Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие системы патриотического воспитания школьников в современных условиях Крайнего Севера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

I. Российское образование начала XXI века находится в стадии становления новых парадигм, присущих современной цивилизации, получившей название «информационное» или «постиндустриальное общество». В процессе реформирования школы перед образованием была поставлена задача: войти в мировую, глобальную образовательную систему, не растеряв при этом лучшие черты российского, национального просвещения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ИСТОРИОГРАФИЯ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
    • 1. 1. Патриотическое воспитание учащихся в России
    • 1. 2. Зарубежная теория и практика патриотического воспитания
    • 1. 3. Патриотическое воспитание как педагогическая проблема
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
    • 2. 1. Школьное историческое образование — важное педагогическое условие патриотического воспитания учащихся
    • 2. 2. Структура и содержание системы патриотического воспитания
    • 2. 3. Примерная модель школьной системы патриотического воспитания учащихся
  • Выводы по второй главе

Развитие системы патриотического воспитания школьников в современных условиях Крайнего Севера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Актуальность исследования связана с тем, что вопросы патриотического воспитания учащейся молодежи постоянно находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением проблемы патриотического воспитания, как для консолидации общества, так и для становления гражданина новой России, повышения обороноспособности и престижа страны на международной арене.

Проблема патриотического воспитания учащихся, умеющих ценить и отстаивать демократические права и свободы, является весьма важной для любой страны. Для России она приобретает особую значимость, так как активное строительство нового демократического общества ведется в сложных социально-экономических и политических условиях, когда меняются прежние отношения человека с государством и вырабатываются новые политико-правовые нормы. Это процесс длительный и весьма сложный, требующий усилий многих социальных институтов и организаций. Школа по-прежнему является одним из самых действенных из них, поэтому важно изучить возможности урочной и внеурочной работы в реализации целей и задач патриотического воспитания учащихся.

Принятие постановлением Правительством № 122 от 16 февраля 2001 г. государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001;2005 годы» [54] позволило уточнить варианты создания и развития государственной системы патриотического воспитания, что зафиксировано постановлением Правительства РФ № 422 от 11 июля 2005 г. о Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы» [55].

В рамках реализации Программы в части совершенствования деятельности институтов государственной власти особое внимание было з отведено разработке «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», которая была принята к руководству в мае 2003 г. и являлась документом, отражающим совокупность научно обоснованных и официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания. Именно эти документы и сегодня определяют основные направления патриотического воспитания учащейся молодежи. В данном контексте образовательная политика — важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры. [124].

Сегодня проблема образованности общества связана не только с развитием экономики, повышением ее эффективности и конкурентоспособности. В общемировой ситуации перехода к постиндустриальному обществу в условиях многонациональной и многоконфессиональной страны, становления новой российской государственности и демократического гражданского общества обновление образования выступает как решающее условие формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. Именно общее образование, в первую очередь, должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества — систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма. [124].

В данном исследовании мы исходим из того, что патриотизм социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов.

Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего 4 народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой, Малой родине, привычному укладу жизни, с развитием государства патриотизм наполнился политическим смыслом, связанным с требованием стойкости и мужества в войнах, в отстаивании интересов отечества.

С этико-гуманистической точки зрения значение патриотизма обусловлено тем, что оно является одной из форм соподчинения личных и общественных интересов, единения человека и отечества. Патриотические чувства и идеи только тогда возвышают человека и народ, когда сопряжены с уважением к другим народам и способствуют изменению психологии национальной исключительности и недоверия в сторону взаимопонимания в межнациональном и межгосударственном отношениях. Этот момент патриотического сознания приобрел особую актуальность во второй половине XX века, когда угроза ядерного самоуничтожения или экологической катастрофы потребовали переосмысления всей системы этических ценностей, и в частности самого понятия — патриотизм.

История, как учебный предмет, — одна из немногих, формирующих интерес учащихся к духовному и культурному наследию Отечества, приобщающих их к общечеловеческим ценностям, к осмыслению сути понятия — патриотизм. При этом ученик является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом поиска ответов на сложные вопросы истории и современности. Как известно, задача школьного исторического образования двуедина. Во-первых, разбудить в душе молодого человека любовь к истории, и в первую очередь отечественной. Во-вторых, добиться нравственной ориентации, на прекрасные образцы и гуманистический исторический опыт.

В этой связи актуальной является проблема развития системы патриотического воспитания учащихся с учетом социально-экономических особенностей конкретного региона.

Накопленный опыт в отечественной педагогической практике является основной для развития системы патриотического воспитания школьной молодежи, его анализ подтверждает, что определяющее воздействие на его изменение оказывают социально-политические процессы, происходящие в обществе, поэтому наше историко-педагогическое исследование выстроено с учетом социально-политических событий, происходивших в конкретном регионе России. Особенность подхода заключается в системном исследовании эволюции изучаемой проблемы, ее теоретических разработок, в привлечении ранее полученных результатов, с введением новых аспектов, ранее не востребованных педагогической наукой и практикой.

Интересные для нашего исследования аспекты патриотического воспитания учащихся как составной части воспитания гражданственности в современной России освещены в диссертациях В. В. Дьяченко, P.JT. Рождественской, И. В. Суколенова, В. Н. Устякина и ряде других [66, 166, 178, 190]. Данные исследования раскрывают содержание патриотического воспитания на современном этапе через прйвлечение материалов из истории нашей Родины, при этом патриотическое воспитание рассматривается авторами как социально-педагогическая проблема.

Представляет интерес и взгляд на формирование гражданской позиции личности через привлечение материалов, составляющих культурные ценности регионов, в трудах Н. И. Васильева, О. Н. Прокопец и других [30, 158]. Опираясь на национальные и культурные традиции в воспитании молодёжи, эти исследования выявили оптимальные пути патриотического воспитания учащихся, сочетающие региональный и общегосударственный ценностные аспекты.

Современный переходный этап развития общества диктует необходимость поиска наиболее эффективных педагогических условий, обеспечивающих сочетание интересов личности и общества, способствующих становлению новых воспитательных идеалов, жизненных ценностей и общественно значимых поступков. Данной проблеме посвящены б исследования Н. И. Васильева и Ю. А. Танюхина [30, 181]. В них показано, что основным педагогическим условием патриотического воспитания является процесс демократизации школы, предполагающий согласование интересов личности, обществ и государства на основе принятия ценностей — норм свободы, права, гуманизма. В педагогическом процессе это проявляется в согласовании интересов и ценностей педагогов и учащихся.

При этом следует иметь в виду особенности регионального решения данной проблемы в целом и в социо-культурных условиях Крайнего Севера в частности. Такая конкретизация необходима, поскольку существующие в российском образовании тенденции (как позитивные, так и негативные), в региональной системе образования зачастую носят более острый и выраженный характер. Эти тенденции во многом обусловлены особенностями жизни Крайнего Севера, где связи личности с обществом более многомерны и значительно более сложны, чем в любом другом регионе Российской Федерациигде социальная, экономическая, политическая инфраструктура отличается от традиционной, а происходящие процессы во всех сферах жизни характеризуются напряжением. При этом необходимо учитывать тот факт, что Ямало-Ненецкий автономный округ приобрел черты постиндустриального региона за очень короткий промежуток времени.

Кроме того, в округе раньше, чем в других регионах, появились условия для привлечения к патриотическому воспитанию помимо государственных и общественных организаций, представителей среднего и крупного бизнеса, влиятельных международных организаций, средств массовой информации. В регионе накоплен достаточно большой опыт патриотического воспитания в школах, колледжах, лицеях, в системе дополнительного образования детей, в детских и юношеских общественных организациях.

Однако, отмеченные тенденции как на федеральном, так и на региональном уровнях, свидетельствуют, прежде всего, об экстенсивном развитии системы патриотического воспитания школьников. Сегодня 7 ощущается острая потребность в качественных изменениях в этой области и создании единой федеральной системы патриотического воспитания с выраженной региональной спецификой. По существу сегодня в развитии системы патриотического воспитания можно отметить ряд противоречий:

— анализ психолого-педагогической исследований показал, что вопросы развития системы патриотического воспитания учащихся недостаточно исследованы с позиций комплексного подхода. Степень разработанности отдельных философских, методологических, исторических и педагогических аспектов темы, вступает в противоречие между объективной потребностью в развитии системы патриотического воспитания учащихся и сложившимися подходами в практике функционирования последнего. Особенно отчетливо это видно в преподавании курсов истории в современной школе;

— между наличием ряда интересных концептуальных материалов о развитии системы патриотического воспитания и недостаточностью неразработанности единых теоретических основ;

— между признанием необходимости введения в общеобразовательные учреждения Российской Федерации целостного курса граждановедения и несформированностью концептуальных оснований для его интеграции в образовательную область «Обществознание» и реализации межпредметных связей его с другими учебными предметами этой образовательной области;

— между активной разработкой на местах различных моделей региональных программ патриотического воспитания и недостаточной их согласованностью с содержанием и структурой школьных учебных дисциплин.

2. В поисках разрешения этих противоречий на основе теоретического анализа и экспериментальной работы была сформулирована проблема исследования применительно к Ямало-Ненецкому автономному округу, речь идет о развитии такой системы патриотического воспитания, которая учитывала бы социо-культурные особенности региона, образовательные интересы и потребности учащихся. Именно поэтому актуальным 8 представляется проблема изучения развития системы патриотического воспитания в социально-педагогических условиях Ямало-Ненецкого автономного округа.

3. Решение этой проблемы определило цель данного исследования — на основе анализа современных концепций и моделей патриотического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений определить условия развития системы патриотического воспитания и определило выбор темы диссертационного исследования: «Развитие системы патриотического воспитания школьников в современных условиях Крайнего Севера».

4. Объект исследования — система патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях Крайнего Севера.

5. Предмет исследования — процесс развития системы патриотического воспитания школьников в социально-педагогических условиях Крайнего Севера.

6. Гипотеза исследования состояла в предположении, что развитие системы патриотического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений может быть эффективной, если удастся: выявить наиболее значимые концептуальные положения патриотического воспитания учащихся, разработанные в отечественной педагогической науке;

— определить социально-педагогические условия становления и развития системы патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях ЯНАО;

— разработать содержание, структуру и организационно-педагогические формы системы патриотического воспитания учащихся основной, призванной стать базовой моделью, способствующей эффективности воспитания учащейся молодежи.

7. Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:

• проанализировать теоретические подходы к исследованию проблем 9 патриотического воспитания школьников, охарактеризовать его роль и место в современной российской системе общего образования;

•рассмотреть модели патриотического воспитания, которые получили наибольшее распространение в практике общеобразовательных учреждений;

• выявить особенности ЯНАО, наиболее значимые при решении проблем патриотического воспитания школьников;

• проанализировать ситуацию, сложившуюся в регионе, и факторы, способствующие развитию системы патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях Крайнего Севера;

•разработать и апробировать в педагогической практике материалы к курсу «краеведения», построенные на содержании Отечественной истории и культуры ЯНАО, ориентированные на формирование как российской, так и региональной идентичности.

8. Теоретико-методологическая основа исследования опирается на идеи философов, социологов, культурологов, педагогов, в работах которых рассматриваются комплексные проблемы истории образования, концепции развития образования в современном мире, концепции содержания общего образования, концепции воспитания учащихся, концептуальные положения о сущности педагогических явлений. Эти концептуальные идеи сформулированы в научных трудах Ю. К. Бабанского, Б.М. Бим-Бада, А. С. Бубнова, Р. Б. Вендровской, А. Н. Волконской, О. С. Газмана, В. И. Загвязинского, В. М. Кларина, Н. А. Константинова, Г. Б. Корнетова, В. В. Краевского, А. В. Луначарского, Н. В. Немовой, Н. Д. Никандрова, A.M. Новикова, А. И. Пискунова, Н. Ф. Познанского, М. М. Поташника, В. Г. Пряниковой, З. И. Равкина, С. В. Рождественского, В. А. Сластенина, М. Н. Скаткина. [11, 113, 148, 170, 175].

Особое внимание уделялось работам специалистов в области гражданского, исторического, правового образования Т. В. Болотиной, В. В. Вяземского, В. Ф. Кривошеева, В. О. Мушинского, А. Ф. Никитина, Е.А.

Певцовой, А. С. Прутченкова, И. В. Суколенова, Я. В. Соколова, А. Н. Тубельского. [45, 104, 135, 170, 178].

На наше исследование существенное влияние оказали труды ученых в области воспитания, социализации школьников, гуманизации образования П. П. Блонского, К. Н. Вентцеля, О. И. Воленко, О. С. Газмана, И. И. Зарецкой, П. Ф. Каптерева, В. А. Караковского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко А.В. Мудрика, С. Т. Шацкого [16, 87, 117, 170]- работы по проблемам внеурочной деятельности и дополнительного образования В. А. Березиной, А. К. Бруднова, Е. Б. Евладовой [170]. 9. Методы и база исследования.

Методологической основой исследования являются важнейшие принципы объективности, социально-исторической обусловленности развития науки и практики, положение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, в частности о взаимосвязи происходящих социально-экономических изменений и обновления системы образования и воспитания.

Проведенное исследование опиралось на нормативные и инструктивно-методические документы Минобразования и науки РФ, выступления руководителей министерства базировалось на нормативных и инструктивных документах Департамента образования ЯНАО, докладах и выступлениях его руководителей, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 годаПлан действий Минобразования России на 2002;2004 годы по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 годаРешение коллегии Минобразования РФ от 28.12.1994 № 24/1 «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях" — Письмо Минобразования РФ от 06.02.1995 № 151/11 «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации" — Приказ Минобразования РФ от 09.12.1994 № 479 «Об изучении Конституции.

Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях" — Письмо и.

Минобразования РФ от 07.04.1995 № 385/11 «О повышении правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права и избирательного процесса" — Информационно-методическое письмо Минобразования РФ от 19.03.1996 № 391/11 «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях" — Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ № 13−51−08/13 от 15.01.2003 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации».

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, как теоретических (анализ психолого-педагогической, граждановедческой, философской, социологической литературы, программ и учебников по граждановедению), так и эмпирических (педагогическое наблюдение, изучение передового опыта, анкетирование, беседы).

Экспериментальной базой исследования явились общеобразовательные учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа: школы № 2, 3, 4, 6 г. Салехарда.

10. Исследование выполнялось в несколько этапов.

1 этап (2000;2001 гг.).

Изучение литературных источников. Раскрытие историографии и современного состояния исследуемой проблемы. Определение исходных параметров исследования. Формирование библиографической базы.

2 этап (2002 — 2003 гг.).

Уточнение основных направлений исследования на основе систематизации полученных материалов. Уточнение категориально-понятийного аппарата исследования. Разработка и внедрение модели совершенствования системы экспертизы учебно-методических изданий. Подготовка публикаций к печати.

3 этап Г2004 — 2006 гг.).

Систематизация и обобщение результатов исследования.

Формулирование выводов и рекомендаций исследования. Подготовка.

12 автореферата и диссертации к защите.

11. Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:

•на основе изучения теоретических работ педагогов, философов, социологов, историков определены положения, идеи, подходы, наиболее значимые для педагогической деятельности в области патриотического воспитания школьников;

• определены основные социально-педагогические факторы, способствующие развитию патриотического воспитания в условиях Крайнего Севера;

• обоснована необходимость создания модели, учитывающей особенности истории и культуры ЯНАО, ориентированной на формирование региональной идентичности.

Достоверность результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью теоретико-методологических позиций, методологической обоснованностью положений исследования, опирающихся на устоявшиеся и общепринятые идеи, законы и принципы истории философии и педагогикиполнотой и системностью рассмотрения предмета исследованиясоответствием выбранных методов цели и содержанию исследования, разнообразием и полнотой привлеченных источников, широкой апробацией выводов и результатов исследования в публикациях автора, в его выступлениях перед научно-педагогической общественностью.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем на основе анализа теоретических работ по проблеме исследования определены положения, идеи, подходы, наиболее значимые для развития системы патриотического воспитания учащихсявыделены социокультурные факторы, оказывающие значительное влияние на становление и развитие системы в условиях Крайнего Северасформулированы требования к содержанию моделей патриотического воспитания для общеобразовательных учреждений ЯНАО.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке региональных проблем развития общего образования, программно-методических материалов для работы учителей истории, воспитателей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования.

Положения и результаты исследования, выносимые на защиту:

— сущность и целью патриотического воспитания является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, обладающего определенной суммой знаний и умений, системой демократических ценностей, готовностью участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ, государства;

— для соответствующего проектирования необходимо уточнить основные направления и цели патриотического воспитания учащихся на современном этапе. В психолого-педагогической науке общая цель обучения трактуется в основном как развитие личности. Она подразделяется на различные виды, определяется в различных сферах деятельности ученика и учителя. Развитие личности учащегося происходит как в процессе обучения и воспитания под действием учителя, воспитателя, так и в процессе самообразования;

— создание региональной системы патриотического воспитания школьников требует учета социокультурных факторов жизни (как позитивного, так и негативного характера), общей образовательной ситуации, ее специфики и накопленного опыта патриотического воспитания учащихся в условиях ЯНАО;

— содержание системы патриотического воспитания учащихся должно строиться на материале, обеспечивающем формирование как общероссийской, так и региональной идентичности.

12. Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования нашли свое отражение в выступлениях автора на «круглых столах» Департамента образования г. Салехарда, педагогических и советах школ № 2, 3, 4, 6 г. Салехарда, в докладах автора с изложением результатов диссертационного исследования на Ученых советах ИОО МО РФ, АПК и ПРО, НИИ РО. Всего по теме диссертации опубликовано 5 работ.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

• Исследование вопросов второй главы диссертации позволяет отметить, что патриотическое воспитание учащихся — это важная и очень сложная задача не только педагогической практики, но и теории. Сегодня важно переосмыслить элементы патриотического воспитания — его цели, задачи, содержание, иерархию ценностей, полагаемых в основание, определить его элементы, его место в системе целостного процесса духовно-нравственного становления личности и воспитания нравственного самосознания. На соответствующий анализ нацеливает и Федеральная программа патриотического воспитания.

• Невозможно возвращаться сегодня к целостной модели патриотического воспитания, выработанной в советскую эпоху. Еще менее полезно сводить патриотическое воспитание к ряду мероприятий, хорошо зарекомендовавших себя в прежние годы. Однако это не означает, что нужно отказаться от всего, наработанного в педагогической практике и начать построение новой модели с чистого листа. Преемственность — важнейший принцип в воспитании. Исходные положения теории патриотического воспитания прекрасно определены в основополагающих государственных документах, которые предполагают в основание современного российского образования идею исторической преемственности поколений, устойчивости в череде поколений ценностей, определяющих самобытное лицо отечественной системы общего образования.

• Важную часть патриотического воспитания составляет почитание воинов, павших за Отечество. Для нашей духовной традиции гордость за победу в войне отступает перед чувством благодарности и скорби о павших на поле брани. Россия вела суровые войны. Доставляя славу государству, укрепляя его силу, военные победы уносили множество жизней.

Патриотическое государственное сознание воспитывается в понимании взаимности долга воина отдать жизнь за Отечество и долга оставшихся живыми деятельно помнить о нем: предать земле останки, поминать в церковной и гражданской традиции поминовения павших, опекать вдов и сирот, создать достойные условия жизни инвалидам и ветеранам войны.

• Важное направление военно-патриотического воспитания, обозначившееся в последнее десятилетие, связано с поисковой работой, то есть с поиском и захоронением павших в «забытых» войнах XX века — первой мировой войне, финской войне — и «забытых» сражениях Великой Отечественной войны, завершившихся временным отступлением советских войск и потому не вошедшим в реестр ее побед. Современная теория патриотического воспитания во главу угла полагает идею исторической преемственности поколений. Задача системы общего образования — передать будущим поколениям основополагающие ценности национальной культуры. Устойчивость ценностей в череде поколений основывается на воспитании у молодежи почтения к родителям, сыновней верности, на пробуждении сознания духовного преемства родной истории. Истоком патриотического воспитания является переживание сопричастности Родине, укорененности своей индивидуальности в соборной личности народа, в семейном предании.

• Место патриотизма в структуре личности человека непосредственно связано с деятельностью, а значит, и содержание патриотического воспитания, и процесс его формирования имеют деятельностную сущность.

Понятие «патриотическое воспитание» с позиций организационнопедагогических может быть рассмотрено как совокупность компетенций.

Предметная компетенция: владение основными знаниями о сфере гражданских отношений и их субъектах. Правовая компетенция: владение основами правовых знаний, способность и готовность уважать принципы правового государства и следовать им. Социально-психологическая компетенция: способность и готовность принимать самостоятельные.

136 решения в сфере гражданских отношений. Нравственная компетенция: способность и готовность к личному нравственному выбору и его оценке на основе сформированной системы гражданских ценностей. Культурно-историческая компетенция: понимание и уважение иных культур на основе ценностного понимания родной культуры. Информационно-коммуникативная компетенция: способность и готовность вести диалог и конструктивно разрешать конфликты в гражданской сфере, опираясь на правовые принципы.

• Содержание патриотического воспитания имеет две ведущие образовательные функции: организационно-деятельную и организационно-ценностную. Организационно-деятельная функция включает в себя этапы: первый — целеобразования и планирования, и второй — собственно организации деятельности. Организационно-деятельное содержание патриотического воспитания определяет организационные и технологические требования, создаёт объективные предпосылки для их выполнения. Организационно-деятельная функция содержания патриотического воспитания выражается в ряде конкретных требований, правил для осуществления деятельности человека в гражданской сфере и характеризуется высокой степенью наглядности.

Организационно-ценностное содержание патриотического воспитания формирует условия, побуждающие учащегося к эквивалентному обмену ценностями в реализации материально-предметной деятельности и деятельности общения. Организационно-ценностная функция содержания гражданственности характеризуется подготовленностью личности учащегося к выполнению требований, правил соответствующей деятельности, регламентацией и координацией взаимоотношений между субъектами, осуществляющими обмен ценностями в процессе общения.

• В современной педагогической науке сосуществуют два основных подхода к осмыслению и построению интегративных связей процесса патриотического воспитания. Первый из них, содержательно-понятийный,.

137 ориентирован на развитие межпредметных связей курса истории с другими дисциплинами, в том числе и с «Граждановедением», основываясь на единстве целей и возможности выявления линий содержательного единства этих предметов на основе анализа учебных программ. Ключевым моментом в данном случае является понятие как единица усвоения. Данный подход опирается на тот факт, что интегрированное построение содержания образования и учебно-воспитательного процесса заложено в действующем базисном плане общеобразовательного учреждения, в котором выделены не предметы, а предметные блоки, где впервые определены относительно широкие образовательные области, естественным образом интегрирующие отдельные дисциплины. С этих позиций, формирование патриотического воспитания содержит потенциальные возможности для связи практически со всеми изучаемыми предметами.

• Примерные модели школьной системы патриотического воспитания учащихся позволяют конкретизировать их содержательное наполнение в контексте реализации школьного курса исторического образования, и внешкольными мероприятиям и занятиями по призванию в соответствии с комфортностью организационно-педагогических условий развития системы патриотического воспитания учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

I. Российское образование начала XXI века находится в стадии становления новых парадигм, присущих современной цивилизации, получившей название «информационное» или «постиндустриальное общество». В процессе реформирования школы перед образованием была поставлена задача: войти в мировую, глобальную образовательную систему, не растеряв при этом лучшие черты российского, национального просвещения. В ходе реформы достигнуто многое (гуманизация образования, инновационность обучения), делается упор на создание условий для развития ребенка как свободной, ответственной личности, государство перестало насаждать мелочный контроль над образовательным процессом. Однако, фактически уйдя из образовательного поля, государство упустило из внимания тот факт, что школа, помимо просветительской функции, выполняет и воспитательную функцию, создавая активного, полезного для общества гражданина. Патриотическое воспитание тем и ценно, что для будущего страны важно не только, какие знающие специалисты будут создавать богатство страны, но и какими будут их мировоззрение, гражданская, нравственная позиции.

II. Уроки истории играют важнейшую роль в патриотическом воспитании учащихся. Как известно, важнейшей целью исторического образования является воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации, отсюда вытекают и важные задачи: обеспечить учащихся историческими знаниями об опыте человечествасоздать условия для овладения учащимися определенной суммой исторических знаний, необходимых для понимания общественных.

139 процессов, умения ориентироваться в исторических сведениях, понимать и давать объективную оценку историческим событиям в их взаимосвязина основе развития эмоциональной сферы личности средствами воздействия на нее исторических образов воспитать уважение и пробудить интерес учащихся к истории и культуре своего и других народов, сформировать творческое и вместе с тем ответственное отношение к миру, подготовить школьников к восприятию духовно-нравственных ценностейразвить личность учащихся на основе овладения историческими знаниями, способности ориентироваться в важнейших достижениях мировой и национальной культуры.

История — одна из немногих наук, формирующих интерес учащихся к духовному и культурному наследию Отечества, приобщающих их к общечеловеческим ценностям, к осмыслению сути патриотизма. При этом ученик является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом поиска ответов на сложные вопросы истории и современности. Оказать помощь в этом поиске может исторический опыт, накопленный предыдущими поколениями. Обучение, воспитание и развитие молодого человека в сложном контексте межнациональных отношений должны быть ориентированы на объективное научное понимание всех составляющих патриотизма, проникнуты гуманистической идеей, направленной на уважение к людям вне зависимости от их этнической принадлежности и вероисповедания.

Задача исторического образования двуедина. Во-первых, разбудить в душе молодого человека любовь к истории, и в первую очередь отечественной. Во-вторых, добиться нравственной ориентации, может быть даже неосознанной, на прекрасные образцы и гуманистический опыт истории.

Следует также отметить желательность включения в массив исторических знаний особенностей своей малой Родины — своего региона, усваиваемых на занятиях по истории и во внеучебной деятельности.

Эмоционально окрашенные знания о своей семье, школе, своем районе, городе, крае являются необходимым условием укоренения молодого человека в родной культуре. По желанию учащихся в ходе факультативов, спецсеминаров внимание может быть сосредоточено на изучении истории населения, истории своего региона, области, города, района.

III. Сама история подсказывает, каким образом можно и нужно строить формирование патриотической личности. Такие компоненты патриотизма как любовь к своей Родине и народу, его культуре и традициям, готовность к их защите складываются, как правило, бессознательно в процессе социализации ребенка, подростка, молодого человека, как чувство комплиментарности ко всему «своему», как опасение потерять это знакомое, близкое, родное. Более сложные компоненты развиваются в связи с деятельностью людей на благо Отечества. Причем взаимосвязь собственного и общего благополучия соотносится здесь как частное к общему, т. е. одно не только не противоречит другому, но и детерминирует его в определенной мере. Безусловно, бережное отношение к природе, памятникам истории и культуры тоже предполагает человеческое неравнодушие и труд.

Наиболее близким по содержанию к понятию «патриотизм» в истории педагогической теории и практики является понятие «гражданственность». И неслучайно потому в истории образования патриотическое воспитание рассматривается как неотъемлемая часть гражданского образования и воспитания.

IV. В целом, накопленный опыт патриотического воспитания является значительной базой для реализации принципа историзма в формировании патриотического сознания молодежи. Разнообразные коллизии истории, столкновение противоречий, героическое стремление наших соотечественников к самостоятельности, независимости, сохранению самобытности являются широкой интеллектуальной и эмоциональной основой для использования исторического опыта в формировании личности гражданина новой России.

V. Анализ взглядов историков, философов, литераторов относительно сущности данного понятия показывает, что понимание патриотизма многовариантно и неоднозначно. Центральным вопросом русской мысли является отношение к государству. Разными были идеалы государственности, по-разному осмысливались сущность верховной власти, ее взаимоотношения с Церковью, духовной иерархией и проблеме отношения ко всему этому человека. Одним из первых в России обратил внимание общества на воспитание гражданственности и патриотизма Михаил Васильевич Ломоносов. Он впервые ставит целью воспитания подготовку «истинных сынов Отечества». В начале XIX века вопросы воспитания патриотизма стали предметом широкого обсуждения. О его необходимости писали просветители, историки, общественные деятели. В это же время определились два подхода к организации патриотического воспитания. Сторонники первого из них ратовали за сословный характер патриотического воспитаниявторой подход к проблеме: его приверженцы придерживались мнения, что процесс патриотического воспитания должен охватывать все население страны и осуществляться в учебных заведениях.

Именно в это время сформировалось два основных взгляда на патриотическое воспитание. В первом варианте его можно обозначить как военно-патриотическое, во втором — как гражданско-патриотическое. И если первый вариант концентрируется в лозунге «.не щадя живота своего», то второй — в идее определения своего места в развитии страны. По сути, отношение того или иного молодого человека к патриотизму как определенному мировоззрению всегда зависело от того, какого мнения он придерживается относительно того, в каком направлении должна развиваться Россия.

VI. В целом, к настоящему времени в русской историографии обозначенной проблемы выделяются три традиции, толкования, направления, понимания патриотизма. Это: военный патриотизм, гражданский и духовно.

142 религиозный. Это три разных понимания и три разных варианта организации, три модели патриотического воспитания. И именно с этим разночтением приходится иметь дело общеобразовательной школе. Не различая множественность этих вариантов и разницы их оснований любая попытка осмысленной педагогической работы обречена на неудачу. В тоже время мировой опыт показывает, что наиболее адекватным школьным реалиям и современному этапу развития общества является гражданско-патриотический вариант организации патриотического воспитания, что означает открытость, а не изолированность, поли, а не монокультурность в изучении гуманитарных дисциплин — истории и литературы, ориентация на диалог, а не на простую передачу знаний.

VII. В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Место патриотического чувства в структуре личности человека непосредственно связано с деятельностью, а значит, и содержание гражданственности, и процесс её формирования имеют деятельностную сущность. Средой проявления гражданственности являются макрои микроструктуры деятельности. На формирование такой среды образовательного процесса нацелен особый подход, называемый компетентностным. Данный подход основывается на идее о том, что наряду с предметно-содержательными учебными результатами (знания, умения, навыки), особым результатом обучения является личный, рефлексивно осмысленный опыт самих учащихся. Указанный опыт актуализируется в способности и готовности действовать и достигать социально значимых результатов в различных сферах жизни, в частности, в сфере гражданских отношений. В этом последнем случае личный, ситуативно актуализирующийся опыт учащихся и является основой гражданственности. Таким образом, понятие «патриотизм» с позиций системно-деятельностного подхода может быть рассмотрено как совокупность компетенций.

2. Содержание патриотического воспитания имеет две ведущие из образовательные функции: организационно-деятельную и организационно-ценностную. Организационно-деятельная функция включает в себя этапы: первый — целеобразования и планирования, и второй — собственно организации деятельности. Организационно-деятельное содержание гражданственности определяет организационные и технологические требования, создаёт объективные предпосылки для их выполнения. Организационно-деятельная функция содержания гражданственности выражается в ряде конкретных требований, правил для осуществления деятельности человека в гражданской сфере и характеризуется высокой степенью наглядности.

Организационно-ценностное содержание гражданственности формирует условия, побуждающие учащегося к эквивалентному обмену ценностями в реализации материально-предметной деятельности и деятельности общения. Организационно-ценностная функция содержания гражданственности характеризуется подготовленностью личности учащегося к выполнению требований, правил соответствующей деятельности, регламентацией и координацией взаимоотношений между субъектами, осуществляющими обмен ценностями в процессе общения.

3. В современной педагогической науке сосуществуют два основных подхода к осмыслению и построению интегративных связей процесса патриотического воспитания. Первый из них, содержательно-понятийный. Данный подход опирается на тот факт, что интегрированное построение содержания образования и учебно-воспитательного процесса заложено в действующем базисном плане общеобразовательного учреждения, в котором выделены не предметы, а предметные блоки, где впервые определены относительно широкие образовательные области, естественным образом интегрирующие отдельные дисциплины. С этих позиций, патриотическое воспитание содержит потенциальные возможности для связи практически со всеми изучаемыми предметами.

На основе обоснованной нами ранее деятельностной концепции.

144 разработан и апробирован иной подход, обозначенный нами как деятельнокомпетентностный. В данном случае в качестве единицы усвоения нами рассматривается ключевая компетентность, входящая составной частью в содержание патриотического воспитания, и формирующаяся в той или иной форме учебно-познавательной деятельности на уроках и внеурочной деятельности. В данном случае возможно построение связей процесса патриотического воспитания с уроками граждановедения, правоведения, обществознания, истории, литературы, экологии, иностранного языка, информатики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Ю., Хайдарова С. Х. Военно-патриотическое воспитание школьников / методическое пособие для учителей/ Ташкент, 1988 — 65 с.
  2. В. К себе к отцам! //Родина. — 1991. — № 3 — с. 11−14.
  3. Актуальные вопросы патриотического воспитания школьников / Межвузовский сборник научных трудов/ Вологда, 1989 — 126 с.
  4. С. Памяти павших будьте достойны // Народное образование — 1997, № 4 — с. 9−14.
  5. Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатского типа/ из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России/ М., 1958 — 244 с.
  6. И.И., Григорьев И.Н Патриотическое воспитание молодежи как социально-культурная проблема современного общества // http://tsu.tmb.rU/nu/kon/arhiv/2005/22.03.2005/selc8/l/
  7. А.Н. Первый кадетский корпус. — СПб, 1906 — 121 с.
  8. А.А. Воспитывать патриотов. М.: Просвещение, 1989. — 289с.
  9. И.Ф. Концептуальные подходы к преподаванию прав человека в средней школе зарубежных стран. (Государства-участники Совета Европы, США и Канады): Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1995. — 17 с.
  10. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977−254 с.
  11. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М., 1982 192 с.
  12. В.И. К вопросу совершенствования патриотического и интернационального воспитания. В кн. Интернациональное и патриотическое воспитание молодежи: Теория и практика Горький, 1990 — с. 64−66.
  13. В.Г., Герцен А. И., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. Педагогическое наследие. / Сост. А. Ф. Смирнов. М.: Педагогика, 1988. -384 с.
  14. JI.H. Патриотические традиции в формировании социалистического морального сознания. М. Педагогика, 1987 187 с.
  15. П.П. Трудовая школа. / Избр. пед. и психол. соч.: В 2-х т. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.
  16. О.С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. — 257 с.
  17. И.Ф. О воспитании юношества. М., 1807 203 с.
  18. А. М., Глушков Е. А. Личность, мораль, право. М.: Просвещение, 1993 — 194 с.
  19. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968−267 с.
  20. Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Просвещение, 1974. — 172 с.
  21. П. Умственный облик народа // Народное образование, 1996-№ 2-с. 66−67.
  22. М.М. Основные тенденции развития школы и педагогической мысли Западной Европы в XII XIV в.в.: Дис. канд. пед. наук. — М. 1988.- 157 с.
  23. Л., Арзамаскин Ю. На идеях патриотизма: основные положения исторического опыта воспитания воина на различных этапах военного строительства России. / Ориентир, 1994, № 2- с. 7−12.
  24. Л.А., Иванов Н. И. Военно-патриотическое воспитание молодежи. М., 1966 — 247 с.
  25. Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века.: Дис. доктора пед. наук. — Архангельск, 1990.-560 с.
  26. И.И. Самоуправление как средство эффективности патриотического воспитания. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1992 — 18 с.
  27. Ю.В. Социалисты-утописты об образовании и воспитании: Идеал человека будущего. — М.: Педагогика, 1989. 180 с.
  28. Н.И. Педагогические условия формирования и развития гражданских качеств старшеклассников (на материалах внеклассной работы по истории и психологии): Дис. канд. пед. наук. -Якутск, 1995. 118 с
  29. З.И. Воспитание убеждений у школьников в процессе обучения. Л., 1981 — 82 с.
  30. А.И. Этнополитика и формирование новой государственности в России. / Кентавр, 1994, № 1−2-
  31. А.Л. Становление и развитие общественной школы в современной России: теория и практика. М., Багира-2, 2006 — 263 с.
  32. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников. — М. Просвещение, 1982 159 с.
  33. Военно-патриотическое воспитание учащихся / Сб. научных трудов/, М., 1974−106 с.
  34. Возвращение к истокам. Коломна. — КВАКИУ. — 1995. Вып.2.
  35. О.И. Развитие идей гражданского воспитания подрастающего поколения (историко-педагогический аспект): Дис. канд. пед. наук. М., 1991.-187 с.
  36. В.К. Этнократия непредвиденный феномен посттоталитарного мира // Политические исследования. — 1993. — № 2 — с. 2429.
  37. Воспитание гражданина /в помощь учителю/ Под ред. А. Е. Кондратенкова — Смоленск, 1974 — 128 с.
  38. Воспитываем юных патриотов Архангельск, 1942 — 100 с.
  39. Вперед, юнармейцы!: Методическое пособие для организаторов военно-спортивных игр с обучающимися («Зарница», «Орленок», «Победа» и др.) / Авт. коллектив: Н. В. Мазыкина, И. И. Мельниченко, А. Л. Монахов. -М.: МО РФ, 2002.-232 с.
  40. .З. Цель и сущность гражданского воспитания. // Воспитание гражданина в советской школе. М.: Педагогика, 1990 — 204 с.
  41. Л.С. Развитие интересов в переходном возрасте. // Собрание сочинений в 6-ти томах. М.: Педагогика, 1984 — т.4 — с. 6−40.
  42. Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. -М.: Просвещение, 1999 129 с.
  43. Е.Е. и др. Историческое образование в современной России. М., ИОО МО РФ, 1997−183 с.
  44. А.С. Формирование гражданина: Теория, практика, проблемы. Челябинск, 1995. — 237 с.
  45. С.И. Основы педагогики. -М.: Школа-Пресс, 1995.-448 с.
  46. В.И. Русская идея и армия. М.: ВУ, 1997. — 184 с.
  47. А.Н. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений у старшеклассников. Пятигорск, 1996 — 55 с.
  48. А. Ю. Учебники истории сегодня и завтра. //История. -1997.-№ 7.
  49. В.В. Роль и место социальных чувств в патриотическом сознании советского народа. Дис. канд. филос. наук. М., 1973 — 183 с.
  50. И. Духовное сердце грядущей России // Народное образование. М.- 1994. — № 4 — с. 28−31.
  51. Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. -М.: Просвещение, 1986.-208 с.
  52. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 2005 годы» Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. N 122
  53. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 2010 годы» Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. N 422
  54. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения /Под ред. С. Шеутера и Н. Воскресенской при участии А. Иоффе и Ч. Уайта/ -М., 1997−190 с.
  55. JI. Древняя Русь и Великая степь. М.: Наука, 1989 — 197 с.
  56. М.Ш. Роль моральных ценностей социализма в активизации человеческого фактора в условиях Вооруженных Сил: Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: ВПАД990-
  57. JI.M. Буржуазная теория и практика нравственного воспитания в США: конец 60-х начало 80-х годов. — М.: Политиздат, 1988. -38с
  58. Ю.И. Угрозы внешней безопасности России и их предотвращение. / Россия в геополитическом пространстве: современность и взгляд в XXI век. М., Клуб «Реалисты», 1994, с.55−67.
  59. Л.П. Некоторые проблемы работы с учебником // Советская педагогика. 1970 — № 2 — с. 41−49.
  60. А.И., Мещеряков М. Т. История и национальная территория. / Кентавр, 1994, № 3-
  61. В.В., Проблемы патриотического воспитания учащейся молодежи. М.: РАЕН отделение «Проблемы развития регионов», 2001 — 231 с.
  62. И.М. и др. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников. М., 1982 — 160 с.
  63. Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. — М.: Педагогика, 1963. 456с.
  64. М.В. Патриотическое воспитание сегодня: подходы к методологии.
  65. Зейлигер-Рубинштейн Е. И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. 105 с
  66. В. Патриотизм истинный и ложный. / Диалог, 1994, № 9−10-
  67. В. Прощание с мифами // Наш современник. 1994. — № 9.
  68. И время собирать камни. М.: «Белый парус», 1996 — 181 с.
  69. А.В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников: Кн. для учителей, 2-е изд. М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
  70. Идейно-нравственное воспитание учащихся в процессе обучения. / Под ред. Д. И. Водзинского, С. В. Лундина, Е. В. Перевозной и др. Минск: Нар. асвета, 1991. — 175 с.
  71. Изучение материалов о Великой отечественной войне в средней школе / Сост. И. В. Соколова. М., 1975 — 214 с.
  72. И.А. О русской идее//0 грядущей России. М.: Воениздат, 1993.-319 с.
  73. И.А. Путь духовного обновления. М.: Русская книга. — Собр. соч. — 1993.
  74. Интенсификация учебно-воспитательного процесса в школе. М.: Просвещение, 1989−281 с.
  75. Интернациональное и патриотическое воспитание молодежи: Теория и практика. Горький — 1990 — 112 с.
  76. Информация о ходе реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001−2005 годы». М., МО РФ, 30.09.2002 № 30−51−703/16.
  77. История политических и правовых учений: Древний мир. / Отв. ред. В. С. Нерсесяну. М.: Наука, 1985.-346 с.
  78. История России. М.: Госкомвуз, 1995. — С.55−56.-
  79. Т.В. Ученическое самоуправление как средство воспитания учащихся в духе гражданственности в современной буржуазной школе: Дис. канд. пед. наук. -М., 1983. 175 с.
  80. И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. — 709 с
  81. В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993 — 128 с.
  82. Н. М. О любви к Отечеству и народной гордости. //Русь. -1997.-№ 3.
  83. Карамзин Н.М.О новом образовании народного просвещения в России//Сочинения. СПб., 1848.
  84. Г. А. Воспитание патриотов и интернационалистов/ Из опыта школ европейских соц. Стран // Советская педагогика — 1980 № 5 — с. 125 130.
  85. Г. Избранные сочинения. СПб.: Русская школа, -1915.-322 с.
  86. Г. О воспитании гражданственности. / Пер. З. Н. Журавской. М.: «Школа и жизнь», 1917 — 32 с.
  87. A.M. Государственная идеология — что это такое? / Вестник Московского университета, серия 12, 1994, № 1- с. 5−9.
  88. В.И. Интегративная идеология в России: основания, проблемы, перспективы. / Вестник Московского университета, серия 12, 1994, № 3- с. 14−18.
  89. В.И., Мощелков Е. Н. Российская государственность: идеология и самосознание народа. / Вестник Московского университета, серия 12, 1993, № 2- с. 10−15.
  90. В.И. Педагогическая основа воспитания гражданственности у старшеклассников: Дис. канд. пед. наук М., 1995 -199 с.
  91. Е.И. Гражданский облик выпускников советской средней школы: Дис. канд. пед. наук. Иркутск, 1973. — 187 с.
  92. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х тт. / Под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1982.
  93. Кон И. С. Позитивизм в социологии. Исторический очерк. JL, 1964 -207 с.
  94. Н.М. Военно-патриотическое воспитание школьников как социальная и историко-педагогическая проблема /учебное пособие/ JL, 1980 -76 с.
  95. Концепция национальной безопасности РФ М., 2000, 10 января.
  96. Концепция структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе/ М., 2000 — 11 с.
  97. В.Ф. Важные проблемы развития образования // ежемесячный инф.-аналит. журнал Образовательная политика.: М., ФИРО МОИ РФ, 2006, июль с. 48−53.
  98. В.Ф. Историческое образование: проблемы и перспективы // Учительская газета, 2002, № 38.
  99. М. Сколько лет патриотизму. //Родина. -1994. № 10 — с. 1219.
  100. JI.B. Проблемы гражданского воспитания школьников в советской педагогике (1918−1936 г. г.): Дис. канд. пед. наук. М. Д982. — 214 с.
  101. JI.B. Проблема гражданского воспитания в наследии А.С. Макаренко. // Народное образование, 1982, № 4. с. 81−84
  102. . Т. Педагогика. М.: Прометей, 1993 — 328 с.
  103. Дж. Избранные философские произведения: В 2-х тт. М.: Соцэкгиз, 1960.
  104. М.В. Для пользы общества. М.: Сов. Россия, 1990. -381с.
  105. А.Ф. Родина // Русская идея. М.: Республика, 1992. — С. 423.
  106. А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976.-636 с
  107. В.И. Духовно-религиозная концепция патриотизма Ивана Ильина и современность// http://www.m-vlast.ru/patriotism/patriotism2.doc
  108. В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России// Педагогика 1997 № 3 — с. 52−56.
  109. Г. М. Советский патриотизм и социалистический интернационализм как моральные принципы социализма. Минск, 1986 — 216 с.
  110. А.С. Воспитание гражданина: Сб. — М.: Просвещение, 1988.-302 с.
  111. Э.А. Воспитание гражданской зрелости у учащихся старшего школьного возраста: Дис. канд. пед. наук. М., 1967. — 276 с.
  112. Материал по кадетским корпусам, суворовским и нахимовским училищам// Образование, 1999 № 1 с. 44−70.
  113. С. Отечество. //Внешкольник. 1999. — № 2.
  114. Мир человека: Хрестоматия по философии. М.: ИНТЕРПРАКС, 1995.
  115. В.Б. Государственность. Духовность. Патриотизм: нравственные компоненты военной реформы. / Армия, 1994, № 11−12-
  116. В.И. Объективные и субъективные границы нравственной свободы и ответственности личности//Армия в современном обществе. М.: ВПАД985 — 32 с.
  117. Модернизация российского образования. Документы и материалы. ГУ ВСЭ ИРО, М, 2002, 331 с.
  118. Э.И. Становление и развитие советской педагогики, (1917−1987) М.: Просвещение, 1987. — 224 с
  119. П. История педагогики / Пер. с англ. 4-е изд. — М-Пг.: Госиздат, 1922 — 264 с.
  120. JI.A. Некоторые проблемы гражданского воспитания во французской средней школе. // Содружество школы, семьи и общественности в воспитании и обучении детей и молодежи: Сб. научных трудов. М., 1975. -с. 283−289.
  121. С. Ю. Педагогические идеи и просветительская деятельность декабристов в общественной жизни России первой четверти XIX века: Автореф. дис. канд. пед. наук. Петрозаводск, 1997. — 17 с.
  122. Ю. Патриотическое воспитание вечное веление времени. //Народное образование. — 1998. — № 9 — с. 31−34.
  123. М.А. Национализм в эпоху постиндустриализма: попытка нового прочтения. / Кентавр, 1994, № 1- с. 27−31.
  124. С.Т. Гражданское воспитание учащихся в общеобразовательных школах ФРГ: (Критический анализ): Дис. канд. пед. наук. М., 1977.-192 с.
  125. Научно-педагогические основы военно-патриотического воспитания учащихся средней школы М., 1980 — 61 с.
  126. Национальная доктрина образования в РФ: проект // Управление школой: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 1999−200 -ноябрь, № 41.
  127. Национальная доктрина развития Российского образования // Народное образование, 1996 № 7 — с. 10−13.
  128. А.Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания. // Воспитание гражданина в советской школе. / Под ред. Г. Н. Филонова. М., 1990.-248 с.
  129. А.Ф. О гражданском образовании. //Преподавание истории в школе, 1995, № 1 с. 27−30.
  130. Никитина JL Время профессионалов: Размышления над кн. «Философия образования и образовательная политика»: (авт. В. Д. Шадриков -М., 1993)//Нар. образование 1995 № 3 — с. 121−124.
  131. И. 3. Начинающему учителю истории. М.: Просвещение, 1989−186 с.
  132. Основы педагогического мастерства. / Под ред. И. А. Зязюна. -Киев: Думка, 1987. 246 с.
  133. Основа национальной безопасности. Парламент России обсуждает проблемы образования // Народное образование 1996, № 7 — с. 4−15.
  134. Основы профессиографии: Уч. пос. по курсу «Профориентация и методика профориентационной работы». / С. Я. Карпиловская, Р. И. Миттельман и др. Брянск: Б.и., 1991. — 75 с.
  135. А. Церковь, государство и армия // Ракурс. -1995. № 1. -с.73−81.-
  136. Патриотизм: вчера, сегодня, завтра // Кр. звезда. 1997. — 26 июля-
  137. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации. Федеральная целевая программа. //Внешкольник. 1998. — № 11.
  138. Патриотическое воспитание детей и подростков в образовательных учреждениях Ярославской области. -Ярославль, 1999 194 с.
  139. Л.А. Педагогические взгляды М.В. Ломоносова М.: Просвещение, 1964 — 144 с.
  140. А. Воспитание патриотизма в школе в дни Отечественной войны Свердловск, 1943 — 80 с.
  141. Г. М. Восхождение к знаниям и добру: /Опыт патриотического воспитания в средней школе с углубленным изучением истории № 888 г. Москвы// Классный руководитель 1999 № 3 — с. 3−16.
  142. И.П. Опыт о просвещении относительно к России //Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. М., 1987 312 с.
  143. Ф.В. Проблема патриотического воспитания в русской педагогики. В кн. Интернациональное и патриотическое воспитание молодежи: Теория и практика Горький — 1990 — с.31−32.
  144. Я.И. Формирование понятий «Родина» и «Советский патриотизм» в системе патриотического воспитания учащихся. В кн. Интернациональное и патриотическое воспитание молодежи: Теория и практика Горький — 1990 — с.67−69.
  145. Положение о кадетских корпусах СПб, 1986 — 17 с.
  146. Положение о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах / Образование, 1999 -№ 1 с. 55−63.
  147. В.В. О политическом просвещении вообще//Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. М. Педагогика, 1987−315 с.
  148. Программа совершенствования патриотического воспитания детей и подростков Ярославской области. -Ярославль, 1999 — 49 с.
  149. О.Н. Культурные ценности региона — средство формирования гражданской позиции личности: Дис. канд. пед. наук. М., 1996.-145 с.
  150. Психологические основы трудового воспитания школьников. / Под ред. Э. А. Фарапоновой. М.: Педагогика, 1988. — 168 с.
  151. В.В. Мы обязательно восстановим престиж Вооруженных Сил. Выступление на торжественном вечере, посвященном Дню защитников Отечества / Красная звезда, № 36 /25 февраля 200 г.
  152. А.И., Шамардин В. И. Воспитание патриота// Педагогика, 2000 № 4 — с. 34−37.
  153. К.Д. Эмоционально-нравственное воспитание пионеров. -Л.: ЛГПИ, 1975.- 152 с.
  154. Е.О. Теория и практика нравственно-эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе Франции: Дис. канд. пед. наук. М., 1991. — 197 с.
  155. Е. Сила и слава России. //Внешкольник. 1999. — № 2 — с. 3.7.
  156. Р.Л. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной педагогики (XI-XX вв.): Автореф. дис. канд. пед. наук. Белгород, 1997. — 19 е.-
  157. Г. О национально-патриотическом воспитании // Вестник воспитания 1908, № 4 -с. 41−78.
  158. Р.С. Патриотизм и интернационализм в системе духовных ценностей студентов // Проблемы философии. Киев, 1987. Вып. 74-
  159. Россия сегодня: реальный шанс. М., Духовное наследство АО РАУ-Корпорация, 1994 — 174 с.
  160. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. // Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: БРЭ, 1993.
  161. Ю.В. Военно-патриотические традиции казачества: история и современность: социально-философский анализ (дис. к.ф.н.). М., ГА ВС, 1994−21 с.
  162. Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения. -М.: АКИРН, 1995−231 с.
  163. Сборник материалов «круглого стола» Молодежь и будущее вооруженных сил. ГД РФ: М., Комитет по ТК и СМИ, 19 декабря 2003 — 313 с.
  164. М.Н. Методология и методика педагогических исследований М., 1986 — 282 с.
  165. Соглашение между Министерством обороны РФ и Министерством образования РФ. В кн. Сборник нормативных документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. М., 2000 — с.34−37.
  166. B.C. Национальный вопрос в России // Соч.: В 2 т. М.: Правда, 1989.
  167. Л.П. Патриотизм как моральная ценность. Дис. канд. филос. наук. Волгоград, 1981 — 181 с.
  168. И.В. Современное гражданское образование и система национальной безопасности России: Монография. Москва-Чебоксары, 2000.-117 с
  169. В.А. Рождение гражданина. 3-е изд. — М.: Педагогика, 1979 — 208 с.
  170. В.А. Методика воспитания в коллективе М., 1981 — с. 192−200.
  171. Ю.А. Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — СПб., 1997.-19 с
  172. Типовое Положение «О кадетской школе (кадетской школе-интернате)». Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. -М., 2000 с.43−44.
  173. Е.И. Проблемы гражданского воспитания в английской буржуазной педагогики. В кн. Воспитание гражданина. /В помощь учителю/ -Под ред. А. Е. Кондратенкова Смоленск, 1974-с. 118−128.
  174. Ю.Н. Сущность и основные проявления патриотизма в условиях современной России (социально-философский анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук. С. 10
  175. Е.С. О русской идее. Очерк теории возрождения нации. -М.: 1994−197 с.
  176. Ю. М. Методические рекомендации к серии рабочих тетрадей по истории: /Методика к рабочим тетрадям для средней школы. -М.: Новая школа, 1995 15 с.
  177. Ю.Д. Педагогические идеи декабристов как этап в развитии прогрессивной русской педагогики. М.: Педагогика, 1978. — 162 с.
  178. Урок основная форма военно-патриотического воспитания -Калиниград, 1981 — 12 с.
  179. В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1996. 145 с.
  180. A.M. Теория и практика формирования гражданственности в системе первоначальной профессиональной подготовки учащейся молодежи. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук, М. ИОО МОН РФ, 2004 341 с.
  181. А.В. Державный патриотизм времен позднего сталинизма. — М.: Преподавание истории в школе, 1995, № 7 с. 21−25.
  182. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». В кн. Сборник нормативных документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. — М., 2000 с. 1117.
  183. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». В кн. Сборник нормативных документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. М., 2000 — с. 17−26.
  184. Федеральный закон «О днях воинской славы /победных днях/ России». В кн. Сборник нормативных документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. -М., 2000-с. 8−11.
  185. С.Е. В учительском строю: единомышленники и соратники педагога. М.: Педагогика, 1990. — 204 с.
  186. А.А. Значение Православия в жизни и исторической судьбе России. Л.: Альфа, 1991 — 204 с.
  187. Цицерон. О государстве: (Диалоги о государстве. О законах). -Kh.II. М.: Наука, 1996. — С. 224.
  188. А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. школа, 1991. — 512 с.
  189. Г. П. Торжественно, красиво, памятно: массовые школьные праздники и театрализованные представления. М.: Просвещение, 1989. -190 с
  190. В.М. Потребность личности воина в защите социалистического Отечества и особенности ее формирования в современных условиях: Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: ВПАД990 — 21 с.
  191. B.C. Военно-патриотическое воспитание школьников М., 1980−95 с.
  192. В. Общество больно бездуховностью, лучшее средство от этого патриотизм. / Красная Звезда, 1994, 12 апреля.
  193. М.Н. Государственно-патриотическая идеология как выражение современной российской идеи // Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской армии. М.: ВУ, 1998. — С.38−39.
  194. В.И. Русские революционеры-демократы XIX века о воспитании молодого поколения в духе гуманизма. М., 1967. — 300 с.
  195. П.Г. Пространство свободы: тенденции развития образования, философия образования// Народное образование 1997 № 1 — с. 46−51.
  196. Н. Философическое воспитание: определение понятия. // Воспитание школьников 1996 № 2 — с. 2−4.
  197. Н. Е. Культура современного урока. М.: Российское Педагогическое Агентство, 1997 — 147 с.
  198. А., Гершунский Б. С. В поисках парадигмы духовной интеграции// Школа 1995 — № 2 — с. 72−73.
  199. Д.С. Воспитание гражданской сознательности и активности у старшеклассников в средней школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1969.-16 с.
  200. Д.С. Идейная борьба и теория общественно-гражданского воспитания в первые годы советской власти. Учен, записки МГПИ им. В. И. Ленина. Вып.320, — М. 1969 — с. 121−134.
Заполнить форму текущей работой