Организационно-экономические механизмы управления процессами внедрения вузовских научно-технических новшеств в системе «вуз-производство-потребитель»
Проведен критический анализ сложившихся в стране механизмов внедрения вузовских инноваций, который показал, что подавляющее большинство завершенных НИР заканчиваются единичным (мелкосерийным внедрением) — результаты вузовских НИР не оцениваются с точки зрения их внедрения в массовое производствоимеется лишь концептуальное описание механизмов внедрения или при их описании используется только… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Состояние проблемы внедрения научных новшеств в производство
- 1. 1. Проблема внедрения новшеств в производство
- Глава 2. Анализ и направления реформирования механизма внедрения вузовских новшеств в производство и потребление
- 2. 1. Потенциал и финансирование вузовской науки
- 2. 2. Оценка результатов научных исследований вузов
- 2. 3. Поощрение научных и производственных коллективов
- 2. 4. Основные элементы организационно-экономического механизма управления внедрением новшеств
- Глава 3. Организационно-экономические принципы формирования процессов управления внедрением
- 3. 1. Принципы финансирования вузовских исследований с целью внедрения их результатов в производство
- 3. 2. Принципы формирования процессов управления внедрением и реализацией вузовских новшеств
- Глава 4. Методология формирования организационно-экономического механизма управления процессами внедрения и реализации
- 4. 1. Основные понятия и определения
- 4. 2. Постановка задачи и алгоритм выбора взаимосогласованных управленческих решений
- 4. 3. Организационно-экономический механизм управления процессами внедрения вузовских новшеств
- Глава 5. Процедуры формирования и реализации механизмов управления процессами внедрения
- 5. 1. Взаимосогласованный по объему работ механизм управления
- 5. 2. Взаимосвязанный по уровню качества работ механизм управления
- 5. 3. Оценка и стимулирование участников внедрения по обеспечению объема и качества работ
- Глава 6. Реализация взаимосогласованного механизма отбора вузовских новшеств, целесообразных для внедрения в производство и потребление
- 6. 1. Отбор инноваций, перспективных для внедрения в производство или патентования за рубежом
- 6. 2. Практика отбора и внедрения завершенных исследований
- 6. 3. Некоторые аспекты практики массового внедрения новшеств
Организационно-экономические механизмы управления процессами внедрения вузовских научно-технических новшеств в системе «вуз-производство-потребитель» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из результатов научно-технического прогресса является создание технических новшеств, массовое внедрение которых в общественное производство и потребление во многом определяет уровень экономического развития страны.
Значение массового внедрения, как отмечено в одной из наиболее крупных работ по теории экономики — монографии С. Ю. Глазьева [19], заключается в том, что «.формирование технологического уклада начинается с введения соответствующего кластера базисных нововведений. В результате распространения этих нововведений. происходит повышение общего уровня эффективности производства.».
Поэтому массовое внедрение новшеств может изменить даже такой крупный экономический показатель, как траектория мирового технико-экономического развития.
Под массовым внедрением в диссертации понимается серийный или массовый выпуск продукции, созданный на основе завершенного научного исследования.
Для реализации преимуществ новшеств требуется решение ряда проблем, одни из которых определяются объективно существующими у явлений материального мира противоречиями, а другие связаны с необходимостью учега происходящих социально-экономических изменений.
В современных российских условиях основными источниками технических новшеств являются организации, ведущие научно-исследовательские работы (НИР).
В диссертации рассматриваются вопросы, связанные с организационно-экономическими механизмами управления процессами внедрения технических новшеств, созданных в результате законченных прикладных исследований, выполненных в высших учебных заведениях (вузах).
Практическое значение прикладных исследований и, следовательно, направляемое на их выполнение финансирование можно охарактеризовать на примере наиболее экономически развитой в мире страны — Соединенных Штатов Америки, в которой, по данным монографии [29], основная сумма затрат (свыше 80%) идет «на ту науку, которая непосредственно служит для освоения промышленности или, как мы говорим, идет на научную работу прикладной тематики».
В табл. 1 приведены данные [46] финансирования российской вузовской науки по хозяйственным договорам с градацией: фундаментальные НИР, прикладные НИР и разработки.
Таблица 1.
Распределение финансирования НИР по годам.
Распределение средств, % 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000.
Фундаментальные НИР 9,1 7,0 4,0 9,4 5,3 3,7 5,6.
Прикладные НИР 61,8 50,4 58,0 52,2 56,2 50,9 50,8.
Разработки 29,1 42,6 38,0 38,4 38,5 45,4 43,4.
Прикладные НИР и разработки 90,9 93,0 96,0 90,6 94,7 96,3 94,4.
Из таблицы следует, что основное финансирование вузовских НИР (свыше 90%) приходится на прикладные исследования и разработки, которые должны давать результаты, имеющие целью их дальнейшее внедрение в производство.
Ежегодно в российских вузах по хозяйственным договорам завершаются исследования более чем по двадцати тысячам тем и свыше тысячи из них внедряются в производство. Однако результаты подавляющего большинства законченных исследований имеют единичное внедрение, которое происходит только у заказчика НИР. Проведенный в диссертации анализ показывает, чю массовым внедрением заканчиваются не более 0,25% (и то это верхняя оценка) завершенных тем.
На основе зарубежного опыта можно оценить процент массового внедрения технических новшеств. Например, по данным работы [2] немецкой фирмой «Байер» из 2378 соединений, синтезированных и подвергнутых испытаниям, 37 были приняты к промышленному производству (массовое внедрение), а у фирмы «Хехст» из 3500 экспериментальных образцов красителей для тканей в промышленное производство пошло 18. В первом случае 1,55% массового внедрения считается хорошим, а во втором случае 0,5% - низким.
Поэтому на основании сравнения данных показателей с имеющимися у российских вузов в диссертации делается вывод, что число доведенных до серийного или массового производства законченных исследований должно быть существенно (в несколько раз) увеличено (до уровня 1,0 — 1,2%).
Приведенный в диссертации анализ показывает, что ни в СССР, ни в современной России не было и нет организационно-экономического механизма управления массовым внедрением в производство завершенных исследований.
Диссертация посвящена решению проблемы управления процессами внедрения вузовских научно-исследовательских новшеств в производство. Исследования выполнялись в соответствии с Российско-Европейским проектом (контракт № ?Ь)ер-22 180−2001) и планом научно-исследовательских работ Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С. П. Королева.
Многие выводы диссертации базируются на опыте работы и экспериментах автора, проведенных в Самарском государственном аэрокосмическом университете имени академика С. П. Королева (СГАУ). В связи с тем, что созданный в 1942 году Куйбышевский авиационный институт в 1991 году был переименован в Самарский авиационный институт, а затем в 1992 году в Самарский юсударственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева, в тексте диссертации автор независимо от года проведения работ или экспериментов употребляет аббревиатуру СГАУ.
Рыночное ориентирование на массового потребителя при организации внедрения технических новшеств требует новых гибких и эффективных организационно-экономических механизмов.
Более того, по имеющимся оценкам темпы создания нововведений существенно опережают рост производственной базы для их массового тиражирования и этот процесс с годами будет прогрессировать.
Поэтому проблема внедрения результатов завершенных исследований, а массового особенно, не только не утратит в дальнейшем своей актуальности, но, скорее всего, будет обостряться.
В связи с этим актуальным является дальнейшее развитие методов и механизмов управления процессами разработки и внедрения вузовских научно-технических новшеств, основанных на определении экономических условий в системе «вуз — производство — потребитель», при выполнении которых обеспечивается выгодность их реализации всеми участниками системы.
Целью работы является повышение эффективности функционирования системы «вуз — производство — потребитель» на основе разработки теоретической и методологической базы построения организационно-экономических механизмов взаимосогласованного управления процессами внедрения в производство результатов научных исследований, выполненных в вузах. Для достижения указанной цели в диссертации:
• рассмотрено состояние проблемы внедрения технических новшеств вузовской науки в производство;
• проанализированы организационно-экономические принципы формирования процессов управления внедрением;
• предложена методология формирования организационно-экономического механизма управления процессами внедрения в производство и реализацию;
• разработаны процедуры формирования и реализации механизмов управления процессами внедрения;
• проведен критический анализ сложившихся в стране механизмов внедрения вузовских инноваций, который показал, что подавляющее большинство завершенных НИР заканчиваются единичным (мелкосерийным внедрением) — результаты вузовских НИР не оцениваются с точки зрения их внедрения в массовое производствоимеется лишь концептуальное описание механизмов внедрения или при их описании используется только качественный подход, а сами механизмы имеют поощрительный характеротсутствует организационно-экономический механизм взаимного согласования интересов участников процесса внедрения;
• определены основные элементы, влияющие на внедрение в производство и потребление вузовских новшеств: заинтересованность и взаимная согласованность действий у всех участников, эффективная реклама созданных новшеств, наличие финансирования внедрения в производство и реализацию новшеств, индивидуальная направленность новшеств;
• сформулированы и рассмотрены основополагающие элементы предлагаемого организационно-экономического механизма как основные направления реформирования механизма управления процессами внедрения и реализации вузовских новшеств, в том числе оперативность и действенность процесса внедрения, заинтересованность и взаимосогласованность действий, моральная удовлетворенность участников внедрения;
• предложен организационно-экономический механизм стимулирования эффективной работы научно-производственного торгово-финансового комплекса (КОМПЛЕКСА) по внедрению вузовских новшеств и составлен укрупненный перечень необходимых работ;
• сформирована математическая модель, поставлена задача и разработан алгоритм выбора взаимосогласованных управленческих решений при организации широкого внедрения вузовских инноваций в производство, который позволяет ориентировать интересы отдельного участника КОМПЛЕКСА на интересы заказчика (вуза) и за счет этого увеличить эффективность функционирования всей системы;
• выбран организационно-экономический механизм управления качес1-вом новшества, позволяющий создать у участников КОМПЛЕКСА экономическую заинтересованность в выборе таких стратегий, которые были бы ориентированы на достижение как собственных целей, так и целей заказчика;
• выбран согласованный по объему выполняемых работ организационно-экономический механизм управления внедрением новшеств, который обеспечивает выполнение участниками взятых обязательств в соответствии с требованиями заказчика;
• рассмотрены оценка и стимулирование участников внедрения по обеспечению объема и качества работ;
• рассмотрена реализация взаимосогласованного механизма отбора вузовских новшеств, целесообразных для внедрения в производство и потребление;
• осуществлена классификация элементов организационно-экономического механизма управления внедрением вузовских новшеств в производство и потребление;
• на базе теоретических результатов разработана методика формирования организационно-экономических механизмов взаимосогласованного управления процессами внедрения новшеств, реализация которых обеспечивает устойчивое функционирование системы «вуз — производство — потребитель» ;
• апробированы теоретические результаты исследований;
• обоснована экономическая эффективность механизмов взаимосогласованного управления процессами разработки и внедрения вузовских научно-технических новшеств;
• разработаны рекомендации по реализации взаимосогласованного механизма отбора вузовских новшеств, целесообразных для внедрения в производство и потребление.
В результате проведенных автором исследований получены следующие новые научные результаты, выносимые на защиту:
1. Сформулированы принципы формирования процессов управления внедрением и реализацией вузовских научно-технических новшеств, включающих оперативность и действенность, целенаправленность и материальное вознаграждение, заинтересованность и взаимосогласованность действий участников.
2. Разработана методология формирования организационно-экономического механизма управления процессами внедрения в производство и реализацию на основе принципа согласованного и взаимовыгодного сотрудничества участников научно-производственного торгово-финансового комплекса: «научный коллектив вуза (вуз) — производство — источник финансирования — торговая сеть».
3. Проведена классификация элементов организационно-экономического механизма управления внедрением вузовских новшеств в производство и потребление.
4. Предложена концепция взаимосогласованного управления процессами внедрения вузовских новшеств в производство, включающая принципы, критерии и подходы формирования организационно-экономического механизма.
5. Дана формулировка задачи выбора механизма взаимосогласованного управления системой «вуз — производство — потребитель» с учетом выполнения требований эффективности функционирования каждого субъекта системы.
6. Определена область компромисса, реализация которой обеспечивает взаимосогласованность и взаимовыгодность интересов всех участников системы «вуз — производство — потребитель» .
7. Предложен и обоснован подход формирования организационно-экономических механизмов взаимосогласованного управления процессом внедрения новшеств, основанного на противоречии между участниками системы «вуз — производство — потребитель» и определении стимулирующих воздействий, позволяющих всем субъектам системы осуществлять согласованную и эффективную деятельность.
8. Сформирован комплекс прикладных моделей принятия решений и механизмов, учитывающих экономические интересы всех субъектов в решении задачи управления качеством и объемом поставок при реализации результатов научных исследований, выполненных в вузах.
9. Разработана методика формирования механизмов взаимосогласованного управления процессами внедрения новшеств, обеспечивающая выполнение требования эффективности работы каждого субъекта системы «вуз — производство — потребитель» при реализации новшества.
10. Обоснована экономическая эффективность механизмов взаимосогласованного управления процессами разработки и внедрения вузовских научно-технических новшеств.
11. Разработаны рекомендации по реализации взаимосогласованного механизма отбора вузовских новшеств, целесообразных для внедрения в производство и потребление.
12. Разработана методология построения процедур формирования и реализации взаимосогласованных механизмов внедрения вузовских научно-технических новшеств в производство и потребление.
Работа в полном объеме обсуждалась на кафедрах организации производства, экономики, менеджмента, инновационного менеджмента Самарского государственного аэрокосмического университетана кафедрах маркетинга, экономической теории, учета и анализа хозяйственной деятельности Московского государственного университета печати.
Отдельные разделы работы обсуждались на совещаниях в ФГУП «Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-ПРОГРЕСС», ОАО «Ленинградский металлический завод», ОАО «Туполев» (г. Москва), ОАО «Производственное объединение САМВЕН» (г. Самара), ЗАО «Самарский информационный концерн», издательстве «Самарский Дом печати», ОАО «Ульяновский Дом печати», ОАО «Саратовский полиграфкомбинат», Волжском конструкторском бюро ракетно-космической корпорации «Энергия» (г. Самара), Новосибирском научно-исследовательском институте точной механики, Воронежском научно-исследовательском институте точного приборостроения, Харьковском научно-производственном объединении «Энергия», Московском научно-исследовательском институте тепловых процессов, научных семинарах Поволжского отделения Академии проблем качества РФ и Поволжского регионального отделения Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского.
В период с 1994 по 2005 гг. по вопросам, рассмотренным в диссертации, сделаны доклады на следующих конференциях и семинарах:
Всероссийская научно-практическая конференция «Наука, бизнес, образование» (Самарский государственный технический университет, г. Самара, 1994 г.);
Отраслевая научно-методическая конференция «Развитие и совершенствование учебного процесса на основе опыта подготовки специалистов для аэрокосмической отрасли» (Самарский государственный аэрокосмический университет, г. Самара, 1997 г.);
Всероссийская межвузовская научная конференция «Наука, бизнес, образование» (Самарский государственный технический университет, г. Самара, 1999 г.);
Международная научно-практическая конференция «Развитие новых технологий в системе образования Российской Федерации» (г. Самара, 2000 г.);
V Всероссийская научная конференция «Наука, бизнес, образование» (Самарский государственный технический университет, г. Самара, 2002 г.);
Международные конференции и семинары по Российско-Европейскому проекту «TEMPUS-TASIS 2001 INSTITUTION BUILDING JOINT EUROPEAN PROGEKT» (контракт № ibJep-22 180−2001) (г. Самара, 2001, 2002, 2004 гг. и г. Москва, 2003, 2005 гг.).
По теме диссертации опубликовано 48 работ. Основное содержание диссертации изложено в 4 монографиях [83, 90, 104, 107] и 42 статьях, в том числе 14 статей в международных журналах, издательствах Российской академии наук и Известиях вузов [97−99, 102, 103, 108, 109, 111−117]. Общее количество опубликованных работ 89.
Результаты работы внедрены в производственные процессы:
Федерального государственного унитарного предприятия Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-ПРОГРЕСС»;
Открытого акционерного общества «Ленинградский металлический завод»;
Открытого акционерного общества «Туполев», г. Москва, а также в учебные процессы Самарского государственного аэрокосмического университета и Самарского филиала Московского государственного университета печати.
Разработанные организационно-экономические принципы и механизмы управления процессами внедрения вузовских научно-технических новшеств могут быть использованы при решении аналогичных задач, связанных с внедрением новшеств в производство и потребление.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
На основании выполненного диссертационного исследования автором проведено обобщение и решение организационно-экономической проблемы внедрения технических новшеств, созданных в результате выполнения в вузах прикладных НИР.
Обобщение проблемы определяется введением в рассмотрение основных элементов организационно-экономического механизма управления внедрением вузовских инноваций: оперативность и действенность, долговременность и прогрессивность, целенаправленность и численная независимость материального вознаграждения, заинтересованность и взаимосогласованность действий, моральная удовлетворенность.
Решение проблемы заключается в разработке методологии формирования организационно-экономического механизма управления процессами внедрения в производство.
Основные научные и практические результаты проведенных исследований состоят в следующем:
1. Проведен критический анализ действующих механизмов управления процессами внедрения новшеств, позволивший сформулировать принципы построения организационно-экономических отношений участников системы «вуз — производство — потребитель» .
2. Проведена классификация элементов организационно-экономического механизма управления внедрением вузовских новшеств в производство и потребление.
3. Предложена концепция взаимосогласованного управления процессами внедрения вузовских новшеств в производство, включающая принципы, критерии и подходы формирования организационно-экономического механизма.
4. Дана формулировка задачи выбора механизма взаимосогласованного управления системой «вуз — производство — потребитель» с учетом выполнения требований эффективности функционирования каждого субъекта системы.
5. Определена область компромисса, реализация которой обеспечивает взаимосогласованность и взаимовыгодность интересов всех участников системы «вуз — производство — потребитель» .
6. Предложен и обоснован подход формирования организационно-экономических механизмов взаимосогласованного управления процессом внедрения новшеств, основанного на противоречии между участниками системы «вуз — производство — потребитель» и определении стимулирующих воздействий, позволяющих всем субъектам системы осуществлять согласованную и эффективную деятельность.
7. Сформирован комплекс прикладных моделей принятия решений механизмов, учитывающих экономические интересы всех субъектов в решении задачи управления качеством и объемом поставок при реализации результатов научных исследований, выполненных в вузах.
8. Разработана методика формирования механизмов взаимосогласованного управления процессами внедрения новшеств, обеспечивающая выполнение требования эффективности работы каждого субъекта системы «вуз — производство — потребитель» при реализации новшества.
9. Обоснована экономическая эффективность механизмов взаимосогласованного управления процессами разработки и внедрения вузовских научно-технических новшеств.
10. Разработаны рекомендации по реализации взаимосогласованного механизма отбора вузовских новшеств, целесообразных для внедрения в производство и потребление.
11. Разработана методология построения процедур формирования и реализации взаимосогласованных механизмов внедрения вузовских научно-технических новшеств в производство и потребление.
По результатам проведенных исследований можно сделать следующие основные выводы:
— подавляющее большинство завершенных научных исследований вузов (95.98%) заканчиваются единичным (мелкосерийным) внедрением только у заказчика;
— основными элементами, влияющими на внедрение в производство и потребление вузовских новшеств, являются оперативность и действенность процесса внедрениядолговременность и прогрессивностьцеленаправленность и численная независимость величины материального вознаграждения участников внедрениявзаимосогласованность действий всех участников внедрения новшества (вуз, производство, инвестор, торговая сеть) на основе экономической целесообразности результатов работы каждогопродвижение новшества на потребительский рынок путем рекламы и формирования потребительского спросаиндивидуальная направленность новшестваобеспечение морального удовлетворения коллективов, внедряющих новшество в производство;
— для достижения эффективного внедрения вузовского новшества в производство и потребление в состав научно-технического производственно-финансового КОМПЛЕКСА, в общем случае, должны входить вуз (научный коллектив вуза) — заказчик внедрения (инициатор), производство, торговая сеть, источник финансированияуправление экономической мотивацией поведения участников КОМПЛЕКСА в процессе финансирования производства, поставки в торговую сеть и реализации производственного продукта осуществляется заказчиком путем выбора управляющих воздействий в виде функций стимулирования, характеризующих их экономические интересы;
— механизм стимулирования является согласованным с интересами участников внедрения, если для каждого из них прогнозируемое состояние равно плановому заданию;
— поскольку у каждого из участников имеются свои цели, которые могут и не совпадать с целями заказчика, то для решения этого противоречия необходимо проанализировать связь между конечными результатами участников КОМПЛЕКСА по показателям количества и качества и на основе анализа согласовать интересы участников с интересами заказчика путем выбора взаимосогласованных управленческих решений;
— для организации согласованного по качеству процесса внедрения новшества заказчику необходимо направлять часть дополнительного экономического эффекта на компенсацию потерь участников КОМПЛЕКСА, что позволит заказчику влиять на целевые функции участников, взаимовыгодно обеспечивая реализацию ими своих планов;
— математическая модель, представляющая собой решение задачи формирования взаимосогласованного оптимального организационно-экономического механизма стимулирования процесса внедрения технических новшеств вузов при требуемом качестве производства, включает в себя выбор заказчиком оптимальных взаимосогласованных планов для каждого участникамаксимизацию заказчиком своей целевой функциивыполнение участниками установленных планов по объему и качеству за счет применения стимулирующих средствмаксимизацию локальных целевых функций всех участников;
— необходимо, чтобы эффект, получаемый заказчиком, превышал суммарные потери участников, что позволяет заказчику обеспечивать эффективность функционирования системы, распределяя полученный эффект пропорционально, например, потерям участников и обеспечивая выполнение ими установленного задания, выгодного для всей системы, которую олицетворяет заказчик;
— оценка совокупного уровня качества выполненных заданий участников КОМПЛЕКСА осуществляется с учетом функциональной и стоимостной значимости и влияния выполненной участником работы на качество готовой продукции;
— в процессе освоения серийного производства для участия в устранении проблем при переходе от опытного образца к серии целесообразно привлекать создателей (разработчиков) новшества, т.к. в ряде случаев только они могут найти решение вопросов, затрудняющих массовое внедрение.
Список литературы
- Аганбегян А.Г. Сибирский взрыв // ЭКО. 1998. № 6 (288).
- Авдулов Л.Н. Наука и производство: век интеграции (США, Западная Европа, Япония). М.: Наука, 1992.
- Бешелев С.Д., Гурвич Ф. Г. Нововведение и мы. М.: Наука, 1990.
- Белобрагин В.Я. Современные проблемы территориального управления эффективностью производства и качеством продукции в условиях становления рынка. М.: Изд-во стандартов, 1994.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.
- Бляхман Л.С. Экономика научно-технического прогресса. М.: Наука, 1979.
- Бык И. С. Проблемы организации и эффективности научной деятельности в вузах. Киев: Выща школа, 1982.
- Bright J.R. Some Management Lessons from Technological innovation Research, National Conference on Management of Technological Innovation, University of Brad ford Management Centre, 1968.
- Бык И. С. Эффективность региональных вузовских оргструктур управления учебно-научной деятельностью. Киев: Наукова думка, 1988.
- Букан Дж., Кенисберг Э. Научное управление запасами. М.: Наука, 1967.
- Бурков В.Н. Основы математической теории активных систем. М.: Наука, 1977.
- Бурков В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994.
- Бурков В.Н., Данеев А. К. и др. Большие системы: моделирование организационных механизмов. М.: Наука, 1989.
- Версан В.Г. Интеграция управления качеством продукции: новые возможности. М.: Изд-во стандартов, 1994.
- Визнер В.Ф. Эффективность хозрасчетных методов деятельности НИИ, КБ. ГОНТИ 309, 1991.
- Вернадский В.И. Мысли о современном значении истории знаний. -JL: Изд-во АН СССР, 1977.
- Высшая школа: сборник основных постановлений, приказов и инструкций / Под. ред. Е. И. Войленко. М.: Высшая школа, 1978. Ч. 1.
- Воронков A.A. Методы анализа и оценки государственных программ в США. М.: Наука, 1986.
- Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического планирования.-М.: Владимир, 1993.
- Гохберг JI.M. Научный потенциал СССР научно-технический прогресс. Формы интеграции науки с производством. Организация и финансирование научно-исследовательских работ. — М.: Наука, 1990. Т. 1.
- Глазьев С.Ю. Методы оценки динамических характеристик НТП // Изв. АН СССР. Сер. экон. 1985. № 1.
- Глудкин О.П., Горбунов H.H., Гуров А. И., Зорин Ю. В. Всеобщее управление качеством: Учеб. для вузов. М.: Радиосвязь, 1999.
- Добров Г. М. Наука о науке. Киев: Наукова думка, 1989.
- Евенко Л.И. Новые тенденции в управлении производством и стимулирование НТП в зарубежных фирмах // Управление научно-техническим прогрессом на предприятии / Под ред. А. Г. Аганбегяна, В. Д. Речина. Новосибирск: Наука, 1986.
- Исикава Каору. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1988.
- Илларионов А.Н. Реальный валютный курс и экономический рост // Вопросы экономики. М.: Ин-т экономики РАН, 2002. № 2.
- Илларионов А.Н. Актуальные проблемы экономического роста в России // Общество и экономика. 2002. № 8−9.
- Илларионов А.Н. Как Россия потеряла XX столетие // Вопросы экономики. М.: Ин-т экономики РАН, 2000. № 1.
- Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика. М.: Наука, 1981.
- Кара-Мурза С. Г. Проблемы организации научных исследований. -М.: Наука, 1981.
- Карелина Э.И., Бродецкая Т. С., Трапезникова Л. В. Прогнозирование этапов развития техники с учетом спроса населения // Науковедение и информатика. 1988. Вып. 29.
- Кушлин В.И. Ускорение внедрения научных достижений в производство. М.: Экономика, 1976.
- Кугель С.А., Орел В. М. Как поднять престиж труда ученого // Вестн. АН СССР. М., 1990. № 12.
- Крылов А.Н. Мои воспоминания. Л.: Судпром, 1979.
- КПСС в резолюциях. Т.9, изд. VIII. М., 1966.
- Лахтин Г. А. Организация советской науки: история и современность. М.: Наука, 1990.
- Лахтин Г. А. Тактика науки. Новосибирск: Наука, 1969.
- Макаренко A.C. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Правда, 1997. Т.1.
- May В. Экономика и революция: уроки истории // Вопросы экономики. М.: Ин-т экономики РАН, 2001. № 1.
- May В., Новиков В. Отношение России и ЕС: пространство выбора или выбор пространства // Вопросы экономики. М.: Ин-т экономики РАН, 2002. № 6.
- Мусиенко В.Б., Марчук Н. С. Использование патентной информации при выборе приоритетных направлений НИОКР // Науковедение и информатика. 1990. Вып. 33.
- Моторычин Б.Д., Седлов П. А. Экономические проблемы создания новой техники. М.: Машиностроение, 1980.
- Мухин П. Анализ показателей эффективности научной деятельности вузов. // Вестн. статистики. 1976. № 8.
- Мондел Я. Тоёта: методы эффективного управления. М.: Экономика, 1989.
- Марцинкевич В.И. США: человеческий фактор и эффективность экономики.-М.: Наука, 1991.
- Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России. 2002: Стат. сб./ГНУ «СЗНМЦ». СПб., 2003.
- Наука в экономической структуре народного хозяйства / Отв. ред. В. Г. Салтыков. М.: Наука, 1990.
- Неймарк Ю.И. Математическая модель «производители продукт -управленцы». Динамика систем (динамика, стохастичность, бифуркации). -Горький: Изд-во ГГУ, 1990.
- Окрепилов В.В. Всеобщее управление качеством: Учеб. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1996.
- Организационные формы связи науки с производством в промышленности / Под. ред. M. J1. Гусакова. Л.: Наука, 1980.
- Постановление правительства Российской Федерации от 02.02.1998 г. № 113 «О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг».
- Перельман Я.И. Занимательная физика. М.: Наука, 1972.
- Пузыня К.Ф., Казанцев А. К., Бирютин JI.C. Организация и планирование научных исследований и опытно-конструкторских разработок. М.: Высшая школа, 1989.
- Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний) / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.
- Pelz D.C. and Andrews F.M. Diversity in research // «International Science and Technology», 1964.
- Пирогов C.B. Управление наукой. М.: Мысль, 1983.
- Рассохин В.П. Механизм внедрения достижений науки. М.: Наука, 1985.
- Сержинский И.И. Повышение эффективности научных исследований и разработок. Минск: Наука и техника, 1990.
- Савельева О., Храмов Г. «Тайны» пухлых томов. Размышления о статистике науки // Экономическая газета. 1987, 3 октября.
- Социалистическая индустрия. 1987, 13 ноября.
- Самарский А.А. Неизбежность новой методологии // Коммунист.1989. № 1.
- Самуэльсон П.А. Экономика. М.: Алфавит, 1993.
- Савельев А.Д., Грызнов Г. К., Малахова Т. В. Вузовская наука: Проблемы интенсификации и управления // Науч. исслед. в высш. школе: Обзор информ./ НИВО.-М., 1991.Вып.2.
- Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989.
- Трофименко А.П. Методические вопросы определения перспективности направлений научных исследований // Науковедение и информатика.1990. Вып. 33.
- Taylor В., Wills G. Pricing Strategy: Reconciling Customer Need and Company Objectives. Staples. 1969.
- Уотермен P. Фактор обновления. M., 1988.
- Urqurart J. Use of Scientific Periodicals: International conference on Scientific Information. Washington: NSF, 1958.
- Харритонг Д. Управление качеством продукции в американских корпорациях. М.: Экономика, 1990.
- Четвериков Ю. В. Система планирования качества хоздоговорных научно-исследовательских работ в вузе. Киев: Наукова думка, 1989. № 31.
- Янг С. Системное управление организацией. М.: Сов. радио, 1972.
- Яковлев И.П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987.
- Османкин Н.Н. Управление нововведениями. Самара: Изд-во Са-мар. ун-та, 2002.
- Куйбышевский авиационный институт: 1942−1992 годы: Очерки истории. / Самар. авиац. ин-т. Самара, 1992.
- Нечитайло A.A., Петров E.H. Основные подходы к анализу системы производство-потребление // Актуальные проблемы производства. Технология, организация, управление / Самар. гос. аэрокосм. ун-т. Самара, 1995. -С. 45−50.
- Нечитайло A.A., Петров E.H. Структура информационного обеспечения моделирования процессов системы производство-потребление // Актуальные проблемы производства. Технология, организация, управление. Самара, 1995.-С. 50−56.
- Нечитайло A.A. Направление трансформации организационной культуры российских предприятий // Эргатические системы, организация, управление, автоматизация / Самар. гос. аэрокосм. ун-т. Самара, 1996. -С. 140−142.
- Нечитайло A.A., Шумигай JI.C. Личность руководителя в НИОКР // Управление организационно-техническими системами: моделирование взаимодействий, принятие решений / Самар. гос. аэрокосм. ун-т. Самара, 1997. -С. 167−172.
- Нечитайло A.A., Бурла В. А., Сивиркин Д. В. Информационно-вычислительная поддержка управленческих решений // Актуальные проблемы производства. Технология, организация, управление / Самар. гос. аэрокосм. ун-т. Самара, 1997.-С. 154−157.
- Нечитайло A.A. Проблема внедрения в производство результатов научных исследований / Самар. гос. аэрокосм. ун-т. Самара, 1997. — 100 с.
- Нечитайло A.A., Волов В. А., Осипов А. Н. Экологический императив как задача оптимального управления // Вестн. СГАУ. Сер. Актуальные проблемы производства. Технология, организация, управление / Самар. гос. аэрокосм. ун-т. Самара, 1998. — С. 21 -24.
- Нечитайло A.A., Швидак А. И., Ратис Ю. Л. Математическая модель развития микрополиса // Вестн. СГАУ. Сер. Актуальные проблемы производства. Технология, организация, управление / Самар. гос. аэрокосм. ун-т. -Самара, 1998. С. 35−43.
- Нечитайло A.A., Айвазян Б. Г., Ратис Ю. Л. Холдинг в условиях экономики переходного периода. Динамический подход // Вестн. СГАУ. Сер.
- Актуальные проблемы производства. Технология, организация, управление / Самар. гос. аэрокосм. ун-т. Самара, 1998. — С. 92−103.
- Нечитайло A.A. Проблема и методология организации внедрения в производство результатов научных исследований, выполненных в вузах. -М.: Изд-во Моск. гос. ун-та печати, 1999. 176 с.
- Нечитайло A.A., Ратис Ю. Л., Швидак А. И. Математическая модель микрополиса // Материалы Всероссийской межвуз. науч. конф. «Наука, бизнес, образование 99» / Самар. гос. техн. ун-т. — Самара, 1999. — С. 44−46.
- Нечитайло A.A., Айвазян Б. Г., Ратис Ю. Л., Швидак А. И. Математическое моделирование экономики холдинга // Материалы Всероссийской межвуз. науч. конф. «Наука, бизнес, образование 99» / Самар. гос. техн. ун-т. — Самара, 1999.-С. 14−15.
- Нечитайло A.A., Волов В. А., Осипов А. Н. Экология и задачи оптимального управления // Материалы Всероссийской межвуз. науч. конф. «Наука, бизнес, образование 99» / Самар. гос. техн. ун-т. — Самара, 1999. -С. 39−40.
- Нечитайло A.A., Смирнов С. А. Стиль руководства и личность руководителя // Вестн. СФ МГУП. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та печати, 2000. -С. 94−98.
- Нечитайло A.A., Прядильникова Н. В. Реализация основных тенденций развития высшего профессионального образования в СФ МГУП // Вестн. СФ МГУП. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та печати, 2000. Вып. 1. — С. 4−9.
- Нечитайло A.A. Гуманитарные дисциплины необходимый компонент современного профессионального образования // Вестн. СФ МГУП. -М.: Изд-во Моск. гос. ун-та печати, 2001, № 2. — С. 3−5.
- Нечитайло A.A. Система финансирования науки в вузах для отбора тем и направлений научных исследований для машиностроения // Проблемы машиностроения и автоматизации: Междунар. журн. 2001. № 2. С. 22−26.
- Нечитайло A.A. К вопросу заинтересованности ученых и научных коллективов в широком внедрении результатов исследования в машиностроительное производство // Проблемы машиностроения и автоматизации: Междунар. журн. 2001. № З.-С. 18−22.
- Нечитайло A.A. Теория и практика управления проектами. Исторический нализ // Естествознание. Экономика. Управление: Межвуз. сб. науч. работ СГАУ/ Самар. гос. аэрокосм. ун-т. Самара, 2001. Вып. 2. — С. 224−228.
- Нечитайло A.A. Проблема внедрения разработок вузовских ученых // Материалы Всероссийской межвуз. науч. конф. «Наука, бизнес, образование 2002» / Самар. гос. техн. ун-т. — Самара, 2002. — С. 39−41.
- Нечитайло A.A., Ратис Ю. Л. Модель инвестиций в инновации в машиностроении // Проблемы машиностроения и автоматизации: Междунар. журн. 2003. № З.-С. 31−35.
- Нечитайло A.A. К вопросу заинтересованности машиностроительных предприятий в широком внедрении завершенных исследований, выполненных в вузах. // Проблемы машиностроения и автоматизации: Междунар. журн. 2003. № 4.-С. 20−23.
- Нечитайло A.A., Ратис Ю. Л., Швидак А. И. Качественные методы анализа кризисной и послекризисной экономики. Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2003. — 200 с.
- Нечитайло A.A. Экономические аспекты повышения эффективности научных исследований в вузе // Вестн. СФ МГУП. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та печати. 2003. № 3. — С. 88−90.
- Нечитайло A.A. Ретроспектива способов поощрения в СССР производственных коллективов за успешное внедрение результатов научно-исследовательских разработок // Вестн. СФ МГУП. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та печати, 2003. № 2. — С. 86−88.
- Нечитайло A.A. Организационно-экономические механизмы управления процессами внедрения технических новшеств вузовской науки в массовое производство. Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2004. -152 с.
- Нечитайло A.A. Организационно-экономические проблемы внедрения инноваций машиностроительных вузов в массовое производство // Проблемы машиностроения и автоматизации: Междунар. журн. 2004. № 1. -С. 39−42.
- Нечитайло A.A. К вопросу выбора направления научных исследований в государственных технических вузах // Проблемы машиностроения и автоматизации: Междунар. журн. 2004. № 3. С. 11−14.
- Нечитайло A.A. К вопросу формирования и реализации организационно-экономических механизмов внедрения вузовских инноваций // Проблемы машиностроения и автоматизации: Междунар. журн. 2005. № 1. -С. 17−25.
- Нечитайло A.A. Математическая модель взаимосогласованного организационно-экономического механизма внедрения вузовских новшеств в производство // Изв. Самар. науч. центра РАН. 2005. № 2. Т. 7. С. 38−44.
- Гнутова A.A., Нечитайло A.A. Процедуры формирования и реализации взаимосогласованного по уровню качества работ механизма управления внедрением вузовских новшеств // Изв. Самар. науч. центра РАН. 2005. № 2. Т. 7.-С. 70−76.
- Нечитайло A.A. Процедуры формирования и реализации взаимосогласованного по объему работ механизма управления внедрением вузовских новшеств // Инновации: Научно-практический журнал. 2006. № 3. -С. 37−41.
- Нечитайло A.A. Постановка задачи и алгоритм выбора взаимосогласованных управленческих решений при организации внедрения вузовских новшеств // Проблемы машиностроения и автоматизации: Междунар. журн. 2006. № 2.-С. 67−71.