Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отдельные направления эстетического образования представляют исследования, которые выполнены по различным составляющим эстетической культуры: эстетическая потребность (Е.С. Акопджанян, И. А. Джидарьян и др.), эстетическое сознание (Е.В. Волкова и др.), эстетический вкус (О.В. Лармин и др.), эстетические чувства (Б.Г. Кубланов, Л. Г. Юлдашев и др.), эстетические взгляды и эстетические идеалы (В.Н… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
    • 1. 1. Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания в процессе решения проблемы формирования эстетического образа жизни учащихся
    • 1. 2. Педагогические основания решения проблемы взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания в процессе формирования эстетического образа жизни учащихся
    • 1. 3. Структурно-функциональная модель процесса формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
    • 2. 1. Цель, этапы и содержание опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Методические особенности реализации модели формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания
    • 2. 3. Результаты и
  • выводы опытно-экспериментальной работы по формированию эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Формирование эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Проблема формирования эстетического образа жизни учащихся сегодня особенно актуальна. Значимость проблемы определяется тем, что в современном российском обществе существенно изменились условия функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных общественных объединений, религиозных организаций, а также социокультурная жизнь молодежи в целом. Современное общество заинтересовано в личности целостной, нравственной, эстетически развитой, ощущающей и создающей красоту в самых разных жизненных ситуациях и явлениях.

Стремительное развитие средств коммуникации и отмена конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразовали информационное поле и, следовательно, воспитательное пространство. Информационный поток, распространяемый через прессу, телевидение, радио, Интернет, нередко пропагандирует безумный, праздный образ жизни.

Различные аспекты проблемы воспитания подрастающего поколения рассматриваются в основополагающих документах, определяющих образовательную деятельность школ: Закон РФ «Об образовании», Программа развития образования до 2010 г., Национальный проект поддержки образования и др. Суть положений этих документов может быть определена следующим образом — повышение качества образования учащихся всеми доступными способами.

В то же время наблюдается падение общекультурного и образовательного уровня учащихся, что провоцирует у молодых людей депрессию, стрессы, неврозы, агрессию, приводит к неспособности противостоять натиску насилия, преступности, проституции, наркомании. Низкая материальная обеспеченность многих семей заметно сократила доступность культурных центров, театров, музеев, особенно остро эта проблема ощутима в сельской местности. Снижение культурно-образовательного уровня населения продолжается, и учащиеся, вращаясь в атмосфере бездуховности, все больше отчуждается от моральных и культурных ценностей.

Программа развития воспитания в системе образования России отмечает особое значение формирования ценностных мировоззренческих оснований воспитания, нового воспитательного потенциала и ориентирует целенаправленную педагогическую деятельность на «создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей» [35, с. 9]. Данный документ называет в числе задач воспитания необходимость гуманизации образования и возрастания ценности эстетического воспитания подрастающего поколения России.

Эстетическое воспитание рассматривается как одна из подсистем духовно-нравственной культуры. Оно охватывает эстетическое освоение и преобразование мира, то есть ценности и отношения, связанные с эстетической деятельностью. Эстетическое воспитание не мыслимо без эстетического развития, художественного образования, художественно-творческого развития личности. Результат эстетического воспитания — обогащение учащегося навыками и способами творческой деятельности, умением видеть прекрасное вокруг себя и использовать эту красоту в творческом труде. В связи с этим возникает потребность формирования эстетического образа жизни учащихся.

Достаточно глубоко разработаны теоретические основы решения проблемы развития эстетической культуры в философских, педагогических теориях отечественных и зарубежных мыслителей, педагогов, психологов, методологов, культурологов (Ш. Фурье, И. Песталоцци, К. Д. Ушинский, В. П. Острогорский, A.B. Луначарский, Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ю. Б. Борев, А. И. Буров, П. С. Гуревич, И. И. Зарецкая, М. С. Каган, Б. Т. Лихачев, В. Ф. Мартынов и другие).

В философии нравственно-эстетические проблемы рассматривались в трудах Сократа, Платона, Аристотеля, Пифагора, Г. Гегеля, B.C. Соловьева, А. Ф. Лосева и др.

Основные критерии современной эстетики, особый язык теоретической мысли об искусстве, универсально-системные модели мира культуры разрабатывали: А. Баумгартен, Г. В. Ф. Гегель, И. Кант, Ф. Шиллер и др.

Поиском принципов художественной типологии на междисциплинарной основе под знаком эстетического, искусствоведческого или культурологического анализа занимались: А. Гильдебранд, В. Дибелиус, Б. Зейферт, Г. Корф, К. Фолль, К. Фосслер, Г. Фрейтаг и др.

Психологии эстетической потребности уделяли внимание исследователи: П. Я. Гальперин, Ю. Б. Гиппенрейтер, Ж. Годфруа, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. В. Симонов и др.- вопросы психологии художественного восприятия освещали: Р. Анхейм, Г. Вельфлин, Л. С. Выготский и др.

Аксиологический аспект эстетической культуры представлен в трудах философов и искусствоведов (М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, М. С. Каган, Л. Н. Столович, М. Хайдеггер и др.), педагогов (С.Р. Дерябин, Д. Б. Кабалевский, С. М. Каргапольцев, В. А. Сухомлинский и др.).

Изучению характера влияния искусства на развитие компонентов эстетического образа жизни учащихся посвящены научные разработки в области общей, возрастной и педагогической психологии (Б.Г. Ананьев, Е. И. Игнатьев, Н. В. Кузьмин, А. Н. Леонтьев, P.C. Немов и др.), в области дидактики (В.И. Загвязинский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.).

Общие аспекты теоретических и практических исследований проблемы эстетического образования учащихся представлены в работах ряда ученых, в числе которых В. Л. Бенин, Ю. Б. Борев, М. А. Верб, A.B. Гулыга, Б. Т. Лихачев, Б. М. Неменский, В. И. Ракитин и др.

Отдельные направления эстетического образования представляют исследования, которые выполнены по различным составляющим эстетической культуры: эстетическая потребность (Е.С. Акопджанян, И. А. Джидарьян и др.), эстетическое сознание (Е.В. Волкова и др.), эстетический вкус (О.В. Лармин и др.), эстетические чувства (Б.Г. Кубланов, Л. Г. Юлдашев и др.), эстетические взгляды и эстетические идеалы (В.Н. Липский, H.A. Ястребова и др.), художественное общение (Т.Г. Русакова и др.), эстетическая деятельность и художественное творчество (О.И. Никифорова и др.). Сущность, цели, задачи и принципы эстетического воспитания определены в работах И. Ф. Гончарова, Г. Н. Джибладзе, В. А. Разумного, A.B. Толстых, Е. В. Шевцова и др.

Проблемы культуры педагогической деятельности освещены Л.А. Во-ловичем, И. Ф. Исаевым, Н. Я. Сайгушевым, В. А. Сластениным, Л. Б. Соколовой, Н. В. Сергеевой и др.

Таким образом, анализ научной литературы свидетельствует о том, что в области эстетического воспитания учащихся накоплен достаточно богатый положительный опыт, разрабатываются различные подходы к этому процессу, в то же время остаются нерешенные аспекты проблемы как в теоретическом, так и в практическом плане. В системе предметов и программ общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования формируются отдельные невзаимосвязанные компоненты эстетического воспитания (учебные занятия изобразительного искусства, музыки, уроки технологии и др.). Анализ программ эстетического профиля показывает, что учебные и факультативные курсы этого направления традиционно ориентированы на искусствоведческий материал и предназначены для работы, в основном, с учащимися среднего и старшего возраста. Их ценность в эстетическом и нравственном воспитании учащихся несомненна, но формирование жизненных, нравственных, эстетических ценностей, творческой активности начинается в младшем школьном возрасте и должно вестись системно. Подобной интегрированной программы нравственного и эстетического воспитания учащихся нет. При этом уровень кадрового, методического и дидактического обеспечения системного нравственно-эстетического воспитания учащихся на сегодняшнем этапе не достаточно высок.

Одним из способов обеспечения эстетического и нравственного воспитания в образовательном процессе может стать разработка и внедрение программы «Общее эстетическое развитие учащихся», которая будет способствовать формированию эстетического образа жизни, так как содержание программы направлено на формирование мировоззренческих личностных позиций учащихся на основе этических, эстетических, культурологических знаний, на освоение общечеловеческих эстетических ценностей, гуманистической культуры прошлого и настоящего, на размышления о будущем.

Таким образом, мы выделяем противоречие между потребностью общества в эффективной системе нравственно-эстетического воспитания, а также требованиями к формированию эстетического образа жизни учащихся и существующим недостаточным уровнем педагогического и научно-методического обеспечения взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания учащихся.

Необходимость разрешения выделенного нами противоречия обуславливает актуальность проблемы исследования — повышение эффективности формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания.

Все вышеизложенное обусловило формулировку темы исследования: «Формирование эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания».

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и апробировать структурно-функциональную модель формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания.

Объект исследования: система нравственно-эстетического воспитания учащихся образовательных учреждений.

Предмет исследования: процесс формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания.

Гипотеза исследования: эффективное формирование эстетического образа жизни учащихся в системе нравственно-эстетического воспитания может быть обеспечено, если:

1) разработана и внедрена в воспитательный процесс структурно-функциональная модель формирования эстетического образа жизни учащихся, включающая целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты;

2) формирование эстетического образа жизни учащихся осуществляется следующим комплексом средств нравственного воспитания: знаковые средства духовной культуры, средства коммуникации, средства интеллектуальной и творческой деятельности;

3) целенаправленный и комплексный характер модели и средств формирования эстетического образа жизни обеспечивается реализацией образовательной программы «Общее эстетическое развитие учащихся» .

В соответствии с целью и гипотезой ставились следующие задачи исследования:

1) на основе анализа отечественной и зарубежной литературы оценить состояние и уровень решения проблемы формирования эстетического образа жизни учащихся;

2) определить комплекс средств нравственного воспитания, формирующих эстетический образ жизни учащихся;

3) разработать и внедрить в практику нравственно-эстетического воспитания программу «Общее эстетическое развитие учащихся», формирующую эстетический образ жизни учащихся;

4) выделить основные компоненты, установить характер их взаимосвязи и экспериментально проверить эффективность функционирования структурно-функциональной модели формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания.

Методологическую основу исследования составили положения культурологии, эстетики о сущности и роли эстетической культуры в формировании личности учащегосятеоретические исследования в области общей, возрастной, педагогической психологипсихолого-педагогические исследования о природе и развитии эстетического восприятия, эмоционально-оценочных суждений, эстетической деятельности:

— теория формирования личности в воспитательном процессе (Ю.М. Орлов, A.B. Петровский, Н. Я. Сайгушев, P.A. Литвак и др.);

— теория потребностей личности (C.J1. Рубинштейн, Г. С. Тарасов и др.);

— теория ценностных форм сознания (Ю.Б. Борев, Ю. М. Лотман и др.);

— теория нравственного воспитания (Ш.А. Амонашвили, В.А. Караков-ский, В. А. Сухомлинский и др.);

— теория развития личности в различных видах деятельности (А.Г. Ас-молов, Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник, В. А. Черкасов и др.);

— теретические положения, касающиеся психолого-педагогических особенностей подросткового и юношеского возрастов (И.С. Кон, Д.И. Фельд-штейн и др.);

— культорологический подход к образовательному процессу (Т.В. Анд-риарский, B.C. Библер, Л. Б. Соколова и др.);

— философская концепция взаимосвязи культуры и нравственного мира личности (Л.П. Буева, И. В. Ильенков, А. К. Уледов и др.);

— личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, Г. И. Щукина и др.);

— системный подход, основывающийся на общей теории систем (В.Г. Афанасьев, В. П. Беспалько и др.);

— личностно-ориентированный подход (В.А.Беликов, В. Я. Ляудис, В. Г. Маралов, И. С. Якиманская и др.).

База исследования. Данное научное исследование проведено на базе муниципальных общеобразовательных учреждений Тюменской области Сургутского района: «Локосовская средняя общеобразовательная школа» сельского поселения Локосово, «Солнечная средняя общеобразовательная школа» сельского поселения Солнечный. В этих школах в педагогическом эксперименте на протяжении 2004;2006 гг. приняли участие 320 человек.

На первом этапе (2000 — 2003 гг.) изучались теоретические материалы по проблеме исследования, разрабатывались педагогические основания формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания. Результатом первого этапа экспериментальной работы явилось уточнение проблемы, аппарата исследования, уточнение понятий и определение основных принципов разработки программы «Общее эстетическое развитие учащихся». Ведущими методами исследования на этом этапе были: анализ литературы, анализ программ эстетического воспитания, обобщение педагогического опыта по данной проблеме, опрос, анкетирование.

На втором этапе (2004 — 2006 гг.) продолжалось изучение проблемы, осуществлялся естественный эксперимент, в рамках которого проводились констатирующий и формирующий эксперименты, апробация программы, ее коррекция и повторная апробация в экспериментальном и обычном классах. Результатом второго этапа экспериментальной работы явилось обобщение полученных результатов, выявление тенденций и закономерностей наблюдаемых процессов. Была разработана модель формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания, выявлена динамика её развития. На данном этапе ведущими методами были: системный анализ, обобщение информации, моделирование, методы опроса, педагогический эксперимент, проективный метод, анализ продуктов деятельности учащихся, методы математической статистики.

На третьем этапе (2006 — 2007гг.) подведены итоги экспериментальной работы, проанализированы и систематизированы результаты исследования, сделаны обобщения, сформулированы выводы и рекомендации, осуществлялось оформление диссертационного исследования. Основные методы данного этапа: качественный и количественный анализ исследования, статистическая обработка данных эксперимента, методы наглядного представления результатов.

Научная новизна исследования заключаются в следующем:

1) разработана структурно-функциональная модель формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания;

2) выявлен комплекс средств нравственного воспитания, формирующий эстетический образ жизни учащихся на основе нравственно-эстетического воспитания.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнены признаки понятия «эстетический образ жизни» учащихся с учетом особенностей образовательного процесса в школе и учреждениях системы дополнительного образования, а также определены факторы создания эстетического пространства, оказывающие позитивное влияние на формирование эстетического образа жизни учащихся.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты эмпирически подтверждают разработанную теоретически структурно-функциональную модель формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания и реализовать на практике данную модель. Определены и охарактеризованы критерии и уровни формирования эстетического образа жизни учащихся. Разработана и апробирована образовательная программа «Общее эстетическое развитие учащихся». Доказано, что программа «Общее эстетическое развитие учащихся» при внедрении в практику обеспечивает повышение уровня нравственно-эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы, учреждений системы дополнительного образования и может быть использована в массовой практике эстетического и нравственного воспитания учащихся школ, в образовательном процессе учреждений дополнительного образования.

Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью теоретических позиций, адекватностью методов исследования целям и задачам работы, повторяемостью результатов исследования и репрезентативностью полученных данных, подтверждением выдвинутой гипотезы исследования результатами экспериментальной работы, обработкой данных методами математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эстетический образ жизни учащихся определяется как образ жизни, представляющий вид жизнедеятельности, формирующий нравственно-эстетический идеал человека современного общества, основанный на взаимовлиянии эстетических и нравственных взаимодействий, ежедневно предстающих перед ребенком в разнообразных материальных и духовных формах.

2. Формирование эстетического образа жизни учащихся эффективно осуществляется в рамках структурно-функциональной модели, представляющей собой сложное системное образование, особенностями которой являются структурированность и функциональность, целостность, уровневость, динамичность, адаптивность, технологичность, гуманистическая направленность.

3. Эффективность функционирования модели формирования эстетического образа жизни учащихся обеспечивается использованием средств нравственного воспитания (знаковые средства духовной культуры, средства коммуникации, средства интеллектуальной и творческой деятельности), реализуемых в рамках программы «Общее эстетическое развитие учащихся».

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

— посредством выступлений на семинарах и конференциях кафедры педагогики Магнитогорского государственного университета (2004, 2005 и.

2006 гг.), кафедры педагогики Сургутского государственного педагогического университета (2002 — 2006 гг.);

— выступлениями с докладами на научно-практических конференциях в г. Магнитогорске (2005 и 2006 гг.), г. Сургуте (2003, 2005 и 2006 гг.);

— на заседании Школы педагогического мастерства Сургутского государственного педагогического университета (июнь 2005, февраль 2006 г.), на Знаменских чтениях Сургутского государственного педагогического университета (февраль 2006 г.);

— на ежегодных семинарах отдела народного образования Сургутского района;

— в процессе педагогической деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Локосовская средняя общеобразовательная школа» Сургутского района на протяжении всех этапов исследования;

— посредством публикаций результатов исследования в сборниках научных трудов г. Магнитогорска, г. Санкт-Петербурга, г. Сургута.

Внедрение результатов исследования осуществлено в процессе учебно-воспитательной деятельности учащихся образовательных учреждений Тюменской области Сургутского района: «Локосовская средняя общеобразовательная школа» сельского поселения Локосово, «Солнечная средняя общеобразовательная школа» сельского поселения Солнечный и муниципального общеобразовательного учреждения «Детская картинная галерея» г. Магнитогорска. Материалы исследования используются в данных муниципальных образовательных учреждениях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, 24 таблиц, 11 гистограмм, 5 схем, библиографии (215 источников).

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Во второй главе нашего исследования описывается опытно-экспериментальная работа по формированию эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания. Мы раскрыли основные направления и результаты исследования, определили критерии формирования эстетического образа жизни.

В данной главе описывается методика и результаты апробации структурно-функциональной модели формирования эстетического образа жизни средствами нравственного воспитания. Проводимый нами эксперимент строился на соотношении результатов теоретического осмысления исследуемой проблемы с практическим внедрением в образовательную деятельность учащихся базовых экспериментальных площадок, формирующих эстетический образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания.

Результаты констатирующего этапа показывают, что формирование эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания осуществляется в недостаточной степени: необходима целенаправленная, системная, специальная работа в этом направлении.

Экспериментальная работа показала, что формирование эстетического образа жизни учащихся протекает более успешно при реализации разработанной нами структурно-функциональной модели формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания. Диагностика уровня формирования эстетического образа жизни учащихся после проведения экспериментальной работы по выделенным критериям показала, что разработанная нами структурно-функциональная модель формирования эстетического образа жизни учащихся является необходимой и достаточной.

Учащиеся экспериментальных групп, в которых была реализована структурно-функциональная модель формирования эстетического образа жизни учащихся, показали более высокий уровень формирования эстетического образа жизни по сравнению с группами, в которых эксперимент не проводился.

Таким образом, мы можем заявить о достаточно высоком уровне эффективности предлагаемой модели формирования эстетического образа жизни учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Необходимость формирования эстетического образа жизни учащихся обусловлена возрастающей потребностью современного общества в воспитании личности целостной, нравственной, эстетически развитой, ощущающей и создающей красоту в самых разных жизненных ситуациях и явлениях. В связи с этим возникало противоречие между потребностью общества в эффективной системе нравственно-эстетического воспитания, а также требованиями к формированию эстетического образа жизни учащихся и существующим недостаточным уровнем педагогического и научно-методического обеспечения взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания учащихся.

Потребностью практики определяется необходимость разрешения проблемы обеспечения эффективности взаимосвязанного нравственного и эстетического воспитания учащихся, результатом которого является формирование эстетического образа жизни.

В ходе теоретического этапа исследования нами мы выявили низкий уровень разработанности вопросов, касающихся и нравственного и эстетического воспитания. В генезисе рассматриваемой нами проблемы мы также отметили, что проблема взаимосвязи процессов нравственного и эстетического воспитания в педагогической теории и практике разработана не полностью. Мы выяснили, что одной из причин неэффективности взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания является отсутствие целей, задач, методов системного нравственно-эстетического воспитания, результатом которого может являться эстетический образ жизни.

Таким образом, актуальность разработки и внедрения структурно-функциональной модели формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания не вызывает сомнения.

Для формирования понятийного аппарата мы уточнили признаки ключевых понятий нашей работы, которые выразили во взаимосвязи, описали их проявления и представили в виде таблиц и схем. В ходе исследования мы проанализировали такие понятия как: «нравственное воспитание», «эстетическое воспитание», «взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания», уточнили признаки понятий «эстетическое пространство», «эстетический образ жизни»: Это позволило более точно подойти к решению проблемы взаимосвязи нравственно-эстетического воспитания учащихся.

Ключевое понятие нашего исследования «эстетический образ жизни учащихся» мы определяем как образ жизни, представляющий вид жизнедеятельности, формирующий нравственно-эстетический идеал человека современного общества, основанный на взаимовлиянии эстетических и нравственных взаимодействий, ежедневно предстающих перед ребенком в разнообразных материальных и духовных формах.

В ходе исследования разработаны педагогические основания организации процесса нравственно-эстетического воспитания с учетом положений культурологического, системного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов, которые позволяли создать предметную среду жизнедеятельности учащихся, сконструировать структурно-функциональную модель формирования эстетического образа жизни учащихсяразработана и апробирована программа учебного предмета «Общее эстетическое развитие учащихся» как основа формирования эстетического образа жизни учащихся.

Полученные результаты теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы позволяют считать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, а поставленные в работе задачи в целом решены. В ходе исследования нами разработана модель формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитанияразработана и апробирована авторская программа «Общее эстетическое развитие учащихся" — разработаны и опубликованы методические рекомендации по формированию эстетического образа жизни учащихся, которые могут быть использованы в массовой практике, в образовательном процессе.

Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность внедрения структурно-функциональной модели формирования эстетического образа жизни учащихся, что позволяют признать проведение опытно-экспериментальной работы в соответствии с разработанной структурно-функциональной моделью успешной, доказывающей выдвинутые теоретические положения подтвержденными.

В то же время наше изыскание не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы. Не все аспекты данной проблемы изучены нами в полной мере, однако общий подход к построению модели формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания представляется нам достаточно ясно, а выявленные педагогические основания апробированы на практике и дали положительные результаты.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.А. Русский речевой этикет / А. А. Акишина, Н.И. Фор-мановская. М.: Просвещение, 1978. — 97 с.
  2. , Е.С. О природе эстетической потребности / Е. С. Акопджанян. Ереван: Изд-во ЕГРПИ, 1973. — 92 с.
  3. , Ю.Б. Основы эстетического воспитания / Ю. Б. Алиев. М.: Наука, 1986.- 156 с.
  4. , М.В. Этюды по всеобщей истории искусства / М.В. Алпатов- М.: Просвещение, 1979.- 233 с.
  5. , Ш. А. Живая этика основа гуманной педагогики / Ш. А. Амонашвили // Юбилейные рериховские чтения. Материалы международной общественно-научной конференции. 1999. — М.: Международный Центр Рерихов, 2000. — 155 с.
  6. , А.Л. Место искусства в познании мира / А. Л. Андреев. -М. .-Наука, 1981.- 166 с.
  7. , С. А. Эстетическое воспитание младших школьников / С. А. Аничкин. Свердловск: Ср.-Уральск. кн. изд-во, 1967. — С. 110.
  8. , Л.А. Программа «Искусство в познании мира» / Л. А. Антипина // Образовательные программы по эстетическому воспитанию детей. -М.: ВЦХТ, 2000.
  9. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. / Аристотель- АН ССР, Ин-т философии. М.: Мысль. — Т. 2. — 1978. — 687 с.
  10. Ю.Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение. 1983.-608 с.
  11. П.Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М.: Прогресс, 1986. — 615 с.
  12. З.Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Просвещение, 1979. — 105 с.
  13. , В.А. Философия образования личности : деятельностный аспект / В. А. Беликов. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2004.-356 с.
  14. , В.А. Модель организации образовательного процесса в образовательном учреждении : пособие для аспирантов и соискателей / В. А. Беликов, Н. Г. Кривощапова. Магнитогорск: МаГУ, 2001. — 20 с.
  15. , H.A. Душа России / Н. А. Бердяев. Л.: Предприятие «Сказ», 1990.-29 с.
  16. , Г. А. Слагаемые педагогической технологии / Г. А. Бес-палько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  17. , Н. К. Программа педагога дополнительного образования / Н. К. Беспятова. М.: Айрис-Прэсс, 2003. — 88 с.
  18. , B.C. Нравственность. Культура. Современность (философские размышления о жизненных проблемах) /B.C. Библер // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Этика». М.: Знание, 1990. — № 4. — 64 с.
  19. , И.В. Философский принцип системности и системный подход / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин // Вопросы философии. -1978.-№ 8.-С. 39−53.
  20. , В.А. Нравтсвенное воспитание (философско-этические основы) / В. А. Блюмкин, Н. Г. Гумницкий, Т. В. Цырина. Воронеж.: Изд-во Воронежского ун-та, 1990. — 143 с.
  21. , C.B. Педагогическое стимулирование нравственного воспитания младших подростков во внеклассной деятельности школы : дис.. канд. пед. наук / C.B. Богдан. Оренбург, 1999. — С. 145.
  22. , О.С. О нравственном воспитании подростков : в помощь классным руководителям / О. С. Богданова, Л. И. Катаева, А. И. Шемшурина. -М.: Просвещение, 1979. 111 с.
  23. , О.С. Нравственное воспитание старшеклассников / О. С. Богданова, B.C. Черенкова: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1978. -111с.
  24. , Н.В. Педагогика / Н. В. Бодровская, A.A. Реан. М, 2001 -С. 43.
  25. , Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во «Институт практической психологии». — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 352 с.
  26. , Е. В. Образование и культура / Е. В. Бондаревская // Три ключа. Педагогический вестник. Выпуск второй. СПб.: Петроградский и К., 1998.-68 с.
  27. , Ю.Б. Эстетика / Ю. Б. Борев: в 2 т. 5-е изд., дополн. — Смоленск: Русич, 1997. — Т. 1. — 576 с.
  28. , Ю.Б. Космическое / Ю. Б. Борев. М.: Наука, 1970. — 446 с.
  29. , Ю.Б. Эстетика : в 2 т. 5-е изд., доп. — Смоленск: Русич, 1997.-Т. 2.-456 с.
  30. ЗЬБуева, Л. П. Общественный прогресс и гуманизм / Л. П. Буева. М.: Изд-во «Знание», 1985. — 64 с.
  31. , А.Н. Современный словарь иностранных слов. Более 25 тысяч слов и словосочетаний / А. Н. Булыко. 2-е изд., испр. и доп. — М.: «Мар-тирон», 2005. — 848 с.
  32. , А.И. Эстетика: проблемы и споры / А. И. Буров. М.: Просвещение, 1975.
  33. , А.И. Эстетическое воспитание в школе : вопросы системного подхода / А. И. Буров и др. М.: Народное образование, 1980.
  34. , В.В. Как сохранить общечеловеческие ценности? (Атеистический и нравственный аспекты) / В. В. Бурков. Л.: Знание, 1990. — 16 с.
  35. Бюллетень Министерства образования РФ. 1999. — № 12.
  36. , М.А. Эстетическое воспитание старшеклассников / М. А. Верб. -Л. :ЛГПИ, 1970.- 152 с.
  37. , В.В. Личность в системе нравственных отношений / В.В. Винокурова- под ред. И. И. Жбановой. Минск: Наука и техника, 1988. -110с.
  38. , Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа / Е. В. Влкова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 286 с.
  39. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — 208 с.
  40. Воспитание самостоятельности нравственно-этических оценок и суждений подростков средствами киноискусства. Методические рекомендации. Минск, 1987. — 50 с.
  41. , Л.С. Психология искусства / Л. С. Выготский. М.: Наука, 1978.
  42. , Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения / B.C. Выготский. М.- Л.: Учпедгиз, 1935. — 135 с.
  43. , П.Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. М.: МГУ, 1976.- 150 с.
  44. Гегель, Г. В. Ф. Философия духа // Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук / Г. В. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1977. — Т. 3. — 471 с.
  45. , Ш. М. Беседы об эстетике / Ш. М. Герман, В.К. Скатерщи-ков. 3-е издание, перераб. — М.: Знание, 1970. — 192 с.
  46. Гиппентейтер, Ю Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппен-тейтер. М.: Знание, 1991. — 79 с.
  47. , Л.Ю. Социализация школьника как явление педагогическое // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 42−45.
  48. , И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / И. Ф. Гончаров. М.: Панорама, 1986.
  49. , М.И. Применение математической статистики в педагогический исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. — 135 с.
  50. A.B. Принципы эстетики / A.B. Гулыга. М.: Политиздат, 1987.-285 с.
  51. , П. С. Культурология / П. С. Гуревич. М.: Сфера, 1998.
  52. , С.Р. Учебно-методическое пособие по истории мировой художественной культуры / С. Р. Дерябина. Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1995. -17 с.
  53. , М. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с геш-тальтупражнениями: пер. с англ. / общ. ред и послесл. JI.A. Петровской / М. Джеймс, Д. Ждонгвард. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс -Универ», 1993.-336 с.
  54. , Г. Н. Принцип эстетического воспитания / Г. Н. Джиб-ладзе. Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1971. — 347 с.
  55. , И.А. Эстетическая потребность / И. А. Джидарьян. М.: Наука, 1976.- 191 с.
  56. , А. О. природосообразности и культуросообразности в обучении // Народное образование. 1998. — № 7−8. — 193−197 с.
  57. H.A. Краткая история искусств / H.A. Дмитриева. М., 1988.-Вып. I-III. 1993 с.
  58. , И.М. Педагогика воспитания и развития личности учащихся / И. М. Дуранов, М. Е. Дуранов, В. И. Жернов. Магнитогорск: МГПИ, 1996.-315 с.
  59. , И.Ю. Педагогические условия социально-нравственной ориентации учащихся старших классов : дис.. канд. пед. наук / И. Ю. Елхов. -Челябинск: ЧелГу, 1996. 182 с.
  60. , Э.В. Об эстетической природе фантазии // Искусство и коммунистический идеал / Э. В. Ильенков. М., 1984. — 147 с.
  61. , Т.В. История искусств : Западноевропейское искусство / Т. В. Ильина. М.: Панорама, 1993.
  62. , Т.В. История искусств : отечественное искусство / Т. В. Ильина. М.: Просвещение, 1994.
  63. Искусство стран и народов мира: в 5 т. М.: Просвещение, 19 621 981.
  64. История русского искусства. М.: Наука, 1980.
  65. , Д.Б. Педагогические размышления / Д. Б. Кабалевский. М.: Педагогика, 1986. — 188 с.
  66. , М.С. Воспитателю о сексологии / М. С. Каган. М.: Педагогика, 1991.-256 с.
  67. , М.С. Мир общения : проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 315 с.
  68. , А. Бунтующий человек / А. Камю. М.: Политиздат, 1990.415 с.
  69. , И. Антропология с прагматической точки зрения. Сочинение в 6 т./ под общ. ред. В. Ф. Асмуса / И. Кант. М.: Мысль, 1996. — Т. 6. -С.349−584.
  70. , И. О педагогике / И. Кант- пер. с нем. С. Любомудрова. М., 1996.-92 с.
  71. , Ф.П. Об эстетическом развитии и воспитании / Ф.П. Кап-терев // Избр. пед. соч. М., 1976. — 323 с.
  72. , В. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. Караковский // Воспитание школьников. — 1993. — № 2. — С. 4−7- № 3. — С. 2−6- № 4. — С. 2−8- № 5. — С. 2−7.
  73. , С.М. Теория и практика гуманизации личности младшего школьника в процессе музыкального восприятия : дис.. д-ра пед. наук.-М., 1997.-411 с.
  74. , И.И. Искусство и религия / И. И. Карпушин. М.: Наука, 1991.
  75. , В.К. Теоретические основы межпредметных связей в профессионально-педагогической подготовке учителей в вузе : дис.. д-ра пед наук / В. К. Кириллов. М., 1990. — 418 с.
  76. , A.B. теория ориентации личности в мире ценностей : монография / A.B. Кирьякова. Оренбург, 1996. — 188 с.
  77. , Г. М. Педагогический словарь : для слушателей высших и средних педагогических учебных заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 99 с.
  78. Кон, И. С. Психология ранней юности: кн для учителя / И. С. Кон. -М.: Просвещение, 1989.-255 с.
  79. , В.А. Этика. Эстетика / В. А. Кондратов, Е. А. Чичина. -Ростов на -Дону: Феникс, 2004. — 408 с.
  80. , Б.И. Большой толковый словарь по культурологи / Б. И. Кононенко. М.: ООО Вече. Аст.2000, ООО «Издательство ACT», 2003.-512 с.
  81. , Б.И. Большой толковый словарь по культурологи / Б. И. Кононенко. Москва.: Вече. ACT. 2003 г. с. 294
  82. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года//Учительская газета, 2002, № 31
  83. , А.И. Педагогическая диагностика в школе / А. И. Кочетов, Я. Л. Коломинский, H.H. Верцинская. Минск, 1987.
  84. , А.И. Культурология : учебник / А. И. Кравченко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 288 с.
  85. Краткая философская энциклопедия. М.: Политиздат, 1994.
  86. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко- под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  87. Краткий словарь по эстетике. М.: Наука, 1983. — 130 с.
  88. , Н.В. В ожидании недоктринерской доктрины : размышления культуролога / Н. В. Крылова // Народное образование. 2000. — № 2. -С. 271. с. 267−274
  89. , C.B. Педагогика личности от концепции до технологии / C.B. Кульневич. Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 200. -160 с.
  90. Культура современного урока. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. — 92 с.
  91. , О.В. Эстетическое воспитание в период развития социализма / О. В. Лармин. М.: Знание, 1976. — 64 с.
  92. , В.А. Воспитание творчеством / В. А. Левин. М.: Народное образование, 1977.
  93. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  94. , А.Н. Проблемы развития психики / A.B. Леонтьев. М.: мысль. — 1965. — 573 с.
  95. , И.Я. Дидактические основы процесса обучения / И.Я. Лер-нер. -М.: Педагогика, 1981. 185 с.
  96. , В.Н. Эстетическая культура и личность / В. Н. Липский. -М.: Знание, 1987.- 123 с.
  97. , Б.Т. Педагогика : курс лекций / учебн. пособие для студентов педагог, учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК.- 4-ое изд., пере-раб. и доп. / Б. Т. Лихачев. М.: Юрайт, 2000. — 523 с.
  98. , Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: учебн. пособие для студентов высших учебных заведений / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1995.-230 с.
  99. , А. Нравственные основы педагогики / А. Лобок, В. Козлов // Народное образование. 1996. — № 10. — С. 13−16.
  100. , И.В. Духовное воспитание на уроках изобразительного искусства / И. В. Лопухова // Изобразительное искусство в школе. 2005. -№ 2. — С. 49−70.
  101. , А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Наука, 1991. -386 с.
  102. Ю9.Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре / Ю. М. Лотман. М.: Просвещение, 1994. — 436 с.
  103. , Т.П. Воспитание эстетического вкуса подростков средствами театрального искусства: дис.. канд. пед. наук / Т. П. Лясковская. Челябинск, 2004.
  104. , A.C. Книга для родителей / A.C. Макаренко. М.: Политиздат, 1934. — 385 с.
  105. , A.C. О воспитании / A.C. Макаренко. М.: Политиздат, 1989.-415 с.
  106. Малая история искусств: в 7 т. М.: Советская Россия, 1979−1981.
  107. , В.Ф. Философия красоты / В. Ф. Мартынов. Минск: тетра Системе, 1999. — 336 с.
  108. , В.М. Культура и история / В. М. Межуев. М., 1977.228 с.
  109. Мировая художественная культура. Программы. М.: Просвещение, 1995.- 135 с.
  110. Моральные ценности и личность / под ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаичева. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 176 с.
  111. , Б.М. Мудрость красоты: о проблеме эстетического воспитания / Б. М. Неменский. М.: Просвещение, 1987. — 235 с.
  112. , P.C. Учебн. для студентов высш. пед. учебн. заведений: в 2 кн., кн 2. Психология образования / P.C. Немов. М.: Просвещение: Владос, 1994.-496 с.
  113. , О.И. Исседования по психологии художественного творчества / О. И. Никифорова. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1972. — 15 с.
  114. Нравственное воспитание: проблемы теории и практики // Акад. Общ наук при ЦК КПСС, каф. идеол. работы и каф. соц. психологии и педагогики / под ред. А. К. Уледова. М.: Мысль, 1979. — 303 с.
  115. Общая психология / под ред. В. А. Петровского. М.: Просвещение, 1976.-579 с.
  116. , С.И. Словарь русского языка. 19-изд., исп. / С. И. Ожегов.-М., 1987.-944 с.
  117. , С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 1985. — 695 с.
  118. , Ю.М. Духовные ценности: проблема отчуждения / Ю. М. Орлов, Н. К. Эйнгорин. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993. -184 с.
  119. , В.П. Письма об эстетическом воспитании / В. П. Острогорский // Антология педагогической мысли России второй половины 19 начала 20 в. — М.: Педагогика, 1990. — 375 с.
  120. Основы эстетики и искусствознания: факультативный курс / И. Л. Любинский, В. В. Неверов, В. К. Скатерщиков и др. М.: Просвещение, 1979.-320 с.
  121. Педагогика школы: учебн. пособ. для студ. пед. инст. / под ред. чл. кор. АПНСССР Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1997. — 384 с.
  122. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов и пед. колледжей / под ред. Пидкасистого И. П. М.: Педагогическое общество России, 1996.-640 с.
  123. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов и пед. колледжей / под ред. И. П. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000 — 640 с.
  124. Педагогический словарь: в 2-х т. / под ред. И. А. Каирова. М.: Изд-во акад. пед. наук РСФСР, 1960. — Т. 2. — 766 с.
  125. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад- редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
  126. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад- редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — 568 с.
  127. , A.B. Способности и труд / A.B. Петровский. М.: Знание, 1966.-80 с.
  128. , И. Общая теория систем и анализ процесса обучения / И. Пехлицкий. Пермь, 1971. — 120 с.
  129. , Л.П. Эстетическая культура и воспитание личности / Л. П. Печко.-М., 1991.
  130. , П.И. Искусство преподавания / П. И. Пидкасистый, М. Л. Портнов М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1998. -184 с.
  131. Платон. Избранные диалоги: пер. с древнегр. / Платон- сост. и коммент. В. В. Шкоды. М.: ACT, 2004. — 508 с.
  132. , И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студентов высших учеб. заведений: в 2 кн. / И. П. Подласый. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — Кн.1. Общие основы. Процесс обучения. — 574с.
  133. , В.М. Искусство 20-го века: малая история искусств / В. М. Полевой. М.: Наука, 1991.
  134. , A.A. Педагогика : учебное пособие для высших учебных заведений / A.A. Радугин. М.: Центр, 2002. — 272 с.
  135. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Кэрол Флэик Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Петски Скин. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. — 510 с.
  136. , В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия. Опыт философии, педагогики / В. А. Разумный. М., 1996. — 139 с.
  137. , В.И. Искусство видеть / В. И. Ракитин. М.: Знание, 1978.- 128 с.
  138. Ребенок-семья-школа-среда: матер, регион, науч.-практ. конф. 1516 марта. Екатеринбург, 1995. — Ч. 2. — С. 25−26.
  139. , М.И. Теория и методика воспитания : учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 384 с.
  140. , Ю.И. Культурология / Ю. И. Романов. СПб.: Питер, 2006. — 206 с.: Серия «Краткий курс». — 40 с.
  141. , C.JI. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во акад. наук СССр, 1957. — 328 с.
  142. , С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы антологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997. — 463 с.
  143. , С.Л. основы общей психологии : в 2-х т. / С. Л. Рубинштейн. М.: педагогика, 1989. — Т. 2. — 322 с.
  144. , Т.Г. Формирование навыков художественного общения у младших школьников : автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Г. Русакова. -Оренбург, 1996.-20 с.
  145. , В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия) / В. Г. Рындак. М.: Педагогический вестник, 1997. — 244 с.
  146. , В.Н. Дидактика: учебн. пособие для студентов пед. колледжей и лицеев / В. Н. Рыжов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 318 с.
  147. , Н.Д. Взаимосвязь теории и практики как средство развития творческого потенциала будущего учителя : дис.. канд. пед. наук / Н. Д. Ряховских. Оренбург, 1998.
  148. , Н.Я. Непрерывное воспитание : учеб.-метод. пособие / Н. Я. Сайгушев, Н. В. Сычкова. Магнитогорск: МГПИ, 1997. — 105 с.
  149. , П. А. Культурология : курс лекций по теории и истории культуры / П. А. Сапронов. СПб.: СОЮЗ, 1998.
  150. , И.Ф. Нравственное воспитание / И. Ф. Свадковский. М.: Педагогика. 1977. 197 с.
  151. , Г. К. Школьные технологии. Народное образование / Г. К. Селевко, А. Г. Селевко. М.: 2002
  152. , Г. Н. Образование: аспекты системного отражения / Г. Н. Сериков. Курган: Зауралье, 1997. — 464 с.
  153. , П.В. Эмоции и воспитание. Вопросы воспитания в сфере информационной теории эмоций / П. В. Симонов // Вопросы философии, 1981 -№ 5.-С. 29−37.
  154. Система эстетического воспитания школьников / под ред. С. А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. — 264 с.
  155. , М.Н. Методология и методика исследований / М.Н. Скат-кин. М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
  156. , В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  157. , В.А. и др. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин. -М.: Школа-Пресс, 1997.512
  158. Словарь по этике / под редакцией A.A. Гусейнова и И. С. Кона. -М.: Политиздат, 1989. 447. с.
  159. , Т.А. Педагогика : наука и искусство / Т.А. Стефа-новская. М., 1998. с. 225.
  160. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997.-331 с.
  161. Словарь русского языка. Академия наук СССР институт русского языка. М.: «Русский язык», 1986. — Т. 1. — 650 с.
  162. Словарь русского языка. Академия наук СССР институт русского языка. М.: «Русский язык», 1986. — Т. 2. — 559 с.
  163. , В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В. И. Смирнов. М.: Педагогическое общество России, 2000. -416 с.
  164. , Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: пособие для старшеклассников / Э. В. Соколов. М., 1994. — 122 с.
  165. , И.А. Развитие мотивации студентов университета к здоровому образу жизни средствами физической кульруры: дис.. канд. пед. наук / И. А. Степанюк. Магнитогорск, 2005.
  166. , JI. Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии / JT.H. Столович. М.: Просвещение, 1994. — 89 с.
  167. , JI.H. Философия красоты / JI.H. Столович. М.: Просвещение, 1978.
  168. , В.А. Методика воспитания коллектива / В.А. Су-хомлинский. Киев.: Педагогика, 1971. — 143 с.
  169. E.H. Формирование эстетической культуры старшеклассников : дис.. канд. пед. наук / E.H. Тарасенко. Оренбург, 2002. -197 с.
  170. , Г. С. Проблема духовной потребности / Г. С. Тарасов. -М.: Наука, 1970.- 191 с.
  171. , A.B. искусство понимать искусство: психологический коллаж / A.B. Толстых. М.: Педагогика, 1990. — 159 с.
  172. Три ключа. Педагогический вестник. Выпуск второй. СПб.: Петроградский и К, 1998.
  173. , К.Д. Собрание сочинений : В И т. / К. Д. Ушинский. -М.: Учпедгиз, 1950. Т. 8. — 430 с.
  174. , К.Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский // Собр. соч. в 11 т. М.: Учпедгиз, 1950. — Т. 8. — 230 с.
  175. , Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков / Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1982. -224 с.
  176. , Д.И. Психология развивающейся личности — избр. психолг. труды / Д. И. Фельдштейн. Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 512 с.
  177. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. 3-е изд. — М., Политиздат, 1975.-561 с.
  178. , М. Время и бытие / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993.-445 с.
  179. , Д. Формирование учебных навыков / Д. Хамблин. М.: Прсвещение, 1986. — 160 с.
  180. , И.Ф. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / И. Ф. Харламов. М.: Юрист, 1997. — 336 с.
  181. Холмянский, JIM. Дизайн / JI.M. Холмянский, A.A. Щипанов. -М.: Панорама, 1985.
  182. , С.Т. Педагогические сочинения : в 4 т. / С. Т. Шацкий. -М.: Изд-во академ. пед. наук РСФСР, 1962. Т. 1. — 503 с.
  183. , Е.В. Основные средства и формы эстетического воспитания / Е. В. Шевцов. М.: Просвещение, 1985. — 190 с.
  184. , А.И. Основы этической культуры / А. И. Шемшурина. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999. — 97 с.
  185. , А.И. Этическая грамматика / А. И. Шемшурина // Воспитание школьников. 1995. — № 4. — С. 11−16.
  186. , O.P. Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения физике : монография / O.P. Шефер. М.: Педагогика, 2003. — 268 с.
  187. , М.И. Изучение воспитанности школьников / М. И. Шилова.-М., 1982.
  188. , М.И. Учителю о воспитанности школьников / М. И. Шилова.-М., 1990.
  189. , А.Ф. Человеческая природа и нравственность. Историко-критический очерк / А. Ф. Шишкин. М.: Мысль, 1979. — 268 с.
  190. , Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки / Р. Штейнер- пер. с нем. М.: Парсифаль, 1993. — 40 с.
  191. Щек, A.A. Развивающее управление в социально-педагогической системе г. Кустаная / A.A. Щек // Ребенок-семья-школа-среда. Мастер. Регио. Научн.-практтич. Конференция 15−16 м. Екатеринбург, 1995. — С. 25−26.
  192. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 142 с.
  193. , Н.Е. Новое воспитание / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 128 с.
  194. , Н.Е. Общие закономерности и принципы воспитания в кн.: Педагогика / Н.Е. Щуркова- под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998. -402 с.
  195. , Н.Е. Программа воспитания школьника / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России. 1998. — 48 с.
  196. Эстетика. Словарь. М.: Наука, 1989.
  197. Эстетическоая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя / сост. Г. С. Лабковская. М.: Просвещение, 1983. 52. Эстетическое сознание личности. — Спб., 1994.
  198. Эстетическое воспитание в школах искусств. М.: Народное образование, 1988.
  199. Эстетическое воспитание и экология культуры. М.: Народное образование, 1998.
  200. Эстетические опыты / сост. пер. коммен. A.B. Михайлова- под общ. ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Искусство. — 1975 — 543 с.
  201. , Л.Г. Эстетическое чувство и произведение искусства / Л. Г. Юлдашев. М.: Мысль, 1969. — 183 с.
  202. Якубов, 3. Педагогическая мудрость народа / 3. Якубов // Народное образование. 1995. -№ 2. — 85−91 с.
  203. , М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания : кн. для учителя / М. Г. Яновская. М.: Просвещение, 1986. — 155 с.
  204. , М.Г. Эмоциональное обогащение процесса воспитания / М. Г. Яновкая // Воспитание школьников. 1991. — № 3. — 22−25 с.
  205. , H.A. Формирование эстетического идеала и искусство / H.A. Ястребова. М.: Наука, 1976. — 295 с.
Заполнить форму текущей работой