Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика формирования у учащихся 1-8 классов национальных школ потребности в изобразительной деятельности: На материале национальных школ Карачаево-Черкессии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на Тульской областной научно-практической конференции «Искусство и образование в современных условиях» (1996 г.), на научно-практической конференции преподавателей и аспирантов в г. Нальчике (1998 г.), на кафедре методики преподавания изобразительного искусства и черчения Mill У (1995;1996 гг.), на заседаниях… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МЕСТО И РОЛЬ ТРАДИЦИОННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССИИ В СИСТЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ

1.1. Потребности в изобразительной деятельности как составная часть эстетического воспитания и художественного образования школьников как один из ведущих факторов формирования их личности и изобразительного творчества.

1.2. Взаимосвязь национального и интернационального в традиционной культуре народов Карачаево-Черкессии как важнейшее условие повышения эффективности эстетического воспитания и художественного образования школьников.

ГЛАВА II. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ У /

УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССИИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Психолого-физиологические и дидактические основы обучения изобразительному искусству как средства целенаправленного формирования художественно-творческих способностей и потребностей у учащихся.

2.2. Обоснование экспериментальной методики формирования потребности в изобразительной, художественно-творческой деятельности у учащихся 1−8 классов в процессе обучения изобразительному искусству.

Методика формирования у учащихся 1-8 классов национальных школ потребности в изобразительной деятельности: На материале национальных школ Карачаево-Черкессии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и ®© актуальность" Проблемой данного диссертационного исследования является раскрытие специфики, психолого-педагогических основ формирования у учащихся 1−8 классов национальных школ потребности в изобразительной деятельности. Демократизация и гуманитаризация современной школы предполагают значительное усиление эстетического потенциала учебных предметов и, прежде всего, предметов гуманитарно-эстетического цикла. Это определяется тем, что в условиях коренной перестройки всего нашего общества требуются люди неординарные, творчески мыслящие, активные, с развитым комплексом эмоционально-чувственного и ценностного отношения к явлениям и событиям окружающего мяра, способные осуществить социально-экономические преобразования и проявить свои личные способности.

Занятия искусством, художественной деятельностью во многом способствуют решению общего психического, творческого развития личности школьника, развитию его способностей и индивидуальности, и, конечно, формированию эмоционально-эстетического отношения к действительности, развитию потребности к тому или другому виду творчества.

Задачи улучшения художественного образования и эстетического воспитания современных школьников предполагают развитие у них чувства прекрасного, формирования высоких эстетических вкусов, идеалов, потребностей, умения понимать и ценить произведения искусств, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы, что особенно важно в условиях необходимости возрождения национальной культуры народов России. В решении этих задач особую задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности.

В указанном законе воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностейоказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлениисоздание условий для самореализации личности. Причем важно сочетание в системе воспитания общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни.

Важно отметить и то, что в документах указанных выше Коллегий Министерств, подчеркивается, что эстетическое образование должно включать в себя народное и профессиональное искусство как важнейшие составные части единого процесса, обеспечивающего гармоническое развитие личности, ее духовного мира. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, дальнейшее развитие традиций народного искусства.

Следовательно, в процессе преподавания предметов искусства важно основываются на национальных традициях воспитания и обучения, учитывать особенности художественной культуры, народного искусства, быта и природных условий конкретного региона, конкретной территории Российской Федерации.

К настоящему времени в школьной практике накоплен значительный опыт эстетического воспитания и художественного образования школьников, имеется ряд исследований, научных разработок по проблеме эстетического воспитания и художественного образования школьников. Большой вклад в современную теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования школьников внесли А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, известные педагоги-новаторы: С. Т. Шацкий и В. А. Сухомлинехий.

Научная разработка этой проблемы находит свое место в трудах таких ученых, как А. Д. Алехин, С. А. Аничкин, О. А. Апраксина, АА. Балян, Л. С. Нерсисян, Л. С. Выготский, С. Е. Игнатьев, Д. Б. Кабалевский, Е. В. Квятковский, Т. С. Комарова, Э. И. Кубышкина, В. С. Кузин,.

B.КЛебедко, Б. Т. Лихачев, Н. Н. Ростовцев, АА. Уыковский, А. С. Хворостов, Ю. В. Шаров, В. Н. Шацкая, Т. Я. Шпикалова, Е. В. Шорохов,.

C.П.Ломов и др.

Значительный вклад в раскрытие философских, психологических, искусствоведческих аспектов эстетического воспитания молодежи внесли работы А. И. Бурова, Л. С. Выготского, Е. И. Игнатьева, Б. Г. Лукьянова, М. Ф. Овсянникова, И. А. Джидарьян, В. К. Скатерщихова, Л. Н. Столовша, Ю.У.Фохт-Бабушкина, Л. Г. Юлдашева, П. М. Якобсона, Е. Г. Яковлеза, М. А. Некрасовой.

Особый интерес вызывают диссертационные исследования, посвященные раскрытию роли национального искусства, национальной культуры в эстетическом воспитании подрастающих поколений, в их духовном развитии, в формировании познавательных и эстетических интересов и потребностей. Это исследования Ю. К. Беджанова, М. Х. Даутова, С. Ф. Абдуллаева, С. С. Булатова, Б. Б. Байметова, А. К. Жаксыбергенова, и других.

Вместе с тем, при всем, казалось бы, понимании важности и необходимости развития потребностей у школьников в изобразительной деятельности, это требование часто остается в педагогической литературе на декларативном уровне, не находит должного воплощения в теории и практике эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения. изобразительной деятельности (ее материале национальных и: кол.

Есследошшииш: повышение эффективности эстетического воспитания к художественного образования учащихся 1−8 классов национальных школ, активизация у них интересов и потребностей к общению с изобразительным и народным декоративно-прикладным искусством, в художественном творчестве.

Объект исследившем: процесс формированию у учащихся национальных школ потребности в изобразительной деятельности.

Предмет исслвдишашшш: методика (программа, педагогические пути, методы и средства) формирования у учащихся 1−8 классов национальных школ (Карачаево-Черкессия) потребности в изобразительной деятельности в процессе обучения изобразительному искусству.

Г:яшсткзсж шсощщозжипея послужило предположение о том, что разработка научно-обоснованной эффективной методики формирования потребности в изобразительной деятельности у учащихся 1−8 классов в процессе обучения изобразительному искусству возможна при условиях: изучения истории проблемы формирования потребностей у школьниковвыявления места и роли потребности в изобразительной деятельности в системе эстетического развития и художественного образования школьниковраскрытия психолого-педагогических основ формирования потребности в изобразительной деятельности, художественном творчестве школьников в процессе обучения изобразительному искусствураскрытия и научно-теоретического обоснования взаимосвязи национального и интернационального з традиционной художественной культуре народов Карачаево-Черкессии как важнейшего условия повышения эффективности эстетического воспитания и художественного образования школьниковопределения продуктивных методических путей, рекомендаций и средств формирования потребности в изобразительной деятельности.

В соответствии с указанными целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задтчюй исслкедовяишш;

1. Определить место и роль потребности в изобразительной деятельности, художественном творчестве в общей системе эстетического воспитания и художественного образования учащихся 1−8 классов национальных школ.

2. Раскрыть специфику, психолого-педагогические основы формирования потребности у школьников в изобразительной деятельности.

3. Выявить и теоретически обосновать взаимосвязь национального и интернационального в традиционной художественной культуре народов Карачаево-Черкессии как важнейшего условия повышения эффективности эстетического воспитания и художественного образования школьников, как необходимого фактора формирования интереса и потребности в изобразительной деятельности.

4. Установить индивидуально-психологические особенности в развитии и формировании потребности в изобразительной деятельности у учащихся 1−8 классов национальных школ.

5. Разработать и экспериментально проверить эффективную методику формирования потребности в изобразительной деятельности у учащихся 1−8 классов в процессе обучения изобразительному искусству.

МетФДФЛФпическуш ©-спишу исслкедша шиш составляют: философское положение о всестороннем и гармоническом развитии личностиположения отечественной психологии и эстетики, трактующие потребности как специфическую форму отражения действительностиположения психологии и педагогики о необходимости учета в учебновоспитательном процессе психолого-педагогических особенностей возраста учащихсянаучно-теоретические основы педагогики в области эстетического воспитания и художественного образования школьников, методики обучения изобразительному искусству на основе учета национальных особенностей культуры и искусства.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован следующий комтшекс метод©-®жследдаашшш:

— теоретический анализ философской, социологической, педагогической, методической, психологической и искусствоведческой литературы;

— изучение и обобщение опыта педагогов, ведущих уроки изобразительного искусства;

— наблюдения за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся и педагогов;

— беседы, анкетирование и интервьюирование- -психолого-педагогический развивающий эксперимент- -изучение продуктов деятельности школьников (рисунков, художественных поделок, сочинений, рассказов по репродукциям и т. п.).

Опытно-экспериментальная работа проводилась в школах №№ 2 и 5 г. Карачаевска.

Исследование проводилось в три этг&тш с 1990 по 2000 гг. На II этапе (1990;1992 гг.) изучалась и анализировалась философская, искусствоведческая, педагогическая и психологическая литература, инструктивные материалы Министерства образования Российской Федерации, выяснялось состояние эстетического воспитания и художественного образования учащихся в национальных школах (в массовой практике). Все это позволило разработать первый вариант программы и методических рекомендаций к проведению занятий по рисунку, живописи, тематическому и декоративному рисованию, беседам об искусстве, направленных на эффективное сформирование эстетических потребностей, потребности у школьников в изобразительной деятельности, разработать методику эксперимента. (Систематический анализ специальной литературы и доработка содержания методических рекомендаций осуществлялись и дальше, до момента завершения работы над диссертацией).

На Ш этгаше (1993;1998 гг.) проводился психолого-педагогический развивающий эксперимент.

Сущность методики эксперимента заключалась в проведении экспериментального обучения изобразительному искусству в экспериментальных классах (1−8 классы) с установкой на эффективное формирование потребности в изобразительной деятельности, художественному творчеству по разработанным диссертантом методическим рекомендациям при постоянном сравнении с обычным, традиционным обучением изобразительному искусству в параллельных классах (контрольные классы).

Одновременно сравнивались и педагогические пути, методы и средства, применяемые в экспериментальных и контрольных классах. В экспериментальных классах занятия велись по предложенной диссертантом методической системе с использованием разработанных методических рекомендаций, поурочных разработок и специальной системы оригинальных учебно-методических пособий.

На Ш злгзш©- (1999;2000 гг.) проводились итоговые, сравнительные занятия, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.

На защиту вышквсяпгш следующие положения:

1. Исходя из задач и требований учебных программ в общеобразовательных национальных школах, государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования, формирование эстетических потребностей, потребности в изобразительной деятельности у школьников является одной из важнейших приоритетных задач в условиях гуманизации и демократизации образования, возрождения культуры, национальных традиций народов России.

2. Формирование потребности в художественном творчестве, изобразительной деятельности может наиболее успешно осуществляться на основе глубокого изучения национального искусства и посредством комплексного воздействия искусств, позволяющего наиболее реально обеспечить разносторонний и вместе с тем дифференцированный, личностный подход к эстетическому освоению действительности, к тому или иному явлению искусства, культуры, художественно-творческой деятельности.

3. Формирование эстетических потребностей, потребности в изобразительной деятельности предполагает усвоение ряда художественно-эстетических понятий, знаний, представлений, умений и навыков, которые в дальнейшем должны расширяться и углубляться.

4. Одновременно с усвоением специальных знаний, понятий, представлений и навыков, формирование потребности к изобразительной деятельности, художественному творчеству предполагает использование полученных знаний, умений и навыков в процессе анализа художественных произведений, в собственном творчестве, в повседневной жизни.

Научпншш новшшш и тефргтпигчесошзп пдвшпшфстъ исокедашяшшп состоят в том, что в нем определены и обоснованы место и роль потребностей и, прежде всего, эстетических потребностей, потребностей в изобразительной деятельности в общей системе эстетического воспитания и художественного образования учащихся 1−8 классов национальной школыраскрыты психолого-педагогические условия формирования потребности у школьников к художественному творчествуустановлены связи в формировании художественно-эстетических потребностей и в развитии эстетических вкусов, интересов, восприятия и эмоционально-чувственной сферы личностив разработке и экспериментальной проверке эффективной методики формирования потребности у учащихся 1−8 классов национальных школ к изобразительной деятельности, художественному творчеству.

Прявтпчесиош зшшчиимостть жследовашпиш заключается: в разработке методических рекомендаций к проведению занятий по изобразительному искусству на основе обстоятельного изучения национальных традиций искусства и художественной культуры (Карачаево-Черкессии), нацеленных на продуктивное формирование эстетических потребностей, потребности к изобразительной деятельности, художественному творчествув создании комплекса наглядных учебно-методических пособий — таблиц к указанным занятиям.

Результаты исслвдовашшш могут быть шкшолпьзовашы при разработке новых учебных планов, программ для общеобразовательных школ, лекционных курсов для педагогических училищ (колледжей) и педагогических институтов (университетов), на кафедрах изобразительного искусства, в кабинетах эстетического воспитания институтов усовершенствования учителей, при подготовке учебников, учебных и методических пособий по предметам художественно-эстетического цикла для общеобразовательной школы и системы профессионального художественно-педагогического образования. стотшь Д (c)0″ ©!В®рШ1(П)(ЕТШ1 И (c)§(c)ОТ (c)ШШ1Ш (c)<�ШШ СПФоШу^ШШИЬПК результат©-®проведенной работы обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, научной методологией, четкой организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической науки, психологии, искусствознания и эстетики, теории и практики эстетического воспитания и художественного образования.

Аппрфбадшп и вшкедреипш©р (c)зулпьтжт (c)и исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в общеобразовательных школах №№ 2 и 5 г. Карачаевска.

Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на Тульской областной научно-практической конференции «Искусство и образование в современных условиях» (1996 г.), на научно-практической конференции преподавателей и аспирантов в г. Нальчике (1998 г.), на кафедре методики преподавания изобразительного искусства и черчения Mill У (1995;1996 гг.), на заседаниях отделения культуры и искусства Международной Академии наук педагогического образования (1996;1999 гг.), в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства образования Российской Федерации (1996;2000 гг.). Материалы исследования внедрены в школьную практику также в виде опубликованных научных работ диссертанта.

Структура дмссертодют. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В нее вошли также таблицы и рисунки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги исследования можно сформулировать следующие основные выводы:

В условиях перестройки системы народного образования в стране, возрождения национальных традиций в искусстве со всей остротой встает задача значительного улучшения эстетического воспитания и художественного образования молодежи, более активного формирования их духовной культуры. В свою очередь, решение этой проблемы предполагает научную разработку комплекса проблем психолого-педагогического и методического характера. Одно из центральных мест в этом комплексе занимает проблема эффективного формирования потребности у учащихся в изобразительной деятельности.

Патриотизм неразрывно связан с воспитанием интернационализма, глубокого уважения и любви к другим народам и их культурному достоянию. Поэтому так важно не ограничиваться знакомством детей с искусством родного края, а постепенно расширяя их кругозор, вовлекать их в общение с искусством всего народа, с искусством других стран, прогрессивной мировой художественной культурой. При соблюдении этого условия искусство вообще, и, в частности, народное декоративно-прикладное искусство выступает средством патриотического и интернационального воспитания учащихся.

Эксперимент показал, что знакомство детей с произведениями народных мастеров приносят особенно большую пользу. В изделиях народных умельцев, которые дети видят ежедневно, они как бы заново открывают красоту, начинают смотреть на них другими глазами. Ознакомление учащихся с изобразительным и декоративно-прикладным искусством родного края помогает более глубокому освоению краеведческого материала, истории, литературы, географии.

Более того, приобщение школьников к народному, декоративно-прикладному искусству пробуждает, развивает и формирует присущее детям творческое начало, придает их познавательной и трудовой деятельности эстетическую направленность.

Итоги эксперимента свидетельствуют о том, что межпредметные связи изобразительного, декоративно-прикладного искусства с историей, литературой, музыкой, литературным и музыкальным фольклором, архитектурой является эффективным средством формирования эстетических потребностей у школьников, средством формирования интереса и потребности к изобразительному искусству, поскольку такой педагогический прием позволяет значительно расширить общие представления учащихся о красоте, гармонии предметов и явлений действительности и одновременно осуществить дифференцированный избирательный подход к этим явлениям, осуществить развитие индивидуальности школьника.

Проведенное исследование позволило решить поставленные задачи, выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Результаты эксперимента убедительно доказывают эффективность разработанной нами экспериментальной методики формирования потребности у учащихся 1−8 классов в изобразительной деятельности, художественном творчестве.

171 fi.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абадзины. Историко-этнографический очерк. /Научн.ред. А.И.Першиц/, Черкесск, 1989. 237 с.
  2. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. /Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  4. Актуальные проблемы педагогики и эстетическое воспитание. М.: Педагогика, 1973. — 176 с.
  5. М. Задачи пропаганды искусства к научный анализ художественных произведений. //Искусство, № 7, 1964.
  6. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Минск, 1990.-254 с.
  7. Антология педагогической мысли России XVIII в. М.: Педагогика, 1985. — 479 с.
  8. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974- - 486 с.
  9. Атутов П Р. Некоторые вопросы использования наглядности в обучении. //Советская педагогика, № 5, 1967.
  10. Всероссийской научной конференции по вопросам эстетического воспитания в высших и средних педагогических учебных заведенияхфевраль, 1970).
  11. А.А. Основы, категории и принципы эстетического воспитания:
  12. Автореф. дисс. .докт. философ. Наук. Тбилиси, 1971. — 18 с. И. Баранов М. Т. Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка в IV-VIII классах. //Русский язык в школе, № 3, 1976.
  13. Баранов С П. Принципы обучения. М., 1975. — 168 с.
  14. Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство. Учебное пособие. Карачаевск, 1994. 97 с.
  15. А.П. Эстетика и современность. М.: Политиздат, 1963.
  16. В.Белинский В. Г. Полн.собр.соч., М.: Изд-во АН СССР, 1953−1959 гг. Т.2.
  17. А.Н. Эстетика: проблемы и споры: Методологические основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1975.-174с.
  18. Й. Искусство как средство эстетического воспитания. //Эстетическое воспитание студентов. /Под ред. М. Ф. Овсянникова. М., 1.SC. с. 132−144.
  19. Введение в психологию: /Учебник под общей редакцией профессора А. В. Петровского. М.: Академия, 1996. — 494 с.
  20. М.А. Актуальные проблемы изучения и формирования эстетической культуры школьников. В кн.: Искусство и художественное развитие учащихся (ШЛИ им. Герцена). — М., 1977. — с.3−9.
  21. А.А. Методика адаптации текстов художественных произведений в учебных целях: Дисс. .канд.пед.наук. -М., 1967. 181 с.
  22. М.В. Эстетическое воспитание в системе профессиональной подготовки студентов педагогических институтов: Дисс.. .канд. пед.наук. -М., 1981.- 183 с.
  23. И.В. Творческие методы и художественные системы. 2-е изд. доп.- М.: Искусство, 1988.-253 с.
  24. Н.И. Восприятие картины. М., 1976. — 198 с.
  25. Вопросы теории эстетического воспитания. /Под ред. Г. З. Апресяна. М.: МГУ, 1970.-ПО с.
  26. Воспитание молодежи в новых социально-экономических условиях. Выступление В. В. Давыдова. /Краткая стенограмма отчета общего собрания Академии педагогических наук АПН СССР 16−18 апреля 1991 г. -М., 1991.
  27. JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 342 с. 3 i. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
  28. С.А. Воспитание искусством. //Народное образование, 1976, № 7, с.56−58.
  29. Р.Л. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия. М., 1970.- 278 с.
  30. С.Н. И.Н.Крамской. Жизнь и творчество. М., 1965. — 321 с.
  31. Г. В., Голынец С. В. Иван Яковлевич Билибин. М.: Изобразительное искусство, 1972. — 223 с.
  32. В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интер, 1996. — 544 с.
  33. Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М.: Наука, 1968.-286 с.
  34. М.Г. П.Блонский о школе и учителе. М.: Знание, 1979. — 32 с.
  35. Ч. Автобиография. М., 1957. — 243 с. 41 .Джидарьян И. А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976. — 192 с.
  36. Н.А. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1986. — 319 с.
  37. Э.Д. Школьная реформа между «Вчера» и «Завтра». М., 1996. -432 с.
  38. Н.А. О значении авторитета и воспитания. Мысли по поводу «Вопросов жизни» Пирогова. В кн.: Добролюбов А. Н. Избранные педагогические сочинения. /Сост. В. Ф. Козьмин, Ю. А. Рудь. — М.: Педагогика, 1986. — 352 с.
  39. Р.В. Рисунки русских писателей XVII начала XX века. — М.: Советская Россия, 1988. — 255 с.
  40. А.Г. Проблемы эстетики. ML: Советский писатель, 1974. — 416 с.
  41. А.Ф. Границы искусства. М.: Искусство, 1967.
  42. Живопись. Программа для школ и классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. 5−8 классы. М.: Просвещение, 1975. — 15 с.
  43. В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987. — 226 с.
  44. А.И. Дидактический анализ иллюстраций учебников средней школы (на материале учебников истории, географии, естествознания). // Советская педагогика, 1954, № 6.
  45. В.П. О проблеме визуальной культуры подрастающего поколения. // Вопросы философии, 1973, № П, с. 42−47.
  46. Д.Я. Программа учебник — учитель. — М., 1989. — 169 с.
  47. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей, 2-е изд. доп. М.: Учпедгиз, 1961. — 223 с.
  48. .В. За мастерство в живописи. М., 1952.
  49. .В. Роль интуиции и логики в художественном творчестве. В кн.: О композиции. М., 1959.
  50. Искусство и художественное развитие учащихся. Сборник научных трудов. -Ленинград, 1977. 115 с.
  51. Д.Б. Педагогические размышления. М.: Педагогика, 1986.
  52. Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981. — 196 с.
  53. В.И. Искусство как феномен культуры. // Искусство в системе культуры. Л.: Наука, 1967, с. 6−22.
  54. В.И. Начало эстетики. М.: Искусство, 1964. — 210 с.
  55. В.И. мир общения. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  56. м.С. Эстетическое и художественное воспитание. JI.: Общество «Знание», РСФСР, 1984. — 31 с.
  57. Калинки?: А. Т. Эстетический идеал, искусство, познание. М.: МГУ, 1983.- 119 с.
  58. И.Х., Керейтов Р. Х., Сикалиев А. И. Ногайцы. Черкесск, 1988.229 с.
  59. О.Калоев Б. А. Материальная натура и прикладное искусство Осетии. М., 1. Наука, 1973. 147 с.
  60. Квятковс:<�ий й.В. Перспективы и проблемы развития художественного воспитания школьников. // Эстетическое воспитание населения, м., 1988, с. 42.49.
  61. Н.И. Сущность прекрасного. М.: Молодая гвардия, 1977. — 192 с.
  62. В.И., Фрезе Э. П. Художник и театр. М.: Советский художник, 1975. — 239 с.
  63. Н.И. Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных. Т. I. М.: Медгиз, 1954.
  64. Н.К. Избранные педагогические произведения. М.: Учпедгиз, 1957. -600 с.
  65. Н.К. Педагогические сочинения. В 10-ти томах. Т. 3. М.: Педагогика, 1959. — 469 с.
  66. В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
  67. B.C. Психология: Учебник для под. училищ. 3-е изд. М.: Агар, 1996. — 304 с. илл.
  68. B.C., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1−2 классы. Учебник. Часть I. М.: Дрофа, 1997. — 95 с.
  69. B.C., Кубывкина Э. И. Изобразительное искусство. 1−2 классы. Учебник. Часть 2. М.: Дрофа, 1997. — 126 с.
  70. B.C., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3−4 классы. Учебник. Часть I. М.: Дрофа, 1997.- 104 с.
  71. B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник для средних специальных учебных заведений, 3-е изд. -М.: Агар, 1998. 334 с.
  72. B.C. Основы обучения изобразительному искусству. М., Просвещение, 1977. 208 с.
  73. B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1−3 классах. М., Просвещение, 1979. 191.
  74. А .Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. Нальчик, изд-во «Эльбрус», 1982. 175 с.
  75. А.Я. На земле Балкарии и Карачая //Декоративное искусство СССР. 1970, № 8.
  76. Д.Н. Художественная культура и художественное воспитание. М.: Знание, 1979! — 620 с.
  77. Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
  78. В.Т. Учение о потребностях в современной психологии. «Ученыезаписки МГПИ. Психология», вып. I. М., 1939. — 195 с.
  79. М.А. В мире эстетики. М: Изобразительное искусство, 198ё.318 с.
  80. С.Д. Древнерусская культура и современность //Декоративное искусство. СССР, 1970. № 1.
  81. .Т. Эстетическое воспитание школьников. Киев: Знание, 1973. -32 с.
  82. .Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. — 159 с.
  83. .Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1996. — 463 с.
  84. .Т. Теория эстетического воспитания школьников,— М.: Просвещение, 1965. 175 с.
  85. С.П. Русские живописцы ХУШ-Х1Х веков. Учебное пособие. Беседы об искусстве для школьников. М., 1997. — 80 с.
  86. ЮО.Лордкипанидзе Д. О. Педагогическое учение К. Д. Ушинского. 3-е изд. М.: Гослитиздат, Мин. прос. РСФСР, 1954.
  87. Ю.А., Скатерщиков В. К. Основы марксистско-ленинской эстетики. М.: Высшая школа, 1971. — 498 с.
  88. .Г. В мире эстетики: Книга для учащихся старших классов. -М.: Просвещение, 1983. 192 с. илл.
  89. А.В. Избранные статьи по эстетике. М.: Искусство, 1975. -391 с.
  90. А.В. О народном образовании. М., 1958. — 598 с.
  91. А.В. Наука, религия, искусство. м., 1923.
  92. А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. -636 с.
  93. А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. — 256 с.
  94. Ю.А. Мудрость чувства. М.: Советская Россия, 1970.
  95. Маль6ахов Б. Х. Кабардинское народное декоративное искусство. Нальчик, изд-во «Эльбрус», 1984. 108 с.
  96. Ю.Мамбетов Г. Х. Крестьянские промыслы в Кабарде и Балкариии. Нальчик, 1962.
  97. Основы эстетического воспитания: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. /Под ред. А. К. Дремова, — М.: Высшая школа, 1975. -327 с.
  98. К. Воздействие искусства на человека.- Минск, 1969. 176 с. 117,Очерки истории искусства. /Под ред. Г. Г. Поспелова. М., 1987. — 327 с.
  99. Очерки истории педагогической науки в СССР (1917−1980). /Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Колмаковой. М.: Педагогика,
  100. П9.ПавловЙ.П. Поли. Собр.соч., т. З, кн.1. M.-JL, 195.
  101. Павловские среды, т.2. M.-JL, 1949.
  102. Педагогический словарь. В 2-х т. Т. 2. /Под ред. й.А.Каирова и др. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 767 с.
  103. Педагогическое наследие /Белинский В.Г., Герцен А. И., Чврююевский Н. Г., Добролюбов Н. А., сост. А. Ф. Смирнов. -М.: Педагогика, 1987. 400 с.
  104. И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. I. /Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. М.: Педагогика, 1981. -336 с. 124 .Петрова Г. А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя.
  105. Казань: Изд-во Казанского университета. 1976. 200 с.
  106. Переверзев JL Дизайн и фольклор //Декоративное искусство СССР. 1973.4.
  107. И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996, — 631 с.
  108. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  109. М.М. Как развивать педагогическое творчество, — М., 1987. -254 с.
  110. ИЛ., Пушкарев В. А. Натюрморт в русской и советской живописи. -Л., 1971.
  111. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1−9 классы. М.: Агар, 1996, — 160 с. 13 5. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство.
  112. Начальная школа. М.: Дрофа, 1998. — 224 с. 136 Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. 5−9 классы. — И.: Дрофа, 1998.
  113. Психология одаренности детей и подростков. /Под ред. Н. С. Лейтеса. -М. 1996.-408 с. 138. 50 биографий мастеров западноевропейского искусства. Л., 1968. — 289с.
  114. Развитие творческой активности школьников. /Под род. А. М. Матюшкина,-М., 1991. 324 с.
  115. А.В. Воспитанию красотой. /Эстетическое воспитание в сельской юколе. Из опыта работы. Пособие для учителей. М.: Просвещение, I960.79 с.
  116. Т.М. Народное искусство и современная творческая практика. //Сб.трудов НИИ ХП. Вып.2. М., 1963.
  117. Т.М. Русское народное творчество. М.: Изобразительное искусство, 1970. — 254 с.
  118. В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. -М.: Мысль, 1969. 188 с.
  119. И.Е. Далекое близкое. М.-Д, 1949. — 436 с.
  120. Российская педагогическая энциклопедия. Т. I. М.:Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
  121. Н.Н. Лекции по курсу методики преподавания изобразительного искусства в школе. М., 1968.
  122. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Агар, 1998. — 251 с.
  123. Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. М., 1983.151 .Рубинштейн С. Д. Проблемы общей психологии. М.:Педагогика, 1973.= 423 с.
  124. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.
  125. Салтыков-Щедрин М.Е. в портретах, иллюстрациях, документах /Сост. В. Н. Баскаков, под ред. Е. И. Покусаева.- Л. 1968.
  126. Д.А. Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М.: МОГУ, 1997. — 24 с.
  127. А.Н. Художественные потребности и их развитие у молодежи. -Киев: Вища шкода, 1977. 159 с.
  128. А.Н. Социально-эстетические проблемы развития художественных потребностей: Автореф.дисс.. докт. философ, наук. -Киев, 1963.-48 с.
  129. П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1970. -294 с.
  130. И.М. Элементы мысли. — Избр. произв. М., 1958.
  131. И.М. Предметная мысль и действительность. Избр. произв. М., 1958.
  132. В.К. Об эстетическом вкусе. М.: Знание, 1974. — 93 с.
  133. В.А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. В сб.: Научные труды Mill У им. В. И. Ленина. Серия: Психолого-педагогические науки. — М.: Прометей, 1994. — 196с.
  134. Д.Д. Основные эстетические категории. М.:Знание, 1974. — 112 с.
  135. В. Наши итоги на Всемирной выставке. Избр. соч.- М., 1962. 474с.
  136. Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII—XX вв.. М., Наука, 1989.-287 с.
  137. Л.Н. Философия красоты. М.: Политиздат, 1978. -118 с.
  138. В.А. Как воспитать настоящего человека.- Минск, 1978. -288 с.
  139. В.А. Рождение гражданина, 2-е изд.- М.: Педагогика, 1971.-270 с.
  140. .И. Избранные труды в 2-х томах. М.: Педагогика. Т. I, 1985 -328 е.- т. 2, 1986−360 с.
  141. .М. Психологические вопросы художественного воспитания. //Советская педагогика. 1946, № 6.
  142. Теория эстетического воспитания. М.: Искусство, 1979. — 225 с.
  143. Л.Н. и художники. Толстой об искусстве. Письма. Дневники. Воспоминания. М., 1978. — 321 с.
  144. Д.Н. Полн. собр. соч. Т. 70. 483 с.
  145. А.Н. Педагогические сочинения. /Сост. Н.В.Вейкшан
  146. Кудрявая). М: Педагогика, 1989. — 544 с.
  147. Д.Д. Принципы формирования эстетического восприятия вструктуре эстетического отношения школьников младшего и среднего возраста. // Эстетическое отношение подростков к искусству и действительности. М., 1963.
  148. А.А. Живопись. Вопросы колорита. М., 1980.
  149. К.Д. Собр. соч. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.
  150. К.Д. Собр. соч. Т. 9. М.: АПН СССР, 1950. — 604 с.
  151. К.Д. Избр.соч., т.2. М., 1939.
  152. Л.А. Формирование эстетической потребности: Автореф. дисс. канд. философ, наук. М., 1972. — 18 с.
  153. Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М., 1990. — 126с.
  154. Формирование системы эстетического воспитания. Материалы симпозиума, проведенного 25−26 января в г. Москве, 1983. М., 1983.
  155. Д.А. Связь уроков русского языка и изобразительного искусства в работе по развитию речи учащихся В сб.: Межпредметные связи в преподавании русского языка. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1977, — 176 с.
  156. Л.А. Научные основы методики использования живописи в процессе обучения русской речи учащихся в нерусской аудитории. М., 1992.
  157. Н.Г. Об искусстве. М.: Академия художеств СССР, 1950.-298 с.
  158. П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. M.-JI., 1953.
  159. P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Ростов-на-Дону, 1995. — 270 с.
  160. Ю.В. Вопросы психологии духовных потребностей. «Проблема формирования духовных потребностей личности. Научные труды». Вып. 47.1. Новосибирск, 1970. 445 с.
  161. В.Н. и др. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. -М: АПН РСФСР, 1966. 184 с.
  162. Г. Х. Социальная природа эстетических чувств. М.: Знание, 1978.
  163. Д.Н. Роль искусства в формировании среды //Искусство. 1973.9.
  164. Т.Н. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М., 1979.
  165. Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М., 1977.
  166. Е.В. Основы композиции. М., 1979.
  167. Эстетическое воспитание школьников. /Под ред. А. И. Бурова и Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1974. — 301 с.
  168. Эстетическое развитие и воспитание молодежи (Лармин О.В., Ануфриев Е. К., Москвичева Е. Н. и др.). /Под ред. О. В. Лармина. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1978. — 325 с.
  169. Эстетическое воспитание в школе (вопросы системного подхода). /Под ред. Б.ТЛихачева. -М.: Педагогика, 1960. -136 с.
  170. Эстетическое воспитание студентов. М.: Высшая школа, 1980. — 247 с.
  171. Эстетическая культура и эстетическое воспитание /Киященко Н.И., Лейзеров Н. Л., Каган М. С. и др. М.: Просвещение. 1983. — 304 с.
  172. Л.Г. Эстетическое чувство и произведение искусства. М.: Мысль, 1969.
  173. Юон К. Ф. Об искусстве. М., 1959. Т. I.
  174. Юон К.Ф. О живописи. М., 1937.
  175. Юный художник. Ежегодник. JL, 1961.
  176. П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Знание. 1976.
Заполнить форму текущей работой