Социально-педагогические условия эффективного устройства в семью детей-сирот
Содержание проекта эффективного устройства в семью детей-сирот способствовало созданию' технологии психолого-педагогического сопровождения ребёнка, разлучённого с родителями, поиска, подбора, оценки и подготовки граждан, желающих взять ребёнка на воспитание. Данная, деятельность обеспечивает условия для преодоления ребёнком имевшегося травматического опыта, для подготовки воспитанника к помещению… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема попечительства детей-сирот в психологопедагогических исследованиях и социальной практике воспитания
- 1. 1. Историко-педагогический анализ проблемы развития попечительства детей-сирот
- 1. 2. Психолого-педагогические исследования воспитания детей-сирот в различных условиях попечительства
- С 1.3 Социальные нормативно-правовые и психологопедагогические условия функционирования различных типов попечительства
- Глава 2. Проектирование и реализация социально-педагогических условий эффективного патронирования детей-сирот
- 2. 1. Содержание проекта эффективного устройства в семью детей-сирот
- 2. 2. Изучение ресурса и психолого-педагогическая подготовка замещающих семей к приёму детей-сирот
- 2. 3. Социальное и психолого-педагогическое сопровождение
- И* воспитания детей-сирот в патронатных семьях
Социально-педагогические условия эффективного устройства в семью детей-сирот (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Социально-экономический кризис, вынужденная миграция, прогрессирующая тенденция разрушения нравственных устоев семьи и другие негативные социальные явления определили задачу интеграции детей в общество как одну из приоритетных национальных проблем. По данным Министерства образования, в 2003 году выявлено и учтено более 700 тысяч детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в создании условий, благоприятных для их развития, нивелирующих последствия социально-психологического феномена сиротства [132].
В связи с этим особенно важной является реализация Указа Президента Российской Федерации от 14.09.95 № 942 «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)». Они представляют собой целостную систему мер по решению приоритетных задач жизнеобеспечения детей, включая улучшение качества их жизни, защиту от насилия и жестокости, последствий политических, социальных, межнациональных конфликтов, экологических и других бедствий, создание благоприятных условий для развития детей [117].
Ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение правового государства на демократических основах определяют соотношение этих основных направлений с положениями таких международно-правовых актов, как Конвенция ООН о правах ребенка и Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей [56]. В Конвенции о правах ребенка сказано: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».
Главной целью государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации является обеспечение социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, их полноценной социальной и психологической реабилитации.
Приоритетами в этой области социальной политики являются: защита прав и интересов детейослабление негативных последствий сиротствасоздание новых учреждений, ориентированных на специфические проблемы детей с различными формами депривации и средовой дезадаптации.
Для решения этих задач в советский период развития нашего государства в основном использовались общественные формы содержания и воспитания детей-сирот. Теоретические основы и опыт воспитания детей-сирот в таких учреждениях раскрыты в работах А. Б. Залкинда [42], Н. К. Крупской [63], A.B. Луначарского [70], A.C. Макаренко [71−72], и др.
В мировой теории и практике преодоления психологической депривации как одной из особенностей развития ребёнка в условиях сиротства рассматривали известные педагоги и психологи А. Адлер [2], Дж. Боулби [12, 183], Я. Корчак, [58−60] И. Лангмейер, 3. Матейчек [65,66], А. Фрейд [150] и др.
В современных исследованиях в области социологии, психологии и педагогики воспитания детей-сирот в России можно условно выделить следующие направления:
— изучение особенностей развития и воспитания детей в учреждениях интернатного типа (И.Г.Абрамова [1], С. А. Дзенушкайте [34], И. В. Дубровина [37,38], В. А. Ковалевский [52], М. И. Лисина [68], А. Б. Лиханов [69], С. Ю. Мещерякова [75], B.C. Мухина [80−83], А. М. Прихожан [102−104], Л. С. Рузская [114], В. И. Слуцкий [130], H.H.Толстых [145], М. И. Шилова [164−173], Т. И. Шульга [176], Т. И. Юферова [179] и др.);
— исследование социальной адаптации воспитанников детских домов (А.И. Бобылёва [44], В. Н. Брутман [16], И. Ф. Дементьева [29,30],.
Ф. Дольто [36], Н. П. Иванова [44−46], Е. И. Казакова [48−50], С. А. Левин [125], Э. А. Минкова [76], А. И. Панов [125], Г. В. Семья [125],.
A.M. Щербакова [177], Л. М. Щипицына [174, 175], A.A. Ярулов [182] и др.);
— поиск эффективных форм устройства детей в семью (О.М. Дерябина [32], А. И. Довгалевская [35], Г. С. Красницкая [61,62], Л. Я. Олиференко [31],.
B.Н. Ослон [90−93], A.C. Спиваковская [135], М. Ф. Терновская [142−144],.
A.Б. Холмогорова [155], Е. Е. Чепурных [159−161] и др.);
— исследование современных проблем семьи и её воспитательного ресурса (Л.С. Алексеева [3], Н. В. Белобородов [84], О. И. Волжина [19, 84],.
B.М. Григорьев [84], C.B. Дармодехин [88], Н. С. Дежникова [84], A.B. Литвинова [84], Е. А. Марыганова [74, 84], A.B. Мисько [84], О. С. Осипова [84], Г. В. Сабитова [88], В. А. Сысенко [84], A.B. Трифонова [84], Г. Н. Филонов [84], И. И. Фришман [84], И. В. Цветкова [84], А. И. Шемшурина [84] и др.).
В этих исследованиях подчёркивается особая актуальность проблемы сиротства в России в связи с ростом числа детей, оставшихся без попечения родителей и отсутствием эффективных моделей их воспитания. Рассматриваются основные формы устройства таких детей, закреплённые в ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации: воспитательное учреждение сиротского типа, приёмная семья, опекунская семья, усыновление, детские дома семейного типа, что подтверждает приоритет семейного устройства детей-сирот. Но в реальной современной отечественной действительности доминирует фактически одна форма воспитания ребёнка, лишённого родительского попечительства, — государственное учреждение закрытого типа (дом ребёнка, школа-интернат, детский дом).
В мировой педагогической и социальной практике существует такая гибкая форма устройства ребёнка-сироты, как «фостеровская семья», которая позволяет осуществить помещение ребёнка в семью на любой срок и в любой ситуации, если это необходимо для его защиты [15]. И в России в настоящее время в экспериментальном порядке внедряется патронатная семья, обладающая значительным воспитательным потенциалом [41- 61- 62- 142— 144].
Отечественный и мировой опыт со всей очевидностью показал, что и эффективность социализации, и гарантии достойного будущего ребенка-сироты, воспитывающегося в семье, неизмеримо выше, чем у отданного в интернатное учреждение. Тот же опыт неопровержимо свидетельствует: полноценное воспитание ребенка-сироты, живущего в семье, обходится государству значительно дешевле, чем пребывание в стационаре любого типа.
Анализ достоинств и недостатков указанных форм с привлечением данных отечественных и зарубежных исследователей позволяет сделать предположение, что наиболее эффективной моделью в современных условиях является замещающая семья или патронат, так как его отличают высокие компенсаторные возможности последствий педагогической запущенности, депривации, экономичность, доступность социально-педагогическому и психологическому сопровождению и вовлечение в него широких слоев населения.
Возникает необходимость создания условий для перехода от государственного попечения и поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, к обеспечению воспитания в семье путём перепрофилирования учреждения для детей-сирот закрытого типа в центр по устройству детей в семью и дальнейшему сопровождению детей и семьи.
Однако теоретических и методических разработок социальных и психолого-педагогических условий замещающей семьи, подтверждающих эффективность, рациональность, экономичность семейных форм устройства детей, крайне мало.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью воспитания каждого ребёнка в семье и недостаточной разработанностью научно обоснованных социально-педагогических условий устройства детей-сирот в патронатные семьи.
В связи с этим возникает проблема исследования: выявление социально-педагогических условий, способствующих эффективному устройству детей-сирот на патронат.
Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Социально-педагогические условия эффективного устройства в семью детей-сирот».
Объект исследования: социально-педагогический процесс устройства детей в семью.
Предмет исследования: проектирование и реализация социально-педагогических условий эффективного патронирования детей-сирот.
Цель исследования: теоретическое обоснование, методическое обеспечение и опытно-экспериментальная проверка социально-педагогических условий эффективного устройства в семью детей-сирот и их воспитания.
Задачи исследования:
1. Осуществить историко-педагогический анализ проблем развития попечительства детей-сирот.
2. Изучить особенности воспитания детей-сирот в различных условиях попечительства.
3. Выявить социальные нормативно-правовые и психолого-педагогические условия функционирования различных типов патронирования.
4. Теоретически обосновать и разработать содержание проекта эффективного патронирования детей-сирот.
5. Изучить ресурс и осуществить психолого-педагогическую подготовку замещающих семей к патронированию детей-сирот.
6. Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить содержание и методы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в патронатных семьях.
Гипотеза исследования:
Процесс устройства детей-сирот в семью будет действенным, если:
1) теоретически обосновать и разработать проект эффективного устройства детей-сирот в семью и обеспечить принятие его основными субъектами патронирования;
2) разработать технологии поиска, подбора, оценки и подготовки граждан, желающих взять ребёнка на воспитание в свою семью;
3) содержание и методы психолого-педагогического сопровождения обеспечат преодоление ребёнком-сиротой имевшегося травматического опыта и приобретение им позитивного опыта проживания в семье;
4) будет осуществляться мониторинг эффективности патронирования детей-сирот.
Методологической основой данного исследования явились:
— социально-педагогическое наследие 20−30х гг. (П.П. Блонский [10], Н. Н. Иорданский [47], М. В. Крупенин [156], А. В. Луначарский [70],.
A.С.Макаренко [71,72], М. М. Пестрак [157], С. Т. Шацкий [163],.
B.Н. Шульгин [152] и др.);
— теоретико-методологические аспекты социально-педагогического проектирования (С.А. Гильманов [40], В. И. Загвязинский [40], Е.С. Заир-Бек [156], Ю. А. Конаржевский [156], O.E. Лебедев [157], А. П. Тряпицына [156]);
— положения системного (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Э.Г.Юдин) [156] и комплексного (В.И. Батищев [152], М. В. Кабатченко [157], М. М. Поташник [101]) подходов к исследованию социально-педагогических явлений;
— научные исследования в области теории и методологии общей и социальной педагогики (В.Г. Бочарова [13], Б. З. Вульфов [47], М. П. Гурьянова [47], И. П. Иванов [47], Т. К. Клименко [47], В. Т. Лисовский [47], A.B. Мудрик [79], В. А. Сластенин [129], М. И. Шилова [164−173], Г. Н. Филонов [84], Т. В. Фуряева [151], Т. Ф. Яркина [47] и др.);
— положения о сущности целостного педагогического процесса и его обусловленности социальными, психологическими, физиологическими факторами (Ю.П.Азаров [156], Ю. К. Бабанский [6], З. И. Васильева [156], В. В. Давыдов [27], Т. Г. Дичев [157], В. М. Коротов [156], Т. А. Стефановская [156], К. К. Тарасов [47], Д. И. Фельдштейн [148], А. Г. Хрипкова [156], Г. И. Щукина [47], Ю. И. Юричка [156], Е. П. Яковлев [157]);
— идеи гуманистического, культурологического, ценностного, личностно-ориентированного подходов в педагогике (Ш.А. Амонашвили [4], Е. В. Бондаревская [47], И. П. Волков [47], В.А. Кан-Калик [47], A.B. Кирьякова [156], В. П. Комаров [157], В. В. Сериков [126] и др.).
Методы исследования:
Теоретические — теоретико-логико-исторический анализ различных аспектов исследуемой проблемы, проектирование и моделирование учебно-воспитательного процесса, теоретическое обобщение результатов исследования с учётом новых фактов и конкретных условий;
Эмпирические — сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение массового и передового опыта работы учреждения интернатного типа, изучение учебной документации, опрос, тесты, беседы с воспитанниками и воспитателями (в том числе с патронатными);
Опытно-экспериментальная работа и математическая обработка её результатов.
Научная новизна исследования:
1. Проведен историко-педагогический анализ развития патронирования детей-сирот и формирования современной парадигмы социального воспитания ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
2. Изучены и охарактеризованы особенности воспитания и развития детей-сирот в различных условиях попечительства.
3. Выявлены и раскрыты ' социальные нормативно-правовые психолого-педагогические условия патронирования.
4. Теоретически обосновано и разработано содержание проекта эффективного патронирования детей-сирот.
5. Разработана программа изучения ресурса и психолого-педагогической подготовки замещающей семьи к патронированию детей-сирот.
6. Обеспечено и опытно-экспериментальным путём проверено влияние психолого-педагогического сопровождения на эффективность патронирования детей-сирот.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и научно-методические рекомендации обогащают педагогическую науку, в частности, теорию и методику воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Результаты исследования могут быть использованы в разработке специальных программ и учебных курсов для педагогов, социальных работников и родителей.
Практическая значимость исследования.
Разработанные материалы («Проект краевого образовательного учреждения по устройству детей в семью», пакет нормативно-правовых, научно-методических документов и др. [118−123]) являются продуктом целевого проектирования процесса перепрофилирования учреждения интернатного типа в Центр по устройству детей в семью и успешно внедряются в практику работы учреждений внесемейного воспитания Красноярского края.
Достоверность основных положений и выводов исследования подтверждена последовательностью, концептуальной непротиворечивостью, обоснованностью теоретико-методологических позицийкомплексным подходом к изучению предмета исследования, проверкой его на теоретическом и эмпирическом уровнеиспользованием методов, соответствующих задачам и специфике отдельных этапов исследованияподтверждением полученных теоретических выводовпозитивными результатами педагогической и управленческой практики.
База исследования: КГОУ «Канская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имени Ю.А. Гагарина», детские дома г. Бородино, г. Минусинска Красноярского края.
Диссертант выступал в роли учителя истории, обществознания и директора данной школы-интерната.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап — (2001;2002 гг.) поисково-теоретический. Осуществлялся теоретический анализ социально-педагогической и психологической литературы, устанавливался уровень разработанности проблемы, его перспективность для учреждения внесемейного воспитания, проводилось накопление эмпирического материала, обобщение практического опыта, формулировались тема, задачи исследования, определены его цель, предмет и объект.
Второй этап — (2002;2004 гг.) опытно-экспериментальный. Была уточнена тема исследования, выдвинуты гипотезы исследования, разработаны методика и технология опытно-экспериментальной работы, создавался инструментарий для отслеживания результатов, проводилась исследовательская деятельность школы-интерната и детских домов. Осуществлялось прямое и косвенное наблюдение, проводились опросы, беседы, анкетирование.
Третий этап — (2004; 2005 гг.) заключительно-обобщающий. Был посвящён систематизации, апробации, письменному оформлению диссертации, внедрению результатов в практику. Данные, полученные в результате исследования, подвергались математической обработке.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Выводы по главе 2.
Теоретическое и практическое значение разработанных и реализованных психолого-педагогических и социальных условий эффективного устройства детей-сирот в семью заключается в том, что:
1. Проектирование и реализация социально-педагогических условий эффективного патронирования предусматривает перепрофилирование учреждения для детей-сирот закрытого типа в учреждение по устройству детей в семью и дальнейшему сопровождению ребёнка и семьи, которое осуществляется в рамках действующего законодательства. Центр по устройству детей в семью обеспечивает решение вопросов (проблем) социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактики социального сиротства.
2. Содержание проекта эффективного устройства в семью детей-сирот способствовало созданию' технологии психолого-педагогического сопровождения ребёнка, разлучённого с родителями, поиска, подбора, оценки и подготовки граждан, желающих взять ребёнка на воспитание. Данная, деятельность обеспечивает условия для преодоления ребёнком имевшегося травматического опыта, для подготовки воспитанника к помещению в патронатную семью, для увеличения количества детей, устроенных в семьи. Такой подход является основой качественного воспитания, предупреждает конфликтные ситуации в замещающей семье и создает предпосылки для её самостоятельности. Мониторинг и оценка развития ребёнка, оставшегося без попечения родителей и устроенного на патронатное воспитание, позволяют своевременно и качественно оказывать необходимую помощь и поддержку ребёнку.
3. Более чем трёхлетний опыт Канской школы-интерната по внедрению различных форм устройства детей в семью доказывает, что патронатная семья, по сравнению с детским домом, дает ребенку больше возможностей вырабатывать представления о разнообразии социальных ролей в семье и способах внутрисемейных отношенийосознавать свою половую принадлежность в контексте взаимодействия с другими членами семьисформировать представления о семейных обычаях, традициях, этикетеосознать себя как индивидуальность, выражать свои чувства и получать одобрение взрослыхиспытывать защиту конкретных людейдает возможность ребенку обрести семью.
Таким образом, можно утверждать, что процесс устройства детей на воспитание в семью в Канской школе-интернате имеет необходимое технологическое обеспечение, нормативно-правовую базу, наработанный опыт, который можно использовать как определенную систему.
Позитивные результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать общее заключение по проведённому исследованию.
Заключение
.
Представленный в работе теоретический анализ проблемы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в контексте перехода от общественных, государственных форм воспитания и обучения к индивидуальному сопровождению развития в условиях семьи подтверждает необходимость пребывания ребёнка в семье как фактора благополучной социальной адаптации.
В процессе исследования исторической и психолого-педагогической литературы мы выделили пути и этапы использования различных форм устройства детей в нашей стране и за рубежом. Полученные данные, как и собственная практика, подтверждают, что жизнь ребёнка даже в хорошем детском доме далека от семейной, что у воспитанников детских домов сохраняются депривационные симптомы, которые в самостоятельной жизни не позволяют им полноценно социализироваться.
Описанное в работе исследование по разработке и реализации проектного подхода в управлении процессом эффективного устройства в семью детей-сирот доказывает необходимость перепрофилирования учреждения внесемейного воспитания в Центр, главной идеей которого является переход от государственного попечения ребенка к воспитанию в семье и дальнейшему их сопровождению.
Социально-педагогические условия эффективного устройства детей-сирот в семью реализованы в деятельности служб Центра, который имеет разработанную и проверенную на детских домах Красноярского края организационно-педагогическую структуру, позволяющую осуществлять подбор и обучение граждан, желающих воспитывать в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителейподготовку детей к помещению в семьюкомплексное сопровождение ребенка и семьи до выхода его в самостоятельную жизнь.
Данные исследования подтверждают, что семейный опыт и новые впечатления, полученные в период проживания в домашней обстановке, способствуют обогащению полоролевых функций, расширению репертуара и содержания сюжетно-ролевых игр, а это, в свою очередь, свидетельствует о формировании положительного взаимоотношения воспитанников с социальным окружением. Даже в результате кратковременного посещения полноценной семьи дети накапливают опыт жизни в семье, у них постепенно складывается ценностное отношение к семейной жизни.
Опытно-экспериментальная проверка внедрения различных форм устройства детей в семью доказывает, что патронатная семья, по сравнению с другими формами, является наиболее гибкой и эффективной, поскольку создает ребенку условия постепенного погружения в атмосферу семьи, предусматривающую правовую, психолого-педагогическую и медико-социальную поддержку.
В настоящее время особенно важно пропагандировать опыт семейного устройства детей-сирот, формировать положительное отношение к ним общества и государства.
Результативность влияния патронатной семьи в воспитании детей-сирот возрастает, если такая семья и дети находятся в системе социальной помощи и сопровождения со стороны специалистов и сами являются субъектами данной системы.
Развитие патронатного воспитания, привлечение широкого круга гражданского общества может значительно снизить количество детей, проживающих' в сиротских учреждениях. Однако сиротство — это последствия ненадлежащего воспитания детей кровными родителями. И глубинная профилактика этой проблемы связана с изменением положения современной российской семьи.
Список литературы
- Адлер А. Беспризорные дети Текст. / А. Адлер // Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. B.C. Мухиной. М.: Просвещение, 1991. — С. 134−142.
- Алексеева JI.C. Организация деятельности социальной гостиницы Текст. / Л. С. Алексеева // Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания- М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2003. Т. III. — С. 68.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! Текст. / Ш. А. Амонашвили. -М., 1983.- 159 с.
- Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии Текст. / Н. В. Антонова // Вопр. психол. 1996. — № 1. — С. 131−143.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований Текст. / Ю. К. Бабанский. М., 1982. — 184 с.
- Барабанова В.В. Знать трудности в развитии детей и учиться их преодолевать Текст. / В. В. Барабанова // Семейный детский дом: реальность, проблемы и перспективы в современной России. М.: Дом, 1995.-С. 25−26.
- Беляева Л.И. Зарождение и развитие отечественной школы перевоспитания неблагополучных детей Текст. / Л. И. Беляева. М.: Педагогика, 2002. — С. 78−81.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения Текст. / П. П. Блонский. Т.2. — М., 1978. — 312 с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. М., 1968. — 158 с.
- Боулби Дж. Детям любовь и заботу Текст. / Дж. Боулби // Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред.
- B.C. Мухиной. М.: Просвещение, 1991. — С. 144−153.
- Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы Текст. / В. Г. Бочарова. -М., 1994.- 123 с.
- Братусь Б.С. Аномалии личности Текст. / Б. С. Братусь. М., 1988. -256 с.
- Брускова Е.С. С миру по шиллингу (Семейные детские дома в Австрии) Текст. / Е. С. Брускова. М.: Знание, 1992. — 52 с.
- Брутман В.И., Панкратова М. Г., Ениколопов С. Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей Текст. / В. И. Брутман, М. Г. Панкратова,
- C.Н. Еникопов // Вопр. психол. 1994. — № 5. — С. 31−37.
- Винникотт Д.В. Разговор с родителями Текст. / Д. В. Винникотт. М.: Независимая фирма «Класс», 1994. -222 с.
- Вознюк Н.П. Системный подход к созданию приёмной семьи Текст. / Н. П. Вознюк // Детский дом № 2 (15). 2005. — С. 27−31.
- Воспитательная работа в школе-интернате Текст. // Под ред. М. Н. Колмаковой. — М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1959.- 194 с.
- Воспитательные возможности семьи Текст. // Сб. науч. тр. Под ред. A.M. Низова.-М., 1981.- 147 с.
- Выготский JI.C. Принципы социального воспитания глухонемых детей Текст. / Л. С. Выготский // Собр. соч. в 6 т.: т. 5. М., 1983. — С. 101−114.
- Выготский Л.С. Психология подростка Текст. /Л.С. Выготский // Собр.соч. в 6 т.: т. З, 1984. 89 с.
- Галигузова Л.Н. Проблема социальной изоляции детей Текст. / Л. Н. Галигузова // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С. 54−62.
- Горбушин А.Е. Преодоление социально-психологической отчуждённости воспитанников школы-интерната Текст. /
- A.Е. Горбушин // Автореф. дис. канд. пед. наук. 1993. — 22 с.
- Горшкова Е.А. Английские воспитательные дома XVIII конца XIX века Текст. / Е. А. Горшкова // Детский дом. № 1 (10). — 2004. — С. 11−12.
- Давыдов В.В. Личности надо выделяться Текст. / В. В. Давыдов // С чего начинается личность? М., 1979. — С. 45−56.
- B.C. Мухина. -М., 1994. С. 29−38.
- Дементьева И.Ф. Дети-сироты: проблемы выживания Текст. И. Ф. Дементьева // Социологические исследования. № 9. — 1991. — С. 89−105.
- Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка Текст. / И. Ф. Дементьева // Социологические исследования. № 10. — 1992. — С. 65−81.
- Дементьева И.Ф., Олнференко Л. Я. Приёмная семья институт защиты детства Текст. / И. Ф. Дементьева, Л. Я. Олиференко // Методические рекомендации. — М., 2000 — 49 с.
- Дерябина О.М. Родители приёмных детей: отбор или подготовка? Текст. / О. М. Дерябина // Сироты России: проблемы, надежды. Будущее. М.: Дом, 1994. — 179 с.
- Дети-сироты. Консультирование и диагностика развития Текст. / Под. ред. Стребелевой Е. А. М., 1998. — 190 с.
- Дзенушкайте С.А. Наш дом Текст. / С. А. Дзенушкайте // Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. B.C. Мухиной.-М.: Просвещение, 1991.-С. 123−126.
- Довгалевская А.И. Вопросы семейного воспитания приёмных детей в СССР Текст. / А. И. Довгалевская // Автореф. канд. дис. М., 1957. -24 с.
- Дольто Ф.Д. На стороне ребёнка Текст. / Ф. Д. Дольто. СПб.: Петербург — XXI век, 1997. — 156 с.
- Дубровина И.В., Лисина М. И. Психическое развитие воспитанников детского дома. Текст. / И. В. Дубровина, М. И. Лисина. М.: Просвещение, 1990. 212 с.
- Дубровина И.В., Рузская А. Г. Психическое развитие воспитанников детского дома Текст. / И. В. Дубровина, А. Г. Рузская. М.: Просвещение, 1990. — 165 с.
- Ермолаева-Томина Л. Б. Формирование психической культуры у воспитанников детских домов и школ-интернатов Текст. / Л.Б. Ермолаева-Томина // Развитие личности ребёнка: проблемы, решения, поиск. М., 1995. — 104 с.
- Загвязинский В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой Текст. / В. И. Загвязинский, С.А., Гильманов. — М., 1991. 178 с.
- Закон Красноярского края «Об организации патронатного воспитания в Красноярском крае» Текст. 2005. — 4 с.
- Залкинд А.Б. Половой вопрос и трудные дети Текст. / А. Б. Залкинд // Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. B.C. Мухиной. -М.: Просвещение, 1991. С. 27−35.
- Запорожец A.B. Избранные психологические труды Текст. / A.B. Запорожец: В 2 т. М. — Т. 1. — 1986. — 243 с.
- Иванова Н.П., Бобылева И. А., Заводилкина О. В. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье Текст. / Н. П. Иванова, И. А. Бобылева, О. В. Заводилкина. М., 2002. — 24 с.
- Иванова Н.П., Заводилкина О. В. Дети в приёмной семье: Советы начинающим родителям Текст. / Н. П. Иванова, О. В. Заводилкина. -М.: Дом, 1993.-36 с.
- Иванова Н.П., Заводилкина О. В., Бобылева И. А. Возрастные стандарты социализации детей-сирот Текст. / Н. П. Иванова, О. В. Заводилкина, И. А. Бобылева. М., 1999. — 25 с.
- История педагогики в России: Хрестоматия Текст. / Сост. Ф. С. Егоров. М.: Изд. Центр «Академия», 2002. — 400 с.
- Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребёнка: от концепции к практике Текст. / Е. И. Казакова // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребёнка. Мат. Всерос. науч-практ. конф. СПб., 1998. — 164 с.
- Казакова Е.И. Технология проектирования личностных достижений Текст. / Е. И. Казакова. СПб., 1994. — 78 с.
- Казакова Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века) Текст. / Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына. — СПб.: «Санкт-Петербург XXI век», совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997.-89 с.
- Каптерев П.Ф. О семейном воспитании Текст. / П. Ф. Каптерев // Сост. И. Н. Андреева. М.: Изд. Центр «Академия», 2000. — 92 с.
- Ковалевский В.А. Акцентуации характера соматически больных f подростков Текст. / В. А. Ковалевский. Красноярск, РИО КГПУ, 1996.-49 с.
- Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения Текст. /Я.А. Коменский. М.: Учпедгиз, 1955. — 651 с.
- Коменский Я.А. Метод нравов: Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци Текст. / Я. А. Коменский. М.: Педагогика, 1989. -440 с.
- Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Текст. / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци //г
- Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин. М.: Педагогика, 1989.-416 с.
- Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской Федерации Текст. / Справочник. 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2004. — 18 с.
- Коробейников И.А., Слуцкий В. М. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации Текст. / И. А. Коробейников, В. М. Слуцкий // Дефектология. — 1990. — № 3. С. 12−16.
- Корчак Я. Воспитание личности Текст. / Я. Корчак. // Сост. П. Ф. Кочнов. М.: Просвещение, 1992. — 287 с.
- Корчак Я. Интернат // Лишённые родительского попечительства Текст. / Я. Корчак // Хрестоматия / Под ред. B.C. Мухиной. М.: Просвещение, 1991. — С.175−185.
- Корчак Я. Как любить ребёнка Текст. / Я. Корчак // Пер. с польс. — М.: Книга, 1981.- 145 с.
- Красницкая Г. С. Кто водит в гости, поступает мудро? Текст. / Г. С. Красницкая // Детский дом. № 3 (12). — 2004. — С. 2−5.
- Красницкая Г. С. Развитие семейных форм устройства детей-сирот в России Текст. / Г. С. Красницкая // Детский дом. № 2 (11). — 2004. -С. 5−8.
- Крупская Н.К. К вопросу о детдомах Текст. / Н. К. Крупская // Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. B.C. Мухиной. М.: Просвещение, 1991. — С. 6−9.
- Курбацкий И.М. Педагогическое и правовое толкование понятия «приёмная семья» Текст. / И. М. Курбацкий. М.: Педагогика, 2002. -№ 5.-С. 35−41.
- Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте Текст. / Й. Лангмейер, 3. Матейчек. Прага, 1984. — 119 с.
- Лангмейер Й., Матейчек 3. Типы депривационной личности ребёнка в учреждении Текст. / Й. Лангмейер, 3. Матейчек // Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. B.C. Мухиной. М.: Просвещение, 1991. — С. 205−212.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М., 1975. — 234 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения Текст. /М.И. Лисина. -М., 1986.- 141 с.
- Лиханов А.Б. Дети без родителей Текст. / А. Б. Лиханов // Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 178 с.
- Луначарский A.B. О детских домах и беспризорности Текст. / A.B. Луначарский // Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. B.C. Мухиной. М.: Просвещение, 1991. — С. 9−10.
- Макаренко A.C. Книга для родителей Текст. / A.C. Макаренко. М.: Правда, 1985.-203 с.
- Макаренко A.C. Лекции о воспитании детей Текст. / A.C. Макаренко. Минск, 1978. — 156 с.
- Макарченко Т.А. Психолого-педагогические условия подготовки учащихся детских сиротских учреждений к социального1. V*профессиональной адаптации Текст. / Т. А. Макарченко // Автореф. дис. .канд. пед. наук. Брянск, 2000. — 22 с.
- Марыганова Е.А. Социальная инфраструктура жизнедеятельности семей Текст. / Е. А. Марыганова // Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2003. — Т. III. — С. 51−68.
- Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству Текст. / С. Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — С. 18−27.
- Минкова Э.А. Особенности личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи Текст. / Э. А. Минкова // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. М.: ТОО «Симе», 1995. — С. 42−48.
- Минюкова Г. А. Вопросы воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX начала XX века Текст. / Г. А. Минюкова // Педагогика. — 1999. — № 7. — С. 93−97.
- Михайлова H.H., Юсфин С. М. Педагогика поддержки Текст. / H.H. Михайлова, С. М. Юсфин. М.: МИРОС, 2001. — 208 с.
- Мудрик A.B. Социализация и воспитание Текст. / A.B. Мудрик. М.: «Сентябрь», 1997. — 189 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология Текст. / B.C. Мухина // Учебник для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия». — 432 с.
- Мухина B.C. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях Текст. / B.C. Мухина // Развитие личности ребёнка: проблемы, решения, поиск. М., 1995. — С. 26−37.
- Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа Текст. / B.C. Мухина // Лишённые1. V*
- B.C. Мухиной. М.: Просвещение, 1991. — С. 113−122.
- Нечаева A.M. Многовековой опыт призрения сирот Текст. / A.M. Нечаева // Россия и её дети. М., 1999. — С. 61−69.
- Нечаева A.M. Охрана детей-сирот в России (История и современность) Текст. / A.M. Нечаева. М.: Дом, 1994. — 113 с.
- О детском доме семейного типа (письмо от 10.04.01 № 31ю-50−534/28−5) Текст. // Вестник образования России. № 10. — 2001. — С. 8−14.
- О положении семей в Российской Федерации Текст. /
- C.B. Дармодехин, О. И. Волжина, Г. В. Сабитова и др. // Под ред. акад. РАО, проф. C.B. Дармодехина. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2005.- 102 с.
- Образование и социализация личности в современном обществе Текст. // Сб. научных статей / Мин-во образ. Рос. Федерации, Сиб. отд. Рос. академии образ. Красноярский гос. пед. ун-т. Ред. коллегия: М. И. Шилова и др. Красноярск, КГПУ, 2002. — 96 с.
- Ослон В.Н. Дети с особыми образовательными нуждами, лишённые родительского попечения Текст. / В. Н. Ослон // Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами // Под ред. А. К. Колесникова. Пермь, 1999. — С. 33−37.
- Ослон В.Н. Приёмная семья кризисы первого года // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе
- Текст. / В. Н. Ослон // Под ред. В. Н. Стегния. Т. 2. — Пермь, 2000. -С.245−246.
- B.Н. Ослон, А. Б. Холмогорова // Вопросы психологии. 2001. — № 3.1. C. 78−96.
- Педагогика и педагогия: история, теория, опыт Текст. // Вып. 5 / Под ред. JI.H. Горбуновой, М. А. Христенко. Красноярск: КК ИПК РО, 2001.-52 с.
- Педагогика, педагогические теории, системы, технологии Текст. / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 512 с.
- Первин JL, Джон О. Психология личности: Теория и исследования Текст. / JT. Первин, О. Джон // Пер. с англ. М. С. Жамкочьян, под ред. B.C. Магуна. М.: Аспект Пресс, 2000. — 98 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды Текст. / Ж. Пиаже. М.: Просвещение, 1969. — 312 с.
- Пиклер Э. Современные формы проявления госпитализма Текст. / Э. Пиклер // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. B.C. Мухиной. М.: Просвещение, 1991. — С. 186−192.
- Плясова Г. И. Воспитание семьянина в условиях детского дома Текст. / Г. И. Плясова. Детский дом. — № 1 (13). — 2005. — С. 44−48.
- Пономарёв В.В., Хорошилова Л. Б. «Золотой век» Екатерины и образование Текст. / В. В. Пономарев, Л. Б. Хорошилова. М.: Педагогика, 1999. — С. 69−74.
- Поташник М.М., Лазарев B.C. Управление развитием школы Текст. / М. М. Поташник, B.C. Лазарев. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
- Прихожан A.M., Толстых H.H. Дети без семьи Текст. /
- A.M. Прихожан, H.H. Толстых. М., 1990. — 129 с.
- Прихожан A.M., Толстых H.H. Работа психолога в учреждениях интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей Текст. / A.M. Прихожан, H.H. Толстых // Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991. — 3 72 с.
- Прихожан А.Н., Толстых H.H. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытых учреждениях // Лишённые родительского попечительства Текст. / А. Н. Прихожан, H.H. Толстых // Хрестоматия. М.: Просвещение, 1991. — С. 77−81.
- Прутченков A.C. Школа жизни Текст. / A.C. Прутченков. М: МООДиМ Новая цивилизация. — Педагогическое общество России.2000.-192 с.
- Психическое развитие воспитанников детского дома Текст. / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М., 1990. — 142 с.
- Психология и педагогика: Учебное пособие Текст. / Под ред.
- B.Н. Николаенко. М.: ИНФРА-М- - Новосибирск: НГАЭиУ, 2002. -175 с.
- Пядушкина H.H. Коллективное творческое воспитание в условиях детского дома семейного типа Текст. / Дис.. канд. пед. наук. -Иркутск, 2002. 166 с.
- Работа Детского дома 19 ЦАО г. Москвы как уполномоченной службы органов опеки и попечительства Текст. М.: БФРГТЗ «Слово», 2001.-124 с.
- Радугин A.A. Философия: Курс лекций Текст. / A.A. Радугин. М.: Центр, 2001.-272 с.
- Развитие патронатного воспитания в регионах России Текст. / Сост. Терновская М. Ф., Иванова Н. П. М., 2002. — 108 с.
- Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей Текст. /
- C.Я. Рубинштейн. М: Институт фактической психологии, 1996. — 41 с.
- Рубинштейн С.Я. Человек и мир Текст. / С. Я. Рубинштейн. М.: Наука, 1997.-272 с.
- Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками Текст. / А. Г. Рузская. М., 1989. — 186 с.
- Руссо Ж. Эмиль, или о воспитании // Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие Текст. / Сост. В. М. Кларин. М.: Педагогика, 1989. — 416 с.
- Сатаева Г. А. Детский дом, сохраняющий семьи Текст. / Г. А. Сатаева. Детский дом. — № 2. — 2005. — С. 32−34.
- Сборник нормативных правовых актов по вопросам защиты прав несовершеннолетних в 2 ч. Текст. / Под общей редакцией Е. Е. Чепурных. М.: МТО ХОЛДИНГ, 2002. — 160 с.
- Свириденко А.Г. Методические рекомендации персоналу учреждения внесемейного воспитания и гражданам, решившим взять ребёнка в семью Текст. / А. Г. Свириденко. Красноярск: Кларетианум, 2004. — 48 с.
- Селиванов B.C. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания Текст. / В. С. Селиванов // Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. Центр «Академия», 2000.-336 с.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование Текст. / В. В. Сериков. Педагогика. — 1994. — № 5. — С. 16−21.
- Сибирский характер как ценность: Коллективная монография Текст. / Под общ. ред. М. И. Шиловой. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. — 264 с.
- Скиннер Б. Оперантное поведение Текст. / Б. Скиннер // История зарубежной психологии. 30-е- 60-е годы XX века. М., 1986. — 321 с.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов E.H. Педагогика Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов // Учебное пособие. М.: Изд. Центр «Академия», 2002. — 576 с.
- Слуцкий В.И. Феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников детских домов Текст. / В. И. Слуцкий // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — С. 132−136.
- Современный словарь по педагогике Текст. / Сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2001. — 928 с.
- Состояние проблемы выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в 2003 г. Текст. / Вестник образования России. № 16. — 2004. — С. 14−16.
- Социальная педагогика Текст. / Учебное пособие / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. М.: Изд. Центр «ВЛАДОС», 2001. — 416 с.
- Социальная философия франкфуртской школы: критические очерки Текст. / Ред. колл. Б. М. Бессонов. М.: Мысль, 1975. — 359 с.
- Спиваковская A.C. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений Текст. /
- A.C. Спиваковская // Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия.-М.: Просвещение, 1991.-С. 127−132.
- Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви Текст. /
- B.А. Сухомлинский. М.: Молодая гвардия, 1988. — 303 с.
- Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива Текст. / В. А. Сухомлинский. М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1975.-240 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании Текст. /В.А. Сухомлинский. М.: Политиздат, 1973. — 272 с.
- Сысенко В.А. Цели и задачи семейного воспитания Текст. / В. А. Сысенко / Научные труды Государственного научноисследовательского института семьи и воспитания. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2003. — Т. III. — С. 24−31.
- Тазекенова Л.Б. Комплексная реабилитация воспитанников детского дома как фактор их социальной адаптации Текст. / Л.Б. Тазекенова/ Автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 2000. — 21 с.
- Терновская М.Ф. и др. Организация работы службы по устройству детей на воспитание в семью Текст. / М. Ф. Терновская и др. М., 2000.- 128 с.
- Терновская М.Ф. и др. Работа детского дома № 19 г. Москвы как уполномоченной службы органов опеки и попечительства Текст. / М. Ф. Терновская и др. М., 2000 — 119 с.
- Терновская М.Ф., Иванова Н. П. и др. Новая организация работы органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми Текст. / М. Ф. Терновская, Н. П. Иванова и др. Спб., 2001 -162 с.
- Толстых H.H. Сравнительное изучение отношения к будущему подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи Текст. / H.H. Толстых // Возрастные особенности психического развития детей.-М., 1982.- 197 с.
- Ушинский К.Д. Воспитание человека: Избранное Текст. / К. Д. Ушинский / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Изд. дом «Карапуз», 2000. -256 с.
- Ушинский К.Д. Три элемента школы. Педагогические сочинения: В 6 т. Текст. / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1988. — Т. 1. — 384 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Московский психолого-социальный институт- Изд-во «Флинта», 1999. — 672 с.
- Философский словарь Текст. М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
- Фрейд А. Разлука с матерью Текст. / А. Фрейд // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. B.C. Мухиной. -М.: Просвещение, 1991. С. 142−143.
- Фуряева Т.В. Сравнительная педагогика детства Текст. / Т. В. Фуряева. Красноярск: РИО КГПУ, 2002. — 176 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика Текст. / И. Ф. Харламов. Минск, 1979. -417 с.
- Хвостов A.A. Решение проблемы дисциплины в детских домах США: лишенные родительского попечительства Текст. / A.A. Хвостов // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. B.C. Мухиной.-М.: Просвещение, 1991.-С. 167−170.
- Хейвуд Дж. Дети, находящиеся на воспитании Текст. / Дж. Хейвуд. -Рутледж, 1965. 150 с.
- Холмогорова А.Б. Здоровье и семья: модель анализа семьи как системы Текст. / А. Б. Холмогорова // Развитие и образование особенных детей / Под ред. В. И. Слободчикова, В. К. Зарецкого. Вып. 2. — М., 1999. — С. 49−53.
- Хрестоматия по истории советской школы и педагогики Текст. / Сост. М. И. Анисов. М., 1972. — 312 с.
- Хрестоматия по педагогике Текст. / Под ред. З. И. Равкина. М., 1976.-294 с.
- Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности Текст. / Л. Хъелл, Д. Зиглер. -СПб: Питер Ком, 1998. 608 с.
- Чепурных Е.Е. и др. Новая модель образовательного учреждения для детей, нуждающихся в государственной защите Текст. / Е. Е. Чепурных и др. М., 2000. — 119 с.
- Шамова Т.И. Управление образовательными системами Текст. / Т. И. Шамова. М.: Академия, 2002. — 382 с.
- Шацкий С.Т. Изб. пед. соч. в 2-х т. Текст. / С. Т. Шацкий. М., 1980. -Т. 2. — 329 с.
- Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе Текст. / М. И. Шилова. Красноярск: РИО КГПУ, 2002.-218 с.
- Шилова М.И. Теория и методика воспитания: традиции и новации. Текст. / М. И. Шилова // Избранные педагогические труды. -Красноярск: Универс, 2003. 712 с.
- Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников Текст. / М. И. Шилова. М.: Педагогика, 1982.-С. 104.
- Шилова М.И. Изучение развития классного ученического коллектива Текст. / М. И. Шилова // Теория и методика воспитания: традиции и новации: Избранные педагогические труды. Красноярск: Универс, 2003. — С. 170−180.
- Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе Текст. /М.И. Шилова // Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогической специальности. — Красноярск: Кларетианум, 2002. 283 с.
- Шилова М.И. Теория и методика воспитания: традиции и новации Текст. / М. И. Шилова // Избранные педагогические труды. -Красноярск: Универс, 2003. 305 с.
- Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания Текст. / М. И. Шилова // Классный руководитель. 2000. — № 6.-128 с.
- Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников Текст. / М. И. Шилова. Красноярск, 1991. -150 с.
- Шилова М.И., Вебер Г. М. и др. Социализация и воспитание школьников в вопросах и ответах Текст. / М. И. Шилова, Г. М. Вебер и др. Красноярск: РИО КГПУ, 1996. — 174 с.
- Шилова М.И., Малиновская Н. И. Теория и практика воспитания черт характера младших школьников Текст. / М. И. Шилова, Н. И. Малиновская // Учебное пособие учителю и студентам. -Красноярск: РИО КГПУ, 2001.-238 с.
- Шипицына J1.M. Дети социального риска и их воспитание Текст. / JI.M. Шипицына. СПб.: Изд-во «Речь», 2003. — 144 с.
- Шипицына JI.M., Казакова Е. И. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы Текст. / J1.M. Шипицына, Е. И. Казакова. СПб.: Ин-т соц. педагогики и психологии, 2000. — С. 13−18.
- Шульга Т.И., Олиференко Л. Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» Текст. / Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко. М., 1997.-264 с.
- Щербакова А.Н. Всегда ли семья панацея от сиротских бед? Текст. / А. Н. Щербакова // Детский дом. — № 2. — 2004. — С. 9−11.
- Эльконин Д.Б. Психология игры Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1976. — 398 с.
- Юферова Т.И. Особенности формирования психологического пола у подростков, воспитывающихся в семье и в интернате Текст. / Т.И.
- Юферова // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. B.C. Мухиной.-М.: Просвещение, 1991.-С. 92−93.
- Яковлева Н.Ф. Методика самовоспитания черт характера подростков-сирот Текст. / Н. Ф. Яковлева // Педагогика и педагогия: история, теория, опыт. Вып. 6 / Под ред. М. А. Христенко. — Красноярск: КК ИПК РО, 2003. — 52 с.
- Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века Текст. / М. Г. Ярошевский // Учебное пособие для высших учебных заведений. М., Издательский центр «Академия», 1996. — 390 с.
- Ярулов A.A. Субъектно-развивающий подход как комплексный способ управления изменениями в школе Текст. / A.A. Ярулов // Образование и социализация личности в современном обществе: Сборник научных статей. Красноярск: РИО КГПУ, 2002.-208 с.
- BoYvlby J. Maternal care and mental health Текст./J. Bowlby. -Geneva: World Health Organization, 1951. 279 c.
- Dennis W., Najarjan P. Infant development under environmental handicap Текст. / W. Dennis., P. Najarjan // Psychol. Monographs. 1957. — V. 32. — 274 c.
- Lehr V. Die rolle der mutter in der sozialisation des kinder Текст. / V. Lehr. Darmstadt, 1975. — 185 с.
- Капская школа-интернат Центр по устройству детей в семьюдля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Ю.А. Гагарина
- ОПРОСНИК «ОЦЕНКА СЕМЬИ ДО ПОМЕЩЕНИЯ РЕБЁНКА"1. Ф.И.О. соц. родителя1. ДатаСоц. педагог
- А. ФАКТОРЫ СЕМЬИ И ОКРУЖЕНИЯ
- Где вы живёте? (в городе, сельской местности)
- В каком доме проживает семья? (квартира, собственный дом, коттедж. Имеется ли приусадебное хозяйство, дачный участок) .
- Состав семьи (полный, неполный, к-во детей, есть ли в семье дедушка, бабушка идр. члены)
- Место работы членов семьи (образование, профессия)
- Какую зар. плату получаете вы (ваша жена, муж). Есть ли ещё дополнительныедоходы? (местные ресурсы, собственное хозяйство и т. д.)
- Какие традиции имеются в вашей семье?
- Есть ли у вашей семьи родные, близкие люди? Ходите ли вы в гости друг к другу?
- Ваши связи с внешним миром? Какие социокультурные учреждения вы посещаете?
- Есть ли родные, знакомые, проживающие в другой местности? (другом районе, другом городе, сельской местности). Выезжаете ли вы к ним? На какой срок? (несколько дней, на время отпуска) Как часто?
- Намечаются ли в вашей семье гостевые поездки вместе с детьми? (куда и на какой срок).
- Б. СПОСОБНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ОБЕСПЕЧИТЬ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЁНКА
- Есть ли в вашем доме ванна (баня)? Если нет, то где вы осуществляете уход за собой?
- Какие культурно-гигиенические навыки вы будете прививать ребёнку?
- Каким образом вы будете учить ребёнка соблюдать правила личной гигиены?
- Если Вы заметили, что ваш ребёнок не чистит зубы, ваши действия?
- Какими электроприборами вы позволите пользоваться самому ребёнку (если в домегаз, то газовой плитой)?подогреть обед, включить газ, пользоваться утюгом) вы видите, что ребёнок что-то делает не так, ваши действия?
- Как Вы отнесётесь к просьбе ребёнка самостоятельно пойти в город, на реку и т. д.
- Что Вы предпримите, если ребёнок не выполняет ваши требования?
- Чем вы можете заниматься вместе с ребёнком?
- Если в вашей семье возникают конфликты, то как они разрешаются?1. В. ПОТРЕБНОСТИ РЕБЁНКА
- Какого режима дня придерживается ваша семья?
- Как и где будет питаться ваш ребёнок?
- Какие продукты необходимо включать в рацион питания ребёнка?
- Какую физическую нагрузку ребёнку необходимо получать ежедневно?
- Как вы планируете оздоравливать ребёнка?
- Что необходимо сделать, если ребёнок не уверен в себеагрессивензамкнутне выполняет ваши требования
- Каким бы вы хотели видеть ребёнка?
- Вы думаете, как можно ребёнку привить интерес к учёбе?
- Сколько классов будет заканчивать ваш ребёнок? Планируете ли дальнейшее обучение?
- На каких принципах строятся взаимоотношения в вашей семье?
- Как на ваш взгляд, можно подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, выбору профессии?
- Капская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Ю.А. Гагарина
- Центр по устройству детей в семью
- ОПРОСНИК «СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСТЕВОЙ СЕМЬИ»
- Где вы живёте? (в городе, сельской местности)
- В каком доме проживает семья? (квартира, собственный дом, коттедж. Имеется ли приусадебное хозяйство, дачный участок).
- Есть ли в вашем доме ванна (баня)? Если нет, то где вы осуществляете уход за собой?
- Имеете ли личный транспорт
- Состав семьи (полный, неполный, к-во детей, есть ли в семье дедушка, бабушка и др.)
- Место работы членов семьи (образование, профессия)
- Какие традиции имеются в вашей семье?
- Есть ли у вашей семьи родные, близкие люди? Ходите ли вы в гости друг к другу?
- Ваши связи с внешним миром? Какие социокультурные учреждения вы посещаете (библиотека, клуб, кинотеатр, парк, спортзал и др.)
- Есть ли родные, знакомые, проживающие в другой местности? (другом районе, другом городе, сельской местности). Выезжаете ли вы к ним? На какой срок? (несколько дней, на время отпуска) Как часто?
- Намечаются ли в вашей семье гостевые поездки вместе с детьми? (куда и на какой1. Ф.И.О. соц. родителя
- Ф.И. ребёнка, проживающего в гостевой семье Ф.И.О. лица, проводившего опрос1. Должностьсрок)1. Дата1. Подпись
- Центр по устройству детей в семью ПРОТОКОЛ ПОСЕЩЕНИЯ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ1. Ф.И.О. ребёнка
- Дата рожденияВозрастДата помещения в семью
- Ф.И.О. патронатного воспитателя
- Адрес, телефонКем приходится ребёнку
- Ф.И.О. лица, проводившего обследование1. Должность
- Дата проведения предыдущего обследования
- Кем проводилосьДата следующего обследования
- Что вызывает беспокойство в физическом развитии ребёнка (самочувствие, слух, зрение, рост, состояние зубов, простудные заболевания, желудочно-кишечные расстройства, проявление хронических заболеваний, травмы, вредные привычки и т. д.)1. Причины
- В чём нуждается ребёнок в связи с заболеванием
- Как относится ребёнок к своему здоровью: всегда заботится о своём здоровье заботится освоём здрровье в период болезни ?, не проявляет заботы о своём здоровье ?
- Внешний вид ребёнка: опрятный ?, не совсем опрятный ?, неопрятный ?
- Любимые постоянные занятия, интересы и хобби ребёнка/подростка в свободное время Как помогает ребёнок по хозяйству
- Есть ли у него постоянные обязанности
- Ребёнок добросовестно относится к труду ?- трудится при наличии соревнования, требований иконтроля со стороны взрослых ?- не любит труд, стремится уклониться от него даже при наличиитребований и контроля ?
- Как ребёнок относится к тому, что он живёт в семье: нравится жить в семье ?- хотел бы жить в другой семье ?- хотел бы вернуться в школу-интернат ?
- С кем из семьи он предпочитает общаться'
- Что его привлекает в этом человеке
- Темы разговоров с ребёнком
- Рассказывает ли ребёнок о своём прошлом ?- его воспоминания: негативные или позитивные
- Как ребёнок воспринимает себя: не самокритичен, самооценка завышена, считает себя лучше других, высокомерен ?- объективно оценивает себя, знает свои сильные и слабые стороны ?- самооценка занижена, чаще считает себя плохим, хуже остальных ?.
- Что ему в себе нравится, а что нет
- Слишком кокетлива, чрезмерно интересуется мальчиками Считает себя очень взрослым, всячески это подчёркивает, слишком интересуется девочками
- Женственна, проявляет женские качества Осознаёт и проявляет свои мужские качества
- Не любит подчёркивать свою женственность, стремится выглядеть и поступать как мальчишки Не проявляет своей мужественности
- Как ребёнка воспринимают во дворе:
- Дети Взрослые В среде общения семьи1. Как обычного ребёнка 1. С любопытством 1. С опаской, недоверием
- А Причины такого отношения
- С кем, кроме семьи, контактирует ребёнок Место общения Частота встреч Время встреч