Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовая защита семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, как одно из направлений деятельности специалиста по социальной работе

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Традиционное оказание помощи детям этой категории во всех странах, в том числе и в России, осуществлялось в форме создания специализированных образовательно-воспитательных учреждений, как правило, интернатного типа. Однако в последние десятилетия стало очевидно, что это приводит к постепенному усилению сегрегации и изоляции детей с ОВ в обществе. Кроме того, крайне негативные последствия для… Читать ещё >

Правовая защита семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, как одно из направлений деятельности специалиста по социальной работе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования и науки Амурской области Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Амурской области Амурский педагогический колледж Отделение № 3

Курсовая работа

ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Выполнила:

Полуянцева Ирина Юрьевна Специальность 40 401 51

Социальная работа Курс III, группа 332

Научный руководитель:

Бродягина Галина Васильевна.

Благовещенск 2012

  • Введение
  • 1. Теоретические аспекты проблем семьи, воспитывающей ребенка-инвалида
  • 1.1 Типичная характеристика проблем семьи, воспитывающей ребенка-инвалида
  • 1.2 Нормативно-правовые основы правовой защиты семьи, воспитывающей ребенка-инвалида
  • 1.3 Содержание социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида
  • 2. Опытно-экспериментальная работа
  • 2.1 Диагностика уровня правовой информированности родителей, воспитывающих детей-инвалидов
  • 2.2 Разработать план мероприятий по работе с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложение

Актуальность проведения исследований проблемы социальной работы с инвалидами обусловлена следующими факторами:

Сегодня в Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами. В перспективе ожидается дальнейший рост числа этой категории населения, в том числе и в долевом выражении.

Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной, социальной и другой помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием рабочих мест, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии. В их число входят такие большие мегаполисы как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и ряд другие.

В последнее время специалисты разных профессиональных направлений ведут разработку технологии социального, социально-медицинского, социально-психологического сопровождения инвалидов. Идет активное обсуждение опыта работы ведущих социально-реабилитационных центров в специальных журналах, на конференциях и других научно-практических форумах. Специалисты поддерживают, что есть необходимость постоянного и целенаправленного изучения проблем инвалидов как на государственном, так и региональном уровне, в том числе и университетском.

Обзор специальной, учебной, периодической литературы показал, что инвалид в России сталкивается также с такими проблема как одиночество, так как их общение ограничивается рамками родительской семьи или ближайших родственников, существует проблема информированности и невозможность продолжить обучение, некоторые семьи имеют низкий уровень реабилитационной культуры, правовой информированности.

Все вышеперечисленное подтверждает чрезвычайную актуальность проблемы, вынесенной в качестве темы настоящей исследовательской работы.

В соответствии с Законом СССР «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР», принятым Верховным Советом СССР 11 декабря 1990 г., инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите. Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения

В условиях модернизации российского общества инвалидам труднее равноправно конкурировать на рынке труда полноценными в физическом отношении людьми. В условиях общего роста безработицы их участие в общественном производстве существенно сокращается. Лишь около 650 тыс. инвалидов заняты трудовой деятельностью, как мы уже отмечали это негативно сказывается на физическом и психологическом состоянии инвалидов. Семьи и родственники, имеющие на своем попечении инвалидов, испытывают, как правило, значительные материальные и психологические трудности.

правовая защита инвалид ребенок Наиболее актуальными задачами социальной политики в отношении детей-инвалидов являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности.

Основной задачей социальной работы с инвалидами является объединение усилий как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями.

Объект исследования семья, воспитывающая ребенка-инвалида.

Предмет — правовая защита семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, как одно из направление деятельности специалиста по социальной работе.

Целью является теоретическое и эмпирическое осмысление правовых проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов и основных форм работы с ними.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать специальную литературу по вопросам правовых основ социальной защиты инвалидов, содержание работы специалиста с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида.

2. Проанализировать опыт работы по социально — правовой защите семьи.

3. Выявить типичные проблемы данной категории семей.

Методы исследования: анализ литературы и документов, обобщающих опыт работы центров социального обслуживания семей, воспитывающих детей-инвалидов, опрос.

Теоретической основой исследовательской работы являются труды учёных: Е. И. Холостовой, А. В. Гостюшина, Т. А. Добровольской, Л. К. Грачёва, А. В. Кузнецовой, Э. В. Устиновой и других.

Практическая значимость работы заключается в том, что описанный опыт работы по социально-правовой защите семьи может быть использован социальными работниками в своей практической деятельности.

1. Теоретические аспекты проблем семьи, воспитывающей ребенка-инвалида

1.1 Типичная характеристика проблем семьи, воспитывающей ребенка-инвалида

Семья — ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями (ОВ) — главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации.

С появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями, появляется и множество дополнительных проблем. Материально — бытовые, финансовые, жилищные проблемы, только увеличиваются. Жилье обычно не приспособлено для ребенка — инвалида, каждая 3-я семя имеет около 6 квадратных метров полезной площади на одного члена семьи, редко — отдельная комната или специальные приспособления для ребенка.

В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды, обуви, самой постой мебели, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Семьи не имеют крайней необходимости для ухода за ребенком: транспорта, дач, садовых участков, телефона.

Услуги для ребенка с ОВ в таких семьях платные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж, путевки санаторного типа, необходимые аппараты и приспособления, инвалидные кресла и т. д.). все это требует больших затрат, а доход семьи состоит из заработной платы папы и пособия на ребенка по инвалидности.

Выделяют 3 типа реакции родителей на появление в семье ребенка — инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители лечат, находят «докторов-святил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т. д.; со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов.

Появление в семье ребенка с ОВ всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.

Отец в семье с больным ребенком — единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости большего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена работать ночью (обычно — это надомный труд). Уход за ребенком занимает все её время, резко сужен круг общения.

Если бесперспективные лечение и реабилитация, то постоянная тревога и психоэмоциаональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери помогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье двое с ОВ.

Наличие ребенка — инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.

Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата.

Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок с задержкой умственного развития или его поведение влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ОВ практически не имеют возможности полноценных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная дезадаптация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально — волевой сферы и т. д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражается на детях с ОВ, воспитывающихся в детских интернатах.

Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских занятий родителей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания. Почти все семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребенка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такой патологией.

1.2 Нормативно-правовые основы правовой защиты семьи, воспитывающей ребенка-инвалида

Обзор нормативно — правовых документов, лежащих в основе работы с семьей в т. ч. воспитывающей ребенка — инвалида.

Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid — «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный»

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. закрепила право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

" Инвалид, — говорится в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» , — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты"

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года развил эти положения, развив право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской федерации является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). Конкретизация этого положения содержится в статье 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благополучия.

Признавая права каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Часть 1 статьи 39 Конституции РФ перечисляет условия, наступление которых является основанием для социального обеспечения. Это могут быть определенные периоды жизни человека, связанные с его возрастом (детство, старость), состоянием здоровья или трудоспособности (болезнь, инвалидность), выполнение либо невозможность выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца). Данный перечень не является исчерпывающим, так как социальное обеспечение может быть предоставлено и в других случаях, установленных законом. Например, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребёнком и др.

В статье 39 Конституции РФ говорится только о денежной форме социального обеспечения — о государственных пенсиях и социальных пособиях. Кроме денежных выплат, социальное обеспечение может осуществляться в натуральных формах: содержание в домах — интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживании е на дому и т. д.

Социальная защита — политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Таким образом, социальной защите подлежат все конституционные права и свободы человека.

В действующем социальном законодательстве РФ понятие «социальная защита» используется в сравнительно узком смысле: оно означает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. В то же время концепция социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством (либо под его контролем) любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов и т. д.

Следовательно, социальная защита населения — это система мер правового, социально — экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством, для обеспечения достойной жизни человека, то есть его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры. Поэтому, говоря о соотношении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение», можно сделать вывод о том, что первое из названных, несомненно, более широкое и объемное, а второе понятие входит в него как одна из составных частей.

Что касается правовой природы правоотношений в сфере социального обеспечения, то традиционно их классификация проводится по таким основаниям, как виды социального обеспечения, сроки существования во времени; на материальные, процедурные, процессуальные. Возможна так же классификация по видам и формам социального обеспечения.

Особой категорией в типологии семей является семья, воспитывающая ребенка — инвалида. В классификации, семья относится к категории группы риска, поэтому в соответствии с законом «О социальной защите инвалидов р РФ» в зависимости от разграничения.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

1. По возрасту — дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.

2. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.

3. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

4. По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, мало мобильным или неподвижным группам.

С целью оказания квалифицированной помощи инвалидам, социальный работник обязан знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус инвалида, его права на получения различных льгот и выплат и другое. Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов». Вот несколько выдержек из этого правового международного документа:

" Инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства" ;

" Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица" ;

" Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность" ;

" Инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания" ;

" Инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации" .

Приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах и в России. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.).

Еще раньше, в июле 1992 г. Президент Российской Федерации издал Указ «О научном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов». В октябре того же года были изданы указы «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» .

Этими нормотворческими актами определяются отношения общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством. Следует заметить, что многие положения этих нормотворческих актов создают надежное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране.

В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; равные возможности в получении социальных услуг; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и др. (ст. 3 Закона).

Примерно с середины 1970;х годов наметились стали получать все большее распространение, прежде всего в экономически развитых странах, новые подходы в отношении людей с ограниченными возможностями, в том числе и детей, которые выражаются понятием «интеграция». Суть этих подходов заключается в том, что инвалиды не являются социально обособленными и изолированными членами общества, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными.

Учреждения, обслуживающие детей — инвалидов. Дети — инвалиды обслуживаются учреждениями трех ведомств. Дети до 4 лет с поражением опорно-двигательного аппарата и снижением умственного развития находятся в специализированных домах ребенка Министерства здравоохранения РФ, где получают уход и лечение. Дети с Нерезко выраженными аномалиями физического и умственного развития обучаются в специализированных школах — интернатах Министерства общего и профессионального образования РФ. Дети в возрасте от 4 до 18 лет с более глубокими психосоматическими нарушениями проживают в домах — интернатах системы социальной защиты населения. В 158 детских домах — интернатах находятся 30 тыс. детей с тяжелыми умственными и физическими недостатками, половина из них — дети-сироты. Отбор в эти учреждения осуществляют медико-педагогические комиссии (врачи-психологи, дефектологи, логопеды, представители социальной защиты населения), осматривая ребенка и устанавливая степень заболевания, затем оформляя документацию. На 1 января 1994 г. в 150 детских домах — интернатах находилось 31 907 детей; их обучали по специально разработанным программам навыкам самообслуживанию и труду с 12 лет. Овладевая некоторыми профессиональными навыками (швеи, плотника, санитарки-уборщицы, дворника, грузчика и т. д.), получали педиатрическую, неврологическую, психиатрическую помощь.

Дети, которые не могут обслуживать себя сами, находятся в специализированных домах-интернатах системы социальной защиты населения, нуждаются в уходе. В России всего 6 таких учреждений, где на 1 января 1994 г. Находилось 506 детей от 6 до 18 лет.

Медицинская реабилитация оставляет желать лучшего. В реабилитационных учреждениях дети обучаются по программе общеобразовательной школы. В соответствии с федеральной целевой программой «Дети-инвалиды», президентской программой «дети России» создаются территориальные реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и территориальные центры социальной защиты семье и детям.

В 1997 году в системе организаций социальной защиты действовало 150 специализированных центров, где находились 30 тысяч с тяжелыми умственными и физическими недостатками и 95 отделений реабилитации детей и подростков с ОВ. 34,7% этих учреждений занимаются реабилитацией детей с детскими церебральными параличами; 21,5% - с нарушениями умственного и психического развития; 20% - с соматической патологией; 9,6% с нарушениями зрения; 14,1% - с нарушением слуха.

Федеральная программа «Дети — инвалиды», входящая в президентскую программу «Дети России», предусматривает комплексное решение проблем детей с отклонениями в развитии. Она имеет следующие задачи: предупреждение детской инвалидности (обеспечение соответствующей литературой, диагностическими средствами); скрининг — тест новорожденных на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, аудиологический скрининг, совершенствование реабилитации (развитие центров реабилитации); обеспечение детей техническими средствами для бытового самообслуживания; укрепление кадров с систематическим повышением квалификации, укрепление материально — технической базы (строительство домов-интернатов, реабилитационных центров, обеспечение их оборудованием, транспортом), создание культурных и спортивных баз.

В 1997 году в 70 регионах РФ действовали региональные программы. В ряде регионов создавались квотированные рабочие места для женщин, воспитывающих детей-инвалидов (Астрахань, Курск), в Москве создавались рабочие места для подростков-инвалидов (профессиональное образование по 13 специальностям) и т. д.

В последнее время снизился уровень материально-технической базы детских домов из-за недостатка финансирования, приостановлено строительство новых детских домов.

1.3 Содержание социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида

Одной из самых тревожных тенденций конца XX века стало неуклонно увеличиваться детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями. В зависимости от болезни или характера отклонения в развитии выделяют различные категории таких детей: слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и ряда других. Дети, имеющие столь значительные проблемы физического, психического, интеллектуального развития, становятся субъектами специального законодательства, получают на основе медицинских показателей особый социально-медицинский статус — «инвалид» .

Традиционное оказание помощи детям этой категории во всех странах, в том числе и в России, осуществлялось в форме создания специализированных образовательно-воспитательных учреждений, как правило, интернатного типа. Однако в последние десятилетия стало очевидно, что это приводит к постепенному усилению сегрегации и изоляции детей с ОВ в обществе. Кроме того, крайне негативные последствия для их социализации имеет то обстоятельство, что они в основном проживают вне семьи, и она практически не участвует в их воспитании. При этом большинство родителей занимает иждивенческую позицию, целиком полагаясь на профессионализм врачей и педагогов, снимая с себя всякую ответственность за состояние и социальные перспективы ребенка.

Одной из важных задач социального работника, с которой начинается профессиональная социальная помощь и поддержка населения, является сбор необходимой информации о социальной инфраструктуры микрорайона, составе проживающего в нем населения и его социальных нуждах и потребностях. В процессе сбора первичной информации социальный работник получает возможность выявить наиболее нуждающиеся в социальной поддержке слои населения (инвалиды, престарелые, семьи и дети группы риска и т. д.). Он получает также представление о социальном неблагополучии этих категорий населения и предусматривает меры оказания экономической, правовой, медицинской, психолого-педагогической помощи в каждом конкретном случае.

Социальные работники, ориентированные на работу с детьми и семьями группы риска, должны в первую очередь владеть информацией о личности детей и условий их семейного воспитания. Социальная работа с молодежью требует знания условий жизни молодежи и молодых семей, в то время как остальная служба, ориентированная на работу с престарелыми и инвалидами, должна быть более подробно информирована об условиях жизни этой категории населения.

Важно помнить, что информация, полученная социальным работником, должна носить безличный характер, не подлежать разглашению, а так же не использоваться в фискальных целях и во вред населению и каждым отдельным гражданам.

Для заполнения и сбора необходимой информации социальным работникам используются информативные карты и матрицы.

Социальный работник должен взять на учет и составить характеристику семьи, имеющей ребенка с ОВ, с учетом всех её членов. Совместно с медицинскими учреждениями он должен составить план лечебно — оздоровительных, профилактических мероприятий с учетом динамического состояния больного, оказать помощь в организации стационара на дому, санаторно-курортном лечении, приобретении корректирующих медицинских аппаратов, тренажеров и т. д. Он должен также содействовать оздоровлению, диспансеризации, семейному отдыху всех членов семьи.

Социальный работник должен оказывать консультативную помощь семье юридического, психолого-педагогического характера, представлять собой своеобразную «службу доверия» и т. д.

Социальный работник должен помочь ребенку вести образ жизни, соответствующий возрасту, помочь максимально приспособиться к окружающей среде и обществу, привить навыки самообслуживания, помочь в приобретении знаний, профессионального опыта для участия в общественно полезном труде.

Вместе с медицинскими работниками необходимо выявлять детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения, нуждающихся в устройстве в специализированные учреждения.

Социальный работник является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, с субъектами семейной политики (органы государственного управления, трудовые коллективы, общественные, обще — политические, религиозные организации, профсоюзы, общественные движения).

В функции социального работника входят организация юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а также стимулирование усилий семьи по приобретению экономической независимости в условиях рыночной экономики.

2. Опытно-экспериментальная работа

2.1 Диагностика уровня правовой информированности родителей, воспитывающих детей-инвалидов

Базой исследования определены семьи, воспитывающие ребенка-инвалида разной возрастной категории, со стоящие на учете в отделе реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в комплексном центре социального обслуживания населения (КЦСОН)" Доброта". В начале каждого месяца данный отдел набирает группу детей с ОВ для прохождения реабилитационных процедур. В течении трех недель с ребятами работают специалисты. В комплексную программу реабилитации детей входят следующие процедуры:

1. лечебная физкультура

2. лечебный массаж

3. игротерапия

4. иппотерапия

Данные процедуры направлены на развитие внимания, всех групп мышц, улучшает координацию движения детей, способствует ее развитию.

Специалисты центра апробируют новую коррекционно-реабилитационную технологию для г. Благовещенска иппотерапию. Ребят вывозят на ипподром г. Благовещенска с ними работает инструктор по коррекционно-верховой езде. Во время занятий инструктор вместе с ребятами выполняет определенные упражнения на улучшение равновесия, координации, к тому же ребята получают множество положительных эмоций, которые способствуют частичному выздоровлению. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Так как у детей ограниченные возможности, исследования в основном строилось на контакте с семьей.

После установления контакта, общего знакомства и информирования родителей о состоянии здоровья, родители охотно согласились участвовать в опросе целью которого является: определение уровня правовой информированности и изучения конкретных проблем. Данный опрос включает в себя следующие вопросы:

1. Испытываете ли Вы недостаток знаний правовых основ в области защиты интересов своего ребенка?

2. Хотели бы вы расширить информационное поле в области защиты прав ребенка с ограниченными возможностями?

3. Какие источники помогают Вам в области права и помогают добиваться льгот на разных уровнях развития ваших детей?

4. Какие службы оказывают Вам конкретно действенную помощь?

В опросе приняли участие 5 семей, результаты исследования:

Результаты анкетирования:

1. Дефицит правовых знаний 100% из 5 опрошенных семей.

2. Хотели бы расширить знания в области правовой защиты 100% из 5 опрошенных семей.

3. 60% ответили: от «добрых людей» и органов соц. Защиты:

30% пользуются СМИ

10% узнают из интернета и консультаций юристов.

4. Доброта, партия «Единая Россия», общественные организации.

Результаты опроса показали, что семьи нуждаются в постоянном правовом информировании, а также в технологии организации и получении данного вида помощи.

Для более детального изучения проблем конкретной семьи со специалистами центра «Доброта» проведен патронаж 5 семей, составлена характеристика на детей — инвалидов. По этическим требованиям и для соблюдения конфиденциальности мы не даем полной характеристики, но определены конкретные социально — педагогические проблемы и проанализирована реабилитационная активность родителей. Статус всех семей: полная семья, одна из пяти малообеспеченная, остальные имеют достаток и благоустроенные квартиры. Возраст детей от 4 до 6 лет. Дети из трех семей не мобильные, уход за ними осуществляют мамы.

С целью изучения реабилитационной активности семьи, была проведена беседа со специалистами центра об изучении реабилитационной активности семьи, она показала, что

­ 23% родителей имеют высокий уровень реабилитационной активности;

­ 22% имеют средний уровень реабилитационной активности;

­ 55% имеют низкую реабилитационной активности.

Результаты беседы подтвердили необходимость активизации реабилитационной работы с семьей, повышение активности самой семьи, как формы социально — правовой защиты.

Практика общения с семьей доказала, необходимость совершенствования профессионально — личностных качеств специалиста, работающих с такой категорией семьи, поэтому из предложенных качеств:

• объективность,

• справедливость,

• тактичность,

• внимательность и наблюдательность,

• терпимость, толерантность,

• честность,

• выдержка и самообладание,

• Доброта и любовь к людям,

• самокритичность, адекватность самооценки,

• терпение,

• коммуникабельность,

• оптимизм,

• сила воли, творческое мышление,

• стремление к самосовершенствованию.

Плюс повысить уровень правовой культуры специалиста, способность защищать интересы семьи.

Мой первый профессиональный опыт показал, что специалисту следует быть социально активной, поэтому во время обучения я участвую в различных волонтерских мероприятиях: посвященных Дню защиты детей, Дню победы, помощь ветеранам и др.

Важным событием стало выступление на конференции на тему: «Профессионально-личностные качества специалиста по социальной работе как одно из условий правовой защиты семьи воспитывающей ребенка-инвалида». Были подготовлены презентация и выступление, я награждена грамотой.

2.2 Разработать план мероприятий по работе с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида

На формирующем этапе был разработан план мероприятий направленный на повышение правовой культуры семьи.

Мероприятие

Ответственные

1. Формирование банка данных о детях инвалидах

Первая неделя работы

2. Знакомство с родителями и детьми. Установление доверительных взаимоотношений.

Вторая неделя работы

3. Проведение этической беседы «Права детей — забота государства»

Вторая неделя работы

4. Правовая игра «Мой взгляд»

Третья неделя работы

5. Круглый стол. «Что я Узнал?», рефлексия.

Третья неделя работы

В соответствии с данным планом были проведены мероприятия по формированию банка данных о детях инвалидах было проведено в первые дни прохождения практики в КЦСОН «Доброта». Я познакомилась с историями болезней ребят, но из этических и профессиональных соображений, для соблюдения конфиденциальности подробности не сообщаю, но это очень помогло в дальней шей работе с детьми и общении с их родителями.

Далее я познакомилась с родителями ребят, которые рассказали об особенностях своих детей и дали некоторые советы.

Так же мною была проведена этическая беседа «Права детей — забота государства», целью которой является: ознакомить родителей и детей с правами несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка); способствовать формированию правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости. Из данной беседы, родители получили некоторые полезные данные, они охотно отвечали на вопросы и выполняли определенные требования. Сценарий данного мероприятия в ПРИЛОЖЕНИИ 2. Заключительным мероприятием, которое я проводила с родителями с тала правовая игра «Мой взгляд», Цели: ознакомиться с основами российского законодательства; также проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних; выяснить причину этих правонарушений и указать способы поведения в критических ситуациях.

Для подведения итогов нашей работы, я провела мероприятие в форме круглого стола. «Что я Узнал?», в ходе которого родители поделились своими впечатлениями, оставили свои пожелания и сказали слова благодарности. В ходе исследования выяснили, что правовое просвещение с данной категорией семей является важным направлением работы специалистов — социальных работников. Изученные формы работы с семьей — асе виды помощи; профилактика, консультирование, информирование, повышение реабилитационной активности и реабилитационной культуры.

Изученные и описанные и описанные в теоретической части типичные проблемы таких семей отмечены и в экспериментальной группе.

Заключение

Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной, социальной и другой помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием рабочих мест, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии. В их число входят такие большие мегаполисы как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и ряд других.

В г. Благовещенске оказанием помощи инвалидам и другим категориям населения является КЦСОН «Доброта». Её основными формами работы с семьями, воспитывающими детей — инвалидов является:

1. Правовое информирование семьи, как форма реабилитационной активности семьи.

2. создание профильных смен для детей — инвалидов в процессе пребывания дети получают комплексную реабилитационную помощь.

Но, исследование выявило противоречие, заключающееся в том, что правовое обеспечение (в том числе содержание, льготы) достаточные, государством предусмотрены льготы для детей — инвалидов и одного из родителей, но незнание законодательства, пассивность некоторых семей, низкая социальная активность, реабилитационная культура снижают уровень жизни самой семьи, ребенка — инвалида.

Проведенное исследование показало, что для полной реализации целей следует продолжить работу, использовать приобретенный опыт по социально — правовой защите семьи в дальнейшей исследовательской работе; разработать индивидуальную коррекционно реабилитационную программу для каждой конкретно семьи.

Цель исследовательской работы достигнута. Задачи реализованы.

Список использованных источников

1. Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. — М., 1995.

2. Быков Д. А. Дети с ограниченными возможностями и общество // Дополнительное образование, 2001, № 1.

3. Васин С. А., Сороко Е. Л., Богоявленский Д. Д. социальный портрет инвалидности и социальная ущемленность инвалидов. Независимый институт социальной политики. http // www.socialpolicy.ru/programs/ grant/reports/vassin. shtml

4. Гостюшин А. В., Шубина С. И. Азбука выживания: Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Экстремальная медицина. — М., 1995.

5. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». — М., 1995.

6. Грачев Л. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. — М., 2005.

7. Гришина Л. П. Актуальные проблемы инвалидности в Российский Федерации. — М., 1995.

8. Дементьева Н. Ф., Устинова Э. В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. — М., 1995.

9. Деятельность психолога в службах медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов / Метериалы всероссийской научно-практической конференции в Санкт-Петербурге 25−28 сентября 2002 г. — М., 2002.

10. Комплексные методики активизации социальной работы с семьёй: Научно-методическое пособие / Под ред.В. Ю. Меновщикова. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001.

11. Кузнецова В. А. О практике и перспективах социальной помощи престарелым и инвалидам // Социальная работа. — 1992. — Вып.1.

12. Настольная книга специалиста: Социальная работа с инвалидами / Под ред.Е. И. Холостовой, А. И. Осадчих. — М., 1996.

13. Основы социальной работы. Учеб. пособие., Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2004.

14. Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов / Сб. норм. актов / СосТ.о.В. Павленко, Д. А. Туболев, Л. К. Грачев. — М., 1996.

15. Профессионализация социальной работы / Отв. ред.Л. С. Малик. — Архангельск: Прморсеий госуниверситет, 2001.26. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие. М., 2004.

16. Сделать доступными для инвалидов/Пресс-клуб для инвалидов // Социальное обеспечение. — 1993. — № 2.

17. Социальная защита инвалидов. Норм, акты и док-ты / Под ред. П. М. Маргиева. — М., 1994.

18. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: учеб. пособие.; Изд.4-е, доп. И перераб. од ред.В. С. Кукушина. — М. — Ростов-на-Дону, 2004.

19. Социальная поддержка инвалидов, ветеранов войны и труда / Библиотечка «Российской газеты». — М., 1995.

20 Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов. — Минсоцзащиты, 1992. — вып. 4.

21. Социальные технологии: теория и практика / Межвузовая научно-практическая конференция 13,14 июня 2003 г.: Тез. доклад / отв. ред. К. М. Оганян, С. С. Бразевич, С. Н. Войцеховский. — СПб.: СПБ ГИ ЭУ, 2003.

22. Теоретико-методологические аспекты подготовки родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями / Под общ. ред. В. М. Астапова. — М., 1996.

23. Технология социальной реабилитации инвалидов: Метод. рекомендации. — М., 2000.

24. Храпылина Л. П. Основы реабилитации инвалидов: Учеб. — метод. пособие. — М., 1996.

25. Холостова Е. И., Н. Ф. Дементьева Социальная реабилитации: Учеб. пособие. — 3-е изд. — М., 2004.

26. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. 1999. № 4.

Приложение

Этическая беседа

" ПРАВА ДЕТЕЙ — ЗАБОТА ГОСУДАРСТВА"

Цели: ознакомить родителей и детей с правами несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка); способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.

Оборудование: адаптированный текст Конвенции прав ребенка с таблицей.

Ход мероприятия

Вступление

1-й ученик. Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

2-й ученик. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

1-й ученик. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

2-й ученик. Поэтому они все вместе написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

Учитель. С правовыми вопросами мы сталкиваемся гораздо чаще, чем это кажется на первый взгляд. Ошибочным является мнение, что область применения права ограничивается наказанием лиц, совершивших различные правонарушения. Многие, возможно, удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

1-й ученик. С 1990 г. Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила: в силу 2 сентября 1990 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. (Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. № 45, ст. 955).

2-й ученик. В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.

1-й ученик. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.

Практическая работа

Учитель. Прежде чем перейти к ознакомлению с основными статьями Конвенции, выполним следующее задание по группам.

Составьте список потребностей ребенка, которому 2 месяца. Что ему необходимо для жизни?

Потребности человека с возрастом меняются. И в 11−12 лет, как вам сейчас, у ребенка могут быть и другие потребности.

Напишите список потребностей 12-летнего ребенка.

Учитель. Как с возрастом изменяются потребности ребенка?

Ученик. Они становятся разнообразнее и сложнее, их становится больше.

Учитель. Сейчас я вам зачитаю небольшой перечень прав ребенка, признанный Конвенцией. Согласно определению, данному в Конвенции (ст. 1), «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее». Каждый ребенок имеет право на жизнь (ст. 6). С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства (ст.7). Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст.13). Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14). Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст.16). Ребенок имеет право на образование (ст.28). Государства — участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания (ст.37). Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31).

Учитель. У вас, как вы заметили, получилось много совпадений. А теперь давайте посмотрим с вами небольшую сценку из школьной жизни.

Сценка «Чужое письмо»

(На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их.)

Нина. А ты не пойдешь на физкультуру?

И ра. Нет, я освобождена.

(Все уходят, кроме Иры. Она садится и начинает рисовать.)

Ира. Ой, стерки нет. У кого же взять? У Нины посмотрю.

(Ира роется в портфеле Нины. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит Нина.)

Нина. Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мое письмо?

Ира. А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

Учитель. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение?

(Учащиеся высказывают свое мнение.)

Учитель. А теперь рассмотрим другую ситуацию.

Сценка «Громкая музыка»

Тихим воскресным утром Степа пришел в гости к своему приятелю Коле.

Коля. Заходи! Мне папа подарил новый музыкальный диск, песни классные! Давай послушаем.

Степа. А давай лучше поставим колонки на подоконник и включим погромче — пусть все послушают!

Мальчики ставят магнитофон на подоконник и включают его погромче.

Коля. Ой, я совсем забыл, ведь папа мне еще и игру новую подарил. Пойдем в другую комнату, поиграем.

Ребята уходят, забыв выключить магнитофон.

(Изображение нескольких окон в доме: женщина с завязанной головой; женщина, укладывающая ребенка; мужчина, работающий с документами за письменным столом.)

Учитель. Я хочу услышать ваше мнение: имеет ли право Коля включать так громко музыку, даже если он считает, что таким образом он проводит свой досуг?

(Родители и дети обсуждают данную проблему.)

Подведение итогов

Учитель. Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение» Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.

Сегодня мы с вами поговорили не только о правах, но и о некоторых обязанностях граждан по отношению к другим гражданам.

Правовая игра «МОЙ ВЗГЛЯД»

Цели: ознакомиться с основами российского законодательства; также проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних; выяснить причину этих правонарушений и указать способы поведения в критических ситуациях.

Ход мероприятия

Вступительное слово

Добрый вечер, дорогие друзья! Я приветствую вас на нашей правовой игре «Мой взгляд». Итак, встречаем участников игры!

Приветствие команд и представление жюри

В классе формируются три команды; «Кодекс», «Умники и умницы», «Правовые ребята». Каждая команда готовит свой девиз и эмблему. Ведущий представляет членов жюри: участкового инспектора милиции, учителя истории, социального педагога.

Первый тур

Ведущий объявляет начало первого тура. Звучит гонг.

С помощью жребия команды получают карточки с ситуациями (см. приложение), которые необходимо проанализировать, оценить и найти верное решение.

Задание оценивается по пятибалльной системе. За существенное дополнение команда может получить на усмотрение жюри от 1 до 3 баллов.

Ответы на вопросы:

Ситуация 1. Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Статья 173 КЗОТ.

Ситуация 2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители не несут за него ответственности. Статья 27 ГК. Дети с 6 до 14 лет самостоятельно могут совершать только мелкие бытовые сделки (без денег). Всё остальное за них совершают родители й отвечают за сделки детей. Статья 28 ГК.

Ситуация 3. Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за тяжкие преступления — с 14 лет. Статья 5 УПК. Если правонарушитель не достиг 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передаётся в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Ситуация 4. Статья 135 КЗОТ гласит, что за нарушение трудовой дисциплины администрация применяет следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.

Ситуация 5. Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст.158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан, — это мелкое хулиганство, за которое предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении — постановка на учет ИДН.

Ситуация 6. Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).

После выполненного задания жюри подводит итоги первого тура.

Второй тур

Ведущий объявляет начало второго тура. Звучит гонг. Задание 1. Каждая команда получает лист, на котором нарисованы предметы. Задание: в течение одной минуты отгадать, какому герою они принадлежат. За правильный ответ дается 1 балл, за досрочный ответ дается дополнительный балл.

1-й лист: трость, трубка, скрипка, лупа (Шерлок Холмс.)

2-й лист: планшет, фуражка (Анискин.)

3- й лист: котелок, жилет, трость (Эркюль Пуаро.)

Задание 2. Командам необходимо узнать по описанию знаменитых героев популярных фильмов. Ответы принимаются после поднятия руки, правильный ответ оценивается в 1 балл.

Он почти неизвестен за границей, но был начальником отдела по борьбе с бандитизмом в МУ Ре. Гонялся за черной кошкой. Считал, что вор должен сидеть в тюрьме. (Глеб Жеглов.)

Самый деятельный и неустрашимый из всех агентов. У него есть свой номер, а любое препятствие для него — пустяк. (Джеймс Бонд.)

Живет в Лондоне. Он не музыкант, но музыка помогает ему в работе. Его любимый инструмент — скрипка. Его любимая опера — «Волшебная флейта». (Шерлок Холмс.)

Задание 3. Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка» .)

В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому — по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде» .)

Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено жестоко наказано. («Волк и семеро козлят» .)

В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок» .)

Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка» .)

В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но сумевшим это сделать. В итоге — богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба» .) Жюри подводит итоги второго тура.

Третий тур

Ведущий объявляет начало третьего тура. Звучит гонг. Звучат музыкальные фрагменты знакомых мелодий. Командам необходимо по порядку записать названия фильмов, в которых они звучали. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

" Спецназ" - песня «Давай за. «

" Зона Любэ" - песня «На воле. «

" Граница" - песня «Ты неси меня река» .

" Бременские музыканты" - песня «Разбойников» .

Жюри подводит итоги третьего тура.

Четвертый тур

На сцену выходят капитаны команд. Им предстоит поработать следователем. Капитаны с помощью подсказок должны определить о ком идет речь. За ответ с первой подсказки команда получает 3 балла, со второй — 2 балла, с третьей — 1 балл.

Он очень отважный полицейский.

Его партнёр — человек.

Он — породистый пёс,

(Комиссар Рекс.)

Он — герой, защитник будущего.

Он — необычный персонаж.

Он — мутант.

(Черепашка-ниндзя.)

Он круглобокий.

Его очень любят дети.

Он ушёл от бабушки.

(Колобок.)

Жюри подводит итоги четвертого тура.

Пятый тур

Ведущий. Внимание! Внимание! Только что поступило сообщение, что в этом зале среди нас находится опасный правонарушитель. Команды, в вашем распоряжении его словесный портрет. Послушайте!

" Правонарушитель среднего роста. Волосы светло-русые, глаза голубые. Особые приметы — родинка на левой щеке. Легко входит в доверие к людям" .

Команда, которая первой задержит «правонарушителя», заработает 1 балл.

Подведение итогов

Жюри подсчитывает количество баллов каждой команды, называет победителя. Производится награждение.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой