Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие рынка услуг в системе социального маркетинга на уровне муниципальных образований

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведен анализ существующей системы финансирования социальной инфраструктуры, рассмотрены вопросы, связанные с нефинансируемыми мандатами. По результатам анализа разработаны предложения по совершенствованию исполнения социальных мандатов, что будет способствовать обеспечению финансирования объектов инфраструктуры социального маркетинга. В плане бюджетного финансирования предложена система… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование рынка услуг в системе социального маркетинга
    • 1. 1. Сущность, понятие, функции и концепции развития социального маркетинга
    • 1. 2. Формирование и развитие рынка услуг в системе социального маркетинга
    • 1. 3. Роль государственной социально политики в формировании и развитии социального маркетинга
  • Глава 2. Структура субъектов рынка услуг в системе социального маркетинга, ее классификация, тенденции функционирования и развития
    • 2. 1. Современное состояние и тенденции развития рынка социальных услуг в России и муниципальных образованиях Свердловской области
    • 2. 2. Модель инфраструктуры социального маркетинга в сфере муниципальных образований
    • 2. 3. SWOT — анализ для отдельных сегментов рынка социальных услуг: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы
  • Глава 3. Основные направления совершенствования реализации социального маркетинга на уровне муниципальных образований
    • 3. 1. Маркетинговые исследования социальных потребностей населения муниципальных образований (на примере МО «г. Екатеринбург»)
    • 3. 2. Маркетинговое исследование сельских поселений Щелкун и Знаменка Свердловской области
    • 3. 3. Модель прогнозирования развития муниципального рынка платных социальных услуг
    • 3. 4. Методический подход к оценке эффективности маркетинговой деятельности на рынке услуг в системе социального маркетинга
    • 3. 5. Совершенствование финансирования инфраструктуры социального маркетинга на уровне муниципальных образований

Развитие рынка услуг в системе социального маркетинга на уровне муниципальных образований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Концепция социального маркетинга занимает сегодня важные позиции в контексте развития теории и практики маркетинга. Анализ публикаций по данному вопросу показывает, что истоки данной концепции относятся к 50-м годам XX века, ко времени возникновения оригинальных концепций маркетинга, окрашенных ориентацией на потребителя и с течением времени вышедших за пределы рыночных отношений.

Особенность социального маркетинга заключается в том, что данный экономический феномен предполагает использование маркетинговых технологий не только в коммерческом обмене, но и в обмене, не предполагающем получение прибыли, а также усиление роли потребителя (индивидуального и общества в целом) в коммерческом и некоммерческом обмене. Нередко сущность социального маркетинга определяют через социальные идеи, задачи или конкретные действия. Между тем, социальные ориентиры маркетинга приобретают значительные позиции и в коммерческом маркетинге.

Проблемы дефиниции социального маркетинга связаны с определением природы маркетинга вообще, его встроенности в социальную действительность, его взаимосвязи с другими дисциплинами. В данном случае можно видеть две основных позиции: первая предполагает противопоставление социального и коммерческого маркетинга, вторая базируется на расширении сферы применения маркетинговых технологий.

В данном контексте с особой остротой встает необходимость поиска новых подходов к формированию социально-экономических отношений в социальной сфере на муниципальном уровне, когда в условиях рыночной реформы социально-трудовые, распределительные, потребительские отношения детерминированы факторами конкурентной борьбы и механизмами рыночного обмена. Поскольку реформа социальной сферы привела к разрушению прежней системы управления, утратившей свою эффективность, происходит формирование нового хозяйственного механизма, в котором важную роль играет маркетинг как социально-экономический феномен.

Разработка концепции маркетинга в социальной сфере — это разработка надлежащей философии маркетинга как системы, исходящей из понимания уникальности среды, в которой функционируют организации социальной сферы, особенностей специфики миссии, которую они выполняют, а также спецификой предоставляемых услуг, направленных на выполнение не только экономических, но, прежде всего, социальных функций. Все это свидетельствует о необходимости разработки стройной теории социального маркетинга и его теоретико-прикладных аспектов применительно к рынку социальных услуг. Маркетинг может выступать здесь как базовая технология управления развитием социальной сферы муниципальных образований и как новая интегрирующая функция управления социальными процессами по гармонизации потребностей и интересов.

Разработанность темы исследования. Состояние и степень разработанности основных проблем социального маркетинга в сфере муниципальных образований не соответствуют требованиям современного уровня развития экономической науки. Причиной отсутствия целостной концепции социального маркетинга применительно к муниципальному уровню является, на наш взгляд, совокупность следующих факторов:

1. В зарубежной и отечественной практике исследования социальных процессов на сегодняшний день отсутствует стройная концепция социального маркетинга в сфере социальных услуг.

2. Теория потребительских рынков не рассматривает как самостоятельное социально-экономическое явление рынок социальных услуготсутствуют также исследования, касающиеся изучения специфики структуры социальных потребностей индивидуального потребителя и факторов, обуславливающих его рыночный выбор.

3. Многие вопросы практического использования социального маркетинга на муниципальном рынке социальных услуг являются слабо разработанными в концептуально-методологическом аспекте, поскольку опыт применения маркетинговых технологий на муниципальном рынке весьма ограничен.

Теоретической основой для нашего исследования послужили труды в области теории и методологии по следующим основным направлениям:

1) социальный маркетинг как научная концепция развития и протекания социальных процессов в обществе;

2) социальный маркетинг как инструмент рынка социальных услуг и муниципального рынка социальных услуг в частности;

3) роль социального маркетинга в удовлетворении и развитии индивидуальных потребностей в социальных услугах;

4) потребительский спрос и его особенности на рынке социальных услуг.

Наши исследования опираются на положения и выводы зарубежных и отечественных ученых в данных областях таких как: Ф. Котлер, Дж. Зальт-ман, Ansoff H.I., Дихтль Е., Хершген X., Shostack G.L., Berry F. W, Sasser W.E., Э. С. Геллер и Дж. Г. Ниммер, Хилл Т., Бернет Дж., Мориарти С., Дойль П., Андреев С. Н., Астратова Г. В., Гордин В. Э., Гульченко И. Г., Бра-верман А.А., Березин И. С., Мелиховский В. М., Голодец Б. М., Захарова С., Решетников А. В., Блинов А. О., Разорвин И. В, Семин А. Н., Карпова Т. Ю., Попов Е. В., Пустуев A. JL, Маркова В. Д, Кучеренко В. З., Голубков Е. П., Галкин Е. Б., Гришин В. В., Котляревская И. В., Крылов И. В., Лазарев В. А., Панкрухин А. П.

Целыо диссертационной работы является разработка и обоснование концепции социального маркетинга на рынке социальных услуг в сфере муниципальных образованийпроведение маркетингового исследования и разработка практических рекомендаций по использованию технологий социального маркетинга в деятельности органов местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

1. В области теории исследуемого вопроса:

— сформулировать и обосновать концепцию социального маркетинга на рынке социальных услуг;

— выявить факторы, определяющие специфику социального маркетинга;

— определить специфические черты рынка социальных услуг в системе социального маркетинга, а также провести социально-экономический анализ основных проблем и тенденций развития рынка в социальной сфере;

— выявить своеобразие продукта в системе социального маркетинга;

— провести уточнение терминологического аппарата по основным научным категориям, используемым в процессе исследования.

2. В области методологии исследуемого вопроса:

— предложить методологию маркетинговых исследований на рынке социальных услуг в сфере муниципального образования;

— разработать методику определения эффективности маркетинговой деятельности на рынке социальных услуг.

3. В области практического использования полученных результатов:

— провести маркетинговое исследование рынка социальных услуг, выявить характерные особенности поведения различных групп потребителей социальных услуг и указать на возможности использования полученных данных при разработке маркетинговых стратегий.

Объект исследования: рынок услуг в системе социального маркетинга.

Предмет исследования: механизм и инструменты реализации социального маркетинга в развитии рынка социальных услуг (на примере муниципальных образований Свердловской области).

Методы исследования. В основе принятия решений по поставленным задачам использовались методы абстрактно-логический, статистико-экономический, социологический, экономического моделирования.

Научная новизна исследования. В диссертационной работе получены следующие теоретические и практические результаты, определяющие новизну и являющиеся предметом защиты:

— предложена концепция и выявлены специфические черты социального маркетинга в сфере муниципальных образований, проведен социально-экономический анализ его основных проблем и тенденций развития;

— дано определение и уточнение терминологического аппарата по основным научным категориям, используемым в процессе настоящего исследования: «социальный маркетинг», «комплекс социального маркетинга», «рынок социальных услуг», «инфраструктура социального маркетинга», «социальные услуги»;

— выполнены маркетинговые исследования рынка потребителей социальных услуг и выявлены характерные особенности поведения различных групп потребителей социальных услугпроведен SWOT-анализ состояния отдельных сегментов рынка социальных услуг (здравоохранения, образования, сферы культуры и досуга);

— разработаны модель и' функции инфраструктуры социального маркетинга в сфере муниципального образованияпредложены методические подходы определения эффективности маркетинговой деятельности на рынке социальных услуг;

— разработана модель прогнозирования развития муниципального рынка платных социальных услуг и выполнен расчет сегмента медицинских услуг до 2011 г.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных методов маркетингового исследования в практической деятельности субъектов муниципального рынка социальных услуг, а также в учебном процессе при чтении курсов по социальному маркетингу и потребительским рынкам.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на международных научнопрактических конференциях в июне 2003 г., сентябре 2006 (г. Санкт7.

Петербург), в марте 2006 года, апреле 2006 г. (г. Екатеринбург) — на межвузовских научно-практических конференциях в апреле 2006 года, в апреле 2007 г.(г. Екатеринбург) и других научных конференциях и семинарах. Результаты исследования были апробированы в деятельности Регионального отделения Всероссийского центра «Поддержки президентских программ», в социально-политической деятельности Фонда «Город без наркотиков», что подтверждается соответствующими справками.

По теме диссертационного исследования опубликовано 10 работ общим объемом 9,1 печатных листов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка используемой литературы, включающего 176 наименований, содержит 20 таблиц, 27 рисунков и 2 приложения.

— Результаты исследования позволяют сделать вывод, что в муниципальных образованиях «г. Екатеринбург» и сельских поселениях Щелкун и Знаменка социальная структура населения находится в стадии трансформациисубкультуры возникающих социальных групп только формируются.

— Возрастная градация опроса показывает, что молодое поколение придерживается иной системы ценностно-нормативных установок, нежели жители зрелого и пожилого возраста. На первое место среди рассматриваемых проблем, выдвигается проблема получения качественного бесплатного или доступного по цене высшего профессионального образования.

Следовательно, такие характеристики, как возраст, образование, род деятельности, состав семьи оказываются недостаточными для понимания ценностно-нормативных установок потребителя, очевидно, есть основания говорить о том, что именно социально-экономическое положение и имущественный статус определяют сегодня главные отличия между различными социальными группами населения МО и внутри этих групп и влияют на их потребительское поведение. Из этого следует вывод, что в настоящий момент найдена связь структуры ценностей лишь с имущественными характеристиками и социальным статусом.

Отмечается, что внедрение технологий социального маркетинга позволит существенно повысить эффективность оказания социальных услуг и муниципальных программ, поможет органам местного самоуправления адаптироваться к изменяющимся условиям, обеспечит гибкость в работе исполнительных органов местного самоуправления и оптимальное взаимодействие между основными функциональными структурами административного аппарата.

С целью повышения уровня и качества жизни населения муниципального образования предложены рекомендации по реализации функций социального маркетинга и повышения эффективности деятельности исполнительных органов местного самоуправления.

11 .Проведен анализ существующей системы финансирования социальной инфраструктуры, рассмотрены вопросы, связанные с нефинансируемыми мандатами. По результатам анализа разработаны предложения по совершенствованию исполнения социальных мандатов, что будет способствовать обеспечению финансирования объектов инфраструктуры социального маркетинга. В плане бюджетного финансирования предложена система пересмотра расходных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с расчетными требованиями в реализации установленных норм, что предлагается рассматривать как механизм оптимизации финансирования структуры социального маркетинга.

12.Определены основные проблемные моменты действующего механизма государственного регулирования рынка социальных услуг:

— открытым остается вопрос о государственных социальных стандартах, отсутствуют государственные минимальные стандарты на федеральном уровне, не установлен содержательный аспект данных стандартов, нет полного понимания в том, что есть стандарт (норма выживания или норма всестороннего развития человека);

— отсутствуют федеральные правила разработки, утверждения, пересмотра минимальных государственных стандартов и финансовых нормативов;

— не узаконена процедура использования минимальных государственных стандартов в бюджетном процессе;

— отсутствует ясность в методологии и процедурах перехода от государственных минимальных стандартов к финансовому нормативу, в увязке федеральных стандартов с региональными и муниципальными.

Предлагается решение данной проблемы в двух направления: 1) внесение изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ и 2) подготовка и принятие нового федеративного законодательного акта «Об основах организации разработки, утверждения и применения в бюджетном процессе государственных минимальных социальных стандартов и нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг».

13. Разработана модель прогнозирования развития муниципального рынка платных социальных услуг, на основе которой был составлен прогноз развития рынка на период до 2011 г. социальных услуг в сегментах «здравоохранение» и «культура и досуг».

14. Предложен методический подход к оценке эффективности маркетинговой деятельности на рынке социальных услуг. На основе анализа методики определения эффективности оказания бюджетных услуг предложен обобщенный показатель оценки эффективности маркетинговой деятельности — индекс эффективности (Иэ), определяемый как сумма нормированных значений индексов объема оказания социальных услуг (ОСУ), качества социальных услуг (КОС), экономической эффективности предприятий социальной сферы (ЭФП), а также социальной эффективности (СЭФ).

Результаты диссертационного исследования и полученные научные выводы могут быть использованы организациями, осуществляющими деятельность на рынке социальных услуг, а также администрацией муниципального образования г. Екатеринбурга в целях содействия повышению эффективности их деятельности.

Отдельные теоретические и практические разработки диссертационного исследования могут быть использованы при внесении изменений в ряд нормативных актов Российской Федерации, в осуществление деятельности по регулированию рынка социальных услуг, в формирование маркетинговой системы и развитию деятельности службы маркетинга муниципального образования, а также в научных исследованиях.

Заключение

.

В заключении обобщим результаты выполненного исследования:

В первой части работы проведен анализ теоретических и методологических аспектов рынка в системе социального маркетинга. Уточнены основные понятия, определены структура и основные особенности рынка социальных услуг, даётся анализ основным концепциям социального маркетинга.

1. В ходе проведенного исследования определено, что специфика социальных услуг как товара, выступающих в качестве объекта обмена (купли-продажи) на рынке социальных услуг, в первую очередь определяют специфику данного рынка, его структуру, особенности функционирования, состав основных участников, особенности взаимоотношений, складывающихся между ними, а также правила регулирования процессов, происходящих в ходе его функционирования.

2. Одним из основных теоретических положений, лежащих в основе дальнейших рассуждений, является уточнение терминов «социальный маркетинг», «рынок услуг в системе социального маркетинга», «рынок социальных услуг в сфере муниципального образования», «социальные потребности», «социальные услуги», «объект социального маркетинга» и «комплекс социального маркетинга». На основе обобщения и синтеза имеющихся представлений нами в систематизированном виде предложено понятие социального маркетинга как единой научной концепции, синтезирующей в себе изучение и анализ процессов, протекающих в обществе, создание необходимой социальной модели и воплощение её в жизнь посредством социальных стратегических программ, направленных на изменение общественного поведения, а также внедрения социально значимой идеи в одной или нескольких группах потребителей или общества в целом.

В ходе нашего исследования мы исходили из того, что объектом социального маркетинга является совокупность потребностей потребителей в социально значимых товарах и услугах, а также обуславливающие ее средства производства, распределения, обмена и потребления, определяемые соци.

184 альной политикой государства. Принимая во внимание состав основных переменных факторов маркетинга, с учетом классической трактовки, комплекс социального маркетинга рассматривается как совокупность поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, состоящую в отличие от классических трактовок из восьми компонентов (или «8Р»): 1) товар (социальные услуги) — 2) цена- 3) инфраструктура- 4) реклама- 5) потребители- 6) социальная эффект (выгода) — 7) политическая власть- 8) общественное мнение.

3. Проведена систематизация функций социального маркетинга в виде выделения следующих групп: первая группа функций — функции регулирования, являются важнейшими и направлены на создание благоприятных условий жизнедеятельности населениявторая группа — функции социального обеспечения — охватывает изменения в самом содержании жизнедеятельности, образе жизни людей, их социальных качествах. Третья группа функций — системно-преобразующие функции — представляет собой целенаправленное воздействие на формирование, существование и развитие социальных систем.

4. Показана роль социальной политики в формировании и развитии социального маркетинга, который в условиях рыночной экономики становится инструментом для эффективной реализации социальной политики в сфере здравоохранения, образования, культуры и искусства, жилищного строительства, транспортной сферы, государственного управления, и др.

5. В ходе проведенного исследования нами было доказано, что структура рынка социальных услуг состоит из нескольких самостоятельных рынков, каждый из которых функционирует по своим законам (рынок здравоохранения, рынок образовательных услуг, жилищный рынок, рынок услуг ЖКХ, рынок сферы бытового обслуживания, рынок транспортных услуг и т. д.).

Выделены основные характеристики рынка социальных услугк наиболее значимым можно отнести следующие: во-первых, рынок социальных услуг представляет собой важную сферу национальной экономики, где осуществляется производство общественных благ, необходимых для функционирования и развития общества в целомво-вторых, данный рынок предполагает необходимость сочетания принципов как рыночного, так и государственного регулированияв-третьих, государство как субъект рынка социальных услуг берет на себя функции финансирования их предоставления за счет средств, полученных в виде налогов.

Во второй части работы проведен анализ структуры субъектов рынка услуг в системе социального маркетинга, дана её классификация, определены тенденции функционирования и развития рынка платных социальных услуг.

6. Предложена модель инфраструктуры социального маркетинга. Дается определение инфраструктуры социального маркетинга как совокупности отраслей и видов деятельности, способствующих комплексному воспроизводству человека в процессе реализации его личных и общественных потребностей посредством предоставления различного рода социальных услуг.

7. Выявлены основные тенденции и перспективы развития рынка платных социальных услуг, среди которых наиболее значимыми для нашего исследования являются следующие: на уровень потребления платных социальных услуг в каждом конкретном муниципальном образовании оказывают влияние объективные факторы, которые выражаются в уровне денежного дохода населения, уровне производства и предоставления услуг, соотношении розничных цен и тарифов на услуги, демографическом составе населения, возрастной структуре населения муниципального образования, национальных и культурных особенностях, а также природно-климатические факторы и т. д.

Дальнейший рост рынка платных социальных услуг будет происходить за счет увеличения ассортимента и объема предоставляемых платных услуг, за счет роста стоимости и роста тарифов, повышения качества и увеличения числа потребителей платных услуг в особенности в сфере здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, культуры и досуга.

В целом результаты исследования позволяют говорить о существующей положительной динамике формирования и развития рынка платных услуг как крупного сектора рынка социальных услуг.

8. Проведен анализ состояния отдельных сегментов муниципального рынка социальных услуг МО «г. Екатеринбург», определены основные направления его развития. В ходе исследования определены факторы, оказывающие наибольшее влияние на деятельность рынка социальных услуг в сфере муниципального образования. Они структурированы в соответствии с выделенными нами сегментами рынка социальных услуг: 1) факторы, оказывающие влияние на деятельность субъектов рынка услуг здравоохранения МО «г. Екатеринбург" — 2) факторы, оказывающие влияние на деятельность субъектов рынка образовательных услуг- 3) факторы, оказывающие влияние на деятельность субъектов рынка услуг сферы культуры и досуга.

В третьей части исследования обозначены основные проблемные моменты действующего рынка социальных услуг и предложены меры по его совершенствованию.

9. Проведено маркетинговое исследование социальных потребностей населения муниципальных образований «г. Екатеринбург» и сельских поселений Щелкун и Знаменка Свердловской области с целью изучения поведения потребителей социальных услуг и формирования спроса на данном рынке. Рассмотрение потребительского рынка социальных услуг позволило обнаружить следующие закономерности:

— Удовлетворение социальных потребностей является на сегодняшний день центральным моментом, своего рода индикатором развития любого общества. Изучение социальных потребностей и интересов населения муниципального образования позволяет выявить наиболее актуальные проблемы населения, выяснить, какими люди хотят видеть свой муниципалитет, какой работы ждут от выборных представителей органов местного самоуправления.

— В условиях перехода к рынку происходит расслоение российского общества на группы, имеющие различные возможности доступа к пространству потребления тех или иных товаров и услуг. Поэтому доход в данном случае рассматривался нами как базовый параметр, выполняющий функцию индикатора социально-экономического положения жителя муниципалитета.

10. Проведено сегментирование потребителей рынка социальных услугпо уровню дохода были выделены 4 сегмента. Респонденты были сгруппированы на основе субъективной оценки жителями уровня своих доходов, поскольку исследование не предполагало выявления абсолютного дохода респондентов. В первую группу (сегмент А) вошли респонденты, оценивающие свой уровень дохода как низкийво вторую — оценивающие свой доход как ниже среднего (сегмент В). Третью группу (сегмент С) составили жители, оценившие свои доходы как средний и четвертую (сегмент D) составили респонденты с уровнем дохода выше среднего. Сегментирование основывалось на следующих факторах: доход, имущественный статус, условия проживания, образование, род занятий, состав семьи, возраст.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты.
  2. Гражданский кодекс РФ, ч.1, 2, 3. -М.:ТК Велби, 2004. 448 с.
  3. Налоговый кодекс РФ. М.: Юрайт, 2005. — 447 с.
  4. Бюджетный кодекс РФ//Собрание законодательства РФ. -1998. № 31. — Ст.3823
  5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.03 № 131 ФЗ // Собрание законодательства РФ.-2003.- № 40.- Ст. 3822.
  6. Постановление Правительства Пермского края от 18. 05. 2007 № 99-п «О государственном стандарте социального обслуживания населения Пермского края».
  7. Закон Пермского края от 05. 12. 2006 № 24-КЗ «О программе государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2007 год».
  8. Закон Пермского края от 01. 09. 2006 № 10-КЗ (ред. от 27. 04. 2007) «О методике формирования бюджета Пермского края».
  9. Указ губернатора Пермской области от 30.06. 2004 № 93 (ред. от 19. 01. 2005) «Об утверждении методики определения эффективности оказания бюджетных услуг».
  10. Монографии, статьи, выступления
  11. Т. Практический маркетинг/Пер. с англ. М., СПб.: Питер, 1999.-400 с.
  12. С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. М.: Финпресс, 2002. — 320 с.
  13. Е.Г., Тертышный А. Т. Основы местного самоуправления. М.: ИНФРА-М, 2000.- 208 с.
  14. Г. В. Теория государственного управления: курс лекций / Г. В. Атаманчук. 3-е издание. — М.: Омега-Л, 2005. -579 с.
  15. Г. В. Продовольственный маркетинг в системе агропромышленного комплекса. Дисс. д.э.н. Екатеринбург, 1998.-404 с.
  16. Г. В. Маркетинг продовольственного рынка: концептуальный подход. Шадринск: Исеть, 1996. -324 с.
  17. A.M., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной среды. Казань: Экономика, 1996. -126 с.
  18. И.С. ВВП, потребительский рынок, распределение доходов и социальная стратификация в России в 2005 го-ду//Практический маркетинг. 2006. — № 2 (108). — С.2−8.
  19. И.С. Маркетинговый анализ. Принципы и практика. Российский опыт. М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 400 с.
  20. А.О. Территориальный маркетинг и управление развитием муниципального образования // Маркетинг. 2002. — № 2. -С. 75−83.
  21. А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. М.: ОАО Изд-во «Экономика», ТОО «КоМаркт ЛТД». — 1997. — 639 с.
  22. В.П. Особенности маркетинга услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. — № 2 (5). — С. 106−112.
  23. Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком. М., 1996. -292 с.
  24. М. Город. Обнинск: Институт муниципального управления. — 1996. -102 с.
  25. Л.А. Основы городского хозяйства. М.- Л.: Госиздат, 1928.-210 с.
  26. М.К. К вопросу истории теории маркетинга // Маркетинг.- 2001.-№ 4.-с. 113−120.
  27. А.Г., Лапин В. А., Широков. А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М.: Дело, 1998. — С. 19−23.
  28. А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. М.:Финансы и статистика, 2002.-176 с.
  29. П.А., Сидорова Л. В., Кулигина Ю. А., Авксентьева М. В. Методологически подходы к оценке качества жизни, связанного со здоровьем // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2003. — № 8. — С. 20−25.
  30. М., Дряницин А. Муниципальные социально-производственные комплексы инновационного ти-па//Экономист. 2006. — № 1. — С.80−87.
  31. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика.- М.: Финпресс, 1998. 414 с.
  32. Е.П. О некоторых основополагающих понятиях маркетинга// Маркетинг в России и за рубежом. 2005. — № 2. -С.3−20.
  33. Е.П. Маркетинг: стратегии, план, структуры. М.: Дело, 1995.- 192 с.
  34. В.Э. Социальная политика в условиях становления рыночных отношений. Автореф. дис.канд.экон.наук. СПб., 1993. -27 с.
  35. A.M., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система РФ,— М.: Дашков и К, 2002. 340 с.
  36. .М. Технология социального маркетинга: Дис.канд. соц. наук. СПб., 2002. — 149 с.
  37. Государственное регулирование экономики / Под ред. Морозовой И. Я. М.: Изд-во ЮНИНИТИ, 2002. -255 с.
  38. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник, издание 2-е, перераб. и доп./ Под ред. Кушлина В. И. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 832 с.
  39. И.Г. Социальная сущность маркетинга // Вестник Московского университета. 1996. — № 2. — С. 33−38.
  40. Н.И. Экономика города и перестройка. М.: Сов. Россия, 1990.-248 с.
  41. К.С. Теоретические и методологические основы разработки технологий социального управления: Автореф. дис. д-ра социол. наук. М., 1994. — 40 с.
  42. Демидова JL Сфера услуг в постиндустриальной экономике// МЭиМО. 1999. — № 2. — С. 16−17.
  43. П. Утрата влияния маркетингом // Маркетинг, ориентированный на стоимость. СПб.: Питер, 2001. — С. 37 — 39.
  44. В. Механизмы управления/ Муниципальная власть. -1998. № 2.-С. 46−48.
  45. Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учеб. пособие/ Пер. с нем.A.M. Макарова- Под ред. И. С. Минко. М.: Высшая школа, 1995.- 255 с.
  46. В.М., Ермакова Н. А. Уровень жизни населения как он понимается сегодня.//Вопросы статистики. — 2000. — № 8. — С.3−11.
  47. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. -М.: Изд-во МГУ, 1995. 180 с.
  48. Е.Н. Экономика сферы платных услуг. Казань, 1996. -204 с.
  49. В. Общественное мнение в социальном управлении. Новосибирск: Наука, 1987. — С. 134
  50. С. Кризис индустриализма и концепция социального маркетинга // Социс. 1995. — № 5. — С. 34−38 (или //Маркетинг. — 1996. — № 5.-С. 3−8).
  51. М.З. О соотношении бесплатных и платных услуг// Сов. библиотековедение. 1988. — № 6. — С. 43−46.
  52. В.П., Пешина Э. В. Финансирование социально ориентированных затрат в воспроизводстве человека. Екатеринбург: Изд-во «Академкнига», 2001. — 280 с.
  53. Итоги социально-экономического развития г. Екатеринбурга в 2004 году. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2005. — 193 с.
  54. В.П. Финансовое обеспечение здравоохранения. М.: Эпидавр, 1997. — 272 с.
  55. В.Н. Социология управления социальной сферой: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2003. — 240 с.
  56. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ общ. ред. Е. М. Пеньковой. -М.: Прогресс, 1990. 736 с.
  57. Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. СПб: Питер, 2000. -654 с.
  58. Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер Ком, 1999. — 896 с.
  59. Ю.С., Дмитриев О. Н., Эффективные технологии маркетинга. М.: Машиностроение, 1994. — 552 с.
  60. В., Сидорина Т. Муниципализация социальной инфраструктуры в период реформ // Общество и экономика. 1999. — № 9. -С. 64−92.
  61. Т.Ю. Формирование и развитие маркетинга в управлении муниципальными образованиями индустриальных территорий: Дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. Екатеринбург, 2000. -206 с.
  62. Н.В. Социально-философский анализ потребностей: Автореферат дис.канд. филос.наук. М., 1997. — 24 с.
  63. И.В. Маркетинг (социология маркетинговых коммуникаций). М.: Изд-во «Центр», 1998. — 192 с.
  64. С., Лобанов С. Предпринимательская модификация региональной модели реформирования экономики/ Маркетинг. 1999. -№ 1.-С. 95 -100.
  65. Г., Пешина Э. Применение социальных норм и финансовых нормативов в Свердловской области // Российский экономический журнал. 1999. — № 7. — С. 38−43.
  66. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере/ Под ред. Шеймана И. М. и Якобсона Л. И. М.: Наука, 1995. -156 с.
  67. В.П. Состояние финансирования здравоохранения// Экономика здравоохранения. 1985. — № 1. — С.10−19.
  68. В.З. Принципы и логика рыночных отношений в здравоохранении// Проблемы соц. гигиены и история медицины. -1994. -№ 2. С. 22−27.
  69. .Ж. Стратегический маркетинг: европейская перспектива: Пер. с фр. СПб.: Наука, 1996. — 589 с.
  70. А.А. Рыночная экономика, маркетинговые основы управления, организации, и финансирования национальной системы охраны здоровья: Монография / Рос. гос. мед. ун-т. Самара: Самар. Дом печати, 1996. — 110 с.
  71. Н.В. Маркетинг как социальная технология: поиск новых методологических подходов // Маркетинг. 2001. — № 2. — С. 17−26.
  72. В. Маркетинг в государственном управлении// Проблемы теории и практики управления. 1994. — № 4. — С.91 -102.
  73. Л. Рыночная трансформация системы образования в России // Общество и экономика. 2002. — № 1. — С. 147.
  74. Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в РФ // Финансы. 1998. — № 6. — С. 14 — 22.
  75. Маркетинг / Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи. ЮНИ-ТИ, 1996.-560 с.
  76. В.М. Социальный маркетинг. Ярославль, 1996.-С.14.
  77. Маркетинг. Учебно-методическое пособие./ Сост. Разорвин И. В. Екатеринбург, 1998. 20 с.
  78. Маркетинговые исследования: Сб. статей по теории и практике маркетинговых исследований / Под. общ. ред. Е. В. Ромата. Харьков: НВФ «Студцентр», 2001. — 352 с.
  79. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник/ Под ред. проф. В. А. Алексунина. -3-е изд., перераб. и доп. М.: Издатель-ско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. — 614 с.
  80. В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996. -128 с.
  81. Методологические положения по статистике: Вып. 1. М., 1, 2004. — С. 74−75.
  82. А.К. Техника статистических вычислений. М.: Наука, 1971.-576 с.
  83. А.А. Проблемы организации медико-социальной помощи, менеджмента, маркетинга в стационарных учреждениях социальной защиты и здравоохранения в условиях перехода к рыночным отношениям: Автореф. дис. д-ра мед. наук. М.: 1994. — 48 с.
  84. А.Г., Разорвин И. В. и др. Государственное регулирование развития экономики регионов. Екатеринбург, 1998. — 431 с.
  85. Морис Р. Маркетинг: ситуации и примеры/ Пер. с англ. // Общ. ред. д.э.н. А.Куликова. М.: Банки и биржи, 1996. — 193 с. 88. Некрасов
  86. Нетрадиционный маркетинг: Учебно-метод. пособие / Под ред. Ра-зорвина И. В. Екатеринбург, Уральская академия гос. службы, 2000. — 200 с.
  87. В.Е. Концептуальные и методологические основы маркетинговых исследований качества в сфере услуг // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. — № 5. — С.7.
  88. Э.В. Международные модели маркетинга услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 3. — С. 91 -97.
  89. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997. — С.53.
  90. Организационно-экономическое развитие муниципальных образований: Учебное пособие/ Под ред.А. Г. Мокроносова, И. В. Разорвина, Н. И. Каширских Екатеринбург, 2000. — 408 с.
  91. З.К. Становление социально-ориентированного маркетинга в переходной экономике. М., 1998. — 297 с.
  92. Г. И. Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа. М., 1996. — 142 с.
  93. А. П. Философские аспекты маркетингового подхода к образованию // Alma Mater. Вест. высш. шк. 1997. — № 1. — С. 1−12.
  94. А.П. Маркетинг образовательных услуг : Справочник менеджера образования в 2-х томах. М., «Новая школа», 1995. -с. 186.
  95. А.П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. 1997. — № 6. — С. 83−86.
  96. Е.В. Маркетинг услуг. СПб.: Питер, 2000. — 160 с.
  97. ЮО.Петухова JI.B. Основные направления развития сферы услуг населению в Уральском федеральном округе // Человек-общество-окружающая среда: Сб. науч. тр. Ч. 2 / Под ред. А. И. Татаркина. -Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2001. С.85−88.
  98. В. Г. Китаев В.В. Чевтаева Н. Г. Лагно О.И. Градообразующее предприятие и управление социальной сферой малого северного города: социологический анализ. Екатеринбург: УрАГС, 2004.-212 с.
  99. В.Г. Теория маркетингового исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. техн. ун-та, 1998. — 200 с.
  100. Е.В. Теория маркетинга. Екатеринбург: Наука. Урал, отд-ние, 1999.- 320 с.
  101. Е.В., Татаркин А. И. Теория анализа рынка / Ин-т экономики УрО РАН. Екатеринбург, 2000. — 220 с.
  102. Е.В. Сегментация рынка // Маркетинг в России и за рубежом. 1999.-№ 2. — С. 18.
  103. А.Л., Сёмин А. Н. Аграрный рынок Урала. Екатеринбург: УрГСХА, 1997.-243 с.
  104. А.Л. Стратегия антикризисного развития АПК региона. // Экономический факультет: десять лет пути: Сб. науч. статей. -Екатеринбург: УрГСХА, 2001 184 с. — С.85−90.
  105. А.Л. Маркетинг услуг. Настольная книга российского маркетолога-практика / А. Разумовская, В. Янченко.- М.:Вершина, 2006. -496 с.
  106. Российский статистический ежегодник. М., 2004. — С. 213.
  107. Регионы России в 2-х томах.: Статистический сборник М., 1999.
  108. Реализация платных услуг по Свердловской области в 2004—2006 гг. //Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. Екатеринбург, 2006. — 64 с.
  109. А.В. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование. М., 1998. — 336 с.
  110. Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций в России // Социс. 1997. — № 6. — С. 56−59.
  111. Российский статистический ежегодник // Стат. сборник. М.: Госкомстат России, 2000. — с.
  112. Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2006. — 810 с. — С.508 — 509.
  113. С.И. Эффективность деятельности лечебно-профилактических учреждений (методические подходы) // Экономика здравоохранения. 2003. — № 7 (75). — С. 509.
  114. М.М. Библиотечная социология и библиотечный маркетинг// Библиотековедение. 1994. — № 2. — С.33−43.
  115. Свердловская область в 2002 2006 г. г.: Статистический сборник. //Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. — Екатеринбург, 2007. -203 с.
  116. А.Н. Экономический механизм хозяйствования в агропромышленном комплексе: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2001.-346 с.
  117. Г. А. Приоритеты развития АПК региона в системе экономической и продовольственной безопасности (на примере центрально-черноземного региона): Диссертация на соискание у.с.д.э.н. Екатеринбург, 2005. — 295 с.
  118. И., Кирсанова Н., Кирсанова И. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования//Экономист.- 2007. № 1. — С.46−53.
  119. Ю.Х., Труве Э. Р. Зарубежный опыт и развитие хозяйственного механизма сферы услуг Эстонии. Таллин, 1988. — 132 с.
  120. П.Н. Организация маркетинговых исследований в сфере услуг: на примере г. Тольятти: Дис.канд.экон.наук. М., 1999. — 162 с.
  121. Современный экономический словарь. М., 1996. — 540 с.
  122. Социальная защита населения в регионе: Уч. пособие. / Под ред. Попова В. Г. Екатеринбург: УрАГС, 1999. — 352 с.
  123. Социальная статистика: Учебник / Под ред. чл.-кор. РАН И. И. Елисеевой. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 480 с. — С.468.
  124. Т.Ю. Социальная политика и её акторы // Мир России. -1998. -№ 1−2.-С. 147−192.
  125. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В. Б. Зотова. СПб.: Лидер, 2005. — 493 с.
  126. В.Н., Стаханов Д. В. Маркетинг сферы услуг: Учебное пособие. -М.: Экспертное бюро, 2001. 160 с.
  127. Социология маркетинга: Учебное пособие. М.: Академический Проект, 2005. — 304 с.
  128. Стратегия развития РФ до 2010 г./ Центр стратегических разработок. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 229.
  129. Стратегический план Екатеринбурга -взгляд в будущее: Рабочие материалы для общественного обсуждения. Ч. 1. — Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2002. — 176 с.
  130. Стратегический план Екатеринбурга взгляд в будущее: Рабочие материалы для общественного обсуждения. — Ч. 2. — Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2002. — 235 с.
  131. Социальные технологии работы с населением муниципальных образований. Обнинск: Институт муниципального управления, 2003. — 84 с.
  132. Л.Н. Пути совершенствования контроля качества медицинской помощи // Медицинское страхование. 1996. — № 1−2. -С.35−38.
  133. Л.Г., Юрасова М. В. Маркетинговые исследования в социальной сфере: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. — 272 с.
  134. .Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. М.: Политиздат, 1980. — 136 с.
  135. Управление социально-экономическим развитием современного города: Монография /Под ред. И. Д. Тургель. Екатеринбург, 2004. -184 с.
  136. А.И. Бюджетный рынок и бюджетный маркетинг// Маркетинг в России и за рубежом. № 2. — 2001. — С.3−11.
  137. А.А., Чернова Т. В., Васильцова Л. И. Оценка эффективности медицинской и экономической деятельности крупной больницы // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2002. — № 3. — С.41−44.
  138. ДБ. Применение концепции заинтересованных сторон в деятельности государственных медицинских учреждений// Вестник СПбГУ: Сер.8. 2006. — Вып.1. — С. 56 -67.
  139. Н.Г. Маркетинг услуг и маркетинговая деятельность учреждений культурно-досуговой сферы. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1991.-90 с.
  140. Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2001.-200 с.
  141. Т.Б. Регионы и их место в экономике России//Вопросы статистики. 1999. №>9. С.60−64
  142. А.В., Ильин И. А. Управление социальными процессами в России: формирование системы минимальных социальных стандартов.-М., 1999.-С.32−36.
  143. О.И. Декларируемая и реальная социальная политика // Мир России. Социология, этнология. М.: Высшая школа экономики. 2001.-№ 2. — С. 18−19.
  144. Экономическая теория /Под ред. А. И. Добрынина, JI.C. Тарасевич, 3-е изд. СПб., Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2002. — 544 с.
  145. Экономическая энциклопедия /Под. ред. Л. И. Абалкина. М.: Экономика, 1999. — 1055 с.
  146. Дж.Р., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1993. — 335 с.
  147. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во Самар. гос. ун-та, 1995. — 224 с.
  148. Л.И. Экономика общественного сектора: основы теории государственных финансов. М.: Наука, 1995. — 276 с.
  149. Л.И. Общественный сектор рыночной экономики. М.: Высш. шк. экономики, 1998. — 232 с.
  150. Л.И. Хозрасчет, рынок и некоммерческие организации в социально-культурной сфере // Научные труды: Развитие непроизводственной сферы в условиях перестройки хозяйственного механизма. М.: Изд-во МГУ, 1990. — С. 15−18.
  151. Barre D. The Basics of Social Marketing //National Minority Aids Council Technical Assistance Newsletter. -1995. -May/June. P. 1−4.
  152. Bass F. A new product growth model for consumer durables // Management Sci. 1969. — № 15.-P. 227.
  153. Cameron D. Beyond the market and the state: how can we do better? // The New Era of Global Competition: State Policy and Market Power. -London, McQueens University Press, 1991. P 24.
  154. Evans J.R., Berman B. Marketing. -3 rd ed. N.Y.: Macmillan Publishing Marketing, 1987. — 335 p.
  155. Geller E.S., Nimmer J.G. Applied Benavior Analysis and Social Marketing // Journal of Applied Behavior Analysis. -1989. P. 263 -276.
  156. Gronroos Christian Service Management and Marketingl. New York: Matmfllan/Lexington Books, — 236 p.
  157. Gummesson E. Making relationship marketing operational // International Journal of Service Industry Management. 1994 № 5. — P. 5−20.
  158. Kotler Ph., Zaltman G. Social Marketing An Approach to Planned Social Change. // Journal of Marketing. 1971. — P. 3−12.
  159. Hill M. Understanding Social Policy. London: Blackwell Publ., 2000. — 196 p.
  160. Levitt Theodore. Production line approach to service. // Harvard Business Review. 1972. — September-October. — P. 12
Заполнить форму текущей работой