Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система работы с одаренными детьми в условиях национальной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования докладывались и обсуждались на Республиканской наI учно-практической конференции «Развитие национальной школы» (Майкоп, 1998 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Северный Кавказ в условиях глобализации» (Ростов-на-Дону, 2001 г.), Республиканской научно-практической конференции «Двуязычие как… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы организации работы с одаренными детьми в условиях национального образования
    • 1. 1. Анализ современных концепций одаренности
    • 1. 2. Методологические подходы к построению модели национальной школы в Российской системе образования
      • 1. 2. 1. Этнокультурная направленность образования
      • 1. 2. 2. Национальный аспект элитарного образования
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Проектирование образовательного процесса для одаренных учащихся в национальной школе
    • 2. 1. Региональная специфика работы с одаренными детьми в национальной школе
    • 2. 2. Образовательная среда как фактор самореализации одаренных учащихся в условиях этнокультурной направленности образования
    • 2. 3. Формы организации учебно-познавательной деятельности
    • 2. 4. Критерии и оценка эффективности образовательной среды
  • Выводы по II главе

Система работы с одаренными детьми в условиях национальной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Демократизация общественной жизни привела к осознанию значения индивидуальной, личностной доминанты, ценности таланта и нацеленности человека на самореализацию, что особенно отразилось на такой чувствительной сфере, как образование. Переход к новой образовательной парадигме сопровождался усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий убедительно доказали необходимость создания условий для развития одаренных учащихся, самореализация которых не может быть эффективно осуществлена в рамках традиционного обучения.

Сущность и виды одаренности, ее возрастные характеристики раскрываются в трудах таких зарубежных ученых, как Дж. Гилфорд, Р. Кеттел, Дж. Рензулли, Б. Тейлор, Дж. Фримен и др.

В отечественной науке исследованию проблемы одаренности посвящены труды И. С. Авериной, А. Г. Асмолова, Ю. Д. Бабаевой, Д. Б. Богоявленской, A.M. Матюшкина, В. И. Панова, А. И. Савенкова, Д. В. Ушакова, М. А. Холодной, В. Э. Чудновского, В. Д. Шадрикова, Г. Т. Шпаревой, Н. Б. Шумаковой, Е. С. Щеблановой, В. П. Эфроимсона и др.

Новый импульс проблема одаренности приобретает в связи с тенденцией регионализации образования, в русле которой процесс обучения и развития одаренных детей необходимо рассматривать в контексте культурно-образовательной среды, используя ее развивающий потенциал для формирования национальной элиты. Формирование элиты, представляющей собой интеллектуальную, духовно-нравственную часть общества, является одной из актуальнейших проблем национальной российской школы.

Вопросам функционирования этнонациональных образовательных систем, в том числе и в республиках Северного Кавказа, посвящены исследования И. А. Арабова, А. Ю. Белогурова, В. И. Беспалова, Е. В. Бондаревской,.

К.И. Бузарова, E.B. Данильчук, Г. С. Денисовой, В. А. Тишкова, Б. Н. Семенова, JI.JI. Супруновой, Х. Г. Тхагапсоева, И. А. Шорова, E.H. Шиянова и др. Следует отметить, что несмотря на явные отличия их научно-педагогических концепций и подходов к стратегии развития образования, большинство из них считают, что любая национальная система образования должна быть частью российского образовательного пространства. При этом национальная школа призвана сбалансировать образовательные интересы личности, этноса, общества и многонационального государства. Она должна являться гарантом формирования антинационалистических проявлений. Для решения столь актуальной задачи необходимо уделить первостепенное внимание инновационным общеобразовательным учебным заведениям, в которых создавались бы условия для развития незаурядных способностей учащихся, их одаренности и формирования у детей высоких человеческих качеств.

Важнейшим условием развития национальной школы является также удовлетворение ее потребностей в кадрах, способных реализовать этнокультурную направленность образования.

В этом смысле среди основных задач национальной образовательной системы следует рассматривать следующие:

— создание оптимальных условий для педагогического взаимодействия одаренных учащихся и высококвалифицированных учителей;

— внедрение современных эффективных педагогических технологий;

— обеспечение внутрисистемных связей, которые соответствовали бы потребностям одаренной личности, и установление многоуровневых и разнонаправленных внешних связей в целях обогащения культурно-образовательной среды. I.

Наконец, существует потребность в осмыслении путей развития национальной школы в аспекте предоставления возможностей для самореализации одаренных учащихся как будущей национальной элиты.

Таким образом, актуальность данного исследования обуславливается:

— тенденциями возрождения и развития национальной школы в системе образования России;

— потребностью в создании этнокультурных систем образования, ориентированных на формирование национальной элиты;

— необходимостью научного осмысления и методического обеспечения процесса идентификации, обучения и развития одаренных детей в условиях этнокультурной направленности образования.

Проблема исследования заключается в выявлении условий, обеспечивающих обучение и развитие одаренных учащихся в национальной школе, и поиске путей их эффективной реализации.

Цель исследования состоит в разработке модели образовательного процесса в национальной школе, обеспечивающего самореализацию одаренных учащихся.

Объект исследования — система работы с одаренными учащимися в условиях этнокультурной направленности образования.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия, обеспечивающие самореализацию одаренных школьников в национальной школе.

Гипотеза исследования заключается в том, что образовательный процесс в национальной школе будет эффективно способствовать самореализации одаренных учащихся, если он будет ориентирован на:

— формирование личности как представителя национальной элиты, способной самоопределяться в мировом сообществе;

— использование национально-регионального компонента содержания образования в качестве основы для проектирования индивидуальных образовательных траекторий;

— реализацию деятельностного подхода к обучению, выражающегося в I активном включении одаренных учащихся в этнокультурные традиции.

Проблема, цель и гипотеза исследования определили его задачи:

1. Изучить существующие отечественные и зарубежные концепции одаренности, способы ее идентификации и развития.

2. Определить организационно-педагогические условия, обеспечивающие самореализацию ' одаренных учащихся в условиях этнокультурной направленности образования.

3. Разработать структуру содержания образования для одаренных учащихся в национальной школе, включающего элективные курсы гуманитарно-культурного и естественно-научного характера.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели образовательного процесса в национальной школе.

Общеметодологической базой исследования являются положения философии о сущности комплексного подхода к научным проблемам, о единстве теории и практики, взйимосвязи объективного и субъективного, идеи гуманизации и демократизации образования.

В качестве специальной методологии исследования выступают культурологический и системный подходы.

Теоретической основой диссертационного исследования явились концепции одаренности (Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, JI. Термен, Д. Б. Богоявленская, JI. Лейтес, A.M. Матюшкин и др.), концепция социальной философии об этносоциальном аспекте в понимании сущности человека, о соотношении этнического и общечеловеческого в социальной жизни (H.A. Бердяев, B.C. Библер, Б.Л. Вульфс’он, Б. С. Гершунский, О. В. Долженко, П.Ф. Капте-рев, C.B. Лурье, М. И. Махмутов и др.) — концепция национальной школы (А.Ю. Белогуров, В. А. Беловолов, С. П. Беловолова, Г. Н. Волков, А.Ю. Шад-же, И. Я. Яковлев и др.), современные теории этноса и этнического развития (Ю.В. Бромлей, Л. М. Дробижева, Х. М. Казанов, О. Л. Романова, Э. Эриксон, J.S. Phimiey, D.M. Taylor, V. Jaggi и др.), теории элит (М. Алле, Д. Белла, М. Вебер, Т. Карлейль, Н. Макиавелли, Г. Моска, Ф. Ницше, Ортега-и-Гассета, В. Парето, Н. Тойнби, А. Шопенгауэр, М. Янг и др.) и теории интеграции образования (О.С. Гребенюк, А. Я. Данилюк, М. В. Кларин, Ю.С. Тюн-ников и др.).

Методы исследования:

Общетеоретические методы:

— анализ философской, историко-педагогической, дидактической и психологической литературы по проблеме выявления, обучения и развития одаренных детей;

— изучение теории и 'практики работы национальных школ и анализ тенденций их развития;

— моделирование.

Эмпирические методы: эксперимент, беседа, наблюдение, качественный и количественный анализ результатов, психологическое и социологическое тестирование, анкетирование, математическая обработка материала.

Организация и этапы исследования. Экспериментальные исследования проводились на базе Адыгейской республиканской гимназии. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (2000;2001) осуществлялся I анализ научно-методической литературы по проблеме одаренностиизучались вопросы проектирования и развития национальных систем образованияопределялись исходные параметры исследования. На втором (2002;2004) определялись организационно-педагогические условия самореализации одаренных учащихся, разрабатывалась способствующая этому модель образовательного процесса в национальной школепроводилась экспериментальная проверка эффективности такой модели. На третьем этапе (2004;2005) осуществлялся качественный анализ результатов исследования, проводилась их статистическая обработкаформулировались выводы, оформлялась диссерI тация.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— обоснован концептуальный подход к организации работы с одаренными детьми в условиях этнокультурной направленности образования как процессу формирования будущей национальной элиты;

— определены организационно-педагогические условия самореализации одаренных учащихся в образовательном процессе национальной школы, сущностными характеристиками которого являются: ориентация на формирование личности как представителя национальной элиты, способного самоопределяться в мировой цивилизациииспользование национально-регионального компонента содержания образования в качестве основы для обеспечения его вариативности и проектирования индивидуальных образовательных траекторий;

— разработана и реализована на практике модель образовательного процесса в национальной школе, отвечающая сформулированным условиям. I.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

— сформулированы принципы моделирования образовательного пространства национальной школы как механизма удовлетворения этнокультурных потребностей и интересов;

— раскрыто содержание процесса формирования национальной элиты в этнокультурных образовательных системах;

— разработано научно-методическое обеспечение системы работы с одаренными детьми в условиях национальной школы: образовательные программы, система выявления и отбора учащихся, формы организации учебно-познавательной деятельности.

Практическая значимость работы заключается в том, что:

— создан эффективный механизм взаимодействия учреждений образования, культуры, творческих союзов и организаций по воспроизводству и наращиванию национальной элиты региона в условиях этнокультурной направленности образования;

— разработано содержание педагогической деятельности в национальной школе, способствующее реализации познавательных интересов и потребностей одаренных школьников через активное включение в этнокультурные традиции;

— доказана эффективность практической реализации разработанной модели образовательного процесса в национальной школе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования докладывались и обсуждались на Республиканской наI учно-практической конференции «Развитие национальной школы» (Майкоп, 1998 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Северный Кавказ в условиях глобализации» (Ростов-на-Дону, 2001 г.), Республиканской научно-практической конференции «Двуязычие как социокультурная проблема» (Майкоп, 2002 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы дошкольной, школьной и вузовской педагогики» (Майкоп, 2004 г.), на ежегодных итоговых научных конференциях Адыгейского государственного университета и Майкопского государственного технологического университета. ,.

Положения, выносимые на защиту:

1. Одним из важных направлений развития национального образования является воспроизводство и наращивание национальной элиты, интеллектуальный и творческий потенциал которой выступает в качестве фактора развития территории. Одна из основных задач системы работы с одаренными детьми, обеспечивающей условия для их идентификации, обучения, развития и социальной поддержки, состоит в необходимости формирования национальной элиты в условиях этнокультурной направленности образования.

2. Самореализация одаренных учащихся в национальной школе может быть эффективно осуществлена при соблюдении следующих условий организации образовательного процесса:

— ориентации на формирование личности как представителя национальной элиты, способной самоопределяться в мировой цивилизации;

— использовании национально-регионального компонента содержания образования в качестве основы для обеспечения вариативности образования и проектирования индивидуальных образовательных траекторий;

— деятельностном подходе к обучению, выражающемся в активном включении одаренных учащихся в этнокультурные традиции.

3. Ведущим направлением деятельности национальной школы, способствующим развитию познавательных интересов и потребностей одаренных учащихся в процессе приобщения к этнокультуре, является создание механизма взаимодействия учреждений образования, культуры, творческих союзов и организаций, обеспечивающего воспроизводство и наращивание к национальной элиты.

Выводы ко II главе.

1. Решающую роль в процессе самореализации одаренных учащихся в национальной школе выступает образовательная среда, компонентами которой выступают физическое окружение, человеческие факторы и программа обучения. В совокупности они создают предпосылки для реализации этнокультурной направленности образовательного процесса, направленного на воспроизводство и наращивание национальной элиты.

2. Продуктивность образовательного процесса для одаренных учащихся в национальной школе определяется соблюдением следующих условий:

— его ориентацией на формирование личности как представителя национальной элиты, способного самоопределяться в мировой цивилизации;

— использованием национально-регионального компонента содержания образования в качестве основы для проектирования индивидуальных образовательных траекторий;

— деятельностный подход к обучению, выражающийся в активном включении одаренных учащихся в этнокультурную традицию.

3. Результаты проведенного педагогического эксперимента доказали эффективность предложенной модели образовательного процесса в национальной школе, обеспечивающего самореализацию одаренных учащихся и подтвердили выдвинутую гипотезу.

Заключение

.

В ходе теоретического и экспериментального исследования в соответствии с его целями и задачами представлены основные результаты и выводы.

1. Целью развития образовательных систем в условиях демократизации общественной жизни становится передача базового образования и этнокуль-туры и на их основе предоставление условий для развития личности. Особую актуальность этот процесс приобретает для одаренных детей, самореализация которых не может быть эффективно осуществлена в рамках традиционного обучения.

2. Система работы с одаренными детьми в национальной школе должна рассматриваться в русле • формирования национальной элиты, обеспечивая реализацию познавательных интересов и потребностей учащихся в контексте этнокультурной направленности образования.

3. Ведущая роль в системе работы с одаренными детьми принадлежит образовательной среде, под которой понимается «система влияний и условий формирования личности, возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». Основными структурными компонентами образовательной среды выступают физическое окружение, человеческие факторы и программа обучения, каждый из которых наполняется этнокультурным содержанием.

4. Сущностными характеристиками образовательного процесса в национальной школе, обеспечивающего условия для выявления, обучения и развития одаренных детей, являются:

— ориентация на формирование личности как представителя национальной элиты, способного самоопределяться в мировой цивилизации;

— использование национально-регионального компонента содержания образования в качестве основы для проектирования индивидуальных образовательных траекторий;

— деятельностный подход к обучению, выражающийся в активном включении одаренных учащихся в этнокультурную традицию.

5. В качестве критерием эффективности образовательного процесса, направленного на самореализацию одаренных учащихся следует считать удовлетворенность его различными сторонами субъектов педагогического взаимодействия, что способствует повышению субъектной функции учащегося. '.

6. Продуктивность деятельности национальной школы по обучению и развитию одаренных детей определяется созданием эффективного механизма взаимодействия учреждений образования, культуры, творческих союзов и организаций, обеспечивающего воспроизводство и наращивание национальной элиты.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Элективные курсы «Нартский эпос» «Из истории адыгского этикета» —<Обрядовые праздники" «Адыгские народные игры»
  2. Вид Содержание Виды Формированиеобогащения образования деятельности основинформационнойкультуры
  3. Свободное время посвящается углубленному исследованию, творческой работе: глубина облегчает запоминание и перенос знаний на другие области, воспитывает внимательность, приучает к размышлению.
  4. Ниже представлена тематика некоторых элективных курсов для национальных школ Республики Адыгея {таблица 3).
  5. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности. М., 1990.-335 с.
  6. , И.С., Щебланова, Е.И., Задорина, E.H. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6−7 лет // Вопросы психологии.- 1994.- № 4. -С. 143−146.I
  7. , И.С., Щебланова, Е.И., Перлет, К. Адаптация мюнхенских тестов познавательных способностей для одаренных учащихся // Вопросы психологии.-1999.-№ 3.-С. 173−177.
  8. , А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.- Воронеж, 1996. — 767 с.
  9. , Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков М., 1996. -407 с.
  10. , Ю.Д. Психологический тренинг для выявления скрытой одаренности // Психология одаренности детей и подростков. М., 1996. — С. 158−177.
  11. , Ю.К. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  12. , Д. Возобновление истории в новом столетии // Вопросы философии. -2002.-№ 5.
  13. , В.А., Беловолова, С.П. Этнокультурная направленность содержания образования // Педагогическое образование и наука. 2002. — № 4.-С. 37−45.
  14. Ю.Белогуров А. Ю. Проблемы развития этнорегиональных образовательных систем // Педагогика. -2003. № 1. — С. 98−104.
  15. П.Бердяев, H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990а. — С. 43−271.
  16. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.-336 с.
  17. , B.C. Мышление как творчество. М., 1975. — 399 с.
  18. , B.C. Нравственность. Культура. Современность. (Философские рассуждения о жизненных проблемах). М., 1990. — 62 с.
  19. , А. Измерение умсчтвенных способностей. СПб., 1998. — 196 с.
  20. , Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Отв. ред. Б. М. Кедров. Ростов на/Д., 1983. — 372 с.
  21. , Д.Б. Исследования творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. — С. 328−348.
  22. , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного обраIзования. — Ростов на/Д., 2000. 352 с.
  23. , Ю.В. Очерки теории этноса. -М., 1983. 214 с.
  24. , A.B. Психологи мышления и кибернетика. М., 1970. — 270 с.
  25. , A.B. Психологи мышления и проблемное обучение. М., 1983.-96 с.
  26. К.И. Комплексное решение образовательно-воспитательных задач в национальной школе. Майкоп, 1987. — 116 с.
  27. , В.Ф. Оценка факторов и условий функционирования компонентов этнической культуры // Социол. исследования. 1993. — № 1. — С. 9396.
  28. , М. Избранные произведения. М., 1990. — С. 74−76.
  29. , JI.H. Наша группа: (О развитии познавательных способностей ребенка).-М., 1978.-94 с.
  30. Г. Н. Этнопедагогика. М., 1999. — 350 с.
  31. , JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.-92 с.
  32. , JI.C. История развития высших психических функций // Собр. соч. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983. — 367с. I
  33. , JI.C. Психология. М., 2000. — 1008 с.
  34. ЗО.Гершунский, Б. С. Педагогическая наука в условиях непрерывного образования // Сов. Педагогика. 1987. — № 7. — С. 57−62.31 .Гершунский, Б. С. Педагогические аспекты непрерывного образования // Вестник высшей школы. 1987. — № 8. — С. 22−30.
  35. , Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций). М., 1998. — 608 с.
  36. , Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. Сборник переводов. Под ред. Матюшкина, A.M. M., 1965. — С. 433−456.
  37. , Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 80−83.
  38. , Ю.З. О разработке и применении интеллектуальных тестов в США // Сов. Педагогика. 1970. — № 11. — С. 120−132.
  39. , Ю.З., Гарнец, О.Н., Коробко, C.JT. Феномен умственной одаренIности // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С. 147−155.
  40. , Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека: Психофи-зиол. исслед.-М., 1980.- 151 с.
  41. , Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993. — 304 с.
  42. Григоренко, E. JL, Стернберг, Р.Дж. Стили мышления в школе // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 1996. -№ 3. С. 34−42.
  43. , K.M. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии. — 1980.-С. 53−64.
  44. , В.В. Проблема развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986. — 239 с.
  45. , А.Я. Понятие и понимание русской национальной школы // Педагогика. 1997. — № 1. — С. 69, 70.
  46. , С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды.-М., 1996.-222 с.
  47. , О.В. Очерки по философии образования: Учеб. пособие. М., 1995.-239 с.
  48. , JI.M. Этническое самосознание русских в современных условиях: Идеология и практика// Сов. этнография. 1991. — № 1. — С. 3−13.
  49. , В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. — 356 с.
  50. , Е.И. Психология: Пособие для пед. училищ. М., 1965. — 344 с. 51 .Казанов, Х. М. Роль и место образования в жизнедеятельности общества и становления личности. Нальчик, 1992. — 232 с.
  51. , Н.В., Лукьянова, М.И. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. М., 2004. — 208 с.
  52. , П.Ф. История русской педагогики. СПб., 1905. — 746 с. I
  53. , П.Ф. О природе детей. СПб., 1899. — С. 39.
  54. , А.Г. Педагогические основы обновления содержания образования в современных социально-экономических условиях / Автореф. канд. дисс.-М., 1995.- 145 с.
  55. , М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. — 222 с.
  56. , Г. А. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. — 256 с.
  57. Кон, И. С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление. М., 1989. г С. 195−196.
  58. Кон, И.С. В поисках себя. М., 1984. — 335 с.
  59. Кон, И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. М., 1989. — 225 с.
  60. , В.А. Психология математических способностей школьников. -М., 1968.-431 с.
  61. , Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М., 1991. -79 с.
  62. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М., 1991.-224 с.
  63. , Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. — 277 с.
  64. , Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Избранные труды. М., 1997. — 448 с.
  65. , Н.С. Возрастной подход к проблеме детской одаренности // Основные современные концепции детской одаренности. М., 1997.
  66. , А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959. — 495 с.
  67. , А.Н. Психология образа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. № 2. 1961.-С. 3−13.
  68. , И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. — 185 с.
  69. , Т. Руководство по психологии. СПб., 1907. — 394 с.
  70. , C.B. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб., 1994. — 228 с.
  71. , З.А. Педагогическая система будущего: школьные реформы в высоко развитых странах // Сов. педагогика. 1990. — № 12. — С.116−126.
  72. , З.А. Тринадцать лет спустя: американская школа-96 // Педагогика.- 1996.-№ 5.-С. 102−110.
  73. , A.M. Загадки одаренности: пробл. практ. диагностики. М., 1993.-127 с.
  74. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.-208 с.
  75. , A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989.-№ 6. — С. 29−34.
  76. , А.М., Сиск, Д.Н. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. 1988. — № 2.
  77. , A.M. Яковлева, E.JI. Учитель для одаренных / Общественные движения и социальная активность молодежи. М., 1991. — 242 с.
  78. , М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977. -239 с. I
  79. , М.И. Современный урок. -М., 1985. 184 с.
  80. Мелик-Пашаев, A.A. Психологические основы художественного творчества // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.-С. 349−360.
  81. , H.H. Человек и ноосфера. М., 1990. — 280 с.
  82. , В.Н. О связи склонностей и способностей // Уч. зап. ЛГУ. Сер.: Психология, 1962. 308 с.
  83. , В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий: Сборник работ. М.: 1976. — 336 с.
  84. Ф. Полное собрание сочинений. Т. 1. М., 1985. — С. 171.86.0ртега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. 243 с. 87.0сборн М. Новые школы в Западной Европе. М., 1928. — 85 с.
  85. , И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения животных) // Полн. собр. соч. Т. 3. М.- Л., 1951.-390 с.
  86. , A.B. Личность в психологии с позиции системного подхода // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 57−66.
  87. , A.B. Спосрбности и труд. М., 1966. — 80 с. 91 .Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теорет. эксперим. исслед. М., 1980. — 240 с.
  88. , П.И., Чудновский В. Э. Психолого-педагогические основы развития одаренности учащихся: Программа. М., 1999. — 32 с.
  89. , Я.А. Методическое введение в психологию. М., 1983. — 205 с.
  90. , Я.А. Психология творчества. М., 1976. — 303 с.
  91. , М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. -М., 1996.-323 с.
  92. Равич-Щербо, И.В., Марютина, Т.М., Григоренко, Е. А. Психогенетика. -М., 1999.-445 с.
  93. , Дж., Рис, С.М. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренности детей // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. — 416 с.
  94. Реформы образования в современном мире: Глобальные и региональные тенденции // Отв. ред. Б. Л. Вульфсона. М., 1995. — 260 с. I
  95. , O.JI. Развитие этнической идентичности в этнически смешанной среде // Процессы психического развития. В поисках новых подходов. -М, 1995.-С. 237−270.
  96. , Г. И. Психологические профили. Методика. СПб., 1910. — С. 7.
  97. , C.JI. Основы общей психологии. СПб., 2000. — 720 с.
  98. , C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 423 с.
  99. ЮЗ.Русалов, В. М. Дудин С.И. Темперамент интеллекта: общие и специальные факторы // Психолог, журн. 1995. — Т. 16. — № 5. — С. 12−23.
  100. , В.М. Биологические основы индивидульно- психологическихIразличий. М., 1979. — 352 с.
  101. , А.И. Путь к одаренности. СПб., 2004. — 272 с.
  102. , Б.А. Английская школа и интеллектуальные тесты. М., 1958. — 351 с.
  103. , Б.А. Общество и образование. М., 1989. — 200 с. 108. Слоссон Р.
  104. , А.Н. Внутренняя речь и мышление. М. 1968. — 248 с.
  105. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. — М., 1991. С. 86.
  106. , Р., Григоренко, Е. Учись думать творчески // Основные современные концепции творчества и одаренности. — М., 1997. С. 193.
  107. , В.Я. Заметки о русской школе // Избр. пед. соч. М., 1991. -С. 161, 173, 174.
  108. , В.А. Сердце отдаю детям // Избр. пед. соч.: в 3-х т. М., 1979.-Т. 1.-558 с.
  109. , Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. -М, 198 $. 173 с.
  110. , К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988. — 173 с. Иб. Теплов, Б. М. Избранные труды: В 2 т. / Ред. — сост., авт. вступ. ст. икоммент. Н. С. Лейтес, И.В. Равич-Щербо. М., 1985. Т. 1. — 328 с. — Т. 2. -358 с.
  111. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. — 536 с.
  112. , Б.М. Способности и одаренность. Изб. труды. В 2 т. Т. 1. — М., 1985.-С. 15−41.
  113. , Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. М., 1982. — С. 129−132.
  114. , O.K. Психология мышления. М., 1984. — 270 с.
  115. , Э. Принципы обучения, основанные на психологии / Вступ. ст. Л. С. Выготского. М., 1926. — 235с.
  116. , Ж.Т., Чаптыкова Т. И. Диаспора как объект социологического исследования //Социол. исследования. 1996. — № 12. — С. 39.
  117. , П.И. Регион: управление образованием по результатам. Теория и практика. М., 2001. — 880 с.
  118. , П.И., Сенновский, И.Б. Технология модульного обучения. — М., 1997.- 186 с.
  119. , H.A. Организация творческой внеучебно-познавательной деятельности школьника. Л., 1989. — 92 с.
  120. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) /Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М., 1997. — 354 с.
  121. , Д.В. Одаренность, интуиция, творчество // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. — С. 78.
  122. , К.Д. Человек как предмет воспитания / Собрание сочинений. -В 11-тит.-М., 1948.-Т. 9.-С. 13−56.
  123. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1994. — С. 45.
  124. , Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей // Основные современные концепции творчества и одаренности. — М., 1997.-С. 371−399.
  125. , М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — М.- Томск, 1997.-392 с.
  126. , В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей. М., 1991. — С. 7−21.
  127. , В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. — 315 с.
  128. , В.Д. Духовность и творчество // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. — С. 368−369.
  129. В.Д. Народная школа // Высшее образование в России. 1993. i-№ 2. С. 109, 111, 112.
  130. , В.Д. Психология деятельности и способности человека. 2-е изд. — М., 1996.-318 с.
  131. , В.Д. Способности человека // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. — С. 27.
  132. В.Д. Философия образования и образовательные политики.-М., 1993.-С. 103, 105−106, 108.
  133. , В.К. Этнокультурная направленность российского образования.-М., 1997.- 176 с. i
  134. , И.А. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Учебное пособие. Майкоп, 1999. — 468 с.
  135. , Г. Т. Проблема одаренности и новая региональная образовательная модель. Майкоп, 1996. — 49 с.
  136. Г. Т. Организационно-педагогическая деятельность по развитию одаренности как основы элитарного образования. М., 2001. — 294 с
  137. , Г. Т. Организация работы с одаренными детьми как составная часть инновационной деятельности. Майкоп, 1996. — 104 с.
  138. , В. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. А.П. Болтунова- под ред. В. А. Лукова. СПб., 1997. — 128 с.
  139. , В.М. Проблема одаренности. М., 1923. — 136 с.
  140. , В.М. Проблема школ для одаренных. M.-JL, 1927. — 98 с.
  141. , Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974. — 63 с.
  142. , В.П. Гениальность и генетика. М., 1998. — 544 с.
  143. , B.C. О «наивной» и «культурной» креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. — С. 127−142.
  144. , B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М., 1996. -128 с.
  145. , И.С. Развивающее обучение. М., 1979. — 119 с.
  146. , В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М, 1997. — 54 с.
  147. Adler A. Praxis und Teorie der Individualpsychologie. Miinchen, 1927. VI, 257 p.
  148. Allias M. Classes sociales et civilisations. Economies et socieles. T. 8., 1974. -P. 285,377.
  149. Amabile T.M. The Social Psychology of Creativity. -N.Y., 1983. 316 p.
  150. Barbe W.B. Psychology and education of the gifted: Selected readings. -N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1965. 534 p.
  151. Barron F.& Harrington D.M. Creativity, Intelligence and Personality // Annual Review of Psychology, 1981. Vol. 32. — P. 439−476.
  152. Bono de E. Wie Kinder richtig denken lernen. Wien, 1994.
  153. Burt C. The Gifted Child. L.: Hodder and Stoughton, 1975. — 214 p.
  154. Cattel R.B. Theory of fluid and cristallized intelligence: A critical experiment// Journal Educational Psychology, 1963. Vol. 54. — P. 1−22.
  155. Cattel R.B. Abilities: Their structure, growth and action. Boston: Houghton Mifflin, 1971.-XXII,-583 p.: il.
  156. Clark B. Growing up gifted Columbus: Merrill, Bell a. Howell, 1979. — 476 p.
  157. Clark B. Education for the gifted A.D. 2000 // Gifted Child Today, 1989.-Vol 12.-№ 3.- P. 5−8.
  158. Clark B. Growing up gifted: Developing the Potential of Children at Home and at School (4-th ed.) N.Y., 1992. — 442p.
  159. Clendening C.P., Davies R.A. Challenging the gifted: Curricular enrichment and acceleration models. N.Y.- L.: Bowker, 1983. — 482 p.
  160. Feldhusen J.F. The Theree-Stage Model of Course Design. Englewood Cliffs. -N.Y., 1980.
  161. Feldhusen J.F., Kennedy D.M. Effects of honors classes on secondary students // Roeper Review, 1989. Vol.11. — № 3. — P. 153−156.
  162. Feldhusen J.F., Kollof M. A three stage model // The Gifted Child Today, 1989.-Vol. 12.-№ l.-P. 15−19.
  163. Feldhusen J.F.Synthesis of research on gifted youth// Educational leadership, 1989. Vol. 46. — № 6. — P. 6−11.
  164. Gallagher J.J. Educational reform, values and gifted students // Gifted Child Quarterly.- 1991.- Vol. 35,№ l.-P. 12−19.
  165. Gallagher J.J. Issues in education for the gifted // The gifted and the talented. Ed. by Passow A.H. Chicago, 1979. — P. 28−44.
  166. Gallagher J.J. Reseach: trends and needs in education of the gifted. Washiington, D.C.: G.P.O., 1964. 18 p.
  167. Galton F. Hereditary Genius. An Inquiry into Its Laws and Consequences. -L.: McMillan, 1925.-370 p.
  168. Gardner H. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligence’s. N. Y, 1983.
  169. Gardner H. Creating Minds. N.Y., 1993.
  170. Getzels T.W., Jackson P.W. The meaning of giftedness an examination of an expanding concept // Phi Delta Kappan, 1958. — Vol. 40. — P. 75−77.
  171. Guilford J.P., Christensen P.R. The one-way relation between creative potential and IQ // Journal of Creative Behavior, 1973. Vol. 7. — № 4. — P. 247−252.
  172. Gruber H.E. The Self-Construction in Extraordinary // R. Sternberg et al. (Eds.), Conceptions of Giftedness. N.Y., 1984. — P. 247−263.
  173. S.N. (et al). Differentiated Curricula for the Gifted. Ventura, CF: Ventura County Superintendent of Schools Office, 1982.
  174. Lubart T.I. Product-Centered Self-Evaluation and the Creative Process. Ph.D. Dissertation. New Haven, 1994.
  175. Maker C. Curriculum development for the gifted. Rockville, Md.: Aspen Systems Corp, 1982. — 262 p.
  176. M. & Meeker R. The SOI System for Gifted Education. // J.S. Renzulli (Ed.). Systems and models for Developing programs for the gifted and talented. Creative Learning Press, 1986.-P. 194−215.
  177. Passow A.H. Enrichment of education for the gifted // Education for thegifted. EdbyN.B. Henry. Chicago, 1958. — P. 193−221.i
  178. Passow A.H. A look around and a look ahead // The gifted and the talented. Ed. by Passow A.H. Chicago, 1979. — P. 439−459.
  179. Passow A.H. Educational policies, programs and practices for the gifted and talented // The gifted and the talented. Ed. by Passow A.H. Chicago, 1979. — P. 97−104.
  180. Passow A.H. The nature of giftedness and talent // Gifted Child Quarterly, 1981. Vol. 25. — № 4. — P. 5−10.
  181. Passow A.H. Education of the Gifted // Prospects, 1984. Vol. 14. — N 2. — P. 177−187.i
  182. Raven J.C. Guide to the Progressive Matrices. London: Lewis, 1960
  183. Raven J.C. The Raven Progressive Matrices: A review of national norming studies and ethnic and socioeconomic variation within the United States // J. of Educate. Measurement, 1978.-Vol. 26. -P. 1−16.
  184. J.C., Court J.H. & Raven J. Manual for Raven’s Progressive Matrices and Vocabulary Scales. Scales. London, 1986. — Sekt. 1−7, Suppl. 1−3.
  185. Reis S.M., Renzulli J.S. Key features of successful programs for the gifted and talented // Educational Leadership, 1984. Vol. 41, 7. — P. 28−34.
  186. Reis S.M., Renzulli J.S. Providing challenging programs for the gifted readers// Roeper Review, 1989. Vol. 12. — № 2. — P. 92−97.
  187. Renzulli J.S. The Enrichment Triad Model. Mansfield Center, 1977. 89 p.
  188. Renzulli J.S. The enrichment triad model: A guide for developing defensible programs for the gifted and talented. Wethersfield, Conn.: Creative Learning Press, 1977.-80 p.
  189. Renzulli J.S. What makes giftedness? Reexamining a definition //Phi Delta Kappan, 60. 1978. P. 180−184,261.
  190. Renzulli J.S., Reis S.M. The schoolwide enrichment model. Mansield Center, CT: Great. Learning Press., 1984.
  191. J.S. (Ed.) Systems and models for developing programs for the gifted and talented. Creative Learning Press, Inc., 1986a.
  192. Renzulli J.S. The three ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity // Conceptions of Giftedness. New York: Cambridge University Press., 1986b. P. 332−357.
  193. Piirto J. Deeper and broader: The pyramid of talent development in the context of the giftedness construct // Nurturing Talent. Individual Needs and Social Ability. Van Goroum, Assen, 1995. — P. 10−19.
  194. Simon H. Marking Management Decisions the Role of Intuition and Emotion //Academu of Management Executive., 1987
  195. Simonton DK. Genius, Creativity and Leadership. Cambridge, 1984. IX, 231 p.
  196. Sisk D. Creative teaching of the gifted. N.Y.: McGraw Hill, 1987. — 370p.
  197. Spearman C. The Abilities of Man. N.Y., 1927. — P. 367.
  198. Sternberg R.J. Beyond IQ: A Triarchic Theory of Human Intelligence. -Cambridge, 1985.
  199. RJ. & Lubart T.I. Defying the crowd: Cultivating creativity in a culture of conformity. N.Y., 1995.
  200. Stanley J.C. How to use a fast-paced math mentor // Intellectually talented youth bulletin, 1979. Vol 5. N. 6. — P. 1−2.
  201. Stanley J.C. An academic model for educating the mathematically talented // Gifted Child Quarterly. 1991. Vol 35. № 1. — P. 36−41.
  202. Stanley J.C. Boys and Girls Who Reason Well Mathematically // G.R. Bock &K. Ackrill (Eds.). The Origins and Development of High Ability. Chichester, 1993.-P. 119−138.
  203. Tannenbaum A.J. History of interest in the gifted // Education for the gefted. Ed. by N.B.Henry. Chicago, 1958. — P. 21−38.
  204. Tannenbaum A.J. Presputnic to Post-Watergate concern about the gifted // the geted and the talented / Ed. by Passow A.H. Chicago, 1979. — P. 5−27.
  205. Tannenbaum A.J. The Enrichment Matrix Model // Systems and models fori
  206. Developing programs for the gifted and talented. Creative Learning Press, 1986.-P. 391−428.
  207. Tannenbaum A.J.Giftedness: a Psychosocial Approach // Conceptions of Gift-edness. Cambridge, 1986. — P.21−52.
  208. Taylor B. Gifted Primary Children in Redbridge // Trends in Education, 1977. — № 2. P. 23−25.
  209. Terman L.M. Mental and Physical Traits of a Thousand Gifted Children Stanford, 1925.
  210. Terman L.M., Oden M.H. Genetic studies of genius. Stanford, CA: Stanford Univ. Press, 1959. Vol. 4: The gifted child grows up: Twenty five years’follow up of a superior group. — 448 p.
  211. Thurstone L.L. The nature of intelligence. N.Y.: Harcourt. Brace and Company, Inc, 1924.
  212. Thurstone L.L. Primary mental abilities. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1938.-IX, 121 p.
  213. Torrance E.P. Education and Creative Potential. Minnesota, 1967. — VII, 167 p.: il.
  214. Torrance E.P. Guiding creative talent. Englewood Cliffs. N.Y.: Prentice-Hall, 1964.-IX, 278 p. i
  215. Torrance E.P. Education and the Creative Potential. Minnesota, 1967.
  216. Torrance E.P. Predictive validity of the Torrance Tests o Creative Thinking // Journal of creative behavior, 1972. № 6. — P. 236−252.
  217. Torrance E.P. The Search for Satori &Creativity. N.Y., 1979.
  218. Torrance E.P. Growing up creatively gifted: a 22-year longitudinal study // Creative child and adult quaterly, 1980. № 5. — P. 148−70.
  219. Trefflnger D.T. School reform and gifted education opportunities and issues // Gifted Child Quarterly, 1991. — Vol. 35, N1. — P. 6−11
  220. Williams J.M. The Cognitive-Affective Interaction Model for Enriching Gifted Programs // Systems and models for Developing programs for the gifted and talented. -N.Y.: Creative Learning Press, 1986. P. 461−484.
  221. Zegas D. A validation study of tests from the divergent production plane of the Guilford structure-of intellect model // Journal of Creative behavior. 1976. -Vol. 10. No 3. P. 170−177.i
  222. Тезисы научных докладов учащихся национальных школ Республики Адыгея1. Марина Л.
  223. Формирование и развитие экологической культуры у адыгов
  224. Вступление человечества в третье тысячелетие ознаменовалось пристальным вниманием общества к проблемам окружающей среды, интересам к культурным аспектам экологической деятельности человека.
  225. Опираясь на идею этнической экологии и рассматривая влияние экологического состояния территории на жизнедеятельность народа, живущего на ней, мы обратились к истокам формирования и особенностям процесса развития экологической культуры у адыгов.
  226. Символика в свадебных обрядах адыгов
  227. Языком культуры мы называем те средства, которые позволяют людям общаться между собой, ориентироваться в пространстве культуры, — это знаки, символы.
  228. Повседневная жизнь человека наполнена символами и знаками, которые регулируют его поведение, что-то разрешая или запрещая, олицетворяя и наполняя смыслом. Символы являются средством, своего рода строительным материалом опосредованного общения.
  229. В свадебных обрядах адыгов важное место занимает символ белых и черных нитей. Примечательно, что нитками одаривали только старух. По по-верию, женщины, прожившие долгие годы, обладали таинственной силой. I
  230. Военный уклад жизни, оружие и амуниция у кавказских народов в средние века
  231. В результате опытный воин мастерски владел различными видами оружия, джигитовкой. Оружие, как правило, было именным, а подаривший его выказывал готовность отдать жизнь за человека, которому был преподнесен дар.
  232. Так как кавказцы отдавали предпочтение сражению в седле, они не могли пользоваться стандартной саблей. Ее переделали, выпрямили, лезвие удлинили, и получилась знаменитая кавказская шашка.
  233. Кавказские шлемы делились на три типа в зависимости от высоты. Особенностью всех шлемов является отсутствие носовой стрелки, вместо которой верхнюю часть лица прикрывала кольчужная полумаска.
  234. Проблемы этнической самоидентификации
  235. Дж. Финней сделала предположение, что формирование этнической идентичности проходит три стадии: от неопределенной этнической идентичности через период исследований к ее достижению.
  236. Неотъемлемой частью этнической самоидентификации является процесс инкультурации, когда формируется личность человека, и социализации выработки им социальных норм и правил общественной жизни.
  237. В работе рассматриваются отличительные черты культуры кубанского казачества, исследуется черкесская гипотеза происхождения казачества и анализируются общие че^ты казачьей и горской ментальности, сближающие народы.
  238. В системе ценностей как горской, так и казачьей культуры атрибутом полноценного свободного человека являлось оружие. У обоих народов оно играло большую роль в свадебном обряде, составляло главное убранство казачьей хаты и черкесской сакли.
  239. Все это помогло адыгам и казакам уважать и лучше понимать друг друга, даже находясь в состоянии военного конфликта.
Заполнить форму текущей работой