Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гражданско-правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все вышеизложенное приводит к тому, что статус организации как некоммерческой сегодня устанавливается исходя из ее организационно-правовой формы, но не содержания деятельности. Фактически организационно-правовая форма выступает в качестве еще одного, формального, признака некоммерческой организации. И если сущностные (основные) признаки общего понятия некоммерческой организации на практике… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Понятие и формы некоммерческих организаций
    • 1. Понятие и признаки некоммерческой организации
    • 2. Формы некоммерческих организаций
    • 3. Специальный характер правоспособности некоммерческих организаций
  • Глава II. Участие некоммерческих организаций в гражданском обороте
    • 1. Хозяйственная и основная (уставная) деятельность некоммерческой организации: понятие и соотношение
    • 2. Понятие предпринимательской деятельности некоммерческих организаций
    • 3. Недействительность сделок некоммерческой организации, совершенных за пределами ее правоспособности

Гражданско-правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Актуальность диссертационного исследования.

Юридическое регулирование деятельности социальных групп, объединяющих лиц не только на экономической, но и на «внехозяйственной» основе, имеет длительную правовую историю.1 Но как советское, так и дореволюционное законодательство России выделяло общественные организации и объединения, а не некоммерческие формирования как таковые. Общественно-политические и социально-экономические изменения, начавшиеся на постсоветском пространстве, выявили потребности в распространении правового регулирования на новые сферы социальной действительности, к числу которых относится и деятельность некоммерческих формирований.

Деление организаций на коммерческие и некоммерческие произведено в интересах гражданского оборота. Этим обусловлен тот факт, что история развития российского законодательства о некоммерческих организациях берет свое начало лишь в 90-х годах прошлого столетия, так как признание за таким своеобразным субъектом статуса участника хозяйственного оборота в условиях планово-централизованной экономики не могло произойти. Динамика общественных потребностей способствовала возникновению и настоящему развитию сектора некоммерческих отношений, а, следовательно, и возникновению их организационных форм. Причем некоммерческие организации могут быть как государственными, так и негосударственными образованиями, в отличие от коммерческих, прежде.

1 См.: Юрьев С. С. Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций в российской Федерации. М.: Бином, 1999. всего являющихся субъектами частного права.

Закрепление за некоммерческими организациями юридического статуса хозяйствующих субъектов повлекло за собой возникновение правовых норм и понятий, охватывающих деятельность таких организаций. Сформировалось законодательство, регулирующее как различные аспекты деятельности некоммерческих организаций, так и отношения их между собой и другими субъектами права.

Нормативное регулирование деятельности некоммерческих организаций на начальном этапе их становления носило несистемный, локальный и, как правило, фрагментарный характер. До настоящего времени существует значительное количество неоднозначных и противоречивых трактовок в понимании статуса некоммерческих организаций, их форм и видов деятельности. Есть расхождения и по многим другим аспектам функционирования некоммерческих организаций, что, в свою очередь, отражается на правоприменительной практике.

Решение этого комплекса вопросов во многом обусловлено двумя факторами. Первый связан с определением общего понятия некоммерческой организации как участника гражданских правоотношений, выявления конституирующих признаков этого термина. Второй зависит от выводов, сделанных при рассмотрении первого, поскольку связан с объемом правомочий некоммерческих формирований при участии в гражданском обороте. В этой связи важно исследовать возможные проблемы, связанные с правовым статусом некоммерческих организаций, определением рамок их гражданской правоспособности и соответствия ее содержания поставленным перед такими организациями целям, выявить причины появления подобных проблем и предложить способы их решения. Рассмотрению этого круга вопросов посвящена настоящая работа.

2. Степень научной разработанности проблемы.

Понятие некоммерческой организации сформировалось лишь в 90-х годах XX века, соответственно, и институт некоммерческих организаций начал разрабатываться в то же время. При этом необходимо отметить, что упоминание о юридических лицах, «не имеющих целью извлечение прибыли», встречается в работах И. А. Покровского, Г. Ф. Шершеневича и иных дореволюционных авторов.

В советский период исследования правоведов были сконцентрированы на теоретическом и историческом обобщении опыта создания и деятельности общественных организаций, добровольных обществ различных видов в ракурсе реализации политических прав и свобод советских граждан, их особых специфических интересов. Это работы Г. А. Кудрявцевой, Ц. А. Ямпольской, В. Д. Шутько,.

A.Е. Шерстобитова и других.

С начала 90-х годов прошлого века появляются исследования отдельных видов некоммерческих организаций: религиозныхблаготворительныхполитических партийпрофсоюзов. Исследования проводились Г. П. Лупаревым, Е. А. Абросимовой, О. А. Чернега,.

B.Б. Евдокимовым и другими.

В настоящее время есть работы посвященные исследованию гражданско-правового регулирования различных аспектов деятельности некоммерческих организаций — И. В. Ершовой, Н. В. Козловой, Г. А. Кудрявцевой, О. П. Кашковского, М. Ю. Тихомирова и других. Отдельные аспекты темы затрагиваются в работах Л. И. Якобсона, В. А. Рахмилович, С. Зинченко, В. Лапач, Б. Газарьян, М. И. Брагинского, К. Ярошенко и других. Деятельность некоммерческих организаций как юридических лиц анализировалась Е. А. Сухановым, В. В. Залесским и.

Р.Ф. Каллистратовой. За прошедший с 1999 года период были изданы несколько работ, являющихся своего рода «юридическими путеводителями» по некоммерческим организациям. В них проанализированы юридические аспекты деятельности некоммерческих организаций и действующая на период издания нормативно-правовая база, регулирующая их деятельность (С.С. Юрьев, М. Ю. Тихомиров и С. В. Соловьева, П. В. Алексий, Е.А. Абросимова).

Вместе с тем, имеющийся в правовой литературе анализ тех или иных аспектов деятельности не компенсирует отсутствие работ, посвященных комплексному исследованию гражданско-правового регулирования деятельности некоммерческих организаций в России.

3. Методологические, теоретические и эмпирические основы исследования.

При написании диссертации автор использовал общенаучные методы: логический, анализа, синтеза, обобщения, аналогии и сравнениячастнонаучные методы: формально-логический, сравнительно-правовойсобственно юридические методы анализа правовой действительности.

Теоретической основой диссертационного исследования явились работы ученых в области отечественного и зарубежного гражданского права, предпринимательского (хозяйственного) права: В. К. Андреева, М. М. Богуславского, М. И. Брагинского, С. Н. Братуся, В. П. Грибанова, И. В. Ершовой, С. Э. Жилинского, В. В Залесского, С. А. Зинченко, Р. Ф. Калистратовой, Н. В. Козловой, М. И. Кулагина, В. В. Лаптева, B.C. Мартемьянова, И. Б. Новицкого, И. А. Покровского, Н. В. Рабинович, В. А. Рахмилович, Е. А. Суханова, Ю. К. Толстого, Г. Ф. Шершеневича и других.

Использовались труды современных ученых по теории права: С. С. Алексеева, А. В. Малько, Н. И. Матузова и других.

Эмпирическую основу исследования составили нормативно правовые акты СССР, РСФСР и РФ, а также судебная практика применения правовых актов Российской Федерации в области деятельности некоммерческих организаций. При написании настоящей работы использовались также данные различных социологических исследований, проводимых Центром стратегических исследований при Правительстве Российской Федерации и региональными ресурсными центрами поддержки деятельности некоммерческих организаций России.

4. Цели и задачи исследования.

Целью диссертационной работы является выявление и обоснование места некоммерческих организаций в отношениях, регулируемых гражданским правомвыявление и обоснование необходимого соответствия между целями создания некоммерческой организации и правомочиями, которыми она может обладать в сфере гражданско-правового регулирования. Целью исследования является также выработка предложений по повышению эффективности применения и совершенствования законодательства о некоммерческих организациях.

В связи с поставленной целью, задачи исследования составляют:

— анализ общего нормативного регулирования некоммерческих организаций как субъекта гражданско-правовых отношений и специального регулирования деятельности различный форм некоммерческих организаций;

— рассмотрение проведенных в различных отраслях науки исследований, посвященных деятельности некоммерческих организаций;

— выявление, анализ и обоснование конституирующих понятий некоммерческих организаций, как института гражданского права:

• понятие и признаки некоммерческой организации;

• формы некоммерческих организаций и их значение в гражданско-правовом регулировании деятельности некоммерческих организаций;

• правоспособность некоммерческой организации как юридического лицаустановление зависимости объема правоспособности от целей и видов деятельности некоммерческой организации;

• основная, хозяйственная и предпринимательская деятельность некоммерческой организации, их понятие и соотношение;

• требования, предъявляемые к деятельности некоммерческой организации, выявление специфики ее правового регулирования;

• пределы необходимого и правомерного участия некоммерческих организаций в экономической сфере (хозяйственном обороте);

• характер недействительности сделок некоммерческой организации, совершенных за пределами ее правоспособности.

5. Объект исследования.

Объектом диссертационного исследования выступают некоммерческие организации как субъекты гражданско-правовых отношений, особенности их статуса и участия в гражданских правоотношениях. Для их выявления были изучены положения нормативно-правовых актов, юридическая и социальная практика деятельности некоммерческих организаций.

6. Научная новизна и теоретическая значимость работы.

Диссертация представляет собой комплексное теоретическое исследование такого субъекта гражданских правоотношений как некоммерческие организации. В работе системно исследуются особенности их статуса, как участников гражданских правоотношений, и связанные с этим различные аспекты их деятельности. В связи с чем предпринимается попытка определить необходимое соотношение между целями создания и деятельности некоммерческих организаций и их оптимальными правомочиями в сфере гражданско-правового регулирования.

Автором разработаны и выносятся на защиту следующие положения:

— организационно-правовая форма не отражает коммерческий или некоммерческий характер деятельности юридического лица. Формы хозяйственного товарищества и общества могут быть использованы как в коммерческих, так и некоммерческих целях. Так, фондовая биржа, цели создания которой определены законом2 как некоммерческие, может создаваться как форме некоммерческого партнерства, так и в форме акционерного общества. В целом форма некоммерческого партнерства представляется довольно близкой по своей правовой природе обществу с ограниченной ответственностью;

— формулируется новое понятие общественного объединения. Общественное объединение — добровольное некоммерческое формирование граждан, не обладающее правами юридического лица.

2 Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг» (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2002 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 1918; 2002. № 52 (ч. 2). Ст. 5141.

Соответственно и понятие организационно-правовой формы к нему применимо быть не может. Данным понятием оперирует гражданское право, а общественное объединение, не пройдя государственной регистрации, в сферу гражданско-правового регулирования не попадает. Предлагается внести необходимые изменения в пункт 3 статьи 50 и статью 117 Гражданского кодекса РФ, исключив из названия и содержания указанных норм слово «объединения». определяется понятие хозяйственной деятельности некоммерческой организации как любой деятельности по распоряжению своим имуществом вне зависимости от ее направленности на систематическое получение прибыли;

— коммерческие и некоммерческие организации обладают специальной (целевой) правоспособностью, определяемой целями деятельности организации. Но в отличие от императивно установленной цели создания коммерческой организации, для некоммерческих организаций установлена множественность общественно-полезных целей создания и деятельности (ст. 2 Закона о некоммерческих организациях), соответственно, определение рамок правоспособности некоммерческой организации в общем смысле может быть осуществлено только учредителем в зависимости от выбранных целейпредлагается установить запрет на прямое участие некоммерческих организаций в предпринимательской деятельности. Некоммерческие организации могут быть пассивными участниками предпринимательского оборота, то есть вправе размещать имеющиеся у них финансовые средства в кредитных учреждениях, в ценных бумагах, сдавать в аренду излишние или неиспользуемое имущество. Такая деятельность не является по сути предпринимательством, и позволяет сохранить некоммерческий характер собственной деятельности таких организаций.

— рекомендуется нормативно закрепить правило, предписывающее некоммерческим организациям для ведения предпринимательской деятельности создавать коммерческое юридическое лицо — если некоммерческая организация нуждается в дополнительном материальном обеспечении своей деятельности. Такая правовая норма сделает существующую ситуацию более прозрачной и четкой. Создание коммерческих организаций представляется необходимым не только с точки зрения исключения существующих противоречий в гражданско-правовом регулировании деятельности некоммерческих организаций, но и с точки зрения эффективности осуществляемой предпринимательской деятельности. представляется целесообразным предусмотреть в законодательстве возможность некоммерческой организации оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления коммерческого юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора. В частности, к таким отношениям, может быть применима конструкция холдинга.

— признание за «внеуставными сделками» некоммерческих организаций характера оспоримых (на основании статьи 173 Гражданского кодекса РФ) позволяет защищать не только интересы учредителей некоммерческого юридического лица, но и самого лица. Сделки, совершенные в нарушение императивно установленных законом ограничений правоспособности юридического лица той или иной формы должны признаваться ничтожными в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

7. Практическая значимость работы.

Выводы и предложения, содержащиеся в настоящем исследовании, могут быть использованы при издании правовых актов, совершенствовании законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций. Материалы исследования могут быть использованы при преподавании соответствующих разделов гражданского права.

8. Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации изложены в статьях, опубликованных в научных изданиях.

Основные положения диссертации были использованы при подготовке материалов для участия в межвузовской научно-практической конференции «Современные проблемы взаимодействия материального и процессуального права России: теория и практика», проведенной в Уральской государственной юридической академии 17−18 апреля этого года.

Результаты диссертационного исследования использовались автором при экспертизе и подготовке учредительных документов некоммерческих организаций отдельных форм (государственные образовательные, культурные, научные и иные учреждения), при составлении проектов правовых актов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, а также при защите интересов некоммерческих организаций (общественных объединений) в суде.

Заключение

.

Введение

в гражданский оборот такого субъекта права как некоммерческое юридические лицо (или некоммерческая организация) выявило проблему разработки таких признаков некоммерческой организации, которые позволили бы безошибочно установить коммерческий или некоммерческий характер деятельности юридического лица. Установление критериев отграничения актуально в плане теории и практики в связи с тем, что некоммерческим т организациям, наряду с коммерческими, предоставлено и право осуществлять предпринимательскую деятельность.

Из анализа развития правого регулирования можно сделать вывод, что современное гражданское законодательство стремится к четкому разграничению коммерческих и некоммерческих организаций. Вместе с тем, в настоящее время определение основной цели деятельности, как конституирующего признака понятия некоммерческой организации, носит субъективный характер в связи с отсутствием нормативно закрепленных свойств, позволяющих этот основной характер установить. Такой отграничительный признак как «цель деятельности» или «цель создания» организации не является безусловным, так как цели являются лишь «декларацией о намерениях». В целом коммерческий или некоммерческий характер деятельности лица представляется возможным определить только в каждом конкретном случае в отдельности, но затруднительно будет предложить какие-либо общие критерии, которыми при этом следовало бы руководствоваться, еще сложнее будет контролировать их соблюдение на практике.

Второй признак некоммерческой организации — запрет на ф распределение полученной прибыль между участниками — обладает большей четкостью. Однако ценность указанного критерия нивелируется многочисленными исключениями, содержащимися в законодательстве для некоммерческих организаций отдельных видов.

Все вышеизложенное приводит к тому, что статус организации как некоммерческой сегодня устанавливается исходя из ее организационно-правовой формы, но не содержания деятельности. Фактически организационно-правовая форма выступает в качестве еще одного, формального, признака некоммерческой организации. И если сущностные (основные) признаки общего понятия некоммерческой организации на практике воспринимаются как несколько условные категории, то форма юридического лица — как безусловно определяющая статус организации. Вместе с тем, проведенное нами исследование позволяет сделать вывод, что в классификации организаций на коммерческие и некоммерческие организационно-правовая форма юридического лица несет лишь ее информационную составляющую, но не отражает характер деятельности организации. Например, форма хозяйственного общества используется в законодательстве, как в коммерческих, так и в некоммерческих целях. Так, фондовая биржа, цели создания которой определены законом1 как некоммерческие, может создаваться как в форме некоммерческого партнерства, так и в форме акционерного общества.

В целом, анализ норм действующего гражданского законодательства позволил выявить следующую функциональность выделения форм некоммерческих организаций. Значение форм некоммерческих организаций в гражданско-правовом регулировании их деятельности было определено как информационное и собственно гражданско-правовое. Первое видится в разграничении форм.

1 Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг» (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2002 г.). коммерческих и некоммерческих юридических лиц — организационно-правовая форма в этом случае указывает на классификационную группу юридического лица (коммерческая-некоммерческая). Второе — в разграничении форм непосредственно самих некоммерческих организаций — форма организации определяет объем ее правоспособности и, соответственно, влияет на характер недействительности сделок такой организации, совершенных за ее пределами. Так, ограничения на виды деятельности некоммерческих организаций, в том числе предпринимательской, устанавливаются законодательством Российской Федерации в зависимости от вида (формы) организации (пункты 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Вопрос о понятии некоммерческой организации неизбежно связан с вопросом об объеме правомочий некоммерческих формирований при участии в гражданском обороте. Исследуя специальный характер правоспособности некоммерческих организаций, автор приходит к выводу, что и коммерческие, и некоммерческие юридические лица обладают специальной (целевой) правоспособностью, определяемой целями их деятельности. Но для коммерческой организации — это всегда извлечение прибыли, в связи с чем, определение предмета деятельности коммерческой организации учредителем принципиального значения не имеет и на объеме правоспособности не сказывается — фактически это любые виды деятельности, не запрещенные законом и направленные на извлечение прибыли (абз. 2 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса). Для некоммерческих организаций установлена множественность общественно-полезных целей создания и деятельности (статья 2 Закона о некоммерческих организациях), соответственно, определение рамок правоспособности некоммерческой организации в зависимости от выбранных целей происходит при учреждении организации (абз. 1 пункта. 1 статьи 49 Гражданского кодекса). Таким образом, по общему правилу, соотнесение необходимых некоммерческой организации правомочий с целями ее создания может осуществляться только учредителем.

В пункте 1 статьи 49 Гражданского кодекса и пункте 1 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях специальная правоспособность некоммерческих организаций определена в своем наиболее максимальном виде. Пределы специальной правоспособности некоммерческих организаций могут быть сужены учредителем (подчеркиваем, что это право учредителя, но не обязанность) путем установления в учредительных документах организации исчерпывающего перечня видов деятельности, которые такая организация вправе осуществлять. Рамки специальной правоспособности некоммерческой организации могут быть ограничены и законодательными актами, регулирующими деятельность некоммерческих организаций отдельных видов. Иные ограничения правоспособности некоммерческих организаций в сфере осуществления отдельных видов деятельности устанавливаются законодателем в зависимости от вида деятельности, но не статуса организации. Например, требование о лицензировании.

В рамках проблемы гражданско-правового регулирования представлял несомненный интерес вопрос об определении места отдельных видов хозяйственной деятельности в структуре деятельности некоммерческих организаций и их соотношение с общественно полезной (или уставной) деятельностью этих организаций, а также ее отграничение от понятия деятельности предпринимательской. Исходя из норм действующего законодательства о некоммерческих организациях, хозяйственная деятельность таких организаций — это не только активная экономическая деятельность, то есть деятельность по производству и реализации товаров, работ, услуг, но и пассивная — размещение денежных средств в кредитные организации, передача имущества в аренду, и иные действия по распоряжению собственным имуществом, в том числе путем внесения в уставные (складочные) капиталы организаций и т. п., то есть любая деятельность по распоряжению своим имуществом. В то же время направленность на извлечение прибыли как основная цель предпринимательской деятельности выделяет последнюю из более широкого понятия хозяйственной деятельности как деятельности по производству и реализации материальных благ.

Анализ норм действующего законодательства позволил установить, что хозяйственная деятельность некоммерческой организации может являться одним из видов ее основной деятельности, может совпадать по объему и содержанию с основной деятельностью, а может с основной деятельностью и не пересекаться. Хозяйственная деятельность, связанная с выполнением уставных задач, как правило, не может признаваться предпринимательской, поскольку преследует не цель извлечения прибыли, а иные цели (производство определенного вида продукции и оказание услуг независимо от прибыльности производства). И если основная и связанная с ней хозяйственная деятельность могут вестись по усмотрению некоммерческой организации в необходимых ей количествах в рамках закона и учредительных документов, то на несвязанную деятельность должны налагаться определенные ограничения.

Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 49, п. 3 ст. 50), предоставляя некоммерческим организациям право осуществлять предпринимательскую деятельность, предъявляют к ее осуществлению, по сути, лишь требование о ее соответствии учредительным документам и закону. В соответствии с статьей 2 Гражданского кодекса понятие предпринимательской деятельности является единым, общим, обозначающим ту или иную деятельность предпринимательской, независимо от лиц, эту деятельность осуществляющих. В связи с чем, понятие и признаки предпринимательской деятельности равным образом распространимы как на деятельность коммерческих организаций, так и некоммерческих.

С другой стороны, в связи с отличными от коммерческих целями создания, очевидно, что установление пределов необходимого и правомерного участия некоммерческих организаций в предпринимательской деятельности необходимо. И в законодательстве предпринимаются попытки эти пределы обозначить.

Во-первых, устанавливается требование к некоммерческим организациям осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса). Однако нечеткость указанных критериев приводит к тому, что сегодня в практике российского предпринимательства соответствующей целям деятельности некоммерческой организации признается любая деятельность, не противоречащая законодательству.

Во-вторых, устанавливается перечень видов предпринимательской деятельности некоммерческих организаций (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях»), не согласующийся с общим легальным определением предпринимательской деятельности, содержащимся в пункте 2 статьи 2 Гражданского кодекса. Кроме того, в законодательстве используется и такой прием, как признание той или иной хозяйственной деятельности некоммерческой организации предпринимательской или непредпринимательской в зависимости от направления расходования средств, полученных в результате ее осуществления, что также противоречит вышеуказанной норме Гражданского кодекса.

Приведенные ограничения и требования не получили единообразного применения. Несогласованность и противоречивость норм о предпринимательской деятельности некоммерческих организаций приводит на практике к отсутствию реальных ограничений участия таких организаций в предпринимательстве. Кроме того, современное законодательство таково, что предоставление некоммерческим организациям право участвовать в предпринимательстве наравне с коммерческими организациями зачастую ведет к нарушению прав третьих лиц, так как не позволяет защитить интересы кредиторов таких организаций.

Автор приходит к выводу, что существующие противоречия могут быть сняты посредством установления законодательного запрета на прямое участие некоммерческих организаций в предпринимательской деятельности.

Некоммерческим организациям нельзя запрещать получать плату за ту или иную уставную деятельность. Например, входную плату в музей или на театральное представление. Некоммерческие организации могут быть и пассивными участниками предпринимательского оборота, то есть вправе размещать имеющиеся у них финансовые средства в кредитных учреждениях, в ценных бумагах, сдавать в аренду излишние или неиспользуемое имущество. Такая деятельность не является по сути предпринимательством, и позволяет сохранить некоммерческий характер деятельности организаций.

В то же время, если некоммерческая организация нуждается в дополнительном материальном обеспечении своей деятельности, больших финансовых поступлениях, она вправе создать коммерческое юридическое лицо, которое будет осуществлять коммерческую деятельность и платить налоги как коммерческая организация. Закрепление такого правила в законодательстве сделает существующую ситуацию более прозрачной и четкой. Создание таких коммерческих организаций представляется необходимым не только с точки зрения исключения существующих противоречий в гражданско-правовом регулировании деятельности некоммерческих организаций, но и с точки зрения эффективности осуществляемой предпринимательской деятельности. Кроме того, принимая во внимание важность получения доходов от деятельности коммерческой организации, необходимо предусмотреть в законодательстве возможность некоммерческой организации оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления коммерческого юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора. К таким отношениям, на наш взгляд, вполне применима конструкция холдинга.

Наконец, вопрос о характере внеуставных сделок некоммерческой организации актуален тем, что такие организации сегодня активно участвуют в хозяйственном обороте, составляя значительную часть хозяйствующий на рынке субъектов. На практике все чаще возникает вопрос об оценке их «внеуставных сделок».

Создавая некоммерческую организацию, ее учредители устанавливают цели деятельности создаваемой организации и определяют ее правомочия в достижении поставленных целей в рамках закона. Поэтому освобождение таких организации от любых уставных ограничений привело бы к игнорированию интересов учредителей. Но было бы логичным предоставить самим учредителям (членам, участникам) юридического лица не только коммерческого, но и некоммерческого, судить о связи того или иного акта организации с его целью.

Признание за «внеуставными сделками» некоммерческих организаций характера оспоримых (на основании статьи 173.

Гражданского кодекса), на наш взгляд, позволяет защищать не только интересы учредителей некоммерческого юридического лица, но и самого лица. И дело здесь не только в судебном порядке признания акта организации недействительным, но в круге лиц, правомочных обратиться в суд с заявлением об оспаривании. Статья 173 Гражданского кодекса относит к числу таких лиц саму организацию, ее учредителей (участников) и государственные органы, осуществляющие контроль или надзор за деятельностью юридического лица. Статья 168 Гражданского кодекса указывает, что с подобным требованием в суд может обратиться любое заинтересованное лицо.

Изложенное справедливо лишь в отношении сделок некоммерческих организаций, совершенных за пределами правоспособности, определенной учредителем согласно абз. 1 п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, или «внеуставных сделок». Сделки, совершенные в нарушение определенно установленных законом ограничений должны признаваться ничтожными в силу статья 168 Гражданского кодекса. Анализ норм действующего законодательства позволил выделить следующие группы таких сделок:

— сделки, совершенные в нарушение законодательного запрета на осуществление определенного вида деятельности, установленного в равной мере для всех организаций на территории Российской Федерациисделки, совершенные в нарушение установленных в законодательстве ограничений возможности участия некоммерческих организаций всех форм в некоторых обязательствах;

— сделки, совершенные организацией в нарушение законодательно установленного запрета на совмещение исключительного вида деятельности с другой определенной законом деятельностьюсделки, совершенные в нарушение установленных в законодательстве ограничений на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов.

Выделенные сделки могут быть отнесены к категории «внеуставных» достаточно условно, и являются вернее «незаконными», так как не соответствуют требованиям императивных правовых предписаний. Такие сделки в силу прямого указания статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации признаются ничтожными.

Настоящее исследование, безусловно, не претендует на полноту рассмотрения всех сторон деятельности некоммерческих организаций. Автор стремился сформировать общее представление о гражданско-правовом регулировании деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации, выявить его основные проблемы. Надеемся, что, поставленная цель была достигнута, а также, что предложенные варианты решения смогут быть восприняты для совершенствования нормативно-правовых актов о некоммерческих организациях и практики их применения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.А. Благотворительные организации в Российской Федерации (гражданско-правовые аспекты)/ Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.03. М., 1994.
  2. П.В. Некоммерческие организации как юридические лица. Учебное пособие. М.: Книжный мир, 2002.
  3. В.К. Гражданский кодекс Российской Федерации и новейшее законодательство // Государство и право. 1996. № 4.
  4. М.М. Международное частное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Междунар. отношения, 1994.
  5. М.И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. М.: Издательство «Статут», 1998.
  6. М., Ярошенко К. Граждане (физические лица). Юридические лица // Хозяйство и право. 1995. № 2.
  7. С.Н. Субъекты гражданского права. М.: Госюриздат, 1950.
  8. А.В. Предпринимательство / Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 1998.
  9. Государство и негосударственные некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества. М.: «Сигналь», 1997.
  10. И. Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учебник / Под редакцией Кулагина М. И., Мазолина В. П. М.: Высшая школа, 1980.
  11. Гражданское право. В 2 томах. Том 1: Учебник / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК, 2002.
  12. Гражданское право. Учебник. Том 1 / Под редакцией АЛ. Сергеева, Ю. К. Толстого. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ПРОСПЕКТ, 2001.
  13. В.П. Юридические лица. М.: Изд-во Московского университета, 1961.
  14. О.Г., Игнатенко А. Л., Изотова С. В., Мовчан С. Н., Невменова Н. С. Некоммерческие фонды и организации. Правовые аспекты. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.
  15. И.В. Параграф 7. Некоммерческие организации// Гражданское право. Учебник. Часть 1 / Под редакцией А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 2001.
  16. А.В. Проблемы классификации видов правоспособности и дееспособности юридических лиц в российском гражданском праве // Юрист. 2000. № 3.
  17. А.А. Правовое регулирование и правовое положение общественных объединений в Российской Федерации. Кемерово. 2000 / Работа размещена на сайте www.mega.kemerovo.su/crnk/initiativa.
  18. И.В., Иванова Т. М. Предпринимательское право: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 1999.
  19. И.В. Казенное предприятие коммерческая организация? // Хозяйство и право. 2001. № 7.
  20. И.В. Хозяйственная деятельность государственных учреждений: проблемы теории и практики // Юрист. 2001. № 5.
  21. С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). Учебник для вузов. М.:1. Норма, 2002.
  22. В.В., Каллистратова Р. Ф. Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» 3-е изд., доп. и перераб. -М.: Юрайт, 2000.
  23. В.В. Некоммерческие организации в российском гражданском праве // Право и экономика. 1996. № 19−20.
  24. С., Газарьян Б. Ничтожные и оспоримые сделки в практике предпринимательства // Хозяйство и право. 1997. № 2.
  25. С.А., Галлов В. В. О природе правосубъектности в гражданском и предпринимательском праве // Северо-Кавказский юридический вестник. 2000. № 1.
  26. С., Лапач В., Газарьян Б. Новый Гражданский кодекс и предпринимательство: проблемы регулирования //Хозяйство и право.1995. № 10.
  27. С.В. Государство и предпринимательство в России. СПб, Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1996.
  28. .А. Правовые проблемы легитимации предпринимательства // Государство и право. 1997. № 5.
  29. Л.И. Основы предпринимательского права. Пг., 1917.
  30. О.П. Правовое регулирование предпринимательскойдеятельности некоммерческих организаций /Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.04.-М., 2000.
  31. Н.В. Некоммерческие организации: благотворительность или предпринимательство?//Законодательство. 1998. № 1.
  32. Н.В. Учредительный договор о создании коммерческих обществ и товариществ. М.: Издательство БЕК, 1994.
  33. Н.В. Юридические лица в современном российском гражданском праве: теория и практика // Законодательство. 1996. № 2.
  34. Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» / Под редакцией Тихомирова М. Ю. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юринформцентр, 2000.
  35. Комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей / Под ред. Карповича В. Д. М.: Фонд «Правовая культура», 1995.
  36. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) / Под редакцией О. Н. Садикова. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ- ИНФРА. М, 2003.
  37. Коммерческое право. Учебник. В 2-х т. / Под ред. В. Ф. Попондопуло, В. Ф. Яковлевой. М.: Юристь, 2002.
  38. В., Тузов Д. Некоторые проблемы практики применения статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражными судами // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2001. №№ 10,11.
  39. В.В. Специальная правоспособность субъектовгражданского права в сфере действия общего запрета // Государство и право. 1999. № 5.
  40. Г. А. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций: проблемы правоприменения // Юридический мир. 2002. № 3.
  41. Г. А. Федеральное законодательство России о праве общественных объединений на осуществление предпринимательской деятельности // Право и экономика. 1998. № 9.
  42. М.И. Избранные труды. М.: Статут, 1997.
  43. А.Я. Теоретические основы сочетания частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. 2001. № 1.
  44. В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. М.: Юристь, 1997.
  45. Г. Б. Учреждение как субъект гражданского права.// Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1998. № 1.
  46. Ю.С. Квазисубъектное образование в гражданском праве // Правоведение. 2000. № 6.
  47. Н.Л., Пирожкова Н. А. Некоммерческие организации в России / Создание. Права. Налоги. Учет. Отчетность. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2000.
  48. B.C. Хозяйственное право. Том 1. Общие положения. Курс лекций. М.: Издательство БЕК, 1994.
  49. И.Б. Сделки. Исковая давность. М., 1954.
  50. Новое законодательство РФ о кооперативах. Проблемы и перспективы кооперативного движения в России (круглый стол) // Государство и право. 1996. № 5.
  51. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986.
  52. Я. Новый ГК и законодательство о защите прав потребителей и сертификации // Хозяйство и право. 1996. № 7.
  53. Э.Г. Предпринимательское право. Учебное пособие. М.: ТЕИС, 1997.
  54. Э.Г. Правовые проблемы предпринимательства в России: цивилисгический аспект. М.: Проспект, 1999.
  55. И.А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 2001.
  56. В.Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб., 1994.
  57. Правовой статус некоммерческих организаций в России. Практическое пособие. М.: «АИА-Принт», 1995.
  58. Предпринимательское право. Учебник / Под редакцией Коршунова Н. М., Эриашвили Н. Д. М.: Закон и право, 2000.
  59. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 томах. Т. 1 /Отв. ред.О. М. Олейник. М.: Юристь, 1999.
  60. А. Некоммерческое партнерство: особенности и возможности (правовые, бухгалтерские и налоговые аспекты) // Хозяйство и право. 1999. № 2,3.
  61. Н.В. Недействительность сделок и ее последствия. Л., 1960.
  62. Н. Недействительность юридических сделок по русскому праву. Часть общая и особенная: догматическое исследование. Спб., 1900.
  63. В. А. О достижениях и просчетах нового Гражданского кодекса Российской Федерации // Государство и право. 1996. № 4.
  64. В.А. Комментарий к статье 50 Гражданского кодекса Российской Федерации // Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая)/ Под редакцией О. Н. Садикова.
  65. М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ- ИНФРА, 2003.
  66. В.В. Феномен предпринимательства в гражданском праве / Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.03. -Томск, 1996.
  67. Ю. Специальная правосубъектность юридических лиц // Хозяйство и право. 1992. № 2.
  68. Рутман JL Юридические лица: отдельные заметки на полях нового ГК //Закон. 1995. № 12.
  69. П., Федорова М., Родченкова Е. Статус некоммерческих организаций // Экономист. 1999. № 4. С. 86−91.
  70. Светова 3. Налоговый капкан для третьего сектора // Новые известия. 2001. № 059.
  71. Ю. Возможно ли банкротство некоммерческих организаций? // Российская юстиция. 2000. № 10. С. 20−21.
  72. Советское гражданское право. Часть 1 / Под ред. В. Т. Смирнова, Ю. К. Толстого, А. К. Юрченко. М., 1969.
  73. Современные проблемы хозяйственного (предпринимательского) права: Материалы межвузовской научной конференции / Под ред. О. М. Олейник, В. М. Помазнева // Государство и право, 1996, № 4.
  74. С.В., Тихомиров М. Ю. Некоммерческие организации: правовое положение, законодательство, учредительные документы / Под редакцией М. Ю. Тихомирова. М., 1998.
  75. С.А. Государственная корпорация как юридическое лицо и орган управления // Законодательство и экономика. 1994. № 21/22.
  76. Д.И. Проблемы законодательства о юридических лицах // Журнал российского права. 2002. № 10.
  77. Е.А. Акционерные общества и другие юридические лица в новом гражданском законодательстве // Хозяйство и право. 1997. № 1.
  78. Е.А. Некоммерческие организации как юридические лица // Хозяйство и право. 1998. № 4, 5.
  79. Е.А. Хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1995. № 6.
  80. Теория государства и права. Курс лекций. Под редакцией Матузова Н. И., Малько А. В. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2000.
  81. Ю.К. На путях кодификации гражданского законодательства // Правоведение. 1994. № 3.
  82. А. Ничтожные и оспоримые сделки: трудности правоприменительной практики // Хозяйство и право. 1998. № 8.
  83. Г., Викулин А. Исключительная правоспособность банка // Хозяйство и право. 1999. № 5.
  84. Ф.С. Недействительность сделок по российскому гражданскому праву. М.: Юрайт, 1999.
  85. Е.Б., Бородин В. В. Понятие юридического лица: история и современная трактовка // Государство и право. 1993. № 9.
  86. В.Н. Признак «организационное единство» и его влияние на правосубъектность коммерческих организаций // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.03.- Волгоград, 1998.
  87. О.А. Правовая модель благотворительности и благотворительных организаций: гражданско-правовой и социологический аспекты // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.03. -М., 1998.
  88. Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995.
  89. Г. Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.).1. М., Спарк, 1994.
  90. С.С. Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации. М.: Бином, 1999.
  91. Л.И. Некоммерческий сектор экономики: проблемы правового регулирования // Государство и право. 1992. № 3.
  92. Конституция Российской Федерации.
  93. Гражданский кодекс РСФСР от 31 октября 1922 г. Собрание Узаконений РСФСР. 1922. № 71. Ст. 904.
  94. Постановление ЦИК и СНК СССР от 6 января 1930 г. «О порядке учреждения и ликвидации Всесоюзных обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли» Собрание законодательства СССР. 1930. № 7. Ст. 76.
  95. Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. № 24. Ст. 406.
  96. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик -Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. № 26. Ст. 733.
  97. Гражданский кодекс Российской Федерации, части первая и вторая Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301- 1996. № 5. Ст. 410.
  98. Закон СССР ог 26 мая 1988 г. № 8998-Х1 «О кооперации в СССР» -Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 22. Ст. 355.
  99. Закон СССР от 9 октября 1990 года № 1708−1 «Об общественных объединениях» Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 42. Ст. 839.
  100. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445−1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418.
  101. Закон Российской Федерации от 22 марта 1991 г. № 948−1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. № 16. Ст. 499.
  102. Закон Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. № 2383−1 «О товарных биржах и биржевой торговле» Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 18. Ст. 961.
  103. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487−1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 17. Ст. 888.
  104. Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612−1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 46. Ст. 2615.
  105. Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015−1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 2. Ст. 56.
  106. Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5151−1 «О сертификации продукции и услуг» Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 26. Ст. 66.
  107. Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5154−1 «О стандартизации» Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 25. Ст. 917.
  108. Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5340−1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» -Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33. Ст. 1309.
  109. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 12. Ст. 1024.
  110. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930.
  111. Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 27. Ст. 2503.
  112. Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-Ф3 «Облаготворительной деятельности и благотворительных организациях» Собрание законодательства Российской Федерации.1995. № 33. Ст. 3334.
  113. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4552.
  114. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 49. Ст. 4697.
  115. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4870.
  116. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» Собрание законодательства Российской Федерации.1996. № 1. Ст. 1.
  117. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 145.
  118. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» -Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 148.
  119. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции
  120. Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании») Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 150.
  121. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 1918.
  122. Федеральный закон от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» -Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 22. Ст. 2591.
  123. Федеральный закон от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2963.
  124. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2965.
  125. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35. Ст. 4135.
  126. Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 11 июня 1997 г. № 97-ФЗ) -Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 28.1. Ст. 3306.
  127. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. Ст. 4465.
  128. Федеральный закон от 5 ноября 1997 г. № 138-Ф3 «О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении» Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 45. Ст. 5138.
  129. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-Ф3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст. 219.
  130. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (утратил силу) Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст. 222.
  131. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 7. Ст. 785.
  132. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 13. Ст. 1463.
  133. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 16. Ст. 1801.
  134. Ст. 2071- 2003. № 2. Ст. 166.
  135. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3813.
  136. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге» Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 44. Ст. 5394.
  137. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 10. Ст. 1163.
  138. Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 18. Ст. 2206.
  139. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3179.
  140. Федеральный закон от 8 июля 1999 г. № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 28. Ст. 3477.
  141. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29. Ст. 3686.
  142. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» -Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29. Ст. 3697.
  143. Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 51. Ст. 6286.
  144. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 30. Ст. 3122.
  145. Федеральный закон от 19 июня 2001 г. № 82-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» -Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 26. Ст. 2586
  146. Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 29. Ст. 2950.
  147. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3220.
  148. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3430.
  149. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» — Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2. Ст. 133.
  150. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 23. Ст. 2102.
  151. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О банкротстве (несостоятельности)» Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 43. Ст. 4190.
  152. Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 48. Ст. 4746.
  153. Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединенияхработодателей» Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 48. Ст. 4741.
  154. Постановления ЦИК и СНК СССР от 6 января 1930 года «О порядке учреждения и ликвидации Всесоюзных обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли» // Собрание законодательства СССР. 1930. № 7. Ст. 76.
  155. Указ Президента Российской Федерации от 23 февраля 1998 г. № 193 «О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов» Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 9. Ст. 1097.
  156. Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденное Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78 (утратило силу) Собрание постановлений Правительства Российской Федерации. 1992. № 5. Ст. 26.
  157. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 609 «Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 28. Ст. 2670.
  158. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. № 643 «О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов» Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 27. Ст. 3359.
  159. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 января 1997 г.
  160. П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР» Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1997. № 1.
  161. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 г. по делу № 3637/97 Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1998. № 5.
  162. Постановление Президиума ВАС РФ от 27 июня 2000 г. по делу № 847/00 -Сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (www.arbitr.ru.). Документ официально опубликован не был.
  163. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 октября 2000 г. по делу № 8993/99 Справочная система «КонсультантПлюс». Документ официально опубликован не был.
  164. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 2002 г. по делу № 441/02 Сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (www.arbitr.ru.). Документ официально опубликован не был.
Заполнить форму текущей работой