Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности отношения к детям на этапе планирования материнства и во время беременности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эмпирический объект исследования. В исследовании принимали участие две группы испытуемых: 1. Девушки в возрасте от 18 до 27 лет — студентки очного и заочного отделений ПИ ЮФУ (181 человек). По результатам предварительного опроса данная группа была разделена на две подгруппы: 1) девушки, планирующие рождение ребенка через 1−3 года (78 человек) — 2) девушки, не планирующие рождение ребенка… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы отношения к детям на этапе планирования материнства и во время беременности
    • 1. 1. Анализ проблемы материнского отношения в психологии
      • 1. 1. 1. Категория отношения в психологии и родительское отношение как компонент феномена родительства
      • 1. 1. 2. Материнское отношение как компонент феномена материнства
    • 1. 2. Генезис материнского отношения
      • 1. 2. 1. Этапы становления материнского отношения и факторы, детерминирующие его формирование
      • 1. 2. 2. Развитие материнского отношения на этапе планирования материнства
    • 1. 2. 3. Особенности материнского отношения во время беременности
    • 1. 3. Особенности отношения к детям разного пола
  • Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей отношения к детям на этапе планирования материнства и во время беременности
    • 2. 1. Организация и методы эмпирического исследования
    • 2. 2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
      • 2. 2. 1. Анализ отношения к детям разного пола на этапе планирования материнства
      • 2. 2. 2. Анализ отношения к детям разного во время беременности
      • 2. 2. 3. Анализ связи отношения к детям разного пола с возрастными и семейными особенностями будущей матери
      • 2. 2. 4. Коррекция отношения к будущему ребенку
  • Заключение

Психологические особенности отношения к детям на этапе планирования материнства и во время беременности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Значение исследований, направленных на изучение различных аспектов психологии материнства, определяется остротой демографических, социальных, педагогических и психологических проблем.

В контексте перинатальной психологии активно обсуждаются проблемы взаимодействия ребенка с матерью и окружающей средой до рождения. Опыт многочисленных исследований свидетельствует о важности проблемы отношения родителей к ребенку, его желательности или нежелательности. В психолого-педагогической литературе обозначена проблема нежелательности ребенка по полу и ее негативные последствия для развития ребенка.

Эта проблема приобрела особую актуальность в связи с появлением возможности раннего определения пола будущего ребенка при помощи ультразвукового сканирования. Это может порождать развитие негативного отношения к будущему ребенку, если выявляется, что его пол не соответствует ожиданиям родителей. В некоторых этнических сообществах с жесткими стереотипами по-лоролевого поведения существует практика избавления от нежеланного по полу ребенка, что в дальнейшем может привести к демографической катастрофе.

Другой аспект проблемы связан с существованием различных методов планирования пола будущего ребенка. Негативные психологические последствия, связанные с использованием таких методов, заключаются в том, что, при своей научной необоснованности, они способствуют обострению тендерной избирательности в отношении к будущему ребенку.

Степень разработанности проблемы исследования. Проблема желательности будущего ребенка является предметом многочисленных исследований [О.В. Баженова, JI.JI. Баз, A.C. Батуев, Г. И. Брехман, В. И. Брутман, И. В. Добряков, А. И. Захаров, Н. П. Коваленко, O.A. Копыл, Д. Пайнз, М. С. Радионова, Г. Г. Филиппова, И. Ю. Хамитова, Ю.И. Шмурак].

Нежелательность ребенка по полу связывается с риском появления нервных и поведенческих нарушений [А.И. Захаров, Н.П. Коваленко]. Среди факторов, детерминирующих отношение родителей к рождению сына или дочери, учеными выделяются личностные характеристики родителей, семейные традиции, количество детей в семье и их пол, культурные традиции в том или ином обществе [А.И. Захаров, И.С. Кон].

Таким образом, в психологической теории и практике обозначена проблема отношения к полу будущего ребенка, которая в настоящее время является недостаточно изученной.

Цель исследования — изучение особенностей материнского отношения к детям разного пола на этапе планирования материнства и во время беременности у женщин, планировавших и не планировавших беременность.

Объектом исследования выступили женщины на этапе планирования материнства и во время беременности.

Предметом исследования является материнское отношение к детям разного пола на этапе планирования материнства и во время беременности у женщин.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:

Теоретические.

1. Проанализировать литературные источники, посвященные категории отношения в психологии.

2. Изучить проблемы родительства и родительского отношения, материнства и материнского отношения.

3. Рассмотреть основные подходы к развитию материнского отношения, к планированию материнства, к беременности в контексте перинатальной психологии.

4. Проанализировать исследования по проблемам тендерной избирательности родительского и материнского отношения.

5. На основе теоретического анализа построить модель системы материнского отношения к детям разного пола, состоящей из взаимосвязанных компонентов.

Методические.

6. Разработать программу эмпирического исследования.

7. Составить банк методик, адекватных поставленным эмпирическим задачам.

Эмпирические.

8. Изучить особенности отношения к будущему ребенку на этапе планирования материнства и во время беременности у женщин, планировавших и не планировавших беременность.

9. Проанализировать связь желаемого пола будущего ребенка с особенностями когнитивного образа и эмоционального отношения при запланированной и незапланированной беременности. 4.

10. Изучить влияние несоответствия реального и желаемого пола будущего ребенка на когнитивный образ и эмоциональное отношение к ребенку будущей матери.

11. Проанализировать связь желаемого пола будущего ребенка с возрастными и семейными особенностями будущей матери.

12. Разработать и апробировать программу психологического сопровождения беременных женщин с целью формирования безусловного принятия будущего ребенка любого пола.

Проведенный теоретический анализ позволил выдвинуть следующие гипотезы исследования:

1. Структура материнского отношения к ребенку может содержать моти-вационный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

2. Отношение к будущему ребенку может детерминироваться рядом взаимосвязанных факторов.

3. Важным этапом формирования положительного эмоционального отношения к будущему ребенку и конструирования когнитивного образа будущего ребенка может являться этап планирования материнства.

4. Факторы «риска» непринятия будущего ребенка могут проявляться в тендерном несоответствии вербального и невербального образа будущего ребенка, нейтральной или отрицательной модальности эмоционального отношения к будущему ребенку при несоответствии желаемого пола реальному полу будущего ребенка.

5. При риске психологического непринятия будущего ребенка можно осуществлять психологическое сопровождение беременных женщин, включающее меры, направленные на формирование безусловного принятия будущего ребенка любого пола.

Теоретико-методологическую основу работы составили: концепция отношений личности [А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев]- работы по психологии родительства [А.И. Антонов, В. В. Бойко, М. В. Быкова, А. Я. Варга, И. С. Кон, Р. В. Овчарова, Е. О. Смирнова, A.C. Спиваковская, В.В. Столин]- работы по психологии материнства [С.Ю. Мещерякова, B.C. Мухина, Л. Д. Столяренко, В. А. Рамих, Г. Г. Филиппова]- работы по перинатальной психологии [Г.И. Брехман, В. И. Брутман, А. И. Захаров, Н. П. Коваленко, Д. Пайнз, Г. Г. Филиппова, Ю.И. Шмурак].

Методы и методики исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследованиядиагностическое эмпирическое исследование с использованием личностных и проективных тестовых методикформирующий эксперимент, методы статистической обработки данных.

С учетом цели, объекта предмета, гипотез и задач исследования использовались следующие диагностические методики: авторская анкета (форма, А и форма Б), опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI), цветовой тест отношений [A.M. Эткинд] рисуночный тест «Мой будущий ребенок» [Г.Г. Филиппова], методика изучения тендерных образов и стереотипов [И.С. Клецина].

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается общей логикой построения исследованияисходными теоретико-методологическими принципамирепрезентативной выборкой: подбором комплекса диагностических методик исследования, адекватных его целям и задачамиспользованием методов статистической обработки данныхрезультатами формирующего экспериментаподтверждением основных положений исследования.

Основные научные результаты, полученные лично автором и их научная новизна. Введено понятие «этап планирования материнства». Выявлена динамика отношения к детям разного пола и описаны его особенности на этапе планирования материнства и во время беременности. Показано, что важным этапом конструирования когнитивного образа будущего ребенка желаемого пола и формирования позитивного эмоционального отношения к будущему ребенку является этап планирования материнства.

Впервые показано, что в структуре мотивационного компонента отношения к будущему ребенку важное место принадлежит фактору «желаемого пола будущего ребенка», который отражается в когнитивном образе будущего ребенка и определяет эмоциональное отношение при соответствии или несоответствии реального пола будущего ребенка желаемому.

Эмпирически доказано, что существуют различия в степени соответствия когнитивного образа будущего ребенка желаемому полу и в эмоциональном отношении к будущему ребенку при запланированной и незапланированной беременности.

Впервые выделены «риски» психологического непринятия будущего ребенка, к которым относятся: несоответствие реального и желаемого пола будущего ребенка, незапланированная беременность. Показано, что при разном сочетании данных факторов «риск» непринятия будущего ребенка выражается в разной степени их интенсивности.

Теоретическая значимость состоит в обосновании понимания отношения к будущему ребенку в виде комплексного образования, состоящего из взаимосвязанных компонентов: мотивационного, когнитивного и эмоционального. Уточнено рассмотрение «желаемого пола будущего ребенка» как части мотивационного компонента материнского отношения к будущему ребенку. Разработана и апробирована технология психологического сопровождения беременных женщин, включающая меры, направленные на формирование безусловного принятия будущего ребенка любого пола.

Практическая значимость работы заключается в том, что проведенное в данной диссертационной работе теоретическое и эмпирическое исследование позволяет понять закономерности развития отношения к детям разного пола на этапе планирования материнства и на разных этапах беременности. Выявленные факторы «риска» непринятия будущего ребенка позволят психологам, работающим в женских консультациях и центрах планирования семьи, осуществлять своевременную диагностику и коррекцию данных «рисков». Разработанные коррекционные мероприятия позволят практическим психологам осуществлять психологическое сопровождение семейных пар на этапе планирования материнстваспециалистам, работающим в перинатальных центрах, осуществлять психологическое сопровождение беременных женщин.

Материалы диссертационной работы могут быть включены в учебные курсы по психологии развития, перинатальной психологии, психологии семьи, в спецкурсы по проблемам психологии материнства.

Эмпирический объект исследования. В исследовании принимали участие две группы испытуемых: 1. Девушки в возрасте от 18 до 27 лет — студентки очного и заочного отделений ПИ ЮФУ (181 человек). По результатам предварительного опроса данная группа была разделена на две подгруппы: 1) девушки, планирующие рождение ребенка через 1−3 года (78 человек) — 2) девушки, не планирующие рождение ребенка в ближайшие 1−3 года (103 человека) — 2. Беременные, состоящие на учете в женской консультации родильного дома № 5 г. Ростова-на-Дону и женской консультации городской больницы № 3 г. Ростова-на-Дону (206 человек). По медицинским данным группа была разделена на две подгруппы: 1) беременные, находящиеся на сроке беременности от 1 до 20 недель (92 человека) — 2) беременные, находящиеся на сроке беременности от 21 до 40 недель (114 человек).

Таким образом, общая численность выборки эмпирического исследования составила 387 человек.

Положения, выносимые на защиту:

1. В структуру материнского отношения к будущему ребенку входят мо-тивационный, когнитивный, поведенческий и эмоциональный компоненты, которые взаимосвязаны между собой. При этом важным показателем мотиваци-онного компонента является желаемый пол будущего ребенкакогнитивным компонентом выступает критерий тендерного соответствия вербального и невербального образа будущего ребенкаэмоциональным компонентом является положительное, нейтральное или негативное отношение к будущему ребенку и установка на эмоциональный контакт с будущим ребенком или на эмоциональную дистанцию с нимповеденческий компонент проявляется в действиях по отношению к детям разного пола. Взаимосвязь выраженности этих факторов формирует отношение к будущему ребенку.

2. Желаемый пол будущего ребенка определяется возрастными и семейными особенностями будущей матери. К факторам, детерминирующим отношение к будущему ребенку, относятся: желаемость или не желаемость пола будущего ребенка, запланированность или не запланированность беременности.

3. Важным этапом формирования положительного эмоционального отношения к будущему ребенку и конструирования когнитивного образа будущего ребенка является этап планирования материнства. При запланированной беременности выражено более позитивное отношение к будущему ребенку, и образ будущего ребенка характеризуется тендерным соответствием. Если желаемый пол будущего ребенка — девочка, то ее образ схож с образом идеальной женщины, если желаемый пол будущего ребенка — мальчик, то его образ схож с образом идеального мужчины.

4. Факторами «риска» непринятия будущего ребенка являются: незапланированная беременность и несоответствие желаемого пола будущего ребенка. Интенсивность выраженности непринятия будущего ребенка зависит от сочетания этих факторов. Так, фактором формирования модальности эмоционального отношения к будущему ребенку при запланированной беременности является соответствие или несоответствие реального и желаемого пола будущего ребенка. При несоответствии реального и желаемого пола при запланированной беременности наблюдается позитивное эмоциональное отношение к будущему ребенку, но при этом когнитивный образ будущего ребенка не соответствует его реальному полу. В случае незапланированной беременности наблюдается нейтральное или негативное эмоциональное отношение, но при этом формируется когнитивный образ будущего ребенка, соответствующий его реальному полу.

5. Для формирования положительного отношения к будущему ребенку независимо от его пола в структуру психологического сопровождения беременных женщин необходимо включать тренинг эмоционального и когнитивного принятия будущего ребенка.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры организационной и прикладной психологии факультета педагогики и практической психологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 2007;2012) — на XI Годичном собрании 100 РАО и XXIII психолого-педагогических чтениях Юга России «Развитие личности в образовательных системах ЮжноРоссийского региона» (Ростов-на-Дону, 2004) — на XXVII психолого-педагогических чтениях Юга России «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (Ростов-на-Дону, 2008) — на XVIII международных психолого-педагогических чтениях «Развитие личности в образовательных системах Юга России, Центральной Азии и Казахстана» (Ростов-на.

Дону, 2009) — на I Всероссийской конференции с международным участием «Современные проблемы психологии развития и образования человека» (Санкт-Петербург, 2009) — на II Международной научно-практической Интернет-конференции «Гуманитарные науки в современном мире» (Тамбов, 2009) — Международной научно-практической конференции «Регзрек*уУЮ2пе оргасошата Ба пайка [ 1есЬп1кат1 — 2009» (Рггетуз!, 2009).

Материалы диссертационной работы используются в учебном процессе факультета педагогики и практической психологии Южного федерального университета, в факультативных занятиях МБОУ СОШ «Донской психологической школы» № 39 г. Ростова-на-Дону.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 12 работ общим авт. объемом 3,4 усл.п.л., из них 3 работы в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введениядвух главзаключения, содержащего основные выводы и перспективы дальнейшего исследования проблемы, списка литературы из 250 наименований, в том числе 10 на иностранных языках- 21 приложения. Основной объем диссертации — 160 машинописных страниц. Работа иллюстрирована 12 рисунками и 15 таблицами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ работ, посвященных проблеме материнского отношения, позволил выделить в структуре материнского отношения четыре компонента: мотивационный, когнитивный, поведенческий и эмоциональный. Мотивационная составляющая является, с одной стороны, компонентом материнского отношения, а, с другой стороны, особенности материнской мотивации являются фактором, детерминирующим характеристики отношения матери к ребенку. Когнитивный компонент содержит образы, представления, знания о ребенке, которые являются неотъемлемыми характеристиками материнского отношения. Поведенческий компонент характеризуется как стиль взаимодействия с ребенком, который определяется поведенческими установками и стереотипами. Эмоциональная составляющая, определяющаяся многими авторами как преобладающая характеристика материнского отношения, включает в себя материнские чувства, и проявляется в степени принятия или непринятия ребенка.

Нами определяются этапы генезиса материнского отношения и факторы, детерминирующие его формирование. Среди этапов становления материнского отношения мы выделяем этап планирования материнства, который начинается в подростково — юношеском возрасте и продолжается до наступления актуального материнства. На этом этапе формируется представление о родительстве, отношение девушки к себе как будущей матери, идеальный образ будущего ребенка, происходит дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер, осуществляется выбор места будущего материнства в системе ценностных ориентаций. Мы определяем беременность и внутриутробное формирование ребенка в этот период как уникальный психологический феномен, выходящий далеко за рамки чисто физиологических процессов.

Таким образом, мы рассматриваем особенности формирования материнского отношения на двух этапах, предшествующих актуальному материнству.

— на этапе планирования материнства и во время беременности.

Проблема тендерной избирательности материнского отношения, то есть зависимости от пола ребенка, рассматривается нами в контексте перинатальных исследований как проблема нежелательности ребенка по полу. Среди факторов, детерминирующих отношения родителей к рождению сына или до-черимы рассматриваем возраст будущей матери и семейные факторы, главным из которых является количество детей в семье и их пол, культурные традиции в том или ином обществе.

Проведенное нами эмпирическое исследование позволило сформулировать следующие основные выводы:

1. На этапе планирования материнства и во время беременности отношение к будущему ребенку включает в себя желаемый пол будущего ребенка, вербальный и невербальный образы будущего ребенка, эмоциональное отношение и установки на эмоциональную дистанцию или эмоциональный контакт с будущим ребенком. На каждом из рассматриваемых этапов генезиса материнского отношения данные компоненты имеют свои особенности.

2. На этапе планирования материнства конструируется образ будущего ребенка, соответствующий желаемому полу будущего ребенка. Об этом свидетельствуют данные, полученные в группе девушек, планирующих рождение ребенка, и в группе беременных, планировавших беременность. На этапе планирования материнства установлены связи образа будущего ребенка мальчика и образа идеального мужчины (г = 0,834 при р<0,01) — образа будущего ребенка девочки и образа идеальной женщины (г = 0,753 при р<0,01), также и при запланированной беременности отмечаются связи образа будущего ребенка мальчика и образа идеального мужчины (г = 0,801 при р<0,01) — образа будущего ребенка девочки и образа идеальной женщины (г = 0,736 при р<0,01).

3. Этап планирования материнства имеет важное значение для формирования позитивного отношения к будущему ребенку. Так, среди девушек на этапе планирования материнства, у 74% выявлено положительное отношение к будущему ребенку и у 71% установки на эмоциональный контакт с ним. Схожие данные обнаружены и в группе беременных, планировавших рождение ребенка: у 79% - позитивное отношение, у 87% - установки на оптимальный эмоциональный контакт.

4. В первой половине беременности фактором конструирования когнитивного образа будущего ребенка и формирования модальности эмоционального отношения к нему является запланированность или не запланированность беременности.

5. Во второй половине беременности, помимо фактора запланированно-сти, на отношение к будущему ребенку оказывает влияние соответствие или несоответствие реального и желаемого пола будущего ребенка.

6. При запланированной беременности и соответствии реального и желаемого пола будущего ребенка наблюдается принятие ребенка, как на эмоциональном (у 92% положительное эмоциональное отношение, у 93% установки на эмоциональный контакт), так и на когнитивном уровне. При несоответствии реального и желаемого пола наблюдается позитивное эмоциональное отношение к будущему ребенку, но менее выраженное (у 69% положительное эмоциональное отношение, у 63% установки на эмоциональный контакт). При этом когнитивный образ будущего ребенка не соответствует его реальному полу.

7. В случае незапланированной беременности формируется когнитивный образ будущего ребенка, соответствующий его реальному полу. Если реальный пол будущего ребенка соответствует желаемому, то выражено позитивное эмоциональное отношение. Если реальный пол будущего ребенка не соответствует желаемому, то наблюдается нейтральное или негативное эмоциональное отношение.

8. На выбор желаемого пола будущего ребенка оказывают влияние возрастные и семейные особенности будущей матери. Чем старше испытуемые, а также чем больше продолжительность брака, тем чаще желаемый пол будущего ребенка — девочка. Наоборот, чем меньше продолжительность брака, тем предпочтительнее рождение сына. С возрастом невербальные образы будущего ребенка становятся более неопределенными, вербальные образы становятся более маскулинными, эмоциональное отношение становится более позитивным. Наблюдается связь и с наличием собственных детей: для тех, у кого есть сын, предпочтительнее рождение девочки, для тех, у кого есть дочь, или нет детейжелаемый пол будущего ребенка — мальчик.

9. Для формирования положительного отношения к будущему ребенку независимо от его пола в структуру психологического сопровождения беременных женщин необходимо включать тренинг эмоционального и когнитивного принятия будущего ребенка.

Результаты теоретического анализа и эмпирического исследования позволили сформулировать рекомендации по психологическому сопровождению будущих матерей, основанные на учете всех компонентов материнского отношения, а также учете возрастных и семейных особенностей будущих матерей.

Перспективы дальнейшего исследования связаны с изучением материнского отношения к детям разного пола, включая поведенческий компонент, после рождения ребенка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.B. Психосоматическое акушерство Текст. / В.В. Абрам-ченко. СПб.: Сотис, 2001. 311 с.
  2. H.H., Хаймовская H.A. Зависимость типа привязанности ребенка к взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и в доме ребенка Текст. / H.H. Авдеева, H.A. Хаймовская // Психологический журнал. 1999. № I. Tom 20. С. 39−48.
  3. Д.М., Билецкая М. П. Семейный стресс и совладение с ним на этапе ожидания ребенка-первенца Текст. / Д. М. Авдеева, М. П. Билецкая // Перинатальная психология и психология родительства. 2009. № 4. С. 5 9.
  4. Е.М. Образ будущего ребенка у беременной женщины Текст.: Дисс. канд. психол. наук / Е. М. Агнаева. Ростов н/Д, 2001. 201 с.
  5. А. Практика и теория индивидуальной психологии Текст. / А. Адлер. М.: Академический проспект, 2011. 240 с.
  6. Азбука любви. Книга для родителей Текст. / Кошелева А. Д. М.: Просвещение, 1996. 96.с.
  7. Е.Б., Аронова JI.E., Урядницкая H.A. Некоторые аспекты психологического изучения беременности: от анализа практики к проектированию исследования Текст. / Е. Б. Айвазян, Л. Е. Аронова, H.A. Урядницкая // Альманах ИКП РАО. 2004. № 8. 70 с.
  8. Е.Б. Развитие телесного и эмоционального опыта женщины в период беременности Текст. / Е. Б. Айвазян // Перинатальная психология и психология родительства. 2008. № 2. С. 93 111.
  9. М.С. Современные подходы к ведению женщин с синдромом привычной потери беременности в условиях женской консультации Текст. М. С. Алексеева. Дисс. канд. мед. наук: 14.01.01 Москва, 2010, 120 с.
  10. Ю.Е., Волович A.C. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины Текст. / Ю. Е. Алешина, A.C. Волович // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 74−82.
  11. О.В. Воспитание культуры отношения к материнству у студентов Текст.: Дисс. канд. пед. наук / О. В. Алифиренко. Москва, 2009. 212 с.
  12. .Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001.288 с.
  13. Н.В. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка Текст. / Н. В. Анненкова // Государство и дети: реальности России. Материалы между народной научно-практической конференции. М., 1995. С. 6062.
  14. А. И. Социология рождаемости: теоретические и методологические проблемы Текст. / А. И. Антонов. М.: Статистика, 1980. 271 с.
  15. А.И. Микросоциология семьи Текст. / А. И. Антонов. М.: Ин-фра-М, 2005. 368 с.
  16. А.И., Медков В. М. Социология семьи Текст.: Учебник / А. И. Антонов, В. М. Медков. М.: Изд-во МГУ, Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 1996. 304 с.
  17. О.С. Формирование психологической готовности родителей к взаимоотношению с будущим ребенком Текст.: Дисс.. канд. психол. наук / О. С. Антонович. Самара, 2009, 248 с.
  18. Т.А. Тендерные аспекты родительско-детских отношений. Учебное пособие. Текст. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. 61 с.
  19. Т.В., Широкова Ю.С. Связь характера тендерной идентичности с особенностями мотивации и ценностей материнства у молодых женщин
  20. Текст. / T.B. Архиреева, Ю. С. Широкова // Перинатальная психология и психология родительства. 2008. № 4. С. 6 13.
  21. И.А. Роль эндокринных желез матери в механизмах антенатального развития организма Текст. / И. А. Аршавский // Становление эндокринных функций в зародышевом развитии. М.: Наука, 1966. С. 280 295
  22. О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни Текст. / О. В. Баженова. М.: Изд-во МГУ, 1986. 92 с.
  23. О.В., Баз JI.JL, Копыл O.A. Готовность к материнству: выделений факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка Текст. / О. В. Баженова, Л. Л. Баз, O.A. Копыл // Синапс. 1993. № 4. С. 35−42.
  24. Баз Л.Л., Скобло Г. В. Особенности общения со взрослыми младенцев от матерей с послеродовыми депрессиями Текст. / Л. Л. Баз, Г. В. Скобло / Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. М. 1996. Т.2. Вып. 3. С. 133 — 134.
  25. Бар Н. С. Динамика образов ребенка в сознании студентов средних специальных учебных заведений различного профиля Текст.: Дисс.. канд. психол. наук / Н. С. Бар. СПб., 2004. 160 с.
  26. Т.И. Развитие базовых качеств матери и психическое развитие младенца в возрасте 3−4 и 7−8 месяцев (лонгитюдное исследование) Текст.: Автореф. дисс. .к. психол. наук / Т. И. Барановская. Шуя, 2000. 27 с.
  27. Т.В. Материнская позиция как детерминанта самоопределения женщины Текст.: Дисс.. канд. психол. наук / Т. В. Бармина. Комсомольск-на-Амуре, 2006. 289 с.
  28. A.C. Психофизиологическая природа доминанты материнства Текст. / A.C. Батуев / Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. М. 1996. Т. 2. Вып. 4. С. 69−70.
  29. О.В. Представления о родительстве и готовность к материнству у молодых женщин Текст. / О. В. Белановская // Перинатальная психология и психология родительства. 2009. № 4. С. 15−19.
  30. К.Н. Современные подходы к психологическому исследованию беременности Текст. / К. Н. Белогай // Материалы научно-практической конференции. М.: РГУ, 2004. 498 с.
  31. К.Н. Структурные компоненты родительского отношения личности Текст. / К. Н. Белогай // Перинатальная психология и психология родитель-ства. 2008. № 3. С. 92−108.
  32. К.Н., Красная Е. А. Особенности материнского отношения на этапе прародительства Текст. / К. Н. Белогай, Е. А. Красная // Перинатальная психология и психология родительства. 2008. № 4. С. 13−31.
  33. Ш. Тендерная психология Текст. / Ш. Берн. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.318 с.
  34. Л.И. Избранные психологические труды Текст. / Л. И. Божович. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 212 с.
  35. В. В. Малодетная семья: социально-психологический аспект Текст. /В.В. Бойко. М.: Мысль, 1988. 237 с.
  36. Ю.В., Черданцева A.C. Специфика личностной ценности материнства в представлении матерей и женщин не имеющих детей Текст. / Ю. В. Борисенко, A.C. Черданцева // Перинатальная психология и психология родительства. 2010. № 1. С. 30−34.
  37. В. А. Перспективы рождаемости Текст. / В. А. Борисов М.: Статистика, 1976. 248 с.
  38. А.Е. Взаимосвязь привязанности женщины к матери и ее отношения к своему ребенку Текст. А. Е. Борисова Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01 Москва, 2011, 148 с.
  39. Н.В. Условия и факторы продуктивного развития Я-концепции беременной женщины Текст.: Дисс.. канд. психол. наук / Н. В. Боровикова. М., 1998. 301 с.
  40. Г. И. Пути многоуровневого взаимодействия матери и ее неродившегося ребенка Текст. / Г. И. Брехман / Перинатальная психология и медицина. 4.1. Иваново, 2001. С. 164 179.
  41. В. И. Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью Текст. / В. И. Брутман / Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. М. 1996. Т. 2. Вып. 4. С. 150−151.
  42. В.И., Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери Текст. / В. И. Брутман, А. Я. Варга, И. Ю. Хамитова // Психологический журнал. 2000. № 2. С. 79 87.
  43. В.И., Панкратова М.Г, Ениколопов С. Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей Текст. / В. И. Брутман, М. Г. Панкратова, С. Н. Ениколопов // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 31−40.
  44. В.И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности Текст. / В. И. Брутман, М. С. Радионова // Вопросы психологии. 1997. № 7. С. 38 47.
  45. В.И., Филиппова Г. Г., Хамитова И. Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов Текст. / В. И. Брутман, Г. Г. Филиппова, И. Ю. Хамитова // Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 59−68.
  46. A.B. Проблемы психологии субъекта Текст. / A.B. Бруш-линский. М.: Прогресс, 1994. 162 с.
  47. Е. X. Психологические особенности отношения девушки к себе как будущей матери Текст.: Дисс.. канд. психол. наук / Е. Х. Валеева. М., 2006. 202 с.
  48. А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия Текст.: Краткий лекционный курс / А. Я. Варга, Т. С. Драбкина. СПб.: Речь, 2001. 144 с.
  49. А.Я., Столин В. В. Тест-опросник родительского отношения Текст. / А. Я. Варга, В. В. Столин / Практикум по психодиагностике. М.: Изд-во МГУ, 1988. С.107−113.
  50. А.Я. Структура и типы родительского отношения Текст. / А. Я. Варга. М.: Педагогика, 1987. 258 с.
  51. О.С., Могилевская Е. В. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект Текст. / О. С. Васильева, Е. В. Могилевская // Психологический журнал. 2001. № 1. С.82−89.
  52. Е.В. Исследование специфики структуры социальной идентичности беременных женщин с различным материнским отношением Текст. / Е. В. Васильева // Перинатальная психология и психология родительства. 2009. № 3. С. 3−15.
  53. Е.В., Филиппова Г. Г. Образ будущего ребенка у беременной женщины: особенности содержания и средства формирования Текст. / Е. В. Васичкина, Г. Г. Филиппова // Перинатальная психология и психология родительства. 2007. № 1. С. 14 — 40.
  54. ВасягинаН.Н. Самосознание матери как психологический феномен Текст. / H.H. Васягина // Перинатальная психология и психология родительства. 2010. № 1.С. 34−41.
  55. Е.В. Противоречия, способствующие возникновению напряжения в системе «мать-дитя» Текст. / Е. В. Вахромеева // Перинатальная психология и психология Р9дительства. 2009. № 1. С. 106 124.
  56. B.K. Психологические механизмы мотивации человека. Текст. / В. К. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с.
  57. Д.В. Маленькие дети и их матери Текст. / Д. В. Винникотт. М.: «Класс», 1998. 80 с.
  58. А.Г. Воспроизводство населения и общество: История, современность, взгляд в будущее Текст. / А. Г. Вишневский. М.: Финансы и статистика, 1982. 287 с.
  59. Вознесенская Е.Л.*, Голубева Е. Е. Экзистенциальное измерение беременности и родов Текст. / Е. Л. Вознесенская, Е. Е. Голубева // Перинатальная психология и психология родительства. 2007. № 1. С. 3 -13.
  60. А.Л. Современные представления молодых женщин о материнстве Текст. / А. Л. Воронова // Перинатальная психология и психология родительства. 2009. № 4. С. 19−25.
  61. Л.С. Психология Текст. / Л. С. Выготский. М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
  62. О.Р. Актуализация процессов идентификации, проекции и связи психики с телом во время беременности Текст. / О. Р. Галустян // Перинатальная психология и психология родительства. 2007. № 2. С. 43 — 76.
  63. В.И. Неврозы детского возраста и их профилактика Текст. / В. И. Гарбузов. Л.: Знание, 1982. 16 с.
  64. Л.Н. Психологическая готовность к материнству женщин Восточно-Казахстанской области Текст. / Л. Н. Глушкова // Перинатальная психология и психология родительства. 2008. № 2. С. 29 38.
  65. A.A. Взаимосвязь полоролевой дифференциации в семье в период ожидания ребенка и психоэмоциональных состояний беременныхженщин Текст. / A.A. Головнева // Перинатальная психология и психология родительства. 2009. № 4. С. 25 31.
  66. Т. Повышение родительской эффективности Текст. / Т. Гордон / Популярная педагогика. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. 607 с.
  67. С., Гроф К. Сияющие города и адские муки Текст. / С. Гроф, К. Гроф / Жизнь после смерти. М.: Прогресс, 1991. С. 64−94.
  68. Т.А. Развитие психологической готовности к материнству на стадии планирования беременности, во время беременности и после родов Текст.: Дисс. канд. психол. наук / Т. А. Гурьянова. Барнаул, 2004. 176 с.
  69. И.В., Малярская М. М. Как родить счастливого ребёнка Текст. / И. В. Добряков, М. М. Малярская. СПб.: Речь, 2008. 160 с.
  70. И.В. Жизнь до рождения Текст. / И. В. Добряков / Развитие личности ребенка от рождения до года. Часть II. Екатеринбург: Рама Пабли-шинг. 2010. С. 51−87.
  71. И. В. Перинатальная психология Текст. И. В. Добряков. СПб.: Питер, 2011.272 с.
  72. К.В. Системный подход к психологии семейных отношений как основа биопсихосоциальной модели перинатальной психологии Текст. / К. В. Добряков // Перинатальная психология и психология родительства. 2009. № 4. С. 31−37.
  73. СМ. Содержание представлений девочки о рождении ребенка на разных этапах ее развития Текст. / С. М. Дождева // Перинатальная психология и психология родительства. 2009. № 4. С. 37 45.
  74. . Особенности стиля воспитания матери и отца в зависимости от пола подростка (На материале современной монгольской семьи) Текст.: Дисс. канд. психол. наук / Б. Долгорсурэнгийн. М., 2004. 221 с.
  75. В.Н. Психология семьи Текст. / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2006. 176 с.
  76. Т.С. Психологический анализ ранней беременности и возможности психологической помощи Текст. / Т. С. Дубинкина // Перинатальная психология и психология родительства. 2007. № 1. С. 83 85.
  77. Т.И. Психологический анализ зависимости структурно-содержательных особенностей супружеской семьи от родительской Текст.: Дисс.. канд. психол. наук / Т. И. Дымнова. М., 1996. 159 с.
  78. Ю.В. Отцовство как психологический фактор развития личности Текст.: Дисс.. канд. психол. наук / Ю. В. Евсеенкова. Новосибирск, 2006. 236 с.
  79. В.Д., Хризман Т. П. Девочки и мальчики два разных мира Текст. /В.Д. Еремеева,.Т. П. Хризман. СПб.: Тускарора, 2001. 157 с.
  80. М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов Текст.: Дисс.. канд. психол. наук / М. О. Ермихина. Казань, 2004. 168 с.
  81. И.В. Отношения матери и дочери как фактор развития материнской сферы Текст. / И. В. Завгородняя // Перинатальная психология и психология родительства. 2010. № 1. С. 41 45.
  82. И.В., КирюшинаЕ.В. Мотивация рождения ребенка в связи с социально-психологическими условиями жизни беременной женщины Текст. / И. В. Завгородняя, Е. В. Кирюшина // Перинатальная психология и психология родительства. 2008. № 3. С. 51 59.
  83. .В. Психологическая готовность к родам и метод ее формирования Текст.: Дисс. .канд. псих, наук /Ж.В. Завьялова. М., 2000. 191 с.
  84. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка Текст. / А. И. Захаров. М.: Просвещение, 1986. 128 с.
  85. А.И. Ребенок до рождения Текст. / А. И. Захаров. СПб.: Союз, 1998.376 с.
  86. Г. А. Психологическая готовность женщин к материнству Текст. / Г. А. Захарова // Перинатальная психология и психология родительст-ва. 2007. № 3. С. 19−30.
  87. Е.И., Булушева Е. А. Особенности страхов беременных женщин в связи с переживанием внутрисемейной ситуации Текст. / Е. И. Захарова, Е. А. Булушева // Перинатальная психология и психология родительства. 2009. № 4. С. 45−52.
  88. И.Н. Переживание беременности в контексте жизненного пути личности женщины как фактор принятия новой социальной роли-роли матери Текст.: Дисс. канд. психол. наук / И. Н. Земзюлина. Курск, 2009. 192 с.
  89. Т.М. Особенности мотивационной сферы материнства беременных женщин с различным отношением к ребенку Текст.: Дисс.. канд. психол. наук / Т. М. Зенкова. Хабаровск, 2005. 192 с.
  90. С.И. Коррекция эмоциональных состояний беременных женщин средствами физических упражнений Текст.: Дисс.. канд. психол. наук / С. И. Знаменская. СПб., 2007. 166 с.
  91. Н.Ю. Образ будущего ребенка как компонент готовности к материнству беременных женщин Текст. / Н. Ю. Ивушкина // Перинатальная психология и психология родительства. 2009. № 4. С. 52 58.
  92. В.П. Дифференциальная психология мужчины и женщины Текст. /Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2007. 544с.
  93. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей Текст. /Д.Н. Исаев, В. Е. Каган. Л.: Медицина, 1979. 183 с.
  94. Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни Текст. / Е. И. Исенина. М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999. 80 с.
  95. О.Г. Социальный смысл материнства в современной России Текст. / О. Г. Исупова // Социс. 2000. № 10. С. 33−46.
  96. В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков Текст. / В. Е. Каган //Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 158−165.
  97. Р.Н. Эмоциональные, когнитивные и поведенческие компоненты отношения беременных женщин к грудному вскармливанию Текст.: Дисс. канд. психол. наук / Р. Н. Калашникова. Казань, 2010. 142 с.
  98. O.A. Социально-психологическое факторы в подготовке женщин к беременности, родам и материнству Текст. / O.A. Касьянова // Перинатальная психология и психология родительства. 2010. № 3. С. 113 128.
  99. O.A., Стрелкова И. Э. Социально-психологическая готовность беременных женщин к материнству Текст. / O.A. Касьянова, И. Э. Стрелкова // Перинатальная психология и психология родительства. 2007. № 3. С. 50 -59.
  100. А.Р., Шайморданова И. А. Неблагополучная семья: психологи-? ческий портрет женщины-матери Текст. / А. Р. Кирпиков, И. А. Шайморданова // Перинатальная психология и психология родительства. 2008. № 4. С. 31 42.
  101. И.С. Тендерная социализация Текст.: Учебное пособие / И. С. Клецина. СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. 92 с.
  102. И.С. Психология тендерных отношений Текст.: Дисс.. д-ра психол. наук / И. С Клецина. СПб., 2004. 460 с.
  103. С. В. Психология семейных отношений Текст. / C.B. Ковалев. М.: Педагогика, 1987. 159 с.
  104. С. В. Психология современной семьи Текст.: Информационно-методические материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни» / C.B. Ковалев. М.: Просвещение, 1988. 208 с.
  105. Ю.В. Контроль поведения при различном течении беременности Текст. / Ю. В. Ковалева // Перинатальная психология и психология роди-тельства. 2007. № 1. С.92 108.
  106. Е.С. Страхи перед беременностью иродами у девушек юношеского возраста, не имевших репродуктивного опыта Текст. / Е. С. Коваленко // Перинатальная психология и психология родительства. 2009. № 4. С. 64 70.
  107. Н.П. Перинатальная психология и психотерапия. Опыт РАППМ Текст. / Н. П. Коваленко // Перинатальная психология и психология родительства. 2009. № 1,. С. 3 16.
  108. Коваленко-Маджуга Н. П. Перинатальная психология Текст. / Н.П. Кова-ленко-Маджуга. СПб.: Изд-во «БиС», 2001. 214 с.
  109. O.A. Особенности психологической готовности к материнству и отцовству в период ранней взрослости Текст. / O.A. Кожевникова// Перинатальная психология и психология родительства. 2008. № 4. С. 109 125.
  110. Д.В. Пол и секс в современном обществе Текст. / Д. В. Колесов. М: Изд-во УРАО, 1999. 175 с.
  111. Я.Л., Мелтсас М. Х. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте Текст. / Я. Л. Коломинский, М. Х. Мелтсас / Генетические проблемы социальной психологии / Под ред. Я. Л. Коломинского. Минск: Университетское изд-во, 1985. 208 с.
  112. Кон И. С. Ребенок и общество Текст.: Учебное пособие для студентов вузов /И.С. Кон. М.: Изд. Центр «Академия», 2003. 336 с.
  113. Кон И. С. Психология половых различий Текст. И. С. Кон // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 47 57.
  114. Кон И. С. Психология ранней юности Текст.: Книга для учителя / И. С. Кон. М.: Педагогика, 19,89. 167 с.
  115. А.Д., Алексеева A.C. Диагностика и коррекция материнского отношения Текст. / А. Д. Кошелева, A.C. Алексеева. М.: НИИ Семьи, 1997. 154с.
  116. Т. JI., Гончарова CA. Страх беременности иродов и совладение с ним у женщин Текст. / Т. Л. Крюкова, С. А. Гончарова // Перинатальная психология и психология родительства. 2009. № 4. С. 70−75.
  117. А. И. Концептуальные подходы к исследованию жизнедеятельности семьи Текст. / А. И. Кузьмин // Семья в России. 1996. № 1. С. 14 30.
  118. И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) Текст. / И. Ю. Кулагина. М.: Изд-во РОУ, 1996. 180 с.
  119. С.Г. Формирование культуры материнства в современном обществе Текст. / С. Г. Левкович // Перинатальная психология и психология родительства. 2010. № 1. С. 53 58.
  120. А.Н. Избранные психологические произведения Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. 320 с.
  121. М.И. Проблемы онтогенеза общения Текст. / М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1986. 144 с.'
  122. .Ф. Проблема образа в психологии Текст. / Б. Ф. Ломов / Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. С. 63−73.
  123. И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми Текст. / И. М. Марковская. СПб.: Речь, 2000. 150 с.
  124. У., Джонсон В., Колодны Р. Мастере и Джонсон о любви и сексе Текст. / У. Мастере, В. Джонсон,'Р. Колодны. СПб: СП «Ретур», 1991. Ч. 1. 295 с.
  125. Матейчик 3. Родители и дети Текст.: Книга для учителя / 3. Матейчик. М.: Просвещение, 1992. 320 с.
  126. A.A. Особенности формирования родительской компетентности Текст. / A.A. Мельникова // Перинатальная психология и психология родительства. 2010. № 1. С. 58 63.
  127. A.A. Взаимосвязь психологической готовности к материнству и совладающего поведения беременных женщин с онкологическими заболеваниями Текст. Дисс. канд. психол. наук/ A.A. Меньшикова. М., 2011. 185 с.
  128. С.Ю. Психологическая готовность к материнству Текст. С. Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 18 27.
  129. Мид М. Культура и мир детства Текст. / М. Мид. М.: Наука, 1988. 429 с.
  130. Е.В. Влияние типа психологического сопровождения беременных на их отношение к родам и родительству Текст.: Дисс.. канд. психол. наук / Е. В. Могилевская. Ростов-на-Дону, 2003. 235 с.
  131. Р. Ж. Психологическое взаимодействие матери и ребенка Текст.: Дисс.. д-ра психол. наук / Р. Ж. Мухамедрахимов. СПб., 1999. 431 с.
  132. Р.Ж. Формы взаимодействия матери с младенцем. Текст. / Р. Ж. Мухамедрахимов // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 16−25.
  133. В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: Текст. / Учебник для студентов вузов / B.C. Мухина. М.: Изд. центр «Академия», 2009. 640 с.
  134. Н.В. Психологическая готовность к материнству в период ранней взрослости у беременных и небеременных женщин Текст. / Н. В. Мухина // Перинатальная психология и психология родительства. 2008. № 4. С. 42 51.
  135. В. Н. Психология отношений Текст. / В. Н. Мясищев. М.: Изд-во МПСИ, 2004. 400с.
  136. H.H. Психология человека: от тела к душе Текст. / H.H. Обозов. СПб: Облик, 2001.408 с.
  137. JI. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития Текст. / Л. Ф. Обухова, O.A., Шаграева. М.: Жизнь и мысль, 1999. 168 с.
  138. Л.Ф. Возрастная психология Текст.: Учебник / Л. Ф. Обухова. М.: Педагогическое общество России, 2004. 442 с.
  139. Общая психодиагностика Текст. / Под ред. A.A. Бодалева, В. В. Столина.1. СПб.: Речь, 2006. 440 с.
  140. Р.В. Психологическое сопровождение родительства Текст. / Р. В. Овчарова. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. 319 с.
  141. Р. В. Семейная академия: вопросы и ответы Текст. / Р. В. Овчарова. М.: Просвещение, 1996. 142 с.
  142. Д. Бессознательное использование своего тела женщиной Текст. / Д. Пайнз. СПб.: Восточно-европейский Институт психоанализа, 1997. 195 с.
  143. Т.В. Психологические условия становления и развития репродуктивных установок в детско-юношеском возрасте (от 5 до 18 лет) Текст. / Т. В. Пальцева // Перинатальная психология и психология родительства. 2008. № 3. С. 108−127.
  144. Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт Текст. / Н. Пезешкиан. М.: Смысл, 1993. 332 с.
  145. М.А. Оценка эффективности психопрофилактической подготовки беременных к родам Текст. Дисс.. канд. мед. наук / М. А. Пенжоян. Краснодар, 2011. 114 с.
  146. A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии Текст. / A.B. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: ИНФРА -М, 1998. 528с.
  147. В. А., Полевая М. В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений Текст. / В. А. Петровский, М. В. Полевая // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 19−26.
  148. Е.В. Качества матери, необходимые для психического развития ребенка раннего возраста Текст.: Дисс.. канд. психол. наук / Е. В. Погщова. М, 1995.402 с.
  149. О.Б. Совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери Текст.: Дисс.. канд. психол. наук / О. Б. Подобина. Кострома, 2005. 211с.
  150. H.H. Динамика личностных особенностей маскулинных и фемин-ных женщин в период беременности Текст.: Дисс.. канд. психол. наук / H.H. Попова. Новосибирск, 2008. 174 с.
  151. Популярная психология для родителей Текст. / Под ред. А. А. Бодалева, А. С. Спиваковской, Н. Я. Карповой. М.: Педагогика, 1998. 253 с.
  152. Практикум по тендерной психологии Текст. / Под ред. И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2003.480 с.
  153. Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы Текст.: Учебное пособие для врачей и психологов / Под ред. Э.Г. Эйдемилле-ра. СПб.: Речь, 2010. 425 с.
  154. О.В., Русских C.B. Проблема наступления беременности у несовершеннолетних Текст. / О. В. Прохорова, C.B. Русских // Перинатальная психология и психология родительства. 2008. № 4. С. 51 61.
  155. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования Текст.: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Е. Г. Силяевой. М.: Академия, 2002. 192 с. .
  156. М.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка. Текст.: Автореф. дисс.. канд. психол. наук /М.С. Радионова. М., 1997. 23 с.
  157. В. А. Материнство как социокультурный феномен Текст.: Дисс.. д-ра. филос. Наук / В. А. Рамих. Ростов-на-Дону, 1997. 236 с.
  158. Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной За
  159. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Роджерс. М.: Наука, 1994. 288 с.
  160. А.Н. Психологическая характеристика представлений в юношеском возрасте об отношениях со своими будущими детьми Текст.: Дисс.. канд. психол. наук/ А. Н. Родионов. Смоленск, 2009. 182 с.
  161. Е.С., Гребенников JI.P. Механизмы психологической защиты генезис. Функционирование. Диагностика Текст. / Е. С. Романова, JI.P. Гребенникова. Мытищи: Талант, 1996. 144 с.
  162. С. JI. Основы общей психологии Текст. / C.JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
  163. JI.M. Индивидуально-психологические особенности адаптивности женщин к состоянию беременности Текст.: Дисс.. канд. психол. наук / JI.M. Рудина. М., 2003. 198 с.
  164. В.Д. Психопрофилактика и психотерапия функциональных расстройств нервной системы у беременных женщин Текст. / В. Д. Рыжков // Медицинская помощь. 1996. № 3. С. 33 36.
  165. С.С. Отношение к беременности и будущему ребенку у беременных женщин Текст. / С. С. Савенышева // Перинатальная психология и психология родительства. 2009. № 4. С. 93 99.
  166. Е.А., Чарова О. Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии. Текст. / Е. А. Савина, О. Б. Чарова // Вопросы психологии 2002. № 6. С. 15−18.
  167. В.А., Безрукова О. Н., Батуев A.C. Психофизические факторы риска репродуктивного здоровья и поведения беременной женщины. Текст. / В. А. Самойлова, О. Н. Безрукова, A.C. Батуев // Валеология. 1999. № 2. С. 48−54.
  168. Семья в психологической консультации Текст. / Под ред. А. И. Бодалева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  169. Семейная психотерапия Текст.: Хрестоматия / Составители Э. Г. Эйде-миллер, Н. В. Александрова, В. Юстицкис. СПб.: Речь, 2007. 400 с.
  170. Системная семейная психотерапия Текст. / Под ред. Э. Г. Эйдемиллера. СПб.: Питер, 2002. 368 с.
  171. В. Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых Текст. / В. Л. Ситников. СПб: Химиздат, 2001. 288 с.
  172. A.C. Отношение современной молодежи к родительству Текст. / A.C. Скляренко // Перинатальная психология и психология родитель-ства. 2010. № 1.С. 94−95.
  173. Г. В., Дубовик О. Ю. Система «мать — дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики Текст. / Г. В. Скобло, О. Ю. Дубовик // Социальная и клиническая психиатрия. 1992. № 2. С. 75 78.
  174. Скоромная Ю. Е. Субъективная готовность к материнству как психологический феномен Текст. / Ю. Е. Скоромная // Перинатальная психология и психология родительства. 2009. № 2. С. 73 84.
  175. Т.В. Ценностные ориентации женщин в период беременности Текст.: Дисс. канд. психол. наук / Т. В. Скрицкая. Новосибирск, 2002. 162 с.
  176. A.A., Чернова Е. П. Особенности образа будущего ребенка у современной молодежи Текст. / A.A. Смирнова, Е. П. Чернова // Перинатальная психология и психология родительства. 2008. № 2. С. 52−71.
  177. Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в молодой семье Текст.: Дисс.. канд. психол. наук / Е. Г. Смирнова. Екатеринбург, 2009. 249 с.
  178. Е. О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения Текст. / Е. О. Смирнова, М. В. Быкова // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 3−14.
  179. Е. О., Быкова М. В. Структура и динамика родительского отношения Текст. / Е. О. Смирнова, М. В. Быкова // Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 29−35.
  180. Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе Текст. / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 5 — 15.
  181. Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент Текст. / Е.О. Смирнова//Вопросы психологии. 1995. № 3. С. 139 151.
  182. O.A. Динамика личностных характеристик женщины в период беременности как фактор психического здоровья матери и ребенка Текст.: Дисс. канд. психол. наук / O.A. Соколова. М., 2006. 229 с.
  183. Социология семьи Текст./ Под ред. Антонова. М.: Инфра-М, 2005. 640 с.
  184. А. С. Как быть родителями? Текст. / A.C. Спиваковская. М.: Педагогика, 1986. 160 с. i
  185. A.C. Психопрофилактика детских неврозов. Комплексная психологическая коррекция. Текст. / A.C. Спиваковская. М.: Изд-во МГУ. 1988. 199 с.
  186. Л.Д. Основы психологии Текст. / Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 665 с.
  187. Л.С. Эффективность многокомпонентной системы индивидуальной подготовки супружеской пары к беременности и партнерским родам Текст.: Дисс. канд. мед. Наук / Л. С. Сухлбокова. Самара, 2010. 141 с.
  188. Е. А. Смысловое переживание материнства как новообразование самосознания женщины Текст.: Дисс.. канд. психол. наук / Е. А. Тетерлева. М., 2006. 214 с.
  189. A.B. Взрослые и дети: парадоксы общения Текст. / A.B. Толстых. М.: Педагогика, 1988.128 с.
  190. Е.А. Динамика психического состояния беременных женщин в процессе музыкотерапии Текст.: Дисс.. канд. психол. наук / Е. А. Толчинская. СПб., 2010. 190 с.
  191. O.B. Особенности и коррекция взаимоотношений в ситуации принятия-непринятия ребенка родителями Текст.: Дисс.. канд. психол. наук / О. В. Удова. Иркутск, 2005. 180 с.
  192. И.Е. Особенности межпоколенной передачи материнских установок в семье Текст. / И. Е. Уланова // Перинатальная психология и психология родительства. 2008. № 4. С. 61 72.
  193. O.A. Динамика психических состояний беременных женщин и их нормализация с помощью авторской программы психофизиологической подготовки к родам Текст. / O.A. Урусова // Перинатальная психология и психология родительства. 2007. № 3. С. 86 99.
  194. H.A. Внутриличностные детерминанты самосознания матери Текст.: Дисс. канд. психол, наук/H.A. Устинова. Екатеринбург, 2009. 233 с.
  195. Е.А., ШулаковаО.А. Изучение отношения к ребенку как составляющей материнства у молодых женщин Текст. / Е. А. Федорова, O.A. Шулакова // Перинатальная психология и психология родительства. 2010. № 1. С. 105−109.
  196. Д.И. Психология развития человека как личности / Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: МПСИ, 2005. 453 с.
  197. Н.П. Психологические основы и диагностика тендерных различий Текст.: Научное издание / Н. П. Фетискин. Москва-Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2005. 199с.
  198. A.C. Хаяйнен Е. В. Особенности содержания представлений о материнстве у молодых городских женщин Текст. / A.C. Филина, Е. В. Хаяйнен // Перинатальная психология и психология родительства. 2010. № 1. С. 109 -116.
  199. Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии Текст. / Г. Г. Филиппова // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 22 -37.
  200. Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход
  201. Текст. / Г. Г. Филиппова // Психологический журнал. 1998. № 5. С. 81 88,
  202. Г. Г. Образ мира и мотивационные основы материнства Текст. / Г. Г. Филиппова // Проблемы изучения и развития личности дошкольника. Пермь, 1995. С.31−36.
  203. Г. Г. Психология материнства (сравнительно-психологический анализ) Текст.: Дисс. Г д-ра психол. наук / Г. Г. Филиппова. М., 2000. 449 с.
  204. Г. Г. Психология материнства Текст.: Учебное пособие / Г. Г. Филиппова. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 240 с.
  205. ГГ. Психология материнства и ранний онтогенез Текст. / Г. Г. Филиппова. М.: Жизнь и мысль, 1999. 192 с.
  206. Г. Г. Трансформация отношений привязанности у женщины в период беременности Текст. / Г. Г. Филиппова // Перинатальная психология и психология родительства. 2008. № 3. С. 31 38.
  207. Г. Г. Эволюция структуры материнского поведения Текст. / Г. Г. Филиппова / Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. М. 1996. Т. 2. Вып. 3. С. 126−127.
  208. Дж. Неизведанное Я Текст. / Дж. Франк. М.: Прогресс, 1998. 246с.
  209. Фрейд 3. Введение в психоанализ Текст.: Лекции / 3. Фрейд. СПб.: Питер, 2007. 384 с.
  210. Фридман Л.М.* Психология воспитания Текст.: Книга для всех, кто любит детей / Л. М. Фридман. М.: Сфера, 2000. 208 с.
  211. Э. Азбука для родителей Текст. / Э.Фромм. Л.: Лениздат, 1991. 319 с.
  212. Э. Искусство любить Текст. / Э. Фромм. М.: Изд-во «Азбука», 2008. 224 с.
  213. Ф. Любовь, материнство, будущее Текст. / Ф. Хорват. М.: Прогресс, 1982. 96 с.
  214. К. Психология женщины Текст. / К. Хорни / Собрание сочинений. М.: Смысл, 1997. Т.4. С. 16−271.
  215. А. Г. Колесов Д.В. Девочка подросток — девушка Текст.: Пособие для учителей / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. М.: Просвещение, 1981. 128 с.
  216. А. Г. Колесов Д.В. Мальчик подросток — юноша Текст.: Пособие для учителей / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. М.: Просвещение, 1982. 104 с.
  217. Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы Текст.: Книга для воспитателей детского сада и родителей / Ю. Хямяляйнен. М.: Просвещение, 1993. 112 с.
  218. А. В. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики Текст. / A.B. Черников. М.: Класс, 2001. 208 с.
  219. М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины Текст. / М. Ю. Чибисова // Перинатальная психология и психология родительства. 2007. № 1. С. 109 — 121.
  220. И.Л. Влияние типа акцентуации личности и структуры ценностей на формирование материнской функции беременных женщин Текст. Дисс. канд. психол. наук/И.Л. Шелехов. Томск, 2006. 201 с.
  221. Т.Л. Аутопсихологическая компетентность беременных женщин как фактор эффективных отношений «мать-дитя» Текст. / Т. Л. Шиманская // Перинатальная психология и психология родительства. 2009. № 3. С. 75−86.
  222. Е.П. Социокультурные взаимодействия в семье, ожидающей ребенка: социологический анализ Текст.: Дисс.. канд. социол. Наук / Е. П. Шихова. Екатеринбург, 2011. 228 с.
  223. В.А. Историческая психология Текст. / В. А. Шкуратов. Ростов-на-Дону: Город N, 1994. 287 с.
  224. А.Б. Психозы беременности Текст. / А. Б. Шмуклер // Проблемы репродукции. 1995. № 2. С. 19 22.
  225. Ю.И. Воспитание до рождения: теоретические размышления. Опыт развивающего пренатального воздействия Текст. / Ю. И. Шмурак // Народное образование. 1995. № 6. С. 53−57.
  226. Ю.И. Пренатальная общность Текст. / Ю. И. Шмурак // Человек. 1993. № 6. С. 24−37.
  227. JT. Б. Психология семейных отношений Текст.: Курс лекций / Л. Б. Шнейдер. М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. 512 с.
  228. Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи Текст. / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. СПб.: Питер, 2008. 672 с.
  229. Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Д.Б. Элько-нин. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  230. Э. Детство и общество Текст. / Э. Эриксон. СПб.: Ленато ACT, 1996. 592 с.
  231. А. М. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами Текст. / A.M. Эткинд / Социально-психологические исследования в психоневрологии / Под ред. Е. Ф. Бажина. Л.: Медицина, 1980. С. 110 -114.
  232. А. М. Цветовой тест отношений Текст. / A.M. Эткинд / Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 221—228.
  233. Т. Р.Е.Т. in action (A guide to parent effectiveness training). Текст. / T.Gordon. Toronto: Bantam Books, 1979.
  234. Gordon Т., Burch N. T.E.N.: Teacher Effectiveness Training Текст. / Т. Gordon, N. Burch. N.Y.: Wyden, 1974.
  235. Louis G.Ph.D., Margolis E. The mohterhood report: how women feel about being mothers Текст. / G.Ph.D. Louis, E. Margolis. N.J.: McGraw-Hill Publ.Comp., 1987.
  236. Phoenix A., Woollett A., Lloyd E. edds. Motherhood: meanings, prectices and ideologies Текст.: Gender and psychology / A. Phoenix, A. Woollett, E. Lloyd. L., 1991.
  237. Psychological aspects of a first pregnancy and early postnatal adaptation Текст. / P.M. Shereshefsky and L.J. Yarrow adds. NJ.: Raven Press Publ. 1973.
  238. The Development of attachment and affiliative systems Текст. / Ed. by R.N. Emde at all. N.Y., L.: Plenum press, cop., 1982.
  239. The Different Faces of Motherhood Текст. / В. Berns, F. Hay edds. N.J., L.: Plenum Press Cop., 1988,
  240. Verhulst J. et all edds. Daughtering and mothering: Famale subjectivity reana-lysed Текст. / J. Verhulst. Routledge, L., Engl., xv., 1993.
  241. Verny T. edds. Pre-and Perinatal Psychology: an Introduction Текст. / Т. Verny. N.J., Hum. Scien. Press., 1987.
  242. Verny T. The Secret Life of the Unborn Child Текст. / Т. Verny / with John KELLY. Dell, 1981.
Заполнить форму текущей работой