Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование механизма управления таможенной системой Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. В условиях развития рыночных отношений, методы и принципы управления экономикой страны и ее отраслями, характерные для планового хозяйства, претерпели коренные изменения. Ранее существовавшая система планового управления ВЭД была упразднена в связи с преобразованиями социально-экономических отношений в стране. Эти изменения имеют и свои последствия, заключающиеся в развитии… Читать ещё >

Содержание

  • Г л, а в, а I. ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • /' 1.1. Задачи и принципы включения РФ в систему мирохозяйственных связей
    • 1. 2. внешнеэкономическая стратегия государства и меры по ее реализации
    • 1. 3. Участие таможенной службы в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности
  • Глава II. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 2. 1. Организация управления таможенной системой российской федерации
    • 2. 2. Кадровый потенциал — основа динамичного развития таможенной системы

    Г л, а в, а Ш. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМОЙ. v 3.1. Особенности функционирования экономического механизма таможенной системы. l 3.2. управление основными стоимостными элементами экономического механизма таможенной системы.

    3.3 совершенствование механизма социальной защиты работников таможенной системы.

    ВЫВОД Ы.

Совершенствование механизма управления таможенной системой Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях развития рыночных отношений, методы и принципы управления экономикой страны и ее отраслями, характерные для планового хозяйства, претерпели коренные изменения. Ранее существовавшая система планового управления ВЭД была упразднена в связи с преобразованиями социально-экономических отношений в стране. Эти изменения имеют и свои последствия, заключающиеся в развитии деградационных процессов в экономике, спаде промышленного и сельскохозяйственного производства, снижении конкурентоспособности промышленной продукции. В этих условиях Россия становится основным поставщиком сырья для высокоразвитых стран. Анализ внешнеэкономической деятельности показывает, что до сих пор в стране не создана серьезная предпринимательская среда. Многие участники ВЭД, с одной стороны, не имеют достаточного опыта и уровня знаний, а с другой стороны, они преследуют свои особые цели, которые не всегда совпадают с интересами государства в области экономической безопасности страны. И здесь всё более настоятельной становится потребность в регулирующей роли государства, усилении его контрольных функций. Этими проблемами должны заниматься Министерство экономики России, Государственный таможенный комитет, Министерство внешнеэкономической деятельности. Возникла необходимость определения места таможенной службы в системе управления ВЭД, ее взаимодействия с другими государственными структурами и субъектами ВЭД в этом процессе.

В настоящее время происходит формирование таможенной службы, в условиях нестабильного экономического развития страны. Оно протекает весьма болезненно еще и потому, что отсутствует необходимое, адаптированное к международным нормам его научно-методическое, правовое и информационное обеспечение. Наблюдается нехватка высококвалифицированных специалистов таможенного дела и управленческих кадров. Экономический механизм управления таможенной системой недостаточно эффективен и нуждается в совершенствовании. Всё вышесказанное определяет актуальность данного исследования.

Степень разработанности проблем. В России до настоящего времени не было научных разработок, посвященных проблемам становления и формирования таможенной системы в период перехода к рыночной экономике. Отдельные вопросы, связанные с этой проблематикой, освещаются в работах российских и зарубежных исследователей. Особо следует отметить ученых, как И. И. Дюмулен, М. В. Кокорев, И. П. Фаминский и др., которые внесли определенный вклад в разработку управленческих, экономических, правовых и социальных аспектов таможенной деятельности, способствовали формированию организационно-экономического механизма управления таможенными органами.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является разработка теоретико-методологических и организационно-экономических основ формирования механизма управления таможенной системой с целью повышения его эффективности и создания необходимых условий для реализации внешнеэкономической политики государства, направленной на стабилизацию и возрождение экономики России.

Цель и логика исследований обусловили необходимость постановки и решения следующих задач:

— научного обоснования необходимости государственного управления таможенной системой и включение её в сферу управления внешнеэкономической деятельностью;

— научного обоснования рациональной организационной структуры управления таможенными органами;

— исследование тенденций изменения кадрового потенциала и разработки концептуальных основ кадровой политики таможенной системы;

— анализ особенностей функционирования экономического механизма таможенной системы;

— разработка конкретных предложений по совершенствованию экономического механизма таможенной системы в условиях расширяющихся внешнеэкономических связей России с целью повышения эффективности её функционирования;

— исследование проблем формирования целевого бюджетного фонда таможенной системы, как основного финансового источника содержания и развития таможенной системы.

Объектом исследования является управленческая и экономическая деятельность таможенных органов в условиях активного включения России в систему мирохозяйственных связей.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых экономистов, в которых освещаются вопросы теории и практики управления внешнеэкономической деятельности, Российское и зарубежное законодательство о таможенной системе и ВЭД, Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ по данным проблемам.

При проведении исследования была использована система методов: диалектического познания, логического и структурно-функционального анализа, экономического анализа и синтеза, нормативный, статистических группировок, программно-целевой.

В работе использованы методические материалы и статистические данные Минэкономики РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Министерства Внешнеэкономических связей РФ, Госкомстата РФ, Всемирной таможенной организации.

Научная новизна исследования заключается в разработке теоретических основ государственного регулирования ВЭД, его целей и задач и взаимодействия с системой рыночного саморегулирования, в обосновании места и роли таможенной системы в регулировании ВЭД, в совершенствовании организационной структуры управления таможенными органами, в разработке методологических основ экономического механизма таможенной системы.

Диссертантом разработаны конкретные предложения по усовершенствованию механизма управления товарами, обращенными в Федеральную собственностьэкономически обоснована необходимость изменения системы взаиморасчетов между таможенными органами и бюджетом.

Наиболее существенные научные результаты исследования, полученные лично автором и выдвигаемые на защиту, состоят в следующем:

— теоретически обоснованна необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, в условиях перехода России к рынку;

— раскрыта роль таможенной системы в регулировании ВЭД;

— разработаны основополагающие принципы определения рациональной структуры таможенных органов;

— теоретически обоснована необходимость внедрения системы прогнозирования, а также оценки деятельности как таможенной системы в целом, так её организационных структур (региональных таможенных управлений, таможен) с использованием единой системы показателей, дифференцированных в зависимости от вида таможен (пограничная, внутренняя), от регионов действия, от преобладающих видов таможенных режимов, от номенклатуры товарных потоков, от объема товарооборота, от способов транспортировки грузов и др.;

— разработана система управления товарами, обращенными в федеральную собственность, предполагающая организационно-экономическое взаимодействие таможен, региональных управлений и ГТК России в области маркетинговых исследований, внедрения фундаментальных положений логистики, рациональных способов перемещения конфискатов, формирования цен на них и их реализации, справедливого распределения доходов от конфискатов;

— обоснована ставка сборов за таможенное оформление как затратной составляющей цены услуги, предоставляемой таможенной системой участникам ВЭД за качественную организацию перемещения товаров через границу Российской Федерации по правилам, определенным государством;

— предложены направления более эффективного и широкого использования данных таможенной статистики о внешней торговле России, которые позволят российским участникам ВЭД более грамотно и результативно осуществлять внешнеэкономическую деятельность;

— обоснована экономическая целесообразность создания таможенной банковской системы (акционерный банк «Таможня» с филиалами в регионах) с целью обеспечения оперативного контроля, учета и более быстрого поступления платежей в доход федерального бюджета.

Совокупность разработанных в диссертации предложений представляет собой целостную концепцию, направленную на развитие механизма управления таможенной системой.

Апробация и реализация результатов исследования. Предложения и рекомендации по вопросам совершенствования механизма управления таможенной системой легли в основу разработанных лично автором нормативных документов:

— положение «О Фонде развития таможенной системы Российской Федерации» от 28 февраля 1994 г.

— положение «О размерах окладов за персональные звания, доплаты за выслугу лет работникам таможенной службы Российской Федерации».

Утверждено постановлением Правительства от11 января 1993 г.;

— положение «О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации». Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 1993 г.;

— положение «О дополнительных мерах по улучшению работы таможенных органов с товарами, обращенными в Федеральную собственность и взыскание штрафов». Приказ Государственного таможенного комитета Российской федерации от 11.04.1996 г.;

— положение «О финансировании таможенной системы Российской Федерации». Утверждено Минфином РФ и ГТК РФ от 24.04.1994 г.

Кроме того, автор принимал активное участие в разработке положений «О структуре Региональных специализированных таможенных управлений». Утверждено приказами ГТК от 12.11.1996 г. № 689, № 687.

Основные выводы и предложения автора были частично учтены при подготовке рекомендации научно-практической конференции «Экономическая безопасность страны: таможенные методы и средства её обеспечения» М., 1995, Международной научно-практической конференции «Регулирование внешнеэкономической деятельности» М., 1996.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 4 работы общим объемом 1,4 п.л. (список приводится в конце автореферата).

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, кратких выводов и предложений, списка используемой литературы.

ВЫВОДЫ.

По результатам исследования были сделаны следующие выводы:

1. Теоретически обоснована необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. При этом, оно (регулирование) должно опираться на долгосрочные прогнозы или индикативные планы развития ВЭД, ориентированные на реализацию долгосрочной экономической стратегии государства, и краткосрочные прогнозы, учитывающие складывающуюся в стране социально-экономическую ситуацию и конъюнктуру мирового рынка.

2. Организация государственного регулирования ВЭД, как считает автор, предполагает разграничение компетенции федерации и субъектов федерации, определение предметов совместного ведения, координации их деятельности, а также описание прав и функций субъектов исполнительной власти в области ВЭД — Президента, Правительства, а также министерств и ведомств, на которые возложены обязанности непосредственной координации и регулирования ВЭД.

3. Таможенная система является не только субъектом управления ВЭД, но и одновременно объектом государственного управления и в определенной степени саморегулирующейся системой. Она является государственной структурой, а следовательно основные параметры, показатели ее деятельности должны определяться государством. Вместе с тем, ее деятельность в значительной степени зависит от состояния национальной экономики и конъюнктуры мирового рынка, которые оказывают решающее влияние на развитие ВЭД. Следовательно, таможенная служба должна функционировать на основе планово-рыночных начал, мобилизации и использовании внутренних ресурсов.

4. Разработаны методологические подходы к определению оптимальной организационной структуры управления таможенными органами. В основу положены следующие принципы:

— делегирование полномочий высшего звена управления низшему, что исключает дублирование выполняемых функций на различных иерархических уровнях управления;

— соподчиненности или автономности;

— прямых и обратных связей между иерархическими структурами;

— полного взаимодействия между структурными подразделениями, специализирующихся на выполнении конкретных обязанностей с установлением международных устойчивых информационных связей;

— активное примечание новых информационных технологий и технических средств таможенного контроля;

— необходимость успешного выполнения функций, закрепленных за организационными структурами.

5. Разработана, экономически обоснована система требований к специалистам, занимающим государственные должности в таможенных органах. Раскрыто их сущностное содержание.

6. С целью подготовки специалистов с высшем образованием с углубленными экономическими и правовыми знаниями целесообразно ввести на экономическом факультете РТА специализацию «Экономика и право» .

7. Впервые дана компетентная оценка и раскрыто существенное содержание экономического механизма таможенной системы. Экономический механизм, как считает автор, представляет собой совокупность отдельных элементов, нацеленных на выполнение таможенных функций. К этим элементам, в первую очередь, относятся:

— планирование и прогнозирование таможенной деятельности;

— управление финансовыми ресурсами;

— управление денежно-кредитными средствами;

— экономическое стимулирование и управление трудовыми процессами;

— управление материально-техническим обеспечением;

— управление процессом реализации товаров, обращенных в федеральную собственность;

— учет, контроль и анализ в таможенной системе;

— информационное обеспечение таможенных процессов и потребность государства в таможенной информации.

8. Раскрыто экономическое содержание Фонда таможенной системы. По мнению автора, Фонд развития таможенной системы следует рассматривать не только как финансовый источник таможенной системы, но и как сложную экономическую категорию. Определенные составляющие Фонда схожи с категориями цены. В первую очередь, это относится к следующим составляющим Фонда развития таможенной системы: таможенные сборы за-таможенное оформление, таможенные сборы за хранение, таможенные сборы за таможенное сопровождение, средства от реализации товаров, обращенных в федеральную собственность. Наиболее значимыми из них являются таможенные сборы за таможенное оформление и доходы от реализации конфискантов.

9. Обоснована необходимость разработки целевой программы с товарами, обращенными в федеральную собственность. При этом четко очерчены, выделены правовые, экономико-организационные и методологические проблемы, требующие своего решения. Так в законодательном порядке следует закрепить:

— права таможенной системы в способе реализации конфискантов;

— порядок определения цен реализации товаров, обращенных в федеральную собственность;

— принципы распределения средств, полученных от реализации конфискантов между: федеральным бюджетом и фондом развития таможенной системы.

При решении экономико-организационных проблем предполагается:

— разработать и экономически обосновать систему оценки ликвидности товаров, обращенных в федеральную собственность;

— разработать механизм определения цен на товары, обращенные в федеральную собственность;

— разработать условия передачи на реализацию конфискантов таможенным предприятиям ГТК России, определив их ответственность за своевременную и эффективную реализацию товаров;

— разработать и внедрить в таможенную практику маркетинговую схему сопровождения товаров, обращенных в федеральную собственность.

10. Разработан механизм социальной защиты работников таможенных органов, заключающийся в специальном пенсионном обеспечении, страховании жизни таможенника с учетом специфики выполняемой работы, обеспечение жилплощадью таможенного служащего на льготных условиях и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Перспективы экономики России на исходе XX века. М.: Экономист. 1996. № 12.
  2. Л.И. К самопознанию России. М., РАН Институт экономики. 1995. 204 с.
  3. Н. Либерализация ВЭД: мало не покажется. «Э и Ж» № 50, 1996.
  4. А.В. Уровни равновесия в экономике. М., Латинская Америка 1996, № 3.
  5. В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами / Отв. Ред. В. В. Кульба: РАН, Ин-т пробл. управления. М.: Наука, 1994.
  6. В.Н. Экономика России в 1996 г.: Предварительные итоги и оценки М., Деньги и кредит, 1996, № 11.
  7. Внешнеэкономическая политика США: проблемы и противоречия. М., Наука 1982. 472с
  8. Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформы в России (теория и практика). Международная Ассоциация экономистов- историков хозяйства, предпринимательство экономической мысли. Институтэкономики РАН. М., 1996. 249 с.
  9. С.Р., Осипов М. А. Сравнительный анализ организации подготовки специалистов за рубежом / СПб Ун-т экономики и финансов. СПб: Изд-во СПбуЭФ, 1994. — 16 с. — Библиогр.: с. 14−15 (18 назв.).
  10. Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Годовой Сборник. 1995. М., 1996.
  11. С. Перспективы экономического роста в 1996 г. М.: «Вопросы экономики», № 5, 1996.
  12. О. Присоединение России к ГАТТ/ВТО новый этап в освоении мировых рынков. М., Внешняя торговля, 1996, № 1−2, с.2−6.13 .Дерманов В. К. Япония и США: проблемы торговой конкуренции. М., Международные отношения, 1985. 191с.
  13. О. Международный опыт подготовки специалистов по программам типа МВА / Проблемы теории и практики управления. 1996. № 1. -с.110−113
  14. И. Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые нормы и правила. М., Внешняя торговля. 1993, № 7−8, с.38−44.
  15. И., Пресняков В., Соколов В. Внешнеторговый режим ведущих зарубежных стран. М., Внешняя торговля, 1996, № 4, с.45−48- № 6, с.26−30.
  16. И.И. Всемирная Торговая Организация (включая деятельность ГАТТ 1994 и Генеральное Соглашение по Торговле Услугами — Гатс). -М.: Всероссийская академия внешней торговли, 1996. — 209с.
  17. Г. М., Иванов А. С., Сабельников JI.B. Нетарифные барьеры за рубежом и возможности их преодоления. М.: Научно-информационное учебно-производственное общество «НИКИ», 1992. 115с.
  18. П. Программы повышения квалификации главный регулятор развития персонала фирм / Труд за рубежом. 1993. — № 4. — с.73−85.
  19. Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы / Под ред. И. П. Фаминского. М.: Международные отношения, 1995. — 448 с.
  20. А. Модели экономического развития России. М.: Вопросы экономики № 7, 1996.
  21. . Менеджмент в условиях рыночной экономики: Теория и практика. /Жан Йеннекенс. Минск: МП «Энис», 1992.
  22. B.C. и др. Менеджмент: Проблемы программа — решения. /B.C. Кабаков, Ю. М. Пороховник, И. П. Зубов. — Л.: Лениздат, 1990.
  23. Д.М. экономические методы в управлении. Новосибирск: наука, 1992.
  24. В. Перспективы развития: бизнес образование в России /Вуз и рынок. В 3 кн., Кн.2. Международные связи и внешнеэкономическая деятельность
  25. ВУЗов России. М. 1993. — с.9−21.
  26. М.В., Шпагин В. В. Механизм государственного регулирования ВЭД России М.: РТА, 1996.
  27. Р., Гришина О. Новые подходы к организации учебного процесса. /Деньги и кредит. 1992. № 9. — с.57−59.
  28. Г. В. Экономическая безопасность России: внешнеэкономические связи. М.: «Информдинамо», 1996. — 94 с.
  29. В. ВТО: поспешать, да не спеша. М.: «Э и Ж» № 46, 1996.
  30. А. Роль таможенной службы в обеспечении экономической безопасности России. Журнал «Внешняя торговля» № 12, 1996.
  31. В.Г. Внешнеэкономический курс республиканской администрации США. М., Международные отношения, 1987. 170 с.
  32. Ю.Г. История таможни государства российского М.: Автор, 1995.
  33. В. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» -«Внешняя торговля», 1995, № 11, с.6−13.
  34. Н.В. Реестр банков основное направление работы таможенных органов. М.: РТА, 1996.
  35. П. Экономика мирохозяйственных связей: Перевод с английского. / Общ. редакция к.э.н. О. В. Ивановой. М.: Прогресс, 1992.
  36. Л.А. Совершенствование управления таможенной деятельностью и повышение её эффективности. Автореферат М.: РТА 1996 с.20−21.
  37. Международная торговля: финансовые операции, страхование и другие услуги: Пер. с англ. К.: Торгово-издательское бюро ВНУ, 1994.
  38. Менеджмент и рынок: Германская модель: Учебное пособие /Пер. с нем. Под ред. У. Рора, С. Долгова. М.: Изд-во БЕК, 1995.
  39. .З. Организация программно-целевого управления. М.: Наука, 1980, 376 с.
  40. В.А. Новые контуры Западной Европы. М.: «Мысль», 1992.
  41. В. Сиюминутные проблемы и интересы России. «Э и Ж» № 6 1997.
  42. Э.С., Смитиенко Б. М., Эскиндаров М. А. Мировая экономика на рубеже XX—XXI вв.еков. Учебное пособие. М.: Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, 1995. 103с.
  43. Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  44. Основы внешнеэкономических знаний /Под ред. И. П. Фаминского. т 2. е изд., перераб. и доп. — М.: Международные отношения, 1994. — 480 с.
  45. В. Россия-зона экономической катастрофы. М: Вопросы экономики № 7 1996.
  46. В. В. Международные коммерческие операции и их регламентация. Внешнеторговый практикум. М.: ИНФРА — М, 1996. — 326 с.
  47. С. И. Последующее профессиональное образование бухгалтера и аудиторов /Бухгалтерский учет 1995. — № 7. — с.47−51.
  48. Политика всемирного банка: объединение усилий. /Перспективы: вопросы образования. 1993. — № 2. — с.25−35.
  49. М. Международная конкуренция: Пер. с англ. /Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.
  50. В.Ю. Пути преодоления дискриминационных барьеров на рынках технологий М., «Экономика за рубежом», 1995, Выпуск 1−2, с.43−48.
  51. В.Ю. Экономическая безопасность России: таможенные методы и средства обеспечения. М., Внешняя торговля. 1995, № 12, с.5−8.
  52. Проблемы программно-целевого планирования и управления. /Под ред. Г. С. Поспелова. М.: Наука, 1988. — 464с.
  53. Россия на важнейших товарных рынках (анализ внешнеэкономических связей в 1993—1994 гг. и прогноз их развития в 1995—1996 гг.) -«Внешнеэкономические связи России», 1995. Выпуск 12. 63с.
  54. JI.B. Соглашение по технологическим барьерам в торговле. «Международный бизнес в России», 1996, № 5, с. 18−22.
  55. Д., Цинг Тай By. Китайский опыт реформирования экономики. М., Общество и экономика 1996, № 8 с. 127−134.
  56. Серия «наши деловые партнеры». Редакционная коллегия: И. П. Фаминский, Г. К. Войтоловский, Ю. А. Ершов. М. А. Холдин, С. А. Дийков, В. Ю. Пресняков. М.: Международные отношения, 1990−1995.
  57. B.C. Оценка эффективности и достоверности хозяйственной деятельности. М.: Экономика, 1991.
  58. В.И. Реформы и будущее России. М., Общество и экономика. 1996, № 7, с.84−90.
  59. Соединенные Штаты Америки (наши деловые партнеры). М., Международные отношения, 1991, 166 с.
  60. В. Национальные экономические интересы: выработка консенсуса. «Мировая экономика и международные отношения», 1996, № 3, с.5−18.
  61. Д.В. Международные валютно-финансовые отношения России: проблемы перегрузочного периода. РАН Институт мировой экономики и международных отношений. М., 1994.
  62. Ю.И. Административные методы регулирования ВЭД России. М., РТА 1996.
  63. Таможенный кодекс Российской Федерации. М., 1996.66. «Таможенное право». Учебник для ВУЗов. Отв. Редактор проф. Б.Н. Габри-чидзе. М.: Издательство БЕК, 1995, — 480 с.
  64. Тейлор Фредерик Уинслоу. Принципы научного менеджмента. /Пер. с англ. А. И. Зак. М.: Контроллинг, 1991.
  65. Теория, методология и практика таможенного дела: Сборник научных трудов: в 2-х частях /под научной редакцией проф. Н. М. Блинова. М.: РИО РТА, 1996.
  66. Технология программно-целевого управления. Г. М. Добров, А. А. Коренной, М. И. Молдованов и др. /Под ред. Г. М. Доброва. Киев: Техника, 1985. — 206 с.
  67. Управление в таможенных органах (по материалам США): Учебно-методическое пособие: Пер. с англ. /Под ред. Проф. Н. М. Блинова, проф. С. И. Съедина. М., РИО РТА, 1995.
  68. Франция (Наши деловые партнеры). 2-ое изд. М., Международные отношения, 1993.-271 с.
  69. М. Свобода выбора М.: Прогресс, 1988.
  70. КГ. Высшее образование в сокращенные сроки проблемы и перспективы. /Деньги и кредит. — 1996, — № 4. — с.69−71.
  71. Ю. С. Проблемы продовольственной безопасности России: международные и внутренние аспекты М.: российский институт стратегических исследований, 1995, 252 с.
  72. Н. Условия включения России в новую систему международного разделения труда. /М., 1995, № 1.
  73. В. О. Вопросы эффективности и оптимального планирования и управления. /АН СССР, Центр. Экон.-мат. Ин-т. М.: Наука, 1985. — 116 с.
  74. К. Эффективная экономика: Шведская модель. М.: Экономика, 1991.
  75. Экономика. Под ред.доц. А. А. Булатова. М.: Издательство БЕК, 1997. 785 с.
  76. Экономическая безопасность страны: таможенные методы и средства ее обеспечения. Тезисы докладов научно-практической конференции. М.: РИО РТА, 1995.
  77. А. Россия на мировом рынке: некоторые проблемы. «Мировая экономика и международные отношения», 1995, № 11, с. 15−30.
  78. Япония в системе мирохозяйственных связей. М., Наука, 1997. 3,5 с.
Заполнить форму текущей работой