Эволюционная функция конфликта
Отмеченные преимущества понятия конфликта в сравнении с понятием бифуркации можно суммировать, сказав, что первое объясняет все, что объясняет второе, но обратное в общем неверно. Почему конфликт имеет две противоположности — синергизм и антагонизм, а не одну? К каким ошибкам приводит отождествление конфликта с антагонизмом? 1] Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы… Читать ещё >
Эволюционная функция конфликта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие эволюции приобрело в настоящее время фундаментальное значение во всех отраслях естественнонаучного и социального знания. Более того, по мнению Н. Н. Моисеева, теория самоорганизации общества, в сущности, совпадает с концепцией универсального эволюционизма, или коэволюции (совместной эволюции природы и человека)[1]. Но общепризнанного определения эволюции нет. К этому следует добавить, что теоретики эволюции предлагают модели, в которых конфликты, синергизм и антагонизм как формы активности элементов и систем, как ведущие факторы процессов самоорганизации никак не учитываются.
Конфликт выполняет ту роль в эволюции систем, которую синергетики приписывают бифуркации (букв, раздвоение; от лат. bifurcus — раздвоенный). Под бифуркацией понимается момент неожиданного, скачкообразного перехода системы от прошлого к будущему, стадию случайного выбора качественно нового направления развития из двух возможных. Сравнение понятий конфликта и бифуркации показывает, что первое из них в сравнении со вторым обладает по крайней мере двумя объяснительными преимуществами.
Во-первых, всякий конфликт имеет ровно 2П 1 возможностей своего решения (п — число элементов системы), тогда как бифуркация в классическом истолковании предполагает только две. Следовательно, конфликт при п> 2 предоставляет системе заведомо большее число возможностей выбора сценариев будущего развития, чем бифуркационный механизм. Если согласиться на неклассическое истолкование бифуркации и понимать ее как полифуркацию, на чем настаивают некоторые синергетики, т. е. как случайный выбор из более чем двух возможностей, тогда становится проблематичным математическое основание подобного расширения ее «полномочий».
Во-вторых, бифуркацию обычно определяют как случайное, катастрофическое и потому принципиально непредсказуемое событие. Но возникновение и развитие конфликта при всей неопределенности его возникновения и результатов разрешения назвать полностью непредсказуемым событием никак нельзя. Всякий конфликт обладает особой внутренней логикой возникновения и разрешения, позволяющей его успешно моделировать и анализировать.
Отмеченные преимущества понятия конфликта в сравнении с понятием бифуркации можно суммировать, сказав, что первое объясняет все, что объясняет второе, но обратное в общем неверно.
Конкретно эволюционное значение конфликта состоит в следующем: ни одна система не может изменить свое актуальное качество, направление или траекторию развития, минуя состояние конфликта. Как тело, предоставленное самому себе, способно лишь бесконечно сохранять свой покой или свое движение в каком-то одном направлении, так и системы, элементы которых охвачены положительной обратной связью, также способны лишь бесконечно сохранять свое качество, направление и стратегию поведения. Значит, если бы не было конфликтов, то не было бы никаких импульсов систем к собственному изменению, интеграции и дифференциации своих элементов, усилению или ослаблению разнообразия живых систем. Без конфликтов и порождаемой ими дивергенции стала бы невозможной жизнь.
Вопросы и задания для самоконтроля
- 1. К каким логическим, теоретическим и практическим ошибкам приводит отождествление конфликта со столкновением?
- 2. Почему конфликт имеет две противоположности — синергизм и антагонизм, а не одну? К каким ошибкам приводит отождествление конфликта с антагонизмом?
- 3. Почему логическое противоречие требует истинности только одной противоположности, а конфликт — всех противоположностей?
- 4. Объясните на конкретных примерах эволюционную необходимость конфликтов в живой природе.
- [1] Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Экологополитологический анализ // Вопросы философии. 1995. № 1. С. 3—30.