Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие и регулирование трудового потенциала в аграрном секторе экономики: На материалах Вологодской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важнейшей закономерностью развития современного общества является тесная взаимосвязь социально — экономического прогресса и совершенствования системы образования. В условиях интеграции России в мировую экономику профессиональное образование становится одним из основных факторов повышения производительности труда, обеспечения выпуска продукции, отвечающей требованиям мирового рынка… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы развития и взаимодействия рынка труда и трудового потенциала в аграрной сфере экономики
    • 1. 1. Теоретические предпосылки и факторы развития аграрного рынка
    • 1. 2. Концептуальный подход к анализу функционирования современного рынка труда и развитию профессиональной системы образования
    • 1. 3. Роль и значение рынка образовательных услуг в развитии отраслевого рынка труда
    • 1. 4. Эффективный маркетинг — менеджмент в системе формирования трудового потенциала в аграрной сфере экономики
  • 2. Формирование трудового потенциала сельскохозяйственного производства Вологодской области
    • 2. 1. Особенности и тенденции развития регионального рынка аграрного труда
      • 2. 1. 1. Сельское хозяйство региона как основа формирования отраслевого рынка труда
      • 2. 1. 2. Социально-демографические факторы развития производственного и трудового потенциала сельского хозяйства области
      • 2. 2. 0. ценка динамики развития кадрового потенциала сельского хозяйства области
    • 2. 3. Подготовка и распределение кадров — как важнейший фактор предложения на рынке труда
      • 2. 3. 1. Профориентация как база пополнения трудовых ресурсов сельскохозяйственного производства области
  • 3. Направления развития и регулирования рынка труда и трудового потенциала в аграрной сфере региона
    • 3. 1. Методы и возможности регулирования рынка труда
    • 3. 2. Реорганизация структуры образовательного учреждения с ориентацией на маркетинг
    • 3. 3. Разработка программы маркетинговой деятельности на основе маркетинговых исследований
      • 3. 4. 0. ценка эффективности маркетинговой деятельности образовательного учреждения на рынке труда
    • 3. 5. Общий прогноз развития регионального рынка труда и образовательных услуг в аграрной сфере

Развитие и регулирование трудового потенциала в аграрном секторе экономики: На материалах Вологодской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Нарастание кризисных явлений в аграрной сфере, резкое снижение объемов производства, социальная напряженност в сельской местности обусловлены во многом разбалансированностью территориально-отраслевых рынков и особенно рынка труда. В связи с этим обостряются проблемы занятости населения в аграрной сфере производства, поскольку процессы ее количественно-качественной трудообеспеченности регулируются на современном этапе очень слабо.

В современных условиях значительная часть сельской молодежи в связи с ограниченными возможностями выбора рабочих мест и продолжения образования трудоустраиваются в основном в качестве подсобной рабочей силы. Это приводит к насыщению сельского хозяйства неподготовленными работниками, что еще больше снижает и без того невысокий квалификационный уровень кадров в целом. Такие условия и перспективы формирования трудового потенциала сельскохозяйственного производства вступают в противоречие с общественными интересами, базирующимися на эффективной занятости и профессионализме кадров. Негативные явления в формировании рынка труда и трудового потенциала отрасли усугубляются тем, что сложившаяся система кадрового обеспечения не согласуется с потребностями производства и качественно изменятся мало. Но, пожалуй, самое тревожное явление — это ослабление трудовой мотивации и снижение потребности в образовании у значительной части сельской молодежи и работников сельскохозяйственного производства.

Важнейшей закономерностью развития современного общества является тесная взаимосвязь социально — экономического прогресса и совершенствования системы образования. В условиях интеграции России в мировую экономику профессиональное образование становится одним из основных факторов повышения производительности труда, обеспечения выпуска продукции, отвечающей требованиям мирового рынка, конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Рыночная экономика может успешно работать только при динамичной системе образования, способной готовить специалистов высокого уровня.

Уровень конкурентоспособности и квалификация работников влияет на инвестиционную привлекательность региона или предприятия. Результаты исследований показывают, что среди факторов, мотивирующих инвесторов АПК, значительную долю (около 40%) составляют те, которые прямо или косвенно связаны с качеством рабочей силы. Таким образом, решение проблемы целенаправленного формирования трудового потенциала имеет важное значение для развития экономики любого региона и требует выработки новых, адекватных рынку методов управления образовательными учреждениями, важнейшим из которых является маркетинг.

Комплекс проблем, связанных с переходом к рынку, вопросы адаптации образовательных учреждений к новым экономическим условиям являются предметом глубокого исследования российских ученых экономистов С. А. Кузьмина, М. В. Москалева, A.A. Никифоровой, В. Д. Порошнева,.

В.В.Ухобышева, Р. И. Цвылева, Ф. Т. Прокопова, Е. М. Жиха, А. П. Панкрухина, В. А. Соловьева и других. Тем не менее практическое овладение маркетингом, его внедрение в деятельность хозяйствующих субъектов и образовательных учреждений сложный процесс, требующий конкретных подходов, рекомендаций, предложений и еще очень далек от своего решения.

Выше изложенная аргументация обусловила выбор темы диссертации и потребовала проведения комплексного исследования.

Цель и задачи исследования

Основная цель диссертационной работы заключается в научном анализе состояния, особенностей и возможностей формирования трудового потенциала в аграрном секторе региона, разработке предложений и практических рекомендаций по регулированию территориальноотраслевого рынка труда и организации там эффективной маркетинговой деятельности всех субъектов, включая и образовательные учреждения.

Цель определила следующие задачи диссертационного исследования:

• изучить и обобщить теоретические основы и опыт регулирования и взаимодействия аграрной сферы, рынка труда и профессиональной системы образования в условиях их реформирования;

• раскрыть значение и особенности динамики рынка образовательных услуг в развитии отраслевого рынка труда;

• исследовать состояние, тенденции и проблемы формирования трудового потенциала сельскохозяйственного производства (на примере Вологодской области) в современных условиях;

• разработать научные и практические рекомендации по внедрению эффективных методов регулирования деятельности субъектов рынка труда с позиций маркетинга.

Предметом исследования являются процессы развития и регулирования трудового потенциала, рынков труда и образовательных услуг в аграрной сфере экономики.

Объектом исследования явились предприятия АПК Вологодской области, территориальные рынки труда, их участники, система профессиональной подготовки кадров.

Методологическая и информационная база исследования.

Теоретической и методологической основой исследования послужил накопленный научный опыт в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Информационную основу исследования составили материалы и отчеты государственных, статистических органов, научных организаций, производственных структур отрасли, а также результаты монографических и социологических исследований, проведенных как самим автором, так и в сотрудничестве с другими исследователями.

Нормативно-правовой базой исследования явились законы Российской Федерации, указы Президента, постановления Правительства, методические и инструктивные документы федерального и отраслевого уровня в области регулирования рынка труда и профессионального образования.

Многоплановость работы привела к необходимости применения различных методов и приемов исследования: сравнения, экономического анализа, статистических группировок, выборочных обследований, анкетных и экспертных опросов и др.

Научная новизна исследования. В диссертационной работе получены следующие теоретические и практические результаты, определяющие научную новизну, являющейся предметом защиты:

• скорректированы теоретические подходы к формированию и регулированию трудового потенциала в сельском хозяйстве, учитывающие особенности и сложности перехода экономики к системе рыночной ориентации;

• проведена диагностика сферы формирования трудового потенциала в сельскохозяйственном производстве региона, с целью определения условий, возможностей и мер воздействия на его развитие с учетом особенностей современного этапа аграрного реформирования;

• разработан механизм формирования и функционирования службы маркетинга в сельскохозяйственном образовательном учреждении;

• определены перспективы, направления, методы развития и регулированию рынков труда и образовательных услуг в аграрной сфере региона в целом.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработанные в диссертации положения и полученные результаты создают теоретическую, методологическую и практическую основу по регулированию рынка труда и системы образовательных услуг в аграрной сфере региона.

Результаты исследования использовались отраслевыми органами управления при корректировке программы социально-экономического реформирования АПК Вологодской области. Кроме того, предложения, рекомендации и расчеты, сделанные автором, могут быть использованы:

• для повышения качества управленческих решений в сфере формирования производственного потенциала, эффективной занятости населения, его трудовой мотивации и развития конкурентоспособных свойств рабочей силы в отрасли;

• при выборе администрацией приоритетов, стратегии и тактики регулирования регионального рынка труда с учетом особенностей развития данной территории.

Апробация работы. Основные результаты выполненного диссертационного исследования изложены и одобрены на научно-практических конференциях различного уровня. Кроме того, они нашли отражение в четырех публикациях автора.

Структура работы. Диссертация включает введение, три главы, заключение, список используемой литературы, приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Развитие производственного потенциала (условия, темпы) в сельском хозяйстве региона в сложных условиях реформирования в значительной степени определяется состоянием его трудового потенциала. Динамика и сила их взаимодействия зависят от скорости и масштабов изменений в количественных и качественных параметров последнего. Разрушение производственного потенциала в отрасли стимулировало негативные структурные подвижки в трудовом потенциале и разбалансировало систему его формирования и регулирования;

2. Предложенные принципы, подходы и условия реорганизации системы формирования трудового потенциала сельского хозяйства на уровне области позволяют, при их реализации, адаптировать систему к рыночным условиям и добиться согласованного ее функционирования. Решение этих вопросов почти исключительно находится в компетенции руководства областного АПК.

3. Ощущается постоянная необходимость в разработке и реализации федеральной и региональной программ урегулирования демографических процессов в сельской местности, целью которых должна выступать стабилизация численности населения и его воспроизводство на собственной основе (стимулирование рождаемости, реэмиграции, переселение и адаптация фермеров и пр.).

4. Новые формы и методы профориентационной работы (основная часть которой должна организовываться и финансироваться сельскохозяйственными предприятиями и отраслевыми органами управления и быть направлена на широкое применение экономических стимулов), предложенных в диссертации, могут, при реализации, соответствующим образом влиять на мотивацию молодежи и обеспечивать приток ее определенной части в сельское хозяйство.

5. Учебные заведения региона, осуществляющие подготовку рабочих и специалистов для отрасли, должны в обязательном порядке быть задействованы в системе регионального непрерывного сельскохозяйственного образования, что позволит сбалансировать структуры и объемы подготовки кадров в пределах конкретной территории. Изменение ситуации потребует усилий отраслевых и местных органов управления, направленных на:

• формирование единого образовательного комплекса АПК, который должен обеспечивать эффективное функционирование создаваемой универсальной системы непрерывного образования с учетом принципов преемственности и гибкости всех форм подготовки;

• упорядочение сети учебных заведений агропромышленного комплекса с учетом сочетания отраслевого принципа ее организации с широкой многоотраслевой и региональной кооперацией и интеграцией;

• поэтапный переход на многоуровневую структуру высшего, среднего и низшего сельскохозяйственного образования, обеспечивающую улучшение качества подготовки кадров;

• совершенствование подготовки кадров на основе интеграции образования, производства и науки;

• разработку нового перечня интегрированных (и сквозных) профессий сельского хозяйства и прочих отраслей АПК;

• более обоснованную привязку и размещение сети сельских ПТУ и перепрофилирование ряда из них в случае необходимости;

• создание отраслевых и межотраслевых фондов для обеспечения деятельности сельскохозяйственных учебных заведений всех уровней;

• формирование и регламентация работы маркетинговых служб в образовательных учреждениях, создание системы подготовки специалистов для них;

• организацию системы постоянного контроля оценки качественного состава функционирующих кадров и уровня их использования.

6. Для того чтобы социальные условия формирования трудового потенциала качественно улучшались, следует четко разграничить и законодательно закрепить функции государства, местных органов, сельскохозяйственных предприятий в развитии социальной сферы, исходя, с одной стороны, из необходимости гарантировать государством определенные социальные блага, с другой — установление более определенных взаимосвязей с результатами деятельности регионов и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки территориальных социальных нормативов, показывающих минимально допустимые уровни удовлетворения основных жизненных потребностей, гарантируемых обществом. На государственном уровне должны обеспечиваться минимальные размеры пенсий, пособий, стипендий, жилой площади, количество мест в дошкольных учреждениях и т. п. Потребление сверх этого уровня должно формироваться по трудовому принципу — в зависимости от результатов хозяйственной деятельности региона, предприятия.

7. Развитие фермерских (крестьянских) хозяйств и формирование качественного трудового потенциала данного сектора хозяйствования должно осуществляться на базе специальной государственной программы, предусматривающей создание соответствующих правовых гарантий системы подготовки и повышения квалификации фермерских кадров, целевое финансирование и материально-техническое обеспечение, выделение зон фермерского хозяйствования, обеспечение оптимальных размеров хозяйств, совершенствование системы переселения фермеров и их приживаемости.

8. Региональным органам управления необходимо создавать условия для развития рынка сельскохозяйственного труда, особенно в части рыночной инфраструктуры, что позволит более точно оценивать и контролировать ситуацию, влиять на ее изменение.

9. Обострение ситуации на рынке сельскохозяйственного труда требует разработки мероприятий по обеспечению занятости сельского населения. Прежде всего, это может быть достигнуто за счет расширения сферы приложения труда на основе развития или перемещения сельскохозяйственного производства в малых и отдаленных поселениях, размещения на селе промышленных и подсобных производств, создание малых предприятий и фермерских хозяйств, развитие надомничества. Темпы расширения сферы приложения труда на селе должны опережать темпы высвобождения работников из сельского хозяйства. При невозможности обеспечить занятость, необходимо за счет средств местного и федерального бюджетов создать условия для развития маятниковой и сезонной миграции, стимулировать внутрисельское переселение. В этих условиях федеральным и региональным органам управления необходимо формировать новую миграционную политику, основные цели и задачи которой должны вытекать из потребностей и интересов регионов и Федерации в целом (стабилизация экономического и демографического состояния, национально-культурное возрождение каждого конкретного региона).

10. Переход к рыночной экономике должен предусматривать изменения в политике занятости сельского населения, что требует создание соответствующих организационных структур (биржи, агентства, бюро и пр.) с определенной системой функций и задач на разных уровнях территориального устройства. Основные цели и задачи этой политики должны быть направлены на обеспечение функционирования рынка сельскохозяйственного труда, что потребует создания соответствующей информационной системы (которая уже разворачивается в городах) в сельской местности (районы, волости), позволяющей реализовать информационные функции рынка (по вакансиям, числу рабочих мест, уровню безработицы, характеристикам кадров и пр.).

Реализация выработанных рекомендаций и предложений может в определенной степени способствовать совершенствованию формирования трудового потенциала в регионе и повышению эффективности его использования в настоящее время и в перспективе, что, в свою очередь, будет являться важнейшим условием стабилизации сельскохозяйственного производственного потенциала в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. П. Маркетинг: вопросы и ответы. М.: Агропромиздат, 1991
  2. Академия рынка: Маркетинг: Сборник: Пер. с фр./Науч.ред. А. Г. Худокормов.- М.: Экономика, 1993
  3. .А. Правовые основания платного образования. Вуз и рынок. Кн.1. С.198−216.
  4. О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг. М.: Дело, 2000
  5. Л.В., Сребник Б. В. Основы маркетинга. М.:1990
  6. В.Я., Черпасов В. В. Маркетинг образовательных услуг //Маркетинг. № 5. 1999. С.68−76- № 6 1999. С. 77−90
  7. Г. Л. и др. Маркетинг. М.: Экономика, 1999
  8. Е.С., Долгольт А. Е., Козловская О. В. Маркетинг в системе образования: сущность, содержание, технология деятельности //Магистр
  9. Д.И. и др. Практический маркетинг. Л.: ЛНПФ «Аквилон», 1991. С. 4 -24с.
  10. Л.Е. Маркетинг. М.: ИНФРА-М, 2000
  11. Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: ИНФРА- 14, 1999
  12. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России/Ин-т Экон. Развития Всемир. банка, Совмест. центр ПЭР-МГУ- Под ред. Р. Емцова и др. М.: ИНФРА-М, 1995.
  13. А.З. Как убыточному предприятию выйти из кризиса и стать прибыльным. М.: МВЦ «Айтолан», 1992
  14. И.С. Маркетинг и исследования рынков. М.: Рус. Деловая Лит., 1999
  15. A.A. Маркетинг малого предприятия. Киев: ВИРА-Р, 1998
  16. B.C., Волгина H.A. Рынок труда. М.: Экзамен, 2000. С. 44−47, 90−135, 290−313
  17. Н.М. Экономика и социология труда, М., 2001. С. 103−107
  18. Вологодская область: социально-экономическая статистика. 1994 -1995 г. г.
  19. Вологодская область: движение к рынку /Вологод. науч. координац. центр РАН- В. А. Ильин, А. А. Пашко, М. Ф. Сычев- Науч. ред. и предисл. П. А. Усачева. Вологда, 1995
  20. Вологодская область в 1995 году: Стат. Ежегодник: В 2-х ч /Госкомстат России, Вологод. обл. ком. гос. статистики. Вологда, 1996
  21. Вологодская область и Северный экономический район в 1992—1997 годах: Аналитический материал / Госкомстат России, Вологод. обл. ком. гос. статистики. Вологда, 1998.
  22. Вологодская область в 1997 году: Ежегодник/Госкомстат Рос. Федерации, Вологод. обл. комитет гос. статистики. Вологда, 1998.
  23. Вологодская область в 1998 году: Стат. Ежегодник /Рос. стат. агентство, Вологод. обл. комитет гос. статистики. Вологда, 1999
  24. Вологодская область в условиях развития рыночных отношений: Аналит. Материал /Госкомстат Рос. Федерации, Вологод. обл. комитет гос. статистики. Вологда, 1998.
  25. Вологодская область: цифры и факты 2000: Крат. стат. сб. /Госкомстат Рос. Федерации, Вологод. обл. ком. гос. статистики. Вологда: Облкомстат, 2000.
  26. Все о маркетинге: Сб. материалов для руководителей предприятий, экон. и коммерч. служб. М.: X. Г. С.: Азимут- Центр, 1992. С.44−53
  27. Е. П. и др. Маркетинг: Выбор лучшего решения /Е. П. Голубков, Е. Н. Голубкова, В. Д. Секерин. М.: Экономика, 1993. С.30−35
  28. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финпресс, 1998
  29. Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М.: Дело, 1995
  30. Е.П. Основы маркетинга, М.: Финпресс, 1999
  31. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финпресс, 1998
  32. Е.П. Планирование маркетинга. М.: 1992
  33. A.A. Рыночные коммуникации информационная сущность маркетинга: В сб. Проблемы региональной экономики. Н. Новгород: ННГУ, 1997
  34. A.A. Маркетинговые исследования: многоаспектный взгляд. // Маркетинг, № 6, 2000. С. 19−23
  35. Гражданский Кодекс Российской Федерации, СПб.: Виктория-плюс, 2001
  36. И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. М.: 1990. С. 33−57
  37. Г. В., Литвак Б. Г. Управление современным предприятием: Маркетинг. Менеджмент. Право. Интегрированные системы управления. М.: Ассоц. авт. и изд."Тандем": ЭКСМОС, 1998
  38. Г. М. Экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 159−162
  39. Т. П. Управление маркетингом. М.: ИНФРА-М, 1997
  40. Д., Тоби J1. Учебник по рекламе. Минск: Современное слово, 1997
  41. Е., Хершген X. Практический маркетинг. М.: Высш.шк., 1995
  42. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, 1995 /Александрова В. А., Баркалов Н. Б., Болотов В. А.- Под общ.ред. С. Ф. Иванова- Пер. с англ. А. И. Салицкого. М.: Akademia, 1996
  43. Доллан Э, Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель /Пер. с анг. Спб.: Автокомп, 1992. Гл. 2, 5
  44. В. И. Введение в теорию маркетинга. М.: ИНФРА-М, 2000
  45. В.И. Общая концепция маркетинга. СПб.: 1995
  46. Г. А. Рынок труда в Вологодской области. Проблемы экономического реформирования в регионе. Сб. науч.тр. Вологда: 1997
  47. А.Н. Маркетинг в предпринимательской деятельности. Минск: БГЭУ, 1997. С. 417−423
  48. Р. Безработица, структурная и рынок труда в Восточной Европе и России. М.: ИНФРА-М, 1995
  49. Жих Е.М., Панкрухин А. П., Соловьев В. А. Маркетинг: Как завоевать рынок? Л.: Лениздат, 1991. С. 3−17
  50. К. Преобразования переходного периода: теория и практика // МЭиМО. 1995. № 6
  51. П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке). М.: Международные отношения, 1991. С. 226−295, 365−373
  52. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266 1
  53. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.91 г. № 1032−1
  54. Занятость населения, рынок труда, обучение и трудоустройство незанятого населения Вологды. Госкомстат РФ. Вологодское областное управление статистики (Володина А.Н.), Вологда: обл. управление статистики, 1994
  55. Занятость и рынок труда: Новые реалии, национальные приоритеты, перспективы /Ин-т макроэкон. исслед. М-ва экон. Рос. Федерации. М.: Наука, 1998. С.22−30
  56. А.Б. Труд, занятость, безработица. М.: Департамент труда и занятости, 1992
  57. Информационные технологии в маркетинге /Г. А. Титоренко, Г. Л. Макарова, Д. М. Дайитбегов и др., под ред. Г. А. Титоренко. М.: ЮНИТИ, 2000.
  58. Колз Ричард Л. Маркетинг сельскохозяйственной продукции /Ричард Л. Колз, Джозеф Н. Ул- Пер. с англ. В. Г. Долгополова- Ун-т Пурдью. 8-е изд. М.: Колос, 2000
  59. Конституция Российской Федерации. СПб.: Виктория-плюс, 2000
  60. В. Д., Ухоботов В. В. Молодежь села на рынке труда. М.: Б.и., 1998. С. 7−17,24−25, 72−73
  61. Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. М.: РОСТИНТЕР, 1996
  62. Ф. Маркетинг, менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль /Под ред. О. Третьяк и др.- Пер. с англ.: М. Бугаев и др. 2-е рус.изд. СПб.: Питер, 1999
  63. И. В. Маркетинг: удовлетворение и развитие потребностей /Урал.гос.техн.ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997
  64. В. К теории переходной экономики // МЭ и МО, 1994. № 12
  65. С.А. Занятость: стратегия России. М.: Эдиториал УРСС, 2001
  66. С. А. Рыночная экономика и труд /Рос. АН, Ин-т соц.- экон. пробл. народонаселения. М.: Наука, 1993. С. 38−62
  67. Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. М.: Новая школа, 1997
  68. Курс экономической теории / Под общей ред. Чепурина М. Н., Киселева Е. А. Киров: Из-во АСА, 1998. С.233−242
  69. А.Я. Введение в рыночную экономику. М.: ТПК «Квадрат», 1991
  70. И. М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. М.: Юрайт, 1999
  71. М.И. Методы социально-экономического прогнозирования./ МГУ им. М. В. Ломоносова,. Экономический ф-т. М .: ТЕИС, 1999
  72. Н.М. Рынок труда: формирование и механизм функционирования в регионе. На примере Вологодской обл. // Экономическая реформа и региональное развитие (Материалы научно-практического семинара в г. Вологде 24 февраля 1995 г.) Вологда: 1995
  73. Макконелл К, Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика, М.- Республика, 1992
  74. М.Н., Смекалов П. В., Трафимов А. Г. и др. Аграрная экономика. СПб., 1999. С. 93−127, 276−295
  75. Маркетинг в АПК / Г. П. Абрамова, М. М. Жигалин, А. Е. Матушкин и др.- Под ред. Г. П. Абрамовой. М.: Колос, 1997
  76. Маркетинг образовательных услуг /Литвинова Н. П., Шереметова В. В., Пилипенко В. И., Андреев В. И.- С.- Петербург.гос.ун-т пед.мастерства. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Респекс, 1997. С. 18−30
  77. Маркетинг рынка профессионального образования./ Под ред. Мысника. Дальневосточный государственных университет путей сообщения РАН. Дальневосточное отделение. Ин-т комплексного анализа региональных проблем. Хабаровск, 1998
  78. Г. Маркетинг для малых предприятий. Спб.: Питер Паблишинг, 1998
  79. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ. М. Дело, 1992
  80. Н.К., Пискунова H.H., Костина Г. Д. Маркетинг и конкурентоспособность образовательных учреждениях (ВУЗА) // Маркетинг. № 5, 1999. С. 77−89
  81. М. В. Андреева H.H., Еникеева И. В. Развитие и регулирование рынка труда в аграрной сфере Ленинградского региона. СПб.: Из-во СПбГАУ, 1999. С. 37−52
  82. М.В., Малыш М. Н., Соснин Е. Ф. Трудовой потенциал сельскохозяйственного производства в условиях перехода к рыночным отношениям, М, Информагротех, 1999. С. 126−142
  83. В.Л. Теория и практика современной рекламы. Компания «Евразийский Регион» М.: 1999
  84. Наемный труд на переломных этапах развития экономики /РАН, Ин-т сравн. политологии- Отв.ред.: Р. И. Цвылев. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С.29−31, 87−105
  85. Д., Сабирьянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России. М.: Рос. прог-ма эконом исслед., 1998
  86. A.A. Рынок труда: Занятость и безработица. М.: Международные отношения, 1991. С. 9−10
  87. Образование в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике // Сборник научных трудов. М.: НИИВО, 1991. С. 22−24, 31−36.
  88. В.П. Государственное регулирование национальной экономики. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 61−63
  89. А. Россия: рождение рыночной экономики. М.: Республика, 1996
  90. Ю.М. Экономика и социология труда. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 63−75
  91. А. П. Маркетинг. М.: ИМП, 1999
  92. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М.: Интарпранс, 1995. С. 32−60
  93. А.П. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг. 1997. № 4. С. 79−85
  94. E.H., Евстигнеева Т. А. Определение себестоимости и цены подготовки специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях / Под науч. Ред. A.A. Воронина. М: 1990
  95. Е.В. Актуальные вопросы маркетинга//Маркетинг. 2000. № 1. С. 2134
  96. Предприятие и рынок: динамика управления и трудовых отношений в переходный период. М.: РОССПЭН, 1997. С. 337−344
  97. Проблемы экономического реформирования в регионе. Вологда: 1997
  98. Прогнозирование и планирование экономики / Под ред. Борисевича В. И., Кондауровой Г. А. Минск: Экоперспектива, 2000
  99. Прогнозирование и планирование в условиях рынка./Под ред. Морозовой Т. Г., Тихонова В. Ф., Пикулькина A.B. М.: ЮНИТИ, 1999
  100. Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике Российской Федерации. МГУ им. М. В. Ломоносова. Экономический ф-т. М.: ТЕИС, 1999
  101. Региональные проблемы аграрной реформы в России/ Под ред. Анфиногентовой A.A. Рос. акад наук. Ин-т аграр. проблем, Саратов: Из-во Саратовского университета, 1999
  102. А.Н., Карлюгов Ю. Ю., Красильников С. А. Маркетинг. М.: 1996.
  103. И.В. Социальное и экономическое прогнозирование. СПб.: Михайлов, 2000
  104. Россия и Вологодская область: Стат. сб. /Госкомстат Рос. Федерации, Вологод.обл.ком.гос.статистики. Вологда: Облкомстат, 2000. С. 35
  105. А. И. и др. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. М.: МИК, 1998
  106. Рынок рабочей силы: Стат. Бюллетень /Госкомстат России, Вологод. облкомстат- Вологда: Облкомстат, 1996
  107. Рынок труда / В. Н. Бобков, Б. Д. Бреев, В. С. Буланов и др.- Под общ.ред. Буланова В. С., Волгина Н. А.- Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте Рос. Федерации. М.: Экзамен, 2000
  108. О.В. Маркетинг образовательных услуг.// Маркетинг в России и за рубежом, № 1, 1999. С. 48−59
  109. Дж. Рыночная экономика и Россия. М.: Экономика, 1994
  110. П. Экономика. М.- Прогресс, 1999
  111. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. М.: ИНФРА-М, 2000
  112. Статистический ежегодник Вологодской области /Госкомстат России, Вологод. обл. ком. гос. статистики. Вологда: 2000
  113. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. М.: 1991
  114. Н.В., Борисова Ю. В., Семенова A.C. Маркетинг образовательного учреждения // Открытое образование. № 2, 2001. С. 52−54
  115. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: 000"ВИТРЭМ", 2002
  116. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: Финансы и статистика, 1992
  117. Г. Уолмон П. Найди свой путь в маркетинге. М.: 1992
  118. Ю.А., Люкшинов А. Н. Агромаркетинг. М.: КОЛОС, 19 991 19. Черныш Е. А., Молчанова Н. П., Новикова Т. А., Солтанова Т. А. Прогнозирование и планирование. М.: Экспертное бюро «ПРИОР», 1999
  119. А. Управление маркетингом. Вологда: 1998
  120. Дж. Р, Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1993
  121. Экономика переходного периода. М.: Издательство московского университета, 1995
  122. Экономика и бизнес (теория и практика предпринимательства). М.- Издательство МГТУ им. Баумана, 1993. Гл. 6
  123. Экономическая реформа и региональное развитие. Материалы научно-практического семинара в г. Вологде 24 февраля 1995. Вологда: 1995
  124. Экономическая теория /Под.ред.Добрынина А. И., Тарасевича Л. С. С-Пб. Питер, 1997. С. 331−348
  125. Ю.А. Фирма и рынок //Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Экономика». 1991, № 8
  126. Л. Карьера менеджера. М.:1990
Заполнить форму текущей работой