Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Творчество Н.П. Вагнера в религиозной культуре России последней трети XIX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В другой своей работе «Общество мертвых поэтов» (НЛО, 2005) Ви-ницкий проводит анализ т.н. спиритической поэзии, то есть сообщений якобы полученных через медиумов от некогда живших поэтов (например, Тредьяковского, Жуковского, Веневитинова, Пушкина, Лермонтова, Апухтина, Вейнберга, Лохвицкой и т. д.). Автор выделяет ряд отличий западного (прежде всего, французского) и российского спиритизма… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Исторические корни спиритизма и его распространение в странах Западной Европы до начала XX века
    • I. Основные предшественники спиритизма
    • 1. Общая характеристика спиритизма
    • 2. К вопросу об истоках спиритизма: христианские и античные корни
    • 3. Кембриджские неоплатоники: призыв к научному исследованию колдовства
    • 4. Эммануил Сведенборг на путях пересечения рациональной и мистической традиции
    • 5. Франц Месмер: рационалистическая медицинская теория
    • 6. Иоганн Юнг-Штиллинг и Юстин Кернер
    • II. Возникновение спиритизма и основные этапы его распространения до начала XX века
    • 1. Культурный контекст возникновения спиритизма в США
    • XIX. века и ближайшие причины его быстрого распространения
    • 2. История в Гайдсвилле: сестры Фокс и начало движения
    • 3. Деятельность А.Дж. Дэвиса и первые шаги спиритизма в США
    • 4. Деятельность И.Д. Риваля-(Аллана Кардека) и его учение
    • 5. Наука на службе у духов: феномен ученых спиритов
    • 6. Учение спиритизма в контексте теории секуляризации М. Вебера
  • Глава 2. Спиритизм в России XIX века: от игровой практики к попытке общественного признания
    • I. История российского спиритизма
    • 1. Столоверчения 1850-годы годы: спиритизм в высшем свете
    • 2. Русский кардекизм 1860-х гг или несостоявшееся признание
    • 3. «Экспериментальный спиритизм» в 1870-х годов: суд науки и общества
    • 4. 1880-е годы и попытка популяризации спиритизма
    • 5. Спиритизм в 1890-е годы и вызовы оккультизма
    • II. Краткие
  • выводы
  • Глава 3. Религиозное учение Н. П. Вагнера в контексте его творчества
    • 1. Н.П. Вагнер: биографический портрет
    • 2. Сказки Н. П. Вагнера и литературная критика
    • 3. Эволюционизм и христианство в творчестве Н.П. Вагнера
    • 4. Социальная критика в повести Н. П. Вагнера «Колесо жизни»
    • 5. Мистицизм и тема религиозного обращения в сказках Н.П. Вагнера
    • 6. Антисемитизм в творчестве Н.П. Вагнера
    • 7. Образ страдающего ребенка в творчестве Н.П. Вагнера
    • 8. Религиозное учение Н.П. Вагнера

Творчество Н.П. Вагнера в религиозной культуре России последней трети XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Религиозная ситуация в России XIX века в последние годы является предметом изучения для многих исследователей. Однако, до сих пор существуют некоторые области в исследованиях религии, которые остаются почти нетронутыми, среди них — история появления и развития в России спиритизма как религиозного учения. Спиритизм остается за пределами внимания исследователей, прежде всего, из-за возникающих сложностей с идентификацией феномена как исключительно религиозного явления. Вместе с тем то внимание, которое уделялось спиритизму со стороны русской общественности, включая виднейших представителей русской культуры, свидетельствует о важной роли, которую играл спиритизм в русском образованном обществе второй половины XIX века.

Автор предпринимает попытку отчасти компенсировать пробел в исследовании этого явления, сосредоточивая свое внимание на изучении творчества одного из активных распространителей спиритического учения в России, профессора, доктора биологических наук, член-корреспондента петербургской академии наук Николая Петровича Вагнера (1829−1907).

Объектом данного исследования является спиритизм — основные источники, повлиявшие на его становление, историческое развитие и основные формы. В фокусе исследования диссертации находится вероучение спиритизма. Предметом исследования диссертации выступает публицистическое и художественное творчество Н. П. Вагнера.

Цель диссертации состоит в определении места творчества Н. П. Вагнера в религиозной культуре России последней трети XIX века, прежде всего, как активного сторонника и популяризатора спиритизма. Автор счел необходимым указать и на иные, не связанные напрямую со спиритизмом, религиозные аспекты творчества писателя, без которых понимание его вклада в религиозную культуру России было бы неполным. В ходе работы были поставлены следующие исследовательские задачи: во-первых, представлялось необходимым показать исторические корни происхождения вероучения спиритизма, а также историю, теологию и практику «спиритизма» на Западево-вторых, следовало реконструировать процесс проникновения и развития «спиритизма» в России, показав критическое отношение к спиритизму со стороны образованной интеллигенции, научного сообщества и церквив-третьих, проанализировать художественное и публицистическое творчество Н. П. Вагнера и раскрыть его вклад в развитие спиритизма в России, показать особенности восприятия спиритизма Н, П. Вагнером, показать особенности преломления спиритического учения в художественных текстах Н. П. Вагнера.

Теоретические и методологические основания исследования. На наш подход к материалу повлияло обоснование герменевтики в трудах Г. Х. Гада-мера, исторические исследования И. Ю Виницкого, Н. А. Богомолова, теоретические работы, Ю. М. Лотмана, Г. С. Кнабе, С. С. Аверинцева. Основополагающим принципом научного исследования для данной работы является историзм. В работе задействованы также общенаучные методы познаниясравнение, абстрагирование, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, интерпретация.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1840-х годов XIX века до 1907 года (год смерти Н.П. Вагнера) XX века. В контексте постановки проблемы происхождения спиритического учения автор использует более ранние источники (Ф.А. Месмер, Э. Сведенборг и др.). При определении степени влияния спиритического учения на культуру России используются для иллюстрации более поздние источники, вплоть до начала советского периода в истории России. Вместе с тем, особый акцент сделан на анализе непосредственно сочинений Н. П. Вагнера, публикация которых приходится на последнюю треть XIX века.

Источники и историография.

Разработка темы предполагает использование различных источников, которые можно разделить на несколько основных групп. К первой группе источников относятся тексты, написанные непосредственно Н. П. Вагнером: художественные тексты (сказки, повести, романы), исследования по биологии (учебники, статьи), публикации по спиритизму (статьи, записи медиумических явлений), переписка с Ф. М. Достоевским, Н. С. Лесковым, J1.H. Толстым, К. П. Победоносцевым, статьи в редактировавшихся Н. П. Вагнером журналах «Свет» и «Ребус».

Вторую группу источников составляют тексты, в которых изложены взгляды русских активных сторонников спиритического учения и которые имеют ярко выраженный апологетический характер, Речь идет прежде всего о работах А. Н. Аксакова и A.M. Бутлерова — ближайших сподвижников Н. П. Вагнера, а также других значимых представителей российского спиритизмаА.П. Болтина, Д. Н. Цертелева, В. И. Прибыткова, В. П. Быкова. Сюда же примыкают и иные источники, публиковавшиеся в спиритических журналах «Ребус» и «Спиритуалист», а также обширная спиритическая литература «посланий с того света» — письма, стихотворения и иные тексты, подписанные именами известных литераторов и публицистов1.

К третьей группе источников относятся тексты, в которых содержится критика спиритического учения. В первую очередь это критика со стороны деятелей науки и искусства (Ф.М. Достоевский, Д. М. Менделеев, H.H. Страхов, B.C. Соловьев, JI.H. Толстой и др.), критика представителей Русской Православной Церкви (митр. Филарет (Дроздов), свящ. П. А. Флоренский, свящ. Иоанн Кронштадский, свт. Феофан Затворник, свящ. C.B. Булгаков и др.). К четвертой группе источников относятся тексты, написанные основателями и активными сторонниками спиритического учения и важные для оп.

1 См.: Виницкий И. Ю. Общество мертвых поэтов. Спиритическая поэзия как культурный феномен второй половины XIX века. — М.: НЛО, 2005, № 71- Виницкий И. Ю. Нечто о привидениях: истории о русской литературной мифологии XIX века. — М., 1998. ределения общих положений спиритизма (А.Дж. Дэвис,.И. Д. Риваль, А. Конан-Дойль, Э. Бриттен, У. Крукс, Д. Юм, К. Ричмонд и др.).

В историографию диссертации входят полемические и критические статьи, рассматривающие и дающие оценку спиритизму как одному из главных увлечений русского, светского общества второй половины девятнадцатого веканаучные критические статьи, посвященные вопросам т.н. «экспег риментального спиритизма" — исследовательские тексты, рассматривающие феномен спиритизма 19 века.

Значительное влияние на работу оказали исследования д.и.н., проф.

Ильи Виницкого и, в частности, статья «Мелькающие руки» (НЛО, 2006) -единственная вышедшая в недавнее время работа, включающая анализ спиритических текстов Н. П. Вагнера. В работе, посвященной «спиритическому воображению профессора Вагнера», Виницкий рассматривает его «как крайний случай научного милленаризма — утопии, характерной для позитивистского мышления в период быстрого развития экспериментальных наук и острого религиозного кризиса». Виницкий подчеркивает, что именно Н. П. Вагнер и A.M. Бутлеров «перевели спиритизм из периферии в центр общественной дискуссии, превратили его из светского развлечения с оккультным оттенком в научную лабораторию, снимающую мистический характер с наблюдаемых явлений». Спиритизм «.явившись на пересечении богословия, естественных наук, психологии и литературы, спародировал лежащие в их основе утопические практики». Виницкий характеризует учение, изложенное Вагнером, как «спиритический реализм», указывая на его отличие от иных, сходных воззрений американских и французских спиритуалистов. Виницкий.

2 Виницкий И. Ю. Мелькающие руки: спиритическое воображение Н. П. Вагнера / НЛО, 2006, № 78. 7 характеризует мировоззрение Вагнера как «милленаристскую утопию эмпирика-позитивиста», а сам «экспериментальный спиритизм» рассматривается как «тотальная десакрализация сверхъестественного, его сегментация, антро-пологизация, „сциентизация“ и вульгаризация».

В другой своей работе «Общество мертвых поэтов» (НЛО, 2005) Ви-ницкий проводит анализ т.н. спиритической поэзии, то есть сообщений якобы полученных через медиумов от некогда живших поэтов (например, Тредьяковского, Жуковского, Веневитинова, Пушкина, Лермонтова, Апухтина, Вейнберга, Лохвицкой и т. д.). Автор выделяет ряд отличий западного (прежде всего, французского) и российского спиритизма: во-первых, «русские духи не сообщали новых учений (хотя попытки и делались), были политически умеренными, даже консервативными, и отличались практическим складом ума». Во-вторых, в России способ вызывания духов при помощи стола и планшетки был и оставался основным вплоть до конца века, а другие способы контактов — через транс или с использованием иных подручных средств — не практиковались. Автор приходит к выводу, что «стол в русском культурном дискурсе второй половины XIX века становится одним из важных символических образов, „собирающим“ вокруг себя животрепещущие темы эпохи».

Направление исследования также принимало во внимание выводы статьи A.A. Панченко «Спиритизм и русская литература (2005): из истории социальной терапии», в которой автор рассматривает спиритизм как «своеобразную амальгаму традиционных магических практик и прогрессистской идеологии XIX в», благодаря которой «репрезентации спиритизма постоянно лавируют между „мистическими“ и „рационалистическими“ дискурсами».

Историографию диссертации можно разделить на несколько групп. В первую группу историографии следует отнести работы, посвященные анализу художественного творчества Н. П. Вагнера. Прежде всего, это дореволюо ционные статьи A.M. Скабичевского, И. И. Феоктистова, Е. А. Елачича, Л. Е. Оболенского, Х. Д. Алчевскойстатьи советского периода4 — М.М. Клевен-ского, С .Я. Маршаканедавние исследования5 — С. Ю. Дудакова, Л.Е. Буш-канца, И. Г. Минераловой и др. Отдельные интересные замечания о творчестве Н. П. Вагнера встречаются в книгах посвященных истории русской литературы — Д. С. Мирского, Н. Энгельгардта, С. А. Венгерова, В. И. Мильдона, а также энциклопедиях — Малой Энциклопедии Брокгауза и Эфрона, Литературной Энциклопедии 1925;го года, Литературной Энциклопедия 1929;1939 годов, БСЭ и др6. Из биографических статей особо следует отметить дореволюционную статью В. И. Шимкевича и недавнюю работу А. Горяшко «Загадки Кота Мурлыки"7.

Вторая группа историографии — исследования, посвященные феномену спиритизма. Среди отечественных работ следует отметить работы H.A. Богомолова и В. В. Кравченко, которые исследуют оккультные и мистические.

3 Скабичевский A.M. Старый идеализм в современной оболочке \ Соб. Соч. Т.1. — СпБ., 1890. — С. 697−713. (первое издание — 03, 1872, № 7) — Феоктистов И. И. Вагнер и Андерсен как авторы сказок для детей \ Педагогический листок. — СПб., 1881, № 3−4. — С. 195−218. Феоктистов И. И. Сказки как материал для детского чтения // К вопросу о детском чтении. — СпБ. — С. 115−122. Елачич Е. А. Сказки Кота-мурлыки как материал для детского чтения \ Сб. ст. по вопросам детского чтения — СпБ., 1914. — С.131−140. Оболенский Л. Е. Характер таланта автора «Сказок Кота-Мурлыки» (критический этюд) // Мысль. — СПб., 1881, № 10−11. — С. 214 217. Оболенский Л. Е. Новая сказка Кота-мурлыки (Н.П. Вагнера) «Гризли» (критический этюд) // Мысль. -СПб, 1882, № 4. — С. 118−135. Алчевская X. Д. Сказки Кота-Мурлыки \ Что читать народу: критический указатель книг для народного и детского чтения. Т.2. — СпБ., 1889. — С. 421−425. Алчевская X. Д. Лубочные издания. Заимствования и переделки из общей литературы \ Что читать народу: критический указатель книг для народного и детского чтения. Т.2. — СпБ., 1889. — С. 566−572.;

4Клевенский М. М. Художественная литература 70-х годов на службе революции («Сказки Кота-Мурлыки») // Литература и марксизм. — М., 1931, № 4. — С. 117−125. Маршак С. Я. Собрание сочинений в восьми томах. Т.7-М., 1971.

5 Бушканец Л. Е. Сказки Н.П.Вагнера (Кота-Мурлыки) в контексте русской литературы 1870−1880-х гг. \ Поэтическое перешагивание границ.- Казань, 2002. — С. 106−115. Дудаков С. Ю. Злой сказочник \ История одного мифа: очерки русской литературы XIX—XX вв.еков. — М., 1993. — С. 242−260. Лазарева И. А. Минерало-ва И. Г. Внутренняя форма сказочных произведений Н.П. Вагнера\ IX Всероссийская научно-методическая конференция «Мировая словесность для детей и о детях». — М., 2004. — С. 164−174.

6 Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. — London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. — 882 е.- Энгельгардт H. История русской литературы XIX столетия. Т.2. — СпБ., 1903. — С. 364−365. Венгеров С. А. Вагнер Н.П. \ Критико-биограф. словарь русских писателей и ученых. Т.З. — СпБ.: Типо-Литография И. А. Ефрона, 1892. — С. 19−24. Венгеров С. А. Источники словаря русских писателей. Т.1. — СпБ., 1900. — С.469−471. Мильдон В. И. Вагнер Н.П. \ Русские писатели 1800−1917. Т.1.-М., 1989. -С.385−386- Л. Ч. Вагнер Н. П.//Литературная энциклопедия: В 11 т.— [М.], 1929—1939.Т. 2. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. — Стб. 68—69- Вагнер Н. П. БСЭ Т.6. С. 500. 2-ое изд., cf. Вагнер Н. П. БСЭ Т.4. С. 225., 3-е изд.

7 Шимкевич B.M. Современная летопись. Н. П. Вагнер и H.H. Полежаев. (Из воспоминаний зоолога). //Журнал Министерства народного росвешения, Новая серия 1908, часть XVI, № 7. С. 1−18. Горяшко А. Загадки Кота Мурлыки — М., Биология, 2006. — № 15−16- см. также: Ярхо В. От всех болезней нам полезней. -М. Биология, 2004, № 20 (об участии Н. П. Вагнера в истории с «Виталином» М.П. Гачковского) — В. Широков Русский Андерсен // Сказки Кота-Мурлыки. — М., 1991. — С.5−14. см. также: Фокин С. И. Соловецкая биологическая станция. — Журнал СПбГУ. — СПб, 2006. № 19- аспекты культуры конца XIX-начала XX века. Особого внимания заслуживает старая статья И. Л. Волгина и В. А. Рабиновича, в которой дан анализ взглядов Ф. М. Достоевского и Д. М. Менделеева в их отношении к спиритизму8.

Из иностранных исследований феномена современного спиритизма в дореволюционной России следует отметить работы Albanese S.L., Bed-narowski M.F., Cottom D., Delp R.W., Carlson M., Lawton G., Monroe J., Moore R.L., Nelson G.K., Washington P., Berry T., Gordin M., Rowson D.C., Rosenthal В.G., Webb J., Todd J.L. и др. Кроме этого, в работе были использованы сведения о спиритизме из фундаментальной, хотя и неоднозначной, Encyclopedia of occultism and parapsychology под редакцией L. Shepard (1978)9.

Основные положения диссертации были представлены в статье — «После Просвещения: западный спиритизм в поисках синтеза науки и религии» ю.

Научная новизна — исследование впервые рассматривает творчество Н. П. Вагнера как часть религиозной культуры России. Результаты исследования могут быть использованы в курсах по истории философии науки, истории появления и развития движений т.н. «Нового Века», истории и особенностям взаимоотношений религии и науки, а также в рамках истории религиозных идей в художественной литературе. В перспективе — дальнейшие исследования должны скорректировать наши утверждения, предполагается привлечение для анализа обширного зарубежного материала, а также расшире.

8 Богомолов Н. А. Русская литература начала XX века и оккультизм. Исследования и материалы. — М., 2000; Кравченко В. В. Мистицизм в русской философской мысли XIXначала XX вв. — М., 1997. см. также: Митрохин Л. Н. Религии «Нового Века». — М., 1985; Шахнович М. И. Мистика перед судом науки. — М., 1970. Волгин И. Л., Рабинович В. А. Достоевский и Менделеев: антиспиритический диалог // Вопросы философииМ&bdquo- 1971, №−11.-С. 103−115.

9 Carlson М. No Religion higher then Truth: the History of the Theosophical Movement in Russia — Princeton, 1993; Berry T. Spiritualism in Tsarist Society and Literature. Baltimore: Edgar Allan Рое Society, 1985; Gordin M. Loose and Baggy Spirits: Reading Dostoevsky and Mendeleev // Rethinkng Science and Civilization: The Ideologies, Disciplines, and Rhetorics of World History," Stanford University, May 21−23, 1999; Rowson D.C. Mendeleev and the scientific claims of the Spiritualism // Proceedings of the American Philosophical Society. Vol.122. 1978, P. 1−8. Webb J. The age of inrational V.l. The Flight from Reason. — London. — 1971; Mcintosh C. Eliphas Levi and the French Occult Revival. -N.-Y., 1972; Smyth F. Magic in the Modern World // Witchcraft, magic and the supernatural. — London, 1974; Encyclopedia of occultism and parapsychology. Ed. By Leslie Shepard. 2V. — Detroit, 1978. (полный список см. в конце диссертации).

10 После Просвещения: западный спиритизм в поисках синтеза науки и религии // Обсерватория культуры. -М&bdquo- 2008.,№−2.-С. 146−152. ние временных рамок исследования (до Октябрьской революции), включая значительную спиритическую публицистику Серебряного века.

Н.П.Вагнер по воспоминаниям современников и потомков, обратившихся к анализу его творческого наследия, предстает человеком противоречивым, сочетающим в себе, на первый взгляд, несовместимые характеристики. С одной стороны, Вагнер имеет степень профессора биологии, которую он получил за свои многолетние исследования, с другой — его знают как мистика-интуитивиста, сочиняющего настолько пессимистические сказки, что читающие их дети, по словам одного из критиков, «приводятся в умоисступление». С одной стороны, в своих сказках и повестях Вагнер выступает как пророк человеколюбия и гуманности, с другой — пишет антинигилистический роман «Темный Путь», ставший чуть ли не одной из основных предтеч знаменитых «Протоколов Сионских Мудрецов».

Не ставя перед собой задачу дать биографический портрет Н. П. Вагнера, автор надеется, что в итоге у читателя сложится некоторый целостный образ противоречивого человека, показанного на фоне столь же противоречивой эпохи, соединявшей крайности рационального и иррационального: «принадлежать истории в том смысле, чтобы выступить в ней в своей исходной неповторимой определенности, на своем месте, значит как раз раскрыться в некотором «здесь и теперь» и не раствориться в текучей изменчивости восприятия"11.

11 Кнабе Г. С. Знак. Истина. Круг. (Ю.М. Лотман и проблема постмодерна). Доклад на заседании памяти Ю. М. Лотмана (Лотмановских чтениях) в РГГУ в декабре 1993 г. — М., 2005.

Заключение

.

Николай Вагнер представляет весьма характерную для своего времени фигуру. Спиритизм для него был способом разрешения собственных противоречий между идентичностью ученого-биолога, воспитанного в рамках рационалистической традиции Просвещения и ее позднейшего «позитивного» извода, и идентичностью религиозного философа, воспитанного в эпоху романтизма и заставшего период переосмысления всех ценностей конца XIX века.

Для Вагнера спиритизм играл именно потому определяющую роль, что в нем он видел единственный на тот момент способ объяснить и преодолеть противоречия между биологической необходимостью и метафизическим желанием свободы. Спиритизм давал положительный ответ этой тяге к свободе, поскольку, принимая все доводы и достижения современной науки, одновременно элиминировал смерть и провозглашал бесконечный прогресс душ на пути к совершенству. Однако, в отличие от других спиритов, для Вагнера тезис о бесконечности индивидуального совершенства казался неудовлетворительным. По его мнению, все индивидуальные души, заброшенные в этот мир, должны возвратиться в то место, откуда они пришли — Абсолюта. В этом отношении для Вагнера прогресс — это постепенное уничтожение индивидуальности на пути к воссоединению с Абсолютом.

Противоречием нравственному прогрессу для Вагнера был эгоизм, понимаемый как жизнь исключительно для себя и своего благополучия — любое стремление в этом направлении рассматривалось им как ошибочное и «греховное» («Нечистота», как он сам об этом говорит). Скорее всего стереотипы эпохи сыграли свою роль в том, почему евреи были выбраны им в качестве основной мишени для критики человеческого эгоизма. Именно евреи очень удачно ложились в метафизическую систему Вагнера как антагонисты Любви и Абсолюта.

Для Вагнера принципиален момент бегства от мира, но бегство это оправдано тем, что после смерти нас ждет лучший, более прогрессивный мир, в котором человек будет более приближен к Абсолюту. Этот мир рассматривался им как мир эгоизма, который сродни инстинкту, в этом мире Любовь проявляется очень редко. В отличие от других спиритов, например, того же Кардека, мы не найдем у Вагнера указаний на то, что именно этот мир будет вскоре преобразован, напротив, будущее видится ему в довольно темных тонах. В тоже время у Вагнера нет апокалипсических чаяний, реальный апокалипсис происходит в душах героев, которые стремятся вырваться за пределы порочного мира. Характерно, что этот мир воспринимается Вагнером в целом как мир «Нечистоты», в который изначально входит человеческая чистая душа — этот образ Вагнер развивает на примерах невинных страдающих детей, гибнущих от отсутствия любви и власти эгоизма.

В нашей работе мы стремились показать, прежде всего, те моменты творчества Вагнера, которые непосредственно связываются с его увлечением спиритизмом. Мы стремились по возможности увязать различные, противоречивые на первый взгляд убеждения Вагнера, и связать их воедино, рассматривая спиритизм как особого рода скрепу, которая соединяет их в причудливом религиозном, научном и философском синтезе.

Именно эту роль спиритизм играл во время своего наивысшего рассвета — роль «скрепы» двух культурных парадигм — научно-позитивистской и религиозной. Спиритизм выступал как религиозная стратегия, стремящаяся примирить ряд противоречий, медленно вызревавших в недрах западной культуры. Речь может идти о противоречиях между рационалистической традицией, коренящейся в прогрессистской философии Просвещения, и всегда подспудно существовавшей традицией мистической, приобретшей специфическую форму в философии Романтизма. На протяжении XIX века этот конфликт отлился в формы борьбы между т.н. «прогрессивной» наукой, опиравшейся на достижения естественного знания, и «устарелыми» формами общественной организации, прежде всего, религией. Продолжающийся процесс демифологизации и в целом, по определению Макса Вебера, «расколдовывания» мира постепенно уменьшал значение мифологической и ритуальной составляющих религиозной культуры. В рамках многих религиозных организаций формировался подход, согласно которому принципиальным значением любого религиозного учения являлась не его догматическая, мифологическая или ритуальная составляющая, но составляющая нравственная. Подобное переосмысление может быть обозначено как религиозно-антропологический поворот: ценность и сущность религиозной системы определяется не системой отношений, конструируемых между человеком и «священным», а системой отношений, которые возникают между людьми.

Спиритизм был одним из наиболее характерных проявлений этого религиозно-антропологического поворота. Заимствовав основные положения западного Просвещения, взывая к рациональности и опираясь на достижения современной ему науки, спиритизм рассматривал нравственность, как важнейший религиозный принцип, следование которому было обязательным для каждого, кто бы не стремился идти по пути бесконечного прогресса. В этом отношении спиритизм можно охарактеризовать как явление раннего йп с1е з1ес1е, когда обращение к нравственной составляющей христианства использовалась как основной аргумент в его пользу в век отживших и якобы не христианских по существу догматов и мифологем.

Вместе с тем, хотя учение спиритизма можно рассматривать как свидетельство процесса секуляризации западной культуры, оно также являет собой вызов этому процессу, пытаясь «возвратить» «сакральное». Сакрализация этической составляющей была, с одной стороны, вызвана полным отрицанием отживших мифологем, с другой же — свидетельством постоянного стремления человека к сакрализации. Это «возвращение сакрального» было осуществлено не только через рафинированное учение о нравственности, но и через возрождение древнейших анимистических представлений.

Спиритизм существовал на протяжении всего XIX века и застал время, которое бросило его основам настоящий вызов — как основам собственно рационалистическим, так и основам нравственным. Критика Ницше и его предшественников христианской нравственности и т.н. «сократического» рационализма поставила отчасти под сомнение, как западную философскую традицию, так и основные, в том числе нравственные, ценности. Вера в разум, в разумность мироустройства, в непреложность нравственного закона ставились под сомнение.

Спиритизм столкнулся с серьезной критикой и постепенно начал утрачивать свой потенциал. Нравственное учение спиритизма теряло былую привлекательность, в то время как его основной тезис о существовании духов стал использоваться для оправдания разнообразных оккультно-мистических практик. Однако, несмотря на это, спиритизм продолжал привлекать в свои ряды тех, кто стремился сохранить синтетическое восприятие мира, в котором наука, религия и философия не противостояли бы друг другу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ИРЛИФ.2. Д. 936. Л. 1−217. //Письма Н. П. Вагнера А.Н. Аксакову (1875−1901)
  2. ИРЛИ Ф.З. 0.13. Д. 6. Л. 1−2. // Письмо Н. П. Вагнера С.Т. Аксакову от 15 января 1857 года
  3. ИРЛИ Ф.119. 0.1. Д. 36. Л.1. // Письмо А. Н. Аксакова К.Д. Кавелину от 5 марта 1875 года
  4. ИРЛИ Ф. 220. Д. 73. Л.1. // Письмо Н. П. Вагнера Н.С. Лескову (без даты)
  5. A.B.Г. Четвертое измерение и спиритизм // Вестник Европы, № 1. 1879. С.253−271.
  6. А.Н. Медиумизм и философия. Воспоминание о профессоре Московского университета Юркевиче // Русский вестник, 1876, № 1, с. 442−469.
  7. А.Н. Позитивизм в области спиритизма. По поводу книги А. Дассьэ «О посмертном человечестве» (СПб., 1884).
  8. А.Н. Материалы для суждения об автоматическом письме (из личного опыта) и для суждения о материализации. СПб., 1899.
  9. А.Н. Анимизм и спиритизм. M., 1901.
  10. А. Разоблачения. История медиумической комиссии Физического общества при С.-Петербургском университете с приложением протоколов и прочих документов. СПб., 1883.
  11. А.Н. Рационализм Сведенборга. Критическое исследование его учения о священном писании. — Лейпциг, 1870.
  12. А.Н. Спиритизм и наука. Опытные исследования над психической силой Уильяма Крукса, члена Королевского общества. Составил, перевел и издал А. Н. Аксаков. СПб., 1871.
  13. Н.В. В.И. Даль и П.В. Нащокин // Русская старина. № 7. 1880. С.613−616.
  14. В.В. Верить или не верить. Экскурсия в области таинственного. СпБ., 1899.
  15. П. Ни взад ни вперед // Санкт-Петербургские ведомости. 1876. 16 марта.
  16. A.B. Три последних самодержца: Дневник A.B. Богданович М.- Л., 1924.
  17. А.П. Спиритизм // Радуга. СпБ., 1865. Кн. 4. — 96с.
  18. А.П. Догматы христовой Церкви, изложенные согласно спиритическому учению. — СпБ., 1864 (литографическое издание).
  19. А. Замечания на статью «Рефлексы головного мозга». СпБ, 1867.
  20. Ф.И. Из «Дополнений к моим воспоминаниям» недопущенных мною в печать // Московский журнал, №.3 1999., С. 15−21.
  21. , Т. (св.) Спиритизм, его историческое развитие, религиозно-философские воззрения и отношение к христианству. Харьков, 1887. — 129с.
  22. A.M. Статьи по медиумизму. СпБ., 1889.
  23. A.M. Медиумические явления // Русский вестник, 1875.
  24. A.M. Четвертое измерение пространства и спиритизм // Русский Вестник. №.2.- 1878. С. 945−971.
  25. A.M. Кое-что о медиумизме. 1884.
  26. A.M. Антиматериализм в науке. Начальный анализ Иегера и гомеопатия. -СпБ., 1911.
  27. В.П. В чем искать спасение? М., 1911.
  28. В.П. Спиритизм перед лицом науки, общества и религии М., 1914.
  29. П.В. Н.П. Вагнер // Север. N.51 (22 декабря). 1902. С. 1627−1630.
  30. Н.П. Письмо к редактору (по поводу спиритизма) // Вестник Европы. -СПб., 1875, №−4.-С. 855−875.
  31. Н.П. Медиумизм // Русский Вестник. СПб., 1875, № 10. — С. .
  32. Н.П. Вступительная статья // Свет: орган общечеловеческого развития. Научно-художественное ежемесячное издание. — СпБ., 1877.
  33. Н.П. История развития царства животных. Курс филогенетический зоологии. Т. 1. (2-ое изд.) СПб., 1887.
  34. Н.П. Воспоминание об Александре Михайловиче Бутлерове // Бутлеров A.M. Статьи по медиумизму СпБ., 1889. — С. I-LXVII.
  35. Н.П. Очерк зоологии. С французского учебника Поля Бера, переделанного для русских детей и школ. СПб., 1889.
  36. Н.П. Наблюдения над медиумизмом. Вып.1. СПб., 1902.
  37. Н.П. Рассказ о земной жизни Иисуса Христа по Св. Евангелиям, народным преданиям и учениям Св. Церкви. СПб., 1908.
  38. Н. П. Победоносцеву К.П. (10 января 1888) // К. П. Победоносцев и его корреспонденты.-М.-П., 1923.-С. 865−867.
  39. Н.П. Картины из жизни животных. С 300 рисунками. Очерки заслуженного профессора Н. П. Вагнера. СпБ., 1901. — 771с. (формат A3).
  40. Н.П. Предварительное сообщение о медузах и гидроидах Белого Моря. -СпБ., 1881.
  41. Н.П. Предисловие // Фокт К. Малоголовые. Пер. с нем. А. Бера и Карабано-вича. Под ред. Н. П. Вагнера. СпБ., 1873. — С. I-XXXII.
  42. Н.П. Предисловие // Богданов, М. Н. Из жизни русской природы. Зоологические очерки и рассказы. Издание 4-ое. СпБ., 1898.
  43. Н.П. Зоология. 1879. (литография)
  44. Н.П. Колесо жизни. 1919.
  45. Н.П. Сказка о царевиче Гайдаре. 1896.
  46. B.JI. Владимир Соловьев. Жизнь и творения. СПб., 1902.
  47. Времена наступили. М., 1906. — 32с.
  48. М.О. Спиритизм перед судом науки и христианства. Магистра богословия М. О. Вержболовича. Издание 2-ое. — СпБ., 1903. 80с.
  49. Вс. Соловьев. «Современная жрица Изиды» (рецензия) // Русский Вестник, 1893, XI.
  50. Э. Спиритизм СпБ. 1887.
  51. Е., Майерс Ф., Подмор Ф. Прижизненные призраки и другие телепатические явления. Предисловие Вл. С. Соловьева. СПб., 1893.
  52. П.П. Книга жизни. Воспоминания. 1855−1918. М., 2000. — С. 190- 192.
  53. Демоны в Спиритизме (вмешательство демонов в проявлениях Спиритизма) Аллан Кардека.-М. 1906.-32с.
  54. А.Г. Воспоминания. M.-JI., 1925.
  55. А. Г. Достоевскому Ф.М. (.) // Достоевский Ф. М., Достоевская А. Г. Переписка. — Ленинград, 1976.-С. .
  56. Ф.М. Спиритизм. Нечто о чертях. Чрезвычайная хитрость чертей, если только это черти // «Человек есть тайна.» (Дневник писателя, январь 1876). -М., 2003.-С. 98−104.
  57. Ф.М. Словцо об отчете ученой комиссии о спиритических явлениях // «Человек есть тайна.» (Дневник писателя, март 1876, гл. 2). М., 2003. — С. 141 143.
  58. Ф.М. Опять только одно словцо о спиритизме // «Человек есть тайна.» (Дневник писателя, апрель 1876, гл. 2). -М., 2003. С. 173−179.
  59. A.B. Собр. соч. Т. 8. СПб., 1867.
  60. , К. Спиритизм. Пер. с нем. М. С. Аксенова. Посвящается памяти А. Н. Аксакова. М., 1904.
  61. И.В. Тайнознание. Магия и спиритизм. Дон Ф. Торребланка и фон Э. Гартман. 1612 и 1885. Отметки «новой старины». М., 1890. — 23с.
  62. Из жизни скептика в ином мире. 1899.
  63. , В.П. Необъяснимое или необъясненное. Из личных и семейных воспоминания В. Желиховской. СпБ., 1885.
  64. Д.И. Некролог. 1897.
  65. Из жизни скептика в ином мире. — СпБ., 1899. 36с.
  66. А. Евангелие в разъяснении спиритизма. Р/рД, 1995.
  67. А. Спиритизм в самом простом его выражении / Сборник. СПБ.: Невский проспект, 2003.
  68. Н.И. Прожитое и пережитое. Л., 1990.
  69. A.A. Граф А. К. Толстой: материалы для истории жизни и творчества. — СпБ., 1912.
  70. У. Лучистая материя или четвертое состояние тел. Новгород, 1899.
  71. М. Спириты и спиритизм // Христианское чтение. 1866. № 7. С.24−101., № 9. С.265−315.
  72. Легенда старинного баронского замка. Не быль и не сказка. СпБ., 1883. — 124с.
  73. Н. Модное суеверие («Что такое спиритизм и его явления» А. Сумарокова) // Отечественныезаписки. Т. CXCIX. № 12. С. 181—210.
  74. Н.С. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. VI. С. 585- Т. VII. С. 261 — 267, 270— 300- Т. VII. С. 117—127.
  75. Э. Медицина и медики. СпБ., 1873.
  76. , В. Новейший спиритуализм, его феномены и учение. Приятельские беседы.-СпБ., 1877.-79с.
  77. Д.И. Материалы для суждения о спиритизме. СПб., 1876.
  78. А. Спиритизм перед судом христианства (Издание «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви). — СпБ., 1896.- 116с.
  79. Новые реформаторы «О четырех измерениях» в религии и науке. Ревель, 1878. -68с.
  80. Новый карточный фокусник. СпБ., 1877.
  81. В.Ф. Колдовство XX века: Письма к графине Е.П. Р-ой о привидениях, суеверных страхах, обманах чувств, каббалистике, алхимии и других таинственных науках.-М., 2005.84. О.П. 1873.
  82. О некоторых феноменах транса. Отчет д-ра Р. Ходжсона, члена Лондонского общества психических исследования. СпБ., 1901. — 186с.
  83. , Ю. Магнетизм и гипнотизм. Лекции профессора психологии, д-ра Ю. Охоровича. СпБ., 1896. — 136с.
  84. Охорович Обман в области медиумизма. СПб., 1899
  85. , Р.Д. Спорная область между двумя мирами. Наблюдения и изыскания в области медиумических явлений. С рисунками. Пер. К. Полянский. СпБ., 1881. -281с.
  86. Павлищев JL Воспоминания об А. С. Пушкине. М., 1890.
  87. Петрово-Соловово М. Очерки из истории спиритического движения в России (приложение к переводу сочинений А. Подмора) СПб., 1905.
  88. К. П. Победоносцев К. П. и его корреспонденты. М.- Пг., 1923.
  89. М. Простая речь о мудреных вещах. М., 1873.
  90. Н.И. Продолжение борьбы с лгущей ученостью СПб., 1874 (ОР РГБ. Достоевский II. 7.117. JI. 1—2).
  91. , В.И. Богословско-философский журнал о спиритизме. Научное подтверждение реальности медиумических явлений. СпБ., 1885. — 98с.
  92. , В.И. Краткий очерк десятилетней деятельности общественного собрания в Лесном, 1879−1889.-СпБ., 1889.-44с.
  93. , В.И. Медиумизм Елизаветы Дмитриевны Прибытковой. СпБ., 1897. -136с.
  94. , В.И. Откровенные беседы о спиритизме и других явлениях той же области. Вып.1. СпБ., 1894.
  95. , В.И. Спиритизм в России, от возникновения его дол настоящих дней. С 8-мью портретами. СпБ., 1901.
  96. В.И. Вопрос о спиритизме в России. СПб., 1901
  97. Э.Л. Письма Владимира Сергеевича Соловьева. Т. 2. СПб., 1909.
  98. С.А. По поводу спиритических сообщений г. Вагнера. // Русский Вестник, 1875, № 5.
  99. Ребус (журнал). СпБ., 1881−1914.
  100. П.Я. Современный мистицизм. СПб., 1891
  101. , С.Т. Что такое спиритизм? Беседы о спиритизме и медиумических явлениях. Составил по Qu’est-ce que le spiritisme. СпБ., 1882. — 128c.105. Свет (журнал). 1877−1879.
  102. Смерти нет. М., 1905 (издательство Кардек). — 58с.
  103. B.C. Современное состояние вопроса о медиумизме (по поводу книги А. Н. Аксакова «Анимизм и спиритизм»)// Вопросы философии и психологии, 1894 кн.3(23), май.
  104. B.C. Спиритизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфро-на.Т.61. С.224−226. Ярославль, 1992. (репринт)
  105. B.C. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах. Т. 1. — М., 2000.
  106. В. А. Спиритизм, как религиозно-философская доктрина // Православный собеседник. 1871, №№ 1,3.
  107. М.Ф. Письмо проф. М. Ф. Спасского к редактору московского врачебного журнала. М., 1853.
  108. ИЗ. Спиритизм и его значение // Домашняя беседа. Вып. 30. С.801−804, Вып. 31. С. 824−829.- 1869.
  109. Спиритизм пред судом здравого смысла (из записок О.П.). Тверь, 1873. -110с.
  110. Спиритуалист (журнал). 1905.
  111. Статьи по медиумизму. СпБ., 1892. — 56с.
  112. Статьи по медиумизму. СпБ., 1892. (сборник журнальных статьей А. Н. Аксакова, Н. П. Вагнера, A.M. Бутлерова)
  113. , Н.Н. О вечных истинах (мой спор о спиритизме). СпБ., 1887. -130с.
  114. А. Сеанс с Юмом. Г. Бутлеров // Очерки и картинки. Собрание рассказов, фельетонов и заметок. СпБ., 1875. Кн.2. — С. 245−260.
  115. , А. Что такое спиритизм и его явления. СпБ., 1871. — 225с.
  116. , А. Историческое и научное исследование древнего волхования животного магнетизма и спиритизма. СпБ., 1873.
  117. Н.В. Записки о жизни и времени святителя Филарета. -1868.
  118. , Б. Исторический очерк возникновения и распространения новейшего спиритуализма (по поводу 46-ти летней годовщины возникновения в Америке новейшего спиритуализма). СпБ., 1894.
  119. JI.A. Религиозно-Философские основы истории. М., 1997.
  120. Ф. И. Письма Ф.И. Тютчева к его второй жене, урожденной баронессе Пфефель (1854−1858). Петроград, 1915.
  121. А.Ф. При дворе двух императоров. М., 1990.
  122. К. Голоса из-за гроба//Колосья. 1889. № 11
  123. Филарет (Дроздов) Призовите Бога в помощь. М., 2006.
  124. Д.Н. Спиритизм с точки зрения философии. Медиумизм и границы возможного (ответ Н.Н. Страхову). СПб., 1885
  125. В.М. Современная летопись. Н. П. Вагнер и Н. Н. Полежаев, (из воспоминаний зоолога). // Журнал министерства народного просвещения, Новая серия 1908, часть XVI, № 7. С. 1−18.
  126. А. Что думать о спиритизме- Критика того берега // Вестник Европы. 1875. № 6. С. 906—916- № 7. С. 409—418.
  127. И. И. Воспоминания И.И. Янжула о пережитом и виденном в 18 641 909 гг.-СпБ., 1910−1911.
  128. Britten Е.Н. Modern American spiritualism: a twenty years' record of the communion between earth and the world of spirits. New York, 1870.
  129. Britten E.H. Nineteenth Century Miracles or Spirits nd their Work in Every Cou-intry of the Earth. New York, 1884.
  130. Crookes W. Notes of an Enquiry into the Phenomena called Spiritual during the Years 1870−1873. // Quarterly Journal of Science. V.l. 1874.
  131. Davis A.J. The Principles of Nature, her Divine Revelations, and A Voice to Mankind: By and Through Andrew Jackson Davis. Boston, 1852.
  132. Davis A.J. The penetralia- being harmonial answers to important questions. Boston, 1868.
  133. Davis A.J. A stellar key to the summerland. Pt 1. Illustrated with diagrams and engravings of celestial scenery. Boston, New-York, 1868.
  134. Doyle A. The History of Spiritualism. V. l-2. 1926.
  135. Ennemoser J. The History of Magic. V.2. London, 1854.
  136. Hare R. Experimental Investigation of the Spirit Manifestations. New York, 1855.
  137. Home D. Home D.D. His Life and Mission. London, 1921.
  138. Jung-Stilling I.H. Theory of Pneumatology. London, 1834.
  139. Kerner J. The Seeress of Prevorst. London, 1845.
  140. Owen R.D. Footfalls on the boundary of another world. Philadelphia, 1860.
  141. Owen R.D. The Debatable land between this world and the Next. London, 1871.
  142. Richmond, Cora L.V. The Religion of Life Электронный ресурс. // Dicsourses on Religion, Morals, Philosophy and Metaphysics. Published by B.F. Hatch., 1858. Режим доступа: http://www.interfarfacing.com/ReligionOfLife3 14 1858.htm, свободный.
  143. Sargent E. Planchette, or the Despair of Science. Boston, 1869
  144. Shepard Jesse. Russian Spiritualism and the Notables Connected Therewith // Re-ligio-Philosophical Journal. 1875. Vol. XVIII. № 12.
  145. Underhill A.L. The Missing Link in Modern Spiritualism. New-York, 1885. (reprint 1976)
  146. Ал. Памятные встречи. М., 1959. — С.300−304.
  147. Х.Д. Сказки Кота-Мурлыки \ Что читать народу: критический указатель книг для народного и детского чтения. Т.2. СпБ.: Типография B.C. Балашева, 1889.-С. 421−425.
  148. , Д., Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. СпБ., 2002. — 849с.
  149. C.B. Достоевский Ф. М. Письма Достоевского Н. П. Вагнеру 1875−1877) // Советские Архивы. М., 1969, № 2. — С. 112−114.
  150. М. Избранные произведения. М., 1990.
  151. С. А. Вагнер Н.П. \ Критико-биограф. словарь русских писателей и ученых. Т.З. СпБ.: Типолитография И. А. Ефрона, 1892. — С.19−24.
  152. С.А. Источники словаря русских писателей. Т.1. СпБ.: Типография императорской академии наук, 1900. — С.469−471.
  153. И.Ю. Мелькающие руки: Спиритическое воображение профессора Вагнера. НЛО, 2006 № 78.
  154. И.Ю. Русские духи: Спиритуалистический сюжет романа Н. С. Лескова «На ножах» в идеологическом контексте 1860-х годов. НЛО, 2007 № 87.
  155. И.Л., Рабинович В. А. Достоевский и Менделеев: антиспиритический диалог //Вопросы философии. -М., 1971,№−11.-С. 103−115.
  156. П.П. История Новоеропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.
  157. В. И. Социология религии. — М., Наука, 1995.
  158. М.О. Образ прошлого. М., 1912.
  159. С.А. Андерсоновское в сказках Н.П. Вагнера \ V Всероссийская научно-методическая конференция «Мировая словесность для детей и о детях. — М.: Московский педагогический государственный университет, 2000. С. 135−136.
  160. А. Загадки Кота-Мурлыки М., Биология, 2006. №.15−16.
  161. В. Многообразие религиозного опыта. СпБ., 1992.-
  162. С.Ю. Парадоксы и причуды филосемитизма и антисемитизма в России: Очерки. М.: РГГУ, 2000.
  163. Е.А. Сказки Кота-мурлыки как материал для детского чтения \ Сборник статей по вопросам детского чтения СпБ.: Т-во Художественной Печати, 1914. — С.131−140.
  164. Ю.М. Трехвековой диалог психологии и религии в России // Христианское чтение. М., 2000. № 19.
  165. Э. Философия Просвещения М.: РОССПЭН, 2004.
  166. Г. С. Знак. Истина. Круг. (Ю.М. Лотман и проблема постмодерна). Доклад на заседании памяти Ю. М. Лотмана (Лотмановских чтениях) в РГГУ в декабре 1993 г.-М., 2005.
  167. А. Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века. Долгопрудный, 1994.
  168. Л.М. Рождение науки Нового времени их духа клуьтуры. М., 1997.
  169. В.В. Мистицизм в русской философской мысли XIX- начала XX вв. -М&bdquo- 1997
  170. В.В. Владимир Соловьев и София. М., 2006.
  171. А.Н. Методологические проблемы религиоведения. М., 2007.
  172. И. А. Минералова И.Г. Внутренняя форма сказочных произведений Н.П. Вагнера\ IX Всероссийская научно-методическая конференция «Мировая словесность для детей и о детях» (29 30 января). — М.:
  173. A.M. Д.М. Велланский и шеллингизм в русской медицине начала XIX века. -СпБ., 1895.-33с.
  174. С.М. О Вл. С. Соловьеве в его молодые годы. Материалы к биографии -СпБ., 1916−1921.
  175. . Магия, наука, религия. М., 1998.
  176. А.Е. Демон // Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождении.-М., 1998.
  177. В.А. Когда появляются призраки. М., 1971.
  178. В. И. Вагнер Н.П. \ Русские писатели 1800−1917. Биогр. Словарь. Т.1. -М.: Советская энциклопедия, 1989. — С.385−386.
  179. Л.II. Религии «Нового Века». М., 1985.
  180. М.П. Публичные лекции Н.П. Вагнера и Н. И. Кареева о теории исторического процесса // Археографический ежегодник. М.: Наука, 1999 — С. 126−133. (за 1998 год)
  181. Л.Е. Характер таланта автора «Сказок Кота-Мурлыки» (критический этюд)//Мысль. СПб., 1881, №−10−11.-С. 214−217.
  182. Л.Е. Новая сказка Кота-мурлыки (Н.П. Вагнера) «Гризли» (критический этюд) // Мысль. СПб, 1882, № 4. — С. 118−135.
  183. Л.Е. Кот-Мурлыка (Н.П. Вагнер) как романист. РБ, 1888, № 11
  184. C.B. Спиритизм // Религиоведение. Энциклопедический словарь. / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. М., 2006. — С. 1006−1007.
  185. П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель, писатель. Т.1.Ч.1.-М., 1913.
  186. И.Е. Психология в клинике: работы отечественных психиатров конца прошлого века \ Вопросы философии, 1995. № 6 С. 79−93.
  187. A.M. Старый идеализм в современной оболочке \ Собрание сочинений. Т.1. СпБ: Типография газеты «Новости», 1890. — С. 697−713. (первое издание — 03, 1872, № 7)
  188. В. О спиритизме // Православный собеседник. 1871. С.12−41, С.279−316 (Т.1), С.9−51 (Т.З), С.142−172, С.282−330.
  189. С.А. Ранние формы религии. — М., Политиздат, 1990.
  190. .З. Культы и культура.От Елены Блаватской до Рона Хаббарда. — М., 2007.
  191. Федоров-Давыдов A.A. Н. П. Вагнер \ Кто за детей: галерея писателей для детей. -М.: Изд-ие Г. А. Иовенко, 1906. С.44−45.
  192. И.И. Вагнер и Андерсен как авторы сказок для детей \ Педагогический листок. СПб., 1881, № 3 С.195−218.
  193. И.И. Сказки как материал для детского чтения // К вопросу о детском чтении. СпБ.: Изд-во Сойкина. — С.115−122.
  194. С.И. Соловецкая биологическая станция»// Журнал СПбГУ. СПб, 2006. № 19.
  195. М., Адорно Т. В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. -М., С-Пб.: Медиум, Ювента, 1997.
  196. М.И. Мистика перед судом науки. М., 1970.
  197. Н.В. Ископаемые люди: сборник статей по еврейскому вопросу СПб., 1907. — С.31−35.
  198. Шерток JL, Соссюр Р. де Рождение психоаналитика: от Месмера до Фрейда. М.: Прогресс, 1991.
  199. В. Русский Андерсен // Сказки Кота-Мурлыки. М.: Правда, 1991. — С.5−14.
  200. A.C. Позитивизм в России XIX века. М., 1980.
  201. Г. Ф. Открытие бессознательного: История и эволюция динамической психиатрии. Часть 1: от первобытных времен до психологического анализа. СпБ.: Академический проект, 2001. — 560 с.
  202. Ф. Естествознание в мире духов. 1934.
  203. В. От всех болезней нам полезней. М., Биология, 2004, № 20.
  204. Albanese C.L. Andrew Jackson Davis and the Marriage of God and Nature // Journal of the American Academy of Religion. 1992. — Vol. 60. — №.1. P. 1−17.
  205. Bednarowski M.F. Outside the Mainstream: Women’s Religion and Women Religious Leaders in Nineteenth-Century America // Journal of the American Academy of Religion. 1980. — Vol.48. — № 2. — P. 207−231.
  206. Berry Т.Е. Spiritualism in Tsarist Society and Literature. Baltimore, 1985.
  207. Buescher J.B. Spiritualism // Encyclopedia of Religion / 2nd edition. Ed. by Lindsay Jones.- 2005.-P. 8715−8717.
  208. Buescher J.B. The Other Side of Salvation: Spiritualism and the Nineteenth-Century Religious Experience, 2004.
  209. Carlson M. No Religion Higher then Truth: The History of the Theosophical Movement in Russia. Princeton, 1993.
  210. Clark Ch. Review: Spiritualism in Antibellum America by Bret E. Carroll // Utopian Studies. 2000. pp.243−246.
  211. Colbert Ch. Harriet Hosmer and Spiritualism // American Art. -1996. Vol. 10. №. 3. P. 28−49.
  212. Cottom D. On the Dignity of Tables // Critical Inquiry. 1988. — Vol. 14. -№. 4. P. 765 783.
  213. Delp R.W. Andrew Jackson Davis: Prophet of American Spiritualism // The Journal of American History. 1967. — Vol. 54. — 1. — P. 43−56.
  214. Eliade M. Occultism, witchcraft and cultural fashions. Essays in Comparative Religion. -Chicago, 1976.
  215. Gordin M. Loose and Baggy Spirits: Reading Dostoevslcy and Mendeleev // Rethinking Science and Civilization: The ideologies, Disciplines and Rhetorics of World History, Stanford University, May 21−23, 1999.
  216. Hanegraaff W.J. New Age Religion and Western Culture: Esotericism in the Mirror of Secular Thought. Brill, 1996. — 426−427.
  217. Plawley Ch.A. Swedenborgianism and the Frontier // Church History. 1937. — Vol. 6. -№.1. -P. 203−222.
  218. Hobbs J.PI. Review: Radical Spirits: Spiritualism and Women’s Rights in Nineteenth-Century America by Ann Braude // Book Reviews, 2004. pp.221−224.
  219. Jonsson I. Visionary Scientist. The effects of Science and Philosophy on Swedenborg’s Cosmology.-West Chester, 1999.
  220. Lawton G. Spiritualism A Contemporary American Religion // The Journal of religion. -1930. — Vol. 10. -№ 1. — P. 37−54.
  221. Mcintosh C. Eliphas Levi and the French Occult Revival. -N.-Y., 1972.
  222. Monroe J. Making the Seance «Serious»: «Tables Tournantes» and Second Empire Bourgeois Culture, 1853−1861 // History of Religions. 1999. — Vol. 38. — № 3. — P. 219−246.
  223. Moore R.L. Spiritualism and Science: Reflections on the first Decade of the Spirit Rap-pings // American Quarterly. 1972, Vol. 24. — № .4. — P. 474−500.
  224. Nelson G.K. The spiritualist Movement and the need for a Redefinition of Cult // Journal for the Scientific Study of Religion. 1969.-Vol. 8.-№l.-P. 152−160.
  225. Podmore F. Modern spiritualism. V. l-2. 1902.
  226. Prothero S. From Spiritualism to Theosophy: «Uplifting» a Democratic Tradition // Religion and American Culture. 1993. — Vol. 3. — № 2. — P. 197−216.
  227. Rowson D.C. Medeleev and the scientific claims of the Spiritualism // Proceedings of the American Philosophical Society/ Vol/ 122. 1978. P. 1−8.
  228. Smith Ch. H. Alfred Russel Wallace: Evolution of an Evolutionist. 1999.
  229. Smyth F. Magic in the Modern World // Witchcraft, magic and the supernatural. -London, 1974.
  230. Spence L. Spiritualism // Encyclopedia of Occultism and Parapsychology / Ed. By L. Shepard. Gale, 1978. — P. 866−879.
  231. Stocking G.W., Jr. Animism in theory and practice: E.B. Tylor’s unpublished notes on «Spiritualism» // Man. New Series, Vol.6, no.l. 1971. pp. 88−104
  232. Tiryakian E. On the margin of the visible: Sociology, the Esoteric, and the Occult. -New-York: Wiley Intrescience/ John Wiley and Sons, 1974.
  233. Todd J.L. Talking to the Other Side: A History of modern Spiritualism and Medi-umship. -2005
  234. Tyndall J. Science and the spirits // Fragments of Science. V.2. Par. XXII. London, 1879.
  235. Vinitsky I. Table talks: The Spiritualist Controversy of the 1870s and Dostoevsky // The Russian Review. V.l. -2008. P.88−109.
  236. Warren D.Jr. Spiritism in Brazil // Journal of Inter-American Studies. 1968. -Vol. 10. — № 3. — P. 393−405.
  237. Washington P. Madame Blavatsky’s Baboon: A History of the Mystics, Mediums, and Misfits Who Brought Spiritualism to America. 1996, 496p.
  238. Webb J. The age of Irrational. V.l. The Flight from Reason. London, 1971.
Заполнить форму текущей работой