Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовое положение финансово-промышленных групп в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изложенные автором диссертационного исследования предложения по модификации законодательства продиктованы необходимостью повысить эффективность официальной интеграции, осуществляемой с помощью регистрации ФПГ. Оптимизация структуры внутригруппового менеджмента, смещение акцентов при проведении процедуры официального оформления объединения, снятие избыточных требований и неоправданных ограничений… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Общие положения о финансово-промышленной интеграции
    • 1. Финансово-промышленная группа как экономико-правовое явление
    • 2. Финансово-промышленные группы в зарубежном законодательстве
  • §-3.Генезис законодательства России о финансово-промышленных группах
  • Глава 2. Частноправовое регулирование деятельности финансово-промышленных групп
  • §-1.Понятие и признаки финансово-промышленной группы
  • §-2.Правовая природа договора о создании финансово-промышленной группы
    • 3. Финансово-промышленная группа как частноправовая форма организации предпринимательской деятельности
  • Глава 3. Публично-правовое регулирование деятельности финансово-промышленных групп
    • 1. Государственная регистрация, лицензирование и отчетность как правовые средства государственного регулирования и контроля деятельности финансово-промышленных групп
    • 2. Финансово-промышленные группы и антимонопольный контроль

Правовое положение финансово-промышленных групп в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Развитие рыночных отношений — требование жизни, и этот процесс идет во всех звеньях экономики Российской Федерации. Если до реформирования отечественной экономики хозяйственные отношения строились в основном между государственными предприятиями, которые объединялись в производственные объединения, научно-производственные объединения, то с развитием рыночных отношений появились хозяйственные общества и товарищества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, новые формы некоммерческих организаций, которые могут объединяться в финансово-промышленные группы, холдинги и иные объединения.

В основе объединения юридических и физических лиц лежат экономические законы концентрации капитала, повышения рентабельности производства, снижения издержек производства и обращения1.

Анализ современных тенденций в сфере экономики показывает, что интеграция банковского (финансового) капитала и промышленного потенциалахарактерная особенность и объективная закономерность возникновения и развития мощных финансово-промышленных объединений. В промышленно развитых странах указанная интеграция практически завершена, созданы и успешно действуют на внутреннем и внешнем рынках немногочисленные транснациональные компании (ТНК), финансово-промышленные группы (ФПГ), а также иные финансово-промышленные объединения.

Динамика экономических отношений приводит к появлению все новых и новых участников рынка. Модели их существования не всегда укладываются в рамки существующих правовых форм. Это, в общем, объясняется диа.

1 Кулагин М. И. Объединение с общей экономической целью во французском праве // Правоведение. 1973. № 4. лектикой взаимодействия экономического базиса общества и отражающей его правовой надстройки.

Наличие противоречий между ними существовало и будет существовать всегда в силу объективных причин. Очевидно, что нетипичные хозяйствующие субъекты существуют. В юридической литературе они находят разные определения — предпринимательские объединения1, не типичные хозяйственные объединения2, предпринимательские корпорации3, предпринимательские многосубъектные образования4 и другие.

Можно предположить, что развитие делового оборота, хозяйственной практики в будущем приведут к появлению и других разновидностей организаций. Проблема их правового регулирования заключается в необходимости законодательной разработки и утверждения правовых форм, адекватно отражающих правовые реалии. Очевидно, что для включения в круг субъектов права нового образования, действующего в сфере гражданского оборота, необходимо либо выработать новое понятие, позволяющее это сделать, либо подвести данное образование под уже существующую конструкцию.

Правовому регулированию финансово-промышленных групп присущ комплексный (межотраслевой) характер — оно осуществляется с помощью норм различных отраслей права (гражданского, административного, налогового и др.). Комплексность призвана реализовать основную цель правового.

1 Белых B.C. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. М., Изд-во: Проспект, 2005. С. 132−216.

2 Кашанина Т. В. Корпоративное право (право хозяйственных товариществ и обществ). М., 1999. С. 207.

3 Фроловский Н. Г. Управление предпринимательскими корпорациями в Российской Федерации (правовой аспект). Автореф.. канд. юрид. наук. Белгород. 2004.

4 Рузакова Е. В. Предпринимательские многосубъектные образования: правовая модель и действительность// Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности /Отв. ред. B.C. Белых. — Екатеринбург: У-Фактория, 2002. С.208−231. воздействия на ФПГ — достижение баланса частных и публичных интересов в сфере осуществления ими предпринимательской деятельности.

Надлежащая регламентация ФПГ согласованность нормативных предписаний, содержащихся в различных отраслях и институтах права, равно как в многочисленных ведомственных правовых актах. Степень согласованности правовых предписаний, а, следовательно, и их эффективность может быть выявлена лишь при комплексном исследовании указанных отношений.

Основная цель работы — комплексное теоретическое исследование правовых вопросов регулирования финансово-промышленных групп.

Поставленная цель реализована посредством решения следующих задач:

— исследование научных понятий и теоретических конструкций, подлежащих применению при формировании системы правового регулирования финансово-промышленных группизучение и анализ трудов ученых-экономистов, юристов, посвященных правовой регламентации ФПГ;

— обобщение и систематизация правовых актов, регулирующих общественные отношения с участием финансово-промышленных группоценка законодательства, судебной и административной практики с точки зрения их соответствия необходимости эффективного правового регулирования ФПГ;

— изучение форм регулирования финансово-промышленных групп в частноправовой сфере, в том числе: исследование правовой природы договора о создании финансово-промышленной группыисследование участия юридических лиц различных организационно-правовых форм в составе ФПГ;

— анализ средств публично-правового воздействия на финансово-промышленные группы, основными из которых являются государственная регистрация, государственная поддержка и нормы антимонопольного регулирования процесса создания и деятельности ФПГ;

— разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения.

Настоящая работа не претендует на исчерпывающее рассмотрение теоретических и практических вопросов, связанных с правовым регулированием финансово-промышленных групп. Проблема имеет различные аспекты: юридические, экономические, технологические, социальные, политические и даже философские. В этом смысле она является междисциплинарной.

Степень разработанности темы. Говоря о степени разработанности темы, нужно отметить, что в последние годы ученые стали чаще обращаться к проблемам предпринимательских объединений в целом и ФПГ в частности. Эта тема уже была предметом изучения, в том числе в рамках диссертационных работ. Так, В. А Лаптевым была защищена кандидатская диссертация «Правосубъектность предпринимательских объединений» (М., 2005), С. В. Крутиковой — на тему «Предпринимательская правосубъектность финансово-промышленных групп в Российской Федерации» (Тюмень, 2005).

Издательством «Волтерс Клувер» опубликованы: в 2005 г. монография Н. И. Михайлова «Правовая организация финансово-промышленных групп в России: состояние и перспективы», в 2004 г. научно-практическое пособие К. Портной «Правовое положение холдингов в России».

Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования являются отношения, возникающие в связи с созданием и осуществлением деятельности ФПГ. Предмет исследования составляют проблемы, связанные с теорией и практикой правового регулирования деятельности ФПГ.

Методологическая и теоретическая основа исследования. В исследовании применялись как общенаучный метод комплексного подхода, так и частнонаучные методы познания, в том числе конкретно-исторический, диалектический, формально-логический, сравнительно-правовой, метод анализа и обобщения законодательства и практики его применения и др.

Теоретической основой исследования явились научные труды современных ученых-правоведов: С. С. Алексеева, В. К. Андреева, B.C. Белых, С. Н. Братуся, М. И. Брагинского, В. А. Бублика, А. А. Бенедиктова, Д. В. Винницкого, С. И. Виниченко, О. А. Григорьевой, В. В. Голофаева, Е. П. Губина, О. С. Иоффе, Т. В. Кашаниной, Н. В. Козловой, О. А. Красавчикова, М. И. Кулагина, В. В. Лаптева, Н. И. Михайлова, В. К. Мамутова, В. Н. Петухова, А. Е. Пилецкого, В. Д. Рудашевского, Р. Н. Салиевой, А. А. Собчака, Е. И. Суханова, Ю. К. Толстого, К. Ю. Тотьева, И. С. Шиткиной, В. Ф. Яковлева, B.C. Якушева, а также юристов дореволюционной эпохи: А. И. Каминки, Г. Ф. Шерше-невича.

Наряду с научными исследованиями правового характера использовались f^i работы российских и зарубежных экономистов по проблемам регулирования предпринимательских объединений (корпораций): В. Е. Дементьева, Ю. Б. Винслава, В. И. Ленина, Д. С. Львова, К. Маркса, Дж. С. Милля, X. Окумары, Я. Ш. Паппэ, Э. Рида, Р. Смита, О. Уильямсона и др.

Нормативной и практической основой исследования послужили: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах"1, другие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, распоряжения, соглашения стран СНГ, нормы международного права. В ходе исследования также обобщались и анализировались материалы судебной практики.

Научная новизна исследования состоит в том, что оно является одним из первых комплексных научных исследований правового положения финансово-промышленных групп в Российской Федерации. На основе комплексного анализа проблем правового регулирования отношений с участием финансово-промышленных групп сделаны следующие обобщения и выводы:

1. Финансово-промышленная группа представляет собой экономико-правовое явление. Оно экономическое по содержанию, но правовое по форме. Средства (формы) правового регулирования финансово-промышленных групп детерминированы их экономическими особенностями.

2. Подвергнуты критическому анализу определения финансово-промышленной группы в правовых предписаниях, а также изложенные доктриналь.

1 Собрание законодательства РФ. 1995. № 49. Ст. 4697. Далее — Закон о ФПГ. но в научной литературе. Предложено авторское понимание правовой формы финансово-промышленной группы.

ФПГ — это организация в виде предпринимательского объединения с включением в состав двух и более коммерческих организаций и/или индивидуальных предпринимателей, между которыми существует экономическая и/или организационная зависимость в форме управления предпринимательской или иной экономической деятельностью. Цель создания предпринимательского объединения — повышение эффективности своей предпринимательской деятельности для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынка сбыта товаров и услуг, создание новых рабочих мест при условии обязательного соблюдения требований антимонопольного законодательства.

3. Делается вывод, что Закон о ФПГ необоснованно исключает из возможного субъектного состава финансово-промышленной группы физических лиц (граждан), занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. По мнению диссертанта, тем самым создаются дискриминационные условия осуществления предпринимательской деятельности одних субъектов перед другими, что недопустимо, противоречит принципам справедливости, равенства перед законом, неоправданно ограничивает правомочие субъектов на свободу экономической деятельности.

4. Аргументируется положение о том, что договор о создании ФПГ — это взаимное соглашение двух или более сторон, имеющее как общие, так и специальные признаки договора, регулирующее горизонтальные имущественные отношения и управленческие связи. В работе делается вывод о том, что договор о создании ФПГ есть предпринимательский договор, который необходимо рассматривать как комплексный правовой субинститут, сочетающий нормы частного (гражданского) и публичного права.

5. Изложена авторская система взглядов на сущность предпринимательской правосубъектности, которая, по мнению диссертанта, как общая предпосылка осуществления предпринимательской деятельности, обуславливается единством ее «вертикальных» и «горизонтальных» аспектов.

6. Обосновывается мнение о том, финансово-промышленные группы и холдинги — это близкие по организационно-правовой форме предпринимательские объединения, относящиеся, как правило, к монопольным образованиям. С учетом того, что достаточно часто на базе холдингов создаются финансово-промышленные группы, сохраняющие холдинговую структуру, диссертант предлагает внести соответствующее дополнение в Закон о ФПГ в виде раздела, регламентирующего правовой статус холдинга.

7. В работе утверждается, что финансово-промышленные группы находятся в сфере не только частноправового, но и публично-правового регулирования. В отношении них используются такие правовые формы воздействия, как государственная регистрация, контроль за деятельностью, антимонопольное регулирование, государственная поддержка деятельности ФПГ.

Автором делается вывод о том, что в регламентации деятельности финансово-промышленных групп должен сохраняться и увеличиваться публично-правовой подходпри этом государственное присутствие в целях соблюдения общенациональных интересов должно усиливаться. Одно из направлений усиления участия государства — создание государственных финансово-промышленных групп. Для этого необходимо внести изменения в Закон о ФПГ, механизм реализации которых видится в участии государства в капитале центральной компании финансово-промышленной группы.

8. Обосновывается положение о том, что законодательство о финансово-промышленных группах есть составная часть предпринимательского законодательства. Их соотношение определяется как специальное и общее.

Автор предлагает принять закон о предпринимательских объединениях, поместив в нем правила общего порядка и нормы об отдельных видах объединений (ФПГ, холдингах и др.).

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре предпринимательского права Уральской государственной юридической академии, где проведены ее рецензирование и обсуждение. Основные положения диссертации, выносимые на защиту, изложены в опубликованных по теме работы статьях, обсуждены на научно-практических конференциях, а также использовались в учебном процессе.

Структура работы обусловлена необходимостью комплексного анализа отношений с участием финансово-промышленных групп и рассмотрения наиболее важных и дискуссионных проблем их правового регулирования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения и библиографического списка.

Заключение

.

Осуществление в Российской Федерации политических, социальных и экономических реформ предопределило образование соответствующего корпоративного звена в сфере предпринимательской деятельности: финансово-промышленных групп и холдингов.

Процесс создания «официальных» ФПГ весьма выгоден с позиций государства по ряду причин. Во-первых, государственная регистрация группы возможна только в случае, если целью интеграции является реализация «проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест» (такое ограничение допустимых целей интеграции — ст. 2 Закона о ФПГ — представляется не совсем разумным, о чем было сказано выше). Очевидно, что осуществление таких проектов крайне выгодно государству. Во-вторых, в процессе регистрации уполномоченный государственный орган имеет возможность внести коррективы в организационные документы группы и тем самым повысить эффективность интеграции и реализуемость предложенных проектов. В-третьих, государству предоставлена возможность контролировать деятельность ФПГ, «держать руку на пульсе» перспективных проектов и программ, осуществляемых ФПГ.

Анализируя Закон о ФПГ, в диссертации отмечается, что правовое положение ФПГ, включая процедуру создания, компетенцию органов управления, механизм функционирования, порядок ликвидации, взаимодействия с внешней средой, не определяется исключительно этим Законом, а требует обращения к ряду других законодательных и подзаконных актов, с учетом рекомендаций компетентного органа государственного управления, ответственного за регистрацию ФПГ.

Закон о ФПГ не устанавливает порядок и условия предоставления финансово-промышленным группам государственной поддержки, а лишь передает соответствующие полномочия Правительству РФ, которое весьма слабо использует эти полномочия. Между тем для повышения привлекательности статуса ФПГ необходимо, чтобы государство начало оказывать ФПГ реальное содействие. Поскольку контроль за деятельностью групп осуществляет полномочный государственный орган, вполне логично предоставить ему ключевую роль в вопросе государственной поддержки: ежегодно представлять анализ результатов деятельности ФПГ, в отношении которых целесообразно оказание поддержки в Правительстве РФ, указывать рекомендуемые меры поддержки, а также обосновать целесообразность применения этих мер. Решение проблем государственной поддержки ФПГ позволяет значительно увеличить эффективность работы этих объединений.

Законом о ФПГ статусу ФПГ не была придана самостоятельная правовая форма. Однако это еще раз показывает, что недопустимо сводить все коллективные образования к гражданско-правовой категории — юридическое лицо.

Изложенные автором диссертационного исследования предложения по модификации законодательства продиктованы необходимостью повысить эффективность официальной интеграции, осуществляемой с помощью регистрации ФПГ. Оптимизация структуры внутригруппового менеджмента, смещение акцентов при проведении процедуры официального оформления объединения, снятие избыточных требований и неоправданных ограничений в отношении участников группы, дифференциация режима правового регулирования для ФПГ разных типов — это и многое другое существенно важно для интенсификации процессов легальной интеграции, вовлечение в них широкого круга реально существующих финансово-промышленных структур, повышение «престижности» статуса ФПГ и, в конечном итоге, — для повышения промышленной интеграции как таковой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изм. и доп., включая от 8 декабря 2003 г.)// СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930- 1997. № 20. Ст. 2231- 1998. № 30. Ст. 3608- 2002. № 11. Ст. 1018- № 30. Ст. 3029- 2003. № 50. Ст. 4855.
  2. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (с изм. и доп., включая от 10 января 2003 г.)// СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2071- 2003. № 2. Ст. 166.
  3. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан"// СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3420.
  4. Указы президента Российской Федерации
  5. Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий"// Ведомости РФ. 1992. № 47. Ст. 2722- ред. от 26 марта 2003 г.// СЗ РФ. 2003. № 13. Ст. 1229.
  6. Указ Президента РФ от 28 октября 1994 г. № 2023 «О выработке мер государственной поддержки создания и деятельности финансово-промышленных групп на базе финансово-промышленной группы «Интеррос"// СЗ РФ. 1994. № 27. Ст. 2856.
  7. Указ Президента РФ от 18 мая 1995 г. № 496 «О финансово-промышленной группе «Российский авиационный консорциум"// СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1957- ред. от 2 апреля 1997 г.// СЗ РФ. 1997. № 14. Ст. 1607.
  8. Указ Президента РФ от 11 августа 1995 г. № 843 «О мерах по созданию финансово-промышленной группы «Мостатнафта"// СЗ РФ.1995. № 33. Ст. 3362.
  9. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 443 «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп"// СЗРФ. 1996. № 15. Ст. 1573- ред. от 24 июля 1998 г.// СЗ РФ. 1998. № 35. Ст. 4381.
  10. Указ Президента РФ от 6 февраля 1998 г. № 136 «О мерах по стабилизации финансирования системы обязательного медицинского страхования"// СЗ РФ. 1998. № 136. Ст. 722.
  11. Указ Президента РФ от 24 августа 1998 г. № 986 «О некоторых мерах по экономии государственных расходов"// СЗ РФ. 1998. № 35. Ст. 4381.
  12. И.Указ Президента РФ от 23 октября 2000 г. № 1768 «О мерах по обеспечению концентрации и рационализации оборонного производства в Российской Федерации"// СЗ РФ. 2000. № 44. Ст. 4349. Постановления и распоряжения Правительства РФ
  13. Акты Правительства Российской Федерации
  14. Постановление Правительства РФ от 25 августа 1994 г. № 481 «О создании финансово-промышленной группы «Формаш"// СЗ РФ. 1994. № 4. Ст. 379.
  15. Постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. № 48 «О программе содействия формированию финансово-промышленных групп"// СЗ РФ. 1995. № 4. Ст. 311. 233 Необходимые правовые источники.
  16. Постановление Правительства РФ от 10 июля 1995 г. № 688 «О межгосударственной финансово-промышленной группе «Интеррос"// СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2808.
  17. Постановление Правительства РФ от 27 января 1996 г. № 62 «О привлечении финансово-промышленной группы «Союзагропром» к формированию федерального фонда продовольствия"// СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 566.
  18. Постановление Правительства РФ от 21 мая 1996 г. № 620 «О финансово-промышленной группе «Интерхимпром"// СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2708.
  19. Постановление Правительства РФ от 22 мая 1996 г. № 621 (в ред. от 2 февраля 1998 г. № 104) «Положение о порядке ведения государственного реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации"// СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2699- 1998. № 6.
  20. Постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. № 792 «О мерах государственной поддержки деятельности финансово-промышленной группы «Российский авиационный консорциум"// СЗ РФ. 1996. № 29. Ст. 3498.
  21. Постановление Правительства РФ от 9 января 1997 г. № 24 «О порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы"// СЗ РФ. 1997. № 3. Ст. 388.
  22. Постановление Правительства РФ от 21 мая 1997 г. № 624 «О мерах государственной поддержки деятельности финансово-промышленной группы «АтомРудМет"// СЗ РФ. 1997. № 22. Ст. 2697.
  23. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности"// СЗ РФ. 1998. № 11. Ст. 1290.
  24. Постановление Правительства РФ от 3 июля 1998 г. № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведении реестра федерального имущества"// СЗ РФ. 1998. № 28. Ст. 3354.
  25. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 1998 г. № 1399 «О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного комплекса"// СЗ РФ. 1998. № 49. Ст. 6052 (документ утратил силу).
  26. Постановление Правительства РФ от 12 июля 2000 г. № 515 «Вопросы Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации» (с изм. и доп. от 13 ноября 2001 г.) // СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3101- 2001. № 47. Ст. 4451.
  27. Постановление Правительства РФ от И октября 2001 г. № 713 «Офедеральной целевой программе «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (ОПК)».
  28. Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий"// СЗ РФ. 2002. № 15. Ст. 1440.
  29. Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 318 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц"// СЗ РФ. 2002. № 20. Ст. 1872.
  30. Постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 346 «Об утверждении положений о лицензировании деятельности в области авиационной техники"// СЗ РФ. 2002. № 23. С. 2159.
  31. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. № 940 «Ополномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия"// СЗ РФ. 2003. № 1.
  32. Распоряжение Правительства РФ от 6 июля 1994 г. № 858-р «О создании финансово-промышленной группы «Эксохим"// СЗ РФ. 1994. № 7. Ст. 789.
  33. Постановление правительства Москвы от 14 июня 1994 г. «Об основных принципах и подходах в концепции формирования финансово-промышленных групп в г. Москве"// Вестник мэрии Москвы. 1994. № 15.
  34. Акты министерств и ведомств Российской Федерации
  35. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34-н// БНА РФ. 1998. № 23- с изм. и доп. от 24 марта 2000 г.// БНА РФ. 2000. № 18—19.
  36. Правила размещения страховщиками страховых резервов. Утв. приказом Минфина России от 22 февраля 1999 г. № 16-н- с изм. и доп. от 18 августа 2003 г.// БНЛ РФ. 1999. № 16- РГ. 2003. 16 сент.
  37. Распоряжение Госкомимущества РФ от 26 января 1996 г. № 106-р «Об утверждении перечня документов, представляемых при формировании ФПГ» (утратило силу)// Панорама приватизации. 1996. № 5.
  38. Распоряжение Минимущества России от 16 февраля 2000 г. № 188-р «Об утверждении примерного устава федерального государственного унитарного предприятия» (в ред. от 6 марта 2001 г.)// БНА РФ. 2000. № 11- СЗРФ. 2001. № 9. Ст. 861.
  39. Письмо МНС РФ от 19 марта 1999 г. № 08−2-01/200 «О применении механизма ускоренной амортизации» — не опубликовано
  40. Положение Центрального банка России от 30 июля 2002 г. № 191 -П «О консолидированной отчетности"// Вестник Банка России. 2002. № 58. Иные акты
  41. Постановление Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 601 «Положение об акционерных обществах"// СП РСФСР. 1991. № 6. Ст. 92 (документ утратил силу).
  42. Соглашение стран СНГ от 15 апреля 1994 г. «О содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений"// БМД. 1994. № 10.
  43. Письмо ВАС РФ от 3 января 1996 г. №С1−7/03−6 «О некоторых положениях Федерального закона «О финансово-промышленных группах"не опубликовано).
  44. Правило (стандарт) аудиторской деятельности от 9 февраля 1997 г. «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности"// Аудиторские ведомости. 1997. № 7.
  45. С.С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982.
  46. С.С. Теория права. М., 1995.
  47. С.С. Частное право не частный вопрос// Экономика и жизнь. 1994. № 45.
  48. Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М., 1955.
  49. И.М. и. др. Финансово-промышленные группы в Беларуси (перспективы и методы формирования)
  50. Р.Г. Правовое регулирование антимонопольной политики: теоретико-организационные аспекты. Автореф. Дис.канд. юрид. наук.-М., 1994.
  51. В.К. Правосубъектность хозяйственных органов: сущность и реализация. М., 1986.
  52. А.В., Пятенко С. В. Проблемы исследования современного финансового капитала. Сборник научных трудов. Институт мировой экономики и международных отношений АИСССР.
  53. И. Стратегическое управление. М., 1989.
  54. А. В. Деятельность корпораций. М., 1999.
  55. О. В. Правовые формы предпринимательских объединений по законодательству ФРГ и России. Дис. канд. юрид. наук. М., 1998.
  56. В. С. Предпринимательский договор: понятие, виды и сфера применения // Цивилистические исследования/ Под ред. Б.Л. Хаскель-берга, Д. О. Тузова М., 2004.
  57. В. С. Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды // Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности/ Отв. Ред. В. С. Белых/ Екатеринбург: У-Фактория, 2002.
  58. В. С., Кривошеев И. В. Страховое право. Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА ИНФРА + М), 2001.
  59. B.C. Правовое положение кредитных организаций // Бизнес, Менеджмент и Право. 2004. № 3.
  60. B.C. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России // Издательство Проспект, 2005.
  61. Биндельс, Альфред. Основы германского и европейского антимонопольного права// Основы немецкого торгового и хозяйственного права. М., 1995.
  62. Боневольская 3. Э. Доверительное управление имуществом в сфере предпринимательства. Спб, 2002.
  63. М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая: Общие положения: 4-е изд. М., 2001.
  64. М. И. Совершенствование правовой организации финансово-промышленных групп// Государство и право. 2002. № 7.
  65. С. Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976.
  66. С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947.
  67. С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950.
  68. Ю., Гапенсил JI. Финансовый менеджмент: полный курс: в 2-хт. Спб. 1997.
  69. Я.Р. Правосубъектность граждан в советском гражданском и семейном праве. Рига, 1976.
  70. А.В. Правовая природа государственных предприятий. Л., 1928.
  71. А.В. Государственная социалистическая собственность. М., 1948.
  72. А.В. О субъектах социалистических правоотношений// Советское государство и право. 1955. № 6.
  73. Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972.
  74. Д.В. Корпоративные объединения со сложной структурой: понятие и особенности// Бизнес, Менеджмент и Право 2003., № 3.
  75. Д.В. Российское налоговое право., СПб., Изд-во Юридический центр Пресс, 2003.
  76. Ю. Б. Корпоративные проблемы экономического реформирования России: Сб. научн. трудов. М., 2000.
  77. В.В. Правовое положение государственных и муниципальных предприятий// Журнал российского права. 1998. № 10, 11.
  78. Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.
  79. Г. А. Конституционные принципы рыночной экономики. М., 2002.
  80. Н. И., Медведева Г. С. Закон РСФСР о торговых товариществах и объединениях с общей экономической целью: каким ему быть? Мнение ученых. М., 1991.
  81. Р. Финансовый капитал. Пер. с нем. М., 1959.
  82. Дж. А. Империализм. Пер с англ. Л., 1927.
  83. Гражданское право: Учебник. Том 1 / Под ред. Агаркова М. М., Ген-кина Д. М. М., 1944.
  84. Гражданское право: Учебник / Под. ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. 6-е изд., перераб. и доп. Т. 1. М., 2002.
  85. Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е. А. Суханов. Т. 1. М., 1998.
  86. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / под ред. О. М. Козырь, А. Л. Маковского, С. А. Хохлова.
  87. JI. Участие публично-правовых образований в отношениях собственности: гражданско-правовые проблемы// Хозяйство и право. 2001. № 5.
  88. И.П. Субъекты гражданского права. СПб., 2002.
  89. В.П. Юридические лица. М., 1961.
  90. О.А. Правовое регулирование естественных монополий. Дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург., 2003.
  91. Я.М. Корпоративные отношения. Правовое регулирование организационных форм. М., Волтерс Клувер, 2005.
  92. В. Е. Стратегическая роль финансово-промышленных групп и их государственное регулирование в российской экономике. М., 1998.
  93. В.Е., Михайлов А. В. Реструктуризация российской экономики: государственное регулирование и ФПГ. Сборник ста-тей//Антимонопольный контроль и финансово-промышленные группы в российской экономике. 1997.
  94. М. Г. Пособие по изучению фирм. М. 1946.
  95. М. Г., Шильдкрут В. А. Международные монополии. Возникновение и развитие важнейших международных картелей. М., 1996.
  96. В. В. Акционерное право. М., 1997.
  97. Е.А. Правоспособность юридических лиц по праву Европейских сообществ (практика Европейского суда)// Вестник ВАС РФ. 2000. № 12.
  98. Ем В. С., Козлова Н. В. Договор простого товарищества (комментарий главы 55 гражданского кодекса Российской Федера-ции)//Законодательство. 2000. № 1.
  99. В.И. Правовое регулирование конкурентных отношений в России и за рубежом. Автореф. Дис. док. юрид. наук. -М., 1972.
  100. И.В., Иванова Т. М. Предпринимательское право. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2000.
  101. С., Лакур Л., Торговое право. М., 1993.
  102. В. Ф. Власть под псевдонимом. М. 1988.
  103. О.А. Антитрестовское законодательство в буржуазных странах. Автореф. дис. док. юрид. наук. М., 1972.
  104. З.М., Шугаев А. А. Закон о государственном предприятии: как его применять. М., 1989.
  105. В.П. Международное частное право. Курс лекций. М., 2001.
  106. И. А. Гражданское и торговое право капиталистических государств. М. 1992.
  107. С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958.
  108. О.А. Социальное содержание правоспособности// Правоведение. 1960. № 1.
  109. О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958.
  110. О.А. Гражданское правоотношение юридическая форма общественного отношения// Гражданские правоотношения и их структурные особенности: Сб. ученых трудов. Вып. 39. Свердловск. 1975.
  111. К.П. Право оперативного управления и право хозяйственного ведения государственным имуществом. СПб., 2004.
  112. О.С. Спорные вопросы учения о правоотношении// Очерки по гражданскому праву. Л., 1957.
  113. О.С. Гражданское право. Избранные труды. М., 2000.
  114. М.С., Тиханов А. Г. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России. М.: Альбина Паблишер, 2002.
  115. В.Т. Административно-правовой статус промышленного объединения. Гл. 3 в кн.: Объединения в промышленности. М., 1978.
  116. Г., Михайлов А. Антимонопольное законодательство — элемент государственного регулирования процессов экономической концентрации/УРоссийский экономический журнал. 1998. № 11/18.
  117. Н.В. Правосубъектность юридического лица. М., 2005.
  118. А.Б. Типологические модели управления холдингов различных видов // Право и экономика. 2002. № 5.
  119. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части первой) / Отв. Ред. О. Н. Садиков. М., 1995.
  120. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части второй / Под. ред. Абовой Т. Е., Кабалкина А. Ю. М., 2002.
  121. Комментарий к Федеральному закону «Об акционерных обществах». М., 2002. С. 315.
  122. В. Закон об акционерных обществах: проблемы совершенствования // Хозяйство и право. 1999. № 10.
  123. Н. Д. Большие циклы конъюнктуры// Вопросы конъюнктуры. 1925. Т, К вопросу о больших циклах конъюнктуры// Плановое хозяйство. 1926., № 8, Проблемы экономической динамики. М.
  124. Т. В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрихозяйственной деятельности. М., 1995.
  125. М. И. Предпринимательство и право: опыт Запада. М., 1992.
  126. М. И. Объединения с общей экономической целью во французском праве// Правоведение. 1973. № 4.
  127. М. И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо. М., 1997.
  128. Д. Организация как собственность: экономический анализ права собственности применительно к приватизации./Становление рыночной экономики в странах Восточной Европы. М. 1994.
  129. В.В. Экономика и право (теория и практика правового регулирования хозяйственных отношений). М., 1981.
  130. В.В. Правовое положение производственных предприятий. М., 1993.
  131. В. В. Акционерное право. М., 1999.
  132. В.В. Правовое положение промышленных и производственных объединений. М., 1978.
  133. В.В. Субъекты предпринимательского права. М., 2003.
  134. И.А. Правовая организация холдинга как производственно-хозяйственного комплекса. Автореф. канд. юрид. наук. М., 2005.
  135. В.А. Правосубъектность предпринимательских объединений. Автореф. канд. юрид. наук. М., 2005.
  136. А. Есть кодекс?! // Экономика и жизнь. 1996. № 13.
  137. А. Барьеры на пути ведомственного нормотворчества// Экономика и жизнь. 1996. № 13.
  138. В. Договор о совместной деятельности — исходная основа формирования состава учредителей// Хозяйство и право. 1997. № 7.
  139. В. К. Овсиенко В. В., Юдин В. Я. Предприятие и материальная ответственность. Киев. 1971.
  140. В.К. Развитие хозяйственного законодательства и хозяйственно-правовой мысли в суверенной Украине. С. 24.
  141. В.К. Хозяйственное право: Учебник / Под ред. акад. В. К. Мамутова. Киев: Юринком Интер. 2002.
  142. Н.И. Субъективные права граждан СССР. Саратов, 1966.
  143. В. Правовое регулирование совместной хозяйственной деятельности//Хозяйство и право. 1999. № 10.
  144. К., Энгельс Ф. Соч. Т.23.
  145. А.В. Общие принципы антимонопольного контроля при создании финансово-промышленных групп// Развитие корпоративных форм хозяйствования в России. М. 1997.
  146. Н.И. Рецензия на монографию В.В. Хахулина «Правовое положение управления промышленного объединения"// Советское государство и право. 1984. № 4.
  147. Н.И. Автотранспортные объединения: Правовая организация. Иркутск, 1985.
  148. Н. И. Совершенствование правовой организации финансово-промышленных групп// Государство и право.2002. № 7.
  149. Н.И. Правовое моделирование создания и деятельности финансово-промышленных групп// Государство и право. 2003., № 7.
  150. Н. И. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О финансово-промышленных группах» (постатейный) / Отв. ред. акад. В. В. Лаптев. М., 2004.
  151. Н.И. Правовая организация финансово-промышленных групп в России: состояние и перспективы. Рос. Акад. Наук, Ин-т государства и права. М., Волтерс Клувер, 2005.
  152. А.В. Субъекты советского права. М., 1962.
  153. А. Г. Интеграция банковского и промышленного капитала: современные мировые традиции и проблемы развития в России. М., 1997.
  154. И.Б., Лунц Л. А. Общее учение об обязательстве. М., 1950.
  155. Д. Институциональные предпосылки экономического роста в России. Вопросы экономики. № 11. 1997.
  156. В. И. Полный сборник сочинений. 5-е издание. Т. 27.
  157. В.И. О государстве// Полн. собр. соч. Т.39.
  158. Е.В., Цветков В. А. Финансово-промышленные группы: История создания, международный опыт, российская модель. М., 1997.
  159. X. Корпоративный капитализм в Японии. М., 1992.
  160. С.А. Договоры в сфере предпринимательской деятельности// В кн.: Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. М., 2003.
  161. Н.Н. Основы теории корпоративных отношений (правовой аспект). Е. 2004.
  162. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М., 1986.
  163. В. Н. Корпорации в российской промышленности: законодательство и практика. Научно-практическое пособие. М., 1999.
  164. В. Н. Комментарий к закону о финансово-промышленных группах. М., 2002.
  165. Я. В. Правовое обслуживание предпринимательских объединений в России и за рубежом. Дис. канд. юрид. наук. М., 2000.
  166. В.Ф. Динамика обязательственного правоотношения и гражданско-правовая ответственность: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Л., 1981.
  167. М. Международная конкуренция. М., 1993 Предпринимательство. Выпуск 7: Создание финансово-промышленных промыш-ленно-финансовых групп.
  168. А.Е. Теоретические проблемы правового статуса предприятия в социально-экономической системе государства. 2001.
  169. А.Е. Хозяйствующие субъекты: преодоление правовых догм// Вестник Института права СГЭА. Актуальные проблемы правоведения. 2002. № 2.
  170. А.С. Особенности формирования и управления ФПГ в условиях рыночной трансформации в России. Волгоград, 2001.
  171. В. К., Кулагин М. Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран: Сборник нормативных актов: законодательство и компаниях, монополиях и конкуренции. Учеб. пособие. М., 1987.
  172. В.А. Хозяйственная правосубъектность и юридическое лицо// Правоведение. 1977. № 2.
  173. В. Правовое положение финансово-промышленных групп: возможности и ограничения// Государство и право. 1998.№ 2.
  174. А. Б. Договор простого товарищества в Российском гражданском праве// Актуальные вопросы гражданского права/Под. Ред. М. И. Брагинского М., 1998.
  175. К. К пересмотру понятия правосубъектности// Общественные науки за рубежом. Сер.4. Государство и право. 1985. № 5.
  176. Д.Н. Теория и практика правового регулирования хозяйственных связей в СССР. Свердловск: изд-во Урал. Ун-та, 1990.
  177. В.А. Предпринимательство и право: учеб. пособие. Иркутск, 1996.
  178. Н.И. Основные положения о заключении договора (ст. 432 ГК РФ)// Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 3 Т. 1 (к части первой / Под ред. Т. Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина- Ин-т гос-ва и права РАН. М., 2004.
  179. К.И. Недействительность сделок, совершенных с нарушением антимонопольного законодательства// Эж-Юрист., 1998., № 14.
  180. О. Н. Формирование крупных корпоративных структур в России: способ защиты внутреннего рынка// Бизнес, менеджмент и право 2003. № 3.
  181. А.А. Гражданская правосубъектность юридических лиц. Дис. канд. юрид. наук. Краснодар, 2003.
  182. Е. А. Лекции о праве собственности. М., 1991.
  183. Е.А. Комментарий части второй Гражданского кодекса: Для предпринимателей. М., 1996.
  184. Е.А. Правовые формы предпринимательства. М., 1993.
  185. Е.А. Проблемы правового положения компаний в новом гражданском кодексе России// Хозяйство и право. 1995. № 8. С. 65.
  186. Д. И. Особенности договора учредителей о создании акционерного общества// Хозяйство и право. 2000.№ 2.
  187. Д.И. Компания, управляющая хозяйственным обществом// Хозяйство и право. 2000. № 10.
  188. П.В. Правовая квалификация отношений, возникающих между единоличным исполнительным органом и акционерным обществом // Хозяйство и право. 2002. № 12.
  189. О.Н. Акционерное право США и России: сравнительный анализ. М., 1996.
  190. А.А. Антимонопольное законодательство: пути совершенствования// Эж-юрист. 2000. № 17.
  191. Н. И. Финансово-промышленные группы. Зарубежный опыт. Реалии и перспективы в России. М., 1994.
  192. Ю.К. К разработке теории юридического лица на современном этапе.
  193. Ю.К. К теории правоотношения. Л., 1968.
  194. К.Ю. Новое в российском законодательстве: аффилированные лица// Хозяйство и право. 1999., № 1.
  195. Г. Власти нужна промышленность, но и промышленности нужна власти. 1996.
  196. P.O. Значение и сущность договора в советском социалистическом гражданском праве. М., 1954.
  197. P.O. Об антимонопольном законодательстве// Экономика и жизнь. 1991., № 9.
  198. В.В. Правовое положение управления промышленного объединения. Казань, 1984.
  199. И.А. Государственное регулирование интеграционных процессов корпоративном секторе. Особенности государственного регулирования финансово-промышленных групп// Бизнес, Менеджмент и Право, 2003., № 3.
  200. О. Е. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая контрактация». СПб., 1996.
  201. В. Е. Как добиться успеха: практические советы деловым людям. М., 1991.
  202. Е. Банки в финансово-промышленных группах: настоящее и перспектива. Российский экономический журнал. 1999.№ 7.
  203. Д.М. Субъективное право и формы его защиты. Л., 1968.
  204. Ю.С. Производственная единица — правовое положение и хозяйственные связи / Отв. ред. Н. С. Малеин. М., 1983.
  205. Г. С. О применении акционерного законодательства (Комментарий к постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2003 г № 19)// Вестник ВАС РФ. 2004. № 2.
  206. Г. Ф. Курс торгового права. СПб., 1908.
  207. И.С. Закон о холдингах каким ему быть// Хозяйство и право. 2000.№ 1.
  208. И.С. Научно-практическое пособие: «Объединение предпринимателей: ассоциации, союзы, холдинги, финансово-промышленные группы, простое товарищество». М., 2001.
  209. И.А. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках по законодательству России. Автореф. Дис. канд. юрид. наук. Спб., 2001.
  210. В.П. Экономика и право. Опыт экономико-юридического исследования общественного производства. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1990.
  211. B.C. Институт юридического лица в теории, законодательстве и на практике// Антология уральской цивилистики. Сб. статей. М., 2001.
  212. B.C. Гражданский кодекс России (часть вторая) — продолжение формирования рыночного законодательства (общая правовая характеристика)//РЮЖ. 1996.
Заполнить форму текущей работой