Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Свойства высшей нервной деятельности у детей 6-17 лет северного города

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Недостаток внимания детям на начальном этапе становления медико-биологической науки Тюменского региона привел к тому, что онтогенез и филогенез, фундаментальные механизмы развития человека, роль семьи, школы, других социальных факторов в этих процессах и на настоящий момент изучены недостаточно. Практически отсутствуют данные об особенностях состояния и развития высшей нервной деятельности детей… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • Глава 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
    • 1. 1. Морфологические и физиологические показатели ЦНС и ВНД в детском и юношеском возрасте
    • 1. 2. Понятие физиологической адаптации
    • 1. 3. Состояние центральной нервной системы и высшей нервной деятельности в условиях адаптации к климато-географическим условиям Севера
    • 1. 4. Особенности адаптации детей в условиях Севера
    • 1. 5. Роль школы в адаптационных процессах детей
    • 1. 6. Функциональная асимметрия полушарий и ее роль в человеческой деятельности
    • 1. 7. Активация и функциональные состояния нервной системы. Психоэмоциональное состояние
    • 1. 8. Свойство подвижности нервных процессов, его возрастные особенности и зависимость от условий деятельности
  • Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Диагностика психоэмоциональных состояний, активации и функциональной асимметрии полушарий головного мозга
    • 2. 2. Диагностика подвижности-инертности нервных процессов
    • 2. 3. Диагностика баланса нервных процессов
    • 2. 4. Измерение времени простой сенсомоторной реакции у человека
    • 2. 5. Определение вегетативного индекса Кердо
    • 2. 6. Методика индивидуальной оценки подвижности двигательных и учебных действий у детей в образовательных учреждениях
  • Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Результаты исследования функциональной асимметрии полушарий
    • 3. 2. Результаты исследования психоэмоционального состояния
    • 3. 3. Результаты исследования ВИК
    • 3. 4. Результаты кинематометрии
    • 3. 5. Результаты исследования времени простых сенсомоторных реакций
  • ВЫВОДЫ

Свойства высшей нервной деятельности у детей 6-17 лет северного города (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. На территории Тюменской области идет интенсивный процесс формирования новой человеческой популяции. В основе лежит создание нового биологогенетического и психофизиологического стереотипа. Становление биологогенетического стереотипа продолжается не менее четырех поколений. Столь многофакторный механизм заставляет исследовать большое количество показателей состояний человека, отражающих его эндоэкологию, а также учитывать экзоэкологические параметры. Сейчас на территории области уже появилось на свет второе поколение детей пришлого населения, родившихся в условиях Западной Сибири. Эти дети несут в себе накопленный предками положительный и отрицательный адаптационный потенциал.

Экология человека тюменской популяции зависит от сложного сочетания антропогенных и природных факторов, взаимодействующих друг с другом. В большинстве случаев эти сочетания носят дискомфортный или экстремальный характер, заставляющий организм человека в течение нескольких поколений функционировать в состоянии адаптационного напряжения. В первую очередь перенапряжение и срывы возникают в центральной нервной системе, в том числе в системе организации высших форм поведения человека.

На первых этапах освоения Западно-Сибирской нефтегазовой провинции детальному изучению подвергалось взрослое производительное население, так как, в основном, предполагалось использование вахтового и экспедиционно-вахтового труда. На практике подавляющая часть населения Севера в настоящее время представлена стабильным контингентом.

Недостаток внимания детям на начальном этапе становления медико-биологической науки Тюменского региона привел к тому, что онтогенез и филогенез, фундаментальные механизмы развития человека, роль семьи, школы, других социальных факторов в этих процессах и на настоящий момент изучены недостаточно. Практически отсутствуют данные об особенностях состояния и развития высшей нервной деятельности детей тюменской популяции. С целью компенсации недостатка сведений социально-физиологического и социально-психологического характера кафедрой анатомии и физиологии человека и животных Тюменского госуниверситета в течение последних 10 лет проводятся целенаправленные комплексные исследования роста, развития и функционального состояния детей дошкольных и школьных учреждений на территориях северных округов и юга Тюменской области.

Исследования, отраженные в данной диссертации, проводились на протяжении 19 941 998 годов в различных образовательных учреждениях г. Когалыма Ханты-Мансийского автономного округа.

Цель и задачи исследования

Цель исследования заключалась в изучении некоторых параметров высшей нервной деятельности и свойств нервных процессов дошкольников и школьников г. Когалыма в зависимости от длительности проживания на Севере.

Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:

1. Изучить психоэмоциональное состояние (ПС), функциональную асимметрию полушарий (ФАП), подвижность-инертность торможения и возбуждения, время простых сенсомоторных реакций (ВЗМР и ВСМР) детей северной популяции.

2. Исследовать у детей подвижность нервных процессов для дифференцировки в условиях северного города и с помощью этих данных определить соотношение подвижных и медлительных школьников различного возраста.

3. Исследовать влияние длительности проживания на Севере на состояние ЦНС и ВНД детей.

4. Оценить возможное влияние микросоциальных условий в дошкольных и школьных учреждениях на состояние вышеперечисленных параметров путем сравнения свойств ВНД и ЦНС у детей из разных образовательных учреждений г. Когалыма.

5. Оценить адекватность применения комплексного прибора «активациометр АЦ-6У» для изучения свойств ВНД и ЦНС детей северного города.

Научная новизна исследования. Впервые определены физиологические и психофизиологические показатели состояния и возрастной динамики ВНД у детей нестабильной популяции с 6 до 17 лет, развивающихся в условиях малого северного города. Впервые установлено, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста скорость сенсомоторных реакций обычно ниже в сравнении с принятой возрастной нормой. Показано, что у старших школьников ВЗМР практически сравнивается с аналогичными параметрами у школьников европейского севера, а ВСМР остается на более низком уровне. Дети ДОУ и школ северного города характеризовались высокими значениями психоэмоционального состояния и сдвигом показателя вегетативной регуляции в симпатическую сторону. Впервые для изучения высшей нервной деятельности и свойств центральной нервной системы на Севере комплексный прибор активациометр. Установлена адекватность использования прибора для исследования физиологических и психофизиологических свойств ВНД детей в образовательных учреждениях на Севере.

Практическая значимость исследования. Получены объективные данные о региональных психофизиологических показателях детей, которые могут стать базисом для разработки региональных критериев развития и состояния ЦНС и ВНД детей северной популяции. Оценочные таблицы использованы в образовательных учреждениях г. Когалыма. Разработана методика выявления медлительных и подвижных детей. Показана целесообразность практического применения некоторых методик для изучения и коррекции психофизиологических свойств северных детей в образовательных учреждениях с различной степенью социальной состоятельности. Обосновано включение в число изучаемых показателей мониторинга развития детей дошкольного и школьного возраста на Севере параметров ВНД с помощью активациометра.

Исследования выполнены по приоритетному направлению 4: 4.3.1. и 4.3.5. фундаментальных исследований по теме: «Разработка и внедрение системы непрерывного мониторинга и коррекции развития и здоровья детей», входящей в программу «Интеграция» РАН и Министерства общего и профессионального образования РФ в рамках ЕЗН Министерства общего и профессионального образования. Грант «Изучение физиологических и морфологических закономерностей физического развития и функционального состояния детей-аборигенов I, II поколений», регистрационный номер 01.9.70 9 232.

Работа является частью комплексных программ «Создание системы оценки, контроля и непрерывной коррекции здоровья населения нестабильной популяции в экологических условиях Севера» и «Школа добра, здоровья и радости» (осуществляется в школе № 1 г. Когалыма), реализуемых в рамках региональной программы «Здоровье детей на Севере».

Положения, выносимые на защиту.

1. Основные отличия показателей ВНД и ЦНС детей г. Когалыма в сравнении с принятой возрастной нормой состоят в более низких показателях анализаторных функций и более высоких показателях вегетативных функций и их регуляции.

2. Школьники г. Когалыма характеризуются высоким психоэмоциональным напряжением. У старших детей уровень психоэмоционального состояния ниже. У мальчиков, родившихся на Севере, уровень ПС выше, чем у мальчиков, проживающих на Севере менее трех лет.

3. Количество медлительных детей среди школьников г. Когалыма практически равняется общепринятому. У медлительных детей г. Когалыма в сравнении с детьми со средней и большой подвижностью нервных процессов чаще встречаются симпатические варианты ВИК.

4. На состояние ВНД детей г. Когалыма оказывают влияние социальные факторы, так как в менее социально благополучных образовательных учреждениях параметры ВНД были хуже, чем в более социально благополучных школах и ДОУ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, обзора литературы, описания материалов и методов исследования, главы собственных исследований и их обсуждения и выводов. Список цитируемой литературы включает 292 источника, в том числе 30 на иностранных языках. Работа изложена на 161 странице, иллюстрирована 46 таблицами, 4 рисунками и 16 приложениями.

ВЫВОДЫ.

1. Параметры функционального состояния высших нервных механизмов у детей г. Когалыма отличаются от принятых возрастных нормативов. У детей дошкольного и младшего школьного возраста показатели анализаторных функций (ВЗМР и ВСМР) обычно ниже в сравнении с принятой возрастной нормой. Напротив, ПС и ВИК имеют более высокий уровень. У старших школьников ВЗМР практически сравнивается с аналогичными параметрами у школьников европейского севера, а ВСМР остается на более низком уровне.

2. Показатель вегетативной регуляции (ВИК) у школьников г. Когалыма находился на уровне симпатической границы физиологической нормы. Преобладание симпатического регулирования больше выражено у девочек. От младшего к старшему школьному возрасту происходило приближение ВИК к нейтральному уровню гомеостатирования. Симпатическая регуляция заметнее превалировала у девочек по сравнению с мальчиками. У старших школьников наряду с симпатическим преобладанием нарастает число парасимпатических вариантов ВИК.

3. Для детей г. Когалыма, особенно младших школьников, были характерны высокие значения показателя ПС, свидетельствующие о наличии эмоционально-психического напряжения. У 7-летних мальчиков и девочек уровень ПС был выше, чем у 6-летних, что, видимо, связано с обучением в школе. У старших детей уровень ПС был ниже, чем у семилетних, сохраняясь на уровне выше оптимального. Длительность проживания на Севере влияет на уровень ПС: у мальчиков, родившихся в г. Когалыме, уровень ПС был выше, чем у мальчиков, проживающих на севере менее 3 лет.

4. Состояние анализаторных систем у школьников г. Когалыма демонстрировало биологически закономерную оптимизацию их функций. Прирост скорости ЗМР от 1-го к 11 классу составила 41,13% у мальчиков и 48,38% у девочек, СМР соответственно — 41,05% и 45,04%.

5. Медлительные дети среди школьников г. Когалыма встречались с той же частотой, как и в других популяциях. У медлительных детей с возрастом количество симпатических вариантов ВИК было больше, чем у подвижных детей.

6. У большинства детей г. Когалыма, выявлялась межполушарная уравновешенность или отмечалось небольшое преобладание функциональной активности правого полушария.

7. Социальный фактор оказывал влияние на вегетативную регуляцию функций школьников. В более благоприятных социально-гигиенических условиях школы № 8 и ДОУ «Березка» симпатическое преобладание было выражено меньше, чем у их сверстников из менее благополучных по социальным характеристикам школ № 1, № 3 и ДОУ «Почемучка» .

Выявлена зависимость уровня ПС от социальных условий. Так, в наименее благополучной среди обследованных школ № 3 уровень ПС у младших школьников был выше, а у старших школьников ниже, чем у их сверстников из других школ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.H., Ашмарин ИИ, Степанова Г.Б. Человеческий потенциал России: факторы риска//Человек. 1997 № 1 С. 19−33.
  2. А.П. Введение в географическую патологию. М.: Медицина, 1972. 338 с.
  3. Авцын А. П, Жаворонков A.A., Кениг Э. Э. и др. Некоторые аспекты адаптации человека в полярных районах // Биологические проблемы Севера. Якутск, 1974. С. 17−22.
  4. Авцын А. П, Кениг Э. Э. Некоторые вопросы географической патологии Крайнего Севера //Проблемы Севера. Вып. 14. М, 1970. С. 58−80.
  5. В.А. Возрастные различия функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга // Психофизиологические исследования в гигиене детей и подростков / Под ред. С. М. Громбаха и др. М, 1981. С. 40−46.
  6. Алферова В. В, Кудрякова Т. А. Изменения функционального состояния коры головного мозга // Адаптация организма к учебной и физическим нагрузкам. М, 1982. С. 93−106
  7. Алякринский Б. С, Степанова С. И. По закону ритма. М.: Наука, 1985. 176 с.
  8. М.В. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1977. 334 с. П. Антропова М. В. Дифференцированное обучение учащихся 1−11 классов, их работоспособность и организация режима учебной деятельности // Физиол. человека. 1992. Т.18. № 1. С. 172.
  9. Антропова М. В, Кузнецова Л. М, Бородкина Г. В. Изменения психофизиологических и вегетативных показателей у старшеклассников в процессе дифференцированного обучения //
  10. Физиол. человека. 1991. Т.17. № 5. С. 116−119.
  11. М.В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В., Кузнецова JIM., Параничева Т. М. Физиолого-гигиеническая оценка эффективности индивидуально-дифференцированного обучения учащихся // Гигиена и санитария. 1997. №. С.24−28.
  12. М.В., Манке Г. Г., Кузнецова JIM., Бородкина Г. В. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования//Педагогика. 1995. № 2. С. 26−29.
  13. М.В., Соколова Н. В. Особенности умственной работоспособности медлительных и подвижных детей учащихся 1−4 классов, проживающих в экстремальных климатических условиях// Физиол. человека. 1993. Т. 19. № 4. С. 14.
  14. В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности (К проблеме адаптации человека в приполярных районах Северо-Востока СССР). Владивосток, 1988. 136 с.
  15. В.В. Особенности межполушарных взаимодействий у коренного и пришлого населения Северо-Востока. Магадан, 1985. 4.1.
  16. И. А. Принцип доминанты в обосновании системы воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста// Физиол. человека. 1991. Т. 17. № 5. С. 5−16.
  17. О.Г. Центральные механизмы гомеостаза // Частная физиология нервной системы (В серии: Руководство по физиологии). М.: Наука, 1983. С. 218−312.
  18. Л.Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л.: Наука, 1976. 218 с.
  19. O.A. Особенности функционального состояния вегетативной НС у детей-дошкольников с нарушениями психики и интеллекта // Здоровый образ жизни: реабилитация, физическая культура и спорт в условиях Крайнего Севера и Сибири.
  20. Материалы межрегиональной научно-практ. конф-ции. Омск: СибГАФК, 1997. 4.1. С. 78−81.
  21. Бартон А, Эдхолм О. Человек в условиях холода. М.: Изд-во иностр. лит, 1957. 333 с.
  22. A.C. Высшая нервная деятельность. М.: Высш. школа, 1991. 256 с.
  23. Л.Ф. Роль медико-биологических и социально-гигиенических факторов в формировании здоровья детей и его значение в учебном процессе // 4еловек, здоровье и физическая культура в изменяющемся мире. Коломна, 1993. С. 13.
  24. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 270 с.
  25. В.Л. Механизмы парного мозга. Л.: Наука, 1989. 264 с.
  26. Бисярина В. П, Мальцев П. В. Особенности адаптации детей в условиях Севера // Экологическая физиология человека. 4.2. Адаптация человека к различным климато-географическим условиям. (В серии: Руководство по физиологии). Л, наука, 1980. С. 167 180
  27. Е.И. Время реакции человека. М.: Медицина, 1967. 439 с.
  28. БокшаВ.Г. Справочник по климатотерапии. Киев: Здоровья, 1989. 208 с.
  29. H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1988. 239 с.
  30. A.A. Ямало-Ненецкий регион: проблемы здоровья. Надым, 1995. 147 с.
  31. Будыка Е. В, Ефимова И. В, Хомская Е. Д. Влияние двигательной активности на здоровье студентов с разными типами межполушарной организации мозга. // Физиол. человека. 1998. Т.24. № 2. С. 67−73.
  32. Будыка Е. В, Ефимова И. В, Хомская Е. Д. Объективные и субъективные проявления адаптивных процессов у студентов с разным типом латерализации функций мозга // Вестник МГУ. Сер. «Биология». 1995. № 3. С. 8.
  33. O.A., Агаджанян H.A., Батурин В.А, Твердякова Л. В. Морфо-функциональная оценка состояния здоровья подростков // Физиол. человека. 1998. Т.24. № 3. С. 86−93.
  34. А.Н. Психофизологическая характеристика подростков с различной двигательной активностью в условиях малого города Русского Севера. Автореф. дис.. канд.биол.наук. Архангельск, 1997. 17 с.
  35. Быстров, А Н. Психофизологическая характеристика подростков с различной двигательной активностью в условиях малого города Русского Севера. Дис.. канд.биол.наук. Архангельск, 1997. 114 с.
  36. Н.П. Здоровье, адаптация и краевая патология на Севере // Вестник Рос. АМН. 1993. № 8. С.43−47.
  37. В.В. Пространственно-временная организация биоэлектрической активности мозга старших школьников с различным уровнем интеллектуального развития. Автореф. дис.. канд.биол.наук. Ростов-на-Дону, 1997. 23 с.
  38. Воронин1 Н. М. Основы медицинской и биологической климатологии. М.: Медицина, 1981. 352 с.
  39. А.Н., Шварц A.A. Новые экологические аспекты качества пресных подземных вод//Геоэкология. 1995. № 2. С. 75−79.
  40. Е.И., Кондакова Л. Д., Асеева С. И. Физическое развитие детей семилетнего возраста в разные сроки проживания в Приполярье // Дети и здоровье. Материалы научно-практ. конф-ции по проблемам дошк. физич. воспитания. Омск: ОГИФК, 1993. С. 77−79
  41. А.Н., Мусийчук Ю. М., — Федотов Д.Д. Психофизиологические изменения при профессиональных заболеваниях химической этиологии // Медицина труда и промышленная экология. 1997. № 6. С. 30−34.
  42. Ю.П. Общая характеристика адаптивных реакций человека в условиях Севера // Экологическая физиология человека. 4.2. Адаптация человека к различным климато-географическим условиям. (В серии: Руководство по физиологии). Л., Наука, 1980. С. 68−82.
  43. A.B., Горев A.C., Фарбер Д. А. Отражение индивидуальных особенностей скоростной' переработки информации в параметрах ЭЭГ детей школьного возраста // Физиол. человека. 1995. Т.21. № 1. С. 99.
  44. Глазачев О. С, Гавриков К. В. Индивидуальные особенности психофизиологических функций первоклассников в процессе их адаптации к школе // Физиол. человека. 1992. Т. 18. № 6. С. 116−124.
  45. Глазачев О. С, Рыбаков В. П, Тупицын И. О. Вегетативный и психоэмоциональный статус у младших школьников из регионов радионуклидного загрязнения местности // Физиол. человека. 1994. Т.20. № 2. С. 129.
  46. Глуздовский В. В, Романов В. В. Использование показателей сердечно-сосудистой системы для оценки напряженности операторов // Тезисы докладов 4-й междунар. Конф-ции стран-членов СЭВ по эргономике. М, 1981. С. 20.
  47. Ю.И. Ландшафтно-экологические условия природопользования в развитии Ханты-Мансийска//Югра. 1995. № 3. С. 32−33.
  48. A.C., Параничева Т. М. Функциональное состояние ЦНС учащихся в период обучения в начальной школе // Гигиена и санитария. 1989. № 9. С. 82−84.
  49. Л.Б. Возрастная динамика рефлекторного взаимодействия моторных и висцеральных функций. Калинин: Кал. гос. ун-т, 1975. 162 с.
  50. Р.И. Стратегия адаптационных реакций женского организма в экстремальных условиях жизнедеятельности. Автореф. докт. дис. Архангельск, 1996. 60 с.
  51. Н.П., Трофимов A.B. Человек и гелиогеофизическая среда: проблемы магнитореактивности организма//Проблемы космической биологии. М., 1989. С. 8.
  52. Н.Р., Матусов A.JL, Рябинин И. Ф. Человек в Антарктиде. Л., 1975.
  53. E.H., Востротина З. И. Влияние экологической ситуации на медико-психолого-педагогические характеристики детей младшего школьного возраста // 3-й съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока. Тезисы докладов. Новосибирск, 1997. С. 61−62.
  54. Д. А. Онтогенетические аспекты оценки влияния окружающей среды на организм человека // 3-й съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока. Тезисы докладов. Новосибирск, 1997. С. 64.
  55. Н.В. Роль правого и левого полушарий в восприятии глубины пространства//Физиол. человека. 1996. Т.22. № 6. С. 131.
  56. Р.Г., Богомаз С. А., Галажинская Э. В. Изучение адаптации школьников к условиям обучения в средних классах общеобразовательной школы // 3-й съезд физиологов Сибири й Дальнего Востока. Тезисы докладов. Новосибирск, 1997. С. 65.
  57. В.А., Келлер X., Мураенко Н. М., Тонкова-Ямпольская Р.В. Морфо-функциональные константы детского организма: Справочник. М.: Медицина, 1997. 288 с.
  58. Н.В., Фарбер Д. А. Эмоции и их роль в организации когнитивных процессов на разных этапах онтогенеза // Физиол. человека. 1993. Т. 19. № 3. С. 16.
  59. Дэсной Жан Р. Инфекционные заболевания в арктических условиях // Проблемы охраны здоровья и социальные аспекты освоения газовых и нефтяных месторождений в Арктических регионах. Материалы междунар. мед. конф-ции. Надым, 1993. С. 62−66.
  60. А.И., Ибрагимова А. К. Улучшение некоторых физических качеств у дошкольников при занятиях ОФП // Дети и олимпийское движение: Тезисы докладов и сообщений междунар. Научного симпозиума. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1997. С. 154−156.
  61. К.А. Особенности латерализации при восприятии человеком эмоциональной информации // Физиол. человека. 1991. Т. 17. № 3. С. 164−166.
  62. Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т, 1996. С. 98
  63. Г. М. Функциональные состояния как проявление внутренних условий выполнения деятельности // XIV съезд Всесоюз. физиол. общества им. И. П. Павлова. Л, 1983. Т.1. С.42−422.
  64. Зараковский Г. М, Карпухина А. М, Саламатов В. А. Психофизиологический анализ периодических колебаний качества деятельности в пределах трудового цикла // Физиол. человека. 1982. Т.8. № 3. С. 431−444.
  65. H.A., Никифорова O.A. Психофизиологические аспекты адаптации учащихся к различным профилям обучения // 3-й съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока. Тезисы докладов. Новосибирск, 1997. С. 78.
  66. С.А. Функциональная асимметрия мозга и прямая субъективная оценка громкости//Вопр. психологии. 1982. № 4. С. 135−137
  67. В.Н. Управление системой соревнований в северном многоборье. Омск: Изд-во СибГАФК, 1996. 171 с.
  68. Иваницкая Л. Н, Яковлева М. Г. Исследование индивидуального профиля ФМА у детей с заиканием // Материалы докладов конф-ции молодых ученых Сев. Кавказа по физиологии. Ростов-на-Дону, 1995. С.59−62.
  69. Иванов-Смоленский А. Г. Очерки экспериментального исследования высшей нервной деятельности человека (в возрастном аспекте). М.: Медицина, 1971.
  70. Е.П. Структура психомоторных способностей // Психомоторика: Сб. науч. трудов. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 19 766. С. 4−22.
  71. Е.П. Изучение свойств нервной системы. Ярославль: Изд-во ЯГУ, 1978. 96 с.
  72. Ильин Е. П, Умнов В. П. О специфичности показателей быстроты зрительно-моторных реакций // Психомоторика: Сб. науч. трудов. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976. С.
  73. Ильюченок Р. Ю, Финкельберг А. Л, Ильюченок ИР, Афтанос Л. И. Взаимодействие полушарий мозга: установка, обработка информации, память. Новосибирск: Наука, 1989. 168 с.
  74. Р.Ю. Механизмы обработки мозгом нейтральной и эмоциогенной информации // 3-й съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока. Тезисы докладов. Новосибирск, 1997. С. 88.
  75. Интегральная оценка работоспособности при умственном и физическом труде. Методические рекомендации. М.: Экономика, 1990. 111 с.
  76. М.К., Матова М. А. Межполушарная асимметрия и вербальный и невербальный компоненты познавательных способностей//Вопр. психологии. 1988. № 6. С. 106−115.
  77. В.П. Биосистемы и адаптация. Новосибирск, 1973
  78. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980. 192 с.
  79. М.С. Изучение изменения работоспособности летного состава при геомагнитных возмущениях//Солнце, электричество, жизнь. М.: МОИП, 1976. С. 31−33
  80. В.М., Брагина H.H., Доброхотова Т. А. К вопросу о функциональных связях правого и левого полушарий мозга с различными отделами срединных структур у правшей // Функциональная асимметрия и адаптация человека. М., 1976. С. 26−27.
  81. И.С. Очерки по физиологии и гигиене человека на Крайнем Севере. М., 1968. 280 с.
  82. В.В., Тушина Г. И., Лушпа Л. Г. Влияние различных режимов двигательной активности на показатели психосоматической адаптации учащихся начальной школы // 3-й съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока. Тезисы докладов. Новосибирск, 1997. С. 97
  83. А.Б., Кураев Г. А. Зрительно-моторная реакция у детей и взрослых с односторонним и парциальным доминированием функций // Физиол. человека. 1986. Т. 12. № 3. С. 373−379.
  84. А.П. Время двигательных реакций как показатель функциональных возможностей организма // Физкультура в режиме труда и отдыха: Материалы междунар. совещания-конф-ции. Киев, 1971. С. 99−102.
  85. П.Г. Возрастные морфофункциональные особенности организма жителей Тюменского севера. Автореф. дис.. докт. мед.наук. Новосибирск, 1993. 41 с.
  86. М.Г. Биоритмологические исследования механизмов адаптации // Адаптация и проблемы общей патологии. Т.2. Новосибирск, 1974. С. 30−33.
  87. В.В. Роль центральных регуляторных систем, эмоций и памяти при адаптации. Новосибирск, 1989. 13 с. (ВИНИТИ).
  88. В.Ф., Бурковицкая Ж. Н. О функциональной асимметрии головного мозга детей 6−7 лет// Физиол. человека. 1979. Т.5. № 5. С. 771−775.
  89. Коновалов В. Ф, Отмахова H.A. Особенности межполушарных взаимодействий при запечатлении информации//Вопр. психологии. 1984. № 4. С.96−102.
  90. Ю.Н. Эмоции, стресс, курение, употребление алкоголя и рак -кореллирование и причинные связи // Журнал ВНД. 1997. Т.47. Вып.4. С.627−657.
  91. Л.И., Талалаева В.А, Губина М. И. Некоторые аспекты психофизиологической адаптации младших школьников к инновационным педагогическим технологиям // 3-й съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока. Тезисы докладов. Новосибирск, 1997. С. 112.
  92. Э.А. Когнитивная гипотеза полушарной асимметрии эмоциональных функций человека// Физиол. человека. 1993. Т.19. № 3. С. 5.
  93. Э.А. Регулирующая роль установки в восприятии словесной информации //Физиол. человека. 1997. Т.23. № 2. С. 5−11.
  94. Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознанное восприятие. М.: Наука, 1983. 170 с.
  95. Костандов Э. А, Захарова H.H., Погребинский С. А. Время реакции и межполушарное взаимодействие//Журнал ВНД. 1978. Т.28. Вып.1. С. 33−40.
  96. А.Г. Межполушарная асимметрия мозга и зрительно-моторные процессы у человека при оперативной мнестической деятельности. Автореф. дис.. канд.биол.наук. М, 1997. 24 с. с
  97. A.B. Анатомия человека. В 2-х т. / Под ред. Р. Д. Синельникова. М.: Медицина, 1978. Т.2. 345 с.
  98. Красноперов О. В, Панченко А. Л. Соотношение функциональной асимметрии мозга, влияющее на субъективную характеристику сна и психических свойств личности // Психол. журнал. 1991. Т.12. № 2. С. 78−83.
  99. С.Г. О ведущей роли гипоксии в системных реакциях организма при действии экстремальных факторов среды // 3-й съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока. Тезисы докладов. Новосибирск, 1997. С. 116.
  100. С.Г. Физиологические аспекты экспедиционно-вахтового труда //
  101. Физиологические механизмы оптимизации деятельности. Л.: Наука, 1985. С. 21−36
  102. Т.В., Владимиров А. Д. Время простой реакции и латеральные асимметрии // Взаимодействие полушарий мозга. Тбилиси, 1982. 129 с.
  103. С.Н. Особенности участия полушарий головного мозга в регуляции психоэмоционального напряжения // Материалы докладов конференции молодых ученых Сев. Кавказа. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1995. С. 77−78.
  104. С.Н. Особенности участия полушарий головного мозга в регуляции психоэмоционального напряжения человека. Автореф. дис.. канд.биол.наук. Ростов-на-Дону, 1997. 19 с.
  105. Г. А. Значение профиля функциональной межполушарной асимметрии мозга в процессах высшей нервной деятельности // Известия СКНЦ ВШ. Ест. науки. 1986. № 4. С.93−100.
  106. Г. А. Межполушарная асимметрия активности коры мозга в динамике процессов высшей нервной деятельности. Автореф. докт. дис. Л., 1983.
  107. Г. А. Функциональная асимметрия коры мозга и обучение. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1982. 154 с.
  108. И.Л., Родина Т. В., Лотош Е. А. Использование адаптационных возможностей организма для прогнозирования успешности обучения детей // 3-й съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока. Тезисы докладов. Новосибирск, 1997. С. 124.
  109. И.Л., Родина Т. В., Лотош Е. А. Риск возникновения заболеваний у учащихся при разных режимах обучения // 3-й съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока. Тезисы докладов. Новосибирск, 1997. С. 125.
  110. Леворукость у детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сердюковской и др. М., 1987. С. 6669.
  111. H.H. Становление в процессе онтогенеза функций нейро-моторного аппарата и механизмы сохранения его рабочей активности. Автореф. дис. докт.биол.наук. М., 1981. 55 с.
  112. В.П. Особенности переработки информации в процессе адаптации // Физиол.человека. 1992. T. 18. № 4. С. 18.
  113. В.П. Половой диморфизм трансформации латерального фенотипа подростков в условиях ультраконтинентального климата // 3-й съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока. Тезисы докладов. Новосибирск, 1997. С. 127.
  114. В.П. Психофизиологические механизмы адаптации человека, особенности ее нарушений при экспедиционно-вахтовой и традиционной организации труда и функциональная асимметрия мозга. Дис.. докт.биол.наук. Новосибирск, 1991. 405 с.
  115. Леутин В. П, Николаева Е. И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. Новосибирск: Наука, 1988. 192 с.
  116. Лукашевич И. П, Мачинская Р. И, Фишман М. Н. Роль регуляторных стволовых отделов мозга в функциональном созревании коры больших полушарий у детей 7−8 лет // Физиол. человека. 1996. Т.22. № 4. С. 21−28.
  117. В.Н. Характеристика длительности сенсомоторных реакций у детей с различной латерализацией функций. Дис.. канд.биол.наук. Саранск, 1996. 209 с.
  118. Лурия А. Р, Симерницкая Э. Г. О функциональном взаимодействии полушарий головного мозга в организации вербально-мнестических функций // Физиол. человека. 1975. Т.1. № 3. С. 411−417.
  119. Лурье С. Б, Блинова Н. Г, Сапего A.B. Роль условий раннего онтогенеза в формировании конституционно-типологических особенностей детей // 2-й съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока. Тезисы науч. сообщений. 4.2. Новосибирск, 1995. С. 268−269
  120. Лурье С. Б, Сапего A.B., Шабашева C.B. Значение условий пренатального и раннего постнатального развития в формировании типологических свойств организма // 3-й съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока. Тезисы докладов. Новосибирск, 1997. С. 131.
  121. Л.Е. Закономерности развития сенсомоторных функций у детей школьного возраста. Дис.. докт.биол.наук. М, 1989. 350 с.
  122. Любомирский Л. Е, Шаромова H.H. Исследование межполушарного переносасенсомоторной информации у детей // Физиол. человека. 1996. Т.22. № 4. С. 39.
  123. Макаренко Н. В, Вороновская В. И., Панченко В. М., Киенко В. М. Кратковременная память у людей с различной функциональной подвижностью нервных процессов // Физиол. человека. 1993. Т. 19. № 2. С. 13.
  124. Т.Н., Маляренко Ю. Е., Кураев Г. А. Возрастная физиология. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1997. 109 с.
  125. A.B., Пашина А. Х., Мальцева И. В. Связь параметров а-ритма фоновой ЭЭГ с особенностями темперамента и эмоциональной сферы человека // 2-й съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока. Тезисы научных сообщений. 4.2. Новосибирск, 1995. С. 281 282
  126. A.A. Вопросы возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1974. 223 с.
  127. Т.К. Влияние гелиогеофизических и метеорологических факторов на организм человека// Физиол. человека. 1998. Т.24. № 2. С. 122−127.
  128. В.А., Кривощеков С. Г., Демин Д. В. Физиология перемещений человека и вахтовый труд. Новосибирск, 1986. 197 с.
  129. В.П. Физиологические корреляты электродермальной активности // 2-й съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока. Тезисы научных сообщений. 4.2. Новосибирск, 1995. С. 289.
  130. В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. Л., 1984. С. 3−16.
  131. В.И. Психофизиологические проблемы оптимизации деятельности // Физиологические механизмы оптимизации деятельности. Л.: Наука, 1985. С. 3−20.
  132. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л., 1982. 103 с.
  133. И.А. Адаптация функциональных систем организма подростков под влиянием мышечных нагрузок тренирующего характера // Дети и олимпийское движение: Тезисы докладов и сообщений междунар. науч. симпозиума. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1997. С. 163−167.
  134. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М., 1981. 278 с.
  135. Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики. М., 1973
  136. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 254 с.
  137. A.A., Муравов И. В. Гигиена физического воспитания детей и подростков // Очерки по гигиене физических упражнений и спорта. М.: Медицина, 1976. С. 267−331
  138. Т.К. Физические основы защиты от воздействия электромагнитных излучений на биологические объекты // Медицина труда и промышленная экология. 1997. № 10 С.21−23.
  139. И. Стайн Адаптация рабочих к холодному климату // Проблемы охраны здоровья и социальные аспекты освоения газовых и нефтяных месторождений в Арктических регионах. Материалы междунар. мед. конф-ции. Надым, 1993. С. 50−54.
  140. В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования//Вопр. Психологии. 1988. № 6. С. 116−120.
  141. Нарциссов Р. П, Кузнецова М. Н, Петричук С. В, Духова Э. Н. Психофизиологическое обоснование школьной успеваемости// Физиол. человека. 1995. Т.21. № 3. С. 60.
  142. В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1966. 389 с.
  143. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.
  144. Н.П. Состояние вегетативных функций у здоровых людей в условиях Крайнего Севера. Автореф. докт. дис. Новосибирск, 1972.
  145. Н.П. Вегетативная нервная система // Экологическая физиология человека. 4.2. Адаптация человека к различным климато-географическим условиям (В серии: Руководство по физиологии). С. 82−84.
  146. O.A., Казин Э.М, Заруба H.A. Психофизиологические аспекты адаптации первоклассников разных форм обучения // 3-й съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока. Тезисы докладов. Новосибирск, 1997. С. 162.
  147. Нормализация учебной нагрузки школьников: Экспериментальное физиолого-гигиеническое исследование / Под ред. М. В. Антроповой, В. И. Козлова. М.: Педагогика, 1988. 160 с.
  148. Г. А. Вопросы онтогенеза высшей нервной деятельности. Л.: Наука, 1964. 202 с.
  149. Обучать без стрессов и перегрузок обучать в комфортных условиях. Когалымский рабочий, 13 сентября 1996.
  150. Е.А. Здоровье населения Российской Федерации: Анализ и оценка. Нижневартовск, 1996. 237 с.
  151. Н.Д. Исследование изменений межполушарной функциональной асимметрии мозга и показателей профессиональной надежности операторов в процессе труда высокой нервно-эмоциональной напряженности // Физиол. человека. 1998. Т.24. № 2. С. 74−79.
  152. Г. Г., Епифанова Т. М. Актуальные вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения // Докл. Всеросс. совещания специалистов по гигиене детей и подростков. М., 1993. С. 1.
  153. Е.В., Фомкина H.H., Зеллис Ж. Н., Костюк Е. В. Оценка работоспособности функционального состояния ЦНС учащихся 11−13 лет класса коррекции // Гигиена и санитария. 1992. № 3. С. 40−41.
  154. Ф.В., Ершов А. Ф., Писанко А. П., Нибуш В. А., Сунцов В. Н. Реактивность вегетативной нервной системы человека по данным глазо-сердечного, сино-каротидного и солярного рефлексов//Физиол. человека. 1986. Т. 12. № 4. С. 679−680.
  155. Л.П., Романенко А. Ф. Системный подход к психофизиологическому исследованию мозга человека. Л.: Наука, 1988. 213 с.
  156. Л.Е. Медицинские и научные проблемы освоения человеком Крайнего севера //Вестник Рос. АМН. 1993. № 8. С. 9−13.
  157. Панфилов О. П, Ощепков A.C. Применение математических методов в прогнозировании адаптационного процесса и физической работоспособности человека. Тула, 1986. 28 с. (ВИНИТИ).
  158. А.Б. Нейрогормональные реакции в процессе долговременной адаптации человека к условиям северо-востока России // 2-й съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока. Тезисы научных сообщений. 4.2. Новосибирск, 1995. С. 348−349.
  159. E.H. Психофизиологические характеристики лиц с разным профилем функциональной межполушарной асимметрии мозга. Дис.. канд.биол.наук. Ростов-на-Дону, 1996. 116 с.
  160. А.М. К вопросу о возрастных особенностях правой и левой функциональных систем головного мозга человека // Физиол. человека. 1991. Т. 17. № 6. С. 165.
  161. Л.А. Особенности развития физических качеств у детей 5−6 лет Западной Сибири и Центральной Якутии // Дети и здоровье. Материалы научно-практ. конф-ции по проблемам дошк. физич. воспитания. Омск: ОГИФК, 1993. С. 30−32.
  162. Г. С. Оценка функционального состояния у детей с помощью метода ЗМР // 3-й съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока. Тезисы докладов. Новосибирск, 1997. С. 182
  163. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. A.B. Запорожца и ДБ. Эльконина. М.: Просвещение, 1964.
  164. А.Т. Роль динамического стереотипа в процессе акклиматизации человека на Крайнем Севере // Проблемы Севера. Вып. 14: Труд и здоровье человека на Крайнем Севере. М, 1970. С. 16−25.
  165. .Ж. Адаптация ребенка на Севере. Л.: Медицина, 1979. 192 с.
  166. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988.
  167. Рост и развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1974. 166 с.
  168. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. 352 с.
  169. В.М. Дифференциальная психофизиология // Тенденции развития психологической науки. М., 1989а. С. 168−181.
  170. В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента // Психол. Журнал. 19 896. Т. 10. № 1. С. 20−21.
  171. В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психол.журнал. 1995. № 5. С. 12−17.
  172. В.И. Биоклиматические карты и экология человека // 2-й съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока. Тезисы научных сообщений. 4.2. Новосибирск, 1995. С. 379
  173. В.И. Климат экологический фактор адаптации при перемещении человека // 3-й съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока. Тезисы докладов. Новосибирск, 1997. С. 196.
  174. Г. В., Раевская О. С. Влияние геомагнитного поля на некоторые показатели психической деятельности//Психол. Журнал. 1982. Т.№. № 6. С. 73−75.
  175. В.В. Некоторые особенности развития сенсомоторных функций у детей 6−10 лет при различных двигательных режимах. Дис.. канд.биол.наук. СПб., 1994. 116 с.
  176. Г. Н., Бережков Л. Ф., Белявская В. И. Изучение состояния здоровья и факторы, его определяющие // Докл. Всеросс. совещания специалистов по гигиене детей и подростков. М., 1993. С. 6.
  177. В.Г. Влияние глобальных экологических факторов на нервную систему. Киев: Наука, 1986. 160 с.
  178. Э.Г. Мозг человека.и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во МГУ, 1985. 190 с.
  179. А.Д. Гигиеническая рационализация режима дня школьников Крайнего Севера//Гигиена и санитария. 1987. № 6. С. 20−23.
  180. А.Д. Среда и поведение. Формирование адаптивного поведения. Л, 1976.
  181. А.Д. Физиологические адаптации и поддержание вегетативного гомеостаза // Физиол. человека. 1982. Т.8. № 3. С. 355−362.
  182. А.Д. Эволюция терморегуляции. Л.: Наука, 1986. 76 с.
  183. И.П. Эколого-физиологическая обусловленность в обмене холестерола и фосфолипидов структурного и метаболического фондов женского организма на Крайнем Севере. Автореф. дис.. канд.биол.наук. М, 1990. 17 с.
  184. В.Н. Психофизиологические и педагогические аспекты оценки физического развития и учебной успешности учащихся: Монография. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. 256 с.
  185. B.C., Мироненко В. Т. Адаптация детского организма к условиям Севера // Проблемы формирования, сохранения, восстановления и укрепления здоровья. Сб.науч.трудов. Сер.: Валеология. Вып. 9. М, Тюмень, 1995. С.202−205.
  186. Ю.Г. Возрастная динамика некоторых физиологических функций у жителей Севера//Физиол. человека. 1998. Т.24. № 1. С. 98−103.
  187. Ю.Г. Гемодинамика у жителей «Ближнего» Севера // Физиол. человека. 1997. Т.23. № 5.С. 97−102.
  188. Г. Б. Психофизиологические особенности развития детей дошкольного возраста в различных социоэкологических условиях // Физиол. человека. 1995. Т.21. № 5. С.75
  189. К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981.
  190. К.В. Функциональные системы организма М., 1987.
  191. С.Г. Роль фотопериодизма в формировании адаптационных изменений эндокринной системы у человека на Севере//Физиол. человека. 1991. Т. 17. № 3 С. 68−73.
  192. И. А. Изучение индивидуально-типологических особенностей неспецифической регуляции межанализаторных взаимодействий у человека. Автореф. дис.. канд.биол.наук. Ростов-на-Дону, 1997. 30 с.
  193. Ю.В., 4ухрова М.Г., Хунан-оол A.C., Ременник А. Г. К физиологическим механизмам психоритмотерапии // II съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока. Тезисы науч. Сообщ. 4.2. Новосибирск, 1995. С. 438−439.
  194. В.А., Молдавская С. И., Кольченко Н. В. Функциональная подвижность нервных процессов и профессиональный отбор. Киев: Наук. Думка, 1978.
  195. A.M., Медведев М. А., Ротов A.B. Физиологические детерминанты состояния «ожидания работы» // Медико-биологические проблемы вахтовой организации труда. Сб.науч.трудов. Новосибирск, 1988. С. 10−19.
  196. А.И. Изменение возбудимости и лабильности зрительного анализатора в условиях длительных беспосадочных перелетов на многоместном турбовинтовом самолете // Авиационная и космическая медицина: Материалы конф-ции. М, 1963.
  197. Устюшин Б. В, Татянюк Т. К., Шушкова Т. С, Голикова О. И, Раенгу|юв Б. М. Психоэмоциональный статус учащихся начальных классов на Крайнем Севере // 1/игиена и санитария. 1997. № С. 25−27. ^
  198. Фарбер Д. А, Дубровинская Н. В. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте // Физиол. человека. 1997. Т.23. Ш1. С. 25−32
  199. Фарбер Д. А, Дубровинская Н. В. Функциональная организация развивающегося мозга (Возрастные особенности и некоторые закономерности) // Физиол. человека. 1991. Т.17. № 5. С. 17−27.
  200. E.H. Школьные нагрузки и здоровье учащихся // Дети и олимпийское движение: Тезисы докладов и сообщений междунар. науч. симпозиума. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1997. С. 189−190.
  201. И.Е. Становление индивидуального профиля асимметрии у человека // Материалы докладов конф-ции молодых" ученых Сев.Кавказа. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1995. С. 68−70.
  202. Формирование системной организации психофизиологических функций в процессе индивидуального развития ребенка. М.: Изд-во АПН СССР, 1982.
  203. И.В. Электроэнцефалографические показатели функционального состояния мозга при воспроизведении временных интервалов // Физиол. человека. 1997. Т.23. № 1. С. 39.50.
  204. В.И. Влияние геофизических факторов Крайнего Севера на здоровье населения Норильского ТПК // Проблемы солнечно-биосферных связей. Новосибирск: СО АМН СССР, 1982. С. 70−76.
  205. В.И. Космические тайны вашего самочувствия. Новосибирск: Наука, 1992. 176 с.
  206. В.И. Северный синдром // Врач. 1990. № 6. С. 30−33.
  207. В.И., Надточий JI.A. Обеспечение трудоресурсами промышленного центра и авроральной зоны Сибири и долговременные вахты // Медико-биологические проблемы вахтовой организации труда. Сб.науч.трудов. Новосибирск, 1988. С. 46−52.
  208. Г. Л. Возрастная изменчивость расовых признаков во взрослом состоянии // Проблемы эволюции человека и его рас. М., 1968. С. 124−127.
  209. Дж. Введение в психофизиологию. М.: Мир, 1981. 248 с.
  210. М.Н. Отражение системной деятельности мозга в пространственной структуре ЭЭГ у взрослых и детей. Автореф. дис.. докт.биол.наук. СПб., 1997. 37 с.
  211. Г. М., Томилин Л. И. Психофизиологический рейтинг как показатель эффективности умственной деятельности//Физиол. человека. 1995. Т.21. № 2. С. 30−36.
  212. В.Д. Принципы адаптации живых организмов (Экологический аспект). Владивосток: Дальнаука, 1996. 384 с.
  213. H.H. Влияние экологических и социальных факторов на психофизиологическое состояние дошкольников // 3-й съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока. Тезисы докладов. Новосибирск, 1997. С. 256−257.
  214. А.Н., Цицерошин М. Н., Левинченко Н. В. «Возрастная минимизация» областей мозга, участвующих в системном обеспечении психических функций: аргументы за и против // Физиол. человека. 1991. Т. 17. № 5. С. 28−49.
  215. Шеповальников А. Н, Цицерошин М. Н, Погосян А. Л. О роли различных зон коры и их связей в формировании пространственной упорядоченности поля биопотенциалов мозга в постнатальном онтогенезе// Физиол. человека. 1997. Т.23. № 2. С. 12−24.
  216. С.В. Динамика ВНД детей школьного возраста в связи с адаптацией их к условиям Крайнего Севера. Автореф. дис.. канд.биол.наук. Красноярск, 1967.
  217. С.В. Некоторые материалы по физиологии акклиматизации детей к условиям Крайнего Севера // Проблемы Севера. Вып. 14: Труд и здоровье человека на Крайнем Севере. М, 1970. С. 42−47.
  218. М.Р. Преодоление негативных проявлений свойств нервной системы при формировании индивидуального стиля деятельности // Теоретические основы, прикладное применение и методики дифференциальной психофизиологии: Республ.сб. Пермь, 1977. С. 19−36.
  219. Юревиц А. Ж, Бриедис Ю. Э, Кашкина Л. А, Лайтнис Я. Я., Фаворская Т. А. Изучение и оптимизация сенсомоторной деятельности человека на производстве // Физиологические механизмы оптимизации деятельностй. Л.: Наука, 1985. С. 37−48.
  220. Н.С. Здоровье населения Севера. Л, 1980. 186 с.
  221. М.А. Длительная адаптация организма человека и животных к холоду // Физиология терморегуляции (Руководство по физиологии). Л.: Наука, 1984. С. 223−232
  222. Aschoff J. Annual rhythms in man // Handbook of Behavioral Neurobiology, Vol.4: Biological Rhythms / Edited by J. Aschoff. New York: Plenum Press, 1981. P. 475−487.
  223. Aschoff J. Temporal orientation: circadian clocks in animals and humans // Anim. Behav. V. 37. № 6. P. 881.
  224. Barnston A.G. The effect of weather on mood, productivity and frequency of emotional crisis in temperate continental climate // Int. J. Biometeorol. 1988. V. 32. № 3. P. 134.
  225. Bruk K. Cold adaptation in man // Regulation of depressed metabolism and thermogenesis. Illinois, 1976. P. 46−63.
  226. Dibley M.J., Goldsby J.B., Staehling N.W., Trowbridge F.L. Development of normalized curves for the international growth reference. Historical and technical considerations // Am. J. Clin. Nutr. 1987. V. 46. P. 736−748.
  227. Driscoll D.M. A perspective on weather-human response relationship // Int. J. Environ. Stud. 1990. V. 36. № 1, 2. P. 19.
  228. Environment Canada. Canadian climate normals, 1951−1980. Ottawa: Atmospheric Environment Service, 1981.
  229. Guillemant J., Cabrol S., Allemandou A., Peres G., Guillemant S. Vitamin D-dependent seasonal variation of PTH in growing male adolescents // Bone Vol. 1995. V.17. P. 513−516.
  230. Hassler M. Functional cerebral asymmetries and cognitive abilities in musicians, painters and control// Brain and Cogn. 1990. V. 13. № 1. P. 1−17.
  231. Hellekson C.J. The lights are on in Siberia // Light Thretment Biol. Rhythms. 1989. V. LP. 5−6
  232. Jacobson M. Developmental neurobiology. New York- London: Plenum Press, 1993. 776 p.
  233. Leblanc J. Adaptive mechanisms in human // Ann. N.Y. Acad. Sci. 1966. V. 134. P. 721−732.
  234. Lee P. A. Independence of seasonal variation of growth from temperature change // Growth. 1980. V. 44. P. 54−57.
  235. Levy J. Possible basis for evolution of lateral specialization of the human brain // Nature. 1969. V. 224. № 5219. P. 615.
  236. Lewy A.J., Sack R.L., Miller S., Hoban T.M. Antidepressant and circadian phase-shifting effects of light // Science. 1987 V. 235. P. 352−354.
  237. Lingjaerde O., Bratlid T., Hansen T. Insomnia during the «dark period» in northern Norway //ActaPsychiatr. Scand. 1985. V. 71. P. 506−512.
  238. Lingjaerde O., Bratlid T., Hansen T., Gotestram K.G. Seasonal affective disorder and midwinter insomnia in the far north: studioc on two rolatod chronobiological disorders in Norway // Clin. Neuropharmacol. 1986. V.9 (Suppl.4)P. 187−189.
  239. Milner B. Visual recognition and recall after right temporal lobe excision in man // Neuropsychologia, 1968. V. 6.
  240. Mirworld R.L., Bailey D A. Seasonal height velocity variation in boys and girls 8−18 years // American J. of Human Biology. 1997. V.9. P. 709−715.
  241. Miura T. The influence of seasonal atmospheric factors on human reproduction //
  242. Experientia. 1987. V. 43. № 1. P. 48.
  243. Potkin S.G., Zetin M., Stamenkovic V., Kripke D., Bunney W.E.Jr. Seasonal affective disorder: prevalence varies with latitude and climate // Clin. Neuropharmacol. 1986. V.9 (Suppl.4) P. 1981−1983.
  244. Reiter R. Verkchsunfallziffer und Reaktionzeit unter dem Eiflus verschiedener meteorologischer, Kosmischer und Luftelektrischer Faktoren // Meteorol. Rundschau. 1952 5. № 102. S. 14−18.
  245. Sakano H. Latent left-handedness, relation to hemispheric and psychological functions. Jena: Gustav Fiecher Verlag, 1982.
  246. Shifrin M. Seasonal variation in immunity of humans // J. Interdiscipl. Cycle Res. 1982. V. 13. P. 157−165.
  247. Strestick J., Chavatova I. Long-term variations in solar and geomagnetic activities // J. Interdiscip. Cycle Res. V. 22. № 2. P. 192.
  248. Tan U. Right and left hand skill in left-handers: distribution, leaning and relation to nonverbal intelligence // Int. J. Neurosci. 1989. V. 44. № 3−4. P. 235−249
  249. The family as an environment for human development / Edited by N. Wolanski and B. Bogin. Delhi: Kamkla-Raj Enterprises, 1996. 203 p.
  250. Toselli S., Graziani I., Taraborelli T., Grispan A., Tarsitany G., Gruppioni G. Body composition and blood pressures in school children 6−14 years of age // American J. of Human Biology. 1997. V.9. P. 535−544.
Заполнить форму текущей работой