Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе у учащихся общеобразовательной школы через традиции народной экологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были обсуждены на IX, X Международных конференциях Зеленого креста по экообразованию (Тверь, 2003; Москва, 2004), на Международной научно-практической конференции (НГТК) «Региональное профессиональное образование: проблемы и перспективы» (Пенза-Тула, 2004), на Всероссийской НПК «Проблемы регионального… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у учащихся общеобразовательной школы на основе традиций народной экологии
    • 1. 1. Базовые понятия темы исследования и структура эмоционально-ценностного отношения к природе
    • 1. 2. Проблема использования традиций народной экологии в экологическом образовании школьников
    • 1. 3. Психолого-педагогические механизмы формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у учащихся общеобразовательной школы
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию эмоционально-ценностного отношения к природе через традиции народной экологии
    • 2. 1. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к природе у учащихся общеобразовательной школы
    • 2. 2. Технология формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у учащихся общеобразовательной школы
    • 2. 3. Анализ результатов формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у учащихся общеобразовательной школы
  • Выводы по второй главе

Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе у учащихся общеобразовательной школы через традиции народной экологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Для современного этапа общественно-экономического развития характерны негативные изменения состояния окружающей среды, что проявляется в нарушениях функционирования экосистем, элементах природного дисбаланса, авариях техногенного характера и т. п. Эти и подобные им явления и процессы представляют собой следствие агрессивно-прагматического отношения человечества к природе, проявление антропоцентрического типа мышления.

Разрешение проблемы экологического кризиса — переход к экоцентрическому типу сознания, — предполагает формирование новой системы отношений человека к природе и изменение той шкалы ценностей, которая сложилась к настоящему времени. Основная роль в данном процессе принадлежит системе экологического образования.

Длительное время экологическое образование было сведено к природоохранному просвещению учащихся. Сегодня не вызывает сомнений необходимость комплексного подхода к определению условий целенаправленного формирования культуры отношений человека к миру природы. Смена исходных воспитательных установок сопровождается активизацией деятельности по определению содержания, структуры, форм, методов и средств экологического образования, направленных на формирование отношения человека к миру природы и овладение знаниями о взаимодействии человека и природы.

Основной целью экологического образования является формирование экологической культуры личности. Экологическая культура как интегрированное понятие является важнейшей частью общей культуры человека, представляющей такую сферу бытия, позитивное изменение которой может создать перелом в преобразовании всей системы взаимоотношений между природой и обществом. Поэтому экологическую культуру правомерно считать регулятором системы «общество — природа». Экологическая культура включает систему экологических знаний, экологическое мышление (способность устанавливать причинно-следственные, прогностические и другие виды связей), культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма), культуру экологически оправданного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка (С.В. Алексеев, А. А. Вербицкий, Н. В. Виноградова, В. В. Николина и др.). В экологической культуре интегрируются все показатели сферы сознания личности: когнитивный (познавательный), аффективный (эмоционально-ценностный), деятельностный, а ее проявлением является экологически целесообразная деятельность.

Установлено (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин), что главный механизм процесса воспитания и развития экологической культуры личности — система отношений к природе, поскольку от ее содержательной направленности, широты, глубины, устойчивости зависит действенность и качество взаимодействия человека с природой. Поведение человека в природе также зависит от того, какие чувства вызывают природные объекты, с какими смысловыми образованиями и как они связаны, какие ценностные ориентации сформированы по отношению к ним, как личность их воспринимает. Поэтому один из основных компонентов экологической культуры — эмоционально-ценностное отношение (здесь и далее — ЭЦО) к природе, определяющее поведение личности.

В педагогических исследованиях последних лет все более утверждается мысль, что только теоретического постижения основ биологии, географии, экологии недостаточно для полноценного формирования положительного ЭЦО к природе. Поэтому налицо смещение акцентов в экологическом образовании с задачи формирования у обучающихся системы экологических знаний на проблему формирования культуры восприятия природы, экологически целесообразного поведения при взаимодействии с ней.

Вопросам усвоения школьниками экологических знаний, формирования культуры поведения в природном окружении, выработки у учащихся ценностного отношения к природе посвящены работы Н. Ф. Винокуровой, С. Н. Глазачева, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Н. М. Мамедова, В. В. Мисенжникова, В. В. Николиной, О. Н. Пономаревой, И. Т. Суравегиной, А. П. Сидельковского и др. В большинстве работ отмечено большое значение фактора усвоения системы ценностей в формировании отношения к природе, но сравнительно малочисленны специальные исследования по проблеме формирования ЭЦО к природе.

Известно, что процесс формирования экологической культуры в целом и ЭЦО к природе в частности следует ориентировать на приобретение положительного опыта взаимодействия с природой, накопленного человечеством за историю своего существования. В связи с этим важное значение приобретает анализ огромного исторического, этнокультурного и этнопедагогического опыта различных народов, выработавших своеобразные методы регуляции взаимоотношений человека и окружающей среды, общества и природы.

Таким образом, необходимость глубокого и всестороннего изучения этноэкологических традиций народов, особенностей процесса формирования отношения к природе, его исторического развития и взаимодействия с другими социально-культурными традициями обусловливает необходимость выявления рационального и полезного в культурно-историческом наследии каждого народа для преодоления стереотипов потребительского отношения человека к природе.

В педагогике идея воспитания у подрастающего поколения любви к природе занимает особое место (Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо). В исследованиях по экологической психологии установлено (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин), что отношение к родной природе, выработанное в ориентациях и поведении, в дальнейшем переносится на всю Природу в целом у каждого человека. Отношение к природе способно повлиять на изменение отношения к обществу, людям, самому себеформирует привычки нравственные или аморальные, утверждает гражданскую или обывательскую позицию. И поэтому столь необходимо формировать положительное ЭЦО к природе у каждого человека.

Исходя из важности и актуальности рассматриваемой проблемы, ее недостаточной научно-теоретической и практической разработанности, мы сформулировали тему исследования: «Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе у учащихся общеобразовательной школы через традиции народной экологии» .

Объект исследования — экологическое образование учащихся общеобразовательной школы.

Предмет исследования — процесс формирования эмоционально-ценностного отношения (ЭЦО) к природе у учащихся общеобразовательной школы на основе традиций народной экологии.

Цель исследования — выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования положительного эмоционально-ценностного отношения школьников к природе через традиции народной экологии.

Гипотеза исследования: у учащихся будет сформировано положительное эмоционально-ценностное отношение к природе если:

— в учебно-воспитательный процесс будут включены традиции народной экологии (здесь и далее ТНЭ), содержание которых ориентировано на природои здоровьесберегающие ценности, ценностное отношение к природе;

— комплексно и систематически будут использованы приемы работы с фольклором, обеспечивающим эмоциональное стимулирование и интерес к традициям народной экологии;

— в учебно-воспитательный процесс будут включены педагогические ситуации, стимулирующие практическую деятельность обучающихся по освоению и усвоению традиций народной экологии.

В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой определены задачи исследования:

— проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

— уточнить содержание понятия «эмоционально-ценностное отношение к природе» и определить содержание понятия «традиции народной экологии», выделить роль ТНЭ в формировании положительного ЭЦО к природе;

— определить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективному формированию ЭЦО к природе у школьников;

— разработать модель формирования положительного ЭЦО к природе;

— разработать и экспериментально проверить педагогическую технологию формирования положительного ЭЦО к природе на основе традиций народной экологии.

Методологическую основу исследования составили: теория системного подхода к изучению педагогических явлений, научные положения о сущности человеческой деятельности, о гуманизации педагогического процесса путем реализации принципов личностно-ориентированного образования.

Теоретическую основу исследования составили:

— теория отношений (М.Я. Басов, А. А. Бодалев, С. Д. Дерябо, А. Ф. Лазурский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, В. А. Ясвин и др-);

— теория ценностей (В.А. Василенко, О. Г. Дробницкий, С. В. Дмитриев,.

A.Г. Здравомыслов, С. Х. Раппопорт, С. Л. Рубинштейн, В. П. Тугаринов,.

B.Л. Ядов);

— положение о культуре как источнике формирования содержания образования (И.А. Бердяев, Г. Н. Волков, С. И. Гессен, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, В. В. Розанов, А. Н. Ростовцев и др.);

— психолого-педагогические теории возрастного развития личности (Л.И. Божович, В. В. Давыдов, Н. Д. Левитов, А. А. Люблинская и др.)?

— концепции гуманизации образования и культурологического личностно-ориентированного образования (А.Н.Алексеев, Ш. А. Амонашвили, Б.М. Бим-Бад, Е. В. Бондаревская, С. Н. Глазачев, С. В. Кульневич, С. В. Панюкова, А. В. Петровский, В. В. Сериков, З. И. Тюмасева, И.С. Якиманская);

— психолого-педагогические концепции деятельности (Б.Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, П.В. Симонов) — концепции экологического образования (С.В. Алексеев, Н. Ф. Винокурова, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, В. В. Николина, О. Н. Пономарева, М. А. Якунчев и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследованияэмпирические: изучение и обобщение педагогического опытанаблюдение, беседа, анкетирование учащихсяметодики «Доминанта», «Натурафил» (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин), «Завершение предложений» (О.Н. Пономарева) — педагогический экспериментматематические: статистическая обработка экспериментальных данныхграфические и табличные интерпретации результатов эксперимента. Этапы исследования.

Первый этап (2000 — 2004): анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме формирования ЭЦО к природе у школьников на основе традиций народной экологии. Изучение педагогического опыта. Определение цели, формулирование гипотезы, разработка научного аппарата исследования.

Второй этап (2001 — 2003) — опытно-экспериментальная работа. Проведение констатирующего эксперимента с целью выявления уровня сформированности ЭЦО к природе. Разработка и реализация модели формирования ЭЦО к природе на основе программы «Традиции народной экологии» .

Третий этап (2003 — 2004) — систематизация и обобщение результатов исследования, уточнение основных выводов, оформление диссертации.

База опытно-экспериментальной работы — учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных школах № 4, № 36, № 58, № 59, № 74 г. Пензы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— уточнено содержание понятия «эмоционально-ценностное отношение к природе», определено содержание понятия «традиции народной экологии», выявлена возможность использования ТНЭ в контексте формирования положительного ЭЦО к природе у школьников;

— разработана модель формирования положительного ЭЦО к природе с включением в учебно-воспитательный процесс традиций народной экологии;

— выявлены педагогические условия, способствующие эффективному формированию ЭЦО к природе у школьников:

• использование в учебно-воспитательном процессе ТНЭ, содержание которых ориентировано на природои здоровьесберегающие ценности, ценностное отношение к природе;

• системное и систематическое использование на уроках и во внеурочной деятельности приемов работы с фольклором, обеспечивающим эмоциональное стимулирование и интерес к изучению традиций народной экологии;

• создание в учебно-воспитательном процессе педагогических ситуаций, стимулирующих практическую деятельность школьников по освоению и усвоению ТНЭ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что создана и прошла опытную проверку образовательная программа «Традиции народной экологии», в которой отобран и систематизирован материал по народной экологии в рамках факультативного спецкурса, предложены методические рекомендации по использованию соответствующих материалов на уроках биологии, географии, экологии, во внеклассной работе. Материалы исследования могут быть использованы в процессе подготовки и переподготовки учителей естественно-научного цикла (естествознания, биологии, экологии, географии).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были обсуждены на IX, X Международных конференциях Зеленого креста по экообразованию (Тверь, 2003; Москва, 2004), на Международной научно-практической конференции (НГТК) «Региональное профессиональное образование: проблемы и перспективы» (Пенза-Тула, 2004), на Всероссийской НПК «Проблемы регионального экообразования» (Липецк, 2002), на Всероссийской НПК «Проблемы и перспективы биои экообразования в период модернизации средней и высшей педагогической школы» (Челябинск, 2003), на IV Всероссийской НПК «Окружающая природная среда и экологическое образование и воспитание» (Пенза, 2004), на внутривузовских НПК ПГПУ им. В. Г. Белинского (Пенза, 2001;2004), на заседаниях кафедры педагогики ПГПУ им. В. Г. Белинского.

Достоверность научных результатов исследования обеспечена методологическим анализом теоретических положений, получивших развитие в философии, психологии, педагогикеприменением методов теоретического и эмпирического исследования, адекватных целям, задачам, логике исследованияопытно-экспериментальной проверкой положений составивших гипотезу исследования, личным участием автора в экспериментальной работе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. а) Уточненное понятие «эмоционально-ценностное отношение к природе» как совокупность эмоций и потребностей, формируемых в процессе прямого или косвенного общения с природой, определяющая особенность деятельности и поведение личностиб) понятие «традиции народной экологии» как передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, которые:

— основаны на знаниях, полученных при взаимодействии с природой;

— имеют общественную значимость и личностную пользу;

— направлены на сохранение гармонии в природе.

2. Педагогическая модель формирования ЭЦО к природе, структурно представленная диагностико-целевым, содержательным, организационным и процессуально-деятельностным компонентами.

3. Педагогическая технология, обеспечивающая формирование ЭЦО к природе и предусматривающая использование методов и приемов, стимулирующих эмоциональное восприятие содержания традиций народной экологии.

4. Педагогические условия реализации модели формирования ЭЦО к природе:

— использование в учебно-воспитательном процессе знаний о традициях народной экологии, содержание которых ориентировано на природои здоровьесберегающие ценности и ценностное отношение к природе;

— комплексное и систематическое использование на уроках и во внеурочной деятельности приемов работы с фольклором, обеспечивающим эмоциональное стимулирование и интерес к изучению традиций народной экологии;

— включение в учебно-воспитательный процесс педагогических ситуаций, стимулирующих практическую деятельность учащихся по освоению и усвоению традиций народной экологии.

Выводы по второй главе.

1. Необходимость формирования эмоционально-ценностного отношения к природе обусловлена снижением субъект-субъектной направленности средних подростков в отношении к природе, которое характеризуется низким уровнем сформированности интенсивности, широты, доминантности, что было выявлено в ходе констатирующего эксперимента. Без педагогического воздействия ЭЦО к природе, возможно, будет все менее личностно важным.

2. Опытно-экспериментальное обучение, строящееся на использовании предложенной модели, позволяет повысить уровень сформированности положительного эмоционально-ценностного отношения к природе. Оно предполагает знакомство с традициями народной экологии, представленными семантической, символической и поведенческой формами.

3. Формирование ЭЦО к природе подростков может осуществляться во внеклассной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов и взаимообмен ценностными ориентациями, а также на развитие отношений в системах «учитель — ученик», «ученик — ученик», воздействующих на эмоциональную сферу школьников. Одним из таких путей — введение факультатива, содержание которого включает цикл образовательных занятий «Традиции народной экологии» .

4. Педагогическая технология формирования эмоционально-ценностного отношения к природе включает следующие этапы: эмоциональное восприятие информацииполучение и осмысление новой информациипрактическая деятельность на основе усвоенных ценностей. Сочетание разнообразных форм, способов и методов работы на каждом из этапов формирования эмоционально-ценностного отношения к природе, выбранных с учетом возрастных особенностей, позволяет обучающимся освоить и усвоить традиции народной экологии.

5. В ходе контрольной диагностики установлена эффективность реализации модели формирования эмоционально-ценностного отношения к природе по методикам: «Доминанта», «Натурафил», «Завершение предложений». Результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента, являются статистически значимыми.

6. Выявлены и проверены педагогические условия эффективного формирования эмоционально-ценностного отношения к природе: включение в учебно-воспитательный процесс традиций народной экологии, содержание которых ориентировано на ценности и формирование ценностного отношениясистемное и систематическое использование фольклора и приемов работы с ним, обеспечивающих эмоциональное стимулирование и интерес к изучению традиций народной экологиивключение в учебно-воспитательный процесс педагогических ситуаций практической реализации освоенных и усвоенных традиций народной экологии.

Заключение

.

Результаты проведенного исследования по изучению формирования эмоционально-ценностного отношения к природе через традиции народной экологии позволили решить поставленные задачи и доказать выдвинутую гипотезу.

Под эмоционально-ценностным отношением к природе мы понимаем совокупность эмоций и потребностей, формируемых в процессе прямого или косвенного общения с природой, определяющую особенность деятельности и поведение личности.

Для целенаправленного формирования эмоционально-ценностного отношения к природе целесообразно использовать традиции народной экологии, под которыми мы понимаем передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, основанные на знаниях, полученных при взаимодействии с природой, имеющие общественную значимость и личностную пользу и направленные на сохранение гармонии в природе.

Анализ результатов диагностики ЭЦО к природе у подростков позволяет констатировать, что для большинства школьников характерен средний уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения к природе, что педагогически вполне приемлемо, однако нижние границы среднего уровня свидетельствуют о некотором пренебрежении к экологическим проблемам, о слабом развитии экологической культуры личности. Возможно, что без педагогического воздействия отношение к природе будет все менее личностно важным, что может повлиять на формирование личности в целом.

В исследовании показано, что существует реальная возможность развития более высокого уровня отношения к природе у подростков.

В исследовании показано, что формирование эмоционально-ценностного отношения к природе через традиции народной экологии возможно в условиях организованной личностно-ориентированной деятельности, построенной на принципах полилога (диалога), сотворчества, суверенности не только другого человека, но и природы, которая:

— обеспечивает введение учащихся в мир ценностей, и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций;

— способствует формированию и развитию разнообразных способов экологически направленной деятельности;

— обеспечивает развитие рефлексивной способности;

— стимулирует творческую активность и познавательную деятельность.

В рамках нашего исследования с ориентацией на вышесказанное, представлена педагогическая модель формирования эмоционально-ценностного отношения к природе, отражающая взаимосвязь диагностического, содержательного, организационного и процессуально-деятельностного компонентов. Определена содержательная основа каждого компонента. Характерной чертой предложенной модели является народность и эмоциональность педагогического процесса, способствующие достижению поставленной цели — формированию положительного эмоционально-ценностного отношения к природе.

В соответствии с предложенной моделью оправдала себя педагогическая технология формирования эмоционально-ценностного отношения к природе, включающая следующие этапы: этап эмоционального восприятия традиций народной экологииэтап получения и осмысления новой информацииэтап практического применения усвоенного материала (включает организацию и стимулирование деятельности на основе усвоенных ценностей). Определена содержательная основа цикла образовательных занятий «Традиции народной экологии» .

В исследовании показано, что положительный педагогический эффект в формировании эмоционально-ценностного отношения к природе подростков дает соблюдение следующих педагогических условий:

— использование в учебно-воспитательном процессе традиций народной экологии, содержание которых ориентировано на ценности и ценностные отношения;

— комплексное и систематическое использование фольклора и приемов работы с ним, обеспечивающих эмоциональное стимулирование и интерес к изучению традиций народной экологии;

— создание педагогических ситуаций практической реализации освоенных и усвоенных традиций народной экологии.

Вместе с тем в процессе опытно-экспериментальной работы возник ряд вопросов, касающихся анализируемой проблемы и требующих дальнейшего изучения. Отношение к природе не может быть окончательно сформированным. Выявление специфики формирования эмоционально-ценностного отношения старших подростков и взрослого населения мы рассматриваем в качестве перспективы нашей дальнейшей работы, а эффективность использования традиций народной экологии определяет проблему обобщения и систематизации народного опыта гармоничного отношения человека и природы, который до сих пор полностью не раскрыт и не обобщен.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. — Тюмень: Изд-во ТОГ ИРО, 1996. — 216 с.
  2. Ш. Б. Этнопсихологические особенности самооценки в младшем школьном возрасте (на материале сельских детей Казахстана): Автореф. дис.. канд. пс. наук. М., 1998. — 24 с.
  3. Альбуханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299с.
  4. Е. Образ малой родины. //Народное образование. 1997. — № 2. -С.133.
  5. Ш. А. Школа жизни. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. — 144 с.
  6. .Г. Психология чувственного познания. — М.: АПН РСФСР, 1960.-486 с.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 2 Казань: Изд-во Казанского университета. — 1998. — 164 с.
  8. С.Ф. Ценности реальные и мнимые (Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры). М.: Мысль, 1970.- 183 с.
  9. Ю.Артюхова И. С. Ценности и воспитание. //Педагогика. 1999. — № 4. — С. 117−121.11 .Афанасьев А. Н. Древо жизни: Избранные статьи. /Подготовка текста и коммент. Ю. М. Медведева, вступит, статья Б. П. Кирдана. — М.: Современник, 1983.-464 с.
  10. Ю.К. Комплексный подход в воспитании подростков. М., 1985.-45 с.
  11. И.Басов Н. К. Психология отношений человека: предыстория создания концепции. //Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. М., 1994.-С. 35 -43.
  12. М.Бахтин М. М. К философии поступка. //Философия и социология науки и техники. / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Наука, 1986. — 290 с.
  13. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 178 с.
  14. Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 382 с.
  15. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.-148 с.
  16. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. -147с.
  17. В.М. Объективная психология. /Изд. подготовлено В. А. Кольцовой. -М.: Наука, 1991.-475 с.
  18. Бим-Бад Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком. //Педагогика. 1996. — № 5. — С. 8.
  19. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. /Под ред. А. В. Петровского. Т.1. М.: Педагогика, 1979. -304 с.
  20. А.С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. М.: Наука, 1983. — 286 с.
  21. М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX в. //Педагогика. 1996. — № 3. — С. 72−75.
  22. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  23. П. Путь к национальному возрождению. //Народное образование. 1996. — № 10. — С.62 — 65.
  24. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. //Педагогика. 1995. — № 4. — С.29 — 35.
  25. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие. М.: Ростов н/Д, 1999.-560 с.
  26. Е. Мудрость народной педагогики. //Народное образование. -1998. -№ 9/10. -С.74- 76.
  27. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: избран, псих, труды. М.: Псих.-соц. институт, 1996. — 387 с.
  28. С.В. Формирование правовых представлений младших школьников во внеурочной деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — Пенза, 2003.-21 с.
  29. С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. //Психологический журнал. Том 20. 1999. — № 5. — С.38 -44.
  30. Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. М.: ВЛАДОС, 2002. — 190 с.
  31. Г. Э. Духовность и рациональность. М.: Знание, 1986. — 59 с.
  32. Т.М., Зевина О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов — в индивидуальном сознании. //Вопросы психологии. — 1997. — № 5. — С.44 — 56.
  33. И.А. Экологическое воспитание учащихся во внеклассной работе по географии на основе традиций и обычаев народов Дагестана: Дисс.. канд. пед. наук. Махачкала, 2001. — 157 с.
  34. В.А. Мораль и общественная практика. М.: МГУ, 1983. -176 с.
  35. И.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для пед. ин-тов по биолог, спец. 4-е изд. — М.: Просвещение, 1983.-383 с.
  36. В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. — 258 с.
  37. Н.Ф., Николина В. В. Углубленное изучение социальной экологии в школе. Н.Новгород. — 1991. — 38 с.
  38. О.Е. Формирование у младших школьников ценностного отношения к природе средствами якутских народных традиций: Дисс. .канд. пед. наук. Якутск, 1996. — 165 с.
  39. Г. Н. Мы обозначены единым словом «человек». //Народное образование. 1997. -№ 5. — С. 78−82.
  40. Вол ков Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары, 1993. -41с.
  41. Г. Н. Этнопедагогика. Курс лекций. М.: Изд-во МПУ, 2002.92с.
  42. В. Разнообразие форм воспитательной работы. //Воспитание школьников. -2001. -№ 6 С. 21−26.
  43. Выготский J1.C. Педагогическая психология. — М.: Педагогика Пресс, 1996.-536 с.
  44. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986.-272 с.
  45. Г. Д. Книга удивлений, или естествознание глазами гуманитария, или образы в науке. М.: Педагогика, 1991.
  46. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учебное пособие для вузов. М.: Школа — Пресс, 1995. — 447 с.
  47. И.В. Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 2002. — 22 с.
  48. С.Н. Экологическая культура и образование: очерки истории, теории и практики. М.: Горизонт, 1997. — 56 с.
  49. М.М. Мир русской деревни. М.: Мол. гвардия, 1991. — 446 с.
  50. JI.H. Этногенез и биосфера Земли. /Под ред. B.C. Жекунина. — Л.: Издательство ЛГУ, 1989. 495 с.
  51. Т.П. Представления старшеклассников о ценностях. //Педагогика. 1995. — № 4. — С. 45−48.
  52. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-239 с.
  53. Д.А. Особенности организации учебно-воспитательной работы в национальной школе. Якутск: Кн. изд — во, 1990. — 80 с.
  54. Н.С. Экологическая культура: грани восприятия. //Биология в школе. 1995. — № 3. — С.20 — 23.
  55. Р. Избранные произведения. М.: 1950. — 395 с.
  56. М.В. Проблемы теории личности: (социально-философский аспект). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — 240 с.
  57. С.Д. Цели и задачи экологического образования с позиций экологической психологии. М., 1998. — 127 с.
  58. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая психодиагностика. -Даугавпилс, 1994. 132 с.
  59. О.Г. Мир оживших предметов: Проблема ценности и марксистская философия. М.: Политиздат, 1967. — 351 с.
  60. М.Е., Дуранов И. М. Педагогические проблемы управления воспитанием и развитием личности. Вып 2. Магнитогорск — Челябинск, 1996. — 183 с.
  61. И.Д. Ответственность перед природой. //Биология в школе. -1987.-№ 3.-С. 4−7.
  62. И.Д. Охрана природы и образование. //Образование в современном мире.: 1986.
  63. В.В. Воспитание у младших школьников эмоционально — ценностного отношения к природе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М.: 1998. — 16 с.
  64. В.Г. Конфликт ценностей и решение проблем экологии. М.: Знание, 1991.-63 с.
  65. Н.Б. Природа как ценность культуры. М.: Знание, 1987.67 с.
  66. А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. — 256 с.
  67. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. — 462 с.
  68. Интервью с Б. В. Раушенбахом. // Вопросы философии. 1989. — № 4. -С. 111 — 115.
  69. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.-315 с.
  70. Т.А. Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М.: 2002. — 25 с.
  71. В. Страничка эколога. //Народное образование. 1999. — № 10. -С. 313−315.
  72. Н.В., Корнилова О. А. Экологическое образование это нравственное воспитание. //География в школе. — 1995. — № 3. — С.58−60.
  73. Калмыков А. А, Калмыкова А. В. Типология отношений человека и природы. /II Рос. конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000. С. 26 27.
  74. А. О развитии программы «Истоки». //Народное образование.2001. № 9. — С.59 -61.
  75. А.Е. Своеобразие пословиц и поговорок финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. Йошкар-Ола: МарНИИ, 1989. — 178 с.
  76. Клакхог, Клайн, Кей Мейбен Зеркало для человека. Введение в антропологию. /Пер. с англ. под ред. А. А. Панченко. СПб.: Евразия, 1998. -351 с.
  77. И.Н., Куприн В. Г. Народная традиция и воспитание. // Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: ЧГУ, 1991. — С. 29 — 31.
  78. А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. — 256с.
  79. JI.H. Всестороннее развитие личности и культура. — М.: Знание, 1981.-63 с.
  80. В.Н. Роль ценностных ориентаций в формировании духовной культуры личности: Дис. .канд. пед. наук. СПб., 1994. — 171 с.
  81. В.Е. Педагогические условия становления самооценки личностных нравственных качеств старшеклассника: Дисс. .канд. пед наук. — СПб., 1995.- 169 с.
  82. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. //Директор школы. 2002. — № 1. — С. 97−127.
  83. В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса: Учеб. пособие для слушателей ФПК директоров школ и студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1983. 224 с.
  84. A.M. Познание и деятельность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1984.- 142 с.
  85. Краткий психологический словарь. /Сост. JT.A. Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевсеого. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  86. Круглый год. Русский земледельческий календарь. /Сост. А. Ф. Некрылова. М.: Правда, 1989. — 496 с.
  87. Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М.: Прометей, 1990.- 145 с.
  88. В.Н. Изменение ценностных ориентаций учащихся по отношению к природе как фактор воспитания и развития личности. //География в школе. 2003. — № 3. — С. 42 — 51.
  89. Ю.И. Формирование ценностного отношения к экологическим знаниям у учащихся 8−9 классов средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1998. 18 с.
  90. И.И. Население и хозяйство Пензенской области. Пенза, 1998.-290 с.
  91. А.Ф., Франк С. Л. Программа исследования личности в ее отношении к среде. Русская школа, 1912. Кн. 1. — С. 1 — 24.
  92. Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре. //Психологический журнал. 2001, том 22. — № 3. — с. 26 -36.
  93. ПЗ.Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1991. — 223 с.
  94. А.Н. Проблемы развития психики. М: Просвещение, 1972. — 505 с.
  95. Д.А. Методы изучения ценностных ориентаций. М. Просвещение, 1992. — Вып. 5. — 256 с.
  96. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. //Вопросы философии. 1996. — № 4. — С. 15- 26.
  97. О. Календарь песчаного графства. /Пер. с англ. И.Г. Гуровой- под ред. А. Г. Банникова 2-е изд. — М.: Мир, 1983. — 112 с.
  98. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
  99. Т.Н. Формирование экологической культуры старшеклассников в процессе реализации региональных программ экологического образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Пенза, 2001. — 27 с.
  100. .Т. Экология личности. //Педагогика. 1993. — № 2. — С. 1921.
  101. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.-314 с.
  102. А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1971.-415 с.
  103. Д.С. Народная мудрость: Знания и представления. Якутск: Кн. изд-во, 1983.-120 с.
  104. Э.Г. В кабинете программированного обучения. — Краснодар: Кн. изд., 1966. 31 с.
  105. И. О народной мудрости трудового воспитания. // Народное образование. -1999. -№ 10. С. 287 — 290.
  106. Н.М. Культура, экология, образование. М., 1996. — 52с.
  107. Е.В. Этнокультура в системе социальной регуляции. //Философские науки. 1999. — № 3 — 4. — С. 161 — 167.
  108. К.Н. Национальные традиции и обычаи в эколого-географическом образовании. //География в школе. -1993. № 6. — С.57 — 58.
  109. А.Д. Экологические традиции малочисленных гародов Севера (социально-философский аспект): Дисс. .канд. филос. наук. Якутск, 2000.-145 с.
  110. И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. — 103 с.
  111. С.И. Дидактические основы реализации эмоционально -ценностного компонента в начальном образовании: Дис. .докт. пед. наук. -М., 2000.-302 с.
  112. Е.В. Формирование у студентов ценностного отношения к национальной культуре другого народа: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Краснодар, 2003. 21 с.
  113. ИЗ.Машбиц Е. И., Андриевская B.C., Комисарова Е. Ю. Диалог в обучающей системе. Киев: Высшая школа, 1989. — 182 с.
  114. JI.B. Экологическая педагогика: Понятийно -терминологический словарь для учителя. Екатеринбург: Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1996. — 57 с.
  115. С.И. Народные традиции в экологическом воспитании старшеклассников (на материале республики Калмыкия): Дисс. .канд. пед наук. М., 2000. — 195 с.
  116. В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. /Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 368 с.
  117. Т.С., Пугал.А.Ф., Шибаев А. Ф. Кабинет естествознания в сельской школе. — М.: Просвещение, 1981. 127 с.
  118. Народный дневник. Народные праздники и обычаи: Из «Сказаний русского народа», собранных И. П. Сахаровым. М.: Дружба народов, 1991. -224 с.
  119. И.С. Новейшие течения буржуазной философии (критический анализ). М.: Знание, 1982. — 63 с.
  120. Наследие. Культура Пензенского края в документах эпохи, письмах и мемуарах современников, исследованиях, статьях и художественных произведениях. Авт.- составители: К. Д. Вишневский, Н. М. Инюшкин. — Пенза, 1994.-438 с.
  121. Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — Ч. 1. — 304 с.
  122. Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — Ч. 2. — 352 с.
  123. НЗ.Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3. 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
  124. З.Г. Никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. //Народное образование. 1999. -№ 6. — С. 223 -229.
  125. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека. //Педагогика. 1998. — № 4. — С. 3 — 8.
  126. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. //Педагогика. 1998.- № 3.-С. 3- 10.
  127. В.В.Николина Методы эмоционально-ценностного стимулирования учащихся по отношению к природе в обучении географии: Учеб. пособие. -Н.Новгород: НГПУ, 1999. 90 с.
  128. В.В. Эмоционально ценностное отношение к окружающей среде. — Н. Новгород: Волго-Вятская академия государственной службы, 1996. -56 с.
  129. Общая психология. /Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова. М.: Просвещение, 1981.-383 с.
  130. И.Т. Педагогика. Учебное пособие для пед. ин-тов. М.: Прсвещение, 1968. — 374 с. 151.0конь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. М.: Высш. шк., 1990. — 382 с.
  131. Организация экологического образования в школе: пособие для работников средней общеобразовательной школы. /Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. Пермь, 1990. — 152 с.
  132. Отношение школьников к природе. /Под ред. Зверева И. Д., Суравегиной И. Т. -М.: Педагогика, 1988. 128 с.
  133. Н.С., Толстихин О. Н. Охрана природы. Природа, время, человек. Якутск: ЯГУ, 1992. — 108 с.
  134. В.Ф. Школа учительской мысли. 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1987. — 206 с.
  135. А.В. Духовное воспитание в свете современного естествознания. //Педагогика. 2000. — № 7. — С. 23 — 29.
  136. С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникативных технологий. М.: ИОСО, 1998. — 120 с.
  137. Парсонс, Толкотт Система современных обществ. /Пер. с анг. Л. А. Седова, А. Д. Ковалева. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1998. — 268 с.
  138. Педагогика школы. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. /Под ред. чл.-кор. АПН СССР Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. — 383 с.
  139. Педагогика: Учеб пособие. /В.А.Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  140. Педагогика: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений. /Под ред. П. И. Пидкасистого. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Пед. об — во России, 1998. -640 с.
  141. Педагогический словарь. /Гл. ред. Каиров И. А. Т.1. М.: Изд. АПН, 1960.-774 с.
  142. Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М.: Просвещение, 1991. — 90 с.
  143. П.И., Портнов M.J1. Искусство преподавания. Первая книга учителя. М.: Изд-во Российское педагогическое агентство, 1998. — 184 с.
  144. П.И., Фридман J1.M., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. — М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.
  145. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 254с.
  146. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
  147. В.Л. Отношение как проблема психологии и воспитания. -Л., 1973, — 12 с.
  148. О.Н. Методическая система обучения экологии в средней школе: Автореф. дис.. .докт. пед. наук. М., 2000. — 45 с.
  149. О.Н. Экология в школе: методические подходы к обучению. Пенза, 1999. — 184 с.
  150. Л.П. Методика применения технических средств обучения: экранные звуковые средства. М.: Просвещение, 1988. — 191 с.
  151. В.Я. Поэтика фольклора: (собрание трудов). / Сост., предисловие и коммент. А. Н. Мартыновой. М.: Лабиринт, 1998. — 351 с.
  152. Психологический словарь. М., 1990. — 442 с.
  153. . Постскриптум. / Лит. запись И. Сергеевой. М.: Пашков Дом, 1999. -216 с.
  154. М.В. Истоки жизни: русские обряды и традиции. СПб.: Невский проспект, 2002. — 256 с.
  155. Л. А. Подготовка будущих учителей к формированию у старшеклассников эмоционально ценностного отношения к природе (на материале преподавания спецдисциплин): Автореф. дис. .канд. пед.наук. -Волгоград, 1996. — 16 с.
  156. С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973. 423 с.
  157. Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе. М.: Политиздат, 1978. — 49 с.
  158. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  159. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности. //Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 35−42.
  160. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: ИК «Логос», 1999. — 272 с.
  161. А.П. Человек и природа: Формирование отношений. -Ставрополь: СГПИ, 1975. 224 с.
  162. Л.П. Технология разработки региональной модели экологического образования в начальной школе. /Развитие региональных систем экологического образования. Пермь: ПГПУ, 2000. — С. 51 — 58.
  163. В.А., ШияновЕ.Н. Гуманизация образования и педагогические ценности. //Гуманизация образования императив XXI века. -Выпуск 1. — Набережные Челны, 1996. — С. 60 — 69.
  164. Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 544 с.
  165. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. — 216 с.
  166. Н.В. Содержание и методика этнологического образования в структуре туристской профессиональной подготовки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Сходня Московской области, 2000. — 22 с.
  167. JI.B. Понятие культуры и построение теории содержания образования. //Педагогика. 1999. — № 8. — С. З — 11.
  168. Э. А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1988. — 124 с.
  169. З.И., Кваша Б. Ф. Культура любви к природе, экология и здоровье человека: Монография. Челябинск: ЧГПУ, 2003. — 264 с.
  170. К.Д. О нравственном элементе в русской воспитанности. Собр. сочинений М., 1948. — 433 с.
  171. Г. Я. Лесная пластика. М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. — 176 с.
  172. Г. Я. Сухие травы: основы художественного ремесла. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. — 208 с.
  173. О.М. Формирование экологического отношения к природе в процессе внеклассной работы по биологии: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 2004.-21 с.
  174. Ф.П. Природные материалы на уроках труда в начальных классах. М.: Просвещение, 1971. — 144 с.
  175. Философский энциклопедический словарь. /Под ред. Л. Ф. Ильичева. -М.: Советская энциклопедия, 1983. 466 с.
  176. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991.-288 с.
  177. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Высш. шк., 1990. 576 с.
  178. З.А. Формирование экологической культуры учащихся национальной школы на основе знаний татарского народа о природе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1997. — 16 с.
  179. З.Б. Педагогическая культура в пословицах и поговорках. //Педагогика. 2000. — № 10. — С.48 — 53.
  180. Г. А. Психология саморазвития. Рига: Развивающее обучение, 1995. — 145 с.
  181. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. — М., 1996.-67 с.
  182. А.И. Основы этической культуры: книга для учителя. Учебно-методическое пособие. М.: Влада, 1999. — 111 с.
  183. М.П. Народная экология. //Биология в школе. 1998. — № 1. -С. 64 — 67.
  184. О.Н. Эколого-патриотическое воспитание младших подростков в современной общеобразовательной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2002. — 23 с.
  185. Р.Н. Ценностные ориентации физического образования. //Педагогика. 2000. — № 9. — С.37 — 42.
  186. Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с.
  187. Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 56 с.
  188. Экологическое воспитание в семье. Пособие для слушателей экологической школы. Нижний Новгород: Нижегородский комитет по экологии и природопользованию, 1991. — 40 с.
  189. Е.В. Экологическое воспитание старшеклассников в учреждениях дополнительного образования. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ярославль, 1997. 20 с.
  190. Д.Б. Психология обучения младших школьников. М.: Знание, 1974.-64 с.
  191. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. — М.: 1975
  192. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.- «Сентябрь», 1996. — 95 с.
  193. Е.В. Развитие экологической культуры личности младших школьников: Автореф. дис. .канд. пед.наук. М., 1996. — 17 с.
  194. М.А. Регионализация экологического образования в средней общеобразовательной школе: теория и практика. Саранск: Морд. кн. изд., 2002. — 346 с.
  195. М.А. Теория и практика регионализации экологического образования в средней общеобразовательной школе: Автореф. дис. .докт. пед. наук. Саранск, 2002. — 44 с.
  196. В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. — 456с.
Заполнить форму текущей работой