Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методическая служба как условие непрерывного развития компетентности педагогов гимназии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической базой исследования явились основы методологии образования (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, И .Я. Лернер и др.), системный анализ и системный подход (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.), теория и практика профессионального образования (B.C. Леднев, A.M. Новиков, Ю. Н. Петров, К. А. Романова и др.), теория управления образовательным учреждением… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
    • 1. 1. Анализ состояния исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Моделирование деятельности методической службы в гимназии
    • 1. 3. Организационные условия функционирования методической службы в гимназии
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ГИМНАЗИИ
    • 2. 1. Общая характеристика осуществления опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Методика организации деятельности методической службы в гимназии
    • 2. 3. Оценка результатов опытно-экспериментальной работы и их интерпретация
  • Выводы по второй главе

Методическая служба как условие непрерывного развития компетентности педагогов гимназии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. В настоящее время система школьного образования, как и вся образовательная система России, претерпевает существенные изменения. Современные тенденции, сложившиеся в области образования (гуманизация, компьютеризация, технологизация и др.), не могут протекать без сопутствующего отслеживания результатов научно-методической, учебно-методической, инновационной деятельности преподавателей, без оценки, самооценки методического труда педагогических кадров, специалистов методической службы.

Вместе с тем следует отметить, что большинство школ, гимназий до сих пор работают в традиционном режиме обучения, а методическая служба зачастую остается на невысоком уровне, хотя необходимость ее развития диктуется новыми требованиями государства, общества к современному образованию. Это приводит к обострению противоречия между новыми требованиями к образованию и уровнем компетентности педагогических кадров как общеобразовательной школы в целом, так и гимназии в частности. Актуальность проблемы развития методической службы в гимназии определяется противоречиями, проявляющимися на следующих уровнях:

• социально-педагогическом: между возросшими требованиями общества, связанными с обновлением образования в соответствии с потребностями обучающихся, родителей и реальным уровнем развития компетентности;

• научно-педагогическом: между наличием научных, концептуальных подходов к организации деятельности образовательных учреждений, существующей нормативно-правовой базой и недостаточной возможностью методической службы воспользоваться этими ресурсами;

• научно-методическом: между традиционным обучением и потребностями современного общества и образовательных учреждений в педагогетехнологе, педагоге-инноваторе, обладающем творческим профессиональным потенциалом;

• управленческом: между целями управления и условиями развития инновационных процессов в образовательном учреждении.

Выявленную в результате исследований востребованность новых, компетентных учителей можно обеспечить за счет совершенствования организации образовательного учреждения, внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий, обновления содержания обучения, развития социального партнерства, непрерывного повышения профессионализма педагогов. В решении этих задач особое место отводится методической службе, успешность развития которой определяется совокупностью организационных условий.

Под организационными условиями мы понимаем обстоятельства, которые обеспечивают переход образовательного учреждения на существенно новый уровень деятельности, позволяющий осуществлять непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров, способных к практической реализации основных направлений государственной образовательной политики.

Решение проблемы развития методической службы в гимназии обусловлено целым рядом обстоятельств, среди которых наиболее значимыми являются следующие:

• модернизация системы образования в целом и школьного в частности, ориентированная на создание образовательных учреждений с концепцией непрерывного развития педагогов и обучающихся;

• обоснование основных направлений, функций, принципов развития образовательных учреждений с целью обеспечения качества воспитания, обучения учащихся.

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Вопросы функционирования и развития образовательных учреждений и педагогической деятельности на протяжении длительного периода обсуждаются в психолого-педагогической литературе. В исследованиях В. И. Зверевой, Ю. А. Конаржевского, B.C. Лазарева, A.M. Моисеева, Ю. Н. Петрова, М. М. Поташника, В. П. Симонова, Т. Н. Шамовой и других ученых рассматриваются теоретические вопросы организации образовательных систем, осуществляется научное обеспечение и обоснование управленческой деятельности.

Различные аспекты профессионально-педагогического образования и профессиональной подготовки специалистов анализируются в работах С. Я. Батышева, В. И. Загвязинского, Э. Ф. Зеера, A.M. Новикова, И. П. Смирнова и др.

Проблемы качества профессиональной подготовки рассматриваются в работах Г. Н. Серикова, А. И. Субетто, В. А. Федорова и др. Концептуальные положения о непрерывном образовании обосновываются в работах Б. С. Гершунского, A.M. Новикова, Ю. Н. Петрова и др.

В ряде диссертационных исследований раскрыты организационно-педагогические условия функционирования и развития образовательных учреждений (О.Н. Арефьев, О. В. Гайнанова, М. В. Кондрух, Л. П. Панина, Т. М. Резер, В. К. Штибен и др.).

Изучение педагогической и методической литературы по вопросам содержания и организации методической работы (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, Л. П. Ильенко, В. М. Лизинский, Н. В. Немова, М. М. Поташник и др.) дает право утверждать, что в настоящее время созданы предпосылки для исследования условий эффективности методической деятельности в гимназии.

Проблемы социального партнерства рассматриваются в работах А. Н. Лейбовича, Л. П. Паниной, И. П. Смирнова и др.

В последнее время учеными разрабатывается подход, ориентированный не только на функционирование, но и развитие образовательного учреждения (М.М. Поташник, П. И. Третьяков, О. Г. Хомерики и др.).

Анализ состояния исследуемого вопроса в педагогической теории и практике показал, что, несмотря на имеющиеся работы, теоретические и практические аспекты развития методической службы в гимназии в современных условиях, ее особенности, структура, организационные условия развития изучены еще недостаточно полно.

Ретроспективный анализ литературы, практики организации методической деятельности в образовательных учреждениях позволили выявить наиболее существенное противоречие между возросшими требованиями к уровню компетентности педагога в современных условиях и недостаточной разработанностью организационных условий, обеспечивающих непрерывное профессиональное развитие преподавателей.

Данное противоречие вызывает ряд теоретических, практических проблем.

К числу таких проблем следует отнести замену утративших свою актуальность форм методической работы с педагогическими кадрами, ограниченных только предметным содержанием, рамками того или иного учебного заведенияслабую взаимосвязь учреждений (образовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений) в решении актуальных научных и учебно-методических проблем, в том числе обеспечения преемственности образовательных стандартов, содержания и форм организации учебного процесса, разработки сопряженных учебных планов и программ в рамках непрерывности образованиянесоответствие структуры, форм и содержанию методической работы. В связи с вышеизложенным, проблемное поле исследования включает в себя выявление, осмысление и уточнение организационных условий развития методической службы в гимназии.

Необходимость разрешения обозначенных противоречий и актуальность их разрешения определили тему исследования: «Методическая служба как условие непрерывного развития компетентности педагогов гимназии».

Цель исследования — научное обоснование и экспериментальная проверка модели методической службы, обеспечивающей развитие компетентности педагогов гимназии.

Объект исследования — методическая деятельность в гимназии.

Предмет исследования — организационные условия деятельности методической службы, способствующие непрерывному развитию компетентности педагогов гимназии.

В соответствии с целью научного изыскания нами была сформулирована следующая гипотеза — успешность развития методической службы обеспечивается реализацией комплекса следующих организационных условий:

• наличие общих целей, проблем развития компетентности учителей, реализация которых позволяет выявить и в определенной степени удовлетворить их значимые профессиональные потребности;

• организация творческих объединений с учетом индивидуальных интересов и возможностей педагогов способствующих развитию инновационных процессов в гимназии;

• организация рефлексивной деятельности (общей, индивидуальной), обеспечивающей непрерывное формирование сознания преподавателей;

• выполнение функций методической службы, обеспечивающих непрерывное развитие компетентности педагогов гимназии: воспитательно-образовательной, мотивационно-целевой, информационной, организационной, мониторинговой, прогностической, рефлексивной.

В соответствии с целью и гипотезой исследования необходимо было решить следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической, методической литературы изучить генезис развития методической деятельности в образовательных учреждениях, выявить степень разработанности исследуемой проблемы в теории и практике.

2. Разработать модель методической службы, обеспечивающую развитие компетентности педагогов гимназии.

3. В процессе опытно-экспериментальной работы выявить организационные условия, обеспечивающие непрерывное развитие компетентности педагогов гимназии.

4. В ходе опытно-экспериментальной работы проверить эффективность предлагаемой модели методической службы в гимназии.

5. Разработать программу обучения методической деятельности педагогов и развития инновационной деятельности в гимназии.

Методологической базой исследования явились основы методологии образования (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, И .Я. Лернер и др.), системный анализ и системный подход (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.), теория и практика профессионального образования (B.C. Леднев, A.M. Новиков, Ю. Н. Петров, К. А. Романова и др.), теория управления образовательным учреждением и их развитием (Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, М. М. Поташник, О. Г. Хомерики и др.), педагогический менеджмент (М.Х. Мескон, В. П. Симонов, Т. И. Шамова и др.), дидактические принципы методической деятельности в образовательном учреждении (Г.Н. Сериков, А. И. Субетто, В. А. Федоров и др.), личностно ориентированный подход в обучении (H.A. Алексеев, К. Я. Вазина, Э. Ф. Зеер, И. С. Якиманская и др.), разработки психологических аспектов профессионализма (Н.С. Глуханюк, A.A. Деркач, А. К. Маркова и др.), основы проектирования педагогических технологий (В.П. Беспалько, С. М. Маркова, К. А. Романова, Н. Е. Эрганова и др.).

Базой исследования явилась кафедра профессиональных, педагогических технологий Волжского государственного инженерно-педагогического университета, гимназия № 15 г. Клин (Московская область). Массовой проверкой были охвачены учителя, методисты общеобразовательных школ гг. Н. Новгорода, Перми, Пермской области.

Теоретико-методологические основы исследования и поставленные задачи определили процедуры опытно-экспериментального изыскания, которое проводилось в три этапа в период 2000;2005 гг. На каждом этапе в зависимости от решаемых задач применялись различные методы.

На первом этапе (2000;2001 гг.) изучались и анализировались отечественные и зарубежные литературные источники по методологии, теории и методике обучения, воспитаниядиссертационные работы, сопряженные с темой диссертационного изысканияопыт организации методической деятельности в общеобразовательных школах отдельных регионов Российской Федерацииуточнялись методологическая и теоретическая основы исследования, формулировались противоречияконкретизировались цель, объект и предмет научного проекта.

Основные методы исследования: изучение научной литературынаблюдениеинтервью учителей школизучение различных форм и средств методической деятельности школы, способствующей развитию профессиональной компетентности педагоговобобщение передового опыта по проблеме исследованияанкетирование и обработка исследовательских материалов.

На втором этапе (2002;2003 гг.) разрабатывалась модель методической службы, обеспечивающая непрерывное развитие компетентности педагоговпроверялись основные положения формирующего экспериментауточнялись организационные условия, способствующие развитию методической деятельности педагогов. Опытно-экспериментальная работа выполнялась в естественных условиях.

Основные методы данного этапа: анализ методической деятельности педагоговметод экспертных оценок (экспертиза самообразовательных программ педагогов, анализ посещаемых открытых занятий) — анкетированиепедагогический экспериментпедагогическое моделирование.

На третьем этапе (2004;2005 гг.) проводились анализ и теоретическое обобщение данных опытно-экспериментальной работыкорректировалась модель методической службы гимназиибыла завершена апробация организационных условий, обеспечивающих развитие компетентности педагогов гимназии.

Основные методы исследования: анализ теоретических положений изыскания и их коррекцияструктурирование эмпирической фактологиианализ и оценка отсроченных результатов экспериментальной работынаблюдение за повышением уровня компетентности преподавателейформулировка общих выводов и разработка методических рекомендаций для преподавателей, методистов гимназии.

Научная новизна исследования заключается в обосновании функции методической службы, обеспечивающей непрерывное развитие компетентности учителей гимназии:

1. Сформулирована научная идея развития компетентности педагогов гимназии. Сущность идеи состоит в следующем: методическая службы гимназии рассматривается в качестве системообразующего фактора, обеспечивающего непрерывное развитие компетентности учителей, приводящее к успешности деятельности образовательного учреждения как в режиме функционирования, так и развития.

2. Сконструирована модель методической службы гимназии, адаптированная к логике, содержанию и темпам инновационного развития образования как многопрофильной и дифференцированной саморазвивающейся общественной практики, способствующей развитию компетентности педагогов.

3. Произведен отбор и структурирование содержания деятельности методической службы гимназии. Основанием определения объема содержания деятельности методической службы, необходимого для развития педагогической компетентности учителей, явились:

— принципы системности, адаптивности, устойчивости, социального партнерства;

— функции методической службы: воспитательно-образовательная, моти-вационно-целевая, информационная, организационная, мониторинговая, прогностическая, рефлексивная.

4. Предложен новый подход развития компетентности учителей гимназии, а именно «обучение-внедрение»:

— обучение новым моделям, технологиям образования;

— накопление, систематизация, тиражирование инновационного опыта;

— мониторинг внедрения;

— коррекция методической деятельности преподавателей.

5. Разработаны организационные условия, обеспечивающие эффективность функционирования модели методической службы гимназии:

• наличие общих целей, проблем развития компетентности учителей, реализация которых позволяет выявить и в определенной степени удовлетворить их значимые профессиональные потребности;

• организация творческих объединений с учетом индивидуальных интересов и возможностей педагогов способствующих развитию инновационных процессов в гимназии;

• организация рефлексивной деятельности (общей, индивидуальной), обеспечивающей непрерывное формирование сознания преподавателей;

• выполнение функций методической службы, обеспечивающих непрерывное развитие компетентности педагогов гимназии: воспитательно-образовательной, мотивационно-целевой, информационной, организационной, мониторинговой, прогностической, рефлексивной.

6. Обосновано и разработано методическое обеспечение развития компетентности преподавателей, позволяющее осуществлять контроль качества методической деятельности и внедрения инноваций в педагогическую деятельность преподавателей.

Теоретическая значимость исследования.

Представляемая работа является теоретико-экспериментальным исследованием проблемы организации методической службы в гимназии, которая решается в рамках системо-деятельностного, программно-целевого подходов, личностно ориентированного обучения. В ходе исследования:

— уточнены и обоснованы понятия, отражающие специфику организации методической службы в гимназии, позволяющие выделить исследуемую проблему в качестве актуального направления научного поиска в области теории и методики профессионального образования: модель, методическая служба, компетентность, профессиональное развитие педагогических кадров;

— сконструирована модель методической службы в гимназии, состоящая из трех функционально взаимосвязанных уровней: аксиологического, онтологического, технологического;

— разработан мониторинг, позволяющий отслеживать качество процесса и результата обучения, который может быть использован как в системе традиционного обучения, так и в системе инноваций образовательных учреждений.

Выводы, полученные в результате исследования, обогащают научную концепцию профессионально-педагогического образования в решении проблемы развития компетентности педагогических кадров.

Практическая значимость исследования:

— разработана обучающая программа «Инновационные модели, технологии обучения», способствующая развитию компетентности педагогов;

— разработано методическое обеспечение к программе «Инновационные модели, технологии обучения», включающее модульный учебный план, авторскую программу, обучающие ситуации, терминологический словарь, диагностические методики, программы внедрения;

— проверена эффективность организационных условий функционирования методической службы на повышение компетентности учителей гимназии;

— достигнуты основные, адекватные современным требованиям параметры развития уровня профессионализма педагогических кадров;

— опубликованы методические рекомендации: «Концептуальная модель методической службы в гимназии», «Условия эффективности функционирования методической службы в гимназии», «Организация деятельности методической службы в гимназии», «Инновационные модели, технологии обучения».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Научная идея развития компетентности преподавателей гимназии. Сущность идеи состоит в следующем: методическая служба гимназии рассматривается в качестве системообразующего фактора, обеспечивающего непрерывное развитие компетентности учителей, приводящее к успешности деятельности образовательного учреждения как в режиме функционирования, так и развития.

2. Модель методической службы гимназии, адаптированная к логике, содержанию и темпам инновационного развития образования как многопрофильной и дифференцированной саморазвивающейся общественной практики. Модель состоит из трех функционально взаимосвязанных уровней: аксиологического (формирование личностной позиции педагогических кадров на непрерывное профессиональное развитие), онтологического (системное содержание методической деятельности и инновации), технологического (исходное состояние компетентности педагогических кадров, технологическая организация процесса обучения, организационные условия развития компетентности педагогов).

3. Организационные условия, обеспечивающие эффективность функционирования модели методической службы гимназии. Ими явились:

• наличие общих целей, проблем развития компетентности учителей, реализация которых позволяет выявить и в определенной степени удовлетворить их значимые профессиональные потребности;

• организация творческих объединений с учетом индивидуальных интересов и возможностей педагогов способствующих развитию инновационных процессов в гимназии;

• организация рефлексивной деятельности (общей, индивидуальной), обеспечивающей непрерывное формирование сознания преподавателей;

• выполнение функций методической службы, обеспечивающих непрерывное развитие компетентности педагогов гимназии: воспитательно-образовательной, мотивационно-целевой, информационной, организационной, мониторинговой, прогностической, рефлексивной.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены применением современной методологии системных исследований с использованием философских, педагогических, психологических, методических источниковиспользованием разнообразных методов теоретико-экспериментального исследования проблемыширокой апробацией и внедрением полученных результатов в практику деятельности образовательных учрежденийанализом динамики достижений педагогического коллектива в опытно-экспериментальной работе (инновационные разработки преподавателей) — личным участием соискателя в организации обучения педагогических кадров и внедрения инноваций в практику в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 15 г. Клина в течение 8 летрациональным сочетанием в учебном процессе теоретических и экспериментальных методов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Промежуточные и окончательные результаты изыскания неоднократно докладывались на заседаниях кафедры педагогических, профессиональных технологий Волжского государственного инженерно-педагогического университета (2000;2005 гг.) — на педагогических советах гимназии № 15 г. Клина (Московская область) и заседаниях методических комиссий отдела народного образования г. Клина (2000;2002 гг.) — на научно-практических конференциях и семинарах, проводимых в рамках научной школы проф. К. Я. Вазиной в различных регионах России.

Результаты опытной работы внедрялись в практику деятельности общеобразовательных школ посредством публикаций и выступлений, а также в ходе обмена методическими материалами и опытом работы ряда школ гг. Н. Новгорода, Перми, Пермской области.

На основании теоретических положений и результатов исследования разработано четыре методических рекомендации, внедрение которых в работу различных школ, гимназий позволяет сделать вывод об их эффективности.

По теме исследования автором опубликовано 9 работ общим объемом. страниц.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 251 наименования, в том числе 14 на иностранном языке. Диссертационная работа иллюстрирована 6 диаграммами, 14 рисунками, 12 таблицами.

Выводы по второй главе.

В последнее время в образовании интенсивно разрабатывается подход, ориентированный не только на функционирование, но и развитие образовательного учреждения (М.М. Поташник, П. И. Третьяков, О. Г. Хомерики и др.). Значительный вклад в развитие теоретических основ этого подхода внесли такие исследователи, как: М. А. Артюхов, Ю. В. Васильев, Ю. А. Конаржевский, Т. И. Шамова. В их исследованиях отражена идея, рассматривающая понятие «управление» как упорядочение системы, приведение ее в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной среде.

С учетом такого аспекта О. Г. Хомерики считает целесообразным введение в систему управления учебным заведением дополнительных элементов, направленных на его развитие. Эти элементы необходимы для достижения в образовательном учреждении следующих соответствий:

— между функциями управления и условиями развития инновационных процессов;

— между организационной структурой управляющей системы и структурой субъектов инноваций;

— между применяемыми управленческими технологиями и уровнем решаемых учебным заведением задач своего развития.

Изучение специальной литературы по проблемам управления методической службой в образовательных учреждениях позволило выявить наиболее существенные противоречия, возникающие на различных уровнях. В связи с этим, актуальность проблемы развития методической службы может быть определена на следующих уровнях:

• социально-педагогическом: между возросшими требованиями общества, связанными с обновлением образования в соответствии с потребностями обучающихся, родителей и реальным уровнем профессиональной подготовки учителей;

• научно-педагогическом: между наличием научных, концептуальных подходов к организации деятельности образовательных учреждений, существующей нормативно-правовой базой и недостаточной возможностью методической службы воспользоваться этими ресурсами;

• научно-методическом: между традиционным обучением и потребностями современного общества и образовательных учреждений в педагоге-технологе, педагоге-инноваторе, обладающем творческим профессиональным потенциалом;

• управленческом: между целями управления и условиями развития инновационных процессов в образовательном учреждении.

На наш взгляд, для функционирования методической службы необходимы следующие условия:

• организация творческих объединений, способствующих непрерывному профессионально-творческому росту преподавателей;

• наличие общих целей, проблем развития компетентности учителей, реализация которых позволяет выявить и в определенной степени удовлетворить их значимые потребности;

• распределение функций педагогов в творческих объединениях с учетом их индивидуальных возможностей, приводящих к развитию внутригруп-пового инновационного взаимодействия;

• рефлексия (общая, индивидуальная), обеспечивающая непрерывное формирование сознания преподавателей.

Основными функциями методической службы являются: воспитательно-образовательная, мотивационно-целевая, информационная, мониторинговая, прогностическая, рефлексивная.

Формирующий эксперимент выявил эффективность концептуальной и организационной модели методической службы гимназии, доказал, что методическая служба является необходимым условием успешного функционирования и развития образовательного учреждения, способного решать актуальные проблемы модернизации образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях модернизации российского образования, связанного с историческими тенденциями общественного развития, существенно меняются функции образования. Одной из самых острых проблем на пути происходящих радикальных перемен является подготовка компетентных педагогических кадров, способных качественно изменить процесс воспитания, обучения, развития подрастающего поколения.

Нами сделана попытка разрешения указанной проблемы, которая потребовала пересмотра организационных условий методической службы в образовательном учреждении, обеспечивающей непрерывное развитие компетентности педагогов: имеющих гуманистическое мировоззрение, личную позицию по отношению к социокультурному пространству, владеющих развивающими педагогическими технологиями, способных к инновациям, готовых к непрерывному саморазвитию.

1. Сформулирована научная идея развития компетентности педагогов гимназии. Сущность идеи состоит в следующем: методическая служба гимназии рассматривается в качестве системообразующего фактора, обеспечивающего непрерывное развитие компетентности учителей, приводящего к успешной деятельности образовательного учреждения как в режиме функционирования, так и развития.

Данная идея обогащает научную концепцию профессионально-педагогического образования и способствует качественному изменению процесса воспитания, обучения учащихся.

2. Разработанная модель методической службы гимназии, построенная на принципах системности, адаптивности, устойчивости, социального партнерства, обеспечивает непрерывное развитие компетентности педагогов. Модель состоит из трех функционально взаимосвязанных уровней: аксиологического, онтологического, технологического.

3. Как показало исследование, эффективность функционирования модели методической службы обеспечивается организационными условиями, главными из которых являются:

• наличие общих целей, проблем развития компетентности учителей, реализация которых позволяет выявить и в определенной степени удовлетворить их значимые профессиональные потребности;

• организация творческих объединений с учетом индивидуальных интересов и возможностей педагогов способствующих развитию инновационных процессов в гимназии;

• организация рефлексивной деятельности (общей, индивидуальной), обеспечивающей непрерывное формирование сознания преподавателей;

• выполнение функций методической службы, обеспечивающие развитие компетентности педагогов гимназии: воспитательно-образовательная, мотивационно-целевая, информационная, организационная, мониторинговая, прогностическая, рефлексивная.

Комплекс выделенных организационных условий позволяет реализовать гуманистические основы в развитии профессиональной компетентности педагогов гимназии, добиться качественного личностно-профессионального их развития.

4. Методическое сопровождение (авторская программа, модульный учебный план, инновационные ситуации в творческих объединениях, терминологический словарь, диагностические методики) является основой для обучения авторской программе «Инновационные модели, технологии обучения» и обеспечивает:

— необходимый объем знаний, способностей педагогов для осознания их профессионального опыта, накопленного как при функционировании в режиме традиционной модели, так и при создании инновационного опыта;

— разрешение противоречий между содержанием обучения и целостным характером профессионально-педагогической деятельности;

— развитие потребностей, способностей, сознания педагогов, необходимых для успешной, компетентной саморегуляции в условиях меняющегося социума и новых приоритетов образования.

5. Результаты опытно-экспериментального исследования свидетельствуют, что предлагаемая модель методической службы способна удовлетворить необходимость и потребность учителей в непрерывном развитии их компетентности. Главным механизмом реализации этой сложной глобальной проблемы являются:

— ценностно-ориентированное единство педагогов;

— творческие объединения, способствующие развитию инновационных процессов с учетом индивидуальных возможностей каждого педагога.

6. В процессе исследования было установлено, что создание организационных условий функционирования названного выше механизма создает благоприятную среду для непрерывного индивидуального профессионального развития большинства педагогов (78%).

7. Реализация нового подхода развития компетентности преподавателей «обучение-внедрение» обеспечивает интенсивность качественного развития педагогов, целенаправленную организацию внедрения инноваций, коррекцию процесса непрерывного профессионального развития педагогов.

8. В ходе опытно-экспериментальной работы были определены основные функции управления методической службой (воспитательно-образовательная, мотивационно-целевая, информационная, организационная, мониторинговая, прогностическая, рефлексивная) и соответственно этим функциям современные принципы управления ею (системность, адаптивность, устойчивость, социальное партнерство).

В разработанной нами модели методической службы гимназии в известной мере разрешается противоречие между новыми требованиями к образованию и уровнем компетентности педагогических кадров общеобразовательной школы, гимназии, проявляющееся на социально-педагогическом, научно-педагогическом, научно-методическом, управленческом уровнях.

Проведенная работа подтвердила выдвинутую в исследовании гипотезу.

Поставленная цель достигнута, задачи решены.

Однако проблема организации методической службы в образовательном учреждении на современном этапе остается актуальной в связи с модернизацией образования, его потребностью в гармоничной самореализующейся личности.

Предложенная модель методической службы в гимназии открывает ряд возможностей для продолжения исследований в рассматриваемом проблемном пространстве. Исследовательский интерес может быть направлен на разработку проблем:

— готовность руководителей образовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью педагогов;

— разработка научных, теоретических, технологических основ функционирования и развития методической службы образовательного учреждения;

— выработка единых подходов к организации методической службы в системе «гимназия-лицей-колледж-вуз» и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.A. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. — Тюмень, 1997. — 126 с.
  2. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 496 с.
  3. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. -480 с.
  4. О.Н. Колледж в технополисе: организационно-педагогические факторы устойчивого развития. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. — 144 с.
  5. А.Г. Психология личности: приказы общепсихологического характера. М.: Смысл: Академия, 2002. — 416 с.
  6. H.A. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей. Москва-Воронеж: МОДЭК, 2000. — 272 с.
  7. В.Г. Общество: системность, познание и управление. — М.: Изд-во полит, лит., 1981. 80 с.
  8. В.Г. Системность и общество. — М.: Политиздат, 1980. -С. 24−25.
  9. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  10. С.Я. О всеобщем профессиональном образовании // Сов. педагогика. 1991. -№ 6. — С. 66−70.
  11. B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994. — 152 с.
  12. A.C. Витагенное образование: голографический подход. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1999. 136 с.
  13. A.C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. -Челябинск: ОАО Юж.-Урал. Кн. изд-во, 2004. 176 с.
  14. C.B. Диалог основа профессии педагога: Учебно-метод.пособие. М., 2002. — 240 с.
  15. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. — М.: Педагогика, 1989.-208 с.
  16. Л.А. Проблема понимания в педагогической деятельности. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. — 74 с.
  17. В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). — М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та., -Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2002. 352 с.
  18. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высшая школа, 1989.-141 с.
  19. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. — М.: Знание, 1969. — 48 с.
  20. П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964.-548 с.
  21. К.Я. Модель саморазвития человека. Н. Новгород, 1999. -256 с.
  22. К.Я. Педагогические основы развивающих технологий в профессиональных учебных заведениях инновационного типа: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — Екатеринбург, 1998. — 37 с.
  23. К.Я., Петров Ю. Н., Романова К. А. Структурный подход к управлению образовательным учреждением. — Н. Новгород: Изд-во ВГИПИ, 2000. 88 с.
  24. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. -М.: Педагогика, 1991. 192 с.
  25. С.Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика, 2003.-№ 8.-С. 20−24.
  26. С.Г. Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя. М.: Сентябрь, 2002.-160 с.
  27. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т. Н. Шамовой. -М.: Педагогика, 1991. 192 с.
  28. Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России / Под ред. Э. Д. Днепрова. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978. — 103 с.
  29. В.И. Организационно-педагогические основы деятельности проблемно-творческих объединений в системе повышения квалификации педагогов (на материалах новгородского ЦРО). Дис.. канд. пед. наук. -СПБ, 1995.-210 с.
  30. JI.C. Педагогическая психология. — М.: Педагогика -Пресс, 1998.-536 с.
  31. О.В., Ткаченко Е. В. Педагогический колледж в региональной системе образования. — М.: Вента-Граф, 2002. 192 с.
  32. В.Б. Повышение квалификации учителей в США и Великобритании: интерактивная модель // Педагогика, 2004. № 8. — С. 13−15.
  33. JI.K. Обучение общению во взаимодействии: интерактивный подход // Образование и наука, 2002. № 3. — С. 22−25.
  34. .С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  35. Глуханюк Н. С Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. — СПб., 2001. -40 с.
  36. СМ. Становление профессиональной компетентности учителя. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2004. — 346 с.
  37. Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ. Киев: Наукова думка, 1979. — 123 с.
  38. A.B. Методика проведения интерактивных лекций по экономической теории с применением мультимедиа- технологии обучения // Вестник УМО по профессионально-педагогическому образованию, 2001. -№ 1. С. 12−15.
  39. Г. Г. Кризисы личности педагогическая профессия. М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2004. — 230 с.
  40. М. И. Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы: справ, пособие. М.: Педагогика. 1977. — 136 с.
  41. Н.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с.
  42. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под общ. ред. Н. И. Селивановой. -М.: Пед. общество России, 1998.-336 с.
  43. Э.Н. Введение в философию образования. М.: ЛОГОС, 2003.-348 с.
  44. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240с.
  45. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. -М.: Экономика, 1993. 147 с.
  46. А.Н. Развитие образования в современном мире. — М.: ВЛАДОС, 1999. 200 с.
  47. А.Н. История педагогики. М.: Владос, 1999. — 273 с.
  48. Диагностика успешности учителя: Сб. метод, материалов. — М., 2001.-С. 31−38.
  49. С.А. Педагогическое сознание: теории и технологии формирования у будущих учителей. Екатеринбург: 1998. — 298 с.
  50. Ю.А. Повышение эффективности деятельности муниципальной методической службы на основе технологии мотивационного программно-целевого управления: Дисс. канд. пед. наук. — Барнаул, 1994. -180 с.
  51. В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. М.: Просвещение. 1991. — 192 с.
  52. И.И. Философские принципы в научном познании. Мн.: Наука и техника, 1974. — 248 с.
  53. С.А. Модерация как инновационная форма повышения квалификации учителя: Дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2000. — 187 с.
  54. И.Л. Методическая служба и профессионализм учителя // Официальные документы в образовании, 1999. № 19. — С. 20.
  55. И.Л. Методическая служба: структура и технология управления // Директор школы, 2000. № 1. — С. 97−117.
  56. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень: ТГУ, 1995. — 97 с.
  57. Л.В. Содружество ученого и учителя. М.: Просвещение, 1991.- 180 с.
  58. Л.В. Избранные педагогические труды / Вступительная статья М. А. Амонашвили. -М.: Новая школа, 1996. 180 с.
  59. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М.: Новая школа, 1997. — 320 с.
  60. Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
  61. Э.Ф., Шахматова О. Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. — Екатеринбург: Урал. гос. проф.- пед. ун-т, 1999. 245 с.
  62. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос. 2001. — 384 с.
  63. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М.: Изд-во МТУ, 1987. 207 с.
  64. Н.П. Формирование специальной готовности учителя // Негосударственные образовательные Москвы (Опыт, проблемы, поиск). -Выпуск 6.-М., 2002. С. 10−12.
  65. Л. Новая модель методической службы // Директор школы, 1996. -№ 3.~ С. 13−18.
  66. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: ПИТЕР, 2000. — 512 с.
  67. Интерактивные формы в обучении менеджеров. Материалы семинара для преподавателей Президентской программы подготовки управленческих кадров. М., 2000. — 210 с.
  68. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2002. — 208 с.
  69. М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат. 1988.-319 с.
  70. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагентство, 1995. 108 с.
  71. Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. -М.: Академия, 1999. 216 с.
  72. Г. А. Педагогическая диагностика ученического коллектива. -Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1999. 112 с.
  73. С.Ф. Техника обратной связи в аудитории // Новые знания, 2002.-№ 4.-С. 6−9.
  74. В.Е. Введение в социальную философию. — М.: Аспект-Пресс, 1996.-215 с.
  75. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. -М.: Академия, 2000. 176 с.
  76. Ю.А. Формирование педагогического коллектива. -М.: Поиск, 1997.-60 с.
  77. В.И. Теоретические основы исследовательской подготовки педагогов колледжа / Челяб. фил. УГНОЦ РАО. Челябинск, 2000. — 251 с.
  78. М.В. Организационно-педагогические условия эффективного управления развитием профессионально-педагогического колледжа: Аврореф. дис.. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2003. — 23 с.
  79. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. М.: Академия, 2002. — 25 с.
  80. Е.В. Два варианта: традиционный и программно-тематический // Директор школы. 2001. — № 6. — С.38−43.
  81. Е.В. Основы педагогических взаимодействий / Урал, гос. пед. ун-т. Екатеринбург. 1996. — 118 с.
  82. Р.Д., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. — 318 с.
  83. Н.К. Пед. соч.: В 6 т. Т.2. М.: Педагогика, 1980. — 205 с.
  84. О.З. Методическая служба как фактор развития профессиональной компетенции педагога. Дис. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2000. -187 с.
  85. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. — 119 с.
  86. Г., Одоннел С. Управление: Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т. 2. — М.: Прогресс, 1981. 512 с.
  87. А.Т., Новикова Л. И. Школьный ученический коллектив: проблемы управления. М.: Знание, 1982. — 96 с.
  88. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. М.: Новая школа, 1993. — 47 с.
  89. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. — М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
  90. А.Н. Профессиональное образование в России и других странах / Рынок труда: заработная плата и занятость. М.: 1997. — 193 с.
  91. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  92. В.М. Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые формы в управлении школой. М.: Педагогический поиск, 1996.-36 с.
  93. В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. — М.: Педагогический поиск, 1999. 160 с.
  94. В.М. О методической работе в школе. М.: Педагогический поиск, 2002. -160 с.
  95. М.И. Психология общения. М.: Смысл, 1997. — 365 с.
  96. .Т. Педагогика. М.: Прометей, 1992. — 528 с.
  97. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. 444 с.
  98. М.В. Сочинения. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1996. — 224 с.
  99. А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М.: Знание, 1978. — 64 с.
  100. В.Я. Структура продуктивного педагогического взаимодействия / Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — С. 44−59.
  101. A.C. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972.-336 с.
  102. A.C. Собр. соч.: в 7 т. Т.5. М.: АПН РСФСР, 1960. -540 с.
  103. И.К. Управление персоналом. М.: Юриспруденция, 2002.-304 с.
  104. Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. М.: Педагогический поиск, 2002. — 160 с.
  105. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. 196 с.
  106. С.М. Проектирование педагогических систем профессионального образования в мировом и отечественном опыте: Учеб. пособие. -Н.Новгород: Изд-во ВГИПИ, 2000. 42 с.
  107. С.М. Проектирование педагогического процесса в условиях непрерывного многоуровневого профессионального образования: Монография. Н. Новгород: Изд-во ВГИПИ, 1999. — 88 с.
  108. С.М., Юртаева Т. С. и др. Педагогическое тестирование: Учеб. пособие. Н. Новгород: Изд-во ВГИПА, 2005. — 166 с.
  109. А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999.-478 с.
  110. A.B., Глушкова B.C. Школа в XXI веке. Екатеринбург, Тип-лаборатория УрГУ им. A.M. Горького. — 118 с.
  111. М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1992. — 702 с.
  112. Методическая работа: опыт научного исследования / Под ред. Л. И. Филатовой. М.: АПКиПРО, 2002. — 120 с.
  113. В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию. М.: Педагогическое общество России. 1999. — 288 с.
  114. Л.М. Психология профессионального становления учителя.- М.: Флинта: Московский психолого-социальный ин-т, 1998. 200 с.
  115. A.M., Капто А. Е., Лоренсов A.B., Хомерики. Нововведения во внутришкольном управлении. М.: Педагогическое общество России, 1998.-272 с.
  116. Моисеев А. М, Моисеева О. М. Заместитель директора школы по научно-методической работе (функции, полномочия, технология деятельности) / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2001.-256 с.
  117. A.B. Социальная педагогика / Под ред. Сластенина В. А. — М.: Академия, 2000. 192 с.
  118. В.Н. Психология отношений. Избранные педагогические труды / Под ред. A.A. Бодалева. М.-Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. -356 с.
  119. Негосударственные общеобразовательные учреждения России: Сб. нормативных и методических материалов / Сост. Т. П. Згоржельская.- М.: ВЛАДОС, 2001. 176 с.
  120. P.C. Психология. В 3 кн. Кн.З. Психодиагностика. М.: Просвещение В ЛАДОС, 1995. — 640 с.
  121. P.C. Психология: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. -М.: Просвещение, 1995. 496 с.
  122. H.B. Организация функционирования и развития школы. Методические рекомендации для руководителей школ. М.: АПК и ПРО, 2001.-82 с.
  123. Э.М. Теоретические и организационно-педагогические основы развития федеральной системы дополнительного педагогического образования: Дисс.док. пед. наук. СПб, 1999. — 380 с.
  124. A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  125. Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. — М.: Знание, 1988.-80 с.
  126. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 1999. — 224 с.
  127. A.B. Учитель в трудные годы войны (по материалам московских архивов) // Педагогика, 1995. № 6. — С.96−103.
  128. С.И., Шведова Е. Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: ЯЗЬ, 1993.-960 с.
  129. Ф.Г. Педагогическое образование в России. М.: Педагогика, 1973. -216 с.
  130. Л.П. Организационно-педагогическое обеспечение учебно-познавательной деятельности студентов в колледже: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. — 23 с.
  131. Парадигмы исторического образования в контексте социального раз вития / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. — 220 с.
  132. Педагогика / Под ред В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Миценко, E.H. Шиянова. М: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  133. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. -480 с.
  134. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смиронова. М.: Академия, 1999. — 544 с.
  135. Педагогическая психология: методика и тесты / авт.-сост. М. В. Демиденко, А. И. Клюева. Самара: Бахрах-М, 2004. — 144 с.
  136. Педагогические идеи К. Д. Ушинского. М.: Знание, 1971. — 80 с.
  137. H.A. Технология научно-методического сопровождения личностно-профессионального роста педагога. Иркутск: ИПКРО, 2005. -38 с.
  138. А.Ю. Компетентностный подход в непрерывной профессиональной подготовке инженерно-педагогических кадров: Монография. -Н.Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2005. 407 с.
  139. Ю.Н. Региональная система непрерывного многоуровневого профессионального образования (аспект управления): Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1996. — 38 с.
  140. Ю.Н., Государев М. А. Технология управления профессиональным развитием коллектива. Н. Новгород: Изд-во ВГИПА, 2002. — 79 с.
  141. A.B. Введение в психологию. М.: Академия, 1995. -496 с.
  142. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  143. A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. -М.: Инфра-М. 1998. 130 с.
  144. В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. -М.: Педагогический поиск, 2001. 160 с.
  145. П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания: первая книга учителя. -М.: Рос пед. агентство, 1998. 183 с.
  146. В.В., Хорошилова Л. Б. «Золотой век» Екатерины и образование // Педагогика, 1999. № 1. — С. 69−74.
  147. М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987. — 65 с.
  148. М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой (в вопросах и ответах). — М.: Новая школа, 1997. 357 с.
  149. Профессиональные объединения педагогов / Под ред. М. М. Поташника. M.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. — 185 с.
  150. Психологическая служба школы / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Междунар. пед. академия, 1995. 222 с.
  151. Психологические тесты / Под ред. A.A. Карелина: В 2 Т. Т.2. М.: ВЛАДОС, 2002.-248 с.
  152. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 398 с.
  153. Психология: словарь / Под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  154. A.A., Коломинский Я. JI. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. — 416 с.
  155. Т.М. Муниципальный колледж: организационно-педагогические аспекты развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.-22 с.
  156. М.И., Байбородова JI.B. Организация учебного процесса в школе. М.: ВЛАДОС, 2000. — 256 с.
  157. С. С помощью метода семантической дифференциации // Директор школы. 2001. № 6. — С. 34−37.
  158. К.А. Послевузовское профессионально-экологическое образование руководящих работников. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та печати, 2003.-333 с.
  159. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т., T.I. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 569 с.
  160. K.P. Групповая психотерапия. СПб.: ПИТЕР, 1998.234с.
  161. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991. — 126 с.
  162. И.И. Основы педагогики общения. Мн.: Беларуска на-вука, 1998.-320 с.
  163. В.Н. Проблемы философского обоснования системныхисследований // Системные исследования (методологические проблемы). — М., 1984.-С. 47−53.
  164. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ЭКМОС, 2000. — 384 с.
  165. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  166. В.Д. Педагогика среды. Екатеринбург: Урал. гос. пед. инт, 1993.-63 с.
  167. В.Д. Педагогический процесс: социально- педагогический аспект. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ин-т, 1990. — 74 с.
  168. Г. Н. Теоретические основы системного управления. Челябинск: ЧГПИ, 1993. — С. 14.
  169. Е.В. Методы математической обработки в психологии.- СПб.: Речь, 2002. 350 с.
  170. В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. -М.: Педагогика, 1987. 160 с.
  171. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами. М.: Педагогическое общество России, 1999.-430 с.
  172. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 102 с.
  173. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976.- 160 с.
  174. В.И., Исаев Е. И. Психология человека: введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  175. Словарь-справочник по педагогике / Под общ. ред. П.И. Пидкаси-стого. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.
  176. И.П. Человек образование — профессия — личность: Мо-ногр. — М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2002. — 420 с.
  177. И.П., Поляков В. А., Ткаченко Е. В. Новые принципы организации начального профессионального образования. М.: ООО «Аспект», 2004.-С. 16.
  178. И.П., Ткаченко Е. В. Социальное партнерство: что ждет работодатель? (Итоги пилотного Всероссийского социологического исследования). М.: ООО «Аспект». 2004. — 32 с.
  179. А.И. Образованность Московской Руси XV—XVII вв.еков // Педагогика, 1998. № 6. — С.61−71.
  180. Советский энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1988. — 1600 с.
  181. Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич. — Минск: Современное слово, 2001. 350 с.
  182. Современный философский словарь/ Под общ. ред. В. Е. Кемерова. М.: Бишкек- 1996. — 608 с.
  183. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г. В. Оси-пова. М.: Инфра-М — Норма, 1998. — 488 с.
  184. В.А. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2001. — 352 с.
  185. .Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2004.-218 с.
  186. Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.-736 с.
  187. Л.Д., Самыгин СИ. Психология и педагогика в вопросах и ответах. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. 576 с.
  188. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы: В 4 кн. М.: Изд-во Исслед. центра пробл. качества подгот. специалистов, 1991. Кн. 2: Концепция квалиметрии «Система категорий и понятий». — 122 с.
  189. Сухомлинский В. А Избр. пед. соч.: В 3 т. T.I. М.: Педагогика, 1979. — 560 с- Т.2. — 1980. — 384 с.
  190. В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардня, 1975.-238 с.
  191. В.Н. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах. Избр. произв. Ленинград: Наука, 1979. — 463 с.
  192. Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. -544с.
  193. .В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1995.-336 с.
  194. П.И. Управление школой по результатам. Практика педагогического менеджмента. -М.: Новая школа, 1998. 158 с.
  195. Я.С. Взаимодействие науки и практики как основа совершенствования учебно-воспитательного процесса: Автореф. дис.. доктора пед. наук. М.: АПН СССР, 1992. — 52 с.
  196. А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа. М.: МИ-РОС, 2001.-224 с.
  197. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. -М.: Просвещение, 1980. 160 с.
  198. Управление сотворческими процессами (опыт инновационного развития школы) / Под ред.: A.C. Сухорукова. М.: Сентябрь, 2000. — 160 с.
  199. К.Д. Развитие человеческих ресурсов организации. М.: Сентябрь, 2000.-120 с.
  200. K.M. Подготовка управленческих кадров образования. — М.: Сентябрь, 1997. 176 с.
  201. К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.2, — М.: Педагогика, 1975. 440 с.
  202. Федеральная программа развития образования / Совершенствование содержания высшего профессионального педагогического образования: Нормативные документы, информационно-аналитические материалы. Екатеринбург: УрГПУ, 2002. — 218 с.
  203. В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001.-330 с.
  204. В.А. Теоретические аспекты непрерывного профессионально-педагогического образования // Образование и наука: Изв. Урал, на-уч.-образоват. центра РАО. 2000. — № 2(4). — С. 60−71.
  205. В.А., Колегова Е. Д. Инновационные технологии в управлении качеством образования / Под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф-пед. ун-та, 2002. — 176 с.
  206. C.JI. Структура и содержание мониторинга профессионального становления педагогов общеобразовательной школы: Практико-ориентированная монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. -140с.
  207. Л.Ф., Кулагина Л. Ю. Психологический справочник учителя // Просвещение, 1991. 288 с.
  208. О.Г. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1996. — 190 с.
  209. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов A.B. Развитие школы как инновационный процесс. М.: Новая школа, 1994. — 64с.
  210. A.B. Современная дидактика. СПб.: Питер, 2001. -397с.
  211. Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. — 270 с.
  212. Е.В. Внутришкольные формы образования учителя в условиях социодинамики педагогического коллектива. Дисс.. канд. пед. наук. -Воронеж, 1998. 180 с.
  213. Л.Г. Диалектика взаимодействия и отражения. — Новосибирск: Наука, 1985. 176 с.
  214. В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. — М.: Логос, 2003.-210 с.
  215. В.Д. Психология деятельности и способности человека. —1. М.: ЛОГОС, 1996.-320 с.
  216. Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  217. Т.И. Внутришкольное управление. Вопросы теории и практики. -М.: Педагогика, 1991.-254 с.
  218. Т.И. Менеджмент в управлении школой. — М.: Магистр, 1995.-223 с.
  219. Т.И., Давыденко Т. М. Деятельность учителей по формированию системы качеств знаний учащихся как объект внутришкольного управления. М. Белгород, 1993. — 85 с.
  220. Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 384 с.
  221. С.Т. Педагогические сочинения. В 2 Т, Т. 2. М.: Изд. АПН РСФСР, 1964. — 476 с.
  222. Л.Л. Практическая педагогическая этика. — М.: Соборъ, 1997.- 156 с.
  223. Т. Социальная психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.-544 с.
  224. В.Д. Педагогическая коммуникация. Екатеринбург. Урал. гос. пед. ун-т, 2001. — 240 с.
  225. В.К. Организационно-педагогические условия развития педагогического колледжа: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Екатеринберг, 2004.-26 с.
  226. Н.Е. Культура современного урока. М., 2000. — 218 с.
  227. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 250 с.
  228. Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем дошкольном возрасте // Вопросы психологии обучения и воспитания / Под ред. Г. С. Костина, П. Р. Чаматы. Киев, 1961. — С. 12−13.
  229. Д.Б. Психология игры. М., 1999. — 210 с.
  230. Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999.-С. 18.
  231. Н.Е. Профессионально-педагогические технологии: концептуальные основы новой образовательной парадигмы // Образование и наука: Изв. Урал, науч.-пед. ун-та, 2000. № 3(5). — С. 110−118.
  232. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. — М.: Наука, 1978.-176 с.
  233. В.А. Методология и техника социологического исследования. -Тарту, 1969.-217 с.
  234. И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопросы психологии, 1995. № 2. — С. 31−38.
  235. Е.А. Школа для всех: адаптивная модель. (Теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
  236. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М.: Смысл, 2001. 365 с.
  237. Anderson L.W., Block J.H. Mastery learning models // The international encyclopedia of teaching and teacher education. Oxford, 1988. — S.58−67.
  238. Bridges D. Education, demockracy and discussion. Slough, 1979.97s.
  239. De Bono E / The direct teaching of thinking as a skill // Phi Delta Kap-pan. 1983. — Vol. 64. — S.703−708.
  240. Dewey J. How we think: A restatement of the relation of reflective thinking to the educational process. Boston, etc., 1933. — 89 s.
  241. Dewey J. Progressive education and the science of education. Wach., 1928.-107 s.
  242. Ellington H.J., Addinal E., Percival F. Games and stimulations in science education. L.- N.Y., 1981.-227 s.
  243. Gall M.D. Discussion method // The international encyclopedia of teaching and teacher education. Oxford, 1988. — S.232−237.
  244. Ingenkampf Kh. Lehrbuch der Paedagogischen Diagnostik. Weincheim: Beltz, 1985. Kap. 2: Methodenfragen Paedagogischer Diagnostik. — 213 s.
  245. Johnson D.W., Johnson R.T. Instructional goal structures: Cooperative, competitive or individualistic // Revier of Educational Research. 1974. — Vol. 44.-№ 5. -S. 13−19.
  246. Langton N.H., Addinal E., Ellington HJ., Percival F. The value of stimulations and games in the teaching of science // European Journal of Education. 1980. — Vol.15. — № 3. — P. 9−14.
  247. Lewis R., Paine N. How to communicate with the learner. L., 1985. -154 s.
  248. Maslow A.H. Motivaition and Personality. N. Y. 1954. — 124 s.
  249. Reddin W. Managererial Effectiveness. N.Y., 1970. — 342 p.
  250. Torrance E.P. Teaching creative and gifted learners // Handbook of research on teaching. -N.Y.- L., 1986. S.630−647.
Заполнить форму текущей работой