Введение.
Роль социологии в процессе культурно-досуговой деятельности подростков
Культуре досуга необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение. Научение подростков умениям и навыкам самоорганизации — важная социально-педагогическая задача, которая представляет собой один из важнейших этапов на пути к овладению ими культурой досугового времяпрепровождения. Однако даже знание… Читать ещё >
Введение. Роль социологии в процессе культурно-досуговой деятельности подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Область свободного времени или досуга являются сферами интереса для многих наук, посвященных изучению интересов и потребностей личности. Совокупность данных из различных наук свидетельствуют о доминирующем месте данных областей в временном пространстве человека. Так же, допустимо утверждать, что направлены они на эстетическое, культурное и физиологическое развитие личности.
Социология и экономика занимаются вопросами количественного и статистического анализа указанных процессов, исследуют качество и содержание досуга личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиологию досуга.
Философия рассматривает свободное время и досуг в деятельности человека, как пространства для осуществления специфических социальных процессов, изучает истоки возникновения свободного времени и степень его взаимосвязи с временем рабочим, его социальное место и значимость в жизни людей.
Психология обращает внимание на потребности и мотивы личности или социума, определяющие поведение и поступки человека в данной временной сфере.
Объектом данной курсовой работы является: культурно-досуговая деятельность подростков.
Данный объект в рамках темы курсовой работы тесно связан с рядом сложных проблем и вопросов, т.к. рассматривается значимый этап в формировании личности человека.
Проблема досугового времяпрепровождения подростков отмечается достаточно большой сложностью, противоречивостью. Большой объем свободного времени подростка и неумение распоряжаться им, нередко приводит их (подростков) к социальным проблемам, вплоть до развития психологических отклонений, например социофобии.
Проблема организации культурно-досуговой деятельности подростков в городе заслуживает пристального внимания уже лишь потому, что человек умеющий проводить свой досуг с пользой и интересом там, где существует большое разнообразие учреждений соответствующей сферы деятельности, не только развивает собственную личность, но и способствует повышению досуговой квалификации окружающих его людей. Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности. Проблема свободного времени подростков волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знаний.
Важно также отметить, что предметом данной работы является организация культурно-досуговой деятельности подростков в столице Беларуси — Минске.
Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Известно, как несложно увлечь подростка чем-либо. И также известно, как трудно сохранить, поддержать и развить этот интерес. Подростковый возраст — не просто один из этапов жизни. Многие исследователи, вслед за Руссо, недаром называют его возрастом «второго рождения личности». Здесь многие истоки, начала всей дальнейшей жизни. Возраст этот хрупкий, ранимый, изменчивый, оказывается, больше чем какие-либо другие, зависим от реальной социальной жизни, потому что подросток впервые открывает ее для себя. На месте окружения, существовавшего для ребенка, для подростка возникает мир. Сегодня этот мир сложен, как никогда. Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Однако, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Внимание подростка характеризуется специфической избирательностью, устойчивостью. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. Значительно увеличивается объем памяти, вследствие характерных сенситивных изменений подросткового возраста — формирования логических структур. В интеллектуальной деятельности подростков основной особенностью является нарастающая способность к абстрактному мышлению. Важная особенность этого возраста — формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. [18].
Культуре досуга необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение. Научение подростков умениям и навыкам самоорганизации — важная социально-педагогическая задача, которая представляет собой один из важнейших этапов на пути к овладению ими культурой досугового времяпрепровождения. Однако даже знание видов и продолжительности занятий подростка в свободное время еще ничего не говорит о рациональном, разумном их выборе при организации собственного досуга. Для того чтобы деятельность подростка во время досуга не приводила к бездумному времяпрепровождению и не способствовала бы возникновению криминогенных ситуаций, необходимо развивать у них умения самоанализа, адекватную самооценку, разумное управление своим поведением. Все эти умения приобретаются в процессе успешного овладения подростками навыками самоорганизации. Досуг подростков, как уже было замечено, отличается сложностью и противоречивостью. Во-первых, имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, молодые люди часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих полноценному формированию личности. Во-вторых, стремясь к самостоятельности в выборе форм использования досуга, подростки, тем не менее ограничены определенным кругом социальных ролей, по сравнению со взрослыми.
С одной стороны, не обладая устойчивостью интересов в плане проведения досуга, подростки более охотно перенимают от взрослых их модели его заполнения, причем не всегда положительные и соответствующие уровню их физического и психического развития.
С другой, предлагаемые взрослыми общественные формы досуга нередко не отвечают потребностям и интересам личности подростка, что порождает пассивность в процессе приобщения к духовным ценностям. Существует противоречие между потребностями подростков использовать свой досуг как сферу самореализации, полноценного общения, активного проявления самостоятельности и неумением реализовать себя в досуге в силу серьезных недостатков в организации со стороны взрослых и недостаточностью создания условий и среды для научения подростков азам досуговой деятельности. Школа, клубы, другие внешкольные досуговые объединения в результате отсутствия координации в осуществлении воспитания «человека культуры» и недооценки в этом процессе новых тенденций в образе жизни подрастающего поколения, не реализуют в полной мере свои объективные возможности по формированию культуры досуга.
Целью данной курсовой работы является выявление социологической специфики культурно-досуговой деятельности подростков в условиях города.
Задачи курсовой работы следующие:
- 1. Исследовать социальные и психологические особенности развития характерные подросткам.
- 2. Выявить особенности досуговой деятельности направленной на подростковый возраст.