Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономический механизм регулирования качества трансграничных водных ресурсов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Международные конвенции и соглашения, регламентирующие взаимоотношения государств при совместном пользовании водными объектами, охватывают широкий круг проблем, к важнейшим из которых следует отнести проблемы качества водных ресурсов. Вместе с тем в вопросах регулирования качества трансграничных вод все конвенции и соглашения имеют общий существенный недостаток: отсутствуют механизмы взаимной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава1. Количественная и качественная оценка вод- 10 ных ресурсов России
    • 1. 1. Место и роль водных ресурсов в народном 10 хозяйстве России
    • 1. 2. Анализ качества водных ресурсов России
    • 1. 3. Экономический ущерб водному фонду Рос- 33 сии от хозяйственной деятельности
  • Глава 2. Методические принципы и подходы к рас: ^ четам нормативов платежей за пользование водными ресурсами
    • 2. 1. Роль платежей в организации рационального использования и восстановления водных ресурсов
    • 2. 2. Платежи за загрязнение водных объектов, 45 как инструмент регулирования их качества
  • Глава 3. Особенности экономического регулирова- ^ ния и управления трансграничными водными объектами
    • 3. 1. Качество водных ресурсов трансграничных 71 водных объектов
    • 3. 2. Оценка влияния международных конвен- 78 ций и соглашений на качество трансграничных водных ресурсов
  • Глава 4. Совершенствование механизма экономиче- 91 ского регулирования качества трансграничных вод
    • 4. 1. Усиление взаимной экономической ответ- 93 ственности государств за трансграничные загрязнения водных ресурсов
    • 4. 2. Пути реализации экономического меха- 100 низма регулирования качества трансграничных вод

Экономический механизм регулирования качества трансграничных водных ресурсов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Российская Федерация граничит с 14 государствами Европы и Азии. Государственную границу пересекает свыше 800 различных водных объектов. 70 больших и средних рек относятся к трансграничным *) и большинство из них являются жизненно важными как для России, так и для граничащих с ней государств /81/.

Международные конвенции и соглашения, регламентирующие взаимоотношения государств при совместном пользовании водными объектами, охватывают широкий круг проблем, к важнейшим из которых следует отнести проблемы качества водных ресурсов. Вместе с тем в вопросах регулирования качества трансграничных вод все конвенции и соглашения имеют общий существенный недостаток: отсутствуют механизмы взаимной экономической ответственности государств за превышение допустимых уровней загрязнения вод при повседневной хозяйственной деятельности /61, 84/.

Отсутствие экономического механизма, регулирующего взаимную ответственность государств за систематическое загрязнение трансграничных вод сверх допустимых уровней, является весьма серьезной нерешенной проблемой в международных водных отношениях и не способствует активизации работ по оздоровлению водных объектов. Многие теоретические и прикладные вопросы качества трансграничных вод требуют своего решения на современной методологической основе. Трансграничные воды — любые поверхностные или подземные воды, которые обозначают, пересекают границы между двумя или более государствами или расположены на таких границах.

Поэтому разработка и внедрение экономического механизма, регулирующего величины трансграничных переносов загрязнений водной средой, а следовательно и качество трансграничных вод, являются весьма актуальными.

Необходимость экономического обоснования взаимной ответственности сторон за постоянные загрязнения трансграничных водных объектов при повседневной хозяйственной деятельности и разработки схем компенсации за причиненный ущерб определили цель, задачи и структуру исследований.

Целью диссертационной работы является исследование экономических отношений, регулирующих качество трансграничных вод, и разработка экономического механизма взаимной ответственности водопользователей за ущерб от трансграничных переносов загрязнений водным путем.

Задачи, решаемые в работе. В соответствии с поставленной целью в процессе исследования сформулированы и решены следующие задачи:

— показаны место и роль водных ресурсов в народном хозяйстве России в современных условиях;

— выполнен количественный и качественный анализ состояния внутренних и трансграничных водных ресурсов;

— проведен анализ международных конвенций и соглашений по трансграничным водным объектам и показаны особенности экономического регулирования и управления качеством трансграничных вод;

— рассмотрены системы платежей за пользование и загрязнение водных объектов, как регулятора их качества;

— предложен метод определения величины экономического ущерба, вызванного постоянным трансграничным переносом загрязнений водным путем;

— сформулированы научно-методические и практические рекомендации по совершенствованию механизма экономического регулирования качества трансграничных водных ресурсов.

Объектом исследования являются трансграничные водные объекты, находящиеся в совместном пользовании России с граничащими государствами.

Предметом исследования являются экономические отношения, нормативно — правовые акты, теоретические и методические работы в области управления и экономики водопользования.

Теоретической основой работы явились научные исследования в области экономики и организации природопользования Т. С. Хачатурова, П. П. Федоренко, К. Г. Гофмана, А. М. Черняева, М. А. Комарова, А. А. Гусева, С. Н. Бобылева, В. К. Паписова, Р. Г. Мамина, А. В. Шевчука и др., а также действующие в России методики по определению экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценке экономического ущерба, причиненного народному хозяйству загрязнением окружающей среды.

Для решения поставленных в диссертации задач использованы законодательные акты Российской Федерации, методические и нормативные материалы МПР России, Госкомэкологии России, статистических органов, других министерств и ведомств, отечественных и зарубежных организаций в области экономики и управления в сфере природопользования.

В процессе исследования применялись системный анализ, методы эколого-экономической оценки и статистики состояния водных ресурсов, сравнения и группировок, расчетно-аналитический, балансовый, нормативный и другие методы. Научная новизна исследования:

В диссертации комплексно исследуется совокупность эколого-экономических проблем, связанных с регулированием качества трансграничных водных ресурсов.

Научную новизну имеют следующие положения и результаты исследования, полученные лично соискателем:

— выполнен комплексный анализ международных конвенций и соглашений по трансграничным водотокам и даны рекомендации по усилению их роли в регулировании качества водных ресурсов;

— впервые проведено сравнение действующих в различных государствах систем платежей за водопользование (в России, Украине, Казахстане и Германии) и дана оценка их влияния на качество водных ресурсов;

— предложен метод оценки экономического ущерба при трансграничном загрязнении водных ресурсов и разработан механизм его реализации.

Практическое значение работы:

Научные положения и результаты исследований связаны с разработкой механизма экономической ответственности за загрязнение трансграничных вод и направлены на совершенствование взаимоотношений между приграничными с Россией государствами при совместной эксплуатации водных объектов.

Полученные результаты могут быть также использованы в системе подготовки и повышения квалификации специалистов в области водного хозяйства.

Практическая реализация основных научных положений и результатов исследований.

Основные результаты диссертации использованы:

1. В Управлении экономики природопользования МПР России при разработке дифференцированных ставок платежей за пользование водными объектами. Предложенные ставки легли в основу постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.98 № 818 «Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам».

2. В МПР России при подготовке в 1998 году Аналитического обзора «Природные ресурсы Российской Федерации» (глава II «Количественная и качественная оценка природных ресурсов»), который издан НИАприрода в 1999 году и используется для информационно-аналитического обеспечения деятельности министерств и ведомств природоресурсного блока.

3. В информационно-аналитическом управлении МПР России при подготовке в 1998 году проекта Концепции Государственной политики в области использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов Российской Федерации (раздел «Водные ресурсы»).

4. В Управлении координации и парламентских связей МПР России при оценке эколого-экономического ущерба при трансграничных переносах загрязнений водной средой.

Апробация работы. Основные научные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение Научно-технического совета ВИЭМСа, Управления экономики природопользования и Управления координации и межпарламентских связей Министерства природных ресурсов Российской Федерации, а также докладывались на научно-практических конференциях и совещаниях.

Основные защищаемые положения:

Первое положение. Действующие в России в настоящее время механизмы экономического регулирования в области использования водных ресурсов недостаточно эффективны. Они не способствуют проведению активных мероприятий, направленных на улучшение качества водных ресурсов, как внутренних, так и трансграничных.

Второе положение. Международные конвенции и соглашения, регламентирующие совместное пользование водными объектами, также имеют недостатки в части взаимной экономической ответственности за ущерб, причиненный загрязнением. Это снижает эффективность их влияния на качество трансграничных водных ресурсов.

Третье положение. Предложен экономический механизм взаимной ответственности сторон (государств) за загрязнение водных ресурсов сверх допустимых нормативов качества и за невыполнение в согласованные сроки мероприятий по снижению загрязнения трансграничных вод. Разработана схема реализации этого механизма.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 научных работ общим объемом 8 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы. Содержит 132 страницы машинописного текста, включая 26 таблиц, 1 рисунок, список использованной литературы из 105 наименований и приложение.

Выводы главы 4.

1. Предложенная формула определения величины экологического ущерба, вызванного трансграничным переносом загрязненных веществ водным путем, базируется на учете сверхнормативных сбросов, превышающих допустимые концентрации этих веществ.

2. Руководствуясь принятой формулой, подсчитаны величины экологического и экономического ущербов, причиняемых трансграничным переносом загрязнений на границах с Украиной, Казахстаном и Финляндией.

3. Доказано, что действующие в России базовые нормативы определения экономического ущерба за сброс загрязнений в водные объекты занижают величины истинного ущерба в 70 — 100 раз.

4. Показано, что ущерб от трансграничного переноса загрязнений водной средой может перерасти в серьезную межгосударственную экономическую проблему.

5. Предложена схема экономических взаиморасчетов (ответственности) за трансграничные загрязнения водных объектов и разработан порядок ее внедрения.

Заключение

.

1. Состояние поверхностных, как внутренних так и трансграничных вод России, несмотря на спад производства в промышленности и сельского хозяйства, продолжает оставаться неудовлетворительным. Нет ни одной крупной реки, которая характеризовалась бы по принятой классификации, как чистая. Ущерб, наносимый водному фонду России хозяйственной деятельностью, превышает 50 млрд руб., из которых 27 млрд руб. в год (более половины) — ущерб от загрязнения водных ресурсов.

2. Действующие в России и в некоторых странах СНГ методики платежей за загрязнение водных объектов не соответствуют величинам ущербов, причиненных этими загрязнениями. Построенная на этих методиках система платежей за загрязнение водных объектов не может служить стимулом к охране и рациональному использованию водных ресурсов. Сейчас, особенно в России, выгоднее платить за загрязнение, чем нести затраты на его предотвращение.

3. Россия является участником более 20 международных конвенций, многосторонних и двусторонних соглашений в области охраны и совместного использования водных ресурсов. Все конвенции и соглашения содержат: обязательства осуществлять мероприятия по охране водных объектов и рациональному использованию водных ресурсовстремление к унификации и интеграции стандартов качества воды и методов контроля за качествомготовность к возмещению ущерба пострадавшей стороне, если этот ущерб произошел в силу чрезвычайных ситуаций.

Возмещение ущерба за постоянный сброс загрязняющих веществ, вызывающих превышение допустимых уровней загрязнения водных ресурсов, ни одной конвенцией или соглашением не предусматривается. Отсутствует экономическая ответственность сторон за неисполнение согласованных водоохранных и водохозяйственных мероприятий в намеченные сроки.

4. Сформулированные в работе научные положения и практические рекомендации по взаимной экономической ответственности за причиненный ущерб водным ресурсам могут служить основой для дальнейшего совершенствования механизма управления качеством водных ресурсов в рамках реализации международных конвенций и соглашений.

5. Руководствуясь предложенным методом определения величин сверхнормативных трансграничных переносов загрязняющих веществ, целесообразно продолжить работу по сравнению «экспорта» и «импорта» загрязнений между государствами. В тех случаях, где «экспорт» из России превышает «импорт» ускорить проведение водоохранных мероприятий. Это позволит предупредить возможные экономические претензии со стороны других государств к России.

6. Предложенный метод оценки взаимной экономической ответственности договаривающихся сторон (государств) за трансграничный перенос загрязнений водным путем может быть использован и во взаимоотношениях между субъектами Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аналитический обзор «Природные ресурсы Российской Федерации». Под редакцией Орлова В. П М.: Изд-во НИА Природа, 1998. 318-с.
  2. Т.А., Хаскин В. В. Основы экоразвития: Учебное пособие. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1994. 312 с.
  3. А.Б. Прогнозирование и оптимизация эколого-экономи-ческих систем. Киев: Наукова думка, 1993. 150 с.
  4. В.А. Основы природопользования: теоретический аспект. М.: Мысль, 1978. 294 с.
  5. О.Ф., Мельник Л. Г., Яковлев А. Ф. Экономика и качество окружающей природной среды. Л.: Гидрометеоиздат, 1984.190 с.
  6. .Ц., Варламова О. С., Гусев A.A. Особенности экономических оценок природопользования в условиях перехода к рынку. Экономика и мат. методы, 1992, т. 28, вып. 5−6, 742−753 с.
  7. В.Р., Глушкова В. Г., Ратанова М. П. Экология Москвы: прошлое, настоящее и будущее. М.: Симптом, 1998, № 5 (66). -154 с.
  8. И.Я. Эколого-экономические аспекты предплановых исследований. Л.: Наука, 1984. 112 с.
  9. С.Н. Экологизация экономического развития. М.: Изд-во МГУ, 1993.-80 с.
  10. С.Н., Ходжаев А. Ш. Экономика природопользования: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 1997.
  11. Т.В. Экологический «джин» урбанизации. М.: Мысль, 1988.-268 с.
  12. Ю.М., Колосов A.B. Экономика и экология. М.: Агро-промиздат, 1988.
  13. Быц И. Д. О совершенствовании экономического механизма водного хозяйства. М.: Мелиорация и водное хозяйство. 1998, № 3.- 15−20 с.
  14. Возрождение Волги шаг к спасению России. Под ред. Комарова И. К. М. — Н. Новгород: Экология, 1996. — 463 с.
  15. А. П. Политика рационального природопользования и охраны окружающей среды. М.: 1990. 107 с.
  16. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды. М.: Экономика, 1986.-96с.
  17. В.Н., Голуб A.A. Методология экономической оценки природных ресурсов. М.: Наука, 1988. 144 с.
  18. Э.В. и др. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998. 455 с.
  19. A.A., Струкова Е. Б. Экономические методы управления природопользованием. М.: Наука, 1993. 137 с.
  20. A.A., Струкова Е. Б. Экономика природопользования. М.: Аспект-Пресс, 1995. 188 с.
  21. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1998 году» М.: Государственный центр экологических программ, 1999. 573 с.
  22. К.Г. Экономическая оценка природных ресурсов в условиях социалистической экономики. М.: Наука, 1977. 237 с.
  23. В.Е., Мамин Р. Г. Экологические проблемы сохранения озера Байкал объекта Всемирного природного наследия. М.: ПОЛТЕЕКС, 1999. -.88 с.
  24. A.A., Гусева И. Г. Эколого-экономические проблемы устойчивого развития. Экономика природопользования. М.: 1996, № 1 -4−17 с.
  25. Данилов-Данильян В. И. Экологизация народного хозяйства -основа устойчивого развития. Экология. Экономика. Бизнес (Эколого-экономические аспекты устойчивого развития). М.: 1995.-5 -Юс.
  26. Данилов-Данильян В.И., Горшков В. Г., Арский Ю. М., Лосев К. С. Окружающая среда между прошлым и будущим. М.: ВИНИТИ, 1994.- 133 с.
  27. Е. С. Система экологической информации для принятия решений на примере Курганской области. Прикладная геоэкология, чрезвычайные ситуации, земельный кадастр и мониторинг. Сборник научных трудов. М.: 1995, № 1.-14 20 с.
  28. С. В., Мельник Л. Г., Шепеленко А. Н. В борьбе с драконом Когай: опыт природопользования Японии. М.: Мысль, 1991.-236 с. .
  29. И.В. Современные действующие стратегии и стандарты охраны окружающей среды в США. М.: Металлургия, ж. Сталь № 11, 1991 г. -78 -82 с.
  30. И.В. О природоохранной политике Германии. М.: Металлургия, ж. Сталь № 12, 1995. 75 — 78 с.
  31. И.В. О принципах платного природопользования. М.: ВИНИТИ, Научные и технические аспекты охраны окружающей среды № 7, 1991. 62 — 64 с.
  32. И. В. Климат нашей планеты. М.: Металлургия, ж. Сталь № 7, 1996. 69 — 72 с.
  33. И. В. Автоматизированные системы контроля состояния окружающей среды М.: Металлургия, ж. Сталь, 1998. -76 78 с.
  34. И. В., Шуберт С. А. Питьевое водоснабжение населения. Проблемы и решения. М.: Водоснабжение и санитарная техника, 1995, № 3 3 — 6 с.
  35. А. В. Экологические факторы в экономике региона. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1995. 74 с.
  36. М. А., Мелехин Е. С., Кимельман С. А. Проблемы развития экономики недропользования. Калуга, ВИЭМС. 1999.-215 с.
  37. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440. На пути к устойчивому развитию России. Бюллетень Центра экологической политики России, 1996, № 3. 4 — 9 с.
  38. Концепция государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов (проект). М.: МПР России, 1997. 52 с.
  39. В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, июнь 1992. Новосибирск: Сиб. отд. РАН, 1992. 62 с.
  40. А. Г. Проблемы формирования экономического механизма управления природопользованием. Чебоксары: Изд-во «КЛИО», 1997. 183 с.
  41. JI. И. Региональные системы экономического стимулирования природоохранной деятельности предприятий. Проблемы окружающей среды и-природных ресурсов. 1990, № 8. 82 с.
  42. М.Я. Пока не поздно. Размышление экономиста-эколога. М.: Молодая гвардия, 1991. 239 с.
  43. H.H. Экономико-организационный механизм управления окружающей средой и природными ресурсами. М.: НИА Природа, 1998. — 236 с.
  44. H.H., Потравный И. М. Экономика и организация природопользования. М.: Тройка, 2000. 456 с.
  45. К.Б., Ронкин Г. С. Окружающая среда, рынок и регион. М.: Наука, 1993. 160 с.
  46. A.A. Экономика, экология, затраты. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1997. 96 с
  47. С. В. Основы экономики природопользования. М.: ИМПЭ, 1998.- 192 с.
  48. Р. Г. Урбанизация и охрана окружающей среды в Российской Федерации. М.: РЭФИА, 1995, ч. 1 и 2. 138 с.
  49. Л. . Экономические проблемы воспроизводства природной среды. Харьков: Виша школа, 1998. 159 с.
  50. Методы экологической и экономической регламентации хозяйственной деятельности. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1994.-90 с.
  51. Мир 80-х годов. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. 496 с.
  52. К. М. Ресурсный потенциал региона, (теоретические и методологические аспекты исследования). М.: Наука, 1991. -94 с.
  53. Национальный план действий по реализации Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Зеленый мир, 1993, № 19−22.
  54. Наше общее будущее. Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию. Пер. с англ. Под редакцией и с поел. С. А. Евстеева и Р. А. Перелета. М.: Прогресс, 1989−376 с.
  55. . Наука об окружающей среде: Как устроен мир. Пер. с англ. М.: Мир, 1993, т. 1. 424 е., т. 2. — 336 с.
  56. Низ А. В. Экономика и окружающая среда. Пер. с англ. Науч. Ред. К. Г. Гофмана. М.: Экономика, 1981. 192 с.
  57. О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. Указ Президента Российской Федерации № 236 от 4 февраля 1994 г. Российская, газета, 1994, 9 февраля.
  58. Обзор загрязнения окружающей природной среды в Российской Федерации за 1998 год. М.: Росгидромет, 1999 г. 350 с.
  59. Окружающая среда. Энциклопедический словарь справочник. Перевод с нем. М.: Прогресс, 1993. — 639 с.
  60. П. Г. Равновесное природопользование: взгляд экономиста. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1983. 128 с.
  61. Организационно-экономический механизм рационального водопользования. Под редакцией И. К. Комарова. М.: Альманах «Вымпел», 1997. 296 с.
  62. Охрана окружающей среды: модели управления чистотой природной среды. Гофман К. Г., Гусев А. А. М.: Экономика, 1988.-231 с.
  63. В. К. Водоемкость народного хозяйства. М.: Наука, 1989.-256 с.
  64. К. В. Экономика природопользования. М.: Изд-во МГУ, 1997.-240 с.
  65. Перечень предельно допустимых концетраций и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов. М.: Мединор, 1995.- 220 с.
  66. И. М. Окружающая среда как экономическая категория. Экономика природопользования, 1996, № 1. 27 35 с.
  67. Проблемы экологии России. Отв. ред. Данилов -Данильян В.И., Котляков В. М. М.: Федеральный экологический фонд России, 1993. 348 с.
  68. Проблемы экологии Москвы. Под ред. Е. И. Пупырева. М.: Моск. отделение Гидрометеоиздата, 1992. 199 с.
  69. Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы Конференции в Рио-де-Жанейро. Женева: Центр за наше общее будущее, 1993. 70 с.
  70. Программа действия по дальнейшему осуществлению «Повестки дня на XXI век». Принята на XIX Специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН в июне 1997 г. М.: Зеленый мир, 1998, № 6.
  71. В.Ф., Молчанов A.B. Экология, здоровье и природопользование в России. М.: Финансы и статистика, 1995. -528с.
  72. В.Ф., Молчанов A.B. Словарь экологических терминов и понятий. М.: Финансы и статистика, 1997. 160 с.
  73. Т. Г. Природопользование. М.: Финстанинформ, 1997.- 144 с.
  74. Н. Ф. Природопользование: словарь справочник. М.: Мысль, 1990. — 637 с.
  75. Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М.: Россия Молодая, 1994. 367 с.
  76. Реформы России с позиций Концепции устойчивого развития. Труды науч. конф. Новосибирск: Гражданский мир, 1995. -62 с.
  77. Россия: Водно-ресурсный потенциал. Екатеринбург: Аэрокосмология, 1998. 341 с.
  78. Россия: Водохозяйственное устройство. Екатеринбург: Аэрокосмология, 1999. 348 с.
  79. Россия: Речные бассейны. Екатеринбург: Аэрокосмология, 1999. 520 с.
  80. Россия: Социально-экономические водные проблемы. Екатеринбург: Аэрокосмология, 1999. 272 с.
  81. Россия: Экономико-правовое управление водопользованием. Екатеринбург: Аэрокосмология, 1999. 408 с.
  82. Россия: Экосистемное управление водопользованием. Екатеринбург: Аэрокосмология, 1999. 348 с.
  83. Е. В. Взаимосвязь народного хозяйства, природоохранной деятельности и состояния окружающей среды. Социально-экономические проблемы охраны окружающей среды. М.: 1990.-22−35 с.
  84. Сборник рекомендаций Хельсинской комиссии. С. Петербург, 1995. 249 с.
  85. Г. П. Основы экологической безопасности. М.: Изд-во МНЭПУ, 1993.- 104 с.
  86. Ф. Л. Рыночная экология: использование частной собственности для защиты окружающей среды. Экономика и мат. методы, 1992, вып. 1. 29 с.
  87. А. К. Социально-экономическая эффективность мероприятий по защите окружающей среды при застройке городов. М.: Стройиздат, 1987.- 128с.
  88. Е. И., Фролов М. Ю., Малиненко Ю. С. Экология и рациональное природопользование. Ростов-на-Дону: Изд-во РИНХ, 1994.- 154 с.
  89. Состояние окружающей среды и природоохранная деятельность на территории бывшего СССР от Стокгольма к Рио. Справочное пособие. Под науч. ред. В.И.Данилова-Данильяна. М.: ВНИИприроды МПР России, 1994, т. 1.- 111 е., т. 2. — 121 с.
  90. С. О. О цене «даровых благ природы». Вопросы экономики, 1967, № 8. 60 — 73 с.
  91. Н.П. Социально-экономические проблемы защиты природы. М.: Экология, 1992. 240 с.
  92. Управление природоохранной деятельности в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: JIA-Варяг, 1996. 268 с.
  93. Г. А. Регионализация систем управления природопользованием в условиях перехода к рынку. Ярославль: ЯГПИ, 1993.- 182 с.
  94. Фурман P. X. .Выбор экономической политики в программе охраны окружающей среды США. Экономика и мат методы, 1992, т. 28, вып. 5 6.- 635 — 701 с.
  95. . М. О стимулировании создания передовых технологий в области энергосбережения и охраны окружающей среды. Экономика и мат. методы. 1992, т.28, вып.5- 6.-761 766с.
  96. Т.С. Экономика природопользования. М.: Наука, 1987.-255 с.
  97. Экологическая альтернатива. Под общ. ред. М. Я. Лемешева. М.: Прогресс, 1990. 800 с.
  98. Экологические аспекты развития и размещения производительных сил. М.: Наука, 1992. 128 с.
  99. Экологическая экономика. М.: Евразия, 1994, т. 1. 103 е., т. 2 — 90 с.
  100. Экономика природопользования: аналитические и нормативно-методические материалы. Аверченков А. А., Шевчук А.
  101. B., Грошев В. Л. и др. М.: Минприроды России, 1994. 471 с.
  102. Экономика природопользования. Киев: Наукова думка, 1998. 530 с.
  103. Handbuch Umweltcontrolling/hrsg. vom Bundesumweltministerium und Umweltbundesamt.- Muenchen: Vahlen, 1995. 663 S
  104. Liessegang D.G. Umweltwirtschaft Heidelberg, 1997.-169 S.
  105. Potravnyi I., Weissenburger U. Russia/VNational Environmental Policies. A Comparative Study of Capacity-Building. Berlin, Heidelberg, New York. Springer-Verlag: 1996, p. 279−297.
  106. Schulz E., Schulz W. Oekomanagement. Munchen: Verlag1. C.H.Beck, 1994. 467 S.
  107. РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ПЕРЕНОСОВ ЗАГРЯЗНЕНИЙ1. ВОДНОЙ СРЕДОЙ
Заполнить форму текущей работой