Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Преемственность в формировании выразительного образа в лепке у старших дошкольников и учеников первого класса школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Знакомясь с окружающим миром, дети пытаются отразить свои впечатления в разных видах деятельности, в том числе и в лепке, которая носит преобразующий и созидательный характер. Процесс воспроизведения образов окружающей действительности неразрывно связан у ребенка с осмыслением характерных особенностей изображаемого, с посильной оценкой его качеств, где большую роль играют эстетические чувства… Читать ещё >

Содержание

  • глава. ь теоретические основы преемственности в формировании выразительного образа в ленке у старших допосольншсов и младших школьников
    • 1. 1. Философские и психолого-педагогические аспекты проблемы преемственности в дошкольном и начальном образовании. П
    • 1. 2. Выразительный образ в лепке как показатель развития детского творчества.-,'
    • 1. 3. Выявление особенностей реализации принципа преемственности в обучении лепке старших дошкольников и первоклассников
  • глава II. педагогические условия преемственности в формировании выразительного образа в лепке у детей 68 лет
    • 2. 1. Особенности образа в лепке детей подготовительной группы детского сада и учеников первого класса школы
    • 2. 2. Обоснование экспериментальной программы «Детский сад — школа» по формированию выразительного образа в лепке
    • 2. 3. Методика преемственного обучения лепке детей 6−8 лет как условие развития детского творчества

Преемственность в формировании выразительного образа в лепке у старших дошкольников и учеников первого класса школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время все возрастающее значение приобретает воспитание творческой личности, способной находить оригинальные пути решения существующих проблем, работать в режиме поиска. Развитие такой личности возможно только при условии соблюдения последовательности и единства требований, предъявляемых к ребенку на разных ступенях образования, что подчеркивает необходимость установления преемственности в учебно-воспитательном процессе. Являясь одним из принципов непрерывного образования, которое в настоящее время осуществляется во всем мире, преемственность как педагогическая проблема требует своего разрешения в теории и определения путей ее реализации в практике работы учреждений отечественной системы образования.

Несмотря на то, что идея преемственности существует уже не одно тысячелетие и встречается в трудах Платона и Аристотеля, сам термин «преемственность» был впервые использован RIX Есиповым в его работе, изданной в 1945 году. Именно с этого времени начинается разработка проблемы преемственности на научном уровне. Ей посвящены исследования философов (Э.А. Баллера, B.C. Батурина, С. М. Родника, Г. Р. Исаенко, ф.Ю.Исмаилова, В. Г. Рубанова и др.), психологов и педагогов (Б.Г. Ананьева, Ш. И. Ганелина, С. М. Родника, Е. А. Роланда, МА. Данилова, Б. П. Есгаюва, A.B. Запорожца, Ю. А. Кустова АА. Люблинской, А. П. Сманцера, A.B. Усовой и др.), в которых преемственность рассматривается как основа любого развития: при изменении целого как системы, при переходе из одного состояния в другое, благодаря ей сохраняются и получают развитие прогрессивные элементы целого. Поэтому преемственность не только обеспечивает связь прошлого и настоящего, но и во многом предопределяет будущее.

Проблема преемственности в обучении и воспитании между детским садом и начальной школой возникла еще в начале 20 годов и была связана со становлением системы общественного дошкольного воспитания. Но, несмотря на более чем семидесятилетнюю историю изучения особенностей преемственности детского сада и школы, многие вопросы этой проблемы остаются неразрешенными и до наших дней. Все чаще рассматриваются как общие подходы в решении проблемы преемственности, так и ее отдельные аспекты, в частности подготовка детей к обучению в школе на этапе старшего дошкольного возраста. Появляется необходимость создания учебно-воспитательных комплексов «детский сад — школа», в основе работы которых лежит принцип преемственности, а в дальнейшем — сквозных учебных планов для дошкольных образовательных учреждений и начальных школ.

Вопросам преемственности в эстетическом воспитании дошкольников и младших школьников посвящены исследования B.C. Кузина и А. И. Пеленкова, в рисовании Р. И. Афанасьевой, О. Р. Лагутиной, Я. Я. Чарнецкого, в аппликации и лепке Р.Абдукодирова. Перечисленные исследователи не ставили своей целью изучение особенностей формирования выразительного образа в лепке старших дошкольников и младших школьников, и поэтому педагогические условия, необходимые для осуществления преемственности в обучении детей лепке, остались не определены.

Изучением особенностей детской лепки еще в начале века заинтересовались A.B. Бакушинский, K.M. Лепилов, Е. А. Флерина и др. В настоящее время выполнен ряд исследований, посвященных вопросам развитая детского творчества в лепке (Н.Б. Халезова и др.), формирования эстетического отношения к скульптуре (Г.М. Вишнева, Е. В. Гончарова и др.), сенсорного развития в лепке (H.A. Курочкина и др.), обучения приемам лепки (Н.С. Боголюбов, A.A. Волкова, М. Ф. Дубовик, Н. М. Конышева, Е. А. Коссаковская, Г. В. Лабунская, О. И. Фадеева и др.).

Знакомясь с окружающим миром, дети пытаются отразить свои впечатления в разных видах деятельности, в том числе и в лепке, которая носит преобразующий и созидательный характер. Процесс воспроизведения образов окружающей действительности неразрывно связан у ребенка с осмыслением характерных особенностей изображаемого, с посильной оценкой его качеств, где большую роль играют эстетические чувства, отношение к тому, что воспроизводится. Передача этого отношения в лепке связана с поиском доступных ребенку средств художественного выражения, с посильным овладением материалом и техникой, с которыми он имеет дело. Вот почему исследователи (A.B. Бакушинский, Р. Г. Казакова, Н. М. Конышева, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова, Е. А. Флерина и др.) утверждают, что в детской лепке есть активное художественно-творческое начало, носителем и показателем которого является выразительный образ.

Вместе с тем, анализ литературы по проблемам детской лепки показывает, что до настоящего времени недостаточно полно выявлены и охарактеризованы выразительные средства лепки, доступные детям дошкольного и младшего школьного возрастанедостаточно конкретно раскрыты пути перехода детьми от «схематической» формы к реалистической, от конструктивного построения формы к пластическому. Также специального исследования и уточнения требуют вопросы особенностей детского творчества в лепке и положение о необходимости и характере руководства им со стороны взрослого.

Положительное значение детской лепки для развития творческой личности признается и теоретиками, и практиками дошкольного и начального образования. Но, несмотря на это, на практике лепке уделяется недостаточно внимания, как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в школе. Обучение детей лепке носит дискретный характер. Прежде всего, это обосновано тем, что в дошкольной педагогике лепку рассматривают как изобразительную деятельность, а в начальной школе относят к трудовому обучению. Сложившаяся ситуация ведет к тому, что детское творчество в лепке «угасает» при переходе в школу. Все это вызвало наш интерес к данной проблеме.

В связи с вышесказанным, возникла необходимость устранения следующих противоречий:

— между высоким художественно-развивающим потенциалом искусства скульптуры, техники лепки и недооценкой его в теории и практике дошкольного и начального образования;

— между целостностью и неразрывностью процесса развития творческих способностей ребенка и дискретным характером обучения детей лепке;

— между необходимостью преемственности программ по лепке для детей дошкольного и младшего школьного возраста и неразработанностью этой проблемы в практике.

Это обстоятельство обусловило выбор темы нашего исследования. Оно обращено к решению следующей проблемы: каковы педагогические условия реализации принципа преемственности в формировании выразительного образа в лепке детей старшего дошкольного возраста и первоклассников? Решение этой проблемы составило цель нашего исследования.

Объектом исследования является процесс создания выразительного образа в лепке детей 6−8 лет.

Предмет исследования — педагогические условия, обеспечивающие преемственность в формировании пластической выразительности образа в лепке старших дошкольников и первоклассников.

В основу исследования была положена гипотеза о том, что преемственность в обучении лепке старших дошкольников и первоклассников будет способствовать формированию выразительного образа, если:

— будет разработана поэтапная методика обучения лепке в подготовительной группе детского сада и в первом классе школы;

— дети уже в дошкольном возрасте научатся обследовать скульптуру малых форм при активном участии тактильного и зрительного анализатора;

— будет обеспечена последовательность и непрерывность овладения детьми 6−8 лет изобразительно-выразительными средствами скульптуры;

— дети овладеют скульптурным способом лепки, который позволяет добиться выразительности образа.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

— обосновать необходимость в преемственном обучении лепке детей старшего дошкольного возраста и учеников первого класса;

— исследовать взаимозависимость выразительности образа в лепке детей, от их знаний о содержании и художественных средствах скульптуры малых форм, от уровня владения техникой лепки;

— разработать экспериментальную программу обучения детей лепке в подготовительной группе детского сада и первом классе школы;

— разработать методические рекомендации по созданию педагогических условий, направленных на осуществление преемственности в формировании выразительного образа в лепке у старших дошкольников и первоклассников.

Методологической основой исследования являются положения философов о преемственности как непременном условии всякого развития, положение о творческо-деятельностной сущности личности, труды философов, психологов, искусствоведов и педагогов по проблеме художественного творчества и художественного отражения действительности, положение о гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса, обновления содержания и методик развития детского творчества.

Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы:

— теоретического анализа философской, психологической, педагогической и искусствоведческой литературы;

— анкетирование воспитателей и учителей начальных классов, руководителей изостудий;

— беседы с педагогами и детьми;

— изучение и анализ педагогической документации;

— наблюдение за работой детей;

— анализ продуктов детского творчества;

— педагогический эксперимент;

— методы математической обработки данных.

Организация исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе дошкольных учреждений №№ 102, 164, 193 и средних школ №№ 51,52,59 г. Кирова.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап (1994 — 1996 г.) — поисково-теоретический. В этот период подбиралась, изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая и искусствоведческая литература по проблеме исследования. Определялись исходные позиции исследования: цель, гипотеза, задачи, методология и методика исследования. Уточнялось содержание понятий «детское творчество в лепке», «преемственность в развитии детского творчества в лепке». Разрабатывалась методика выявления особенностей реализации принципа преемственности в обучении детей лепке в практике работы дошкольных образовательных учреждений и начальной школы.

2 этап (1996 — 1998 г.) — поисково-экспериментальный. На этом этапе выявлялись особенности реализации принципа преемственности в обучении детей лепке в практике работы дошкольных образовательных учреждений и начальной школы посредством проведения и обработки результатов констатирующего эксперимента. Осуществлялись поиск и разработка эффективных форм и методов формирования выразительного образа в лепке у детей 6−8 лет. Разрабатывалась программа экспериментальной работы. Проводился педагогический эксперимент по формированию выразительного образа в лепке детей старшего дошкольного возраста и учащихся первого класса. Уточнялись цели и задачи исследования.

3 этап (1998 — 1999 г.) — заключительно-обобщающий. Он включал обработку и анализ результатов проведенного исследования, уточнение теоретических положений, разработку методических рекомендаций по созданию педагогических условий, направленных на осуществление преемственности в обучении лепке и обеспечивающих формирование выразительного образа в лепке у старших дошкольников и первоклассников.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— определено понятие «преемственность в формировании выразительного образа в лепке», уточнен и дополнен термин «детское творчество в лепке» ;

— доказана необходимость создания сквозной программы обучения детей лепке в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе;

— обоснована роль знаний детей о скульптуре и их ручных умений и навыков в лепке как основы для формирования выразительного образа;

— установлены критерии и уровни выразительности образа, как показателя детского творчества в лепке;

— научно обоснованы педагогические условия преемственности в формировании выразительного образа в лепке старших дошкольников и первоклассников;

— разработана экспериментальная программа формирования выразительного образа в лепке детей 6−8 лет.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей передачи образа в детской пластической деятельностираскрытии изобразительно-выразительных средств скульптуры, доступных для понимания и применения в лепке старшим дошкольникам и первоклассникамопределении путей формирования выразительного образа в лепке детей 6−8 летразработке преемственной системы занятий по обучению лепке детей подготовительной группы и первого класса школыраскрытии сущности и специфики работы по экспериментальной программе. Результаты исследования могут быть использованы в практике работы дошкольных учреждений и начальных школ, в преподавании курса «Теоретические основы изобразительного искусства с методикой преподавания детям» на факультетах дошкольной педагогики и психологии и начального образования в педагогических училищах и педагогических вузах, в системе повышения квалификации, а также при разработке и издании учебных пособий.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологическим подходом, опирающимся на достижения философии, искусствоведения, психологии и педагогики о сущности преемственности в обучении, как условии общего и специального развития, и о специфике художественного отражения и выраженияприменением комплекса дополняющих друг друга теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных целям, задачам и логике диссертационной работыэкспериментальной проверкой и апробацией полученных результатов в педагогической практике и их положительной оценкойсочетанием анализа данных и использования методов социальной и математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования обсуждались на педагогических советах школ и дошкольных образовательных учреждений, аспирантских объединениях, методологических семинарах и заседаниях кафедры педагогики и кафедры методики дошкольного воспитания Вятского государственного педагогического университета, кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Московского педагогического государственного университета, региональных и общероссийских научно-практических конференциях (Пермь — 1996 г.- Елец -1997 г.- Рязань — 1998 г.- Киров — 1998 г.- Москва -1998 г., Москва — 1999 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Преемственность в обучении детей 6−8 лет лепке обеспечивает целостность, поступательность и перспективность формирования выразительного образа — показателя развития детского творчества в лепке.

2. Последовательное эстетическое освоение дошкольниками и первоклассниками изобразительно-выразительных средств скульптуры, развитие их ручных умений и навыков позволяет сформировать выразительный образ в детской лепке.

3. Создание экспериментальной программы для учреждения «Детский сад — школа» обеспечивает непрерывный процесс формирования выразительного образа в детской лепке.

Результаты исследования свидетельствуют о доступности пониманию старших дошкольников и первоклассников изобразительно-выразительных средств скульптуры и подтверждают наше предположение о том, что дети переносят усвоенные на занятиях по заданию педагога средства выразительности пластики в лепку по замыслу.

Экспериментальная работа показала, что дети 6−8 лет способны овладеть основными элементами скульптурной лепки.

В результате исследовательской работы было установлено, что наряду с развитием детского творчества в лепке обогатилась речь детей.

За счет использования слов, применяемых в искусстве скульптуры («скульптура», «статуэтка», «силуэт», «скульптор», «пластичность» и др.) расширился активный словарь детей, а составление детьми творческих рассказов по скульптуре и своей работе, выражение впечатлений, полученных от восприятия скульптуры, способствовало развитию связной речи дошкольников и первоклассников.

Выявлен ряд педагогических условий, необходимых для успешного осуществления принципа преемственности в формировании выразительного образа в лепке, а именно:

• Наличие программы по формированию выразительного образа в детской лепке. Она обеспечит единство целей и задач, согласование содержания, реализуемого в процессе обучения детей лепке в дошкольном и начальном образовании.

• Осознание воспитателями детских дошкольных учреждений и учителями начальных классов особенностей формирования выразительного образа в лепке в каждом конкретном возрасте. Согласование требований, предъявляемых к ребенку со стороны педагогов;

• Учет педагогом уровня знаний, умений и навыков, полученных ребенком в пластической деятельности на предыдущем возрастном этапе.

• Предоставление детям свободы на всех этапах обучения (свобода выбора натуры из вариативного ряда скульптур малых форм, свобода в способах изображения, в определении содержания своей работы и т. п.);

• Наличие у педагога знаний об особенностях скульптуры, умений понимать специфику художественного «языка» пластики, способности переживать и передавать другим эстетические чувства, возникшие при восприятии произведений скульптуры. Кроме того, педагог должен владеть скульптурным способом лепки;

• Создание развивающей среды, то есть наличие экспозиционного ряда скульптуры малых форм, иллюстраций, материалов и инструментов для лепки и т. д.;

• Соблюдение последовательности этапов обучения, которая предполагает ознакомление со скульптурой, знакомство с изобразительно-выразительными средствами пластики, формирование умения устанавливать связь между средствами выразительности и художественным образом, развитие умения применять знания об изобразительно-выразительных средствах скульптуры в пластической деятельности и совершенствование ручных умений и навыков в лепке;

• Характер, используемых в ходе занятий и уроков, методов и приемов обучения менялся. На первом этапе применялись методы, предполагающие передачу информации педагогом, постепенно они заменялись методами, способствующими возникновению у детей замысла, активизирующими самостоятельность и творчество детей.

• Творческий подход педагога к организации и проведению занятий и уроков.

Безусловно, выводы, полученные нами в результате исследования преемственности в формировании пластической выразительности образа как условия развития детского творчества в лепке, не решают всех вопросов этой проблемы. Так, например, требуют дальнейшего изучения такие аспекты, как установление преемственных связей между видами пластической деятельности (декоративной, предметной и сюжетно-тематической лепкой), преподаваемыми в детском саду и начальной школевыявление возможностей и путей формирования пластической выразительности образа в лепке на более ранних возрастных этапах. Подготовка студентов, воспитателей детских дошкольных учреждений и учителей начальных классов к развитию детского творчества в лепке в условиях преемственного обучения требует специального исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие творческой личности является актуальной задачей, стоящей перед системой образования в настоящее время. Одним из средств реализации творческого потенциала личности является искусство, в том числе скульптура, которая создается в процессе художественной деятельности, так как по существу своему она есть не что иное, как воплощение в твердом или мягком, пластичном материале с помощью художественных средств творчески переработанных представлений и восприятий об окружающей действительности, в том числе эстетических переживаний человека. Поэтому так важно организовать процесс обучения таким образом, чтобы учесть возможности пластической деятельности и создать условия для оптимального развития детского творчества. Детское творчество в лепке мы рассматриваем как сложный процесс создания субъективно нового продукта, в котором ребенок отражает свои впечатления об окружающей действительности с помощью мягкого, пластичного материала.

Развитие детского творчества, как и любое другое развитие, возможно лишь при условии установления преемственных связей между качественными состояниями, основными этапами формирования выразительного образа в детской лепке. Выявление преемственности в формировании выразительного образа в лепке детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста являлось целью нашего исследования.

Анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме преемственности в формировании выразительного образа в лепке показал, что в науке и практике работы образовательных учреждений ставились и решались различные аспекты проблемы преемственности в обучении детей. Однако в теории отсутствуют исследования по проблеме преемственности в обучении детей лепке в детском саду и начальной школе как условии развития детского творчества. Недостаточно раскрыты особенности процесса формирования выразительного образа при переходе от одной ступени образования к другой, не определена сущность и специфика преемственности в формировании выразительного образа в лепке детей 6−8 лет, не выявлены педагогические условия реализации преемственности в аспектах преподавания и учения в этом процессе, недостаточно разработаны критерии и уровни сформированности выразительного образа, как показателя детского творчества в лепке.

Содержание понятия «преемственность в формировании выразительного образа в лепке» предполагает взаимосвязь между задачами, содержанием, формами и методами обучения лепке дошкольников и младших школьников, которая предусматривает опору на знания, умения и навыки, полученные детьми в дошкольном возрасте в области лепки, и обеспечивает развитие детского творчества. Иными словами, преемственность в формировании выразительного образа в детской лепке мы рассматриваем как преемственность в преподавании, то есть преемственность программ обучения детей лепке, которая обеспечивает целостность, непрерывность и перспективность развития детского творчества.

Экспериментальная работа показала, что преемственность в преподавании влечет за собой преемственность в учении, так и преемственность в знаниях, умениях и навыках в свою очередь предполагает преемственность изучаемого материала.

С целью установления преемственности в знаниях, умениях и навыках нами были разработаны уровни развития выразительности образа в лепке детей 6−8 лет, которые позволили осуществить индивидуальный подход, регулировать усвоение запрограммированных изобразительно-выразительных средств с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

В работе обоснована эффективность экспериментально-вариативной программы формирования выразительного образа в детской лепке, включающая в себя переходный период между детским садом и школой, которая направлена на реализацию следующих задач:

• Формирование положительного эмоционального отношения к скульптуре и пластической деятельности, интереса и потребности в усвоении изобразительно-выразительных средств скульптуры;

• формирование эстетических представлений о скульптуре;

• развитие восприятия скульптуры, установления взаимосвязи между изобразительно-выразительными средствами пластики и содержанием скульптурного произведения;

• формирование умения осознанно подходить к выбору выразительных средств своей работы;

• обучение технике лепки.

Реализация программы в ходе опытно-экспериментальной работы подтвердила ее эффективность, о чем свидетельствует устранение угасания и повышение уровня развития детского творчества в лепке.

В исследовании установлены следующие причины нарушения преемственности в развитии детского творчества в лепке. Во-первых, отсутствие в теории и практике единых подходов к детской пластической деятельности (лепка в детском саду рассматривается, как разновидность художественной деятельности, а в начальной школе лепка — это одна из техник ручного труда). Во-вторых, несоответствие программ обучения лепке между детским садом и начальной школой, то есть отсутствие единых целей и содержания обучения, что приводит к тому, что воспитатели и учителя начальных классов не владеют полной информацией о содержании, формах и методах работы педагогов соседнего звена, а также об особенностях детской лепки в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Все это ведет к тому, что обучение первоклассников лепке в начальной школе начинается с «нуля» .

Теоретически обоснована и экспериментально проверена преемственная последовательность формирования образа в пластической деятельности. Первым этапом в этом процессе является формирование восприятия, возникающего при обследовании натуры благодаря активной работе тактильного и зрительного анализатора. В исследовании рассматриваются вопросы, связанные с особенностью организации ориентировочной обследовательской деятельности (процесс обследования натуры должен быть педагогически организован и расчленен на этапы). На основе образа восприятия формируется образпредставление. Для его формирования целесообразно использовать методы: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, игры и т. д., что является материалом для формирования выразительного образа в воображении.

В работе раскрыта целесообразность использования скульптуры малых форм, на примере которой осуществляется ознакомление детей со следующими изобразительно-выразительными средствами пластики: форма, динамика, композиция, материал, архитектоника, фактура, силуэт и т. д.,-обогащаются представления об особенностях формы и строения животных, расширяются представления о способах воплощения образа в пластичном материале.

Сделан вывод о взаимосвязи между пластической выразительностью образа, знаниями детей о скульптуре, о специфике пластического «языка» и ручными умениями и навыками в лепке у старших дошкольников и первоклассников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Преемственность в эстетическом воспитании детей детского сада и учащихся 1 класса щколы (На занятиях и уроках по лепке и аппликации). Ташкент: 1987. — 180 с.
  2. Л.В. Скульптура М.: Просвещение, 1964. — 62 с.
  3. Л.В. Внеклассные занятия по лепке в школе. М.: Просвещение, 1970. — 48 с.
  4. H.H. О соотношении изобразительности и выразительности в искусстве: Дис.. канд. пед. наук. -М.: 1965. 168 с.
  5. .Г. О преемственности в обучении//Советская педагогика. -1953 № 2. — С. 23−35.
  6. .Г. Психология чувственного познания. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-357 с.
  7. Л. А. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. -М: Наука, 1981. 193 с.
  8. Л.П. Организационно-педагогические условия преемственности в подготовке детей к обучению в школе. Дис. канд. пед. наук. Самара: 1997. — 294 с.
  9. С.А. Эстетическое воспитание и эстетическое развитие младшего школьника.// В кн.: Эстетическое воспитание детей. -Свердловск: 1975. С. 10−18.
  10. А.й. Проблема преемственности между подготовительной к школе группой детского сада и первым классом школы в системе эстетического воспитания. Дис. канд. пед. наук. М.: 1980 .-213 с.
  11. П.Афанасьева Р. И. Преемственность в обучении рисованию детей подготовительной к школе группы и учащихся 1 класса: Автореф. дис. канд. пед. наук -М.: 1979. -26 с.
  12. A.B. Художественное творчество и воспитание. -М.: Новая Москва, 1925.
  13. A.B. Исследования и статьи. -М.: Сов. художник, 1981. -351 с.
  14. Э.А. Преемственность в развитии культуры. М: Наука, 1969. -294 с.
  15. A.B. Теория и практика преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. Дис. доктора пед. наук. С-Пб.: 1992. — 362 с.
  16. B.C. Проблема преемственности в диалектико-материалистическом учении о развитии: Дис. канд. философ, наук. -Алма-Ата, 1981. 200 с.
  17. Й.А. Образ в изобразительном искусстве: Законы восприятия живописи, скульптуры, графики / Общество «Знание» России, Санкт-Петербург, 1992. 193 с.
  18. П. П. Избранные педагогические произведения. -М.: АПН РСФСР, 1961.-286 с.
  19. Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. -М.: Просвещение, 1986. 126 с.
  20. З.М. Особенности ориентировочной деятельности в процессе формирования первоначальных представлений у детей дошкольного возраста.//Вопросы психологии, -1961, -№ 3. С. 28−41.
  21. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  22. Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
  23. H.H. Природа искусства. О некоторых сторонах художественного творчества. -М.: Политиздат, 1982. 217 с.
  24. Г. Х. Преемственность между детским садом и школой в овладении младшими школьниками предложением как единицей речи: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л.: 1981. -23 с.
  25. P.C. Педагогические условия воспитания и обучения при подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста в детском саду. М.: ЦОЛИУВ, 1975. — 18 с.
  26. И.Н. Теория отражения и художественное творчество. -М.: Просвещение, 1970. 196 с.
  27. Л.А. Восприятие и обучение. -М.: Просвещение, 1969. 365 с.
  28. Г. М. Формирование эстетического восприятия скульптуры малых форм у детей старшего дошкольного возраста: Диссертация.. канд. пед. наук. -М.: 1984. -160 с.
  29. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся/Под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  30. И.П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1982. — 43 с.
  31. H.H. Восприятие произведений живописи и скульптуры. В кн.: Художественное восприятие. -Л.: 1971. С. 281−298.
  32. A.A. Лепка в детском саду.// Дошкольное воспитание, 1944, -№ 5, С. 22−27.
  33. Ю.Д. Диалектика художественного творчества. -М.: изд-во МГУ, 1984.-202 с.
  34. О.П. Искусство скульптуры. -М.: Знание, 1981. 112 с.
  35. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 6. М.: Педагогика, 1984.-400 с.
  36. Л.С. Психология искусства. /Под ред. М. Г. Ярошевского. -М: Педагогика, 1987. -344 с.
  37. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1991. 90 с.
  38. О.И. О преемственности в развитии изобразительно-графических навыков в старшей группе детского сада и первом класса школы.// В сб.: Детский сад и школа. Под ред. A.A. Люблинской. -М.: изд. АПН РСФСР, 1954. С. 34−46.
  39. П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий. «Доклады на совещании по вопросам психологии личности». -М.: Изд. АПН РСФСР, 1954. С. 8−19.
  40. Щ.И. Педагогические основы преемственности учебно-воспитательной работы в IV-V классах//Советская педагогика. 1955.7,-С. 3−14.
  41. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. // Соч. в 14-ти т. -М: Гос. Социально-экономическое издательство, 1938. -471 с. -Т. 12.
  42. С.М. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования: Автореф. дис. доктора пед. наук. М.: 1990. — 32 с.
  43. А.С. Несколько слов о ремесле скульптора. -М.: Советский художник, 1960. 48 с.
  44. С.С. О природе эстетического творчества. -М.: Изд-во МГУ, 1977.-248 с.
  45. Е.В. Воспитание эстетического отношения к произведениям монументальной скульптуры у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М.: МШ У, 1987.-15 с.
  46. И.И. Преемственность в формировании учебных умений у старших дошкольников и первоклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М: 1988.-16 с.
  47. К. Художественный образ и его историческая жизнь. М.: Искусство, 1970. — 519 с.
  48. В.М. Соотношение натурных и знаково-символических компонентов художественного образа в изобразительной деятельности. Автореферат дис.. канд. философ, наук. -Киев: 1984. -19 с. л
  49. H.JI. Преемственность в усвоении системы учебного материала учащимися начальных и средних классов школы. Дис. канд. пед. наук. -М.: 1989. -271 с.
  50. Гризова И. А Художественный образ как система. -Одесса: 1970. 28 с.
  51. А.Н. Природа художественного творчества. -М.: Знание, 1971.-180 с.
  52. A.M. Вопросы методики трудового обучения в начальных классах. -М.: Просвещение, 1967. -112 с.
  53. Й.Л. Лепка в детском саду. Лекция для студентов заочников пед. институтов. -М: Просвещение, 1964. 86 с.
  54. Л.П. Преемственность в трудовом воспитании между детским садом и школой: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1968. -22 с.
  55. Т.Л. Педагогические условия формирования образа в рисунках детей шестого года жизни: Дис. канд. пед. наук. Самара: 1997.-140 с.
  56. Л.П. Преемственность в развитии естествознания. Киев: Наукова думка, 1988. — 127 с.
  57. Н.А. Художественный образ, как форма отражения действительности. -М.: Искусство, 1954. 63 с.
  58. О.О. Декоративное рисование как средство развития выразительности рисунков детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М: 1987. -16 с.
  59. О.М. Пути воображения дошкольников. //Вопросы психологии, -1987, -№ I, С. 44−51.
  60. Л.М. Эстетико-педагогические условия развития творческого мышления у младших школьников. Дис. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1998. -212 с.
  61. И.М. К тайнам творчества (о станковой скульптуре). -Минск: Нар. асвета, 1973. 76 с.
  62. В.В. Что такое скульптура. -М.: Изобразительное искусство, 1977. 95 с.
  63. Е.В. Психология формирования художественного замысла: Автореф. дис. .канд. псих. наук, (на материале изобразительной деятельности) -Киев: Институт психологии, 1992. -20 с.
  64. Закон РФ «Об образовании». -М.: Новая школа, 1992. 55 с.
  65. Л.В. К проблеме взаимодействия слова и наглядности в обучении// Советская педагогика. 1955. — 8.
  66. Л.В. О начальном обучении. М.: Изд. АПН РСФСР, 1963. С. 3−28,170−193.
  67. В.М. Основы изобразительного искусства и методика изобразительной деятельности детей. Для студентов заочников дошкольных факультетов пед. институтов. -М.: Просвещение, 1969. -72 с.
  68. М.В. Выделение свойств объектов при различных способах восприятия.// Вопросы психологии, -1958. № 3. С. 24−38.
  69. АИ. Философско-методологический анализ проблемы преемственности в научном познании: Автореф. дис. доктора философ, наук. Минск: 1986. — 40 с.
  70. А.Я. Искусство и эстетика. -М.: Искусство, 1975. 206 с.
  71. А .Я. Виды искусства. -М.: Знание, 1979. -138 с.
  72. К.И. Преемственность в обучении//Советская педагогика, 1969,-№ 9,-С. 114−129.
  73. Н.М. Дети и изобразительное искусство. -М.: Просвещение, 1969.-273 с.
  74. C.B. Формирование выразительного образа в аппликации у детей шестого года жизни: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М.: МПГУ, 1991.-17 с.
  75. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. -М.: Просвещение, 1961. -223 с.
  76. Изергина Н. Э Методы активизации пространственного воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда. М.: 1994. — 237 с.
  77. В.А. Формирование художественного образа в изобразительной деятельности старших дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.: АПН СССР, НИИ дошкольного воспитания, 1987. -23 с.
  78. Г. Н. Роль исторической преемственности в развитии науки. -М.: Знание, 1969. 24 с.
  79. Ф.Ю. Преемственность в историческом процессе. -Ташкент: «Фан» Узбекской ССР, 1989, 175 с.
  80. Исследование проблем психологии творчества/ АН СССР, Институт психологии- Отв. ред.: доктор психологических наук Я. А Пономарев. -М.: Наука, 1983. 336 с.
  81. М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.: Изд. ЛГУ, 1971.-438 с.
  82. Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности. М.: МГПИ, 1985. — 71 с.
  83. Р.Г. Подготовка детей к школе на занятиях изобразительной деятельностью//Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М- Просвещение, 1985. — 255 с.
  84. Р.Г., Белякова Л. Г. Скульптура//Детская одаренностъ: Учебное пособие. М.: МШ 'У, 1998. — 93 с.
  85. Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
  86. А.Л. Художественный образ и реальность. -Л.: Изд-во ленинградского университета, 1985. 120 с.
  87. Р.И. Воспитание познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.: 1988. -16 с.
  88. Г. Развитие художественного творчества ребенка. -М.: 1914.
  89. Кольцова М. М Анализаторы и физиологическая основа сенсорного воспитания// Дошкольное воспитание. 1961. — № 9. — С. 10−14
  90. Т.С., Лебедева Е. В., Халезова Н. Б., Казакова Т. Г. Учитесь рисовать и лепить. М: Просвещение, 1967. — 112 с.
  91. Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  92. Концепция дошкольного воспитания Госкомитета СССР по. народному образованию, Временного научно-исследовательскогоколлектива «Школа», НИИ дошкольного воспитания АПН СССР // Дошкольное воспитание. 1989. — № 5. — С. 10−23.
  93. Концепция дошкольного воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР//Дошкольное воспитание. 1989. — № 9. — С. 48−69.
  94. Н.М. Лепка в начальных классах: Пособие для учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1980. — 80 с.
  95. А.М., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. -М: Политиздат, 1988. 383 с.
  96. Е.А. Лепка в детском саду. Пособие для воспитателей. -М: Просвещение, 1972. 71 с.
  97. В.И. Что такое художественный образ. М: Советский художник, 1961. — 62 с.
  98. В.И., Юматов В. А. Язык изобразительного искусства. -М.: Знание, 1978.-110 с.
  99. В.К. Проблема преемственности в работе детского сада и школы. В сб.: Материалы Всесоюзного совещания заведующих кафедрами педагогики и методики начального обучения. —Л.: 1974, -С. 177−185.
  100. Краткий словарь терминов изобразительного искусства/ Под общей редакцией Г. Г. Обухова. М.: Сов. художник, 1959. — 190 с.
  101. Й.В. Скульптура (самоучитель начинающему скульптору). -М.: Профиздат, 1960. 121 с.
  102. Н.М., Иванова В. Г. Детский сад дом радости. Ч. З: Старшая группа. 1991. — 192с.
  103. B.C. Вопросы изобразительного творчества. М: Просвещение, 1971. — 144 с.
  104. B.C. Психология. М.: АГАР, 1997. — 304 с.
  105. К.В. Эстетическое воспитание: пути преемственности. М.: Знание, 1986. — 65 с.
  106. H.A. Сенсорные основы лепки детей дошкольного возраста (5−7 лет): Автореф. дис. канд. пед. наук. Л.: 1969. — 18 с.
  107. H.A. Обучение детей (3−7 лет) лепке животных. Методическое пособие. Челябинск, Челябинский пед. институт, 1973.-66 с.
  108. H.A. Художественный образ в эстетическом воспитании дошкольников/Юптимизация учебно-воспитательного процесса в д/с. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1985. — С. 27−35.
  109. Ю.А. Преемственность профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах и вузах. Саратов, изд-во Саратовского университета, 1990. — 160 с.
  110. Ш. Кухта А. М. Пути обеспечения преемственности в организации учебной работы школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1970. -20 с.
  111. Г. В. Методика рисования и лепки. М.: Учпедгиз, 1935. -96 с.
  112. Г. В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965. — 207 с.
  113. О.Р. Преемственность обучения рисованию дошкольников и первоклассников как условие развития детского изобразительного творчества. Дис. канд. пед. наук. М: МПГУ, 1992. — 189 с.
  114. А.Б., Гринин В. В. О преемственности в искусстве. М.: Знание, 1982. — 64 с.
  115. Э. Лепка. Перевод с англ. М.: Академия художеств СССР, 1963.-335 с.
  116. В.А. Пластика малых форм. Современные проблемы: Автореф. дис канд. искус. Наук. М.: 1989. — 25 с.
  117. Н.Л. Образность в искусстве. -М.: Наука, 1974. 208 с.
  118. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 1977. — 257 с.
  119. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. — 392 с.
  120. K.M. Лепка. Пособие для воспитателей и преподавателей. Пг.: Начатки знаний, 1922. -78 с.
  121. K.M. Рисование и лепка в начальной школе. -Петербург: Начатки знаний, 1922. -64 с.
  122. Лепилов К. М Рисование и моделирование ребенка дошкольника. -Л.: Учпедгиз, 1925. -116 с.
  123. Г. И. Психология восприятия объемных форм. М.: Изд-во МГУ, 1980.-135 с.
  124. А.М. Задачи детского сада в свете требований современной начальной школы//Дошкольное воспитание, 1972, — № 4, С. 42−47.
  125. М.Я. О скульптуре. М.: Сов. художник, 1962. — 56 с.
  126. М.И., Шерьязданова Х. Т. Специфика восприятия и общения у дошкольников. Алма-Ата: Мехтеп, 1989. — 76 с.
  127. А.Ф. Знак, символ, миф. М: Изд-во Московского университета, 1982. — 478 с.
  128. В.Я. Педагогические основы преемственности воспитательной работы детского сада и школы. Дис. доктора пед. наук. Одесса: 1992. — 343 с.
  129. В.Д. Преемственность детского сада и школы в работе по природоведению. Дис. канд. пед. наук. Минск: 1975. — 210 с.
  130. Люблинская, А А. О преемственности в учебной работе школьников. -Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, т. 372. Л.: 1969, С. 5−23.
  131. Люблинская, А А. Детская психология. М: Просвещение, 1971. -314 с.
  132. A.A. Преемственность детского сада и школы в работе над развитием умственной деятельности детей. В сб.: Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду. Тезисы Всесоюзной научной конференции. Ч. 1. — М.: 1971. — С. 21−25.
  133. A.A. Работа по новым программам и проблемы преемственности//Дошкольное воспитание, 3972, — № 4, — С. 47−53.
  134. Е.Г. В начале было детство. М.: Педагогика, 1990. — 142 с.
  135. В.Г. Обеспечение преемственности в работе дошкольных учреждений и начальной школы как психолого-педагогическая проблема// В сб.: Проблемы обеспечения преемственности в работе дошкольных учреждений и начальной школы. Вологда, 1990. — С. 313.
  136. К. Природа художественного образа: Сб. статей. Ф.: Кыргызстан, 1985. — 108 с.
  137. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. / Под ред. Н. П. Сакулиной. М.: Просвещение, 1971. — 256 с.
  138. A.C. Кибернетика и художественное творчество/ Философские проблемы кибернетического моделирования/. -М.: Изд. МГУ, 1980.-216 с.
  139. П.А. Преемственность в учебной работе на подготовительном отделении и младших курсах вуза как дидактическое условие повышения эффективности обучения. -Челябинск, 1982. 241 с.
  140. З.А. Преемственность как момент всеобщей связи и развития: Дис. канд. философ, наук. Алма-Ата, 1987. — 163 с.
  141. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. м.: Педагогика, 1981. — 239 с.
  142. Н.И. Преемственность в развитии гуманных качеств у 6−10 летних детей: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.: Mill У, 1995. 21 с.
  143. И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. -М.: Наука, 1969.-246 с.
  144. Я.З. Роль ориентировочно-исследовательской деятельности в обследовании навыков у детей. М.: АПН РСФСР, 1954. — 73 с.
  145. Г. А. Очерки теории искусства. -М.: Искусство, 1953.
  146. .М. Распахни окно. Мысли художника об эстетическом воспитании. -М: Мол. Гвардия, 1974. -186 с.
  147. .М. Искусство и просвещение//Дошкольное воспитание. -1982.-.Nb9.-С. 24.
  148. .М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. — 255 с. 1500 детском творчестве (Сборник статей) /Отв. ред. З. В. Лиштван. Ростов на Дону, 1972. 83 с.
  149. Общие проблемы подготовки детей к школе и преемственности в работе детского сада и школы. М.: 1971. — 202 с.
  150. Н.В. Скульптура и скульптурные материалы: Учебное пособие для художественных вузов и училищ. -М.: Изобразительное искусство, 1982. -224 с.
  151. Л.Я. Преемственность в экономическом образовании и воспитании между средним и высшим учебными заведениями. Дис. канд. пед. наук М.: 1995. — 227 с.
  152. Основные направления развития эстетического образования.// Искусство в школе, -1995, № 3, — С. 8,9.
  153. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста/Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. — 135 с.
  154. К.В. Взаимосвязь в преподавании изобразительного искусства и труда в 1−3 классах общеобразовательной школы: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М.: 1972. -17 с.
  155. И.П. Избранные труды. М., 1951. — 616 с.
  156. А.И. Преемственность художественно-эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в изобразительной деятельности. Дис. канд. пед. наук. -М.: 1998, -229 с.
  157. М.С. Эстетическое воспитание младших школьников в труде: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.: 1966. -19 с.
  158. КН. Мышление дошкольника. М: Просвещение, 1977.
  159. Н.И. Скульптура и пространство: Проблемы соотношения и объема пространственной среды. -М.: Советский художник, 1982. -199 с.
  160. А .Я. Проблемы психологии творчества: Автореф. дис.. канд. псих. наук. -М: 1972. -34 с.
  161. И. А. Преемственность в первоначальном обучении математике в подготовительных группах детского сада и первых классах школ. Дис. канд. пед. наук. М.: 1965. — 213 с.
  162. Ю.И. Развитие творческой активности студентов на занятиях по скульптуре. М.: 1985. — 227 с.
  163. И.Н. Лепка в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1962. — 68 с.
  164. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников/Под ред B.C. Кузина. М: Просвещение, 1974, -143 с.
  165. Преемственность в обучении математике/ Под ред. А. М Пышкало. -М: Просвещение, 1978. 239 с.
  166. Преемственность в процессе обучения в школе: Ученые записки ЛГПИ. № 372. Л.: 1968.
  167. Преемственность в формировании основ социальной активности личности на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста. -М: 1988.-55 с.
  168. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьноговозраста (Методические рекомендации). Составитель: С. А. Аничкин. Свердловск, 1982. — 21 с.
  169. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку/ под ред. В. В. Бабайцевой и Г. К. Лвдман-Орловой. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1979. — 101 с.
  170. Преемственность средней и высшей школы в формировании личности учащегося/ Под ред. A.M. Лушникова. Свердловск: Свердловский пединститут, 1978. — 317 с.
  171. Преподавание скульптуры в детской художественной школе. Методические указания. М.: Педагогика, 1973.
  172. М.К., Капальдо А. Творчество и выражение: Курс художественного воспитания./ Пер. с иг. А. Б. Махова. -М.: Сов. художник, 1981. 112 с.
  173. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (13). -М.: Просвещение, 1996. 286 с.
  174. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа. Отв. редактор кандидат пед. наук Е. И. Игнатьев. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. — 224 с.
  175. И. Художественный образ.//Философская энциклопедия. -М.: Сов. энциклопедия: в 5 т. Т. 5. — С. 452−455.
  176. Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте/ Под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1966.174 с.
  177. В. А. Художественный образ форма отражения действительности: Автореф. дис.. канд. фил. Наук. -М.: 1952. — 18 с.
  178. Е.С. Сенсорные основы изобразительной деятельности детей 6−7 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук Л.: 1969. — 16 с.
  179. Ю.И. Образ, знак в искусстве. -Ленинград: 1991. 131 с.
  180. В.Г. Проблема преемственности как закономерность общественного развития: Автореф. дис канд. философ, наук. Томск: 1979. -19с.
  181. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. М.: Педагогика, 1989.-488 с.
  182. Е.И. Изобразительность и выразительность в искусстве. -М.: Изобразительное искусство, 1970. 247 с.
  183. Н.П. Рисование и лепка в детском саду. М.: Изд. АПН РСФСР, 1950. -28 с.
  184. Н.П. Роль слова и наглядных приемов в обучении рисованию и лепке в детском саду. М.: Известия АПН РСФСР, вып. 69,1955 .
  185. Н.П. Развитие детского творчества и обучение// Дошкольное воспитание. 1960, № 2, — С. 6-J1.
  186. И.Г. Предмет и форма: Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы. М.: Сов. художник, 1984.-304 с.
  187. Сенсорное воспитание в детском саду/Под ред. H.H. Подъякова, В. И. Аванесовой. -М.: Просвещение, 1981.-206 с.
  188. И.М. Рефлексы головного мозга// Избранные философские и психологические произведения. М.: Учпедгиз, 1958. — С. 31 -117.
  189. В.А. Художественный образ в искусстве. -М.: Знание, 1961. — 28 с.
  190. А.П. Теория и практика реализации преемственности в обучении школьников и студентов. Дис. доктора пед. наук. Минск: 1992. -426 с.
  191. И.Ф. Природа художественного образа. -М.: Знание, 1982. 64 с.
  192. E.H. Особенности зрительных представлений у детей различных школьных возрастов в процессе лепки// Вопросы психологии. 1962. — № 1. — С. 35−39.
  193. А.Й. Преемственность в воспитательной работе школы и дошкольного учреждения. М.: Известия АПН РСФСР, 1955. — С. 325.
  194. Старостина В. М Преемственность в обучении рисованию детей старшей группы детского сада и учащихся первого класса школы. Дис. кацд. пед. наук. М: 1952. -149 с.
  195. А.О. К вопросу о понятии преемственности в марксистской философии//Методические вопросы современной науки: Материалы научной конференции. Воронеж, 1969. — С. 21−24.
  196. Н.И. Формирование образов воображения детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -ML: 1964. -18 с.
  197. H.H. Пути создания художественного образа. (Роль воображения в художественном творчестве). -М.: Знание, 1984. 64 с.
  198. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду/Под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. -М.: Просвещение, 1965. 132 с.
  199. .М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.: Известия АПН РСФСР, вып. 1,1947.
  200. X. Об аспектах преемственности и комплексности/ЯТроблемы дидактики. Таллин, 1979.
  201. A.B. Искусство понимать искусство. М.: Педагогика, 1990. -159 с.
  202. Н. Заметки скульптора. М.: Молодая гвардия, 1965. — 144 с.
  203. Т. Ознакомление дошкольников со скульптурой// Дошкольное воспитание. 1986. — № 3. — С. 18−20.
  204. B.C. О природе образа. М.: Высшая школа, 1963. -122 с.
  205. A.B. Дидактические основы связи и преемственности в работе между детским садом и школой.// Подготовка детей в детском саду к школе. М: изд. АПН РСФСР, 1955. — С. 5−35.
  206. A.B. О статусе принципов дидактики//Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: Межвузовский сборник научных трудов. Челябинск, 1985. — С. 12−24.
  207. О.И. Опыт обучения лепке в старшей группе детского сада. -В кн.: Рисование, лепка аппликация в детском саду/Под ред. Н. П. Сакулиной. -М.: АПН РСФСР, 1955. С. 28.
  208. Философский энциклопедический словарь./ Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, H.H. Федосеев, С. М. Ковалев, ВТ. Панов. -М.: Сов. энциклопедия, 1983. -840 с.2П.Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956. — 160 с.
  209. Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-335 с.
  210. Формирование восприятия у дошкольников/Под ред. A.B. Запорожца. М.: Просвещение, 1968. — 206 с.
  211. Н.Б. Развитие творческих способностей у детей 6−7 лет при обучении лепке: Автореф. дис. Канд. пед. наук. М.: 1968. — 21 с.
  212. Н.Б., Курочкина Н.А, Пантюхина Г. В. Лепке в детском саду. М: Просвещение, 1986. — 141 с.
  213. С.П. Эстетическое воспитание и методика лепки на уроках труда в начальных классах М.: 1969. — 67 с.
  214. Художественное творчество и ребенок/Под ред. H.A. Ветяугиной. -М.: Педагогика, 1972. 287 с.
  215. H.A. Дидактические условия успешного осуществления преемственности в обучении: Дис. канд. пед. наук. М.: 1981. — 182 с.
  216. Н.В. Виды изобразительного искусства. М: Сов. художник, 1961.-64 с.
  217. И.М. Лепка и формовка скульптуры. М.: Искусство, 1959. -73 с.
  218. Я.Я. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников как фактор формирования художественных интересов учащихся 1 класса: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л.: 1978. — 20 с.
  219. Э.С. Дидактические условия реализации преемственности в формировании знаний и умений учащихся общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1983. — 263 с.
  220. М.С. Обучение языку изобразительного искусства как фактор развития выразительности детских художественных работ: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Л.: 1974.
  221. И.А. Беседы о скульптуре. М: Искусство, 1963. — 37 с.
  222. Д.Б. Психологические аспекты проблемы готовности к школьному обучению. В кн.: Воспитание и обучение старших дошкольников: Тезисы Всесоюзной научной конференции. 4.1. — М.: 1971,-С. 6−7.
  223. Эстетика: Словарь./ Под общ. Ред. А. А. Беляева и др. -М.: Политиздат, 1989. 447 с.
  224. Л.Г. Искусство: Философские проблемы исследования. -М.: Мысль, 1981.-247 с.
  225. .П. Грамотность и выразительность детского рисунка. Автореф. дис.канд. пед. наук. М: 1963. — 20 с.
  226. Т. А. Преемственность в формировании логических суждений у учащихся IV-V классов в процессе изучения учебного материала: Дис. канд. пед. наук. М: МИГУ, 1994. — 157 с.
  227. О.В. Советская скульптура. М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
Заполнить форму текущей работой