Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Институт предпринимательства в социально-экономическом развитии региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Глобальный поворот в развитии нашей страны от планово-организованного хозяйства к экономике рыночно-предпринимательского типа определяет необходимость разработки новых подходов и интеграции региональных хозяйств в мировую экономику. Стратегия регионов при этом должна базироваться: во-первых, на принципах и механизмах, действующих в мировом экономическом сообществе, во-вторых, должны быть учтены… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Социально-экономический аспект развития региона
    • 1. 1. Трансформация структуры социально-экономического развития региона
    • 1. 2. Система факторов ускоренного социально-экономического развития региона
    • 1. 3. Институт предпринимательства как основа социально-экономического развития региона
  • ГЛАВА 2. Институт предпринимательства как фактор ускоренного социально-экономического развития региона
    • 2. 1. Мониторинг социально-экономического развития региона
    • 2. 2. Предпринимательство как фактор формирования экономического потенциала региона
    • 2. 3. Кластерные модели взаимодействия предпринимательских структур в экономике региона
    • 2. 4. Институт предпринимательства как субъект и объект государственного регулирования

Институт предпринимательства в социально-экономическом развитии региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Одной из основных целей макроэкономической политики любого государства, в том числе и России, является решение ее социально-экономических проблем, в том числе в регионах.

В последние годы экономика России претерпела существенные преобразования, результатом чего является экономический рост, который составляет в среднем более 6% в год. Это стало возможно только на основе трансформационных процессов хозяйственных структур региона. Трансформация хозяйственных структур региона в значительной мере зависит от такого фактора, как институт предпринимательства.

В условиях процесса глобализации России необходимо иметь такую систему факторов, которая способствовала бы ускоренному развитию ее регионов. Необходимым условием достижения этой цели является формирование эффективной системы факторов социально-экономического развития региона, которая во многом зависит от роли и «поведения» института предпринимательства. Поэтому институт предпринимательства, являясь фактором ускоренного развития социально-экономической системы региона, требует изучения всех многочисленных и разнообразных форм его проявления.

Предпринимательство как форма деловой активности представляет собой идеальную модель проявления различных социально-психологических феноменов совместной деятельности ее субъектов.

Институт предпринимательства как фактор социально-экономического развития региона находится сейчас в центре внимания экономистов, ученых. Происходит формирование экономических структур смешанного типа хозяйствования в сфере производства, торговли, услуг.

Поэтому происходящие изменения именно сейчас требуют изучения и уточнения научных представлений об институте предпринимательства как факторе ускоренного развития социально-экономической системы региона.

Степень разработанности проблемы.

Российское предпринимательство служит предметом интенсивных исследований, оно изучается социологами, экономистами, психологами, историками и другими специалистами. Анализируются социальные качества предпринимательского слоя, особенности его социального статуса, экономические условия и результаты деятельности. Немало внимания уделяется исследованию социокультурных характеристик предпринимателей, их установок, мотиваций, норм поведения, моделей взаимодействия с государственной властью, деловыми партнерами и подчиненными.

Отечественным и зарубежным ученым принадлежат разработки в области экономической теории и социологии, сущности предпринимательства и его эволюции в процессе общественного развития. Наиболее значимые работы подготовлены, на наш взгляд, такими учеными и практиками, как: Л. И. Абалкин, А. А. Апшиев, А. О. Блинов, В. И. Верховин, П. Ф. Друкер, Э. Дюркгейм, Т. Н. Заславская, В. О. Ключевский, М. И. Левитан, А. Я. Лившиц, И. В. Лисиненко, X. Маккей, А. Г. Новицкий, Н. Н. Пилипенко В.В. Ра-даев, Н. М. Римашевская, О. В. Ромашов, А. В. Рунов, В. Г. Савченко, Дж. Сакс, Н. Смелзер, Э. А. Уткин, Э. Н. Фетисов, Ф. Хайек, К. Ховард, Ф. И. Шамхалов, И. Шумпетер и др. Несмотря на обилие публикаций наблюдается недостаточная изученность социально-политических функций российского предпринимательства. Это объясняется не только недавним возникновением в России этого слоя, но и малой доступностью соответствующей информации. Методически надежной социально-экономической и политической статистики в стране нет. Разрозненные, плохо структурированные и быстро устаревающие данные, публикуемые Госкомстатом, ограничиваются несколькими простейшими показателями, ориентированными на потребности административного управления, а отнюдь не науки.

Наиболее важным пробелом в исследованиях предпринимательства представляется отсутствие анализа связи социального и политического аспекта деятельности российского предпринимательства как института в регионе, поэтому автор диссертации постарался восполнить этот существенный недостаток.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является исследование института предпринимательства как фактора ускоренного развития социально-экономической системы региона и разработка на этой основе кластерной модели взаимодействия предпринимательских структур. Реализация поставленной цели обусловливает решение следующих задач:

1. Изучить трансформационные процессы в структуре социально-экономического развития региона.

2. Рассмотреть систему факторов ускоренного социально-экономического развития региона.

3. Дать характеристику институту предпринимательства как основе социально-экономического развития региона.

4. Провести мониторинг социально-экономического развития региона (на примере Тамбовской области).

5. Рассмотреть предпринимательство как фактор формирования социально-экономического потенциала региона.

6. Охарактеризовать модели формирования и развития кластерных предпринимательских структур в экономике региона.

7. Предложить рекомендации по содержанию реализации государственной политики института предпринимательства.

Предметом исследования выступают экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования ускоренного развития социально-экономической системы региона.

Объектом исследования являются предпринимательские структуры региона.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания, предопределяющий изучение экономических явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи. В работе использованы общенаучные методы ис-торико-логического, системно-функционального, сравнительного анализа, а также методы научной абстракции, индукции и дедукции, экономико-статистические методы сбора и обработки информации. При анализе факторов социально-экономического развития региона были использованы основные принципы системного подхода.

Теоретическую базу исследования составили положения институциональной экономической теории предпринимательства, результаты фундаментальных исследований, изложенные в научных трудах зарубежных и отечественных ученых, а также законодательные и нормативные документы государственных органов.

Содержание диссертационного исследования соответствует специальностям 08.00.01. — Экономическая теория (I. Общая экономическая теория. 1.1 Политическая экономия) и 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (5. Региональная экономика. 5.3. Территориальная организация национальной экономикиформирование и развитие территориально-производственного комплекса, промышленных узлов и других форм территориально-организованных экономических систем) Паспорта специальностей ВАК (экономические науки).

Информационной базой послужили материалы официальных статистических органов Российской Федерации, данные международных статистических исследований зарубежных и отечественных авторов, материалы периодической печати, а также материалы научных и научно-практических конференций, информационные и аналитические материалы исследовательских учреждений, информационных агентств.

Научная новизна заключается в разработке теоретико-методологических подходов к созданию моделей регионального предпринимательского кластера как фактора ускоренного социально-экономического развития региона.

Получены следующие результаты:

По специальности 08.00.01 — Экономическая теория:

1. Дана характеристика институту предпринимательства как основе социально-экономического развития региона. Предпринимательство как институт является исторической категорией, а его генезис позволяет предопределить путь его развития в условиях существующей экономической системы.

2. Уточнены основные факторы, определяющие экономическую сущность института предпринимательства (программирование и планирования предпринимательской деятельности, стимулирование и мотивация труда наемных работников субъектов предпринимательствапостроение кластерной модели взаимодействия предпринимательских структур).

3. На основе вариантности социально-экономического развития региона выделено такое приоритетное направление, как разработка класте-ро-ориентированной региональной политики, создания партнерства взаимосвязанных предпринимательских структур.

4. На основе взаимодействия экономических структур института предпринимательства разработана модель регионального кластера, включающая базовую отрасль, отрасли производителя, поставщика услуг, науки, профессионального образования и т. д. Особенностью данной модели кластера является введение в региональный кластер административных структур региона.

По специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика):

5. Проведена систематизация хозяйствующих структур, ведущих предпринимательскую деятельность в экономике регионов, позволяющая выявить особенности предпринимательской деятельности коммерческих структур и некоммерческих организаций.

6. Уточнена система факторов (предпосылки ограничения), влияющих на ускоренное социально-экономическое развитие региона, наличие которых: предпосылок — обеспечивает инвариантность развития регионаограничивающих факторов — позволяет нивелировать их «негативное» воздействие на социально-экономическое развитие региона.

7. Разработана программа по созданию кластерной модели взаимодействия предпринимательских структур, включающая определение направлений развития кластеров, группы предприятий, входящих в кластер, результативность от создания кластерной схемы взаимодействия института предпринимательства и т. д.

Теоретическая и практическая значимость заключается в возможности использования основных положений и выводов диссертации для дальнейшего научного анализа и развития института предпринимательства как фактора ускоренного социально-экономического развития региона. Теоретические обобщения и практические выводы уже используются в преподавании ряда разделов и тем учебных курсов экономической теории, менеджмента, предпринимательства, региональной экономики.

Кроме того, проведен мониторинг предпринимательской деятельности в регионе, позволяющий сделать вывод о динамике развития института предпринимательства в регионеразработаны рекомендации по содержанию и реализации государственной политики института предпринимательства (институциональные предложения региональной политики по развитию института предпринимательства).

Выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке концепции и конкретных направлений государственной экономической политики, региональных (областных) социально-экономических программ.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались на заседаниях кафедры экономической теории Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, ежегодных Державинских чтениях (г. Тамбов).

Модель регионального кластера, основанная на взаимодействии предпринимательских структур, внедрена в практику работы предприятий:

1) ОАО «Сабуровский крупяной завод», ООО «Тамбовмакарон-продукт», ООО «Мичуринскзерностандарт», ООО «Мичуринский мукомольный комбинат» в сфере построения кластерной формы организации предпринимательской деятельностирезультатом реализации кластерного проекта является улучшение баланса предпринимательских структурулучшение основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предпринимательских структурувеличение налоговых отчисленийувеличение привлекаемых объемов инвестиций и т. д.

2) ТГУ им. Г. Р. Державина в создании направления по исследованию и изучению тенденций института предпринимательства, способствующего его формированию и развитию в регионе.

Публикации по теме диссертации. Автором опубликовано 6 научных работы, общим объемом 4,77 п. л., в том числе авторских 3,17 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и списка литературы. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях региона происходит трансформация хозяйственных структур, которые можно классифицировать по следующим критериям: права учредителей в отношении юридических лиц или их имущества, цели деятельности, организационно-правовые формы. Трансформация хозяйственных структур региона в значительной мере зависит от уровня развития у них предпринимательского подхода к хозяйствованию.

Трансформация хозяйственных структур региональной экономики современной России не является ни планово-организованной, ни рыночной. В основном изменения, происходящие в структуре хозяйствующих субъектов, ориентированы лишь на их выживание и обеспечение продолжения своей деятельности в крайне нестабильных институциональных условиях. В результате изменения идут при недостаточном анализе их влияния на поведение хозяйствующих субъектов. Поэтому многие меры без тщательного осмысления могут привести лишь к неожиданным и, по сути дела, нежелательным последствиям.

Глобальный поворот в развитии нашей страны от планово-организованного хозяйства к экономике рыночно-предпринимательского типа определяет необходимость разработки новых подходов и интеграции региональных хозяйств в мировую экономику. Стратегия регионов при этом должна базироваться: во-первых, на принципах и механизмах, действующих в мировом экономическом сообществе, во-вторых, должны быть учтены особенности предыдущего развития и современного состояния экономики страны, продолжительность процесса преобразований, менталитет и поведенческая специфика населения. Следовательно, нужна реформация не только принципов и методов ведения хозяйства, но и формирование нового «рыночного» мышления на всех уровнях организации региональной экономики. Эта реформация охватывает все аспекты деятельности хозяйствующей структуры, включая производственно-кадровый потенциал, организационно-управленческие структуры, правовую форму, хозяйственный механизм.

Приведенные выше обстоятельства обусловливают необходимость формирования и функционирования производственных структур в регионе как открытых социально ориентированных систем. Концепция организаций как открытых систем означает усиление поворота к рынку и потребителю, где важнейшими задачами являются: маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций и т. д. Ориентация на социально-экономическое развитие означает, что наряду с экономической функцией усиливается функция социальная.

На государство возлагается и задача регулирования внерыночных зон хозяйствования. В условиях Российской Федерации центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых в условиях трансформации имеет тенденцию к росту.

Экономический рост — одна из основных целей макроэкономической политики любого государства. Происходящий в течение последних лет экономический рост в стране носит нестабильный характер и опирается в основном на конъюнктурные факторы.

Процесс ускоренного развития региона представляет собой систему непрерывного взаимодействия его факторов. При определении системы факторов ускоренного социально-экономического развития экономики региона следует учитывать достигнутый уровень теоретических и эмпирических взглядов на факторы ускоренного развития с учетом мировых тенденций развития, национальных особенностей, предпосылок и ограничений экономического роста.

Использование такого подхода объясняется, с одной стороны, процессами интеграции предпринимательских хозяйственных структур, в связи с чем система факторов развития экономики не может являться обособленной от внешней среды, а с другой — специфичностью региональных условий, что определяется уникальностью региона.

Формирование сложившейся системы факторов ускоренного развития в России и ее регионах происходило в отсутствие четко постатейной цели самого экономического развития. Не была целенаправленно определена система факторов обеспечения экономического развития страны. «Стихийное» формирование этой системы основано на использовании абсолютных (природные ресурсы, запас незагруженных мощностей) преимуществ страны (ее регионов), которые позволяют с «относительно наименьшими» издержками, но на короткий срок добиться положительных результатов экономической динамики.

Перечисленные недостатки наталкивают на поиск качественно иной системы факторов экономического развития. Важнейшей характеристикой качества системы факторов развития выступает ее эффективность.

Ускоренное развитие экономики региона, с одной стороны, связано с принципами и условиями его развития, а с другой — зависит от региона, его специфики. Наличие условий ускоренного развития обеспечивает вариантность путей дальнейшего развития. Определение специфики региона и включение ее в систему факторов развития позволяет с наибольшей степенью вероятности нивелировать их «негативное» воздействие на экономический рост.

В соответствии с объективными процессами глобализации современного мирового хозяйства равноправная интеграция страны в мировую экономику возможна лишь при условии ее конкурентоспособности. В связи с этим эффективная система факторов ускоренного экономического развития региона должна обеспечивать не только рост экономики региона, но и ее конкурентоспособности.

Оценка сложившейся системы факторов ускоренного развития региональной экономики по критериям эффективности позволяет сделать вывод, что в России обеспечивается преимущественно количественная сторона ускоренного экономического развития. Качественная определенность достигнутого социально-экономического развития свидетельствует о достаточно низкой эффективности сложившейся системы факторов.

Эффективность системы факторов ускоренного экономического развития зависит прежде всего от развития института предпринимательства в регионе. Поэтому в контексте формирования эффективной системы факторов ускоренного социально-экономического развития региона «системообразующая» роль государства заключается во взаимоувязке экономических и социальных интересов института предпринимательства, достижении единой направленности количественных и качественных характеристик экономического развития региона.

Вместе с тем, рассматривая предпринимательство как фактор социально-экономического развития страны, необходимо выявить все многочисленные и весьма разнообразные формы его проявления. Многообразие предпринимательской деятельности создает серьезные трудности для изучения и требует сочетания эмпирических и обобщающих исследований, взаимного обогащения их результатами. Оно предупреждает против упрощенных подходов к современным проблемам, предостерегает от поиска «простых», однозначных форм хозяйствования.

Создание социально-экономических условий для предпринимательской деятельности — важная задача государства.

Предпринимательство следует рассматривать в качестве исторической категории, а его генезис связать с развитием рыночного хозяйства, продуктом которого оно и является. Предпринимательство, как явление хозяйственной жизни, выражается в непрерывно осуществляемой цепи обменных операций.

Экономическая сущность предпринимательства заключается в специфичных для данного института категориях и методах общеэкономических начал производственных, распределительных и денежных отношений. Отличительным признаком экономической сущности предпринимательства является четкий вектор их отбора и использования.

К основным категориям, определяющим экономическую сущность предпринимательства, относятся: использование инвестиционных механизмовпрограммирование и планирование предпринимательской деятельностифинансовое, кредитное и материально-техническое обеспечение предпринимательского процессаобщая ценовая политика и гибкое регулирование закупочных, отпускных и розничных цен на продукцию, работы и услуги предпринимателя в зависимости от состояния рынкаорганизация коммерческого и хозяйственного расчета в структурных подразделениях предприятиястимулирование и мотивация труда наемных работников субъекта предпринимательстванормализация налогооблагаемой базы организаций в рамках норм и правил Налогового кодекса и других федеральных законовмаркетингорганизация учета и расчетов.

В развитии предпринимательства за последнее десятилетие можно выделить пять основных этапов.

I этап, кооперативный (1987;1991 гг.), обусловленный легализацией частного сектора, волной «новой кооперации» и индивидуально-трудовой деятельности (ИТД).

II этап, стагнирования (1991;1994 гг.), характеризующийся полной легализацией частного предпринимательства, приватизацией и разгосударствлением.

III этап, транзитарный (с 1994 по 2000 гг.), связанный с переходом к рыночным отношениям, формированием полноправного и мощного негосударственного сектора в экономике и переходом к социально-ориентированному рыночному хозяйству.

IV этап в развитии предпринимательства (2001;2004 гг.) наглядно продемонстрировал ограниченность потенциала возможностей предпринимательства как самостоятельного сектора экономики, способного в короткие сроки преодолеть кризисную ситуацию и стать одним из решающих факторов экономического подъема в России.

V этап развития (2005 г. — по н.в.), его главной задачей является вывод института предпринимательства на качественно новый уровень.

В процессе развития региональной экономики используются различные институциональные подходы по разработке региональных стратегий и использованию механизмов, направленных на ускорение развития региона и повышение его конкурентоспособности.

Мировой опыт дает примеры повышения конкурентоспособности таких территорий и предпринимательских структур путем реализации клас-теро-ориентированной региональной политики.

Согласно теории Майкла Портера, кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний.

Кластер как устойчивое партнерство взаимосвязанных предпринимательских структур основывается на учете положительных синергетических эффектов региональной агломерации и может иметь потенциал, превышающий простую сумму потенциалов отдельных составляющих. Это приращение возникает как результат сотрудничества и эффективного использования возможностей партнеров на длительном периоде, сочетания кооперации и конкуренции, близости потребителя и производителя, сетевых эффектах и диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса. Отсутствуют границы между секторами и видами деятельности, и все они рассматриваются во взаимосвязи. Отсутствие распределенных между производителями секторов потребления требует формирования системы взаимовыгодных договоренностей в рамках установленных государством приоритетов и правил. При этом необходимо учитывать, что каждый из участников решает свои характерные задачи, определяемые его уставными, программными, нормативными документами. Но в пределах региона власть, бизнес и общество могут найти круг общих задач. Упрощая, можно сказать, что эффективное общее и профессиональное образование, научные исследования, производство, местная и региональная власть выгодны всем.

Кластерная предпринимательская структура синтезирует эффект синергии, возникающий на основе всеобщей стандартизации продукции. Механизм воздействия следующий: неприбыльные предприятия кластера могут преодолеть нижнюю границу рентабельности с помощью специализации, обеспечивающей повышение производительности труда и снижение себестоимости продукции.

Инновационная структура кластера способствует снижению совокупных затрат на исследование и разработку новшеств за счет повышения эффекта производственной структуры.

Для малых и средних предпринимательских структур кластер может существенно снижать барьер выхода на рынки сбыта продукции и поставок сырья и материалов, рабочей силы. Используя репутацию кластера, предприятия малого и среднего бизнеса получают новые возможности доступа к финансовым ресурсам. Имидж кластера переносится внешними по отношению к кластеру партнерами и на отдельные предприятия.

Кластерные организационные технологии до настоящего момента на территории России применяются крайне редко. Тем не менее, кластерные организационные технологии могут и должны применяться для решения именно практических задач развития экономики регионов РФ.

Кластерные организационные технологии могут успешно решать задачи повышения конкурентоспособности и улучшения экспортно-импортного баланса территорий. На наш взгляд, основным оцениваемым результатом реализации кластерного проекта является улучшение торгового баланса региона — стабильное повышение уровня экспорта (как внешнего, так и внутреннего) а также замещение импорта.

Региональный кластер представляет собой комплекс взаимосвязанных предпринимательских структур региона, включающий базовую профилирующую для региона отрасль, отрасли-поставщики и отрасли-потребители ее продукта, а также производителей соответствующего оборудования и услуг, в первую очередь научно-образовательных и высокотехнологичных.

Критерием для выделения базовой отрасли кластера является ее способность производить продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке. Кластер в целом должен обладать следующими отличительными признаками: его доля на рынке соответствующей продукции (национальном и мировом) превышает среднюю долю экономики региона (ВРП) на этом рынкетемп прироста продукции кластера превышает средний темп прироста ВРПконкурентоспособность кластера с учетом удельных затрат и качества продукции не уступает соответствующим секторам экономики других стран и регионовустойчивое кооперирование отраслей, входящих в кластер, формирование на этой основе агломерационных процессов, ВИК и сетевых форм организацийразвитие информационных и маркетинговых связей между предприятиями кластера на основе современных технологий, формирование в рамках межрегиональной экономической интеграции недостающих звеньев цепочки создания стоимости, общих стандартов производства, поставок и управления, активное развитие кластерных брендов.

Любая региональная экономика является конкурентоспособной, если уровень жизни в этом регионе постоянно повышается, существует четкая взаимосвязь между инновациями, человеческим капиталом, информационными технологиями и земельными ресурсами. Определяющими факторами региональной конкурентоспособности являются:

1. Кластеры.

2. Человеческие ресурсы.

3. Среда работы предприятий, сети предприятий.

4. Инновации/Региональные инновационные системы.

5. Управленческие и институциональные возможности.

6. Отраслевая структура.

7. Виды предприятий.

8. Инфраструктура (в широком понимании).

9. Типология регионов и уровень интеграции фирм.

10. Интернационализация прямых иностранных инвестиций и их природа.

11. Географическое положение.

12. Привлекательность для вложения инвестиций.

В основу формирования моделей развития кластеров в регионе положен принцип объединения на добровольной основе, взаимосвязанных предприятий (сельскохозяйственных и перерабатывающих), специализированных поставщиков, поставщиков услуг, научно-исследовательских и учебных учреждений, финансовых структур, государственных органов управления и т. д. связанных технологической цепочкой.

Предпосылками возникновения аграрно-промышленного кластера в экономике области является: исторически сложившаяся в регионе структура предпринимательстваналичие достаточно тесных кооперационных связей между хозяйствующими субъектами в сфере производства, переработки, кредитования, сбыта и т. д. сельскохозяйственной продукциииндустриально-аграрный профиль региона, самодостаточная обеспеченность земельными и трудовыми ресурсамисклонность населения к занятию сельскохозяйственным производством, что находит свое отражение в достаточно распространенном и эффективном функционировании лично-подсобных хозяйствминимальные затраты на внедрение современных технологий при формировании и развитии кластера данного типа в регионе;

— сложившаяся инфраструктура, которая требует модернизации и т. д.

Результат трансформации института предпринимательства во многом зависит от инструментов регулирования, которые основываются на управляющем воздействии и имеют государственную природу. В роли субъекта управления выступает управляющее звено (институт предпринимательства), в роли объекта — управляемое (его деятельность).

Следует отметить, что в России правительство несет персональную ответственность за исполнение экономической политики, хотя ключевые права в ее разработке и осуществлении принадлежат по Конституции страны президенту. Таким образом, в России налицо институциональное противоречие между правами и обязанностями структур исполнительной власти. Это противоречие вообще свойственно иерархическим системам, для которых характерно сосредоточие прав на верхних уровнях и сосредоточие обязанностей — на нижних. Если исходить из принципа соответствия системы управления объекту управления, то сложившееся в нашей стране разделение полномочий внутри исполнительной власти нельзя признать полезным для государственного регулирования рыночной экономики, ибо рынок в целом не является иерархической системой.

Отсутствие механизма контроля со стороны участников института предпринимательства за действиями представителей государственных управленческих структур, высокие административные барьеры на пути такого контроля, растянутость во времени процедуры применения санкций по отношению к нарушителям формальных норм служебного поведения преобразуют глубинные связи между деятельностью института предпринимательства и государственными чиновниками.

В ходе исследования роли института предпринимательства как субъекта государственного регулирования были выявлены следующие его особенности. Институт предпринимательства служит субъектом косвенного регулирования экономики. В той мере, в какой они ориентируют хозяйственную деятельность участников экономики на решение задач экономической политики государства, они реализуют государственное регулирование. В свою очередь, формы, методы и инструменты государственного регулирования наталкиваются на ограничения, обусловленные институтами хозяйственной жизни общества.

Роль субъектов прямого регулирования экономики берут на себя государственные организации (учреждения), на которые государство возлагает функции регулирования и наделяет соответствующими правами (полномочиями). Они (организации) являются инициаторами ряда узко специализированных институтов, регулирующих хозяйственную деятельность в стране от имени государства (ведомственные инструкции, распоряжения, подзаконные акты, арбитражные и судебные процедуры, регламент внесения поправок в государственный бюджет и т. д.).

В тех сферах хозяйственной деятельности, в которых издержки государственного регулирования посредством государственных структур выше средних для данного общества, государство может делегировать часть своих полномочий специальным организациям, объединяющим лиц, занимающихся этой деятельностью. Такие структуры не имеют статуса государственных, не входят в иерархию госучреждений и потому могут быть охарактеризованы как саморегулирующиеся. Членство в этих организациях может быть обязательным или добровольным. В той степени, в какой они реализуют переданные им государством права по регулированию хозяйственной жизни, организации играют роль субъектов государственного регулирования.

Роль государства в регулировании института предпринимательства состоит в том, чтобы оно выступило в роли катализатора и искателя нового, способствовало созданию условий и среды, ведущих к повышению конкурентоспособности института предпринимательства в регионе. Поэтому государственное регулирование можно рассматривать как фактор, влияющий на развитие института предпринимательства, в т. ч. в регионе.

Поэтому в качестве мер, способствующих повышению конкурентоспособности региона на основе его регулирования, мы предлагаем предложения по содержанию реализации государственной политики по развитию института предпринимательства.

Основными задачами, которые должны сегодня решить государство, должно стать:

— определение приоритетов и разработка механизма реализации экономической политики исходя из текущей экономической ситуации в России, направленной на модернизацию и повышение конкурентоспособности отечественного производствана поддержку российского экспорта, российского предпринимательствана усиление инвестиционной направленности в институт предпринимательствана создание оптимальных для России форм предпринимательства — кластеров.

Для этого необходимо разработать предложения по институциональным механизмам реализации государственной политики по развитию института предпринимательства.

В результате реализации предлагаемых мер мы ожидаем следующие практические результаты:

1. Создание Совета по экономической политике при Президенте РФ обеспечит оптимизацию принятия управленческих решений в экономической области, в частности в области развития института предпринимательства, что особенно важно, исходя из текущей экономической ситуации в России.

2. Принятие закона «О государственном регулировании института предпринимательства» создаст единую законодательную основу для практической реализации мер экономической государственной политики. Определение в законе механизма его институциональной реализации и контроля за исполнением позволит реализовать единую систему государственного регулирования по всей производственно-административной линии — от конкретных предпринимателей и их объединений до государственных органов регулирования.

3. В течение последующих 2−3 лет параллельное применение закона «О государственной поддержке по развитию института предпринимательства» и отраслевых контрактов как самостоятельных юридических актов позволит ускорить развитие наиболее перспективных направлений института предпринимательства, что приведет к улучшению развития региона в целом. Соответственно, это будет способствовать увеличению занятости населения и решению многих других социальных вопросов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Проспект, 2000.48 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г.) // Российская газета. 1994. 8 декаб.- Сборник законодательства РФ. 1994. № 32.
  3. Гражданский кодекс РФ. М.: Проспект, 1997. Ч. I, II. С. 419.
  4. Гражданский кодекс РФ. Части первая, вторая и третья. М.- Омега-Л, 2003.416 с.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.06.2004).
  6. Бюджетный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 31.07.1998. № 145-ФЗ в ред. Федерального закона от 05.08.2001. № 116-ФЗ).
  7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, май 2003 г.
  8. Государственный Совет Российской Федерации: поддержка и развитие малого предпринимательства в Российской Федерации. М., 2001.
  9. Постановление Правительства РФ от 30.10.1997 № 1373 «О реформе предприятий и иных коммерческих организаций».
  10. Постановление Правительства РФ от 11.05.1993 № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».
  11. Закон РФ о предприятии и предпринимательской деятельности // Собр. законодательства РФ. 1990. № 30. С. 418.
  12. Закон РФ от 27.12.1991 № 2116−1 (ред. от 06.08.2001) «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
  13. Федеральный закон от 11.02.2002 № 18-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
  14. Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
  15. Федеральный закон от 16.07.1998 № 18-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
  16. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».
  17. Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О лизинге».
  18. Федеральный закон от 29.12.1995 № 222-ФЗ (ред. от 31.12.2001, с изм. от 19.06.2003) «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (принят ГД ФС РФ 08.12.1995).
  19. Федеральный закон РФ от 30.11.1995 № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах».
  20. I Всероссийский съезд представителей малых предприятии: Документы и материалы съезда. М., 1996.94 с.
  21. Статистический сборник «Социально-экономическое положение Тамбовской области, январь-август 2004 г.». Тамбов, 2004.
  22. А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия. М.: АКДИ, Экономика и жизнь, 1994.
  23. А. Диверсификация инвестиций: российский вариант // Рынок ценных бумаг. 1995. № 20.
  24. А., Грачев М., Кузин Д. Предпринимательство: стратегия нового поколения // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 3. С. 115−123.
  25. А., Кузин Д. Социализм и предпринимательство: проблемы совместительства//Вопросы экономики. 1990. № 3. С. 17−24.
  26. Т. Малый бизнес в зеркале официальной статистики // Вопросы экономики. 1994. № 11. С. 133−141.
  27. С.А., Бежаева З. И., Староверов О. В. Классификация многомерных наблюдений. М.: Статистика, 1974. 240 с.
  28. В.А. Международный маркетинг. М.: ИД «Дашков и К», 2000.
  29. Т., Буев В., Голикова В., Долгопятова Т. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей // Вопросы экономики. 1994. № 11. С. 108−123.
  30. М. Условия эффективности в экономике: Пер. с фр. М.: Науч.-изд. центр «Наука для общества», 1998. 304 с.
  31. JI. Как преуспеть в малом бизнесе. М.: АО «Торговый дом «Русская тройка», 1993.189 с.
  32. О. Д. Технология бизнеса: маркетинг. М.: ИНФРА-НОРМА, 1997.
  33. К. Стратегическое управление: Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
  34. Антикризисное управление: Стратегическое управление: от банкротства к финансовому оздоровлению / Под ред. Г. П. Иванова. М.: ЮНИ-ТИ, 1995.
  35. В. Г. Управление интеграционными процессами в экономике России: Дис. к. э. н. М., 2000.
  36. В. «Анатомия» отечественного малого бизнеса // Российский экономический журнал. 1994. № 2. С. 55−64.
  37. В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал. 1993. № 2. С. 59−66.
  38. А.И. Принятие управленческих решений в экономических системах. Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 1998.208 с.
  39. Г. Л., Тарасович В. М. Маркетинг: Учебник для вузов. М.: Экономика, 1999. 703 с.
  40. К.А., Бусыгин В. П. Математика плановых решений. М.: Наука, 1980.224 с.
  41. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. 4-е изд., доп. и перераб. М.: Финансы и статистика, 1998.416 с.
  42. B.C. Продовольственная безопасность (международные и внутренние аспекты) / B.C. Балабанов, Е. Н. Борисенко. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика»», 2002.
  43. В. Рисковое предпринимательство в США // Экономические науки. 1989. № 9.
  44. В., Хавренек П. П. Руководство по оценке инвестиций: Пер. с англ. М.: АОЗТ «Интерэксперт», 1995.328 с.
  45. JI.A. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1996. 624 с.
  46. Дж. Управление производством: Пер. с англ. / Под ред.
  47. B.Я. Алтаева и Б. Т. Вавилова. М.: Мир, 1973. 304 с.
  48. А., Эршатова Н. Направления финансовой поддержки малого и среднего бизнеса // Российский экономический журнал. 1994. № 1.1. C. 44−47.
  49. С.Ю. Диверсификация индустриальных систем (на примере комплекса новых технологий ОАО JIM3): Автореф. дис.. к. э. н. М., 1998.
  50. А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода. Методика и практика. М.: Экономика, 1997.
  51. Э.М. Математические модели планирования и управления в экономических системах. М.: Наука, 1976. 368 с.
  52. Е. Малый бизнес в развивающихся странах на фоне глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 6.
  53. ., Медников М. Д., Соколицын А. С. Модели диверсификации предприятия // 4-я Международная науч.-практ. конф. «Экономические реформы в России»: Труды конф. СПб.: СПбГТУ, 2001.
  54. А.В. «Предпринимательство». М., 2001.
  55. Е. Межбюджетные отношения и поддержка малого предпринимательства. М., 2004.
  56. М.Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса: Учеб. пособие для вузов: Пер. с англ. / Под ред. A.M. Никитина. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 1999. 743.
  57. А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха: Пер. с нем. М.: ДО «Интерэксперт», Экономика, 1995.
  58. Ван Хорхе Дж. К. Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика, 1996.799.
  59. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 804.
  60. Дж. Маркетинговый план. СПб.: Питер, 2001.256.
  61. X. Менеджмент в подразделениях фирмы. М.: ИНФРА, 1996.
  62. Возрождение экономики России: Путь в XXI век / Под ред. В. П. Логинова. М.: Наука, 2000.
  63. А.В. Инвестиции и финансирование: методы оценки и обоснования. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998.
  64. А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. 1996. № 7. С. 31−39.
  65. Л.Ш., Томашевский И. В., Хижняк В. И. Оптимальное планирование в условиях мелкосерийного производства / Под ред. А. Н. Алымова. М.: Статистика, 1970. 168.
  66. В.И. Финансовый анализ и оценка риска реальных инвестиций. М.: Финстатинформ, 1997.
  67. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М., 1993.
  68. Э. Малая экономика как фактор формирования общественного рынка // Вопросы экономики. 1990. № 12. С. 79−84.
  69. А.П. Стратегия экономического управления предприятием: принципы формирования стратегических решений: Учеб. пособие. СПб.: СПбГТУ, 1993.
  70. А.Г., Медников М. Д. Принципы построения диверсифицированных стратегий маркетинга предприятия: Тез. докл. науч.-практ. семинара. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1996.
  71. Дж. К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969.480 с.
  72. А. Академия рынка: маркетинг. М.: Экономика, 1993.
  73. Р. Финансы и предпринимательство: Финансовые инструменты, используемые западными фирмами для роста и развития организаций: Пер. с англ. / Науч. ред. В. Д. Рысина. Ярославль: «Елень», 1993. 224 с.
  74. О. «Преодоление неравенства путь к долгосрочной стабильности» // Независимая газета. 2004.19 февр.
  75. П.Р. Управление маркетингом: Пер. с англ. М.: Бином, 1999.
  76. Д.М. Методические основы диверсификации крупного предприятия в условиях рыночной экономики: Автореф. дис.. к. э. н. СПб., 1992.
  77. П. Менеджент: стратегия и тактика: Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999.
  78. А.А. Среда малого и среднего бизнеса в российской переходной экономике. Роль маркетинговых коммуникаций // Маркетинговые исследования в России. 1998. № 6.
  79. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Издат. дом «Вильяме», 2000.
  80. И. Российское предпринимательство: идеи и люди // Вопросы экономики. 1995. № 7.
  81. В. Буржуа. М.: Наука, 1994.442 с.
  82. Н.Г. Государство и малый бизнес в США. М.: Наука, 1987.175 с.
  83. А.В., Максимнов М. М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 157 с.
  84. Э. Мелкие и средние предприятия в Германии // МЭМО. 1993. № 9. С. 13−138.
  85. Е., Медников М. Д., Соколщын А. С. Модель оптимизации маркетинговой стратегии компании // 4-я Международная науч.-практ. конф. «Экономические реформы в России»: Труды конф. СПб.: СПбГТУ, 2001.
  86. B.C., Шатрова Е. В. Стратегия предпринимательства: Учеб. пособие. СПб.: СПбГИЭА, 1996.
  87. А. Закономерности переходной экономики: экономические тенденции и модели // Вопросы экономики. 1995. № 2. С. 50−60.
  88. . Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991.
  89. Кеннеди Пол. Вступая в двадцать первый век. М.: Весь мир, 1997.
  90. И. Конкуренция и предпринимательство / И. Кирцнер: Пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  91. Дж.Б. Распределение богатства. М.: Гелиос АРВ, 2000.
  92. Классики менеджмента / Под ред. М. Уорнера- Пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуренского. СПб.: Питер, 2001. 1168 с.
  93. В.В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Проспект, 2000.420 с.
  94. В.А., Уваров С. А. Логистика предприятия. СПб.: СПбГУЭиФ, 1998.264 с.
  95. Коммерческая деятельность и предпринимательство / Под ред. В. П. Попкова. СПб.: СПбГИЭА, 1997.
  96. Коммерческая деятельность предприятия: стратегия, организация, управление / Под ред. Р. К. Козлова, С. А. Уварова. СПб.: Политехника, 2000.
  97. Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989. 523 с. 142
  98. В.М. Стратегия предпринимательства: Учеб. пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2001.
  99. Я. Путь к свободной экономике. М.: Экономика, 1990.149 с.
  100. П. Саморегулирование бизнеса как способ управления контрактными отношениями // Вопросы экономики. 2005. № 5. С. 5−27.
  101. P.M. Стратегия диверсификации и успех предприятия // Проблемы теории и практики управления. 1994. № 1. С. 96−100.
  102. Г., Старостин Ю. Г. Малое предпринимательство. М.: Инфра-М, 1998.319 с.
  103. О.Т., Филиппова Т. Ю. Основы маркетинга. СПб.: М., 1997.
  104. Д.Г. Малые предприятия первый серьезный шаг к рынку // Трудный поворот к рынку. М., 1990.
  105. Р. Диверсификация на базе профиля фирмы // Проблемы теории и практики управления. 1994. № 1.
  106. А.П. Роль мелкого производства и его значение в общественном развитии //Вестник Москов. ун-та. Сер.: Экономика. 1991. № 1.
  107. В.А., Кураков И. Д. Диверсификация деятельности как способ сохранения кадрового потенциала предприятий // Современные технологии и научно-технологический прогресс. Ангарск: АГТИ, 1998.
  108. Н.Л. Мелкое производство и социализм. М.: Наука, 1988.127 с.
  109. A.M. Диверсификация систем управления в рыночной экономике: Автореф. дис. к. э. н. М., 1996.
  110. А. Решение проблем малого бизнеса требует системного подхода // Финансовые известия. 1998. № 25.
  111. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. СПб.: Питер, 2000. 320 с.
  112. Малый бизнес: где искать информационную поддержку? // Экономика и жизнь. 1994. № 42. С. 1−3.
  113. Маркетинг: Учебник / Под ред. Э. А. Уткина. М.:ЭКМОС, 1998.
  114. Н., Монахова Т., Региональная политика, как фактор устойчивого развития российской экономики. М., 2004.
  115. К. Капитал. Т. 1. М.: Политиздат. 1978. 907 с.
  116. С. Николай Путилов // Былое. 1992. № 6.
  117. А. Принципы экономической науки. Т. 1. М.: Прогресс, Фирма «Универс», 1993.414 с.
  118. Д.И. С думою о благе российском: Избр. экономич. произв. Новосибирск, 1991.
  119. М. Основы менеджмента. М.: Дело, 1995.
  120. Л. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. М.: Экономика, 2000.
  121. В.А. Диверсификация и конкурентоспособность продукции залог экономической стабильности // Новые огнеупоры. 2003. № 11. С. 3−6.
  122. Р. Маркетинг: Ситуации и примеры: Пер. с анг. М.: Финансы и статистика, 1994.
  123. Ю.В. Основы маркетинга. М.: Хронограф, 1997.
  124. А.Н. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит. 1993. № 6.
  125. В.Е. Об особенностях промышленного развития России в конце XIX начале XX века // Вопросы истории. 1955. № 7.
  126. П., Орлов А. О малом предпринимательстве // Трудный поворот к рынку. 1990.
  127. , Ф. Понятие риска и неопределенности // THESIS. 1994. Вып. 5.
  128. М.В. Экономическая глобализация и проблемы национальной безопасности//Проблемы современной экономики. 2004. № 1 (13).
  129. Р.Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: Как побеждать на рынке. М.: Финансы и статистика, 1991.
  130. О культуре как социальной памяти общества / Заславская Т. Н., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: Очерки теории. Новосибирск, 1991.
  131. А.В. «Агропромышленные формирования как субъект предпринимательства в трансформируемой экономике»: Дис. д. э. н. Тамбов, 2004.
  132. П.Д. Проблемы определения экономической сущности и содержания предпринимательства // Вестник МГУ, 1996. № 2.
  133. М. Конкуренция. М.: Изд-во «Вильяме», 2005.
  134. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и основные параметры прогноза до 2007 года, МЭРТ. М., 2004.
  135. Принципы и процедуры оценки целесообразности мер государственного регулирования / Под ред. П. В. Крючковой. М., 2005.
  136. И.И. Мелкие фирмы в США: экономика и управление. М.: Наука, 1989.124 с.
  137. Д. Начало политической экономики и налогового обложения // Соч.: В 3 т. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1955. 360 с.
  138. И.Е., Трещевский Ю. И., Бочаров П. В. Политика социально-экономического развития регионов. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002.
  139. В.А. Сотрудничество или эксплуатация (мелкий бизнес глазами буржуазных экономистов). М.: Мысль, 1986. 171 с.
  140. В. Феномен предпринимательства // Российский экономический журнал. 1995. № 9.
  141. Н. Диверсификация как форма концентрации производств капитала// Экономические науки. 1995. № 2. С. 10−14.
  142. А. Исследование свойства и причин богатства народов. Т. 1. СП6., 1802. 805 с.
  143. Специализация или диверсификация? // Металлы мира. Международное обозрение. 2002. № 11.
  144. Стоит ли спасать виртуальную экономику? // Рынок ценных бумаг. 1998. № 23,24.
  145. Социально-экономическое положение Тамбовской области. Янв.-дек. 2005 г. / Территориальный орган Федеральной службы Госстатистики. Тамбов, 2006.
  146. Ю.В. Предприятие и предпринимательство в трансформируемой экономике. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2003.
  147. В. У малого предпринимательства большие проблемы // Российский экономический журнал. 1993. № 7.
  148. А.Н. Немонополистический сектор в условиях современного капитализма. М.: Наука, 1985.169 с.
  149. А.Н. Связи монополистического капитала с мелким и средним бизнесом // Мировая экономика и международные отношения. 1982. № 8. С. 56−64.
  150. А.А., Стриклепд А.Дж. Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1998.
  151. Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии. Петроград: Издание юридического книжного склада «Право», 1917. 540 с.
  152. Туган-Барановский М. Русская фабрика. М.- Л., 1934.
  153. JI.H. Малый бизнес, опыт зарубежных стран. М.: ЮНИТИ, 2004.
  154. В.Ю. Малое предпринимательство в Российской Федерации. Проблемы и перспективы. М.: Наука, 2000.
  155. Хан. Д. Пик. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Пер. с нем. И. В. Королева и др.- Под ред. и с предисл. А. А. Турчака, Х. Г. Головача, M.JI. Лукашевича. М.: Финансы и статистика, 1997.
  156. Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. М.: Финансы и статистика, 1996.
  157. А.И. Мелкая промышленность // Беседа. Кн. 5. 1871.
  158. А.Н., Лексин В. Я., Ситников А. И. Развитие малого бизнеса в экономике российских регионов // Проект ТАСИС. М., 2004. Июль.
  159. Л.Н. Совершенствование экономического механизма хозяйствования в металлургической промышленности на этапе перехода к рыночным отношениям: Дис. д. э. н. М., 1994.
  160. И.В., Александрова Е. Н. Конкурентоспособность российской экономики: состояние и перспективы // Финансы и кредит. 2004. № 16.
  161. И.В., Александрова Е. Н. Факторы экономического роста в России // Финансы и кредит. 2003. № 7 (121).
  162. И.В., Александрова Е. Н., Александров А. В. Предпосылки экономического роста в современной российской экономике // Финансы и кредит. 2004. № 9 (147).
  163. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  164. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1972. 559 с.
  165. А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учеб.-практ. пособие. Ассоц. авт. и издат. «Тандем». 2-е изд., испр. и доп. М., 2000.
  166. А.Ю. Фирма и рынок // Знание (Сер.: Экономика). 1990. № 8.
  167. B.C., Дашков И. К. Управленческое решение. М., 1999.
  168. В.М., Грошев Н. В., Мамонтов В. Д., Смагина В. В. Предпринимательство России: очерки прошлого, настоящего, будущего. Тамбов, 2002.
  169. В.М. Транзитарное хозяйство России: детерминизм экономических интересов. М., 1997.
  170. Christensen G. The past and future of competitive advantage. Oslo, 2001.
  171. Global Competitiveness Report 2003−2004. Word Economic Forum, 2004.
  172. Isaksen A. Rationalization and regional clusters as a development strategies in a global economy. Oslo, 1998.
  173. Iversen M. Synergies and sustainable competitive advantage. Copenhagen, 1999.
  174. Schrader, L.E. Responses to Forces Shaping Agricultural Marketing: Contracting/ L.E. Schrader// American Journal of Agricultural Economics. 1986. Vol. 12. P. 270.176. http://www.opec.ru
Заполнить форму текущей работой