Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование готовности студентов вуза к выбору вариативных дисциплин в процессе профессиональной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследовании отмечен ряд особенностей, имеющих большое значение для обеспечения качества подготовки выпускника с точки зрения реализации требований по расширению академических свобод студентов. В частности показано, что выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов предполагает формирование положительного отношения у преподавателей и студентов к процессу выбора… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретический анализ проблемы исследования
    • 1. Реформирование высшего образования в России и реализация свободы выбора студентами направлений своего профессионального развития
    • 2. Готовность к выбору вариативных дисциплин студентами: анализ состояния проблемы
    • 3. Особенности профессиональных и образовательных стандартов нового поколения и отражение траектории индивидуального развития в организации учебного процесса в вузе
  • Выводы
  • Глава II. Педагогические условия формирования готовности студентов вуза к выбору вариативных дисциплин
    • 1. Модель формирования готовности студентов к изучению дисциплин по выбору, отражающих перспективу профессионального развития личности
    • 2. Учебно-методическое обеспечение вариативного образования в условиях вуза
    • 3. Анализ результатов экспериментального исследования
  • Выводы

Формирование готовности студентов вуза к выбору вариативных дисциплин в процессе профессиональной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Качество системы высшего профессионального образования в современных, быстро изменяющихся требованиях к владению содержанием и профессиональными технологиями определяется способностью студентов, а затем и выпускников совершенствовать свои компетенции, быть готовыми к активному поиску новой информации, ее освоению и внедрению в область своей профессиональной деятельности. В этой связи работодателями отмечается наибольший интерес к выпускникам, у которых сформированы профессионально-важные личностные качества, ценностное отношение к профессиональной деятельности, стремление к профессиональной самореализации.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», принятом в декабре 2012 года особое значение отводится развитию личности обучаемого на всех уровнях подготовки. Для реализации этой задачи за предшествующие годы была создана необходимая нормативная база, разработаны федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, ориентированные на обеспечение образовательных свобод студентов.

В условиях внедрения нового поколения образовательных стандартов студентам вуза впервые была предоставлена широкая возможность реализовать собственные устремления по своему профессиональному развитию. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования заложили основу для формирования ответственного отношения студентов к своей будущей профессиональной судьбе, заставили кардинально изменить и позицию профессорско-преподавательского состава в отношении права студентов на формирование собственной позиции в выборе направлений изучения содержания и профессиональных технологий.

Происходящие изменения, связанные с переходом на уровневое образование затронули практически все аспекты современного учебновоспитательного процесса в вузе, в частности, совершенствования организационных форм и методов работы при организации лекционных, практических занятий и практик, ориентированных на формирование компетенцийсоздания учебно-методического обеспечения, в том числе учебно-методических комплексов, в которых заложена необходимая информация для работы студентов и преподавателей. Но, главное, что потребовал переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт — это изменение отношения студентов к образовательному процессу.

Как показывает педагогическая практика, принятие активной роли студента в образовательном процессе не происходит само по себе, особенно для выпускников школ, где пассивная позиция обучаемого была понятна для студента. Для многих студентов, проблема принятия ответственности за свое профессиональное образование вызывает неприятие. Где, как и когда должно произойти понимание студентами своей роли в формировании образовательной траектории предсказать сложно, поскольку в содержании, технологии обучения этот аспект практически не рассматривается. Вместе с ^ тем, реальная ситуация, с которой студент сталкивается при принятии решения о выборе предлагаемых вариативных дисциплин, по мнению самих студентов, впервые по — настоящему ставит студента в затруднительное положение. Готовность к такому выбору определяется сформированностью своего видения профессиональной самореализации, что требует от студента осознания своей будущей профессиональной карьеры, наличия мотивации к освоению определенных профессиональных компетенций.

Степень разработанности проблемы исследования. В настоящее время в психологических и педагогических исследованиях проблема формирования готовности к профессиональному самоопределению обучаемых представлена работами многих исследователей. (Боброва Н.В., Вазина К. Я., Дурай-Новаковская K.M., Ерыкова В. Г, Зеер Э. Ф., Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, A.C.Чурсина и др. (28,37,73,85,110,191,258).

Анализ показывает, что формирование готовности студентов к овладению профессионализмом в современных условиях отражено в ряде исследований лишь частично, поскольку не вскрываются истинные мотивы выбора направлений подготовки, недостаточно разработана технология их анализа и формирования на этапе вузовского обучения. Следует отметить, что проблема готовности студента к выбору вариативных дисциплин, при наличии исследований в области определения содержания вариативных дисциплин, не рассматривалась и не является разработанной.

Учитывая значимость формирования готовности студента вуза к выбору вариативных дисциплин как проявление стремления к профессиональной самореализации необходимо обратить внимание на то, что проведенные исследования не отражают изменений в деятельности студентов и преподавателей вуза в процессе перехода на уровневое образование. Вместе с этим важно отметить как теоретико-методологическую значимость проблемы формирования готовности студентов к выбору вариативных дисциплин, позволяющей раскрыть особенности вхождения личности в профессиональную среду в условиях вуза, так и практическую востребованность, позволяющую создать условия и пути осознания своего профессионального саморазвития для многих студентов вуза. В данной ситуации мы рассматриваем вариативные дисциплины, прежде всего, имея в виду дисциплины по выбору студентов, хотя в соответствие с требованиями ФГОС ВПО при формировании перечня вариативных дисциплин также должно учитываться и мнение студентов. Таким образом, в условиях теоретической значимости и практической востребованности до настоящего времени не исследованы в полной мере важные аспекты вышеобозначенной проблемы, связанные с обоснованием, разработкой и апробацией путей и средств формирования готовности студентов вуза к определению наиболее соответствующих собственным профессиональным интересам дисциплин по выбору в процессе профессиональной подготовки. Исходя из этого были сформулированы следующие противоречия:

— между высокой динамикой развития социально-экономического развития страны и необходимостью подготовки выпускников учреждений профессионального образования, имеющих сформированную готовность к активному освоению новых профессиональных технологий;

— между широкими возможностями выбора вариативных дисциплин, предоставленными федеральными государственными образовательными стандартами и несформированной готовностью студента воспользоваться выбором в пользу своего профессионального саморазвития;

— между потребностью студентов к выбору вариативных дисциплин в вузе и отсутствием научно-теоретического обоснования, а также разработанных и апробированных в практике моделей реализации в учебно-воспитательном процессе вуза путей и средств формирования готовности студентов к реализации выбора.

Данные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия формирования готовности студентов вуза к выбору вариативных дисциплин, обеспечивающих осознанность, нацеленность на перспективу и высокую мотивацию в освоении профессиональных компетенций?

Актуальность, теоретическая значимость, практическая востребованность, а также недостаточная разработанность проблемы в педагогической науке обусловили выбор темы исследования: «Формирование готовности студентов вуза к выбору вариативных дисциплин в процессе профессиональной подготовки».

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования готовности студентов вуза к реализации собственной профессиональной траектории развития на основе предоставляемых вузом дисциплин по выбору.

Объект исследования — система профессиональной подготовки студентов в условиях учреждения высшего профессионального образования.

Предмет исследования — педагогические условия формирования готовности студентов вуза к выбору вариативных дисциплин в учебно-воспитательном процессе.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что формирование готовности студентов вуза к выбору вариативных дисциплин позволит повысить уровень их профессиональной подготовки, если:

• сформировано научное представление о «готовности студента вуза к выбору вариативных дисциплин» в условиях предоставления обучаемым широких возможностей реализации академических свобод при переходе на уровневую подготовку;

• теоретически обоснована и апробирована модель формирования готовности студентов к выбору вариативных дисциплин в учебно-воспитательном процессе вуза;

• разработана технология формирования готовности студентов к реализации выбора, ориентированная на возможность профессиональной самореализации в учебном процессе;

• созданы педагогические условия для реализации академических свобод студентов при изучении дисциплин по выбору в учебно-воспитательном процессе вуза.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

• Раскрыть научное представление понятия «готовность студента вуза к выбору вариативных дисциплин» на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы и исследований.

• Разработать и теоретически обосновать модель формирования готовности студентов к выбору вариативных дисциплин в учебно-воспитательном процессе вуза.

• разработать технологию и создать педагогические условия для реализации академических свобод студентов при изучении дисциплин по выбору в учебно-воспитательном процессе вуза.

• Осуществить опытно-экспериментальную проверку модели и педагогических условий формирования готовности студентов к выбору вариативных дисциплин в практике работы вуза.

Теоретико-методологическую основу исследования составили работы, отражающие важные аспекты для решения поставленной проблемы исследования в области философии образования (В. П. Зинченко, М. А. Розов, М. С. Каган, Г. П. Щедровицкий, М. Б. Туровский и др.) — психологии формирования личности (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Г. М. Андреева, Л. С. Выготский, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн и др.). Исследования в области профессионального образования и подготовки компетентного специалиста позволили обосновать пути решения проблемы формирования готовности студентов к выбору вариативных дисциплин (С. Я. Батышев, Б. С. Гершунский, Э. Ф. Зеер, Г. В. Мухаметзянова,

A. М. Новиков, Е. В. Ткаченко и др.). Работы в области педагогического проектирования образовательного процесса (В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский, Ю. А. Конаржевский, В. Е. Родионов, Г. К. Селевко) — оценки качества образования (В. С. Аванесов, В. П. Беспалько,

B. А. Кальней, В. Е. Краевский, И. Я. Лернер, М. М. Поташник, М. Н. Скаткин) — теории педагогической диагностики (А. Л. Крупенин, А. Н. Майоров, В. Ю. Переверзев) дали возможность обосновать пути реализации модели формирования готовности студентов к выбору вариативных дисциплин в вузовской практике.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов исследования:

— теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической литературысравнительно-сопоставительный анализ отечественных и зарубежных концепций по исследуемой проблемесистематизация, моделирование, аналогия. эмпирические: анкетирование, наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, самооценка.

— статистические: статистическая обработка количественных данных, качественная обработка полученных результатов исследования.

База исследования. Исследование проводилось на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный индустриальный университет» в период с 2010 по 2013 годы в период обучения в аспирантуре по очной форме обучения.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2010г.) определялся научный аппарат исследования (объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы и т. д.) Происходило осмысление и анализ основных зарубежных и отечественных исследований по проблеме включения России в Болонский процесс и расширения академических свобод студентов, проводился анализ современного состояния проблемы, изучались основные современные концепции организации учебно-воспитательного процесса в вузе и его учебно-методического обеспечениярассматривались теоретические основы построения индивидуальных траекторий обучения студентов вузе.

На втором этапе (2011;2012г.) исследования осуществлялся констатирующий и формирующий эксперименты.

На третьем этапе (2013гг.) обрабатывались, анализировались и обобщались результаты проведенного экспериментаформулировались выводы, оформлялись результаты проведенного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. В исследовании отмечен ряд особенностей, имеющих большое значение для обеспечения качества подготовки выпускника с точки зрения реализации требований по расширению академических свобод студентов. В частности показано, что выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов предполагает формирование положительного отношения у преподавателей и студентов к процессу выбора вариативных дисциплиннеобходимо осуществить переориентацию учебного процесса на деятельную, активную основу, как и предполагает компетентностный подходтребуется целостный подход для организации дисциплин по выбору в процессе подготовки студентов с позиций вуза, факультетов и кафедрнеобходима подготовка преподавателей к работе в компетентностном формате с дисциплинами по выборутребуется педагогическое обеспечение, позволяющее преподавателю реализовывать на практике требования стандарта — оказать поддержку студентам в формировании индивидуальных траекторий обучения, освоить содержание выбранных дисциплин и т. д. При этом показано, что успешность реализации образовательных стандартов нового поколения предполагает, прежде всего, готовность студента и подготовку преподавателя к выполнению ряда задач, которые являются для них новыми.

2. Установлено, что переход на подготовку студентов с учетом включения в образовательный процесс дисциплин по выбору требует от вуза в целом, факультетов и кафедр целостной, целенаправленной системы работы, ориентированной на интересы профессионального саморазвития каждого студента. Организация этой деятельности профессорско-преподавательского состава не отражена в образовательном стандарте, но его реализация без создания необходимых педагогических условий затруднена.

3. Ключевым звеном всех преобразований, происходящих в вузе в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты, является студент. Готовность студента к освоению образовательных стандартов, в которых заложены широкие возможности для проявления личных профессиональных устремлений, требует формирования ответственного отношения к учебному процессу, сформированности представления идеального и реального «Яспециалист», наличия мотивации к достижению профессиональных целей, реального осознания путей освоения профессиональных компетенций посредством сочетания дисциплин по выбору и обязательных дисциплин.

4. Разработана и апробирована модель формирования готовности студентов вуза к выбору вариативных дисциплин, включающая целевой, содержательный, операционально — деятельностный и результативный компоненты. Основой построения модели формирования готовности студентов являются системный, деятельностный, аксиологический подходы, позволяющие раскрыть важнейшие аспекты проявления готовности в процессе реализации собственной позиции студентов при выборе траектории своего профессионального развития.

5. Научно обоснованы и экспериментально апробированы педагогические условия формирования готовности студентов к выбору вариативных дисциплин: ориентация учебной, внеучебной и практической деятельности студентов на формирование представления об идеальном и реальном «Я — специалист" — формирование мотивации студентов в профессиональном саморазвитиисистематизация работы всех подразделений вуза в контексте предоставления академических свобод студентамобеспечение взаимосвязи содержания дисциплин по выбору с профессиональными стандартами и современной практикойподготовку преподавателей к работе со студентами при изучении дисциплин по выбору.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят определенный вклад в теорию и методику профессионального образования. В исследовании дана сущностно-содержательная характеристика процесса формирования готовности студентов вуза к выбору вариативных дисциплин, позволяющего реализовать академические свободы, заложенные в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов. Разработана модель и обоснованы педагогические условия формирования готовности студентов к выбору вариативных дисциплин. Обоснована необходимость целостного подхода в организации учебного процесса вуза, факультетов и кафедр, ориентированного на реализацию академических свобод студентов в условиях учреждения высшего профессионального образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное учебно-методическое обеспечение и апробированные педагогические условия позволят создать в учреждениях профессионального образования возможность для студентов реализовать собственные образовательные траектории, ориентированные на профессиональное саморазвитие. В условиях перехода на новое поколение образовательных стандартов всех уровней профессионального образования, разработанные материалы в ходе проведенного исследования будут полезны для подготовки кадров в учреждениях СПО, на курсах повышения квалификации и переподготовки.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечиваются опорой на адекватные цели и задачам исследования методологические принципы, обоснованной структурой и логикой исследования, объективным анализом состояния проблемы исследования в педагогической теории и практике, применением комплекса научных методов, соответствующих избранной методологии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Готовность студента к выбору вариативных дисциплин в процессе обучения в вузе представляет собой профессионально-личностное образование субъекта, характеризующееся сформированностью: представления об идеальном и реальном «Яспециалист" — наличием мотивации к профессиональному саморазвитиюответственным отношением к академическим свободам, предоставляемым федеральными государственными образовательными стандартамистремлением к компетентной реализации задач своего профессионального саморазвития в учебно-воспитательной и практической деятельности в вузе.

2. Модель формирования готовности студента к выбору вариативных дисциплин может быть построена и реализована на основе системного, деятельностного, акмеологического подходов, позволяющих раскрыть важнейшие аспекты проявления готовности в процессе реализации собственной позиции студентов при выборе траектории своего профессионального развития и включать целевой, содержательный, операционально — деятельностный и результативный компоненты.

3. Реализация дисциплин по выбору в современном вузе требует целостной организации работы системы «вуз — факультет — кафедрапредприятие, организация» как основы формирования взаимосвязи образовательных и профессиональных стандартов, обеспечивающих создание профессионально-ориентированного образовательного пространства, в котором реализованы возможности проявления академических свобод студентов, заявленные в рамках федеральных государственных образовательных стандартов.

4. Важнейшим элементом в формировании профессионального саморазвития студента является процесс выбора вариативных дисциплин, выступающий характеристикой сформированности зрелого отношения к своей профессиональной карьере. Обеспечение формирования готовности студентов к реализации ответственного выбора может быть реализовано при создании определенных педагогических условий: ориентация учебной, внеучебной и практической деятельности студентов на формирование представления об идеальном и реальном «Я — специалист" — формирование мотивации студентов в профессиональном саморазвитиисистематизация работы всех подразделений вуза в контексте предоставления академических свобод студентамобеспечение взаимосвязи содержания дисциплин по выбору с профессиональными стандартами и современной практикойподготовку преподавателей к работе со студентами при изучении дисциплин по выбору.

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация исследования осуществлялась на юридическом факультете Московского государственного индустриального университета. Внедрение результатов исследования проводилось на семинарах с преподавателями кафедр вуза. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры гражданского права юридического факультета, а также на заседаниях факультета повышения квалификации Московского государственного индустриального университета (2010;2013 гг.). Основные результаты исследования нашли отражение в научных статьях, разработанных материалах для работы преподавателей МГИУ.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Выводы

Формирование готовности студентов к выбору вариативных дисциплин представляет собой важный этап в развитии личности студента от профессионального самоопределения при выборе вуза и специальности обучения до осознания и реализации своей будущей профессиональной карьеры.

Реальный процесс вхождения студента в специальность и профессиональную среду связан с ситуацией выбора, в котором не заложено право на ошибку. Формирование готовности к выбору для многих студентов выступает стрессовой ситуацией, когда они начинают реально задумываться о том, как они будут работать по избранной специальности.

В этой связи главной целью профессиональной самореализации студентов вуза является формировании внутренней готовности к самостоятельному построению и реализации перспектив своего профессионального и личностного развития, принятии ценностно-смысловых ориентаций профессиональной деятельности формировании профессионально-важных качеств личности.

Процесс формирования готовности студентов вуза к выбору вариативных дисциплин потребовал построение модели, отражающей состояние проблемы, пути и средства ее решения. В основу реализуемой в процессе исследования модели был положен теоретически структурированный процесс формирования готовности студентов вуза к выбору вариативных дисциплин, построенный на принципах системного подхода (характеризующегося целостностью, наличием связей между элементами, упорядоченностью системы, целесообразностью функционирования), включающий функции, компоненты, показатели и критерии, а также педагогические условия, способствующие профессиональному саморазвитию студентов как будущих специалистов.

Реализация данной модели в процессе исследования включала:

Формирование целостного представления о профессиональных возможностях студентов у преподавателя, путях и средствах реализации их профессиональных интересов в образовательной деятельности;

Формирование открытой профессионально-образовательной среды, ориентированной на студента и предоставляющей возможность диалога «студент-преподаватель», «студентспециалист»;

Мониторинг проявлений активности личности студента во всех видах учебной, внеучебной и практической деятельностиПринятие и использование в практике преподавателями формы совместного обсуждения со студентом дисциплин по выбору, участия в студенческой научной деятельности, утверждения тем учебно-исследовательских заданий, проектов и др. с целью реализации собственных интересов в профессионально-образовательной сферепедагогическая помощь студентам в обеспечении путей реализации профессиональных интересов в образовательном процессе вуза.

Заключение

Создание механизма устойчивого развития системы высшего профессионального образования и обеспечение современного качества подготовки выпускников на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства является основой модернизации российского образования.

Важным в оценке качества подготовки выпускника является не только освоенное содержание, сколько сформированная способность осознанно осуществлять профессиональное саморазвитие. В современном вузе такая возможность для студентов предоставлена достаточно широко.

Поэтому главной целью профессиональной самореализации студентов вуза является формирование внутренней готовности к самостоятельному построению и реализации перспектив своего профессионального и личностного развития, развитие профессионально-важных качеств личности и принятие ценностно-смысловых ориентаций профессиональной деятельности.

Понятие «готовность» достаточно часто становилась объектом исследования многих ученых. Исходя из важнейших характеристик данной категории, представленных в исследованиях, готовность к выбору вариативных дисциплин следует рассматривать как устойчивую характеристику личности, включающую в себя: осознание студентом своих личностных особенностей в плане профессиональной деятельности, знание требований к успешной деятельности специалиста (сформированность реального и идеального «Я-специалист») — способность осознанно принимать решения по обеспечению направленности на собственное профессиональное саморазвитиеобладать необходимой положительной мотивацией и проявлять активность в отношении своего профессионального становленияобъективно оценивать успешность освоения выбранных вариативных дисциплин.

Процесс формирования готовности студентов вуза к выбору вариативных дисциплин был реализован на основе модели, отражающей структурированный процесс, включающий функции, компоненты, показатели и критерии, а также педагогические условия, способствующие профессиональному саморазвитию студентов как будущих специалистов.

Реализация теоретически обоснованной модели формирования готовности студентов вуза к выбору вариативных дисциплин характеризуется тем, что каждый из представленных компонентов связан с преодолением определенных противоречий, существующих в практике работы современных вузов и предполагает целевую ориентацию учебно-воспитательного процесса на: использование в практике продуктивных технологий формирования представлений об идеальном и реальном «Яспециалист" — усилению личностно-ориентированной парадигмы в работе профессорско-преподавательского составаформированию в профессиональной среде заинтересованного отношения к воспроизводству качественно подготовленных выпускников современных вузов.

Проведение опытно — экспериментальной работы включало следующие основные этапы: организация и проведение мероприятий по формированию у студентов представления об идеальном и реальном «Я — специалист», анализ сформированное&tradeу студентов представлений о будущей карьере по специальности, изучение представления студентов о выбранной специальности и отношения к ней, учет динамики активности студентов и мотивации, направленной на профессиональную самореализацию, организация работы профессорско-преподавательского состава по консультированию студентов в вопросах предоставленных возможностей вариативными дисциплинами.

Данные, полученные в результате проведенной опытно-экспериментальной работы показывают, что удалось добиться положительной динамики в решении проблемы формирования готовности студентов к построению своего видения профессионального саморазвития.

Вместе с тем, следует отметить, что получить более высокий результат готовности студентов к выбору вариативных дисциплин не удалось. Отчасти это связано с тем, что необходим качественный анализ методологии внедрения нового поколения образовательных стандартов. Их ориентация на компететностный подход дает возможность реализовать более высокий уровень готовности выпускника к профессиональной деятельности. Однако такая ориентация требует более жесткой увязки с профессиональными стандартами, прогнозируемой информацией о потребностях в кадрах, их особенностях подготовки. Эта информация должна быть известна студенту при поступлении в вуз, тогда, как отмечали студенты в процессе собеседований, для них эта картина будет более понятна, а выбор будет более обоснован.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе Текст.: (Психолого-дидактический подход). Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2003. 480 с.
  2. Абульханова Славская К. А. Личностные типы мышления. — М.: Политиздат, 1998. — 112 с.
  3. Г. С., Степанова В. А. Деловые игры: теория и организация. -Екатеринбург: Деловая книга, 1999.-192 с.
  4. В.Н. Профессиональные качества преподавателя // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. — № 6. — 61−64с.
  5. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе, М.: Высшая школа, 1989,-167с.
  6. В.В. Индивидуализированное обучение как система подготовки современных специалистов Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.ageyev.kz/articles/article-28.html, свободный.
  7. О.В. Повышение качества подготовки педагогических кадров в контексте идей Болонского процесса // Информационный бюллетень.- СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена.-2006.-1 (29).-С.20.
  8. H.A. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения: Дис. пед.наук. Тюмень, 1997. 310с.
  9. Ю.С. Мониторинг развития образования в мире // Педагогика.- 2002. № 7. — 88−95С.
  10. Ю.Арефьев О. Н., Бухарова Г. Д. Системы образования зарубежных стран: национальные особенности и направления развития, — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004.-357с.
  11. П.Артемова Л. К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации Текст. /Профильная школа. 2008. № 6.
  12. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.-368с.
  13. С.Х. Влияние самооценки на формирование профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя: Дис. канд. психол. наук. М., 1987.-151 с.
  14. М.Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека Текст. М.: Смысл. 2007 528 с.
  15. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Просвещение, 1982. 167 с.
  16. В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие, — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006, С. 13
  17. В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) //Теория и практика физической культуры. 1991. -№ 7. — С. 37−41.
  18. С.Я. Задачи системы профессионально- технического образования в условиях перехода к рыночной экономике. М.:АПО, 1993.-93с.
  19. Г. В.и др. Профессиональная компетентность: аспекты формирования. М.: Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования, 2005.-82с.
  20. Г. В. Профессиональная компетентность: взгляд психолога // Профессиональное образование.-2005.-№ 12.-С.24−25
  21. Р. Развитие Я-Концепции и воспитание. М.: Прогресс. 1986.-420с.
  22. В.П. Не пора ли менять стратегию образования? // Педагогика. 2001. — № 9, — С. 87 — 95.
  23. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989
  24. Р. Индивидуальный- учебный план: проектирование, выбор, организация обучения Текст. / Р. Бессолицына. — М. Просвещение, 2006.-195 с.
  25. Бестужев-Лада И. В. Экспертный сценарно-прогностический мониторинг: принципы организации // Социологические исследования.-1993, — № 8.
  26. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-236с.
  27. О.М., З.Н.Сафина. Компетентностно-ориентированный подход в образовании взрослых. Учебное пособие для преподавателей. Казань, 2004
  28. Н. В. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов учреждений среднего профессионального образования на основе электронного учебника автореф. дис.. канд. пед. наук/Н.В.Боброва. Калуга, 2011 г. 21 с.
  29. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества, — Ростов-на-Дону, 1983
  30. В. Ю. Вербицкая Н. О. Учебный процесс: информатизация, анализ, управление.-М.: Сентябрь, 1998.- 128с
  31. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе// Педагогика.-2003.-№ 10.
  32. Бондарев екая Е. В. Теория и практика личностно ориентированногочобразования. -Ростов-н/Д.: РПУ, 2000.-351с.
  33. Г. А., Нестеров A.A., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.-С.21.
  34. O.A. Сущностные характеристики профессиональной компетентности // Школьные технологии. 2005. — № 3. — 40−44с.
  35. Е.Я. Особенности функционирования и развития системы профессионального образования в России в условиях перехода крыночной экономике // Профтехобразование России: Итоги XX века и прогнозы: В 2 т. T.l. М., 1999. 0,9п.л.
  36. К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та печати, 2002. 145 с.
  37. Н. О., Бодряков В. Ю. Учебный процесс: информатизация, анализ, управление.-М.: Сентябрь, 1998, — 128с.
  38. А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991. 204 с.
  39. М. Я. Физическая культура работников умственного труда. М.: Знание, 2001. — 340 с.
  40. С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦСПО, 1999.-538 с.
  41. .Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.: Изд-во УРАО, 1999 г. — 208с.
  42. Л. С. Собр. соч. В 6-ти тт. / под ред. А. М. Матюшкина — гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 2000. — Т. З. Проблемы развития психики. — 367 с.
  43. А.И., Прянишникова О. Д. Болонский процесс: от Болоньи до Берлина (итоги и перспективы). М., 2004.
  44. П.Я. Проблемы деятельности в советской психологии // Проблема деятельности в советской психологии. Часть I. М.: Изд-во МГУ, 1978.-118 с.
  45. И.Г. Мониторинг как механизм управления качеством высшего профессионального образования в области трудоустройства // Проблемы качества образования: Материалы X всероссийской научно-практической конференции. 4. IL- Москва- Уфа. 2000.
  46. В.М. Управление профессиональным обучением и подготовкой. Женева-Москва, 2000. — 386с.
  47. .С. Педагогическая прогностика: Методология. Теория. Практика. Киев: Вшца школа, 1986. — 200с.
  48. A.A. Проект «Ключевые умения и навыки (компетенции) в начальном профессиональном образовании и подготовке кадров (Иркутск)». Иркутск, 2002.
  49. А.Т. Британская профшкола. -М., 1999. 86с.
  50. А.Т. Педагогические исследования: содержание, организация, обработка результатов. М.: — Издательский центр АПО, 2003. — 41с.
  51. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс, 1976
  52. В.Г. Методология и теория педагогического мониторинга. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед наук. Екатеринбург, 2005, — 48с.
  53. Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы Текст. / Современная психология мотивации- под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002, — 343 с.
  54. А. Модели индивидуальных траекторий обучения / А. Гормин // Директор, школы, 2007. № Г. С. 69−74.
  55. В. И., Тарасова С. И. Педагогическая деятельность в системе современного человекознания. М.: ИЛЕКСА — Ставрополь: АГРУ С, 2005.- 186 с.
  56. Горчакова Сибирская М. П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учебное пособие, — СПб, 2000.-174с.
  57. М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие для вузов Текст. / М. Т. Громкова. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2003.-415 с.
  58. Л.А., Трапицын С. Ю., Тимченко В. В. Качество образования в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: российское видение. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — 72с.
  59. В.В., Романовская М. Б. Современные технологии профессионального образования: интегрированное проектное обучение. Часть 1. М.: Издательский центр НОУ «ИСОМ», 2006. -48с.
  60. Л.И. Профессиональное образование во Франции. Казань, 1993.-204с.
  61. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240с.
  62. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт. -М.: Красный пролетарий, 1999. Т.2. — 779 с.
  63. И.П. Обучение как фактор повышения конкурентоспособности // Качество. Инновации. Образование. 2002. -№ 1. — С. 17−20.
  64. В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды//Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 4. — С. 34−42
  65. А.Н. Развитие образования в современном мире,— М.: Владос, 2004, 200 с.
  66. Е. А. Внутренняя дифференциация как фактор формирования индивидуальных образовательных траекторий студентов: автореф. дис. канд. психол. наук/ДзюбаЕ.А. Ростов-на-Дону 2010 г. 21 с.
  67. Е. Н. Здоровьесберегающее образование: вопросы и ответы. Иркутск: Иркут. ун-т, 2003. — 55 с.
  68. П. Качество образования в 21 веке// Качество. Инновации. Образование. 2002. — № 1. — С. 21−22.
  69. В.П., Камелина A.B. Управление качеством обучения в гимназии на основе педагогического мониторинга.- Йошкар-Ола: «Стриг», 2004.-180с.
  70. Дурай Новаковская K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук / K.M. Дурай — Новаковская. — М: 1983. — 32 с.
  71. Европейская профессиональная школа / Под ред. И. П. Смирнова. М., 1996.-96 с.
  72. В. Г. Формирование индивидуальной образовательной траектории подготовки бакалавров информатики: автореф. дис.. канд. пед. наук/ В. Г. Ерыкова. Москва 2008 г. 21 с.
  73. С.А. Проектирование образовательных программ профессионального образования на основе модульно-компетентностного подхода. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед наук. Москва, 2006 — 24с.
  74. Н.М. Индивидуализация и дифференциация обучениястудентов вузов: дис.канд. пед. наук. 13.00.08 Текст. / Н. М. Жукова. Москва: Военный университет 2006, 233с.
  75. Закон «Об образовании в Российской Федерации»., М., ГД РФ, 2013. -285с.
  76. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266−1 // Российская газета. 1996. № 13.
  77. В.Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями, — Иркутск: ИПРКРО, 2003. 134с.
  78. И. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, -2003.- С.34−42.
  79. Л.Я. Системность качество знаний. — М., 1976.
  80. В.М., Новиков П. Н. Мониторинг и прогнозирование профессионального образования. Научно-практическое пособие. М.: РГАТИЗ, 1999. — 80 с.
  81. Д.А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Уч.-мет. пособие,-М.: АПКиППРО, 2005.-101 с.
  82. И.А., Панасюк В. П., Чернышева Е. К. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования. Монография. Спб.: Институт профтехобразования РАО, 2001.
  83. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. 238 с.
  84. История профессионального образования в России. М.: Ассоциация «Профессиональное образование, 2003, — 672с.
  85. Кабанова Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981. -96с.
  86. М.С. Человеческая деятельность.-М., 1974.
  87. B.C. Качество содержания образовательных программ высшего профессионального образования и их мониторинг // Проблемы качества образования: Материалы VIII всероссийской научно-методической конференции.-Уфа-Москва. 1998.- С. 88.
  88. Э.М. Личность профессия — будущее. — Мастерство. -Минск, 1996. — 34с.
  89. Э.М. На пути к открытому профессиональному образованию: ключевые квалификации. Минск, 1996. — 48с.
  90. Э.М. Научные основы управления качеством профессионального образования. Минск, 2001. — 85с.
  91. В.А., Шишов С. Е. Мониторинг качества образования. -М.: Вологда, 1998. -204с.
  92. ЕЛ. Психологическая диагностика самосознания личности Текст. Мозырь: Содействие, 2007. 224с.
  93. H.A. Формирование готовности студентов педагогических вузов к аналитической деятельности: Дис. канд. пед. наук. Курган, 1997, — 188 с.
  94. В. проблемы управления качеством в вузах/ Стандарты и качество.-2000.-№ -9.
  95. Квалиметрия человека и образование: методология и практика. -Восьмой симпозиум национальной системы оценки качества образования в России. В трех частях. Под ред. H.A. Селезневой. М., 1999.-583с.
  96. , A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема Текст. Казань: Тат. кн. изд-во, 1982.
  97. M.B. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследований, игр, дискуссии. Анализ зарубежного опыта / Международная ассоциация «Развивающее обучение». Рига: Эксперимент, 1995. — 176 с.
  98. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках, М., 1994. — 187с.
  99. Е.В. Педагогические условия реализации вариативного обучения студентов высшего учебного заведения: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Е. В. Клеменова, Воронеж, 2009 24с.
  100. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. — 280 с.
  101. В.Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд Текст.: под ред. Г. В. Залевского. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999.
  102. Е. Я. Компетентностный подход и новое качество образования // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара./ Под ред. A.B. Великановой, — Самара: Изд-во Профи, — 2001.- С.28−32.
  103. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография. Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.-392 с.
  104. Н.В. Развитие мотивации к овладению профессии в период обучения в вузе Текст. Ленинград: ЛГУ, 1983.
  105. Л.В. Статус молодежи на рынке труда. Саратов, 1996.-38с.
  106. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.02 № 393.
  107. Е.А. Формирование готовности будущих учителей к реализации технологии модульного обучения. Дис.. канд. пед.наук. Челябинск, 2004. 165 с.
  108. В.В. Методология педагогического исследования.- Самара: Изд-во САМГПИ, 1994.-164 с.
  109. В.А. Технологии оценки качества обучения,— М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, — 46 с.
  110. А.П. Формирование общих учебных умений обучающихся как условие освоения компетентностного подхода в обучении. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. — 100с.
  111. Л. Ю. Психологические особенности смысложизненных стратегий студентов разной познавательной направленности, изучающих иностранный язык: автореф. дис.. канд. психол. наук/ Крутелева Людмила Юрьевна. Ростов-на-Дону 2005 21 с.
  112. Г. А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения Текст. / Г. А. Кручинина. — М.: Изд-во МПГУ, 1996. 176 с.
  113. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища.- М.: Высшая школа, 1990 303с.
  114. И.М. Оценка качества профессионального образования в Великобритании. М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2003. — 36с.
  115. O.E. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. 2004. — № 5. — 3−13с.
  116. Ю.А. Проектные тесты как одна их методик активизации учебных занятий// Среднее профессиональное образование, — 2003.- № 3
  117. H.H. Тактика индивидуально-личностных маршрутов ценностного самоопределения школьников // Инновации в образовании. 2007, июль. № 7.-М.: СГА, 2007. С. 43−55.
  118. Д.Г. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. М.: Психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.-320 с.
  119. Л.В. Индивидуальный образовательный маршрут как инновация в профессиональной подготовке педагогов-психологов Текст./ Л. В. Лежнина / Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. -№ 2.
  120. А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М., 1996. — 228с.
  121. О. Н. Ценностно-смысловое содержание мотивации профессионального выбора студентов юридического вуза. Дисс. .докт. псих. наук. М., 2001
  122. А.Н. Деятельность, Сознание. Личность.- М.: Наука, 1975.-516с.
  123. А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. Текст. / А. И. Липкина, Л. А. Рыбак. М., 1968. 141с.
  124. В.В. Повышение профессиональной компетентности мастера производственного обучения на основе требований образовательной среды: Дис.. канд. пед наук/ Курганский госуниверситет.- Курган 2002 185с.
  125. , Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования Текст./ Биб-ка журнала «Методист». -2006. -№ 9.
  126. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. — 245с.
  127. В.В. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: дис.. канд. пед. наук. 13.00.01, 13.00.08 Текст. / В. В. Лоренц. Омск, 2001. 250 с.
  128. А.Н. Мониторинг и проблемы информационного обеспечения управления образованием // Народное образование. -2000.-№ 8.-С.21−28.
  129. И.И. Комплексная система контроля качества образования в профлицее. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед наук. Москва, 2000.-24 с.
  130. А.К. Психология труда учителя,— М.: Прсвещение, 1993.
  131. , А. Самоактуализация Текст. /Психология личности: Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М.: Издательство МГУ, 1982.
  132. Т.А. Исследование оценки и самооценки в связи с типами совместной деятельности: Автореф.дис. канд. психол.наук. JL, 1983 15с.
  133. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова H.H. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 1999.-96.
  134. Т.В. Выбор студентами колледжа индивидуальной образовательной траектории в системе непрерывного многоуровневого образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук/ Т. В. Машкова. Кемерово, 2006 24с.
  135. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие / Под ред А. П. Егоршина. Н. Новгород, 2001
  136. А.Н. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. М.: Изд-во МПСИ, 2004. — 511с.
  137. Митина Л. М. Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие.М., 1998
  138. H.H., Гайворонский Технология моделирования содержания образования. -М., 2001. 128с.
  139. А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: Автореф. дис. д-ра пед. наукМ., 1992. -32с.
  140. В. Открытое образование: идеология формирования сети //Высшее образование в России.2002.№ 6.
  141. В.М., Смирнов И. П. Рынок труда и профессиональное образование. -М.: 1999. 86с.
  142. Мониторинг деятельности образовательного учреждения (достижения нового качества образования. Часть 1. Спб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003, — С. 13.
  143. H.JI. Мониторинг ценностно-мотивационных ориентаций студентов как средство их профессиональной направленности // Проблемы качества образования: Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. Часть I. Москва-Уфа, 2000.
  144. A.A., Кузнецова Ю. Н., Т.Н. Червякова. Организация модульного обучения, основанного на компетенциях, — М. Альфа М, 2005, — 96 с.
  145. В.К. Внутришкольный мониторинг качества обучения учащихся: Дис. канд. пед. наук Саратов, 2000, — 207с.
  146. Г. В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования. М.: Магистр, 1995. — 222с.
  147. В.А., Воскресенская Н. М. Современные реформы образования в развитых зарубежных странах // Педагогическая мастерская. 2006. — № 1, — 46−51с.
  148. Научно-методические основы мониторинга образовательных программ высшего и среднего профессионального образования // Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования, М.: НИИВО, 1999. — Вып.6.
  149. H.A. Формирование готовности будущего учителя к организации делового общения участников педагогического процесса: Автореф.дис.канд.пед.наук. А. — А., 1992, — 16с.
  150. Нефедова О.Г. EQF глобальная структура квалификаций как универсальный компас в образовательном пространстве // Аккредитация в образовании, — 2006.- № 8.
  151. М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций. -М., 2001. 221с.
  152. С. А. Системный анализ профессиональной готовности будущего учителя к педагогической деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 1985. 24с.
  153. A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития. М., 1997. — 254с.
  154. Новое качество образования // Материалы международной научно-практической конференции «Мониторинг и аудит качества образования». Петрозаводск, 2001. — 120с.
  155. Образовательный менеджмент в учреждениях начального профессионального образования /Под науч. ред. А. Т. Глазунова. М,-Старый Оскол, 1998. — 96с.
  156. Огарев В. И. Компетентное образование: социальный аспект. -СПб: Изд. РАИ ИОВ, 1995.-СД0
  157. СИ. Словарь русского языка. М.: Рус.яз., 1984. — 797с.
  158. О.Н. Реформирование профессионального образования за рубежом.- М.: Центр изучения проблем ПО, 2003.-152 с
  159. О.Н., Муравьева A.A., Коновалова Ю. В., Сартакова Е. В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учебное пособие. -М.: Альфа.-М, 2005 76с.
  160. A.A. Мониторинг инновационных процессов в образовании / Под.ред. В. И. Андреева. -Казань, 1999.- 168 с.
  161. Оскарсон Б. Базовые навыки как интегрирующий фактор учебного плана // Оценка качества профессионального образования. -М., 2001.-С.44−46.
  162. Н.В. Развитие готовности учителя к осуществлению дифференцированного подхода в профессионльно-педагогической деятельности: Дис.. канд. пед.наук. Челябинск, 2002. 183 с.
  163. Оценка качества профессионального образования / Под ред. В. И. Байденко, Дж. Ван Зантворта. М., 2001. — С.40−63, 51−52
  164. Е.М. Управление профессиональной ориентацией в общеобразовательной школе. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1990. — 171с.
  165. Е.М., Крыжко В. В. Психология в практике менеджера образования: материалы для специалистов образовательных учреждений. Спб, 2002
  166. Пассов Е. И. Методология методики: теория и опыт применения Текст.: (Избранное). Липецк, РИЦ ЛГПУ. 2002
  167. H.H. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия для XXI века: Сб.ст. М., 1992. — 64с.
  168. Педагогический мониторинг качества образования /Под.ред. В. И. Андреева. Казань: КГУ, 1991 — 265с.
  169. В.Ю. Критериально-ориентированное педагогическое тестирование в профессиональном образовании (методология, теория, практика). Монография. -М.: ФГУ ФИРО, 2008. -268 с.
  170. В.Ю. Технология разработки тестовых заданий: справочное руководство. -М.: Е-Медиа, 2005. 265 с.
  171. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты
  172. В.А., Караваева Е. В., Ковтун E.H. и др. — М. Университетская книга, 2010. —249 с.
  173. A.A. Трансформация ценностно-смысловых ориентиров студентов в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование сегодня. 2008. — № 4. — С. 69 — 74.
  174. К.К. Личностный подход как принцип психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. Под ред. Е. В. Шороховой. -М.: Наука, 1969.
  175. A.A. Организационно-педагогические основы личностно-ориентированной технологии образования в современных условиях: Дис. канд. пед. наук.- М., 1997- 161с.
  176. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования,— М.: Academia, 2000.-271 с.
  177. Похолков Ю, Чучалин А., Боев О, Могильницкий С. Обеспечение и оценка качества высшего образования // Высшее образование сегодня.-2004.- № 2.-С. 12−24.
  178. A.B. Индивидуальные образовательные маршруты в основе личностной ориентации учащихся в условиях межшкольного учебного комбината Электронный ресурс.: под ред. H.H. Суптаевой. Режим доступа: http://lib.hersen.spb.ru, свободный.
  179. Профессиональная педагогика. Уч. для студентов, обучающихся по пед. специальностям./Под ред. С.Я. Батышева- М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.-512с.
  180. Профессиональное образование в XXI веке. Материалы второго международного конгресса по техническому и профессиональному образованию. Сеул, Республика Корея, 26−30 апреля 1999 г.
  181. Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы: В 2 т. /Под научной ред. И. П. Смирнова. М.: ИРПО, 1999. — 1 том — 424с., II том — 816с.
  182. Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. М., 1999.
  183. Дж. Компетентность в современном обществе, развитие и реализация. Перспективы, — М.: Когтито-Центр, 1999. -268с.
  184. Т. А. Построение предметного образовательного маршрута ученика на основе индивидуально-ориентированных средств обучения Текст. / Т. А. Рейндольф /Директор сельской школы. 2007. -№ 3.
  185. Рейнус A. JL, Шапкин В. В. Применение международных стандартов ИСО в системе управления качеством профессионального образования. Спб, 2002.
  186. , К. Свобода учиться Текст. / К. Роджерс, Д. Фрейберг. М.: Смысл, 2002. 527 с.
  187. В.Е. Проектирование образовательных систем. -М., 2000, — 162с.
  188. М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации // Стандарты и мониторинг в образовании. —1999. № 4. — С. 20−23.
  189. И. Роль тьютора в составлении индивидуальной образовательной программы учащегося Текст. / И. Рыжкова / Справочник руководителя ОУ. 2009. № 1.
  190. Е.А. Профессиональное обучение и профориентация незанятого населения. (Учебное пособие). -М., 2001. 137с.
  191. JI. Н. Индивидуальная траектория формирования готовности студентов вуза к здоровьесберегающей деятельности. //Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования № 4, 2009, с.31−33
  192. В.Г., Силаева O.A., Брехова Т. Б. Система управления качеством высшего образования в регионах России. http//ri.ostu.ru | sciceprog|educ man|sadKoc. htmll7|09|2003.
  193. В.А. В поисках нового подхода к развитию образования и производительных сил в России: университетские округа // Университетское управление: практика и анализ. 2000. — № 2. С.7−11.
  194. В.Н. Основание общей теории систем, — М., 1974 -286с.
  195. Т.А., Ваталкина Н. Ш. История управления качеством. Учебное пособие. М., 2005 — 156с.
  196. А.И., Самоукина Н. В. выбор профессии: путь к успеху. Дубна, 2000 76с.
  197. А.Г., Елисеев И. Н. Об организации регионального мониторинга качества образования. // Проблемы качества образования: Материалы VIII Всероссийской научно-методической конференции. -Москва-Уфа, 1998.-С.87
  198. Г. К. Современные образовательные технологии. М: Просвещение, 1998 — 225с.
  199. H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования: Лекция-доклад.-М., 2004.
  200. H.A. Размышления о качестве образования: международный аспект // Высшее образование сегодня 2004.-№ 4
  201. В.П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие. М., 2000. — 136с.
  202. Сериков Г. Н Управление образованием. Системная интерпретация, — Челябинск: Изд-во ЧГПУ1998
  203. Г. Н. Элементы теории системного управления образованием. -М.: Педагогика, 2001.
  204. Сертификация профессионального образования за рубежом /Сост. В. А. Малышева. -М.: ИРПО, 1998. -99 с.
  205. С.Н. Профессиографический мониторинг в системе высшего педагогического образования // Стандарты и мониторинг в образовании.- 1999. -№ 2.
  206. В. А. Методическое пособие для преподавателей профессиональных учебных заведений. М., 2001. — 181с.
  207. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986,-150с.
  208. Г. Б., Никитина Н. Ш. О мониторинге качества учебного процесса в педагогической деятельности // Проблемы качества образования: Материалы VIII всероссийской научно-методической конференции,-У фа-Москва, 1998.-С. 77−78.
  209. В.А. Научно-методическое обеспечение учебного процесса,— М.: Прометей, 1989, 46 с.
  210. Т. И Формирование готовности будущих учителей к профессионально-педагогическому сотрудничеству в системе высшего образования. Дис.. канд. пед.наук. Челябинск, 2003. 143 с.
  211. В.П. Оценка качества реализации государственных стандартов профессионального образования. Дис. канд.пед.наук, М., 2003 — 145с.
  212. И.П. Человек. Образование. Профессия. Личность. Монография, М., 2002.-420 с.
  213. Н. К. Физиология труда. М.: Медицина, 2005. — 240 с.
  214. Е.Э. Пути формирования моделей специалиста с высоким техническим образованием, — Л: ЛГУ, 1977
  215. , Е.В. Эффективные образовательные технологии Текст. / Е. В. Советова. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 285 с. Сокольников Ю. П. Системный подход в исследовании воспитания. -М.: Прометей, 1993.
  216. М.Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в ВУЗе: дис.. канд. пед. наук.1300.01 Текст. / M.JI. Соколова. Архангельск: Архангельский государственный технический университет, 2001. — 202 с.
  217. O.E. Формирование содержания вариативной части основной профессиональной образовательной программы: Автореф. канд. пед. наук./О. Е. Станулевич, М., 2012. -22с.
  218. В.В. Профессиональная ориентация. Электронный ресурс. // Российское образование. Федеральный портал. Абитуриент 2010. URL: http//[email protected]/ (дата обращения 12.10.2010).
  219. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению образования/ Под ред. A.A. Пинского, — М., 2001
  220. А.И. Система управления качеством в вузе // Десятый симпозиум: квалиметрия в образовании: методология и практика.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки Московского государственного института стали и сплавов,-2003.
  221. А.И. Технология сбора и обработки информации в процессе мониторинга качества образования, — СПб.-М.: ИЦПКПС, 2000 г.
  222. E.H. Психолого-педагогический мониторинг инновационной деятельности // Проблемы качества образования: Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. Часть П.- Москва- Уфа, 2000.
  223. , Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: Политехнический музей, 1986, — 112 с.
  224. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Высшее образование сегодня. — 2004. — № 3, —С. 20−26.
  225. В.А. Функциональное образование в Болонском процессе / В кн.: Труды СГА. Вып. 10. Гуманитарные науки. — М.: СГА, 2006. -С. 5−11.
  226. Е.В. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч.тр. Отв.ред. Е. В. Ткаченко: Екатеринбург, 1995, Вып.1 -13,7п.л. 1996, Вып.2 21, Зп.л.
  227. Е.В., Глазунов Е. В. Базовое профессиональное образование. Проблемы регионализации и развития. Чебоксары, 2001. -253с.
  228. А.П. Теория проектирования образовательных программ Текст. /Петербургская школа. Теория и практика формирования многовариантной образовательной школы. СПб.: Изд-во ИЛИ, 1994.
  229. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст. М.: Педагогика, 1990.- 192 с.
  230. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие (Под.ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448с.
  231. Управление профессиональным образованием в новых социально экономических условиях под ред. П. В. Мухаметзяновой, — Казань ИСПО РАО, 2001,-с. С.53
  232. М.Б. Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средство становления личностных достижений старшего школьника: автореф. дис.. канд. пед. наук. 13.00.01 Текст. / М. Б. Утепов. Оренбург. 2004. — 21 с.
  233. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образованиям., 2010 24с.
  234. М.Н., Волкова Л. В. Социальные компетенции в образовательном процессе: цеди, принципы, технологии // Социология образования. 2007, сентябрь. № 9. М.: СГА, 2007. С. 4−15.
  235. И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Педагогика развития: ключевые компетенции и становление, — Красноярск, 2003 224с.
  236. A.B. Ключевые компетенции. Технология конструирования// Народное образование.-2001.- № 5. С.55−61.
  237. А.Д. Основы синтеза структуры сложных систем. М.: Наука, 1982.
  238. С., Кузнецов Ю. Страницы истории профессионального и технического образования России. СПб, 1996. — 296с.
  239. М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. Логос. 2002. 432 с.
  240. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе Текст. / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2002. — 390 с.
  241. Ю.К. Теория и практика проектирования, квалитативных технологий обучения: Автореф.дис. д-ра.пед.наук-. Казань, 1998. 36с.
  242. Э.П. Реализация индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов процессе использования электронного учебника: дис. канд. пед. наук 13.00.01 Текст. /' Э. П. Черняева. Владикавказ. 2008. -178 с.
  243. И.Д. Педагогические основы профессионального самоопределения учащихся инновационных учебных заведений: Дис. доктора пед.н. М., 1996. — 455с.
  244. И.Д., Прудченков A.C. Исследовательская и проектная деятельность учащихся. Научно-методическое пособие. М.: АРК и ПРО МО РФ, 2003.- 124с.
  245. И.В. Управление качеством подготовки специалистов в учреждении среднего профессионального образования: Дис. канд. пед. н.-М., 2003.-289с.
  246. M. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие.- М.: Народное образование. 1996.-С.160
  247. Чурсина А. С. Формирование готовности г профессиональному саморазвитию у студентов вуза в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин. Автореф. дисс. канд. Наук./ А. С. Чурсина. Челябинск, 2011 23с.
  248. В.Д. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и Болонский процесс // Вопросы образования. 2004. № 4. С. 5−9.
  249. В.Н. Диагностика и оценка качества образовательных систем // Педагогика, — 1995.-№ 4, — С.36−44.
  250. Т.Н., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под.ред.Т. И. Шамовой. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2001. — 320с.
  251. А. Введение в профессиональную педагогику Учебное пособие /Под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург, 1996. — 288с.
  252. В. А. Формирование информационно-коммуникационной готовности курсантов к профессиональной деятельности в образовательном процессе военного вуза. Текст, автореф. дис. канд. пед. наук / В. А. Шибанова — М: 1983. —22 с.
  253. М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников // Педагогика. 2001. — № 5. — С. 40−45.
  254. С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании.-1999, — № 2
  255. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 320с.
  256. Г. Участие работодателей в финансировании профессионального образования. Экономика образования, № 1, 2002 -28с.
  257. Г. П. Очерки по философии образования, — М., 1993.
  258. В.В. Основы управления качеством образования: Монография.- Тольятти: ТолПИ, 1998.-100с.
  259. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1979.-212с.
  260. Е.В. Внутривузовское управление качеством образования: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. 390 с.
  261. Ю.А. Современные методы контроля качества производственного обучения. -М., 2001. 108с.
  262. Ю.А., Скакун В. А. Диагностика качества практического (производственного) обучения. -М.: ИРПО, 1995. 95с.
  263. В.А. Психология учебной деятельности студентов Текст. /В. А. Якунин. М., 1994. 156 с.
  264. A.A. Индивидуально-ориентированный учебный план Текст. / A.A. Ярулов / Школьные технологии. 2004. № 6.
Заполнить форму текущей работой