Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль философских (методологических) семинаров в укреплении связи философии с частными науками

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопросы формирования марксистско-ленинского мировоззрения трудящихся, в том числе у научных работников и преподавательских кадров вузов, составляющие существенную сторону работы философских (методологических) семинаров, нашли отражение в выступлениях Генерального секретаря ЦК КПСС товарища К. У. Черненко и члена Политбюро ЦК КПСС, первого секретаря МГК КПСС товарища В. В. Гришина. В разработку… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОМОСТЬ ВЗАИМОСВЯЗИ ФИЛОСОФИИ И ЧАСТНЫХ НАУК
    • I. В.И.Ленин о союзе философии и естествознания. Л
    • 2. Развитие ленинской идеи союза философии и частных наук в документах КПСС
  • ГЛАВА II. ФИЛОСОФСКИЕ (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ) СЕМИНАРЫ — ОБЩЕ-ствшо-нювходадой
  • ФОРМА СОЮЗА ФИЛОСОФИИ и
  • ЧАСТНЫХ НАУК
    • I. Организация философских (методологических) семинаров
    • 2. Функции философских (методологических) семинаров
  • ГЛАВА III. РОЛЬ ФИЛОСОФСКИХ (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ) СЕМИНАРОВ В АКТИВИЗАЦИИ, ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА НАУЧЙЫХ ИССЛЕДОВАНИИ
    • I. Совершенствование деятельности философских (методологических) семинаров, повышение эффективности и качества работы
    • 2. Некоторые проблемы развития и совершенствования деятельности философских (методологических) семинаров (на примере ленинградских научных учреждений АН СССР)

Роль философских (методологических) семинаров в укреплении связи философии с частными науками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. На ХХУТ съезде КПСС подчеркивалось, что «строительство нового общества без науки просто немыслимо» '''. В процессе коммунистического преобразования общества творческая деятельность вообще и научное творчество в особенности приобретают существенное значение во всех сферах общественной деятельности. Наука занимает ведущие позиции в важнейших областях знания, она становится производительной силой, поэтому вклад каждого ученого в развитие общества возрастает.

Развитие естественных наук, как и любой отрасли человеческих знаний, невозможно без глубокого осмысливания выполненных работ, без правильного определения главного направления дальнейших исследований, без детального анализа всей совокупности явлений, относящихся к данной проблеме или тесно связанных с ней. Когда наука от сбора и описания фактов и процессов переходит к теоретическим выводам, ученый не может обойтись без философских обобщений. Весь вопрос заключается в том, какую философию ученый берет на вооружение: материалистическую или идеалистическую, диалектическую или метафизическую.

Формирование мировоззрения каждого ученого становится актуальной задачей. Она носит всеобщий, а не частный характер. Одним из важнейших моментов формирования личности ученого является понимание и укрепление связи философии с частными науками, творческое применение диалектического материализма в практике научных исследований. Диалектический материализм, возникший в результате исторического развития философии и естествознания, представляет собой единственную философию, опирающуюся на прочный фундамент всей.

Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981, с. 42. современной науки. Марксистская философия является общей методологией всех конкретных наук и позволяет исследователям рассматривать изучаемые ими проблемы с позиций диалектического материализма, ориентироваться в мире сложных и многообразных явлений, преодолевать односторонность в подходе к предмету исследований, отличать главное от второстепенного, необходимое от случайного, выявлять основные критерии и закономерности процессов и явлений.

В материалах июньского (1983 года) Пленума ЦК КПСС отмечено, что «Советское общество вступило в исторически длительный этап развитого социализмаего всестороннее совершенствование — наша стратегическая задача» .^ В условиях обострившейся идеологической борьбы между двумя противоположными социально-экономическими системами, одной из важнейших задач коммунистической партии является совершествование и всех форм идеологической работы, повышение ее эффективности. Важным направлением этой деятельности является борьба против буржуазных, ревизионистских и реформистских концепций. Решающее значение в формировании ученого нашей страны имеет марксистско-ленинское мировоззрение, образующее основу активной жизненной позиции ученого и его трудовой деятельности. В осуществлении поставленных задач большую роль играют такие формы и методы воспитания научной интеллигенции, в которых сочетаются политическая учеба и повышение теоретического уровня научных исследований. К ним относятся философские (методологические) семинары. Решения ХХ1У, ХХУ, ХХУ1 съездов партии и постановления ЦК КПСС по развитию содержания и организации всей идеологической работы имеют самое непосредственное отношение к совершенствованию работы Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. -М.: Политиздат, 1983, с. 30. философских (методологических) семинаров. Особое внимание этой проблеме было уделено на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС. В материалах Пленума указано: «И самое важное — общественные науки обязаны неуклонно руководствоваться революционной теорией, умело применять испытанную марксистско-ленинскую методологию научного поиска» .*.

Важность задачи формирования марксистско-ленинского мировоззрения, развития способности к самостоятельному творческому мышлению и коммунистического сознания у советских людей была еще раз подчеркнута в речи Генерального секретаря ЦК КПСС товарища р

К.У.Черненко на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 года.

Решения партии нацеливают на совершенствование форм и методов идеологической работы, форм осуществления и дальнейшего развития союза философии с частными науками. Значение философских (методологических) семинаров как формы работы с научной интеллио генцией отмечены в докладе на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС. Они содействуют выбору оптимальных направлений дальнейшего развития науки, развитию и укреплению союза марксистско-ленинской философии и частных наук, способствуют формированию и углублению коммунистического мировоззрения научных кадров, сознательному применению марксистско-ленинской диалектики, повышению качества проводимых исследований, уровня преподавания естественных, общественных и технических наук. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня.

1983 г. -М.: Политиздат, 1983, с. 34. ^ Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г.

М.: Политиздат, 1984, с. 18. ^ Пленум Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г.: Стеногр. отчет. — М.: Политиздат, 1983, с. 41.

Философские (методологические) семинары являются объективно-необходимой, эффективно-организационной формой развития и укрепления союза марксистско-ленинской философии и частных наук. В них находят свое отражение ленинские положения о союзе философии и естествознания, о сознательном овладении философией марксизма и использовании диалектического и исторического материализма в практике научных исследований, о поиске организационных форм такого союза, без чего нельзя добиться действительного и устойчивого прогресса ни в области частных наук, ни в сфере самой философии. В то же время, наряду с другими существующими формами, они являются наиболее эффективной формой идеологической работы среди научной интеллигенции. Организационно философские (методологические) семинары включены в систему марксистско-ленинского образования. В материалах ХХУ1 съезда КПСС философские (методологические) семинары характеризуются как конкретная форма «творческой постановки партучебы в ряде производственных коллективов» ^ страны.

В настоящее время философские (методологические) семинары завоевали большой авторитет среди научных работников и преподавателей вузов. Об этом свидетельствует динамика роста их количества и растущая популярность среди научной и творческой интеллигенции.

Степень разработанности проблемы. Многообразные функции и задачи философских (методологических) семинаров постоянно привлекают внимание исследователей. За последнее время опубликован ряд работ, посвященных деятельности семинаров г. г. Москвы, Ленинграда, Новосибирска и других городов страны, которые являются значительным вкладом в теоретическое обобщение опыта работы Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981, с. 76. семинаров в различных регионах СССР. В этих работах постоянно развивается и качественная сторона проводимых исследований, изучаются новые и малоизученные аспекты этой проблемы.

Вопросы формирования марксистско-ленинского мировоззрения трудящихся, в том числе у научных работников и преподавательских кадров вузов, составляющие существенную сторону работы философских (методологических) семинаров, нашли отражение в выступлениях Генерального секретаря ЦК КПСС товарища К. У. Черненко и члена Политбюро ЦК КПСС, первого секретаря МГК КПСС товарища В. В. Гришина. В разработку практических и теоретических аспектов деятельности семинаров сделали вклад партийные работники: товарищи В. А. Медведев, А. М. Роганов, Р. Г. Яновский и др. Значительное теоретическое и практическое развитие актуальных аспектов этой проблемы внесли советские ученые, академики А. П. Александров, В. А. Амбарцумян, Н. И. Вавилов, С. И. Вавилов, В. Л. Гинзбург, Н. П. Дубинин, Л. Ф. Ильичев, Б. М. Кедров, Ф. В. Константинов, М. Б. Митин, Ю. А. Овчинников, Н. Н. Семенов, П. Н. Федосеев, В. А. Фок и др., члены-корреспонденты Э.А.Асра-тян, Ю. А. Дцанов, М. Э. Омельяновский, Г. Л. Смирнов и др.

Методологическим аспектам и специально-научным вопросам союза философии и естествознания посвящены работы советских философов: П. В. Алексеева, Л. Б. Баженова, В. Н. Боряза, В. С. Готта, К. Х. Делокарова, А. Я. Ильина, В. В. Казютинского, Ю. В. Сачкова, Э. П. Семенюка, Е. Ф. Солопова, Л. Н. Суворова, А. Д. Урсула, В.П.Чекури-на, Г. Х. Шингарова и др.

Проблема союза марксистско-ленинской философии, естественных и общественных наук ими исследовалась в различных аспектах: прежде всего — рассматривается значение идеи В. И. Ленина о союзе философии и естествознания для их взаимного обогащения и развития. В работах советских ученых дается партийная критика современной буржуазной идеологии, немарксистских концепций развития науки. Показаны пути и методы формирования научного мировоззрения, коммунистического сознания ученых и преподавателей высшей школыопределены задачи развития диалектико-материалистической методологии на современном этапе, методы совершенствования различных форм идейно-политического образования и воспитания трудящихся масс.

Зарубежные ученые, например, Народной Республики Болгарии, Германской Демократической Республики и других стран также уделяют внимание этим вопросам.*.

Однако, имеется еще ряд мало исследованных аспектов этой многоплановой проблемы. Так, например, недостаточно рассмотрены задачи философских (методологических) семинаров в содействии развитию науки и ускорению научно-технического прогресса в условиях зрелого социализма, их мировоззренческая, идеологическая, идейно-воспитательная функции, связь этих функций с функциями философии и другие вопросы.

Цель исследования: показать роль философских (методологических) семинаров в укреплении связи философии с частными науками, как формы идеологической работы с научными кадрами, способствующей развитию науки и воспитанию научной интеллигенции. Достижению цели работы способствовало решение следующих задач:

I. Исследовать развитие союза философии и естествознания в условиях зрелого социализма, как последовательное внесение марксистской идеологии в сознание научных кадров и роль философских (методологических) семинаров в этом процессе. Работы некоторых авторов указаны в библиографии.

2. Показать природу и функции философских (методологических) семинаров, как особую форму идейно-теоретической деятельности высшего звена партийно-политической учебы квалифицированных научных кадров, путем анализа деятельности московских и ленинградских учреждений АН СССР, Сибирского отделения АН СССР и других научно-исследовательских организаций и высших учебных заведений, представляющих наибольший интерес при исследовании этой проблемы, так как в настоящее время имеется достаточная неоднородность, неодинаковый уровень развития философских (методологических) семинаров.

Дцейно-теоретической и методологической основой исследования послужили труды классиков марксизма-ленинизма, относящиеся к данной проблеме, Программа КПСС, материалы съездов партии, Пленумов и постановлений ЦК КПСС. Наряду с другими методологическими принципами философии особую роль играет методологический принцип союза философии и естествознания, обоснованный В. И. Лениным.При написании диссертации были изучены и проанализированы работы советских философов, крупнейших ученых-естествоиспытателей, в которых содержится разработка проблем методологических семинаров и союза марксистско-ленинской философии с частными науками.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

— показано значение ленинского учения о союзе философии и частных наук на основе теоретического обобщения опыта деятельности философских (методологических) семинаров в условиях зрелого социализма;

— показана роль КПСС по постановке задач, определению функций и совершенствованию деятельности философских (методологических) семинаров;

— исследована деятельность философских (методологических) семинаров, как одной из практически существующих форм союза диалектико-материалистической философии и частных наук, проанализированы основные тенденции развития семинаров;

— показана специфика деятельности философских (методологических) семинаров, особенность решаемых ими задач, выполняемых функций и взаимосвязь функций семинаров с основными фундаментальными функциями философии;

— обосновано практическое значение семинаров в решении задач, определенных в партийных документах.

Объект исследования. Рассматривалась система философских (методологических) семинаров, как особая форма реализации союза марксистско-ленинской философии и частных наук в современных условиях, позволяющая сочетать идейно-политическое воспитание с научно-исследовательской деятельностью среди высококвалифицированной научной интеллигенции. Исследовались данные о деятельности философских (методологических) семинаров в НИИ и вузах городов Ленинграда, Москвы, Новосибирска, Казахской ССР и других регионов страны.

В качестве конкретного материала преимущественно использованы: Архив Центрального Совета философских (методологических) семинаров при Президиуме АН СССР, отчеты о деятельности философских (методологических) семинаров, различные методические материалы и нормативные документы. Относительно регионального ограничения необходимо принять во внимание, что в каждом научном центре, городах и национальных республиках имеется большое количество семинаров, поэтому нет возможности проанализировать их деятельность в одной работе. Исследование деятельности философских (методологических) семинаров отдельных регионов страны осуществлялось на основе широкого анализа и обобщения статистических данных, учебных планов, материалов, характеризующих состояние и результативность, эффективность работы семинаров.

Научно-практическое значение исследования. Результаты данного исследования представляют интерес для руководителей и консультантов философских (методологических) семинаров, их слушателей, пропагандистов, научных работников и работников партийных комитетов, занимающихся вопросами партийной учебы и науки. Практическое значение данное исследование имеет для преподавателей марксистско-ленинской философии. В работе сделаны обобщения и выводы, выработаны соответствующие рекомендации, направленные на совершенствование работы философских (методологических) семинаров, повышение их эффективности в формировании марксистско-ленинского мировоззрения научных кадров и проведении научных исследований.

Анализ деятельности философских (методологических) семинаров позволяет выработать обоснованные и конкретные рекомендации по проведению организационных мероприятий, направленных на совершенствование структуры системы семинаров, принципов организации и управления. Сформулировать предложения, нацеленные на повышение качества работы философских (методологических) семинаров, на достижение в их работе уровня органического единства философско-ме-тодологических аспектов специальных проблем. Поставить вопросы, требующие теоретической разработки, которые имеют значение для дальнейшего совершенствования деятельности системы философских (методологических)семинаров.

Апробация исследования. Основные результаты проведенного исследования отражены в тезисах докладов «Философские (методологические) семинары-форма реализации ленинской идеи союза философии и естествознания» на конференции «Философские (методологические) семинары: опыт, проблемы, перспективы развития» (Новосибирск, 1984 г.) и «Роль философских (методологических) семинаров в формировании мировоззрения научных и преподавательских кадров» на научно-практической конференции «Роль активных форм и методов в повышении качества и результативности марксистко-ленинского образования» (1984 г.) пропагандистов Бабушкинского района г. Москвы.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (1984 г.). Основное содержание диссертации опубликовано в двух научных статьях.

Структура диссертации. Диссертация изложена на 189 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения. В том числе к тексту диссертации прилагается список библиографической литературы, содержащий 329 наименований, на 36 страницах. Все рассмотренные вопросы в диссертации логически связаны и последовательно изложены в работе. К. Маркс и Ф. Энгельс установили общие закономерности взаимосвязи философии и частных наук. В. И. Ленин в ряде философских работ развил учение диалектического материализма, обосновал союз философии и естествознания, сформулировал основные положения о необходимости сознательного применения принципов диалектического материализма учеными-естествоиспытателями в практической деятельности. Это новый — ленинский этап в развитии марксистско-ленинской философии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Вопросы организации работы, проблемы совершенствования деятельности философских (методологических) семинаров — эффективной организационной формы развития и укрепления союза марксистско-ленинской философии и естествознания, являются весьма актуальной и важной проблемой, которая недостаточно исследована в философской литературе. Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.45, с. 31. 2 Там же, с. 31.

Значение философских (методологических) семинаров состоит в том, что они служат важной основой реализации ленинской идеи союза философии и естествознания. Решение этой важной проблемы осуществляется в свете решений ХХУ1 съезда партии и Постановления ЦК КПСС «0 дальнейшем совершенствовании партийной учебы в свете решений ХХУ1 съезда партии». Анализ практического опыта работы философских (методологических) семинаров позволяет сделать заключение, что их работа и перспективы деятельности и в целом отвечают поставленным перед семинарами задачам по систематическому углублению знаний научной интеллигенции в области диалектического и исторического материализма. В современных условиях семинары становятся важным звеном, особой формой, научно-исследовательской деятельности научных кадров НИИ и вузов. Занятия в них помогают слушателям глубже овладеть марксистско-ленинской методологией, философскими обобщениями в области общественных и новейших достижений естественных наук, и критике на этой основе метафизических, идеалистических и ревизионистских концепций.

Философские (методологические) семинары способствуют росту теоретического уровня каждого ученого, оказывают большое влияние на уровень научных исследований научных учреждений, на творческую активность научных кадров. Поэтому философские (методологические) семинары в современных условиях стали общепризнанной формой повышения идейно-теоретического уровня, научно-исследовательской и идейно-воспитательной работы среди научных работников и преподавательских кадров вузов. Несмотря на все имеющиеся позитивные достижения деятельности философских (методологических) семинаров, их работа требует дальнейшего качественного и организационного совершенст вования. По-прежнему остается задача органического соединения идеологических и философско-мировоззренческих проблем работы семинара. Необходимо усилить внимание к изучению трудов классиков марксизма-ленинизма на уровне, соответствующем задачам семинара. Раскрывать опыт применения К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным материалистической диалектики в качестве общего метода решения актуальных проблем науки и практики. Активнее развивать наступательный характер идеологической борьбы с нашими идейными противниками. Больше внимания уделять критике немарксистских концепций, буржуазного ревизионизма в связи с развитием частных наук. Анализировать и критически оценивать взгляды зарубежных ученых, которые представлены в их трудах и научных публикациях.

Исследование и анализ современного состояния деятельности философских (методологических) семинаров позволили сделать автору следующие практические рекомендации, направленные на дальнейшее развитие системы философских (методологических) семинаров, имеющих значение для практической перестройки и совершенствования системы марксистско-ленинского образования в части, касающейся работы с научной интеллигенцией. Не все семинары организованы в соответствии с Положением о философских (методологических) семинарах, утвержденном Президиумом АН СССР. Не всегда выполняются рекомендации Положения относительно руководителей философских (методологических) семинаров, философов-консультантов, планирования работы семинара.

В качестве руководителя семинара необходимо привлекать из числа руководящих работников НИИ или вуза. В целях улучшения работы семинаров необходимо урегулировать вопрос о философах-консультантах (там, где они отсутствуют), причем последние должны на достаточно высоком уровне разбираться в специальных вопросах науки, представителями которой являются слушатели семинара.

Планирование работы философских (методологических) семинаров способствует улучшению научно-исследовательской работы научных учреждений, их отделов и лабораторий, научных работников. Опыт работы многих семинаров показывает, что главным направлением совершенствования деятельности семинаров является переход на перспективное (пятилетнее) планирование. Совершенствование процесса работы семинаров выражается и в переходе от рассмотрения индивидуальных (отдельных) философских, методологических тем к целенаправленному исследованию фундаментальных проблем. В работе некоторых семинаров в ряде случаев тематика докладов весьма разнообразная и не согласуется с планом научного исследования НИИ или вуза. Необходимо усилить связь работы семинаров с основным направлением научно-исследовательской деятельности НИИ и вуза, их структурных подразделений и отдельных кафедр, факультетов.

В целях дальнейшего развития системы философских (методологических) семинаров, достижения наиболее развитой формы, необходимо устранить недостатки в структуре системы, организовать недостающие управленческие и контролирующие элементы или компенсировать выполняемые ими функции, тем или иным элементом системы, за счет родственных формирований в других учреждениях и соответствующем улучшении контрольно-координационной работы. Причем, одним из основных требований эффективного функционирования системы является соблюдение соответствия между элементами системы одного уровня, несущими управленческие и контролирующие функции и непосредственно семинарами.

При комплектовании состава слушателей философских (методологических) семинаров, необходимо среди ученых, которые занимаются разработкой проблем естествознания и общественных наук, соблюдать.

— 153 принцип осознанной необходимости изучения материалистической диалектики в целях дальнейшего развития науки, скорейшего достижения практических результатов, активного исследования аспектов марксистско-ленинской философии, мировоззренческих проблем своей науки.

Более плановый характер стал придаваться и публикациям материалов по итогам работы философских (методологических) семинаров. Наметился переход от публикаций разрозненных статей к изданию фундаментальных научных трудов по актуальным проблемам методологии науки. Подготовка и издание научных трудов на основе работы философом^ методологических) семинаров научных учреждений и вузов, один из путей контроля за деятельностью семинара, практический вклад в развитие науки, один из действенных факторов вовлечения ученых в работу семинаров. Научные публикации являются одним из основных показателей деятельности семинаров. Без публикаций лучших докладов, выступлений и обсуждений трудно судить об идейно-теоретическом содержании работы семинаров. Требует дальнейшей разработки проблема оценки деятельности семинаров, являющейся одной из главных задач, стоящих перед руководителями философских (методологических)семинаров. Необходимо выработать критерии эффективности деятельности семинаров .

В работе философских (методологических) семинаров наряду с достигнутыми успехами имеются недостатки и трудности, связанные с организационно-методическими аспектами их деятельности. Это требует разработки общетеоретических вопросов работы философских (методоло-гических)семинаров, конкретизации методических и организационных форм. Црименительно к деятельности семинаров стоит задача разработки методики изучения трудов классиков марксизма-ленинизма, критики буржуазных концепций, методики, позволяющей добиться союза марксистско-ленинской философии и частных наук в практике научных исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Тезисы о Фейербахе. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. З, с.1−4.
  2. К. Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4,с.65−185.
  3. К. О «Нищете философии». Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.231−232.
  4. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.42, с.41−174.
  5. Ф. Прудон. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.6, с.609−612.
  6. Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.1−338.
  7. Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.339−626.
  8. Ф. Старое предисловие к «Анти-Дгорингу». О диалектике. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.10, с.364−372.
  9. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.269−317.
  10. Ф. Письмо Ф.Энгельса В. Боргиусу, 25 января. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.39, с.174−177.
  11. В.И. Отношение к буржуазным партиям. Полн.собр. соч., т.15, с.368−388.
  12. В.И. Марксизм и ревизионизм. Полн.собр.соч., т.17, с.15−26.
  13. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии. Полн.собр.соч., т.18, с.7−384.- 155
  14. В. И. Три источника и три составных части марксизма. Полн.собр.соч., т.23,с.40−48.
  15. В.И. Одна из великих побед техники. Полн.собр. соч., т.23, с.93−95.
  16. В.И. Карл Маркс. (Краткий биографический очерк с изложением марксизма). Полн.собр.соч., т.26, с.43−93.
  17. В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т.29, с.1−620.
  18. В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн. собр.соч., т.36, с.165−208.
  19. В.И. Набросок плана научно-технических работ. -Полн.собр.соч., т.36, с.228−231.
  20. В.И. Речь на I Всероссийском съезде Советов народного хозяйства 26 мая 1918 г. Полн.собр.соч., т.36, с.377−386.
  21. В.И. 0 политехническом образовании. Заметки на тезисы Надежды Константиновны. Полн.собр.соч., т.42, с.228−230.
  22. В.И. Об едином хозяйственном плане. Полн.собр. соч., т.42, с.339−347.
  23. В.И. 0 значении воинствующего материализма. -Полн.собр.соч., т.45, с.23−33.
  24. Программа Коммунистической партии Советского Союза. -В кн.: Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. (1898−1971). 8-е изд., доп. и испр. М., 1972, т.8, с.196−306.
  25. ХХ1У съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. Т.1. М.: Политиздат, 1971. — 598 с.
  26. ХХ1У съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. Т.2. М.: Политиздат, 1971.- 592 с.
  27. ХХУ съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. Т.1. М.: Политиздат, 1976. — 472 с.
  28. Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981−1985 годы и на период до 1990 года. Проект
  29. ЦК КПСС к ХХУ1 съезду партии. Правда, 1980, 2 дек.
  30. ХХУ1 съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. Т.1. М.: Политиздат, 1981. — 382 с.
  31. Пленум Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 года: Стеногр.отчет. М.: Политиздат, 1983. — 222 с.
  32. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 26−27 декабря 1983 года. М.: Политиздат, 1983. — 31 с.
  33. Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС, 13 февраля 1984 года. М.: Политиздат, 1984. — 32 с.
  34. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. — 31 с.
  35. Об улучшении подготовки научных и научно-педагогических кадров. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 ноября 1967 г. В кн.: Вопросы идеологической работы КПСС. Сборник важнейших решений КПСС. (1965−1972 гг.). М., 1972, с.398−407.
  36. О подготовке к 100-летиго со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Постановление ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1968. -30 с.
  37. К 100-летиго со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Тезисы Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, от 23 декабря 1969 г. В кн.: Об идеологической работе КПСС. Сборник документов. М., 1977. с.245−297.
  38. О работе по подбору и воспитанию идеологических кадров в партийной организации Белоруссии. Постановление ЦК КПСС. Коммунист, 1974, № 13, с.3−7.
  39. О задачах партийной учебы в свете решений ХХУ съезда КПСС. Постановление ЦК КПСС от 4 июня 1976 года. В кн.: Об идеологической работе КПСС. Сборник документов. М., 1977, с.437−441.
  40. О 110-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Постановление ЦК КПСС от 13 декабря 1979 г. М.: Политиздат, 1979. — 16 с.
  41. О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Коммунист, 1979, № ц, С.5-Ю.
  42. О работе Уральского научного центра Академии наук СССР. Постановление ЦК КПСС. Правда, 1983, 20 окт.
  43. О повышении роли Института экономики Академии наук СССРв разработке узловых вопросов экономической теории развитого социализма. Постановление ЦК КПСС. Правда, 1984, 24 февр.
  44. Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы. М.: Политиздат, 1969. — 352 с.
  45. К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Коммунист, 1983, № 9, с.17−39.
  46. К.У. Выступление Генерального секретаря ЦК КПСС товарища К.У.Черненко на заседании Политбюро ЦК КПСС. Правда, 1984, 25 февр.
  47. К.У. Народ и партия едины: Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного 01фуга г. Москвы 2 марта 1984 г. М.: Политиздат, 1984. — 30 с.
  48. Черненко К. У. Речь на встрече Генерального секретаря
  49. ЦК КПСС товарища К. У. Черненко с работниками аппарата Центрального Комитета партии 6 марта 1984 г. Правда, 1984, 7 марта.
  50. К.У. Речь Генерального секретаря ЦК КПСС товарища К.У.Черненко на Пленуме Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г. — М.: Политиздат, 1984, с.5−21.
  51. Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. -М.Политиздат, 1983.- 31 с.
  52. В. Повышать действенность воспитательной работы. Коммунист, 1978, № I, с.16−29.
  53. М.В. ХХУ съезд КПСС и задачи кафедр общественных наук. Доклад Секретаря ЦК КПСС М. В. Зимянина на Всесоюзном совещании заведующих кафедрами общественных наук 21 сентября 1976 г. -М.: Политиздат, 1976. 74 с.
  54. М.В. Марксизм-ленинизм и современная эпоха. Вступительное слово на международной научной конференции в Москве 15 апреля 1980 года. Коммунист, 1980, № 8, с.8−16.
  55. М.А. Дело всей партии. Доклад на Всесоюзном совещании идеологических работников 16 октября 1979 г. Коммунист, 1979, № 15, с.22−43.
  56. Возрастание роли науки в социально-экономическом развитии советского общества. М.: АН СССР, 1983. — 58 с.
  57. Методические материалы /в помощь философским (методологическим) семинарам/. Новосибирск, 1984. — 162 с.
  58. Мировоззренческие и методологические проблемы научного познания. Вопросы практики. Материалы для обсуждения. М., 1983. -132 с.- 160
  59. Мировоззренческие и методологические проблемы научного познания. Вопросы теории. Материалы для обсуждения.-М., 1983.-168с.
  60. Мировоззренческие и методологические проблемы научного познания. Философские вопросы конкретно-научного знания. Материалы для обсуждения. М., 1983. — 85 с.
  61. Об опыте работы философских (методологических) семинаров научных учреждений отделения истории АН СССР. М.: АН СССР, 1982. — 32 с.
  62. Об опыте работы философских (методологических) семинаров научных учревдений отделения биохимии, биофизики и химии физиологически активных соединений АН СССР. М.:АН СССР, 1983. — 32 с.
  63. Основные направления развития советской науки в свете решений ХШ съезда КПСС и задачи философских (методологических) семинаров научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений. М.: АН СССР, 1982. — 53 с.
  64. Перспективные проблемы’планы исследовательской работы философских (методологических) семинаров научных учреждений Новосибирского научного центра на 1973−1974 гг. и планы работы семинаров на 1973−1974 учебный год. Новосибирск, 1973. — 60 с.
  65. Проблемные планы исследовательской работы философских (методологических) семинаров научных учреждений ордена Ленина Сибирского отделения АН СССР на 1982−1983 уч. год Новосибирск, 1982. — 152 с.
  66. Перспективный план работы философских (методологических) семинаров научных учреждений Академии наук Казахской ССР на 19 721 975 годы. Алма-Ата: АН Каз. ССР, 1972. — 25 с.
  67. Перспективный проблемный план исследовательской работы философских и методологических семинаров научных учреждений Академии наук СССР на 1973−1976 гг. М.: АН СССР, 1974. — 252 с.
  68. План работы методологических семинаров по общественным наукам институтов Академии наук СССР и Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова на 1972−1973 учебный год. -М., 1973. 58 с.
  69. План работы методологических семинаров по общественным наукам московских институтов Академии наук СССР и Московского государственного университета на 1970−1971 гг. М., 1970. — 64 с.
  70. План работы философских (методологических) семинаров Академии наук СССР и Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова на 1972−1973 учебный год (естествознание). М., 1973. — 61 с.
  71. План работы философских (методологических) семинаров ленинградских научных учреждений АН СССР на 1973/74 учебный год.-Л.: АН СССР, 1973. 20 с.
  72. План работы философских (методологических) семинаров ленинградских научных учреждений АН СССР на 1974/75 учебный год.-Л.: АН СССР, 1974. 22 с.
  73. План работы философских (методологических) семинаров ленинградских научных учреждений АН СССР на 1976/76 учебный год.-Л.: АН СССР, 1975. 22 с.
  74. План работы философских (методологических) семинаров ленинградских научных учреждений АН СССР на 1976/77 учебный год.-Л.: АН СССР, 1976. 24 с.- 162
  75. План работы философских (методологических) семинаров ленинградских научных учреждений АН СССР на 1977/78 учебный год по изучению новой Конституции СССР Конституции развитого социализма. — Л.: АН СССР, 1977. — 8 с.
  76. План работы философских (методологических) семинаров ленинградских научных учреждений АН СССР на 1977/78 учебный год. -Л.: АН СССР, 1977. 25 с.
  77. План работы философских (методологических) семинаров ленинградских научных учреждений АН СССР на 1978/79 учебный год. -Л.: АН СССР, 1978. 28 с.
  78. План работы философских (методологических) семинаров ленинградских научных учреждений АН СССР на 1979/80 учебный год. -Л.: АН СССР, 1979. 28 с.
  79. План работы философских (методологических) семинаров ленинградских научных учреждений АН СССР на 1980/81 учебный год. -Л.: АН СССР, 1980. 24 с.
  80. План работы философских (методологических) семинаров ленинградских научных учреждений АН СССР по изучению материалов ХШ съезда КПСС на 1980/81 учебный год. Л.: АН СССР, 1981.- 8 с.
  81. План работы философских (методологических) семинаров ленинградских научных учреждений АН СССР на 1981/82 учебный год. -Л.: АН СССР, 1981. 24 с.
  82. План работы философских (методологических) семинаров ленинградских научных учреждений АН СССР на 1981−1985 гг. Л.: АН СССР, 1981. — 36 с.
  83. План работы философских (методологических) семинаров научных учреждений Академии наук Белорусской ССР на 1981−1985гг. -Минск, 1981. 98 с.- 163
  84. План работы философских (методологических) семинаров научных учреждений Академии наук Казахской ССР на 1970/71 учебный год. Алма-Ата: АН Каз. ССР, 1970, — 12 с.
  85. План работы философских (методологических) семинаров научных учреждений Академии наук Казахской ССР на 1971/72 учебный год. Алма-Ата: АН Каз. ССР, 1971. — II с.
  86. План работы философских (методологических) семинаров научных учреждений Академии наук Казахской ССР на 1973−1974годы. -Алма-Ата: АН Каз. ССР, 1973. 14 с.
  87. План работы философских (методологических) семинаров научных учреждений АН СССР на 1968−1969 гг. М.: АН СССР, 1968. -116 с.
  88. План работы философских (методологических) семинаров научных учреждений АН СССР на 1969−1970 гг. М.: АН СССР, 1969, -132 с.
  89. План работы философских (методологических) семинаров научных учреждений АН СССР на 1970−1971 гг. М.:АН СССР, 1970.- 90с.
  90. Планы работы философских (методологических) семинаров научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений на 1983−1984 учебный год. М.: АН СССР, 1984. — 560 с.
  91. Планы работы философских (методологических) семинаров научных учреждений Академии наук и вузов Латвийской ССР на 1981/82 учебный год. Рига, 1981. — 35 с.
  92. Положение о философских (методологических) семинарах. Утверждено на заседании Центрального совета философских (методологических) семинаров при Президиуме АН СССР 8 октября 1979 г.
  93. Примерная тематика и планы теоретических семинаров. -М.: Политиздат, 1975, вып.8. Примерная тематика и планы методологических семинаров по естественным наукам. 63 с.
  94. Примерная тематика и планы теоретических семинаров. -М.: Политиздат, 1978, вып.9. Примерная тематика и планы методологических семинаров по общественным наукам. 119 с.
  95. Примерный перечень направлений исследований и тем докладов, рекомендуемых для включения в планы работы философских (методологических) семинаров НИИ и вузов на I98I-I985 гг.-М.:
  96. АН СССР, 1980, вып. I. Философские и методологические вопросы естественных, медицинских и технических наук. 44 с.
  97. Проблемные планы исследовательской работы философских (методологических) семинаров научных учреждений Новосибирского научного центра СО АН СССР на 1979−1980 гг. Новосибирск, 1979. -48 с.
  98. Проблемные планы исследовательской работы философских (методологических) семинаров Новосибирского научного центра
  99. СО АН СССР (1975−1980 гг.). Новосибирск, 1975. — 68 с.
  100. Проблемные планы исследовательской работы философских (методологических) семинаров Новосибирского научного центра
  101. СО АН СССР на 1980−1985 уч.годы. Новосибирск, 1980. — 78 с.
  102. Проблемный план работы философских (методологических) семинаров научных учреждений Академии наук СССР на I971−1972 учебный год. М., 1972. — 64 с.
  103. Рекомендации по составлению перспективных проблемных планов исследовательской работы философских (методологических) семинаров научных учреждений и вузов на 1972−1975 гг. М., 1972, 4.1. Естественные науки. — 38 с.
  104. Решение Центрального бюро философских (методологических) семинаров по естественным наукам АН СССР. 22 ноября 1973 г. № I.
  105. В кн.: Перспективный проблемный план исследовательской работы философских и методологических семинаров научных учреждений Академии наук СССР на 1973−1976 гг. М., 1974, с.236−239.
  106. ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы». М., 1980, с.44−52.
  107. Философские и социальные проблемы медицины. Примерные программы занятий философских (методологических) семинаров. М., 1983. — 32 с.
  108. Философские проблемы общенаучных методов познания. Рекомендации по составлению перспективных планов работы философских (методологических) семинаров на I98I-I985 гг. Минск: Бюро философских (методологических) семинаров АН БССР, 1981. — 35 с.
  109. Философский (методологический)семинар института проблем передачи информации АН СССР, (Опыт работы). М.: АН СССР, 1983.116 с.
  110. Н.Т. 0 работе методологических семинаров. -Вопр.философии. 1963, № 3, с.157−159.
  111. Н. Т. Андреев Э.П. Работа философских семинаров Академии наук СССР. Вопр.философии. 1960, № 5, с.152−154.
  112. М.М. В.И.Ленин о сущности и значении естественно-исторического материализма. Вопр.философии. 1965, № 8, с.98−104.
  113. М.М. Значение субъективного фактора в развитии и укреплении союза философов-марксистов и естествоиспытателей.
  114. В кн.: Диалектика объективного и субъективного в развитии социалистического общества. М., 1970. с.308−315.
  115. А.Н. Методология, мировоззрение и факторы повышения эффективности научной деятельности. В кн.: Методологические проблемы современной науки. М., 1979, с.237−251.
  116. А.П. Вступительное слово Президента Академии наук СССР. Вопр.философии. 1981, № 6, с.23−27.
  117. А.П. Об укреплении союза философов и специалистов других наук. В кн.: Философские (методологические) семинары. Проблемы развития. — М.: Наука, 1983, с.3−4.
  118. П.В. В.И.Ленин о союзе философии и естествознания. М.: Знание, 1964. — 40 с.
  119. П.В. Дискуссия с механистами по проблеме взаимосвязи философии и естествознания. Вопр.философии.1966,М, с.44−45.- 169
  120. П.В. Предмет, структура и функции диалектического материализма. М.: Изд. МГУ, 1978. — 336 с.
  121. П.В. Наука и мировоззрение: (Союз марксистской философии и естествознания). М.: Политиздат, 1983. — 367 с. -(Над чем работают, о чем спорят философы).
  122. П.В., Ильин А. Я. Принцип партийности и естествознание. М.: Изд. МГУ, 1972. — 136 с.
  123. В.А. Некоторые методологические вопросы космогонии. В кн.: Философские проблемы современного естествознания. Труды Всесоюзного совещания по философским вопросам естествознания. М., 1959, с.268−290.
  124. В. Марксистско-ленинская философия и современное естествознание. Коммунист, 1969, № 18, с.27−41.
  125. В.А. Современное естествознание и философия.-В кн.: Философия и современность. М., 1971, с.238−263.
  126. В. А. Казютинский В.В. Диалектика в современной астрономии. В кн.: Ленин и современное естествознание. М., 1969, с.230−255.
  127. В.А., Казютинский В. В. Проблемы методологии естественно-научного поиска. Вопр. философии, 1971, № 2, с.43−54.
  128. В.А., Казютинский В. В. Диалектика методология и логика развития современного естествознания, — В кн.: Проблемы философии и методологии современного естествознания. М., 1973, с.11−30.- 170
  129. В., Омельяновский М., Федосеев П. Укрепление союза философов и естествоиспытателей. Коммунист, 1971, № 4,с.49−59.
  130. В., Омельяновский М., Федосеев П. Укрепление союза философов и естествоиспытателей. В кн.: Борьба философских направления в современном естествознании. М., 1973, ч.1. с.4−27.
  131. Л.Б. О диалектике взаимосвязи философии и естествознания. В кн.: Ленинский этап в развитии философии марксизма. М., 1971, с.201−205.
  132. Л.Б., Слуцкий М. С. За ленинский период к разработке философских проблем естествознания. Обзор лит-ры. Коммунист, 1966, № 12,с.48−57.
  133. Л., Слуцкий М. Ленинские принципы критики идеализма в естествознании. В кн.: Борьба философских направленийв современном естествознании. М., 1973, чЛ. с.52−73.
  134. Л.Б., Слуцкий М. С. Вопросы взаимоотношения философии и естествознания. В кн.: Философские вопросы естествознания. Обзор работ советских ученых. М., 1976, чЛ. с.11−43.
  135. В.Г. Партийное руководство политической пропагандой как фактор повышения ее эффективности. В кн.: Вопросы эффективности партийной пропаганды и политической информации. М., 1974, вып.2, с.1−20.
  136. В.Г. Идеологическая работа КПСС в условиях развитого социализма. (Некоторые вопросы теории и практики). М.: Мысль, 1977. — 214 с.
  137. В.Г., Бокарев H.H. К изучению системы идеологической деятельности в трудовом коллективе. В кн.: Социологические исследования в идеологической работе (проблемы и опыт). М., 1974, вып.1, с.154−172.- 171
  138. В.Г., Васильев В. П., Зенков В. Н., Соколов В. М. Политическое образование: система, методика, методология. М.: Мысль, 1976. — 230 с.
  139. В.Г., Зенков В. Н. Социологический анализ организационных проблем политического образования. В кн.: Социологические исследования в идеологической работе (проблемы и опыт).
  140. M., 1974, вып.1, с.73−112.
  141. А.Н. Разработка философско-методологических проблем науки в учреждениях Уральского научного центра АН СССР. -В кн.: Философские (методологические) семинары. Опыт, проблемы, перспективы. М.: Наука, 1984, с.94−98.
  142. .В. Ленинские принципы анализа истории философии. М.: Наука, 1970. — 240 с.
  143. .В., Делокаров К. Х. Развитие В.И.Лениным философских идей «Анти-Доринга» и современная идеологическая борьба. -В кн.: «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса и современность". M., 1978, с.267−299.
  144. H.H. О системе показателей эффективности идеологической работы. В кн.: Социологические исследования в идеологической работе (проблемы и опыт). M., 1974, вып.1, с.7−24.
  145. H.H. Опыт проведения социологических исследований в идеологической работе. В кн.: Социологические исследования в идеологической работе (проблемы и опыт). M., 1976, вып.2, с.104−131.
  146. В.Н. Методологические семинары: Предпосылки, факторы и этапы развития. Л.: Наука, 1978. — 208 с.
  147. В.Н. Философия как конкретно-всеобщий метод познания. В кн.: Философско-методологические проблемы специальных наук: Вопросы организации и повышения эффективности работы философских (методологических) семинаров. Л.- 1979, с.191−205.
  148. В. Философские (методологические) семинары в гуманитарных академических институтах Ленинграда. Обществ. науки, 1981, № 6, с.171−177.
  149. В.Н., Солопов Е. Ф. Философские вопросы химии. Очерк истории диалектико-материалистической разработки. Л.: Наука, 1976. — 252 с.
  150. С.И. Ленин и современная физика (Доклад на общем собрании Академии наук СССР, состоявшемся 14 февраля 1944 года). Под знаменем марксизма, 1944, № 2−3, с.36−37.
  151. В.П., Зенков В. Н. К разработке методики изучения политического образования. В кн.: Вопросы эффективности партийной пропаганды и политической информации. М., 1974, вып.2,с.118−137.- 173
  152. В.Ф., Колесников А. Е. Методологические семинары -форма идейно-политической и профессиональной подготовки научных кадров. В кн.: Проблемы развития современной науки. Новосибирск, 1978, с.355−362.
  153. М. Ленинская идея союза философов-марксистов и естествоиспытателей и ее современное значение. В кн.: Вопросы философского наследия В. И. Ленина. М., 1970, с.66−90.
  154. Высокий долг советских философов. Правда, 1975 г., 19 сентября.
  155. B.C. В.И.Ленин и философские вопросы современной физики. Учен. зап./Моск.гос.пед.ин-т, 1969, № 354, с.3−27.
  156. B.C. Ленинское научное предвидение и современность. М.: Знание, 1969. — 32 с.
  157. B.C. Ленинская идея союза философии и естествознания в действии. В кн.: Современная физика и проблемы марксист-око-ленинской теории познания. Сборник трудов. М., 1972, с.1−4.
  158. B.C. Объективная тенденция укрепления союза философии и естествознания. Науч.докл.высш.школы. Филос.науки. М., 1973, № 4, с.3−7.
  159. B.C. Борьба философских идей в современной физике.-В кн.: Философия и идеологическая борьба на современном этапе.1. М., 1974, с.45−51.
  160. B.C. В.И.Ленин, физика и современная идеологическая борьба. Науч.докл.высш.школы. Филос.науки. М., 1974, № 3, с.3−14.
  161. B.C. Диалектический материализм методология современного естествознания. — В кн.: Готт B.C., Ъохтин B.C.,ди-нов Э. М. Философские проблемы современного естествознания. М., 1974, с.5−30.
  162. B.C. Понятия, категории, познание. В кн.: Удивительный неисчерпаемый познаваемый мир. М.:Знание, 1974, с.18−34.
  163. B.C. Союз философии и естествознания. Вестн. АН СССР, 1977, № II, с.141−146.
  164. B.C. Материальное единство мира и единство научного знания. В кн.: Материалы Ш Всесоюзного совещания по философским вопросам современного естествознания.М., 1981, вып.3,с.I3I-I62.
  165. B.C. Делокаров К. Х. Книга В.И.Ленина «Материализми эмпириокритицизм» и современная физика.-М.: Знание, 1979, 64 с.
  166. B.C., Слуцкий М. С. ОДцейно-теоретическое обоснование союза философии и естествознания. Науч.докл.высш.школы. Филос. науки. М., 1972, № 2, с. З-И.
  167. B.C., Урсул А. Д. 0 некоторых аспектах взаимосвязи философии и естествознания. Науч.докл.высш.школы. Филос.науки. М., 1971, Ш 4, с.50−60.
  168. B.C., Урсул А. Д. Союз философии и естествознания. -М.: Знание, 1973. 63 с.
  169. B.C., Урсул А. Д. Ленинская идея союза философии и естествознания и ее роль в разработке философских проблем современной науки в СССР. В кн.: Теоретическое наследие В. И. Ленина и современная философская наука. М., 1974, с.132−178.
  170. B.C., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Категории современной науки: (становление и развитие). М.: Мысль, 1984. — 268 с.
  171. B.C., Урсул А. Д., Семенюк Э. П. О единстве научного знания (Общенаучные теоретические средства познания). М.: Знание, 1977. — 64 с.
  172. К.Х. Борьба за материалистическое истолкование теории относительности в советской науке (1920−1930 годы). -Науч.докл.высш.школы. Филос.науки. М., 1967, № 4, с.125−132.
  173. К.Х. Пути становления союза философии и физики в СССР (20−30-е годы). Науч.докл.высш.школы. Филос.науки. М., 1971, № I, C. III-I20.
  174. К.Х. Философские проблемы теории относительности. (На материале филос. дискуссий в СССР в 20−30-е годы). М.: Наука, 1973. — 207 с.
  175. К.Х. Формирование союза философов и естествоиспытателей в СССР. (Ист.-филос.анализ). В кн.: Ленинское философское наследие и современная физика. М., 1981, с.62−119.
  176. К.Х., Новак В. Г. Теоретические проблемы взаимодействия философии и естественных наук: В помощь лектору. -М.: Знание, 1980. 64 с.
  177. Диалектический материализм и философские вопросы естествознания. Диалектико-материалистический анализ естественно-научного знания. М.: Изд-во МГПИ, 1983. — 187 с.
  178. П.С. 0 единстве мировоззренческой и методологической роли философии в естественно-научном познании. Науч. докл.высш.школы. Филос.науки. М., 1979, № 3, с.14−21.
  179. П.С. Философские проблемы естествознания как гносеологический феномен. В кн.: Работа В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» .и актуальные проблемы марксистско-ленинской философии. Киев, 1979, с.127−148.
  180. Еще раз о союзе философов и естествоиспытателей. Вопр. философии. 1962, № 8, с. 90.
  181. Ю.А. Значение ленинских идей для развития химии.-М.: Знание, 1970. 46 с.
  182. В. 0 некоторых особенностях политического образования как объекта социологического исследования. В кн. вопросы эффективности партийной пропаганды и политической информации. M., 1973, вып.1, с.70−79.
  183. В.Н. Опыт использования социологических исследований для анализа эффективности пропагандистской работы. В кн.: Социологические исследования в идеологической работе (проблемы и опыт). M., 1976, вып.2, с.59−83.
  184. Э.Ф. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма: (Размышления над книгой В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»). М.: Политиздат, 1980. — 175 с.
  185. А.Я., Фролов И. Т. Научный поиск и философская борьба в биологии. М.: Знание, 1972. — 62 с.
  186. Л.Ф. Методологические проблемы естествознания и общественных наук. В кн.: Методологические проблемы науки. Материалы заседания Президиума Академии наук СССР. M., 1964, с.7−192.
  187. Л.Ф. 0 соотношении философских и методологических проблем. Вопр. философии, 1976, № 4, с.71−82.
  188. Л.Ф. 0 методологической функции исторического материализма. Вопр. философии, 1977, № 6, с.23−34.
  189. М. Ленинский этап марксистской философии и ее современные проблемы. Коммунист, 1966, № 6, с.39−49.
  190. М.Т. Ленинские традиции советской философской науки. Вопр. философии, 1972, № 5, с.3−15.
  191. М.Т., Богданов Б. В. Философское завещание В.И.Ленина и ленинские традиции в советской философской науке. -В кн.: Теоретическое наследие В. И. Ленина и современная философская наука. М., 1974, с.8−75.
  192. М.Т., Богданов Б. В. Интернационализм марксистско-ленинской философии и ее исторический путь в СССР, Вопр.философии, 1977, № 7, с.53−68.
  193. М.Т., Богданов Б. В. Интернационализм марксистско-ленинской философии, ее исторический путь в СССР и современные проблемы. В кн.: Марксистско-ленинская мысль в СССР: исторический путь и проблемы его исследования. Киев, 1978, с.37−69.
  194. В.В. В Научном совете по философским вопросам современного естествознания. Вопр. философии, 1978, № 9,с.149−152.
  195. В.В., Лось В. А., Урсул А. Д. Союз философии и естествознания в действии. Науч.докл.высш.школы. Филос. науки, М., 1981, № 6, с.134−143.
  196. В.В., Потков Л. Л. В Научном совете по философским вопросам естествознания. Вопр. философии, 1974, № 7,с.159−160.
  197. .М. Ленин и революция в естествознании XX века. Философия и естествознание. М.: Наука, 1969. — 397 с.
  198. .М. В.И.Ленин и диалектика развития естествознания. M. f 1970. — 56 с. (Материалы к второму Всесоюзному совещанию по филос. вопросам восрем.естествознания, посвящ.100-летию содня рождения В.И.Ленина).
  199. .М. Ленинские идеи о союзе философии с естествознанием. Вест.высш.школы, 1972, № 3, с.46−51.
  200. .М. Ленинское завещание разрабатывать диалектику. Вопр. философии, 1972, № 3, с.9−19.
  201. .М. В.И.Ленин и диалектика развития естествознания. В кн.: Проблемы философии и методологии современного естествознания. М., 1973, с.88−131.
  202. М.В. Речь Президента Академии наук СССР на Общем собрании Академии наук СССР, посвященном теме «Строительство коммунизма и задачи общественных наук». (19−20 декабря 1962 г.) -Вестн.АН СССР, 1962, № II, с.3−6.
  203. Ф.В. Современные проблемы марксистско-ленинской философии и задачи философской общественности. Дэклад на Учредительном съезде Философского общества СССР. Вопр. философии, 1972, № I, с.25−39.
  204. Ф.В. Великий Октябрь и марксистско-ленинская философия. Вопр. философии, 1977, № 3, с.15−28.
  205. Ксенофонтов В. И. Ленинские идеи в советской философской науке 20-х годов (дискуссия «диалектиков» с механистами). -Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. 100 с.
  206. А.Т. Роль идей В.И.Ленина в борьбе за сознательно-диалектическое естествознание. Филос.пробл.соврем.естествознания, Киев, 1980, вып.48, с.12−18.
  207. А.Т. От натурфилософии к сознательно-диалектическому естествознанию. Киев: Вища школа, 1981. — 191 с.
  208. Марксистско-ленинская философия как система (предмет, структура и функции/. Под редакцией Г. В. Платонова, Г. М. Штракса, В. Н. Демина. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 312 с.
  209. Методологические проблемы современной науки. /Сост. А. Т. Москаленко. М.: Политиздат, 1979. — 295 с.
  210. Методологические проблемы комплексных исследований. -Новосибирск: Наука, 1983.- 314 с.
  211. Методологические семинары и проблемы развития современной науки: Сборник. Сост. и автор предисл.М. М. Гусев. М.: Моск. рабочий, 1982. — 269 с.
  212. М.Б. Великое идейное оружие познания и преобразования мира. (К 50-летиго завершения В. И. Лениным работы над книгой «Материализм и эмпириокритицизм»). В кн.: Философские проблемы современного естествознания. М., 1959, с.12−31.
  213. М.Б. В.И.Ленин и актуальные проблемы философии. -М.: Мысль, 1971. 407 с.
  214. М.Б. Ленинские традиции борьбы против буржуазной идеологии и их современное значение. Вопр. философии, 1972, № 3, с.43−53.
  215. М.Б. Вклад В.И.Ленина в развитие философской мысли человечества. Вопр. философии, 1976, № 6, с.53−61.
  216. М.Б. Проблемы союза философии и естествознания в условиях современной идеологической борьбы. В кн.: Философская- 180 борьба идей в современном естествознании. М., 1977, с.77−85.
  217. К. Идейная закалка научной интеллигенции.-Политическое самообразование, 1981, № 9, с.125−127.
  218. И.О. Ленинские традиции борьбы за материализм и диалектику. Науч.докл.высш.школы. Филос. науки, 1972, № 2, с.23−33.
  219. И.С., Суворов Л. Н. Позитивизм и механическая ревизия марксизма. М.: Высш. школа, 1962. — 84 с.
  220. Никишов С. И. Ленин и развитие естествознания. М.: Знание, 1967. — 63 с.
  221. О состоянии и направлениях философских исследований. -Коммунист, 1976, № 15, с.66−79.
  222. Об оценке массы нейтрино по спектруJ3 -распада трития в валине. (Любимов В.А., Новиков Е. Г., Козик В. З. и др.). -Вестник АН СССР, 1981, № 4, с.108−114.
  223. Ю.А. Задачи совершенствования работы философских (методологических) семинаров научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений в свете Постановления ЦК КПСС
  224. Ю.А. Задачи философских (методологических) семинаров. Вестн. АН СССР, 1982, № 2, с.48−56.
  225. Ю.А. Основные направления развития советской науки в свете решений ХХУ1 съезда КПСС и задачи философских (методологических) семинаров. В кн.: Философские (методологические) семинары. Опыт, проблемы, перспективы. М.: Наука, 1984, с.8−20.
  226. А.Ф. Некоторые итоги и направления философских исследований в СССР в современных условиях. Науч.докл.высш. школы. Филос.науки. М., 1967, № 4, с.3−15.
  227. А. Ф. Коган Л.А. Развитие В.И.Лениным диалектического материализма. В кн.: История философии. В 6-ти т. Т.6, кн.1. М., 1965, с.46−88.
  228. М.Э. Задачи разработки проблемы «Диалектический материализм и современное естествознание». Вестн. АН СССР, 1956, № 10, с. З-И.
  229. М.Э. В.И.Ленин и философские вопросы современной физики. В кн.: Философские проблемы современного естествознания. Труды Всесоюзного совещания по философским вопросам естествознания. М., 1959, с.32−92.
  230. М.Э. В.И.Ленин и диалектика в современной физике. Вопр.философии, 1967, № 10, с.125−134.
  231. М.Э. Диалектика в современной физике. -М.: Наука, 1973. 324 с.
  232. М.Э. Развитие творческого содружества философов-марксистов и естествоиспытателей в СССР. В кн.: Философия и естествознание. К семидесятилетию академика Б. М. Кедрова. М., 1974, с.20−38.
  233. М.Э. Победа Октября и революции в естествознании. Вопр. философии, 1977, № 10, с.86−102.
  234. М.Э., Урсул А. Д., Казютинский В. В. Завещанный Лениным союз естествоиспытателей и философов (к 110-летиюсо дня рождения В.И.Ленина). Земля и Вселенная, 1980, № 2, с.2−7.
  235. М., Солопов Е. Союз философии и специальных наук. Из практики работы философских (методологических) семинаров. Полит. самообразование, 1980, № 6, с.95−101.
  236. А.П., Гусев М. М. Совет по работе методологических семинаров. В кн.: Методологический семинар. М., 1980, с.88−102.
  237. A.M. 0 работе методологических семинаров научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений Москвы. В кн.: Философские (методологические) семинары. Проблемы развития. М.: Наука, 1983, с.31−41.
  238. Ю.В., Чекурин В. П. Методологический семинар -действенная форма идейного воспитания ученых и развития методологии науки. В кн.: Новое в партийной работе. М., 1979, с.148−167.
  239. Ю.В., Чекурин В. П. Философские (методологические) семинары в научных учреждениях. Вестн. АН СССР, 1980, № 4, с.42−53.
  240. H.H. Наука и общество. Статьи и речи. М.: Наука, 1973. — 479 с.
  241. П. Е. Асадов Р.Г. Ф.Энгельс и теоретические принципы современного естествознания. В кн: Фридрих Энгельсвеликий ученый и революционер. М., 1972, с.76−88.
  242. П.Е., Леонтьев В. М. Роль естествознания в развитии общественных наук. (К постановке вопроса). М.: Изд. МГУ, 1976. — 160 с.
  243. В.И. Роль методологических семинаров в повышении качества философских исследований. Вопр. философии, 1979,9, с.141−142.
  244. М.С. Утверждение ленинских идей в философии естествознания. В кн.: Ленинский этап в развитии философии марксизма. М., 1972, с.205−208.
  245. М.С. Взаимосвязь философии и естествознания, Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1973. — 119 с.
  246. Г. Л. За решительный поворот философских исследований к социальной практике.-Вопр.философии, 1983, № 9, с.3−19.
  247. Е.Ф. Философские (методологические) семинары -действенная форма взаимосвязи философии и специальных наук. -Вопр.философии, 1980, № 2, с.92−98.
  248. Е. Центральный совет философских (методологических) семинаров. Обществ. науки, 1981, № 6, с.165−171.
  249. Л.Н. Борьба В.И.Ленина против буржуазной идеологии в послеоктябрьский период и ее современное значение. -М., 1960. 28 с.
  250. Л.Н. Ленинский этап в развитии философии марксизма. М.: Мысль, 1976. — 72 с.
  251. А.Д. О логическом аспекте союза философии и естествознания. В кн.: Проблемы философии и методологии современного естествознания. М., 1973, с.240−245.
  252. А.Д. Философия, естествознание, научно-техническая революция. В кн.: Философские основания естественных наук. М., 1976, с.118−135.
  253. А.Д. Союз философии и естествознания: некоторые итоги и направления развития. Вопр. философии, 1980, № 6,с.46−61.
  254. А.Д. Взаимодействие естественных, общественных и технических наук (философско-методологические проблемы). В кн.: Материалы Ш Всесоюзного совещания по философским вопросам современного естествознания. М., 1981, вып.1, с.185−218.
  255. А.Д. Взаимодействие философии и естествознания: эффективность и направления развития. В кн.: Философия, естествознание, современность: (итоги и перспективы исследований. 19 701 980 гг.). М.: Мысль, 1981, с.209−235.
  256. П.Н. Заключительное слово. В кн.: Философские проблемы современного естествознания. Труды Всесоюзного совещания по философским вопросам естествознания. М., 1959, с.589−601.
  257. П.Н. Наука и идеологическая жизнь (Доклад на Общем собрании Академии наук СССР 1−4 июля 1963 г.). Вестн. АН СССР, 1963, № 8, с.8−28.
  258. П.H. Выступление при обсуждении доклада Л.Ф.Ильичева «Методологические проблемы естествознания и общественных наук» на расширенном заседании Президиума Академии наук СССР (18 октября 1963 г.). Вестн. АН СССР, 1963, № II, с.48−50.
  259. П.Н. Диалектический материализм всеобщая методология научного познания. Выступление. — В кн: Методологические проблемы науки. Материалы заседания Президиума Академии наук СССР. M., 1964, с.197−207.
  260. П.Н. Идеи Ленина и методология современной науки. В кн.: Ленин и современное естествознание. M., 1969, с.9−27.
  261. П.Н. Ж1У съезд КПСС и основные направления исследований в области общественных наук. (Доклад на Всесоюзном совещании заведующих кафедрами общественных наук высших учебных заведений). М., 197I. — 60 с.
  262. П.Н. Итоги ХУ Всемирного философского конгресса.-Вопр.философии, 1973, № 12, с.15−16.
  263. П.Н. Философия и естествознание. В кн.: Философия и естествознание. К семидесятилетию академика Б. М. Кедрова. M., 1974, с.3−19.
  264. П.Н. Диалектика современной эпохи. М.: Наука, 1975. — 576 с.
  265. П.Н. Актуальные вопросы взаимодействия философии и естествознания. В кн: Философские основания естественных наук. M., 1976, с.7−18.
  266. П.Н. Ццеи Ленина в борьбе с антиматериалистическими воззрениями в современном естествознании. В кн: Философская борьба идей в современном естествознании. M., 1977, с.5−24.
  267. П.Н. Идеи Ленина и методология естествознания XX века. В кн.: Современное естествознание и материалистическая диалектика. М., 1977, с.9−30.
  268. П.Н. Взаимосвязь философии и конкретных наук. В кн.: Диалектический материализм и современная наука. Материалы международного симпозиума. Прага, 1978, с.7−21.
  269. П.Н. В.И.Ленин и проблемы интеграции естественных, общественных и технических наук. Вест.АН СССР, 1978, № 9, с.17−27.
  270. П.Н. Философия и интеграция знания. Вопр. философии, 1978, № 7, с.18−30.
  271. П.Н. Философия и мировоззренческие проблемы современной науки. Вопр. философии, 1978, № 12, с.34−49.
  272. П.Н. В.И.Ленин и философские проблемы современного естествознания. Вопр.философии, 1981, № 6, с.28−48.
  273. П.Н., Францев Ю. П. Методологические вопросы исторической науки. Доклад на заседании Секции общественных наук Президиума Академии наук СССР (3,6 января 1964 г.). Вестн.
  274. АН СССР, 1964, № 4, с.129−148.
  275. Философско-методологические проблемы специальных наук. Вопросы организации и повышения эффективности работы философских (методологических) семинаров.-Л.: Наука, 1979. 254 с.
  276. Философские (методологические) семинары. Проблемы развития. -М.: Наука, 1983. 366 с.
  277. Философские (методологические) семинары. Опыт, проблемы, перспективы.41.: Наука, 1984. 320 с.
  278. Фок В. А. Теория пространства, времени и тяготения. -М.: Физматгиз, 2-е изд.доп., 1961. 563 с.
  279. В.П. Насущные задачи идеологической работы. (С партийного актива научно-исследовательских учреждений АМН СССР). Вестн. АМН СССР, 1969, № 8, с.84−91.
  280. В.П. Задачи и перспективы работы философских семинаров. Вестн. АМН СССР, 1970, № 12, с.84−89.
  281. В.П. Прения по докладам на партийном активе научно-исследовательских учреждений АМН СССР. Вестн. АМН СССР, 1971, № 9, с.32−35.
  282. В.П., Пономарь Е. К. Поиск новых форм идеологической работы с научными кадрами. Вестн. АМН СССР, 1973, № 10, с.82−86.
  283. И.Л. Об отношении марксистско-ленинской философии к естествознанию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. — III с.
  284. Р.Г. Политическая учеба в научном коллективе.-М.: Политиздат, 1974. 112 с.
  285. Р.Г. Работа партии с научной интеллигенцией. (По материалам Новосиб. парт, организации). В кн.: Партия и интеллигенция в условиях развитого социализма. М., 1977, с.179−194.
  286. Р.Г. Формирование коммунистического мировоззрения научной интеллигенции. В кн.: Проблемы развития современной науки. Новосибирск, 1978, с.31−42.
  287. Р. Формирование личности и социальная активность ученого. Обществ. науки, 1979, № 6, с.20−27.
  288. Р.Г. Формирование личности ученого в условиях развитого социализма. Новосибирск: Наука, 1979. — 285 с.
  289. Р.Г. Ццейно-политическое воспитание научно-технической интеллигенции: Опыт и проблемы. М.: Наука, 1982. -184 с.
  290. К. 30 лет развития марксистско-ленинской философии в Румынии. Вопр. философии, 1974, № 9, с.32−44.
  291. В., Хеппенер 3. Марксистско-ленинская философия в ГДР. В кн.: Ленинизм и развитие марксистской философской мысли за рубежом. Сборник переводов. М., 1970, с.354−383.
  292. Г., Кытов А. Актуальные методологические вопросы современного естествознания. Вопр. философии, 1973, № 7, с.83−89.
  293. П., Коттен Ä-.-П. В. И. Ленин и некоторые проблемы современного теоретического знания. Вопр. философии, 1972,1. II, с.70−77.
  294. X., Улиг Д., Гайзлер У. Ленинизм и идейно-философская борьба КПГ в период I9I7-I945 гг. В кн.: Ленинизм и развитие марксистской философской мысли за рубежом. Сборник переводов. М., 1970, с.319−353.
  295. И. Идеи В.И.Ленина о союзе ученых-естествоиспытателей с философами-марксистами и наша современность. В кн.: Теоретическое наследие В. И. Ленина и медицина. М., 1970, с.48−62.
  296. Г. В.И.Ленин и актуальные проблемы союза естествознания и марксистской философии. В кн.: Ленинский этап в развитии философии марксизма. М., 1972, с.195−200.
  297. Г. Буржуазная идеология о связи марксистско-ленинской философии с естествознанием. Вопр. философии, 1974,3, с.121−129.
  298. К. Политика партии и задачи марксистско-ленинской философии. Вопр. философии, 1974, № 3, с.5−14.
  299. К. «Диалектика природы» Ф.Энгельса и современность. Вопр. философии, 1976, № б, с.42−52- Вопр. философии, 1976, № 7, с.46−54.
  300. К. Философия в современной идеологической борьбе. Коммунист, 1980, № 6, с.38−44.
  301. Г. Материализм и современное естествознание. -Вопр.философии, 1974, № 3, с.110−120.
  302. Г. Марксистская философия и естествознание. -М.: Прогресс, 1982. 248 с.
  303. Й. Значение союза философов и естествоиспытателей в развитии марксистско-ленинской философии в Венгрии после 1945 г. Науч.докл.высш.школы. Филос. науки, М., 1980, № 6,с.127−132.
Заполнить форму текущей работой