Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реализация индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов в процессе использования электронного учебника

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедры прикладной психологии и педагогики Северо-Кавказского социального института, кафедры информатики и информационно-технологического обучения Армавирского государственного педагогического университета в 2004;2007 гг., обсуждались на международных конференциях: «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Информационные технологии как средство индивидуализации и дифференциации образовательного про, цесса в современном вузе
    • 1. 1. Современное состояние проблемы дифференциации и 13 индивидуализации обучения в высшей школе
    • 1. 2. Информационные технологии в образовательном про- 37 цессе современного вуза
    • 1. 3. Индивидуальная образовательная траектория студентов 51 вуза: этапы и требования к построению
  • Выводы
  • Глава 2. Построение и реализация индивидуальных образовательных траекторий студентов в процессе использования электронного учебника
    • 2. 1. Дидактические условия построения и реализации инди- 67 видуальных образовательных траекторий студентов с помощью электронного учебника
    • 2. 2. Диагностика индивидуальных особенностей студентов 91 как основа построения индивидуальных образовательных траекторий
    • 2. 3. Результаты экспериментальной работы по реализации 113 индивидуальных образовательных траекторий студентов с помощью электронного учебника «Математика и информатика»
  • Выводы

Реализация индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов в процессе использования электронного учебника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Создание в Европе зоны единого образовательного пространства, подписание Россией Болонской декларации, модернизация высшего профессионального образования обусловили необходимость коренного’пересмотра целей и задач высшего образования. Изучение положений и документов, имеющих общее название «Болонский процесс», позволяет понять, что интеграция в европейское образовательное пространство — это необходимое условие для развития национальной системы высшего образования, что предполагает изменение стереотипов мышления студентов и преподавателей.

В педагогической литературе последнего десятилетия все большее внимание обращается на необходимость готовить студентов высших учебных заведений к работе в быстро меняющихся условиях общественной и профессиональной деятельности. Преобразования, осуществляемые в политической и социально-экономической жизни общества, утверждают новый взгляд на личность специалиста, требуют профессионально подготовленных, самостоятельно мыслящих людей. В связи с этим перед современной педагогической наукой и практикой обучения в высших учебных заведениях стоит задача обеспечить не только глубокое и прочное усвоение системы знаний, но в гораздо большей степени — свободное развитие личности, творческого потенциала каждого из студентов.

Теоретические исследования и изучение практики преподавания в высших учебных заведениях показали, что в условиях существующих педагогических технологий высшей школы преобладает единообразие и усредненный подход к студентам. Индивидуальный и дифференцированный подходы на учебных занятиях носят эпизодический характер — лишь на отдельных этапах процесса усвоения знаний, в отдельных видах учебной работы, без учёта индивидуальной траектории развития каждого студента.

Наметился переход от коллективной к индивидуальной форме обучения, что предполагает личное участие каждого студента в формировании образовательной траектории, стимулирование регулярной и результативной самостоятельной работы, усиление мотивации студента к освоениюобразовательной программы, за. счет более высокой дифференциации оценки учебной работы студента. Поэтому решение проблемы, индивидуализации и дифференциации обучения студентов вузов является актуальным.

Проблема дифференциации обучения в рамках образовательной системы исследовалась А. А. Бударным,.А. А. Кирсановым, В-М. Монаховым, И. Унт и др. Тесная связь дифференциации и индивидуализации обучения с психологическими особенностями личности обучаемого отмечена в работах Б.Г.Ананьева^ Р-!Р: Бикмурзиной, Л (С. Выготского, Е. Я. Голант, В. ВДавыдова, A.II. Леонтьева, М. Мартынович, B.G. Мерлина, Е.С.Рабунского-Л'-С1Рубинштейна,.Б.М1Теплова, HiG. Якиманской. '.

Дидактические основы индивидуализации обучения раскрываются в работах видных отечественных педагогов Е. ЯГоланта, М. А. Данилова, Б. П. Есипова, М. Н. Скаткина и других представителей педагогической науки:

Проблеме индивидуализации учебной: деятельности в системе самостоятельной работы посвящены труды С. П. Аксеновой, ЮЖ. Бабанского, М. А. Данилова, Г. А. Данилочкиной, А. А. Кирсанова, Т. П. Коцаревой, И. Я. Лериера, П. И. Пидкасистого, II. В. Промоторовой, Е. С. Рабунского, Г. Н. Серикова, Т. И. Шамовой, О. И. Яныгиной и др. А. А. Аукум, Д. И1 Бэлэнел, F.А. Данилочкина, Т. А. Ильина, Ю. Н. Кулюткин, F.C. Сухобская исследовали такой аспект рассматриваемой проблемы как индивидуальный и дифференцированный подходы в процессе компьютеризированного обучения.

Качественно новые пути решения проблемы индивидуализации учебной, деятельности открываются с внедрением ЭВМ в-учебный процесс. К такому выводу пришли дидакты, занимавшиеся изучением данного аспекта рассматриваемой проблемы (А.А. Аукум, В. П. Беспалько, Д. И. Бэлэнел, И.В. Гребе-нев, F.A. Данилочкина, Ж. А. Жафяров, Т. И. Ильина,. В: Л. Кудрявцев, Э. И. Кузнецов, О. Г. Ларионова, Ю. Г. Татур, И. Унт и др.).

Проблеме информатизации образования, информационным технологиям обучения посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых (Ю.С. Брановский, М. П. Довгило, В. А. Извозчиков, М. П. Лапчик, А. А. Кузнецов, А. Н. Матюшкин, С. Н. Медведева, Дж. Мерредит, J1.B. Орешкина, И. В. Роберт и др.). Вопросы создания и применения электронного учебника в образовательном процессе исследовались Е. Аленичевой, С. В. Волковым, А. И. Гончаровым, J1.X. Зайнутдиновой, B.JI. Ивановым, И. Г. Иванцивской, Е. А. Кашиной, JI.B. Крюковой, В. М. Левиным, Н. Монастыревым, Л. В. Орешкиной, Т. Н. Романченко. Ю. М. Сидоркиным, Л. И. Студеникиной, С.А. Христочев-ским и др.

Комплексное изучение проблемы позволило выявить ряд противоречий между:

— требованиями, предъявляемыми обществом к современному специалисту, и реальным уровнем подготовки выпускников высшего профессионального заведения;

— фронтальным изложением материала и индивидуальным характером усвоения его студентами;

— имеющимися в распоряжении профессорско-преподавательского состава организацией, методикой, нормами и опытом обучения и сложившееся практикой коллективного обучения в вузе;

— необходимостью внедрения информационных технологий в образовательный процесс вуза и недостаточной разработанностью дидактических основ их использования.

Как уже отмечалось выше, проблема индивидуализации и дифференциации обучения информатике студентов ВУЗов является актуальной, что связано с повышением требований к качеству высшего образования в современных условиях, введением единых образовательных стандартов с ориентацией на специалиста, которому предстоит жить и работать в XXI веке. В частности, недостаточно внимания уделено педагогическим основам индивидуализации и дифференциации учебной деятельности с использованием цифровых образовательных ресурсов в ВУЗах на уровне диссертационных исследований. Новые пути решения этих задач позволят повысить эффективность учебного процесса в интересах подготовки высококвалифицированных кадров.

С учетом вышеизложенного проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы дидактические условия построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий* студентов вузов на основе использования, электронного учебника? Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: процесс индивидуализации образования в высшей школе.

Предмет исследования: дидактические’условия построения и1 реализации индивидуальных образовательных траекторий-студентов вузов с использованием электронного учебника:

Гипотеза исследования: построение и реализация’индивидуальных-образовательных траекторий студентов, вузов с использованием электронного учебника будет эффективным, если:

— определены этапы и требования к построению и реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов;

— проведена диагностика индивидуальных особенностей и уровня обу-ченности студентов, сформирована позитивная мотивация студентов к использованию электронного учебника;

— определены дидактические условия разработки электронного учебника, обеспечивающего учет индивидуальных особенностей и возможность реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов-вузов;

— разработан и апробирован электронный учебник, позволяющий обеспечить реализацию индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов.

Проблема, цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

1. выявить методологические и психолого-педагогические основы и изучить состояние проблемы дифференциации и индивидуализации обучения студентов в высшей школе;

2. разработать этапы построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов в образовательном процессе вуза;

3. определить дидактические условия построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов с помощью электронного учебника;

4. разработать и апробировать электронный учебник по курсу «Математика и информатика», обеспечивающий реализацию индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов.

Методологическую базу исследования-составили личностный, деятель-ностный, индивидуальный и дифференцированный подходы к профессиональному становлению личностиидеи гуманизации образования в условиях его информатизацииидеи личностно ориентированного обучения в высшей школе.

Теоретической основой являются: теории индивидуализации и дифференциации обучения (Е.А. Александрова, А. А. Кирсанов, Е. С. Рабунский, И. Унт, А.В. Хуторской), концепции личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, А. Ж. Жафяров, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, И.С. Якиманская), идеи гуманизации педагогического образования (М.Н. Берулава, Н. Б. Ромаева, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.), психологии индивидуальности (B.C. Мерлин, Б. Ф. Ломов, А. Н. Лебедев, В.А. Петровский) — положения теории научно-информационной деятельности и педагогической информатики (Ю.С. Брановский, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, А. Н. Матюшкин, И. В. Роберт, Дж. Мерредит) — основные положения современной теории учебника (В.П. Бес-палько, Л. Х. Зайнутдинова, Д, Д. Зуев, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.) теория целостного педагогического процесса и педагогических систем (Ю.К. Бабан-ский, В. Г. Беспалько, Б. С. Гершунский, М. Д. Данилов, В. В. Краевский и др.) — теория программированного обучения и развившееся на его основе компьютерное обучение (Б.С. Гершунский, В. М. Монахов, Я: А. Ваграменко, Н. Крау-дер, Е. И. Машбиц, Е. С. Полат, И. В. Роберт, Б. Скиннер, Н. Ф. Талызина и др.).

Для решения задач исследования применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической, методической литературы, публикаций научного характера в периодической печати по теме исследованиясравнение, сопоставление, систематизация и обобщениенаблюдение, анкетирование и тестирование студентов педагогического университетапедагогический экспериментстатистические методы.

Опытно-экспериментальная база исследования: Армавирский государственный педагогический университет.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2004 по 2007 год и включало три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (2004 — 2005 гг.) был осуществлен анализ психолого-педагогической и методической литературы, разрабатывались теоретические основы и программа исследования, изучалась степень разработанности проблемы, разрабатывалась концепция экспериментальной работы.

На втором этапе исследования (2005 — 2006; гг.) происходило осмысление теоретико-методологических подходов к рассматриваемой проблемесоздание электронного учебника для изучения дисциплины «Математика и информатика» и проведение констатирующего эксперимента на базе Армавирского государственного педагогического университета. На этом этапе происходила апробация построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов на основе электронного учебника.

На третьем этапе исследования (2006 — 2007 гг.) осуществлялось уточнение исследовательского аппарата и методологической базы исследованияпродолжалась экспериментальная работа: проводилась дальнейшая апробация результатов диссертационной работы в учебном процессе Армавирского государственного педагогического университета, Северо-Кавказского социального института. Были подготовлены и оформлены результаты работы в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнена дефиниция «индивидуальная образовательная траектория студента»;

— разработаны этапы построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов в образовательном процессе вуза;

— определены дидактические условия построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов с помощью электронного учебника;

— разработана структура и содержание электронного учебника по дисциплине «Математика и информатика» длястудентов первых курсов гуманитарных специальностей;

— экспериментально доказано, что реализация индивидуальных образовательных траекторий студентов на основе электронного учебника повышает мотивацию и эффективность, обучения в высшей школе.

Теоретическая значимость состоит в том, что, обобщен опыт реализации индивидуального и дифференцированного подходов в высшей школепредставлено теоретическое обоснование нового подхода к совершенствованию преподавания информатики для гуманитарных специальностей в вузах на основе индивидуализации обученияразработана технология индивидуализированного и дифференцированного обучения математике и информатике в педагогических вузах с учётом индивидуальной образовательной траектории каждого студента на основе использования электронного учебника.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработано и внедрено в педагогическую практику учебно-методическое пособие по курсу: «Математика и информатика», позволяющее индивидуализировать и дифференцировать обучение студентов информатике, электронный учебник по курсу: «Математика и информатика», разработаны практические рекомендации по внедрению в учебный процесс высших учебных заведений технологии, позволяющей индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения информатике. Результаты работы могут быть использованы для совершенствования преподавания и других дисциплин в образовательных учреждениях. Материалы исследования также могут быть использованы в образовательном процессе высшей школы при подготовке учебников и учебных пособий, при разработке курсов по выбору, тематики дипломных и курсовых работ, а также в системе повышения квалификации работников образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими позициями, применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логикесоотнесением выводов и результатов с научными позициями ученых философов, психологов и педагогов относительно современного состояния проблемы индивидуализации и дифференциации образования в высшей школе, апробацией и внедрением полученных результатов в практику.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Индивидуальная образовательная траектория студента — форма индивидуализации и дифференциации профессионального образования, базирующаяся на свободе выбора обучаемым целей, содержания, форм, методов, средств, способов рефлексии и темпа обучения в совместной деятельности с преподавателем.

2. Построение и реализация индивидуальной образовательной траектории студента с помощью электронного учебника в конкретной образовательной области, разделе или теме представляет последовательность следующих этапов: диагностического — диагностика преподавателем индивидуально-личностных особенностей и уровня сформированности знаний, умений и навыков студентов, необходимых для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны данной образовательной области или её частисодержательного — фиксирование каждым студентом, а затем и преподавателем, фундаментальных образовательных объектов в образовательной области или её теме с целью обозначения предмета дальнейшего познанияпроектировочного — проектирование индивидуальной образовательной траектории студентаорганизационно-сопроводительного — педагогическое сопровождение в реализации индивидуальной образовательной траекториирефлексивно-оценочногосопоставление полученных результатов с заданными, самооценка и оценка достигнутого на основе заранее определенных критериев.

3. Основными дидактическими условиями построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов с помощью электронного учебника являются:

— соблюдение дидактических принципов и требований конструирования электронных учебников для высшей школы как базовых, так и специфических (принципы нелинейного изложения материала, целенаправленности, интерактивности, дозированной помощи, контроля стартовых знаний, оптимального и комплексного использования современных компьютерных средств, наглядного представления информации, электронного конспекта, а также принципы^ квантования, полноты, наглядности, ветвления, регулирования, адаптивности, собираемости);

— оптимальный выбор способа создания оболочки электронного учебника, обеспечивающего возможность построения индивидуальных образовательных траекторий студентов;

— соблюдение педагогико-эргономических требований к электронным средствам учебного назначения (оптимальный выбор интерфейса, структурированность содержания учебного материала в его текстовом, графическом и иллюстративном представлении, оптимальная организация систем поиска, навигации и гиперссылок, учет физиологических особенностей восприятия человеком цветов и форм).

4. Реализация индивидуальных образовательных траекторий с использованием электронного учебника как формы индивидуализации и дифференциации обучения в высшей школе способствует повышению мотивации и уровня обученности математике и информатике студентов вузов.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в процессе участия автора в научных конференциях, разработке учебных программ и учебных пособий.

Основные положения и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедры прикладной психологии и педагогики Северо-Кавказского социального института, кафедры информатики и информационно-технологического обучения Армавирского государственного педагогического университета в 2004;2007 гг., обсуждались на международных конференциях: «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» (Тамбов, 2006 г.), «Антропологические основы современного педагогического образования» (Ставрополь, 2007) — региональной «Развитие личности в образовательных системах Южного Российского региона: XII годичное собрание Южного отделения РАО и XXIV психолого-педагогические чтения Юга России» (Волгоград, 2005) — внутривузовской «Развитие внутривузовских систем обеспечения качества образования» (Армавир, 2004 г).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, 9 таблиц, 3 приложений.

Список литературы

включает 202 источника.

ВЫВОДЫ.

Вопросами разработки электронных учебников для различных категорий обучающихся занимались В. Д. Автайкин, В-М. Вымятнин, О: Аленичева, Н. Монастырев, А. И. Башмаков, И. А. Башмаков, Д. И. Бэленел, С. В. Волков, JI.X. Зайнутдинова, Ю. С. Иванов, J1.B. Крюкова* С. Н. Медведева, JI. BОрешкина,.

П.В. Осетрова, А. И. Смирнов, А. В. Осин, Н. Н. Поркова, Разноглядова М. Ю., Т. Н. Романченко, И. В. Савченко, Л. И. Студеникина, С. А. Христочевский и др. На основе анализа их работ были определены основные дидактические уело-вия построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов с помощью электронного учебника:

— соблюдение дидактических принципов и требований конструирования электронных учебников для высшей школы как базовых, так и специфических (принцип нелинейного изложения материала, принцип целенаправленности, принцип интерактивности, принцип дозированной помощи, принцип контроля стартовых знаний, принцип оптимального и комплексного использования современных компьютерных средств наглядного представления информации, принцип электронного конспекта);

— оптимальный выбор способа создания оболочки электронного учебника, обеспечивающего возможность построения индивидуальных образовательных траекторий студентов;

— соблюдение педагогико-эргономических требований к электронным средствам учебного назначения (оптимальный выбор интерфейса, структурированность содержания учебного материала в его текстовом, графическом и иллюстративном представлении, оптимальная организация систем поиска, навигации и гиперссылок, учет физиологических особенностей восприятия человеком цветов и форм).

1-й этап построения и реализации индивидуальной образовательной траектории предполагает диагностику преподавателем индивидуально-личностных особенностей и уровня’сформированности знаний, умений и навыков студентов, необходимых для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны данной образовательной области или её части. Для выявления специфики процессуальной стороны обучения в условиях индивидуализации была рассмотрена учебно-познавательная деятельность студентов и определены следующие ее характеристики:

1. характер мотивации, включающий познавательные интересы и потребности студентов;

2. специфика учебной деятельности, включающая сформирован-ность элементов учебной деятельности (умение поставить цель, определить средствами методы ее достижения, контролировать продвижение к цели и т. д.) — особенности ее стиля- ¦ ' •.

3. особенности познавательных функций и свойств студентов — устойчивость внимания, развитие памяти, сформированность и особенности мыслительных операций, коэффициент интеллектуального развития;

4. уровень обученности (исходный, уровень сформированное&tradeзнаний-, умений и навыков по изучаемой дисциплине). ,.

Преподавательская практика работы с первокурсниками гуманитарного профиля поставила: перед: нами? проблему определения исходного уровня их компьютерной? грамотности. С этой целыо: были проведено тестирование, которое позволило выявить исходный уровень их знаний по математике и информатике (за основу были взяты тесты Единого государственного экзамена).

В течение трёх лет (2004 — 2007), на базе Армавирского государственного педагогического университета проводился эксперимент по> проектированию и реализации индивидуальных образовательных траекторий студентовс помощью электронного учебника, в котором принимали участие студенты филологического факультета Армавирского государственного педагогического университета, отделения «Русский язык и литература» — 65 студентов контрольной и 65 студентов экспериментальной группы. Исследование проводилось — в два этапа1. На? первом этапе основной задачей' было? получение объективного знания-, об* индивидуальных: особенностях развития когнитивной сферы студентов, мотивации: их познавательной деятельности, истинном уровне информационной и компьютерной подготовки студентов, намечалась стратегия по выправлению недостатков компьютерной подготовки в условиях школы и достижения ими необходимого^ уровняпрофессиональной' подготовки. На втором этапе исследовалась эффективность применения разработанного нами электронного учебника по курсу: «Математика и информатика» и рекомендуемых методик обучения.

Разработанное электронное учебное пособие предназначено для проведения практических, лабораторных занятий и самостоятельного изучения дисциплины «Математика и информатика» и представляет собой законченный программный продукт, который может быть реализован на компьютерах класса IBM PG AT под управлением Windows 95 и выше. В электронном учебнике «Математика и информатика» чётко выделены уровни сложности заданий, что позволяет студентам' самостоятельно выбирать и строить свою индивидуальную траекторию обучения.

Первый уровень соответствует государственному минимуму содержания образования-, второй уровень также соответствует минимуму образования, но ещё включает ряд дополнительных задач и требует более глубоких знаний. Третий уровень включает в себя нестандартные задания и задания, для решения* которых необходимы дополнительные знания и изучение дополнительно ros материала.

Апробация электронного учебника позволила индивидуализировать-процесс обучения математике и информатике студентов, повысить мотивациюуспеваемость, а также способствовала развитию когнитивной сферы студентов в. целом. В качестве примера приводятся результаты усвоения знаний пс дисциплине «Математика и информатика» студентки из экспериментальной группы (И.К.): на констатирующем этапе — уровень усвоения — 24%, а на контрольном — 72%. Описательная статистика в Excel показала надежность исследования, — 95%, что соответствует принятым в педагогических исследованиях нормам.

Учитывая выявленную нами тенденцию роста, мы можем прогнозировать дальнейшее повышение качества образования в экспериментальной группе филологического факультета АГПУ. Студенты могли определять индивидуальный смысл изучения учебной дисциплины, ставить собственные цели в изучении* конкретной темы или раздела, выбирать оптимальный темп обучения, применять те способы учения и познания, которые наиболее соответствуют их собственным особенностям в условиях индивидуального образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе проведенного диссертационного исследования были получены следующие теоретические и практические результаты.

1. В настоящее время в научно-педагогической литературе наряду с использованием терминов «индивидуализация обучения», «дифференциация обучения» получили распространение такие понятия как «индивидуальный подход», «дифференцированный подход», «индивидуализированное обучение», «индивидуальное обучение», причем отсутствует единство в толковании этих понятий.

В психологии под «индивидуальностью» понимается уникальное, неповторимое своеобразие личности, совокупность только ей присущих индивидуально-типологических особенностей (специфика темперамента, интересов, интеллекта, способностей). Основой формирования^ индивидуальности являются психофизиологические и социальные задатки, которые полностью раскрываются в обучении и деятельности.

Индивидуализация обучения — организация учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, что позволяет создавать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучаемого.

2. Особенности построения учебного процесса в вузе с учетом индивидуальных качеств студентов изучались Д. М. Гришиным, А. В. Дмитриевой, Е. М. Лысенко, О. П. Околеловым, С. М. Перекальским, А. Е. Тулинцевым. Качественно новые пути разрешения проблемы индивидуализации учебной деяt тельности открываются с внедрением ЭВМ в учебный процесс. Использование компьютера позволяет разрешить основное противоречие образовательного процесса — индивидуализацию обучения в условиях его всеобщности. Обучение с использованием компьютера предоставляет широкие возможности для самостоятельного изучения материала в индивидуальном темпе, позволяет варьировать объем выполняемой работы, меру помощи в случае затруднения.

• 137 • '.

Электронный учебник — это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное- ' моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи, это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно или с помощью преподавателяосвоить учебныйкурс или его большойраздел с помощью компьютера.

З1. Индивидуальная образовательная траектория студента.- форма, индивидуализации и дифференциации профессионального образования, базируют щаяся на свободе выбора обучаемым целей, содержания, форм, методов, средств,-способоврефлексии и темпа обучения в совместной деятельности с преподавателем. 4. Весьма эффективной формой индивидуализации обучения является? построение: и реализация? индивидуальных образовательных траекторий. Индивидуальную образовательную траекторию (А.В. Хуторской) можно определить как персональный путь реализации личностного потенциала обучаемого в образовательном процессе. Построение и: внедрение индивидуальных образовательных траекторий возможно приусловии осуществления студентами логически обоснованной цепочки выборов в процессе их учебной деятельности, приводящих к необходимому результату.

Опираясь на работы А. В: Хуторского и Е. А. Александровой мы. разработали этапы организуемой: преподавателем. деятельности студента, позволяющие обеспечить его индивидуальную • траекторию в конкретнойобразова-тёльной-области, разделе или теме.

1-й этап — диагностический: диагностика преподавателем индивидуально-личностных особенностей и уровня сформированности знанийумений и навыков студентов, необходимых для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны данной образовательной области или её части.

2-й этап — содержательный: фиксирование каждым студентом, а затем и преподавателем, фундаментальных образовательных объектов в образовательной области или её теме с целью обозначения предмета дальнейшего познания. Фундаментальные образовательные объекты подразделяются на общие для всех образовательные стандарты и индивидуальные для каждого студента, которые определены им как субъективно значимые.

3-й этап — проектировочный: проектирование индивидуальной образовательной траектории студента. Выбирается вид индивидуальной стратегии обучения — углубление, ускорение, обогащение — в соответствии с индивидуально-личностными особенностями обучающегося, его успешностью, разрабатывается индивидуальная образовательная траектория изучения дисциплины и на ее основе устанавливается индивидуальный план учебной деятельности и график выполнения заданий по самостоятельному изучению дисциплины.

4-й этап — организационно-сопроводительный: педагогическое сопровождение в реализации индивидуальной образовательной траектории. Проводятся консультации по изучаемым темам и разделам, по выбору способов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, форм предоставления продуктов своей самостоятельной деятельности. Важно отметить, что на этом этапе необходим систематический контроль и анализ достигаемых промежуточных результатов.

5-й этап — рефлексивно-оценочный: выявляются индивидуальные и общие образовательные продукты деятельности (в виде схем, концептов, материальных объектов), фиксируются и классифицируются применяемые (репро-дуктивно усвоенные или творчески созданные) виды и способы деятельности. Полученные результаты сопоставляются с целями индивидуальных и общих коллективных программ занятий.

5. Основными дидактическими условиями построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов с помощью электронного учебника являются следующие:

— соблюдение дидактических принципов истребований конструирования электронных учебников для высшей школыкак базовых, так и специфических (принцип нелинейного изложения материала, — принцип целенаправленности, принцип интерактивности, принцип дозированной помощи, принцип контроля стартовых знаний,. принцип оптимального и комплексного использования современных компьютерных средств наглядного прёдставленйя информации, принцип электронного конспекта);

— оптимальный выбор способа созданиям оболочки электронного учебника, обеспечивающего’возможность построения индивидуальных образовательных траекторий студентов;

— соблюдение педагогико-эргономических требований к электронным-средствам учебного' назначения (оптимальный выбор интерфейса, структурированность содержания учебного материалав его текстовом, графическом и иллюстративном? представлении, оптимальная организация систем поиска, навигации и гиперссылок, учет физиологических особенностей? восприятия человеком цветов и форм).

6. В течение трёх лет (2004 — 2007), на базе Армавирского государственного педагогического университета проводился эксперимент по проектированию и реализации индивидуальных образовательных, траекторий студентов с помощью электронного учебника. В опытно — экспериментальном исследовании принимали участие студенты, филологического факультета. Армавирского государственногопедагогического5 университета, отделения «Русский язык и литература». Для выявления специфики процессуальной стороны обучения в условиях индивидуализации была рассмотрена учебно-познавательная деятельность студентов и определены следующие ее характеристики:

• характер мотивации, включающий познавательные интересы и= потребности студентов;

• специфика* учебной деятельности, включающая сформированность элементов учебной деятельности (умение поставить цель, определить средства и методы ее достижения, контролировать продвижение к цели и т. д.) — особенности ее стиля;

• особенности познавательных функций и свойств студентов — устойчивость внимания, развитие памяти, сформированность и особенности мыслительных операций, коэффициент интеллектуального развития;

• уровень обученности (исходный уровень сформированности знаний, умений и навыков по изучаемой дисциплине).

7. Разработанное на основе антропологического подхода электронное учебное пособие предназначено для проведения практических, лабораторных занятий и самостоятельного изучения дисциплины «Математика и информатика» и представляет собой законченный программный продукт, который может быть реализован на компьютерах класса IBM PC AT под управлением Windows 95 и выше. Его апробация позволила индивидуализировать процесс обучения математике и информатике будущих учителей, повысить мотивацию, успеваемость, а также способствовала развитию когнитивной сферы студентов в целом.

Учитывая выявленную нами тенденцию роста, мы можем прогнозировать дальнейшее повышение качества образования в экспериментальной группе филологического факультета АГПУ. Студенты могли определять индивидуальный смысл изучения учебной дисциплины, ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела, выбирать оптимальный темп обучения, применять те способы учения и познания, которые наиболее соответствуют их собственным особенностям в условиях индивидуального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Д., Вымятнин В. М. Многопользовательская' система для разработки сетевых электронных учебников'//Труды X Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2003″. — СПб., 2003. С. 214 215.
  2. Н.А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения: Автореф. дис.. д-ра лед. наук. Екатеринбург, 1997.- 42 с:
  3. О. Монастырев Н. Электронный учебник (Проблемысоздания и, оценка качества) //Высшее образование в России. — 2001. № Г. — С. 121−123.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука- 1977.-380 с.
  5. А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях. Дис.. докт. пед. наук. М., 1999. — 289 с.
  6. А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии. — 2001. № 3. — С. 145−160.
  7. В.В. Дифференцированный подход к процессу обучения общеобразовательным предметам в профессиональном лицее: Дис.. канд. пед. наук. СПб, 1998. — 175 с.
  8. В.А. Условия эффективной реализации индивидуального подхода в обучении: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 26 с.
  9. Антропологический, деятельностный и культурологический подхо-' ды. Тезаурус //Новые ценности образования. Вып. 5. — 2005. — 184 с.
  10. Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: Изд-во РАО, 1994. — 228 с.
  11. Н.В. Индивидуализация высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе: Дис. канд. пед. наук. М., 2000. — 203 с.
  12. А.Я. Программирование в Delphi 7.-М., 2003.
  13. Г. А. Деятельностный подход в обучении. Донецк: „ЕАИ-пресс“, 2001.
  14. A.M. Дидактические основы формирования информационной культуры личности в условиях информатизации общества: Дис. канд.. пед. наук. — Владикавказ, 2001 164 с.
  15. О., Здравомыслов М., Ашхотова А. Компьютерные технологии в образовании//Высшее образование в России. — 1996. — № 3. С. 109−118.
  16. JI.A., Евсеева A.M., Орлова Е. А. Гуманизация школы: теория и опыт. Рязань: изд-во РГПУ, 1999. — 162 с.
  17. С.Г. Быстрота и прочность запоминания и. их соотношение у школьников//Возрастные и индивидуальные различия памяти/Под, ред. А. А. Смирнова. М.: Просвещение, 1967. — С. 112 — 243.
  18. А.И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. — М.: Филинъ, 2003. — 413 с.
  19. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. -М. 1996.
  20. М.П. Принципы гуманизации.образования. //Гуманизация образования. 2001. — № 1. — С. 15−34.
  21. М.Н. Теория и практика гуманизации образования. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. 326 с.
  22. В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1988. — 160 с.
  23. P.P. Дифференцированный подход к формированию познавательной самостоятельности студентов младших курсов вузов в процессе обучения математике: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Саранск, 1996: — 18 с.
  24. Бобровский С. Delphi 7: учебный курс. СПб.: Питер, 2000. — 389с.
  25. М.В. Российское образование на переломе эпох. — Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2002. 242 с.
  26. М.В. Российское образование на переломе эпох. — Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2002. 242 с.
  27. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно развивающего образования //Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  28. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-н/Д: Изд-во РПУ, 2000. — 352 с.
  29. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-н/Д: „Учитель“, 1999. — 560 с.
  30. И.М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Основы современного гуманизма: Учебное пособие1 для студентов вузов. М.: Рос. гуманист, общ-во, 2002.-389 с.
  31. Ю.С. Введение в педагогическую информатику. Учебное пособие для студентов нефизико-математических специальностей педвузов. Ставрополь: Изд-во СГГГУ, 1995. — 206 с.
  32. А.Б. Рефлексия над- социальными эффектами- информатизации и открытость общества. http//www.adenauer.ru.
  33. Бэлэнел Д-И. Компьютер как. средство дифференциации-обучения студентов? педвуза: (на примере информатики): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995.- 16 с.
  34. Валединскии В-Д: Информатика. Словарь компьютерных терминов.' М.: „Логос“, 1999. У
  35. И.А., Осипова Е.М-, Петрова Н. Н. Психологические аспекты применения- информационных: технологий //Вопросы психологии: — 2002.-№ 7.-С. 36−49.
  36. Н.Н. Формирование индивидуальности школьника в целостном-учебно-воспитательном процессе: Дис.. д-ра пед., наук. Минск- 1991.- 325 с.
  37. Виландеберк A. At, Шубина H.JI. Новый учебный процесс: Коротко о главном: Методическое пособие для преподавателей:. СПб.: Изд-во РП1У им. А. И. Герцена. 2007. — 54 с:
  38. А.Н. Педагогические основы организации дифференцированного профессионального образования: учащейся молодежи в условиях рынка труда: Дис. канд. пед- наук. М., 1999. — 130 с.
  39. Внедрение информационных технологий-в образовательный процесс ВУЗа / Современные педагогические технологии в образовательном процессе ВУЗа. М., 1998.
  40. С.В. Педагогические условия использования электронного учебника в образовательном процессе технического вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. — 23 с.
  41. Всемирная энциклопедия: Философия. /Главн. научн. ред и сост. А. А. Грицанов. -М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. 1312 с.
  42. Е.А. Взаимосвязь индивидуальной дидактической системы преподавания учителя и личностно-ориентированной технологии обучения // Ступени педагогического творчества. М.: ИТОП РАО, 2001.
  43. Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике//Педагогика. 1994.- № 5.- С.80−83.
  44. Е.Я. Дидактические основы дифференциального обучения в советской школе/Актуальные проблемы индивидуализации обучения. — Тарту, 1970.- С. 4−6.
  45. В.М. Индивидуализация учебной деятельности учащихся как основа дифференцированного обучения математике в условиях заочно-очных форм обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 16 с.
  46. В.В. Межсубъектная педагогика: тенденции развития. — СПб.: Изд-во ИОВ РАО, 2001. 237 с.
  47. В.Н., Ильясов И. И., Ляудис В. Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов. М., 1981.
  48. О.С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. Учебное пособие. Калининград, Калининградский ун-т. — 2000. — 572 с.
  49. А.А. Информационная культура: Опыт типологического определения // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. /Под. ред. Ю. С. Зубова, И. М. Андреевой. М., 1994. — С. 15.
  50. С.Г., Гриншкун В. В., Макаров С. И. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения. Самара: Изд-во Самарск. гос. эконом, акад., 2002. — 110 с.
  51. .А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М.: Знание, 1979. — 128 с.
  52. Гуманизация в образовании: исторический и современный аспект: материалы межвуз. науч.-практ. конф. аспирантов, 13−14 февр. 1996 г. СПб.: СПб. гос. ун-т пед. мастерства, 1997. — 110 с.
  53. Гуманизация образования: Сборник науч. тр. Вып 25. Калининград: БГА РФ, 1998. — 158 с.
  54. Гуманизация образования и проблемы развития личности: Сб. науч. ст. Волгоград: Перемена, 2000. — 182 с.
  55. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт творческих и экспериментальных психологических исследований. — М.: Педагогика, 1986.- 240 с.
  56. Е.В. Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2003.- 40 с.
  57. Н.Н. Гипертекстовая технология и обучение //Управляющие системы и машины. 1994.- № 3.-С. 12−14.
  58. Дифференцированное обучение: педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка./ Антропова М. В., Манке Г. Г., Кузнецова JI.M., Бородки-наГ.В. //Педагогика-1992.- № 9−10. С. 23−28.
  59. А.В. О принципах дистантной технологии обучения/Развитие личности в системе непрерывного образования. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1997. — 191 с.
  60. Л.Н. Дифференциация образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 23 с.
  61. В.Н. Психология общих способностей. — СПб: Изд-во „Питер“, 1999. 359 с.
  62. А.Ж. Дистантная система образования: концепция и опыт ее реализации в педвузах и школах. Новосибирск: НГПУ, 1995.- 19
  63. А.Ж., Меднис Н. Е. Концепция и учебные планы профильного обучения. Новосибирск: Изд-во НГПУ. — 1993.- 28 с.
  64. А. „Изучаем Delphi“ СПб.: Питер, 2005. — 347 с.
  65. Н.М. Индивидуализация и дифференциация обучения студентов вузов: Дис.канд. пед. наук. М, 2006.
  66. JI.X. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин). Астрахань: Изд-во ЦНТЭП, 1999.-363 с.
  67. Закон Российской Федерации „Об образовании“ // Вестник образования. 1992. — № 2.- С. 2−59.
  68. И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2003. — 188 с.
  69. . Т.Б. Профильная дифференциация обучения информатике на старшей ступени обучения. М., 1997. — 212 с.
  70. Г. В. Широкий спектр средств дифференциации // Математика в школе. 1991 — № 5. — С. 8−9.
  71. Ю.С. Индивидуализация обучения школьников в процессе использования электронного учебника (на материале образовательной области „Технология“). Дис.. канд. пед. наук. — Курск, 2004. 177 с.
  72. Р.И. Компьютерные технологии в науке и образовании. Практика применения систем MathCAD PRO. М, Высш. школа, 2003. — 431 с.
  73. И.Г. Инструментальные средства создания электронных средств поддержки учебного процесса // http://ito, edu. rii/2001/ito/II/4/VI-4−21 .htm.
  74. В.А. Картина мира в структуре- миропонимания и информационная культура учителя / Информационные технологии в системе непрерывного образования. СПб., 1996. — С. 27−53.
  75. Индивидуализация и дифференциация обучения в вечерней школе / Под ред. Г. Д. Глейзера. М.: Просвещение, 1985. — 143 с.
  76. Индивидуализация обучения в ведущих вузах страны: Материалы научно-методической конференции. JL: ЛИАН, 1990.
  77. В.В. К вопросу об индивидуализации обучения на непедагогическом факультете //Ярославский пед. вестник. Ярославль, 1997. — № 1. — С. 97−105.
  78. В.М., Зеер Э. Ф., Шахматова О. Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста: науч.-метод. пособие. Екатеринбург, 1999. — 244 с.
  79. С.Д. Информационная культура’в контексте общей теории культуры личности //Педагогическая информатика. 2000. -№ 2. — С. 4155.
  80. Е.Ю. Осуществление личностного подхода в обучении. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1974. — 28с.
  81. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казанского университета, 1982. — 224 с.
  82. Г. И. Индивидуализация самостоятельной, работы студентов индустриально-педагогических факультетов по обшей- физике: Дис.канд. пед. наук. — М., 1997.— 192 с.
  83. Ю.В., Медведева* С.Н. Проектирование дидактического и программного обеспечения компьютерных учебников естественных дисциплин: Гуманитарный аспект //Инновационные образовательные технологии на рубеже XX—XXI вв.еков. Казань, 2002. — С. 42−43.
  84. , Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. — М.: Педагогика, 1991. 270 с.
  85. Я.А. Великая дидактика // Избр. пед соч. (в 2-х т.) т.1. — М.: Педагогика, 1982. 476 е.
  86. Компьютерные телекоммуникации школе: Пособие для учителя /Под ред. Е. С. Полат. — М., 1995. — 168 с.
  87. И.А., Хохлова О. А., Денисов' А.В. Информационные технологии: учеб. пособие / под ред. И. А. Коноплевой. М.*: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 304 с.
  88. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 // Известия РАО. 2000. — № 4. — С. 37 — 46.
  89. СВ. Индивидуализация дидактической подготовки будущего-учителя к профессиональной деятельности: Дис. канд. пед. наук. -М., 1997.- 175 с.
  90. И.М. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и их особенности. Материалы в. помощь слушателям методологического семинара по психологии и педагогике высшей школы. Калуга: КФ МГЭИ, 2003.
  91. И.Б., Шиянов Е. Н. Философско-гуманистические основания педагогики. Ростов-н/Д: Изд-во РПУ, 1997. — 80 с.
  92. JI.B. Дидактические условия развития свойств субъекта информацинно-технологической деятельности в профессиональной подготовке студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2006. — 22 с.
  93. B.JI. Компьютерная технология дистантного обучения и самостоятельная работа студентов //Самостоятельная работа студентов. — М., 1993.- С. 44−51.
  94. JI.H. Идеи гуманизма и гуманизации образования в их историческом) развитии: педагогический взгляд. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2003. — 322 с.
  95. М., Околелов О. Дидактический инструментарий новых образовательных технологий // Высшее образование в России. — 2001. -№ 1.- С. 124−126.
  96. Г. С. Система дифференцированного обучения через Интернет. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2000. — 103 с.
  97. А.И. Индивидуализация и дифференциация обучения в процессе подготовки слушателей Российской таможенной академии: Дис. .докт. пед. наук. М., 2001. — 225 с.
  98. В.И. Организационно-педагогические проблемы применения ЭВМ в учебном процессе ВУЗов: Дис. канд. пед. наук. М., 1984.
  99. Л.К., Рубцова В. В., Якиманская И. С. Психологические основы новых педагогический технологий //Вопросы психологии. 1991. — № 2.- С. 174−177.
  100. T.M. Индивидуализация учебной деятельности учащихся в процессе самостоятельной работы по формированию математических понятий: Дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 143 с.
  101. Массовая информация в советском промышленном городе: Опыт комплексного социологического исследования /Под ред. Б. А. Грушина, JI.A. Оникова. -М.: Политиздат, 1980 248 е.
  102. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука реформе школы). — М.: Педагогика, 1988.- 192 с.
  103. С.Н. К методике проектирования информационных технологий обучения на основе компьютерных учебников //Вестник КГТУ. — Казань: 1999.- № 2.- С. 76−79.
  104. И.П. Методика обучения математике с использованием электронного учебника в гуманитарном вузе (на примере раздела „Математическая статистика“): Дис.канд. пед. наук. -М., 2005. 142 с.
  105. В.А. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования: сущность, направления, проблемы. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос: ун-та, 1998.-56 с.
  106. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- М.: Педагогика, 1986. 254 с.
  107. B.C. Психология индивидуальности: Избр. психол. тр. М. — Воронеж: Ин-т практ. психологии, НПО „МОДЭК“, 1996. — 445 с.
  108. Методика исследования формирования понятий, умений и навыков у учащихся средних профтехучилищ / Под’ред. А. П. Беляевой. М.: Высшая школа, 1986. — 128 с.
  109. Мишина JLI Индивидуализация обучения студентов в вузе с позиций гуманизации образования: Дис. канд. пед. наук. Сочи, 2000. — 131 с.
  110. В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования. Пенза: Изд-во Пенз. технол. ин-та, 2002. — 75 с.
  111. А.Е. Индивидуализация профессионально-педагогической подготовки студентов педагогических вузов на завершающем этапе обучения (в условиях многоуровневой системы образования): Дис.. канд. пед. наук. -Ярославль, 2000. 200 с.
  112. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  113. Н.Д. На пути к гуманной педагогике //Советская педагогика. 1990. — № 9. — С. 41 — 47.
  114. Е.А. Педагогические основы совершенствования организаторской деятельности преподавателя высшей школы: Дис.. канд пед. наук. СПб., 2000.-265 с.
  115. Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004: — 67 с.
  116. Л.Ю. Особенности индивидуально-дифференцированного подхода к студентам младших курсов: Дис. канд.. пед. наук.- Л., 1979.
  117. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: Азбуковник, 1997. 939 с.
  118. В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. -381 с.
  119. Л.В. Дидактические условия создания и использования электронных средств обучения: Дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 2005. -265 с.
  120. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М.: Просвещение, 1991.- 287 с.
  121. П.В., Смирнов А. И., Осин А. В. Книга и электронные средства в образовании. М.: Издательский сервис: Логос, 2003. — 144 с.
  122. И.М. Дидактические принципы дифференциации процесса обучения в общеобразовательной школе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2002.
  123. Пурышева НО: Методические» основьг дифференциации, обучениям физике в^средней школе: Автореф: дис. д-ра пед-.наук. — Ms, 1995: 42'с.
  124. Рабунскиш E. G! Индивидуальный подхода в" процессе: обучения? школьников^ (На основе анализа их самостоятельной^ учебнойгдеятельности). — М-: Педагогика, 1975.-182с.
  125. Разногаядова1М:Ю* ЭлектронныЙ1учебны№комплекс как средство-формирования готовности студентов к? творческому саморазвитию: Дис. .канд. пед. наук. Саратов, 2007. — 170 с.
  126. Ромашок JIB. Гуманистическая, традиция как историко-педагогический феномен: теоретико-методологическишанализ. .— Киров: Изд-во ВГПУ, 2002. 116 с. '. «'.:/
  127. Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт. /Гл. ред. В-В. Давыдов. — Mi: Большая←:Российская1энциклопедия- 1993. Т. Л. — 608 с.
  128. Ы.Ю. Мультимедиа в> образовании //Информатика^ и образование. 1994. — № 4. — С. 89−96, '
  129. СавченкоЖВ^. Электронная^учебнаяккнига пошедагогике как обра-зовательныйресурсисредствоорганизациисамостоятельнойработььстудентов в условиях диверсификации высшей школы: Дис. .канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2007. — 237 с: .
  130. СёлевкогГ^К. Современные образовательные-технологии! Mi: Народное образование, 1998. — 255 с.
  131. Селютина*М:Е.,.Энтина С. Б- Информационные' технологии в обучении. // Компьютерные инструменты в образовании. 2000. — № 1. — С. 9 -12.
  132. Семенюк Э. Л-. Информационная культура общества и прогресс- информатики // НТИ. Сер.1. 1994. — № 7. — С. З
  133. Г. Н. О соотношении между самостоятельной работой и самообразованием /Новые исследования, в педагогических науках /Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. М.: Педагогика, 1989.- Вып. 1(53).- С. 28−30.
  134. В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования //Магистр. 1994. — № 6. — С. 2−7.
  135. В.А. Формирование индивидуального стиля самостоятельной учебной деятельности студентов /Совершенствование подготовки учителя в педвузе. Сборник научных трудов. М., 1980. — С. 87−96.
  136. В.А., Исаев В. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  137. В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учебное пособие. М.: „Академия“, 2003. — 192 с.
  138. Советов И. Я, Цехановский В. В. Информационные технологии. -М.: „Высшая школа“, 2005. 264 с.
  139. А. В. Информационные технологии в профессиональной подготовке // Информатика и образование. 1996. — № 1. — С. 13−19.
  140. . А.В. Об эффективности информационных технологий обучения // Высшее образование в России. 1997. — № 3. — С. 100−107.
  141. Способности и склонности: комплексные исследования. — М.: Педагогика, 1989. -197 с.
  142. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий./ Под ред. З. О. Джалиашвили. СПб.: БХВ — Петербург, 2003.
  143. Л.И. Педагогические условия эффективности использования элементов электронного обучения- в вузовской профессиональной подготовке студентов на материале математической подготовки: Дис.. канд. пед. наук. Курск, 2007. — 168 с.
  144. Ступени педагогического творчества: (Научно-методический комплекс для учителя). М., 2001. — 315 с.
  145. Теория и практика высшего профессионального образования: содержание, технологии, качество: Материалы XXV науч.-практ. конф., 3−4 апр. 2003 г. Оренбург: Изд-во ОГЦУ, 2003. — 227 с.
  146. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Б.и., 1961. — 536 с.170- Торлопова Н. И. Разработка „электронного учебника“ как условие развития проектировочных умений будущих педагогов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. — 19 с.
  147. О.Б. Дидактические условия применения компьютерных технологий в обучении: Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 2003. — 19 с.
  148. Унт. И: Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. -188 с.
  149. Унт И. Концепция индивидуализации обучения в дидактических экспериментах и в школьной практике Эстонской ССР //Актуальные проблемы индивидуализации’обучения. Материалы научного Симпозиума в Тарту 13−14 окт.1969 г. Тарту, 1970. — С. 7−10.
  150. Урсул А.Д.» Информатизация общества: Введение в социальную информатику. М.:АОН, 1990. — 112 с.
  151. А.Д. Становление ноосферного интеллекта и опережающее образование //"Синергетика и- образование". М.: Издательство «Гнозис», 1997.-С. 123 — 137.
  152. O.K. Основные направления информатизации современных технологий обучения, //Информатика и Образование. — 1999. № 2. — С. 3−12.
  153. Философский словарь. М., 1991.
  154. М.И. Социально-педагогические основания дифференциации общего среднего образования: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1999. 203 с.
  155. С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии //Информатика и образование. 2000. — № 2. — С. 70−77.180: Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб, 2001.
  156. М.С. Информационные технологии в обучении. — Тамбов, Москва: ТГУ, 1997.- 123 с.
  157. В.А. Уровневая дифференциация обучения учащихся-средней общеобразовательной и профессиональной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1996. — 20 с.
  158. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе: учебное пособие. М., 1996.
  159. Черняева Э. П'. Электронный, учебник как средство реализации индивидуальных' образовательных траекторий студентов вуза //Вестник университета (Государственный университет управления). Социология и управление персоналом. 2007. — № 4(30): — С.141−1'44.
  160. Черняева Э: П. Информационные технологии в образовательном процессе современного вуза. //Актуальные проблемы социогуманитарного знания: Сборник научных трудов. Вып. XVI. 4.2. М: «Век книги — 3», 2007. — С. 193 -195.
  161. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод пособие. М.: Нар. Образование, 1996. — 157 с.
  162. В.К. Теория и практика разноуровневого дифференцированного обучения в средней школе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Челябинск, 1997.-45 с.
  163. Е.Н., Ромаева Н. Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие. Учебное пособие. — М.: Народное образование, Илекf са, 2003.- 336 с.
  164. М.В. Системная дифференциация знаний как средство индивидуализации обучения учащихся: Дис. канд. пед. наук. М., 2000. — 155 с.
  165. В.Ф. Информационные технологии обучения //Информатика^ Образование. 1998. — № 2 — С.7−14.
  166. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М.: Сентябрь, 1996. 95 с.
  167. И.С. Психолого-педагогические проблемы дифференциации обучения // Советская педагогика. 1991'. — № 4. — С.44−52.
  168. И.С. Технология личностно-ориентированного образования. — М.: Сентябрь, 2000 176 с.
  169. Изучение мотивации и познавательной самостоятельности студентов 1. Почему Вы учитесь?
  170. Прошкалируйте, пожалуйста, приведенные ниже ответы в соответствии с важностью для Вас.1. Мне интересно учиться.2. Я хочу больше знать.
  171. Я хочу получить диплом о высшем образовании. А уровень знаний меня мало интересует.
  172. В процессе обучения я испытываю чувство успеха и мне это нравится.
  173. Я хочу стать хорошим специалистом.
  174. Я хочу быть одним из лучших в учебе среди своих товарищей.
  175. Обучение это еще одна возможность для общения с людьми.
  176. Мне интересно знакомиться с новыми способами получения знаний, методами научного познания.
  177. I. Ответьте на следующие вопросы.
  178. Изучение каких дисциплин наиболее важно для Вас как для будущего специалиста?
  179. Вы считаете необходимым иметь хорошие знания по математике, потому, что это важно: а) для изучения других учебных предметов-б) для будущей специальности-в) для чего-то еще (укажите чего) г) не считаю важным изучение математики.
  180. Интересно ли Вам изучать математику?
  181. Каким видом учебной деятельности Вам нравится заниматься больше всего при изучении математики: а) изучать теоретический материал-б) решать задачи-в) делать устные сообщения на занятиях-г) написание реферата-д) может быть что-то еще (напишите, что именно)
  182. Вы считаете необходимым иметь хорошие знания по информатике, потому, что это важно: а) для изучения других учебных предметов-б) для будущей специальности-в) для чего-то еще (укажите чего) г) не считаю важным изучение информатики.
  183. Интересно ли Вам изучать информатику?
Заполнить форму текущей работой