Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Информация в системе факторов общественного производства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты диссертации, обладающие элементами научной новизны, состоят в следующем: раскрыта сущность и дано определение категории «информация» с общенаучной и экономической точек зрения и обоснован тезис о крайней важности и фундаментальности информации в качестве фактора производства, присутствующего на каждом этапе общественно-экономического развития человечества, а не только… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа информации в системе факторов производства
    • 1. 1. Методологические подходы к раскрытию содержания категории «информация»
    • 1. 2. Информация как базовый фактор производства
    • 1. 3. Функции информации в процессе формирования стоимости
  • Глава 2. Информация в структуре интеллектуального капитала
    • 2. 1. Место информации в механизме реализации интеллектуального капитала
    • 2. 2. Информационно-коммуникационные технологии как важный фактор роста экономики
    • 2. 3. Экономическая стратегия России в глобальном информационном обществе

Информация в системе факторов общественного производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Характерной чертой последних десятилетий было стремительное, беспрецедентное по темпам развитие современных информационных технологий, включающих средства обработки информации и новые способы коммуникаций. Прежде всего, волна «информационной революции» прокатилась в промышленно развитых странах — в странах-лидерах мирового хозяйства, однако, в последние годы она все больше «накрывает» продвинутые развивающиеся страны, сделавшие благодаря этому значительный рывок в экономическом развитии.

Эти процессы начали протекать еще в конце XIX века, став ярко выраженными к концу ХХ-го. За этот период в структуре общего фонда развития, состоящего из инвестиций в физический капитал, а также из вложений в так называемый «человеческий», или «интеллектуальный» капитал, стала быстро нарастать доля компонентов, связанных с увеличением роли человеческого фактора. Интеллектуальный капитал и его квинтэссенция — информация, с каждым годом играют все большую роль в мировой экономической системе, выступая как фактором, так и результатом реализации экономических интересов субъектов воспроизводственного процесса. Постоянно увеличивается как доля сектора информационных технологий в структуре производимого мирового валового продукта, так и степень его позитивного влияния на все остальные сектора, что выливается в стабильно высокие темпы роста мировой экономики.

Такое повышение роли информации в экономической жизни общества привело к тому, что многие экономисты активно дискутируют о том, что современное человечество стоит на пороге перехода от индустриальной и постиндустриальной формы общественного устройства к информационной. В современной России научные и государственные деятели активно призывают к переориентации с сырьевой направленности отечественной экономики на инновационный путь ее развития, ведутся дискуссии о методах и направлениях такой реструктуризации, и уже делаются первые конкретные шаги в этой области. Страна, обладая таким мощным «научным багажом», сильной системой образования и заметными научными достижениями имеет уникальный шанс, используя положительный опыт и ошибки США и Европы — мировых лидеров в области информационных технологий — сделать настоящий «технологический» прорыв, войдя в информационную стадию развития национальной экономики, заняв перспективную нишу в экономике мировой. В связи с этим, исследование места и роли информации и интеллектуального капитала в экономической жизни общества, значение возникающих и бурно развивающихся новых высокотехнологичных секторов мировой экономики для целей ее роста, а также направлений государственной политики в этих направлениях представляется весьма актуальным.

Степень научной разработанности проблемы. Теория информационной экономики относительно молода, и опирается па исследования в области теории информации. Слово «информация» вошло в постоянное употребление не так давно, в середине двадцатого века, с подачи Клода Шеннона. До этого термин «информация» использовался в узком смысле: «информация (от лат. Information — разъяснение, изложение) -некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний». К. Шеннон ввел этот термин в узком техническом смысле, применительно к теории связи или передачи кодов (которая получила название «Теория информации»).

В дальнейшем, вопросы сущности информации и ее места в жизни общества разносторонне исследованы в работах таких авторов, как Н. Винер, У. Эшби, Р. Хартли, А. Д. Урсул, В. Г. Пушкин, В. М. Глушков, Б. Н. Петров, С. Бир, И. Земан, К. Е. Морозов, В. С. Тюхин, А. К. Ребане, И. А. Вейцзакер, Е. А. Гончаренко, В. С. Знаменский, Н. Н. Моисеев, В. М. Заварыкин.

Большое внимание определению и исследованию сущности категорий «интеллектуальный капитал» и «человеческий капитал» уделяют такие отечественные и зарубежные авторы как Л. С. Шаховская, М. М. Критский,.

Р.И.Цвылев, В. А. Козлова, Б. Б. Леонтьев, В. Л. Иноземцев, В. С. Гойло, С. А. Ленская, Д. Шнайдер, Э. Брукинг, Сидней Дж. Уинтер, Т. Бьюзен, Г. Минс, Д. Нельсон, Ричард Р. Моррисон и другие.

Значительный вклад в разработку концепций постиндустриальной и информационной экономики, а также в развитие методологии их исследования внесли такие ученые как Д. Белл, Э. Тоффлер, К. Эрроу, Ф. Махлуп, Д. И. Блюменау, Л. И. Ракитов и другие.

Тем не менее, несмотря на достаточно обширную базу исследования различных аспектов информационной модели общественного устройства, многие теоретико-методологические вопросы остаются дискуссионными и требуют дальнейшего обоснования и исследования. В частности, это емкое и обоснованное определение категории информации с экономической точки зрения, структура ее стоимости в качестве производственного фактора, специфика предпосылок информатизации национальной экономики в российских условиях и многие другие.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является обоснование роли и места информации в системе факторов общественного производства, структуре интеллектуального капитала, а также значения информационных технологий для развития мировой экономики в целом и российской, в частности.

В соответствии с поставленной целью исследования предусматривается последовательное решение следующих задач: раскрыть сущность категории «информация» с общенаучной и экономической точек зрениядать характеристику информации в качестве фундаментального фактора производства, в том числе в исторической ретроспективеисследовать структуру стоимости информации в качестве фактора производства в условиях информационной модели общественного развитияпроанализировать механизм участия информации непосредственно в производственном процессе в виде интеллектуального капитала и раскрыть сущность последнегодоказать высокую степень влияния отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на темпы мирового экономического роста и производительности трудавыявить и рассмотреть основные факторы, стимулирующие наиболее эффективные результаты использования достижений сектора ИКТ в целях экономического ростаисследовать текущие возможности России в направлении информатизации национальной экономики для целей построения новой глобальной стратегии экономического развития.

Объект и предмет исследовании. Объектом исследования является информация как экономическое явление.

Предметом исследования являются отношения по поводу создания и использования информации как фактора производства, интеллектуального капитала и информационно-коммуникационных технологий и их влияние на динамику развития мировой экономики и соответствующего потенциала экономики России.

Методологической и теоретической основой исследования являются научные труды российских и зарубежных авторов в области теории информации, ее места и роли в экономической жизни общества, классические и неоклассические теории факторов производства, интеллектуального и человеческого капитала, а также труды в области построения и исследования институциональных концепций постиндустриального и информационного общественного развития.

Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялись на основе диалектического метода, метода восхождения от абстрактного к конкретному, экономико-статистического и структурнологического методов, а также графические методы представления информации.

Информационно-эмпирическая база исследования включает: официальные данные Федеральной службы статистики России, программы Правительства Российской Федерации, аналитические и статистические материалы, монографии, а также статьи, опубликованные в отечественной и зарубежной научной литературе и периодической печати, материалы собственных исследований автора.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в обосновании исключительно важной факторной роли информации в производственном процессе, в особенности в современных условиях, и все возрастающем влиянии интеллектуального капитала и сектора информационных технологий на темпы развития всех остальных секторов мировой экономики, а также в раскрытии возможностей эффективной реструктуризации национальной экономики в целях повышенных темпов экономического развития и гармоничной интеграции в современную мировую экономическую систему посредством четкой и направленной политики информатизации национальной экономики.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Среди концепций информации можно выделить основные: информация как функциональное явление, связанное с управлением, т. е. относящееся только к системам управленияинформация как устранение неопределенности (энтропии) — информация как отраженное разнообразиеинформация как свойство материи. Наиболее обоснованные и объективные положения содержит в себе синтез последних двух из этих подходов, как единство онтологического и гносеологического. С экономической точки зрения, информация — это базовая информация (то есть определенная в общем виде), ограничивающаяся экономическими отношениями, явлениями и законами, т. е. свойство всех процессов, касающихся отношений между людьми по поводу наиболее эффективного распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения наибольшего круга безграничных потребностей.

2. Каждая из форм общественного устройства — аграрная, индустриальная, постиндустриальная, информационная — характеризуется главенствующей ролью определенного фактора производства, отвечающего соответствующей исторической эпохе, техническому и технологическому уровню развития цивилизации. Информация в качестве фактора производства объективно существует непосредственно с момента возникновения самого производства как процесса, и, соответственно, присутствует на всех этапах эволюции общественного устройства человечества. Причем это присутствие характеризуется фундаментальностью информации по отношению к другим факторам и постоянным усилением ее роли в формировании результатов производства.

3. Экономическая сущность информационного способа организации производства заключается в резком укреплении позиций информации в качестве главенствующего фактора производства, и, соответственно, повышении ее веса в структуре стоимости создаваемого ВВП. Эти процессы, в свою очередь, приводят к более ускоренному развитию средств производства и повышению производительности труда.

Несмотря на то, что доля сферы услуг по количеству занятых в развитых странах, относящих себя к постиндустриальным, превышает долю материального производства, сфера услуг, и вся социальная сфера, продолжает существовать, как и ранее в индустриальном обществе, за счет распределения продукта, созданного отраслями материального производства.

4. Информация, являясь важнейшим фактором производства, участвует в формировании стоимости создаваемого товара (услуги), т. е. имеет в ее структуре определенный вес. Анализ процесса формирования стоимости самой информации как издержек производства показывает, что произвести информацию — это значит понести определенные затраты на ее добычу, т. е. понести затраты на восприятие свойств тех процессов, которые касаются отношений между людьми по поводу наиболее эффективного распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения наибольшего круга безграничных потребностей.

Суть процесса производства информации заключается в том, чтобы извлечь из объективно существующей «информационной массы» определенные ее «части» посредством их восприятия. Именно затраты на подобное вычленение и составляют стоимость информации. Кроме этого, следует различать понятия «произвести информацию», «получить информацию», «приобрести информацию» и «потребить информацию». Обрабатывая элементарную информацию посредством своих умственных способностей, человек осуществляет производство информации более высокого уровня, вовлекая в качестве ресурсов труд и собственно саму информацию.

5. Анализ структуры стоимости информации показал, что информация как фактор производства увеличивается относительно величины, вложенной в начале производственного цикла, участвует в производственном процессе «посредством» человека, т. е. выраженная в информационном (интеллектуальном) капитале, которым обладает человек. Интеллектуальный капитал представляет собой совокупность части человеческого и структурного капитала, системы образования и государственной системы управления в сфере информационных технологий. С экономической точки зрения, интеллектуальный капитал можно охарактеризовать как совокупность знаний, навыков, умений человека, его мобильность и креативность, обеспечивая возможность создания продукта как результата производственного процесса.

6. Эмпирические исследования показывают достаточно сильную степень влияния информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в целом на экономический рост в отдельно взятой стране, подтверждая теоретические представления и обоснования такого воздействия. За последнее десятилетие прошлого века, особенно во второй его половине, информационно-коммуникационные технологии обеспечивали в среднем пятую часть экономического роста в развитых странах, а вклад отрасли ИКТ в общую добавленную стоимость мирового бизнеса в 2006 году составлял более 9%. Между тем, сам сектор ИКТ занимает относительно небольшое место в структуре национального ВВП даже в развитых странах. Так, по итогам 2006 года в структуре ВВП США доля сектора ИКТ составляет 8,1%, стран Евросоюза — 6,8%, Японии — 8,8%. Это связано с тем, что информационные технологии занимают все большую роль в производстве добавленной стоимости не только прямо, в виде товаров и услуг самого сектора ИКТ, но и косвенно — в виде влияния на производительность труда, эффективность использования всех производственных ресурсов, ускорение деловых связей и оборота капитала в других секторах экономики. Кроме того, ИКТ стимулируют возникновение новых производств и секторов экономики.

7. Поскольку теоретически информация является неисчерпаемым ресурсом, при определенных условиях и сочетаниях факторов, способствующих накоплению, внедрению и распространению интеллектуального и структурного капиталов, ИКТ, в отдельно взятой стране можно сделать качественный рывок в экономическом развитии за относительно короткий срок. В современной России возможна переориентация с сырьевой направленности экономики на инновационный путь ее развития с учетом имеющихся факторов информатизации и переработки опыта развитых стран по переходу к информационному обществу.

Научная новизна исследования состоит в развитии теоретических подходов к понятию информация с общенаучной и экономической точек зрения, а также к месту и роли информации в структуре интеллектуального капитала и разработке рекомендаций по информатизации национальной экономики.

Результаты диссертации, обладающие элементами научной новизны, состоят в следующем: раскрыта сущность и дано определение категории «информация» с общенаучной и экономической точек зрения и обоснован тезис о крайней важности и фундаментальности информации в качестве фактора производства, присутствующего на каждом этапе общественно-экономического развития человечества, а не только на постиндустриальной и информационной его стадиивыдвинут и обоснован теоретический подход к анализу структуры стоимости информации как фактора производства, создания и переноса ее стоимостипредставлено и конкретизировано содержание таких понятий как «производство информации», «получение информации», «приобретение информации» и «потребление информации" — выдвинут и доказан тезис о нулевой полезности каждой дополнительной единицы конкретно взятой информации в качестве товараобосновано влияние информации, интеллектуального капитала и всего сектора информационно-коммуникационных технологий на развитие всех отраслей народного хозяйства и на темпы мирового экономического роста, а также выявлен комплекс факторов, системное воздействие которых позволяет добиться наиболее эффективной отдачи от такого влияниятеоретически и эмпирически обосновано наличие фундамента для интенсивного развития процесса информатизации российской экономики, отмечены наиболее перспективные «точки роста» и факторы их активизации, способные составить основу новой экономической стратегии.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в углублении представления об информации как важнейшей экономической категории и выявлении тех факторов, которые стимулируют максимальную отдачу от использования информации в целях экономического роста.

Теоретические выводы, сделанные в результате исследования могут быть использованы при разработке государственных, региональных стратегий и программ информатизации социально-экономического развития, при разработке стратегий по внедрению информационно-коммуникационных технологий на предприятиях, анализе теоретических проблем функционирования интеллектуального капитала, а также в учебном процессе при учебных курсов «Экономическая теория», «Информационные системы и технологии в экономике», «Мировая экономика», «Государственное регулирование экономики».

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические выводы исследования были представлены на научно-практических конференциях в Ростове-на-Дону. Результаты диссертационного исследования получили отражение в 6 опубликованных работах общим объемом 2,3 п.л.

Структура работы отражает логику, цель и задачи исследования. Диссертация состоит из введения, шести параграфов, объединенных в две главы, заключения и списка использованных источников, содержит 8 таблиц, 20 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Понятие «информация» достаточно широко используется в обычной жизни современного человека, и невозможно обхватить все существующие подходы и определения информации. Согласно нашим представлениям, наиболее обоснованные и объективные положения содержат в себе следующие подходы — информация как отраженное разнообразие и информация как атрибут материи в единстве онтологического и гносеологического анализа.

Наиболее обобщенно информацию можно определить как фундаментальное исключительное свойство материи, проявляющееся изначально во взаимодействии ее элементарных частиц. Информация — это наиболее общее, исключительное свойство материи. Конкретные формы материи в виде всевозможных объектов бытия и их разнообразных свойствэто частные проявления ее общего свойства — информации. С экономической точки зрения информация — это информация в общем понимании, ограничивающаяся экономическими отношениями, явлениями и законами. То есть информация — это свойство всех процессов, касающихся отношений между людьми по поводу наиболее эффективного распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения наибольшего круга безграничных потребностей. Эти свойства в итоге воспринимаются, представляются и осмысливаются человеком в виде определенных агрегированных и частных экономических данных, на основании которых им принимаются те или иные экономические решения.

Информация является важнейшим, фундаментальным фактором производства, присутствующим на каждом этапе развития человечества. Резкое укрепление позиций информации в качестве главенствующего производственного фактора, и, соответственно, повышение ее веса в структуре стоимости создаваемого ВВП раскрывают экономическую сущность информационного способа организации производства, идущего на смену индустриальному и постиндустриальному.

Информация, как и любой другой товар, создается основными факторами производства: труд, земля, капитал, предпринимательские способности и сама информация. Причем и здесь информация — основной фактор, который, в свою очередь, измеряется теми же трудом, землей, капиталом, предпринимательскими способностями и самой информацией. Человек просто-напросто не воспримет информацию, не обладая другой, необходимой для ее восприятия информацией — более низкого уровня. Таким образом мы дойдем до такого уровня информации, воспринимая которую человек не затрачивает труд — это, например, элементарная информация об окружающем нас мире, которую человек получает непроизвольно посредством своих органов чувств. Обрабатывая эту элементарную информацию посредством своих умственных способностей, человек осуществляет производство информации более высокого уровня, вовлекая в качестве основных ресурсов труд и собственно саму информацию.

С точки зрения оценки информации с позиций ее полезности для потребителя, можно отметить следующие специфические моменты: 1) у информации, наверное, как ни у одного другого товара, очень сильный разброс в оценках ее преимуществ, и, соответственно, стоимости, среди круга потребителей- 2) знание о свойствах (сути) информации до ее приобретения, избавляет от необходимости этого самого приобретения. Таким образом, при продаже информации разглашаются не ее свойства (суть), а те последствия, та польза, которую получит покупатель после приобретения и потребления информации- 3) таким образом, полезность каждой дополнительной единицы конкретно взятой информации в качестве товара равняется нулю. Ведь один раз получив информацию, у потребителя отпадает необходимость в ее дальнейшем потреблении.

Информация, как фактор производства состоит в основном из стоимости затраченного на ее производство труда и другой информации. Человек, воспринимая какую-либо информацию, посредством своих умственных способностей, например, производит другую информацию, более высокого уровня. Кроме этого, результат производства — товар, или услуга — несет в себе помимо затраченной на его производство в качестве ресурса информации, еще и новую информацию, выраженную в определенных свойствах этого товара (или услуги) как самостоятельного экономического объекта. Таким образом, можно сказать, что в процессе производства информация приращает сама себя. Другими словами информация как фактор производства увеличивается относительно величины, вложенной в начале производственного цикла. Таким образом, рассматривая информацию в таком роде, ярко высвечиваются ее черты не просто как важного фактора производства, но и капитала.

С другой же стороны, информация участвует в производственном процессе не напрямую, а «посредством» человека. Только человек может воспринимать информацию, производить ее, вычленяя из информационной массы, а в дальнейшем в своих целях использовать в производственном процессе. Не воспринятая информация безпроизводительиа. В итоге можно говорить о неком информационном капитале, которым обладает человек. В современной экономической науке в этом контексте довольно часто встречаются термины «интеллектуальный капитал» и «человеческий капитал».

Интеллектуальный капитал на макроуровне, как и на микроуровне представляет собой совокупность части человеческого и структурного капитала. Часть человеческого капитала, входящая в качестве органичного элемента в интеллектуальный капитал, несомненно, являет собой наиболее образованную часть населения: носителей культурного, духовного, интеллектуального потенциала нации. Другой частью человеческого капитала, с макроэкономической точки зрения, являются бизнесмены и предприниматели среднего звена. Деятельность этой категории населения в своем роде уникальна и включает в себя элементы творчества и незаурядный умственный и информационный потенциал. Они представляют собой пласт генераторов идей.

Структурный капитал на макроуровне, как часть интеллектуального капитала, включает в себя не только информационную инфраструктуруактивы, основными функциями и отличительными особенностями которых в наиболее общем представлении являются обработка, хранение и передача информации, а также осуществление коммуникаций, но и научные учреждения и всю систему образования в целом.

Человеческий капитал представляет собой трудовые ресурсы в целом, к которым предъявляются некоторые требования в квалификации. То есть люди, обладающие присущими только им способностями, носящими свойство капитала, то есть способность к самовозрастанию. Интеллектуальный же капитал включает в себя исключительно лишь уникальные способности человека, что, иногда позволяет получать монопольную прибыль от его использования. Интеллектуальный капитал в большей степени понятие индивидуальное и представляет собой уникальные навыки работника, которые, в отличие от свойств человеческого капитала, при определенных условиях могут быть реализованы без соединения со средствами производства.

Интеллектуальный капитал и его квинтэссенция — информация, являясь важнейшим фактором производства, оказывает значительное влияние на экономический рост в целом, на макроэкономическом уровне. За последнее десятилетие прошлого века, особенно во второй его половине, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обеспечивали в среднем пятую часть экономического роста в развитых странах, а вклад отрасли в общую добавленную стоимость мирового бизнеса в 2006 году составлял более 9%. Информационные технологии оказывают позитивное влияние на рост ВВП на душу населения только после достижения некоторого минимального порога развития ИКТ, т. е. накопления интеллектуального капитала. Другими словами, распространенность и использование ИКТ должны достичь некой критической массы, прежде чем они начнут оказывать существенное позитивное воздействие на экономику страны. Другими достаточно важными факторами, связанными с ИКТ и сильно влияющими на темпы экономического роста являются обучение и условия ведения бизнеса.

Уровень образования населения напрямую влияет, с одной стороны, на масштабы НИОКР, разработку новых технологий, и, с другой стороны, на распространение достижений в ИКТ в обществе и умение самим обществом эффективно пользоваться этими достижениями. В свою очередь, достижения в информационных технологиях позволяют делать процесс образования более эффективным, круг изучаемых проблем более широким, а анализ отдельных вопросов более глубоким. Такое же позитивное влияние ИКТ оказывают на эффективность деятельности государственных органов в области регулирования экономической деятельности и создания оптимальных условий ее функционирования, в том числе в сфере информационных технологий. Ну и сами условия ведения бизнеса в конкретно взятой стране влияют на ее инвестиционную привлекательность, и, соответственно на результаты произведенных инвестиций, в том числе области ИКТ.

Между тем, несмотря на столь большую значимость информационных технологий на темпы роста экономики, сам сектор ИКТ занимает относительно небольшое место в структуре национального ВВП даже в развитых странах (порядка 7−8%). Это связано с тем, что информационные технологии занимают все большую роль в производстве добавленной стоимости не только прямо, в виде товаров и услуг самого информационно-коммуникационного сектора, но и косвенно — в виде влияния на производительность труда, эффективность использования всех производственных ресурсов, ускорение деловых связей и оборота капитала в других секторах экономики. Кроме того, ИКТ стимулируют возникновение новых производств и секторов экономики.

Таким образом, наибольшая отдача от ИКТ состоит в устойчивом усилении роста производительности труда во всей остальной части экономики: в секторах, которые используют достижения сферы ИКТ. Это, в свою очередь, выливается в рост всей экономики, стимулирует повышение эффективности всех ее секторов и появления новых. Повышения эффективности труда на рабочих местах посредством влияния ИКТ достигается накоплением на производствах структурного капитала, представленного современными средствами получения, обработки и передачи информации и коммуникаций. Кроме этого, эффективность труда на производствах все в большей степени зависит от уровня интеллектуального капитала, который, в свою очередь, напрямую связан с уровнем системы образования страны, распространенности современных ИКТ и комфортности условий, которые созданы государством для бизнеса и населения в направлении всех отмеченных факторов. Таким образом, наблюдается долгосрочное и устойчивое повышение совокупной производительности всех факторов производства.

Все это стимулирует постоянное наращивание инвестиций в сфере ИКТ и образования, в том числе в инновации и НИОКР, и, в конечном счете, накопление и распространение интеллектуального и структурного капиталов и его квинтэссенции — информации. Так как существует временное запаздывание между этапом проведения инвестиций в ИКТ и этапом, когда результаты находят свое отражение в показателях производительности и экономического роста. Отдельные же страны, являясь субъектами мировой экономики, занимают в ее диверсифицированной структуре место крупных производителей продукции сектора ИКТ, базируя в основном на этом свои национальные экономики.

Кроме всего, для получения максимальной отдачи от ИКТ в виде экономического роста, необходимо гармоничное сочетание определенных факторов, связанных в основном с условиями ведения бизнеса и культурой инноваций в рамках национальной экономики отдельно взятой страны. Создать условия, при которых инновации смогут процветать, а плоды ИКТ окажутся легкодоступными на всех уровнях экономики требует скоординированных действий государственных деятелей и руководителей бизнеса.

Современные реалии, опыт отдельных стран, теоретические и эмпирические исследования в области места и роли информации, выраженной в виде интеллектуального капитала, в экономическом росте субъектов мировой экономики доказывают необходимость активной информатизации национальной экономики и переориентации на информационный способ организации производства. А, поскольку теоретически информация является неисчерпаемым ресурсом, при определенных условиях и сочетаниях факторов, способствующих накоплению, внедрению и распространению интеллектуального и структурного капиталов, ИКТ, в отдельно взятой стране можно сделать качественный рывок в экономическом развитии за относительно короткий срок.

Современная Россия, обладая мощным «научным багажом», конкурентоспособной системой образования, а также неплохой базой для резкого развития ИКТ-инфраструктуры, находясь на пути выбора дальнейшей экономической политики страны, имеет уникальную возможность воспользоваться тем позитивным и негативным опытом использования информационных технологий в целях экономического роста, который годами накоплен США и рядом европейских стран.

Необходимо с максимальной эффективностью использовать сложившиеся в мировой экономике текущие условия высоких цен на углеводороды и другое сырье, направляя получаемые сверхдоходы в накопление и развитие интеллектуального капитала в виде масштабных инвестиций в ИКТ инфраструктуру, научные учреждения и систему образования в целом, а также в создание благоприятных условий для процветания всей ИКТ отрасли.

Разные страны демонстрируют всевозможные сочетания трех основных способов добиться эффективной отдачи от сектора ИКТ в целях экономического роста: масштабное наращивание инвестиций в интеллектуальный и структурный капиталактивное производство и экспорт ИКТ-продуктова также использование ИКТ-продуктов во всех сферах экономики страны и их импорт, с большей или меньшей склонностью к одному из них. Россия, являясь по своим социально-историческим предпосылкам сверхдержавой, обладающая относительно неплохой технологической, и, в особенности «человеческой» базой для интенсивной информатизации экономики, способна при создании определенных условий пойти по пути гармоничного сочетания сразу трех отмеченных направлений развития ИКТ в целях роста всей экономики страны.

Отдельным приоритетом развития сектора ИКТ в России может стать разработка программного обеспечения, ведь к сильным сторонам России относится высокий профессиональный уровень программистов, а также низкая в сравнении с Европой и США стоимость труда в сфере ИТ-услуг. Однако, для этого государству, в первую очередь, необходимо создать эффективные механизмы защиты интеллектуальной собственности, абсолютно не работающие в текущих условиях, порождая масштабное пиратство в области программного обеспечения.

Развитые страны давно демонстрируют тенденции перехода от индустриального к постиндустриальному и информационному способу организации производственного процесса. В информационной экономике сферы производства, использования и передачи информации приобретают все большее значение в хозяйственном процессе. Многие из них выделяются в обособленные, экономически очень значимые отрасли, сами становясь результатом интеллектуальной деятельности, и давая резкий толчок развитию всех отраслей народного хозяйства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1986
  2. Бакалавр Экономики. Хрестоматия в 3 томах. Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, Центр кадрового развития. Том 2 / под общ. ред. В. И. Видяпина. М.: Информационно-издательская фирма «Триада», 1999
  3. Л. Россия высокотехнологичный партнер // Комсомольская правда. — 2007. — 06 марта
  4. В.Ю., Денищева Л. О. и др. Официальные результаты международного исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS-2003. ИСМО РАО, 2004
  5. В.Ю., Ковалева Г. С. и др. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2003. ИСМО РАО, 2004
  6. С.А. Экономические тории и школы (история и современность): Курс лекций. М.: Издательство БЕК, 1996
  7. Г. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал // США: ЭПИ. 1993. -№ 11
  8. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Перевод с англ. М.: Academia, 1999
  9. Болонский процесс: что это такое? // Экономист. 2003, № 7 (966)
  10. Э. Интеллектуальный капитал / Пер. с англ., под. Ред. Л. Н. Ковалик. СПб.: Питер, 2001
  11. С., Нестеров Л. Человеческий потенциал новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики. — 1999. — № 2
  12. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2 / Фролов И. Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г. С. и др. М.: Политиздат, 1990
  13. Венчурные инвестиции в ИТ достигли рекордной суммы в 2006 г. // http://biz.cnews.rU/news/line/index.shtml72007/01 /24/232 646
  14. Все по Шиллеру // SmartMoney. 2006. — 02 октября // http:// www.smoney.ru/article.shtml72006/10/02/1407
  15. Е.Т. Современный экономический рост и динамика населения России // http://www.iet.rU/personal/Gaidar/dinamikanaselenia.htm#ftnrefl 1
  16. В.М. Мышление и кибернетика // Вопросы философии. 1963. -№ 1
  17. B.C. Интеллектуальный капитал // Мировая экономика и международные отношения. 1998. — № 11
  18. B.C. Интеллектуальный капитал // Креативная экономика. 2006. — № 12 // http://creativeconomy.ru/library/prd293.php
  19. Е.А., Знаменский B.C. Феномен информации. Нальчик, 1996
  20. Дж. Экономические теории и цели общества / под ред. акад. Н. Н. Иноземцева. М.: Прогресс, 1979
  21. А.И. Что такое информация? // http://prvinform.narod.ru/ inform. html
  22. Т. Сергей Иванов недоволен связью // PBKDialy. 20.03.2007 // http://www.rbcdaily.ru/2007/03/20/ media/268 690
  23. Европейские ИТ-бюджеты растут быстрее // http://www.server.md/ news/13 825
  24. Евросоюз рассчитывает превзойти экономические показатели США // Бизнес за рубежом. 2006. — № 46 (350) // http://www.businesspress.ru/ newspaper/articlemld539 lald404412. html
  25. П.Г. Основы экономической теории (Курс лекций), Симферополь, 2003
  26. В.М. и др. Основы информатики и вычислительной техники: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. М.: Просвещение, 1989
  27. А., Мяеникова Л. Интеллектуальный капитал // Риск Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. — 2002. — № 4
  28. В.Л. За пределами экономического общества, М.: Academia — Наука, 1998
  29. Информационное перенаселение: технологические догонялки // Популярная механика. Март 2007 // http://www.popmech.ru/part/ ?articleid= 1767&rubricid=3
  30. Итоги военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами в 2006 году. Пресс-служба ФСВТС России. — 27.02.2007 // http ://www. fsvts.gov.ru/db/kvts-portal/D5 7АЕЗ СЕ А15 0E7F5 СЗ 25 713 F00 320D48/doc.html
  31. Китай тратит на НИОКР больше Японии // http://www.algonet.ru/ ?ID=623 305
  32. М., Курбацкий А. Как измеряют готовность страны к сетевой экономике // www.ipm.by/pdf/Kovalev-52 144.pdf
  33. Коммерческое ценообразование: Учебник для студентов экономических спец. и фак. вузов, рек. Мин. обр. РФ / И.В. Липсиц- ВШЭ (гос. ун-т) М-ва экон. и М-ва общего и проф. образования РФ. М.: БЕК, 1997
  34. В. Корабль цивилизации надо суметь провести между Сциллой и Харибдой // Правда, 1994, — 13 апреля
  35. К. Восприятие: введение в гештальтпсихологию // Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. М.: МГУ, 1975
  36. Р. Фирма, рынок и право. Пер. с англ. — М.: «Дело ЛТД» при участии издательства «Catallaxy», 1993
  37. М.М. Человеческий капитал в системе экономических отношений. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991
  38. А.В. «Новая экономика» и новая экономическая парадигма // Экономическая наука современной России. 2002. — № 2
  39. .Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. М.: издательский центр «Акционер», 2002
  40. Р. Жена и теща // Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской М.: МГУ, 1975
  41. Ломов А. В России построят информационное общество // Connect. Мир связи (Москва). -31.01.2007. № 001
  42. К., Энгельс Ф. Собр.Соч., М: Политиздат. 1960 г., Т. 23
  43. К., Энгельс Ф. Собр. соч., М: Политиздат. 1960 г., Т. 24
  44. В.А. Информационная революция, глобализация и парадоксы современного экономического роста в развитых и развивающихся странах, М., ИСАА при МГУ им. М. В. Ломоносова: Издательство «Гуманитарий», 2000 г.
  45. Н.Н. Расставание с простотой. М.: АГРАФ, 1998
  46. Мониторинг интернета: IV квартал 2006 года // РОМИР Мониторинг http://rmh.ru/news/resresults/333.html
  47. У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981
  48. В. Краткий обзор концепций информационного общества // http://www.neweurope.ru/ print/docs/review/
  49. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики Пер. с англ. А.Н. Нестеренко- предисл. и науч. ред. Б. З. Мильнера. -М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997
  50. .Г. Задел по креативности не лимитирован // Информ Курьер Связь.-2005.-№ 3
  51. Объем венчурного инвестирования в США достиг максимального значения с 2001 года // http://k2kapital. com/news/fin/157 731 .html
  52. М.М. Информационные системы и технологии в экономике: Учеб. пособие / М. М. Омельченко. ГОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет). СПб, 2003
  53. О.Н. Общая психология: Методические указания. -Новосибирск: Научно-учебный центр психологии МГУ, 1996
  54. В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике, М.: Финансы и статистика, 1991
  55. А. Куда движется экономика США? // Наука и промышленность России. 2001. — № 8 (52), август
  56. Подключение российских школ к Интернету опережает график // Российская Газета. 19.12.2006 // http://www.rg.ru/2006/12/19/shkoly-internet-anons.html
  57. А.В. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2004 / Под общей редакцией проф. С. Н. Бобылева. М.: Весь мир, 2004
  58. М. Крах специализма // SmartMoney, аналитический деловой еженедельник. 2006. — № 38 // http:// www.guseynov.lv/Failure.pdf
  59. Производство и научно-технический прогресс // Московский информационный вестник «Телекоммуникации». 2007. -№ 4 (552)
  60. А. Рынок информационных технологий в 2003—2004 годах: цифры, тенденции, прогнозы // КомпьютерПресс. 2004. — JVL'l
  61. В.Г., Урсул А. Д. Информатика, кибернетика, интеллект. Философские очерки. Кишинев: Издательство «Штиинца», 1989
  62. Риски для роста // http://ftinform.com/mssian/News/read.asp7idK33973
  63. Российская Федерация // Вестник связи. 2006. — № 11
  64. Россия и Болонская декларация // Финанс. 2004, № 38(79), 11−17 октября
  65. Россия может стать пятой в Западной Европе по объему услуг ИКТ // РИА «Новости». 20.03.2006. — 12:06 // http://www.rian.ru/economy/ 20 060 320/44552100.html
  66. Россия на мировом рынке оружия / Борис Кузык, Николай Новичков, Владимир Шварев, Марат Кенжетаев, Александр Симаков. Москва, изд-во «Военный Парад», 2001 г
  67. Рынок телекоммуникационных услуг // Московский информационный вестник «Телекоммуникации». 2006. — № 15 (512)
  68. С.С. Современные информационные технологии. М.: Радио и связь, 1989
  69. В.В., Липшитц А. Г. Информационная модель науки. Научно-техническая информация. Сер. 2. Информационные процессы и системы. ВИНИТИ, М., 1993, № 3
  70. Статистика по абонентской базе российских сотовых операторов 20 032 006. J&P Consulting // http://ru.json.ru/expertiseareas.phtml?area= cellularmarket
  71. Ф. Инновации подешевеют // Ведомости. 20.03.2007. — № 48 (1822)
  72. К. Образование России в свете международных исследований // Лидеры образования. 2005. — № 1−2
  73. В.Б. Образование в США: состояние и приоритеты развития // США. Канада: Экономика, политика, культура. 2000. — № 1
  74. О. Шок будущего: Пер. с англ. М.: ООО «Издательство ACT», 2003
  75. А.Д. Информация. Методологические системы. М.: Наука, 1971
  76. Философский словарь. Под ред. М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина М.: Политиздат, 1968
  77. И.Г. Интеллектуальная эмиграция и безопасность. В книге: Миграция и безопасность в России. Москва, Интредиалект, 2000
  78. Р.И. Социальный конфликт в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 1998. — № 10
  79. Численность населения РФ официальные данные Федеральной службы госстатистики РФ // http://www.gks.ru/freedoc/2006/b0613/04−02.htm
  80. Д.Е. Роль и место России в инновационной сфере мирового хозяйства // http://inventors.ru
  81. Эффективный экономический рост: Учебное пособие / Под общ. Ред. Проф. Т. В. Чечелевой. М: издательство «Экзамен», 2003
  82. Ahmad, Nadim, Paul Schreyer and Anita Wolfl «1СТ Investment in OECD Countries and Its Economic Impacts», 2004, Chapter 4 of Forthcoming OECD Report
  83. Bell D. The Third Technological Revolution and Its Possible Socio-Economic Consequences // Dissent. Vol XXXVI. No 2. Spring 1989
  84. Cette, G., J. Mairesse and Y. Kocoglu «Diffusion of ICTs and Growth of the French Economy over the Long Term, 1980−2000″, International Productivity Monitor, No. 4, 2002
  85. DeLong J.B. The New Economy That Isn’t All That New, Berkeley. 1998 // http://econl61. berkeley.edu/Comments/SiliconValley.html
  86. DeLong J.B. The Printing Revolution. Berkeley, 1995
  87. Edvinsson L. and Malone M.S. Intellectual Capital: Realizing your Company’s True Value by Finding Its Hidden Brainpower, New York: Harper Business, 1997
  88. EITO 2007 ICT markets, — 2007 // http://www.eito.com/tables.HTML
  89. Europe in figures: Eurostat yearbook 2006−2007. 2007 // http://epp.eurostat. ec.europa.eu/portal/page?pageid=l 090,30 070 682,109033076576&dad=po rtal&schema= PORTAL
  90. Gerschenkron A. Economic Backwardness in Historical Perspective. Cambridge-Massachusetts: The Belknap Press of Harvard University Press, 1926
  91. History and Growth of the Internet // http://www.internetworldstats. com/emarketing.htm
  92. ICT and Economic Growth: Evidence from OECD countries, industries and firms. OECD, 2003 // http://www.oecd.Org/searchResult/0,2665,en2649 20 1185lIlIl, 00. html
  93. IMF World Economic Outlook, Statistical Appendix, April 2006, http:// www.imf.org/external/data.htm
  94. Indjikian R., Siegel S. Donald The Impact of Investment in IT On Economic Performance: Implications for Developing Countries // World Development 2005, Vol. 33, No. 5
  95. Investment Data and Shares of ICT Investment in GDP and Total Nonresidential GFCF. OECD, Oct. 2006 // http://www.oecd.org/searchResuIt/ 0,2665,en2649201185111 ll, 00. html
  96. ITU Internet Report 2006: digital. life, 8th Edition, January 2007, Executive Summary // http://www.itu.int/pubIications/publications.aspx?lang=en&media =electronic&parent=S-POL-IR.DL-2−2006
  97. Jones Ch. The Upcoming Slowdown in U.S. Economic Growth // NBER. WP No. 6284, Wash., 1997
  98. Jorgenson, D.W., M.S. Ho and K.J. Stiroh „Projecting Productivity Growth: Lessons from the US Growth Resurgence“, Federal Reserve Bank of Atlanta Economic Review, third quarter, 2002
  99. Kegels, С., M. Van Overbeke and W. Van Zandweghe „ICT Contribution to Economic Performance in Belgium: Preliminary Evidence“, Working Paper 8−02, Federal Planning Bureau, Brussels, September. 2002
  100. Khan, H. and M. Santos „Contribution of ICT Use to Output and Labour: Productivity Growth in Canada“, Working Papers 2002−7, Bank of Canada, Ottawa, 2002. — March
  101. Kim, S.J. The Digital Economy and the Role of Government: Information Technology and Economic Performance in Korea, Program on Information Resources Policy, Harvard University, January. 2002
  102. McCauley D., Attainment advantages oflCT and economic growth in Europe // Special Information bulletin of Economist Intelligence Unit, 2004 // http://msdb.ru/Downloads /government/analytics/EUIResearchrus.doc
  103. Measuring the Information Economy. OECD. — 2002 // http://www.oecd.org/LongAbstractZO, 2546, en2649201185J 83 5731J J J l, 00. html
  104. Miyagawa, Т., Y. Ito and N. Harada „Does the IT Revolution Contribute to Japanese Economic Growth?“, JCER Discussion Paper No. 75, Japan Center for Economic Research, Tokyo. 2002
  105. Moore’s Law: Made real by Intel innovation // http://www.intel.com/ technology/mooreslaw
  106. , K. „IT Investment and Productivity Growth of the Japanese Economy and A Comparison with the United States“ (in Japanese), RIETI Discussion Papers, 02-J-018, Research Institute of Economy, Trade and Industry, 2002. — November
  107. Mullis, I.V.S., Martin, M.O., Gonzalez, E.J., Kennedy PIRLS 2001 International Report: lEA’s Study of Reading Literacy Achievement in Primary Schools. Chestnut Hill, MA: Boston College. — 2003
  108. OECD Information technology outlook 2006. OECD, 2006 // http:// www.oecd.org/searchResult/0,2665,en264920118511111,00.html
  109. OECD Key ICT Indicators, OECD Information and Communications Statistics. 2006 // http://vvww.oecd.0rg/topicstatsportal/0,2647,en2825 49 565 611 111,00.html# 499 575
  110. OECD Main Economic Indicators (MEI), 2007, 09 feb113.0Iiner, S.D. and D.E. Sichel „Information Technology and Productivity: Where Are We Now and Where Are We Going?“, Federal Reserve Bank of Atlanta Economic Review, third quarter, 2002
  111. , N. „ICT and Productivity Growth in the United Kingdom“, Working Paper No. 140, Bank of England, London. 2001
  112. Pilat, D., Lee, F. and B. van Ark Production and use of ICT: A Sectoral Perspective on Productivity Growth in the OECD Area», OECD Economic Studies, No. 35.-2002
  113. Quah D.T. Growth and Wealth Creation in the Weightless Knowledge-Based Economy, Brussels: October 7. 1998
  114. Russia Internet Usage and Marketing Report // http://www.internetworldstats.com/euro/ ru. htm-
  115. Schreyer P. The contribution of information and communication technology to output growth: a study of the G7 countries. OECD, 2000
  116. Science, technology and innovation in Europe, European Communities. -2006 // http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page?pageid= 1073,46 587 259 &dad=portal&schema= PORTAL&pproductcode=KS-76−06−203
  117. Simon, J. and S. Wardrop «Australian Use of Information Technology and Its Contribution to Growth», Research Discussion Paper RDP2002−02, Reserve Bank of Australia, Sydney, January. 2002
  118. SIPR1 Arms Transfers database. May 16. — 2006 // http://web.sipri.org/ contents/armstrad/atdata.html
  119. Stewart T.A. Intellectual Capital: The New Wealth of Organizations, New York: Doubleday/Currency, 1998
  120. The Internet in Russia. The Public Opinion Foundation, Release 12, -Summer 2005 // http://bd.english.fom.ru/report/map/projects/ocherk/ed05000 5001
  121. The Times Higher Education: The world’s top 200 universities 2006. -Quacquarelli Symonds Ltd. October 06. — 2006 // http://www.thes.co.uk/ statistics/nternationalcomparisons/2006
  122. The Times Higher Education: Top non-university institutions in science 2006. Evidence Ltd. — October 13. — 2006 // http://www.thes.co.uk/statistics/ internationalcomparisons/2006
  123. UNESCO Institute For Statistics: Education counts. Benchmarking Progress in 19 WEI countries. World Education indicators 2006. Montreal, 2006 // http://www.uis.unesco.org/ev.php?urlid=5190&urldo=dotopic&urlsectio n=201
  124. UNESCO Institute for Statistics: Global Education Digest 2006 // http://www.uis.unesco.org/ev.php?ID=6 020 201&ID2=DOTOPIC
  125. Van Der Wiel, H. «Does ICT boost Dutch Productivity Growth», СРВ Document No. 016, СРВ Netherlands Bureau of Economic Policy Analysis, -2001
  126. World Internet Users and Population Stats // http://www.internetworldstats.com/stats.htm
  127. World Telecommunication/ICT Development Report, 2006., Executive Summary // www.itu.int/ict
  128. Официальный сайт Всемирного банка http://www.worldbank.org/
  129. Официальный сайт Международного телекоммуникационного союза http://www.itu.int
  130. Официальный сайт Министерства информационных технологий и свзи РФ http://www.minsvyaz.ru
  131. Официальный сайт фондовой биржи ММВБ http://www.micex.ru
  132. Официальный сайт фондовой биржи РТС http://www.rts.ru
  133. Официальный сайт фондовой биржи NASDAQ http://www.nasdaq.com
  134. Официальный сайт исследования Program for International Student Assessment: http://www.pisa.oecd.org
  135. Официальный сайт The Times Higher Education Supplement: http://www.thes.co.uk
  136. Официальный сайт исследования Trends in Mathematics and Science Study: http://timss.bc.edu
Заполнить форму текущей работой