональных социологических обследований, в меньшей степени на данные церковной статистики. Государствен.

I Religion and American society. California, 1961; The ethnio faotor in American politios. Ohio, 1970.

2 Wilson B. Sects and Society. California University Press,.

London, 1961.

3 Yearbook of American and Canadian Churches. NashwillChurohes & church membership in the United States. Washington, I971. ный учет верующих в США, как известно, не ведется: вопрос о конфессиональной принадлежности последний раз ставился в переписи 1936 г. и по желанию большинства избирателей был изъят из стандартного опросника переписей. Отсюда большое разнообразие статистических данных и оценок, характеризующих ситуацию в стране.

При анализе взаимосвязи этноса и религии особое значение имеет методологическая четкость и последовательная методика исследования. Пользуясь методологией исторического материализма, мы старались возможно полнее использовать преимущества разработанного ею целостного анализа и рассматривать соответственно религиозный фактор не изолированно, а в ряду других социальных факторов, определяющих этнические процессы в стране. Кроме того, понимая необходимость не отрывать надстроечных явлений от базиса и видеть за борьбой идей борьбу классов, мы стремились глубже вникнуть в социальную сущность новых религиозных течений в США, которые под новизной вероучения скрывают подчас архиреакционную политическую платформу. Широкие временные рамки позволяют наблюдать эволюцию системы, а каждое микроисследование, посвященное той или иной этнической группе США, сопровождается некоторой исторической ретроспекцией освещающей появление этой группы в Новом Свете.

Избранная теш требует комбинирования синхронного и диа-хронного подхода. Первый, очевидно, преобладает в исследовании, так как наше внимание обращено в первую очередь на функционирующую систему — общество, в котором сосуществуют различные социальные явления, и между ними мы стремимся выявить существенные связи. Диахрония же отдельных элементов системы — история некоторых этнических и конфессиональных групп рассматривается на значительном отрезке времени, но по необходимости фрагментарно: выделяются лишь основные этапы развития этникосов, обуславливающие их современное положение.

Понятийный аппарат для работ такого рода как наша имеет очень важное значение. В диссертации используются разработанные в советской этнографической науке понятия — этническая общность, этносоциальный организм, этникос*, метаэтническая 2 общность. Применяются также теоретические положения, касающиеся классификации и сопоставления этнических и конфессиональных общностей .

При этом необходимо остановиться особо на понятии конфессиональной общности. Этим термином определяется группа верующих, принадлежащих к одному вероисповеданию или одному направлению какой-либо религии, к одной церкви или одной секте. Все католики мира составляют католическую конфессиональную общность, католики Дивана образуют ливанскую католическую общность. Все протестанты принадлежат к конфессиональной общности, но и.

1 Бромпей Ю. В. Современные цроблемы этнозтрафии. М.- Наука, IS8I, сс. 10−45. Чебоксаров Н. Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых.Сов.этнография, 1967,№ 4.

2 Брук С. И., Чебоксаров Н. Н. Метаэтнические общности. Расы и народы. М., 1976. Вып.6.

3 Пучков П. И. Религия и этнос. В кн.: «Современная география религий». М.: Наука, 1976, сс. 167−182. Он же. О соотношении конфессиональной и этнической общностей. Сов. этнография, 1973, № 6. взятые в отдельности баптисты создают конфессиональную общность иного иерархического уровня. Единство в данном случае может быть осознанным или нет, что принципиально отличает конфессиональную общность от общины верующих. Последняя как правило обладает и территориальной общностью и уж обязательно является осознанным единством. Конфессиональная общность может приобрести черты культурного единства и превратиться в метаэтническую общность, но это совершенно не обязательно и происходит достаточно редко. Конфессиональная общность не обладает по определению чертами этнического единства. Однако она может коррелировать с определенной этнической группой (типичнейший пример — племенные религии, а также национальные — конфуцианство, синтоизм), или приобретать черты этнического своеобразия (мормоны), в обоих этих случаях возникают общности особого типа, называемые этноконфессиональными.

Как этнической истории США, так и религиозной жизни этого государства посвящено много работ советских этнографов/историков и философов. Настоящее исследование продолжает уже сложившуюся в нашей науке традицию изучения влияния религии на общественную жизнь США. Из работ, посвященных этническим и конфессиональным проблемам этой страны можно назвать монографии Ш. А. Богиной, освещающие основные этапы иммиграции в США до начала XX в. и судьбы сложившихся уже в Америке иммигрантских групп*. Положение американских конфессиональных общностей проанализировано в монографии А.А.Кисловой2.

1 Богина Ш. А. Иммиграция в США. М. :Наука, 1965. Она же. Иммигрантское население США 1865−1900 гг. Л.:Наука, 1976.

2 Кислова А. А. Социальное христианство в США. М.: Наука,.

1974.

В последние годы вышли также три монографии, в которых показана роль религии в социальной жизни США.1 Выявляя своеобразие США как государства, в котором очень высокий (по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами) уровень религиозности сочетается со столь же высоким уровнем секуляризации, исследователи показали как активно влияет религия на все без исключения социальные институты США, сколь действенна она и все связанные с ней организации в социальных делах.

Наконец, как обстоит дело с разработкой проблемы этноса и религии в зарубежной литературе? Надо признать, что исследователи разных специальностей вплотную подошли к этой проблеме. Прежде всего самим деятелям церкви необходимо определить свою позицию по расовому и национальному вопросу. Это делается в официальных документах^, проповедях, курсах лекций для студенз тов-теологов, на страницах религиозных журналов и в специально посвященной этому литературе^. Во главу угла обычно ставит.

1 Великович Л. Н. Религия и церковь в США. М.-.Наука, 1978; Фурман Д. Е. Религия и социальные конфликты в США. М. :Наука, 1981. Григулевич И. Р. Пророки «новой истины». М.-.Издательство политической литературы, 1983.

2 Paulus VT. Populorum progression.1967. Paul VI. Christus und der Mensch von heute. Wien-Muncben-Ziirioli, 1968.

3 Religious Studies. LondonTemenos. Helsinki, Christus. Paris a.O.

4 Congar G" L’Eglise devant la question raciale. Paris, 1953; Grand’Maison J. Nationalisme et religion. Montreal, 1970; Mason P. Christianity and race. London, 1956. ся задача представить церковь высшим миротворцем и цивилизатором. Однако даже клерикальными кругами ощущается дефицит серьезных разработок проблемы этноса и религии. В связи с этим Джин Хольм в своей книге «Изучение религий», открывающей новую серию «Очерки религиеведческих исследований», издаваемую Оксфордским Университетом, подчеркивает, что «религии влияют на миропонимание и образ жизни и тесно связаны с этническим самосознанием (ethnic identity, А завершающим выпуском этой же серии запланирована книга «Ethnica and belief» .

Из зарубежных (в первую очередь американских) работ, в которых говорится о конфессиональной ситуации, наиболее интереср ны те, что посвящены социологии религии. В этих работах явственно прослеживается функциональный подход к изучаемому материалу. Дается подробная характеристика современных религий, их распространения, деятельности церквей и сект, социального статуса адептов различных верований. Такого рода исследования опираются как на официальную статистику и литературный материал, так и на специально проведенные социологические микрообследования0.

1 Holm Jean. The Study of Religions. London, 1977, p.8.

2 Wilson Br.R.Religion in secular society. A sociological comment.London.I966-idem, Religous sects a sooiologioal study. London, 1970;Wuthnow R. Experimentation in American religion. Bercley, 1978.

3 Rowley P. Hew gods in America. An informal investigation into the new religions of American youth today. NY, I97I.

Основными источниками для настоящей работы послужили данные конфессиональной статистики США и материалы переписей населения, содержащие сведения об этнической принадлежности.

Учет верующих в США ведется различными религиозными организациями и не централизован. Лишь в отдельные годы вопрос о вероисповедании включался в переписные листы и поэтому мы располагаем полными сведениями о распространении различных религий в США только на конец XIX в. и на 30-е годы XX в.* Что же касается остальных данных, то они, во-первых, не полны, так как не все церкви и секты США ведут учет своих адептов и, во-вторых, не всегда сопоставимы, поскольку различные религиозные организации при учете своих членов берут за основу разные критерии. Так, католическая церковь признает своими послег дователями всех родившихся в католических семьях и крещеных детей, а большинство протестантских — только тех, кто достиг конфирмационного возраста и сознательно принял крещение. Иуда-истами считают всех евреев США, не заявивших о своей принадлежности к иной религии.

Данные конфессиональной статистики сводятся воедино и публикуются в разного рода справочных изданиях2. Дополнить и скорректировать конфессиональную ситуацию в США помогают со.

1 United States Census office. Report on statistics of churches in the United States at the eleventh census: 1880. Washington, 1894- United States. Bureau of the census. Census of religious bodies 1936. Washington, 1939.

2 Например, Yearbook of American and Canadian Churches,.

Nashwxlle, I978j.

The Statesman’s Year-book. London, 1982* циологяческие обследования, проводимые институтом Гэллапа*.

Что касается этнической статистики, то она в США драк-тически отсутствует.

Тем не менее этническая структура населения США может быть определена по ряду косвенных данных (раса, страна рождения, страна цроисхождения, родной язык), учитываемых при проведении переписей^.

При проведении переписи населения США расовую принадлежность определяют не антропологическими, а иными критериями (юридическим статусом, самоопределением, восприятием окружающих). В качестве особых рас рассматриваются «белые», «черные», индейцы, эскимосы, алеуты, гавайцы, японцы, китайцы, филиппинцы и другие. И хотя расы в антропологическом понимании этого слова перепись фактически не определяет, принятый принцип учета позволяет выделить ряд конкретных этнических групп.

Вопрос о стране происхождения определяет страну рождения отца и матери опрашиваемого. В случае, если родители происхо.

А Guide to religions of America. New York, 1955; Piepkorn A.C. Profiles in Belief. The Religious Bodies of the United States and Canada, vol. VI, VII, San-Franoisoo, 1978 $ Historical Statistics of the United States. Washington, I960- Statistical Abstracts of the USA, Washington, 1975.

1 Religion in America. The Gallup Opinion Index. N 130, 1976; К 145, 1978; И 184, 1981.

2 Методика определения численности народов по косвенным данным предложена в кн.:Численность и расселение народов мира. Под ред.С. И. Брука, М.:Наука, 1962, с.45−56.

— 13 ждения определяется по матеря. При определении этнической принадлежности полученные данные затруднительно использовать в тех случаях, когда страна рождения или страна происхождения являются многонациональным государством (например, Великобритания, Австро-Венгрия, Испания), в остальных случаях эти данные являются важным этническим детерминантом.

Сведения о родном языке (родным в американском переписном учете принято считать язык, на котором говорили в семье опрашиваемого в годы его детства) характеризуют не столько этнический состав населения США, сколько этнические процессы, идущие в этой стране. Быстрота перехода на английский язык в повседневном общении, безусловно, показывает в определенной мере степень ассимшшрованности того или иного человека, хотя и не определяет его этнической принадлежности. Американские ученые, уделяющие очень большое внимание изучению лингвистической ситуации в стране, делают подчас слишком поспешные выводы из своих наблюдений, считая всех лиц, перешедших на английский язык ассимилированными*. Однако следует помнить, что наряду с языком есть и иные факторы, поддерживающие целостность этнической группы (эндогамия, расовое своеобразие) и способствующие сохранению.

I Fishman J.A., Nahirni V.C., Hofman J.E., Hayden R.G.C.a. Language loyalty in the United States. The maintenance and perpetuation of non-English mother longues Ъу American ethic and religions groups. London — the Hague — Paris, 1966. Рецензию Ш. А. Богиной на эту книгу см. в журнале Сов. этнография, 1969, В 2, с.152−155.

— 14ею культурной специфики (компактность расселения, не прерывающаяся связь с родиной). Так, живущие в США японцы и армяне, хотя и отличаются высокой степенью языковой ассимилированнос-ти, тем не менее не утрачивают своего этнического своеобразия и самосознания.

При отмеченных выше недостатках статистического учета в США несомненным достоинством американской статистики является систематическая публикация тематических подборок, в которых отражаются корреляции между несколькими социальными параметрами, например этническим происхождением и образованием, средним доходом, профессией*. Пользуясь такими источниками, можно достаточно подробно охарактеризовать социальный статус различных иммигрантских групп и проследить его динамику.

В числе важнейших источников, которые могут быть использо ваны для определения этнического состава населения, следует упомянуть и большую серию публикаций исторических документов, относящихся к иммигрантским группам и выходящих под заглавием «Ethnic Chronology Series В выпусках этой серии освещаются наиболее существенные события в жизни разных этнических групп с момента их появления в США до 70-х годов XX в. К этому изданию примыкает другая серия -» Minorities in American Life Series которая представляет собой уже не публикацию исторических источников, а исследования, посвященные той или иной иммигрантской группе США. Наконец, итогом длительно.

I Ethnio origin and educational attainment. Washington, 1971; Immigrants and the American lahor market. Washington, I974- Ethnic information sources of the United States. Detroit, 1976.

— 15 го и многостороннего изучения этнического состава населения США, ведшегося под руководством Гарвардского университета, явилась Энциклопедия американских этнических групп, изданная в 1980 г.* Большое внимание уделяется в этом труде и религиозной цринадлежности этнических групп.

В течение последних пятидесяти лет издавались также тематические подборки документов, отражающих важнейшие события в р религиозной жизни страны. Некоторые из них использованы в данной работе.

На все вышеперечисленные источники и литературу делаются ссылки в тексте. Материал тематических выборок из переписей, озаглавленных, как правило, '^Characteristics of the population by.*гоже в большинстве случаев приводится со ссылками. Без сносок дается лишь численность тех или иных групп населения по стране в целом или по штату, определенная переписью 1980 г., численность приверженцев той или иной церкви, указанная в «Ежегоднике американских церквей». В последнем случае в работе просто отмечается:" По данным такого-то года." или «В таком-то году церковь насчитывала.» .

Широко использована в диссертации и справочная литература^. В качестве дополнения к основным источникам привлекались.

1 Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups. Boston, 1980,.

2 Например, 01mstead C.E. History of religion in the United States. Englewood Cliffs., 1962; Schneider H.W.Religion in 20th century America. Cambridge, 1952.

3 Например, С. И. Брук. Население мира. Этнографический справочник. М., 1981; Mead F.S. Handbook of denominations in the.

USA, New York, 1970 и др. также произведения художественной литературы США., иллюстрирующие отдельные стороны религиозной и этнической жизни этой сараны, а также газетная публицистика.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественной этнографии ставится проблема влияния религии на этническое развитие крупной буржуазной нации. Несмотря на глубокое изучение в нашей стране этнических процессов в.

Т 2 современном мирехи истории религии, исследования в этих двух направлениях до сих пор почти не пересекались. До этой работы на соответствующую теаду был написан лишь раздел «Религия в формировании американской нации» в монографии «Национальные процессы в США» (автор — А.А.Кислова)3. Однако сравнительно небольшой объем этого раздела не позволил провести всесторонний анализ всех значительных этнических и конфессиональных групп сараны. Советские американисты не обходят вниманием религиозную ситуацию в Соединенных Штатах, но редко связывают свои исследования с этнической проблеш-тикой.

1 Национальные процессы в США. М.:Наука, 1973; Современные этнические процессы в СССР.М.:Наука, 1975; Этнические процессы в странах Южной Азии.М.: Наука, 1976; Этнические процессы в саранах Южной Америки, М.:Наука, 1981; Современные этнонациональные процессы в странах Западной Европы. М.: Наука, 1981 и др.

2 Крывелев И. А. Религии и церкви в современном мире, М.: Советская Россия, 1961; Он же. История религий. Очерки в 2-х тт. М.: Мысль, 1976; Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1976. 3 Национальные процессы в США, М.:Наука, 1973, сс.360−396.

— 17 В зарубежной литературе история религий в США освещена достаточно подробно, этническая история Америки также рассматривалась неоднократно, однако на стыке этих двух тем в последнее время не проводились значительные исследования. Этой проблеме посвящены лишь отдельные журнальные статьи, написанные на материале выборочных социологических обследований. По отношению ко всему населению США вопрос о связи конфессионального и этнического самосознания еще не ставился.

Новизна данной диссертационной работы заключается и в том, что в ней вводится в научный оборот ряд фактических данных, отражающих корреляции этнического и конфессионального самосознания, в том числе не публиковавшаяся ранее в советской печати конфессиональная и демографическая статистика.

Исследование может иметь практическую ценность для специалистов, занимающихся этнографией США, для тех, кто изучает социологию религии, для лекторов-пропагандистов. Приводимые в диссертации факты показывают неверность часто используемого в современной религиозной пропаганде положения о том, что религия якобы сближает народы. Диссертация может представить интерес также с точки зрения методологии, поскольку является опытом комплексного анализа этнических и конфессиональных проблем. Приемы отбора и обработки материала могут быть применены в будущих исследованиях подобного рода, проводимых по другим регионам мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Соединенные Штаты в настоящее время являют собой образец этнического и конфессионального плюрализма. Процесс интеграции североамериканской нации пока еще далек от своего завершения. В первую очередь это обусловлено не црекращающейся, но меняющей свой характер иммиграцией в США. Если на определенном этапе, а именно к концу Войны за независимость, можно было говорить о том, что нация уде сложилась и рассматривать перспективы ее развития, то с началом массовой иммиграции в середине прошлого столетия положение изменилось. В стране складывались отчетливо выделяемые, как правило осознающие свою культурную специфику, этнические группы. Их представители не всегда были ориентированы на ассимиляцию, 1фоме того само принимающее общество по отношению к некоторым из них какое-то время придерживалось тактики отчуждения. Так, ирландцев-католиков встретили в штыки американские нейтивисты, а националистически настроенные немцы-католики сами стремились к изоляции.

Социальная мобильность оказалась самым действенным фактором дестабилизации сложившихся в рамках североамериканского населения этнических групп. Повышение социального статуса представителей старой иммиграции способствовало размыванию границ скандинавской, немецкой, ирландской этнических общностей. Однако рядом с ними появились новые многочисленные иммигрантские группы уже иного происхождения. Они сменяли выходцев из Западной Европы на нижних ступеньках социальной лестницы США, и путь наверх для них был более длительным и трудным, чем для их предшественников. В книге «Нация иммигрантов» Джон Кеннеди справедливо писал: «Иммиграция. Она дала всем старым американцам образец, по которому можно было судить, как далеко они должны были продвинуться, и всем новым американцам — понимание того, как далеко они могут продвинуться. Она напоминала каждому американцу, старому и новому, что изменения — это существо жизни, и что американское общество — это процесс, а не итог» *.

Американские ученые по-разному оценивали роль имиграции в процессе формирования нации и перспективы этнического развития своей страны. Однако, если в начале XX века преобладала модель плавильного котла, по которой североамериканская нация в будущем представлялась культурно-гомогенным единством с устойчивым американским этническим самосознанием, то во второй половине нашего столетия ученые и общественные деятели США воспринимают свое общество как плюралистическое, ибо тенденция к сохранению этнических групп, хотя и не жестко изолированных, но имеющих свою культурную специфику, память о происхождении и самосознание, пока еще очень сильна. Возможно, США используют в какой-то мере в дальнейшем опыт соседней с ними Канады — этнически мозаичного государства. Хотя определенная ступень однородности в США, в отличие от Канады, достигалась неизменно и будет сохраняться в дальнейшем: это переход на английский язык и относительно дисперсное расселение этнических групп. Характерно, что меннониты Канады и США, среди которых есть приверженцы одной церкви (она образует общую организацию для этих двух государств), в Канаде сохранили немецкий язык, а в США полностью его утратили.

Интеграционный процесс неизменно преобладал в истории эт.

I Kennedy J. A Nation of Immigrants. New York, Evanaton 1964, pp.67−68. нического развития США, однако на его пути стояли значительные препятствия. В их числе, наряду с иммиграцией, необходимо отметить расовую сегрегацию в американском обществе. Негры, чика-нос, индейцы поставлены в такие условия, при которых продвижение вверх по социальной лестнице для них чрезвычайно затруднено, а именно это составляет основу американизации. Расовая дискриминация во всех сферах общественной жизни приводит к созданию непреодолимых барьеров межщг «белым» большинством и «цветными» меньшинствами страны, которые продолжают пополняться не только за счет естественного прироста, но и вследствие активной иммиграции в США из стран Азии и Латинской Америки.

Религия играет существенную и неоднозначную роль в этнических процессах, идущих в стране. На этапе появления в США какой-либо иммигрантской группы, имеющей национальную церковь, или связанную с этносом конфессию, или хотя бы свои культовые традиции, религиозное своеобразие способствует изоляции и стабилизации этой этнической группы, а национальная церковь поддерживает ее сплоченность. Однако в цроцессе включения или превращения иммигрантской группы в одну из полноправных этнических общностей США церковь может значительно американизироваться, или адепты ее — перейти в какую-либо интернациональную деноминацию. Тогда религия, напротив, способствует более быстрой и легкой аккультурации своих приверженцев.

В целом же религиозный плюрализм скорее препятствует цроцес-су национальной консолидации, чем наоборот. Религия объединяет людей только в пределах одной конфессиональной группы. Даже и в этом случае она оказывается не самым действенным интегрирующим фактором, так как не помогает преодолеть расовую сегрегацию и классовое неравенство. Как было показано во второй главе диссертационной работы, расовые меньшинства остаются на периферии формально единой американской католической общности. В рамках протестантизма также не складывается реальное единство «белых» и «цветных» церквей.

Вместе с тем религия может прокладывать в обществе очень устойчивые границы между последователями различных вероисповеданий. В США. это особенно наглядно демонстрируют представители этноконфессиональных групп (амиши, мормоны, сирийцы-несто-риане и др.). На примере мормонов можно даже проследить процесс формирования этнической общности на основе конфессионального единства. Религиозная же дифференциация в пределах одной этнической группы (у ирландцев, немцев, украинцев) часто ведет к появлению существенных культурных и социальных различий у приверженцев разных вероисповеданий и разрушает целостность этнической общности.

Осознавая дезинтегрирующую роль конфессионального плюрализма, некоторые американские общественные деятели давно уже начали искать пути к его преодолению. В начале века, одновременно с выдвижением теории плавильного котла как образца этнического развития США, начались поиски основы для религиозного единства. Это был и пресловутый иудео-христианский комплекс*, призванный сформировать культурное единство нации, и мощное, экуменическое движение, вылившееся в создание ряда крупных межцерковных объединений. Это был и специфический американский пиетизм-евангелическое движение, развернутое методистами и лютеранами.

I The Ethnic Factor in American Politics. Ohio, 1970, p.40. и вобравшее в свои ряды многих глубоко религиозных протестантов. Во всех своих проявлениях движения за конфессиональное объединение США были тесно связаны с американской государственностью. Характерно, что с целью религиозной унификации в США была предложена идея гражданской религии (civil religion).

Однако идея эта не привилась в американском обществе и конфессиональное развитие США пошло по иноцу, несколько противоречивому пути, где взаимодействуют как интегрирующие, так и дезинтегрирующие тенденции. Определенную интегрирующую роль играет экуменическое движение, а дезинтеграция проявляется в оживлении сектантства, распространении восточных культов, появлении новых религиозных учений. В целом же религия продолжает оставаться по преимуществу разобщающей силой.

Во второй половине XX в. кризис американской государственности и кризис церкви совпали по времени. Первый всколыхнул мощную волну этнических движений, привлек внимание к расовым проблемам — тем, которые не находят решения уже в течение столетий, и тем, которые связаны с иммиграцией последних десятилетий. Второй вызвал взрыв нетрадиционной религиозности, оккультизма и дьяв о ломании. На кризис в религиозной сфере бурно среагировала пресса, он получил определенное отражение в американской литературе последних лет и привлек внимание исследователей.

От религии не приходится ожидать существенной поддержки этническому возровдению. В общественных условиях США можно, наоборот, опасаться, что этническое возрождение будет ослаблено взрывом религиозной активности. Правящие круги США хорошо понимают, что подъем этнического самосознания тесно связан с социальным протестом и тем самым опасен для буржуазного госуцарства. Религия же всегда остается мощной консервативной общественной силой и обладает определенными способностями направлять социальные движения в нужную для правящих кругов сторону.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. О значении воинствующего материализма. Полн.собр. соч., т.45, с. 28.
  2. В.И. О фракции сторонников отзовизма и богостроительства.-Полн.собр.соч., т.19, с.90−91.
  3. В.И. Проект программы нашей партии. Полн.собр.соч., т.4, с.228−229.
  4. В.И. Социализм и религия. Полн.собр.соч., т.12, с.142−143.
  5. Б.Маркс К. Интервью корреспонденту американской газеты «Chioago Tribune» в первой половине декабря 1978 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.45, с. 474.
  6. К. К критике гегелевской философии права. Введение. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1, с.422−423.
  7. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч. П, с. 33.
  8. Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.329−330.
  9. Э.Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. Маркс К. Энгельс Ф. Соч., т.7, с.359−376.
  10. Ю.П. Движение американских индейцев сегодня.
  11. США экономика, политика, идеология. 1981, № 2.
  12. Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М.: Наука, 1979.
  13. С.А. Обычай, ритуал, традиция. Сов. этнография, 1981, № 2.
  14. Н. Ислам и нации, М., Политиздат, 1975.
  15. А.В. Карловацкий раскол прошлое и настоящее. М.: Знание, 1975.
  16. А.В. Секты, сектантство, сектанты. М.: Наука, 1978.
  17. Дж.Г. Жизнь мормонов в У та или таинства и преступления мормонизма. СПб, 1872.
  18. Ш. А. Иммиграция в США накануне и в период гражданской войны (1850−1865). М.: Наука, 1965.
  19. Ш. А. Иммигрантское население США (1865−1900). 1.: Наука, 1976.
  20. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.
  21. Ю.В. Современные проблемы этнографии. Очерки теории и истории. М.: Наука, 1981.
  22. Ю.В. Этнос и эндогамия. Сов. этнография, 1969, $ 6.
  23. С. И. Чебоксаров Н.Н. Метаэтнические общности. Расы и народы, вып.6, М.: Наука, 1976.
  24. М. Протестантская этика. М.: Наука, 1972.
  25. Л.Н. Религия и политика в современном капиталистическом обществе. М.: Мысль, 1970.
  26. Л.Н. Религия и церковь в США. М.: Наука, 1978.
  27. О.Т. Критика протестантской концепции человека. Рига- Знание, 1981.
  28. Восток-Запад. Исследования, переводы, публикации, М.: Наука, I 1982.
  29. В.И. Кризис современного протестантизма и поиски «новой теологии». М.: Знание, 1973.
  30. Н.М. Свободомыслие и атеизм в США (ХУШ-Х1Х вв.). М.-Л.-Наука, 1965.
  31. И.Р. Крест и меч: Католическая церковь в Испанской Америке. М.: Наука, 1977.
  32. И.Р. «Мятежная» церковь в Латинской Америке. М.: Наука, 1972.
  33. И.Р. О социальной роли религии . Сов. этнография, 1980, гё 6.
  34. И.Р. Пророки «новой истины». М.: Изд.полит.лит., 1983.
  35. Зарубежные марксисты о религии ж церкви. М., Политиздат, 1975.
  36. Л.И., Яковлев Н. Н. Новейшая история США (I9I7-I968),
  37. М.: Просвещение, 1972. ЗЗ. Ипатов А. Н. Меннониты.(Вопросы формирования и эволюции этно-конфессиональной общности). М.: Мысль, 1978.
  38. Исследования по общей этнографии. М.: Наука, 1979.
  39. А.А. Протестантизм и католическая иммиграция в США (первая половина XIX в.) Американский ежегодник. 1982.
  40. А.А. Религиозные коммуны в США (первая половина XIX в.)
  41. Религяи мира", вып.1, М. :Наука, 1982.
  42. А.А. Социальное христианство в США. М.: Наука, 1974.
  43. А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М.: Наука, 1973.44Ковальский Н. А. Религиозные силы и борьба за мир и разоружение. «Религии мира», вып.1, М.: Наука, 1982.
  44. Я.В. Католицизм и нация. М.: Мысль, 1971.
  45. Я.В. Некоторые аспекты связи национального вопроса и религии. Политич. самообразование, 1973, № 2.
  46. Я.В. О содержании религии. Сов. этнография, 1980, & 4.57Линкявичюс Я. В. Религии в многонациональном мире. Вильнюс: Минтис, 1978.
  47. Я.В. Религия в этнической структуре общества -Вопр.философии, 1976, № II.
  48. Л.Н. Баптизм. М.: Политиздат, 1974.
  49. Д.Н. «Социальная терапия» Билли Грэйэма" Вопр. философии, 1973, JS 6.
  50. А.Т. Пятидесятники. М.: Наука, 1973.
  51. М.П. Религия: модернизация позиции в изменяющемся мире. «Религии мира», вып.1, М.:Наука, 1982.
  52. Национальные процессы в США. М.: Наука, 1973.
  53. Очерки новой и новейшей истории США. Под ред. Г. Н.Севостьяно-ва М.: Изд-во Акад. наук СССР, I960, Т.1,2.
  54. В.Л. Основные течения американской мысли. М.:Изд-во иностр.лит., 1962. Тт. 1,2,3.
  55. Н.П. Политизация массового сознания в США. М.: Наука, 1981.
  56. Проблемы истории и этнографии Америки. М.: Наука, 1979.68Лучков П. И. Современная география религий. М.: Наука, 1975.69Лучков П.И. О соотношении конфессиональной и этнической общностей. Сов.этнография. 1973, № 6.
  57. Сароян Уильям. Меня зовут Арам. Ереван: Советакан грох, 1980.71 .Современная буржуазная философия и религия. М. Политиздат, 1977.
  58. Современные этнические процессы в СССР. М.: Наука, 1975.73 .Современные этнонациональные процессы в странах Западной Европы. М.:Наука, 1981.
  59. И.И. Япония: религиозно-политическое движение Сока гаккай Комэйто. — Религии мира, вып.1, 1982.
  60. С.А. 0 религии как социальном явлении. Сов. этнография, & 3, 1979.
  61. С.А. Религия в истории народов мира. М.: Наука, 1976.77^гринович Д. М. Введение в теоретическое религиеведение. М.-.Мысль, 1973.
  62. О.В., Фурман Д. Е. Эволюция «черного мусульманства». США. — экономика, политика, идеология, 1981, № 3.
  63. С.Б. Православие на американской почве. США — экономика, политика, идеология, 1981, № 4.
  64. Э.Г. Баптизм и гуманизм. М.: АОН, 1968.
  65. У.З. Закат мирового капитализма. М.: Политиздат, 1959.
  66. У.З. Очерки политической истории Америки. М.: йзд-во иностр.лит., 1953.
  67. Д.Е. Американский вариант секуляризации. Вопр. философии, 1973, № 12.84.фурман Д. Е. Религия и социальные конфликты в США. М.: Наука, 1981.85."данышев А. Н. Протестантизм. М.: Наука, 1969.
  68. А.Н. Иммиграция и американский рабочий класс в эпоху империализма. М.: Мысль, 1966.
  69. А. Н. Смирнова Л.А. США: «Похищение умов» в прошлом и настоящем. М.: Мысль, 1983.
  70. А.Н. США: социальная структура общества и его национальный состав. Киев: Наук. думка, 1976.
  71. А.Н. Укра1нська трудова ем1грац1я в США I Канад1 (к!нец XIX початок XX ст.). Ки1 В, I960.
  72. ЭО.Шлепаков А. Н., Вайнштейн Г. И., Гулевич В. Н. и др. Пути формирования и источники пополнения рабочего класса развитых капиталистических стран. Киев: Наук. думка, 1980.91 .Штюка В. Г. Быт и религия. М.: Мысль, 1966.
  73. Этнические процессы в странах Южной Азии. М.-.Наука, 1976.
  74. Alho Olli. The religion of the slaves. Helsinki, 1976.
  75. Barnett H.G. Indian shakers. A messianic cult of the Pacific
  76. Northwest. Carbotidale, 1957.
  77. Barton J.J. Peasants and strangers. Italians, Rumanians and
  78. Slovaks in an American city, 1890−1950. Cambridge (Mass.), 1975.
  79. Benne K. and Hefner P. Defining America. A christian critiqueof the American dream. Philadelphia, 1974.
  80. Billigmeier R.H. Americans from Germany. A study in culturaldiversity. Bloomington. New York, 1975.
  81. Billington R.A. The Protestant Crusade, 1800−1860: A Study ofthe Origins of American Nativism. Chicago, 1964. Ю7. Blanchard P. The Irich and Catholic Power. Boston, 1953.
  82. Burstein, Abraham. Laws concerning religion in the United1. States. Washington, 1950.
  83. Characteristics of the population by ethnic origin. Washington, 1971.
  84. Christopher A. Armetiiens in cities. Armenian review. Boston, 1975, vol.28, N 3.
  85. Churches 8s church membership in the United States. Washington, 1971.
  86. Clark E.T. The small sects in America. New York-Naschville, 1949.
  87. Cohen W.I., Westoff Ch.F. Demographic dynamics in America.1. New York, 1977.
  88. Congar G. L’Eglise devant la question raciale. Paris, 1953*
  89. Connor W. Review article: Ethnicity, Race and Class in the
  90. United States. Ethnic and Racial Studies. London, 1980, vol.3, N 3.
  91. Contemporary Catholicism in the United States. Ed. by ph.1. Gleason. London, 1969.
  92. Current Population Report. Population Characteristics. Series
  93. P—20, N 224, Washington, 1971.
  94. Dempsey H.A. Blackfoot ghost dance. Alberta, 1968.
  95. Divided Society. The ethnic experience in America. Ed. by C.1. Greer. New York, 1974.
  96. Documents of American Catholic History/Ed.by J.T.Ellis. Milwaukee, 1956*
  97. Dohen Dorothy. Nationalism and American Catholicism. New York, 1967.
  98. Dohrman H.T. California cult. The story of «mankind united».1. Boston, 1958.
  99. Dolan J.P. Catholic Revivalism. The American Experience.1. Notre Dame 1978.
  100. East across Pacific. Ed. by H.Conroy. Santa Barbara (Cal.), 1972.
  101. Ellis J.I. American Catholicism. Chicago, 1956.
  102. Ellwood R.S. Religions and spiritual groups in modern America. New York, 1973″
  103. Enrich Ronald. Youth, brainwashing, and the extremist cults.1. Exeter, 1977″
  104. Ethnic American minorities. A guide to media and materials.
  105. New York, London, 1976. Ethnic chronology series.
  106. N 3. The Jews in America. 1621−1977. New York, 1978.
  107. N 14. Tung W.L. The Chinese in America 1820−1973.
  108. N 15. The Japanese in America. 184−3-1973. New York, 197?.
  109. N 22. Cardozo Manoel da Silveira Soares. The Portugese in America 1890−1974. New York, 1976.
  110. N 23. Kim Hgung-chan. The Filipinos in America 1898−1974. New1. York, 1975.
  111. N 25. The Ukrainians in America 1608−1975. New York, 1976.
  112. N 26. The Chicanos in America 1540−1974. New York, 1975.
  113. N 28. Laska V. The Czechs in America 1633−1977. New York, 1978.
  114. The ethnic factor in American politics. Ohio, 1970.
  115. Ethnic families in America. Patterns and variations. Ed. by
  116. Ch.H.Mindel. New York, 1976.
  117. Ethnic Identity: Cultural continuities and change. Ed. G. de
  118. Vos and Lola Komanucci-Rossi. Mayfield, 1975.
  119. Ethnic information sources of the United States. Detroit, 1976.
  120. Ethnic leadership in America. Ed. by Higham I. Baltimore, 1978.
  121. Ethnic origin and educational attainment. Washington, 1971.
  122. Ethnicity. Ed. by A.M.Greeley and G-.Baum. New York, 1977.
  123. Ethnicity and aging: Theory, Research and Policy. New York, 1979.
  124. Ethnicity: theory and experience. Ed. by N.Glaser. Cambridge1. Mass.), 1975.
  125. The Europa Year-Book. 1982−1983. vol.11. London, 1983.
  126. Fairchild H.P. Race and nationality as factors in Americanlife. New York, 1947.
  127. Fauset A.H. Black Gods of the Metropolis. Philadelphia, 1949.
  128. Feagin J.R. Racial and ethnic relations. New York, 1978.
  129. Fishman J.A. Hungarian Language Maintenance in the United
  130. States. Bloomington, 1966.
  131. Fishman J. A., Nahirni V.C., Hofman J.E., Rayden R.B. Language loyalty in the United States. London-Paris, 1966.
  132. Fitzpatrick G.F. Puerto Rican Americans: the Meaning of Migration to the Mainland. New York, 1971.
  133. Gallo P. Ethnio alienation: the Italian-Americans, New York, 1974.
  134. Glazer N., Moynihan D.P. Beyond the Melting Pot. Cambridge, 1. Mass.), 1963.
  135. Gomez D.F. Somos chicanos: Strangers in our own Land. Boston, 1973.
  136. Gordon M. Assimilation in American Life. The Role of Race,
  137. Religion and National Origin. New York, 1964. 157* Grand^aison J. Nationalisme et religion. Montreal, 1970.
  138. Grebler L., Moore J.W., Guzman R. The Mexican-American
  139. People. New York-London, 1970.
  140. Greeley A"M. American Catholic. A Social Portrait. New York, 1977.
  141. Greeley A.M. An ugly little secret: Anti-catholicism in- 183
  142. Greeley A.M. An ugly little secret: Anti-catholieism in
  143. North America. Kansas City, 1977.
  144. Greely A.M. The Catholic Experience. New York, 1967.:
  145. Greeley A.M. The hesitant piligrim. American Catholicismafter the Council. New York, 1966.
  146. Greenfield R. The spiritual supermarket. New York, 1975″
  147. A Guide to the religions of America. New York, 1955″
  148. Halich Wasyl. Ukrainians in the United States. New York, 1937j
  149. Handlin o. American People: The History of Society: Children of Uprooted. New York, 1966.
  150. Handlin 0. Race and Nationality in American life. New York, 1957.
  151. Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups. Cambridge1. Mass.), 1980.
  152. Herberg W. Judaism and modern man. An interpretation of Jewish religion. New York, 1960.
  153. Herberg W. Protestant Catholic. Jew. An essay in Americanreligious sociology. New York, 1956.
  154. Historical Statistics of the United States from Colonialtimes to 1970. Washington, 1975.
  155. Hoekema A.A. The four major cults: Christian Science, Jehovah’s Witness, Mormonism, Seventh day Adventism. Exeter, 1963.173″ Holm Jean. The study of religions. London, 1977.
  156. Howe I. World of our fathers. New York, 1976.
  157. Hubbard R.L. The Phoenix lectures. Los Angeles, 1975,
  158. Hudson W.S. Nationalism and religion in America. Concepts of
  159. American identity and mission. New York, 1970.
  160. Immigrants and the American labor market, Washington, 1977.
  161. Immigrants and Religion in Urban America. Ed. by Miller R.,
  162. Merzik Th. Philadelphia, 1977.
  163. Isaacs H.R. Idols of tribe. Group identity and politicalchange. New York, 1975*
  164. Johnston Ruby F. The Development of Negro Religion. New1. York, 1954.
  165. Kayal Ph.M. and Kayal J.M. The Syrian-Lebanese in America.
  166. A study in religion and assimilation. Washington, 1977.
  167. Kennedy J. A Nation of Immigrants. New York and Evanston, 1964.
  168. Lahart K. What happens when the Melting Pot Fire goes out.- Newsday, 1971, June, 5″
  169. Landis, Benson Y. The Roman Catholic Church in the United
  170. States. A guide to recent developments. New York, 1966.
  171. Leckie K. American and Catholic. Garden City, 1970.
  172. Lenski G.E. The religious factor. A sociological study ofreligious impact on politics, economics and family life. New York, 1961.
  173. Collam J.A. Carnaval of souls: Religious cults and young people. New York, 1979.
  174. Mc Cready W.C. and Greeley A.M. The ultimate values of the
  175. American population. London, 1976. 189″ Maldonaldo-Denis M. En las entranas: un analisis sociohisto-rico de la emigration puerto-rriquena. La Habana, 1976.
  176. Mead F.S. Handbook of denominations in the USA. New York, 1970.
  177. Middleton R. Do christian beliefs cause anti-semitism? American Sociological Revue, 1973, vol.38, N 1.- 185
  178. Mintz Jerome R. Brooklin’s Haeidim. Natural History, 1976, N 3.193* Moberg D.O. The church as a social institution. The sociology of American religion. Englewood Cliffs, 1962.
  179. Monahan Th.P. Some dimensions of interreligious marriages in1. diana, 1962−67. Social Forces, vol.52, ded. 1973.
  180. Montero Darrel. The Japanese Americans: Changing patternsof assimilation over three generations. American Sociological Revue. Vol.46, N 6. Dec. 1981.
  181. Mulder W. Homeward to Zion. The Mormon Migration from Scandinavia. Minneapolis, 1957.
  182. Needleman J. The new religions. New York, 1970.
  183. The new religious conciousness. Berkeley, 1976.
  184. O’Brien D. The Renewal of American Catholicism. New York, 1972.
  185. Olmstead C.E. History of religion in the United States.1. Englewood Cliffs, 1962.
  186. Paul VI. Christus und der Mensch von heute. Wien-Miinchen-Zurich, 1968.
  187. Piepkorn A.C. Profiles in belief: The religious bodies of the
  188. United States and Canada. New York, 1978. 203″ Religion and American society. California, 1961. Religion in America. The Gallup Opinion Index.204. N 130, 1976−205. N 145, 1978−206. N 184, 1981.
  189. Religion in American history. Interpretive essays. Englewood Cliffs, 1978.
  190. Religion in American life. Ed.J.W.Smith and A.L.Jamison. Vol.1, Princeton, 1961.
  191. Religions in America. Ed. by Marx H.L. New York, 1977.
  192. Religious discrimination. Washington, 1980.
  193. Religious movements in contemporary America. Ed. by I.I.Zaretsky and M.P.Leone. New York, 1974.
  194. Rowley P. New gods in America. An informal investigationinto the new religions of American youth today. New York, 1 971 213. Schlesinger A.M. The Rise of the City. 1878−1898. New York, 1933.
  195. Schneider H. Religion in 20-th century America. Cambridge1. Mass.), 1952.
  196. Schwartz Garry. Sect ideologies and social status. Chicago-London, 1970.
  197. Scientology: a world religion emerges in a space age. Hollywood, 1974.
  198. Simpson G.E. Black religions in the new world. New York, 1978.
  199. Simpson G.E. Yinger J.M. Racial and Cultural Minorities. New1. York, 1958.
  200. The social reality of ethnic America. Ed. by Gomez D. Lexington, 1974.
  201. Sowell Th. Ethnic America. New York, 1981.
  202. Spiro M. Acculturation of American ethnic groups. American
  203. Anthropologist, 1955, vol.57, N 6.
  204. Sperry W.L. Religion in America. Boston, 1963.
  205. The Statesman’s Year-book. London, 1983.
  206. Statistical Abstracts of the United States. Washington, 1975.
  207. Statistical Review of Immigration. Reports of the Immigration Commission, vol.3. Washington, 1979.
  208. Stephenson G.M. The religious aspects of Swedish immigration.
  209. New York, 1 969 227. The Swiss-fiermans in South Dakota. 1874−1974. New York, 1975.
  210. Tashjian J. A bioentenial history of the Armenian communityof Massachusetts. Armenian revue, Boston, 1975, vol.28, N 3.
  211. Teaching Ethnic Studies. Concepts and Strategies. Ed. Banks1. J.A. Washington, 1973″
  212. Underbill R.M. Red man’s religion. Chicago-London, 1965.
  213. United States. Bureau of the Census. Census of religiousbodies 1936. Washington, 1939.
  214. UnitedStates Census Office. Report on statistics of churchesin the United States at the eleventh census:1880. Washington, 1894.
  215. Van den Berghe P.L. Race and Ethnicity: Essays in Comparative
  216. Sociology. New York-London, 1970.
  217. Vecoli R. Prelates and Peasants. Italian Immigrants and the
  218. Catholic Church. Journal of Social History. Spring, 1969.
  219. Vinger I.M. The Influence of Anthropology on Sociological
  220. Theories of Religion.-American Anthropologist, 1958, vol. 60, N 3.
  221. Warner L.W. and Srole L. The Social Systems of American Ethnic Groups. New Haven, 1945, v.III.
  222. Washington T.R. Black sects and cults. Doubleday, 1972.
  223. Wills Garry. Bare ruined choirs. Doubt, prophecy, and radicalreligion. Garden City, 1972.
  224. Wilson Br.R. Religion in secular society. A sociological comment. London, 1966.
  225. Wilson Br.R. Religious sects: a sociological study. London, 1970.
  226. Wilson В. Sects and Society. California University press, 1. ndon, 1961.
  227. Wilson C. The outsider. Boston, 1956.
  228. Wilson John. Religion in American society: the effectivepresence. New York, 1978″
  229. Wuthnow R. Experimentation in American religion: The newmysticisms and their implications for the churches. New York, 1%5.
  230. Yearbook of American and Canadian Churches, 1978. Nashwille, 1979.
  231. Zangwill Israel. The Melting Pot. New York, 1908.
  232. Znaniezky-Lopata H. Polish Americans. Status competition inan ethnic community. New York, 1976.
Заполнить форму текущей работой