Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у курсантов военного вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уровень развития современной техники и сложившаяся в стране социально-экономическая ситуация требуют от выпускников военно-инженерных вузов способности к самостоятельному решению многих исключительно сложных проблем. Специфика профессиональной деятельности военного инженера характеризуется многообразием задач, неполнотой и внутренней противоречивостью поступающей информации, дефицитом времени… Читать ещё >

Содержание

Глава 1. Формирование ответственного отношения к учебно-профе-сиональной деятельности у курсантов военного вуза как педагогичая проблема 1. Анализ проблемы формирования отвевенного отношения к учебно-профиональной деятельни в филой, педагогичой и хологичой литературе 2. Ретроспективный подход к проблеме формирования ответственного отношения в военно-учебных заведениях России. 3. Анализ организации образовательного процесса в зарубежных и отечвенных военно-учебных заведениях

Выводы по первой главе

Глава 2. Теоретические основы исследования проблемы формирования ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельни у кунтов военного вуза 1. Определение взаимосвязи ответственного отношения и учебно-профессиональной деятельности в образовательном процессе военного вуза 2. Семный подход какб организации проца формирования у кунтов отвевенного отношения к учебно-профиональной деятельни 3. Выявление педагогических условий, обеспечивающих эффективность организации процесса формирования у курсантов ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности. 4. Определение критериев и уровнейормированни у кунтов отвевенного отношения к учебно-профиональной деятельни

Выводы по второй главе

Глава 3. Опытно-эериментальная работа по формированию отвевенного отношения к учебно-профиональной деятельни у кунтов военного вуза 1. Задачи идержание опытно-эериментальной работы

2.Оценка и анализ результатов опытно-эериментальной работы

Выводы по третьей главе

Педагогические условия формирования ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у курсантов военного вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Уровень развития современной техники и сложившаяся в стране социально-экономическая ситуация требуют от выпускников военно-инженерных вузов способности к самостоятельному решению многих исключительно сложных проблем. Специфика профессиональной деятельности военного инженера характеризуется многообразием задач, неполнотой и внутренней противоречивостью поступающей информации, дефицитом времени и высокой ответственностью за принимаемые в нестандартных ситуациях решения, связанные с риском для жизни. Военный специалист должен нести ответственность перед самим собой за личностные и профессиональные качества, которые он приобрел в процессе обучения в военном вузе. Поэтому сегодня необходимы специалисты-профессионалы, ответственные в любой деятельности, способные самостоятельно и компетентно принимать решения, готовые осознанно принимать ответственность за принятые решения и их осуществление, умеющее четко определить цель своей деятельности, прогнозировать варианты ее достижения, анализировать ход и результаты, извлекать уроки из возможных неудач. Сегодня в высшей военной школе ведется научный поиск перспективных направлений организации образовательного процесса, позволяющих эффективно осуществлять деятельность по формированию у будущих офицеров ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности.

Анализ работ по философии и этике раскрывает внешние и внутренние условия формирования ответственности и представляет собой методологическую основу организации педагогической деятельности по формированию у курсантов ответственного отношения к порученному делу. Психологические исследования делают возможным раскрытие понятия ответственности как свойства личности, формирующейся в процессе совместной деятельности в результате интерио-ризации социальных ценностей, норм и правил. В исследованиях В. Г. Ананьева [6], НА. Менчинской [150], C. JL Рубинштейна [206] подчеркивается, что существенное влияние на принятие ответственности за успех или неудачу в совместной деятельности оказывают уровень развития группы, ее сплоченность, близость ценностных ориентаций. Для нашего исследования принципиальным являются взгляды ученых о возможности целенаправленного психолого-педашгического воздействия на формирование ответственности у объекта воспитательного процесса.

В педагогической литературе также немалое внимание уделяется проблеме формирования ответственного отношения за качество учения. Теоретические основы ее решения заложены в трудах Н. К. Крупской [116], А. С. Макаренко [138], В. А. Сухомлинского [227]. Среди педагогов, изучавших вопросы формирования ответственности как нравственной категории и черты личности субъекта, следует назвать работы А. Д. Алферова [4], Ю. К. Бабанского [18], З. И. Васильевой [37], Л. И. Грядуновой [62], С. Б. Елканова [73], Ф. Ф. Королева [100], И. Н. Чуевой [260] и др.

На формирование ответственного отношения школьников к учению направлены работы В. Н. Горовенко [57], А. П. Медведицкого [149], Н.Я. Скоморо-хова [219], Н. М. Тен [235] и др. Различные аспекты формирования ответственности как нравственного качества личности рассматривались в трудах Н. А. Головко [55], Т. Ф. Лысенко [137], Л. И. Рувинского [209] и др.

Процесс формирования ответственного отношения к учению в теории педагогики средней и высшей школы рассматривается в ряде докторских и кандидатских диссертаций. Так, A.M. Гусев [63], Л. А. Косолапова [107],.

М.В. Панасенко [174] исследуя проблему нравственного сознания и поведения личности старшеклассника, серьезное внимание уделяли ответственности, как основному качеству личности.

Проблема формирования ответственности в высшей школе отображена в диссертационных исследованиях многих ученых. Однако в большинстве своем они касаются подготовки педагогических кадров. Так, Н. К. Березкиной [25] исследовались условия формирования ответственности у студентов-первокурсников университета. А. В. Дудченко [68] рассматривала условия формирования профессионального долга у студентов. Л. Ф. Пашко [175].

— пути повышения эффективной деятельности наставника (куратора) студенческой академической группы по формированию ответственного отношения к педагогической профессии. ТЯ. Шихова [265] исследовала формирование ответственного отношения к педагогической профессии у студентов педагогических вузов в процессе их профессиональной подготовки, А.А. Подстреловой[189] - рассматривалось формирование ответственного отношения к профессиональной подготовке.

Большое значение для разработки проблемы формирования ответственности имеют работы В. П. Беспалько [27], М. Е. Дуранова [70], А. В. Карпова [90], Ю. А. Конаржевского [98], Ф. Ф. Королева [105], в которых рассматриваются вопросы организации процесса формирования профессионально-познавательной направленности студентов и педагогов на основе системного подхода, типа ценностных ориентацией студентов вуза, вопросы оптимизации учебно-воспитательного процесса и трудовой подготовки. Ю. К. Бабанским [18].

— управление процессом обучения. В работах Т. В. Габай [50], В. М. Коротов [102], Н. В. Кузьминой [118], Т. Н. Шамовой [262], и др. обращается внимание на необходимость внедрения в практику учебной деятельности развивающей функции обучения, обеспечение минимального соотношения педагогического руководства и самостоятельности, обучаемых в учебном процессе.

Различные аспекты военно-профессиональной подготовки курсантов военных вузов отражены в работах И. Д. Афонина [16], С. В. Бордунова [35], А. В. Барабанщикова [20], В. П. Давыдова [65]. Содержание, пути и средства формирования у будущих офицеров личностных качеств рассмотрены в трудах Г. А. Вол-ковицкого [46], П. С. Городова [58], В. П. Давыдова [64], Ф. Д. Рассказова [201] и др. Особенности формирования умений и навыков военно-профессиональной деятельности будущих офицеров раскрыты в работах И. Д. Афонина [16], И. И. Александрова [2], Ю. Г. Хряпина [253] и др. Педагогические основы управления системой военного образования рассмотрены в кандидатской диссертации B.C. Иванова [81]. Вопросом формирования учебно-профессиональной деятельности курсантов занимался В. И. Аллилуев [3], совершенствование поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов военных вузов рассматривал Ю. Н. Хряпин [253]. Отдельные критерии оценки и учета результатов процесса подготовки курсантов к различным видам служебно-боевой деятельности обосновали В. И. Вдовюк [38], Н. П. Гамыта [51], В. Г. Демин [66], В. Н. Красиков [109] и др.

Анализ современных педагогических исследований и практика отечественного высшего военного образования позволяют выявить некоторые аспекты исследуемой проблемы, остающиеся слабо изученными: недостаточный анализ системы формирования ответственного отношения у курсантов к учебно-профессиональной деятельности в современных условиях, пути совершенствования этого процессаотсутствие обоснования условий, способствующих формированию ответственного отношения у курсантов к учебно-профессиональной деятельностинедостаточность разработки организационного аспекта, обеспечивающего целостность формирования ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у курсантов. Педагогические исследования, проведенные нами в военных вузах, показывают, что многие курсанты имеют невысокую учебную и профессиональную ответственность — у них наблюдается неполное осознание учебных и профессиональных обязанностей, недостаточная требовательность к себе лично, отсутствие интереса к общеобразовательным и специальным дисциплинам и т. д. Причинами является как недостаточная высокая сформированность ответственности курсантов в довузовский период, психологическая неподготовленность к военным вузовским формам обучения, так и несформированность у курсантов ответственного отношения к учебной и профессиональной деятельности, что влечет за собой неосознанность важности изучения дисциплин для будущей профессиональной деятельности. Формальное отношение курсантов к учебно-профессиональной деятельности, т. е. низкий уровень сформированности ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности, не подкрепленной профессиональной необходимостью, отражается на успеваемости и развитии личных и профессиональных качеств курсанта. Проведенные нами ® исследования показывают, что уровень сформированности ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у курсантов военного вуза не удовлетворителен их по самооценке, и самих курсантов. Усиление внимания к проблеме формирования ответственного отношения к учебно-^ профессиональной деятельности у курсантов связано с необходимостью разрешения ряда противоречий, имеющих место в образовательном процессе военного вуза: между возросшей потребность МО РФ в творческом, активно развивающемся офицере-профессионале и консерватизмом основных элементов системы обучения и воспитания курсантовмежду потребностями военно-инженерной практики в специалисте, обладающим ответственным отношением к профессиональной деятельности, и недостаточной разработанностью научно-методических и организационных основ по формированию данного качества в образовательном процессе военного вузамежду необходимостью и потребностью современной высшей военной школы в целенаправленном формировании ответственного отношения у курсантов к учебно-профессиональной деятельности с одной стороны, и отсутствием педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализации данного процесса — с другой.

В целом результаты анализа теоретико-методологических и прикладных аспектов исследуемой проблемы дают основание сделать вывод об ее актуальности, что и определило выбор темы: «Педагогические условия формирования ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у курсантов военного вуза».

Цель исследования: определение и обоснование педагогических условий формирования ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у курсантов военного вуза.

Объект исследования: образовательный процесс в военном вузе.

Предмет исследования: процесс формирования у курсантов ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование у курсантов ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности станет более эффективным, если в практике образовательного процесса будут реализованы педагогические условия:

1. Наличие комплексной программы, обеспечивающей деятельность командно-преподавательского и курсантского составов по формированию ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности.

2. Осуществление совместной целеполагающей деятельности курсантов и командно-преподавательского состава по формированию ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности (целеформирование, целереа-лизация, корректировка цели, самоформирование цели). ь.

3.

Введение

в образовательный процесс моделирования, направленного на формирование ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности.

Первое педагогическое условие обеспечивает целостность образовательного процесса военного вуза, направленного на формирование у курсантов ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности. Второе — позволяет организовать деятельность преподавательского, командного и курсантского составов на достижение совместно поставленной цели — формирование ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности. Третье педагогическое условие обеспечивает перевод учебной деятельности курсанта в профессиональную, с соответствующей сменой мотивов, целей, действий, средств, результата и активизацией процесса формирования ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у будущего офицера.

В связи с обозначенной целью исследования и выдвинутой гипотезой решались следующие задачи:

1. Изучить философскую, психолого-педагогическую и методическую литературу и определить разработанность проблемы формирования ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у курсантов в педагогической теории и практике.

2. Проанализировать особенности организации образовательного процесса в отечественных и зарубежных военных учебных заведениях.

3. Выявить и обосновать педагогические условия, способствующие формированию ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у курсантов в образовательном процессе военного вуза.

4. Разработать организационную структуру деятельности командно-преподавательского и курсантского составов по формированию у курсантов ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности как части общей системы образовательного процесса военного вуза. 5. Экспериментально проверить эффективность выявленных педагогических условий, влияющих на формирование ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у курсантов в образовательном процессе военного вуза.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

1) системный подход, основанный на диалектико-материалистических принципах познаваемости, системности, развития и обеспечивающий целостное представление об изучаемых явлениях (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Ю. М. Иванов, Б. Ф. Ломов, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин, С. Янг);

2) философские учения о сущности человека, личности, индивидуальности, их развития, деятельности (Б.Г. Ананьев, И. Ф. Гербарт и др.) — психологические теории формирующего развития личности, организация деятельности (C.JI. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.) — теории обучения в высшей школе (С.И. Архангельский, Н. Г. Макушкин, П. И. Пидкасистый, С. А. Шапоринский и др.) — теории профессиональной направленности обучения (С.Я. Батышев, А. Б. Коганов, A.M. Матюшкин, JI.A. Ненашева и др.).

Кроме того, использовались государственный образовательный стандарт высшего военного профессионального образования в части общих требований, квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников по специальностям военного вуза.

Поставленные задачи исследования решались следующим комплексом методов: анализом философской, социологической и психолого-педагогической литературы по теме исследованияанализом нормативных документовсравнением различных подходов к решению проблемы профессиональной деятельностианкетированием и тестированиемэкспертной оценкойпедагогическим экспериментомнаблюдениемметодами математической статистики.

Организация, база и этапы исследования.

Базой исследования явился Челябинский военный автомобильный институт. В опытно-экспериментальной работе принимали участие: преподаватели вуза, командиры курсантских подразделений, курсанты. Всего исследованием на констатирующем и поисковом этапах охвачено 243 курсанта, 24 преподавателя и 12 командиров курсантских подразделений.

Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа.

На 1 этапе (1995;1997 гг.) осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме формирования ответственного отношения у курсантов военных вузованализ нормативно-правовых документов по вопросам организации образовательного процесса военного вузапроводилось накопление эмпирических данных, формулирование темы исследования, выделение основных компонентов организационной структуры деятельности командно-преподавательского составов по формированию ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у курсантов.

На 2 этапе (1998;1999 гг.) разрабатывалась организационная структура деятельности командно-преподавательского и курсантского составов по формированию ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности. Был проведен эксперимент с целью проверки достаточности выделенных педагогических условий и эффективности функционирования в военном вузе информационно-аналитического центра, выполняющего роль определения общей стратегической цели образовательного процесса военного вуза — формирование ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у курсантов.

На 3 этапе (2000 — 2001 гг.) осуществлялись анализ и обработка полученных данных, формулировались выводы и практические рекомендации, проводилось оформление диссертации в законченном виде.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1) рассмотрены особенности процесса формирования ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у курсантов военного вуза, которые предусматривают сочетание учебной и профессиональной деятельностистрого иерархические подсистемы управления, принципы, функционирования которых обусловлены нормативными документами;

2) с позиций функционального взаимодействия диагностической, прогностической, управленческой и результативной функций разработана организационная структура деятельности командно-преподавательского и курсантского составов по формированию ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности;

3) экспериментально обоснованы и выделены педагогические условия формирования ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности: наличие комплексной программы, обеспечивающей деятельность командно-преподавательского и курсантского составов по формированию ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельностиосуществление совместной целеполагающей деятельности курсантов и командно-преподавательского составов по формированию ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности (постановка цели, анализ условий, поиск средств достижения совместно поставленной цели, коррекция полученных результатов, самоформирование цели) — введение в образовательный процесс моделирования, направленного на формирование ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности офицера;

Практическая значимость:

1) разработано содержание программного обеспечения деятельности командно-преподавательского и курсантского составов по формированию ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности, которое применяется в ЧВАИ, НВИС и других военных учебных заведениях;

2) разработан алгоритм включения в процесс совместной целеполагающей деятельности курсантов и командно-преподавательского состава, используемый во всех видах педагогического взаимодействия;

3) разработаны методические и практические рекомендации для командно-преподавательских составов военных вузов по формированию ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ответственное отношение курсантов к учебно-профессиональной деятельности является необходимым условием совершенствования личности будущего офицера, осознания им своей социальной роли, требований, предъявляемых обществом к его профессиональной деятельности по обороне и защите государства, способности предвидеть результаты этой деятельности и умение нести ответственность за принимаемые решения.

2. Педагогические условия, обеспечивающие формирование ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности в образовательном процессе военного вуза.

Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов диссертационного исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, экспериментальной проверкой основных положений, качественным и количественным анализом экспериментальных данных, подтверждаемых методами математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций в печати, выступлений:

— на научно-практических и научно-методических конференциях в Челябинске, Бирске, Нижнем Новгороде;

— на всероссийской научно-практической конференции «Россия на пути реформ: XXI век — камо грядеши?» (2000 г., г. Челябинск);

— на всероссийской научно-практической конференции с участием зарубежных ученых «Актуальные проблемы здоровья населения» (2000 г., г. Бирск);

— на республиканской научно-практической конференции «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (2000 г., г. Челябинск);

— на региональной межвузовской научно-методической конференции «Актуальные проблемы формирования профессиональных мотивов и пути их решения» (2000 г., г. Челябинск);

— на межвузовской научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов «Высокие технологии в педагогическом процессе» (2000 г., г. Нижний Новгород);

— на научно-практической конференции «Актуальные проблемы повышения практической направленности образовательного процесса в вузе и пути их решения» (2000 г., г. Челябинск);

— на республиканской научно-практической конференции «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (2001 г., г. Челябинск);

— выступлений перед преподавательским составом военного института;

— выступлений на заседаниях кафедр МиТМ ЧВАИ и педагогики ЧелГУ;

— основные результаты исследования используются в учебно-воспитательном процессе военных институтов Челябинска и Нижнего Новгорода.

Структура и основное содержание диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

Опытно-экспериментальная работа по формированию у курсантов ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности позволила установить, что:

1. Опытно-экспериментальная работа подтвердила, что формирование у курсантов ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности может успешно осуществляться в образовательном процессе военного вуза.

2. Установлены значительные изменения в формировании ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у курсантов экспериментальных групп под влиянием выдвинутых педагогических условий, что доказывает их эффективность.

3. Статистический анализ выявил наличие положительной корреляционной связи между уровнем сформированности ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности курсанта, учебной успеваемостью, сформиро-ванностью целеполагающих умений и умений моделирования в учебной деятельности учебно-профессиональных задач.

4. Опытно-экспериментальная работа подтвердила, что обеспечение органического единства организационных подсистем образовательного процесса военного вуза, осуществление совместной целеполагающей деятельности командно-преподавательского и курсантского составов, реализация в образовательном процессе военного вуза на основе социального заказа моделирования будущей профессиональной деятельности курсанта действительно являются педагогическими условиями формирования ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у курсантов военного вуза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

С учетом актуальности решения проблемы формирования в военном вузе специалиста, обладающего приоритетными в современных условиях качествами, предлагался один из путей формирования у курсанта военного вуза ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности. Цель нашего исследования заключалась в том, чтобы выявить и обосновать педагогические условия формирования ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у курсантов военного вуза.

Нами проведена опытно-экспериментальная работа, в процессе которой последовательно решались поставленные в соответствии с целью исследования задачи по выявлению сущности ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности, разработке организационной структуры деятельности командно-преподавательского состава по формированию ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности, определению уровней ее сформированности, теоретическому обоснованию и практическому подтверждению выдвинутых педагогических условий эффективного формирования ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у курсантов военного вуза.

Анализ теоретических разработок по проблеме формирования ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у курсантов военного вуза определил основу для методологического и теоретического исследования и обеспечил преемственность в ее разработке.

В проведенном исследовании получены следующие результаты: 1. В ряду актуальных проблем, требующих своего изучения и решения, выдвигается проблема организации формирования у курсантов ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности. Актуальность проблемы обусловлена потребностью современного общества в военных специалистах, обладающих высоким уровнем ответственного отношения к профессиональной деятельности, т.к. именно оно предполагает высшую степень осознания выпускником военного вуза своей социальной роли, требований, предъявляемых обществом к его профессиональной деятельности по обороне и защите государства, способность предвидеть результаты этой деятельности и умение нести ответственность за принимаемые решения.

2. Применение системного подхода позволило рассмотреть организационную структуру деятельности командно-преподавательского и курсантского составов по формированию ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у курсантов военного вуза как составной элемент более сложной системы — организации образовательного процесса в военном вузе.

3. Выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие достижение курсантами творческого уровня в формировании ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности:

— наличие комплексной программы, обеспечивающей деятельность командно-преподавательского и курсантского составов по формированию ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности;

— осуществление в образовательном процессе военного вуза совместной целепола-гающей деятельности курсантов и командно-преподавательского составов (целе-формирование, целереализация, корректировка цели, самоформирование цели);

— введение в образовательный процесс моделирования, направленного на формирование ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности офицера.

Первое педагогическое условие обеспечивает целостность образовательного процесса военного вуза, направленного на формирование у курсантов ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности. Второе — позволяет организовать деятельность преподавательского, командного и курсантского составов на достижение совместно поставленной цели — формирование ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности. Третье педагогическое условие обеспечивает перевод учебной деятельности курсанта в профессиональную, с соответствующей сменой мотивов, целей, действий, средств, результата и активизацией процесса формирования ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у будущего офицера.

4. Обосновано функционирование в военном вузе организационной структуры деятельности командно-преподавательского и курсантского составов по формированию ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности.

5. Подтвердилась выдвинутая нами гипотеза о том, что формирование у курсантов ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности станет более успешным, если в практику образовательного процесса военного вуза будут внедрены педагогические условия:

— наличие комплексной программы, обеспечивающей деятельность командно-преподавательского и курсантского составов по формированию ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности;

— осуществление в образовательном процессе военного вуза совместной целепола-гающей деятельности курсантов и командно-преподавательского составов (целе-формирование, целереализация, корректировка цели, самоформирование цели);

— введение в образовательный процесс моделирования, направленного на формирование ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности офицера.

Заявленная тема не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы. Более глубокого изучения требуют вопросы самоформирования ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности, исследование формирования ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности во взаимодействии с развитием мировоззрения и формированием профессионально значимых качеств будущего военного специалиста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 333 с.
  2. И.И. Психологический анализ формирования профессиональной направленности у курсантов высших военно-политических училищ. Диссер.. канд. пед. наук. -М: ВПА, 1977. 167 с.
  3. В.И. Педагогическая система формирования учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза. Автореф. дис.. канд.пед.наук. Саратов, 2000. — 18 с.
  4. А.Д. Формирование ответственного отношения к учению. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1984. — 80 с.
  5. .Г. Психология педагогической оценки // избранные психологические труды в 2-х томах/ Под ред. А. А. Бодалева и др. т. 2, М.: Педагогика, 1980.-с. 128−267.
  6. .Г. Познавательные потребности и интересы. / Учебные записки ЛГУ, 1959.- вып. 16. л.256. — с. 41−60.
  7. Анализ воспитательной работы в вооруженных силах Франции. Информационно-методический сборник № 3 (6), М.: ЦВСППИ, 1993. — с. 68−71.
  8. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. Казань: Из-во КГУ, 1996. — 565 с.
  9. С., Яхновец С. Место и роль офицеров в реализации требований МО РФ по информационному обеспечению реформы ВС РФ // Ориентир № 1.- 1998.-48−50 с.
  10. М.Н. Нравственная деятельность подростков как фактор ответственного учения // Повышение ответственности школьников за качество учебы. Омск: РГПИ, 1987. — с. 14−28.
  11. Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.4. М.: 1984 .- 465 с.
  12. Армия в период реформирования должна стать основой стабилизации в государстве: (сбор руководителей информационных структур ВС России) // Ориентир № 1, 1999. 12−18 с.
  13. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы, М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  14. В.Г. Общество, системность познания и управления. -М.: Политиздат, 1981. -432 с.
  15. В.Г. Системность и общество, М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  16. И.Д. Теория и практика индивидуальной воспитательной деятельности командира подразделения в современных условиях. Дисс.. канд. пед. наук. — М: ГА ВС, 1993. — 228 с.
  17. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  18. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981.-96 с.
  19. А.Г. Педагогика. Очерки по теории и практике обучения и воспитания советских воинов. М.: Воениздат, 1964. — 224 с.
  20. А.В. Воспитание советских воинов в духе дружбы и войскового товарищества.: Дисс.. канд. пед. наук. -М: ВПА, 1954. 165 с.
  21. А.В. Воспитание сознательной дисциплины. // Советская педагогика № 8. 1983. — 11−17 с.
  22. А.В., Муцинов С. С. Педагогическая культура офицера. -М: Воениздат, 1985. 159 с.
  23. С.Я. Профессиональная педагогика. М.: Профессиональное образование, 1997. — 512 с.
  24. Н.К. Формирование нравственной ответственности у студентов 1 курса. Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1980. 165 с.
  25. Д.И. Правовая ответственность как вид социальной ответственности и пути ее обеспечения. Ташкент: Фан, 1989. — 152 с.
  26. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: В. Ш., 1989. -144 с.
  27. В. Н. Творческая самостоятельная работа студентов как средство формирования профессиональных умений. Автореф. дисс. канд.пед.наук. J1., 1986. — 18 с.
  28. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980. — 263 с.
  29. Бех В. Г. Педагогическое управление учебным процессом в военном вузе. Дисс.. канд. пед. наук. Краснодар, 1999. — 164 с.
  30. И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск. Дисс. .докт. пед. наук. Казань, 1993. — 222 с.
  31. И.В., Садовский В. М. К проблеме взаимоотношения системного подхода и системного анализа. В кн. Философские аспекты системного подхода. -М.: 1980. — с. 19−21.
  32. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973. 270 с.
  33. Л.И. Проблемы формирования личности./под ред. Д. И. Фельдштейна. М: Педагогика, 1995. — 352 с.
  34. С.В. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России второй половины XIX-начала XX века. Автореферат: дисс. канд. пед. наук. -М: ВПА, 1991. 28 с.
  35. В., Лагерев В. Воспитание потенциального инженера вуза. // Высшее образование России. 1998. — № 1. — с. 9−14.
  36. З.И., Ежеленко В. Б., Седова Н. Е. Воспитание дисциплинированности и ответственности у школьников в учебном процессе. JL: ЛГПИ, 1983. — 74 с.
  37. В.И. Военно-педагогическая этика советского офицера. М: ВПА, 1981.- 167 с.
  38. Л.Г. О педагогических системах. Красноярск: Из-во Красно-яр. ун-та, 1989. — 101 с.
  39. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Мысль, 1990. — 141 с.
  40. Н.М., Копеина Н. С. Изучение условий реализации возможностей студентов в учебной и научной работе. //Психолого-педагогическое обеспечение УВП. Л.: 1987. — с. 76−81.
  41. Военная инженерная психология. М: Воениздат, 1970. — 392 с.
  42. Военная педагогика и психология. Учебное пособие /под ред. Корчемного П. А., Лаптева Л. Г., Михайловского В. Г. М.: изд-во Совершенство, 1998. -384 с.
  43. Военно-профессиональное воспитание курсантов инженерных вузов ВВС. М: ВВИА им. Жуковского, 1986. — 306 с.
  44. Военный энциклопедический словарь. М: Воениздат, 1984. — 864 с.
  45. Г. А. Мотивы военно-профессионального самосовершенствования. М: Воениздат, 1994. — 73 с.
  46. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях, //под редакцией Шкадова И. Н. М: Воениздат, 1976. — 523 с.48
Заполнить форму текущей работой