Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Научно-методические основы национально-регионального компонента литературного образования в якутской школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Г. XX века, 3) якутская литература в 60−80 годы, 4) современная якутская литература (начинается с 90 годов). Такая периодизация даст целостное представление об общих закономерностях и периодах развития литературы, о творческом росте отдельных писателей, будет уделяться должное внимание первым памятникам якутской письменной литературыв) в обзорных и монографических темах необходимо более объемно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1.
  • ГЛАВА 2.
  • ГЛАВА 3.
  • ГЛАВА 4.
  • Новые подходы в оценке истории развития якутской литературы
  • Выводы
  • Организационно-дидактические и методические проблемы изучения якутской литературы в национальных школах Республики Саха (Якутия)
  • Учебно-методический комплекс по якутской литературе для национальных школ
  • Состояние преподавания якутской литературы в средних общеобразовательных школах (V-XI классы)
  • Литературное развитие учащихся национальных школ Республики Саха (Якутия)
  • Выводы
  • Якутский фольклор в системе национально-регионального компонента литературного образования
  • Загадки, пословицы и поговорки в системе литературного образования
  • Работа над малыми эпическими жанрами устного народного творчества
  • Изучение мифов, обрядовых и народных песен. Якутский героический эпос олонхо в литературном образовании учащихся
  • Выводы
  • Якутская
  • литература в системе национально-регионального компонента литературного образования
  • Изучение лирических, лиро-эпических произведений

Изучение эпических произведений. Изучение драматических произведений. Использование литературно-критических статей при изучении монографических и обзорных тем Обобщение и анализ экспериментальных материалов

Выводы

Научно-методические основы национально-регионального компонента литературного образования в якутской школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Литература

как предмет эстетического цикла, как сокровищница духовных богатств этноса, как зеркало исторического, культурного развития жизни народа играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии учащихся, приобщает их к духовным ценностям национальной и мировой культуры. В Республике Саха (Якутия) в сельской местности, куда очень редко доходят произведения живописи, музыки, театраякутская литература, как и прежде, остается основной доступной формой духовного обогащения, и учащиеся главным образом через родную литературу приобщаются к другим видам искусства. Быстрое развитие электронных коммуникаций и повышение компьютерной грамотности создали совершенно иные условия для удовлетворения духовных запросов и проведения досуга школьников. Поэтому при определении содержания, принципов, методов и форм литературного образования в современной якутской школе необходимо переосмыслить то, что сделано предыдущими поколениями методистов, на основе их традиций создать новое, отвечающее целям и задачам современного гуманитарного образования молодежи. Для этого единственным идейно-эстетическим ориентиром должны служить общечеловеческие национальные культурные ценности.

В последние годы в Республике Саха (Якутия) большое внимание уделяется вопросам непрерывного литературного образования, проблеме реализации национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе литературного образования. Однако научно обоснованных трудов о значении национально-регионального компонента в образовании учащихся Республики Саха (Якутия) пока еще нет. Все это привело нас к необходимости взяться за разработку научно-методических основ национальнорегионального компонента литературного образования в Якутии. Эту проблему мы решаем на материале родной литературы.

Объект исследования — литературное образование учащихся национальных школ Республики Саха (Якутия).

Предмет исследования — процесс изучения родной литературы в средних школах Якутии в условиях внедрения национально-регионального компонента литературного образования.

Цель исследования — определение научно-методических основ национально-регионального компонента литературного образования учащихся якутских школ. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

1. Освещение новых подходов в оценке развития якутской литературы в контексте концепций современного литературоведения;

2. Анализ программ, учебников, учебно-методических пособий, наглядных и дидактических средств обучения и выявление теоретических основ их дальнейшего совершенствования в соответствии с целью и задачами современной школы;

3. Изучение современного состояния преподавания родной литературы, литературного развития якутских учащихся, качества их знаний, умений и навыков по этой дисциплине, обобщение и теоретическое осмысление педагогического опыта работы учителей якутской литературы;

4. Определение значения, места, содержания и методов изучения произведений народного творчества в системе национально-регионального компонента литературного образования в якутских школах;

5. Разработка научно-методических основ преподавания родной литературы в якутских школах с учетом трудов по философии, истории, эстетике, этнопсихологии, этнопедагогике, литературоведению, лингвистике;

6. Освещение путей и методов привлечения литературно-критических статей и теоретико-литературных понятий в системе литературного образования.

Гипотеза исследования: общий уровень литературного образования учащихся якутских школ будет повышаться при условии, если: разработан национально-региональный компонент литературного образованияпреподавание курса родной литературы ведется с учетом этнических особенностей якутских учащихся, их эстетического отношения к окружающему миру и национального своеобразия содержания и формы якутской литературыраскрывается роль народного творчества и русской литературы в становлении и развитии якутской литературы, преподавание литературы осуществляется с учетом новых подходов к оценке развития якутской литературы и нравственно-ценностных ориентиров личноститеория литературы рассматривается как инструмент постижения художественных произведений, как средство литературного образования учащихся.

Методологической основой исследования явились достижения современной отечественной и зарубежной науки: философии, культурологии, этнологии, литературоведения, методики преподавания русской и якутской литератур, педагогики, психологии.

Теоретическая база исследования. Методика преподавания якутской литературы сформировалась как педагогическая наука в первой половине XX века под воздействием методики преподавания русской литературы и развивалась вместе с ней. В якутских национальных школах комплексно изучаются: родная (якутская), русская и зарубежная литературы, что является благоприятным условием для общего литературного образования и интеллектуального развития учащихся.

Вопросы литературного образования во все времена волновали как государство, представителей народного образования, а также писателей, ли тературоведов, критиков, педагогов и учителей. Освещение вопросов литературного образования молодежи можно найти в трудах литературных критиков И. Ф. Анненского, В. Г. Белинского, А. А. Григорьева, Н. А. Добролюбова, А. В. Дружинина, Д. И. Писарева, Н. Г. Чернышевского и других. Методистами Ф. И. Буслаевым, В. Я. Стоюниным, В. И. Водовозовым, Л. И. Поливановым, В. П. Острогорским и другими изучены такие актуальные в то время проблемы преподавания литературы, как теория и история литературы, анализ художественных текстов, использование литературно-критических статей.

В 30−50 годы XX века в развитие методической мысли большой вклад внесли В. В. Голубков, В. В. Данилов, М. А. Рыбникова, Н. М. Соколов, Б. М. Эйхенбаум, чьи труды оказали большое влияние на литературное образование учащихся не только русскоязычных, но и других национальных школ Российской Федерации.

Вторая половина XX века характеризуется как расцвет методической мысли во всем образовательном пространстве Российской Федерации. Большой вклад в развитие литературного образования внесли методисты-ученые Г. Й. Беленький, О. Ю. Богданова, Г. А. Гуковский, М. Г. Качурин, Е. В. Квятковский, Е. Н. Колокольцев, Н. О. Корст, Н. И. Кудряшев, Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, В. Г. Маранцман, Н. Д. Молдавская, В. А. Никольский, Т. Д. Полозова, 3-Я. Рез, Я. А. Роткович, Н. Н. Светловская, М. А. Снежневская, Л. В. Тодоров, В. Ф. Чертовдля национальных школ: М. Г. Ахметзянов, М. И. Бакиев, С. К. Бирюкова, Н. Н. Вербовая, С. Т. Забадаев, Г. Н. Ионин, А. А. Липаев, К. В. Мальцева, К. М. Нартов, С. М. Петрова, Н. С. Русина, З. С. Смелкова, М. В. Черкезовародной литературы: В. В. Горбунов, Р. З. Хайруллин и др. В 1982 году вышла книга «Изучение родных литератур в национальных школах РСФСР» под редакцией В. В. Горбунова, где освещены многие кардинальные методические проблемы литературного образования учащихся российских регионов, обучающихся на родном языке.

Теоретические вопросы начального литературного образования освещены в Трудах И. Л. Гаркуновой, Л. А. Горбушиной, В. Г. Горецкого, А. И. Липкиной, М. И. Омороковой, Н. Н. Светловской, А. Н. Серебренниковой и др.

Методистами якутской литературы Г. Р. Кардашевским, Е. М. Поликарповой, В. Н. Протодьяконовым, Н. И. Филипповой, В. Р. Шишигиной и учителями якутской литературы В. Ф. Афанасьевым, М. Т. Гоголевой, Е. К. Иевлевым, А. А. Кондратьевым, М. Е. Максимовой, П. И. Оконешниковой, И. Н. Рожиным, В. В. Скрябиным и др. созданы новые программы, учебники-хрестоматии, хрестоматии, учебники, пособия, методические рекомендации для учителей, научно-популярные книги для чтения.

Развитие методической мысли тесно связано с дидактикой, педагогической и общей психологией, которые создают методологическую базу для развития частных методик. В трудах педагогов В. Ф. Афанасьева, Ю.К. Ба-банского, Г. Н. Волкова, Д. А. Данилова, Ю. Б. Зотова, Г. Д. Кирилловой, Й. Я. Лернера, М. И. Махмутова, П. И. Пидкасистого, В. А. Онищука, М.Н. Скат-кина, A.M. Сохора, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной и др. освещены методы и приемы стимулирования и активизации самостоятельной познавательной деятельности, продуктивного мышления учащихся, вопросы организации современного урока в условиях развивающего обучения, сотрудничества учителя и учащихся на уроке, выбора оптимального варианта содержания, методов и приемов работы с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

Вопросы восприятия художественной литературы и образной речи школьниками разного возраста, психологических особенностей работы над текстом и идеей изучаемого произведения, активизации воссоздающего воображения, ассоциативного и творческого мышления при анализе художественного текста, развития эмоций, сопереживания и сотворчества на уроках литературы, особенностей воздействия художественной литературы на читателя, уровня их общего литературного развития изучены в трудах философов и психологов В. Ф. Асмуса, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Т. В. Драгуновой, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, О. И. Никифоровой, М. Ф. Овсянникова, В А. Разумного, СЛ. Рубинштейна, П. М. Якобсона и др.

Методы исследования:

1) теоретический (изучение и анализ отечественной и зарубежной литератур по литературоведению, теории литературы, теории и истории культуры, этике, эстетике, педагогике и психологии, методике преподавания литературы в школе);

2) социолого-педагогический (анализ учебно-методической литературы, наблюдение за учебно-воспитательным процессом в школе, изучение педагогического опыта работы учителей якутской литературы, анкетирование, тестирование, интервьюирование и т. д.);

3) экспериментальный (организация и проведение педагогического эксперимента, обобщение экспериментальных данных).

Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования заключаются в следующем: освещены новые подходы оценки истории якутской литературы в контексте современных литературоведческих концепций и принципы отбора содержания изучаемого материала в национально-региональном компоненте литературного образованияизучено современное состояние преподавания якутской литературы, выявлен уровень литературного образования и эстетической культуры учащихся якутских школ, обобщен и теоретически осмыслен педагогический опыт работы учителей якутской литературывыработаны новые подходы к изучению якутской литературы в соответствии с ее национальной спецификой, с учетом региональных условий Республики Саха (Якутия) и национальных особенностей эстетического отношения учащихся к окружающему мируопределены научно-методические основы совершенствования содержания и структуры учебно-методического комплекса, критерии отбора содержания изучаемого материала в национально-региональном компоненте литературного образования для изучения в общеобразовательных учебных заведенияхпредложены методы и приемы оптимизации изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы в соответствии с целями и задачами приобщения учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной культуры, развития их способностей эстетического восприятия и оценки явлений литературы и отраженных в ней фактов жизниразработана методическая система работы над произведениями произведений устного народного творчества и художественной литературы на культурологической основеопределены пути и методы изучения литературно-критических статей и теоретико-литературных понятий в системе литературного образования в якутской школе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные научно-методические основы национально-регионального компонента литературного образования получили распространение в школах PC (Я) и других регионов Российской Федерациииспользуются в подготовке специалистов на факультете якутской филологии и культуры Якутского государственного университетареализованы в создании учебно-методических комплексов для средней, а также для высшей школы.

Достоверность результатов исследования научно-методических положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в исследовании, обеспечивалась следующим: опорой при разработке научно методических концепции на современные достижения философии, педагогики, психологии, методики преподавания литературы, эстетики, этнографии, культурологии, литературоведения и лингвистикикомплексным использованием методов теоретического и эмпирического исследования, адекватных его объекту, цели и задачамдлительностью изучения практики и проведения экспериментальной работысопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом и материалами исследований в обозначенном направлениишироким применением наших программ, учебников и методических рекомендаций в практике школ Республики Саха (Якутия).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Родная литература наряду с родным языком в системе гуманитарного образования является стержнем национально-регионального компонента, так как формирование личности ребенка начинает осуществляться через культуру родного этноса. Параллельное изучение родной и русской литератур становится залогом повышения читательской культуры учащихся, формирования интереса к художественной литературе.

2. Литературное образование в национальных школах Российской Федерации достигает наибольшего эффекта, если преподавание литературы ведется с учетом этнических особенностей зарождения и развития той или иной национальной литературы, при этом подчеркивается роль устного народного творчества й русской литературы в формирований литературы Данного этноса.

3. Изучение произведений фольклора расширяет представление учащихся о происхождении этноса, об его родстве с другими народами, о традиционном мировоззрении, материальной и духовной культуре. Анализ произведений устного народного творчества достигает наибольшего эффекта, когда словар-но-фразеологическая работа, разбор выразительных и изобразительных средств языка сочетается с культуроведческим и историческим комментарием, раскрывающим художественные традиции и эстетическое отношение народа к окружающей действительности.

4. Систематическое, целенаправленное изучение курса родной литературы во взаимосвязи с русской и литературой народов России формирует национальное самосознание учащихся, прививает уважительное отношение к родной национальной культуре, а также активизирует познавательный интерес к изучению культуры (литературы) всех народов Российской Федерации.

5. Привлечение литературно-критических статей при изучении обзорных и монографических тем помогает школьникам осознать закономерности развития литературы^ рост творческого мастерства отдельныхписателей, обуславливается формирование интереса учащихся к литературоведческому материалу, навыков работы над дополнительной литературой, повышение уровня их литературного образования, духовного и художественно-эстетического развития.

6. Целенаправленное изучение коренных проблем и частных понятий теорий литературы помогает учащимся ориентироваться в национально-региональным своеобразии содержания и формы родной литературы, воспитывает любовь и уважение к духовным ценностям, вырабатывает навыки анализа художественного произведения и сопоставления их с произведениями других видов искусства, стимулирует самостоятельную мыслительную деятельность.

Обобщение и анализ экспериментальных материалов. Материал диссертационного исследования прошел экспериментальную проверку в школах Республики Саха (Якутия). Эксперимент проводился в 1992;1999 гг. в школах № 2, 26, 14 г. Якутска^ средних школахМюрюнской, Тандинской, Курбусах-ской Усть-Алданского, Майинской Мегино-Кангаласского, Белогорской Абыйского, Ытык-Кёльской, Баягинской Таттинского, Амгинской, Абагин-ской Амгинского, Кытанахской, Сыланской Чурапчинского, Вшпойского, Кюлятской Вшпойского улусов и педагогических училищах г. Якутска, Вилюйска. Экспериментом было охвачено 2000 учащихся, 135 учителей, 100 студентов педагогических училищ и 200 студентов первого курса факультета якутской филологии и культуры Якутского государственного университета.

Основные этапы исследования. Работа над проблемой исследования проводилось в четыре этапа с 1990 года по 2000 гг.

На первом этапе (1990;1992) — изучение теории и практики по исследуемой проблеме, сбор эмпирического материала, формирование научного аппарата исследования.

На втором этапе (1992;1995) проводился констатирующий эксперимент с целью выявления современного состояния преподавания, уровня литературного развития учащихся, изучения педагогического опыта работы учителей, проверки оптимальности содержания и методической продуманности программ, учебников, хрестоматий. Данные констатирующего эксперимента нашли отражение во второй главе диссертации. Все это позволило разработать научно-методические основы национально-регионального компонента литературного образования в якутских школах и проверить ее в практике школ.

На третьем этапе (1995;1998 г. г.) проводилась проверка результативности предлагаемых научно-методических основ национально-регионального компонента литературного образования в якутских школах. Этот этап эксперимента проводился в вышеназванных школах Республики Саха (Якутия) по нашим программам, учебникам по якутской литературе для VII-VIII классов, по методическим разработкам для V-VI и 1X-XI классов, где акцентировалось внимание на изучении произведений народного творчества в 5−9 классах, по жанровому принципу на продвинутом этапе обучения, системе работы над произведениями различных писателей, объединенных одной проблемной темой в 8−9 и историко-литературному изучению в 10−11 классах, формирование теоретико-литературных понятий и использование их в анализе литературных произведений, привлечение литературно-критических, литературоведческих статей при изучении обзорных и монографических тем на всех этапах обучения. В ходе обучающего эксперимента проводились наблюдения над содержанием и методическим аппаратом учебников, разработок, освещающих научно-методические основы изучения родной литературы в якутских школах. Эффективность и результативность исследования обсуждались на республиканских научно-практических конференциях учителей якутского языка и литературы, авторов школьных учебников и учебно-методических пособий, на заседаниях Учебно-методического совета Министерства образования Республики Саха (Якутия) и вносились коррективы.

На четвертом этапе (1999;2000 гг.) проведены систематизация экспериментальных данных, количественно-качественный анализ полученных результатов, их обобщение и анализ, проверка достоверности выводов, оформление диссертации. В контрольном эксперименте проверялась эффективность предложенных научно-методических основ национально-регионального компонента литературного образования в якутских школах.

Апробация работы: основные теоретические положения и выводы диссертации изложены:

1. В публикациях автора, среди которых 1 монография, 3 учебника-хрестоматии, 1 методическое пособие для учителей, 4 учебно-методических пособия для студентов, программа по якутской литературе для V-XI классов, более 20 статей по актуальным вопросам методики преподавания якутской литературы.

2. На научно-практических конференциях Министерства образования, Института повышения квалификации работников образования и НИИ национальных школ PC (Я) (Якутск, 1992, 1993, 1994), на международных конференциях «Национальная школа: концепция и технология развития» (Якутск, 1991), «Информатизация образования» (Якутск, 1996), на региональной конференции «Непрерывное образование педагогов» (Якутск, 1999), на Всероссийских научных конференциях «Внеучебная работа и проблемы ее профессионализации в обновляющейся системе высшего образования» (Москва,.

1999), межрегиональной научно-практической конференции «А. С. Пушкин: диалог времен и культур» (Якутск, 1999), на научно-методических конференциях ЯГУ.

3. На курсах повышения квалификации учителей якутского языка и литературы при ИПКРО (в г. Якутске), в выступлениях на выездном заседании отделения Академии педагогических и социальных наук «Национальные культуры и образование» (1999), на улусных выездных семинарах и педагогических чтениях учителей (Борогонцы, Амга, Ытык-Кёль, Намцы, Вшпойск, Мая, Уус-Кёль Республики Саха (Якутия).

4. На заседаниях учебно-методической комиссии Министерства образования Республики Саха (Якутия).

5. На заседаниях Ученого совета факультета якутской филологии и культуры, кафедры методики преподавания якутского языка, литературы и национальной культуры.

6. В преподавательской деятельности в Якутском государственном университете по курсу «Методика преподавания якутской литературы», на спецкурсах «Научно-исследовательская работа студентов по методике преподавания литературы», «Проблемы школьного учебника по якутской литературе» .

7. Работа регулярно обсуждалась на кафедре культуры и гуманизации образования ИПК и ПРНО Московской области.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

ВЫВОДЫ: При изучении лирических произведений предложена следующая система работы: вступительное слово учителя, активизирующее эмоциональное восприятие изучаемого материала, ассоциативное и воссоздающее воображение учащихсясловарно-фразеологическая работавыразительное чтение, способствующее эмоциональному, целостному восприятию стихотворения и вызывающее сопереживание учащихсябеседа, выявляющая уровень эмоционального восприятия при первом знакомстве с художественным текстомрассмотрение внутренней фактуры стихотворения, углубляющее первичное эмоциональное восприятие прочитанного и эстетически воспитывающее учащихсязаключительная работа.

В зависимости от жанра, художественных особенностей стихотворения, стиля поэта на каждом этапе работы применялись различные методические приемы, стимулирующие познавательную деятельность школьников, развивающие их эстетический вкус и формирующие устойчивый интерес к родной поэзии.

3. Учащиеся V-VH1 классов знакомились с особенностями стихотворной речи, выразительными и изобразительными средствами родной поэзии и с основными формами якутского стихосложения, связанными с фонетическим, синтаксическим своеобразием якутского языка и литературным опытом народа. Они, сравнивая звуковой строй аллитерационной и силлабической форм якутского стихосложения, приходили к выводу о том, что первое основывается на гармонии гласных и согласных, не имеет метрики. Силлабическое стихосложение в отличие от первого, основанного на горизонтальной и вертикальной гармонии согласных, сингармонизме гласных, имеет метрику, ритм, одинаковое количество слогов, гармонию последних звуков стихотворной строки в строфе, состоящей из одинакового количества строк. По итогам проделанного анализа учащиеся осознали, что в силлабической форме встречаются признаки аллитерационной системы — аллитерация и ассонанс, что усиливает мелодико-ритмический строй стиха.

4. Учащиеся, сравнивая якутскую силлабическую систему стихосложения с силлабо-тонической системой русского стихосложения, связывали их у особенности с фонетическим и морфологическим строем якутского и русского языков. Они отметили, что в якутском языке нет ярко выраженного ударения как в русском языке, зато соблюдается гармония гласных и согласных, поэтому в якутской поэзии приемлемы аллитерационная и силлабическая формы стихосложения, а в русском силлабо-тоническом стихосложении употребляются такие стихотворные метры как ямб, хорей, дактиль, анапест и амфибрахий, которые создают ритмический строй поэтической речи. Эти двусложные и трехсложные стопы образуются повторяющимся сочетанием ударных и безударных слогов. Они это иллюстрировали стихотворениями А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и других.

4. На продвинутом этапе обучения лиро-эпические произведения изучались отдельно от литературного творчества, жизни и деятельности поэта, с акцентом на особенностях сюжетосложения, способах создания художественных образов в сопоставлении с явлениями реальной действительности, образа поэта и лирического героя и, конечно, на целостном восприятии текста с соответствующим эмоциональным сопереживанием переживаниям поэта и литературных героев.

5. В старших классах лиро-эпические произведения изучались в тесной связи с биографией и творческим путем писателя в сопоставлении с устным народным творчеством, русским и мировым литературным опытом. В этих классах уделялось большое внимание выявлению творческих исканий и жизненного кредо поэта через раскрытие его эстетического идеала, мировоззрения и его творческой индивидуальности, что обусловливало осознание роли поэта в развитии духовной культуры своего народа и в развитии жизни общества.

6. В V-VII классах анализ эпических произведений проводился в связи с характеристикой литературного героя. Учащиеся, осваивая первичные понятия о различных способах создания образа литературного героя, с пятого класса попутно осваивали и другие компоненты: тему и идею, портрет и пейзаж, сюжет и композицию, род и жанр. Пожанровый принцип подачи хрестоматийного и теоретического материала обуславливало формирование у учащихся умений и навыков анализа литературных произведений в их родовой и жанровой специфике с активной реализацией теоретических знаний.

7. При изучении эпических произведений малого жанра учащиеся, разбирая образ времени, отраженный в произведении, и время его написания, находили, какие реальные факты действительности легли в основу идейно-тематического содержания изучаемого произведения и отношение писателя к изображаемым фактам. Они, рассматривая обстоятельства действия героев, устанавливали обусловленность их характера условиями жизни и оценивали анализируемое произведение как реалистическое отражение конкретно-исторического времени.

8. При изучении эпических произведений в старших классах внимание учащихся обращалось на нравственно-философские проблемы, на уяснение связей человека с культурной традицией, судьбами народов и всего человечества. Для этого актуализировались знания, полученные в предыдущих классах в курсах русской и родной литератур, как опорные для выяснения этих вопросов.

9. В IX классе на уроках русской литературы учащиеся, изучая русскую классическую литературу первой половины XIX века, получали теоретические сведения о начальном этапе русского реализма. В старших классах в историко-литературном курсе изучения родной литературы они научились задумываться над литературным произведением как субъективным отражением объективного общественного и естественного бытия, художественными особенностями изображения реальной действительности в литературных произведениях, своеобразием литературного стиля, метода писателей различных исторических периодов времени.

10.Учащиеся якутских школ получали первичное представление о драматическом роде в V классе. Эти представления от класса к классу расширялись. В VII классе они, обобщая и систематизируя знания, полученные в предыдущих классах, получали целостное представление о драме как о самостоятельном литературном роде, который имеет свои специфические способы отражения реальной действительности и создания раскрытия характера литературного героя. В IX-XI классах в историко-литературном курсе учащиеся, прослеживая исторический путь развития драмы в якутской литературе, получали представление о становлении и формировании того или иного жанра драмы, об их тематическом многообразии и идейно-эстетическом и национальном своеобразии.

11. Исходя из возрастных особенностей литературного развития учащихся, жанровой специфики, особенностей содержания и форм изучаемых произведений выбирались пути и методы анализа. Активизируя воссоздающее воображение и творческое мышление различными репродуктивными и продуктивными вопросами-заданиями, стимулировалась самостоятельная познавательная деятельность с привлечением различных источников учебной информации.

12. У чили детей через анализ текстов литературных произведений выявлять мотивы поступков героевнаходить художественные особенности произведения, раскрывать отношение автора к изображаемым событиям и героям произведения, его нравственно-эстетические идеалы, концепции на жизнь и мировоззрениевыявлять отражение конкретно-исторических обстоятельств, господствующих литературных направлений, течений в идейно-эстетическом содержании произведенияоценивать художественное произведение как создание искусства слова с его историческими закономерностями развития форм, стилей, жанров.

13.Изучение литературно-теоретических понятий в школе имеет не только познавательное, но и развивающее, и воспитывающее значение, способствует формированию эстетических взглядов и убеждений. Теоретико-литературные знания активно употреблялись на каждом уроке как рабочий инструмент в устной и письменной речи учителя и учащихся, при анализе художественного текста. Учащиеся национальных школ с основными теоретико-литературными понятиями знакомились в курсе и родной, и русской литературы. Это позволяло им понять литературу как единый процесс, как одну из форм мирового общественного сознания.

14. Систематическое, целенаправленное обращение к литературно-критическим материалам при изучении обзорных и монографических тем обусловливало формирование у учащихся интереса к источникам, навыка работы учащихся над дополнительной литературой, повышению уровня их литературного образования, духовного и художественно-эстетического развития, Они научились сопоставлять свои мысли, суждения с мнением авторов литературно-критических статей и формулировать собственные.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Якутская литература, рожденная на основе богатого якутского устного творчества и русской классической литературы, за полуторастолетие накопила солидный опыт художественного отражения действительности и стала активным средством духовного воспитания подрастающего поколения. В имеющихся академических очерках истории развития якутской литературы и истории якутской литературы второй половины XIX и двадцатых годов XX века, монографических трудах прослеживается исторический путь становления, формирования и тенденции развития якутской литературы, освещается жизнь и творческий путь отдельных писателей. Все это служит методологической базой создания методики преподавания родной литературы в общеобразовательной школе.

2. Для реализации концепции литературного образования в якутской школе большое значение имеет современная оценка творчества тех или иных писателей. При отборе содержания изучаемого материала в национально-региональном компоненте литературного образования основополагающими должны стать принципы историзма, научной объективности, значимость писателя в истории развития литературы, идейно-эстетическое достоинство произведения.

3. Анализ учебно-методического комплекса по якутской литературе позволяет сделать следующие выводы: а) основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе должны быть их высокие идейно-художественные достоинства, общественное и литературное значение произведения для времени его написания и нашего времени, образовательно-воспитательное значение, доступность, интерес, который произведение вызывает у учащихся. б) периодизацию истории развития якутской литературы с учетом новых подходов в программах X-XI классов можно сделать следующим образом: 1) зарождение якутской литературы (1848−1910 гг.), 2) якутская литература в 20.

50 г. XX века, 3) якутская литература в 60−80 годы, 4) современная якутская литература (начинается с 90 годов). Такая периодизация даст целостное представление об общих закономерностях и периодах развития литературы, о творческом росте отдельных писателей, будет уделяться должное внимание первым памятникам якутской письменной литературыв) в обзорных и монографических темах необходимо более объемно отразить содержание изучаемого материала, взаимосвязь литератур народов России, роль русской и зарубежной литературы в зарождении и становлении якутской литературы, показать диалог культур, что поможет учителям четко и гибко ориентироваться при выборе оптимального варианта содержания учебной информацииг) во вводных статьях основных разделов учебников-хрестоматий для VI1I-IX классов раскрыть содержание монографических тем, что поможет учащимся вникнуть в творческую лабораторию писателей. Такое освещение темы настраивает учащихся на выявление художественного своеобразия изучаемого произведения, на определение творческой фантазии писателя, сопоставительному анализу нескольких произведений на одну и ту же тему. Школьники могут сопоставлять произведения якутских писателей с произведениями русских, российских и зарубежных писателей;

4. Изучение уровня литературного развития учащихся и их качества знаний, умений и навыков позволило сделать следующие выводы: а) учащиеся знают сведения о жизни и творчестве основоположников якутской литературы, народных писателей Якутии и основных хрестоматийных авторов, предусмотренных школьной программой для обязательного чтения, больше интересуются эпическими и драматическими произведениямиумеют определять принадлежность изучаемых произведений к одному из литературных родов и жанров, характеризовать и оценивать поступки героев эпического и драматического произведения, охотно выполняют творческие заданияб) учащиеся слабо владеют сведениями об основных периодах развития якутской литературымало читают критические и литературоведческие статьинедостаточно определяют особенности внутреннего мира героев, обусловленность их поведения обстоятельствами, в которых они действуютне всегда удачно делают сопоставительный анализ проблематики, героев, жанровых особенностей изучаемых произведенийв устной и письменной речи мало оперируют теоретико-литературными понятиямилитературоведческие термины не стали инструментом анализа художественных произведений.

5. В практике учителей якутской литературы встречаются вводные, комбинированные уроки, уроки художественного чтения, развития устной и письменной речи, уроки-конференции, -диспуты, -концерты, -экскурсии, уроки творчества и др. Непрерывная связь классно-урочной, внеклассной и внешкольной форм работы вызывает интерес учащихся к родной литературе, к культуре народа, стимулирует самостоятельную познавательную деятельность школьников, побуждает их творческую способность, что очень важно для формирования интеллектуально развитой личности.

6. Изучение произведений устного народного творчества на уроках родной литературы обуславливает формирование представлений у учащихся о генетической связи литературы с фольклором, роли его жанров в зарождении и становлении того или иного литературного рода, жанра, об использовании традиций художественного освоения действительности, выработанных тысячелетиями в устно-поэтическом творчестве, в литературном процессе.

7. Уроки по изучению произведений народного творчества проводились в тесном контакте с уроками культурыучащиеся получали первичные представления о происхождении этноса, об его родстве с другими тюркоязычны-ми народами, о традиционном мировоззрении, материальной и духовной культуре, что очень важно для глубокого осмысления содержания и художественной ценности различных жанров фольклора.

8. Систематическое, целенаправленное обращение к литературно-критическим материалам помогло учащимся осознать, в какой острой борьбе формировалась якутская литература в 30−40-е годы, какие острые споры велись вокруг литературного наследства основоположников якутской литературы, как оценивали произведения якутских писателей на начальном этапе становления якутской литературной критики. Учащиеся сопоставляли свои мысли, суждения с мнением авторов этих статей и формулировали свои собственные.

9. Выбор оптимального варианта содержания, методов и приемов работы над художественным текстом зависит от жанровой, национально-региональной и художественной особенности содержания и формы изучаемого произведения и от возрастных особенностей литературного развития школьников.

10. При анализе литературных произведений школьники учились определять мотивы поступков персонажей, художественные особенности произведения, отношение автора к изображаемым событиям и героям, выявлять авторский нравственно-эстетический идеал и мировоззрениепонимать отражение конкретно-исторических обстоятельств, господствующих литературных направлений и течений в идейно-эстетическом содержании произведенияоценивать художественное произведение как произведение искусства слова с его историческими закономерностями развития форм, стилей, жанров.

11. Как показал обучающий эксперимент, чем выше уровень представлений учащихся о литературном процессе, о литературе как форме общественного сознания, тем шире владение литературоведческими терминами, служащими инструментом осмысления прочитанного, ключом понимания его идейно-эстетического содержания, своеобразия художественной формы, выявления творческой индивидуальности писателя и постижения художественного стиля, направления изучаемого художественного произведения.

Все вышесказанное подтверждает нашу гипотезу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования (Гуманизациячобразования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем): Монография. Спб, 1999. — 153 с.
  2. Е.Е. В защиту Ексеюоляха А.Е.Кулаковского: (сб. статей).-Якутск, 1993. — 100 с. — На якут. яз.
  3. Е.Е. Ексеюолях Алексей (О жизни и творчестве А.Е.Кулаковского).- Якутск: Якуткнигоиздат, 1966. 292 с.
  4. Амма Аччыгыйа Мординов Н. Е. Человек и творчество. Воспоминания, статьи, речи. — Якутск: Кн. изд-во, 1975. — 408 с. — На якут, и русс. яз.
  5. Андросова-Ионова. Олонхо, песни, этнографические заметки, статьи.-Якутск, 1998. 371 с. В над заг. АН Республики Саха (Якутия). Ин-т гуманитарных исследований.
  6. В.П., Круглов Ю. Г. Русское народное творчество: Пособие для студентов нац. отд-ний пед. ин-тов по спец. № 2116 «Русс. яз. и лит. в нац. школе». 2-е изд., дораб. — Л.: Просвещение, ЛО., 1987. — 479 с.
  7. В.М. А.С. Пушкин в национальной школе: Сб. статей. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1999. — 59 с.
  8. Амма Аччыгыйа. Весенняя пора: Роман. Якутск: Якутское кн. изд-во, 1963.-682 с.-На як. яз.
  9. Амма Аччыгыйа. Весенняя пора: Роман: Якутск: Якутское кн. изд-во, 1994. — 357 с.
  10. В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. -Якутск, 1966. 344 с.
  11. В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Кн. изд-во, 1979. — 184 с.
  12. Багдарыын Сюлбэ. Превратности судьбы: Документально-художественный очерк. Якутск: Нац. кн. изд-во, 1992. — 176 с. -На якут, яз.
  13. Г. П. А.И. Софронов: жизнь и творчество. Якутск: Кн. изд-во, 1969.-64 с.
  14. Г. П. Три якутских реалиста-просветителя: Из ист. Обществ. Мысли дорев. Якутии. Якутск: Кн. изд-во, 1944. — 139 с.
  15. В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. Собр. соч.: В 10 тт. -М.: Худ. лит., 1978. — Т. 3. — С. 294−349.
  16. В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Собр. соч.: В 10 тт. -М.: Худ. лит., 1981. — Т. VI. — С. 74−525.
  17. О.Н. О языке якутов / Пер. с нем Рассадин В. И. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1990. — 501 с.
  18. А.А. Якутская советская драматургия 20-х годов. Новосибирск: Наука, 1982.- 84 с.
  19. Bliss Н. Das Eigentum in der Kultur der Jakuten. Bonn, 1967. — 242 c.
  20. Г. К. Мастерство Н.Е. Мординова. Якутск: кн. изд-во, 1973. -240с.
  21. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международ, пед. академия, 1995.-212 с.
  22. Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: Пособие для учителя. М: Просвещение, 1964. — 304 с.
  23. А.А., Максимова П. В. На крылатом коне. Якутская поэзия от Кулаковского до С. Тарасова. -Якутск, 1995. 224 с.
  24. Д.Е. Время и судьбы: (Творчество Н.Г. Золотарева-Якутского). Якутск: Кн. изд-во, 1978.- 128 с.
  25. Д.Е. Проза Софрона Данилова. Якутское кн. изд-во, 1989. -133 с.
  26. Д.Е. Связь времен: Сб. статей. Якутск: Кн. изд-во, 1991. — 120 с.
  27. С.И. Современные требования к уроку: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1985. 128 с.
  28. У.А. Мы, якуты. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1992. — 104 с. -На якут. яз.
  29. У.А. Сказ о народе саха. Якутск: Нац. Кн. изд-во «Бичик», 1991. — 144 с. — На якут. яз.
  30. В.И. Словесность в образах и разборах с объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии. СПб., 1868. — 407 с.
  31. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974. — 376
  32. Г. Н. Программа по народной педагогике для педучилищ и этнопе-дагогических классов, лицеев и колледжей. Якутск, 1995. — 25 с.
  33. Вопросы обучения родному языку в якутской школе: Вып. 1. Сб. статей. -Якутск: Кн. изд-во, 1981. 128 с. (М-во просвещения РСФСР, НИИ нац. школ, Якутский филиал). — На якут. яз.
  34. Воспоминания об Амма Аччыгыйа / Составитель Д. В. Кириллин. -Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1997. 168 с. — На якут. яз.
  35. Воспоминания об Кюннюк Урастырове / Сост. Н. Павлов, Н. Мординов, В. Соловьев и др. Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1993. — 208 с. — На якут, яз.
  36. Воспоминания об Эрилик Эристине. / Сост. Н. Филиппов. — Якутск: Нац. изд-во, 1992. — 144 с.
  37. Встреча с Ойунским: Сборник произведений учащихся Таттинского улуса. Якутск, 1992. — 60 с.
  38. Выразительное чтение: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / С. Т. Никольская, А. В. Майорова, В.В. Осокин- Под ред. Н. М. Шанского. Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1990. — 208 с.
  39. Н.А. Афанасий Уваровский и его «Воспоминания»: Пособие для учителя. Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1995.- 64 с.
  40. Гей Н. К. Пафос социалистического реализма. 2-е изд., доп. — М.: Худ. лит., 1973. — 144 с.
  41. Далан. Судьба моя. Якутск, 1994. — 437 с. — На якут. яз.
  42. Д.А. Особенности организации учебно-воспитательной работы в нерусских школах. Якутск, 1990. — 77 с.
  43. М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960. — 299 с.
  44. С.П. П.А. Ойунский великий сын якутского народа. — Якутск, 1993.-26 с.-Наяк. яз.
  45. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем, дидактики. Учеб. пособие для слушателей ФПК директоров общеобразов. школ и вкачестве учеб. пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Под ред.
  46. М.Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  47. Н.А. Избранные статьи/Сост. А. Ф. Смирнов М.: Современник, 1980.-444 с.
  48. В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. работы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 192 с. — (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения)
  49. Ексекюлях Алексей. Сновидение шамана. Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1994.-64 с.
  50. Ф.И. Использование сказки в эстетическом воспитании. -Якутск: Кн. изд-во, 1966. 10 с. — На якут. яз.
  51. Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. М.: Просвещение, 1992. — 239 с.
  52. Е.П. Методология и технология обновления содержания образования в национальной школе. Якутск, 1993. — 142 с.
  53. Н.М. За полвека: Статьи, воспоминания. Якутск: Кн. изд-во, 1984.-240 с.
  54. Д.Д. Проблемы структуры школьного учебника // Проблемы школьного учебника. М: Просвещение, 1974, вып. 1. — С. 28−46.
  55. Д.Д. Проблемы теории школьного учебника и пути его совершенствования // Советская педагогика. 1976. — N 3. — С. 20−26.
  56. Д.Д. Школьный учебник. М.: Педагогика, 1983. — 240 с.
  57. Изучение стихосложения в школе: Сб. статей / Под ред. Л. И. Тимофеева. -М.: Учпедгиз, 1960. 218 с.
  58. ТА. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
  59. Искусство анализа художественного произведения: Пособие для учителей / Сост. Т. Г. Браже. М.: Просвещение, 1971. — 240 с.
  60. Kang J. W. Der Kulturwandel bei den Jakuten unter besonderer Beruck-sichtigung der Religion bis zum End des Zarismus. — Munchen: Akad. Verl., 1998.-209 c.
  61. И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах. М.: Просвещение, 1964. — 164 с.
  62. Клинберг Лотар. Проблемы теории обучения: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1984.- 256 с. — Пер. изд.: ГДР, 1982.
  63. И.С. О судьбе пьесы В.В.Никифорова «Разбойник Манчары». Якутск. — 1991. — 45 с.
  64. И.С. История без флера. Последнее десятилетие в жизни Кюлюмнюра (1918−1928 гг.). Якутск: Бичик, 1999. — 496 с.
  65. С.К., Анисимов В. М. Методические указания к учебнику для 4 кл. «Якутский язык». Якутск: кн. изд-во, 1989. — 129 с. — На якут. яз.
  66. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
  67. Н. Живописание словом. Статьи. Рецензии. Заметки. -Якутск: Кн. изд-во, 1975. 88 с. — На якут. яз.
  68. Н.З. В.В.Никифоров-Кюлюмнюр (Жизнь, работа, произведения). Якутск, 1995. — 186 с.
  69. Н.З. Изобразительные средства якутской поэзии. Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1997. 176 с.
  70. И.С. Вопросы развития устной речи учащихся IV-VII классов в учебниках-хрестоматиях // Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1981, вып. 2. — С. 128−132.
  71. В.М. Воспитывающее обучение. М.: Просвещение, 1980. -192 с.
  72. П.И. Светлые образы. Якутск: Кн. изд-во, 1972. — 37 с. — На якут. яз.
  73. Н.И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество: Учебник для фил. спец. университетов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1983. — 448 с.
  74. Кулаковский: Сб. докладов к 85-летию со дня рождения А. Е. Кулаковского / Ред. Т. П. Башарин: Предисловие И. М. Романова. Якутск: Кн. изд-во, 1964. -84 с.
  75. А.Е. Научные труды подготовили к печати: Н. В. Емельянов, П. А. Слепцов. Якутск: Кн. изд-во, 1979. — 484 с.
  76. А.Е. Сон шамана /Перевод, комментарии и исследование Е. С. Сидорова. Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1994. — 128 с.
  77. А.Е. Якутской интеллигенции. Якутск: Кн. изд-во, 1992.- 80с.
  78. B.C. Содержание общего среднего образования: проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980. — 264 с.
  79. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Кн. для учителя. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1992. — 224 с.
  80. А. (Клиорина И.С.). Василий Никифоров. Якутск, 1994. -272 с.
  81. Методика выразительного чтения: Учеб. пособие для студентов специальности N 2101 «Рус. язык и лит.» / Б. С. Найденов, Л. Ю. Коренюк, Р. С. Майман и др.- Общ. ред. Т. Ф. Завадской, Н. М. Соловьевой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  82. Н.Д. Самостоятельная работа учащихся над языком художественного произведения. М.: Просвещение, 1964. — 144 с.
  83. А.В. Теория и практика жизненного самоопределения старшеклассников (С использованием материалов этнопедагогики народа саха). М.: Academia, 2000. — 176 с.
  84. К.М. Роль художественного перевода при изучении русской и зарубежной классики в национальной школе. М., 1992. — 87 с.
  85. Национальная школа: Концепция и технология развития: докл. и материалы междунар. конф. Якутск, 16−21 марта 1993 г. / М-во образования Республики Саха (Якутия) — Сост. А. Д. Николаева и др.- Под ред. Е. П. Жиркова. М.: Просвещение, 1993. — 319 с.
  86. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. — Общие основы психологии. — М.: Просвещение: Владос, 1994. — 576 с.
  87. Н.Д. Родному краю, любимому народу. Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1995.- 336 с. — На якут. яз.
  88. В.М. Якутские народные предания: Художественные особенности и историческое развитие жанра. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1994. — 120 с.
  89. П. Стихотворения. Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1978.-414 с.
  90. П. Стихотворения и поэмы: пер. с якут. / Сост. Н. Сивцевой. М.: Худ. лит., 1993.-271 с.
  91. Г. Г. Традиции и поиск: (Статьи. Портреты. Штрихи). -Якутск: Кн. изд-во, 1979. -160 с.
  92. В.П. Пособие для учителей и учащихся. 8-е изд. — М., 1916.-187 с.
  93. В.П. Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми и чтений народу. 7-е изд., пересмотр. — М., 1907. — 327 с.
  94. Н.Н. Неустроева: Сб. статей / Под ред. Н. Н. Васильевой. -Якутск: Сахаполиграфиздат, 1996. 80 с.
  95. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  96. Педагогические науки: Сб. науч. тр. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996. -143 с.
  97. В.Т. Традиции эпического повествования в якутской прозе. -Новосибирск: Наука, 1982. 84 с.
  98. С.М. Основные вопросы теории реализма: Критический, социалистический реализм. М.: Просвещение, 1975. — 303 с.
  99. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  100. Писатели народов России. Биобиблиографический справочник: По- V собие для учителя национальных школ России. М., 1993. — 120 с. ?
  101. Последипломное образование педагога: история и современность. -Якутск: Изд-во ИПКРО, 1999. 144 с.
  102. Платон Алексеевич Ойунский. 1893 1963: Статьи и воспоминания. -Якутск: кн. изд-во, 1963. — 207 с. — На як. яз.
  103. Г. В. Письма без адреса. // Эстетика и социология: В 2-х т. -М.: Искусство, 1978. Т. 1.- С. 144−161.
  104. Е.М. Выразительное чтение: В помощь учителю. -Якутск: Нац. кн. изд-во, 1992. 64 с.
  105. Г. А. Миссионерство в якутском крае // Илин. 1998. — № 1. -С. 40−47.
  106. Проблемы анализа художественного произведения в школе: Метод, рекомендации для студентов. М.: Прометей, 1996. — 65 с.
  107. Проблемы школьного учебника. Вып. 3. М., 1975. — 230 с.
  108. Проблемы школьного учебника. Вып. 10 (Учебники для национальной школы). М., 1982.- 240 с. 226. 220. Проблемы школьного учебника. Вып. 11.- М., 1982. 239 с.
  109. В.Н. Изучение произведений П.А. Ойунского в 8 классе: Метод, пособие для учителей. Якутск: Кн. изд-во, 1982. — 64 с.
  110. Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Сов. Россия, 1977. — 310 с.
  111. Работа по новым программам в школах Якутии: Доклады научно-практической конференции по проблемам повышения эффективности урока в условиях перехода на новые программы. Якутск: кн. изд-во, 1974. -111 с. 1. V.
  112. М.А. Избранные труды: К 100-летию со дня рождения / Сост. И. Е. Каплан. М.: Педагогика, 1985. — 248 с.
  113. Н.Г. Дохристианские личные имена саха // Илин. 1997. -№ 1−2, с. 44−47.
  114. Сборник нормативных документов. Якутск, 1995. — 64 с. (Мин-во образования Республики Саха (Якутия).
  115. Н.Н. Методика внеклассного чтения. М., 1977. — 207 с.
  116. Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности. М.: NB Магистр, 1993. — 180 с.
  117. Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников: (Теорет.-эксперим. исслед.). М.: Педагогика, 1980. — 159 с.
  118. Н.Н. Теория и методика обучения чтению / Моск. гор. пед. ун-т. Каф. методики и педагогики начального обучения. М.: Мега-трон, 1998.- 169 с.
  119. В.А. Фольклорные сюжеты и мотивы в творчестве П.А.Ойунского. Якутск: Кн. изд-во, 1966. — 76 с.
  120. А.Д. Лекции по этнопедагогике: Учеб. пособие. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 1997. — 79 с.
  121. В.Л. Якуты: опыт этнографического исследования / Под ред. Проф. Н. И. Веселовского. СПб: изд-во имп. Русского геогр. об-ва, 1986 .- Т.1 -720 с.
  122. Г. Ф. Краткий словарь якутского языка. Якутск: Кн. изд-во, 1979.-224 с.
  123. Содружество ученого и учителя: Л. В. Занков. Беседы с учителями- Работаем по системе Л. В. Занкова: Кн. для учителя / Сост. М. В. Зверева, Н. К. Индик. М.: Просвещение, 1991.-272 с.
  124. А.И. Драмы. Якутск, 1986. — 392 с.
  125. Социальное и этническое развитие народов Северо-Востока Российской Федерации: Сб. науч. тр. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992. — 80 с.
  126. В.Я. Избр. пед. соч. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. — 400 с.
  127. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  128. Р.Е. Культура и гуманизация образования. Учебное пособие.- Якутск: Изд-во ИПКРО, 1999. 160 с.
  129. Л.В. Работа над стихом в школе. М.: Просвещение, 1965. -184 с.
  130. Л. Жизнь стиха: как читать и понимать стихи. М.: Мега-трон, 1999. — 86 с.
  131. Л. Понятие культуры и построение теории содержания образования // Педагогика. № 8. — 1999. — С. 3−11.
  132. Н.Н. Проблемы сравнительного стиховедения (на материале советской поэзии тюркоязычных народов Сибири).- М.: Наука, 1991. 179 с.
  133. А.Е. Изучение жизни и творчества А.Б.Коцоева в осетинской средней школе: Дис. канд. пед. наук. М., 1977. — 192 с.
  134. А .Я. Воспоминания. Якутск: Нац. кн. изд-во, 1992. — 56 с. — На якут. яз.
  135. К. Люблю эту землю: Сб. стихов и поэм. Якутск: Якут-книгоиздат, 1969. — 104 с.
  136. К.Д. Воспоминания об обучении в Новгородсеверной гимназии. Собр. Соч. — Т.П. — М.-Л., 1952.
  137. Е.В. Концепция личности в тюркоязычной прозе Сибири. -Якутск: Якут, научный центр СО РАН, 1992. 184 с.
  138. Е.В. Творчество Афанасия Федорова. Якутск: Кн. изд-во, 1973.- 116 с.
  139. Е.В. Творчество Н.М.Заболоцкого (Чисхана). Якутск: Кн. изд-во, 1975.- 128 с.
  140. Н.И. Изучение олонхо в школе: В помощь учителю. -Якутск: Кн. изд-во, 1981. 104 с. — На якут. яз.1. V,
  141. Л.Н. Современный якутский язык. Якутск: кн. изд-во, 1947.-264 с.
  142. И.П. Возрастная психология: Учеб. пособие. Якутск, Изд-во Якутского госун-та, 1985. -106 с.
  143. В.Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. М.: МПГУ, 1994. — 130 с.
  144. В.Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. М.: МГПУ им. В. И. Ленина, 1994. — 130 с.
  145. В.К. Этнокультурная направленность Российского образования. М., 1997. -175 с. В надзаг. Моск. представительство ООН по вопросам образования, науки и культуры. Проект ЮНЕСКО «Развитие национальной школы.».
  146. Э.А. Методический эксперимент в системе методов исследования. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1976. — 156 с.
  147. Schuser К. Einfuhrang in die Fachdidaktik Duetsch.- Baltmannsweiler: Schneider-Verl. Hohengehren, 1998. 244 c.
  148. Г. И. Познавательный интерес актуальная проблема современной дидактики // Советская педагогика, 1979. — N 8. — С. 47−53.
  149. Г. У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974. — 404 с. В надзаг. АН СССР, СО, ЯФ, Ин-т языка, лит-ры и истории.
  150. А.К. Изучение жизни и творчества А.Шогенцукова в IV-VI классах кабардино-чеченской школы: Дисс. канд. пед. наук. М., 1973. -196с.
  151. Эрчимэн. Если я гореть не буду: Критические статьи. Якутск: Якут, кн. изд-во, 1973. — 224 с. — На якут. яз.
  152. Эрчимэн. Открытые мысли. Статьи. Рецензии. Якутск: Кн. изд-во, 1968.- 153 с.-Наякут. яз.
  153. Эрчимэн. Откровенный разговор: Критические статьи, очерки, рассказы, поэмы. Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1999. — 256 с. — На якут, яз.
  154. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. — 86 с.
  155. П.М. Чувства, их развития и воспитание. М.: Знание, 1976. -64 с.
  156. Якутские загадки / Составитель, автор перевода, вступительной статьи и комментария С. П. Ойунская. Якутск: Кн. изд-во, 1975. — 376 с. — На якут, и русс. яз.
  157. Якутские народные песни / Сост. Г. У. Эргис. Емельянов Н. В. и др. -Якутск: Кн. Изд-во, 1976. 232 с. — На якут, и русс. яз.
  158. Якутские народные песни. Часть II. Песни о труде и быте. Якутск: Кн. Изд-во, 1977. — 422 с. В надзаг. АН СССР. Якут, филиал Сиб. отд-ния. Ин-т языка, лит. и истории. — На якут, и русс. яз.
  159. Якутские народные песни. Часть III. Песни советского периода. -Якутск: Кн. Изд-во, 1980. -295 с. В надзаг. АН СССР. Якут, филиал Сиб. отд-ния. Ин-т языка, лит. и истории. На якут, и русс. яз.
  160. Якутские народные песни. Часть 1У / Сост. С.П.Ойунская- Науч. ред. Н.В.Емельянов- Худож. Р. Р. Киренский. Якутск: Кн. Изд-во, 1983. — 280 с. В надзаг. АН СССР. Якут, филиал Сиб. отд-ния. Ин-т языка, лит. и истории. — На якут, и русс. яз.
  161. Якутские сказки. Якутск, 1994. — 389 с.
  162. Якутский героический эпос. «Могучий Эр Соготох». Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1996. — 440 с. — (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).
  163. Якутский фольклор: Хрестоматия. В помощь внеклассному чтению. -Якутск: Якут. кн. изд-во, 1986. 134 с. — На якут. яз.
Заполнить форму текущей работой