Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Информационный фактор в современном развитии российской этнологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологические основания исследований информационного фактора для развития этнолого-антропологического знания обосновываются в работах общесоциологического характера. Особое внимание в этой связи привлекает к себе масштабное исследование М. Кастельса «Информационная эпоха: Экономика. Культура. Общество"16. Монография посвящена всестороннему анализу фундаментальных цивилизационных процессов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Интеграция информационного подхода в этнолого-антропологическое знание
    • 1. 1. Теоретико-методологический потенциал информационного подхода для этнолого-антропологического исследования
    • 1. 2. Актуализация информационного дискурса в российских этнологических исследованиях
    • 1. 3. Информационные методы как инструментальная основа мониторинга развития отечественной этнологии
  • ГЛАВА 2. Формирование современного информационного пространства российской этнологии
    • 2. 1. Специфика современных публикационных потоков и массивов
    • 2. 2. Основные виды электронных и Интернет-ресурсов по российской этнологии/социокультурной антропологии
    • 2. 3. Новые информационные функции библиографических и справочных материалов по этнологии
  • ГЛАВА 3. Информационная модель этнологии и современные поисковые технологии
    • 3. 1. Внешние границы и внутридисциплинарная диверсификация этнологии /социокультурной антропологии и библиометрические показатели
    • 3. 2. Структура предметного поля российской этнологии в рубрикаторах БД
    • 3. 3. и информационно-поисковых тезаурусах
    • 3. 4. Анализ динамики приоритетов этнолого-антропологических исследований
  • ГЛАВА 4. Информационный потенциал этнологического образования в условиях социо-культурных трансформаций
    • 4. 1. Парадоксы этнического компонента образования в поликультурном обществе: трансляция традиций как обеспечение толерантности
    • 4. 2. Иформационно-интегративная роль этнологического и социально-антропологического образования в развитии университетской науки
      • 4. 2. 1. Формирование этнолого-антропологического информационного пространства в российском гуманитарном образовании
      • 4. 2. 2. Информационное обеспечение этнолого-антропологического образования

Информационный фактор в современном развитии российской этнологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В российской этнологии за короткий период на рубеже ХХ-ХХ1 веков произошли очевидные изменения, существенно преобразившие общепризнанную международным научным сообществом академическую и университетскую дисциплину не только исторического, но и антропологического профиля. Развитие отечественного социально-гуманитарного знания в этот период во многом было обусловлено общими трансформациями постсоветского российского общества, включая науку как один из его социальных институтов. Переломные кризисные этапы для изучения истории науки представляют особый интерес. В такие периоды по-новому раскрываются ее сложные взаимосвязи с развитием общества в целом, а также внутренняя логика и механизмы изменений самого научного знания.

В условиях кардинальных изменений этнонационального облика России и стран СНГ мировой и отечественный опыт исследования феноменов национализма и этничности неизбежно критически переосмысливался и переоценивался с позиций новых реалий глобализации, с одной стороны, и «этнического возрождения» — с другой. Рост числа публикаций по проблемам этничности и национализма в этот период принял форму своего рода информационного бума.

Актуальность исследования.

С середины XX в. все более важную роль в развитии мирового научного знания, включая и социально-гуманитарное, приобретают возможности, связанные с использованием новых информационных технологий. В последние десятилетия XX в. России также началось активное формирование современной информационной среды, что существенно влияет, наряду с внешним и внутренним факторами развития науки, на обновление отечественного обществоведения.

В современном науковедении особую актуальность получило направление, связанное с исследованиями информационных характеристик научной деятельности, от уровня мировой науки в целом до анализа динамики отдельных дисциплин национальных научных школ. Более разнообразными становятся и исследовательские методы в этой области науковедения. Преобладавшие первоначально количественные методы, присущие библиометрии и информетрии, дополняются применением дискурсного подхода к социально-гуманитарному знанию как совокупному тексту, социологическими интерпретациями1.

Анализ конкретной научной дисциплины с этих позиций позволяет рассматривать ее не только с точки зрения привычных историко-научных жанров: теоретико-методологической аналитики, биографо-библиографических очерков наиболее известных ученых, истории исследовательских центров и анализа их деятельности, а как информационное пространство или совокупность информационных ресурсов, создаваемых и используемых[ научным сообществом2. Информационное пространство российской этнологии характеризуется по основным видам информационных ресурсов, то есть публикационных потоков и массивов, а также электронных, включая Интернет-ресурсы.

Отечественная этнология, учитывая острую востребованность этнолого-антропологического знания на современном этапе развития российского общества, представляет особый интерес как репрезентативная модель для анализа многоплановых изменений обществоведческой дисциплины в условиях сложных социально-культурных трансформаций общества, а также формирования современной информационной среды.

Степень изученности проблемы.

Первым масштабным исследованием современной российской этнологии с применением информационной библиометрической методики обработки специально сформированной базы данных стала обстоятельная публикация C.B. Соколовского «Российская этнография в конце XX в.: библиометрическое исследование». Автор выявлял основные тенденции изменения научной политики и предмета этнографии/социокультурной антропологии как науки в СССР и России с 1975 по 2000 г. на основе публикаций (порядка 4 тыс. статей) ведущего специализированного периодического издания — «Советская этнография» (с 1992 г. -«Этнографическое обозрение»). Безусловно репрезентативный источник тем не менее охватывает только ограниченную часть, как это отмечает и сам исследователь, информационного потока этнолого-антропологических публикаций последней четверти XX в.

Впервые в виде тематического блока публикации по специализированной информационной проблематике в этнологии (более двух десятков) были представлены в материалах VI Конгресса этнографов и антропологов России (Санкт-Петербург, 2005 г.) как одна из рабочих секций: «Компьютерные технологии в этнографии и антропологии: мультимедиа, web, базы данных». В докладах были представлены разнообразные, главным образом, российские информационные ресурсы и проекты от масштабных исследований распространения мифологических сюжетов до экспозиций сельских музеев 4.

Информационная тематика в российской этнологии (культурной и социальной антропологии) развивается на основе общих теоретико-методологических и конкретных разработок в области исторической информатики. Ведущие российские центры в этой сфере — Лаборатория исторической информатики при историческом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, Ассоциация «История и компьютер» (АИК), созданная в 1982 г и объединяющая 200 ученых из стран СНГ, Институт информации РГГУ. Немногочисленные публикации по информационной проблематике в этнологии не выделись пока в заметное направление в общем контексте историографии современного этапа развития отечественного этнолого-антропологического знания.

Историография современной российской этнологии также еще только формируется. Она представлена разноплановыми публикациями, хотя и достаточно традиционными, в которых информационная тематика не стала предметом специального исследования. В их числе несколько докладов из материалов международной конференции «Российская наука о человеке: вчера, сегодня, завтра», проведенной в рамках программы празднования 300-летия Санкт-Петербурга и посвященной 70-летию академического Института этнографии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая, созданного в 1933 г. на базе Музея антропологии и этнографии в Ленинграде и 60-летию его московской части, тезисы и доклады Конгрессов российских этнографов и антропологов, статьи в этнографической периодике, серия публикаций директора Института этнографии и антропологии РАН В. А. Тишкова 5.

Широкий спектр мнений и острая полемичность по вопросам современного развития отечественной этнологии, включая, хотя и опосредованно, ее информационные аспекты, присущи статьям, вошедшим в юбилейные и памятные сборники ведущих российских ученых 6. Большой интерес представляют также современные исследования по истории российской этнологии, включая сборники биографо-аналитических работ, посвященных выдающимся российским этнологам и антропологам XX века1.

Опыт осмысления процессов становления и развития наиболее авторитетных зарубежных научных школ также представлен в современной о российской историографии. Эти проблемы актуальны и для ведущих зарубежных специалистов в области истории антропологического знания. Эти проблемы актуальны и для ведущих зарубежных специалистов в области истории антропологического знания, в частности, профессора Отделения антропологии Чикагского университета Дж. Стокинга. Ученый занялся исследованиями истории антропологии в конце 1950;х гг., в поворотный момент для американской социальной науки. В первой половине XX в. национальные исследования были сфокусированы почти исключительно на индеанистике, хотя первые «заморские набеги» американской антропологии начались ещё в конце 1920;х гг. Только после Второй мировой войны американская антропологическая школа, как считает исследователь, приобрела международный статус по масштабности исследовательского поля и по уровню своего авторитета. Взаимовлияние национальных научных традиций стало предметом для всестороннего осмысления с середины 1960;х гг.

Объекты антропологических исследований того времени Дж. Стокинг определяет как интернациональные, интеллектуальные ориентацииевропоцентричные, при том, что большую часть международного научного сообщества составляли североамериканцы. В начале 1980;х гг. Дж. Стокинг получил предложение от своих шведских коллег подготовить заключительный обзор для специального выпуска журнала «Этнос» под названием «Формирование национальных антропологию). Этот проект не был реализован, но в подготовительных материалах в качестве основных аспектов данной проблемы Дж. Стокинг выделил следующие:

— единство и разнообразие западной антропологической традиции;

— становление интернациональной антропологии в третьей четверти XX в.;

— новое «изобретение» антропологии? «Возвращение антропологов домой» и формирование «антропологий развития» и «прикладных антропологий» под влиянием политических и социальных задач правящих режимов;

— интернациональная антропология: одна церковь — разные приходы.

Ученый подчеркивал, что «профессиональная антропология если не монолитна, то практически одинакова повсюду» 9. Становление теоретико-методологической самостоятельности/уникальности национальных школ он связывал их с профессионализацией и институционализацией 1970;х годов. Главные различия национальных традиций, подобно различиям между британской и американской школами, были «различиями стилей, академических установок и этнографических предпочтений» 10. Проблема различий национальных традиций в антропологии сохранится, по заключению Дж. Стокинга, и в новом тысячелетии, но она будет совершенно иной, чем различия британской и американской антропологической школ «классического периода», который закончился 80-ми годами XX в. Информационные параметры национальных этнолого-антропологических школ на рубеже ХХ-ХХ1 вв. выступают в качестве одного из таких очевидных различий.

Важную часть информационного пространства современной научной дисциплины составляет специальное образование. Особенности современного российского этнологического образования на ведущих профильных кафедрах Исторических факультетов Московского, Санкт-Петербургского и Казанского университетов получили освещение в связи с юбилейными датами: празднованием 280-летия Санкт-Петербургского (17 242 004 гг.), 250-летия Московского (1755−2005 гг.), 200-летия Казанского (1804−2004 гг.) университетов п.

В материалах конференции «Реальность этноса» (Санкт-Петербург, 1999;2010), инициатором которой выступил Институт народов Севера Петербургского педагогического университета им. А. И. Герцена и в монографиях по проблемам образования коренного населения Сибири основное внимание уделено национально-региональному компоненту общего образования как особому информационному каналу трансляции современного этнолого-антропологического знания 12.

Еще один крайне важный историографический сегментспециализированные издания по проблемам современной научной информации. Помимо периодических изданий крупнейших российских и зарубежных библиотечных центров, в этой области в последние годы создаются исследовательские работы теоретико-методологического уровня13.

В отечественном обществоведении идет быстрое формирование информационного дискурса. Вместе с тем, исследование современного научного информационного пространства с точки зрения выявления в нем места и роли остро востребованной обществоведческой дисциплины, какой выступает этнология /социальнокультурная антропология, не стало пока предметом всестороннего специального анализа.

Источники изучения информационных характеристик российской этнологии.

Источники для всестороннего анализа различных информационных аспектов российского этнолого-антропологического знания характеризуются значительным разнообразием и, соответственно, обладают своей спецификой. Основными источниками статистических данных, характеризующих количественные показатели научного информационного потока по этнолого-антропологолической тематике, в данном исследовании являются отраслевые (дисциплинарные) базы данных ИНИОН РАН, в первую очередь, база данных «История. Археология. Этнология», а также БД по другим социальным и гуманитарным дисциплинам, таким как «Философия», «Демография», «Религиоведение», «Литературоведение» и другие. Начало формирования этого источника, представляющего собой информационную продукцию «нового поколения», относится к середине 1980;х гг. Этот наиболее массовый источник — на 2010 г. содержит свыше 50 тыс. наименований публикаций различного рода — относится к категории пополняемых сводов данных. Базы данных ИНИОН РАН представляют собой не только массовый, но и, как установлено в исследовании, репрезентативный и достоверный статистический массив. Важно также, что представленные в нем данные доступны для автоматизированной обработки по целому ряду формальных параметров: виду изданий, году и месту их выпуска, языку., а также для осуществления в этом массиве автоматизированного проблемно-тематического поиска литературы.

Аналогичные статистические показатели, характеризующие более широкую информационную панораму российской науки в целом, отдельных ее дисциплин, наконец, специальных массивов этнолого-антропологических публикаций представлены в ряде исследований, рассмотренных в историографическом очерке. Приводимые в них данные используются не только как дополнительный источник, но и для верификации полученных в диссертационном исследовании результатов.

Особую категорию источников составляют структурообразующие компоненты крупных информационных массивов — рубрикаторы каталогов ведущих библиотек и баз данных (их специализированных разделов), объемных библиографических указателей. Часть из них — рубрикаторы, списки нормализованной лексики — представлена в специальных публикациях Некоторые из них сохраняются с большой устойчивостью14.

Опыт оперативного тематического и проблемного структурирования больших разнородных этнолого-антропологических информационных массивов, сочетающих традиционные и новые подходы, представляют материалы Конгрессов российских этнографов и антропологов, представительные общероссийские и региональные научные форумы, масштабные исследовательско-издательские проекты.

Динамика проблемно-тематических приоритетов выявляется на основании анализа специализированных информационных изданий ИНИОН РАН и квалификационных работ по этнонациональной проблематике на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук. В обеих категориях изданий все более заметным становится вклад не только академической, но и университетской науки.

Источником для исследования разработки этнолого-антропологических тезаурусов в российской научной традиции служат шесть томов «Свода этнографических понятий и терминов», специализированные глоссарии, (глоссарий «Этничность»)15, терминологические словники этнографических энциклопедий.

Основным источником исследования сферы специального этнолого-антропологического образования, а также этнокультурного компонента общего образования служат учебные издания и учебно-методические материалы последних двух десятилетий. Кроме того, на рубеже 1990;2000;х годов в результате многолетней разносторонней деятельности кафедры ЮНЕСКО «Теория образования в полиэтничном обществе», кафедры этнокультурологии Института народов Севера по подготовке, проведению и публикации материалов Международной научно-практической конференции «Реальность этноса» (1999;20 010) сформировался объемный информационный массив. При очевидной неравноценности вошедших в него материалов, он, дополненный и другими источниками, позволяет выделить значимые информационные характеристики современного этнокультурного компонента в российском образовании.

Объект и предмет исследования.

При такой постановке проблемы объектом исследования выступают информационные ресурсы российской этнологии, в первую очередь, произведенная в последние десятилетия традиционная печатная информационная продукция, а также ее современные электронные формы, включая Интернет. Предметом исследования являются трансформации информационных характеристик этнолого-антропологического знания, их влияние на его институциональную структуру и эпистемологические перспективы, а также обусловленные информационными процессами изменения места и роли российской этнологии в современном отечественном обществознании.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью представленной работы является анализ изменений информационных характеристик современной российской этнологии в контексте общих трансформаций социогуманитарного знания и создание многомерной картины российской этнологии — информационной модели дисциплины — на рубеже ХХ-ХХ1 вв. с Особое внимание уделено двум основным аспектам этого процесса: возможностям применения понятий и категорий информационного подхода в этнолого-антропологических исследованиях и потенциалу информационных методов для анализа изменений самой дисциплины. Выстраивание общей картины достигается в ходе последовательного решения нескольких исследовательских задач:

— прослеживание интеграции информационного подхода в этнолого-антропологическое знание от теоретико-методологического уровня до информационного дискурса в этнологических исследованиях, а также использование информационного подхода в качестве инструментальной основы мониторинга развития российской этнологии;

— анализ формирования современного информационного пространства российской этнологии, включая современные публикационные массивы и потоки, основные виды электронных, включая Интернетресурсы, а также новых информационных функций справочно-информационных изданий по этнологии;

— разработка информационной модели этнологии с применением понятий современных поисковых технологий: библиометрических показателей, содержания рубрикатора БД и информационно-поискового тезауруса;

— определение информационного потенциала этнологического образования как канала информационной поддержки этнических культур и идентичностей в условиях социо-культурных трансформаций.

Методологические основания исследования информационного фактора для развития этнолого-антропологического знания.

Методологические основания исследований информационного фактора для развития этнолого-антропологического знания обосновываются в работах общесоциологического характера. Особое внимание в этой связи привлекает к себе масштабное исследование М. Кастельса «Информационная эпоха: Экономика. Культура. Общество"16. Монография посвящена всестороннему анализу фундаментальных цивилизационных процессов, вызванных к жизни принципиально новой ролью в современном мире информационных технологий. Выводы автора основываются не только на анализе данных международных и национальных статистических материалов, вторичном анализе экономических и социологических исследований других ученых, но и на результатах его собственных полевых изысканий. М. Кастельс проводил исследования в США, Японии, Тайване, Южной Корее, Гонконге, Китае, Западной Европе (Англии, Франции), России (особенно в Академгородках Новосибирска и Подмосковья). Автор подчеркивает, что лично проводил полевую работу в России, осуществив несколько проектов между 1989 и 1997 гг. В итоге он сформулировал целостную концепцию, которая позволяет оценить фундаментальные последствия воздействия революции в информационных технологиях, охватывающей все области человеческой деятельности, на современный мир.

Оценивая итоги «путешествия по раннему ландшафту информационной эпохи», исследователь считает, что «XXI век не принесет большинству людей щедрот, обещанных самой экстраординарной технологической революцией в истории, хотя мечта Просвещения — что разум и наука решат проблемы человечества — в пределах досягаемости"17. Однако существует экстраординарный разрыв между технологической переразвитостью и социальной недоразвитостью современного общества. Экономика, общество и культура построены на интересах, ценностях, институтах и системах представлений, которые ограничивают коллективную креативность, конфискуют плоды информационной технологии и отклоняют энергию человечества в русло самоуничтожающей конфронтации.

Важное аналитико-инструментальное значение для рассматриваемой темы имеют новые теоретико-методологические подходы к анализу постсоветского обществоведения и российской науки в контексте мирового научного знания. Одно из специальных исследований в этой области выполнено в начале 2000;х гг. в рамках международного проекта.

Реструктурирование интеллектуальных элит, социальные науки и изменения в посткоммунистическом дискурсе" при поддержке РГНФ и швейцарского национального научного фонда. Его результаты представлены в коллективной монографии исследователей Института социологии РАН и.

Межфакультетского института Центральной и Восточной Европы.

18 университета Фрибурга (Швейцария) .

Особое место среди работ этого круга принадлежит разработкам отечественных специалистов в области наукометрического анализа. В. А. Маркусова выделяет библиометрию как специальный раздел наукометрии, основанный на количественном анализе библиографических данных публикаций, содержащихся в документальных потоках и массивах 19. Эти публикации служит убедительным показателем того, что информационные системы перестали быть только вспомогательным инструментом сбора, систематизации, хранения, обработки и поиска необходимых данных, но и приобрели самостоятельную аналитическую роль в осуществлении мониторинга развития и оперативного информационного обеспечения современной науки.

Основные положения, выносимые на защиту.

• Информационный подход как инструмент исследования действительности в информационных понятиях и категориях представляет широкие концептуально-методологические возможности для современного этнолого-антропологического знания. Мультидисциплинарное по своим историческим истокам, оно все более усложняется, объединяя как естественнонаучные, так и социально-гуманитарные сферы. Эпистемологический полиморфизм информационного подхода делает его применимым для понимания природы человека как созидателя и потребителя культуры во всех ее проявлениях, для анализа соотношения в этих процессах биологического и социального, личного и коллективного, частного и универсального.

• Информационный подход в этнолого-антропологическом знании продуктивен не только для классических историко-этнографических или социально-антропологических исследований различных уровней теоретического обобщения: описательного, классификационно-систематизирующего, методологического. В условиях формирования современного информационного пространства дисциплины как совокупности информационных ресурсов, создаваемых и используемых научным сообществом, информационный подход представляет особый интерес и для новых аспектов исследований истории науки.

• В 1990;2000;х годах в российской этнологии наряду с традиционными печатными информационными массивами сформировались информационные ресурсы нового поколения, библиографические и полнотекстовые базы и банки данных. Наиболее объемные и комплексные из них — базы данных крупнейших библиотек, в частности, ИНИОН РАН, сайты ведущих специализированных исследовательских учреждений — ИЭА РАН, РЭМ, МЭА (Кунсткамера) -представляют собой достоверный и репрезентативный источник для наукометрических — библиои информетрических исследований.

• Результаты количественных исследований, дополненные и верифицированные традиционными «качественными» направлениями: проблемно-тематическим историографическим анализом, интерпретацией социологических данных, — позволяют сформировать информационную модель дисциплины или искусственный аналог, отражающий реальные изменения ее информационных характеристик. Выявленные при анализе баз данных «информационные пересечения» со смежными областями обществознания определяют «внешние границы» дисциплины.

• Важное значение для понимания развития дисциплины, усложнения ее внутренней структуры и роста разнообразия исследовательских областей, имеет также выявление динамки ее «внутреннего членения». Данная характеристика получила отражение в рубрикаторах специализированных этнолого-антропологических зарубежных и российских баз данных или в разделах баз данных более общего характера, таких как БД «История. Археология. Этнология» ИНИОН РАН или Social Science Information Gateway (SOSIG, UK) Section of Subject Map of Ethnology, Ethnography, Anthropology, в специализированных библиографических указателях, в структурировании материалов масштабных международных и общероссийских научных форумов (Конгрессы российских этнографов и антропологов). Информационная модель российской этнологии представляет собой один из результатов историко-научного исследования развития российской этнологии на рубеже XX—XXI вв.еков.

• Вместе с тем она может служить отправной точкой мониторинга последующих трансформаций отечественного этнолого-антропологического знания в контексте современного обществознания. Основным условием действенности этого механизма и его постоянного совершенствования является разработка специализированного информационно-поискового тезауруса при непосредственном сотрудничестве этнологов-исследователей, с одной стороны, и специалистов информационно-поисковых и библиографическо-справочных служб, — с другой. Такое сотрудничество обеспечивает более тонкую «настройку» фиксации развития дисциплины и, вместе с тем, более качественное — полное и оперативное — научно-информационное обеспечение различных категорий пользователей. В зарубежной практике, в частности, в США, в Израиле уже существует научная и учебная специальность «Scientific Information», в рамках которой и ведется разработка обозначенных проблем.

• В современном российском этнолого-антропологическом знании одной из динамично развивающихся информационных сфер является современное образование. Развитие высшего специального этно лого-антропологического образования определяется принятием и утверждением международных содержательно-организационных стандартов.

Программы и модели школьного образования с этническим компонентом, особенно в области преподавания государственного, этнических и иностранных языков, в значительной степени определяются стоящими перед образовательными учреждениями различного уровня информационными задачами государственной (и региональной) идеологии и политики в сфере межэтнических отношений. Противоречивость и непоследовательность преобразований школьного образования с национально-региональным (этническим) компонентом в России и на всем постсоветском пространстве обусловлена новой, гораздо более активной ролью этнонационального фактора в социо-культурных трансформациях современных обществ.

Научная новизна диссертационного исследования как работы историко-научного характера определяется целостным освещением основных информационных аспектов российской этнологии в современный период отечественной истории, когда проблемы этнонационального развития России и всего постсоветского пространства приобрели особую значимость.

Информационная модель дисциплины отражает характер презентации общественно востребованного этнолого-антропологического знания в современных научно-информационных системах в условиях распространения новых информационных технологий.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется применением категорий информационного подхода как методологического основания историко-научного исследования современного этапа развития (1990;2000;е годы) российской этнологии.

Информационная модель российской этнологии выступает не только результатом историко-научного исследования, зафиксировавшего смену информационного ландшафта на одном из переломных этапов российского обществознания, но может служить механизмом осуществления мониторинга последующих трансформации отечественного этнолого-антропологического знания.

Практическая значимость диссертации и апробация результатов.

Проблематика диссертации получила отражение в специализированных аналитических (обзоры, сборники) и информационных (каталог, биобиблиографические материалы) изданиях ИНИОН РАН, а также в монографии, брошюрах, в статьях и рецензиях научной периодики.

Положения диссертации были представлены на Всероссийских конгрессах этнографов и антропологов, международных конференциях «Реальность этноса», тезисы и доклады которых были опубликованы.

Основные положения и материалы диссертации использовались при составлении программ и чтении общих и специальных лекционных курсов «Социальная антропология регионов мира (Россия)" — «Социальная антропология Восточной Сибири" — «Методы социально-антропологических исследований" — «Классика российской социальной антропологии» в Учебно-научном Центре социальной антропологии Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) — «Этнокультурная карта регионов России» Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН).

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из Введения, четырех глав, Заключения, Списка использованных источников и литературы, Приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Целый ряд важных изменений в российской этнологии 1990;2000 гг. обусловлен информационным фактором или совокупностью процессов, явлений и событий информационного характера, которые и стали причиной и условием значимых преобразований отечественного этнолого-антропологического знания. Обладая особой чувствительностью к повседневным бытовым практикам, социально-культурная антропология не может не искать адекватных средств фиксации и исследования особенностей информационных характеристик различных этнических сред в различные исторические эпохи. В современном обществе сфера применения информационных технологий постоянно расширяется, а степень их воздействия на общественные процессы возрастает.

Связанные с этническими и национальными проблемами определения, понятия, термины и категории сегодня широко применяются не только в рамках специальных гуманитарных дисциплин, но и в политических документах, административной и правовой практике, вошли в язык современных СМИ, бытовую повседневность широких слоев российского населения. Сформировалось несколько своего рода «информационных пространств», связанных общей тематикой, но различающихся другими важными характеристиками: формой и содержанием информации, каналами ее распространения, задачами, составом аудитории и др.

В многоплановых изменениях информационных характеристик российской этнологии на рубеже ХХ-ХХ1 вв. основное внимание уделено использованию элементов информационного подхода — общенаучного комплекса (инструмента) познания действительности в информационных понятиях — в этнолого-антропологических исследованиях, а также применению информационных методов для анализа развития самой дисциплины.

В современной российской этнологии / социокультурной антропологии в большей степени пока реализуется эвристический и даже «технологический» потенциал информационного подхода как одного из новых научных направлений. Именно с этим процессом связано развитие в отечественном обществоведении, особенно в этнологии, визуальной антропологии, в первую очередь, в форме этнографического кино.

Непосредственной реакцией на новые информационные реалии постсоветской России стали исследования так называемой этнической журналистики. Противоречивость оценок одних и тех же явлений зачастую отражает плюрализм идеологических позиций авторов, а не различия их теоретико-методологических подходов и позиций.

Очень важно, что информационные методы начинают применяться как инструментальная основа мониторинга развития отечественной этнологии. В результате библиометрического анализа БД ИНИОН РАН целостные публикационные массивы исследований (серии от нескольких единиц до нескольких сотен изданий) актуальной тематики современного этнонационального развития российских регионов и постсоветского пространства выявлены в БД «История. Археология. Этнология». В целом границы вычленения собственно научной этнологической литературы в общем публикационном потоке оказались более устойчивыми по сравнению с рядом других социально-гуманитарных дисциплин. Вероятно, сыграла свою роль отечественная научная традиция принадлежности этнологии к кругу исторических дисциплин, сохранение присущей историзму как исследовательскому подходу объектно-предметной реалистичности и интереса к динамике явлений и процессов в конкретных исторических условиях и обстоятельствах.

Во всяком случае, эти критерии отчетливо прослеживаются в новых этнологических публикационных массивах, представленных сериями «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» (1990 —) — «Бюллетень этнологического мониторинга Сети раннего выявления и предупреждения этнических конфликтов» (1990 —) — «Этнологический мониторинг» (1995 —). Названия серий зафиксировали общие задачи и особенности вошедших в них публикаций: практический прикладной характер исследований, выполненных с широким применением методики мониторинга, то есть повторяющихся обследований, позволяющих фиксировать и прогнозировать динамику изменений объектов.

Учитывая разнообразие источников, использованных в многочисленных публикациях серий, особенно уникальных, таких, например, как полевые материалы или данные региональной статистики, стоит подчеркнуть не только историографическое, но, может быть, даже более важное источниковедческое значение сформировавшихся на рубеже ХХ-ХХ1 вв. массивов этнологических публикаций для последующих более фундаментальных исследований этого периода российской истории.

Крупнейший массив этнополитических материалов, представленных в серии «Национальные движения на территории СССР и СНГ» документами различных национальных и этнических движений и организаций, является, по-видимому, уникальным по полноте собранием документов современных этнополитических и общественных движений. Во всяком случае, в последних источниковедческих исследованиях по новейшей истории России этническая и национальная составляющая не были выделены в основных направлениях конкретных исторических исследований, к которым отнесены политическая, экономическая, социальная история и история культуры1.

Появление информационных ресурсов нового поколенияэлектронных каталогов, систем библиографического поиска, таких сетевых форм как сайты, чаты, форумы, а также впервые ставших доступными в форме Интернет-ресурсов массивов вещественных источников (экспонатов музейных фондов) — создают для научного сообщества новые возможности источниковедческого, историографического и коммуникативного характера.

Библиографические и справочные материалы по этнологии помимо традиционного назначения данного вида изданий как средства первичной информационной навигации приобрели новые информационные функции инструмента мониторинга развития дисциплины. Основные виды современных российских этнологических справочно-информационных изданий, представленные энциклопедиями, словарями, библиографиями различного уровня охвата материала, не обеспечивая охвата всей российской этнологической литературы, вышедшей в последние десятилетия, тем не менее, отражают основные исследовательские направления в отечественной науке. Сравнительный анализ рубрикаторов этих изданий показывает, что разработка классификационных структур объемных информационных массивов служит важным средством мониторинга взаимодействия со смежными дисциплинами, внутренней диверсификации дисциплины, динамики ее проблемно-тематических приоритетов.

По совокупности предметных исследовательских полей, выделенных в библиографических рубрикаторах, российская этнология на рубеже ХХ-ХХ1 вв. едва ли может быть ограничена формальными рамками одной из исторической дисциплины и скорее соответствует статусу социально-культурной антропологии как одной из комплексных областей современного обществознания.

Аналагичные рубрикаторы характерны и для наиболее объемных информационных ресурсов нового поколения — баз данных. Из применяемых стратегий информационного поиска по этнологии и социально-культурной антропологии в базах данных ИНИОН РАН наиболее простым является просмотр их содержания по тематическим группам (рубрикам). Классификационная схема рубрикатора БД «История. Археология. Этнология» зафиксировала историко-научные особенности отечественного этнолого-антропологического знания как исторической дисциплины с сохранением еще более ранней традиции — регионально-географическим принципом тематической группировки конкретных исследований. Такие информационные массивы, как созданные по новым технологиям проблемно-оринтированные базы данных по проблемам миграций и тендерным исследованиям отражают новую проблематику и междисциплинарный подход, присущие современным публикациям по этнологии и социально-культурной антропологии.

В настоящее время остро встает вопрос о создании специализированной базы данных, объединяющей все направления исследований в области этнологии и социально-культурной антропологии. Формирование такой проблемно-ориентированной базы данных потребует использования информации не только из всех отраслевых баз данных ИНИОН, но и привлечения внешних информационных ресурсов.

Но поиск по рубрикатору далеко не всегда достаточно точен, особенно в большом информационном массиве, и требует дальнейшего уточнения информационного запроса и его редактирования при комбинировании полученных результатов с данными поиска по дескрипторам, общему словарю и другим поисковым полям. Еще раз подчеркнем, что требуемая полнота и точность информационного поиска в базах данных больших объемов возможны лишь при наличии качественных лингвистических средств — рубрикатора и информационно-поискового тезауруса, разработка которого предполагает участие специалистов различных областейлингвистов, историков, этнологов, культурологов и др., что принято и в зарубежной практике .

Создание тезауруса по этнолого-антропологической проблематике для обработки и поиска информации в базах данных ИНИОН возможно с привлечением других профильных баз данных, в первую очередь профильных академических институтов. Это позволит расширить возможности оперативного и адресного информационного обеспечения всех заинтересованных пользователей из академических институтов, сферы образования и просвещения, административных учреждений и др.

Отсутствие информационно-поискового тезауруса по истории и, соответственно, по этнологии не восполнятся наличием даже целого собрания фундаментальных справочных изданий. Учитывая современное развитие российского этнолого-антропологического знания, включение его в мировой научный контекст, более целесообразным представляется разработка отдельного единого тезауруса по этнологии и антропологии с применением принятых международных стандартов и опыта разработки тезаурусов для данной дисциплинарной области.

Информационная модель российской этнологии, выстраиваемая на основе анализа наиболее репрезентативных баз данных, представляет еще одно направление современной общедисциплинарной историографии. Не обладающее рядом особенностей классических историографических жанров, таких как фундаментальность теоретико-методологических построений, детализированность региональных и проблемных историографий, тонкая нюансировка биобиблиографий, информационная модель ориентирована на анализ количественных характеристик объемных информационных массивов ипотоков.

Выявляя в первую очередь параметры, которые можно назвать «техническими»: распределение публикаций по жанрам, году издания, городам и исследовательским центрам, тематике, — информационная модель в конечном итоге выходит на качественные характеристики дисциплины. Возможности проведения мониторинга — циклов повторяющихся исследований — позволяет оперативно выявить появление новых исследовательских и учебных центров, их специализацию, динамику проблемно-тематических приоритетов, формирование субдисциплинарных исследовательских направлений. Библиометрические методы не получили пока заметного применения в отечественной этнологической историографии, хотя интерес к компьютерным технологиям и информационной тематике у российских этнографов и антропологов уже очевиден.

Особое «информационное пространство» представляет собой российское этнолого-антропологическое образование, включая высшее специальное, а также этнокультурный компонент в общем образовании. В современных условиях программы этнолого-антропологического содержания различных уровней — от дошкольных до поствузровских — выполняют функции особого информационного канала. С его помощью обеспечивается передача знаний об этнонациональном разнообразии общества и о принятых способах научного (и этичного) осмысления данного разнообразия. В условиях социо-культурных преобразований роль и значимость этого канала для обеспечения легитимации новых социальных моделей и практик значительно возрастает.

Помимо информационного обеспечения исследовательской работы в области этнологии и социально-культурной антропологии в конце XX-начале XXI вв. особое значение приобретает информационное обеспечение расширяющегося этнолого-антропологического образования в России. В базах данных ИНИОН представлено подавляющее большинство российских учебников и учебных пособий по этнологии и социальной антропологии, подготовленных и изданных в 1990;х — 2000;х гг., хотя для их поиска необходимо было сочетание нескольких интерактивных режимов, что сложнее, чем поиск по специальной рубрике, как, например, в «Электронном архиве» Института этнологии и антропологии. В настоящее время в рубрикатор БД «История. Археология. Этнология» введена рубрика А361 910 145 — преподавание истории, включая этнологию.

В начале XXI в. необходимо учитывать еще одно обстоятельство: присоединение России к Болонскому процессу модернизации и унификации образования в общеевропейском пространстве. Одной из важнейших образовательных задач в связи с этим становится подготовка учебников нового типа. Они построены по принятому в европейском высшем образовании «модульному принципу», то есть как блоки знаний, которые л можно соединять между собой в относительно свободном порядке .

С этой точки зрения имеющийся корпус учебной и методической литературы, разумеется, с необходимой доработкой, представляет собой перспективную базу для введения этнонациональной и социоантропологической проблематики — от наиболее общих теоретических понятий до конкретных реалий — в общее и специальное образование в оптимальном для каждого образовательного этапа объеме и форме, учитывающей российскую этнорегиональную специфику.

Очевидный рост и усложнение разнообразия информационных ресурсов российской этнологии в 1990 — 2000;х гг. служат важными показателями развития дисциплины и вместе с тем не означают простой одновекторности ее движения. Воздействие информационного фактора на научную дисциплину оказывается значительно сложнее, учитывая последствия фрагментации современного информационного пространства.

Информационные показатели служат наглядными индикаторами субдисциплинарной диверсификации современного российского этнолого-антропологического знания, сдвига от собственно этнической тематики к более широкому спектру социально-культурной антропологии. Особенности российской этнологии 1990;2000;х годах обусловлены внутренней логикой её развития как междисциплинарной научной области. Одним из важных информационных факторов этого процесса стали возможности взаимодействия, впрочем, все ещё недостаточно широкого, с международным научным сообществом, опытом и достижениями зарубежных научных школ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Тезаурусы. Классификаторы. Рубрикаторы
  2. Библиографические базы данных. Руководство пользователя = Bibliographical Databases. User’s Manual / РАН. ИНИОН. М., 2001. — 34 с. -(IRBIS Software).- Режим доступа: http://www.inion.ru/product/SEARCH-HELP/search-help-rus2 .html
  3. Серия.: Информационно-поисковые тезаурусы ИНИОН по социальным и гуманитарным наукам. Режим доступа: http://www.inion.ru
  4. Информационно-поисковый тезаурус ИНИОН по экономике и демографии / РАН. ИНИОН. Центр информатизации. Фундаментальная библиотека- Архангельская В. А. при участии Мдивани P.P. (классификационный указатель). М., 2001. — 492 с.
  5. Информационно-поисковый тезаурус ИНИОН по философии / РАН. ИНИОН. Центр информатизации. Фундаментальная библиотека- Гинзбург Б. П. при участии Мдивани P.P. (классификационный указатель по ББК) — Ред.: Мдивани P.P., Серебряная Е. И. М., 2002. — 324 с.
  6. Информационно-поисковый тезаурус ИНИОН по социологии / РАН. ИНИОН. Центр информатизации. Фундаментальная библиотека- Гинзбург Б. П. при участии Мдивани P.P. (классификационный указатель по ББК) — Ред.: Гирко Л. В., Ли О. С., Мдивани P.P. M., 2003. — 240 с.
  7. Информационно-поисковый тезаурус ИНИОН по языкознанию / РАН. ИНИОН. Центр информатизации. Фундаментальная библиотека- Смиренский В.Б.- Ред.: Антонюк Г. С., Магай Е. В., Мдивани P.P. (отв. ред.) — Стрельченко П. Я. М., 2007. — 200 с.
  8. Информационно-поисковый тезаурус ИНИОН по религиоведению / РАН. ИНИОН. Центр информатизации. Фундаментальная библиотека-
  9. A.A. при участии Мдивани P.P. (классификационный указатель по ББК) — Ред.: Кимелев Ю. А., Магай Е. В. Мдивани P.P. M., 2008. — 164 с.
  10. Концептуальные глоссарии: цели и принципы создания / Авт.-сост.: Бромлей Ю. В., Губогло М. Н., Дробижева Л. М. М.: ИНИОН РАН, 1988. -222 с.
  11. Методика индексирования документов в АИСОН: Дескриптивный поисковый образ документа М.: ИНИОН, 1989. — 250 с.
  12. Поиск библиографической информации по истории, археологии и этнографии в базах данных АИСОН: (Метод, рекомендации) М.: ИНИОН АН СССР, 1988.-45 с.
  13. Э.Р. Новые таблицы Библиотечно-библиографической классификации: Организация и технология использования: Метод, рекомендации / Рос. гос. б-ка. н.-и. центр развития библ.-библиогр. классификации. М.: Либерия, 2003. — 95 с.
  14. Э.Р. Каталогизация и классификация. Электронные каталоги и автоматизированные библиотечные системы: Избр. статьи. СПб.: Профессия, 2009. — 536 с.
  15. Тезаурус социологии: Темат. словарь-справочник / Под ред. Тощенко Ж. Т. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 487 с.
  16. Этнография: Материалы к тезаурусу по обществ, наукам / Сост. Бусятская Н. Н., Мендельсон В.И.- Отв. ред. Виленская С.К.- АН ССР ИНИОН.-М., 1979.-79 с.
  17. Chemberko L., Gromova L., Khisamutdinov W. Creation of problem-oriented databases by downloading information from online social science systems // The electronic library, 1994. Vol.12, N.3, June. — P. 149−153.
  18. Subject headings / Libr. of Congr. 26th ed. — Wash.: Libr. of Congr., (GPO), 2003, — Vol. 3. — 3089−4429 p.1. Неопубликованные:
  19. Культурология. XX век.: Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997.-640 с.
  20. Культурология от, А до Я: Культурология. XX век. Энциклопедия: В 2-х т.- СПб.: Университетская книга: ООО «Алетейя», 1998. Т.1. — 447 е.- Т.2. -447 с.
  21. Культурология: Энциклопедия: В 2-х т. / Авт. проекта и глав. ред. Левит С. Я.- М.: РОССПЭН, 2007. Т.1 — 1399 е.- Т.2. — 1182 с.
  22. Ю.В. Словарь терминов: (Общеобразовательный тезаурус): Общество. Семиотика. Экономика. Культура. Образование. 3-е изд. -М.: Флинта: Наука, 2007. — 109 с.
  23. Современный словарь по общественным наукам / Авт.-сост.: Данильян О. Г. и др.- Под общ. ред. Данильяна О. Г., Панова Н. И. М.: Эксмо, 2005. -526 с. — (Образоват. стандарт XXI).
  24. Bibliographical dictionary of social and cultural anthropology / Ed. by Amit V. L.- N.Y.: Routledge, 2004. -583 p.
  25. Rapport N., Overing J. Social and cultural anthropology: The key concepts. L.- N.Y.: Routledge, 2007. — XII, 464 p. — (Routledge key gardes).13. Научные отчеты
  26. Институт этнологии и антропологии РАН им. H.H. Миклухо-Маклая:. Отчет о работе в 2006 г. М., 2007. — 44 с.
  27. Институт этнологии и антропологии РАН им. H.H. Миклухо-Маклая. Отчет о работе в 2008 г. М., 2009. — 38 с.
  28. Институт этнологии и антропологии РАН им. H.H. Миклухо-Маклая. Отчет о работе в 2010 г. М., 2011. — 42 с.
  29. Информационно-аналитический обзор диссертаций, прошедших защиту в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в 2003 г. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 197 с.
  30. Информационный обзор научно-исследовательских работ, выполненных в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в 2007 году / РАГС- Отв. ред. Фатеев И. В. -М., 2008.-262 с.
  31. Науки о человеке и обществе: Итоговые аннот. отчеты 2006 г. по проектам РФФИ / Рос. фонд фундам. исслед.- Отв. ред.: Жидков B.C. М., 2008.-352 с.
  32. Отчет о работе МАЭ./ РАН. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). СПб., 2004. — 141 с.
  33. American Anthropological Association Guide, 2003−200. Arlington, 2004.- 663 p. Is also available on-line at www.aaanet.org.1. Неопубликованные:
  34. Материалы комиссии по комплексной проверке работы Учреждения российской Академии наук Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая за 2005−2009 гг., проведенной в ноябре 2009 г.
  35. Материалы Конгрессов российских этнографов и антропологов
  36. I Конгресс этнографов и антропологов России, Москва, 8−11 июня 1999 г.: Тезисы докладов. М., 1999. -400 с. — Тема Конгресса: О глобализации этнологии на рубеже тысячелетий
  37. Конгресс этнографов и антропологов России, Нальчик, 28−31 августа 2001 г.: Тезисы докладов. М., 2001. — 380 с. — Тема Конгресса: Время в этнологии и этнология времени
  38. V Конгресс этнографов и антропологов России, Омск, 9−12 июня 2003 г.: Тезисы докладов. М., 2003. — 380 с. — Тема Конгресса: Пространство и культура
  39. VI Конгресс этнографов и антропологов России, Санкт-Петербург, 28 июня 2 июля 2005 г.: Тезисы докладов / Отв. ред. Чистов Ю. К. — СПб.: МАЭ РАН, 2005. — 532 с. — Тема Конгресса: Этнокультурное взаимодействие в Евразии
  40. VII Конгресс этнографов и антропологов России, Саранск, 5−9 июня 2007 г.: Тезисы докладов. М., 2007. — 512 с. — Тема Конгресса: Многоэтничные общества и государства
  41. VIII Конгресс этнографов и антропологов России, Оренбург, 2- 5 июня 2009 г. М., 2009. — 540 с. — Тема Конгресса: Границы и культуры.
  42. Издания ИНИОН РАН по этнонациональной и социокулътурноантропологической проблематике (алфавитный порядок)
  43. С.И., Кабузан В. М. Миграционные процессы в России и СССР / АН СССР. ИНИОН- Об-во «Родина». -М., 1991. Вып. 1. — 129 с.
  44. С.И., Кабузан В. М. Русские в мире / АН СССР. ИНИОН- Об-во «Родина». М., 1991. — Вып.2. — 78с.
  45. С. И. Русские в Центральной Азии: Науч.-аналит. обзор / РАН. ИНИОН. М.: ИНИОН, 1998. — 72 с.
  46. С. И. Этносоциальные проблемы государств Центральной Азии: (Обзор заруб, лит.): Науч.-аналит. обзор / РАН. ИНИОН. М.: ИНИОН, 1995. — 69 е.- (Сер.: Государства Центр. Азии).
  47. Межнациональные отношения в СССР: История и современность: Сб. обзоров / АН СССР. ИНИОН- Ред. колл.: Чаликова В. А. (отв. ред.) и др. М.: ИНИОН, 1991. — С. 13 — (Сер.: Теорет. пробл. наций и национ. отношений).
  48. Е.А. Национализм: История и современность/ Отв. ред Пархалина Т. Г. -М.: ИНИОН, 1997. 177 с.
  49. Новая этничность" в России: (1990-е годы): Пробл.-темат. сб. / РАН. ИНИОН. М, 1999. — 203 с.
  50. Проблемы национального самосознания русских: Этнические стереотипы населения: Спец. информация / РАН. ИНИОН- Ред.-составитель Рековская И. Ф. М.: ИНИОН, 1998. — 48 с. — (Сер.: Социологич. исслед. в России: Материалы социол. центров и служб).
  51. Россия и ее соседи: Проблемы межнациональных и межгосударственных отношений: Сб. обзоров / РАН. ИНИОН- Ред. кол.: Литвинова А. Н. (отв. ред.) и др. М.: ИНИОН, 1992. — 144 с. — (Сер.: Заруб, лит. о России и соседних государствах).
  52. Россия и ее соседи: Этнонациональные отношения в новом геополитическом пространстве: Сб. обзоров / РАН. ИНИОН- Ред. кол.: Литвинова А. Н. (отв. ред.) и др. М.: ИНИОН, 1994. — 152 с.
  53. Россия и ее соседи: Взаимосвязь полит, и эти. конфликтов: Реф. сб. / РАН. ИНИОН- Ред. колл.: Литвинова А. Н. (отв. ред.) и др. М.: ИНИОН, 1996. — 176 с. — (Сер.: Пробл. обществ, развития стран Вост. Европы)
  54. Россия и ее соседи: Проблемы интеграции и федерализма в странах СНГ: Реф. сб. / РАН. ИНИОН- Ред. колл.: Литвинова А. Н. (отв. ред.) и др. -М.: ИНИОН, 1998. 146 с. — (Сер.: Пробл. обществ, развития стран Вост. Европы)
  55. Г. Я. Российское зарубежье и Родина / РАН. ИНИОН, Ассоц. «Родина». М.: ИНИОН, 1993. — 98с.
  56. Т.Б. Информационное обеспечение культурно-антропологических исследований в США: Аналит. обзор / РАН. ИНИОН. -М.: ИНИОН, 1992. 42 с.
  57. Т.Б. Этнографическое изучение современного общества: Прикладные аспекты: Науч.-аналит. обзор / РАН. ИНИОН. М: ИНИОН, 1998. — 35 с. — Библиогр.: с.34−35. — (Сер.: Теория и история культуры)
  58. Т.Б. Этнокультурный облик России: Исторические традиции взаимодействия народов: (По материалам отеч. этногр. лит.): Науч.-аналит. обзор / РАН. ИНИОН. М.: ИНИОН, 1994. — 40с. — Библиогр.: с. 39−40. -(Сер.: История России).
  59. Т. Б. Этносоциологические исследования в России в 1990-х годах: Итоги и перспективы: Науч.-аналит.обзор / РАН. ИНИОН. М.: ИНИОН, 1996. — 35 с. — Библиогр.: с.34−35. — (Сер.: Отеч. история).
  60. В.А. Война и мир в традиционных обществах: (По материалам западных исследований): Науч.-аналит. обзор / РАН. ИНИОН, Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. М.: ИНИОН, 1992. — 64 с. — (Сер.: Всеобщая история).
  61. Этнокультурные процессы в России на рубеже XX—XXI вв.: Сб. обзоров М.:ИНИОН, 2006. — 177 с.
  62. Монографии. Сборники. Статьи
  63. Академик Ю. В. Бромлей и отечественная этнология. 1960−1990-е годы /Отв.ред. Козлов С.Я.- ИЭА им. H.H. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2003. -332 с.
  64. Антропология академической жизни: адаптивные процессы и адаптивные стратегии / Отв. ред. Комарова Г. А. М.: ИЭА РАН, 2008.-300 с.
  65. С.А., Чебоксаров H.H. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. М.: Наука, 1972. — Вып. 2. — С.209−252.
  66. С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.-412 с.
  67. Ю.В., Дробижева Л. М. Этносоциология: некоторые итоги и перспективы // Академик Ю. В. Бромлей и отечественная этнология, 19 601 990-е годы / Отв.ред.Козлов С.Я.- ИЭА им. Н.Н.Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2003. — С.87- 102.
  68. Аудиовизуальная антропология: История с продолжением / Рос. НИИ культ, и природ, наследия им Д. С. Лихачева. М., 2008. — 319 с.
  69. Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. 284 с.
  70. М.А., Шемберко Л.В. Многоаспектный анализ современныхмиграционных процессов на основе проблемно ориентированных баз данных
  71. Теория и практика общественно-научной информации М.: ИНИОН, 1999.-Вып. 14. -С. 96−116.
  72. Л.И. Историческая информатика: структура и содержание. -Режим доступа: // http://hist7dcn-asu.ru/aikyii.html 5/24/2004
  73. Ю.В. Этнография и культурно-социальная антропология // Современные проблемы этнографии М.: Наука, 1981. — С.98−114.
  74. М.Л. Язык тела: Природа и культура (эволюционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека). М.: Научный мир, 2004. — 437 с.
  75. Визуальная антропология. // Антропологический форум. СПб., 2007. -№ 7. — С.7−141.
  76. Визуальная антропология: настройка оптики / Центр социал. политики и тендер, исслед- Под ред. Ярской-Смирновой Е.Р., Романова П. В. М., 2009. — 290 с.
  77. В.А. Проблемы информационной деятельности в области социального и гуманитарного знания: Статьи и доклады. 30 лет в ИНИОН РАН (1972−2001 гг.). М.: ИНИОН РАН, 2001 г. -317 с.
  78. Е.В. Европа и Россия на карте мировой науки М.: МППМ БИМПА, 2002. — 221 с.
  79. И.Е. Теоретические аспекты информатизации социальных наук. -Саратов: Сарат. гос. соц.-экон. ун-т, 2005. 148 с.
  80. A.B. О киноантропологии // Антропологический форум -СПб., 2007. -N7. Визуальная антропология С.21−32.
  81. Г. Ф. Документальный поток социальной тематики как объект библиографической деятельности. Д.: ЛГИК, 1990. — 106 с.
  82. М.Н. Концептуально-понятийное переоснащение этнической проблематики в научных исследованиях и политической практике. М.: ИЭА, 2004. — 53 с.
  83. М.Н. О глобализации этнологии на рубеже тысячелетий // III Конгресс этнографов и антропологов России, Москва, 8−11 июня 1999 г.: Тезисы докладов М., 1999.- с. 10.
  84. Г. И. Националистический дискурс и сетевая культура: Риторика «своих» и «чужих» в публичной политике, прессе и гуманитарной науке // Pro et Contra. М., 2005. — N2 (29). -С. 25−40- Тема номера: Национализм и расизм в России
  85. Интервью с профессором Валерием Тишковым / Интервью подгот. и провел Козловский В. В. // Журнал социол. и социал. антропологии = J. of sociology a. social anthropology СПб., 2001. — N4. — С .5−36.
  86. Информационно-библиографическое обслуживание: История и современное состояние СПб.: РНБ, 2003. — Вып. 1. — 192 с.
  87. Источниковедение новейшей истории России: теория, методология и практика / Под общ. ред. Соколова А. К. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. — 744 с.
  88. A.A. и др. «Этнографический атлас народов России»// VI Конгресс этнографов и антропологов в России. СПб., 2005. — С. 390−392.
  89. Ю.А. Западная философская антропология на рубеже XX-XXI вв.: Обзор / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отдел философии- Отв. ред. Панченко А. И. М., 2007. — 76 е.-
  90. А. Философия и национальная проблема в России начала XIX века / Пер. с фр. Руткевича A.M. М.: Модест Колеров, 2003. — 302 с. — (Сер.: Исслед. по истории рус. мысли- Т.9).
  91. О.Л. Академическая библиотека в современной информационной среде. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2003. — 250 с.
  92. H.A., Уварова Т. Б. Исследования по прикладной и неотложной этнологии // Этнографическое обозрение. М., 1997. — № 5. -С.121−130.
  93. H.A., Уварова Т. Б. Этнополитические процессы в субъектах РФ со статусом национальной государственности // Россия и ее соседи: Проблемы интеграции и федерализма в странах СНГ М.: ИНИОН, 1998. -С.28−62
  94. H.A., Уварова Т. Б. Русские в постсоветской России и новом зарубежье // Этнографическое обозрение. М., 1998 — N1. — С. 142−149.
  95. В.А., Луков В. А. Тезаурусы. Субъективная организация гуманитарного знания. М.: Изд-во Нац. ин-та бизнеса. — 2008. — 782 с.
  96. Н.В. Исследование и моделирование систем управления доступом к гетерогенным информационным ресурсам: Автореф. дис.. д-ра наук: Технические науки / РГГУ М., 2001. — 42 с.
  97. В.К. Этнические аспекты журналистики: Из опыта анализа российской прессы М.: ООО Информполиграф, 2004. — 278 с. — (Программа сотрудничества ЕС и России (Тасис): «Улучшение межэтнических отношений развитие толерантности в России)
  98. В.К., Тишков В. А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации М.: ИЭА РАН, 2002. — 312 с.
  99. В.К. Мобилизация этнических сообществ в современной России: По материалам этнических СМИ. М.:ИЭА РАН, 2011. — 209 с.
  100. В. А. Библиометрия как методологическая и инструментальная основа мониторинга развития и информационной поддержки российской науки: Автореф. дис. .д-ра наук- Библиотековедение, библиографоведение и книговедение / МГУКиИ М., 2005.-46 с.
  101. Междисциплинарные исследования в контексте социально-культурной антропологии: Сборник в честь Юрика Вартановича Арутюняна / Отв. ред. Губогло М.Н.- Ин-т этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая. -М.: Наука, 2005. 405 с.
  102. JI.P. Медиа-продукт и «национальная» идеология: Кейс-стади Всемирного Конгресса татар // Постсоветская культурная трансформация: медиа и этничность в Татарстане 1990-х гг. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2001. — С. 140 — 178.
  103. С.Е. Семантический анализ языка науки. М.: Наука, 1987.278 с.
  104. Постсоветская культурная трансформация: медиа и этничность в Татарстане 1990-х гг. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2001. — 241 с.
  105. П. Ф. Журналистика и этнокультура народов Поволжья на рубеже XX XXI веков. — Саранск: Изд -во Морд, ун-та, 2002 — 196 с.
  106. Пути мира на Северном Кавказе. Независимый экспертный доклад / Центр по изучению и урегулированию конфликтов Ин-та этнологии и антропологии РАН- Автор большей части текста, общ. рук. и отв. ред. Тишков В. А. М., 1999. — 184 с.
  107. Т. Глобальное и национальное: Масс-медиа и коммуникации в посткоммунистической России. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004: — 156 с.
  108. Расизм в языке социальных наук / Под ред. Воронкова В., Карпенко О., Осипова А. СПб.: Алетейя, 2002. — 232 е.-
  109. Расизм в языке образования / Под ред. Воронкова В., Карпенко О., Осипова А. СПб.: Алетейя, 2008. — 264 с.
  110. Религия в информационном поле российских СМИ / МГУ им. М. В. Ломоносова. Фак. журналистики- Рук. Кашинская Л. В. И др. М.: МЕДИАСОЮЗ, 2003 — 142 с.
  111. М.П. Наукометрические исследования в персональных базах данных: Препринт. М.: Всесоюзный научно-исследовательский институт прикладных автоматизированных систем, 1989. — 41 с.
  112. И.И. Современная философская антропология: Аналит. обзор / РАН. ИНИОН. Отд. философии- Отв. ред. Панченко А. И. -. М., 2005. 88 с. -(Сер.: Пробл. филисофии).
  113. Дж. Теория справочного обслуживания: Американский опыт прошлое, настоящее и будущее // Информационно-библиографическое обслуживание: История и современное состояние: Сб. ст. — СПб.: Рос. нац. библиотека, 2003. — С.72−90.
  114. Роль информации в формировании и развитии социума в историческом прошлом / Отв. ред. Хвостова К. В., Бородкин Л. И. М.: ИВИ РАН, 2004. — 327 с.
  115. Российская наука о человеке: Вчера, сегодня, завтра: Материалы международной научной конференции / Отв.ред. Чистов Ю. К., Тишков В. А. -СПб.: МАЭ РАН, 2003. Вып.1. — 308 с.
  116. О.В. Перспективы развития современных библиографических баз данных // Теория и практика общественно-научной информации. М.: ИНИОН, 2002. — Вып. 17. — С. 191−195.
  117. Современное положение и перспективы развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Независимый экспертный доклад / Под ред. Тишкова В. А. М., 2004 (см. написанные В. А. Тишковым введение и заключение).
  118. C.B. Российская этнография в конце XX в.: библиометрическое исследование // Этнографическое обозрение. М., 2003. № 1. — С.1 — 125.
  119. A.B., Подольская Н. В., Васильева Н. В. Общая терминология. Терминологическая деятельность. Изд. 2-е, стереотипное. -М.: Едиториал УРСС, 2005. 240 с.
  120. Теория и практика общественно-научной информации М.: ИНИОН РАН, 1985−2004.-Вып. 1.- 19.
  121. В.А. Двадцать лет спустя: Опыт переосмысления теории и практики межнациональных отношений // Исследования по прикладной инеотложной этнологии. № 200 / РАН. Ин-т этнологии и антропологии. М., 2008.-50 с.
  122. В.А. Концептуальная эволюция национальной политики в России // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 100 / РАН. Ин-т этнологии и антропологии. М., 1996. — 40 с.
  123. В.А. Российская этнология: Статус дисциплины, состояние теории, направления и результаты исследований // Этнографическое обозрение. М., 2003. -N5.-0. 3−23.
  124. В.А. Этномониторинг сложных обществ // Опыт этнологического мониторинга. М., 2004. — С. 5−14.
  125. В.А., Пивнева Е. А. Этнологические и антропологические исследования в российской академической науке // Новая и новейшая история. 2010. -№ 2. — С.3−21.
  126. Т.Б. Этнокультурные аспекты региональных исследований: Сибирь, 2000-е годы (исследовательские проекты, конференции, публикации) // Этнокультурные процессы в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков: Сб. обзоров М.: ИНИОН РАН, 2005. — С. 100−116.
  127. Т.Б., Шемберко Л. В. Исследования по этнологии и социально-культурной антропологии в базах данных Института информации по общественным наукам РАН // Этнографическое обозрение М., 2004. — N 5. -С. 95−111.
  128. Т.Б. Информация об информации в российской этнологии: проблемы и перспективы // Этнографическое обозрение. М., 2007. — № 3. С.135−146.
  129. Хобом Х.-К Информация и документация по социальным наукам // теория и практика общественно-научной информации М.: ИНИОН, 2002. -Вып. 17. — С.262−288.
  130. Я.В. Телесность человека: Философско-антропологическое понимание / РАН. Ин-т человека. М., 2007. — 213 с.
  131. Ю.К. Информационная база о северных народах в коллекциях МАЭ //Отчет по Программе фундаментальных исследований Президиума РАН «Этнокультурное взаимодействие в Евразии» за 2004 год. М., 2005. -С.121−125.
  132. А.Ю. Этническая проблематика в электронных СМИ: формы презентации и информационные задачи: Дипломная работа УНЦСА РГГУ.-М., 2008 г.
  133. Й. «Этничность»: средства массовой информации и этнология // Этничность, толерантность и СМИ / РАН. Ин-т Африки. Центр цивилизац. и регион, исслед.- Отв. ред.: Следзевский И. В. -М., 2006. С. 39 — 81.
  134. Этничность, толерантность и СМИ / РАН. Ин-т Африки. Центр цивилизац. и регион, исслед.- Отв. ред.: Следзевский И. В. М., 2006. — 221 с.
  135. Язык мой.: Пробл. этнич. и религиоз. нетерпимости в рос. СМИ / Информ. исслед. Центр «Панорама" — Сост. Верховский А. М. — М.: Панорама, 2002. — 199 е.: табл. — (Науч. издание).
  136. Jews, Muslims and mass media: Mediating the 'other' / Ed. By Parfitt T. with Egorova Y. L.- N. Y.: Routledge Curzon, 2004. — 335 p.
  137. Media and minorities in South East Europe / Eds.: Bauer Th.A., Vujovic O. Vienna: S. E. E. M. O, 2006. — XVI, 774 p.
  138. Рое М. Russian history on the Web: A guide and review 11 Kritika. -Bloomington, 2000. N3. — P.342−343.
  139. Stocking G.W. Delimiting anthropology: Occasional inquiries and reflections. Madison: Wisconsin Press, 2001. — 312 p.
  140. Белорусы / РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая- Отв. ред. Бондарчик В. К., Григорьева Р. А., Пилипенко М. Ф. М.: Наука, 1998.-503 с.
  141. Украинцы / РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, НАН Украины. Ин-т полит, и этнонац. исслед. и др.- Отв. ред. Полищук Н. С., Пономарев А. П. М.: Наука, 2000. — 535 е., ил.
  142. Татары / РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, АН Татарстана. Ин-т истории — Отв. ред.: Уразманова Р. К., Чешко С. В. М.: Наука, 2001. — 583 е., ил.
  143. Народы Дагестана / РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, Институт истории, археологии и антропологии
  144. Дагестанского научного центра- Отв. ред. Арутюнов С. А., Османов А. И., Сергеева Г. А. М.: Наука, 2002. — 643 е., ил.
  145. Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары. Крымчаки / РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая- Институт востоковедения Крымского отделения HAH Украины- Отв. ред. Козлов С. Я., Чижова Л. В. М.: Наука, 2003. — 488с.
  146. Буряты / РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая- Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН- Отв. ред. Абаева Л. Л., Жуковская Н. Л. М.: Наука, 2004. — 584 с.
  147. Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны / Ин-т этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая- Институт археологии и этнографии СО РАН- Отв. ред. Гемуев И. Н., Молодин В. И., Соколова З. П. М.: Наука, 2005. — 678 с.
  148. Тюркские народы Сибири / РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая- Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН- Отв. ред. Функ Д. А., Томилов Н. А М.: Наука, 2006. — 878 с.
  149. Абхазы / РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая- Абхаз, ин-т гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа- Отв. ред. Анчабадзе Ю. Д., Аргун Ю. Г. М.: Наука, 2007. — 547 с.
  150. Молдаване / РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая, АН Молдовы. Ин-т культ, наследия- Отв.ред.: Губогло М. Н., Дергачев В. А. М.: Наука, 2010. — 542 с.
  151. Нарады Северо-Востока Сибири / РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая, Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Всотока ДВО РАН- Отв. ред. Батьянова Е. П., Тураев В. А. М.:
  152. Наука, 2010. 773 с. — (Сер.: Народы и культуры).22.6. Этнология и образование. Этнопедагогика
  153. Абрамова М.А., Hey строев Н. Д. Гуманистические представления в культуре народов Якутии / Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. М.: Академия, 2003. — 215 с.
  154. М.Ю. Нравственно-эстетическое воспитание в этнопедагогике Северо-Западного Кавказа: Учебное пособие. / М-во общего и профес.обр. РФ. Карачаевск, 2004. — 107 с.
  155. О.Ю. Десять лет первобытности в постсоветской России (анализ некоторых, преимущественно учебно-методических публикаций) // Этнографическое обозрение. М., 2008. — № 2. — С.139−146.
  156. Вестник информационно-образовательного портала Auditorium.ru / Ассоц. Развития информ. технологий в образовании «ИНТНРНЕТ-СОЦИУМ». М, 2004. — 430 с.
  157. Г. Н. Чувашская этнопедагогика / Фонд И. Я. Яковлева, Чебоксар. Ин-т экономики и менеджмента- С.-Петерб.гос. политехи, ун-т. -3-е изд., доп. Чебоксары, 2004. — 485 с.
  158. A.B. Этнография и этнология в гуманитарном образовании // Ист. наука и ист. образование на рубеже XX-XXI ст. Екатеринбург, 2000. -С.186−191.
  159. М.Н. «Русский язык «без галстука» социальный капитал толерантности и доверительности» // V Конгресса этнографов и антропологов России. Омск, 2003 г. Тезисы докладов. — М.:ИЭА, 2003. -С.31.
  160. Р.И. Этнос и личность: психология и педагогика: Учебное пособие / Акад. социал. образования. Казань, 2005. — 4.1. — 172 е.- 4.2 — 170 с.
  161. В.Ю. Состояние и задачи этнокультурной политики в Российской Федерации // V Конгресса этнографов и антропологов России. Омск, 2003 г. Тезисы докладов. М.: ИЭА, 2003. — С. 13.
  162. В.А. Из истории этнографического образования в Санкт-Петербургском университете // VI Конгресс этнографов и антропологов России. СПб., 2005. — С.420.
  163. В.А. Кафедра этнографии и антропологии // Исторический факультет Санкт-Петербургского университета, 1934−2004: Очерк истории / С.-Петерб. гос. ун-т. Ист.фак.- Отв.ред.: Дворниченко А. Ю. СПб,. 2004. -С.З — 34.
  164. И.В. В начале болонского процесса: опыт издательства «Омега-JI» // Профессиональный учебник. М., 2004. — № 5. — С.95−111.
  165. Л.И., Краева И. Ю. Этнопедагогика коми: Содержание. Методы, средства: Науч.-метод, пособие / Сыктывк. гос. ун-т. Каф. педагогики и пед. психологии. Сыктывкар, 2003. — 71 с.
  166. М.Р., Дахужева З. К. Этнокультурное ориентирование образовательной системы региона: основы теории и практики реализации / Адыг. гос. ун-т Майкоп, 2004. — 198 с.
  167. А.И. Традиции антропологического образования // Социологическое образование в России: Итоги, проблемы и перспективы. -СПб.: СПбГУ, 1998. С.32−64.
  168. Н.В. История этнографической науки в Томске: основные этапы // VI Конгресс этнографов и антропологов России. СПб., 2005. — С.436.
  169. Н.В. Наука как форма общественного развития северных этносов / Науч. центр гуманит. исслед. коренных малочисл. народов Севера -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. 346 с.
  170. Э.С. Переменим имена? // VI Конгресс этнографов и антропологов России. СПб, 2005. — С.422.
  171. М.Ю. Поликультурное пространство России и проблемы образования // V Конгресса этнографов и антропологов России, Омск, 2003 г.: Тезисы докладов. М.: ИЭА, 2003. — С. ЗЗ — 39.
  172. Образование для коренных народов Сибири: Социокультурная роль Новосибирского государственного университета / Диканский Н. С, Попков Ю. В, Радченко В. В, Свиридов И. В, Тюгашев Е. А, Шатрова В. Я. -Новосибирск: Нонпарель, 2005. 358 с.
  173. Павленко В. Н, Таглин С. А. Общая и прикладная этнопсихология. М.: Т-во научных изданий КМК, 2005. — Раздел 5: Психологические аспекты этнопедагогики. 5.2.2. Этнические особенности психики как результат народной педагогики. — С.284−321.
  174. Североведение в Герценовском университете: Институт народов Севера / Гончаров С. А, Набок И. Л, Петров A.A., Таксами Ч. М. СПб: Астерион, 2003.-243 с.
  175. Т.Д. Этнология // Историческая наука в Московском университете, 1755−2004 / Под ред. Карпова С. П. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.-С. 512−550.
  176. Т.Д. Власть и наука в России. Очерки университетской этнографии в дисциплинарном контексте (XIX-начало XXI вв.) М.: Прометей, 2004. — 498 с.
  177. В.А. Есть такая нация // Реальность этноса 8: Роль образования в формировании этнической и гражданской идентичности, (Санкт-Петербург, 4−7 апреля 2006 г.). — СПб.: Астерион, 2006. — С. 18−24.
  178. Труды по социологии образования. Т.4, Вып.6. — Этнос. Идентичность. Образование. — М, 1998. — 204 с.
  179. А.Н. Этнопедагогика детства древних коренных народов северо-востока России. 2-е изд., доп. — Магадан: Кордис, 2003. — 183 с.
  180. Я.В. Визуальный концепт человека // Труды по социологии образования. Т. 5. — Вып.7. — Образование и информационная культура / Под ред. Собкина B.C.- М., 2000. — С.28−42.
  181. Школа с русским этнокультурным компонентом: Науч.-метод. сб. / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова и др. М.: Альфа, 2002. -292 с.
  182. В.А. Образовательный стандарт и национальная школа // Этнокультурное образование: Методы социальной ориентации российской школы/Под ред. СтепановаВ.В.-М.:ИЭА РАН, 2010. С. 190.
  183. Этнодидактика народов России: Природосообразные модели, системы, технологии: Материалы II Всерос. науч.-практ. конф., Нижнекамск, 28 апр.2004 г. / АН Респ. Татарстан, Нижнекам.муницип.ин-т- Под ред. Ялалова Ф. Г. Нижнекамск: Чишмэ, 2004. — 256 с.
  184. Этнокультурное образование в Москве на пороге XXI в. / Отв. ред. Курнешова Л.Е.-М., 1999. -Вып.6.-211 с.
  185. Этнокультурное образование: Методы социальной ориентации российской школы / Под ред. Степанова В. В. М.: ИЭА РАН, 2010. — 223 с.
  186. Этнология обществу: Прикладные исследования в этнологии / Отв. ред. Чешко C.B. М.: 0ргсервис-2000, 2006. -384 с.
  187. Публикация подготовлена в рамках программы фундаментальных исследований Отделения историко-филологических наук РАН «Общественный потенциал истории» по теме «Значение этнологических знаний для современного человека и общества».
  188. Этнопедагогика в условиях модернизации российского образования: Материалы межрегион, науч.-практ. конф. (24 июня 2004 г.) / Якут, гос ун-т им. М.К.Аммосова- Редкол.: Габышева Ф. В. и др. Якутск, 2004. — 228 с.
  189. Этнопедагогика: Проблемы обучения и воспитания: (Науч.-метод. пособие) / Ин-т народов Севера Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства. СПб, 2003. — Вып.1. — 102 с.
  190. Ф.Г. Этнодидактика. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002. — 151 с.
Заполнить форму текущей работой