Диагностика и коррекция проявлений личностной изменчивости у подростков из неблагополучных семей
Это положение необычайно важно дляпонимания принципов функционирования единой психики. В процессе психического развития и функционирования как в диапазоне психологической нормы, так и за ее границами, патология формируется не из-за: того, что параллельно сосуществуют «нормальные» и «аномальные» механизмы, а из-за того, что «общие психологические механизмы начинают извращаться, функционируя… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. Теоретические основы изучения личностных и поведенческих особенностей подростков
- 1. 1. Специфика личностных и поведенческих особенностей подростков
- 2. Научно — психологический анализ изучения эмоциональных состояний у подростков
- 1. 3. Психологическая характеристика подростков из неблагополучных семей
- 2. 1. Психологическая характеристика подросткового: возраста
- 2. 2. Психологическая коррекция личностной изменчивости как фактор устойчивого психоэмоционального состояния подростка
- 2. 3. Методика стандартизированного многофакторного метода исследования личностной изменчивости у подростков
- 3. 1. Использование проективных методов в изучении. личностной изменчивости у подростков из неблагополучных семей
- 3. 2. Качественный анализ состава испытуемых
- 3. 3. Результаты исследования и их интерпретация
Диагностика и коррекция проявлений личностной изменчивости у подростков из неблагополучных семей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальнейшей проблемой современной психологии и смежных с ней дисциплин является изучение конституционально-типологических психологических, личностных, характерологических особенностей человека, относящегося к диапазону нормы, и его отличий от конституциональнотипологической аномальной изменчивости. В связи с этим известное и сложное формирование и развитие диапазона изменчивости конституциональных t психотипологических основ личности, ее различии—и общностей выступает на первый план.
Проблему континуума личностной изменчивости вслед за утонченными клиницистами и учеными Г. К. Ушаковым и А. Е. Личко в 1988 г. продолжил профессиональный психолог Б. С. Братусь. Автор рассмотрел вопрос о 1 дифференциации психологической нормы и патологии как проблему аномалии развития личности в философско-мировоззренче<�жом, психологическом и конкретноприкладном аспектах, справедливо возведя аномалию личности до уровня важнейшей в клинической психологии проблемы, исследуя внутренние механизмы, благодаря которым возможны девиации за пределы диапазона нормы. Было убедительно показано, что при 'формировании аномалий личности действуют в основном единые психологические механизмы, общие для протекания и нормальной и патологической психической жизни.
Это положение необычайно важно дляпонимания принципов функционирования единой психики. В процессе психического развития и функционирования как в диапазоне психологической нормы, так и за ее границами, патология формируется не из-за: того, что параллельно сосуществуют «нормальные» и «аномальные» механизмы, а из-за того, что «общие психологические механизмы начинают извращаться, функционируя в особых, экстремальных, пагубных для них условиях». Автор справедливо утверждает, что проблема аномалий личности до сих пор не введена в общий психологический контекст, что не соответствует логике развития современной психологии и клинической психологии в частности.^ Им была сформулирована принципиальная гипотеза об уровнях и параметрах психического здоровья, о том, что психическое здоровье, будучи многоуровневым, может страдать на одних уровнях, при относительной сохранности других. Находясь в экстремальных, противоречивых длительных социальных условиях, личность все больше и больше демонстрирует конституцирнально — типологическую ущербность, от степени, выраженности которой зависят проявления аномальной личностной изменчивости. Именно в этот момент мы наблюдаем личностную, поведенческую, клиническую конституциональнотипологическую континуальность, которая отражает различные степени t адаптации — дезадаптации, высокой или низкой психической и психологической толерантности к внешним факторам. Личность в данном случае предстает той основой, на которой разворачивается конституционально — типологический континуум. Индивидуальная изменчивость свойств человека как личности определяется взаимодействием и взаимопроникновением основных компонентов социального и биологического статуса* социальной детерминации t психофизиологических механизмов развития человека в его психическом развитии. (.
Одним из условий формирования дезадаптации к социальной среде является ситуация развития в условиях неблагополучной семьи. В связи с этим невольно возникает вопрос: что же представляет собой современная российская i семья? Есть ли наглядная модель семьи, к которой Можно и стоит стремиться?
Вряд ли мы получим удовлетворяющий нас ответ от специалистовсемьеведов, потому что ни психологи, ни социологу пока не знают, что такое нормальная российская семья. Может быть, это, в некоторой степени и оправданно: чтобы узнать, что такое семейное счастье, сначала необходимо познакомиться с его антиподом, чтобы иметь возможность если не избежать, то г хотя бы уметь распознать и затем конструктивно нейтрализовать те негативные факторы и причины, которые ведут к нарушению семейной атмосферы и семейного благополучия.
Говорить о семейном неблагополучии и просто, и сложно одновременно, потому что формы его довольно многообразны, как многообразны типы и разновидности семейных союзов. Если при явном семейном неблагополучии (алкогольная или наркотическая зависимость одного или нескольких членов, семейные конфликты, насилие и жестокое обращение с детьми, социально-аморальное поведение родителей и т. п.) не возникает сомнения ни у педагогов, ни у общественности относительно того, что такие семьи не могут успешно справляться со своими основными функциями, прежде всего с j воспитательными задачами, оказывают десоциализирующее влияние на детей, то его скрытые формы не вызывают особой тревоги и обеспокоенности.
Внешне респектабельные семьи со скрытым неблагополучием демонстрируют к двойную мораль, которую дети довольно быстро удваивают и делают законом своей жизни. I-,.
Один из разделов работы посвящен рассмотрению вопросов, о влиянии г личности родителей на характер внутрисемейных, отношений: супружеских, детско-родительских и детско-детских. Там же представлена информация об особенностях и возможных видах нарушений семейного воспитания и формах отклоняющегося поведения ребенка как одном из последствий семейного неблагополучия и педагогической некомпетентности родителей.
Неблагополучная семья как фактор внешнего неблагоприятного воздействия разрушает эмоциональные связи подростка с окружающей его социальной средой, а главное с микросоциумом-, взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие проявления личностной изменчивости и нарушения социального развития (Т.А. Басилова, 1998; JI.H. Галигузова, 1996; Й. Лангмейер, 3. Матейчик, 1984; A.M.
Прихожан, Н. Н. Толстых, 1991; А. Г. Рузская, 1990; JT.M. Шипицына, Е.А.
Казакова, 2000). Известно, что личность подростка как интегральная индивидуальность целиком реагирует на неблагоприятные социальные воздействия, особенно воздействия ближайшего окружения (неблагополучной семьи) (B.C. Мерлин, 1986; А. А. Деркач, Н.В. КузьЦин, 1993; Б. А. Сосновский, 1996; В. В. Белоус, 1999).
В связи с тем, что воспитание подростка из неблагополучной семьи является длительным, патогенно воздействующим фактором на его личность, возникает реальная необходимость диагностики и коррекции проявлений его личностной изменчивости с целью оказания специализированной психологической помощи данной категории детей.- Объективная регистрация закономерностей формирования и проявления. аномальной личностной изменчивости у подростков из неблагополучных семей невозможно без многоуровневой диагностики (психологической, феноменологической, математической), без междисциплинарных исследований, отвечающих 1 принципам системного подхода в психологии (В.Д. Шадриков, 1982; Б. Ф. Ломов, 1994), лишь, после чего возможна постановка проблемы об адекватной психологической помощи. -'.
Более адекватные или менее адекватные реакции личности подростка на деструктивное воздействие социальных факторов зависят от степени j выраженности личностной изменчивости и психотипологической личностной предиспозиции. Взаимодействие внешних и внутренних факторов способствует формированию у подростков личностной и поведенческой изменчивости в конституционально-континуальном пространстве от—психологической нормы t акцентуации до пограничной аномальной личности и далее до диапазона психопатии (И.В. Боев, 1995; О. А. Ахвердова, 1998; Н. Н. Волоскова, 2001; В.Ф. i.
Гнучев, 2001; И. В. Кривоконь, 2002; Я. В. Луковка, 2002; Э. В. Терещенко, 2002; В. А. Шуропов, 2002).
Современные социальные условия требуют создания системы специализированной психологической помрщи подросткам из неблагополучных семей (В.В. Столин, 1987; Д.И.- Фельдштейн, 1994; Ю. Е. Алешина, 2000; К. Роджерс, 2000; А. А. Осипова,, 2000; А. В. Болотова, И.В.
Макарова, 2001; Р. С. Немов, 2001; А. И. Тащева, 2001; Н. Н. Ерошенко, 2002; Э. М. Козлова, 2003; BellakL., 1978; Anastasi А., 1999).
Таким образом, актуальность, теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность темы < исследования позволяет сформулировать проблему: каковы содержательные основы психологической диагностики и коррекции проявлений личностной изменчивости у подростков из неблагополучных семей?
Цель исследования: выбор оптимальных методов психологической диагностики и коррекции проявлений личностной изменчивости у подростков из неблагополучных семей. j j'.
Объект исследования — индивид, личность подростка, воспитывающегося 1 в неблагополучной семье. • •.
Предметом исследования является личностна^я изменчивость подростка, г'.' требующего специализированной психологической прмощи. Задачи исследования:
1. Проанализировать существующую отечественную и зарубежную литературу, посвященную вопросам психологической диагностики и коррекции детей и подростков, воспитывающих в неблагополучных семьях. j.
2. Раскрыть теоретико — методологическое содержание процесса личностной изменчивости подростков из неблагополучных семей;
3. Провести дифференциальную психологическую' диагностику подростков j общей популяции, выделив представителей подростковой группы с личностной изменчивостью, распределить по различным диапазонам конституционально — континуального пространства: от психологической нормы акцентуации до пограничной аномальной личности (ПАЛ). j.
4. Определить и разработать адекватные ц оптимальные методы психологической коррекции проявлений личнЬстной изменчивости у подростков из неблагополучных семей, направленные на формирование позитивного устойчивого психоэмоционального состояния подростков.
5. Объективизировать эффективность разработанных вариантов специализированной психологической помощи (диагностики и коррекции) подросткам из неблагополучных семей с проявлениями личностной изменчивости. ,.
Эмпирическая гипотеза исследования. У детей из неблагополучных и нормальных семей диапазон изменчивости конституциональных психотипологических основ личности имеет существенные различия. Ситуация неблагополучия семейных условий является одним из механизмов, приводящих к психотипологической и конституциональной личностной изменчивости за пределами границ статистической, и вероятностной нормы.
Теоретическая гипотеза исследования основана на эволюционно — t конституциональном и континуально — генетическом подходе к личностной г индивидуальности. Предполагая, что проявления, личностной изменчивости подростка детерминируют психологическую, психическую, личностную и i поведенческую формы реагирования при взаимодействии с неблагоприятными факторами (воспитание в неблагополучной семье) в виде психической депривации, изменяя или нарушая характер адаптационных и компенсаторных возможностей личности подростка, что предопределяет проблему оказания специализированной психологической помощи.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили концепция отечественной психологии о сущности личности и ее психологической структуре, генетической разноплановости личности, преемственности между биологическим и социальном в психическом развитии (Б.Г. Ананьев, C.JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А-И. Донцов, К. К. Платонов,.
Е.С. Кузьмин, В. П. Зинченко, P.JI. Кричевский) — идея о системной, I межфункциональной организации человеческой цсихики и сознания (JI.C.
Выготский) — концепция системного подхода в психологии (Е.А. Климов, Б.Ф.
Ломов, В. А. Пономаренко, В.Д. Шадриков) — континуально — генетическая концепция (А.В. Брушлинский) — учение об акцетуированных личностях и акцентуациях характера (Е.А. Личко, К. Леонгард, ПК. Ушаков) — представления г об индивидуальных поведенческих стереотипах, зависящих от врожденных и наследственных конституциональных психических особенностей (Б.С. Братусь,.
В.В. Белоус, В. Н. Дружинин, Е. А. Климов, B.C. Мерлин, В.И. Слободчиков) — концепция об аномальной личностной изменчивости (И.В. Боев, О. А. Ахвердова, Н.Н. Волоскова) — материалистическая концепция личности с позиции психологии отношений (А.Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев, Б. Д. Карвасарский, Ю.С. Шевченко) — отечественные принципы подхода к проблеме оказания специализированной психологической Помощи (И.В. Боев, О.А.
Ахвердова, Н.Н. ВолосковаН.Н. ЕрошенкоЭ.М. Козлова, Н. А. Куксова, Л.В.
Лысенко), а также исследования по вопросам детского развития в условиях неблагополучных семей (А. Адлер, Ф. Б. Березин, Дж. Боулби, А. И. Захаров, Й. Лангмейер, 3. Матейчик, А. Маслоу, B.C. Мухина, А. А. Рояк, 3. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фурман и др.).
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые выявлена 1 совокупность качественных и количественных показателей в конституционном j личностном континууме от диапазона психологической нормы — акцентуации до диапазона пограничной аномальной личности, характерных для подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Экспериментальнопсихологические исследования обнаружили у подростков из неблагополучных семей, относящихся к диапазону психологической нормы — акцентуации, f признаки, обуславливающие неустойчивую толерантность к деструктивным 7 факторам социальной средыдля диапазона пограничной аномальной личности характерна сочетанная конституционально-типологическая недостаточность и психотипологическая предиспозиция с преобладанием эпилептоидной и циклоидной структур личности и формированием патологического девиантного стереотипа поведения. г t.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что детально изучаются проявления личностной изменчивости у подростков, являющейся внутренним условием для успешной или неуспешной деятельности в л современной социокультурной среде. Показана роль и значение.
I 9 психологической диагностики и коррекции, :как специализированной психологической помощи подросткам, с цёлью формирования их положительного устойчивого психоэмоционального состояния. Раскрыты причины, к формированию социально — приемлемого или неприемлемого стереотипов поведения и реагирования подростков из неблагополучных семей, которые способствуют или препятствуют достижению учебной успеваемости, формированию адекватной самооценки и самовосприятия себя подростком, статуса ребенка в коллективе сверстников, нравственных качеств и личностного роста. С учетом полученных научных данных теоретически г обоснована необходимость проведения специализированной психологической с помощи.
Практическая значимость исследованиязаключается в выработке набора психологических методов, доступных практическим психологам, социальным педагогам и другим специалистам, которые позволяют 1 объективизировать проявления личностной изменчивости у подростков из неблагополучных семей. Разработана экспериментально — психологическая диагностическая и коррекционная система мероприятий психологической.
I 4 помощи подросткам с проявлениями личнортной и поведенческой изменчивости, воспитывающихся в неблагополучных семьях, которая может быть использована в практической работе психологов, клинических I психологов, социальных педагогов и других специалистов, работающих как в общеобразовательных так и в специализированных-службах психологической помощи детям и подросткам, при составлении индивидуально — психологического профиля детей рассматриваемой возрастной категории.
Положения, выносимые на защиту. 1. Современная семья как среда обитания подростков приводит к аномальной личностной и поведенческой изменчивости, что требует специализированной психологической диагностики и коррекции в виде комплексной специализированной психологической помощи.
2. Проявлениями личностной изменчивости у подростков из неблагополучных семей являются признаки дизонтогенеза психического развития, социальной дезадаптации, искажение эмоционального реагирования, г личностные и поведенческие нарушения, обусловленные условиями жизни и г воспитания в неблагополучной семье.
3. Оптимальность психологического воздействия достигается в случае адресации к конституциональным механизмам психологической компенсации и адаптации подростков из неблагополучных семей, располагающихся в диапазоне психологической нормы — акцентуации конституционально-континуального пространства. f.
4. Психологическое воздействие оказывается наиболее эффективным, если осуществляется в условиях благоприятной микро — и макросоциальной среды в структуре междисциплинарного и системного подходов.
Материал и методики исследования включали метод психологического г моделирования, метод экспертных оценок^ беседу, наблюдение, психологическое тестирование, математические методы статистикиметоды психокоррекции проявлений личностной изменчивости у подростков и различные психотехники для групповых занятий. Психокоррекционная программа основывалась на идеях отечественных психологов C.JI. Рубинштейна, К. А. Абульхановой — Славской, Б. С. Братуся, JI.A. Леонтьева, с,.
В.И. Слободчикова, А. В. Петровского, В. А. Петровского, рассматривающих личность как субъект собственной жизни, деятеля р созидателя. Кроме этого, учитывались основные положения, выдвинутые гуманистически ориентированным психологами К. Роджерсом, А., Маслоу, Ф. Перзлом, А. Адлером, В. Райхом, В. Н. Мясищевым о личнойти как открытой системе, взаимодействующей с миром и наделенной потенциями к непрерывному росту.
Исследование проводилось на базе Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования.
Георгиевского техникума механизации сельского хозяйства. Выборка 1 составила: 238 подростков из неблагополучных семей, которые делятся на две.
•• группы: первую группу составляют семьи свной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные). Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличитёльной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в % заблуждение. Тем не менее, они оказывают Деструктивное влияние на личностное формирование подростков. Эти семьи о’тнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия). 235 подростков из нормальных семей возрастной категории 12−15 лет.
В качестве диагностического инструментария использовались: патохарактерологический диагностический опросник, тест Айзенка (детский вариант), методика определения уровня невропати^ции и психопатизации, К-78, методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, тестопросник измерения мотивации аффиляции. i.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась г исходными теоретико — методологическими положениями, лежащими в основе экспериментально-психологического и психокорр^кционного исследования. Репрезентативностью первичного материала, использованием стандартного комплекса апробированных методов исследования, применением методов непараметрической математической статистики при обработке результатов т психологических исследований, представительностью выборок и системностью г исследовательских процедур в структуре экспериментально-психологического сравнительного метода исследования, а таю!^? предмету и задачам исследования, значимостью полученных результатов при использовании специализированной психологической диагностики 'и коррекции подростков из неблагополучных семей. Основные научные результаты получены лично соискателем.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации получили отражение в выступлениях на различных научных конференциях, проходивших в течение 2006 года. Апробация различных аспектов исследования проводилась на ежегодной IX регионально-научной конференции «Эвристическое-образование» (Ставрополь, г.
2006), 51-ой научно-методической конференции «Университетская наука t региону», на секции «Проблемы обеспечения целостности учебноА воспитательного процесса» (Ставрополь, 2006). {Результаты исследования нашли свое отражение в сборнике научных трудрв «Актуальные проблемы социогуманитарного знания» (Москва, 2006), а также докладывались и обсуждались на заседания кафедры клинической психологии Ставропольского t государственного университета. — г г.
выводы.
1. В ходе изучения существующей отечественной и зарубежной t психологической литературы, были рассмотрены 'вопросы психологической диагностики и коррекции детей и подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях.
2. Раскрыто теоретико — методологическое содержание процесса личностной изменчивости подростков из неблагополучных семей.
3. Была проведена дифференциальная психологическая диагностика подростков общей популяции, в результате которой были выделены представители подростковой группы с личностной изменчивостью и распределены по различным диапазонам конституционально — континуального пространства: психологической норм акцентуации, пограничной аномальной личности (ПАЛ).
4. Определены и разработаны адекватные, и оптимальные методы психологической коррекции (психологические тренинги и упражнения, психотехники) проявлений личностной изменчивости у подростков из неблагополучных семей, направленные на фррмирование позитивного устойчивого психоэмоционального состояния подростков.
5. Объективизирована эффективность разработанных вариантов специализированной психологической помощи (диагностики и коррекции) подросткам из неблагополучных семей с проявлениями личностной изменчивости (патохарактерологические особенности, уровень невропатизации и психопатизации, уровень школьной тревожности, измерение мотивации аффиляции). i.
W j' I I.
Заключение
.
Мы достигли поставленных изначальна целей и задач: изучили конституционально-типологические психологические.
Личностно — характерологические особенности человека, относящиеся к диапазону нормы, и его отличия от конституционально-типологической аномальной изменчивости в отечественной и зарубежной литературе. Подобрали систему методов, адекватную проблеме исследования, на основе которых делаем следующие выводы: подавляющее большинство испытуемых и в экспериментальной и в контрольной группах Являются представителями циклоидного психотипа, что является вполне приемлемым для подросткового j возраста. Но так как представители экспериментальной группы по сравнению с представителями контрольной группы наряду, со всем многообразием воздействующих на них психотравмирующих факторов, подвержены еще и фактору неблагоприятных семейных отношений, то девиантный, а зачастую и делинквентный тип поведения, присущий .^большинству испытуемых г'. экспериментальной группы — 56% (на основании методики ПДО, опрос преподавательского состава) всегда сочетается со склонностью к алкоголизации — 98%. Признаки, указывающие на вероятность формирования психопатий отмечены у 9% испытуемых экспериментальной группы, что является настораживающим фактором, тогда как вЬсонтрольной группе таких признаков не выявлено, а психологическая склонность к делинквентности — 0,4% испытуемых сочетается со склонностью к алкоголизации — 76% испытуемых, что реально ниже, чем у представителей экспериментальной группы. Следующей закономерностью является то, что явное большинство представителей и экспериментальной и контрольной групп являются холериками по типу темперамента. Из полученных результатов видно, что в экспериментальной группе отчетливо проявилось сочетание невысоких оценок по шкале невротизации с отрицательными оценками по шкале психопатизации, что является настораживающимфактором, испытуемые с такими оценками диагностируются как личности' с нарушениями нервноt' психического состояния, эмоционально-лабиль'ные, импульсивные, с нарушениями адаптации к условиям жизни ^ группе, т. е. наличие психопатических черт характера не дает возможности приспособиться к трудным условиям работы, к узкому замкнутому коллективу, и эта неадекватность проявляется в конфликтности и ' стимулирует развитие у субъекта невротической симптоматики. А у представителей контрольной группы уровень психопатизации и невропатизации в большинстве своем находятся в ЗНД, либо второй немного занижен, что говорит об эмоциональной устойчивости, положительном фоне основных переживаний: спокойствие, оптимизм, оптимизм и инициативность, простота в реализации своих желаний формирует чувство собственного 'достоинства, социальную смелость, независимость, легкость в общении. На основании вышеизложенных данных можно заключить, что у большинства представителей экспериментальной группы наблюдаются обсессивно — фобические вегетативные нарушения, характеризующиеся нарушением сна, аппетита, колебанием температуры, отдышкой, навязчивыми состояниями, выявляющихся в переживаниях и действиях, а также навязчивыми неадекватными переживаниями страхов конкретного, содержания, в сочетании с повышенной тревогой и мотивом страха отвержения. Тогда как у представителей контрольной группы также наблюдаются вегетативные нарушения с нормальным уровнем тревожности, но зато у 7% испытуемых никаких невротических состояний не выявлено, -эти данные сочетаются с мотивом стремления к принятию, достижению успеха и лишь у представителей I шизоидного психотипа контрольной группы отмечаЬгся низкий уровень обоих мотивов. т" .
Итак, на основании всех вышеизложенных данных можно заключить, что представители экспериментальной группы (дети из неблагополучных семей) по сравнению с представителями контрольной группы 4дети из нормальных семей) в большей степени подвержены переходу в сторонуот психологической нормы 1 к ПАЛ и психопатической личности, это основано на показателях нестабильности личностно — характерологических черт, социально i f, психологической дезадаптации, неспособности формирования компенсаторны стереотипов поведения и низкому уровню психической толерантности индивидуально барьера адаптации к воздействию внешних факторов.
Семейное неблагополучие о котором шла речь в нашей работе, для любого человека не является открытием, потому что в той или иной форме оно встречается в каждой семье. Многим удается справиться с проблемами, дестабилизирующими семейную обстановку, сохранить семейный союз. Однако есть и другая, тревожная тенденция: на фрне глубокого социального кризиса, охватившего современную Россию, растет число семей, в которых ребенок не находит взаимопонимания, родительской поддержки, ласки и тепла.
Сложной стала проблема прочности брака. К сожалению, в обществе постепенно формируется отношение к разводу как к норме. Распад семьи катастрофически быстро множит число одиноких людей и ведет к увеличению I количества детей, воспитывающихся в неполных семьях.
Угрожающим явлением, которое широко распространилось в современных российских семьях, стало жестокое обращение с детьми.
Корни большинства проблем личности, особеннр в период ее становления, следует искать в семье. Поэтому назрела необходимость организации L специального образования родителей, чтобы они могли повышать свои психолого-педагогические знания в области взаимодействия с собственными детьми на всех этапах их личностного развития. I.
Разработка конкретных программ помощи родителям в повседневном и многотрудном деле семейной педагогики, конечно* не устранит всех изъянов семейного воспитания, тем не менее отказываться от этого нельзя.
В нашем быстро меняющемся мире именно семья продолжает оставаться незаменимой ценностью, отказываться от которрй человечество пока не собирается. Поэтому надо что-то менять в самой семье и в отношении общества к ней, обратив особое внимание на формирование прочных нравственных связей между родителями и детьми, на создание в семье т' атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг к другу. Только тогда семья станет для ребенка не только источником и основой психологического благополучия, но и эталоном создания своей собственной семьи в будущем.
Список литературы
- Абульханова К. А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.
- Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.
- Абульханова-Славская К. А., Брушлинскйй А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М., Наука, 1989. л1
- Адлер А. О нервическом характере. Изд. «Университетская книга». СПб.- М., 1997. :
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
- Александров А. А. Нарушения поведения у подростков как один из критериев оценки степени психопатизации. // Патологические нарушения поведения у подростков. Л., 1973. С. 37−48.1
- Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 1993. v
- Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их1компенсация.-М., 1976.
- Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося-, поведения школьников от типа неблагополучной семьи. — М., 1989. Ьг
- Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних .- Свердловск., 1986. I
- Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты/Под. Ред. P.P. Римского, С. А. Римской. М, 1997.
- Амосов Н. М. Алгоритмы разума. — Киев, 1979.
- Ананьев Б. Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера.I
- Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного ^человекознания. — СПб.: Питер, 2001. -
- Анастази А. Психологическое тестирование. В'2 кн. кн. 1. — М., 1982. j
- Анохин П.К. Социальное биологическое | в природе человека //т'
- Соотношение биологического и социального в человек. М., 1985.
- Анцыферова JI. И. Методологические проблемы психологии. В кн.: Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. С. 20−30.
- Анцыферова Л. И. Психологическая концепция Пьера Жанэ. «Вопросы психологии», 1969, № 5. ?
- Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1975.
- Арсеньев А. С., Библер В. С., Кедров Б. М. Анализ развивающегося понятия. М., 1976.
- Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации. Возрастная физиология. Л., 1975.
- Асмолов А. Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии. 1983. № 3. С. 118−130.I
- Ахвердова О. А. Личностно-характерологический континуум современного подростка. Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1998. г"
- Ахвердова О. А. Экспериментально-психологическая диагностика личностно-характерологического континуума подростков: Монография. — М., 1998.
- Ахвердова О. А., Боев И. В., Коваленко А. П. Дифференциальная психология акцентуаций и конституциональных «личностных радикалов у подростков: Учебно-методическое пособие. Ставррполь, 1997.
- Ахвердова О.А., Боев И. В., Волоскова Н. Н. Личностные поведенческие расстройства у детей и подростков с органической -недостаточностью мозга. -Ставрополь, 2001. ''
- Бардиан A.M. Воспитание детей в семье. М.,, 1972.
- Батуев А. С., Соколова Л. В. О соотношении биологического и социального в природе человека // Вопросы психолории. 1994. — № 1. С. 81−92.
- Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов ЗБР у детей с ЗПР. //Вопросы психологии. 1997. — JNH.
- Белоус В. В. Опыт экспериментальной психофизиологической характеристики некоторых типов темперамента // Типологические исследования по психологии личности. Пятигорск, 2000.
- Белоус В.В. Введение в психологию полиморфологическойиндивидуальности. Пятигорск, 2000. 'i
- Беспалько И.Г., Гильяшева И. Н. Проективные методы //Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. JL, 1983.
- Бехтерев В. М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки. Психологический журнал, 1981, № 6 с. 142−152.
- Бехтерев В. М. «Психика и жизнь». СПб., 19Q4.
- Бехтерев В. М. Избранные произведения. М., Медгиз, 1954.
- Бехтерев В. М. Личность и условия ее развития и здоровья. СПб., изд.
- Бирман Б.Н. Опыт клинико — физиологического определения типоввысшей нервной деятельности // ЖВНД. 1951, — т. вып.6
- Битенский В. С., Личко А. Е., Херсонский Б. Г, Психологические факторы в развитии токсикоманий у подростков // Психологический журнал. 1991. -Т. 12, № 4. у
- Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода, г'1. М., 1973.
- Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.
- Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1979.
- Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л., 1970. -
- Бодалев А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб., 2000.
- Боев И. В. Пограничная аномальная личность. Ставрополь. СГУ. 1999.
- Боев И. В., Ахвердова О. А. Многовектсф’ный клинический анализ токсикоманий, наркомании у подростков. // .Метод. рекомендации. -Ставрополь, 1993.
- Боев И. В., Ахвердова О. А., Волоскова Н. Н. Личностные ик*поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. Ставрополь, 2000.
- Боев И. В., Белашева И. В., Бутова О. А. «Психолого-типологические и
- Боев И. В., Волоскова Н. Н. Конституционально-континуальная изменчивость на почве резидуально-органического поражения мозга у современных подростков // Вестник СГУ. 2000. '
- Боев И. В., Золотарев С. В. Психофизиологическая диагностика и дифференциальная диагностика конституционально-типологического личностного континуума подростков. Ставрополь, 1999.
- Боев И.В. Пограничная аномальная личность, j Ставрополь, 1999.т'
- Боев И.В., Ахвердова О. А. Психологическая диагностика девиантного поведения у подростков. // Метод, рекомендации. Ставрополь, 1994.
- Боевский P.M. Прогнозирование состояний на границе нормы и патологии. -М., 1979.
- Божович J1. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение. 1968. г:
- Божович Л. И. Психологические закономерноу'/и формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1976. № 6. ':
- Божович Л.И. Личность и ее формирование .в детском возрасте. М., 1968.
- Боулби Д. Детям любовь и заботу // 'Лишенные родительского попечительства. М., 1991.
- Бочерников Н.Е., Харченко Е. Н. О дифференциальной диагностике острых психогенных не психотических реакций'-, с аномальными формами поведения. // Невропатология и психиатрия. 1978. вып.11.
- Братусь Б. С. Аномалии личности. Изд. «Мысль». М., 1988.
- Брушлинский А. В. Культурно-историческая1, теория мышления. М., 1968. -I
- Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979.
- Брушлинский А. В. Мышление как процесс ц проблема деятельности -Вопросы психологии, 1982, № 2.
- Брушлинский А. В. О природных предпосылках психического развития человека, М., 1977. '
- Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994.
- Брушлинский А. В. Психология мышления и кибернетика. М., 1970.
- Брушлинский А. В. Психология мышления и теория множеств. В кн.: Психология технического творчества. М., 1973.
- Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учерие, воображение. Москва, Воронеж. 1996.
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке. // Психол. журн. 1991 Т. 12, № 6, Психол. журн. 1992, Т. 13, № 6.г'
- Будилова Е. А. Философские проблемы в советской психологии. М., 1972.
- Бурлачук Л.Ф. О проекции как принципе построения методов исследования личности. В кн.: Вопросы диагностики психического развития. -Таллин, 1987. I,
- Бурлачук Л.Ф., Коржова Е. Ю. Международные конгрессы по тесту Роршаха и проективным техникам //Вопр. Психологии. 1991. — № 4.
- Бурова К. Принципы семейного воспитания // Дефектология. 1995, № 2.
- Бутова О. А. Соматическая и функциональная антропология: Учеб. г
- Пособие. — Ставрополь: СГУ, 2000.
- Буянов Н.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
- Васильева М. Семья глазами ребенка // Журнал практическогоIпсихолога. 1998., № 8.
- Веккер Л. М. Психические процессы, т. 2. Л., 1−976.
- Венгер А. Истоки неблагополучия // Семья и школа. 1988. № 4t
- Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера: Сборник / Отв. ред. А. Л. Яншин. М.: Наука, 1994. i,
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.4 7
- Воловикова М. И. Познавательная мотивация в процессе решения мыслительных задач: Канд. дис. М., Ин-т психологии АН СССР, 1980. г
- Воспитание детей в неполной семье / пер. с чеш. 3. Марова, 3. Матейчек, С. Радванова и др., общ. Ред и поел. сл. Ершовой Е. М. М., 1980.
- Вроно М.Ш. О различных подходах к изучению нарушения поведения у детей и подростков // Педиатрия. 1989, вып. З
- Выготский JI. С. Мышление и речь. М.- JI., 1934.
- Выготский JI. С. Развитие высших психических функций. М., I960.
- Габидулина С.Э. К обоснованию методики «Рисунок несуществующего животного» //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14., Психология 1989. № 4.
- Гаврилова Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей // Вопросы психологии. 1984, № 1. -
- Гальперин П. Я. Введение в психологию. 1999-.v
- Ганнушкин П. Б. Избранные труды. Под рей. проф. О. В. Кербикова. Ростов н/Д: «Феникс», 1998. <:
- Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, Iсистематика. М., 1933.
- Гаркави JI.X. Адаптационные реакции и резистентность организма. — Р -н/Д, 1989.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психолЪгию. Москва. 1988.
- Голицын Г. А., Петров В. М. Гармония и алгебра живого: В поисках биологических принципов оптимальности. М.: Знание, 1990. г
- Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Самара, 2000. '
- Горьковская И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. 1994, № 2.1
- Гришин В.В., Лужин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процесса. М., 1992.
- Губарева Л.И. Адаптационные системы < организма в пре- и постнатальный периоды онтогенеза в условиях воздействия антропогенныхГфакторов среды: Дисс. д-рабиол. Краснодар, 1999.
- Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников.-М., 1988.
- Гурьева В. А., Гиндикин В. Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. -М., 1980. t
- Гурьева В. А., Семке В. Я., Гиндикин В. Я. Психопатология подросткового возраста. Томск, 1994.
- Гурьева В. Клиника и психопатология пубертатного криза. // Врач. -1996.-№ 7., с. 2−5.
- Гурьева В.А. Пролонгированные психогении у подростков и их влияние на формирующуюся личность // Социальная и клиническая психиатрия. М., г*1994, № 2. -
- Давыдов В. В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии. — Вопросы философии. 1980. — № 12, с. 47—60. ,
- Джемс У. Психология в беседах с учителями. СПб.: Питер, 2001. I
- Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М., 1978*.
- Дрейфус X. Чего не могут вычислительные ма(пины. М., 1978.
- Дубинин Н. П. Наследование биологическое и- социальное // Коммунист, 1980, № 1. г. 1.
- Дубровский Д. И. Информация, сознание, мозгг М.: Высш. школа, 1980.
- Дюркгейм Э. Социология и теория познания. В кн.: Хрестоматия поистории психологии. М., 1980.
- Жизненный путь личности: вопросы теории |и методологии социально-психологического исследования/ отв. ред. Л. В. Сохань. Киев., 1987.
- Запорожец А. В. Психология. М., 1953.
- Запорожец А. В. Развитие восприятия ^ деятельность. Вопр. Психологии, 1967, № 1.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения поведении ребенка. М., 1986. I
- Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельй’ости. М., 1971.
- Зейгарник Б. Ф. Патопсихология. М., 1976. <
- Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Проблемы объективного метода в психологии. Вопросы психологии, 1997, № 7 .
- Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994.
- Зурабашвили А. Д. Стержневые проблемы персонологии и патоперсонологии. в кн.: Проблемы личности. Т. 2. М., 1970.
- Изард, Кэррол. Э. Психология эмоций. СПб, 1999.
- Изард, Кэррол. Э. Эмоции человека. М., 198о!4
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Питер. 2002.
- Ильина А. И. Некоторые особенности проявления общительности у школьников в зависимости от подвижности нервных процессов. — Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 156.г'
- История философии в кратком изложении. / Цер. с чеш. И. И. Богута. — М.: Мысль, 1994. '
- Кавалев В.В. Психиатрия детского возраста. lyl., 1995.
- Калупаев Г. П., Лакосина Н. Д. О закономерности формирования психогенных нарушений на экзогенно органической «почве» // Психогенные (реактивные) заболевания на изменой «почве». — Воронеж., 1982.
- Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. — Л., 1982. t
- Кербиков О. В. Избранные труды. М., 1971. 'г
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.
- Кольцова В. А. Проблемы социальной психологии в трудах Г. В. Плеханова: (К 125-летию со дня рождения). ПсихсУд. журн., 1981, т. 2, № 5, с. 137−149.h
- Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
- Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. 1987. — Т.8. — № 4. С. 126−137.1.
- Коркина М.В., Лакосина Н. Д., Личко Х^Е. Психиатрия. М., 1995. j:
- Корнилов К. Н., Смирнов А. А., Теплов Б. М. Психология. М., 1948. t
- Красногорский Н. И. О типовых особенностях высшей нервной деятельности у детей. ЖВНД, 1953, т. III, вып. 2. '
- Кречмер Э. Медицинская психология. СПб.: Союз, 1998.
- Кудеринов Т.К. Возрастная динамика юношеских психопатий: автореф. дисс.канд. мед. наук.-М., 1986.
- Культура, человек и картина мира. М., Наука, 1987.
- Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии. / Сост. Ю. Н. Олейник. -М.: Наука, 1997. 1
- Лазурский А. Ф. Классификация личностей. Петербург, 1921.
- Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. РАН, Ин-т психологии. М.: Наука, 1995. г
- Ланге Н. Н. Закон перцепции. Одесса, 1894. .
- Лебединская К.С. Клинические варианты' задержки психического развития // Невропатология и психиатрия им. С. С. Корсакова. 1980.-№ 3.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М, — 1985.
- Левитов Н. Д. Вопросы психологии характера.1- 2-е изд. М., 1956.
- Лейтес Н. С. К проблеме индивидуально-психологических различий. Вкн.: Доклады на совещании по вопросам психологии, личности. М., 1956
- Ленгмейер И., Матейчик 3. Психическая депр^ивация в детском возрасте. -Прага, 1984.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1997. t-
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. ~ М., 1972.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Леонтьев А. Н. Очерк развития психики. М., 1^, 47.
- Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии. // Вопросыфилософии. 1972. — № 9, с. 100.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание детей и его значение. М., 1981.1.
- Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростка. Л., 1983.
- Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и прихопатий у подростков. -М., 1989.
- Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии. Психологический журнал, 1981, № 5, с. 3−22.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. 1986.
- Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.
- ЛурияА. Р. Язык и сознание. -М., 1979. !
- Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1970. г'
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1962.1
- Лучшие психологические тесты / под ред. А. Ф. Кудрикова. -Петрозаводск., 1992.
- Лучшие психологические тесты. М., 1992. I
- Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. М.: Психоаналитическая ассоциация, 1998. !
- Максимова Н.Ю., Милютина Е. Л. Ку.эс лекций по детской патопсихологии. Р — н/Д, 2000. 1
- Маркс К., Ф. Энгельс, соч. 2-е изд. Т. 27. ,
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. !
- Меграбян А. А. О природе индивидуального сознания. Ереван, 1959.
- Менделевич В. Д. Клиническая и медиццнская психология. М.: «МЕДпресс», 1998.
- Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
- Мир детства: подросток. М., 1989.
- Мирошник И. М., Гаврилин Е. В. Основы лйчностно-ориентированнойкомпьютеризированной психотерапии. Харьков, ИзД-во «Рубикон», 1999. f
- Мнухин C.C., Богданова Е. И., Герасимова! Э.В. О «периодических» психозах у детей и подростков // Вопросы психиатрия и невропатологии. JL, 1965.вып.11 *
- Морозова Н.Б., Гурьева В. А. Острые аффективные реакции у несовершеннолетних с психогенным развитием личности. -М., 1990.
- Мышление: процесс, деятельность, общение / Отв. ред. Брушлинский А. В.-М.: Наука, 1982.
- Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: Изд. ЛГУ. 1960.
- Мясищев В. Н. Проблема психологического типа в свете учения И. П. Павлова. Учен. зап. ЛГУ, 1954, № 185.
- Налимов В. В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении. Тбилиси, 1978. У
- Небылицын В. Д. Исследование взаимосвязи между чувствительностью и силой нервной системы. В кн.: типологические особенности высшей нервнойIдеятельности человека. М., 1959, т. II.
- Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3 кн. -М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДО. С, 1998.
- Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни. М., 1989.
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
- Озеров В. П. Формирование психомоторных сйособностей у школьников. -Кишинев: Лумина, 1989. j
- Осипов В. П. О распознавании психопатий и. ограничении понятий. в кн.: Советская невропсихиатрия, т. 1., Л., ОГИЗ, 1936, с. 100−116.
- Осницкий А. К. Проблемы исследования рубъектной активности. // Вопросы психологии. 1996. — № 1. С. 5−19.
- Павлов И. П. Полн. собр. соч., т. III. !
- Палей И. М., Пшеничнов В. В. Учение И. 1^. Павлова о типах высшей нервной деятельности и проблема темперамента. Зопр. психологии, 1955, № 5. !¦
- Петрова Е. Ребенок из неблагополучной семьи // Вопросы психологии. — 1990, № 4.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., «Просвещение». 1969. J
- Платонов К. К. Теория и методы. В кн.: «Личность и труд». М., «Мысль», 1965.
- Плюснин Ю. М. Проблема биосоциальной1 эволюции. Новосибирск, 1. Наука». 1990.
- Пономарев Я. А. Методологические проблемы в психологии. М.: Наука. 1986. i
- Пономаренко В. А. Психологические аспекты социальной нестабильности. / Под ред. Б. А. Сосновского. М., 1995.
- Попов В.Г. Молодежь в сфере криминального влияния // Социологические исследования. 1998, № 5.
- Преступность и культура.-М., 1999. >¦-
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи.: М., 1990.
- Прихожан А.Н. Тревожность и страх у младших школьников / Психическое здоровье детей и подростков. М., 1994.
- Проблема общения в психологии. /Под ред. Б. ф. Ломова. -М., 1981.
- Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. / Под ред. С. Л. Рубинштейна. М., I960.
- Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.
- Психология подростка: Хрестоматия. Сост. Ю, И. Фролов М.: Рос. Пед. Агентство, 1997.
- Реан А. А. Характерологические особенности подростков делинквентов // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. С. 139−144. ,
- Романова Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992. 1
- Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб., 2001.1. f
- Романова E.C., Усанова O.C, Потемкина О. Ф. ПсихологическаяIу «•¦• • • ' • •• * •• '. ' • •, диагностика развития школьников в норме и патологии. М., 1990.
- Рубинштейн С. JI. Бытие и сознание. М. 1957.
- Рубинштейн С. JI. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
- Рубинштейн С. JI. Принцип творческой самодеятельности. Ученые записки высшей школы г. Одессы, 1922, т. II, с. 148−154.
- Рубинштейн С. JI. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. £Пб: Питер, 2000.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. М., 1970. -
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1999.
- Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.
- Русалов В. М. Дифференциальная психофизиология: Основные достижения и перспективы изучения индивидуальности человека. // Психологический журнал. 1988, — Т. 1, № 2, с. 61−76.
- Самарин Ю.А. Опыт экспериментально психологического изучения типологических особенностей нервной системы у детей // Изв. АПН РСФСР. -1994. — вып.2
- Семке В. Я. Истерические состояния. М., 1988.
- Семке В.Я., Положий Б. С. Пограничныесостояние и психическое здоровье. Томск, 1990.
- Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.
- Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984.
- Славская К. А. Мысль в действии. М., 1968.
- Слободчиков В. И. Реальность субъективного духа. // Начала христианской психологии. / Под ред. Б. С. Братуся и С. Л. Воробьева. М.:1. Наука, 1995.
- Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.
- Соколова Е.Т. К теоретическому обоснованию проективного методаисследования личности. В кн.: Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. — Тбилисси, 1978.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
- Сосновский Б. А. О психологических проблемах школьного образования. Химия в школе 1994. — № 5.
- Сухарева Е.Г. Лекции по психиатрии детского возраста. М., 1984.
- Теплов Б. М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности и их определение // Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 1982.
- Теплов М.Б. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
- Теплов М.Б., Лейтес Н. С. К проблеме индивидуально психологическихjразличий // Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956.
- Ткаченко А. Н. Проблема исходной единицы анализа психологического в истории советской психологии (1920−1940 г. г.) // Вопросы психологии. 1980. -№ 2.
- Учителям и родителям о психологии подростка. / Под ред. Аракелова Г. Г. М.: Высшая школа, 1990. '
- Ушаков Г. К. Закономерности формирования личности и школьный возраст. «Вестн. АМН СССР», 1972, № 4, с. 75−81.
- Ушаков Г. К. Клинический метод исследования в психиатрии и норма реакции в кн.: Психосоматическое развитие и норма реакции. М., 1975.
- Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.: Медицина, 1978.
- Ушаков Г. К. Эволюционный аспект формирования личности, в кн. Проблемы личности. Т.2., М., 1970.
- Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1978.
- Фелинская Н. И. О понятии и классификации дограничных состояний в кн.: Проблемы судебной психиатрии (пограничные, состояния). Вып. 19. М., 1971.
- Фильченков Г. И. Предупреждение и раскрытие групповых преступлений несовершеннолетних. М., 1997.
- Фоломеева Т.В. Опыт применения проективной методики «Психологический рисунок» //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. -2000.-№ 2.
- Фрейеров О. Е. О психопатических, акцентированных и деформированных личностях в кн.: Проблемы личности. М., 1970., т. 2.
- Хейссерман Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка. Оценка интеллектуального сенсорного и эмоционального развития. М., Просвещение, 1964.
- Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. СПб., 2000.
- Холл Ст. Г. «Юность». Пг., 1904.
- Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. Ред Е.-Д. Хомская. М., 1999.
- Худик В.А. Детская патопсихология. Киев. 1997.
- Целибеев Б. А. К вопросу о конституциональном факторе формирования особенностей личности. в кн.: «Проблемы личности», т. 2, М., 1970.
- Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М., 2003.
- Чудин А. А. О вариантах психастенического развития. в кн.: Вопросы клиники, патогенеза и судебно-психиатрической оценке психических заболеваний. М., 1967.
- Чудновский В. Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии. // Психологический журнал. 1993. — № 5. Т. 14. С. 3−12.
- Шадриков В. Д. Духовные способности. М.: Магистр, 1996.
- Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. •
- Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М.: «Логос», 1996.
- Шорохова Е. В. Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
- Шорохова. Е. В. Проблема сознания в философии и психологии. М., Соцэкгиз, 1961.
- Шпрангер Э. Психология юношеского возраста. М., 1924.
- Шпрангер Э. Формы жизни. СПб., 1914.
- Штерн В. Личность и вещь. Пг., 1906.
- Штерн В. Умственная одаренность: психологические методы испытанияумственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. снем. А. П. Болтунова- под ред. В. А. Лукова. СПб. Союз, 1997.
- Штерринг Г. Психопатология в применении к психологии. СПб., 1903.
- Эльконин Д. Б. Детская психология. М., учпедгиз, 1960.
- Эльконин Д. Б. Некоторые психологические особенности личности подростка. (Совместно с Драгуновой Т. В.). // Советская педагогика, 1965, № 12.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
- Энциклопедия психологических тестов. М., 2000.
- Юдин Т. И. Психопатические конституции. М., 1926.
- Юнг К. Г. Психология и алхимия. М., 1997.
- Яковлев Д.А. Проективная психодиагностика: теория и практика. -М., 2001. :
- Якубовская М.Л. Эмоциональная регуляция устойчивости личности./ автореф. Дисс.канд.псих.наук. -М., 1998. ,
- Abt L., Bellak L. (eds.) Projective psychology. N.Y., 1950.
- Allport G. W. The ego in contemporary psychology. Psyhol. Buuii. 1943. V.5.
- Anastasi A. Psychological testing. N.Y., 1999. :
- Anzieu D. Les methods projectiles. Pens, I960.
- Atkinson R. L., Atkinson R. S., Smith E. E. Imtroduktion to psychology/ -Ins., 1990.
- Bandura A. Social Foundations of thought and. action. A Social Cognitive
- Theory. Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs, New Jersey. 1986.
- Bellak L. The T.A.T., CAT. and S.A.T. in clinicaif use. N Y. 1978.
- Berline D.E. Arousal reward and learning. Experimental approaches to the study of emotional behavior. Annals of the New York Acad, of Sciences, 1969, vol. 159, № 3,p. 1059−1070.
- Bernstein B. Class, codes and control. In: Theoretical studies towards a sociology of language. L., 1971, vol. 1.
- Bloom B. S. Stability and change in human characteristics. N.Y., 1964.
- Boyev I.V., Achverdova O. A. Constitutional. psychopharmacotherapy of personality and behavioral disorders in the teenagers. // 2nd International Conference on the synthesis between psychopharmacotherapy and psychotherapy. Geneva, 1999, p.93
- Boyev I.V., Butova 0., Belascheva I. Psychologic i^nd antropometric features of personal character accentuations in adolescents. // 5th World Congress on «Innovations in psychiatry 1998», abstracts. — London, 1998, p. 13
- Boyev I.V., Zolotarjov S.V., Chaspabov Yu. Bioenergetic personal profile and psychotropic medication// 5th World Congress on «Innovations in psychiatry 1998», abstracts. — London, 1998, p. 55
- Boyev I.V., Zolotarjov S.V., Krivokon V.I. Registration of constitutional personal psychotype bioenergetic matrix// 5th World Congress on «Innovations in psychiatry- 1998», abstracts. London, 1998, p. 20
- Boyev I.V. Krivokon V.I., Achverdova O.A., Kolomeytsev A.I. Biophysical express-diagnostics of constitutional psychotypes. //5thWorld Congress «Psychiatric Emergencies in a Changing World». Brussels, 1998, p. 29.
- Bruschlinski A.W. Uber einige Modellierungsverfahren in der Psychologie. Berlin, 1974.
- Brushlinski A.V. Man an as object of investigation // Herald of the Russian Academy of Sciences. 1995. V. 65. P. 424−431.
- Bryner J.S. Perceptual theory and the Rorschach test. «J. of Pers.» 1948. v. 17.
- Buss A.N., Plomin R., Willerman L. The inheritans of temperament. J. of personality, 1974, vol. 41, № 4, p. 513−515.it
- Cattell R.B. Personality and motivation Structure and Measurement. N. Y., 1957.
- Conrad K. Der Konstitutionstypus. Berlin -Oottingen Heidelberg, 1963. S. 172.
- Dawidow W.W. Grundlegende probleme der entwicklungs- und Padagogischen Psychologie in der gegenwartigen Etappe des Bildungswesens. Sowjetwissenschaft/ Gesellschafitswissenschaftliche Beitrage, 1977, Bd: 30, S. 141 153.
- Dollard J., Miller N.E. Personality and Psychotherapy. An Analysis in Terms of Learning, Thinking and Culture. New York, 1950.
- Eichorn I. W. et al. Die Dialektik der Produktivkradten und Produktionsverhaltnissen. Berlin, 1975.
- Elkonin D. B. Zum problem der Periodisierung der psychischen Entwicklung im kindesalter. Teoksessa Psychologische Probleme der Entwicklung sozialistischer Personlichkeiten. Berlin, 1972.
- Eysenck H. J. Creativity and personality: A theoretical perspective // Psychological Inquiry. 1993. V. 4. P. 147−178. -
- Eysenck H. J. The Structure of Human Personality. London, 1971.
- Frensch P. A., Sternberg R .J. Expertise and intelligent thinking: When is it worse to know better? / Ed. R. J. Sternberg. Advances in the psychology of human intelligence Hillsdale, NJ: Eribaum. 1989. V. 5. P. 157−158.
- Freud S. Introduzione alia psicanalisi. Prima e &econda serie di lezioni. Ed. Bormghieri, Torino, 1969.
- Freud S. Isteria ed angoscia. II caso di Dora, Inibizione, sintomo ed agnoscia. Ed. Bormghieri, Torino, 1974. :
- Fromm E. Anatomia della distruttivita umana. Edivlondadori, Milano, 1975.
- Galperin P.Ya. On the notion of internalisation. -Soviet Psychology, 1966, vol. 1, № 3. p. 28−33.
- Geier J. Personal Profile System. Denver: Carlson Learning Company, Mpls., MN, 1991.
- Gilflllan S.C. The sociology of invention. Chicago, 1935.
- Ginsburg В., Allee W.C. Some effects of conditioning on social dominance and subordination in inbred strains of mice. Physiol. Zool, 1942, vol. 15, p. 485 506.
- Hamilton V. Cognitive development in the neuroses and schisophrenias. In: The development of cognitive-processes. L., 1976.
- Jung C.G. Psicologia del transfert. Ed. II Saggiatore, Milano, 1975.
- Kelly G.A. The psychology of personal constructs. N. Y, 1955.
- Kelly H.H. Attribution in social interaction. In: Attribution: perceiving the causes of behavior / Ed. by E. -I oiu-.s et al. N. Y.: General learning Press, 1972.
- Kohlberg L. Stage and sequence: the cognitive-developmental approach to socialization. In: Handbook of socialization theory and research. N. Y., 1969.
- Laplanche J., Pontalis J. B: Delimitation du concept freudien de projection. -«Bull, depsychol.», 1973, v.225.
- Mucchielli R. Lanotion de projection. «Bull, de psychol.», 1963, v.225.
- Rpaport D. et al. Diagnostic psychological testing, Chicago, 1978.
- Vygotsky L.S. Leurnmg and mental development at school age. In: Educational psychology in the USSR. L., 1963.
- Vygotsky L.S. Mind in society. The development of higher psychological functions. Cambrige, 1978. ,
- Vygotsky L.S. Thought and language. Cambrige, 1962.