Разработка и внедрение системы контроллинга на предприятиях торговли
Практическая значимость состоит в доведении результатов исследования до методических рекомендаций, готовых к использованию в управлении торговыми предприятиями. Разработанная модель внедрения системы контроллинга и методика оценки эффективности функционирования системы контроллинга предприятий торговли, рекомендации по модификации системы контроллинга могут быть использованы торговыми… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретические основы внедрения системы контроллинга в торговле
- 1. 1. Генезис концептуальных подходов к контроллингу
- 1. 2. Современное состояние и тенденции развития контроллинга в РФ
- 1. 3. Экономические предпосылки внедрения и особенности системы контроллинга в торговле
- 2. Методические основы формирования системы контроллинга на торговых предприятиях
- 2. 1. Структура системы контроллинга в торговле
- 2. 2. Принципы и модель формирования системы контроллинга на торговых предприятиях
- 2. 3. Факторы, влияющие на построение эффективной системы контроллинга на торговых предприятиях
- 3. Комплексная оценка эффективности системы контроллинга торговых предприятий
- 3. 1. Внедрение и функционирование системы контроллинга на торговых предприятиях
- 3. 2. Оценка эффективности внедрения и функционирования системы контроллинга на торговых предприятиях
- 3. 3. Основные направления совершенствования системы контроллинга на торговых предприятиях
- Заключение
- Список литературы
- Приложения
Разработка и внедрение системы контроллинга на предприятиях торговли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
На современном этапе развития российская экономика характеризуется инновационным развитием, глобализацией и модернизацией. Торговля является одной из важнейших отраслей экономики и призвана обеспечивать удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах. Высокая скорость изменений внешней среды, повышение требовательности клиентов, усиление конкурентной борьбы, ускорение научно-технического прогресса, приводит к повышению требований к системе управления торговым предприятием (ТП), результативность функционирования которой все в большей мере зависит от используемых методов и инструментов управления. Подобные тенденции стимулируют инновационную активность торговых предприятий, и, следовательно, способствуют модернизации экономики России в целом. Для повышения эффективности деятельности отечественных предприятий появляется объективная необходимость в применении новых методов и технологий управления, одной из которых является контроллинг. Особо важной эта проблема становится для торговых предприятий, так как именно на их уровне результативное применение новых технологий управления дает наибольший эффект, и как следствие положительный результат развития отрасли в целом.
Для отечественных предприятий торговли назрела необходимость в применении системы контроллинга (СК). Система контроллинга даст возможность обеспечить устойчивое развитие предприятия, а также повысить его конкурентоспособность и максимальную эффективность принимаемых управленческих решений.
Следовательно, необходимость разработки, внедрения и использования современных технологий управления в процессе рыночного саморегулирования предприятий является очевидной. Кроме того, внедрение контроллинга в практику отечественных предприятий торговли определено появлением прогрессивных методов и инструментов управления предприятием, информатизации и компьютеризации.
Таким образом, вопрос о развитии, разработке, внедрении и реализации на торговых предприятиях новых технологий управления с целью повышения эффективности принятия управленческих решений и достижения устойчивого развития предприятия является актуальным.
Степень разработанности проблемы. Теория разработки и внедрения системы контроллинга на торговом предприятии является достаточно новым направлением исследований. Вопросы, связанные с рассмотрением сущности контроллинга, его функций, принципов и инструментов достаточно широко освещены в работах таких зарубежных экономистов как: Дж. Бьюкенен, Д. Хан, П. Хорват, Ю. Вебер, Р. Доусон, Э. Майер, С. Майерс, Т. Райхманн, К.-Ю. Кюппер, Д. Шнайдер, X. Штиглер, Х. Й. Фольмут, А. Дайле, Р. Манн, А. Беккер, В. Ньюман, К. Шерфлинг, П. Прайснер, Г. Пич, Э. Шерм и др.
Значительный вклад в формирование теоретических и методических основ применения контроллинга на предприятиях внесли такие отечественные ученые как: A.M. Карминский, С. Г. Фалько, Е. А. Ананысина, Ю. П. Анискин, И. В. Бородушко, O.A. Дедов, В. Б. Ивашкевич, В. В. Ковалев, В. А. Нестеров, В. Н. Носов, Н. И. Оленев, Н. Г. Данилочкина, А. Д. Шеремет, A.M. Павлова, А. Г. Примак, Г. И. Просветов, M.JI. Слуцкин, Э. А. Уткин, JI.A. Малышева и многие др.
На современном этапе исследований до сих пор не сформировано единое представление о контроллинге, существует множество значительно отличающихся друг от друга концепций контроллинга.
На сегодняшний день отечественные и зарубежные ученые и практики по-прежнему ведут острые дискуссии о сущности, месте и роли системы контроллинга на предприятии, а также о разграничении задач и функций службы контроллинга с другими подразделениями предприятия. Анализ подобных споров ученых о системе контроллинга представляет эту сферу экономических знаний недостаточно изученной и описанной с неудовлетворительной степенью систематизации, полноты и точности.
В зарубежных и отечественных работах, посвященных контроллингу, рассматриваются в основном проблемы организации системы контроллинга на промышленных предприятиях и предприятиях холдингового типа, а механизм формирования и внедрения системы контроллинга на торговом предприятии остается без внимания. Анализ научных работ, посвященных теории и практике контроллинга показал, что на сегодняшний день вопрос разработки, внедрения, оценки эффективности и модернизации системы контроллинга на торговых предприятиях недостаточно проработан и изучен.
Необходимость активизации деятельности по разработке и внедрению системы контроллинга на торговых предприятиях, недостаточная разработанность затронутых проблем, их практическая значимость, обусловили выбор темы диссертации, формулировки целей и задач исследования.
Цель и задачи исследования
.
Целью диссертационной работы является разработка теоретических, методических положений и практических рекомендаций по формированию, внедрению, оценке эффективности и совершенствованию системы контроллинга на торговых предприятиях.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
— выявить основные концептуальные подходы к контроллингуисследовать сущность и эволюцию концепций контроллингауточнить понятие «контроллинг" — классифицировать виды контроллинга;
— исследовать особенности системы контроллинга в торговле, на основе которых дать определение понятия «система контроллинга торговых предприятий» и предложить структуру системы контроллинга ТПразработать классификацию системы контроллинга торговых предприятий;
— разработать адаптированную к условиям внешней и внутренней среды предприятия модель формирования системы контроллинга на торговых предприятиях и определить принципы ее формирования;
— определить этапы внедрения системы контроллинга и сформулировать рекомендации по организации службы контроллинга на предприятиях торговлисформировать методику комплексной оценки эффективности функционирования системы контроллинга торговых предприятий на основе модифицированной сбалансированной системы показателей (ССП);
— выявить и систематизировать мероприятия по совершенствованию системы контроллинга на торговых предприятиях.
Объектом исследования являются отечественные предприятия торговли, осуществляющие деятельность по разработке, внедрению и реализации системы контроллинга.
Предметом исследования являются процессы формирования и внедрения системы контроллинга, методические и прикладные проблемы оценки эффективности и совершенствования системы контроллинга торговых предприятий.
Область исследования.
Диссертационное исследование выполнено в соответствии с п. 1.6.109 «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка» паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг).
Методологической основой исследования явились общенаучные методы и способы познания социально-экономических явлений и процессов (комплексность, системность, наблюдение, сравнение, аналогия, моделирование, статистические и пр.), методы системного анализа, экспертных оценок и др.
Теоретической основой диссертационного исследования являются положения современных экономических, социальных, правовых, психологических теорий, научно-методологические воззрения отечественных и зарубежных ученых в области контроллинга, управления экономическими системами и процессами, фундаментальные и прикладные исследования торговли.
Информационной базой диссертационного исследования послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, теоретические и методические разработки, посвященные рассматриваемой проблеме, монографии зарубежных и отечественных экономистов, информационные материалы, размещенные в сети Internet, материалы периодической печати, отчетные и аналитические данные предприятий, данные Федеральной службы государственной статистики, а также материалы, полученные автором в результате собственных исследований.
Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в разработке теоретических и методических положений по формированию, внедрению, оценке эффективности и совершенствованию системы контроллинга с целью повышения результативности принятия управленческих решений, эффективности и конкурентоспособности предприятий торговли.
Основные научные результаты, полученные лично автором и выносимые на защиту, заключаются в следующем:
— уточнено определение понятия «контроллинг», которое в отличие от ранее предложенных определений учитывает системный, процессный и ситуационный подходы к изучению контроллинга и современные тенденции развития экономикиразработана классификация контроллинга по следующим признакам: организационно-правовая форма, размер предприятия, виды измерений показателей, виды ресурсов производства, виды экономических процессов, организационная структура управления предприятием, виды деятельности, виды пользователей, уровень управления, что позволяет повысить эффективность управления предприятием в целом и управляемость его структурных подразделений.
— систематизированы особенности системы контроллинга в торговле, обусловленные спецификой отрасли, с учетом которых дано определение «система контроллинга в торговле», предложена структура системы контроллинга как форма адаптации к внешней и внутренней среде торгового предприятияразработана классификация видов системы контроллинга ТП, позволяющая осуществлять выбор мероприятий совершенствования системы контроллинга торговых предприятий;
— разработана модель формирования системы контроллинга применительно к торговым предприятиям с учетом факторов внутренней и внешней среды в целях достижения максимальной эффективности деятельности предприятиясформулированы основополагающие принципы формирования системы контроллинга;
— предложена модель внедрения и рекомендации по внедрению системы контроллинга и организации службы контроллинга на предприятиях торговли с учетом их организационно-правовой формы и масштабов деятельностиразработана методика комплексной оценки эффективности функционирования системы контроллинга торговых предприятий на основе ССП предполагающая модификацию классических перспектив (финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, кадровый потенциал) в перспективы определенные автором: финансы, клиенты, сотрудники, поставщики, качество товаров и услуг, техническое оснащение, государство, оценка которых позволяет комплексно и системно учитывать требования заинтересованных сторон.
— предложена концепция совершенствования системы контроллинга торговых предприятий, предполагающая количественные и качественные позитивные преобразования в системе с учетом динамичной внешней и внутренней среды в целях повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятия на рынке.
Теоретическая значимость заключается в развитии теоретико-методических положений формирования и внедрения системы контроллинга в торговлев методическом обеспечении процессов оценки эффективности системы контроллинга предприятий торговлив систематизации и развитии концептуальных положений совершенствования системы контроллинга, направленных на достижение эффективного развития торгового предприятия и отрасли в целом.
Практическая значимость состоит в доведении результатов исследования до методических рекомендаций, готовых к использованию в управлении торговыми предприятиями. Разработанная модель внедрения системы контроллинга и методика оценки эффективности функционирования системы контроллинга предприятий торговли, рекомендации по модификации системы контроллинга могут быть использованы торговыми предприятиями при формировании своих конкурентных стратегий. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе в вузах для студентов экономических специальностей, а также в процессе обучения, повышения квалификации, переподготовки кадров работников торговых предприятий.
Апробация и практическая реализация результатов исследования.
Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях: «Финансы и экономика» ГОУ ВПО «Государственная полярная академия» (Санкт-Петербург, 2008 г.) — межвузовской научно-практической конференции «Региональные проблемы развития потребительского рынка» (Санкт-Петербург, 2008 г.) — научно-практической межвузовской конференции «Финансовые возможности регионов в условиях экономического кризиса» ГОУ ВПО «Государственная полярная академия» (Санкт-Петербург, 2009 г.) — интерактивной международной научнопрактической конференции «Предпринимательство в региональных экономиках» (Санкт-Петербург — Великий Новгород, 2009 г.) — научно-практической конференции «Финансовые возможности регионов в условиях экономического кризиса» ГОУ ВПО Государственная полярная академия (Санкт-Петербург, 2010 г.) — VIII всероссийской научно-практической конференции «Экономика и управление в сфере услуг: современное состояние и перспективы развития» ГОУ ВПО Государственный университет профсоюзов (Санкт-Петербург, 2011 г.) — международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы социально-экономического развития в условиях модернизации» (Саратов, 2011 г.).
Результаты исследования в течение ряда лет используются при разработке рабочих программ и в учебном процессе ГОУ ВПО «Государственная полярная академия» при подготовке студентов очной и заочной формы обучения по специальностям 80 105.65 «Финансы и кредит», 80 103.65 «Национальная и региональная экономика», 80 504.65 «Государственное и муниципальное управление», 80 507.65 «Менеджмент организации».
Подтверждением практической значимости и апробации результатов исследования служат акты о внедрении, полученные от предприятий торговли.
Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в 12 научных работах (общим объемом 4 п.л., авт. вклад 3 п.л.), включая 3 статьи в журналах, входящих в перечень научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК (авт. вклад 1,5 п.л.).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка библиографических источников (163 наименования), приложений. Общий объем работы составляет 171 страница машинописного текста, включая 16 таблиц, 18 рисунков и приложения.
Заключение
.
В результате проведенного диссертационного исследования автором получены следующие теоретические и методические разработки и сформулированы практические рекомендации по внедрению, оценки эффективности и совершенствованию системы контроллинга на торговых предприятиях:
1. В отличие от имеющихся трактовок, авторская учитывает все существующие концепции контроллинга, системный, процессный и ситуационный подходы к изучению контроллинга.
Контроллинг необходимо рассматривать как комплексную технологию управления, основанную на координации и интеграции усилий различных служб и подразделений, позволяющую получить релевантную информацию, касающуюся всех функциональных сфер деятельности предприятия, необходимую для принятия эффективных управленческих решений в целях достижения заданных результатов.
Продуманное применение системы контроллинга на практике позволит: обеспечить своевременную адаптацию предприятия к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней средыповысить эффективность управления предприятия в целом и управляемость его структурных подразделенийсократить время принятия управленческих решенийповысить эффективность его деятельности и конкурентоспособность на рынке.
В работе обобщены отечественные и зарубежные разработки в области классификации контроллинга, предложена авторская классификация видов контроллинга, основанная на следующих классификационных признаках: организационно-правовая форма, размер предприятия, виды измерений показателей, виды ресурсов производства, виды экономических процессов, организационная структура управления предприятием, виды деятельности, виды пользователей, уровень управления.
2. Выявлено, что особенности системы контроллинга в торговле, обусловлены спецификой отрасли: интеграционным характером торговлиразнородностью, сложностью структуры и разветвленностью торговой сетиспецифичностью торговойуслугиособенностями организационной структуры торговлибольшой трудоемкостью отраслиособенностью торгово-технологического процессаспецификой учета, анализа, планирования, контроляинтенсивным ростом применения ГГ-технологий в торговлеструктурой затратзависимостью отрасли от покупательной способности населениябольшой зависимостью результата от личностных психологических качеств работников и др.
С учетом отраслевых особенностей торговли, автор пришел к выводу, что система контроллинга в торговле — это целостная интегрированная система, которая оказывает постоянную информационно-аналитическую, методологическую, консультационную поддержку руководству на всех уровнях управления в процессе подготовки, принятия и исполнения управленческих решений, связанных с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям, путем координации усилий различных служб и информационных потоков.
Структура системы контроллинга включает в себя следующие взаимосвязанные составляющие: субъектную подсистему, объектную подсистему, методологию контроллинга, системы обеспечения, каждая из которых состоит из совокупности элементов.
В основу классификации системы контроллинга ТП положены следующие признаки: вид и специфика предприятия торговли, характер его основной и вспомогательной деятельности, месторасположение, стратегии, типы организационной культуры, степень интеграции предприятия в различные структуры.
Предложенные структура и классификация позволяют более обоснованно подходить к выбору направлений совершенствования системы контроллинга торговых предприятий.
Проведенные комплексные исследования особенностей систем контроллинга ТП позволяют определить некоторые общие черты, присущие всем системам контроллинга торговых предприятий: интегрированностьсистемностьнеоднородностьмногофункциональностьнезамкнутостьстремление к устойчивостинелинейностьконвергентностькогерентность.
3. Модель формирования системы контроллинга адаптированная к характерным факторам предприятия обеспечит достижение максимальной эффективности деятельности предприятия и конкурентоспособности. Алгоритм формирования эффективной системы контроллинга ТП включает следующие этапы: 1) определение требований к системе контроллинга и ее элементам, с учетом требований всех заинтересованных сторон- 2) выявление подходов к формированию системы контроллинга и выбор целесообразного из них- 3) разработка критериев выбора элементов системы контроллинга- 4) проверка целевых характеристик на соответствие критериям- 5) подготовка и принятие плана мероприятий по формированию СК- 6) реализация плана- 7) оценка реализации плана.
На построение системы контроллинга влияет ряд факторов, которые могут быть классифицированы на внешние, внутренние и специфические.
К основным принципам формирования системы контроллинга относятся общие принципы: принцип научности, законности, системности, целенаправленности, непрерывности, оптимальности, эффективности, единства управления, адаптивностиспециальные принципы: принцип движения и торможения, стратегического сознания, своевременности, актуальности, точности, объективности, ответственности, разграничения функций и полномочий, соответствия стратегическим целям предприятия, документирования.
В отличие от имеющихся исследований модель формирования системы контроллинга разработана применительно к предприятиям торговли.
4. Разработана модель внедрения системы контроллинга на торговых предприятиях, являющаяся инструментом модернизации системы управления, включающая в себя несколько этапов, фактическое число которых определяется индивидуально для каждого торгового предприятия. Отличительными особенностями данной модели являются ее адаптированность к условиям внешней и внутренней среды, учет наличия соответствующих ресурсов предприятия, его стратегических целей, организационной структуры, стиля руководства, установленных критериев и ограничений по внедрению СК.
Автор систематизировал основные подходы к внедрению системы контроллинга на предприятии и выявил, что к внедрению системы контроллинга на торговом предприятии может быть применен: подход пилотного проекта, подход параллельной адаптации, подход быстрой функциональной замены, подход поэтапного реформирования.
Процесс организации службы контроллинга является индивидуальным для каждого отдельного предприятия. В работе разработаны рекомендации по внедрению СК и организации службы контроллинга на предприятиях торговли с учетом их организационно-правовой формы и масштабов деятельности, которые позволят торговым предприятиям наиболее эффективно организовать систему контроллинга, повысить эффективность информационного взаимодействия всех служб предприятия, что обеспечит оперативность принимаемых адекватных решений и скорость реагирования на изменения рынка.
5. Методика комплексной оценки эффективности функционирования системы контроллинга на торговых предприятиях на основе модифицированной сбалансированной системы показателей представляет собой комплекс мероприятий: 1) анализ внешней и внутренней среды предприятия- 2) определение перспектив и их целей- 3) формирование стратегической карты- 4) разработка частных и обобщающих показателей эффективности в соответствии с каждой из перспектив и способов их оценки- 5) оценка показателей на основе интегральной балльно-рейтинговой оценки, где сумма полученных балльных оценок будет отражать степень достижения предприятием в отчетном периоде своих целей- 6) сравнение показателей и выявление отклонений.
В отличие от имеющихся разработок в этой области авторская методика оценки эффективности на основе ССП предполагает модификацию классических перспектив (финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, кадровый потенциал) в перспективы: финансы, клиенты, сотрудники, поставщики, качество товаров и услуг, техническое оснащение, государство, которые позволяют наиболее полно учитывать требования заинтересованных сторон, а также распознавать, стимулировать и реализовать все имеющиеся ресурсы для достижения конечных целей предприятия: рост конкурентоспособности, увеличение стоимости компании, повышение эффективности деятельности. Достоинством предложенной методики является ее универсальность и возможность применения в любом предприятии торговли.
Методика оценки эффективности функционирования СК, предложенная автором, позволяет скоординировать монетарные показатели с операционными измерителями таких сфер деятельности организации, как удовлетворенность заинтересованных лиц, построение партнерских отношений с поставщиками, использование инноваций, мероприятия по улучшению заданных результатов, снизить временные издержки, оптимизировать аналитическую работу.
6. Концепция совершенствования предполагает непрерывный процесс системной и комплексной трансформации элементов системы контроллинга и их взаимосвязей между собой, с внутренней и внешней средой в целях повышения эффективности функционирования, самоорганизации, самоуправления, самоконтроля СК, в соответствии с требованиями всех заинтересованных сторон. Ключевыми направлениями совершенствования системы контроллинга являются: преодоление сопротивления со стороны персонала, упрочнение позиций и дальнейшая адаптация системы контроллинга, мониторинг СК, бенчмаркинг, использование новых методов и инструментов контроллинга, реинжиниринг бизнес-процессов, аутсорсинг, тренинги и обучение.
В результате пошаговой реализации мероприятий по совершенствованию системы контроллинга (составление планов реализации мероприятий, поиск ресурсов, рассмотрение возможности замены существующей 1Т-платформы, на которой базируется система контроллинга, на новую, в соответствии со всеми изменениями, включение всех изменений в действующую систему контроллинга) предприятие получает новую усовершенствованную систему контроллинга, соответствующую всем предъявляемым к ней требованиям и адаптированную к внутренним и внешним изменениям среды ТП.
Отличительными особенностями данной концепции являются: учет требований, предъявляемых к современным системам контроллингаразработка направлений совершенствования, основанных на новых формах ведения бизнеса.
Список литературы
- Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон N Э81-ФЗ от 28.12.2009// Российская газета.— 2009.—№ 253.
- Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010−2015 годы и период до 2020 года Электронный ресурс. — Режим доступа -http://www.gosuslugi.ru
- ГОСТ Р 51 773 -2009 Национальный стандарт Российской Федерации Услуги торговли Классификация предприятий торговли Электронный ресурс. Режим доступа — http://www.basegarant.ru
- Абдикеев, Н.М. Реинжиниринг бизнес-процессов: учебник / H. М. Абдикеев, Т. П. Данько, C.B. Ильдеменов, А. Д. Кисилев. 2-изд., испр. — М.: Эксмо, 2007. — 592 с. — (Полный курс МВА)
- Авраменко, Т.Ю. Элементы системы контроллинга для малых промышленных предприятий/ Т.Ю. Авраменко// Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2007. — N 2. — С. 219 222.
- Айрапетов, А.Г. Теоретические аспекты функционирования предприятий на основе контроллинга/ А.Г. Айрапетов// Экономика и управление. 2007. — N 3. — С. 141−145.
- Андронова, А.К. Оперативный контроллинг: учебное пособие / А. К. Андронова, Е. Д. Печатнова М.: Дело и Сервис, 2006 — 160 с.
- Аналитические аспекты контроллинга: Учеб. пособие / M.JI. Слуцкин- С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. Каф. экон. анализа эффективности хоз. деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. — 114с.
- Аудит и контроллинг персонала организации: учебное пособие / под ред. П. Э. Шлендера М.: Вузовский учебник, 2006 — 223 с.
- Бабанова, Ф.Р. Совершенствование управления бизнес-процессами малых предприятий с использованием системы сбалансированных показателей / Ф. Р. Бабанова // Экономические науки. 2007. — N 11 (36). — С. 165−167.
- Бавдик, Т.П. Контроллинг в системе эффективного управления// Известия Иркутской государственной экономической академии. 2006. — № 3. — с. — 53 — 55.
- Багиев, Г. Л. Маркетинг взаимодействия: интеграция, координация, контроллинг и аудит: Учеб. пособие / С.-Петерб.гос.ун-т экономики и финансов. Каф. маркетинга. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. — 109с.
- Балановский, A.B. Исследование причинно-следственных связей в системе контроллинга: (на примере модели «затраты выпуск продукции -прибыль») /А.В.Балановский// Управленческий учет. — 2008. — N 3. — С. 58−70.
- Басовский, JT.E. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2002. Серия «Высшее Образование». 260 с.
- Башкатова, Ю. Роль контроллинга в процессе принятия управленческого решения / Ю. Башкатова// Власть. 2006. — N 12. — С. 30−32.
- Бибнев, М.В. Внедрение сбалансированной системы финансовых показателей как залог устойчивого развития предприятия / М. В. Бибнев // Экономика и производство. 2009. — N 1. — С. 33−36.
- Бланк, И.А. Финансовый менеджмент. Учебный курс / И. А. Бланк. -2-е изд., перераб. и доп. Киев: Эльга: Ника-Центр, 2007. — 656 с.
- Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. 7-е изд., доп. — М.: Ин-т новой экономики, 2008. — 1472 с.
- Бородушко, И.В. Стратегическое планирование и контроллинг / И. В. Бородушко, Э. К. Васильева М.- СПб.- Н. Новгород: Питер 2006 — 192 с.
- Браун, М.Г. Система сбалансированных показателей: на маршруте внедрения: пер. с англ. / М. Г. Браун. Альпина Бизнес Букс, 2005. — 224 с.
- Василенко, C.B. Основные проблемные вопросы внедрения системы сбалансированных показателей на российских предприятиях / С. В. Василенко // Экономические науки. 2008. — N 8 (45). — С. 220−222.
- Васильченко, Н.Г. Современная система управления предприятием: учебно-практическое пособие — М.: Интел-Синтез: Журн. Управление персоналом, 2003 319 с.
- Веснин, В.Р. Стратегическое управление: учеб. пособие / В. Р. Веснин. М.: Проспект, 2004. — 328 с.
- Виноградова, C.B., Маркина, Н.В., Юдникова, Е.С., Яненко, М. Б. Маркетинг торгового предприятия: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 205. — 525 с.
- Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник / О. С. Виханский. М.: Экономист, 2004. — 296 с.
- Внедрение сбалансированной системы показателей / Horvath&Partners- Пер. с нем. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 478 с.
- Внедрение сбалансированной системы показателей / Horvath&Partners, Академия контроллинга- 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006 — 477 с. — (Модели менеджмента ведущих корпораций).
- Воякова, О.И., Девяткина, О.В. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / под ред. Проф. О. И. Воякова и доц. О. В. Девяткина. М.: Инфра-М, 2007. — 601 с.
- Галиев, А.Н. Методическое обеспечение процесса построения системы контроллинга в холдинге / А. Н. Галлиев // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. — N 3. — С. 139−144.
- Гиляровская, JL Контроллинг как база обоснования и принятия управленческих решений / JI. Гиляровская, В. Белкин // Управление собственностью. 2002. — № 2. — С.31−37.
- Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Фин-пресс». 2003. — 275 с.
- Горлицкий, А.Ю. Внедрение системы контроллинга предприятия торговли на основе ERP-систем/ А. Ю. Горлицкий // Экономика и управление. 2008. — N 4 (36). — С. 70−74.
- Гусева, И. Проблемы становления и развития контроллинга в России// Проблемы теории и практики управления. — 2005. № 6. — с. — 80 — 84.
- Гусева, И.Б. Инструментальная база контроллинга / И. Б. Гусева // Контроллинг. 2007. — № 4 (24). — С. 15−19.
- Дайле, А. Практика контроллинга: пер. с нем. под ред. М. JI. Лукашевича, Е. Н. Тихоненковой — М.: Финансы и статистика, 2001 335 с.
- Данилов, И.П., Данилова, Т.В. Бенчмаркинг как основа создания конкурентоспособного предприятия М.: РИА «Стандарты и качество», 2005.-72 с.
- Долятовский, В.А. Исследование систем управления: производственно-практическое издание М.: Ростов — на — Дону: Map Т, 2004 — 255 с.
- Дубова, Д.И. Оценка эффективности деятельности предприятия на основе системы ключевых показателей / Д. И. Дубова// Управленческий учет. -2008.-№ 7.-с.-54−60.
- Дуброва, М. Роль и место контроллинга в системе управленческого учета / М. Дуброва// Предпринимательство. 2008. — № 4. — с. — 137 — 140.
- Егоров В.Ф. Организация торговли. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006−352 с.
- Ивашкевич, В.Б. Практикум по управленческому учету и контроллингу: учебное пособие — М.: Финансы и статистика, 2004 157 с.
- Исследование основных аспектов взаимодействия контроллинга и менеджмента: Препринт / M.JI. Слуцкин- С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. — 43с.
- Калянов, Г. Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов: Учебное пособие. -М.: Финансы и статистика, 2006 240 е.: ил.
- Кандалинцев, В.Г. Сбалансированное управление предприятием:
- Учебное пособие /В. Г. Кандалинцев. — М.: КноРус, 2006. -224 с.
- Каплан, Роберт С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон. — Пер. с англ. М. Павлова. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. — 304 с.
- Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей. М.: Олимп Бизнес Букс, 2005. 416 с.
- Карминский, A.M. Информационно-аналитическая составляющая бизнеса: методология и практика / A.M. Карминский. М.: Финансы и статистика, 2007. — 272 с.
- Карпин, А. Автоматизация разработки сбалансированной системы показателей (ССП) на предприятии /А. Карпин // Логистика и управление цепями поставок. 2007. — N 5 (22). — С. 75−80.
- Ключевые показатели эффективности: разработка, внедрение и применение решающих показателей: пер. с англ. / Дэвид Парментер. М.: Олимп-Бизнес, 2008. — XXIV, 358 с.
- Ковалева, В. Д. Инструментарий контроллинга в управлении финансовыми ресурсами предприятия// Экономический анализ теория и практика. 2006. — № 18. — с. — 20 — 25.
- Козлов, A.C., Проектирование и исследование бизнес-процессов. — 2-е изд. перераб. и доп. М.: Флинта: МПСИ, 2006. — 272 с.
- Контроллинг: Учеб. пособие / С. Н. Петренко. Киев: Эльга: Ника-Центр, 2004. — 327с.
- Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / A.M. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько. — 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 2003. — 256 с.
- Контроллинг в коммерческих банках: учеб. пособие / И. В. Ванюхина — Федер. агентство по образованию, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, Каф. банк. дела. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. — 91 с.
- Контроллинг и управленческий учет: Учеб. пособие / С.-Петерб.гос.ун-т экономики и финансов. Высш. экон. шк. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. -145с.
- Контроллинг как инструмент управления предприятием: научное издание / ред. Н. Г. Данилочкина М.: Аудит: ЮНИТИ, 1998 — 279 с.
- Контроллинг как инструмент управления предприятием: / ред. E.JI. Ананькина, Н. Г. Данилочкина, C.B. Данилочкин М.: ЮНИТИ, 2002 — 279 с.
- Контроллинг как система повышения эффективности управления промышленным предприятием / M.JI. Слуцкин- М-во образования и науки Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. — 259с.
- Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование / Horvath&Partners- Пер. с нем. — 3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 269 с.
- Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е. А. Ананькина, C.B. Данилочкин, Н. Г. Данилочкина и др.- Под ред. Н. Г. Данилочкиной. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 279 с.
- Контроллинг: учебник / A.M. Карминский, С. Г. Фалько, A.A. Жевага, Н.Ю. Иванова- под ред. A.M. Карминского, С. Г. Фалько. М.: Финансы и статистика, 2006. — 336 с.
- Коптелов, А.К. Внедрение системы контроллинга бизнес-процессов сиспользованием ARIS PROCESS PERFOMANCE MANAGER (PPM) / A.K. Коптелов// Менеджмент сегодня. 2008. — № 3 (43). — с. — 146 — 153.
- Королева, Л.П. Оценка эффективности контроллинга// Управленческий учет. 2007. — № 1. — с. — 35 — 46.
- Котельников, В.Ю. Стратегическое управление. Принципиально новые подходы для эпохи быстрых перемен / В. Ю. Котельников. М.: Эксмо, 2007. — 96 с.
- Коупленд, Т. Стоимость компаний: оценка и управление / Т. Коупленд, Г. Колер, Д. Мурин. М.: Олимп-Бизнес, 2005. — 70 с.
- Кудинов, A.A. Контроллинг как инструмент стратегической навигации / A.A. Кудинов, Э. У. Телерман // Контроллинг. 2005. — № 4 (16).-С. 34−42.
- Лазарева, Е.Г. Balanced Scorecard как инструмент стратегического контроллинга// Финансовый менеджмент. 2005. — № 6. — с. — 37 — 46.
- Литвак, Б.Г. Экспертные технологии в управлении / Б. Г. Литвак.2.е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2004. — 400 с.
- Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления: Пер. с нем. Ю. Г. Жукова и С. Н. Зайцева / Э. Майер- Под. ред. С. А. Николаевой. -М.: Финансы и статистика, 1993. 96 с.
- Малышева, Л.А. Изменяя, управляй: контроллинг как технология управления изменениями /Л.А. Малышева // Российское предпринимательство. -2001. -№ 9.-С. 71−78.
- Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих: Пер. с нем. Ю. Г. Жукова / Под ред. В. Б. Ивашкевича. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1995. — 304 с.
- Математические методы в экономике: учеб. пособие / Л. Э. Хазанова.3.е изд., стер. М.: Волтерс Клувер, 2005. — VI, 132с.
- Методология контроллинга и практика управления крупным промышленным предприятием: Учеб. пособие / O.A. Дедов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 248 с.
- Механизм управления эффективностью деятельности предприятий торгового бизнеса: монография / А. Н. Чаплина и др.- Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. Красноярск, 2005. — 439 с.
- Муратов, A.C. Контроллинг затрат на предприятии /A.C. Муратов, Л. Н. Муратова. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. — 124 с.
- Натаров, М.В. Контроллинг и управленческий учет: Учеб. пособие / С.-Петерб.гос.ун-т экономики и финансов. Высш.экон.шк. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.- 145с.
- Нивен, П.Р. Система сбалансированных показателей: Шаг за шагом: Максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов: пер. с англ. / П. Р. Нивен Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003 — 314 с.
- Нивен, П.Р. Диагностика системы сбалансированных показателей: поддерживая максимальную эффективность / П.Р. Нивен- пер. с англ. В. О. Шагаян- Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2006 — 251 с.
- Николаев, И.Г. Методические подходы к разработке и реализации стратегий развития в розничной торговле / И. Г. Николаев // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. — N 3. — С. 100−106.
- Одегов, Ю.Г. Аудит и контроллинг персонала: Учебное пособие., М.: Экзамен, 2002 — 447 с.
- Окороков, В.Р. Введение в теорию контроллинга / В. Р. Окороков, A.A. Ветров, Ю. А. Соколов. СПб.: СПбГТУ, 2000. — 249 с.
- Ольве, Нильс — Горан. Система сбалансированных показателей: практическое руководство по использованию / Нильс Горан Ольве, Жан Рой, Магнус Ветер -М.: СПб.- Киев: Диалектика, 2006 — 303 с.
- Ореховский, П.А. Контроллинг: учебное пособие. / П. А. Ореховский, 2000−187 с.
- Орлов, А.И. Принятие решений. Теория и методы разработки управленческих решений / А. И. Орлов.— М.: МарТ, 2005. 496 с.
- Оценка персонала. Критика теории и практики применения системы сбалансированных показателей / В. Е. Хруцкий, Р. А. Толмачев. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 213 с.
- Павлова, А.М. Контроллинг производства : учеб. пособие /А.М. Павлова- под ред. Ю.П. Анискина- М-во образования Рос. Федерации, Моск. гос. ин-т электрон, техники (техн. ун-т). М.: МИЭТ, 2001.- 80 с.
- Петренко, С.Н. Контроллинг: учебное пособие /С.Н. Петренко. — Киев: Эльга: Ника Центр, 2004. 327 с. ил., табл.
- Петров, Ю.А. Комплексная автоматизация управления предприятием / Ю. А. Петров, E.JI. Шлимович, Ю. В. Ирюпин М.: Финансы и статистика, 2001 — 159 с.
- Пич Г., Шерм Э. Уточнение содержания контроллинга как функции управления и его поддержки//Проблемы теории и практики управления.-2001 г.-№ 3.-с 102−107
- Планирование и контроллинг: учеб. По специальности «Менеджмент орг.» / Ю. П. Анискин, А. М. Павлова. — 3-е изд. — М.: Издательство «Омега-Л», 2007. 280 с.
- Попова, Л.В. Современный управленческий анализ: Теория и практика контроллинга: учебное пособие. / Л. В. Попова, Т. А. Головина, И. А. Маслова М.: Дело и Сервис, 2006 — 268 с.
- Попов, Д.Е. Эволюция показателей стратегического контроллинга /Д.Е. Попов, O.A. Романова. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2002.-35 с.
- Попченко, Е.Л., Ермасова, Н.Б. Бизнес-контроллинг. М.: Издательство «Альфа-пресс», 2006. — 288 с.
- Прайснер Андреас, Система сбалансированных показателей вмаркетинге и сбыте: планирование и контроль на базе ключевых показателей эффективности — М.: Изд. дом Гребенникова, 2007 — 303 с.
- Просветов, Г. И. Контроллинг: задачи и решения: учебно-практическое пособие. М.: Издательство «Альфа — Пересе», 2010. — 320 с.
- Процессный подход в стандартах ИСО серии 9000 и на практике / кол. авт. под общей ред. Герасимовой Г. Е. — М.: ООО «НТК «Трек», 2006. 168 е., ил.
- Рамперсад, X. Универсальная система показателей: как достигнуть результатов, сохраняя целостность: пер. с англ. 3-е изд. / X. Рамперсад. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 352 с.
- Райзберг, Б.А., Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е. Б. Современный экономический словарь.-5-e изд, перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006.
- Разработка сбалансированной системы показателей: практ. рук. с примерами / под ред. А. М. Гершуна, Ю. С. Нефедьевой. Изд. 2-е, расш. — М.: Олимп-Бизнес, 2005. — 123 с.
- Расторгуев, А.Г. Штурманы бизнеса: эволюция концептуального подхода к контроллингу и роль контроллинга в управлении предприятиями малого и среднего бизнеса / А.Г. Расторгуев// Российское предпринимательство. — 2007. № 1. — с. 84 — 87.
- Рейдер, Р. Бенчмаркинг как инструмент определения стратегии и повышения прибыли /Пер. с англ. А. Л. Раскина: под науч. ред. Т. В. Даниловой. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2007. — 248 с.
- Репин, В.В., Елиферов, В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. 5-е изд. — М.:РИА «Стандарты и качество», 2007 — 408 е., ил. — (Серия «Практический менеджмент»)
- Робсон, М., Уллах, Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов: Практическое руководство / пер. с англ. под ред. Н. Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2003.-222 с.
- Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление / под ред. A.A. Есютина, Е. В. Карповой.- 2-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2008.- 424 с.
- Романова, М. Контроллинг как средство стратегического управления предприятием / М. Романова// Проблемы теории и практики управления. — 2008. № 4. — с. — 80 — 85.
- Розанов, Р.В. Контроллинг как конкурентное преимущество / Р.В. Розанов// Современная конкуренция. 2007. — N 6 (6). — С. 102−110.
- Румянцева, Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2010.
- Сацук, Т.П. Контроллинг в управлении организациями торговли. Инструментарий контроллинга управления финансами. М.: Изд. дом «Финансы и кредит», 2008. — 136 с.
- Сацук, Т.П. Контроллинг как система информационного обслуживания торговой организации/ Т.П. Сацук// Проблемы современной экономики. -2007.-N2(22).-С. 109−113.
- Сацук, Т.П. Формирование структуры контроллинга торговой организации /Т.П. Сацук// Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2008. — N 1 (53). — С. 45−55.
- Сбалансированная система показателей в маркетинге и сбыте: планирование и контроль на базе ключ, показателей эффективности / Андреас Прайснер — пер. с нем. Коцюба Наталья, Крысанова Майя. М.: [Гребенников], 2009. — 303 с.
- Сбалансированная система показателей: руководство по внедрению / Хервиг Р. Фридаг, Вальтер Шмидт- пер. с нем. М. Рёш. М.: Омега-JI, 2006. 267 с.
- Система сбалансированных показателей в снабжении: успех с помощью показателей / Коринна Энгельхарт — пер. с нем. под ред. Н. Ф. Титюхина. М.: КИА центр, 2007. — 127 с.
- Скляр, E.H. Теоретические основы формирования интегрированного контроллинга на промышленном предприятии// Менеджмент в России и за рубежом. 2005. — № 2. — с. 9 -15.
- Слуцкин, M.JI. Инструменты оперативного контроллинга// Аудитор. — 2004.-№ 3.-с. 23−29.
- Слуцкин, M.JI. Теоретические основы контроллинга//Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2005. — N 1. — С. 73−85.
- Сорокина, М.В. Менеджмент в торговле: Учебное пособие. СПб.: Бизнес-Пресса, 2008. 480 с.
- Стратегическое единство: создание синергии орг. с помощью сбалансированной системы показателей: пер. с англ. / Роберт Каплан, Дейвид Нортон. М. [и др.]: Вильяме, 2006. — 371 с.
- Стратегическое планирование на основе сбалансированной системы показателей: стратег, контроль: практ. рекомендации / В. Н. Слиньков. Киев: Дакор: КНТ, 2008. — 382 с.
- Толкачева, Е.В. Стратегический контроллинг в системе управления предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — N 4. — С. 109 117.
- Уляшева, Ж. Контроллинг в компании: методические проблемы / Ж. Уляшева// Проблемы теории и практики управления. — 2008. № 8. — с. — 67 -72.
- Уткин, Э.А. Контроллинг: российская практика / Э. А. Уткин, И. В. Мырынюк М.: Финансы и статистика, 1999 — 271 с.
- Фалько, С.Г. Контроллинг для руководителя. — М.: Институт Контроллинга, 2006. 196 с.
- Фалько, С.Г. Контроллинг для руководителей и специалистов. — М.: Финансы и статистика, 2008. 272 с.
- Фалько, С.Г., Носов, В.М., Контроллинг на предприятии. М.: Знание России, 1995. — 80 с.
- Фалько, С.Г., Рассел Кейт А., Левин, Л. Ф. Контроллинг: национальные особенности российский и американский опыт. Контроллинг. // Технология управления, № 2, 2003.
- Фольмут, Х.Й. Инструменты контроллинга. Пер. с нем. Н. Н. t
- Максимовой. — М.: изд. «Омега-Л», 2007. — 127 с.
- Фомин, В.П. Анализ сбалансированности показателей развития организации в структурном и временном аспектах / В. П. Фомин, Н. А. Игошина// Экономический анализ: теория и практика. 2009. — N 7 (136). — С. 25−31.
- Фуфыгина, М.Н. Факторы, влияющие на формирование системы контроллинга на предприятии/ М. Н. Фуфыгина // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. — N 3. — С. 11−22.
- Хаммер, М. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе / Майкл Хаммер, Т. Джеймс Чампи- пер. с англ. Ю. Е. Корнилович. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006 287 с.
- Хан, Д., Хунгенберг, X. ПиК. Стоимостно- ориентированные концепции контроллинга: Пер. с нем. / Под ред. Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича и др. М.: Финансы и статистика, 2005. — 928 с.
- Хан, Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем. / Под. ред. и с предисл. A.A. Турчака, Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича.- М.: Финансы и статистика, 1997. — 800 с.
- Хмельницкий, В.А. Внутрихозяйственный контроль как функция управления и элемент системы контроллинга// Экономический анализ: теория и практика. 2006. — № 5. — с. — 38 — 42.
- Чупалов, И.В. Контроллинг: основные концепции и перспективы развития в России/ И.В. Чупалов// Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2007. — N 4 (52). — С. 152−156.
- Шигаев, А.И. Контроллинга стратегии развития предприятия. — М.: Юнити-Дана, 2008. 352 с.
- Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник/ под общ. ред. А. Н. Соломатина. 2 изд-е. — М.: ИНФРА-М, 2003.- 292 с.
- Экономико-математическое моделирование: Учеб. пособие / В. Е. Лихтенштейн, В.И. Павлов- Рос. гос. г уманитар. ун-т, Ин-т экономики иправа. Фак. упр. Каф. информ.-вычисл. систем. М.: Приор, 2001. — 448с.
- Экономико-математическое моделирование: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Мат. методы в экономике» и др. экон. специальностям / Е. С. Кундышева — под науч. ред. Б. А. Суслакова. М.: Дашков, 2007. — 423 с.
- Энгельхарт, Коринна. Система сбалансированных показателей в снабжении: успех с помощью показателей / Коринна Энгельхарт- пер. с нем. под ред. Н. Ф. Титюхина. М.: КИА центр, 2007. — 127 с.
- Юдина, JI.H. Управленческий учет и контроллинг// Финансовый менеджмент. 2005. — № 1. — с. 81 — 87.
- Юсупова, С. Контроллинг на российских предприятиях / С. Юсупова // Предпринимательство. 2008. — N 1. — С. 124−126.
- Якупова, Н.М. Модель контроллинга рисков в системе стратегического управления предприятием / Н. М. Якупова, З.И. Магомедова// Экономические науки. 2008. — № 5 (42). — с. — 317 — 322.
- Adam, Dietrich. Investitionscontrolling / Von Dietrich Adam. 3., vollig neu bearb. u. wesentlich erw. Aufl. — Munchen- Wien: Oldenbourg, 2000. — XIV, 596S.
- Balanced Scorecard umsetzen / Hrsg.: Horvath & Partner. 2., uberarb. Aufl. — Stuttgart: Schaffer-Poeschel, 2001. — XVII, 443S.
- Ehrmann, Harald. Marketing-Controlling. 2., uberarb.u.erw.Aufl. -Ludwigshafen.: Kiehl, [1995]. — 344S.: III. — (Modernes Marketing fur Studium Praxis / Hrsg.: Hans Christian Weis).
- Eilhauer, Hans-Dieter. F&E-Controlling: Grundlagen-Methoden-Umsetzung / Hans-Dieter Eilhauer. Wiesbaden: Gabler, 1993. — VIII, 144 S.
- James O’Toole. Leading Change: The Argument for Values-Based1.adership, Jossey-Bass, 2004.- 304S.
- Horvath, Peter. Controlling umsetzen: Fallstudien, Losungen und Basiswissen / Peter Horvath, Ronald Gleich, Dietmar Voggenreiter. 3., uberarb. u. erw. Aufl. — Stuttgart: Schaffer-Poeschel, 2001. — VIII, 259S.
- Horvath, Peter. Controlling / Von Peter Horvath. 8., vollst, uberarb. Aufl. -Munchen: Vahlen, 2002. — XVIII, 93IS.: III. — (Vahlens Handbucher der Wirtschafts- und Sozialwissenschaften).
- Kaplan, Robert S. Balanced Scorecard: Strategien erfolgreich umsetzen / Robert S. Kaplan, David P. Norton- Aus dem Amer. von Peter Horvath et al. -Stuttgart: Schaffer-Poeschel, 1997. XXIV, 309S.: III. — (Handelsblatt: Wirtschafts- und Finanzzeitung).
- Kupper, Hans-Ulrich. Controlling: Konzeption, Aufgaben u. Instrumente / Hans-Ulrich Kupper. 3., uberab. u. erw. Aufl. — Stuttgart: Schaffer-Poeschel, 2001. — XVIII, 559S.: III. — (Controlling — Konzepte).
- Olve, Nils-Goran. The Balanced Scorecard / Nils-Goran Olve a. Anna Sjostrand. Oxford: Capstone, 2002. — VI, 114p.: ill. — (ExpressExec. Strategy — 03.08).
- Schweiger, Michael. Immobilienmanagement. Best practice: Steuerung von Konzernimmobilienges. mit wertorientierten Balanced Scorecards / Michael Schweiger. Sternenfels.: Wissenschaft & Praxis, [2007]. — XXXIV, 443 S.
- Weber, Jurgen. Einfuhrung in das Controlling / Jurgen Weber. 8., aktualisierte u. erw. Aufl. — Stuttgart: Schaffer-Poeschel, 1999. — XV, 440S.: III. -(Sammlung Poeschel- 133).
- Vikas, Kurt. Neue Konzepte fur das Kostenmanagement:
- Утверждаю Генеральный директор ООО «Форвард»
- ПОЛОЖЕНИЕ о службе контроллинга ООО «Форвард"1. Общие положения
- Служба контроллинга является структурным подразделенией финансового отдела ООО «Форвард» (Общество).
- Служба контроллинга создается и ликвидируется приказом генерального директора ООО «Форвард».
- Служба контроллинга подчиняется непосредственно начальнику финансового отдела.
- Начальник службы контроллинга назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора по предоставлению начальника финансового отдела.
- В своей деятельности служба контроллинга руководствуется действующим законодательством и постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом Общества, установленными в Обществе правилами, настоящим Положением, приказами и указаниями руководства.
- Положение о службе контроллинга разрабатывается начальником службы контроллинга, согласовывается с руководителем финансового отдела и утверждается генеральным директором Общества.
- Служба контроллинга в пределах своей компетенции имеет право действовать от имени Общества и представлять его интересы.2. Задачи:
- Информационно-аналитическая поддержка руководства Общества и его структурных подразделений с целью подготовки, принятия и исполнения управленческих решений.
- Организация и методическая поддержка системы учета затрат по предприятию в целом, его структурным подразделениям.
- Организация координация и методическая поддержка планирования и бюджетирования по предприятию в целом, его структурным подразделениям.
- Разработка стратегии предприятия с целью адаптации его хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внутренним и внешним экономическим условиям.
- Проведение комплексного экономического анализа всех видов деятельности предприятия.
- Контроль процессов планирования и учета затрат на предприятии.
- Координировать в рамках принятой стратегии частные цели и планы структурных подразделений
- Регулярное предоставление утвержденного перечня информации руководству предприятия и руководителям его структурных подразделений, а также предоставление информации по запросу.3. Функции
- Разработка систем и поддержка процессов планирования и контроля деятельности предприятия.
- Организация сбора, измерения, анализа и интерпретации и плановых и отчетных данных, а также внешней и внутренней информации, связанной с видами деятельности предприятия.
- Выделение центров ответственности и ответственных лиц.
- Разработка и расчет показателей эффективности предприятия и его структурных подразделений.
- Контроль отклонений целевых показателей эффективности деятельности предприятия и его структурных подразделений.
- Диагностика причин отклонений выполнения планов структурными подразделениями и снижения эффективности деятельности предприятия.
- Разработка и совершенствование информационных систем для руководства предприятия и руководителей его структурных подразделений.
- Разработка компьютерных форм предоставления плановых отчетных документов, требований к их содержанию и периодичности представления.
- Подготовка рекомендаций для принятия управленческих решений по обеспечению достижения стратегических и оперативных целей предприятия и его структурных подразделений.4. Права
- Получать информацию от руководителей и сотрудников подразделений предприятия, необходимую для выполнения своих должностных обязанностей.
- Давать структурным подразделениям указания по поводу методик планирования, учета затрат, анализа.
- Запрашивать от структурных подразделений предприятия необходимую информацию.
- Требовать своевременного и достаточного технического оснащения предприятия, необходимого для достижения целей.
- Устанавливать сроки выполнения и необходимые объемы проведения планово-контрольных расчетов.
- Давать рекомендации руководству предприятия по изменению системы контроля и планирования.
- Осуществлять связь с другими предприятиями по вопросам, входящим в компетенцию службы контроллинга.5. Ответственность
- За надлежащее и своевременное выполнение задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
- Правильность применения методов, методик, инструментов, позволяющих получать достоверную и объективную информацию об эффективности деятельности предприятия и его структурных подразделений.
- Разглашение конфиденциальной информации.
- Степень ответственности других сотрудников службы контроллинга устанавливается должностными инструкциями.
- Комплексная оценка эффективности функционирования системы контроллинга на основе сбалансированной системы показателей1. Расчеты в таблице 3.3.2.
- Расчеты показателей в перспективе «Финансы»:1. коэффициент текущей ликвидности (покрытия)1. Кп= Текущие активы
- Текущие обязательства (краткосрочные)-2. Рентабельность активов1. Чистая прибыль1. Р= Величина активов -3. Рентабельность продаж1. Прибыль от продаж1. Р— Выручка —
- Критерии оценки экспертного опроса выглядят следующим образом: — от 0 до 30 баллов — плохо-- от 30 до 50 баллов удовлетворительно-- от 50 до 75 баллов хорошо-- от 75 до 100 баллов отлично.