Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние нравственно-религиозного учения Л.Н. Толстого на обучение и воспитание в современной школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Очень интересен педагогический опыт работы средней школы № 31 города Тулы. Данная школа не является непосредственной лабораторией педагогической системы «Школа Л. Н. Толстого», но представляет собой яркий пример воплощения педагогических идей Л. Н. Толстого. Модель данной школы — это один из возможных путей реализации гениальной идеи Льва Николаевича, а именно — построение образовательного… Читать ещё >

Влияние нравственно-религиозного учения Л.Н. Толстого на обучение и воспитание в современной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В большинстве историко-педагогических исследований Толстой до сих пор рассматривается лишь как идеолог теории свободного воспитания. К сожалению, и сегодня его педагогическое наследие и опыт воспринимаются педагогической общественностью неоднозначно. С одной стороны, приветствуется сам факт осмысления на современном этапе педагогического наследия Толстого, с другой — ставится под сомнение перспективность разработки этих идей.

При оценке взглядов Л. Н. Толстого на воспитание и образование и сегодня имеет место тенденция к рассмотрению педагогических взглядов писателя в отрыве от его религиозно-философских воззрений, и сегодня большинство ученых и педагогов-практиков сводят педагогические открытия Толстого лишь к периоду существования яснополянской школы.

В наше время в силу отхода от вульгарно-социологических и другого рода идеологических клише появилась возможность по-новому взглянуть на его духовное наследие, в том числе педагогические взгляды.

Главная цель воспитания, по мнению Толстого, состоит в «гармонии» развития ребенка, а не в наращивании, прибавлении хороших качеств, привычек, черт личности в соответствии с эталоном «наилучшего человека», задаваемым обществом или педагогом. Великий педагог опасался, чтобы ребенок, «учителем которого является вся природа, не сделался бы куском воска, на котором отпечатал бы свой возвышенный образ какой-нибудь профессор». Именно это очень актуально в наше время.

Толстой выразил мысль о том, что все дальнейшее развитие, воспитание должно содействовать обретению целостности, гармонии уже как высшего идеала, прообразом которого и является изначально добрая природа ребенка. В связи с этим Толстой сравнивал педагога с плохим ваятелем, который, вместо того чтобы соскабливать лишнее, налепливает все больше и больше, «раздувает, залепляет кидающиеся в глаза неправильности, исправляет, воспитывает». Ребенку, по мысли писателя, «нужен только материал для того, чтобы пополняться гармонически и всесторонне».

Подобный подход Л. Н. Толстого к проблемам развития ребенка объясняет отрицание им авторитарного воспитания как принудительного, насильственного «воздействия одного лица на другое с целью образовать такого человека».

В настоящее время религиозные идеи Толстого не столь актуальны, так как образование и религия обособленны друг от друга. В 1918 году школа была отделена от церкви. И с этого времени преподавание религиозных вероучений во всех государственных и частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не осуществляется [16, с.118]. Обучение религиозным канонам осуществляется исключительно в частных Воскресных школах, где дети обучаются по желанию.

Таким образом, идеи нравственно-религиозного воспитания Л. Н. Толстого изучаются только в ВУЗах, и здесь они оказывают сильное влияние на формирование мировоззрения будущих преподавателей, так как эти идеи несут в себе глубокий философский смысл.

В отличии от религиозных, гуманистические и нравственные теории широко используются в практике различных школ.

Так, например, тульские педагоги обратились к наследию Льва Николаевича Толстого, и в начале 90-х годов сформировалась экспериментальная педагогическая система «Школа Л. Н. Толстого».

«Школа Л. Н. Толстого» представляет собой педагогическую инноваци-онную систему нового типа, главной задачей которой является полноценное гуманистическое образование детей, основанное на духовном и физическом развитии и самосовершенствовании ребенка. Базовая идея концепции: «создание школы, формирующей творческую созидательную личность в единстве развития нравственно-чувственного, разумно-познавательного и волевого начал человека».

Одним из инновационных учебных заведений Тульской области является школа-гимназия № 46 — экспериментальная площадка научно-исследовательской лаборатории «Школа Л. Н. Толстого» Тульского областного института развития образования. Основополагающая идея данного исследования — это «сотворение личности, способной к творческой жизнедеятельности, нравственному, здоровому образу жизни».

Очень интересен педагогический опыт работы средней школы № 31 города Тулы. Данная школа не является непосредственной лабораторией педагогической системы «Школа Л. Н. Толстого», но представляет собой яркий пример воплощения педагогических идей Л. Н. Толстого. Модель данной школы — это один из возможных путей реализации гениальной идеи Льва Николаевича, а именно — построение образовательного процесса на основе свободы выбора учебного материала.

Итак, можно пронаблюдать существующую тенденцию возвращения к исследованию и внедрению педагогических принципов Л. Н. Толстого, поскольку на сегодняшний день это одна из самых наилучшим образом проработанных систем, позволяющих воспитывать духовные и нравственные качества в человеке.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой