Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система обеспечения внутренней безопасности Китайской Народной Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме того, необходимо уделять особое внимание вопросам материального обеспечения сотрудников органов, входящих в СОВБ РФ. Качественное укомплектование органов, входящих в СОВБ КНР, обеспечивается за счет высокой заработной платы, высокого уровня личной безопасности и других социальных льгот (бесплатное жилье, высокое пенсионное обеспечение) полицейского и военнослужащего по сравнению с другими… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Правовые основы деятельности системы обеспечения внутренней безопасности Китайской Народной Республики
    • 1. История возникновения, становления и развития правоохранительных институтов, входящих в систему обеспечения внутренней безопасности Китайской Народной Республики
    • 2. Основы правовой регламентации деятельности правоохранительных органов КНР, входящих в систему обеспечения внутренней безопасности Китайской Народной Республики при несении службы
    • 3. Формы полицейской деятельности правоохранительных органов, входящих в систему обеспечения внутренней безопасности КНР при несении службы
  • Глава II. Организационные основы деятельности системы обеспечения внутренней безопасности Китайской Народной Республики
    • 1. Структура органов исполнительной власти Китайской Народной Республики, ответственных за обеспечение внутренней безопасности
    • 2. Особенности организации кадровой деятельности элементов системы обеспечения внутренней безопасности Китайской Народной Республики

Система обеспечения внутренней безопасности Китайской Народной Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования определяется тем, что современная жизнь поставила перед юридической наукой и практикой ряд конкретных задач, связанных с необходимостью исследования передового опыта функционирования государственных правоохранительных институтов зарубежных стран.

В настоящее время в Российской Федерации и на международной арене продолжаются сложные политические и социально-экономические процессы. Внутреннее положение современной России наряду с позитивным влиянием проводимых реформ характеризуется негативными и достаточно долговременными последствиями международного системного экономического кризиса.

Проблемы повышения эффективности деятельности системы обеспечения внутренней безопасности государства (далее — СОВБ) всегда и во всех странах относились к числу наиболее важных. Это и понятно, ведь история развития человеческого общества показывает, что недостаточная результативность усилий по борьбе с правонарушениями порождает в стране атмосферу страха и неуверенности, подрывает доверие населения к власти. Не случайно в мире постоянно идет интенсивный поиск оптимальных моделей организации и управления силами обеспечения внутренней безопасности, совершенствуется стратегия и тактика деятельности элементов, входящих в СОВБ, и Россия является не исключением. При этом все чаще ученые обращают свои взоры на Восток.

В связи с этим, даже в гносеологическом плане, представляет интерес вопрос: каким образом проблемы, подобные российским, преодолела Китайская Народная Республика (далее — КНР, Китай)? КНР, имея схожие и даже более острые национальные, территориальные, демографические, политические проблемы, чем имелись в Советском Союзе, не отказавшись от коммунистической идеологии и ориентации на построение социалистического общества, на данный момент является одной из самых динамично развивающихся стран мира, с мощной экономикой.

В конце XX в. и на протяжении первого десятилетия XXI в. КНР был совершен громадный рывок вперед. Объем ВВП Китая, по итогам 2011 г., вырос на 9,2%, по сравнению' с 2010 г., и составил 47,2 трлн юаней (7,5 трлн дол. США)1. Китай стал второй экономикой мира, колоссальные объемы иностранных инвестиций вливаются в эту страну, демографический ресурс -1325 млн человек (данные 2008 г.). С точки зрения внешнеполитического капитала, Китай — постоянный член Совета Безопасности ООН, легальная ядерная держава, активный член Группы двадцати (G20- англ. Group ofTwen-ty Finance Ministers and Central Bank Governors), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), РИКИ (союз России, Индии, Китая, Ирана, основанный на совпадении общих устремлений в плане организации евразийского пространства, основной целью которого является препятствие эскалации международных конфликтов) и БРИКС ([англ. BR1CS] - группа из пяти быстро-развивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика [Brazil, Russia, inclia, China, South Africa]), участник механизмов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН, англ. Association of Southeast Asian Nations) и др.

По нашему мнению, такие системные факторы, как огромные территории Российской Федерации и Китая, многонациональный состав населения, наличие проявлений сепаратизма являются объединяющим фактором изучения и внедрения в практическую деятельность правоохранительных органов России опыта Китая по урегулированию внутрикризисных ситуаций.

Несомненное значение для России имеет изучение опыта КНР для совершенствования организации деятельности структур органов исполнительной власти, обеспечивающих внутреннюю безопасность. Это изучение будет способствовать расширению совокупности наших представлений о путях государственного строительства в сфере обеспечения правопорядка в системе органов исполнительной власти Российской Федерации, обогатит и придаст новое качество знаниям о формах и методах борьбы с правонарушениями, что, в свою очередь, даст возможность продуктивнее работать над совершенствованием отечественных правовых институтов, находить более конструктивные теоретические и практические решения проблем в правотворческой и правоприменительной деятельности органов обеспечения внутренней безо.

1 См.: ВВП КНР в 2011 г. зырос, на 9.2% // Новости финансового мира URL: htlp://myfin.nel/ukraine/economy^ 11 -g-vyros-na-92−19 114 966.html (дата обэащения: 17.01.2012).

См.: Щербакова Е. На середину 2008 года население Кчтая насчитывало 1325 миллионов человек. URL: http://www.demoscope.ru/weeklv/2008/0347/barom01.php (дата обращения: 06.07.2011). пасности России, кроме того, окажет влияние на укрепление законности в процессе осуществления этой деятельности. Среди привлекающих внимание аспектов развития КНР особое место занимает изучение вопросов, связанных с правовыми и организационными основами деятельности СОВБ КНР.

Указанные обстоятельства предопределяют очевидную необходимость всестороннего, многогранного и глубокого изучения административно-правового регулирования в области государственной безопасности и внутренних дел Ю1Р.

Между тем, рассматривая организацию построения полицейских органов КНР, необходимо в первую очередь отметить, что совокупность всех полицейских ведомств и органов КНР относится к централизованной системе.

В представленной работе с административно-правовой точки зрения комплексно и всесторонне рассматриваются основные элементы СОВБ КНР, что в свою очередь, позволит понять специфику возможного дальнейшего пути развития СОВБ Российской Федерации, а также определить проблемы, стоящие на пути ее совершенствования.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. В отечественной науке административного права СОВБ КНР не являлась объектом самостоятельного диссертационного исследования. Различные аспекты данной проблематики в контексте изучения зарубежной полицеи-стики нашли отражение в трудах A.B. Быкова, A.B. Губанова, H.A. Сморо-динсковой, Т.В. Кикоть-Глуходедовой, Д. Д. Шалягина и др. Однако научных работ, посвященных непосредственно общему анализу СОВБ отдельно взятых стран, а тем более подробному изучению организационных и правовых аспектов деятельности их правоохранительных органов, совсем не много.

В России не проводились фундаментальные научные исследования, посвященные изучению организаций деятельности СОВБ КНР. Это предопределило выбор темы настоящег о диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования являются закономерности и тенденции развития общественных отношений, складывающиеся в КНР в процессе обеспечения внутренней безопасности страны, рассмотренные с позиций субъектов государственного управления и реализации правоохранительной функции.

Предмет диссертационного исследовании составляют Конституция КНР, законы и подзаконные нормативные правовые акты, отражающие деятельность различных органов СОВБ КНР, а также научные труды, посвященные данной проблематике.

Целью диссертационного исследования явилось комплексное изучение исторически сложившейся СОВБ современной КНР, выявление ее характерных черт, анализ эффективности организации функционирования и правовых основ деятельности элементов СОВБ КНР, характеристика их места в системе органов исполнительной власти страны, а также разработка рекомендаций по возможному использованию китайского опыта в российских условиях и решение следующих задач:

1) исследовать исторические этапы возникновения, становления и развития СОВБ КНР;

2) провести анализ правовых основ деятельности Министерства общественной безопасности КНР (далее — МОБ КНР), Народной вооруженной полиции КНР (далее — НВП КНР), Министерства государственной безопасности КНР (далее — МГБ КНР), Центрального военного совета КНР (далее — ЦВС КНР), Министерства обороны КНР (далее — МО КНР), составляющими полицейскую суїстему КНР;

3) определить содержание деятельности МОБ КНР, НВП КНР, МГБ КНР, ЦВС КНР, МО КНР по обеспечению общественной безопасности в стране и ее специфику;

4) проанализировать особенности организационной деятельности МОБ КНР, НВП КНР, МГБ КНР, ЦВС КНР, МО КНР, составляющих полицейскую систему КНР, дать характеристику места и роли полицейского аппарата в системе органов исполнительной власти страны и местного самоуправления;

5) с учетом опыта КНР разработать и аргументировать комплекс предложений и рекомендаций по вопросам реформирования СОВБ Российской Федерации.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет диалектический метод познания, ь рамках которого применялась совокупность общенаучных (анализ и синтез, исторический и логический, восхождения от абстрактного к конкретному и др.) и частнонаучных (логико-формальный, системного анализа, сравнительно-правового, контент-анализа и др.) методов теоретического исследования.

Для решения поставленных в диссертации проблем использовались теоретические положения философии, общей теории и истории государства и права, конституционного права, административного права, науки управления, социологии, военной науки.

Теоретическую и эмпирическую базу диссертационного исследования составили двадцать пять нормативных правовых актов на иностранном языке, в том числе Конституция и законы КНР разных лет, материалы Всекитайского собрания народных представителей КНР (далее — ВСНП КНР), других представительных, государственных, партийных и общественных органов КНР, регламентирующих различные аспекты деятельности правоохранительных структур в системе органов исполнительной власти Китая. Значительное место в формировании теоретической базы исследования заняли работы отечественных л зарубежных синолоюв, материалы межгосударственных органов и периодической печати, труды отечественных и зарубежных ученых, касающиеся основ современной государственности, конституционного и административного права, фундаментальные труды в области философии, общей теории государства и праьа, истории государства и права, науки управления и социологии, б ium числе специалистов в области государственного управления: Ю.£. А вру тина, А. П. Алехина, Г. В. Атаманчука, Д. Н. Бахраха, 1С.С. Вельского, И. И. Веремеенко, В. В. Гущина, М. И. Еропкина, И. Н. Зубоьа, Л. М. Колодкина, А. П. Коренева, В. Я. Кикотя, A.M. Кононова, Ю. М. Козлова, B.C. Крылова, С. С. Маиляна, А. Ф. Майдыкова, Н.И. Побежи-мовой, Л. Л. Попова, lO.il. Соловья, Ю. Н. Старилова, Ю. В. Степаненко, С. А. Старостина, Ю.А. Тихомиров^, Г. А. Туманова, И. И. Сыдорука, В. В. Черникова, А. Г1. Шергина, А. Ю. Якимова и др. В основу общетеоретических суждений положены труды известных отечественных правоведов С. С. Алексеева, Ю. М. Антоняна, C.B. Боботова, А. И. Васильева, Г. П. Ермоловича, Д. А. Керимова, И. А. Исаева, J .Д. Ковалева, В. В. Лунева, Л. С. Мамута, М. Н. Марченко, И. И. Мушкета, P.C. Мулукаева, B.C. Нерсесянца, В. П. Сальникова, Л. И. Спиридонова, C.B. Степашина, З. М. Черниловского, В. Е. Чиркина.

В качестве фактического материала использованы данные Государственного статистического управления КНР, материалы международных научных конференций и рабочих встреч с представителями Народной полиции КНР, сведения, полученные автором в ходе служебных командировок и рабочих встреч в КНР в 2008;2012 гг., материалы МОЕ КНР, МО КНР, УМВД России по Хабаровскому краю, филиала НЦь Интерпола УМВД России по Хабаровскому краю. Также были использованы информационно-аналитические и справочные материалы, материалы печатных и электронных СМИ и Интернета.

Научная новизна диссертационное исследования заключается в том, что оно является одной из первых в отечественной науке административного права работой, посвященной изучению правовых и организационных основ деятельности различных элементов СОВБ КЯР.

В работе впервые проанализированы цели, задачи, функции и полномочия МОБ КИТ", НВП КНР, MfL К .41, ЦВС КИР, МО КІЇР, являющихся элементами СОВБ КНР, сформ^^шрованы принципы их деятельности управления, комплектования и прохождения службы, показаны формы взаимодействия всех элементов СОВБ КНР. Автором определен комплекс нормативных правовых актов КНР, рсгламеніирующих организацию деятельности МОБ КНР, НВП КНР, МТБ КНР, ЦВС КНР. МО КНР: Закон КНР от 1 июля 1979 г. «Об организации Народных цудов», Закон КНР о г 1 июля 1979 г. «Об организации Народной прокуратуры». Закон КНР от 10 сентября 1980 г. «О гражданстве», Закон КНР от 22 ноября !9б5 г. «О порядке въезда в страну и выезда из страны иностранцев», Закон КЯР от 31 октября 1989 г. «О собраниях, уличных шествиях и демонстрациях)-, Закон КНР от 22 февраля 1993 г. „О государственной безопасности“, Закон КНР от 29 декабря 1994 г. „О тюрьмах“, Закон КНР от 28 февраля J 99 і, г. „О Народной полиции“, Закон КНР от 1 марта Ю96 г. „О военном (чрезвычайномположении“, Закон КНР от 5 июля 199Ъ г. <чО коніроле за огнестрельным оружием», Закон КНР от 14 марта 1997 г. «Об оборонен, Закон КНР о г 29 декабря 1997 г. „О мерах по борьбе с землетрясениями и уменьшению их последствий“, Закон КНР от 29 апреля 1998 г. „О борьбе с пожарами“. Закон КНР от 29 декабря 1998 г. „О воинской обязанности“, Закон КНР от 28 окілоря 2003 г. „О безопасности дорожного движения“, Закои КНР о г 31 октября 200о г. „О мерах по борьбе с отмыванием денег“, Закон КНР от 29 декабря 2007 г. „О контроле за наркотиками“, Закон КНР от 27 авгста 200? і. „О Народной вооруженной полиции“, Наставление or і7 декабря 1988 г. wO Китайской Народной вооруженной полиции», Правила ьо охране общественного порядка Народной полиции КНР от 1 июля 1992 г, приказ МОБ КНР oi 28 аъреля 2000 г. № 53 «Об утверждении внутреннего Устава Народной полиции общественной безопасности», приказ МОБ КИР от 6 февраля 2001 г. № 57 «Об утьерждении Правил по регулированию ношения форменьой одежды И VriaKOB отличия Народной полиции»,.

Приказ МОБ КНР от 23 ноября 2005 г. № 85 «Об утверждении Правил по регулированию механизма обучения и подготовки по охране общественной безопасности», приказ МОБ КНР от 23 ноября 2005 г. № 82 «Об утверждении Правил о технической защите, обеспечивающей безопасность Интернета», приказ МОБ КНР от 1 июня 2007 г. № 93 «Об утверждении Правил органов общественной безопасности о работе на предприятиях и организациях по охране общественного порядка».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Вывод о том, что система обеспечения внутренней безопасности КНР развивалась параллельно с государством и прошла три этапа развития, которые характеризовались образованием специальных органов по обеспечению внутренней безопасности государства, тем самым СОВБ КНР обладает значительным историческим и практическим опытом и является важнейшим элементом системы государственной власти страны.

2. Установлено, что система обеспечения внутренней безопасности КНР, являясь важнейшим элементом системы государственной власти страны, представляет собой сложную, строго иерархическую структуру с жестким, многоуровневым контролем над деятельностью всех ее элементов со стороны Коммунистической партии Китая (далее — КПК), органов законодательной и исполнительной власти, прокуратуры, судов. Центральное место в СОВБ КНР занимает полицейская система КНР, которая осуществляет свою деятельность в системе органов исполнительной власти и совместно с законодательными, а также судебными органами образует СОВБ КНР. На основе анализа структуры органов государственной власти КНР определено, что полицейская система КНР — это совокупность функционирующих в системе органов исполнительной власти и взаимно дополняющих друг друга в процессе реализации поставленных задач государственных правоохранительных институтов, деятельность которых направлена на эффективную защиту личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

3. Выявлено, что органы полицейской системы КНР, входящие в СОВБ КНР, выполняют задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в стране, обладают точно сформулированными законодательством властными полномочиями, имеют особую структуру управления и осуществляют свою деятельность специфическими методами, включая конспиративные и насильственные действия. Будучи силовым гарантом существующего конституционного строя и законности в стране, они эффективно выполняют возложенные на нее задачи.

4. Вывод о том, что модель системы обеспечения внутренней безопасности КНР на основании различий в административно-правовом статусе ее элементов является централизованной и характеризуется следующими основными чертами: а) доминирующей и руководящей силой элементов системы обеспечения внутренней безопасности КНР является Коммунистическая партия Китая, которая через созданные в каждом структурном подразделении партийные комитеты осуществляет постоянный и жесткий контроль над деятельностью СОВБ КНР. Кроме того, структурные подразделения СОВБ КНР подвергаются контролю со стороны Государственного совета КНР и Всекитайского Собрания Народных представителей КНР посредством принятия законов, регламентирующих административно-служебную деятельность элементов СОВБ КНРб) состав полицейской системы СОВБ КНР включает в себя такие органы и министерства, как Министерство общественной безопасности КНР, Народная вооруженная полиция КНР, Министерство государственной безопасности КНР, Центральный Военный совет КНР, Министерство обороны КНР, которые имеют особый правовой статус, обладают взаимопересекающимися полномочиями в области обеспечения общественной безопасностив) центральное место в системе обеспечения внутренней безопасности КНР занимает Министерство общественной безопасности КНР, которое не только руководит Народной полицией КНР, но и отвечает за проведение спасательных работ, организацию гражданской обороны, контроль над деятельностью местных органов власти и др. В состав Министерства общественной безопасности КНР входят службы: полиция общественной безопасности, криминальная полиция, железнодорожная полиция, полиция по контролю дорожного движения, тюремная полиция, речная и морская полиция, полиция по охране лесов, таможенная полиция, полиция гражданской авиации, полиция по охране народнохозяйственных объектов, судебная полицияг) диверсификация деятельности двух элементов системы обеспечения внутренней безопасности КНР — Министерства общественной безопасности КНР и Министерства государственной безопасности КНР. Данные органы исполнительной власти осуществляют в полном объеме полномочия в разведывательной и контрразведывательной деятельности, что является показательным примером по обеспечению внутренней и внешней безопасности государства.

5. Система полицейского законодательства КНР представляет собой хорошо продуманную совокупность законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, основными из которых являются Конституция КНР 1982 г., Закон КНР 1993 г. «Об обороне», Закон КНР 1993 г. «О военном (чрезвычайном) положении», Закон КНР 1993 г. «О государственной безопасности», Закон КНР 1995 г. «О Народной полиции», Закон КНР 1998 г. «О воинской обязанности», Закон КНР 2009 г. «О Народной вооруженной полиции». Данные нормативные акты определяют место элементов системы обеспечения внутренней безопасности КНР в общей структуре государственного управления, их задачи и компетенцию, принципы организации и деятельности, стратегические и тактические методы и формы работы.

6. Аргументировано, что положительный опыт деятельности системы обеспечения внутренней безопасности КНР может быть использован в процессе реформирования СОВБ РФ по следующим направлениям: а) совершенствование системы прохождения службы в органах, входящих в СОВБ РФ, начиная с первоначального этапа — поступления на службу и заканчивая прекращением службы. Предлагается взять за образец систему комплектования кадрового состава СОВБ КНР, осуществляемую посредством конкурсного отбора (рядовой состав 50−80 человек на место, офицерский состав 150 — 170 человек на место), и основным условием которого является окончание ведомственного образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования. При этом лицо, поступающее в ведомственное образовательное учреждение, должно уже иметь высшее образование (желательно юридическое).

Кроме того, необходимо уделять особое внимание вопросам материального обеспечения сотрудников органов, входящих в СОВБ РФ. Качественное укомплектование органов, входящих в СОВБ КНР, обеспечивается за счет высокой заработной платы, высокого уровня личной безопасности и других социальных льгот (бесплатное жилье, высокое пенсионное обеспечение) полицейского и военнослужащего по сравнению с другими категориями государственных служащихб) внедрение системы прогнозирования правонарушений, в том числе преступлений полицейских, совершенствование режима проведения служебных проверок, позволяющих выявлять недостатки при несении и организации службы, должностных злоупотреблений полицейских. Анализ деятельности СОВБ КНР показывает, что противодействию неправомерной деятельности со стороны должностных лиц органов, входящих в СОВБ, способствуют регулярные ротации, перераспределение полномочий, территорий и объектов обслуживания, проверки в отношении сотрудников, расходы которых превышают их доходыв) использование передовых научно-технических достижений в раскрытии и расследовании правонарушений и преступлений. Данное направление может быть реализовано за счет развития специальных компьютерных систем. Следует отметить, что применяемая в КНР полицейская техническая система «Золотой щит» является более эффективной и проработанной по сравнению с российской специальной автоматизированной технической системой наблюдения «Безопасный город" — г) предупреждение и борьба с организованной преступностью, коррупцией и терроризмом. Данная деятельность, как показывает сравнительно-правовой анализ СОВБ КНР, должна осуществляться не только за счет репрессивных методов воздействия на нарушителей (ужесточение санкций), но и путем повышения уровня правовых знаний, стимулирования правомерной деятельности, разработки комплекса мер политического и социально-экономического характера (выявление и устранение детерминирующих факторов, способствующих неправомерной, в том числе преступной деятельностивыработка эффективных мер по ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободысовершенствование системы рыночной экономики, разрушение экономической основы деятельности организованной преступности, решение проблем безработицы и т. д.).

Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования. Материалы проведенного исследования вносят вклад в науку по вопросам компаративистики, международной полицеистики — организации и деятельности полицейских систем в различных странах мира. Ряд выводов и рекомендаций, сформулированных автором в диссертационном исследовании, направлен на совершенствование правовых и организационных основ деятельности органов внутренних дел РФ, повышение эффективности функционирования их структурных подразделений, форм и методов борьбы с преступностью, развитие новейших методик подготовки кадров и переподготовки личного состава органов внутренних дел РФ.

Результаты исследования могут быть использованы в нормотворческой и правоприменительной практике, в научно-исследовательской работе, в учебном процессе высших учебных заведений МВД России при преподавании курсов административного права, истории государства и права зарубежных государств, спецкурсов по полиции зарубежных стран, а также в практической деятельности сотрудников российских правоохранительных органов, ведущих работу по линии двустороннего и многостороннего международного сотрудничества.

Апробация результатов исследования. Выводы и предложения, полученные в ходе проведенного исследования, используются в учебном процессе Дальневосточного юридического института МВД России. Автор в составе авторского коллектива принимал участие в подготовке методических рекомендаций «Органы обеспечения безопасности на объектах транспорта в зарубежных странах» (п. 2.3.15.2 Плана НИР-2011 ВНИИ МВД России) — методических рекомендаций «О профилактике правонарушений при проведении спортивных мероприятий международного характера» (п. 3.4.1 Плана основных организационных мероприятий МВД России на 2010 г.) — аналитических материалов «Структурное построение, задачи, функции, полномочия, порядок реагирования на сообщения о правонарушениях, системы управления патрульными нарядами правоохранительных органов Великобритании, Германии, Канады, Китая и Японии в сфере обеспечения охраны общественного порядка» (направлен в ДООП МВД России исх. № 1645 от 08.06.2010 г.) — аналитических материалов по организации системы безопасности при проведении зимних Олимпийских игр (по материалам отечественных и зарубежных печатных изданий) — (п. 2.3.6 Плана НИР-2010 ВНИИ МВД России). Материалы диссертационного исследования нашли применение в практической деятельности Дальневосточного УМВД России на транспорте и ФКУ НИИ ФСИН России, докладывались на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы предупреждения правонарушений в сфере общественного порядка и общественной безопасности» г. Хабаровск, 2009 г, на международной научно-практической конференции «Борьба с организованной преступностью в приграничных районах» г. Харбин (КНР), 2010 г, на международном «круглом столе» «Уголовное законодательство РФ и КНР: сравнительно-правовой анализ, проблемы, тенденции развития» г. Хабаровск, 2011 г. Ряд положений, рассматриваемых в диссертационном исследовании, отражены в аналитических и справочных материалах, подготовленных диссертантом во время службы в Дальневосточном юридическом институте МВД России, когда он входил в комиссию по международному взаимодействию территориальных органов внутренних дел с правоохранительными органами КНРв отчетах о командировках и результатах официальных рабочих встреч с представителями МОБ КНР. Основные теоретические положения диссертации, выводы и предложения автора изложены в 19 научных статьях, опубликованных в центральных, региональных и ведомственных изданиях. Семь работ опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных перечнем Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений {приложение 1 — Структура органов государственной власти КНРприлоэюе-ние 2 — Органы исполнительной власти КНР, входящие в СОВБ КНРприложение 3 — Организационная структура МОБ КНРприложение 4 — Организационно-территориальная структура органов общественной безопасности КНРприложение 5 — Организационная структура управления общественной безопасности административного округаприложение 6 — Организационная структура вооруженных сил КНРприложение 7 — Ранги (звания) аттестованных сотрудников и знаки различия Народной полиции КНРприложение 8 — Воинские звания и знаки различия НОАК КНРприложение 9 — Авторский перевод Закона КНР «О Народной вооруженной полиции»). Общий объем работы — 175 страниц машинописного текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, нами рассмотрены правовые и организационные основы деятельности элементов СОВБ КНР (Министерство общественной безопасности КНР, Народная вооруженная полиция КНР, Центральный военный совет КНР, Министерство обороны КНР, Министерство государственной безопасности) — важных государственных институтов в системе исполнительных органов власти КНР.

В ходе диссертационного исследования были подвергнуты анализу история возникновения, становления и развития правоохранительных институтов, входящих в СОВБ КНР. Мы привели характеристику общей правовой системы Китая, ее уголовного и уголовно-процессуального законодательства, раскрыли нормативную правовую базу деятельности всех элементов СОВБ КНР, подробно остановившись на ее основополагающих документах — Закон КНР 1995 г., «О Народной полиции» Закон КНР 2009 г. «О Народной вооруженной полиции», Закон КНР 1993 г. «О государственной безопасности», Закон КНР 1993 г. «Об обороне», Закон КНР 1993 г. «О чрезвычайном (военном) положении», Закон КНР 1998 г. «О воинской обязанности».

Была детально рассмотрена организационная структура правоохранительных институтов, входящих в СОВБ КНРсистема управления и подготовки кадровосновные направления деятельностиизучены ее формы и методы в борьбе с преступностью и по обеспечению общественной безопасностиприведены конкретные положительные примеры деятельностиобобщен опыт проведения полицейской реформы на стыке двух веков в обстановке возросшего понимания важности борьбы с транснациональной организованной преступностью.

Проведенное диссертационное исследование, позволяет сделать ряд выводов:

1. СОВБ КНР развивалась параллельно с государством и прошла три этапа становления и развития. Таким образом, СОВБ КНР обладает значительным историческим и практическим опытом и является важнейшим элементом системы государственной власти страны.

2. Политическое руководство КНР в условиях новых вызовов и угроз современности уделяет значительное внимание вопросам повышения эффективности обеспечения общественной безопасности. Именно проведенная в стране в 2008 — 2009 гг. полицейская реформа и учреждение обновленной правоохранительной структуры — МОБ КНР и наделение его целым рядом дополнительных полномочий по укреплению правопорядка и общественной безопасности.

3. Китай, несмотря на новые угрозы, остается в настоящее время одной из самых безопасных стран мира с одним из самых низких уровней преступности в мире. Эти результаты достигнуты во многом благодаря деятельности элементов СОВБ.

4. Правовой основой деятельности органов, входящих в СОВБ КНР, являются общие директивные, статутные и специальные нормативные правовые акты, которые и определяют их правовой статус.

Нормативно установленной целью деятельности элементов СОВБ КНР, которая лежит в основе их компетенции является обеспечение внутренней безопасности КНР. К предметам ведения элементов СОВБ КНР относятся: охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, защита гражданских прав и свобод, защита физических лиц и общества в целом от любых преступных посягательств и всевозможных угрозоказание помощи гражданам в опасных обстоятельствах, защита частной и общественной собственности, поддержка всех видов законной деятельностиоказание помощи и защиты государственным институтампрофилактика преступлений и других нарушений общественного порядка и безопасностивыявление и пресечение преступной деятельности, уголовное преследование за преступные деяния в соответствии с действующим законодательством, сбор доказательств по уголовным делам, розыск и задержание преступников, предание их правосудию, силовое обеспечение приговоров суда, экстрадиция преступниковобеспечение государственной безопасности, осуществление разведывательной и контрразведывательной деятельности на территории страны, борьба со шпионажем и подрывной деятельностью иностранных разведок, проведение антитеррористических мероприятий, обеспечение безопасности руководителей государства, обеспечение правительства информацией о степени террористических угроз, настроениях населения, характере и тенденциях социальных процессов и т. д.- охрана государственной границы, борьба с контрабандойобеспечение исполнения иммиграционного, паспортно-визового, лицензионно-разрешительного законодательства, обеспечение безопасности дорожного и водного движения, охрана окружающей среды, проведение поисково-спасательных мероприятийобеспечение общественной безопасности в условиях чрезвычайных обстоятельств, в случае объявления военного положения на всей территории страны или ее части, борьба с массовыми беспорядками, оказание помощи населению в случаях террористических актов, стихийных бедствий, эпидемий и эпизоотийвзаимодействие с другими государственными институтами и организациями в соответствии со служебными обязанностями, которые вытекают из сферы ответственности полиции. Выполнение задач в интересах других министерств и ведомств.

Властные полномочия, образующие компетенцию элементов СОВБ КНР, заключаются в осуществлении целого ряда функций, например, применение специальных средств и служебного оружия, задержание, производство личного досмотра, допрос, предъявление обвинения к лицам, совершившим преступления и т. д.

Неисполнение компетентностных полномочий сотрудниками органов, входящих в СОВБ КНР влечет юридическая ответственность, которая по своему характеру может быть административной, материальной и уголовной.

5. Все государственные (полицейские) органы (МОБ КНР, НВП КНР, МТБ КНР, ЦВС КНР и МО КНР), задачей, которых является охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности независимы друг от друга, а только координируют между собой свою деятельность под общим началом КПК.

6. СОВБ КНР, являясь важнейшим элементом системы государственной власти страны, представляет собой сложную, строго иерархическую структуру с жестким, многоуровневым контролем над деятельностью всех ее элементов со стороны КПК, органов законодательной и исполнительной власти, прокуратуры, судов.

7. Центральное место в СОВБ КНР занимает полицейская система КНР, которая осуществляет свою деятельность в системе органов исполнительной власти и совместно с законодательными, а также судебными органами образует СОВБ КНР. На основе анализа структуры органов государственной власти КНР определено, что полицейская система КНР — это совокупность функционирующих в системе органов исполнительной власти и взаимно дополняющих друг друга в процессе реализации поставленных задач государственных правоохранительных институтов, деятельность которых направлена на эффективную защиту личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

8. Органы полицейской системы КНР, входящие в СОВБ КНР, выполняют задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в стране, обладают точно сформулированными законодательством властными полномочиями, особой структурой управления и осуществляют свою деятельность специфическими методами, включая конспиративные и насильственные действия. Будучи силовым гарантом существующего конституционного строя и законности в стране, они эффективно выполняют возложенные на нее задачи.

9. СОВБ КНР на основании различий в административно-правовом статусе ее элементов является централизованной и характеризуется следующими основными чертами:

1) доминирующей и руководящей силой элементов СОВБ КНР является КПК, которая через созданные в каждом структурном подразделении партийные комитеты осуществляет постоянный и жесткий контроль над деятельностью СОВБ КНР. Кроме того, структурные подразделения СОВБ КНР подвергается контролю со стороны Государственного совета КНР и ВСНП КНР посредством принятия законов, регламентирующих административно-служебную деятельность элементов СОВБ КНР;

2) состав полицейской системы СОВБ КНР включает в себя такие органы и министерства, как МОБ КНР, НВП КНР, МТБ КНР, ЦВС КНР, МО КНР, которые имеют особый правовой статус, обладают взаимопересекающимися полномочиями в области обеспечения общественной безопасности;

3) центральное место в СОВБ КНР занимает МОБ КНР, которое не только руководит Народной полицией КНР, но и отвечает за проведение спасательных работ, организацию гражданской обороны, контроль над деятельностью местных органов власти и др. В состав МОБ КНР входят службы: полиция общественной безопасности, криминальная полиция, железнодорожная полиция, полиция по контролю дорожного движения, тюремная полиция, речная и морская полиция, полиция по охране лесов, таможенная полиция, полиция гражданской авиации, полиция по охране народнохозяйственных объектов, судебная полиции;

4) диверсификация деятельности между двумя элементами системы обеспечения внутренней безопасности КНР — МОБ КНР и МТБ КНР. Данные органы исполнительной власти осуществляют в полном объеме полномочия в разведывательной и контрразведывательной деятельности, что является показательным примером по обеспечению внутренней и внешней безопасности государства.

10. Система полицейского законодательства КНР представляет собой хорошо продуманную совокупность законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, основными из которых являются Конституция КНР 1982 г., Закон КНР 1993 г. «Об обороне», Закон КНР 1993 г. «О военном чрезвычайном) положении», Закон КНР 1993 г. «О государственной безопасности», Закон КНР 1995 г. «О Народной полиции», Закон КНР 1998 г. «О воинской обязанности», Закон КНР 2009 г. «О Народной вооруженной полиции». Данные нормативные акты определяют место элементов системы обеспечения внутренней безопасности КНР в общей структуре государственного управления, их задачи и компетенцию, принципы организации и деятельности, стратегические и тактические методы и формы работы.

12. Современная система подготовки кадров в КНР направлена на то, чтобы дать будущим полицейским и военнослужащим реальные практические навыки их предстоящей работы, а не отвлеченные от жизни отрывочные псевдо-академические познания в той или иной отрасли права.

13. Взаимоотношения элементов СОВБ КНР и общества в КНР являют собой яркий пример национального консенсуса: граждане КНР воспринимают их в качестве идеала.

14. Положительный опыт деятельности системы обеспечения внутренней безопасности КНР может быть использован в процессе реформирования СОВБ РФ по следующим направлениям: а) совершенствование системы прохождения службы в органах, входящих в СОВБ РФ, начиная с первоначального этапа — поступления на службу и заканчивая прекращением службы. Предлагается взять за образец систему комплектования кадрового состава СОВБ КНР, осуществляемую посредством конкурсного отбора (750 — 800 человек на место), и основным условием которого является окончание ведомственного образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования. При этом лицо, поступающее в ведомственное образовательное учреждение, должно уже иметь высшее образование (желательно юридическое).

Кроме того, необходимо уделять особое внимание вопросам материального обеспечения сотрудников органов, входящих в СОВБ РФ. Качественное укомплектование органов, входящих в СОВБ КНР, обеспечивается за счет высокой заработной платы, высокого уровня личной безопасности и других социальных льгот (бесплатное жилье, высокое пенсионное обеспечение) полицейского и военнослужащего по сравнению с другими категориями государственных служащихб) внедрение системы прогнозирования правонарушений, в том числе преступлений полицейских, совершенствование режима проведения служебных проверок, позволяющих выявлять недостатки при несении и организации службы, должностных злоупотреблений полицейских. Анализ деятельности СОВБ КНР показывает, что противодействию неправомерной деятельности со стороны должностных лиц органов, входящих в СОВБ, способствуют регулярные ротации, перераспределение полномочий, территорий и объектов обслуживания, проверки в отношении сотрудников, расходы которых превышают их доходыв) использование передовых научно-технических достижений в раскрытии и расследовании правонарушений и преступлений. Данное направление может быть реализовано за счет развития специальных компьютерных систем. Следует отметить, что применяемая в КНР полицейская техническая система «Золотой щит» является более эффективной и проработанной по сравнению с российской специальной автоматизированной технической системой наблюдения «Безопасный город" — г) предупреждение и борьба с организованной преступностью, коррупцией и терроризмом. Данная деятельность, как показывает сравнительно-правовой анализ СОВБ КНР, должна осуществляться не только за счет репрессивных методов воздействия на нарушителей (ужесточение санкций), но и путем повышения уровня правовых знаний, стимулирования правомерной деятельности, разработки комплекса мер политического и социально-экономического характера (выявление и устранение детерминирующих факторов, способствующих неправомерной, в том числе преступной деятельностивыработка эффективных мер по ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободысовершенствование системы рыночной экономики, разрушение экономической основы деятельности организованной преступности, решение проблем безработицы и т. д.).

Подводя итог исследованию правоохранительных институтов, входящих в СОВБ КНР, автор приходит к выводу, что готовых «идеальных» схем, которые можно было бы безболезненно перенести в произвольно взятый уголок земного шара, конечно же, не существует. Ведь в каждой стране имеются свои специфика, менталитет, традиции, национальный характер. Поэтому любой опыт целесообразнее заимствовать после тщательного отбора и глубокого анализа. Вместе с тем, вне всякого сомнения, можно найти немало полезного в китайском опыте и с учетом наших реалий применить его на практике, пусть и не в ближайшей, но хотя бы в среднесрочной перспективе.

Структура органов государственной власти КНР100.

Коммунистическая 3.

•І4' партия Дитая * д.. '^іЛ.

Собрание Народных?- Представителей. КНР.

Постоянный 1.

Неекита Сооранияшародньгх? Представителей КНР jwvy.

Централвныишоенныи.

Ш:." • '-" 'ту' кнр., Щ >'освободительйая армияКитая.

•Яг «» у.

Народное- -ополчение st.-, ''s/Китая—^: г. / Министерства и * 1 ¦' комитщы поссовета І-Ш-^ш, ^.

ПршсгическиеРучреждения прийЛрссовете |j| .угфйления^ведении^, министерств и комите-' /-Тов-Госсовета.

100 См.: Ф^Ай^^РИ^йД 1982 ^ 12Я 4 0. 1Ш: 2006. A 51 И / Пер. изд.: Конституция КНР от 04.12.1982 г. — Пекин, 2006. — 51 с.

Органы исполнительной власти КНР, входящие в систему обеспечения внутренней безопасности КНР.

Министерство общественнойт безопасности.

1 «р» ч КНР .У."'.

Система Л: ^обеспечения".

•" ^№зоМсности. «» .

4ГЖ «.Л.

Министерство, а лА л' ' 1 >/ Ш 1.

ГХ, Л К' % Министерство ¦

• 'л.""". -'обороны КНР • ч ', ^ Я.

Жш.

КНР" «» ш У.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (Нью-Йорк, 2 декабря 1949 г.).
  3. Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.).
  4. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (Нью-Йорк, 31 октября 2003 г.).
  5. Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (Нью-Йорк, 13 апреля 2005 г.).
  6. Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (Пекин, 19 июня 1992 г.).
  7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и злоупотребления ими (Пекин, 25 апреля 1996 г.).
  8. Соглашение между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (Ташкент, 17 июня 2004 г.).
  9. Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (Шанхай, 15 июня 2006 г.).
  10. Об оперативно-розыскной деятельности Текст.: Федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ: [принят Гос. Думой 5 июля 1995 г. (в ред. от 10 июля 2012 г. № 114-ФЗ)] // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
  11. Об обороне Текст.: Федер. закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ: [принят Гос. Думой 24 апреля 1996 г.- одобр. Советом Федерации 15 мая 1996 г. (в ред. от 8 декабря 2011 г. № 424-ФЗ)] // Собрание законодательства РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.
  12. О противодействии терроризму Текст.: Федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3: [принят Гос. Думой 26 февраля 2006 г.- одобр. Советом Федерации 1 марта 2006 г. (в ред. от 8 ноября 2011 г. № 309-Ф3)] // Собрание законодательства РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
  13. О полиции Текст.: Федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ: [принят Гос. Думой 28 января 2011 г.- одобр. Советом Федерации 2 февраля 2011 г. (в ред. от 25 июня 2012 г. № 88-ФЗ)] // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
  14. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года Текст.: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Собрание законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
  15. О военной доктрине Российской Федерации Текст.: Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г. № 146 // Собрание законодательства РФ. 2010. № 7. Ст. 724.1. Законодательство КНР
  16. Ф^Л^дапЩ^ШЛ 1982 ^ 12 Л 4 0. 2006. ^ 5Ж / пер. изд.: Конституция КНР от 04.12.1982 г. Пекин, 2006. — 51 с.
  17. ФФХ^ттАШШШЫ^Ш 19797 Е 1 0. Закон КНР от 01 июля 1979 г. «Об организации Народных судов» / пер. А. Ю. Манцурова.28. ^ФА^ттшшштшш ьк 1979 ^ 7 л 1 0. закон кнр
  18. Об организации Народной прокуратуры" от 01 июля 1979 г. / пер. А. Ю. Манцурова.
  19. Ф^ЛКдапШШШШЛ 1980 ^ 09 л ю 0. Закон КНР от 10 сентября 1980 г. «О гражданстве» / пер. А. Ю. Манцурова.
  20. ФФЛ^ШШШ1993 ^ 2 Л 22 0. Закон КНР от 22 февраля 1993 г. «О государственной безопасности» / пер. А. Ю. Манцурова.33. 1994 ^ 12 л 29 0. Закон КНР от 29 декабря 1994 г. «О тюрьмах» / пер. А. Ю. Манцурова.
  21. Ф^А^ШША&ШШШкк 1995 ^ 2 л 28 0. Закон КНР от 28 февраля 1995 г. «О Народной полиции» / пер. А. Ю. Манцурова.
  22. Ф^ЛйЛЗДШ^ША 1996 ^ З Я 10. Закон КНР от 01 марта1996 г. «О чрезвычайном (военном) положении» / пер. А. Ю. Манцурова.
  23. ФФЛй^ПИЯШША, 1998 ^ 04 Я 29 0. Закон КНР от 29 апреля1998 г. «О борьбе с пожарами» / пер. А. Ю. Манцурова.
  24. Ф^Л^ЗДІІ^ШЛ 2007 ^ 12 Я 29 0. Закон КНР от 29 декабря 2007 г. «О контроле за наркотиками» / пер. А. Ю. Манцурова.44. 2009 ^ 8 Я 27 0. Закон КНР от 27 августа 2009 г. «О Народной вооруженной полиции» / пер. А. Ю. Манцурова.
  25. Наставление «О Китайской Народной вооруженной полиции» от 17 декабря 1988 г. / пер. А. Ю. Манцурова.
  26. Ф^ЛЙЛМЛЕШШШ^ША 1992 1 0. «Правила по охране общественного порядка Народной полиции КНР» от 01 июля 1992 г. / пер. А. Ю. Манцурова.47. 2000 ^ 04 Л 28 ВЦ 53 Ц
  27. Приказ МОБ КНР № 53 от 28 апреля 2000 г. «Об утверждении внутреннего Устава Народной полиции общественной безопасности / пер. А. Ю. Манцурова.48. 57 2001 ^ 2 Л б
  28. Приказ МОБ КНР № 57 от 06 февраля 2001 г. „Об утверждении Правил по регулированию ношения форменной одежды и знаков отличия Народной полиции“ / пер. А. Ю. Манцурова.49. 85 ц) А 2005 щ п л 23 в"шттштш».
  29. Приказ МОБ КНР № 85 от 23 ноября 2005 г. «Об утверждении Правил по регулированию механизма обучения и подготовки по охране общественной безопасности» / пер. А. Ю. Манцурова.50. 82 2005 ^ 11 Л 23
  30. Уголовный кодекс Китайской народной республики / под ред. и с предисл. А.И. Коробеева- пер. с кит. Д. В. Вичикова. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. 176 с.
  31. Монографии и труды российских и зарубежных ученых
  32. Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. — 501 с.
  33. А.П., Кармолицкий A.A., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало, 2002. — 591 с.
  34. Н.Х. История уголовного права КНР. М., 2005. — 344 с.
  35. Х.М., Ахметшин Н. Х., Петухов A.A. Современное уголовное законодательство КНР. M.: ИД «Муравей». — 432 с.
  36. Ю.Я., Фельдман Д. И. История международного права. М.: Международные отношения, 1990. — 205 с.
  37. Н.М., Крылов Б. С., Меркуров Г. С. Организация деятельности органов внутренних дел зарубежных стран. Управление полициями буржуазных стран: уебник. М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1980. — 159 с.
  38. A.A., Москалев A.A. Национальный вопрос в Китае (1911 1949).-М.: Наука, 1984.-241 с.
  39. A.B. Жандармерия западноевропейских государств. М.: ВНИИ МВД России, 1999. — 128 с. — (Сер. «Научные издания для юристов»),
  40. A.B. Система обеспечения внутренней безопасности государства (административно-правовой аспект деятельности). М.: ВНИИ МВД России, 2007. — 120 с.
  41. A.B., Губанов A.B., Капкин A.B., и др. Внутренние войска (структуры им подобные) в системе внутренней безопасности зарубежных государств (1945−1997 гг.). М.: Наука, 1998. — 156 с.
  42. М.Ю., Князев В. В. Полицейские системы зарубежных государств: пособие. В 7 т. М.: ВНИИ МВД России, 2008. Ч. 4. — 60 с.
  43. А.Б. Теория государства и права. М.: Спарк, 1998. — 448 с.
  44. A.B. Государство и полиция: монография / под ред. В. П. Сальникова. СПб.: Фонд «Университет», 2001. — 304 с. (Сер.: «Полицеисти-ка: прошлое, настоящее, будущее»).
  45. A.B. Полиция государств Западной Европы: основные черты организации и деятельности. М.: МАЭП, 1990. — 256 с.
  46. A.B. Полиция Запада. М.: МАЭП, 1993. — 213 с.
  47. A.B. Полиция зарубежных стран. Организационно-правовые основы, стратегия и тактика деятельности. М.: МАЭП, 1999. — 288 с.
  48. JT.M. Государственной строй Китайской Народной Республики. М.: Изд-во «Наука», 1988. — 231 с.
  49. JI.M. Судебные органы Китайской Народной Республики. М.: Изд-во «Наука», 1957. — 165 с.
  50. Т.Л., Макаров A.B. Китай в системе региональной безопасности Северо-Восточной Азии. М.: Юрист, 2009. — 245 с.
  51. Р. Основные правовые системы современности. М.: Прогресс, 1988.-496 с.
  52. Е.В., Цепков Г. Н. Организация деятельности правоохранительных органов зарубежных стран. Сборник материалов № 1. — М.: Академия управления МВД России, 1999. 90 с.
  53. В.Н. Прокуратуры стран мира. М.: Юрлитинформ, 2006. -320 с.
  54. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. М.: Наука, 1988.-213 с.
  55. К.А. Государственный аппарат КНР: 1967−1981. М.: Спарк, 1982.-240 с.
  56. В.Н. Полиция Японии. М.: Прогресс, 1977. — 240 с.
  57. В.П., Путова И. В. Правовые и организационно-методические аспекты международного розыска преступников. М.: Наука, 1999.- 185 с.
  58. Инако Цунэо. Право и политика современного Китая. М.: Прогресс, 1978.-295 с.
  59. Н.Г. Особенности конституционного права Китайской Народной Республики: лекция. Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД России, 2000. — 40 с.
  60. А.Р., Киселев Е. А. Полиция Японии: история и современность: учебное пособие. Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД России, 2001. — 36 с.
  61. В.В., Сазонова Н. И. Полицейские системы зарубежных государств. М.: ВНИИ МВД России, 2005. Ч. 2. — 60 с.
  62. , В.В., Сазонова, Н.И. Полицейские системы зарубежных государств. М.: ВНИИ МВД России, 2006. Ч. 3. — 56 с.
  63. Конституционное (государственное) право зарубежных стран- в 4-х томах / отв. ред. Б. А. Страшун. М.: Юрист, 1998. — 521 с.
  64. A.B. Социальная защита военнослужащих в зарубежных государствах: правовое регулирование. М., 1997. — 206 с.
  65. X. Становление государственной власти в Китае. Империя Западная Чжоу / пер. с англ. СПб., 2001. — 480 с.
  66. .С. Организация деятельности органов внутренних дел зарубежных стран. М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1980. — 159 с.
  67. .С. Патрульно-постовая служба в полициях буржуазных стран. М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1984. — 78 с.
  68. .С. Полиция и органы исполнения наказания в буржуазных странах. М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1989. — 86 с.
  69. .С. Управление полициями буржуазных стран. М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1980. — 159 с.
  70. Р. Китай. История страны / пер. с англ. Д. Воронина, Ю. Гольдбер-га- предисл. К. Королева. -М.: Эксмо- СПб.: Мидгард, 2008. 362 с.
  71. Р.В. Полицейская система Австрии. М.: ВНИИ МВД России, 2004.- 158 с.
  72. Е.В. Юридическая политика и правовая система Китайской Народной Республики. М.: Наука, 1990. — 160 с.
  73. В.В. Деятельность правоохранительных органов зарубежных стран: сб. материалов № 2. М.: Академия управления МВД России, 2000. -150 с.
  74. А.Е. Сущность Конституции Китайской Народной Республики. М.: Госюриздат, 1958. 167 с.
  75. , A.A. Уголовное право зарубежных государств. М.: Юрист, 1998. — 128 с.
  76. Мао Цзэдун. Довести революцию до конца // Избранные произведения. Пекин, 1969. Т. 4.-421 с.
  77. Мао Цзэдун. О новой демократии // Избранные произведения, — Пекин, 1953. Т. 3.-389 с.
  78. A.C. Конфуцианство: этапы развития. Конфуций. Лунь-юй.-СПб., 2006.- 145 с.
  79. Организация первоначальной профессиональной подготовки полицейских зарубежных стран: аналитический обзор / Я. Л. Ванюшин, З.Р. Та-наева. Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. -52 с.
  80. Ю.И. Организация и деятельность полиции за рубежом. -М.: Юрист, 1992.- 178 с.
  81. Полиция и борьба с преступностью за рубежом: информационный сб. Вып. 1 (3). М.: ВНИИ МВД России, 2003. — 103 с.
  82. Полиция и борьба с преступностью за рубежом: информационный сб. Вып. 4. М.: ВНИИ МВД России, 2005. — 72 с.
  83. Полиция и борьба с преступностью за рубежом: информационный сб. Вып. 5.-М.: ВНИИ МВД России, 2006. 94 с.
  84. Полиция и борьба с преступностью за рубежом: информационный сб. Вып. 6.-М.: ВНИИ МВД России, 2007. 88 с.
  85. Полиция и борьба с преступностью за рубежом: информационный сб. Вып. 7.-М.: ВНИИ МВД России, 2008. 76 с.
  86. Полиция и борьба с преступностью за рубежом: информационный сб. Вып. 8.-М.: ВНИИ МВД России, 2009. 92 с.
  87. Правовые основы участия органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве: сб. документов / под ред. В. В. Черникова, Б. Г. Штоколова. Т. 5. М., 2006.
  88. Пэн Дэхуай. Мемуары маршала / пер. с кит. A.B. Панцова, В. Н. Усова, К. В. Шевелева. М.: Воениздат, 1988. — 384 с.
  89. Ф.М. Правовые системы стран мира. М.: Юрид. лит, 1993.-256 с.
  90. К.С. Международная организация уголовной полиции. (Интерпол). М.: Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1972. — 118 с.
  91. К.С. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. М.: ВНИИ МВД России, 1997. — 254 с.
  92. П.И. Система образования в китайском обществе: Социологический анализ социокультурной эволюции. СПб.: Алетейя, 2010. — 212 с.
  93. А.Е., Сизиков М. И. История полиции в России (1718 -1917 гг.). -М.: Наука, 1992.-464 с.
  94. М.В. Зарубежная налоговая и криминальная полиция и их оперативно-розыскная деятельность. М., 2000. — 224 с.
  95. Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. Изд. 2, доп. и перераб. М.: Изд-во М. Ю. Тихомирова, 2008. — 697 с.
  96. Уголовное законодательство России и стран АТР: компаративное исследование: монография / отв. ред. А. И. Коробеев. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2008. — 272 с.
  97. Участие полиции зарубежных стран в профилактике преступности / под ред. Н. И. Сазоновой, В. В. Князева, М. Ю. Васькова, И. Ю. Свешниковой. М.: ВНИИ МВД России, 2007. — 156 с.
  98. Т.Н., Лапин В. В. Деятельность правоохранительных органов зарубежных стран (история, практика, проблемы): сб. материалов № 2. М.: Академия управления МВД России, 1999. 121 с.
  99. З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Юристъ, 1996.-576 с. 124. 1-Шт. 2004. 70 Цзыдень Цхай. Оружие, вооруженные силы, война — Народная вооруженная полиция Китая: Монография. — Пекин, 2004. — 70 с. / пер. А.Ю. Манцурова
  100. Статьи научного и информационно-аналитического характера, опубликованные в периодической печати
  101. Ван Цзунинь. Год после Тяньаньмэнь // Новое время. 1990. № 27.
  102. Н.Ф., Цзян Хуэйлинь. Реформа уголовного законодательства Китая // Вестник московского университета. Сер. 11. Право. 1998. № 4. -С. 74 76.
  103. Лю Шаоци. О проекте Конституции Китайской Народной Республики // Народный Китай. 1954. № 19. С. 1 — 39.
  104. P.M. К переоценке тяньаньмэньских событий // Проблемы Дальнего Востока. 1989. № 4.
  105. Г. С. Политико-правовая идеология и кризис политической власти в Китае // Сов. государство и право. 1967. № 6. С. 59 — 66.
  106. А. Мониторинг эффективности применения уголовного наказания за преступления коррупционной направленности // Уголовное право. 2011. № 3.-С. 111−114.
  107. Пан Дунмэй. Новые тенденции развития уголовного законодательства в Китае // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2011. № 2 (16). С. 61 — 67.
  108. А. Дэн указал Китаю путь // Известия. 1997. № 34.
  109. Российская Бизнес-газета. Бизнес и власть. 2011. № 835 (6).
  110. Р.Г. МВД России: особенности становления и развития // Российская газета. 2009. 28 июля. № 4961 (137).
  111. Ю. Тревожные дни в июне // Новое время. 1989. № 25.
  112. Ю. Эхо июньских событий // Новое время. 1989. № 28.
  113. Дж. Китай после Дэн Сяопина // За рубежом. 1995. № 7.
  114. А.П. Понятие и содержание механизма административно-правового регулирования // Научный портал. 2009. № 1 (5). С. 3 — 13.
  115. Материалы научных конференций
  116. Л.М. Зарубежный опыт управления персоналом полиции: материалы межвуз. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 27 28 мая 1993 г-СПб., 1995.4.1.
  117. Н.Х. Китайско-русский юридический словарь / под ред. Н. Х. Ахметшин, Ли Дэпин. М.: Восток-Запад, 2005. 684 с.
  118. Китайский законодательный ежегодник. Шанхай, 1987.
  119. Китайская философия: Энциклопедический словарь / гл. ред. М. Л. Титаренко. М.: Наука, 1994. 620 с.
  120. С.Ю. Русско-китайский словарь юридических, экономических и банковских терминов. М.: Муравей, 2004. 208 с.
  121. Чжу Имин, Яо Иэнь, Ши Чжунбао, У Кэли, Се Цзайфу, Мэй Цзяц-зюй, У Хаосю, Чжу Биньсянь, Хун Хунцзюнь. Китайско-русский словарь. -М.: Вече- Изд-во: Шану инынугуань, 2003. 1250 с.
  122. Диссертации и авторефераты
  123. Т.П. Полиция Франции. Реформы полицейского управления 1960−1980 гг. и проблемы охраны общественного порядка: дис.. канд. юрид. наук. М., 1990. 180 с.
  124. В.Н. Финансовая Гвардия Италии: организационно-правовые основы деятельности: дис.. канд. юрид. наук. М., 2001. — 142 с.
  125. В.В. Организационно-правовые основы кадрового обеспечения деятельности полиции государств Западной Европы: дис.. канд. юрид. наук. М., 2002. — 147 с.
  126. Е.О. Правовые основы организации и деятельности полиции Испании: дис.. канд. юрид. наук. -М., 2002. 137 с.
  127. A.B. Организационно-правовые основы деятельности жандармерии западноевропейских государств в обеспечении общественной безопасности: дис.. канд. юрид. наук. -М., 1998. 168 с.
  128. A.B. Теоретические и прикладные проблемы функционирования национальных полицейских систем: дис.. д-ра юрид. наук. М., 2008.-366 с.
  129. Д.В. Концепции организации деятельности полиции и возможности их использования в отечественной практике: по материалам США и некоторых стран Западной Европы: дис.. канд. юрид. наук. М., 2005.-234 с.
  130. И.Н. Правовые проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: дис.. д-ра юрид. наук. М., 1999. — 398 с.
  131. И.А. Полиция в механизме современного государства: дис.. канд. юрид. наук. М., 2002. — 237 с.
  132. О.В. Полиция и жандармерия 5 Республики во Франции (историко-правовой аспект): дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1999. — 150 с.
  133. H.H. Международно-правовые основы организации и деятельности Европейской полицейской организации (Европол) и ее сотрудничество с правоохранительными органами Российской Федерации: дис.. канд. юрид. наук. М., 2007. — 158 с.
  134. A.B. Основы организации и функционирования полиции зарубежных государств и использование их опыта для совершенствования деятельности органов внутренних дел России: дис.. д-ра юрид. наук. М., 1998.-355 с.
  135. В.И. Правовые и организационные основы деятельности полиции Чешской Республики: дис.. канд. юрид. наук. М., 2001. — 238 с.
  136. H.H. Органы внутренних дел в государственном механизме обеспечения общественного порядка и безопасности граждан (организационно-правовой аспект): дис.. д-ра юрид. наук. СПб., 2000. — 296 с.
  137. М.А. Механизм государственной власти в странах Скандинавии. Конституционно-правовые аспекты: дис.. д-ра юрид. наук. М., 2004. -371 с.
  138. Касем Салех Хусейн Салех. Вопросы теории административно-надзорной деятельности полиции Йеменской Республики: дис.. канд. юрид. наук. М., 1996.- 154 с.
  139. A.A. Организационные и правовые аспекты деятельности полиции Германии: дис.. канд. юрид. наук. -М., 1999. 176 с.
  140. Р.В. Организационные и правовые основы деятельности полиции и жандармерии Австрии: дис.. канд. юрид. наук. М., 2003. — 156 с.
  141. Г. И. Полицейское расследование во Франции: дис.. канд. юрид. наук. М., 1973. — 149 с.
  142. И.В. Международный розыск преступников: Правовые, организационные, оперативно-тактические аспекты: дис.. канд. юрид. наук. -М., 2001.-221 с.
  143. В.И. Основы организации и функционирования корпуса финансовой гвардии и корпуса карабинеров в обеспечении экономической безопасности Италии: дис.. канд. юрид. наук. М., 2001. — 140 с.
  144. И. А. Организационно-правовые основы деятельности Национальной гвардии в обеспечении национальной безопасности США: дис.. канд. юрид. наук. -М., 2001. 173 с.
  145. А.Н. Институт парламента и его роль в организационно-правовом обеспечении деятельности полиции в странах Западной Европы: дис.. канд. юрид. наук. М., 2005. 166 с.
  146. Чан Янь. Проблемы региональной безопасности в СВА: опыт и перспективы китайского и российского участия и взаимодействия: автореф. дис.. канд. юрид. наук. Владивосток, 2008. — 26 с.
  147. К.В. Становление полиции Финляндии и развитие правовых основ ее деятельности в начале XIX середине XX вв.: Историко-правовой аспект: дис.. канд. юрид. наук. — СПб., 2003. — 188 с.
  148. М.В. Полиция Финляндии: организационно-правовые основы деятельности: дис.. канд. юрид. наук. М., 2001. — 132 с.
  149. A.C. Государственный строй Китайской Народной Республики (конституционно-правовой аспект): дис.. канд. юрид. наук. М., 2006. — 255 с.
  150. Д.Д. Полиция США организационные и правовые основы деятельности: дис.. канд. юрид. наук. -М., 1998. — 175 с.
  151. М.В. Организационно-правовые основы службы женщин в полициях зарубежных стран: дис.. канд. юрид. наук. М., 1999. -285 с.
  152. С.Н. Полицейская система Франции: дис.. канд. юрид. наук.-М., 2001.- 166 с.
  153. Информационно-справочные источники в сети Интернет
  154. ВВП КНР в 2011 г. вырос на 9,2% // Новости финансового мира. URL: http://myfin.net/ukraine/?onomy-and l-g-vyros-na-92−1 911 496 6.html.
  155. Д. Терроризм взгляд из поднебесной. URL: http://www. nbenegroup.com/syndrome/china2.html.
  156. Китайские специалисты особенностях организованной преступности КНР (реферативный обзор прессы КНР, 2006 год) // Journal of Chinese organized crime researches. 2009. № 1. C. 9 13. URL: http://www.chinazone.ru.
  157. О мерах борьбы с коррупцией. URL: http://netskop.ru/publitcistika/ news 201 l-01−21−13−50−32−723.html.
  158. Смертная казнь в современном Китае // Официальный сайт Государственного статистического управления КНР. URL: http://www.stats.gov.cn.
  159. Факторы существования китайской организованной преступности // Journal of Chinese organized crime researches. 2009. № 1. C. 2 9. URL: http://www.chinazone.ru.
  160. E. На середину 2008 года население Китая насчитывало 1325 миллионов человек. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2008/ 0347/barom01 .php.
  161. Официальный сайт Министерства иностранных дел КНР. URL: http://www.fmprc.gov.cn.
  162. Официальный сайт Министерства общественной безопасности КНР. URL: http://www.mps.gov.cn.
  163. Официальный сайт Министерства обороны КНР. URL: http://www.mod.gov.cn.
  164. Официальный сайт Главного таможенного управления КНР. URL: http://www.customs.gov.cn.
  165. Официальный сайт Главного управления гражданской авиации КНР. URL: http://www.caac.gov.cn.
  166. Официальный сайт Государственного статистического управления КНР. URL: http://www.stats.gov.cn.
  167. Официальный сайт Государственного управления лесного хозяйства КНР. URL: http://www.forestry.gov.cn.
  168. Официальный сайт информационного агентства Синьхуа. URL: http ://www.xinhuanet.cn.
  169. Официальный сайт Канцелярии Государственного Совета КНР. URL: http://www.china.org.cn.
Заполнить форму текущей работой