Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Внутришкольное управление в национально-региональной системе образования: Структура и функции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе преподавательской деятельности соискателя в Бурятском государственном университете, при чтении разработанных курсов лекций по дидактике, теории и практике управления школой на факультете подготовки и повышения квалификации организаторов народного образования для руководителей школ Читинской и Иркутской областей, Республик Саха (Якутия… Читать ещё >

Содержание

  • I. Становление и развитие национально-региональной системы образования
    • 1. 1. Историко-методологические основы регионализации образования
    • 1. 2. Социально-педагогические функции школы на разных этапах развития общества
    • 1. 3. Особенности педагогической системы школы в условиях национально-региональной системы образования
    • 1. 4. Подготовка и повышение квалификации руководителя школы в условиях становления и развития национально-региональной системы образования
  • II. Теоретические основы управления школой в национально-региональной системе образования
    • 2. 1. Характеристика функций управления школой
    • 2. 2. Проблемы информационного обеспечения процесса управления школой
    • 2. 3. Обновление организационного механизма внутришкольного управления
    • 2. 4. Линейные и функциональные связи в профессиональной деятельности руководителя школы
  • III. Опытно-экспериментальная проверка внутришкольного управления в условиях становления и развития национально-региональной системы образования
    • 3. 1. Общие подходы к программе стабилизации и развития педагогической системы школы
    • 3. 2. Разработка содержания и управления качеством образования
    • 3. 3. Аттестационно-диагностическая деятельность во внутришкольном управлении
    • 3. 4. Развитие профессиональной компетентности и культуры педагогических и руководящих работников школы

Внутришкольное управление в национально-региональной системе образования: Структура и функции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Коренные изменения в идеологии государственного управления в России в последние десятилетия двадцатого столетия обусловили принципиальные изменения в содержании деятельности по управлению в сфере общего образования. Переход от активно централизованного государственного управления к экономическим и нормативным методам регулирования хозяйственной деятельностью в регионах, обретение образовательными учреждениями, органами управления в системе образования самостоятельности и повышение ее роли в вопросах хозяйствования привели к изменениям в функциональных обязанностях руководителей школ, специалистов и руководителей органов управления. Исчезновение многих традиционных функций управления обусловило необходимость выполнения новых целей, задач, функциональное содержание которых оказалось в значительной части никак не обозначено или же принципиально ново для руководителей школ. В связи с этим объективно возникает потребность в разработке нового функционального содержания внутришкольного управления.

Требования, связанные с реализацией региональной политики в образовании, в основном осуществляются в разработке и внедрении краеведческого, национального содержания, их программно-методического обеспечения. Ключевой проблемой регионализации образования является разработка совокупности идей образовательной политики и построение на ее основе программы развития образования, способной дать человеку возможность реализовать свой личностный потенциал полно — это означает, что нужна новая философия школы, раскрывающая ее миссию. Поэтому в исследовании мы обратились к разработке концепции внутришкольного управления в национально-региональной системе образования (ВУ в НРСО).

В настоящее время имеющиеся в стране новые стратегические факторысоциально-экономическая нестабильность, неоднородность хозяйственно-экономического состояния регионов, социально-психологическое самочувствие членов общества, ограниченность ресурсов — способствуют сопротивлению переменам со стороны персонала школ. Принятые ранее традиционные устойчивые технологии управленческой деятельности не всегда эффективны в новых условиях функционирования образования. Это требует профессиональной поддержки управленческой деятельности, подготовки и повышения квалификации руководителей школ.

В условиях становления и развития национально-региональной системы образования в работе школ возникают трудности во внутришкольном управлении, связанные с имеющимися противоречиями между:

— объективным усложнением потребностей социальной среды и самих школ в новом качестве управления и реактивным, запаздывающим характером управления, проявляющимся в отсутствии механизмов превентивного, опережающего реагирования на возникающие проблемы и благоприятные возможности;

— инновационными процессами в школьном образовании (в том числе и регионализации) и отсутствием механизма обеспечения их согласованного и положительного воздействия на качество образования;

— уровнем развития теории и практики внедрения систем управления в различных социальных системах и низкой наукоемкостью и освоенностью данного направления школьной практикой;

— многообразием качественных признаков, структур и процессов, присущих современным школам, и стихийно сложившимися системами управления ими;

— необходимостью повышения научного уровня управления и существенным отставанием педагогической науки от потребностей регионов в научном сотрудничестве по национально-региональным проблемам;

— расширением компетенции школы и связанным с ним увеличением границ объекта управления и недостаточной профессиональной подготовленностью руководителей школ.

С учетом указанных противоречий становится актуальной проблема исследования: ведущие тенденции, основополагающие факторы и педагогические условия развития внутришкольного управления, подготовки и повышения квалификации руководителей школ в национально-региональной системе образования.

Цель исследования: разработка теоретических основ внутришкольного управления в национально-региональной системе образования.

Объект исследования: процесс внутришкольного управления и профессиональной подготовки и повышения квалификации руководителей школ.

Предмет исследования: внутришкольное управление в национально-региональной системе образования (структура и функции).

Гипотеза исследования: практика профессиональных действий руководителей общеобразовательных учреждений станет совершеннее, более адаптированной к основам федеративного устройства системы образования, региональной образовательной политики и автономизации образовательного учреждения, если она базируется на теоретико-методологических позициях внутришкольного управления, отражающихся в знаниях:

— о специфических чертах национально-региональной системы образования как совокупности условий развития внутришкольного управления;

— о новых условиях функционирования образования, ответственности социальных партнеров — государства, общества, семей, работодателей — в вопросах качества общего образования;

— о концептуально обоснованных исходных положениях, определяющих теоретико-методологические основы внутришкольного управления в национально-региональной системе образования;

— об основах опытно-экспериментальной и проектировочной деятельности во внутришкольном управлении, организации вариативной структуры школы;

— о механизмах внутришкольного управления качеством образования, академической основой которого являются государственные образовательные стандарты, органически сочетающие федеральные и национально-региональные компоненты;

— о требованиях к профессиональной компетентности руководителей школы.

Для достижения поставленной цели и проверки положений гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Выявить специфические черты национально-региональной системы образования как совокупности условий развития внутришкольного управления.

2. Определить особенности функционирования и развития общеобразовательной школы в условиях национально-региональной системы образования как объекта управления.

3. Концептуально обосновать совокупность исходных положений, определяющих теоретико-методологические основы внутришкольного управления в национально-региональной системе образования.

4. Разработать модель профессионального развития руководителей школы как основы сущностного базиса внутришкольного управления в национально-региональной системе образования.

5. Вычленить и теоретически обосновать основные принципиальные позиции по управлению качеством образования, академической основой которого являются государственные образовательные стандарты, органически сочетающие федеральные и национально-региональные компоненты, и внедрение их в практику внутришкольного управления.

6. Провести анализ опыта апробации организационно-управленческих и педагогических условий развития внутришкольного управления в национально-региональной системе образования, его вариативных функций и структуры.

Методы исследования. В исследовании в равной степени представлены методы теоретического и эмпирического исследования: теоретический анализ проблемы и предмета исследования, системный анализ, изучение передового опыта, включенное и опосредованное наблюдение, педагогический мониторинг, деловые игры, факторный анализ, сценарный метод проектирования, программное моделирование, историческая и социальная аналогия, анкетирование.

Методологическими основами настоящего исследования, имеющего междисциплинарный характер, служат: теории больших систем, управления социальными процессами, профессионального образования, деятельности, познаниясистемный, антропологический, культурологический, квалиметри-ческий, синергетический, акмеологический подходы к изучению проблем ВУ в НРСО. При проектировании процесса внутришкольного управления стержневое место в исследовании занимают ситуативный, программно-целевой, рефлексивный и аспектный подходы.

Исходные теоретические позиции исследования:

— исследования по проблемам системного подхода в целом и к анализу педагогических явлений в частности (А.Н. Аверьянов, П. К. Анохин, П.Р. Ату-тов, В. Г. Афанасьев, Ю. К. Бабанский, И. В. Блауберг, Д. М. Гвишиани, М. С. Каган, П. В. Конаныхин, Ю. А. Конаржевский, В. В. Краевский, У. Портер, Э. Д. Новожилов, И. Пригожин, Д. Раппопорт, В. Н. Садовский, М. Н. Скаткин,.

A.И.Субетто, К. Уимберли, К. Эвес, Б. Г. Юдин, Э. Г. Юдин, С. Янг и др.);

— школоведческие работы (Е.С. Березняк, М. Г. Захаров, М. И. Кондаков,.

B.Г. Костяшкин, М. Л. Портнов, И. П. Раченко, В.П. Стрезикозин) и современные исследования по проблемам управления педагогическими системами.

Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, Ю. В. Васильев, Р. Винкель, Г. Г. Габдул-лин, Т. М. Давыденко, Ю. Л. Загуменнов, И. Ф. Исаев, А. Е. Капто, Ю.А. Ко-наржевский, В. Ю. Кричевский, B.C. Лазарев, В. Н. Максимова, A.M. Моисеев, Н. В. Немова, К. А. Нефедова, А. А. Орлов, М. М. Поташник, B.C. Пикель-ная, В. П. Симонов, А. Г. Соколов, Н. С. Сунцов, Н. Ф. Талызина, Е. П. Тонконогая, П. И. Третьяков, Г. М. Тюлю, К. М. Ушаков, Л. И. Фишман, П. Т. Фролов, О. Г. Хомерики, П. В. Худоминский, И. Д. Чечель, Р. Х. Шакуров, И. К. Шалаев, Т. И. Шамова, В. А. Якунин и др.);

— исследования постдипломного педагогического образования (работы И. Ю. Алексашиной, Л. М. Андрюхиной, С. Г. Вершловского, В. Г. Воронцовой, А. В. Даринского, Н. К. Иванова, Т. А. Каплунович, Ю. Н. Кулюткина, Г. Ц. Молонова, Э. М. Никитина, А. А. Орлова, В. А. Сластенина, Г. С. Сухоб-ской, Е. П. Тонконогой, P.M. Шерайзиной, Н.И. Элиасберг);

— исследования региональных и территориальных проблем развития образования (работы В. Н. Аверкина, Л. М. Андрюхиной, В. Г. Воронцовой, Ю. В. Громыко, В. И. Загвязинского, Н. К. Иванова, Т. А. Каплунович, А.Д. Ко-пытова, О. Е. Лебедева, С. Д. Намсараева, З. Г. Найденовой, О. С. Орлова, М. П. Пальянова, В. Н. Турченко, P.M. Шеразиной);

— исследования по проблемам этнопедагогики и этнопсихологии (В.Ф.Афанасьев, А. Л. Бугаева, Г. Н. Волков, А. Э. Измайлов, Б. А. Кадыров, А. Д. Карнышев, А. М. Леонов, Ш. А. Мирзоев, Т. Н. Петрова, К. П. Пирлиев, Р. Д. Санжаева, М. Г. Тайчинов, Я. И. Ханбиков, Е. Л. Христова, З. Б. Цаллагова, И. А. Шоров и др.).

База исследования. Основная исследовательская работа осуществлялась на базе школ Республики Бурятия, школ автономных округов Читинской и Иркутской областей, управления образования г. Улан-Удэ, Республиканского аттестационно-диагностического центра при Бурятском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, факультета подготовки и повышения квалификации Бурятского государственного университета.

В процессе исследования решался комплекс взаимосвязанных задач:

— на базе школ: изучение спектра и эффективности применяемых в школьном образовании управленческих нововведений (целевые программы, новые организационные структуры, новые технологии контрольной деятельности, новая система методической работы, разработка новых нормативных документов и т. д.);

— на базе Республиканского аттестационно-диагностического центра: изучение компонентного и функционального состава аттестационно-диагностической деятельности и педагогического мониторинга в системе управления образованием;

— на базе факультета подготовки и повышения квалификации руководящих кадров Бурятского государственного университета: изучение опыта профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Читинской и Иркутской областей, анализ выпускных рефератов слушателей ФГЖ, разработка и проведение лекционных и семинарских занятий по научным основам управления школой, деловых игр;

— на базе городского управления образования: аналитическое осмысление состояния внутришкольного управленияосуществление коррекционных изменений в управлении школой на основе аналитических выводовсоздание механизмов развития профессиональной деятельности руководителей школизучение взаимодействия республиканского, муниципального и внутришкольного уровней управления образования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— разработана и научно обоснована модель профессионального развития руководителей школ на основе ценностноориентированного, социокультурного и нормативно-правового подходов к повышению квалификации;

— сформулирована новая парадигма внутришкольного управления в НРСО, в которой основной предмет управления представлен как процесс формирования, организации, упорядочивания отношений социального партнерства государства, общества, семьи, школы;

— выявлены тенденции нововведений в функциях и структуре внутри-школьного управления в НРСО;

— подтверждена действенность системы общественных отношений в национально-региональной системе образования как базового фактора развития образования;

— разработан дидактический механизм внутришкольного управления качеством образования, академической основой которого являются государственные образовательные стандарты, органически сочетающие федеральные и национально-региональные компоненты.

Практическая значимость исследования определяется:

— обоснованием необходимости обновления и развития школьных систем управления и самих школ, их адаптации к современным социально-общественным требованиям, к работе в условиях национально-региональной системы образования;

— отбором и структурированием вариативного уровневого содержания повышения квалификации руководителей школ;

— внедрением механизмов научных основ внутришкольного управления: понятийного аппарата, закономерностей, принципов, методов и функций управления, которые помогут руководителям школ перейти от «собирательства» примеров управления школами к сознательному проектированию, конструированию системы внутришкольного управления;

— расширением базы, условий управления качеством образования на разных управленческих уровняхи.

— дополнением, обогащением и конкретизацией региональной политики страны опытом становления и развития национально-региональной системы образования Республики Бурятия;

— материалы диссертации могут быть использованы как практическими работниками образования, так и при чтении курсов по теории и практике управления школой в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, а также студентами, аспирантами при написании дипломных и диссертационных работ.

Основные этапы исследования. Первый этап (1971;1989 гг.) — практический опыт и изучение научно-педагогических источников, отражающих динамику развития системы образования, содержания образования, методической работы (в школе, в районе, в Республике Бурятия), подготовки и повышения квалификации, педагогической практики студентов способствовали осознанию необходимости преобразований во внутришкольном управлении.

На втором этапе (1989;1995 гг.) проведена систематизация материалов, характеризующих теорию и практику управления школой, изучены нормативно-правовые основы управления образованием, выявлены противоречия, проблемы в практике управления школой, исследованы их истоки, осуществлялось сравнение и выбор методологических оснований по исследуемой проблеме управления школой в условиях становления и развития национально-региональной системы образования.

На третьем этапе (1995;2000 гг.) проведено углубление исследовательской работы, теоретическое обобщение результатов исследования, введение новых положений, практических разработок и рекомендаций, осуществлена их выборочная и массовая апробация, оформлены результаты диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Промежуточные и итоговые результаты исследования обсуждались и были одобрены на международных, всесоюзных и республиканских научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях (Иркутск, 1986; Красноярск, 1987; Тернополь, 1988; Улан-Батор, 1990; Челябинск, 1992; Якутск, 1993; Чебоксары, 1993; Казань, 1994; Санкт-Петербург, 1994; Москва, 1976;1981, 1991, 1992, 1993, 1998; Томск, 1999; Улан-Удэ, 1981;2001).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе преподавательской деятельности соискателя в Бурятском государственном университете, при чтении разработанных курсов лекций по дидактике, теории и практике управления школой на факультете подготовки и повышения квалификации организаторов народного образования для руководителей школ Читинской и Иркутской областей, Республик Саха (Якутия), Тыва, Бурятия. Разработанные в диссертационном исследовании положения, выводы и рекомендации использованы при разработке механизмов аттестации педагогических и руководящих работников школ и ПТУ Республики Бурятия, комплексных программ развития образования г. Улан-Удэ на 1995;2000 гг., 2000;2004 гг., проведении рейтинговых курсов при Бурятском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. На основании представления Совета по управлению Федеральными экспериментальными площадками проект «Управление муниципальной системой образования в г. Улан-Удэ» в 1998 г. удостоен диплома Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации на статус «Федеральная экспериментальная площадка». Материалы исследования автора использовались слушателями ФППК при написании выпускных работ, руководителями школ •и разработке программ развития своих учреждений. На защиту выносятся:

1. Модель профессионального развития руководителей школ, представленная совокупностью компонентов: традиционного — профессионально-управленческого, инновационного — общекультурного и психолого-педагогического.

2. Концепция внутришкольного управления в национально-региональной системе образования, включающая теоретическое обоснование внутришкольного управления как системы ценностно-ориентированной деятельности и обеспечивающая направленность отношений социального партнерства — государства, общества, семьи, школы.

3. Совокупность специфических черт национально-региональной системы образования как условия развития внутришкольного управления.

4. Принцип дополнительности в содержании внутришкольного управления (аксиологический, культурологический, этнопедагогический, билингви-стический, этнографические составляющие).

5. Методики проектирования, экспертизы функций и структуры внутришкольного управления: графическое моделирование структуры управления, сценарный метод определения внешних и внутренних факторов эффективности функций, программно-целевое и индикативное планирование ВУ в НРСО.

6. Дидактический аппарат внутришкольного управления качеством образования: методика оценки и критерии эффективности деятельности по управлению качеством образованиясодержание инструктивно-методической документации по контролю и инспекционно-аналитической деятельноститехнология разработки программ и планов инспектирования образовательных учрежденийформы, методы, порядок осуществления промежуточной аттестации учащихсяпедагогическая диагностика успешности обучения по предметам во внутришкольном контроле качества обучениятребования и рекомендации к качеству реализации федерального и национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов.

1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

Выводы.

Проведенная опытно-экспериментальная работа показывает механизм организации практической деятельности по управлению качеством образования, созданию целостной совокупности педагогических и управленческих условий для объективизации качества оценки знаний учащихся по выполнению государственных образовательных стандартов, его федеральных и национально-региональных компонентов. Особенностью деятельности по этому направлению в настоящее время является принципиальная невозможность адаптировать к новым условиям традиционный инстументарий (формы, методы, порядок), применявшийся ранее в образовании для осуществления государственного контроля качества образования. Практические попытки его использования неизбежно приводят к нарушению норм действующего законодательства. Это объясняется принципиальной несовместимостью идеологии управления народным хозяйством в высокой централизованной системе социалистического производства и в современной системе управления, обозначенной в нормах Закона РФ «Об образовании».

В ходе исследования разработаны и экспериментально проверены методика оценки и критерии эффективности деятельности по управлению качеством образованиясодержание инстуктивнометодической документации по контролю в инспекционно-аналитической деятельноститехнология разработки промежуточной аттестации учащихсяформы, методы, порядок осуществления текущего контроля знанийпедагогическая диагностика успешности обучения по предметам.

В связи с проблемой исследования, связанной с необходимостью подготовки и повышения квалификации руководителей школ, в третьей главе опытно-экспериментальным путем определено содержание повышения квалификации директора, заместителя директора школы по организации атте-стационно-диагностической деятельности как основного механизма повышения качества педагогического процесса в школе, а также по методологическому регулятиву организации методической работы с педагогическими кадрами.

Разработанная в ходе исследования концепция внутришкольного управления в национально-региональной системе образования с позиции научного подхода к управлению школой дополнилась выводами, сделанными нами на основании экспериментального и практического опыта исследования в Республике Бурятия и собранных фактов в Республике Саха (Якутия), Читинской, Иркутской областях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В национально-региональной системе образования создание новой парадигмы внутришкольного управления становится дополнительным фактором формирования основ качественного единого образовательного пространства. Внутришкольное управление представляется системообразующим компонентом при формировании, организации, упорядочения общественных отношений в системе образования, которые отражают:

— на концептуальном уровне: цели и ценности образования, убеждения, традиции, предпочтения;

— на содержательно-технологическомнормы построения системы, в первую очередь выраженные в программах и стандартах образования;

— на организационно-управленческом: модели и способы управления функционированием и развитием системы, пути решений, подход к информированию, контроль за реализацией норм и нормативов, лежащих в основе образовательного права;

— на инструментальном уровне: предпочитаемые формы и методы решения тех или иных образовательных задач;

Концепция внутришкольного управления в национально-региональной системе образования представляет собой научно-обоснованную характеристику внутришкольного управления как системы ценностно-ориентированной деятельности, обеспечивающей направленность всех образовательных процессов школы (учебных, воспитательных, оценочных) на повышение качества учета и удовлетворения потребности заказа общества, государства, личности системе образования и базирующейся на следующих основополагающих идеях:

— в силу объектно-ориентированной природе управленческой деятельности одним из важнейших оснований управления является изменяющийся объект управления и его потребности в управлении;

— новым явлением стало включение в число оснований для построения моделей образовательных учреждений ценностей, образующих философию школы, конкретизирующихся в миссии данного образовательного учреждения;

— автономизация внутришкольного управления, превращает его в достаточно самостоятельный уровень системы управления образования соответствующей новой компетеции и ответственности;

— внутришкольное управление в национально-региональной системе образования как инновационное управление, новые подходы к ценностно-ориентационным и содержательным аспектам развития школы и национально-региональной системы образования и их реализации на огранизационном, технологическом и институциональном уровнях.

Проективный и конструируемый характер национально-региональной системы образования показывает его вариативность:

— главным объектом и субъектом регионализации в этно-региональных системах образования «духовно-культурное» в образовании, прежде всегоязык образования (обучения и изучения), культура и история региона. Функциональность этнических языков обеспечивается наличием в регионе принципов политики языкового образования, доступности языкового образования, непрерывности и преемственности языкового образования, обеспечением в образовательных учреждениях дифференцированности языкового образования в зависимости от уровней и целей овладения соответствующим языком и культурой, добротности языкового образования, рационального соотношения овладения языком и овладения культурой (художественной, этнической, экологической и др.).

Разработка национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов как основы региональной политики в образовании требует нового функционального содержания внутришкольного управления (нормативно-правового, квалиметрического) по управлению качеством выполнения федеральных и национально-региональных компонентов государственных стандартов.

Эксперимент показал, что разработка и внедрение программ развития внутришкольного управления в национально-региональной системе образования может осуществляться продуктивно, если она научно обоснована и обеспечена рядом организационно-управленческих и педагогических условий:

— системное видение национально-региональной ситуации, включающее совокупность различных факторов, влияющих на перспективу развития образования: экономических, социокультурных, демографических, национальных, экологических и психолого-педагогических;

— отражение полисферности государственной образовательной системы в целях, структуре и содержании внутришкольного управления при сочетании федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

— цикличность, технологичность, этапность программнопроектировочной деятельности;

— многоцентровость точек развития путем создания инновационных школ, муниципальных республиканских, федеральных экспериментальных площадок, определяющих особую роль в разработке программ развития национально-региональной системы образования в Республике Бурятия;

— партисипативный характер внутришкольного управления, обеспечивающий широкое и активное участие научно-исследовательских и педагогических коллективов в разработке и реализации программ на федеральном, t республиканском, муниципальном уровнях и в рамках отдельных образовательных учреждений.

Наглядные нововведения в составе и организационной структуре внутришкольного управления, обогащение многообразия функций управления, их внутренние и внешние связи, быстрый рост развития школ, расширение образовательных услуг в национально-региональной системе образования требует специальной профессиональной подготовки руководителей школ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. — 579 с.
  2. П. А. Историко-педагогические и этнопедагогические основы демократизации образования (на материале марийских национальных школ): Дис.. д-ра пед. наук в форме науч. докл.: 13.00.01. Чебоксары, 1998. -97 с.
  3. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Изд. Института практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-768 с.
  4. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников,— М.: «Педагогика», 1976.- 192 с.
  5. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
  6. И.М. Социально-педагогические условия управления развитием региональной образовательной системой (на примере Сочин. экол.-эконом. региона): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. -М, 1977.- 150 с.
  7. В.И. Становление и развитие башкирской народной педагогики: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01Казань, 1998.-362 с.
  8. .Л. Институты усовершенствования учителей и районные педагогические кадры //Народное образование. 1950. — № 2. — С.8−15.
  9. И.Б. Буряты на рубеже XIX XX веков. Историко-этнографический очерк. — Улан-Удэ, 1992. — 7 с.
  10. В.В. Экспертный анализ передового педагогического опыта. В помощь учителю. Челябинск: обл. отделение Педагогического общества РСФСР. — 1987.-76 с.
  11. В.В. Эвенки Бурятии: история и современность. — Улан-Удэ, 1994.-175 с.
  12. А.И. Кибернетика наука об оптимальном управлении. — Л.: Энергия, 1964. — 64 с.
  13. Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX иска //Русская идея: в кругу писателей и мыслителей4 русского зарубежья. Т.2. — М., 1994. — С. 204−285.
  14. Я.А. Проблемы совершенствования организационной структуры управления народным образованием //Проблемы и перспективы развития образования в Сибири. Новосибирск, 1982. — С. 67−87.
  15. Е.С. Руководство современной школой. — М.: Просвещение, 1983.-208 с.
  16. В.II. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. — 184 с.
  17. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учеб-v но-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшаяшкола, 1989. 142 с.
  18. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. М.: Владос, 1998. — 352 с.
  19. Бестуже в-Лада И.В., Варыгип В. Н. Малохов В.А. Моделирование в соц. исслед. М.: Наука. 1978. — 193 с.
  20. . О многомерном подходе к анализу педагогических явлений //Советская педагогика. 1970. — № 6. — С. 73−84.
  21. В.М. Эффективность обучения: Методологический анализ определения этой категории в дидактике. М.: Педагогика, 1976. — 192 с.
  22. А.С. Экономика, организация управления и планирование научно-технического прогресса: Учеб. пособие для экон. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1991. -228 с.
  23. И.А. Управление общеобразовательной подготовкой учащихся в среднем профтехучилище. М.: Высшая школа, 1990. — 151 с.
  24. М.Н. Очерки истории бурят-монгольского народа. Верхне-удинск: Бурят-монгольское издательство, 1926. — 229 с.
  25. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  26. Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. — 234 с.
  27. Е.В. Концепция реформирования и развития системы образования в изменяющихся социально-экономических условиях. Ростов н/Д, 1993.- 15 с.
  28. В.И. Управленческая деятельность директора школы. Дидактический аспект. Киев, 1987. — 156 с.
  29. А.О., Павленко В. Н. Этническая психология. СПб., 1994. -165 с.
  30. М.К. Учителям географии об управлении. М.: Просвещение. 1978.- 128 с.
  31. Т.Г. Изучение в школе романа A.M. «Мать»: Пособие для учителя. Л.: Просвещение. Ленинград. Отд-ние, 1980. — 112 с.
  32. Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. — 420 с.
  33. Бурятия: Проблемы региональной истории и исторического образования: Сб. науч. тр./Сост. А. Д. Цыбиктаров. Улан-Удэ: Изд-во бурятскогогосуниверситета. 2001. — 4.1. — 168 с.
  34. Бурятия: Проблемы региональной истории и исторического образования: Сб. науч. тр./Сост. А. Д. Цыбиктаров. Улан-Удэ: Изд-во бурятского госуниверситета. — 2001. — 4.II. — 196 с.
  35. Н.И. Региональная модель управления социально-воспитательной деятельности учреждений образования: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.06. М., 1997. — 151 с.
  36. В.А., Плинер Я. К. Педагогическая экспертиза школы: Пособие для методистов, завучей и директоров школ. Рига, 1996. — 170 с.
  37. В.Е., Мартынов А. Н. Экономико-математические модели управления в просвещении. Томск: Изд-во Томского университета, 1988. -206 с.
  38. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  39. Ю.В., Портнов M.JL, Худоминский П. В. К вопросу о разработке критериев оценки деятельности школы //Советская педагогика. -1975.-№ 12. С. 14−18.
  40. Д.М. Государственно-общественная система управления образованием в условиях дифференцированной социокультурной и этнокультурной среды: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. Ростов н/Д, 1999. -358с.
  41. И. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине: Пер с англ. / Под редакцией и с предисл., с. 5−28, Г И Павлова ] -2-е изд.- М.: Наука, 1983.- 343 с.
  42. М.А., Карнышев А. Д. Введение в экономическую этнопсихологию. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. — 303 с.
  43. Внедрение достижений педагогики в практику школы /Под ред. В. Е. Гмурмана. М.: Педагогика, 1981. — 144 с.
  44. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики /Под ред. Т.И.
  45. Шамовой. М: Педагогика, 1991. — 192 с.
  46. Возрождение традиционных культур народов Бурятии. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. — 180 с.
  47. Г. Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. — 175 с. U
  48. Вопросы внутришкольного управления (планирование работы школы): Сб. статей. Вып. II. /Под ред. чл.-корр. Н. С. Сунцова. — М.: Просвещение, 1977. — 152 с.
  49. Вопросы совершенствования управления народным образованием: Сб. статей. Томск: ТГУ, 1980. — 135 с.
  50. Вопросы школоведения /Под ред. П. Б. Зимина и др. М.: Просвещение, 1982.-288 с.
  51. В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: Монография. СПб., 1997. — 448 с.
  52. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: для руководителя-практика /Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1994. — 320 с.
  53. .З., Харькин В. Н. и др. Педагогика рефлексии. М., 1995. -111с.
  54. .Л., Малькова З. А. Сравнительная педагогика: Учеб. Пособие для вузов. М, — Воронеж: МОДЭК, 1996. — 251 с.
  55. Л.С. Психология развития как феномен культуры /Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 512 с.
  56. Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-470 с.
  57. Г. П. Аксиология культуры. СПб.: Изд. СпбГУ, 1996.- 151 с.
  58. Г. Г. Перестройка школы: Проблемы управления. Казань: Татарское кн. изд-во, 1990. — 206 с.
  59. В.В. Становление и функционирование института образования: региональные аспекты: Дис.. д-ра пед. наук: Тюмень, 1998.1998.-383 с.
  60. Галишев Э-Х. Зерцало мудрости. Улан-Удэ, 1993. — 352 с.
  61. Д.М. Организация и управление. М., 1972.
  62. Д.М., Лисичкин В. А. Прогностика. М.: Знание, 1968. — 91с. -(Новое в жизни, науке и технике «Техника» 5−6)
  63. .С. Философия образования (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: ИнтерДиалект, 1997.-697 с.
  64. .С., Прух Я. Педагогическая прогностика: некоторые оптимальные проблемы теории и практики. Киев: Изд-во Киевского унта, 1989. — 200 с.
  65. С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию: Учеб. пособие для вузов. М.: Школа пресс, 1995. — 445 с.
  66. В.И. Предмет психологии: дидактический аспект: Пособие для преподавателей. М.: Логос, 1994. — 211 с.
  67. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 496 с.
  68. А.А. Введение в теорию управления. М.: Экономика, 1967. -224 с.
  69. Г. И., Чуракова Р. Г. Организация учебно-воспитательного процесса в школе. М.: Просвещение, 1983. — 272 с.
  70. М.Д. Социально-педагогическая деятельность муниципальных учреждений как фактор развития образования (теоретико-исторический аспект): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. -М., 1998. -332 с.
  71. Государственное управление народным образованием в СССР /Г.С. Са-наргалиев, Е. Б. Балиев, М. Х. Джекбабыров, А.А. Таранов- Отв. ред. М. А. Биндер. Алма-Ата: Наука, 1980. — 191 с.
  72. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.:1. Педагогика, 1977. 136 с.
  73. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996.- 112 с.
  74. Л.И. В поисках вымышленного царства. Спб.: Абрис, 1994. -382 с.
  75. М.П. Сельская социальная среда как педагогический фактор: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. -М., 1994.- 191 с.
  76. Г. В. Концептуальная модель управления качеством образования в регионе: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Екатеринбург, 2000. -260с.
  77. Гуц А. К. Глобальная этносоциология: Уч. пособие Омский ГУ Омск: Изд-во Омск. Университет, 1997 — 212 с.
  78. Т.М. Теоретические основы рефлексивного управления школой. М.: МГПИ, 1996. — 134 с.
  79. В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972. -424с.
  80. А.В. Региональный компонент содержания образования //Педагогика. 1995. — № 1. — С. 19.
  81. Г. и др. Стихотворения. Повести. Публицистика./ Г. Державин, И. Карамзин, В. Жуковский. М.: ACT. Олимп, 1997. — 752 с.
  82. С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды. -М., 1997.-216 с.
  83. А.Н. История педагогики. М.: ГИЦ Владос, 1999. — 431 с.
  84. А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: ГИЦ Владос, 1999.-200 с.
  85. Е.Н. Оптимизация управления образованием на муниципальном уровне: Дис.. канд. пед. наук: 19,00.13. -М., 1998. 196 с.
  86. Дистверг Избранные педагогические сочинения. М. — Учпедгиз, 1956.- 373 с.
  87. Э.Д. Современная школьная реформа в России. М.: Наука, 1998.-464 с.
  88. JI.H. Акмеологическая деятельность в управленческих структурах образования: Дис. .канд. пед. наук: 19.00.13. СПб., 1999. — 163с.
  89. Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции /Сост. Н.В. Брусен-цова.-М.: АПКиПРО, 2001.-366 с.
  90. Д.Ц. Внутришкольное управление в национально-региональной системе образования (структура и функции). М.-Улан-Удэ, 2001.-230 с.
  91. Д.Ц. Муниципальная система образования. М, — Улан-Удэ: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2001. 107 с.
  92. Н.П. Бурятия до присоединения к России. Улан-Удэ, 1990. -176 с.
  93. Н.К. Бурятская школа. Истории, проблемы и опыт национализации. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского пединститута, 1994. — 124 с.
  94. А.И. Организационно-педагогические условия создания системы подготовки профессиональных кадров управления образованием в регионе: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01.-СПб., 1995.-248 с.
  95. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.-168 с.
  96. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 159 с.
  97. JI.В. Дидактика в жизнь. М.: Просвещение, 1968. — 176 с.
  98. М.Г. Организация труда директора школы. М.: Просвещение, 1978.- 176 с.
  99. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Новая школа, 1997. — 320 с.
  100. Юб.Зеленова Т. Г. Педагогизация среды в условиях села: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01.-Ярославль, 1998.-230 с.
  101. В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. М.: Экономика, 1990. -235 с.
  102. В.Б. Территориальное управление (методология, теория, практика): Монография. М.: «Им-информ». 1998. — 320 с.
  103. К. Факторный анализ / Пер. нем. В. М. Ивановой. М.: Статистика, 1980.-398 с.
  104. ПО.Ивин А. Д. Основы теории аргументации. М.: ГИЦ Владос, 1997. -351с.
  105. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1971. -240 с.
  106. Инновационное движение в российском школьном образовании /Под ред. Э. Днепрова, А. Каспаржаля, А. Пинскно. М.: Парсифаль, 1997. -414 с.
  107. Инспектирование школ как средство преодоления формализма в оценке результатов труда учителей и учащихся: матер. Всесоюз. науч. практ. конф. М.: Педагогика, 1986. — 96 с.
  108. Исследования по общей теории систем /Сб. переводов. Общ. ред. и вступ. статья В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969. -520с.
  109. История Бурятии в вопросах и ответах. Улан-Удэ, 1991. — 125 с.
  110. История педагогики: Учебное пособие для пед. ун-тов в 2ч./ Под ред. А. И. Дискунова. М.: Среда, 1998 — 4.1. — 191 с. ч.2.-304 с.
  111. С.Д. Социально-педагогический анализ управления образованием: На примере массовой общеобразовательной школы: Автореф. Дис.. канд. пед. вступ. статья В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969.-520 с.
  112. Кан-Калик В.А., Никандров И. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 190. — 140 с. — (Б-ка учителя и воспитателя).
  113. В.А. Любимые мои ученики: рассказы дир. Моск. школы-лаборатории № 825.- М.: Знание, 1987.- 79 с.:ил.- (Новое в жизни, науке и технике. Педагогика и психология- 12/87).
  114. С.Э. Педагогика продленного дня. М.: Просвещение, 1988, -140 е.- (Б-ка воспитателя груп. продл. Дня).
  115. С.Э. О классификации методов внутришкольного управления //Советская педагогика. 1984. — № 9. — 43 с.
  116. Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей /Пер. с англ.- Общ. ред. и предисл. В. П. Зинченко и Ю. М. Жукова. М.: Прогресс, 1989.-288 с.
  117. А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: Социальная психология, история, политика. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1997. — 184 с.
  118. А.Д. Социальная психология и образование. Улан-Удэ- БГПИ, 1993, — 129 С.
  119. А.В. Психология принятия управленческих решений /Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Юрист, 1998. — 440 с.
  120. П.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Организационно-управленческий аспект. М.: Педагогика, 1984. -128 с.
  121. А.Г., Левит М. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. -М.: МИРОС, 1994. 144 с.
  122. А.Я., Захаров Д. К. Формирование системы управления персоналом. М.: Г АУ, 1994.-512 с.
  123. В. Стратегическое планирование и хозяйственная политика /Пер. с англ., общ. ред. и предисл. Г. Б. Кочеткова. М.: Прогресс, 1982. — 399 с.
  124. А.И. Личность и перестройка: Заметки психолога. М.: Профиз-дат, 1990. — 189с.
  125. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. — 222 с.
  126. Ю.Я. Образовательный императив. М.: Изд-во исслед. Центра проблем качества подготовки специалистов, 1998. -368 с.
  127. ИЗ.Клиланд Давид И., Кинг Вильям Р. Системный анализ и целевое управление /Пер. с англ. М. М. Горчинова, под ред. И. М. Верещагина. М.: Сов. радио, 1974.-279 с.
  128. В.О. Лекции по русской истории, читаные на Высших курсах в Москве 1872−1875. М.: Владос, 1997. — 816 с.
  129. А.И. Социализационная норма в современном российском обществе: Автореф. Дис.. д-ра социол. наук. М., 1997. — 32 с.
  130. А.В. Педагогические основы деятельности учреждений нового типа: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1995. — 221 с.
  131. В.И. Методологические основания проектирования образовательных систем //Междисциплинарные исследования в педагогике /Под ред. В. Н. Полонского. М., 1994. — С. 7−9.
  132. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. -М.: Педагогика, 1991. -269 с.
  133. Комплекс методик изучения и обобщения педагогического опыта на диагностической основе /Под ред. Я. С. Турбовского. М., 1988.
  134. Кон И. С. Социологическая психология: Избр. психол. тр. М. — Воронеж: МОДЭК, 1999. — 560 с.
  135. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: Творческая педагогика, 1993. — 140 с.
  136. Ю.А. Проблемы внутришкольного управления. Челябинск, 1989. 151 с.
  137. М.И. Краткий педагогический словарь пропагандиста. М., 1988.-397 с.
  138. М.И. Теоретические основы школоведения. М.: Педагогика, 1982.- 192 с.
  139. Н.А. и др. История педагогики: Учебник для вузов/ Н. А. Константинов, Е. И. Медынский, М. Ф. Шабаева. М.: Просвещение, 1982.-447 с.
  140. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях //Советская педагогика. 1970. — № 9. -С.103−116.
  141. Э.М. Концепция менеджмента. М.: Дека, 1997. — 304 с.
  142. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  143. С.Э. Социальная философия. М.: ГИЦ Владос, 1998. -412 с.
  144. В.И. Общественные отношения как фактор развития системы образования: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. СПб, 1997. — 159с.
  145. В.Ю. Совершенствование управленческих знаний как фактор повышения эффективности работы директора общеобразовательной школы: Автореф. Дис.. канд. пед. наук. — Л., 1980. 23 с.
  146. В.Ю. Управление школьным коллективом. JL: НИИ ООВ, 1985.-96 с.
  147. И.В. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения. М., 2000. — 192 с.
  148. Н.К. Воспитание молодежи в ленинском духе: Сборник./ [Вступ. Ст. В. В. Шинкаренко]. ~М.: Педагогика, 1989. 318 с.
  149. Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах. Т. 8. — М.: Академия пед. наук, 1960. — 760 с.
  150. В.Г. Пути самосовершенствования личности. JL: Знание, 1979. -36 с.
  151. И.О. Интеллектуальные системы в целевом управлении. Новосибирск: Наука, 1987. — 198 с.
  152. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М., 1993. — 59 с.
  153. О.Е. Управление образовательными системами: Пособие. Великий Новгород, 1998. — 98 с.
  154. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  155. А.К. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  156. И .Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? -М.: Знание, 1978.-64 с.
  157. В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. — 160с.
  158. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1999.-350 с.
  159. .Ф. Актуальные проблемы психологии управления. М., 1977. -323 с.
  160. Л.В. Социально-педагогические инновации в развитии региональной образовательной системы: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. -М&bdquo- 2000, — 154 с.
  161. А.Н. и др. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. СПб.: ГУМП, 1992. — 78 с.
  162. Л.Д. Проектирование инновационной деятельности педагога как предмет повышения его квалификации. Дис.. канд. пед. наук. -Новгород: НовГУ, 1998.
  163. Ю.С. Средовой подход в воспитании. М.: ИГО и ПРАО, 1998.- 132 с.
  164. Маркетинг: Учебник //А.Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С.А. Красильни-ков и др. /Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.- 560 с.
  165. А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.
  166. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М: Просвещение, 1993.- 192 с.
  167. А.Н. Исследование модели планирования и управления просвещением на основе имитационных систем //Вопросы совершенствования управления народным образованием. Томск, 1980. — С. 61−69.
  168. В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. Барнаул, 1999.- 353 с.
  169. Математические методы в социологическом исследовании. Сб. статей. -М.: Наука, 1981. С.21−40.
  170. Математика в социологии: моделирование и обработка информации. Редактор А. Аганбагян и др. Мир, 1997. — С. 15−18.
  171. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ. М.: Дело, 1992. — 702 с.
  172. Методологические проблемы современной педагогической науки и практики: Межвузовский сборник научных трудов. Челябинск: ЧГПИ, 1988.- 136 с.
  173. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие /Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 172 с.
  174. Мехтк «» К вопросу о научном управлении системой просвещения //Советски /огика. 1976. -№ 10. — С. 8−17.
  175. В. Социально-психологические аспекты управления. Стиль иметоды работы руководителя. М.: Молодая гвардия, 1975. — 368 с.
  176. A.M., Капто А. Е., Лоренсон А. В., Хомерики О. Г. Нововведения во внутришкольном управлении. М.: Педагогическое общество России, 1998.-230 с.
  177. . Г. Ц. Содержание и факторы воспитания учащихся. Улан-Удэ: Бурятский госуниверситет, 2000. — 176 с.
  178. С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образов, учреждений: Дис. .д-ра пед. наук: 13.00.01. Челябинск, 1998. — 316 с.
  179. Мониторинг региональных образовательных систем и эффективности реализации социальных проектов. М.: Полиграфсервис, 1999. — 234 с.
  180. У.Т. Наука об управлении. Байесовский подход /Пер с англ. М.: Мир, 1971.-304 с.
  181. Дж. Целевое управление организацией. М.: Советское радио, 1979.- 184 с.
  182. В.Н. Психология отношений: Избр. пихол. труды. -М. Воронеж: МОДЭК, 1998. — 368 с.
  183. Г. Н. Соединение обучения с производительным трудом учащихся общеобразовательных школ Бурятии. М.:ДИК, 1999. — 220 с.
  184. С.Д. Национально-региональная система образования: теория и практика. Улан-Удэ: Бэлиг, 1996. — 240 с.
  185. В.П. Развитие профессионального образования на базе педагогического вуза. Монография М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1999. -163 с.
  186. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов 1917—1973 гг. /Сост. А. А. Абакумов, Н. Н. Кузин, Ф.И. Пу-зырев, Л. Ф. Литвинов. М.: Педагогика, 1974. — 560 с.
  187. Научное управление обществом. Вып. 6. Под ред. В. Г. Афанасьева. М.: Мысль, 1972.-408 с.
  188. М.В. Педагогические условия и средства управления комплексом непрерывного образования: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1994.- 168 с.
  189. В.В. Концепция целостной модели развития регионального образования и пути ее реализации (на материалах Свердловской обл.): Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1995.
  190. Э.М. Теоретические и организационно-педагогические основы развития федеральной системы дополнительного педагогического образования. М., 1999. — 314 с.
  191. Новая технология и организационные структуры /Пер. с англ.: Под ред. Пиннингса, А.Бьютандама. М.: Экономика, 1990. — 269 с.
  192. Нововведения в муниципальном управлении образованием: Пособие для руководителей и сотрудников муниципальных органов управления образованием /Под ред. Н. Д. Малахова. М.: Новая школа, 1997. — 96 с.
  193. Нововведения во внутришкольном управлении /Под общ. ред. А.м. Моисеева. М.: Пед. общество России, 1998. — 230 с.
  194. Новые модели образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1994. -98 с.
  195. А.Г. Взаимодействие районного управления образования и учебных заведений как фактор повышения качества образования учащихся: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. -Челябинск, 1998. 160 с.
  196. Обучение и развитие (экспериментально-педагогическое исследование) /Под ред. J1.B. Занкова. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
  197. И.Т. Педагогика: Учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1968. — 374 с.
  198. Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства (теория и практика): Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. -М., 1999.-347 с. 218,Онушкин В. Г. Теоретические основы непрерывного образования. М.:1. Педагогика, 1987.-208 с.
  199. А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. М.: Прометей, 1991. — 184с.
  200. О.С., Каплунович Т. А., Петрова И. О. Организация опытно-экспериментальной работы как форма повышения квалификации и подготовки кадров к аттестации. Новгород: НРЦРО, 1995. — 81 с.
  201. Т.В. Программно-целевой подход к становлению и развитию образовательных учреждений. М.: МПГУ, 1997. — 317 с.
  202. A.M. Общество и образование: Лекции по социологии образования. Новгород: НовГУ, 1998. — 204 с. 223.0сипова Е. К. Психологические основы формирования профессионального мышления учителя: Автореф.. д-ра пед. наук. -М., 1998. 41 с.
  203. Основные положения и критерии оценки инновационных учебных заведений. Волгоград: ВГПИ, 1992. — 26 с.
  204. Основы педагогического мастерства /Под ред. Н. А. Зязюна. М.: просвещение, 1969.-301 с.
  205. А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров: Метод, пособие. М.: Высш. Шк., 1991. — 79 с.
  206. Ф.Г. Управление образованием: органы государственной власти и министерство народного просвещения /Российское образование на рубеже двух веков /Под ред. С. Ф. Егорова. М., 1996. — С.5−8.
  207. .Д. Социально-психологические проблемы научно-технического прогресса. -Л.: Наука, 1982. -189 с.
  208. Педагогическая антропология: Учебное пособие/ Автор-составитель Б.М. Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 576 с.
  209. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы: Книга для учителей. Санкт-Петербург., 1993. ~ 136 с.
  210. Педагогические аспекты непрерывного образования //Вестник высшей школы. 1987. — № 8. — С. 15−16.
  211. Педагогический информационно-справочный вестник Оренбуржья. -Оренбург, 1994. -№ 10. С.7−8.
  212. Ю.Н. Региональная система непрерывного многоуровневого профессионального образования (аспекты управления): Дис.. д-ра пед. наук. Казань: КРГУ, 1996. — 220 с.
  213. В.М. Региональное образование: организация, управление развитием. -Тула, 1994. 286 с.
  214. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-254 с.
  215. B.C. Теоретические основы управления. М.: Высшая школа, 1990.- 173 с.
  216. В. Облоно: управление и контроль //Народное образование. -1981.-№ 2.-С. 19.
  217. Повышение квалификации руководящих работников и специалистов профтехобразования: Учеб.- метод, пособие/ Б. Б. Исправников, В. Н. Максимова, В. Е. Чахоянц и др.- Под ред. В. Н. Максимовой и Б.Б. Ис-правникова. М.:Высш. Шк., 1990. — с.
  218. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983. — 128 с.
  219. Популярная психология для родителей/ Под ред. А. А. Бодалева и др. -М.: Флинта, 1998.-400 с.
  220. М.Л. Труд руководителя школы: Пособие для начинающего директора школы. М.: Просвещение, 1983. — 143 с.
  221. Г. С., Ириков В. А. Программно-целевое планирование и управление. М.: Советское радио. — 1976. — 440 с.
  222. М.М. Демократизация управления школой. М.: Знание, 1990.-80 с.
  223. И. Философия нестабильности //Вопросы философии. 1991. -№ 6. -С. 46−52.
  224. Применение факторного и классификационного анализа для типологиза-ции социальных явлений. Сборник научных трудов. Науч. ред. Т. И. Заславская, Б. Г. Миркин.- Новосибирск, 1976. 152 с.
  225. Приоритеты современной педагогики: Матер. Международного педагогического проекта /Под ред. Э. С. Соколовой. М., 1991. — 160 с.
  226. Проблемы научной организации труда в школе /Под ред. И. П. Раченко. М.: Педагогика, 1987. — 152 с.
  227. Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ /Под ред. Е. П. Тонконогой. М.: Педагогика, 1987. — 168 с.
  228. Проблемы совершенствования управления и планирования народного образования: Межвуз. сб. науч. трудов /Под ред. Левицкого М. Д. М.: МГПИ, 1985.- 129 с.
  229. Проблемы управления народным образованием и исследования его эффективности: Межвуз. сб. науч. трудов Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина /Отв. ред. М. Л. Левицкий. М.: МГПИ, 1987. — 172 с.
  230. Г. Н. Развитие современной общеобразовательной школы: проект «Школа Совместной деятельности». Заявка на экспертизу проекта. Томск, 1998. 56 с.
  231. Пути перестройки управления народным образованием в регионе: Сб. науч. трудов /АПН СССР, НИИ управления и экономики народным образованием /Под ред. В. И. Подобеда. М.: АПН СССР, 1990. — 85 с.
  232. З.И. Педагогика Царскосельского пушкинской поры (1811−1817) Историко-педагогический очерк. М.: флинта, 1999. — 152 с.
  233. Развитие региональной системы образования: Опыт и перспективы. -Н.Новгород, 1998.-248 с.
  234. Региональная политика и национальная доктрина образования: По материалам собрания Акад. проф. образования. Институт проф. Образования. -М&bdquo- 1999.-34 с.
  235. С.А. Программно-целевой принцип в теории и практике управления областной образовательной системой: Дис. .д-ра пед. наук: 13.00.01. Челябинск, 1999. — 315 с.
  236. С.А., Сериков Г. Н. Опыт реализации региональной программы управления образованием //Педагогика. 1995. — № 6. — С. 32−36.
  237. Н.И. Управление развитием муниципальной системы образования в сверхкрупном городе на примере Санкт-Петербурга: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1993. — 265 с.
  238. Л.Г. Проблемы управления инновационными процессами в системе образования: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1997. 177 с.
  239. И.С. Структура цивилизации и мирового развития. Новосибирск, 1992.-215 с.
  240. Н.С. Культура ценности и развитие образования. М., 1992. -155с.
  241. Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М.: Политиздат, 1982. — 222 с.
  242. С.Л. Избранные филосовско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997.- 463 с.
  243. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. Пособие для руководителей образовательных учреждений. Под ред. Лазарева B.C. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995. — 158 с.
  244. Ф.М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. М.: ИНФРА, 1996. — 352 с.
  245. .Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М.: Канон-пресс-Ц, 1998.-416 с.
  246. Г. Поликультурное образование: реформа учебных программ //Перспективы.- 1993.-№ 1.-С. 11−12.
  247. В.Н. Логико-методологические основания общей теории систем: Автореф. .д-ра философ. Наук. -М., 1974. 55 с.
  248. . Общество и образование /Пер. с англ.- под ред. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1989. — 199 с.
  249. К. Восхождение к успеху. Воспитание в Японии: история и современность. -М.: Интеракс-МАКС, 1993. 147 с.
  250. А.В. Педагогические основы разработки и внедрения национально-региональных компонентов государственных стандартов общего среднего образования: Дис. .д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1998.-257с.
  251. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В. А. Ядова. J1.: Наука, 1979. — 263 с.
  252. Ю.А. Аттестация руководителя образовательного учреждения. Научно-методическое пособие для работников органов управления в образовании и образовательных учреждений. М.: АПК и ПРО, 2001. 210с.
  253. С.И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.-480 с.
  254. . Инновация как средство экономического развития. М., 1990. -243 с.
  255. Сборник документов по аттестации педагогических, инженерно-педагогических, методических и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений и организаций системы образования Новгородской области. Новгород: НРЦРО, 1997. — 72 с.
  256. А.Л. Социально-психологические проблемы управления. -Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1975. 120 с.
  257. В.П. Управление образовательными системами. Программно-методическое пособие. М., 2000. — 136 с.
  258. Г. Н. Элементы теории системного управления образованием. -Ч. 2. Основные понятие и задачи. Челябинск: ЧГТУ, 1995. — 180 с.
  259. А.А. Образовательный потенциал в системе региональных экономических отношений: Дис. .канд. экон. наук: 08.00.01. — Кострома, 1998. 140 с.
  260. Синергетика и психология. Тексты. Выпуск 1. «Методологические вопросы». Под ред. И. Н. Трофимовой и В. Г. Буданова.- М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1997. — 361 с.
  261. А.А. Развитие образовательных учреждений в условиях динамично изменяющейся экономической среды: Дис. .д-ра пед. наук: 13.00.01.-М., 1999.-422 с.
  262. И.З. Национальное образование на Архангельском севере (ист.-пед. аспекты). Архангельск: Издательство Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 1999. — 186 с.
  263. Н.М. Система управления образовательными проектами в регионе: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. -М., 1999. 238 с.
  264. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -160 с.
  265. В.И. Методология и экспертиза инновационных образовательных проектов //Экспертиза образовательных проектов: Материалы международной научно-практической конференции. Минск, 1997. -С.5−7.
  266. В.И. Новое образование как путь к новому обществу //Новые ценности образования: образование и сообщество. Вып. 5. -М.: Инноватор, 1996. — С. 24−29.
  267. В.И. Основания и смысл инновационной деятельности в образовании //Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения.-М., 1994.-С. 5−7.
  268. В.И., Портянская Л. Л., Рябцев В. К. Теоретические и технологические аспекты проектной деятельности //Проектирование в образовании. Развитие системы этнокультурного образования в Северном округе.-М., 1997.-С. 9−13.
  269. М.И., Костяшкин Э. Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников. М.: Просвещение, 1984. — 191 с.
  270. Совершенствование управления народным образованием в условиях демократизации советского общества: Тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. 22−24 ноября 1988 г. Ч. I. — М.: НИИ СП АНН СССР, 1988. -228с.
  271. Совершенствование управления народным образованием в условиях демократизации советского общества: Тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. 22−24 ноября 1988 г. Ч. II. — М.: НИИ СП АНН СССР, 1988. -448с.
  272. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. — 136 с.
  273. B.C. Избранные произведения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-544 с.
  274. .А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1979. — 156 с.
  275. Социокультурные процессы в Предбайкалье: материалы социологического исследования / Под ред. Т. Г. Харнохоевой. Иркутск, 1996. -122с.
  276. Стратегия развития образования в России. М., 1994. — 78 с.
  277. А.И. Методология стандартизации непрерывного образования: Проблемы и пути их решения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. — СПб., 1998. — 52 с.
  278. В.В. Методологические основы разработки национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов. М.: Изд-во Вологодского института развития образования, 1998.228 с.
  279. Н.С. Управление общеобразовательной школой. Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1982. — 144 с.
  280. В.А. Разговор с молодым директором школы. — М.: Просвещение, 1973. 204 с.
  281. В.А. Хрестоматия по этике / Предисл. О. В. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1990. — 303 с.
  282. К.К. Национальная система общего образования как условие повышения эффективности обучения и воспитания школьника: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. Уфа, 1997.- 161 с.
  283. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-343 с.
  284. Г. А. Какой быть бурятской национальной школе? Улан-Удэ: Бэл иг, 2001.-40 с.
  285. B.C. Информационный банк руководителя общеобразовательной школы. Челябинск., 1992. — 111 с.
  286. Ф. Принципы научного менеджмента. М., 1991. — 412 с.
  287. Теоретические основы совершенствования управленческих умений руководителей школ: Сб. науч. тр.- Редкол. Е. П. Тонконогая и др. М., 1988.-74 с.
  288. Теория и практика педагогического эксперимента: Сб. /Под ред. А. И. Пискунова, Г. Б. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
  289. Теория и практика управления школой: Тез. Докл. к науч.-практ. конф. -Барнаул, 1983. 136 с.
  290. С.П., Алферов Ю. С. Управление школой в федеративном государстве. М.: АПП ЦИТП, 1992. — 56 с.
  291. Е.П. Дидактические особенности урока в вечерней школе. -М.: Просвещение, 1984. 128 с.
  292. Традиционные и инновационные процессы в современном образовании
  293. Материалы Вторых Сибирских педагогических чтений. Под ред. Г. В. Залевского, Г. Н. Прозументовой, Л. Э. Глока и др., Томск, 1996 г.
  294. П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе. М.: Педагогика, 1991. — 188 с.
  295. Труд руководителя: Учеб. Пособие для руководящих управленческих кадров. 3-е изд., доп. М.: Экономика, 1977. — 357 с.
  296. А.К. Байкальский регион: Проблемы устойчивого развития. -Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма Российской Академии наук, 1996.-208 с.
  297. Я. Управление: от схемы к жизни //Народное образование. -1991. -№ 8. -С. 30−36.
  298. Х.Г. Проективно-эстетическая парадигма образования (региональный подход): Дис. .д-ра философ, наук: 09.00.04. Нальчик, 1997.-287 с.
  299. В.В. Логика организации школы. М.: Сентябрь, 1998. — 127 с.
  300. Управление народным образованием в районе (городе): Пособие для работников рай (гор)оно /Под ред. М. И. Кондакова, М. Л. Портнова, П. В. Худоминского. М.: Просвещение, 1981.- 192 с.
  301. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений /Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 462 с.
  302. Управление современной школы /Под ред. М. М. Поташника. М., 1992. — 167 с.
  303. К.М. Ресурсы управления школьной организацией. М., 2000. -140 с.
  304. К.Д. Наука и искусство воспитания. М., 1994. — 208 с.
  305. П.А. Сочинения: в 4 т. Т 2. М.: Мысль, 1996. — 877с.
  306. М.П. Взаимодействие традиционной и инновационных форм организации учебного процесса в развитии национально-региональнойсистемы образования: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. -Мм 1998. 170 с.
  307. П.Т. Школа молодого директора: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
  308. Ф.П. Теоретические основы развития этических знаний профессионально-педагогических работников: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. Екатеринбург, 1999. — 492 с.
  309. Ф.Ф. Образовательный ресурс национальной культуры. Казань, 1999.- 133 с.
  310. А.С. О старом и новом: Статьи и очерки. М.: Современник, 1988−461 с.
  311. Хрестоматия. Педагогика российского зарубежья: Пособие для пед. унтов и колледжей / Сост. Е. Г. Осовский, О. Е. Осовский. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. — 528 с.
  312. П.В. Управление и экономика народного образования: перспективы исследования //Советская педагогика. 1987. — № 3. — С. 41−45.
  313. Н.Ю. Формирование позитивной Я-концепции руководителя в процессе педагогической подготовки: Дис. .д-ра пед. наук: 13.00.01. -Казань, 1996.-431 с.
  314. A.M. Педагогические основы вариативной организации сельской школы. М.: Новая школа, 1992. — 96 с.
  315. В.Н. Руководителю о принятии решений. — М.: Инфра-М, 1996.-272 с.
  316. Т.В. Авторская школа: варианты эффективного управления. -М.: Сентябрь, 1999 128 с.
  317. И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 160 с.
  318. И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога иучащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 1998. — 143 с.
  319. В.Д. Происхождение человечности: Учеб. пособие для вузов. -М: Логос, 1999.-200с
  320. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
  321. И.К. Социально-психологические основы руководства педагогическим коллективом общеобразовательной школы. Учеб. Пособие. -Барнаул-Москва: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. 186 с.
  322. Т.Н. Исследовательский подход в управлении школой. М., 1992.-71 с.
  323. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -208 с.
  324. Т.И., Конаржевский Ю. А. Системный подход к анализу урока. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983.-140 с.
  325. Т.И., Нефедова К. А. Планирование работы в школе: Методические рекомендации для слушателей ФПК директоров школ. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984. — 98 с.
  326. В.В. Организационно-педагогические условия формирования системы педагогических кадров в современной России (на материалах г. Москвы): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1998.- 163 с.
  327. В.Г., Кишкель Е. Н. Основы управленческой деятельности. Учеб. для сред. спец. Учеб. заведений. М.: Высш. Шк., 2000. — 304 с.
  328. Школа полного дня: вопросы управления /Под ред. Э. Г. Костяшкина. -М.: Педагогика, 1982. 160 с.
  329. В.А. Регионализация образования Кубани: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01.-СПб., 1995.- 195 с.
  330. Н.А. Внутришкольный контроль: Пособие для руководителей школ. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  331. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся вучебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 216 с.
  332. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии. М.: Наука, 1988. 191 с.
  333. Этнопсихология и этнопедагогика в школах Восточной Сибири: Матер, науч.-практ. конф. /Под ред. А. Д. Карнышева. Улан-Удэ, 1994. — Ч. 1, 2.-123 с.
  334. В.З. Теоретические основы социально-педагогического проектирования в региональных системах образования: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01.-Киров, 1999.-364 с.
  335. Язык. Образование. Культура. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 1999. — 159 с.
  336. И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  337. В.А. Обучение как процесс управления: Психол. аспекты / ЛГУ им. А. А. Жданова. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1988. — 160 с.
  338. В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2000.- 128 с.
  339. Ashby W.R. General Systems Theory as a New Discipline, «General Systems, vol. Ill, 1958, p. 1−6.
  340. Bertalanffy L. von. Hempei C.G., Bass R.E. and Jonas N., General Systems Theory: A New Approach to Unity of Science, «Human Biology», vol. 23, 1951, p. 302−361.
  341. Drucker P. Management and the World’s Work /Harvard Business Review, 1988, N5.
  342. Fayole H. General and Industrial Management, L., 1965.
  343. Hall A.D. and Fagen R.E. Definition of System, «General System», vol. 1, 1956, p. 18−28.
  344. Taylor F.W. The Principles of Scientific Management. N.Y., 1919.
  345. Изменения в стиле управления Министерства образования Республики Бурятияв результате использования разных подходов к формированию организационных структур управления
  346. При традиционной структуре управления При функционально-целевой структуре управления
  347. Ориентация на текущие и оперативные вопросы Ориентация на конечные цели
  348. Универсализм в решении вопросов Специализация, компетентность
  349. Ориентация только на свои внутренние интересы Учет территориальных, отраслевых и общих интересов организаций
  350. Ориентация на отработанные процессы Ориентация на имеющиеся кадры
  351. Ориентация на собственные организационные возможности Ориентация на совместную работу школы, семьи и общественности, производственных коллективов
  352. Ориентация на содержание деятельности, т. е. на то, «что делать» Ориентация на результаты деятельности, т. е. на то «что сделать»
  353. Предпочтение установившихся форм работы Творческое использование нововведений
  354. Ориентация на деньги, оборудование Ориентация на людей, идеи
  355. Централизованное, функциональное руководство Децентрализация, развитие инициативы на местах
  356. Авторитарный стиль Коллегиальный стиль
  357. Командование и надзор Передача части полномочий и отчетность
  358. Правила составления технического задания на разработку стандарта1. Методические указания
  359. Титульный лист технического задания (ТЗ) оформляется по форме, приведенной в приложении 1 к данным методическим указаниям.
  360. ТЗ на разработку стандарта состоит из следующих разделов:
  361. Основание для разработки стандарта. В этом пункте указывают шифр тему по плану, шифр и пункт задания программы, являющейся основанием для разработки и получившей государственное финансирование- наименование стандарта-
  362. Срок выполнения. В этом пункте необходимо писать: Начало. Окончание. (т.е. срок окончания разработки второй редакции и подготовки стандарта к утверждению).
  363. Цели и задачи разработки стандарта. В этом пункте указывают конечные результаты, достижение которых будет обеспечено применением разрабатываемого стандарта, и задачи, которые будут решены при внедрении стандарта.
  364. В этом пункте в данном случае целесообразно указать основные характеристики, критерии качества и оценки, используемые в образовании у нас в стране и за рубежом, а также достигнутые результаты.
  365. Здесь же приводятся обоснования, почему проект стандарта не требуется ни с кем согласовывать (если согласовывать не предполагается).
  366. В этом разделе необходимо также указать какие требования должны быть выражены количественно и какие качественно.
  367. Здесь же должны быть отражены направления, в которых следует сформулировать требования (организационное, методическое, теоретическое, социальное и т. п.).
  368. Этапы работы и сроки их выполнения. Здесь должны быть указаны этапы для проведения всего объема работ, необходимого для разработки стандарта, сроки выполнения каждого этапа, чем заканчиваются этапы работ, ведущая организация-разработка и соисполнители.
  369. Перечень работ, выполняемых организациями-соисполнителями, может быть помещен в отдельной таблице.
  370. ПОЛОЖЕНИЕ о рейтинговых курсах повышения квалификации
  371. Данное Положение раскрывает понятие о рейтинговых курсах, их специфику, назначение, принципы и организацию проведения.
  372. Оценочные (рейтинговые) квалификационные курсы направлены на преодоление тенденций, сложившихся в традиционной созерцательной сис
  373. Слово «рейтинг» произошло от английского «оценка», «оценивание» (или отнесение к тому или иному классу, разряду). «Рейтинг» термин, обозначающий субъективную оценку какого-либо явления по задан ной школе. — Психологический словарь.
  374. Соответствие содержания, степени сложности образовательных курсов квалификационным категориям определяется компетентными лицами, в роли
  375. Рейтинговые курсы разрабатываются на основе заданных критериев квалификационных категорий учителей.
  376. Рейтинговые курсы, как важнейший компонент целостного процесса аттестации, имеют целью содействие учителю в росте его профессионализма и продуктивности труда в контексте ускорения развития образования.
  377. Используются и общие принципы аттестации: добровольность, открытость, профессиональная корректность взаимоотношений.
  378. По времени курсы, выводящие учителя на новую, более высокую ступень профессионализма, могут быть:• годичные-• семестровые4-• месячные-• двухнедельные-• краткосрочные (не более недели)
  379. На отдельных видах курсов может быть прорабатываться лишь часть общей программы по квалификационной категории.
  380. Формы организации обучения на квалификационных курсах могут быть:• индивидуальные-• микрогрупповые-• групповые (коллективные).
  381. Для рейтинговых курсов комплектуются группы учителей одной специальности. Состав группы не более 15 человек.
  382. Программа рейтинговых курсов включает минимально необходимую совокупность тем- по каждой теме проводятся свои занятия в определенной организационной форме. Итоговые занятия проходят по каждой теме отдельно.
  383. По совокупности занятий слушатель должен набрать количество баллов, необходимое для получения сертификатов. Это позволяет полнее учесть индивидуальные особенности профессионального совершенствования учителя.
Заполнить форму текущей работой