Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование политической культуры студентов высших учебных заведений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На первом этапе (1991 — 1994гг.) изучалась философская, политологическая, социологическая, психолого-педагогическая литература, а также диссертационные исследования по исследуемой проблеме с целью анализа её состояния в теории и практике педагогики. Были определены цель, объект, предмет исследованиясформулированы задачи и гипотезасоставлен план экспериментальной работыуточнялось содержание… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема формирования политической культуры студентов высших учебных заведений в педагогической теории и образовательной практике
    • 1. 1. Формирование политической культуры студентов вузов как педагогическая проблема
    • 1. 2. Модель формирования политической культуры студентов вузов
    • 1. 3. Педагогические условия реализации модели формирования политической культуры студентов вузов
  • Выводы по главе I
  • Глава II. Экспериментальная работа по формированию политической культуры студентов вызов
    • 2. 1. Цели, задачи и диагностический аппарат экспериментальной работы
    • 2. 2. Методика формирования политической культуры студентов вузов
    • 2. 3. Оценка и интерпретация результатов экспериментальной работы
  • Выводы по II главе

Формирование политической культуры студентов высших учебных заведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Коренные изменения, происходящие в России в политической, экономической, социальной сферах общества, не могли не сказаться на системе образования, в том числе и на высшем профессиональном образовании. Социальный заказ государства и общества, нашедший отражение в Законе РФ «Об образовании», ориентирует высшую школу не только на профессиональную, но и на общекультурную подготовку будущего специалиста, на «формирование человека и гражданина, интегрированного в национальную и мировую культуру» .

Как отмечают педагоги, становление гражданских качеств личности определяется уровнем развития правовой, нравственной и политической культуры (А.С.Гаязов, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Б. Т. Лихачев, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.). Изменение приоритетов в сфере высшего образования способствует повышению актуальности проблемы формирования политической культуры студентов. Гуманистическая и культурологическая парадигмы выдвигают новые требования к содержанию образования. Многие ученые считают, что образованный человек — это не только человек знающий, но и способный к творчеству, самостоятельному принятию ответственных решений, свободный в оценках и суждениях, это — человек культуры и нравственности (М.М.Бахтин, Е. В. Бондаревская, В. П. Зинченко, И. Я. Лернер, В. И. Смирнов, А. А. Реан и др.).

Политическое образование — один из способов формирования гражданственности, политической культуры молодежи, их современной социализации. Политические знания и культура необходимы сегодня любому молодому человеку независимо от его профессиональной подготовки, ибо помогают ориентироваться в сложных политических проблемах, грамотно выстраивать отношения с властью, осуществлять за ней действенный контроль. Будущее нашего общества будет во многом зависеть от того, какую власть выберет новое поколение молодых людей, насколько осознанно и ответственно они сделают свой выбор, насколько смогут защищать и отстаивать свои права и реализовывать интересы через представительные институты.

Современное российское общество заинтересовано в высокой политической культуре молодых граждан, так как она предохраняет государство от политического радикализма и экстремизма, является предпосылкой его стабильности, оказывает воздействие на характер и степень развития демократии и гражданского общества. Поэтому не случайно политическое образование студентов, осуществляемое в процессе изучения политологии, определено в новых Государственных образовательных стандартах в качестве федерального компонента в системе высшего профессионального образования. В соответствии с новыми подходами содержание Государственных стандартов в области политического образования студенчества направлено на формирование нового политического мышления, готовности молодежи к активному участию в становлении и развитии российской государственности и гражданского общества. Иными словами, вузовское политическое образование должно создавать условия для формирования личности, свободной в своем политическом выборе, в определении собственных политических позиций, взглядов и убеждений, способной к самореализации и самоопределению в мире политики, имеющей опыт гражданского поведения. Как считают педагоги-исследователи Т. Н. Андрюшина, В. Ф. Анурин, О. В. Гордеева, О. В. Патраченко, А. Т. Чичкин и др., подготовка молодых людей к самостоятельной общественно-политической жизни в нашей стране остается пока малоэффективной. В этой связи проблема политического образования студентов, формирования их политической культуры в современном российском обществе приобретает особую актуальность и остроту. Среди основных причин, актуализирующих разработку этой проблемы, М. А. Василик, О. Ю. Дембицкая, А. М. Карабухин, В. Ф. Костюкевич и др. выделяют: обострение кризиса политической социализации молодёжиусиление в студенческой среде политического нигилизма и абсентеизмаявное пренебрежение задачами формирования политической культуры, возникшее вследствие политики «деидеологизации» и деполитизации".

Несмотря на наметавшиеся в последнее время сдвиги в системе политического образования, до сих пор нельзя утверждать, что в вузах сложилась достаточно действенная система политической социализации молодежи, которая бы осществляла целенаправленное формирование политической культуры студентов. Как показывают опросы, большинство молодых людей из-за своей аполитичности весьма поверхностно представляли государственное устройство, не интересовались политикой и не участвовали в выборах. По результатам нашего и других исследований (Ю.Р.Вишневский, А. А. Волкова, М. Ю. Несмелова, В. М. Хомяков, И. Н. Щеглов и др.) больше половины студентов имеют низкий уровень политической культуры. Безусловно, это свидетельство того, что политическое образование остается пока слабым звеном в системе высшего образования.

Одна их причин этого кроется, на наш взгляд, в отсутствии теоретической модели формирования политической культуры студенческой молодежи, отвечающей современным требованиям. Мы разделяем мнение ряда учёныхпедагогов и политологов (М.А. Василик, К. С. Гаджиева, В. Н. Лавриненко, Б. Т. Лихачёва и др.) о том, что новый подход к формированию политической культуры молодёжи требует более значительных конструктивных и системных преобразований не только в теории политического образования, но и в содержании, формах и методах его осуществления. Сегодня необходимы новые знания о нетрадиционных педагогических технологиях, направленные на оптимизацию процесса формирования политической культуры личности студента.

Анализ научной литературы (Э.Я.Баталов, Е. М. Бабосов, К. С. Гаджиев, Л. Н. Коган, Ю. С. Пивоваров, В. А. Щегорцев и др.) показал, что в науке достаточно широко представлено описание политической культуры как основы процесса политической социализации, однако среди ученых, в том числе педагогов, до настоящего времени нет единого понимания ее сущности, не разработаны способы и критерии оценки, отсутствует системный комплексный подход к ее изучению. В большинстве кандидатских диссертаций (А.А.Волкова, А. Л. Мифтахов, О. Ю. Рыбаков, Ю. М. Сидоренко, В. М. Хомяков, А. А. Шарипова и др.) политическая культура молодёжи, в том числе студенческой, рассматривается только через призму политического сознания (знаний, умений, навыков). Другие структурные компоненты политической культуры как системы (общественно-политическая активность, политическое поведение студентов), их взаимосвязи, которые мы рассматриваем в нашем исследовании, остаются, как правило, вне поля зрения учёныхпедагогов.

Несмотря на то, что в целом проблеме политического образования посвящено достаточно большое количество научных работ, подавляющая их часть была опубликована в советский период. Исследователи обобщили в них опыт организации идейно-политического воспитания молодёжи, роль и значение кафедр общественных наук в марксистско-ленинском образовании и воспитании юношей и девушек (B.C. Боровик, О. В. Гордеева, Е. Г. Комаров, А. А. Королёв, Ю. П. Ожегов, С. Н. Ротмистров, JI.A. Шелюк, Ф. Э. Шереги и др.).

Вместе с тем в реальной практике и теории политического образования студенчества сложилась нестабильная политико-культурная ситуация, которую характеризуют противоречия между:

— потребностями общества в высокой политической культуре его граждан, прежде всего молодого поколения, и низким уровнем ее развития у студентов, проявлением в студенческой среде политического нигилизма и инфантилизма;

— высокими целями и задачами государства в области политического образования студенчества, закрепленными в новых государственных образовательных стандартах, и непоследовательным осуществлением этого процесса в вузах;

— все большим утверждением культурологической парадигмы как основы высшего образования и исследовательско-педагогическим «вакуумом» в вопросах формирования политической культуры, возникшем вследствие прошедших в 90-х г. г. кампаний деполитизации" и «деидеологизации» вузовского образования.

Поиск путей разрешения этих противоречий в процессе анализа философской, политологической, психолого-педагогической литературы, обобщения педагогического опыта и собственных экспериментальных изысканий, убедил нас в практической и теоретической актуальности данной проблемы и послужил основанием для определения темы нашего исследования: «Формирование политической культуры студентов высших учебных заведений».

Цель исследования состоит в разработке модели процесса формирования политической культуры студентов высших учебных заведений и определении комплекса педагогических условий, обеспечивающих её эффективную реализацию.

Объект исследования — политическое образование студентов высших учебных заведений.

Предмет исследования — процесс формирования политической культуры студентов высших учебных заведений.

В исследовании мы исходили из гипотезы, согласно которой прцесс формирования политической культуры студентов вузов будет более эффективным, если:

— использовать культурологическо-междисциплинарный подход как теоретико-методологическую стратегию процесса формирования политической культуры студентов вузов;

— разработать и реализовать структурно-функциональную модель процесса формирования политической культуры студентов вузов, рассматриваемую нами как сложную и многоуровневую динамическую систему, включающую в себя взаимосвязанные блоки целеполагания, содержательный, функциональный, организационный и оценивания;

— выявить и проверить в экспериментальном режиме педагогические условия эффективной реализации разработанной модели: стимулирование интереса к политике и мотивации учебной и общественно-политической деятельности студентов высших учебных заведенийприменение системы учебно-политологических задач как технологии политического образованияразвитие студенческого самоуправления как средства формирования гражданской позиции будущего специалиста.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать степень разработанности проблемы формирования политической культуры в теоретических источниках и существующей практике образования в высших учебных заведениях.

2. Уточнить и конкретизировать такие основополагающие понятия исследования, как культурологическо-междисциплинарный подход, вузовское политическое образование, политическая культура студентов высшей школы, выявить ее структурные компоненты и их взаимосвязи.

3. На основе культурологическо-междисциплинарного подхода разработать структурно-функциональную модель процесса формирования политической культуры студентов вузов.

4. Определить и экспериментально проверить комплекс педагогических условий эффективной реализации модели формирования политической культуры студенческой молодёжи.

5. Разработать и внедрить в практику вузовского образования научно-методические рекомендации по совершенствованию процесса формирования политической культуры студентов вузов.

Теоретико-методологической основой исследования являются философские, культурологические, политологические положения в области теории культуры и политической культуры (Г. Алмонд, Н. А. Бердяев, B.C. Библер, К. С. Гаджиев, И. Б. Градинар Л.Н. Коган, А. С. Крылов, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев, Ю. С. Пивоваров и др.) — социологические, психолого-педагогические концепции развития личности, ее социализации, формирования гражданских качеств (Б.Г. Ананьев, A. F Асмолов, Л. И. Божович, J1.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. С. Гаязов, Л. Н. Коган, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев,.

О.В. Лешер, Р. А. Литвак, А. Я. Найн, А. В. Петровский, В. А. Сластенин и др.) — исследования, посвященные проблемам студенческой молодежи, развития ее общественно-политической активности (В.И. Бегинин, B.C. Боровик, Ю. Р. Вишневский, А. А. Волкова, А. Г. Здравомыслов, В. Ф. Костюкевич, Н. Б. Крылова, В. Т. Лисовский А.В. Меренков и др.) — работы по проблемам внедрения педагогических технологий, методике общего и профессионального образования (Г.А. Балл, В. А. Бенин, В. П. Беспалько, А. Г. Гостев, В. И. Загвязинский, Н. В. Кузьмина, И .Я. Лернер, А. В. Мудрик, Н. Д. Никандров, О. П. Окоелов, Г. К. Селевко и др.) — теоретические разработки в области самообразования и самоуправления молодежи (А.Я. Айзенберг, Л. В. Байбородова, Н. П. Бондаренко, П. И. Пидкасистый, М. И. Рожков, Г. Н. Сериков).

При решении поставленных задач мы опирались на следующие теоретико-методологические подходы: системный (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Т. А. Ильина, Ю. А. Конаржевский, Н. В. Кузьмина, А. И. Уемов, Э. Г. Юдин и др.) — культурологический (В С. Библер, Е. В. Бондаревская, М. Ф. Исаев, М. С. Каган, А. А. Реан, Е. А. Шиянов и др.) — междисциплинарный (В.Г. Буданов, Э. Н. Гусинский, И. Д. Зверев, Н. Ф. Талызина и др.).

Организация, база и этапы исследования. Экспериментальная работа осуществлялась с 1991 года в Челябинской государственной академии физической культуры, в Уральской академии государственной службы. Всего исследованием на констатирующем и формирующем этапах было охвачено 436 студентов и 29 преподавателей вузов.

Исследование предусматривало несколько этапов (1991 — 2001 гг.).

На первом этапе (1991 — 1994гг.) изучалась философская, политологическая, социологическая, психолого-педагогическая литература, а также диссертационные исследования по исследуемой проблеме с целью анализа её состояния в теории и практике педагогики. Были определены цель, объект, предмет исследованиясформулированы задачи и гипотезасоставлен план экспериментальной работыуточнялось содержание исследованияразрабатывался понятийный аппарат. Методы исследования: теоретический анализ политологической, социологической, психолого-педагогической литературыанализ учебных планов и программ высших учебных заведенийобобщение и научный анализ эффективного педагогического опытаанализ документов по развитию высших учебных заведенийметоды опроса (беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование и др.) — наблюдение (прямое И косвенное) — констатирующий этап эксперимента.

На втором этапе (1995 — 1996гг.) уточнялись задачи, гипотеза, разрабатывалась теоретико-методологическая стратегия исследования, осуществлялся поиск новых концептуальных подходов к проблеме вузовского политического образования, что позволило разработать модель процесса формирования политической культуры студентов вузов. Выявлялись педагогические условия эффективной реализации разработанной модели. Методы исследования: теоретическое моделирование, анализ результатов констатирующего этапа экспериментапрогностические методы (Экспертная оценка, оценка, самооценка и Др.) — диагностические (анкетирование, интервьюирование и др.) — обсервационные (прямое и косвенное наблюдение и т. д.) — праксимётрическиё (анализ результатов, продуктов учебной деятельности студентов).

На третьем этапе (1996 — 2000 гг.) проводился основной формирующий эксперимент, осуществлялись обработка, проверка и систематизация полученных данных е целью установления эффективности реализации предложенной модели формирования политической культуры студентов вузов. Были выявлены, обоснованы и апробированы педагогические условия эффективной реализации данной модели. Методы исследования: фиксирование и анализ результатов реальной учебной деятельности студентов вузов, прямое и косвенное наблюдение, самонаблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

На четвёртом этане (2000 — 2001гг.) проводились обработка, анализ, обобщение, систематизация, описание полученных результатов, а также оформление диссертационного исследования. Разрабатывались практические рекомендации и предложения, осуществлялось внедрение результатов исследования в практику работы высшей школы. Методы исследования: математический и статистический методы, анализ результатов и т. д. Положения, выносимые на защиту:

1. Структурно-функциональная модель формирования политической культуры студентов высшей школы, рассматриваемая нами как сложная и многоуровневая динамическая система включающая в себя взаимосвязанные блоки: целеполагания, содержательного, функционального, организационного и оценивания.

2. Педагогические условия эффективной реализации модели формирования политической культуры студентов вузов:

— стимулирование интереса к политике и мотивации учебной и общественно-политической деятельности студентов вузов;

— использование системы учебно-политологических задач как технологии политического образования студентов вузов;

— развитие студенческого самоуправления как средства формирования гражданской позиции будущих специалистов высшей школы.

Защищаемые положения определяют теоретическую значимость и научную новизну настоящего исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— определено место политической культуры в базовой культуре личности студента, а также ее основные функции и способы формирования;

— уточнена сущность таких основополагающих понятий исследования, как культурологическо-междисциплинарный подход, вузовское политическое образование, политическая культура студента, выявлены ее структурные компоненты и их взаимосвязь.

Научная новизна исследования заключается в том, что: 1. На основе культурологическо-междисциплинарного подхода разработана структурно-функциональная модель реализации процесса формирования политической культуры студентов вузов, рассматриваемая нами как сложная, многоуровневая динамическая система, включающая несколько взаимосвязанных блоков: целеполагания, содержательного, функционального, организации и оценивания.

2. Теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, способствующий эффективной реализации модели процесса формирования политической культуры студентов вузов, разработанной на основе культурологическо-междисциплинарного подхода: стимулирование интереса к политике и мотивации учебной и общественно-политической деятельности студентов высших учебных заведенийприменение системы учебно-политологических задач как технологии политического образованияразвитие студенческого самоуправления как средства формирования гражданской позиции будущего специалиста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработано содержательно-технологическое обеспечение процесса формирования политической культуры студентов высшей школысмоделирована система критериев ее сформированности, которая может применяться преподавателями для повышения эффективности вузовского политического образования. Материалы исследования, а также учебно-методическое пособие по курсу «Политология» могут быть использованы в практике политического образования студентов высших учебных заведений, а также в системе повышения квалификации.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечиваются целостным подходом к решению проблемы, методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положенийразработкой комплекса дидактических методиккорректной организацией экспериментальной работыпрактическим подтверждением положений исследования и научной обработкой полученных в ходе эксперимента данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций результатов научного исследованиявыступлений на научно-практических конференциях в г. Владимире (1989г.), Минске (1993г.), Екатеринбурге (1995г.) — на межвузовских конференциях в г. Челябинске (19 922 000гг.), на ежегодных внутривузовских научно-методических конференциях в г. Челябинске (1990;2001гг.) — отчётов на заседаниях кафедры общественных наук Челябинской Академии физической культуры (1989 — 2000гг.), Челябинского государственного педагогического университета (2001г.), Челябинского института Московского государственного университета коммерции (1994 — 1995гг.), Челябинского филиала Уральской Академии государственной службы (1999;2000гг.), работы в качестве преподавателя высшей школы (1989 — 2001гг.).

Структура диссертационного исследования определена задачами работы, логикой раскрытия темы и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Выводы по II главе.

1. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что у большей части студенческой молодёжи политическая культура сформирована на низком уровне, т.к. процесс ее становления и развития осуществляется без опоры на базовые теории и носит стихийный характер, что не позволяет осуществить этот процесс качественно. Если не ставить целью политического образования студентов формирование у них политической культуры, то в образовательном процессе высшей школы стихийно она формируется в недостаточной степениовладение ею на высоком уровне практически не происходит.

2. Формирующий этап эксперимента показал, что овладение студентами вузов политической культурой осуществляется более успешно в рамках специально разработанной педагогической системы, характеризующейся научно обоснованной структурой и способом управления процессом ее формирования.

3. Необходимым и достаточным для эффективного функционирования модели формирования у студентов вузов политической культуры является следующий комплекс педагогических условий:

— стимулирование интереса к политике и мотивации учебно-познавательной и общественно-политической деятельности;

— развитие студенческого самоуправления как средства формирования гражданской позиции будущего специалиста;

— использование системы учебно-политологических задач как технологии политического образования студентов.

4. Основным критерием становления у будущих специалистов политической культуры является их продвижение на более высокий уровень по условно выявленным показателям сформированности ее отдельных компонентов: когнитивно-операционного, ценностно-мотивационного и результативно-деятельностного.

Таким образом, студенты экспериментальных групп, где применялась разработанная нами модель в контексте выделенного комплекса педагогических условий, показали более высокий уровень сформированности как отдельных элементов, так и политической культуры в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социальный заказ государства ориентирует сегодня высшую школу на Общекультурную подготовку будущего специалиста, на повышение эффективности политического образования. Вместе с тем в реальной практике и теории политического образования студенчества сложилась противоречивая, нестабильная политико-культурная ситуация. Возникший вследствии прошедших в начале 90-х годов кампаний деполитизации и деидеологизации вузовского образования, исследовательско-педагогический «вакуум» и ряд других причин, обусловили низкий уровень политической культуры студентов, проявление в студенческой среде политического нигилизма и абсентеизма.

Тобразом, разрешение противоречия между потребностями общества, высокими целями и задачами государства в области политического образования студенчества и действительным состоянием этого процесса в вузах — делает проблему формирования политической культуры студентов чрезвычайно актуальной.

В то же время анализ философской, политологической, психолого-педагогической литературы, деятельности вузов, собственный педагогический опыт работы в высшей школе выявили наличие противоречия между необходимостью и потребностью общества в формировании у будущих специалистов политической культуры и недостаточной теоретико-практической разработанностью специальной системы ее формирования. Одним из важных, но нерешенных вопросов в данной области является поиск новых продуктивных средств активизации процесса формирования у студентов вузов политической культуры, позволяющих сделать его более эффективным и целенаправленным. Настоящее диссертационное исследование — одна из попыток решения указанной проблемы.

Многоплановый анализ категорий «культура», «политическая культура», «политическое образование», использование системного подхода и интеграция других в процессе исследования позволили выявить один из возможных путей эффективного формирования у студентов вузов политической культуры разработку и применение в реальном образовательном процессе высшей школы специальной модели ее формирования, а также комплекса педагогических условий ее эффективной реализации.

В настоящем исследовании политическое образование рассматривается нами как сложная динамическая система, как педагогический процесс целенаправленного формирования политической культуры.

Избранная нами методология комплексного, междисциплинарного исследования (системный, культурологическо-междисциплинарный и др. подходы) позволила обеспечить интеграцию сложных динамических систем политической культуры и политического образования, в процессе которого осуществляется активное и самостоятельное освоение студентами основных элементов политической культуры, развитие у них гражданских политических качеств. В этой связи мы рассматриваем политическую культуру как сложную многомерную систему, включающую политическое сознание и политическое поведение, представленные нами в виде следующих взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: когнитивно-операционного, ценностно-мотивационного и результативно-деятельностного.

Политическая культура студентов — интегративное качество социального субъекта, в котором синтезированы и сфокусированы когнитивно-операционный, ценностно-мотивационный и результативно-деятельностный компоненты политических отношений.

Формирование у студентов вузов политической культуры — весьма сложный процесс, поэтому его изучение может осуществляться с различных сторон на основе использования различных методологических подходов. В научной литературе и педагогической практике наметилась тенденция не только поиска новых подходов, но и синтеза уже известных, к числу которых мы относим культурологическо-междисцнплинарный, который ориентирует политическое образование на освоение студентами основных элементов политической культуры как целостной системы, способствует гражданскому становлению студенческой молодежи, на основе развития междисциплинарных связей социально-политических и психолого-педагогических знаний, интеграции учебной, внеучебной и общественно-политической деятельности будущих специалистов.

Основной целью вузовского политического образования является формирование политической культуры студентов, имеющих глубокие теоретические знания в сфере политической жизни, которые позволяют развивать у молодежи черты высокой гражданственности, активной политической позиции, дают возможность анализировать сложные проблемы социально-политических отношений в обществе. Реализации этой цели способствует разработанная нами структурно-функциональная модель процесса формирования у будущих специалистов политической культуры, рассматриваемая как сложная и многоуровневая динамическая система, включающая в себя 5 взаимосвязанных блоков: целеполагания, содержания, функционирования, организации и оценивания, что дает возможность более четко представить целенаправленный процесс вузовской политической социализации, определить соответствие поставленной цели с конечным результатом, полученным в ходе эксперимента. Заметим при этом, что предложенная модель построена на основе обеспечения процесса интеграции содержания, организационных форм, технологии политического образования студентов на основе междисциплинарных связей, а также интеграции целей, задач и функций каждого структурного компонента политической культуры будущих специалистов.

В процессе теоретико-экспериментальной работы был выявлен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий эффективной реализации модели формирования у студентов вузов политической культуры, включающий в себя стимулирование интереса к политике и мотивации учебно-познавательной и общественно-политической деятельностииспользование учебно-политологических задач как педагогической технологии политического образования будущих специалистовразвитее студенческого самоуправления как средства формирования гражданской позиции обучаемого.

В ходе экспериментальной работы доказано, что разработанный комплекс педагогических условий может интенсифицировать процесс политического образования студенческой молодежи, если он будет осуществляться на основе культурологическо-междисциплинарного подхода, с помощью которого предмет воздействия (политическая культура студентов) преобразуется в желаемый результат — высокий уровень политической культуры. Экспериментальная работа показала, что воздействие на мотивационную сферу личности студента в процессе использования активных педагогических технологий способствует повышению их интереса к политике и уровня политической информированности. В процессе эксперимента доказана эффективность использования «задачной» технологии, которая направлена на развитие у студентов рационально-критического стиля политического мышления, выработку у них умений давать оценку сложным политическим процессам, самостоятельно и осознанно делать политический выбор. Исследованием также установлено, что гражданское воспитание, связанное с воздействием на эмоционально-рациональную сферу личности студента, обеспечивает формирование его гражданских политических качеств и убеждений. А развитие студенческого самоуправления способствует становлению активной гражданской позиции будущего специалиста.

В качестве основного критерия эффективности формирования политической культуры студентов мы использовали интегративный показатель, отражающий основные компоненты исследуемого процесса: когнитивно-операционный, ценностно-мотивационный и результативно-деятельностный. Разработанная система показателей в соответствии с выбранными критериями позволила нам качественно и количественно измерить изменения, происходящие в процессе формирования политической культуры студентов, охарактеризовать основные уровни ее развития. Качественный и количественный анализ критериев сформированности у студентов вузов политической культуры, позволил охарактеризовать основные уровни ее развития: низкий, средний и высокий. Эти уровни отражены в разработанной нами модели процесса формирования у будущих специалистов политической культуры, а переход студентов с одного уровня на другой является показателем успешной реализации данной модели.

Экспериментальная работа, организованная на базе Уральской Академии физической культуры и Челябинского филиала Уральской Академии государственной службы, доказала, что реализация научно обоснованной модели формирования у студентов высшей школы политической культуры, а также комплекс педагогических условий ее эффективной реализации способствует достижению высоких результатов. Это проявляется в том, что в процессе экспериментальной работы значительно вырос уровень сформированности политической культуры у будущих специалистов экспериментальной группы, в то время как в контрольной группе, обучающейся по традиционной методике, результаты значительно ниже.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза получила в результате проведенного исследования свое подтверждение. Настоящая работа показала общедидактическую и профессионально-педагогическую значимость внедрения результатов нашего исследования. Вместе с тем обозначились новые проблемы, нуждающиеся в решении, в частности: разработка пакета диагностических программ, системных диагностик сформированности у студентов вузов политической культурыразработка и внедрение новых обучающих технологий, гармонично сочетающих в себе когнитивно-операционный, ценностно-мотивационный и результативно-деятельностный компонентыдальнейший поиск перспективных направлений формирования у будущих специалистов политической культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы изучения политической культуры студенческой молодежи: Монография / К. Г. Колтаков, И. И. Москвичев, В.В. Рыков- Бийс. гос. пед. ин-т. — Бийск: БиГПИ, 1997. -79с.
  2. В.П., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М.: Наука, 1991.-192 с.
  3. А.Н., Казаков В. А., Пидкаситый П. И. и др. Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения: Учеб. пособ. для слушателей ФПК. — Киев, 1993. 132 с.
  4. Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. — № 4. — С. 34−37.
  5. С.С. Самоорганизация личности в процессе обучения. // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 49−52.
  6. О.В. Стили поведения подростков в процессе политической социализации: Автореф. дис. канд. психол. наук. С.-Петербург, 1995. -19с.
  7. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х тт. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. -М.: Педагогика, 1980. 287 с.
  8. К. Учителя и инновации: Кн. для учителя, (пер. с макед. В. П. Диденко.) М.: Просвещение, 1991. — 157 с.
  9. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988. — 238 с.
  10. Т.Н. К вопросу о политической культуре выпускников московских школ // Обществознание в школе 1998. — № 6. — С.5−10.
  11. Е. Г. Дмитриев А.В. Опросы и выборы. 1995 г. (Социологический анализ). // Соц. Исследования 1996. — № 6. — С.24- 26.
  12. Н.П. Воспитание игрой. М., 1987. 123 с.
  13. Антология исследований культуры. Интерпретация культуры. Т.1. -СПб.: Универсальная книга, 1997. — 728с.
  14. А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. -М.: МГИК, 1992.-237 с.
  15. Артемьева Г. К Проблемное обучение в курсе обществоведения. М.: Просвещение, 1978. — 98 с.
  16. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы: М.: Высшая школа. 1980. 386 с.
  17. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Наука, 1981−432 с.
  18. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. М.: Просвещение, 1988. — 480 с.
  19. Е. Политическая культура советского человека. // Вопросы, теории и жизнь. Сб. статей. -М., 1987. С. 183.
  20. В.А. Духовная культура личности. М.: Наука, 1986. — 231 с.
  21. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: Сб.науч. тр. / Под ред. О. С. Газмана. М: Апн СССР, 1989. — 149 с.
  22. Э. Политическая культура как социальной феномен. Вестник МГУ. Сер 12-М., 1995. № 5. — С.42−47.
  23. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методические проблемы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 296 с.
  24. Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  25. Э.А. Культура, творчество, человек. / Сб. ст. М.: Молодая гвардия, 1970. — 272 с.
  26. В.Н., Камалетдинова А. Я. Рекомендации по развитию студенческого самоуправления, — Челябинск: УДНТП, 1988. -71 с.
  27. В.И., Викулов A.M. Политическая культура молодежи: Опыт со-циол. исслед. / Под ред. Г. В. Дыльнова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993.-198 с.
  28. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. М., 1996.324 с.
  29. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.-336 с.
  30. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М., 1991. — 325 с.
  31. B.C. Школа диалога культур: основы программы / Под ред. B.C. Библера. Кемерово: Алеф, 1992. — 93 с.
  32. Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. — № 1.-С.З-8.
  33. .П., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика, 1993. № 2. С. 17−24.
  34. А.А. Психология личности. М.: Педагогика, 1988. — 316 с.
  35. Большая советская энциклопедия. М., 1975, — 609 с.
  36. Л.И. Проблема мотивационной сферы ребенка. В кн.: Изучение мотивации детей и подростков. — М., 1986. — 214 с.
  37. В.В. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 1985. — 136 с.
  38. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
  39. Бондарен ко Н.П., Зеленин А. Н. Студенческое самоуправление -формирование личности // Вестник высшей школы. 1986. — № 4. — С.59−61.
  40. Н.В., Реан А. А. Педагогика: учебник для вузов. СПб., 2000. -299 с.
  41. Е.М. Диагностика управленческих способностей // Вопросы психологии. -1997. № 2. — С. 25−29.
  42. Е.Е. Формирование межкультурных коммуникативных умений будущего учителя: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. — 199с.
  43. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. — 108 с.
  44. Бюллетень государственного комитета РФ по высшему образованию «О технологии обучения в высшей школе». -М., 1994. № 8. — С. 10−12.
  45. Введение в политологию: Словарь-справочник/Под ред. В. П. Пугачева. М., 1996. 246 с.
  46. Введение в современную политологию: Учеб. пособие / Пед. ред. Л. Н. Когана. Екатеринбург: Изд-во Уральского института- Челябинск: ЧИПКРО, 1993.-220 с.
  47. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  48. С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987. — 184 с.
  49. Ю. Р. Рубина Л.А. Социологический облик студентов 90-х годов // Социологические исследования. -1997. № 10. — С. 8−12.
  50. А.А. Педагогический аспект формирования политической культуры студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук / Гос. пед. ин-т Ростов-на-Дону, 1991 .-20 с.
  51. Н. О культурологической подготовке студентов в контексте времени // Высшее образование в России. 1995. — № 4. — С. 13−17.
  52. Л.С. История развития высших психических функций. // Собр. соч. М.: Педагогика, 1983. — Т. 3. — 290 с.
  53. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М., 1993. -321с.
  54. О.В. Взаимосвязь удовлетворенности и мотивации учебной деятельности студентов в системе многоуровневого образования: Автореф.дис. канд. пед. наук. Казань, 2000. — 23 с.
  55. К. Введение в политическую науку. М., 1994. — 534 с.
  56. О.С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее // Советская педагогика. 1991. — № 7. — С. 38 — 44.
  57. ГГ.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1989. 257 с.
  58. А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. Челябинск, 1995.-238 с.
  59. .С. Философия образования. -М.: МПСИ, 1998. 432 с.
  60. .С., Никандров Н. Д. Методологические знания в педагогике. М.: Знание, 1986. — 336 с.
  61. Т.В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1998. — 205 с.
  62. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989. — 157с.
  63. Д.В. Теория политического участия. М., 1997. — 112с.
  64. В. Ефремов Л. Гуманитаризация инженерного образования: методологические аспекты самостоятельной учебной деятельности. // Вестник высшей школы. -1999. № 9. — С. 34−36.
  65. О.В. Теория и практика политического воспитания старшеклассников в процессе внеклассной работы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1989. 16 с.
  66. А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием -М: Знание, 1991, — 160 с.
  67. В. Опережающее образование основы мировоззрения в XXI веке // Обозреватель. — 1997. — № 9. — С. 64−67.
  68. Государственная программа развития воспитания в системе образования России на 1999−2001 г. / Вестник образования. -М.: Про-пресс, декабрь 1999 г.-С. 16.
  69. М.Н., Краснявская К. А. Применение методов математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 135 с.
  70. И.Б. Политическая культура: мировоззренческое измерение. Ч. 1.-М, 1997.-255 с.
  71. В., Ильясов И. И. и др. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. М.: МГУ, 1981 .-19 с.
  72. Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М.: Московская академия развития образования, 1996. -548 с.
  73. .А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. -М., 1987.- 138 с.
  74. Д.В. Политическая культура России: преемственность эпох // Политические исследования. 1994. — № 2. — С. 7−13.
  75. Гуманитарные дисциплины и становление личности студента // Высшее образование в России. 1997. — № 4. — С. 17−21.
  76. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1993. — 184 с.
  77. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов на Дону: изд-во Ростовского университета, 1979. — 263 с.
  78. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  79. Данилов-Данильян В.И., Рыбкин А. А. Моделирование: системно-методологический аспект / Системные исследования. М., 1982. — С. 182 209.
  80. Г. Г. Социально-политическая психология. М., 1996. — 350с.
  81. О.Ю. Электоральная активность молодежи // Социологические исследования. 1996. — № 12.-С. 12−15.
  82. А. И. Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. -М.: Юрист, 1998.-82 с.
  83. А. Политическая культура // Международная жизнь. 1990. -№ 10.-С. 21−24.
  84. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы: Сб. на-учн. тр. (АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии) Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: АПН СССР, 1990. — 107 с.
  85. А.К. Активность в процессе обучения студентов. Ижевск, 1983.43 с.
  86. В.А. Соотношение системного и деятельностного подходов в научном познании // Вопросы методологии науки. Томск: ТГУ, 1994. — С. 14−19.
  87. Доклад международной комиссии по образованию XXI века, представленного для ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище». -М: ЮНЕСКО, 1995, — 186с.
  88. М.Ф. Трудности российской политической социологии // Социологические исследования. 1999. — № 9. — С.
  89. М.Е., Жернов Б. И. Педагогические проблемы воспитании гражданственности. -Магнитогорск: МГПИ, 1994. 124 с.
  90. Демократическое общество и гражданин. Материалы учебного курса // Преподавание истории в школе. 1994. -№ 8, — С.8−11.
  91. М.Н., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. 2-е изд. пе-рераб. и доп. Минск: изд-во БГУ, 1981. — 383 с.
  92. А.А. Взгляд психолога на активность личности. М.: МГУ, 1991.-С.9−14.
  93. JI.B. Учить самостоятельности. М., 1993. — 203 с.
  94. В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Просвещение, 1982. 160 с.
  95. Закон Российской Федерации «Об образовании» М.: Новая школа, 1992 -60 с.
  96. JI.Д. Дидактика и жизнь. -М.: Просвещение, 1968. 176с.
  97. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Просвещение, 1986. — 110 с.
  98. В.П. Образование. Мышление. Культура. М., 1989. -342с.
  99. К., Петров И. Какая политическая наука нужна новой России? // Общественные науки и современность. 1993. — № 4. — С. 5−8.
  100. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.-82 с.
  101. С.Г. Неформальные объединения: проблемы участия молодежи. Автореф. дис. канд. фил. наук. Саратов, 1991. — 24 с.
  102. Игры обучение, увлечение, развлечение / Под ред. В. В. Петрусинского. В 4 т-х. — М., 1993.-97 с.
  103. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991.-342 с.
  104. Инновационное образование: парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения // Высшее образование в России. -1994. № 2. — С 1328.
  105. Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и ВУЗе: сб. науч. ст. Волгоград: Перемена, 1993. — 196 с.
  106. Т.Г., Максимова О. А. Дифференциация ценностных ориентации молодежи. // Соц. исследования. 1999. — № 6. — С.91−94.
  107. Л.К. Студенческая социологическая лаборатория в вузе. // Соц. исследования. 1998. — № 8. — С.41−45.
  108. М.С. Системный подход и гуманитарное значение: Избр. ст. Л.: Изд-воЛГУ, 1991.-383 с.
  109. А.Е. Организация внутришкольного управления. М.: Знание, 1991,48 с.
  110. . Либеральное сознание в России // Общественные науки и современность. 1994. — № 3. — С. 8−10.
  111. Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. Учебное пособие для студентов высших пед. уч. заведений. М.: «Академия», 1999.-302 с.
  112. A.M. Народное образование как объективный фактор развития молодежи и формирования её политической культуры: Дис. канд. филос. наук ЯросМЬль, 1995. — 200 с.
  113. Н. О соотношении гражданской и политической культур // Социально-политические науки. 1991. — № 7. — С. 18−21.
  114. А.Г. Личность и её направленность. М.: Просвещение, 1966. -288 с.
  115. B.C., Ггфунов М. Г. и др. Перспективные направления и методология обновления содержания различных видов подготовки студентов в вузе. М., 1997 — (содержание, формы и методы обучения в высшей школе: обзорн.информ.НИИВО-Вып/о). — 185 с.
  116. В.И. Мотивы поведения и деятельности. / Отв. ред. А.А. Бодалев- АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1988. — 102 с.
  117. Л.Н. Всестороннее развитие личности и культуры. М.: Знание, 1981.-63 с.
  118. Л.Н. Общественно-политическая активность трудящихся. Свердловск. 1970. — 234с.
  119. Я.А. Великая дидактика. Избр. пед. соч. М.: Просвещение, 1955.-210 с.
  120. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — 156 с.
  121. Ю.А. Внутри школьный менеджмент. М.: Новая школа, 1993.-140 с.
  122. Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика. 1992. -№ 3.-С. 11−19.
  123. Т.В. Мотивационные тенденции (по опроснику Эдвардса) и готовность к рынку у российских студентов // Вестник МГУ. 1997. — № 2,-С.5−9.
  124. В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса.1. М., 1987.
  125. .Б. Творческое мышление, восприятие и личность. М. 1997, — 47 с.
  126. В.Ф. Политическая социализация молодежи. — Мурманск, 1998. 185 с.
  127. В.В. Образование и идеология в контексте гуманизации образования // Гуманизация образования. 1996. — № 1. — С. 5−8.
  128. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щур-ковой.-М., 1997.-218 с.
  129. В.И. Педагогические основы воспитания гражданственности у старшеклассников: Дисс. канд.пед.наук. М., 1975. 199 с.
  130. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1990. — 142 с.
  131. Е.А. Теоретические основы проектирование и применения личностно-развивающих педагогических средств: Автореф. дис.. д-ря? пед. наук. Волгоград: 2000. — 41 с.
  132. А.Н. Тенденции развития политической науки в России // Общественные науки и современность. -1996. № 2. — С. 4−8.
  133. В.Н. Политология. -М.: ЮНИТИ, 1999. 97с.
  134. И.С. Игровое моделирование: Методология и практика: Сб. ст. -Новосибирск: Наука, 1987. 228 с.
  135. Э. Освоение трансдисциплинарной единой теории. // Вопросы философии. 1998. — № 8. — С 80−85.
  136. А.Н. Деятельность, сознаний, личность. М., 1975. — 304 с.
  137. В.Н. Образование как феномен кулыуротворчества // Соц. исследования. 1995. — № 1. — С.138−142.
  138. И .Я. Внимание, технологии обучения // Сов. педагогика. 1990. -№ 3. — С.3−10.
  139. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1976. -64с.
  140. Л.А. Политология: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. Челябинск: УралГАФК, 2000. — 78 с.
  141. Л.А. Изучение реального уровня политического сознания студентов и формирование его демократической и гуманитарной направленности // Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в ИФК. Челябинск: ЧГИФК, 1992. — С. 32−33.
  142. Л.А. Использование контрольно-практических заданий на занятиях по политической социологии // Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в ИФК: Тез. вузовской науч.-метод. конф. -Челябинск: ЧГИФК, 1994. С. 60−63.
  143. Л.А. Методика разработки программы исследования дипломного проекта // Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в УралГАФК: Материалы сообщений науч.-метод. конф. -Челябинск: УралГАФК, 1998. С. 14−16.
  144. Л.А. Методика разработки учебно-исследовательской проблематики курса социологии ФК и С // Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в УралГАФК: Материалы сообщений науч.-метод. конф. -Челябинск: УралГАФК, 1997. С. 26−27.
  145. Л.А. Методы изучения ценностных ориентации в сфере физической культуры и спорта // Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в УралГАФК: Материалы сообщений науч.-метод. конф. Челябинск: УралГАФК, 1996. — С. 49−51.
  146. Л.А. Ориентация студентов на новые политические ценности и культуру управления // Возрождение России: взгляд социолога: Тез. докл. республиканской науч.-теор. конф. Челябинск: ЧГИФК, 1992. — С. 23 -27.
  147. Л.А. Проблема типологии семинаров по курсу «Политология» // Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в УралГАФК: Материалы сообщений науч.-метод. конф. -Челябинск: УралГАФК, 1999. -С. 61−63.
  148. Л.А. Роль политической социологии в формировании политической культуры студентов // Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в ИФК: Тез. докл. вузовской науч.-метод. конф. Челябинск: ЧГИФК, 1991. — С. 24−26.
  149. Л.А. Самообразование и его роль в развитии культуры самоуправления // Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в ИФК: Тез. докл. вузовской науч.-метод. конф. — Челябинск: ЧГИФК, 1993. — С. 27−29.
  150. Л.А. Социологические исследования в процессе изучения политической социологии // Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в ИФК: Тез. вузовской науч.-метод. конф. -Челябинск: ЧГИФК, 1995. С. 72−75.
  151. Л.А. Студенческое и ученическое самоуправление: формы организации: Учебно-методическое пособие. Челябинск: ЧГИФК, 1993. — 31 с.
  152. Л. А. Худяков В.Н. Социологическая служба в системе студенческого самоуправления: Учебно-методическое пособие. Челябинск, 1993. -32 с.
  153. Л.А., Липский В. И. Проблема становления студенческого самоуправления // Самоуправление и управленческий персонал в реализациистратегии перестройки и ускорения: Тез. докл. Всесоюзной науч.-практ. конф. -Владимир: ВГПИ, 1989. С. 154−158.
  154. Л.А., Селютина А. И. Проблемы развития и обновления политической культуры студентов // Проблемы и пути формирования культуры студенческой л^одежи: Тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф. Челябинск: ЧГИК, 1992.-С. 49−51.
  155. В.Т. Советское студенчество (социологический очерк). -М.: 1990.-302 с.
  156. .Т. Воспитание: необходимость и свобода // Педагогика. 1994. № 2.-С. 35−40.
  157. .Т. Педагогика. М., 1999. — 523 с.
  158. Дж. Мысли о воспитании. М.: Педагогика, 1988. — 669 с.
  159. В. К. Лукьянов А.И. Техника ролевой игры // Семейная психология и семейные традиции. -1998. № 4. — С. 21−25.
  160. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. -Л., 1983.- 163 с.
  161. А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Методы воспитания // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1977. — Т. 1. — 214 с.
  162. Е.В., Сушков И. В. Политология (альбом схем). -М., 1998. -150 с.
  163. В.Н. Проблемный подход к обучению в школе: Методическое пособие по спецкурсу. Л., 1973. — 180 с.
  164. Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. М.: Ноосфера, 1999. — 360 с.
  165. В. Культура общения или искусство диалога. Программа воспитания школьников. М., 1996. -212с.
  166. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. -М.:Педагогика, 1988. 231 с.
  167. Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М&bdquo- 1997,250 с.
  168. Дж. Личность и сознание / Пер. с англ. Общ. ред. Дубровского Д. И. и Тряпкова А. Ф. М.: Прогресс, 1986. — 382 с.
  169. Э.С. Теория культуры и современная наука: Логико-методологический анализ. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  170. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М.: Педагогика. 1990. — 136 с.
  171. А., Маслова О. От социального конформизма к политическому участию // Вестник МГУ. Сер. 12. — М., 1982. — С. 29−32.
  172. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208 с.
  173. М.И. Организация проблемного обучения. М.: Педагогика, 1977.-214 с.
  174. В.М. Предмет теории культуры // Проблемы теории культуры. -М., 1977.-67 с.
  175. А., Никитин А. Ростки новой гражданской культуры // Полис. -1991,-№ 2,-С. 22−25.
  176. А.В. Политические стереотипы студенчества // Социологические исследования. 1992. — № 8. — с.4−8.
  177. Методика воспитательной работы / В. М. Коротов и др. М.: Просвещение, 1990. — 173 с.
  178. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991. — 25 с.
  179. А.Л. Оптимизация управления формированием политической культуры советской студенческой молодежи: Автореф. дис. канд. филос. наук. Уфа, 1989. 20 с.
  180. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Мысль, 1991.-С. 91−105.
  181. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Р.С.
  182. Суюбской М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  183. Г. А. Образование как рабочее поле интеграции // Педагогика. -lw. № 5. — С. 52−55.
  184. А.В. Коммуникативная культура личности / Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: Сб. науч. тр. / АПН СССР.-М., 1989.-38 с.
  185. А.В. Педагогика, педагогические теории, системы, технологии. -М.: 1999. 140 с.
  186. Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. — 326 с.
  187. В.В. Формирование гражданственности подростков в процессе освоения социальных ролей: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1993. -21 с.
  188. М.Н. Типы политического сознания / Социология школы. 1992. № 6.-С. 12−18.
  189. А.Я. Концепция интерсоциального воспитания молодежи -основа гуманизации образования. В кн.: Гуманизация высшего образования. -Челябинск: ЧелГУ, 1992. — С. 47−50.
  190. В.Г. Красные, зеленые, белые. особенности политического сознания молодежи. // Человек. 1992. № 3. 18 с.
  191. А.В., Захарович В. Г. Самоорганизация, самоконтроль, саморегуляция в учебном процессе: Учебное пособие. Таганрог, 1989. -83 с.
  192. М.Ю. Политическое поведение студенческой молодежи в современной России: Автореф дис. канд. полит, наук. Казань, 1995.-26 с.
  193. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань, 1975. — 302 с.
  194. А.Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания // Педагогика № 5. 1995. С. 44 — 49.
  195. .П. Развивающие игры. 2-е изд. М., 1985. — 126 с. 199 200 201 202 203 217 292 257 562 460 160.210.211.212 213
  196. Е.Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования. Челябинск: ЧГТТУ, 2000. — 147 с.
  197. А. П. Яновский Р.Г. Два уровня сознания и политические убеждения. М.: Наука, 1974. -12с.
  198. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ. «Об образовании». М.: Новая школа, 1996. — 56 с.
  199. Общая психо-диагностика // Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.:МГУ, 1987.-208 с.
  200. Общественно-политическая активность трудящихся // Под ред. В. Ф. Мордовича. Челябинск: ЧГПИ, 1980. — С. 34−37.
  201. Общие вопросы педагогики формирования личности // Под ред. М.Е. Ду-ранова. Магнитогорск: МГПИ, 1993. — 108 с.
  202. А.К. Формирование гражданской активности старшеклассников с учетом особенностей семьи. (Социолого-педагогический аспект): Дис. канд.пед.наук. -М., 1992. 162 с.
  203. Ю.П., Прокофьев Л. Д. Формирование политической культуры молодежи // Социологические исследования. -1981. № 1. — С. 29. Опыт разработки концепций воспитания / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ч. 1,2.- Ростов-на-Дону, 1993. — 110 с.
  204. Педагогическое тестирование: Методические указания. / Под ред. В. М. Коровина. Челябинск: ЧГПИ, 1990. — 44 с.
  205. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Просвещение, 1982. — 246 с.
  206. . Избранные психологические труды. М., 1969 — 280 с.
  207. Ю.С. Политическая культура. Методологический очерк.-М., 1996.-192 с.
  208. П.И., Хавдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. -М., 1996.- 106 с.
  209. П.И., Фридман JI.M., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы М., 1999. -354 с.
  210. М.У. Организация учебного труда студентов. — Минск: Изд-во БГУ, 1982.-142 с.
  211. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.
  212. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. / Под ред. И. Я. Лернера. М., 1972. — 239 с.
  213. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М. А. Василика. М., 1999. -580 с.
  214. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып. III. Екатеринбург, 1998. — 352 с.
  215. Приказ Министерства образования России от 2 марта 2000 г. № 686 «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования». М., 2000. — 46 с.
  216. ПосталюкН.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. -Казань, 1989. 204 с.
  217. М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000. — 253 с.
  218. А. Мудрая власть коллектива: О студенческом самоуправлении // Народное образование. 1987. — № 8, — С. 32−35.
  219. Д.Г., Соглаева Л. А. Самоуправление на уровне группы: (мнение социологов) // Вестник высшей школы. 1988. — № 1. — С. 63−66.
  220. С.Л. Общие основы психологии. В 2-х т. Т. 1. -Педагогика, 1989.-462 с.
  221. Й.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. -140с.
  222. . Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. 1998. — № 5. — С 6−11.
  223. О.Ю. Формирование политической культуры советского студенчества в условиях перестройки: Дис. канд. филос. наук: Саратов, 1988. -160 с.
  224. В.В. К построению теоретической схемы анализа деятельности и общения. // Вопросы психологии. 1980. — № 1. — С. 21−26.
  225. А., Чистяков В. Политическая культура // Вестник МГУ. Сер. 12.-М., 1994.-№ 1.-С.4−7.
  226. А.Г. Формирование отношений студентов к социально-гуманитарным дисциплинам. // Социологические исследования. 1998. -№ 11.-С. 32−35.
  227. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 11−15.
  228. . Общество и образование. М., 1989. — 235 с.
  229. Р.З. Идеология и ценностные ориентации молодежи. // Социологические исследования. 1997. — № 8. — С. 36−39.
  230. Саморегуляция и прогнозирование социального поведение личности / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979. — 226 с.
  231. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. -М.: Народное образование, 1998. 255 с.
  232. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
  233. Г. Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов. Иркутск, 1992. — 126 с.
  234. Т.Т., Темников Д. А., Шарагин И. А. Политология. М.: Вла-дос, 1999.-С. 154.
  235. P.P. Образование в условиях меняющегося мира. // Перспективы. Вопросы образования. / Ежеквартальный журнал ЮНЕСКО (81) 1993.1. T.l.-C. 7−21.
  236. M.H. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика, 1986 — 152 с.
  237. В.А. Формирование социально-активной личности: общая концепция исследования. М.: МГТИ, 1986. — 151 с.
  238. Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования (Анализ и оценка). М.: НИИВО, 1997. — 86 с.
  239. В.И. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека. М., 1992. — 128 с.
  240. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 210 с.
  241. Современный словарь иностранных слов: ок. 20 000 слов. 2-е изд. стер. -М.: Рус. яз. 1998.-747 с.
  242. Э.В. Культура и общество. Л., 1972. — 290 с.
  243. С.Я. Из опыта студенческого самоуправления // Вестник высшей школы. 1987. — № 1. — С. 81−83.
  244. Социологический словарь / Сост. А. А. Елсуков, К. В. Шульга. 2-е изд., пе-рераб. и доп. Минск: Университетское, 1991. — 528 с.
  245. И.Н. Изменения в положении и ценностных ориентациях молодежи / Россия накануне XXI века. Материалы научно-практической конференции. М., 1995. — С.23.
  246. С.Л. Учить самостоятельности и ответственности // Вестник высшей школы. 1986. — № 1. — С. 21−25.
  247. В.А. Рождение гражданина // Сухомлинский В. А. Избранные сочинения: В 3 тг. М., 1979. — т. 1. — С 267−538.
  248. В. Образование как феномен культуры. Alma-Mater. — 1996. — № 1 .С. 21−28.
  249. Н.А. Пути совершенствования педагогической технологии подготовки учителя. Челйбйнск: ЧГГ1И, 1991. — 58 с.
  250. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. — С.26−29.
  251. А.В. Межпредметные связи в условии стандартизации образования //ВестникЧГТУ. Серия№ 2. Педагогика. Психология. 1997.-№ 2-С.6−15.
  252. К. Д. О народности в общественном воспитании. М.: Учпедгиз. — Избр. пед соч. в 2-х т. — Т. 1. — 432 с.
  253. М. Политическая культура общества // Социально-политические науки. -1991. № 4. — С. 24−28.
  254. Э.Н. Доминирующие ценности ориентации студентов // Вестник МГУ. 1995. -№ 18. -С. 13−18.
  255. Философский энциклопедический словарь. М: Наука, 1989. -504 с.
  256. А.Г. Социология воспитания. М.: Наука, 1990. — 204 с.
  257. И. Игровой элемент современной культуры. // Политические исследования. 1991. — № 5. — С. 3−6.
  258. X. Мотивация и деятельность. М., 1986. — 128 с.
  259. В.М. Политическая социализация студенчества на современном этапе развития российского общества: Дис. канд.социол.наук. Саратов, 1994.-151 с.
  260. В.Н. Формирование математической культуры у учащихся ПТУ. Челябинск, 1997. — 231 с.
  261. И.П. Социальная среда и воспитание студентов // Новая школа. -1991. № 2.-С. 3−14.
  262. М.Г. Интеграция науки: философский очерк. М.: Мысль, 1981.276 с.
  263. В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе. Иркутск, 1985. — 200 с.
  264. А.Т. Формирование основ политической культуры старшеклассников: Дис. канд. пед. наук. М., 1994. — 154 с.
  265. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Просвещение, 1988. -150 с.
  266. К.А. Философия и воспитание. М., 1989. — 207 с.
  267. JI.A. Формирование политической культуры студенческой молодежи в условиях совершенствования социалистического общества: Авто275.276 277 278 279 280 268 861 767 680.285.286.287 288реф. дис. канд. пед. наук Киев, 1987. — 24 с.
  268. В.А. Проблемы методологии научного познания. М.: Высшая школа, 1978. — 269 с.
  269. В.А. Политическая культура личности: модель и решение. М., 1990. — 235 с.
  270. И. Политическая социализация: студенты технических вузов. // Вестник высшей школы. 1999. — № 8. — С. 35−37.
  271. Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.128 с.
  272. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-276 с.
  273. В.А. Реформы и люди. Общественные настроения. Политическое поведение. Возможные сценарии развития. // Свободная мысль. 1992. -№ 7.-С. 10.
  274. Е.В. Педагогический эксперимент: квалиметрический аспект. -Челябинск.: Изд-во ЧГПУ, 1998. 110 с.
  275. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. -Челябинск: ЧГПИ, 1991. 124 с.
  276. В.А. Психология учебной деятельности студентов: Учебное пособие. Санкт-Петербург, 1994. — 154 с.
  277. Almond G. Verba S. The civil culture: Political Attitudes and Democracy infive countries, Princepton, 1963. P.94−97.
  278. Ciddings F. The Theory of Socialization, N.Y., 1987, — P. 22.
  279. Sniderman P.L., Tetlak Ph. E. Interrelationship of political ideology and Public
  280. Opinion // Political Psychology / Ed. M. Hermann. San, San Francisco- L., 1986.-P. 63−67.
Заполнить форму текущей работой