Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Торговое право Арабских государств: источники его формирования, современное состояние

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Именно такое широкое понимание международного торгового права и его источников позволяет с достаточной полнотой выявить степень влияния международного права на торговое право арабских стран. Таким образом, можно констатировать: а) в странах арабского региона, как и во всем мире, значительно усилились интеграционные процессы. Однако на пути к безусловному политическому или идеологическому… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Общая характеристика торгового права арабских государств
    • 1. История развития торгового права арабских государств
    • 2. Сущность торгового права
    • 3. Виды источников торгового права в арабских государствах
  • Глава II. Торговое право арабских государств и международное торговое право
    • 1. Сущность международного торгового права
    • 2. Источники формирования норм международного торгового права
    • 3. Значение международного торгового права в развитии торгового права арабских стран
    • 4. Соотношение норм международного торгового права и национального торгового права арабских государств
  • Глава III. Значение деятельности арабских судов в развитии торгового права арабских государств
    • 1. Деятельность арбитражных судов в области международной торговли и их роль в развитии торгового права арабских государств
    • 2. Взаимосвязь внешнеторгового контракта и третейского соглашения

Торговое право Арабских государств: источники его формирования, современное состояние (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

XX век характеризовался непрерывным развитием международных связей в различных сферах жизни общества. Более разнообразными стали трудовые, семейные, экономические, социальные и др. отношения, являющиеся необходимым залогом успешного развития международных контактов. Составным элементом международных экономических отношений, неотъемлемым элементом правовой культуры и важным показателем развития страны становится международная торговля.

Проблема соотношения норм международного торгового права и национального торгового права арабских государств — наиболее значимая часть общего процесса интеграции экономики развивающихся стран в мировую экономику.

Актуальность данной темы определяется тем, что торговое право арабских государств в целом и отдельной страны представляет собой неотъемлемую часть мировых торгово-экономических отношений, элементом правовой культуры, без знания и учета которых невозможно позитивное развитие как внутренних, так и внешних экономических отношений, развитие продуктивного и взаимовыгодного сотрудничества между Севером и Югом, Востоком и Западом. Необходимо отметить, что, несмотря на наличие научных работ по торговому праву арабских государств, вряд ли можно считать эту тему всесторонне исследованной.

Предоставление арабским государствам права непосредственного выхода на внешний рынок, широкое привлечение российских и иностранных инвестиций, расширение внешнеэкономических связей предопределяют актуальность научного исследования в плане развития торговых отношений. Активизация внешнеэкономической деятельности арабских стран обусловлена развитием рыночных отношений в их экономике, демонополизацией внешней торговли, либерализацией предпринимательской деятельности.

Торговое право арабских государств отличается своеобразием, обусловленным как объективными, так и субъективными причинами. Разный уровень экономического развития этих стран, а следовательно, интенсивности международной торговли, порождает и своеобразие ее правового регулирования. Влияние системы западного торгового права на развитие торгового права арабских стран значительно.

Торговое право имеет древнюю историю, научно обосновано, что вызывает интерес к его изучению. Актуальность данного диссертационного исследования состоит в том, что это одно из первых исследований, посвященных анализу торгового права арабских государств. Отметим, что до настоящего времени в арабских государствах отсутствуют специальные научные исследования по данной проблеме, что и предопределило выбор темы работы и характер исследования.

Цели и задачи исследования. Исходя из актуальности, характера и степени разработанности проблемы, автор исследует современное состояние торгового права арабских государств. Автором определены следующие задачи настоящей диссертации:

— определить понятие, сущность и источники торгового права арабских государств;

— выявить особенности источников торгового права арабских государств (Йемен, Египет, Иордания);

— дать характеристику такому источнику, как гражданский кодекс;

— проанализировать процесс изменения норм международного права и кардинального изменения правовых систем арабских стран с целью взаимной координации внедрения международно-правовых норм во внутреннее право этих государств;

— проследить соотношение норм и принципов международного торгового права и правовых систем некоторых арабских государств: Алжир, Египет, Ирак, Иордания, Саудовская Аравия, Сирия, Тунис, Йемен;

— исследовать деятельность арбитражных судов в области международной торговли;

— проанализировать взаимосвязь арбитражного договора и международного трудового соглашения, уточнить принцип независимости арбитражного соглашения, проанализировать некоторые важные арбитражные решения.

Объект и предмет исследования. Объектом и предметом исследования является рассмотрение торговых отношений и комплекса вопросов о торговом законодательстве России и арабских государств, в также комментарий его применения. Предмет данного исследования направлен на рассмотрение и изучение в комплексе научно-теоретических положений российских и иностранных исследователей о международном торговом праве, нормативно-правовых актов России и арабских государств, наиболее важных международных правовых актов, нормативных документов, касающихся торговых отношений, Конституции Республики Йемен, комментариев к гражданским законам арабских стран.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы: сравнительно-правовой, исторический, системно-правовой, формально-юридический и др.

В ходе методологического исследования использованы теоретические выводы российских и иностранных правоведов, юристов-международников, среди них: Г. Ф. Шерешеневич, Б. И. Тушинский, Л. П. Ануфриев, Ю. Я. Балашов,.

B.М.Шумилин, В. М. Корецкий, Н. Е. Тюрина, А. В. Данильцев, М. М. Богуславского,.

C.Жамен, Л. Лакур, Г. Эрдлер, С. Цапер, Маджид Бадр Даур, Ж. Тускоз, Азиз А., Абдульвахид А. З., Али 3., Маджид Б. О., Мухтар Ахмед Барири, Мухаммед А. А., Мухаммед М. А., Хишам X., Сайд Ш., Файз Н. Р., Сарват А., Сумиан А. Д., Фаред М., Фазиз Алуким, Саадания Р. и др., а также публикации в научных сборниках и периодических изданиях по исследуемой тематике.

Научная новизна диссертационного исследования. В странах арабского региона, как и во всем мире, значительно усилились интеграционные процессы. Однако безусловному политическому или идеологическому объединению арабских государств препятствуют разный уровень их экономического развития и различия в структуре внутренней экономики.

Говоря о влиянии международного торгового права на развитие торгового права арабских стран, следует проанализировать такой важный аспект, как соотношение норм международного торгового права и национального торгового права арабских государств.

Показано стремление арабских стран внедрять нормы международного торгового права во внутреннее право государств, в том числе торговое право.

В сложных условиях политической и экономической нестабильности чрезвычайно возрастает роль посреднической деятельности. Стабилизирующая роль международного торгового права достаточно хорошо прослеживается и в деятельности региональных организаций (ЛАГ, ОПЕК, ОАПЕК), и отдельных арабских государств (участие многих из них в ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ, ГАТТ, ВТО).

Процесс международной интеграции в праве, несомненно, коснулся и арабских стран. На примере экономических реформ 90-х гг. автором впервые представлены возможные пределы их интеграции в международное торговое право.

Заметно отставая в экономическом отношении от стран Запада, арабские государства в целях ускорения своего развития пытались объединить государство и рынок, опираясь на нормы международного торгового права. Экономическое, торговое право в их видении представляет собой совокупность норм, призванных структурировать сотрудничество между правительством и частным сектором в некой «смешанной экономике».

Торговое право определяется духом предпринимательства. Уже в XIX в. и торговое право арабских государств, и европейское развивались в одном направлении в силу необходимости унифицировать нормы торгового права.

В плане международных торговых отношений нормы взаимного • сотрудничества призваны противостоять «дефектам рынка». Примерами такого рода деятельности являются межправительственные торговые соглашения развивающихся стран по ряду продуктов (например, кофе), регулирующие сбыт продуктов на мировом рынке. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), является одним из столпов международного торгового права.

Некоторые арабские государства стали членами ГАТТ, а с 1994 г. -Всемирной торговой организации (ВТО). Естественно, их торговое право регламентируется актами ВТО. Однако арабские страны стремятся действовать через свои региональные организации: торговые и экономические учреждения — Лигу Арабских Государств, ОПУК, ОАПЕК и т. п. Они активно сотрудничают с МВФ и организациями ООН, со странами Евросоюза на паритетных началах.

Примерами той роли, которую международное торговое право оказало на развитие торгового права арабских стран, являются создание, цель и содержание деятельности региональных экономических организаций арабских государств.

Экономическое сотрудничество арабских государств осуществляется в рамках четырех региональных организаций. Наибольшая степень экономической интеграции достигнута в Совете арабского экономического единства (САЭЕ), представляющем собой общий рынок, в котором существует свободное движение товаров, капитала и рабочей силы. В рамках этой организации ведется унификация законодательства стран-членов, а также согласование экономической политики и координация деятельности по всем важнейшим отраслям экономики. Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива — это региональная организация, регулирующая экономическое сотрудничество: координация экономической политики стран-членовсотрудничества по отраслям экономики и финансов, содействие развитию предпринимательской деятельности. В будущем предполагается создать общий рынок из шести стран-членов. Арабский фонд экономического и социального развития (АФЭСР), действующий с 1968 г., финансирует экономические проекты, внутрирегиональной торговли, поощряет инвестиции, оказывает техническое содействие странам-членам. Арабский валютный фонд, созданный в 1977 г., предоставляет займы и кредиты, производит финансирование платежных балансов, координирует валютную политику и инвестиционную деятельность стран-членов, принимает участие в программах финансирования и либерализации торговли.

САЭЕ создан в 1964 г. государствами-членами ЛАГ. В его составе 12 государств: Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Кувейт, Ливия, Мавритания, ОАЭ, Палестина, Сирия, Сомали, Судан. Члены общего рынка — 7 стран-членов САЭЕ: Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Ливия, Мавритания и Сирия. Цели САЭЕ: 1) создание общего рынка- 2) согласование политики и унификация нормативных актов, регулирующих экспортно-импортные операции, транзитные перевозкиунификация экономических законов, в том числе в области промышленности и сельского хозяйства- 3) заключение соглашений о торговле и платежах с другими странами.

Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива создан в 1981 г. в целях осуществления координации, интеграции и взаимосвязей между 6 государствами-членами: Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. Задача — создание схожих систем в области финансов, экономики, торговли и т. д.

Для достижения эффективных результатов в этом развитии многие арабские государства в 50−70-е гг. осуществили комплекс преобразований. Важное значение имели национализация иностранных предприятий, создание и развитие государственного сектора экономики, осуществление аграрной реформы. Некоторые арабские страны заявили о своей социалистической ориентации и даже ввели монополию на внешнюю торговлю. Национализировалась собственность таких крупных иностранных компаний, как Суэцкий канал в Египте и «Ирак Петролеум» в Ираке. Государственная собственность увеличивалась за счет строительства новых предприятий, особенно в отраслях тяжелой промышленности. На формирование общих правовых систем стран арабского региона в 50−70-е гг. заметное влияние оказывал Советский Союз. При его поддержке развернулась борьба за изменение характера экономических отношений с развитыми капиталистическими странами «богатого» Севера. Этот процесс был объективно необходим для обретения экономической независимости арабских государств. В результате последние вынуждены были идти на обновление своих взаимосвязей с афро-азиатским миром, стараясь «привязать» его к себе не силовыми методами военного и экономического принуждения, как это имело место в XIX в., а главным образом, экономически-правовым путем.

Автором данного исследования показано, что в середине 70-х гг. страны «третьего мира» добились принятия Генеральной Ассамблеей ООН Декларации об установлении международного порядка и Хартии экономических прав и обязанностей государств, предусматривавших ликвидацию неравноправия в торговле, перестройку валютной системы, изменение принципов предоставления экономической помощи. В 60−70-е гг. страны-экспортеры нефти совместными усилиями сумели добиться существенного повышения цен на нефть, продаваемую в промышленно развитые страны.

Иными словами, с 50-х гг. вплоть до настоящего времени продолжается процесс кардинального изменения правовых систем арабских стран с целью взаимной координации внедрения международно-правовых норм во внутреннее право этих стран, в том числе в торговое право.

Роль арбитражных судов в регламенте и типовом законе Комиссии ООН по международному торговому праву имеет большое значение для стран арабского региона. Четкое следование нормам наднационального арбитражного регламента способно учитывать национальные особенности разных по экономическому уровню стран и «подтянуть» наиболее отсталые до унифицированных норм международного торгового права, основанного на праве свободы торговли как в отношении к государствам, так и к отдельным юридическим и физическим лицам.

Соотношение норм и принципов международного торгового права и норм и принципов торгового права арабских государств на современном этапе автор конкретно прослеживает на примере Алжира, Египта, Ирака, Иордании, Ливана, Ливии, Саудовской Аравии, Сирии, Йемена.

Положения, выносимые на защиту:

1. В целях объективного анализа история развития торговых отношений разделена на три периода: древние века, средние века, XIX—XX вв. На примере.

Йемена анализируется постепенная имплементация принципов европейского права в правовую национальную систему.

2. Анализ источников торгового права в арабских государствах позволил диссертанту установить их вековые традиции. Нормы шариата, наряду с общими принципами законодательства, торговыми обычаями и торговыми традициями, также являются источником торгового права арабских стран.

3. Проблема соотношения норм международного торгового права и национального торгового права арабских государств — составная и наиболее значимая часть общего процесса интеграции экономики развивающихся стран в мировую экономику.

4. Прослежено соотношение норм и принципов международного торгового права и правовых систем арабских государств на современном этапе. Однако большой отрыв в развитии экономически развитых и отсталых стран Арабского региона накладывает отпечаток на соотношение между нормами торгового права и степенью интеграции международных норм в торговое право арабских стран. Принцип свободы торговли невыгоден большинству арабских стран.

5. Установлена связь между торговым соглашением и арбитражным договором, последовательно рассмотрен вопрос о принципе арбитражного соглашения и его значении, т. е. влиянии принципа независимости арбитражного соглашения на результаты договора.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Сформулированные в нем положения могут быть использованы для дальнейшего исследования гражданского законодательства арабских стран. Теоретические выводы и суждения автора могут найти применение в научно-исследовательской работе, преподавании в вузах международного права, в практике торговых отношений.

Апробация результатов научного исследования. Основные положения, выводы и заключения, имеющиеся в диссертации, отражены в опубликованных автором статьях: «Источники международного торгового права», «Роль ОПЕК в развитии торгового права в арабских странах» (Сб. науч. тр. КГУ. — Казань, 2002);

Значение норм международного торгового права в развитии торгового законодательства в арабских странах" (Деп. в ИНИОН РАН. — М., 2003) — «Источники торгового права в арабских государствах» (Деп. в ИНИОН РАН. -М., 2003), а также в выступлениях автора на итоговых научно-практических конференциях Казанского государственного университета. Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры гражданского права и процесса КГУ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных нормативно-правовых источников и литературы. В главе I раскрывается понятие торгового права арабских государств, определяются сущность и источники торгового права арабских государств. В главе II оценивается значение деятельности арабских судов в развитии торгового права в арабских государствах: в частности, рассматриваются деятельность арбитражных судов в области международной торговли и их роль в развитии торгового права арабских государств, а также взаимосвязь внешнеторгового контакта и третейского соглашения. В главе III рассматриваются понятие и сущность международного торгового права, его источники, анализируется значение международного торгового права в развитии торгового права арабских стран.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Разнообразие уровней экономического развития, а следовательно, интенсивности и характера международной торговли порождает и своеобразие ее правового регулирования.

В данном диссертационном исследовании рассмотрено понятие права международной торговли, показан круг его источников, который определяется синтезом норм международного публичного и частного права и формирует, в некоторой степени, унифицированные наднациональные нормы, которые опираются на международные договоры, обычаи, арбитражные решения и в то же время используют в этих арбитражных решениях законы, обычаи и обыкновения внутригосударственного права.

Практика международных торговых отношений, деятельность в рамках ООН Конференции по торговле и развитию, созданной в 1964 г. (ЮНКТАД), показала, что арбитраж, помимо чисто технических преимуществ (скорости, простоты, профессиональной компетентности арбитров, права заключения сделок с иностранным элементом), имеет еще одну очень важную положительную черту. Это обращение к нормам международного публичного права и к международным торговым обычаям.

С точки зрения классического международного права само участие государств в таких организациях, как ООН, ААГ, ВТО, не говоря уже о Европейском Союзе, предполагает кардинальное ограничение суверенитета государства. Само наличие постоянных или временных арбитражных судов предполагает, что государство, вступая в торгово-экономические отношения с юридическим или физическим лицом, признает за ним право арбитража. Постоянные арбитражи довольно давно существуют в Лондоне, Париже, Стокгольме, Москве, Каире. Отметим, что в современных условиях роль арбитража заметно повысилась. В торговых договорах, в контрактах об инвестициях закрепляются специальные положения, обеспечивающие интересы частной стороны и ограничивающие привилегированный статус государства. Эти условия оказались в центре оживленных дискуссий в большинстве арабских стран, которые обвиняли зарубежные предприятия в злоупотреблении силой. Поскольку эти условия часто содержатся в контрактах, касающихся природных ресурсов, и предприятия большей частью используют их с целью не допустить национализации, в арабских странах, возобладало мнение, что они противоречат принципу неотъемлемого суверенитета государств. Но этот тезис не был принят во внимание при принятии большинства определяющих арбитражных решений судов ad hoc (Тексано v. Ливия, 1977; Лиамко v. Ливия, 1977; Аминойль v. Кувейт, 1982). В решениях арбитражных судов подчеркивалось, что «условие о стабилизации, под которым добровольно подписалось государство, не затрагивает принципа его суверенитета в области законодательства и процесса и, таким образом, действительно». Подобные арбитражные решения как бы подтягивают арабские государства до уровня современного понимания суверенитета. С другой стороны, важным моментом в развитии международного торгового права было принятие странами участниками ГАТТ в 1964 г. решения относительно системы преференций, которую получили развивающиеся страны. Эта сознательная уступка со стороны высокоразвитых стран значительно расширила возможности арбитражных торговых судов, привела к тому, что членами ГАТТ — ВТО стало большинство арабских государств, что способствовало дальнейшей унификации международного торгового права.

Экономическое сотрудничество государств региона характеризуется, как отмечают арабские исследователи, двумя генеральными направлениями. Первое имеет целью добиться полного объединения арабского мира под «единым флагом и на единой территории», второе предусматривает в первую очередь экономическое объединение стран региона, которое в конечном итоге создаст фундамент для арабского единства. Возможность реализации этой программы определяется не в последнюю очередь торговыми отношениями.

Перечисленные выше факторы предопределили рассмотрение автором данного исследования соответствующих материалов и источников. На основе этого автор пришел к следующим выводам.

1. Зарождение системы международного торгового права относится к глубокой древности, к цивилизациям Востока. Тогда оно выступало как наиболее динамичный и, пожалуй, единственный элемент внешнеэкономической деятельности государства. Вплоть до возникновения в XVII в. системы международного публичного права его основными источниками были внутреннее законодательство, прецедент, обычай, обыкновение при широком значении коллизионной нормы. Причем в странах Запада (Италия, Франция) внешнеторговая деятельность, торговые обычаи, обыкновения, судебная практика уже в XI—XVII вв. оформляются в отдельное торговое законодательство, в котором его внешний элемент оказал заметное положительное влияние на формирование международного классического публичного права.

2. В системе классического международного права происходит четкое разделение международного торгового права на публичное и частное. Из общего понятия суверенности государства собственно статус международного торгового права получает та его часть, субъектами которого выступают государства, основными его источниками служат международный (межгосударственный) договор и международные обычаи, признаваемые государствами.

3. Источниками торгового права между частными лицами в международных отношениях служили международный договор как форма, обеспечивающая общие условия для деятельности частных лиц (режим наибольшего благоприятствования или, напротив, эмбарго), целиком зависящие от государственной волипризнавался и международный обычай на государственном уровнеоднако центральное место занимало внутреннее гражданское право с его многочисленными коллизионными нормамив связи с обилием коллизионных норм большое значение имел прецедент, а также обычай.

4. Для развивающихся стран, в том числе государств арабского региона и посткоммунистических государств, принцип свободы торговли, наднациональные правовые нормы очень часто экономически невыгодны, поскольку экономика этих стран не достигла того уровня интеграции, для которого эти нормы предназначены.

На современном этапе экономического развития источниками международного торгового права выступают и его наднациональные формы, т. е. международный договор, международные обычаи, документы международных организаций, типовые законы, разрабатываемые международными организациями, типовые контракты, своды единообразных правил, арбитражные решения, контрактные положения участников внешнеэкономической деятельности, в круг источников международного торгового права, ввиду неравномерности развития экономики государств, входят и национальные компоненты — гражданское (торговое) законодательство, прецедент, обычаи, в том числе религиозное право.

5. Именно такое широкое понимание международного торгового права и его источников позволяет с достаточной полнотой выявить степень влияния международного права на торговое право арабских стран. Таким образом, можно констатировать: а) в странах арабского региона, как и во всем мире, значительно усилились интеграционные процессы. Однако на пути к безусловному политическому или идеологическому объединению стоят важные экономические преграды и прежде всего — разный уровень экономического развития различных государств, разная структура их внутренней экономики. В сложных условиях политической и экономической нестабильности чрезвычайно возрастает роль всякой посреднической деятельности. Стабилизирующая роль международного торгового права достаточно хорошо прослеживается в деятельности как региональных организаций (ЛАГ, ОПЕК, ОАПЕК), так и отдельных арабских государств (участие многих из них в ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ, ГАТТ, ВТО) — б) роль арбитражных судов в регламенте и типовом законе Комиссии ООН по международному торговому праву имеет большое значение для стран арабского региона. Четкое следование нормам наднационального арбитражного регламента способно учитывать национальные особенности разных по экономическому уровню стран и «подтянуть» наиболее отсталые из них до унифицированных норм международного торгового права, основанного на праве свободы торговли как в отношении к государствам, так и к отдельным юридическим и физическим лицам.

Не существует прочного и стабильного определения законов, используемых при заключении торговых договоров и договоров, имеющих отношение к разработке и использованию нефтяных месторождений. Некоторые арбитражные решения (в Абу Даби, Катаре по делу Сафир) не использовали национальные законы, воспользовавшись общими юридическими нормами.

Мы считаем, что позиция арбитражных норм до сих пор остается неясной и неоднозначной и требует дальнейшего изучения.

6. На развитие правового регулирования мировой торговли и взаимоотношений арабских стран между собой и с другими государствами играют арбитражные суды. Торгово-промышленная палата Российской Федерации утверждает регламент Международного коммерческого арбитражного суда, порядок исчисления арбитражного сбора, ставки гонораров арбитров и других расходов суда, оказывает иное содействие его деятельности.

В международный коммерческий арбитражный суд могут по соглашению сторон передаваться: споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.

Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота.

7. Арабское торговое законодательство претерпело много изменений, что явилось результатом влияния на него международного права. К сожалению, это не решало проблем, существующих в торговом праве. Арабы, однако, смогли ввести некоторые нормы международного торгового права в национальные законодательства, в частности, это сделали Египет, Тунис, Марокко, Сирия, Йемен, Ливан. Кроме того, некоторые арабские страны сохранили определенные торговые правила, на которые значительное влияние оказал шариат.

8. Принцип свободы торговли экономически не выгоден большинству арабских государств, поскольку уже в самих конституциях европейских стран провозглашен принцип приоритета международного права над национальным, в то время как развивающиеся государства, в их числе — арабские, предпочитают руководствоваться международным договором как основным источником правовых отношений со странами Запада. Поэтому значительную роль в арабских странах продолжает играть государство как основной фактор международного права, гарант обеспечения равных возможностей для деятельности своих физических и юридических лиц, в том числе в области международного торгового права.

Отметим, что в прошлом между СССР и многими арабскими странами существовали прочные торгово-экономические связи. Современной России, очевидно, необходимо восстановить и расширить это сотрудничество, в том числе в области международной торговли, которое должно строиться на принципах равноправия и взаимной выгоды, на нормах международного и экономического права, что станет залогом и одним из факторов сохранения стабильности в мире.

Подводя итог вышеизложенному, заметим, что настоящая работа представляет собой исследование природы торгового права арабских государствправовых отраслей шариата, а также международного торгового права на разных исторических этапах развития.

Влияние международного торгового права на торговое право указанных государств было значительным, в частности, влияние советского права на право некоторых арабских стран, в том числе на право Южного Йемена. Кроме того, английское, французское и итальянское право, которые, как известно, отличались от правовой системы Советского Союза, также имели определенное воздействие на право арабских государств.

Подчеркнем, что деятельность международных организаций и торговых предприятий, включая изменения, произошедшие в последние десятилетия, также отразилась на формировании и развитии права арабских государств.

Анализируя торговые кодексы арабских стран, мы пришли к выводу, что в их законодательствах имеются нормы торгового права, отличающиеся от норм гражданского права. Главное различие состоит в том, что нормы торгового права разрабатываются и воплощаются в практику быстрее и эффективнее, чем гражданско-правовые нормы, которые представляют собой сложные правовые образования.

Торговый кодекс в российском законодательстве в настоящее время не разработан. Однако торговые отношения регулируются многочисленными нормами гражданского законодательства. По нашему мнению, для более успешного регулирования хозяйственного оборота важно действие, как Торгового кодекса, так и гражданско-правового кодифицированного акта. По мнению автора диссертационного исследования, в силу исторических правовых традиций для арабских государств целесообразно сохранение раздельного существования торгового и гражданского кодексов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 49.
  2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. — № 30.
  3. Йеменский торговый кодекс. 1991. — № 32.
  4. Йеменский закон о торговой регистрации. — 1991. — № 33.
  5. Йеменский коммерческий кодекс. 1991. — № 34.
  6. Закон о торговых банках. — 1991. № 36.
  7. Закон о внешней торговле. 1991. — № 40.
  8. Закон инвенции. 1991.-№ 21.
  9. Оманский коммерческий кодекс. 1975. — № 28.
  10. Оманский торговый кодекс. — 1990. № 55.
  11. Иорданский коммерческий кодекс. 1997. — № 22.
  12. Египетский коммерческий кодекс. 1954. — № 126.
  13. Египетский закон о торговой регистрации. — 1953. — № 388.
  14. Кувейтский торговый кодекс. 1980. — № 198.
  15. Иракский торговый кодекс. — 1970. — № 147.
  16. Иорданский морской торговый кодекс. 1972. — № 12.
  17. Алжир // Правовые системы стран мира. М., 2000.
  18. Л.П. Коллизионное право // Российская юридическая энциклопедия. М., 1998.
  19. Л.П. Международное частное право // Российская юридическая энциклопедия. М., 1999.
  20. Ю.Я., Фельдман Д. И. История международного права. — М., 1990.
  21. Ближний Восток и международное право. М., 1992.
  22. М.М. Международное экономическое право. М., 1986.
  23. М.М. Международное частное право. М., 2000.
  24. Г. Е. Правовое регулирование международных экономических отношений. Киев, 1997.
  25. Г. М. Правовое регулирование международной торговли: Опыт ЮНКТАД. М., 1972.
  26. Г. М. Правовое регулирование международной торговли. -М., 1972.
  27. Г. С., Вечканова Г. Р., Пулаев В. Т. Краткая экономическая энциклопедия. — СПб., 1998.
  28. К.С. Введение в геополитику. — М., 1998.
  29. Н.И. Правоохранительные органы / Раздел III. Глава III. Система мусульманского права (шариата). — Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002.
  30. Е.К. Эволюция государственно-политической системы ИАР в 70-е годы // Арабские страны. История, экономика, политика. — М., 1986.
  31. А.В. Международная торговля: инструменты регулирования. -М., 1999.
  32. В.Н. Системы права развивающихся стран. — Киев, 1978.
  33. С., ЛакурЛ. Торговое право: Перев. с фр. Е. В. Азимовой. М., 1993.
  34. И.С. Обычаи и обыкновения в международной торговле: Понятие, применение, формирования, применимое право, типовые контракты. М., 1983.
  35. Йемен // БСЭ- 3-е изд. — Т.11- Правовые системы стран мира. — М., 2000.3 7. Йемен // Страны мира. Минск, 1999.
  36. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей». М., 2002.
  37. В.М. Избранные труды. Киев, 1989. — Кн. 1.
  38. Королевство Марокко: Справочник. — М., 1991
  39. Г. И. Государство в системе международного правового регулирования. — Казань, 1979.
  40. В.Л. Ливия: Справочник. М., 1985.
  41. Лига Арабских Государств. М., 1997.
  42. И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации // Журнал российского права. — 2002. — № 3.
  43. В.И. Международное торговое право. М., 1965.
  44. Маджид Бадр Дауд. Международно-правовые аспекты экономической интеграции: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 1984.
  45. . О. Международно-правовые аспекты экономической интеграции: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — М., 1984.
  46. С.Ю. Соотношение юридической силы норм международного и внутригосударственного права в правовой системе Российской Федерации // Российский журнал международного права. 1997. — № 2.
  47. Международное право: Учебник для вузов / Под ред. Г. Н. Игнатенко.
  48. Международное право: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. М., 1995.
  49. Международные экономические организации. — М., 1998.
  50. Народная Демократическая Республика Йемен: Конституция и законодательные акты.-М., 1985.
  51. Право в странах социалистической ориентации. — М., 1979.
  52. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. — М., 2000.
  53. .И. Торговое право // Российская юридическая энциклопедия.-М., 1999.
  54. Д.М. Международная торговля: Терминологический словарь.-М., 1997.
  55. Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. М., 1993.58. Страны мира. М., 1999.
  56. Современная Сирия: Справочник. М., 1974.
  57. JI.P. Государственный строй. Судебная система // Арабская Республика Египет: Справочник. М., 1990.
  58. Теория государства и права / Под ред. А. И. Денисова. М., 1980.
  59. . Мировая система торговых обменов: Некоторые юридические проблемы // Московский журнал международного права. 1996. — № 1.
  60. . И. Торговое право // Российская юридическая энциклопедия. М., 1999. — С.975.
  61. Н.Е. О роли международных договоров в защите публичных интересов в международной торговле // Российский юридический журнал. — 2002.-№ 3.
  62. Р.Х., Гордон М. У., Спаногл Д. А. Международные сделки: Пе-рев. с англ. М., 1996.
  63. . Международное право предпринимательской деятельности: Пер. с франц. -М., 1993.
  64. Г. Ф. Учебник торгового права (по изданию 1994 г.). — М., 1999.
  65. В.М. Международно-правовое регулирование международных отношений (Вопросы теории и практики) // Государство и право. 2000. -№ 7.
  66. CarreauD., FloryJ. Droit international economidue. Paris, 1990.
  67. Label C. Reflexion sur l’OMC lors du 50-e anniversaire du systeme multi-rateral commercial // Journal du droit international. Paris, 1998. — № 4.
  68. Stirn B. Droit national, droit europeen, droit international // Cahiers fran-9ois. Paris, 1998. — № 288.
  69. Syon-Can. Manuel de dvoit cameral. Paris, 1911.
  70. Abdesselem M. Tunisia // International Encyclopedia of Comparative Law.- 1973. -Vol.1.
  71. American jovrnal op. Compas. Zaw. 1979.
  72. Amin S.H. Midlle East Legal Sistems. Royston- Glusgow, 1985.
  73. Amin A.H. Middle East Legal Sistems. Royston, 1985.
  74. Bedjamu M. Algeria // International Encyclopedia of Comparatie Law. -1972.-Vol.1.
  75. Britanica. 1994. — Vol.21.
  76. Chehata C. Egypet // Internal Encyglopedia of Comparatie Law. Paris, 1972.-Vol.1.
  77. Gilae Problems of international economic lave // Pal. Yb. International Sara. 1984.-V.21.
  78. Gannagu P. Lebunon // International Encyclopedia of Comparative Law. -Paris, 1972.-Vol.1.
  79. Hakim A. Irag // International Encyclopedia of Comparative Law. Paris, 1972.-Vol. 1.
  80. Halliday F. Yemen // The Oxford companion to politics of the world. -N.Y.- Oxford: Oxford Univ, Press, 1993.
  81. Knop K. Here and Hrere: International Law in Domestic Courts // New York University Journal Law and Politics. № 2.
  82. LerrikA. Mian j Saadi Businnes and Labor Law. — London, 1982.
  83. Mullerson R. Ordering Amurchy International Souety. The Haque, 2000.
  84. Petersmann E. Intenational economic theory and inrerational economic lau // The itrucure and progress of international lara // The hague. 1986.
  85. Resolution and Decisions adopted by the General Assembly during its fifty-fifth session. 2001. — V. 1.
  86. Senrs C.U. Transnational laru in a changing sociely. N. Y, 1972.
  87. Soroenfeld T. International economic lave // American of international Save. 1986. — Vol.80, № 3.
  88. Wichersham W.G. Legal Sistem of Lebanon // International Lawyer. -1971. Vol.5.Zafer C. Reflexions sir LOMC lore due 50-e annieersaise due system multirate ral: Simpact dun monde en transformation ecanomie // J due drit intern. -1998.-№ 4.
  89. . A.M. иль Фарадж. Комментарий к гражданскому закону Египта. Каир, 1978. — 4.1 (на арабском языке).
  90. А.Б. Международный торговый арбитраж. Египет, 1999.
  91. М.А. Основы торгового права. — Египет, 1999.
  92. X. Правовая защита арабских инвестиций. Египет, 1988.
  93. С. Шариат. Т. З. Египет, 1987.
  94. А. Торговое право: Учебник. Египет, 1985.98. • Сулейман А. Д. Объяснение торгового права. Ливан, 1995.
  95. А. Торговое право. 4.1. — Иордания, 1998.
  96. А., Укагиа М. А. История права и нормы. — Египет, 1989.
  97. А. Торговое право и источники. — Иордания, 1998.
  98. Али А. А. Правовое мусульманское право — Йемен, 1999.
  99. Н.Р. Торговое право. — Эмираты, 1992.
  100. А.З. Международное общее право. Йемен, 2000.
  101. А.А. Объяснение торгового права. — Йемен, 2001.
  102. Ш. Торговое право. — Египет, 1966.
  103. АД. Торговое право. Ливан, 1995.
  104. С. Торговое право. — Египет, 1977.
  105. А. Торговое право. — Эмираты, 1992.
  106. Али Б. Объяснение торгового права. Египет, 1967.
  107. Али Х. Ю. Сокращенное торговое право. — Египет, 1969.
  108. С.Ш. Возникновение торгового права в среднем веке. — Египет, 1988.
  109. А. Объяснение торгового права. — Египет, 1965.
  110. Али Х. Ю. Торговое право. Египет, 1969.
  111. А. Р. Объяснение торгового права. Ч. 1. Египет, 1972.
  112. А. Сокращенное торговое право. Ч. 1. Египет, 1970.
  113. К. Т. Торговое право. 1983.
  114. Абдулъсалам 3. Торговое право. Ч. 1. Египет, 1927.
  115. Али 3. Источники торгового права. Египет, 1945.
  116. С.Ш. Торговое право. Египет, 1962.
  117. А.Р. Источники торгового права. Ч. 1. — Египет, 1972.
  118. Р. Торговое право. Кавит, 1985.
  119. Г., Хусни А. Торговое право. — Египет, 1962.
  120. С. Объяснение и значение торговца. Египет, 1938.
  121. М. Основание торгового права. Ч. 1. — Египет, 1954.
  122. Али Ж. Д. Сокращение по торговому праву. — Египет, 1975.
  123. Официальный журнал ОАЭ. № 72. — 1978.
  124. А.А. Торговое право.- Йемен, 2001.
  125. Х.А. Торговое право. — Иордания, 1992.
  126. А. Торговое право и гражданский суд. — Иордания, 1993.
  127. А., Фаиз А. Торговое право. Египет, 1990.
  128. Н.Р. Принципы торгового права. — Эмираты, 1995.
  129. М., Афеф. Сокращенное торговое право. — Египет, 1988.
  130. М.А. Основное в Конституции Эмиратов. — 1988.
  131. А., Абузид Р. Основное в торговом праве и гражданский суд.
  132. X. Статья в международной торговле. — Египет, 1980.
  133. Ш. Международное торговое право. Египет, 1950.
  134. Али Ж. Д. Процесс Банки от ответственности право. — Египет, 1981.
  135. С.Ш. Торговое право. Египет, 1971.
  136. X. Международное торговое право. Египет, 1980.
  137. А.А. Торговое право — Ливан, 1995.
  138. А. Введение. — Египет, 1962.
  139. С. Торговое право. Египет, 1977.
  140. Н.Б. Принципы торгового права. ОАЭ, 1993.
  141. Атиф.А-Мухаммед.Х. А. Принципы торгового права. Ливан, 1981.
  142. Абдулвахид.А. Х. Международное общее право. Иордания, 1978.
  143. А. Д. Ливанское торговое право. Ливан, 1995.
  144. Актам Алькули. Сокращенное торговое право. 1970.
  145. С.А. Торговое право. 4.1. Египет, 1986.
  146. А. Объяснение торгового права. — Иордания, 1998.
  147. А. Объяснение торгового права. Ч. 1. — Иордания, 1998.
  148. А. Объяснение торгового права. Йемен, 2001.
  149. А., Мухаммад Х. А. Принципы торгового права. Иордания, 2001.
  150. М. Торговое право. — Саудовская Аравия, 1999.
  151. Официальный журнал (Египет). — 1954.- Т.2
  152. Мохоммед.С. А. Торговое право. — Египет 1986.
  153. С.Ш. Торговое право. Египет, 1972.
  154. А. Арбитражные соглашения. — Египет, 1988.
  155. . Общая теория арбитражного соглашения. — Египет, 1996.
  156. С.Х. Подписание договоров государством с иностранными юридическими лицами. — Египет, 1996.
  157. Р. Арбитражные соглашения в международном частном праве.-Египет, 1986.
  158. Р. Роль арбитражных соглашения в подписании международных договоров. — Египет, 1990.
  159. А. Национальный арбитраж. Египет, 1984.
  160. Р. Общие принципы международного права. Алжир, 1981.
  161. А.С. Теория международных договоров и международное торговое право. Египет, 1988.
  162. М.А. Общие принципы заключения договора. ОАЭ, 1991.
  163. Ибрахгш, А А. Международное частное право. Сирия, 1973.
  164. Г. А. Решения арбитражного суда в сфере инвестиций. Египет, 1993.
  165. А.Х. Монополия нефтяных технологий в нефтедобывающих странах. 1985.
  166. А.С. Подписание договоров и соглашений в области международной торговли. — 1985.
  167. Салих А.Б. II Журнал «Атавасил». — 2000. — № 3 (янв.). — С.З.
Заполнить форму текущей работой