Исследование самооценки с помощью личностного дифференциала
Таким образом, на основании личностного дифференциала, можно сделать следующие выводы. Я личность со средним уровнем коммуникабельности, больше люблю слушать людей, чем говорить; открыта для общения, но с людьми, которые мне интересны и приятны, именно так я чувствую себя комфортно. Всегда стараюсь быть предельно искренней, хоть и не люблю делиться заветным, мне проще скрыть свои эмоции, проявить… Читать ещё >
Исследование самооценки с помощью личностного дифференциала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки Украины Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина Факультет психологии Практическая работа на тему «Исследование самооценки с помощью личностного дифференциала»
Выполнила студентка
1-ого курса Группы ПС-12
Стародубцева Карина Валентиновна Проверила Зотова Л.Н.
Харьков 2015
Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Эта методика адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерова. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.
Цель: изучение самооценки с помощью методики семантического дифференциала.
Задачи.
1. Оценить с помощью методики семантического дифференциала «мое настоящее Я», «мое идеальное Я» и «Я, каким я больше всего не нравлюсь» ;
2. Провести сравнительный анализ характеристик по трем основным факторам и сопоставить личностные профили, полученные в трех вариантах самооценок;
3. Вычислить семантическое расстояние между понятиями «Я» и «мое идеальное Я», «Я» и «Я, каким я больше всего не нравлюсь». Сравнить полученные показатели.
Материалы: бланк-анкета личностного дифференциала и ключ; форма с инструкцией для испытуемого.
методика личностный дифференциал семантический
Порядок проведения эксперимента
Испытуемому раздаётся бланк-анкета и объясняется характер задания. В частности, было сказано, что в случае затруднения в оценке, испытуемому нужно ориентироваться на свое первое впечатление.
Инструкция 1: «Ниже вам предлагаются различные пары прилагательных, описывающие личность. Вам необходимо в каждой паре выбрать прилагательное, на ваш взгляд более точно, характеризующее Вас в настоящий момент и указать степень выраженности данной характеристики, поставив галочку в соответствующей колонке. Помните, на каждой строчке должна быть только одна пометка. Старайтесь избегать нулевых ответов. Спасибо. Какие будут вопросы?»
Инструкция 2: «Ниже вам предлагаются различные пары прилагательных, описывающие личность. Вам необходимо в каждой паре выбрать прилагательное, на ваш взгляд более точно, характеризующее идеальную личность и указать степень выраженности данной характеристики, поставив галочку в соответствующей колонке. Помните, на каждой строчке должна быть только одна пометка. Старайтесь избегать нулевых ответов. Спасибо. Какие будут вопросы?»
Инструкция 3: «Ниже вам предлагаются различные пары прилагательных, описывающие личность. Вам необходимо в каждой паре выбрать прилагательное, на ваш взгляд более точно характеризующее Вас, каким вы больше всего не нравитесь, и указать степень выраженности данной характеристики, поставив галочку в соответствующей колонке. Помните, на каждой строчке должна быть только одна пометка. Старайтесь избегать нулевых ответов. Спасибо. Какие будут вопросы?»
Обработка полученных результатов
Анализ полученных результатов включает в себя:
1. Вычисление числового значения по факторам «оценки», «силы» и «активности» по трем вариантам сомооценочных суждений. Сравнение данных характеристик, с использованием интерпретации факторов ЛД.
2. Вычисление семантического расстояния между «Я» и «идеальным Я», «Я» и «Я, каким Я больше всего не нравлюсь» .
3. Анализ и сравнение полученных результатов.
1. В таблице № 1 приведены числовые значения по трем вариантам самооценочных суждений:
Таблица № 1? Числовые значения по факторам «оценки», «силы» и «активности»
Фактор «Оценки» | Фактор " Силы" | Фактор «Активности» | ||
" Я" | ||||
" Я идеальное" | ||||
" Я, каким не нравлюсь" | — 20 | — 12 | — 8 | |
Таким образом, результаты значения фактора «Оценки» имеют достаточно высокое значение — 17. Это свидетельствует о том, что я принимаю себя как личность, осознаю себя как носителя позитивных и социально желаемых характеристик. Считаю себя ответственной, отзывчивой и справедливой (данные характеристики я оценили в 2 балла).
Значения фактора «Силы» среднее — 10. Это свидетельствует о том, что я достаточно независима, самостоятельна и склонна рассчитывать на собственные силы. Вместе с тем, у меня средняя самооценка, я требовательна к себе и мнительна, что вызывает постоянное напряжение и объясняет мою суетливость. Также я склонна к анализу своего поведения, зацикливаюсь на результате, думаю о последствиях, меня огорчают мои неудачи, поэтому мне всегда трудно решиться на какой-либо поступок, тем не менее, если я вижу крайнюю необходимость, могу принять решение и проявить инициативу в отношении с другими людьми. Также считаю, что такая характеристика как упрямство свойственна мне, но в низкой степени. Я умею отстаивать свою позицию, но также иду на компромисс.
Фактор «Активности» также имеет среднее значение. Мне в большей степени свойственна интровертированность. Я считаю себя общительным человеком, но не слишком разговорчивым, большее удовольствие мне приносит слушать людей, чем говорить самой. Я не привыкла делиться своими переживаниями с окружающими, только самые близкие знают о вещах, которые меня беспокоят, в отношениях с другими людьми я сдержана и проявляю спокойные эмоциональные реакции, что свидетельствует о моей относительной замкнутости. Тем не менее, считаю себя достаточно активной и деятельной, так как с удовольствием проявляю инициативу и стараюсь разнообразить свой быт, участвую в различных мероприятиях и т. д.
2. Далее я рассчитала семантическое расстояние. Получились следующие результаты:
1) Семантическое расстояния между «Я» и «Я идеальным» :
D = = 8,3
2) Семантическое расстояния между «Я» и «Я, каким Я больше всего не нравлюсь» :
D = = 48
Таким образом, семантическое расстояние между «Я» и «Я идеальным» не слишком велико (8,3). В целом я удовлетворена собой и своими качества, но мне бы хотелось иметь более высокие значения по фактору «Активности», а именно быть более энергичной и открытой.
Семантическое расстояние между «Я» и «Я, каким Я больше всего не нравлюсь» достаточно велико (48). Возможно, это свидетельствует о том, что я достаточно требовательна к себе и хочу осознавать себя как носителя наиболее положительных, социально приемлемых и желаемых качеств.
3. Таким образом, на основании личностного дифференциала, можно сделать следующие выводы. Я личность со средним уровнем коммуникабельности, больше люблю слушать людей, чем говорить; открыта для общения, но с людьми, которые мне интересны и приятны, именно так я чувствую себя комфортно. Всегда стараюсь быть предельно искренней, хоть и не люблю делиться заветным, мне проще скрыть свои эмоции, проявить слабость я позволяю себе только с близкими. Иногда могу быть раздражительной, нагрубить собеседнику, о чем потом буду сожалеть. Я достаточно серьёзна, ответственна и мнительна.
Я часто зацикливаюсь на будущих испытаниях, начинаю сомневаться в своих силах, волнуюсь и теряю веру в себя. Возможно, мои результаты говорят и о том, что я требовательна к себе и содержательна и реалистична, в некоторых моментах излишне серьёзна, тяжело переношу свои жизненные неудачи, неприятности и поражения, а также, что мне свойственна организованность и формальность. Думаю, что заботы и стрессы ослабили мою способность радоваться, но научили серьёзности и ответственности, постепенно закаляют меня. Я учусь самостоятельно искать выход из любой ситуации, надеяться только на себе и свои силы.
Бланк ЛД и ключ «Я»
Ф. И. О. Стародубцева К.В. пол Ж. возраст 18 лет
О + 1. Обаятельный С — 2. Слабый, А + 3. Разговорчивый О — 4. Безответственный С + 5. Упрямый, А — 6. Замкнутый О + 7. Добрый С — 8. Зависимый, А + 9. Деятельный О — 10. Черствый С + 11. Решительный, А — 12. Вялый О + 13. Справедливый С — 14. Расслабленный, А + 15. Суетливый О — 16. Враждебный С + 17. Уверенный, А — 18. Нелюдимый О + 19. Честный С — 20. Несамостоятельный, А + 21. Раздражительный | 3 210 123 ; 3 210 123 + 3 210 123 ; 3 210 123+ 3 210 123 ; 3 210 123 + 3 210 123 ; 3 210 123 + 3 210 123 ; 3 210 123 + 3 210 123 ; 3 210 123 + 3 210 123 ; 3 210 123 + 3 210 123 ; 3 210 123 + 3 210 123 ; 3 210 123 + 3 210 123 ; 3 210 123 + 3 210 123 ; | Непривлекательный Сильный Молчаливый Добросовестный Уступчивый Открытый Эгоистичный Независимый Пассивный Отзывчивый Нерешительный Энергичный Несправедливый Напряженный Спокойный Дружелюбный Неуверенный Общительный Неискренний Самостоятельный Невозмутимый | |
Бланк ЛД и ключ «мое идеальное Я»
Ф. И. О. Стародубцева К.В. пол Ж. возраст 18 лет
О + 1. Обаятельный С — 2. Слабый, А + 3. Разговорчивый О — 4. Безответственный С + 5. Упрямый, А — 6. Замкнутый О + 7. Добрый С — 8. Зависимый, А + 9. Деятельный О — 10. Черствый С + 11. Решительный, А — 12. Вялый О + 13. Справедливый С — 14. Расслабленный, А + 15. Суетливый О — 16. Враждебный С + 17. Уверенный, А — 18. Нелюдимый О + 19. Честный С — 20. Несамостоятельный, А + 21. Раздражительный | 3 210 123 ; 3 210 123 + 3 210 123 ; 3 210 123+ 3 210 123 ; 3 210 123 + 3 210 123 ; 3 210 123 + 3 210 123 ; 3 210 123 + 3 210 123 ; 3 210 123 + 3 210 123 ; 3 210 123 + 3 210 123 ; 3 210 123 + 3 210 123 ; 3 210 123 + 3 210 123 ; 3 210 123 + 3 210 123 ; | Непривлекательный Сильный Молчаливый Добросовестный Уступчивый Открытый Эгоистичный Независимый Пассивный Отзывчивый Нерешительный Энергичный Несправедливый Напряженный Спокойный Дружелюбный Неуверенный Общительный Неискренний Самостоятельный Невозмутимый | |
Бланк ЛД и ключ «Я, каким я больше всего не нравлюсь»
Ф. И. О. Стародубцева К.В. пол Ж. возраст 18 лет
О + 1. Обаятельный С — 2. Слабый, А + 3. Разговорчивый О — 4. Безответственный С + 5. Упрямый, А — 6. Замкнутый О + 7. Добрый С — 8. Зависимый, А + 9. Деятельный О — 10. Черствый С + 11. Решительный, А — 12. Вялый О + 13. Справедливый С — 14. Расслабленный, А + 15. Суетливый О — 16. Враждебный С + 17. Уверенный, А — 18. Нелюдимый О + 19. Честный С — 20. Несамостоятельный, А + 21. Раздражительный | 3 210 123 ; 3 210 123 + 3 210 123 ; 3 210 123+ 3 210 123 ; 3 210 123 + 3 210 123 ; 3 210 123 + 3 210 123 ; 3 210 123 + 3 210 123 ; 3 210 123 + 3 210 123 ; 3 210 123 + 3 210 123 ; 3 210 123 + 3 210 123 ; 3 210 123 + 3 210 123 ; 3 210 123 + 3 210 123 ; | Непривлекательный Сильный Молчаливый Добросовестный Уступчивый Открытый Эгоистичный Независимый Пассивный Отзывчивый Нерешительный Энергичный Несправедливый Напряженный Спокойный Дружелюбный Неуверенный Общительный Неискренний Самостоятельный Невозмутимый | |
Выводы
В ходе исследования, была достигнута цель занятия: изучена самооценка с помощью методики специфического дифференциала.
Также были проанализированы и изучены свойства и качества личности испытуемого, его самосознания и межличностных отношений. Было установлено, что он обладает средней самооценкой и достаточно удовлетворен собой, но желает иметь более высокие значения по фактору «Активности» .