Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оптимизация стратегии и тактики ВУЗа на региональном рынке образовательных услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанные в диссертации модели и алгоритмы оптимизации включены в Отчет по госбюджетной теме 064.01 Южно-Российского государственного технического университета «Разработка научных основ и нормативно-правовой базы модернизации университетов путем создания университетских комплексов и исследовательских университетов». Раздел 3. «Экономико-математическое моделирование управленческой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методология системного анализа и моделирования деятельности ВУЗа на рынке образовательных услуг
    • 1. 1. Проблемы становления и развития российского рынка образовательных услуг
    • 1. 2. ВУЗ как кибернетическая система в конкурентной среде регионального рынка ОУ
    • 1. 3. Методы прогнозирования спроса на платные ОУ ВУЗа
    • 1. АФакторы и механизмы формирования конкурентоспособного предложения ВУЗа на рынке ОУ
      • 1. 5. Критерии выбора стратегии и тактики ВУЗа в условиях рыночной конкуренции
  • Глава 2. Модели и методы оптимизации управляющих решений учебного заведения, в сфере платцых ОУ
    • 2. 1. Общая модель оптимизации рыночной стратегии и тактики ВУЗа
    • 2. 2. Простейшие варианты постановок задачи и методы их решения
    • 2. 3. Задача оптимизации тактики ценовой конкуренции без ограничений на ресурсы
    • 2. 4. Двухэтапный метод решения общих постановок задачи оптимизации рыночной стратегии и тактики ВУЗа
    • 2. 5. Итеративные процедуры улучшения решений
  • Глава 3. Применение предложенных моделей и методов для оптимизации стратегии и тактики ВУЗа на рынке ОУ
    • 3. 1. Построение функций платежеспособного спроса на ОУ в ареале влияния ВУЗов Ростовской области
      • 3. 1. 1. Построение обобщенной функции платежеспособного спроса (ОФПС) абитуриентов ВУЗов Ростовской области для прогноза на 2001/02 учебный год
      • 3. 1. 2. Построение частных функций платежеспособного спроса (ЧФПС) для конкретных ВУЗов и специальностей
    • 3. 2. Построение функций суммарных издержек на производство ОУ в выделенных ВУЗах
    • 3. 3. Определение оптимальных маркетинговых решений ВУЗов
    • 3. 4. Оптимизация стратегии развития платного обучения в ВУЗе

Оптимизация стратегии и тактики ВУЗа на региональном рынке образовательных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Связанные с развитием рыночных отношений глубокие преобразования во всех сферах жизни нашего общества непосредственно затронули и сферу профессионального образования. Возникли негосударственные учебные заведения. Государственные же ВУЗы страны, ориентированные ранее только на бюджетное финансирование и централизованный госзаказ на специалистов, вынуждены теперь сами зарабатывать дополнительные средства и вести свою деятельность с учетом рыночных законов спроса и предложения и межвузовской конкуренции на региональных рынках труда и образовательных услуг (ОУ). Обсуждаемые в обществе различные варианты реформирования образования в стране, как правило, предусматривают сочетание рыночных механизмов регулирования вузовской деятельности с механизмом государственного регулирования образовательных процессов в стране и в регионах для обеспечения потребностей экономики и общества в специалистах в нужном количестве, требуемой структуры и качества. Для этого и руководство ВУЗов, и органы управления системой высшего образования каждого региона нуждаются в методиках, позволяющих находить наилучшие варианты стратегических и тактических решений по таким ключевым проблемам управления образовательными процессами, как определение количества приема учащихся и выпуска специалистов ВУЗами по различным специальностям и специализациям, выбор прогрессивных форм организации образовательных процессов, установление масштабов и направлений развития платного обучения в ВУЗах в сочетании с бюджетным финансированием, назначение размеров оплаты за обучение, повышение экономической эффективности производства и реализации образовательных услуг и другие. Разработка таких методик может быть осуществлена на основе создания адекватных оптимизационных моделей и методов, реализация которых, в свою очередь, требует разработки соответствующих информационных технологий.

Степень разработанности проблемы. Концептуальные основы оптимизации социально-экономических процессов в современных плановых и рыночных экономических системах были заложены в трудах Лауреатов Нобелевской премии JI.B. Канторовича и Т. Купманса и развиты в фундаментальных работах B.C. Немчинова, В. В. Новожилова, B.JI. Макарова, Н. П. Федоренко. Созданием достаточно универсальных неклассических математических методов оптимизации мы обязаны ученым-математикам J1.B. Канторовичу, Д. Данцигу, Р. Беллману.

К настоящему времени имеется огромное количество работ, посвященных теории и методологии построения и анализа макрои микроэкономических моделей, методам и алгоритмам решения однокритериальных и многокритериальных задач оптимизации. Еще более обширная литература имеется по прикладным аспектам моделирования и оптимизации процессов в различных областях деятельности. Однако работ по моделированию и оптимизации процессов в сфере образования явно недостаточно. В основном это исследования по применению статистических моделей и информационных технологий в прогнозировании и управлении образовательными процессами. Проблемам моделирования процессов прогнозирования и принятия решений в сфере образовательных услуг посвящены работы И. Г. Акперова, В. Н. Волковой, В. А. Долятовского, С. В. Жака, В. А. Кардаша, Г. Н. Хубаева и др.

Однако рыночным аспектам моделирования и оптимизации стратегии и тактики ВУЗов в современных условиях конкуренции на рынках труда и образовательных услуг не уделялось должного внимания. Исключительная актуальность и недостаточная разработанность проблемы выработки и принятия ВУЗом оптимальных маркетинговых решений в условиях развития сферы платного обучения и предопределили выбор темы, цели и задачи данного исследования.

Цель и задачи исследования

Основной целью диссертационного исследования является разработка и обоснование экономико-математических моделей и методов для выбора оптимальных вариантов решений ВУЗа по развитию и функционированию системы платного обучения в условиях, диктуемых глобальными социально-экономическими факторами и региональным рынком образовательных услуг.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

— проведен анализ современного состояния и тенденций развития системы образования в России, изучены особенности становления и развития рынка образовательных услуг в общем процессе экономических реформ и преобразования социальной сферы жизни общества;

— исследованы механизмы формирования и возможности прогнозирования рыночного спроса на платные образовательные услуги ВУЗа;

— определены основные факторы и условия формирования конкурентоспособного предложения ВУЗа на региональных рынках образовательных услуг и труда;

— разработана общая модель оптимизации рыночной стратегии и тактики ВУЗа на региональном рынке образовательных услуг;

— проведен содержательный и формальный анализ различных модификаций модели оптимизации размеров и структуры набора студентов платного обучения и уровней цен на образовательные услуги;

— разработаны методы, комплекс программ и информационное обеспечение решения соответствующих оптимизационных задач;

— осуществлена проверка работоспособности предложенных моделей и алгоритмов расчетами на конкретных материалах системы высшего образования Ростовской области.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются экономические отношения и социальные процессы в условиях конкуренции ВУЗов на рынках образовательных услуг и труда.

Объектом исследования являются государственные и коммерческие ВУЗы в современных рыночных условиях.

Методологические основы и эмпирическая база исследования. Методологическую основу диссертационной работы составили классические труды в области экономико-математических методов и информатики, труды отечественных и зарубежных ученых по теории оптимального управления, исследования операций в экономике и экономико-математического моделирования. Исследование опиралось также на накопленные и текущие материалы по анализу состояния и концепциям реформирования российского высшего образования.

В качестве конкретных методов использовались методы математической статистики (корреляционно-регрессионный анализ) с применением пакета прикладных программ «Microsoft Excel 7.0», «Microsoft Graph 7.0», индексный метод, методы классической безусловной оптимизации, методы квадратичного и линейного программирования.

В качестве эмпирической базы исследования были использованы материалы для прогнозировании региональных потребностей в специалистах, данные о формировании имиджа образовательных учреждений, о влиянии демографических процессов на динамику спроса на образовательные услуги из сборников, монографий и статей в периодической печати и на сайтах Internetконтрольные нормативы условий осуществления образовательного процессаприказы о стоимости обучения студентов с полным возмещением затрат за обучение коммерческих и государственных ВУЗов, предоставляющих платные образовательные услуги и т. д.

Работа выполнена в рамках пункта 1.4 Паспорта специальности 08.00.13 — математические и инструментальные методы экономики: «Разработка и исследование моделей и математических методов анализа микроэкономических процессов и систем: отраслей народного хозяйства, фирм и предприятий, домашних хозяйств, рынков, механизмов формирования спроса и потребления, способов количественной оценки предпринимательских рисков и обоснования инвестиционных решений» .

Научная новизна исследования заключается в разработке экономико-математического инструментария выработки управляющих решений ВУЗа в сфере платного обучения, максимизирующих экономические результаты его деятельности в рыночных условиях.

Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в следующем:

— предложен статистико-аналитический метод построения модели прогнозирования спроса на платные образовательные услуги по конкретной специальности в конкретном ВУЗе, отличающийся от известных методов сочетанием регрессионной модели с моделями для расчета нормированных коэффициентов влияния факторов и позволяющий на основе разработанных алгоритмов с достаточной для практики точностью строить частные функции платежеспособного спроса на образовательные услуги от цены;

— уточнена и детализирована традиционно представляемая структура издержек на производство и реализацию образовательных услуг ВУЗа, что позволяет более точно учесть эффект масштаба его деятельности за счет детализации условно-постоянных затрат;

— разработана общая динамическая модель оптимизации развития и функционирования сферы платного обучения в ВУЗе, отличающаяся новым критерием максимума сверхнормативной окупаемости инвестиций, которая позволяет определить оптимальную стратегию расширения сферы платного обучения ВУЗа;

— построены аналитические модели согласования платежеспособного спроса и конкурентоспособного предложения образовательных услуг ВУЗа, отличающиеся от традиционных моделей равновесных состояний рынка явным выражением критерия максимума прибыли ВУЗа. Выведены формулы для определения численности приема и уровней цен, при которых прибыль ВУЗа будет максимальной;

— разработаны конкретные алгоритмы для решения модификаций задачи оптимизации стратегии и тактики ВУЗа на региональном рынке образовательных услуг;

— создано программное обеспечение для численной реализации предложенных моделей и методов и проведены расчеты на конкретных материалах ВУЗов Ростовской области, подтвердившие их адекватность и экономиче скую эффективность.

Практическое значение результатов исследования состоит в том, что выведенные формулы расчета оптимальных параметров согласования спроса и предложения образовательных услуг могут быть использованы руководством ВУЗов для определения ценовой политики и формирования численности и структуры контингента студентов платной формы обучения.

Модель оптимизации стратегии развития платного обучения в ВУЗах позволяет найти наилучший с точки зрения окупаемости вложений вариант использования инвестиционных и других ресурсов учебного заведения для расширения образовательной деятельности в условиях рыночной конкуренции.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы проведенного исследования докладывались и получили положительную оценку на.

— Первой Международной научно-практической конференции (г. Новочеркасск, ЮРГТУ (НПИ), ноябрь 2000 г);

— Второй Международной научно-практической конференции (г. Новочеркасск, ЮРГТУ (НПИ), ноябрь 2001 г);

— Межрегиональной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава «Региональные проблемы маркетинга и логи стики» (г. Ррстов-на-Дону, РГЭУ (РИНХ), февраль 2002 г.);

— Межрегиональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Региональные проблемы развития товарного рынка» (г. Рос тов-наДону, РГЭУ (РИНХ), март 2002 г.);

— Межрегиональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Инфраструктурное обеспечение коммерческой деятельности» (г. Гуково, ГИЭиПРГЭУ, март 2002 г.);

— Научном семинаре молодых ученых и аспирантов «Математическая экономика и экономическая информатика» (г.Новочеркасск, ЮРГТУ, 2002 г.).

Результаты проведенного исследования докладывались на заседании кафедры «Менеджмента и экономико-математических методов» и расширенном заседании кафедры «Высшей математики» Новочеркасской государственной мелиоративной академии. Они используются в материалах лекций по дисциплине «Моделирование социально-экономических процессов» в Новочеркасской Государственной мелиоративной академии.

Разработанные в диссертации модели и алгоритмы оптимизации включены в Отчет по госбюджетной теме 064.01 Южно-Российского государственного технического университета «Разработка научных основ и нормативно-правовой базы модернизации университетов путем создания университетских комплексов и исследовательских университетов». Раздел 3. «Экономико-математическое моделирование управленческой, образовательной и хозяйственной деятельности университетских комплексов и исследовательских университетов» .

Разработанные автором методики и программное обеспечение выбора оптимальных параметров ВУЗа для определения ценовой политики и формирования численности и структуры контингента студентов платной формы обучения приняты к внедрению руководством НГМА, ЮРГТУ, что подтверждается соответствующими справками о внедрении.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 работ общим объемом 1.7 пл.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из Введения, трех глав, Выводов и рекомендаций, списка использованной литературы и Приложения, включая 15 таблиц, 10 рисунков и схем. Список использованной литературы содержит 115 наименований работ отечественных и зарубежных авторов.

выводы и предложения.

1. Российская образовательная система постепенно адаптируется к условиям рыночных отношений, при этом формируется и развивается и сам рынок образовательных услуг с его общей и сугубо российской спецификой. Одной из ключевых проблем в этих процесса выступает проблема сочетания рыночных и государственных регуляторов. Конкретные механизмы рыночного и государственного регулирования сферы высшего образования находятся еще в стадии становления и совершенствования. В этих процессах определяется ведущая роль ВУЗа как основного звена в рыночно-государственной системе подготовки специалистов для всех сфер деятельности и роста интеллектуального потенциала общества. Отсюда вытекает актуальность проблемы создания высокоэффективных форм и методов управления деятельностью ВУЗа, социально-экономической оптимизации результатов его деятельности.

2. Для эффективного управления сферой платного обучения в ВУЗе необходимо решить ряд научных и методических вопросов, касающихся определения политики набора студентов, ценовой политики, специализации деятельности по оказанию платных услуг, выбора форм и технологии учебных процессов, формирования направлений развития платного образования в условиях рыночной конкуренции. Эти вопросы необходимо решать на основе создания адекватных экономико-математических моделей, методов и информационных технологий.

3. Разработанные в диссертации оптимизационные модели и методы реализуют принцип экономически оптимального согласования платежеспособного спроса на ОУ и конкурентоспособного предложения ОУ ВУЗами. В этой связи предлагается в каждом регионе на основе полной информации о состоянии и тенденциях развития регионального рынка ОУ строить обобщенные функции платежеспособного спроса и вести мониторинг демографических и социальных факторов, определяющих динамику этого спроса.

4. Службам маркетинга и плановым подразделениям ВУЗа рекомендуется определять для своего ВУЗа прогнозные частные функции платежеспособного спроса на базе расчетов нормированных коэффициентов влияния факторов. При этом важно учитывать возможность за счет определенных маркетинговых мероприятий корректировать в нужном направлении коэффициенты, характеризующие имидж ВУЗа, престижность и привлекательность специальности, рейтинг ВУЗа по уровню качества получаемого образования и т. п.

5. Более четкое и дифференцированное распределение издержек ВУЗа по своим учебно-организационным и обслуживающим подразделениям необходимо не только с точки зрения внутривузовского хозрасчета, но и не менее важно для обоснованной оценки экономической эффективности ОУ по формам обучения, специальностям и специализациям.

6. Для определения текущей политики набора студентов и ценовой политики ВУЗа предлагается применять формулы (3), ориентирующие на получение максимальной прибыли от производства и реализации платных ОУ.

7. Для выбора оптимального варианта развития сферы платного обучения в ВУЗе можно использовать предложенную нами статическую модель с ограничениями на ресурсы и с критерием максимальной сверхнормативной окупаемости инвестиций и двухэтапный алгоритм ее численной реализации.

8. Наши расчеты на конкретных материалах ВУЗов Ростовской области с применением предложенных моделей и алгоритмов подтвердили их практическую пригодность для применения как в негосударственных, так и в государственных ВУЗах с наличием платной формы обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.М. Экономический анализ сферы услуг. М., 1968.
  2. И.Г. Прогнозирование потребности в специалистах и управление региональной системой образования. М., Высшая школа, 1998. 306 с.
  3. И.Г. Статистический анализ и прогнозирование развития региональной системы образования./ В сб.: Проблемы проектирования и управления экономическими системами: инвестиционный аспект. ч.2. — Ростов-на-Дону: РГЭА, 1998. с. 9−11.
  4. А. А. Маркетинговые исследования рынка услуг. (http://www.marketing.spb.ru/read/rn 17/index.htm)
  5. И. Формирование имиджа образовательного учреждения: западный и российский варианты, (http://www.prof.msu.ru/omsk/53.htm)
  6. И. А. Маркетинговые исследования: основы теории и методики: Учеб. пособие. -СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1992. -40с.
  7. И. А., Ченцов В. И. Маркетинговые исследования/ Под ред. Г. Л. Багиев. -Л.: ЛОПВНТОЭ, 1991. -29с.
  8. С. Индикаторный анализ развития системы высшего образования // Высшее образование в России.- 1999.- № 5.
  9. С.В. Экономико-математическое моделирование динамики фирмы. Инвестиционный аспект. Новочеркасск: НГТУ, 1998.
  10. Ю.Бабкина Л. Н., Шишкина Н. А. Задачи маркетинга образовательных услуг в регионе (http://www.marketing.spb.ru/read/article/catalog/21read.htm)
  11. Г. Л., Аренков И. А. Основы маркетинговых исследований: Учеб. пособие. -СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1996. -93с
  12. Г. Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации. -СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1986.
  13. М., Ващекин Н. Информационное обеспечение коммерческой деятельности // Маркетинг. -1996. -N3. -С. 40−50.
  14. В., Стрижов С. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия // Маркетинг. 1996. -N5. -С. 42−50.
  15. Н.М. Статистическое изучение потребительского спроса и возможностей реализации товаров для прогнозирования емкости потребительского рынка, (http://www.marketing.spb.ru/read/article/catalog/llread.htm)
  16. А.С. Маркетинг образовательных услуг. (http://www.supermarketing.narod.ru/)
  17. А.И. Стратегия развития в образовательной сфере (http://www.marketing.spb.ru/read/article/catalog/21read.htm)
  18. М.А., Семенов JI.K., Сулицкий В. Н. Математические модели и планирование образования. -М., 1972 111 с.
  19. Ю.С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом. СПб.: Издательство «Лань», 2001. — 544 с.
  20. В.Н., Замуруев Э. Н., Денисов А. А. Применение методов и моделей системного анализа при разработке автоматизированных информационно-поисковых систем по проблемам высшей школы: Обзорная информация. -М.: НИИВШ, 1980. С. 40.
  21. В.Н., Коношенко А. И., Мартыненко А. Ф. Оценка целевых структур при разработке планов в системе высшей и средней специальной школы: Экспресс-информация. М.: НИИВШ, 1980. — 19 с.
  22. В.Н. Применение системного анализа на разных уровнях управления в высшей школе: Обзорная информация. М.: НИИВШ, 1977. — С.65.
  23. М.М., Звездова А. Б. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 6.
  24. ВУЗ и рынок образовательных услуг: проблемы взаимодействия в современных условиях //Математические методы и информационные технологии в экономике. Сборник материалов 4 Международной научно-технической конференции. 4.2. Пенза, 2000.
  25. Вуз и рынок. Кн.1 М.: Высшая школа, 1996.
  26. Н.Я. О полных затратах на подготовку специалистов высшей квалификации // Вестник Омского университета, 1998, Вып. 3. (http://www.omsu.omskreg.ru/vestnikyarticles/vl998-i3/a073/article.html)
  27. И. Анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности фирм // Маркетинг. -1996. -N6. -С. 82−93.
  28. М. В. Выбор ВУЗа с платной формой обучения. Тезисы студенческой конференции «Психология XXI века». Сервер Psychology.Spb.Ru. (http://www.psvchology.spb.ru/articles/tez/2000/b7.htm)
  29. В.А., Ильина О. В., Тимакин О. А. Траектория развития и оценки образовательных систем./ В кн.: Системогенетика и учение о цикличности развития. Тольятти: Межд. акад. бизнеса и банк, дела, 1994 — с. 38−40.
  30. В.А., Толстых Т. Н. Выбор стратегии развития региональной экономики на основе новых информационных технологий. Воронеж: истоки, 1998−384 с.
  31. А. Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности. -М.: Вся Москва, 1994. -255с.
  32. А. П. Прогноз (о перспективах образования в России) // Высшее образование в России 2000 — № 4.
  33. Е.Н. Основные компоненты информационных технологий в высшем дистанционном образовании. /Материалы Межгос. науч.-практ. конф. «Ор-ганиз.-экон. проблемы анализа, проект, и применения информ. систем».-Ростов-на-Дону: РГЭА, 1997.-С.54−55.
  34. Е.Н. Системный анализ эффективности дистанционной формы обучения. //Уч. Записки /РГЭА, Вып.4 «Информ. системы, экономика, управление трудом и производством».- Ростов-на-Дону: РГЭА, 1999 с. 146−149.
  35. А.П. Экономика и оптимизация учебного процесса. М.: Издательство МГУП, 1999. -с.198.
  36. Жак С. В. Математические модели менеджмента и маркетинга. Ростов-на-Дону: ЛаПО, 1997.
  37. В.М. Экономика образования. М.: Наука, 1991.38.3ернов В. Негосударственные вузы России. // Высшее образование в России. № 4, 1999.
  38. Н.Н. О некоторых аспектах прогнозирования спроса на рынке услуг (http://www.marketing.spb.ru/read/article/catalog/11 read. htm)
  39. Т. Маркетинговые исследования по выявлению потребности в профилактических продуктах питания в зонах радиоактивного загрязнения // Маркетинг. -1997. -N1. -С. 35−38.
  40. JI.B. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов. М.: АН СССР, 1960.
  41. В.А. К вопросу о критериях экономической эффективности современных инвестиционных проектов. Приложение к журналу «Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион», № 1. — Кисловодск, 1999.
  42. В.А., Кравченко Н. И. Оптимизационный подход к маркетингу в сфере образовательных услуг. Приложение к журналу «Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион», № 3. — Кисловодск, 2000.
  43. В.А., Кравченко Н. И., Ладейщикова Е. Н. Системный маржинальный анализ прибыли фирмы. Приложение к журналу «Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион», № 3. — Кисловодск, 2001.
  44. М.Н., Лапшов В. А., Кибакин М. В. Социальный портрет студента негосударственного вуза. // Социс, № 8, 1999.
  45. О.Н. Анализ влияния демографических процессов на динамику спроса на образовательные услуги (на примере Ленинградской области). Информационно-аналитический комплекс «Образование России» (http://www.atlas.informika.ru)
  46. Н. Р., Котляревская И. В. Маркетинг рыночная инновация в управлении государственным ВУЗом (http://www.supermarketing.narod.ru/V
  47. Ю. В. Маркетинг образовательных услуг// Высшее образование в России 2000 — № 5.
  48. Ю.В. Маркетинговые коммуникации в области высшего образования / Ученые записки.- М.: Издательство МГСУ «Союз», 2000.
  49. Дж. Статистические методы в имитационном моделировании. Вып. 2. М.: Статистика, 1978.
  50. А. Б. Обзор методов изучения спроса на новые модификации товара // Экономика и мате матические методы. -1993. -N1. -С. 119−128.
  51. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования.-М.:ВШ, 1991,-170 с.
  52. Конкурентоспособность российского образования: проблемы формирования, возможности и перспективы //Экономические науки: Ученые записки /Ульяновский государственный университет. Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2000.
  53. Д.Л. Вузы: конкурсная ситуация и конкурс. Сайт МО РФ (http://www.infoirnika.ru)
  54. Д.Л. Прием в вузы состав поступающих. Сайт МО РФ (http://www. informika.ru)
  55. А.А. Методы расчета состава потребительских бюджетов/ Экономико-математические методы в зарубежной статистике-М.: Статистика, 1974.
  56. С. С. Фокус-группы: ответ на вопрос «почему» // Маркетинг и маркетинговые исследованияв России. -1996. -N2. -С. 18−20.
  57. Ю. Прогнозирование и стоимостный анализ рынка образовательных услуг // Alma mater, № 9, 2000.
  58. Ю.М. Имитационно-аналитический подход в ценообразовании образовательных услуг // Alma mater. 1999 — № 1.
  59. Л.П. Банковское дело/Под ред. Колесникова В. И., М.:Финансы и статистика, 1995.
  60. А. Проблемы аналитических исследований в сферах маркетинга и бизнеса // Маркетинг. 1996. -N5. -С. 112−115.
  61. Л.П. Индустрия образования. Состояние, перспективы. М.: Изд. «Республика», 1996−219 с.
  62. К.Г., Мышаков А. В. Социальный заказ на профессиональное обучение // Профессионал, 1994, № 3−4.
  63. Д.С. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М.: Экономика, 1999.
  64. Маркетинговое исследование: Система мер и метод: Учеб. пособие Kinnear, Thomas С., Taylor, James Ronald. Marketing research: An applied approach. -New York etc.: McGraw-Hill, 1979. -656p.: tabl., diagr. (McGrowHill ser. in marketing).
  65. В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996.
  66. М. С. Методы и модели маркетинговых исследований: Учеб. пособие. -СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1996. -109с.
  67. Л. Постановка задачи маркетингового исследования // Экономика и жизнь. -1995. -N8 (Прил). -С. 18.
  68. Национальная доктрина образования в РФ: Проект МО РФ. М., 2000.
  69. Л.И., Морозова З. А. и др. Основы статистики с элементами теории вероятностей для экономистов: Руководство для решения задач. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
  70. А.А. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Международные отношения, 1991.-184 с.
  71. Основы управления исследовательской деятельностью в ВУЗе. Материалы диссертации Мареева В. И. «Теоретические основы исследовательской деятельности преподавателями высшей школы» (http://edu.donpac.ru/ ежемесячный электронно-педагогический журнал)
  72. А.П. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом, № 7−8, 1997.
  73. А.П. Образовательные услуги: точка зрения маркетолога // Alma Mater, № 3, 1997.
  74. А.П. Реклама образовательных услуг // Alma Mater, № 8, 1997.
  75. А.П. Философские аспекты маркетингового подхода к образованию // Alma Mater, № 1, 1997.
  76. А.П. Цена образования // Alma Mater, № 5, 1997.
  77. А. М. Постановка задачи выбора оптимальной стратегии развития рынка образовательных услуг (http://ito.bitpro.ru/2000flVflV27.html).
  78. С. Экоанализ. Современные методы маркетинга в области образования: динамика, перспективы (http://www.ug.ru/ug pril/01/97/34/t4 1 forty).
  79. Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ./ Н-метод. межвуз. конф. Спб.: Рос. Акад. оббразования, 1997−337 с.
  80. Проблемы управления финансовыми потоками регионального образовательного комплекса (на примере Пермской области). (http://www.cais.ru/project/audit.htm# ftnref2)
  81. И.Б. Маркетинговая стратегия экономического вуза на рынке образовательных услугhttp://www.marketing.spb.ru/read/article/catalog/21read.htm).
  82. И.Б. Прогнозирование цены образовательной услуги (http://www.marketing.spb.ru/read/article/catalog/1 lread. htm)
  83. Л.Ю. Роль маркетинга образовательных услуг в подготовке специалистов высшей квалификацииhttp://www.marketing.spb.rU/read/article/catalog/21 read. htm).
  84. Ф., Томаков В. Нуждается в реформах // Высшее образование в России- 1999.-№ 1.
  85. А. Вуз как социальный организм. // Высшее образование в России. № 1, 1999.
  86. Л.Н. Рыночная оценка затрат и результатов в высшем образовании./ Вуз и рынок. Кн.1, М., 1992, с. 308−310.
  87. Структурные сдвиги в российской системе образования //Дни науки УрГИ: гуманитарное знание и образование на рубеже тысячелетий. Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт. — 2000.
  88. Л.Н., Цейкович К. Н. Некоторые направления развития высшей школы в мире. Современная высшая школа, Варшава, 1991. — 170 с.
  89. Технические предложения по прогнозированию и анализу рынка образовательных услуг. Иркутск: ИГЭА, 2000.
  90. А. Эффективный менеджмент в образовании.
  91. Г. Н. Оценка качества тестирования знаний студентов «Высшее образование в России», № 1, 1996.
  92. Дж. Что такое маркетинговое исследование? // Социологические исследования. -1994. -N5. -С. 119−135.
  93. К.Н. К вопросу о профессионализации высшего образования в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике. М., 1991.
  94. А. А. Инновационные стратегии на рынке образовательных услуг Каф. «Инвестиционная политика» Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. М., 1998. http://dissertation 1.narod.ru/avtoreferats/93/avtoref93 .htm)
  95. И. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг, № 1, 1993.
  96. Д.А. Маркетинговые коммуникации образовательных услуг. // Практический маркетинг. № 49, 2001.
  97. В.Е. Концепция университетских образовательных округов и университетских комплексов. М.: АН ВШ РФ, 2001.
  98. Экономические инновации сферы образования. Сервер NRC Сетевой ресурсный центр менеджмента, образования, науки и технологий (http://nrc.edu.ru/).
  99. В.З., Силич В. А. Разработка и исследование моделей оптимального планирования деятельности вуза и его подразделений. В кн.: Кибернетика и вуз, вып.5, 1972.
  100. Becker Cr. Human capital. 2nd. N-Y-London, 1975.
  101. Boyd, Harper W. (jr.), Westfall, Ralph. Marketing research: Text and cases. -3rd ed. -Homewood- Georgetown: Irwin, 1972. -XV, 813p.
  102. Burke R. Virtual Shopping: Breakihrough in Marketing Research=npopbiB в исследовании рынка //Harvard Business Review. -1996. -N2. -P. 120−131.
  103. Carroll Mohn & Thomas H. Land A Guide to Quality Marketing Research Proposals and Reports, Business 39,1989.
  104. Current Controversies in Marketing Research/Ed. by Leo Bogart. -Chicago: Markham, 1969. -VII, 164 p.: ill., tab. (Markham Ser. in Marketing).
  105. Framework for the Combination of Forecasts. Benito E. Flores and Edna M. White, Journal of the Academy of Marketing Science, 16 (Fall 1988), pp. 95−103.
  106. Green, Paul E. и др. Research for Marketing Decisions/Green, Paul E., Tull, Donald S., Albaum, Gerald. -Fifth Edition. -Englewood Cliffs: Prentice-Hall International, 1988. -784p.: il. -Библиогр. в подстроч. примеч. -ISBN 0−13 774 217−7.
  107. Joseph В. Kruskal, «Analisys of Factorial Experiments by Estimating Monotone Transformations of the Data», Journal of royal Statistical Society, Series B, March 1965.
  108. Tull, Donald S., Hawkins, Del I. Marketing research: Measurement and method: A text with cases. -2nd ed. -New York- London: Macmillan, 1980. -XII, 796p.
Заполнить форму текущей работой