Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика технико-тактической подготовки квалифицированных спортсменов в спортивной радиопеленгации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанная в процессе лонгитюдного исследования методика многолетней технико-тактической подготовки позволяет говорить о ее эффективности, что подтверждается спортивными результатами спортсменов. На первенствах мира и Европы среди юниоров в индивидуальных видах программы завоевано: пять золотых, четыре серебряных, одна бронзовая медаль. На первенствах Европы среди юношей: две золотые, одна… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОПРОСА ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ДАННЫМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Спортивная радиопеленгация, ее место среди многообразия видов спорта
    • 1. 2. Структура подготовки в спортивной радиопеленгации
    • 1. 3. Современное представление о технико-тактической подготовке в спортивной радиопеленгации
    • 1. 4. Современное представление о методах технико-тактической подготовки в спортивной радиопеленгации и пути ее совершенствования
  • ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Цель и задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
    • 2. 4. Параметры и критерии оценки технико-тактической и физической подготовки
  • ГЛАВА 3. ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОЙ РАДИОПЕЛЕНГАЦИИ
    • 3. 1. Структура технико-тактической подготовки спортивной радиопеленгации, разработанная в процессе многолетнего исследования
    • 3. 2. Определение возрастных границ зон достижений в спортивной радиопеленгации
    • 3. 3. Динамика тренировочных нагрузок в процессе многолетнего совершенствования
  • ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ МНОГОЛЕТНЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 4. 1. Определение влияния различных видов подготовки на спортивный результат в СРП
    • 4. 2. Влияние различных компонентов технико-тактической тренировки на уровень подготовленности в ходе четырехлетнего цикла подготовки
    • 4. 3. Показатели тренировочной работы в четырехлетнем цикле подготовки
    • 4. 4. Специальные средства технико-тактической тренировки в четырехлетнем цикле подготовки
    • 4. 5. Динамика и соотношение специальных средств технико-тактической подготовки в годичном тренировочном цикле
  • ГЛАВА 5. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 5. 1. Применение средств технико-тактической подготовки в процессе многолетнего совершенствования и в период четырехлетнего цикла подготовки
    • 5. 2. Методика технико-тактической подготовки квалифицированных спортсменов
  • ВЫВОДЫ

Методика технико-тактической подготовки квалифицированных спортсменов в спортивной радиопеленгации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Спортивная радиопеленгация (СРП) является одним из тех видов спорта, в котором сочетаются высокие физические и умственные нагрузки на фоне больших волевых и эмоциональных напряжений.

В последние годы на мировых и европейских первенствах отечественные спортсмены, в том числе юниоры стали часто уступать спортсменам из-за рубежа. Одной из причин этого, на наш взгляд, может являться то, что до настоящего времени не изучен и не систематизирован имеющийся методический материал, не разработана структура как многолетней, так и годичной тренировки радиоспортсменов. Перенесение же в СРП тренировочных методик из родственных видов спорта (легкая атлетика, спортивное ориентирование) в большинстве случаев не приносит успех. Следовательно, возникла необходимость в поиске новых решений качественной подготовки радиоспортсменов высокого класса, которая отвечала бы современным требованиям.

Многими авторами отмечается (Вартанесян В.А., 1980; А. И. Гречихин, 1985; Кошкин А. Е., 1978, 1985; Кузьмин В. Г., 1978; Казанский Н. В., 1971; Чистяков В. В., 1989; Абрамов А. В., 1999, 2001) что результативность соревновательной деятельности, и следовательно, становление спортивного мастерства в СРП во многом зависит от положительной динамики уровня специальной технико-тактической подготовленности спортсмена, надежности выполнения различных соревновательных действий, степени осознания им основных компонентов в структуре подготовки.

В разные годы определенное внимание уделялось вопросам специальной спортивно-технической и спортивно-тактической методики подготовки радиоспортсменов в оперативной радиопеленгации и радиопоиске на местности (Успенский В.Д., 1960; Кондратьев А., 1967; Верхотуров В. Н., 1970; Гречихин А. И., 1973, 1985; Борисов В. Г., 1978, 1979; Лабскир Г. З., 1981; Баранов А. А.,.

1985; Чистяков В. В., 1989; Popelik М., 1981; Koudelka К., 1984). В то же время проблема построения многолетнего круглогодичного тренировочного процесса с применением средств и методов, способствующих развитию специальной технико-тактической подготовленности, изучена недостаточно. И именно поэтому назрела необходимость в разработке педагогически апробированной методики подготовки в спортивной радиопеленгации на различных этапах многолетнего совершенствования, что выдвигает тему нашего исследования в число актуальных.

В основу исследования положена гипотеза, которая базируется на предположении о том что, технико-тактическая подготовка занимает центральное место в структуре тренировки в спортивной радиопеленгации и создание методики, акцент в которой делается на совершенное овладение спортсменами навыками и приемами ближнего радиопоиска и пеленгования в движении посредством оптимального применения специальных упражнений во время годичного цикла подготовки, позволит существенно повысить результативность в соревнованиях.

Объект исследования — процесс подготовки квалифицированных спортсменов в радиоспорте.

Предмет исследования — методика технико-тактической подготовки квалифицированных спортсменов в годичном тренировочном цикле.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые экспериментально определена структура технико-тактической подготовки, которая зависит от возраста, мастерства и стажа занятий СРП радиоспортсменов, и в зависимости от этого определяются приоритетные для каждого этапа подготовки группы технико-тактических приемов и навыков.

Впервые в отечественной практике разработана и апробирована методика технико-тактической подготовки радиоспортсменов высокого класса в процессе многолетнего совершенствования, позволившая качественно перестроить тренировочный процесс в СРП и добиться высоких спортивных результатов.

Теоретическая значимость работы заключается в разработке теоретических основ одного из компонентов спортивной тренировки — технико-тактической подготовки спортивной радиопеленгации в годичном и многолетнем процессе совершенствования, которая определяет методические подходы к повышению уровня спортивного мастерства.

Практическая значимость. На основе исследования разработана и апробирована методика подготовки радиоспортсменов высокой квалификации, позволившая качественно перестроить тренировочный процесс в спортивной радиопеленгации. Выработаны основные задачи и определены параметры тренировочной нагрузки технико-тактической и общей физической направленности в процессе многолетнего" совершенствования.

Внедрение разработанной методики позволило спортсменам завоевать на чемпионатах мира и Европы одну золотую, две серебряные, две бронзовые медали в индивидуальных видах программы и шесть золотых, десять серебряных, семь бронзовых медалей в командных видах программы. На первенствах мира и Европы среди юниоров завоевать пять золотых, четыре серебряных, одну бронзовую медали в индивидуальных видах программы и четыре золотых, двенадцать серебряных и девять бронзовых медалей в командных видах программы. На первенствах Европы среди юношей две золотые, одну серебряную, одну бронзовую медали в индивидуальных видах программы и пять золотых, одну серебряную и две бронзовые медали в командных видах программы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В процессе многолетнего совершенствования в структуре тренировки в СРП центральное место занимает технико-тактическая подготовка.

2. Повышение уровня спортивного мастерства спортсменов происходит, прежде всего, за счет совершенствования базовых навыков и приемов оперативной радиопеленгации и ближнего радиопоиска.

3.Оптимизация соотношения средств подготовки технико-тактической направленности в годичном и многолетнем тренировочном цикле способствует повышению надежности выполнения технико-тактических навыков и приемов радиопоиска на максимально возможной скорости в условиях соревнований.

5. Результаты исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что методика технико-тактической подготовки с акцентом на совершенное овладение навыками и приемами ближнего радиопоиска и пеленгования в движении посредством оптимального применения специальных упражнений во время годичного цикла подготовки, при большом объеме тренировок интегральной направленности позволяет существенно повысить спортивные результаты. В годичном макроцикле при подготовке к первенству мира или Европы показатели тренировочной работы при совершенствовании техники ближнего радиопоиска и оперативной радиопеленгации должны соответствовать — 170/220 км/РП, при совершенствовании комплексных технико-тактической качеств (интегральные тренировки) — 600/300 км/РП.

Показатели этих компонентов у спортсменов, которые завоевали медали на первенстве мира, с высокой степенью достоверности отличаются от показателей спортсменов, которые добились высоких результатов (звания мастера спорта), но не смогли попасть в состав сборной страны.

6. Достоверно установлено, что в годичном тренировочном цикле оптимальной методикой технико-тактической подготовки квалифицированных радиоспортсменов можно считать ту, в процессе которой с ноября по декабрь отрабатываются приемы пеленгации и элементов радиопоиска. С января по апрель применяются в большом объеме специальные упражнения для совершенствования техники ближнего радиопоиска и оперативной радиопеленгации, а с апреля по сентябрь работают над развитием комплексных качеств технико-тактической направленности. При некотором снижении с апреля объема упражнений по отработке техники ближнему радиопоиску и оперативной радиопеленгации они продолжают оставаться важным компонентом технико-тактической подготовки.

7. Разработанная в процессе лонгитюдного исследования методика многолетней технико-тактической подготовки позволяет говорить о ее эффективности, что подтверждается спортивными результатами спортсменов. На первенствах мира и Европы среди юниоров в индивидуальных видах программы завоевано: пять золотых, четыре серебряных, одна бронзовая медаль. На первенствах Европы среди юношей: две золотые, одна серебряная, одна бронзовая медаль. В дальнейшем, перейдя в возрастную зону оптимальных возможностей, спортсмены на чемпионатах мира и Европы завоевали: одну золотую, две серебряные, две бронзовые медали.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

На основании проведенного многолетнего исследования были выработаны основные задачи и определены параметры тренировочной нагрузки технико-тактической, общей физической и соревновательной направленности в процессе многолетнего совершенствования. Произведено распределение основных средств технико-тактических подготовки в годичном тренировочном цикле. Динамика различных компонентов технико-тактической подготовки в процессе многолетнего совершенствования приведена на рис. 6.1. s s н к.

X 8 X I.

X т о ш о, а S.

X О, а н о ш н о 0) т s Ц

Рис. 6.1. Динамика различных компонентов технико-тактической тренировки в процессе многолетнего совершенствования: ЭПРП — отработка приемов пеленгования и элементов радиопоискаСТБР — совершенствование техники оперативной радиопеленгации и ближнего радиопоискаОТП — совершенствование отдельных тактических действий и приемов радиопоискаОСО — отработка навыков и приемов техники и тактики спортивного ориентированияИНГ — совершенствование комплексных технико-тактических качеств (интегральная тренировка) и ИНГ / / / f —в СТБР s /? —.

Вт "? • •.? V*. в-". ?? ^ 0. ч ^^ s s? ? -?- - ;

Предв. начальной Предв. базовой Спец. базовой Спорт, совершенств, и подготовки подготовки подготовки высшего спорт. мастерства.

Этапы многолетней подготовки.

Этап предварительной (начальной) подготовки (9−12 лет).

Охватывает младший школьный возраст и переходит в предварительный базовый, где начинается спортивная специализация.

В младшем школьном возрасте закладывается основа общей физической работоспособности, здоровья.

Задачи: обучение детей элементам техники пеленгации и оперативной радиопеленгации, навыкам ориентирования на местности. В частностинавыкам оперативного управления радиопеленгатором, технике «слепого поиска» и поиска радиопередатчика с близкого расстояния, технике азимутального хода, ориентирования спортивной карты. Формирование с раннего школьного возраста правильных умений и навыков в обращении с радиопеленгатором, компасом, картой, создание необходимой основы для дальнейшего совершенствования техники поиска радиопередатчиков и ориентирования.

Предлагается следующая последовательность обучения технико-тактическим навыкам (приемам) радиопеленгации и радиопоиска и их совершенствования на этапе начальной подготовки (1-й и 2-й год обучения):

• пеленгование (определение направления) по «максимуму» на диапазоне 2 м;

• установка оптимального уровня громкости;

• пеленгование в движении, поиск радиопередатчика (РП) по «максимуму» с расстояния 20−30 м;

• настройка радиопеленгатора на частоту РП;

• включение и подготовка к работе радиопеленгатора;

• пеленгование «по максимуму» на диапазоне 80 м;

• поиск РП «по максимуму» с расстояния 20−30 м;

• основы ориентирования (стороны света, компас);

• слепой поиск (на диапазонах 80 и 2м);

• основы ориентирования (карта, условные обозначения) — поиск радиопередатчика, работающего непрерывно (РПРН) «по максимуму», с расстояния до 300 м (на диапазонах 80 и 2 м) — пеленгование при измененной поляризации, ее определениепеленгование «по минимуму» (на диапазоне 80м) — поиск РПРН с расстояния до 300 м на диапазоне 80 м, применяя максимум" и «минимум», своевременность перехода от максимума" к «минимуму» и обратноосновы ориентирования (ориентировка карты) — поиск 2-х РПРН на разнесенных частотах, дистанция до 400 м (на диапазонах 80 и 2м), старт и финиш в одном местеосновы ориентирования (азимут, движение по азимуту) — измерение пеленга компасомнанесения пеленга на планшетпоиск 3-х и более РПРН (дистанция до 1,5 км) в заданном направлении (старт и финиш в одном месте) — основы ориентирования (движение по карте по определенному маршруту) — основы ориентирования (поиск контрольных пунктов — КП) — определение расстояния до радиопередатчика (по уровню сигнала, по смещению пеленгов, нарастанию сигнала) — поиск 2-х РПРН (дистанция до 1 км) с разнесенным стартом и финишем (выбор варианта поиска) — ориентирование (облегченная дистанция в заданном направлении) — поиск 3-х РПРН (дистанция до 2 км) с выбором варианта (старт и финиш в одном месте) — поиск радиопередатчика, работающего циклично, с расстояния 500 — 700 м. поиск 3-х РПРН (дистанция до 2 км) с выбором варианта (старт и финиш разнесены);

• поиск 2-х РПРЦ (дистанция до 2 км) (старт и финиш в одном месте);

• ориентирование (дистанция в заданном направлении);

• поиск 2-х РПРЦ с разнесенным стартом и финишем.

Экспериментально установлено, что для успешного решения задач в освоении приемов пеленгования в движении и радиопоиска РП наиболее эффективен следующий порядок их освоения (с акцентированием на конкретные моменты):

• пеленгование в процессе ходьбы «по максимуму» (диапазон 80 и 2м) и «по минимуму» (для диапазона 80м), с акцентом на установку оптимального уровня сигнала.

• пеленгование и радиопоиск «по максимуму» (диапазон 80 и 2м) в процессе медленного бега, внимательно следя за изменением уровня сигнала во время поворота (маховых движений) радиопеленгатором.

• пеленгование «по минимуму» (для диапазона 80м) в процессе медленного бега, внимательно следя за изменением уровня сигнала во время поворотов («рысканья») радиопеленгатором вокруг своей оси;

• увеличение скорости бега во время радиопоиска «по максимуму» (диапазон 80 и 2м), при условии технически правильного исполнения необходимых действий;

• увеличение скорости бега во время радиопоиска «по минимуму» (для диапазона 80м) со своевременным переходом (с расстояния Юм) на поиск «по максимуму».

Необходимое условие во время освоения приемов пеленгования и ближнего радиопоиска — контрольный пункт (призма), обозначающий РП, должен быть размером не более 15×15 см. Она необходима только лишь для того, чтобы обозначить РП на местности.

Многолетняя соревновательная практика также показала, что более надежной последовательностью операций пеленгования при ближнем радиопоиске (до 350м) является та, когда спортсмен сначала определяет направление на РП «по максимуму» и уже на бегу переходит на пеленгование «по минимуму».

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.В. Спортивная радиопеленгация: Пособие для учащихся учреждений дополнительного образования- самостоятельных занятий спортивной радиопеленгацией. Самара: Информационно-издательская служба СДЦЮТ, 2001. — 48 с.
  2. А.В., Спортивная радиопеленгация в учреждениях дополнительного образования. Самара: Информационно-издательская служба СДЦЮТ, 1999. — 32 с.
  3. А. «Лисолов» на 144 146 МГц // Радио.- 1968 — № 3. С. — 22 — 24.
  4. В.Г. Подготовка спортсменов-ориентировщиков. Минск: Полымя, 1987.- 176 с.
  5. А.И. В труде и боях закаленное. (Очерк истории оборонного общества). М.: «Магистр Лтд.», 1998. -304 с.
  6. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М: Медицина, 1975. С. 17−63
  7. А.А. Юный радиоспортсмен: Пособие для руководителей кружков. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1985. — 95 с.
  8. Бег на средние и длинные дистанции: Система подготовки / Ф. П. Суслов, Ю. А. Попов, В. Н. Кулаков, С.А. Тихонов- Под ред. В. В. Кузнецова. М.: ФиС, 1982.-176 с.
  9. Белиц-Гейман С. П. Стратегия и тактика игры // Теннис. -М.: ФиС, 1977. С. 107- 155.
  10. Л.В., Ганюшкин А. Д., Моисеенков А. Л. Основы тренировки в ориентировании на местности. Смоленск.: Смолгортипография Управления издательств, полиграфии и книжной торговли Смолоблисполкома, 1973. — 112 с.
  11. А.Ю., Близневский B.C. Лыжное ориентирование как самостоятельный вид спорта в рамках спортивного ориентирования // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 3. С. — 39−42.
  12. С.Ф., Крюков О. Г. Спортивное ориентирование на местности. -М.: Воениздат, 1971. 144 с.
  13. С.Ф., Крюков О. Г. Спортивное ориентирование: Метод, пособие -2-е изд., перераб. и доп. М.: Воениздат, 1982. — 102 с.
  14. В.Г. Юный радиолюбитель. 6-е изд. перераб. и доп. — М.: Энергия, 1979.-480с.
  15. В.Г. Радиотехнические игры и соревнования. М.: ДОСААФ, 1978.-96 с.
  16. В.А. Управление процессом предсоревновательной подготовки спортсменов. // Управление процессом подготовки спортсменов: Материалы 4-й Всероссийской научно-методической конференции Л., 1979.-С. 10−13.
  17. С.М. Книга тренера.-М.: ФиС, 1971.-312 с.
  18. В.А., Гойхман Э. Ш., Рогаткин М. И. Радиопеленгация. М.: Воениздат, 1966. — 248 с.
  19. В.А. Спортивная радиопеленгация. -М.: ДОСААФ, 1980 96 с.
  20. Н.Д. Спортивное ориентирование. Учебное пособие. -Волгоград: изд. Волгоградского ГИФК, 1983. 108 с.
  21. Н.Д. Подготовка спортсменов-ориентировщиков высокой квалификации. Волгоград: изд. Волгоградского ГИФК, 1984. — 85 с.
  22. Г. Н. О тактике соревнований по спортивному ориентированию // Теория и практика физической культуры. 1963. — № 6.
  23. Е.М. Антенны и распространение радиоволн. М.: Воениздат, 1964.-238 с.
  24. В.Н. Тренироваться круглый год // Радио. 1970. — № 10. — С. 11−12.
  25. В.Н. «Охота на лис» круглый год // Радио. 1971. — № 2. — С. 13−14.
  26. В.Н., Калачев В. А., Кузьмин В. Г. Радиоаппаратура для «охоты на лис». М.: «Энергия», 1976. — 166 с.
  27. В.Н., Калачев В. Снежная охота // Радио. 1977. — № 1. — С. 10−11.
  28. В.Н., Калачев В. А. Трехдиапазонный приемник-пеленгатор для «Охоты на лис» // Конструкции советских и чехословацких радиолюбителей: Сб. статей. Кн. 1. — М.: Энергия, 1978. — 384 с.
  29. Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: ФиС, 1985. — 176 с.
  30. Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов.-М.: ФиС, 1988.-331 с.
  31. .М. Классификация спортивных противоборств // Теория и методика физической культуры. 1987. — № 10. — С. 24 — 26.
  32. Н.И. Энергетический обмен и работоспособность в условиях напряженной мышечной деятельности: Автореферат дисс. на соискание уч. степени канд. биол. наук. М.: 1969, 57 с.
  33. Ю.С. О совершенствовании подготовки спортивных резервов в ориентировании бегом. // Азимут. 2003. — № 1. — С. 9 — 11.
  34. Л.А., Сидочук Е. В., Немытов Д. Н. Туризм и спортивное ориентирование: учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208 с.
  35. Н., Якубович В. Бег с картой. В помощь занимающимся спортивным ориентированием на местности. Кишинев: Издательство «Картя Молдовеняскэ», 1969. — 84 с.
  36. Е.Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 288 с.
  37. А.И. Радиокомпас для «охоты на лис» //Радио. -1964.~№ 1 -С.25.
  38. А.И. Тренировка и оснащение «Охотника» // Радио. 1966. — № 5-С.21−23.
  39. А.И. Школа начинающего «лисолова» // Радио. 1966. — № 3 — 6.
  40. А.И. На «лис» по азимуту // Радио. 1968. — № 5. — С. 21.
  41. А.И. Соревнования «охота на лис». М.: ДОСААФ, 1973. — 176 с.
  42. А.И., Киргетов В. Д. С картой и компасом по радиоследу. Соревнования по радиоориентированию. — М.: ДОСААФ, 1975. — 76 с.
  43. А.И. Случайность и тактика в «Охоте на лис» // Радио. 1977. -№ 3. — С. 18−19.
  44. А.И. Спортивная радиопеленгация в вопросах и ответах. М.: ДОСААФ, 1985.- 176 с.
  45. А.Я. Чемпион континента. М.: ДОСААФ, 1973. — 64 с.
  46. В.П., Шестаков М. П., Бубнов Н. Б., Борисенко М. П. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике: Учебное пособия для вузов физической культуры. М.: СпортАкадемПресс, 2002.211 с.
  47. И.А., Казанский Н. В., Мстиславский A.J1. Наш друг радио. М.: ДОСААФ, 1974.-72 с.
  48. И.А., Казанский И. В. Радиоспорт в СССР. М.: Энергия, 1979. -112 с.
  49. А. О новых путях совершенствования спортивного мастерства ориентировщиков // Азимут. 2002. — № 6. — С. — 49.
  50. В.Д. Совершенствование технического мастертсва. М.: ФиС, 1972.-231 с.
  51. Ю.И. Физическая культура. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 384с.
  52. Единая Всероссийская спортивная классификация. 2001−2005 гг.: Часть 2. М.: Советский спорт, 2002. — 160 с.
  53. С.Б., Мальцев А. А. Пути совершенствования ориентирования на лыжах по маркированной трассе // Теория и практика физической культуры. 1980. — № 2. — С. — 14.
  54. А.И., Кузьмин B.C., Сидорчук Е. В. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464 с.
  55. С.А., Леваковская С. А. Психология ориентирования // Эмоционально-волевая подготовка спортсменов Киев: Здоров’я, 1982. -С. 74−96
  56. А.В., Ширинян А. А. Влияние скорости передвижения спортсмена-ориентироващика на способность к переключению внимания // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 1. — С. 25 — 27
  57. Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. М.:ФиС, 1985. -159 с.
  58. Э.В. Развитие спортивного ориентирования в СССР и за рубежом (до 1966 г.). Автореферат диссертации. Тартуский госуниверситет, 1967.
  59. Н.В. Работа с начинающими «охотниками» // Радио. 1971. -№ 8. — С. 12−13.
  60. В., Верхотуров В. Трехдиапазонный приемник для «охоты на лис» // Радио. 1969. — № 4. — С. 17 — 20.
  61. B.C. Содержание и управление тактической подготовленностью спортсменов // Управление тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов. Киев: Здоров’я, 1985. — С. 157 -169.
  62. B.C. Система спортивных соревнований и соревновательная деятельность спортсмена // Теория спорта. Киев: Вища шк., 1987.-С. 66- 100.
  63. А.К. О технике и тактике в спортивном ориентировании. Тарту, Тартуский госуниверситет, 1979.
  64. В.Б. Спортивная метрология: Словарь-справочник: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2004. — 340 с.
  65. Ю.И. Бег на 3000 м с препятствиями. Киев: «Здоров'я», 1984.-148 с.
  66. А. За «лисой» на лыжах // Радио. 1967. — № 1. — С. 22 — 23.
  67. А.Е. Подготовка «лисолова» // Радио. 1978. — № 3. — С. 8 — 9.
  68. А.Е. По следам чемпионатов // Радио. 1985. — № 2. — С. 7 -8.
  69. А.Е. О наболевшем // Радио. 1987. — № 5. — С. 13 — 14.
  70. А.А. Проблемы общей теории спортивных соревнований. М.: СпортАкадемПресс, 2003. — 324 с. (Наука — Спорту).
  71. В.Г. Не сдавать позиций // Радио. 1978. — № 6. — С. 11−12.
  72. И.С., Старик М. Е. Основы радиопеленгации. М.: Советское радио, 1964.-640 с.
  73. Ю.Ф., Латышева Н. Е. Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения // Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Проф. Ю. Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2003. — С. 92 — 97.
  74. Г. З. Книга юного радиолюбителя. Киев, Радяська Школа, 1981. -144 с.
  75. Легкая атлетика и методика преподавания: учеб. Для ин-тов физ. культ. / Под ред. О. В. Колодия, Е. М. Лутковского, В. В. Ухова. — М.: ФиС, 1985. -271 с.
  76. Г. Е. Личность и деятельность спортсмена-парашютиста. М.: ДОСААФ, 1986.- 152 с.
  77. А.С. Тренировка ориентировщика-разрядника. М.: ФиС, 1984. -112 с.
  78. A.M. Основы теории и методики физической культуры. М.: 4-й филиал Воениздата, 2001. -320 с.
  79. Материалы 1-й Спартакиады России по авиационным, техническим и военно-прикладным видам спорта. М.: Издано в Управлении информационной и лотерейной работы ЦС РОСТО, 2002. — 32 с.
  80. Л.П. Основы спортивной тренировки. Учеб. пособие для инст. физ. культ. -М.: ФиС, 1977.-271 с.
  81. Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн. Для ин-тов физ. культ. -М.: ФиС, 1991. 534 с.
  82. В.В. Психологические особенности технической подготовки // Психология. М.: ФиС, 1987. — С. 226.
  83. Ю. Антенна «лисолова» // Радио. 1970. — № 7. — С. 31.
  84. Л.Д., Данильченкова О. Е. Совершенствование ловкости юных спортсменов в спортивном ориентировании // Физическая культура. Воспитание, образование, тренировка. 2005. — № 3. — С. 28 — 31.
  85. С.В. Спортивная метрология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 240 с.
  86. .И., Кирчо А. Н., Крохин Л. А. Подготовка спортсменов-ориентировщиков. -М.: ФиС, 1978. 112 с.
  87. .И., Моисеенков А. Л., Приймаков Е. С. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию. М.: ФиС, 1980. — 72 с.
  88. В.П. Психомоторные способности человека/ В. П. Озеров. Изд. 2-е стереотип. Дубна: Феникс +, 2005. — 320 с.
  89. Н.Г., Хоменков Л. С. Организационные и научно-методические основы подготовки мастеров спорта международного класса // Учебник тренера по легкой атлетике / Под ред. Л. С. Хоменкова. Изд. 2-е перераб. и доп. — М.: ФиС, 1982. — 479 с.
  90. Н.Г., Хоменков Л. С. Структура системы спортивной подготовки // Книга тренера по легкой атлетике. -М.: ФиС, 1987. С. 23 — 84.
  91. Н.Г. Молодому коллеге. М.: ФиС, 1988. — 288 с.
  92. Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать М.: ООО «Издательство Астель»: ООО «Издательство ACT», 2002. — 864 с.
  93. А.И., Войтов В. Г. Определение понятия «Спортивная тактика» // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 9. — С. 20 — 21.
  94. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб. Пособие для студ. Высш. пед. Учеб. Заведений/ Ю. Д. Железняк, В. А. Кашкаров, И. П. Кравцевич и др.- Под ред. Ю. Д. Железняка. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 384 с.
  95. В.Н. Теория и методика спортивной подготовки. Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1984. — 352 с.
  96. В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: ФиС, 1986.-286 с.
  97. В.Н., Сахновский К. П. Подготовка юного спортсмена. Киев: Радянська школа, 1988. — 288 с.
  98. Подготовка сильнейших бегунов мира /Ф.П. Суслов, Г. Н. Максименко, В. Г. Никитушкин, В. В. Брейзер, С. А. Тихонов. Киев: Здоровья, 1990. -208 с.
  99. Д.А. Прогнозирование соревновательной деятельности как основа для моделирования тренировочного процесса // Управление тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов -Киев: Здоров’я, 1985. С. 133 — 157.
  100. А.И. Школа бега Вячеслава Евстратова. М.: Советский спорт, 2003.-216 с.
  101. А. Генератор цикличных сигналов // Радио. 1987. — № 3. С. -19−21.
  102. В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. М.: Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2002. — 208 с.
  103. Правила соревнований по техническим и военно-прикладным видам спорта (радиоспорт спортивная радиопеленгация). Часть II — М.:1. ДОСААФ, 1989.-С. 80−98.
  104. Радиоспорт / Программа для тренерских факультетов институтов физической культуры (курс специализации)/ Шагаев Г. А., Гречихин А. И. -М.: Издание Редакционно-издательского отдела ГЦОЛИФКа, 1984. -112 с.
  105. Н.В., Кислицын Ю. Л. Физическая культура: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 152 с.
  106. А.В. Психологические основы тактической деятельности в спорте // Теория и практика физической культуры. 1993. — С. 7 — 9.
  107. Российская оборонная. Энциклопедический сборник. М.: «Магистр-ПРО», 2002.-352 с.
  108. B.C. Олимпийские и годичные циклы тренировки. Теория и практика: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2004. — 136 с.
  109. Сборник программ подготовки общественных спортивных кадров по техническим и военно-прикладным видам спорта. М.: ДОСААФ СССР, 1987. -144 с.
  110. Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психологические аспекты: учеб. метод, пособие. М.: Советский спорт, 2005. — 142 с.
  111. В.А. Подготовка бегунов на средние и длинные дистанции. -Киев: Здоровья, 1990. 144 с.
  112. Ф. «Лисолов» на 3,5 МГц // Радио. 1968. — № 3. — С. 24 — 25.
  113. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин, А.В. Лексаков- Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 520 с.
  114. Статистика. Обработка спортивных данных на компьютере / Под. ред. М. П. Шестакова и Г. И. Попова: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры. М.: СпортАкадемПресс, 2002. — 278 с.
  115. .Г. Справочник коротковолновика. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ДОСААФ, 1986.- 128 с.
  116. .Г. Спортивное ориентирование. М.: Издательство ЦС «Динамо», 1982.- 106 с.
  117. Е.Н., Пуни А. Ц. Психологические вопросы овладения тактическими действиями // Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для ин-тов физ. культ./Под. Ред. Т. Т. Джамгарова, А. Ц. Пуни. -М.: ФиС, 1979. 143 с.
  118. Ф.П., Чешихина В. В. Закономерности проявления ориентировщиками интегральной спортивной работоспособности в связи с динамикой умственной и физической нагрузки // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 8. — С. 2 — 4.
  119. Н.Г. Анализ спортивной техники. // Теория и практика физической культуры и спорта. -2000. № 6. — С. 31 — 32.
  120. Таблицы оценки результатов в легкой атлетике / Сост. А. С. Полосин, А. А. Ушаков. М.: ФиС, 1986. — 608 с.
  121. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. Около 9500 терминов / Сот. Ф. П. Суслов, Д. А. Тышлер. М.: СпортАкадемПресс, 2001.-480 с.
  122. Теория спорта / Под ред. Проф. В. Н. Платонова Киев: Вища школа. Головное из-во, 1987. — 424 с.
  123. Теория и методика спорта: учебное пособие для училищ олимпийского резерва / Под общей редакцией д.п.н., профессора Ф. П. Суслова, д.п.н., профессора Ж. К. Холодова. М.: 4-й филиал Воениздата, 1997. — 416 с.
  124. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Проф. Ю. Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.
  125. Тер-Ованесян И. А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд. М.: Терра-Спорт, 2000. — 128 с.
  126. Толковый словарь спортивных терминов. Около 7400 терминов / сост. Ф. П. Суслов, С. М. Вайцеховский. М.: ФиС, 1993.-352 с.
  127. Устав Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация РОСТО» — М., РОСТО, 2001 г.-60 с.
  128. Устав Союза радиолюбителей России, 1999.
  129. В.Д. «Охота на лис». М.: ДОСААФ, 1960. — 48 с.
  130. B.JI. Измерения в спорте : (Введ. в спорт, метрологию) / Уткин B.JI. -М.:б. и., 1978.- 199 с.
  131. B.JI., Мартынов B.C., Тихонов Б. В. Моделирование соревновательной деятельности в циклических видах спорта. // Теория и практика физической культуры. 1982. — JV°3. — С. 11 — 13.
  132. B.JI. Биомеханические аспекты спортивной тактики / Под ред. В. М. Зациорского. М.: ФиС, 1984. — 128 с.
  133. С.В. Основы спортивного ориентирования (пособие для начинающих спортсменов). Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, Кировское отд., 1988.-64 с.
  134. B.C. Физиология спорта : очерки / Фарфель B.C. М.: ФиС, 1960. -384 с.
  135. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 8 ФЗ, 1999 г.
  136. C.JI. Теория и методика преподавания спортивных игр: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 155 с.
  137. В.П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. М.: ФиС, 1980. -255 с.
  138. К.П. УКВ антенны. М.: Издательство ДОСААФ, 1969. — 112 с.
  139. .К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для сутд. высш. учеб. Заведений. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
  140. JI.A. Традиционная схема технико-тактической подготовки в спортивном ориентировании // Азимут. 2000. — JV°3. — С. 37.
  141. В.В. Управление тренировочным процессом спортсменов-ориентировщиков. // Азимут. 2002. — № 6. — С. 14.
  142. В.В. Школа чемпиона: урок 1 // Радио. 1989. — № 6. — С. 11 -12.
  143. В.В. Школа чемпиона: урок 2// Радио. 1989. — № 9. -С. 16−17.
  144. В.Б. Группа легкоатлетических упражнений // Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С. 240 — 287.
  145. Юный легкоатлет: Пособие для тренеров ДЮСШ / Попов В. Б., Суслов Ф. П., Ливадо Е. И. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 224 с.
  146. A.M. Научно-методические аспекты тренировки бегунов на средние и длинные дистанции // Теория и практика физической культуры.- 1996. -№ 4. С. 21 -25.
  147. Karkkainen О.Р., Paakkonen О., Suunistusvalmennus, Rauno Liimatainen. Sisa- Suomen Seannous Oy. 1986. S. 42 46.
  148. Popelik M., Jednotny treninkovy system mladeze v radiovem orientacmm behu. UV Svazarmu, Praha 1981. 72s.
  149. Koudelka K. Metodika radioveho orientacmho behu. UV Svazarmu, Praha 1984. 134s.
  150. Navratil J., Skoda Z. Lovime radiovou liski, Prana, 1964. 177s.
  151. Konwcki I., Konwinski W., Lachowski Z. Amatorska pelengacja lowy na lisa, Warszawa, 1970.248s.
Заполнить форму текущей работой