Формирование и развитие конкурентоспособности предпринимательской структуры на рынке текстильной продукции
Разработана методика оценки конкурентоспособности товара на рынке текстильной продукции и обоснован состав частных показателей формирования и развития конкурентоспособности текстильной продукции, основанный на совокупности нормативных, технических, экономических, организационных параметров и расчете интегрального показателя конкурентоспособности текстильной продукции. Использование данных… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Анализ состояния и перспективы развития конкурентоспособности предпринимательских структур на российском рынке текстильной продукции
- 1. 1. Необходимость повышения конкурентоспособности предпринимательских структур и актуальность этой проблемы
- 1. 2. Анализ проблем конкурентоспособности предпринимательских структур на российском рынке текстильной продукции
- 1. 3. Обзор конкурентоспособности международного текстильного рынка и взаимосвязь с российским рынком одежды
- 1. 4. Состояние российского текстильного рынка на 2009 год и перспективы развития конкурентоспособности
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Методы оценки и повышения уровня конкурентоспособности предпринимательских структур на рынке текстильной продукции
- 2. 1. Понятие конкурентоспособности и факторы его образующие
- 2. 2. Повышение конкурентоспобности предпринимательских структур, путем развития концепции брэндинга
- 2. 3. Методы оценки конкурентоспособности предпринимательских структур
- 2. 4. Направления повышения конкурентоспособности предпринимательских структур на рынке текстильной продукии
- 2. 5. Последовательность оценки конкурентоспособности текстильной продукции
- Выводы по 2 главе
- Глава 3. Формирование и развитие конкурентоспособности предпринимательских структур на рынке текстильной продукции
- 3. 1. Разработка структурной модели оценки конкурентоспособности текстильной продукции
- 3. 2. Оценка конкурентоспособности предпринимательских структур на рынке текстильной продукции
- 3. 3. Предлагаемые мероприятия по повышению конкурентоспособности предпринимательской структуры на рынке текстильной продукции
- 3. 4. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий
Формирование и развитие конкурентоспособности предпринимательской структуры на рынке текстильной продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В современной российской экономике, характеризующейся сложной финансовой ситуацией и жесткой конкурентной борьбой, для выживания и успешного ведения предпринимательской деятельности российским предприятиям необходимы действенные конкурентные преимущества. Российские компании вынуждены противостоять не только друг другу, но и мощным западным конкурентам, в том числе и огромным международным корпорациям. В таких условиях I критически важным становится оптимальное распределение ресурсов предприятия и, в частности, повышение конкурентоспособности продукции.
Одним из сегментов рынка непродовольственных товаров является рынок текстильной продукции. Его развитие обусловлено основополагающими факторами: наполнением емкости и спросом на текстильную продукцию. За последние годы произошли существенные изменения в сфере российского потребительского рынка и, в частности, в текстильной продукции. Их причиной стали резкий спад отечественного производства и снижение уровня жизни населения. Это привело к I сокращению платежеспособного спроса и сужению потребительского рынка текстильной продукции. В рыночной экономике конкурентоспособность является решающим фактором коммерческого успеха товара. Это многоаспектное понятие, означающее и соответствие товара условиям рынка, и требованиям потребителей, и различным условиям его реализации, и уровня затрат потребителя за период эксплуатации.
Степень разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной научной литературе можно выделить ряд публикаций, посвященных вопросам управления конкурентоспособностью предпринимательских I структур. К числу зарубежных авторов, работы которых в этой области получили наибольшую известность, относятся А. Смит, Д. Рикардо, А. Маршалл, Дж. Б. Кларк, Й. Шумпетер, П. Друкер, И. Ансофф, Б. Карлов, М. Портер и др. Среди отечественных публикаций по данной проблематике следует отметить работы Азаева Г. Л., Андреева А. А., Аренков И. А.,.
Богачева В. Ф., Бурениной Г. А., Градова А. П., Завлина И. В., Кабакова В.
С., Каткова В. В., Корабельникова В. М., Круглова М. И., Крупанина А. А.,.
Лифица И. М., Попкова В. П., Пушкаревой Л. В. Светунькова С. Г.,.
Фатхутдинова Р. А., Юданова А. Ю. и д.р. Однако большинство из них детально не рассматривают стратегические аспекты данного направления конкурентоспособности предпринимательских структур на текстильном рынке. Между тем, ситуация на рынке текстильных товаров накладывает отпечаток на механизм и инструментарий процессов повышения конкурентоспособности предпринимательских структур, что должно быть учтено при разработке конкурентной стратегии. t.
Обобщая состояние методологических и научно-практических исследований в области повышения конкурентоспособности предпринимательских структур на рынке текстильной продукции, можно сформулировать основные особенности:
— до настоящего времени в ' научной литературе отсутствует сформировавшийся понятийный аппарат, однозначно в системном единстве трактующий место и логику развития управления конкурентоспособностью предпринимательских структур на рынке текстильной продукции;
— отсутствует методическое обоснование необходимых преобразований в сфере конкурентоспособности текстильных товаров;
— ощущается острый недостаток перспективных технологий и инструментария, способствующих формированиюконкурентных преимуществ продукции на рынке текстильных товаров.
Перечисленные недостатки в развитии методологии и теоретико-методического обеспечения повышения конкурентоспособности предпринимательских структур на текстильном рынке, особая актуальность данной проблематики для российского бизнеса, определили выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.
Цель диссертационного исследования заключается в разработке научных и методических положений по формированию и развитию конкурентоспособности предпринимательской структуры на рынке текстильной продукции.
В соответствии с поставленной целью поставлены и решены следующие задачи:
— провести анализ состояния и оценить перспективы развития конкурентоспособности предпринимательских структур на текстильном рынке;
— сформулировать концептуальные особенности формирование и развития предпринимательских структур на рынке текстильных товаровраскрыть особенности конкурентоспособности текстильной продукции на российском рынке одежды;
— разработать структурную модель оценки конкурентоспособности текстильной продукциипредложить алгоритм формирования конкурентоспособности текстильной продукциирассмотреть и дополнить функции управления конкурентоспособностью предпринимательских структур на текстильном рынке;
— разработать методику оценки конкурентоспособности товара на рынке текстильной продукцииразработать методику и предложить научно практические рекомендации повышения конкурентоспособности предпринимательских структур на текстильном рынке.
Объектом исследования выступают предпринимательские структуры на рынке текстильных товаров, нуждающиеся в повышение уровня конкурентоспособности.
Предметом исследования являются особенности процессов управления конкурентоспособностью предпринимательской структуры на текстильном рынке.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в развитии теоретических и методических основ обеспечения конкурентных преимуществ и повышения конкурентоспособности предпринимательских структур на рынке текстильных товаров.
К результатам, обладающими научной новизной и отличающихся от ранее опубликованных другими авторами, автор относит:
1. Сформулированы" проблемы снижения спроса и определены экономические направления развития^ отечественного рынка текстильной продукции, которые в отличие от ранее известных представляют собой совокупность организационных мероприятий, правил и соразмерных действий, влияющих на конкурентоспособность отечественной текстильной' продукции, что способствует формированию устойчивого функционирования российских ПС на рынке текстильной продукции.
2. Предложен метод оценки конкурентоспособности предпринимательских структур на рынке текстильной продукции, основанный на совокупности методов оценки, рейтинговых оценок, комплексной оценки конкурентоспособности предприятия^ и SWOT-анализ, что позволяет выявлять все факторы, влияющие-на-конкурентоспособности предприятий.
3. Выявлены направления повышения конкурентоспособности предпринимательских структур на рынке текстильной продукции с дифференциацией по признакам, к котором они относятся, таких как организационные, экономические, f финансовые, информационные, технологические, маркетинговые, сервисные, для четкого понимания^ их содержания и решения возникающих проблем.
4. Обоснован состав частных показателей формирования и развития конкурентоспособности текстильной продукции, основанный на совокупности нормативных, технических, экономических, организационных параметров и расчете интегрального 'показателя конкурентоспособности текстильной продукции. Использование данных показателей позволит принимать соразмерные управленческие решения1 по* формированию и развитию конкурентоспособности продукции на текстильном рынке.
5. Предложена структурная модель оценки конкурентоспособности текстильной продукции, основанная на удовлетворении нормативным требованиям качества продукции, экономических характеристиках товара и рыночной устойчивости фирмы, позволяющая руководству ПС эффективно управлять конкурентоспособностью.
Практическая значимость работы. Основные научные положения, выводы и рекомендации выполненного исследования имеют прикладной характер. Онинаправлены на управление конкурентоспособностью предпринимательскими структурами на текстильном рынке.
Апробация результатов&bdquoисследования. Основные концептуальные, методические и практические положения обсуждались на научно-практических конференциях в области экономики и управления предпринимательством. Результаты выполненной работы одобрены коммерческой фирмой ООО «Алекс» и уже внедрены в практику оценки конкурентоспособности реализуемой продукции.
Публикации. По теме исследования опубликовано 4 работы, общим объемом 1,9 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Вывод:
Принятие трех мероприятий одновременно возможно.
После применения предложенных мероприятий увеличиваются оценки по следующим факторам:
Цена" - за счет открытия собственного магазина удалось продавать продукцию без дополнительного посредника (розничных сетей), следовательно, без его наценки. А так же реализации концепции брэндинга, которая позволит предприятию при использовании всех методов и приемов занять видное места на рынке, сделать реализуемую продукцию известной и любимой потребителями и, как следствие, обеспечить устойчивое финансовое положение и процветание на многие годы;
• «Ассортимент» — за счет появления в ассортименте недорогих финских и польских брэндов женской одежды;
• «Интернет сайт» — стал более популярен из-за посещения большим числом пользователей сети Интернет за счет раскрутки популярности сайта в поисковых системахпоявление новых клиентовудобность оформления заказ через сеть Интернет.
После применения мероприятий на практике предприятие ООО «Алекс» занимает лидирующую позицию среди основных конкурентов.
Заключение
.
В настоящее время российский рынок текстильной продукции характеризуется жесткой конкуренцией. Этому способствует развитие российских производителей и розничных сетей, приход на рынок иностранных производителей и розничных операторов.
Уже сегодня на рынке текстильной продукции Санкт-Петербурга действуют более 200 организаций. Большинство торговых предприятий имеет несколько филиалов по всему городу.
Для всесторонне успешной деятельности на рынке предприятие должно обладать тем или иным абсолютным конкурентным преимуществом. Руководитель, предприятия" должен знать о своих преимуществах и максимально эффективно их использоватьдля повышения' конкурентоспособности.
Конкурентоспособность можно определить как сравнительную. характеристику предприятия, содержащуюкомплексную оценку всей1 совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно. выявленных требований рынка или показателей других предприятий. Это некая относительная интегральная* характеристика, отражающая отличия фирмы от фирмы-конкурента и, соответственно, определяющая её привлекательность в глазах потребителя.
Для организации работ по обеспечению конкурентоспособности фирмы нужно определить её стратегию развития, миссию, возможности, сильные и слабые стороны. Определить этифакторыи ответить на все вопросы, возникающие в процессе, поможет система обеспечения конкурентоспособности, рассмотренная в данной работе.
На данный, момент не существует конкретной методики определения конкурентоспособности предприятия текстильной отрасли. Существует множество методов,.которые оценивают конкурентоспособность, но все они односторонние или сводятся к простой сумме показателей. А единой принятой методики нет.
Цель данного диссертационного исследования заключалась в разработке научных и методических положений по формированию и развитию конкурентоспособности предпринимательской структуры на рынке текстильной продукции. В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:
— был произведен анализ состояния и оценены перспективы развития конкурентоспособности предпринимательских структур на текстильном рынке. Сформулированы концептуальные особенности формирования и развития предпринимательских структур на рынке текстильных товаров, определены проблемы снижения спроса и определеныэкономические направления развития отечественного рынка текстильной продукции, которые в отличие от ранее известных, представляют собойсовокупность организационных мероприятий, правил и соразмерных действий, влияющих на конкурентоспособность отечественной текстильной1 продукции, что способствует формированию устойчивого функционирования) российских ПС на рынке текстильной продукциипредложен алгоритм формирования* конкурентоспособности предпринимательских структур на рынке текстильной продукцииа также предложен метод оценки конкурентоспособности предпринимательских структур на рынке текстильной продукции, основанный на совокупности методов оценки рейтинговых оценок, комплексной оценки конкурентоспособности предприятия и SWOT-анализ, что позволяет выявлять все факторы, влияющие на конкурентоспособности предприятийрассмотрены и дополнены функции управления конкурентоспособностью предпринимательских структур на текстильном рынке, выявлены направления повышения конкурентоспособности предпринимательских структурна рынке текстильной* продукции с дифференциацией по признакам, к которым они относятся, таких как организационные, экономические, финансовые, информационные, технологические, маркетинговые, сервисные, для четкого понимания их содержания и решения возникающих проблем;
— разработана методика оценки конкурентоспособности товара на рынке текстильной продукции и обоснован состав частных показателей формирования и развития конкурентоспособности текстильной продукции, основанный на совокупности нормативных, технических, экономических, организационных параметров и расчете интегрального показателя конкурентоспособности текстильной продукции. Использование данных показателей позволит принимать соразмерные управленческие решения по формированию и развитию конкурентоспособности продукции на текстильном рынкеразработана методика научно-практических рекомендаций повышения конкурентоспособности предпринимательских структур на текстильном рынке. Предложена структурная модель оценки конкурентоспособности текстильной продукции, основанная на удовлетворении нормативных требованиий качества продукции, экономических характеристиках товара и рыночной устойчивости фирмы, позволяющая руководству ПС эффективно управлять конкурентоспособностью.
Следовательно, цель данной работы можно считать выполненной.
Список литературы
- Аакер Д.А. Создание сильных брендов. М., 2003. 440с.
- Акофф Р. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ./ Под ред. В.В. Данилова-Данильяна М.:Прогресс, 1995. — 327с.
- Андреев О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. М.: НОРМА, 1997.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: ПИТЕР, 1999.
- Ансофф И. Стратегическое управление: Пер с англ. / Под ред. Л. И. Евсиенко. -М.: Экономика, 1989. 519с.
- Ассель Г. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 1999.
- Архипов В., Ветошнова Ю. Стратегия выживания промышленных предприятий // Вопросы Экономики. 1998.- № 12. — с. 139−142.
- Ахматова М., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности // Маркетинг. № 4. — 2003. — с. 30.
- Ахмадалиев Т.М. Управление конкурентоспособностью промышленной продукции. СПб: Инфо, 2003. — 137 с.
- Багиев Г. Л., Аренков И. А. Основы маркетинговых исследований / Уч.пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 1996.
- Багиев Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2001
- Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента М.: Финансы и статистика, 2001 — 528 с.
- Баумгартен Л.В. Маркетинг в России и за рубежом. № 4. — 2005.
- Бешелев Д.С., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. — М.: Статистика. 1980. — 302 с.
- Благов Э.И. Предпринимательство в российской экономике. СПб. -1995.16