Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Диагностика и коррекция проявлений личностной изменчивости у подростков из неблагополучных семей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это положение необычайно важно дляпонимания принципов функционирования единой психики. В процессе психического развития и функционирования как в диапазоне психологической нормы, так и за ее границами, патология формируется не из-за: того, что параллельно сосуществуют «нормальные» и «аномальные» механизмы, а из-за того, что «общие психологические механизмы начинают извращаться, функционируя… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические основы изучения личностных и поведенческих особенностей подростков
    • 1. 1. Специфика личностных и поведенческих особенностей подростков
    • 2. Научно — психологический анализ изучения эмоциональных состояний у подростков
      • 1. 3. Психологическая характеристика подростков из неблагополучных семей
  • Глава II. Психологическая коррекция проявлений личностной изменчивости у подростков из неблагополучных семей.'
    • 2. 1. Психологическая характеристика подросткового: возраста
    • 2. 2. Психологическая коррекция личностной изменчивости как фактор устойчивого психоэмоционального состояния подростка
    • 2. 3. Методика стандартизированного многофакторного метода исследования личностной изменчивости у подростков
  • Глава III. Организация и результаты экспериментально — психологического исследования по проблеме личностной изменчивости у подростков из неблагополучных семей.'
    • 3. 1. Использование проективных методов в изучении. личностной изменчивости у подростков из неблагополучных семей
    • 3. 2. Качественный анализ состава испытуемых
    • 3. 3. Результаты исследования и их интерпретация

Диагностика и коррекция проявлений личностной изменчивости у подростков из неблагополучных семей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальнейшей проблемой современной психологии и смежных с ней дисциплин является изучение конституционально-типологических психологических, личностных, характерологических особенностей человека, относящегося к диапазону нормы, и его отличий от конституциональнотипологической аномальной изменчивости. В связи с этим известное и сложное формирование и развитие диапазона изменчивости конституциональных t психотипологических основ личности, ее различии—и общностей выступает на первый план.

Проблему континуума личностной изменчивости вслед за утонченными клиницистами и учеными Г. К. Ушаковым и А. Е. Личко в 1988 г. продолжил профессиональный психолог Б. С. Братусь. Автор рассмотрел вопрос о 1 дифференциации психологической нормы и патологии как проблему аномалии развития личности в философско-мировоззренче<�жом, психологическом и конкретноприкладном аспектах, справедливо возведя аномалию личности до уровня важнейшей в клинической психологии проблемы, исследуя внутренние механизмы, благодаря которым возможны девиации за пределы диапазона нормы. Было убедительно показано, что при 'формировании аномалий личности действуют в основном единые психологические механизмы, общие для протекания и нормальной и патологической психической жизни.

Это положение необычайно важно дляпонимания принципов функционирования единой психики. В процессе психического развития и функционирования как в диапазоне психологической нормы, так и за ее границами, патология формируется не из-за: того, что параллельно сосуществуют «нормальные» и «аномальные» механизмы, а из-за того, что «общие психологические механизмы начинают извращаться, функционируя в особых, экстремальных, пагубных для них условиях». Автор справедливо утверждает, что проблема аномалий личности до сих пор не введена в общий психологический контекст, что не соответствует логике развития современной психологии и клинической психологии в частности.^ Им была сформулирована принципиальная гипотеза об уровнях и параметрах психического здоровья, о том, что психическое здоровье, будучи многоуровневым, может страдать на одних уровнях, при относительной сохранности других. Находясь в экстремальных, противоречивых длительных социальных условиях, личность все больше и больше демонстрирует конституцирнально — типологическую ущербность, от степени, выраженности которой зависят проявления аномальной личностной изменчивости. Именно в этот момент мы наблюдаем личностную, поведенческую, клиническую конституциональнотипологическую континуальность, которая отражает различные степени t адаптации — дезадаптации, высокой или низкой психической и психологической толерантности к внешним факторам. Личность в данном случае предстает той основой, на которой разворачивается конституционально — типологический континуум. Индивидуальная изменчивость свойств человека как личности определяется взаимодействием и взаимопроникновением основных компонентов социального и биологического статуса* социальной детерминации t психофизиологических механизмов развития человека в его психическом развитии. (.

Одним из условий формирования дезадаптации к социальной среде является ситуация развития в условиях неблагополучной семьи. В связи с этим невольно возникает вопрос: что же представляет собой современная российская i семья? Есть ли наглядная модель семьи, к которой Можно и стоит стремиться?

Вряд ли мы получим удовлетворяющий нас ответ от специалистовсемьеведов, потому что ни психологи, ни социологу пока не знают, что такое нормальная российская семья. Может быть, это, в некоторой степени и оправданно: чтобы узнать, что такое семейное счастье, сначала необходимо познакомиться с его антиподом, чтобы иметь возможность если не избежать, то г хотя бы уметь распознать и затем конструктивно нейтрализовать те негативные факторы и причины, которые ведут к нарушению семейной атмосферы и семейного благополучия.

Говорить о семейном неблагополучии и просто, и сложно одновременно, потому что формы его довольно многообразны, как многообразны типы и разновидности семейных союзов. Если при явном семейном неблагополучии (алкогольная или наркотическая зависимость одного или нескольких членов, семейные конфликты, насилие и жестокое обращение с детьми, социально-аморальное поведение родителей и т. п.) не возникает сомнения ни у педагогов, ни у общественности относительно того, что такие семьи не могут успешно справляться со своими основными функциями, прежде всего с j воспитательными задачами, оказывают десоциализирующее влияние на детей, то его скрытые формы не вызывают особой тревоги и обеспокоенности.

Внешне респектабельные семьи со скрытым неблагополучием демонстрируют к двойную мораль, которую дети довольно быстро удваивают и делают законом своей жизни. I-,.

Один из разделов работы посвящен рассмотрению вопросов, о влиянии г личности родителей на характер внутрисемейных, отношений: супружеских, детско-родительских и детско-детских. Там же представлена информация об особенностях и возможных видах нарушений семейного воспитания и формах отклоняющегося поведения ребенка как одном из последствий семейного неблагополучия и педагогической некомпетентности родителей.

Неблагополучная семья как фактор внешнего неблагоприятного воздействия разрушает эмоциональные связи подростка с окружающей его социальной средой, а главное с микросоциумом-, взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие проявления личностной изменчивости и нарушения социального развития (Т.А. Басилова, 1998; JI.H. Галигузова, 1996; Й. Лангмейер, 3. Матейчик, 1984; A.M.

Прихожан, Н. Н. Толстых, 1991; А. Г. Рузская, 1990; JT.M. Шипицына, Е.А.

Казакова, 2000). Известно, что личность подростка как интегральная индивидуальность целиком реагирует на неблагоприятные социальные воздействия, особенно воздействия ближайшего окружения (неблагополучной семьи) (B.C. Мерлин, 1986; А. А. Деркач, Н.В. КузьЦин, 1993; Б. А. Сосновский, 1996; В. В. Белоус, 1999).

В связи с тем, что воспитание подростка из неблагополучной семьи является длительным, патогенно воздействующим фактором на его личность, возникает реальная необходимость диагностики и коррекции проявлений его личностной изменчивости с целью оказания специализированной психологической помощи данной категории детей.- Объективная регистрация закономерностей формирования и проявления. аномальной личностной изменчивости у подростков из неблагополучных семей невозможно без многоуровневой диагностики (психологической, феноменологической, математической), без междисциплинарных исследований, отвечающих 1 принципам системного подхода в психологии (В.Д. Шадриков, 1982; Б. Ф. Ломов, 1994), лишь, после чего возможна постановка проблемы об адекватной психологической помощи. -'.

Более адекватные или менее адекватные реакции личности подростка на деструктивное воздействие социальных факторов зависят от степени j выраженности личностной изменчивости и психотипологической личностной предиспозиции. Взаимодействие внешних и внутренних факторов способствует формированию у подростков личностной и поведенческой изменчивости в конституционально-континуальном пространстве от—психологической нормы t акцентуации до пограничной аномальной личности и далее до диапазона психопатии (И.В. Боев, 1995; О. А. Ахвердова, 1998; Н. Н. Волоскова, 2001; В.Ф. i.

Гнучев, 2001; И. В. Кривоконь, 2002; Я. В. Луковка, 2002; Э. В. Терещенко, 2002; В. А. Шуропов, 2002).

Современные социальные условия требуют создания системы специализированной психологической помрщи подросткам из неблагополучных семей (В.В. Столин, 1987; Д.И.- Фельдштейн, 1994; Ю. Е. Алешина, 2000; К. Роджерс, 2000; А. А. Осипова,, 2000; А. В. Болотова, И.В.

Макарова, 2001; Р. С. Немов, 2001; А. И. Тащева, 2001; Н. Н. Ерошенко, 2002; Э. М. Козлова, 2003; BellakL., 1978; Anastasi А., 1999).

Таким образом, актуальность, теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность темы < исследования позволяет сформулировать проблему: каковы содержательные основы психологической диагностики и коррекции проявлений личностной изменчивости у подростков из неблагополучных семей?

Цель исследования: выбор оптимальных методов психологической диагностики и коррекции проявлений личностной изменчивости у подростков из неблагополучных семей. j j'.

Объект исследования — индивид, личность подростка, воспитывающегося 1 в неблагополучной семье. • •.

Предметом исследования является личностна^я изменчивость подростка, г'.' требующего специализированной психологической прмощи. Задачи исследования:

1. Проанализировать существующую отечественную и зарубежную литературу, посвященную вопросам психологической диагностики и коррекции детей и подростков, воспитывающих в неблагополучных семьях. j.

2. Раскрыть теоретико — методологическое содержание процесса личностной изменчивости подростков из неблагополучных семей;

3. Провести дифференциальную психологическую' диагностику подростков j общей популяции, выделив представителей подростковой группы с личностной изменчивостью, распределить по различным диапазонам конституционально — континуального пространства: от психологической нормы акцентуации до пограничной аномальной личности (ПАЛ). j.

4. Определить и разработать адекватные ц оптимальные методы психологической коррекции проявлений личнЬстной изменчивости у подростков из неблагополучных семей, направленные на формирование позитивного устойчивого психоэмоционального состояния подростков.

5. Объективизировать эффективность разработанных вариантов специализированной психологической помощи (диагностики и коррекции) подросткам из неблагополучных семей с проявлениями личностной изменчивости. ,.

Эмпирическая гипотеза исследования. У детей из неблагополучных и нормальных семей диапазон изменчивости конституциональных психотипологических основ личности имеет существенные различия. Ситуация неблагополучия семейных условий является одним из механизмов, приводящих к психотипологической и конституциональной личностной изменчивости за пределами границ статистической, и вероятностной нормы.

Теоретическая гипотеза исследования основана на эволюционно — t конституциональном и континуально — генетическом подходе к личностной г индивидуальности. Предполагая, что проявления, личностной изменчивости подростка детерминируют психологическую, психическую, личностную и i поведенческую формы реагирования при взаимодействии с неблагоприятными факторами (воспитание в неблагополучной семье) в виде психической депривации, изменяя или нарушая характер адаптационных и компенсаторных возможностей личности подростка, что предопределяет проблему оказания специализированной психологической помощи.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили концепция отечественной психологии о сущности личности и ее психологической структуре, генетической разноплановости личности, преемственности между биологическим и социальном в психическом развитии (Б.Г. Ананьев, C.JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А-И. Донцов, К. К. Платонов,.

Е.С. Кузьмин, В. П. Зинченко, P.JI. Кричевский) — идея о системной, I межфункциональной организации человеческой цсихики и сознания (JI.C.

Выготский) — концепция системного подхода в психологии (Е.А. Климов, Б.Ф.

Ломов, В. А. Пономаренко, В.Д. Шадриков) — континуально — генетическая концепция (А.В. Брушлинский) — учение об акцетуированных личностях и акцентуациях характера (Е.А. Личко, К. Леонгард, ПК. Ушаков) — представления г об индивидуальных поведенческих стереотипах, зависящих от врожденных и наследственных конституциональных психических особенностей (Б.С. Братусь,.

В.В. Белоус, В. Н. Дружинин, Е. А. Климов, B.C. Мерлин, В.И. Слободчиков) — концепция об аномальной личностной изменчивости (И.В. Боев, О. А. Ахвердова, Н.Н. Волоскова) — материалистическая концепция личности с позиции психологии отношений (А.Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев, Б. Д. Карвасарский, Ю.С. Шевченко) — отечественные принципы подхода к проблеме оказания специализированной психологической Помощи (И.В. Боев, О.А.

Ахвердова, Н.Н. ВолосковаН.Н. ЕрошенкоЭ.М. Козлова, Н. А. Куксова, Л.В.

Лысенко), а также исследования по вопросам детского развития в условиях неблагополучных семей (А. Адлер, Ф. Б. Березин, Дж. Боулби, А. И. Захаров, Й. Лангмейер, 3. Матейчик, А. Маслоу, B.C. Мухина, А. А. Рояк, 3. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фурман и др.).

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые выявлена 1 совокупность качественных и количественных показателей в конституционном j личностном континууме от диапазона психологической нормы — акцентуации до диапазона пограничной аномальной личности, характерных для подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Экспериментальнопсихологические исследования обнаружили у подростков из неблагополучных семей, относящихся к диапазону психологической нормы — акцентуации, f признаки, обуславливающие неустойчивую толерантность к деструктивным 7 факторам социальной средыдля диапазона пограничной аномальной личности характерна сочетанная конституционально-типологическая недостаточность и психотипологическая предиспозиция с преобладанием эпилептоидной и циклоидной структур личности и формированием патологического девиантного стереотипа поведения. г t.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что детально изучаются проявления личностной изменчивости у подростков, являющейся внутренним условием для успешной или неуспешной деятельности в л современной социокультурной среде. Показана роль и значение.

I 9 психологической диагностики и коррекции, :как специализированной психологической помощи подросткам, с цёлью формирования их положительного устойчивого психоэмоционального состояния. Раскрыты причины, к формированию социально — приемлемого или неприемлемого стереотипов поведения и реагирования подростков из неблагополучных семей, которые способствуют или препятствуют достижению учебной успеваемости, формированию адекватной самооценки и самовосприятия себя подростком, статуса ребенка в коллективе сверстников, нравственных качеств и личностного роста. С учетом полученных научных данных теоретически г обоснована необходимость проведения специализированной психологической с помощи.

Практическая значимость исследованиязаключается в выработке набора психологических методов, доступных практическим психологам, социальным педагогам и другим специалистам, которые позволяют 1 объективизировать проявления личностной изменчивости у подростков из неблагополучных семей. Разработана экспериментально — психологическая диагностическая и коррекционная система мероприятий психологической.

I 4 помощи подросткам с проявлениями личнортной и поведенческой изменчивости, воспитывающихся в неблагополучных семьях, которая может быть использована в практической работе психологов, клинических I психологов, социальных педагогов и других специалистов, работающих как в общеобразовательных так и в специализированных-службах психологической помощи детям и подросткам, при составлении индивидуально — психологического профиля детей рассматриваемой возрастной категории.

Положения, выносимые на защиту. 1. Современная семья как среда обитания подростков приводит к аномальной личностной и поведенческой изменчивости, что требует специализированной психологической диагностики и коррекции в виде комплексной специализированной психологической помощи.

2. Проявлениями личностной изменчивости у подростков из неблагополучных семей являются признаки дизонтогенеза психического развития, социальной дезадаптации, искажение эмоционального реагирования, г личностные и поведенческие нарушения, обусловленные условиями жизни и г воспитания в неблагополучной семье.

3. Оптимальность психологического воздействия достигается в случае адресации к конституциональным механизмам психологической компенсации и адаптации подростков из неблагополучных семей, располагающихся в диапазоне психологической нормы — акцентуации конституционально-континуального пространства. f.

4. Психологическое воздействие оказывается наиболее эффективным, если осуществляется в условиях благоприятной микро — и макросоциальной среды в структуре междисциплинарного и системного подходов.

Материал и методики исследования включали метод психологического г моделирования, метод экспертных оценок^ беседу, наблюдение, психологическое тестирование, математические методы статистикиметоды психокоррекции проявлений личностной изменчивости у подростков и различные психотехники для групповых занятий. Психокоррекционная программа основывалась на идеях отечественных психологов C.JI. Рубинштейна, К. А. Абульхановой — Славской, Б. С. Братуся, JI.A. Леонтьева, с,.

В.И. Слободчикова, А. В. Петровского, В. А. Петровского, рассматривающих личность как субъект собственной жизни, деятеля р созидателя. Кроме этого, учитывались основные положения, выдвинутые гуманистически ориентированным психологами К. Роджерсом, А., Маслоу, Ф. Перзлом, А. Адлером, В. Райхом, В. Н. Мясищевым о личнойти как открытой системе, взаимодействующей с миром и наделенной потенциями к непрерывному росту.

Исследование проводилось на базе Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования.

Георгиевского техникума механизации сельского хозяйства. Выборка 1 составила: 238 подростков из неблагополучных семей, которые делятся на две.

•• группы: первую группу составляют семьи свной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные). Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличитёльной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в % заблуждение. Тем не менее, они оказывают Деструктивное влияние на личностное формирование подростков. Эти семьи о’тнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия). 235 подростков из нормальных семей возрастной категории 12−15 лет.

В качестве диагностического инструментария использовались: патохарактерологический диагностический опросник, тест Айзенка (детский вариант), методика определения уровня невропати^ции и психопатизации, К-78, методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, тестопросник измерения мотивации аффиляции. i.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась г исходными теоретико — методологическими положениями, лежащими в основе экспериментально-психологического и психокорр^кционного исследования. Репрезентативностью первичного материала, использованием стандартного комплекса апробированных методов исследования, применением методов непараметрической математической статистики при обработке результатов т психологических исследований, представительностью выборок и системностью г исследовательских процедур в структуре экспериментально-психологического сравнительного метода исследования, а таю!^? предмету и задачам исследования, значимостью полученных результатов при использовании специализированной психологической диагностики 'и коррекции подростков из неблагополучных семей. Основные научные результаты получены лично соискателем.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации получили отражение в выступлениях на различных научных конференциях, проходивших в течение 2006 года. Апробация различных аспектов исследования проводилась на ежегодной IX регионально-научной конференции «Эвристическое-образование» (Ставрополь, г.

2006), 51-ой научно-методической конференции «Университетская наука t региону», на секции «Проблемы обеспечения целостности учебноА воспитательного процесса» (Ставрополь, 2006). {Результаты исследования нашли свое отражение в сборнике научных трудрв «Актуальные проблемы социогуманитарного знания» (Москва, 2006), а также докладывались и обсуждались на заседания кафедры клинической психологии Ставропольского t государственного университета. — г г.

выводы.

1. В ходе изучения существующей отечественной и зарубежной t психологической литературы, были рассмотрены 'вопросы психологической диагностики и коррекции детей и подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

2. Раскрыто теоретико — методологическое содержание процесса личностной изменчивости подростков из неблагополучных семей.

3. Была проведена дифференциальная психологическая диагностика подростков общей популяции, в результате которой были выделены представители подростковой группы с личностной изменчивостью и распределены по различным диапазонам конституционально — континуального пространства: психологической норм акцентуации, пограничной аномальной личности (ПАЛ).

4. Определены и разработаны адекватные, и оптимальные методы психологической коррекции (психологические тренинги и упражнения, психотехники) проявлений личностной изменчивости у подростков из неблагополучных семей, направленные на фррмирование позитивного устойчивого психоэмоционального состояния подростков.

5. Объективизирована эффективность разработанных вариантов специализированной психологической помощи (диагностики и коррекции) подросткам из неблагополучных семей с проявлениями личностной изменчивости (патохарактерологические особенности, уровень невропатизации и психопатизации, уровень школьной тревожности, измерение мотивации аффиляции). i.

W j' I I.

Заключение

.

Мы достигли поставленных изначальна целей и задач: изучили конституционально-типологические психологические.

Личностно — характерологические особенности человека, относящиеся к диапазону нормы, и его отличия от конституционально-типологической аномальной изменчивости в отечественной и зарубежной литературе. Подобрали систему методов, адекватную проблеме исследования, на основе которых делаем следующие выводы: подавляющее большинство испытуемых и в экспериментальной и в контрольной группах Являются представителями циклоидного психотипа, что является вполне приемлемым для подросткового j возраста. Но так как представители экспериментальной группы по сравнению с представителями контрольной группы наряду, со всем многообразием воздействующих на них психотравмирующих факторов, подвержены еще и фактору неблагоприятных семейных отношений, то девиантный, а зачастую и делинквентный тип поведения, присущий .^большинству испытуемых г'. экспериментальной группы — 56% (на основании методики ПДО, опрос преподавательского состава) всегда сочетается со склонностью к алкоголизации — 98%. Признаки, указывающие на вероятность формирования психопатий отмечены у 9% испытуемых экспериментальной группы, что является настораживающим фактором, тогда как вЬсонтрольной группе таких признаков не выявлено, а психологическая склонность к делинквентности — 0,4% испытуемых сочетается со склонностью к алкоголизации — 76% испытуемых, что реально ниже, чем у представителей экспериментальной группы. Следующей закономерностью является то, что явное большинство представителей и экспериментальной и контрольной групп являются холериками по типу темперамента. Из полученных результатов видно, что в экспериментальной группе отчетливо проявилось сочетание невысоких оценок по шкале невротизации с отрицательными оценками по шкале психопатизации, что является настораживающимфактором, испытуемые с такими оценками диагностируются как личности' с нарушениями нервноt' психического состояния, эмоционально-лабиль'ные, импульсивные, с нарушениями адаптации к условиям жизни ^ группе, т. е. наличие психопатических черт характера не дает возможности приспособиться к трудным условиям работы, к узкому замкнутому коллективу, и эта неадекватность проявляется в конфликтности и ' стимулирует развитие у субъекта невротической симптоматики. А у представителей контрольной группы уровень психопатизации и невропатизации в большинстве своем находятся в ЗНД, либо второй немного занижен, что говорит об эмоциональной устойчивости, положительном фоне основных переживаний: спокойствие, оптимизм, оптимизм и инициативность, простота в реализации своих желаний формирует чувство собственного 'достоинства, социальную смелость, независимость, легкость в общении. На основании вышеизложенных данных можно заключить, что у большинства представителей экспериментальной группы наблюдаются обсессивно — фобические вегетативные нарушения, характеризующиеся нарушением сна, аппетита, колебанием температуры, отдышкой, навязчивыми состояниями, выявляющихся в переживаниях и действиях, а также навязчивыми неадекватными переживаниями страхов конкретного, содержания, в сочетании с повышенной тревогой и мотивом страха отвержения. Тогда как у представителей контрольной группы также наблюдаются вегетативные нарушения с нормальным уровнем тревожности, но зато у 7% испытуемых никаких невротических состояний не выявлено, -эти данные сочетаются с мотивом стремления к принятию, достижению успеха и лишь у представителей I шизоидного психотипа контрольной группы отмечаЬгся низкий уровень обоих мотивов. т" .

Итак, на основании всех вышеизложенных данных можно заключить, что представители экспериментальной группы (дети из неблагополучных семей) по сравнению с представителями контрольной группы 4дети из нормальных семей) в большей степени подвержены переходу в сторонуот психологической нормы 1 к ПАЛ и психопатической личности, это основано на показателях нестабильности личностно — характерологических черт, социально i f, психологической дезадаптации, неспособности формирования компенсаторны стереотипов поведения и низкому уровню психической толерантности индивидуально барьера адаптации к воздействию внешних факторов.

Семейное неблагополучие о котором шла речь в нашей работе, для любого человека не является открытием, потому что в той или иной форме оно встречается в каждой семье. Многим удается справиться с проблемами, дестабилизирующими семейную обстановку, сохранить семейный союз. Однако есть и другая, тревожная тенденция: на фрне глубокого социального кризиса, охватившего современную Россию, растет число семей, в которых ребенок не находит взаимопонимания, родительской поддержки, ласки и тепла.

Сложной стала проблема прочности брака. К сожалению, в обществе постепенно формируется отношение к разводу как к норме. Распад семьи катастрофически быстро множит число одиноких людей и ведет к увеличению I количества детей, воспитывающихся в неполных семьях.

Угрожающим явлением, которое широко распространилось в современных российских семьях, стало жестокое обращение с детьми.

Корни большинства проблем личности, особеннр в период ее становления, следует искать в семье. Поэтому назрела необходимость организации L специального образования родителей, чтобы они могли повышать свои психолого-педагогические знания в области взаимодействия с собственными детьми на всех этапах их личностного развития. I.

Разработка конкретных программ помощи родителям в повседневном и многотрудном деле семейной педагогики, конечно* не устранит всех изъянов семейного воспитания, тем не менее отказываться от этого нельзя.

В нашем быстро меняющемся мире именно семья продолжает оставаться незаменимой ценностью, отказываться от которрй человечество пока не собирается. Поэтому надо что-то менять в самой семье и в отношении общества к ней, обратив особое внимание на формирование прочных нравственных связей между родителями и детьми, на создание в семье т' атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг к другу. Только тогда семья станет для ребенка не только источником и основой психологического благополучия, но и эталоном создания своей собственной семьи в будущем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.
  2. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.
  3. Абульханова-Славская К. А., Брушлинскйй А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М., Наука, 1989. л1
  4. А. О нервическом характере. Изд. «Университетская книга». СПб.- М., 1997. :
  5. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
  6. А. А. Нарушения поведения у подростков как один из критериев оценки степени психопатизации. // Патологические нарушения поведения у подростков. Л., 1973. С. 37−48.1
  7. Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 1993. v
  8. Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их1компенсация.-М., 1976.
  9. Л.С. Зависимость отклоняющегося-, поведения школьников от типа неблагополучной семьи. — М., 1989. Ьг
  10. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних .- Свердловск., 1986. I
  11. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты/Под. Ред. P.P. Римского, С. А. Римской. М, 1997.
  12. Н. М. Алгоритмы разума. — Киев, 1979.
  13. . Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера.I
  14. Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956.
  15. . Г. О проблемах современного ^человекознания. — СПб.: Питер, 2001. -
  16. А. Психологическое тестирование. В'2 кн. кн. 1. — М., 1982. j
  17. П.К. Социальное биологическое | в природе человека //т'
  18. Соотношение биологического и социального в человек. М., 1985.
  19. JI. И. Методологические проблемы психологии. В кн.: Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. С. 20−30.
  20. Л. И. Психологическая концепция Пьера Жанэ. «Вопросы психологии», 1969, № 5. ?
  21. Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1975.
  22. А. С., Библер В. С., Кедров Б. М. Анализ развивающегося понятия. М., 1976.
  23. И. А. Основы возрастной периодизации. Возрастная физиология. Л., 1975.
  24. А. Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии. 1983. № 3. С. 118−130.I
  25. О. А. Личностно-характерологический континуум современного подростка. Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1998. г"
  26. О. А. Экспериментально-психологическая диагностика личностно-характерологического континуума подростков: Монография. — М., 1998.
  27. О. А., Боев И. В., Коваленко А. П. Дифференциальная психология акцентуаций и конституциональных «личностных радикалов у подростков: Учебно-методическое пособие. Ставррполь, 1997.
  28. О.А., Боев И. В., Волоскова Н. Н. Личностные поведенческие расстройства у детей и подростков с органической -недостаточностью мозга. -Ставрополь, 2001. ''
  29. A.M. Воспитание детей в семье. М.,, 1972.
  30. А. С., Соколова Л. В. О соотношении биологического и социального в природе человека // Вопросы психолории. 1994. — № 1. С. 81−92.
  31. Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов ЗБР у детей с ЗПР. //Вопросы психологии. 1997. — JNH.
  32. В. В. Опыт экспериментальной психофизиологической характеристики некоторых типов темперамента // Типологические исследования по психологии личности. Пятигорск, 2000.
  33. В.В. Введение в психологию полиморфологическойиндивидуальности. Пятигорск, 2000. 'i
  34. И.Г., Гильяшева И. Н. Проективные методы //Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. JL, 1983.
  35. В. М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки. Психологический журнал, 1981, № 6 с. 142−152.
  36. В. М. «Психика и жизнь». СПб., 19Q4.
  37. В. М. Избранные произведения. М., Медгиз, 1954.
  38. В. М. Личность и условия ее развития и здоровья. СПб., изд.
  39. .Н. Опыт клинико — физиологического определения типоввысшей нервной деятельности // ЖВНД. 1951, — т. вып.6
  40. В. С., Личко А. Е., Херсонский Б. Г, Психологические факторы в развитии токсикоманий у подростков // Психологический журнал. 1991. -Т. 12, № 4. у
  41. И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода, г'1. М., 1973.
  42. В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.
  43. П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1979.
  44. А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л., 1970. -
  45. А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб., 2000.
  46. И. В. Пограничная аномальная личность. Ставрополь. СГУ. 1999.
  47. И. В., Ахвердова О. А. Многовектсф’ный клинический анализ токсикоманий, наркомании у подростков. // .Метод. рекомендации. -Ставрополь, 1993.
  48. И. В., Ахвердова О. А., Волоскова Н. Н. Личностные ик*поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. Ставрополь, 2000.
  49. И. В., Белашева И. В., Бутова О. А. «Психолого-типологические и
  50. И. В., Волоскова Н. Н. Конституционально-континуальная изменчивость на почве резидуально-органического поражения мозга у современных подростков // Вестник СГУ. 2000. '
  51. И. В., Золотарев С. В. Психофизиологическая диагностика и дифференциальная диагностика конституционально-типологического личностного континуума подростков. Ставрополь, 1999.
  52. И.В. Пограничная аномальная личность, j Ставрополь, 1999.т'
  53. И.В., Ахвердова О. А. Психологическая диагностика девиантного поведения у подростков. // Метод, рекомендации. Ставрополь, 1994.
  54. P.M. Прогнозирование состояний на границе нормы и патологии. -М., 1979.
  55. Божович J1. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение. 1968. г:
  56. Л. И. Психологические закономерноу'/и формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1976. № 6. ':
  57. Л.И. Личность и ее формирование .в детском возрасте. М., 1968.
  58. Д. Детям любовь и заботу // 'Лишенные родительского попечительства. М., 1991.
  59. Н.Е., Харченко Е. Н. О дифференциальной диагностике острых психогенных не психотических реакций'-, с аномальными формами поведения. // Невропатология и психиатрия. 1978. вып.11.
  60. . С. Аномалии личности. Изд. «Мысль». М., 1988.
  61. А. В. Культурно-историческая1, теория мышления. М., 1968. -I
  62. А. В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979.
  63. А. В. Мышление как процесс ц проблема деятельности -Вопросы психологии, 1982, № 2.
  64. А. В. О природных предпосылках психического развития человека, М., 1977. '
  65. А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994.
  66. А. В. Психология мышления и кибернетика. М., 1970.
  67. А. В. Психология мышления и теория множеств. В кн.: Психология технического творчества. М., 1973.
  68. А. В. Субъект: мышление, учерие, воображение. Москва, Воронеж. 1996.
  69. А.В. Проблема субъекта в психологической науке. // Психол. журн. 1991 Т. 12, № 6, Психол. журн. 1992, Т. 13, № 6.г'
  70. Е. А. Философские проблемы в советской психологии. М., 1972.
  71. Л.Ф. О проекции как принципе построения методов исследования личности. В кн.: Вопросы диагностики психического развития. -Таллин, 1987. I,
  72. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Международные конгрессы по тесту Роршаха и проективным техникам //Вопр. Психологии. 1991. — № 4.
  73. К. Принципы семейного воспитания // Дефектология. 1995, № 2.
  74. О. А. Соматическая и функциональная антропология: Учеб. г
  75. Пособие. — Ставрополь: СГУ, 2000.
  76. Н.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
  77. М. Семья глазами ребенка // Журнал практическогоIпсихолога. 1998., № 8.
  78. Л. М. Психические процессы, т. 2. Л., 1−976.
  79. А. Истоки неблагополучия // Семья и школа. 1988. № 4t
  80. В. И. Живое вещество и биосфера: Сборник / Отв. ред. А. Л. Яншин. М.: Наука, 1994. i,
  81. В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.4 7
  82. М. И. Познавательная мотивация в процессе решения мыслительных задач: Канд. дис. М., Ин-т психологии АН СССР, 1980. г
  83. Воспитание детей в неполной семье / пер. с чеш. 3. Марова, 3. Матейчек, С. Радванова и др., общ. Ред и поел. сл. Ершовой Е. М. М., 1980.
  84. М.Ш. О различных подходах к изучению нарушения поведения у детей и подростков // Педиатрия. 1989, вып. З
  85. JI. С. Мышление и речь. М.- JI., 1934.
  86. JI. С. Развитие высших психических функций. М., I960.
  87. С.Э. К обоснованию методики «Рисунок несуществующего животного» //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14., Психология 1989. № 4.
  88. Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей // Вопросы психологии. 1984, № 1. -
  89. П. Я. Введение в психологию. 1999-.v
  90. П. Б. Избранные труды. Под рей. проф. О. В. Кербикова. Ростов н/Д: «Феникс», 1998. <:
  91. П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, Iсистематика. М., 1933.
  92. JI.X. Адаптационные реакции и резистентность организма. — Р -н/Д, 1989.
  93. Ю. Б. Введение в общую психолЪгию. Москва. 1988.
  94. Г. А., Петров В. М. Гармония и алгебра живого: В поисках биологических принципов оптимальности. М.: Знание, 1990. г
  95. Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Самара, 2000. '
  96. И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. 1994, № 2.1
  97. В.В., Лужин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процесса. М., 1992.
  98. Л.И. Адаптационные системы < организма в пре- и постнатальный периоды онтогенеза в условиях воздействия антропогенныхГфакторов среды: Дисс. д-рабиол. Краснодар, 1999.
  99. К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников.-М., 1988.
  100. В. А., Гиндикин В. Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. -М., 1980. t
  101. В. А., Семке В. Я., Гиндикин В. Я. Психопатология подросткового возраста. Томск, 1994.
  102. В. Клиника и психопатология пубертатного криза. // Врач. -1996.-№ 7., с. 2−5.
  103. В.А. Пролонгированные психогении у подростков и их влияние на формирующуюся личность // Социальная и клиническая психиатрия. М., г*1994, № 2. -
  104. В. В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии. — Вопросы философии. 1980. — № 12, с. 47—60. ,
  105. У. Психология в беседах с учителями. СПб.: Питер, 2001. I
  106. . И. Эмоция как ценность. М., 1978*.
  107. X. Чего не могут вычислительные ма(пины. М., 1978.
  108. Н. П. Наследование биологическое и- социальное // Коммунист, 1980, № 1. г. 1.
  109. Д. И. Информация, сознание, мозгг М.: Высш. школа, 1980.
  110. Э. Социология и теория познания. В кн.: Хрестоматия поистории психологии. М., 1980.
  111. Жизненный путь личности: вопросы теории |и методологии социально-психологического исследования/ отв. ред. Л. В. Сохань. Киев., 1987.
  112. А. В. Психология. М., 1953.
  113. А. В. Развитие восприятия ^ деятельность. Вопр. Психологии, 1967, № 1.
  114. А.И. Как предупредить отклонения поведении ребенка. М., 1986. I
  115. . В. Личность и патология деятельй’ости. М., 1971.
  116. . Ф. Патопсихология. М., 1976. <
  117. В. П., Мамардашвили М. К. Проблемы объективного метода в психологии. Вопросы психологии, 1997, № 7 .
  118. В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994.
  119. А. Д. Стержневые проблемы персонологии и патоперсонологии. в кн.: Проблемы личности. Т. 2. М., 1970.
  120. Изард, Кэррол. Э. Психология эмоций. СПб, 1999.
  121. Изард, Кэррол. Э. Эмоции человека. М., 198о!4
  122. Е.П. Эмоции и чувства. Питер. 2002.
  123. А. И. Некоторые особенности проявления общительности у школьников в зависимости от подвижности нервных процессов. — Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 156.г'
  124. История философии в кратком изложении. / Цер. с чеш. И. И. Богута. — М.: Мысль, 1994. '
  125. В.В. Психиатрия детского возраста. lyl., 1995.
  126. Г. П., Лакосина Н. Д. О закономерности формирования психогенных нарушений на экзогенно органической «почве» // Психогенные (реактивные) заболевания на изменой «почве». — Воронеж., 1982.
  127. .Д. Медицинская психология. — Л., 1982. t
  128. О. В. Избранные труды. М., 1971. 'г
  129. В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.
  130. В. А. Проблемы социальной психологии в трудах Г. В. Плеханова: (К 125-летию со дня рождения). ПсихсУд. журн., 1981, т. 2, № 5, с. 137−149.h
  131. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  132. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. 1987. — Т.8. — № 4. С. 126−137.1.
  133. М.В., Лакосина Н. Д., Личко Х^Е. Психиатрия. М., 1995. j:
  134. К. Н., Смирнов А. А., Теплов Б. М. Психология. М., 1948. t
  135. Н. И. О типовых особенностях высшей нервной деятельности у детей. ЖВНД, 1953, т. III, вып. 2. '
  136. Э. Медицинская психология. СПб.: Союз, 1998.
  137. Т.К. Возрастная динамика юношеских психопатий: автореф. дисс.канд. мед. наук.-М., 1986.
  138. Культура, человек и картина мира. М., Наука, 1987.
  139. А. Ф. Избранные труды по психологии. / Сост. Ю. Н. Олейник. -М.: Наука, 1997. 1
  140. А. Ф. Классификация личностей. Петербург, 1921.
  141. А. Ф. Очерк науки о характерах. РАН, Ин-т психологии. М.: Наука, 1995. г
  142. Н. Н. Закон перцепции. Одесса, 1894. .
  143. К.С. Клинические варианты' задержки психического развития // Невропатология и психиатрия им. С. С. Корсакова. 1980.-№ 3.
  144. В.В. Нарушения психического развития у детей. М, — 1985.
  145. Н. Д. Вопросы психологии характера.1- 2-е изд. М., 1956.
  146. Н. С. К проблеме индивидуально-психологических различий. Вкн.: Доклады на совещании по вопросам психологии, личности. М., 1956
  147. И., Матейчик 3. Психическая депр^ивация в детском возрасте. -Прага, 1984.
  148. К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1997. t-
  149. А. Н. Проблемы развития психики. ~ М., 1972.
  150. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  151. А. Н. Очерк развития психики. М., 1^, 47.
  152. А. Н. Проблема деятельности в психологии. // Вопросыфилософии. 1972. — № 9, с. 100.
  153. П.Ф. Семейное воспитание детей и его значение. М., 1981.1.
  154. А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростка. Л., 1983.
  155. А.Е. Типы акцентуаций характера и прихопатий у подростков. -М., 1989.
  156. . Ф. К проблеме деятельности в психологии. Психологический журнал, 1981, № 5, с. 3−22.
  157. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. 1986.
  158. . Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.
  159. ЛурияА. Р. Язык и сознание. -М., 1979. !
  160. А. Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1970. г'
  161. А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1962.1
  162. Лучшие психологические тесты / под ред. А. Ф. Кудрикова. -Петрозаводск., 1992.
  163. Лучшие психологические тесты. М., 1992. I
  164. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. М.: Психоаналитическая ассоциация, 1998. !
  165. Н.Ю., Милютина Е. Л. Ку.эс лекций по детской патопсихологии. Р — н/Д, 2000. 1
  166. К., Ф. Энгельс, соч. 2-е изд. Т. 27. ,
  167. А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. !
  168. А. А. О природе индивидуального сознания. Ереван, 1959.
  169. В. Д. Клиническая и медиццнская психология. М.: «МЕДпресс», 1998.
  170. Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  171. Мир детства: подросток. М., 1989.
  172. И. М., Гаврилин Е. В. Основы лйчностно-ориентированнойкомпьютеризированной психотерапии. Харьков, ИзД-во «Рубикон», 1999. f
  173. C.C., Богданова Е. И., Герасимова! Э.В. О «периодических» психозах у детей и подростков // Вопросы психиатрия и невропатологии. JL, 1965.вып.11 *
  174. Н.Б., Гурьева В. А. Острые аффективные реакции у несовершеннолетних с психогенным развитием личности. -М., 1990.
  175. Мышление: процесс, деятельность, общение / Отв. ред. Брушлинский А. В.-М.: Наука, 1982.
  176. В. Н. Личность и неврозы. Л.: Изд. ЛГУ. 1960.
  177. В. Н. Проблема психологического типа в свете учения И. П. Павлова. Учен. зап. ЛГУ, 1954, № 185.
  178. В. В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении. Тбилиси, 1978. У
  179. В. Д. Исследование взаимосвязи между чувствительностью и силой нервной системы. В кн.: типологические особенности высшей нервнойIдеятельности человека. М., 1959, т. II.
  180. Р. С. Психология: Учеб. Для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3 кн. -М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДО. С, 1998.
  181. А.С. Эмоции в нашей жизни. М., 1989.
  182. Л. Ф. Возрастная психология. М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
  183. В. П. Формирование психомоторных сйособностей у школьников. -Кишинев: Лумина, 1989. j
  184. В. П. О распознавании психопатий и. ограничении понятий. в кн.: Советская невропсихиатрия, т. 1., Л., ОГИЗ, 1936, с. 100−116.
  185. А. К. Проблемы исследования рубъектной активности. // Вопросы психологии. 1996. — № 1. С. 5−19.
  186. И. П. Полн. собр. соч., т. III. !
  187. И. М., Пшеничнов В. В. Учение И. 1^. Павлова о типах высшей нервной деятельности и проблема темперамента. Зопр. психологии, 1955, № 5. !¦
  188. Е. Ребенок из неблагополучной семьи // Вопросы психологии. — 1990, № 4.
  189. . Избранные психологические труды. М., «Просвещение». 1969. J
  190. К. К. Теория и методы. В кн.: «Личность и труд». М., «Мысль», 1965.
  191. Ю. М. Проблема биосоциальной1 эволюции. Новосибирск, 1. Наука». 1990.
  192. Я. А. Методологические проблемы в психологии. М.: Наука. 1986. i
  193. В. А. Психологические аспекты социальной нестабильности. / Под ред. Б. А. Сосновского. М., 1995.
  194. В.Г. Молодежь в сфере криминального влияния // Социологические исследования. 1998, № 5.
  195. Преступность и культура.-М., 1999. >¦-
  196. A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи.: М., 1990.
  197. А.Н. Тревожность и страх у младших школьников / Психическое здоровье детей и подростков. М., 1994.
  198. Проблема общения в психологии. /Под ред. Б. ф. Ломова. -М., 1981.
  199. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. / Под ред. С. Л. Рубинштейна. М., I960.
  200. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.
  201. Психология подростка: Хрестоматия. Сост. Ю, И. Фролов М.: Рос. Пед. Агентство, 1997.
  202. А. А. Характерологические особенности подростков делинквентов // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. С. 139−144. ,
  203. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992. 1
  204. Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб., 2001.1. f
  205. E.C., Усанова O.C, Потемкина О. Ф. ПсихологическаяIу «•¦• • • ' • •• * •• '. ' • •, диагностика развития школьников в норме и патологии. М., 1990.
  206. С. JI. Бытие и сознание. М. 1957.
  207. С. JI. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
  208. С. JI. Принцип творческой самодеятельности. Ученые записки высшей школы г. Одессы, 1922, т. II, с. 148−154.
  209. С. JI. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  210. СЛ. Основы общей психологии. £Пб: Питер, 2000.
  211. С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. М., 1970. -
  212. С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1999.
  213. В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.
  214. В. М. Дифференциальная психофизиология: Основные достижения и перспективы изучения индивидуальности человека. // Психологический журнал. 1988, — Т. 1, № 2, с. 61−76.
  215. Ю.А. Опыт экспериментально психологического изучения типологических особенностей нервной системы у детей // Изв. АПН РСФСР. -1994. — вып.2
  216. В. Я. Истерические состояния. М., 1988.
  217. В.Я., Положий Б. С. Пограничныесостояние и психическое здоровье. Томск, 1990.
  218. И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.
  219. П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984.
  220. К. А. Мысль в действии. М., 1968.
  221. В. И. Реальность субъективного духа. // Начала христианской психологии. / Под ред. Б. С. Братуся и С. Л. Воробьева. М.:1. Наука, 1995.
  222. А. А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.
  223. Е.Т. К теоретическому обоснованию проективного методаисследования личности. В кн.: Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. — Тбилисси, 1978.
  224. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
  225. . А. О психологических проблемах школьного образования. Химия в школе 1994. — № 5.
  226. Е.Г. Лекции по психиатрии детского возраста. М., 1984.
  227. . М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности и их определение // Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 1982.
  228. М.Б. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  229. М.Б., Лейтес Н. С. К проблеме индивидуально психологическихjразличий // Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956.
  230. А. Н. Проблема исходной единицы анализа психологического в истории советской психологии (1920−1940 г. г.) // Вопросы психологии. 1980. -№ 2.
  231. Учителям и родителям о психологии подростка. / Под ред. Аракелова Г. Г. М.: Высшая школа, 1990. '
  232. Г. К. Закономерности формирования личности и школьный возраст. «Вестн. АМН СССР», 1972, № 4, с. 75−81.
  233. Г. К. Клинический метод исследования в психиатрии и норма реакции в кн.: Психосоматическое развитие и норма реакции. М., 1975.
  234. Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.: Медицина, 1978.
  235. Г. К. Эволюционный аспект формирования личности, в кн. Проблемы личности. Т.2., М., 1970.
  236. Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1978.
  237. Н. И. О понятии и классификации дограничных состояний в кн.: Проблемы судебной психиатрии (пограничные, состояния). Вып. 19. М., 1971.
  238. Г. И. Предупреждение и раскрытие групповых преступлений несовершеннолетних. М., 1997.
  239. Т.В. Опыт применения проективной методики «Психологический рисунок» //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. -2000.-№ 2.
  240. О. Е. О психопатических, акцентированных и деформированных личностях в кн.: Проблемы личности. М., 1970., т. 2.
  241. Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка. Оценка интеллектуального сенсорного и эмоционального развития. М., Просвещение, 1964.
  242. .Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. СПб., 2000.
  243. Ст. Г. «Юность». Пг., 1904.
  244. Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. Ред Е.-Д. Хомская. М., 1999.
  245. В.А. Детская патопсихология. Киев. 1997.
  246. . А. К вопросу о конституциональном факторе формирования особенностей личности. в кн.: «Проблемы личности», т. 2, М., 1970.
  247. В.М. Психология неблагополучной семьи. М., 2003.
  248. А. А. О вариантах психастенического развития. в кн.: Вопросы клиники, патогенеза и судебно-психиатрической оценке психических заболеваний. М., 1967.
  249. В. Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии. // Психологический журнал. 1993. — № 5. Т. 14. С. 3−12.
  250. В. Д. Духовные способности. М.: Магистр, 1996.
  251. В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. •
  252. В. Д. Психология деятельности и способности человека. М.: «Логос», 1996.
  253. Е. В. Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
  254. . Е. В. Проблема сознания в философии и психологии. М., Соцэкгиз, 1961.
  255. Э. Психология юношеского возраста. М., 1924.
  256. Э. Формы жизни. СПб., 1914.
  257. В. Личность и вещь. Пг., 1906.
  258. В. Умственная одаренность: психологические методы испытанияумственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. снем. А. П. Болтунова- под ред. В. А. Лукова. СПб. Союз, 1997.
  259. Г. Психопатология в применении к психологии. СПб., 1903.
  260. Д. Б. Детская психология. М., учпедгиз, 1960.
  261. Д. Б. Некоторые психологические особенности личности подростка. (Совместно с Драгуновой Т. В.). // Советская педагогика, 1965, № 12.
  262. Д.Б. Детская психология. М., 1960.
  263. Энциклопедия психологических тестов. М., 2000.
  264. Т. И. Психопатические конституции. М., 1926.
  265. Юнг К. Г. Психология и алхимия. М., 1997.
  266. Д.А. Проективная психодиагностика: теория и практика. -М., 2001. :
  267. М.Л. Эмоциональная регуляция устойчивости личности./ автореф. Дисс.канд.псих.наук. -М., 1998. ,
  268. Abt L., Bellak L. (eds.) Projective psychology. N.Y., 1950.
  269. Allport G. W. The ego in contemporary psychology. Psyhol. Buuii. 1943. V.5.
  270. Anastasi A. Psychological testing. N.Y., 1999. :
  271. Anzieu D. Les methods projectiles. Pens, I960.
  272. Atkinson R. L., Atkinson R. S., Smith E. E. Imtroduktion to psychology/ -Ins., 1990.
  273. Bandura A. Social Foundations of thought and. action. A Social Cognitive
  274. Theory. Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs, New Jersey. 1986.
  275. Bellak L. The T.A.T., CAT. and S.A.T. in clinicaif use. N Y. 1978.
  276. Berline D.E. Arousal reward and learning. Experimental approaches to the study of emotional behavior. Annals of the New York Acad, of Sciences, 1969, vol. 159, № 3,p. 1059−1070.
  277. Bernstein B. Class, codes and control. In: Theoretical studies towards a sociology of language. L., 1971, vol. 1.
  278. Bloom B. S. Stability and change in human characteristics. N.Y., 1964.
  279. Boyev I.V., Achverdova O. A. Constitutional. psychopharmacotherapy of personality and behavioral disorders in the teenagers. // 2nd International Conference on the synthesis between psychopharmacotherapy and psychotherapy. Geneva, 1999, p.93
  280. Boyev I.V., Butova 0., Belascheva I. Psychologic i^nd antropometric features of personal character accentuations in adolescents. // 5th World Congress on «Innovations in psychiatry 1998», abstracts. — London, 1998, p. 13
  281. Boyev I.V., Zolotarjov S.V., Chaspabov Yu. Bioenergetic personal profile and psychotropic medication// 5th World Congress on «Innovations in psychiatry 1998», abstracts. — London, 1998, p. 55
  282. Boyev I.V., Zolotarjov S.V., Krivokon V.I. Registration of constitutional personal psychotype bioenergetic matrix// 5th World Congress on «Innovations in psychiatry- 1998», abstracts. London, 1998, p. 20
  283. Boyev I.V. Krivokon V.I., Achverdova O.A., Kolomeytsev A.I. Biophysical express-diagnostics of constitutional psychotypes. //5thWorld Congress «Psychiatric Emergencies in a Changing World». Brussels, 1998, p. 29.
  284. Bruschlinski A.W. Uber einige Modellierungsverfahren in der Psychologie. Berlin, 1974.
  285. Brushlinski A.V. Man an as object of investigation // Herald of the Russian Academy of Sciences. 1995. V. 65. P. 424−431.
  286. Bryner J.S. Perceptual theory and the Rorschach test. «J. of Pers.» 1948. v. 17.
  287. Buss A.N., Plomin R., Willerman L. The inheritans of temperament. J. of personality, 1974, vol. 41, № 4, p. 513−515.it
  288. Cattell R.B. Personality and motivation Structure and Measurement. N. Y., 1957.
  289. Conrad K. Der Konstitutionstypus. Berlin -Oottingen Heidelberg, 1963. S. 172.
  290. Dawidow W.W. Grundlegende probleme der entwicklungs- und Padagogischen Psychologie in der gegenwartigen Etappe des Bildungswesens. Sowjetwissenschaft/ Gesellschafitswissenschaftliche Beitrage, 1977, Bd: 30, S. 141 153.
  291. Dollard J., Miller N.E. Personality and Psychotherapy. An Analysis in Terms of Learning, Thinking and Culture. New York, 1950.
  292. Eichorn I. W. et al. Die Dialektik der Produktivkradten und Produktionsverhaltnissen. Berlin, 1975.
  293. Elkonin D. B. Zum problem der Periodisierung der psychischen Entwicklung im kindesalter. Teoksessa Psychologische Probleme der Entwicklung sozialistischer Personlichkeiten. Berlin, 1972.
  294. Eysenck H. J. Creativity and personality: A theoretical perspective // Psychological Inquiry. 1993. V. 4. P. 147−178. -
  295. Eysenck H. J. The Structure of Human Personality. London, 1971.
  296. Frensch P. A., Sternberg R .J. Expertise and intelligent thinking: When is it worse to know better? / Ed. R. J. Sternberg. Advances in the psychology of human intelligence Hillsdale, NJ: Eribaum. 1989. V. 5. P. 157−158.
  297. Freud S. Introduzione alia psicanalisi. Prima e &econda serie di lezioni. Ed. Bormghieri, Torino, 1969.
  298. Freud S. Isteria ed angoscia. II caso di Dora, Inibizione, sintomo ed agnoscia. Ed. Bormghieri, Torino, 1974. :
  299. Fromm E. Anatomia della distruttivita umana. Edivlondadori, Milano, 1975.
  300. Galperin P.Ya. On the notion of internalisation. -Soviet Psychology, 1966, vol. 1, № 3. p. 28−33.
  301. Geier J. Personal Profile System. Denver: Carlson Learning Company, Mpls., MN, 1991.
  302. Gilflllan S.C. The sociology of invention. Chicago, 1935.
  303. Ginsburg В., Allee W.C. Some effects of conditioning on social dominance and subordination in inbred strains of mice. Physiol. Zool, 1942, vol. 15, p. 485 506.
  304. Hamilton V. Cognitive development in the neuroses and schisophrenias. In: The development of cognitive-processes. L., 1976.
  305. Jung C.G. Psicologia del transfert. Ed. II Saggiatore, Milano, 1975.
  306. Kelly G.A. The psychology of personal constructs. N. Y, 1955.
  307. Kelly H.H. Attribution in social interaction. In: Attribution: perceiving the causes of behavior / Ed. by E. -I oiu-.s et al. N. Y.: General learning Press, 1972.
  308. Kohlberg L. Stage and sequence: the cognitive-developmental approach to socialization. In: Handbook of socialization theory and research. N. Y., 1969.
  309. Laplanche J., Pontalis J. B: Delimitation du concept freudien de projection. -«Bull, depsychol.», 1973, v.225.
  310. Mucchielli R. Lanotion de projection. «Bull, de psychol.», 1963, v.225.
  311. Rpaport D. et al. Diagnostic psychological testing, Chicago, 1978.
  312. Vygotsky L.S. Leurnmg and mental development at school age. In: Educational psychology in the USSR. L., 1963.
  313. Vygotsky L.S. Mind in society. The development of higher psychological functions. Cambrige, 1978. ,
  314. Vygotsky L.S. Thought and language. Cambrige, 1962.
Заполнить форму текущей работой