Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-политические взгляды С.М. Степняка-Кравчинского

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Постановлении Пленума ЦК КПСС «Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии» подчеркивается, что «коллективная мысль КПСС обогатила научный коммунизм учением о развитом социализме» ^ Детальному анализу важнейших черт, явлений современного этапа строительства социалистического общества — периоду зрелого социализма — должно способствовать изучение истории домарксистского… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Теория и практика революционного народничества
    • I. Основные этапы развития. революционного народничва
    • 2. Эволюция мировоззрения Степняка-Кравчиого и его революционная деятельнь
  • ГЛАВА II. Революционная концепция С.М.Степня-ка-Кравчинского
    • I. Критика С.М. Степняком-Кравчиниммодержавногороя пореформенной Рии
    • 2. Развитие Степняком-Кравчинским теории ркогоциализма
    • 3. Степняк-Кравчиий о характере и движущихлах революции в Рии

Социально-политические взгляды С.М. Степняка-Кравчинского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Научная и политическая актуальность теш.

В Постановлении Пленума ЦК КПСС «Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии» подчеркивается, что «коллективная мысль КПСС обогатила научный коммунизм учением о развитом социализме» ^ Детальному анализу важнейших черт, явлений современного этапа строительства социалистического общества — периоду зрелого социализма — должно способствовать изучение истории домарксистского социализма, отечественной прогрессивной общественной мысли. Хорошо известно, что без знания прошлого невозможно ни понимание настоящего, ни надежное прогнозирование. В современной. исследовательской литературе ставится вопрос о необходимости обращения к социалистической мысли деятелей русского революционного движения, их представлениям об идеальном общественном устройстве, путях его достижения. Научно-практическая актуальность исторических исследований подчеркивается в работах советских исследователей^.

I/ Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14 -15 июня 1983 года. — М.: Политиздат, 1983, с. 69.

2/ См.: Новиков А. И. Ленинизм и прогрессивные традиции русской общественной мысли. Историко-философский очерк. -Л.: Лениздат, 1965; Богатов В. В. Философия П.Л.Лаврова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972; Водолазов Г. Г. Диалектика и революция: /Методологические проблемы социальной революции/. продолжение на стр.4/.

Анализ различных аспектов русской социально-утопической мысли, включая и народническую, как формы социального мышления имеет большое практическое значение. Он дает ключ к правильному пониманию широко распространенных в настоящее время за рубежом теорий мелкобуржуазной революционности, современных учений народнического типа. Политическая актуальность исследования этой проблемы отмечается в работах ряда авторов^ продолжение/.

М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975; Малинин В. А. История русского утопического социализма /от зарождения до 60-х годов XIX в./-М.: Высш. школа, 1977; Беленкова Л. П. Из истории социалистической мысли в ЕЬссии:/Отношение Д. Й. Писарева к Н.Г.Чернышевскому/. — Научный коммунизм, 1977, Jfc I, с.119−127- Ее же. Д. И. Писарев как историк философской и общественной мысли. -М.: Изд-во Моск. ун-та, Г983-Ткаченко П. С. Учащаяся молодежь в революционном движении 60−70-х гг. XIX в. — М.: Мысль, 1978; Федосеев П. Н. Диалектика современной эпохи. — М.: Наука, 1978; Его же. Философия и научное познание. — М.: Наука, 1983; Кос-тюченко Л.Г., Чикин Б. Н., Самсонова Т. Н. Вопросы истории социалистической мысли в трудах В. И. Ленина. — Научный коммунизм, 1980, № 2, с.134−141- Пантин И., Шшмак Е. Н. Г. Чернышевский: на пути к революционной теории. — Коммунист, 1981, № 15, с.102−113- Вавдаловская М. Г. История изучения русского революционного движения середины XIX века. IB90-I9I7 гг. -М.:Наука, 1982; Володин А. И. Предшественники научного коммунизма.-В кн.: Утопический социализм: Хрестоматия. М.,.: Политиздат, 1982, с.5−49- Плимак Е. Г. Революционный процесс и революционное сознание. — М.: Политиздат, 1983 и другие.

I/ См.: Мартышин О. В. Социализм и национализм в Африке: /Очерки развития новейшей общественно-политической мысли в продолжение на с.5/.

Необходимость обращения к изучению идейного наследия прошлого, прогрессивных социально-политических воззрений представителей русского освободительного движения диктуется также идеологической борьбой, которая ведется мезду марксистами и современными идеологами буржуазии по вопросам преемственности общественной мысли, истории русского революционного движения, развития мирового революционного процесса на современном этапе. Существуют различного рода ненаучные концепции истории русского социализма /В.В.Зень-ковский, Н. Лосский, М. Малиа, Э. Еив и другие/, которые в конечном счете сводятся к неверному истолкованию происхождения ленинизма. Главная цель, которую преследуют идеологи антикоммунизма, заключается в стремлении оторвать большевизм от революционно-демократических традиций. Подлинная история русского революционно-освободительного движения, в продолжение/ странах Африки/. — М.: Наука, 1972; Носов А. В. Утопический социализм и революционный демократизм. — Харьков, 1972;Григорян С. Н. Революционно-демократическая идеология в странах Азии и Африки на рубеже 60-х и 70-х годов. — Вопросы философии, 1973, № 2, с.115−126- Идеи социализма в русской классической литературе. — Л.:Наука, 1969; Маслин М. А. Критика буржуазных интерпретаций идеологии русского революционного народничества. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977; Карпиленко Ю. С. Место и роль П. Н. Ткачева в процессе перехода социалистической мысли в Еоссии от утопии к науке: Автореф. дис.. канд. филос. наук. — М., 1980; Хорос В. Г. Идейные течения народнического типа в развивающихся странах.- М.: Наука, 1980;Сухопродолжение на с.6/ том числе и ее разночинского периода, глубокие революционные и материалистические традиции русской передовой общественной мысли показывают всю беспочвенность этих: утверждений, являются действенным оружием в идеологической борьбе.

Особый интерес в этом плане представляет изучение деятельности и воззрений выдающегося представителя революционного народничества С.М.Степняка-Кравчинского /1851−1895/. Идеолог и историограф движения семидесятых годов, активный участник революционной борьбы против самодержавия, известный писатель и публицист, он пользовался огромной популярностью среди, русской радикальной молодежи. Деятельность Кравчинского в годы эмиграции способствовала расширению интернациональных связей русских революционеров. Выступления Кравчинского по разоблачению кровавых преступлений царизма, его усилия по привлечению симпатий мировой общественности к русскому освободительному движению были высоко оценены Ф.Энгельсом. В. И. Ленин использовал литературное наследие Степняка-Кравчинского в борьбе с политическими противниками русской социал-демократии, рекомендовал его произведения в качестве материала, способствующего формированию революционного сознания трудящихся, в первую очередь крестьянства^ продолжение/ тина Л. Г. Русская революционно-демократическая интеллигенция в освещении современной английской и американской буржуазной историографии /1970;е годы/. — История СССР, 1981,№ 6, с. I78-I9I.

I/ См.:Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.7, с.42- т.9, с.181- Ленинский сборник XIX. — М.:Партийное изд-во, 1932, с. 467.

Состояние исследования проблемы.

Теоретической и методологической основой данной работы являются труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, материалы ХХУ1 съезда КПСС, постановления ЦК КПСС по идеологическим вопросам. В современных работах советских исследователей подробно рассматривается история революционного движения семидесятых годов XIX века, раскрываются различные стороны сложного процесса формирования народнической мысли, анализируются экономические, философские, социологические, атеистические, этические представления теоретиков народничества. Ставится вопрос о роли революционного народничества в подготовке перехода отечественной общественной мысли на позиции марксизма. Разработка этих проблем нашла отражение в исследованиях А. Ф. Антонова, Э. С. Виленской, С. С. Волка, А. И. Володина, А. А. Галактионова и П. Ф. Никаццрова, Б. С. Итенберга, Ш. М. Левина, М. С. Седова, Т. Г. Семенковой, А. Д. Сухова, В.Ф.Пустарнако-ва, В. А. Твардовской, Н, А. Троицкого, Б. М. Шахматова и других.

Ряд авторов обращается к изучению взглядов революционе-ров-практиков.^ И это не случайно. Именно они наиболее полно выразили передовое общественное самосознание своей эпохи,.

I/ См.: Левин Ш. М. Дмитрий Александрович Клеменц. Очерк революционной деятельности. — М. :Изд-во Всесоюзного об-ва политкаторжан, 1929; Итенберг Б. Дмитрий Рог. ачев, революционер, и народник. -М.: Соцэкгиз, I960- Лебединская Т. Н. Идеи народнического социализма на Украине /60−80-е гг. XIX века/: Автореф. дис.. канд.филос.наук.- Л., 1973; Кожокарь М. И. продолжение на с.8/ своего времени, определили целое направление народнической мысли. Анализ теоретического наследия Степняка-Кравчинско-го дает возможность раскрыть идейное содержание этого направления, так как именно его воззрения в наибольшей степени отразили представления основной массы народников-семидесятников.

О Кравчинском писали его современники: П. Б. Аксельрод, О. В. Аптекман, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, П. А. Кропоткин, Г. В. Плеханов, Л. Э. Шишко. Он рассматривался ими лишь как выдающийся участник революционного движения, талантливый писатель. Эта традиция была продолжена в советское время. Деятельность Кравчинского изучали в основном литературоведы и историки. В исследовательской литературе имеются работы, в которых анализируются отдельные аспекты его деятельности и творчества^ Появился целый ряд специальных исследовапродолжение/.

Утопический социализм революционных. народников Молдавии: Авт.ореф. дис.. канд.филос.наук. — Л., 1981; Шиманская Л. И. Общественно-политические и социологические взгляды революционных народников Белоруссии: Автореф. дис.. канд.филос. наук. — Киев, 1982.

I/ См.: Захарина В. Ф. Революционная пропагандистская литература 70-х годов XIX века. /Издания для народа/: Автореф. дис.. канд. истор. наук. — М., 1965; Ее же. Голос революционной Еоссии.

Литература

революционного подполья 70-х годов XIX в. «Издания для народа». — М.:Мысль, 1971; Зиновьева М. Д. Идейно-художественные особенности революционно-демократического романа 60−80-х годов XIX века: Авто/продолжение на с. 9/ ний, посвященных выдающемуся революционному народнику, анализу его богатого литературного наследия, особенностям философского и атеистического мировоззрения^ Образ несгибаемого борца за освобождение народа, лучшую народную долю продолжение/ реф. дис.. кацд.филол.наук. — М., 1968; Соколов Н.й. Русская литература и народничество. Литературное движение 70-х гг. XIX в. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968; Его же. Критика и литература: из истории, русской литературы и критики 2.-й половины XIX в. — Л.:Изд-во Ленингр. ун-та, 1977; Хевролина В. М. Революционное народничество и национально-освободительная борьба южных славян в I87.5-I878 гг.: Авто-реф. дис.канд.истор. наук. — М., 1968; Пинаев М. Т. Н. Г. Чернышевский и литературно-общественное движение 60−80-х годов: /Романы писателя в жизни общества и в истории демократической литературы/: Автореф. дис.. докт. филол. наук. — Л., 1969; Левин Ш. М. Очерки по истории русской общественной мысли. Вторая половина XIX-начало XX века. — Л.: Наука, 1974; Вахрушев И. С. Очерки истории русской революционно-демократической печати 1873−1886 годов. — Изд-во Саратовского ун-та, 1980.

I/ См.: Панева А. Н. С.М.Степняк-Кравчинский. /Жизнь и литературное творчество/: Автореф. дис.. канд. филол. наук.-М., 1950; Маевская Т. П. Идейно-художественные искания С.М.Сте-пняка-Кравчинского: Автореф.дис.. канд.филол.наук. — Киев, 1967; Бояровская Е. В. Творчество С.М.Степняка-Кравчинского: Автореф.дис.. канд.филол.наук. — Харьков, 1967; Костен-ко В.И. С.М.Степняк-Кравчинский и его место в народнической литературе: Автореф.дис.. канд.филол.наук. — Ростов-на-Дону, 1968; Иванов Ю. Н. Отражение революционно-народнического движения в литературном наследии С.М.Степняка-Кравчинского: продолжение на с.10/ привлек внимание советских писателей^. Е. А. Таратутой, исследовательницей литературного творчества Кравчинского, написана научная биография русского писателя-революционера*^.

Вместе с тем не все стороны деятельности и воззрений Кравчинского изучены в равной степени. Нет работ, посвященных анализу его социально-политических взглядов, не опредепродолжение/.

Автореф. дис.. канд. истор. наук. — Воронеж, 1969; Семенов В. Л. Связи С.М.Степняка-Кравчинского с деятелями общественного движения в Англии: Автореф. дис.. канд.истор. наук. — Пермь, 1973; Ткаченко В. Б. Философские и социологические идеи в произведениях деятелей революционного подполья 60−70-х годов XIX века /Ии А. Худяков, Н. Д. Ножин, П. Ф. Николаев, Г. А. Лопатин, С.М.Степняк-Кравчинский/: Автореф.дис.. канд. филос. наук. -М., 1981; Арефьев М. А. Вопросы религии и атеизма в произведениях С.М.Степняка-Кравчинского: Автореф. дис.. канд. филос. наук. — Л., 1983.

I/ См.: Дальцева М. З. Счастливый Кит: Повесть о С. Степ-няке-Кравчинском. — М.:Политиздат, 1979; Маевская Т. П. Слово и подвиг. Жизнь и творчество С.М.Степняка-Кравчинского. -Киев: Наукова думка, 1968; Олейник Е. Я. Пролог: Роман. — М.: Советский писатель, 1982.

2/ См.: Таратута Е. А. Подпольная Россия. Судьба книги С.М.Степняка-Кравчинского. — М.: Книга, 1967; Ее же. Русский друг Энгельса. Рассказ об интернациональных связях русского революционера-народника С.М.Степняка-Кравчинско-го. — М.: Советская Россия, 1970; Ее же.С.М.Степняк-Крав-чинский — революционер и писатель. — М.: Художественная литература, 1973. лены его место и роль в развитии народнической мысли, нет специальных исследований, рассматривающих деятельность Кра-вчинского как одного из идеологов революционного народничества.

Цель и задачи исследования

.

Цель диссертации — исследовать социально-политические воззрения С.М.Степняка-Кравчинского, определить его место в истории народнического движения.

В диссертации ставятся задачи:

— дать общую оценку практического направления народнической мысли, провести периодизацию его развития;

— доказать, что разработанная Кравчинским концепция «особого русского социализма» явилась необходимой ступенью в развитии народнической теории крестьянского общинного социализма, основы которой были заложены А. И. Герценым и Н. Г. Чернышевским;

— раскрыть вклад Кравчинского в критику самодержавного строя пореформенной России, проанализировать его взгляды на движущие силы и задачи русской революции;

— выявить значение и возможности использования творческого наследия Степняка-Кравчинского в современной идеологической борьбе.

Источники диссертации.

Данная работа базируется на следующих источниках:

I/ произведения С.М.Степняка-Кравчинского, опубликованные на русском и английском языкахего переписка;

2/ исследования по истории революционного народничества, философская, экономическая, литературоведческая литература;

3/ русские дореволюционные газеты и журналы, выходившие за границей и нелегально в России;

4/ мемуарная и энциклопедическая литература;

5/ архивные источникиФонды Центрального Государственного архива Октябрьской революции, материалы Архива Дома Г. В. Плеханова /неопубликованные письма Плеханова и его корреспондентов/.

Научная новизна диссертации.

Научной новизной исследования является то, что;

1. На основании анализа социально-политических взглядов С.М.Степняка-Кравчинского впервые определены место и роль его теоретического наследия в развитии народнической мысли.

2. Дана четкая периодизация: движения революционного народничества. Изменение форм и методов революционной борьбы с самодержавием рассматривается в качестве главного критерия его периодизации.

3. Показано, что мировоззрение Кравчинского эволюционировало в направлении к марксизму. Это было обусловлено как его активным участием в революционном движении, так и значительным влиянием на Кравчинского марксистской литературы, личного знакомства с Ф. Энгельсом, деятелями западноевропейского рабочего движения.

4. Проведен анализ особенностей критики Кравчинским политического и экономического строя пореформенной России, идей монархизма.

5. Доказано, что в понимании вопроса о движущих силах и характере русской революции Кравчинский наиболее близко подошел к материалистическому пониманию истории.

6. Определен вклад Кравчинского в развитие представлений народничества об идеальном общественном устройстве, выявлено значение разработанной им концепции «особого русского социализма» .

Практическое значение исследования.

Выводы, сделанные в результате анализа социально-политической концепции С.М.Степняка-Кравчинского, могут быть использованы при разработке фундаментальной марксистской истории социалистических учений в России. Материалы диссертации могут использоваться при чтении лекций по курсу теории научного коммунизма, а также в специализированных курсах по истории социалистической мысли в высших учебных заведениях, в сети партийного просвещения, университетах марксизма-ленинизма, в пропагандистской практике общества «Знание» .

ШВА I. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕВОЛЩИОННОГО НАРОДНИЧЕСТВА.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социально-политические взгляды Степняка-Кравчинского, его теоретическое наследие занимают значительное место в истории русской социалистической мысли. Социальные воззрения этого выдающегося деятеля революционно-освободительного движения 70-х годов XIX века были типичны для представителей практического направления революционного народничества, что дает возможность уточнить нам понятие «практическое направление народнической мысли» .

Литературная, публицистическая, политическая деятельность Кравчинского была тесно связана с практикой революционной борьбы. Вся его жизнь была посвящена борьбе с самодержавием, отдана делу подготовки народной революции. Творчество Кравчинского сыграло заметную роль в формировании революционного сознания трудящихся России, об этом неоднократно упоминал в своих трудах В. И. Ленин. Деятельность Кравчинского по разоблачению контрреволюционной, агрессивной политики русского самодержавия была высоко оценена и поддерживалась Ф.Энгельсом.

Диссертант приходит к выводу, что взгляды Кравчинского в своем развитии отразили основные этапы эволюции теории революционного народничества. Их анализ дает возможность выявить закономерности становления и развития народнического движения, раскрыть роль и значение деятельности революционеров-практиков в выборе новых форм и методов борьбы, организации революционной работы. Поэтапный анализ революционного народничества служит методологической основой для выяснения особенностей мировоззрения отдельных его представителей.

Эволюция мировоззрения Кравчинского, как и других представителей народнической мысли, была обусловлена в первую очередь капиталистическим развитием пореформенной России. Отсутствие в стране подлинно революционного класса толкало революционеров-практиков к апробации различных форм и методов борьбы, настойчивым поискам правильной революционной теории. Вместе с тем это обусловило и эклектичный характер народнической теории. Ркенно этим можно объяснить, что Кравчинский в течение жизни разделял взгляды и Бакунина, и Лаврова, и Ткачева, одновременно полемизируя с ними, в своем творчестве отразил идейное влияние критического утопического социализма, идей мелкобуржуазного социализма.

Несмотря на трудности, связанные с ломкой устоявшихся народнических представлений, Кравчинский в конце жизни стоял перед фактом перехода на позиции рабочего класса. Этому способствовало как знакомство с теорией марксизма, так и официально незакрепленное, но плодотворное, результативное для обеих сторон сотрудничество Кравчинского с первой русской марксистской организацией — группой «Освобождение труда». Но главной причиной оставалась сама логика революционной борьбы против самодержавия, защита интересов народа. Другой особенностью развития воззрений Кравчинского была постоянная борьба за демократию.

В диссертации с использованием богатого фактического материала раскрывается содержание критики Кравчинским преступной политики русского правительства. Революционер-писатель анализировал кризисное положение самодержавия, политику царизма в отношении поземельной общины, разоблачал систему политической ссылки, бюрократический аппарат абсолютизма. Деятельность Кравчинского по разоблачению самодержавного строя сыграла важную роль в революционной борьбе русского народа против царизма.

Определенную значимость представляет критика Кравчинским идей монархизма, которые в наши дни пытаются возродить к жизни лидеры так называемой карловацкой религиозно-политической группировки. Его аргументы представляют собой не только исторический интерес, но и имеют актуальное политическое значение.

Автор подчеркивает, что заслугой Кравчинского является его анализ итогов крестьянской реформы 1861 года. В ее оценке он выходил за рамки народнической теории, рассматривал реформу как условную границу мевду сменой двух общественных порядков. В отличие от большинства народников, он видел ее буржуазный характер, отмечал некоторые положительные стороны.

Несомненным явился вклад Кравчинского в развитие теории крестьянского утопического социализма, заключавшийся, с одной стороны, в разработке социалистического идеала, рассчитанного на мобилизацию масс на борьбу с самодержавием, с другой — в оформлении концепции «особого русского социализма». Отличительными чертами этой доктрины являлись отказ от пропаганды в народе социалистического идеала, требование опираться в революционной работе на конкретные потребности и интересы народа. В качестве первоочередной цели перед революционерами выдвигалась задача «организации народа». Эта задача, с одной стороны, предво-ряла требование перехода к активным политическим действия, политической борьбе, с другой — такая трактовка уже обнаруживала элементы кризисного состояния самой народнической теории.

Резкой критке в работах Кравчинского были подвергнуты идеи христианского или «поповского» социализма. Диссертант отмечает, что в ходе критического анализа идеологии этого социально-религиозного течения Кравчинский выработал свое представление о справедливом общественном устройстве, социалистическом идеале.

Сердцевиной социально-политических воззрении Кравчинского явилась разработка проблем социальной революции. Он во многом разделял взгляды П. Л. Лаврова о необходимости подготовки революции. Вслед за П. А. Кропоткиным писал о необходимости разработки условий начала и успешного хода революционного переворота. Но главным для него было определение задач, выяснение характера и движущих сил революции. Именно в этом вопросе взгляды Кравчинского подверглись наиболее значительной эволюции, в его решении он подошел к материалистическому пониманию истории.

В диссертации показывается, что социально-политические взгляды Степняка-Кравчинского нельзя представить в виде стройной, законченной системы. Отдельные правильные догадки чередуются у него с ошибочными положениями. Вместе с тем, характеризуя в целом народнические воззрения Кравчинского, мы отмечаем, что идея необходимости революционного преобразования общества, идея борьбы с самодержавием придавала его взглядам известную стройность и последовательность. Одной из причин изменения его взглядов надо считать стремление Кравчинского отстаивать народнические позиции, но убежденность в необходимости революционного изменения общественной жизни настойчиво влекла его в сторону марксизма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения классиков марксизма-ленинизма.
  2. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Соч. 2-е изд., т.4^" С.4К-459.'
  3. К. Политический индифферентизм. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.18, с.296−301.
  4. Извещение Организационной комиссии о созыве Международного социалистического рабочего конгресса. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с.556−558.
  5. Ф. Внешняя политика русского царизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.22, с.11−52.
  6. Ф. К истории первоначального христианства. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.22, с.465−492.
  7. Маркс Энгельсу, 28 января 1863. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 30, с.260−265.
  8. Ф. Вере Ивановне Засулич, 3 апреля 1890 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 37, с.316−318.
  9. В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? /Ответы на статьи «Русского Богатства» против марксистов/. Полн. собр. соч., т.1, с.125−346.
  10. В.И. Проект и объяснение программы социал-демократической партии. Полн. собр. соч., т. 2, с.81−110.
  11. В.И. К характеристике экономического романтизма.
  12. Сисмонди и наши отечественные сисмондисты. Полн. собр. соч., т.2, с.119−262.
  13. В.И. От какого наследства мы отказываемся? -Полн. собр. соч., т.2, с.505−550.
  14. В.И. Развитие капитализма в России. Процесс образования внутреннего рынка для крупной промышленности. -Полн. собр. соч., т. З, с.1−609.
  15. В.И. Попятное направление в русской социал-демократии. Полн. собр. соч., т.4, с.240−273.
  16. В.И. Гонители земства и аннибалы либерализма. -Полн. собр. соч., т.5, с.21−72.
  17. В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения. -Полн. собр. соч., т.6, с.1−192.
  18. В.И. Аграрная программа русской социал-демократии.-Полн. собр. соч., т.6, с.303−348.
  19. В.И. Письмо «Северному союзу РСДРП». Полн. собр. соч., т.6, с.360−370.
  20. В.И. Политическая борьба и политиканство. Полн. собр. соч., т.7, с.34−42.
  21. В.И. Народничествующая буржуазия и растерянное народничество. Полн. собр. соч., т.8, с.77−86.
  22. В.И. Рабочая и буржуазная демократия. Полн. собр. соч., т.9, с.179−189.
  23. В.И. Социал-демократия и временное революционное правительство. Полн. собр. соч., т.10, с.1−19.
  24. В.И. Мелкобуржуазный и пролетарский социализм. -Полн. собр. соч., т.12, с.39−48.
  25. В.И. Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905−1907 годов. Поли. собр. соч., т. 16, с.193−413.
  26. В.И. По поводу юбилея. Полн. собр. соч., т. 20, с.161−170.
  27. В.И. Сравнение столыпинской и народнической аграрной программы. Полн. собр. соч., т. 21, с.380−386.
  28. В.И. Две утопии. -Полн. собр. соч., т.22,с.П7−121.
  29. В.И. Под чужим флагом. Полн. собр. соч., т.26, с.131−154.
  30. Ленин В, И. Крах II Интернационала. Полн. собр. соч., т.26,с.209−265.
  31. В.И. Конспект книги Гегеля «Лекции по философии истории». Полн. собр. соч., т.29, с.279−290.
  32. Ленин В. И. Доклад о революции 1905 года. Полн. собр. соч., т.30, с.306−328.
  33. В.И. Задачи пролетариата в нашей революции. /Проект платформы пролетарской партии/. Полн. собр. соч., т.31, с.149−186.
  34. В.И. Н.Д.Кикнадзе. 1916, ноябрь, позднее 5. -Полн. собр. соч., т.49, с.319−322.
  35. В.И. Редакционная заметка к программе занятий в крестьянских кружках. Ленинский сборник XIX. М.: Партийное изд-во, 1932, с.466−468.
  36. В.И. Тетради по аграрному вопросу. I900-I9I6 г. г. -М.: Политиздат, 1969. 663 с.
  37. Документы и материалы КПСС,
  38. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  39. Документы и материалы государственных архивных учреждений.
  40. Г. В. Лаврову П.Л., 1882 г. — Государственная публичная библиотека им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. Архив Дома Плеханова, фонд 1093, ед. хр. А.39.16.
  41. Степняк-Кравчинский С. М. Лаврову П.Л., 1875. /2 письма/. — Центральный Государственный архив Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР. Фонд № 1762, опись № 4, ед. хр.425. — 8 л.
  42. П.Б. Пережитое и передуманное: В 2-х кн. -Берлин, 1923, кн.1. 444 с.
  43. П.Б. Рабочий класс и революционное движение в России. СПб, 1907. — 125 с.
  44. О.В. Из истории революционного народничества.
  45. Земля и Воля" 70-х годов. /По личным воспоминаниям/. -Б.г., типография «Донская Речь» в Ростове-на-Дону.- 239 с.
  46. О.В. Общество «Земля и Воля» 70-х гг. По личным воспоминаниям. 2-е исправленное и значительно дополненное издание. Пг.: Колос, 1924. — 460 с.
  47. М.А. Вопросы религии и атеизма в произведениях С.М.Степняка-Кравчинского: Автореф. дис.. канд.филос. наук. Л., 1983. — 19 с.
  48. Л.П. Д.И.Писарев как историк философской и общественной мысли. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -126 с.
  49. Л.П. Из истории социалистической мысли в России. /Отношение Д. И. Писарева к Н.Г.Чернышевскому/. -Научный коммунизм, 1977, № I, с.119−127.
  50. К.Н. С.М.Кравчинский. /К тридцатилетию со дня смерти/. М.: Изд-во Всесоюзного об-ва политкаторжан и сс.-поселенцев, 1925. — 16 с.
  51. В.В. Философия П.Л.Лаврова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 316 с.
  52. Е. В. Творчество С.М. Степняка-Кравчинского: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Харьков, 1967. -20 с.
  53. М.Г. История изучения русского революционного движения середины XIX века. I890-I9I7 гг. М.: Наука, 1982. — 208 с.
  54. Г. Г. Диалектика и революция: /Методологические проблемы социальной революции/. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. 230 с.
  55. Г. Г. От Чернышевского к Плеханову. /Об особенностях социалистической мысли в России/. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 208 с.
  56. А.И. Предшественники научного коммунизма: Вступительная статья. В кн.: Утопический социализм: Хрестоматия. М.: Политиздат, 1982, с.5−49.
  57. А.И. Утопия и история: Некоторые проблемы изучения домарксистского социализма. М.: Политиздат, 1976. 271 с.
  58. А.И., Карякин Ю. Ф., Плимак Е. Г. Чернышевский или .Нечаев? 0 подлинной и мнимой революционности в освободительном движении России 50−60-х годов XIX века. -И.: Мысль, 1976. 295 с.
  59. С.С. Народная воля. 1879−1882. M.-JI.: Наука, 1966. — 491 с.
  60. С.С., Никоненко B.C. Материализм Н.Г.Чернышевского. Ы.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 150 с.
  61. Воспоминания о Степняке / с подписью: «Рабочий"/. -Рабочая мысль. Газета петербургских рабочих. 1902, J& 16, с.2−3.
  62. Н., Комаров П. Под видом подготовки к юбилею.-В кн.: Аргументы. М.: Политиздат, 1982, с.17−45.
  63. Н.С., Комаров П. М., Курочкин П. К. «Русская зарубежная церковь»: идеология и политика. В кн.: Аргументы. М.: Политиздат, 1980, с.89−119.
  64. В.А. Этика революционного народничества: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Л., 1975. — 20 с.
  65. С.Н. Революционно-демократическая идеологияв странах Азии и Африки на рубеже 60-х и 70-х годов. -Вопросы философии, 1973, № 2, с.115−126.
  66. В.Я. Революционная Россия и Балканы /1874−1883/.-М.: Наука, 1980. 335 с. 63. 1убанков Н. Н. Русский революционный нигилизм 60-х годов XIX века как этическая концепция: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Л., 1971. — 22 с.
  67. М.З. Счастливый Кит: Повесть о С. Степняке-Крав-чинском. М.: Политиздат, 1979. — 335 с.
  68. Л. С.М.Кравчинский. С приложением статьи В. И. Засулич. Петроград: Госиздат, 1919. — 64 с.
  69. А.В. Заживо погребенные. В кн.: Из воспоминаний о политической каторге 80-х годов. Пг.: Госиздат, 1920, с.60−75.
  70. Н.М. Русская деревня на переломе I86I-I88I гг.-М.: Наука, 1978. 287 с.
  71. .И. Русская газета и газетное дело в России: /Задачи и теоретико-методологические принципы изучения/. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 132 с.
  72. B.C. Философское обоснование социалистического идеала в русской революционно-демократической мысли XIX века /50−60-е годы/: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Л., 1981. — 18 с.
  73. П.А. Кризис самодержавия на рубеже 18 701 880-х годов. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1964. — 511. с.
  74. Записка П. А. Кропоткина «Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?» Б сб.: Революционное народничество 70-х годов XIX века. М., 1964, т.1: 18 701 875, док. гё 4. Ноябрь 1873 г., с.55−118.
  75. Н.Е. Ленин о домарксовом утопическом социализме. В кн.: История социалистических учений. Сборник статей. М.: Наука, 1964, с.92−122.
  76. Земля и воля! Земля и воля. Социально-революционное обозрение. 25 октября 1878 г., № I, с.3−7.
  77. И.И. Социальная философия Шарля Фурье и ее место в истории социалистической мысли первой половины XIX века. М.: Наука, 1964. — 556 с.
  78. М.Д. Идейно-художественные особенности революционно-демократического романа 60−80-х годов XIX века:
  79. Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1968. — 16 с.
  80. Из переписки С. М. Кравчинского. Сообщила Э.Корольчук. -Красный Архив. Исторический журнал. Том шестой /девятнадцатый/, 1926. М.-Л., 1927, с.195−202.
  81. Из письма С.М.Степняка-Кравчинского П. Л. Лаврову об участии в герцеговинском восстании. 1875, конец августа -начало сентября. В кн.: Освобождение Болгарии от турецкого ига: Документы в трех томах. М.: Изд-во АН СССР, 1.6X, т.1, док. * 31, с.93−95.
  82. Из показания Г. Г.Божко-Божинского о пропагандистской деятельности Е. Левенталя в Чернигове. В сб.: Революционное народничество 70-х годов XIX века. М.: Наука, 1964, т.1: 1870−1875 гг., док. 69, с.344−345.
  83. В.Е. Революционная историческая мысль в России. /Домарксистский период/. М.:Мысль, 1974. — 350 с.
  84. История русской экономической мысли. Т. II: Эпоха домонополистического 1 капитализма. /Под ред. чл.-корр. АН СССР
  85. Гл. пятнадцатая. Формирование экономических идей народничества. Народники 70-х годов. С.383−486.
  86. Исторический фатализм. /П.Л.Лавров/. Вперед! Двухнедельное обозрение. /Год первый/, М 1−24, 1875, Лондон: Наборная журнала «Вперед», 1876, J& 16 /I сентября /20 августа/ 1875, стлб. 481−488.
  87. .С. Движение революционного народничества. Народнические кружки и «хождение в народ» в 70-х годах XIX в. М.: Наука, 1965. -444 с.
  88. . Дмитрий Рогачев, революционер и народник. -Соцэкгиз, I960. 80с.
  89. К.Маркс, Ф. Энгельс и революционная Россия. /Сборник/. -М.: Политиздат, 1967. 810 с.
  90. М.Д. Русские революционеры-разночинцы и буржуазные фальсификаторы. М.: Мысль, 1979. — 210 с.
  91. Ю.С. Место и роль П.Н.Ткачева в процессе перехода социалистической мысли в России от утопии к науке: Автсреф. дис.. канд. филос. наук. М., 1980. — 23 с.
  92. В.М. К характеристике социалистических взглядов П.Л.Лаврова. Научный коммунизм, 1982, № 2, с.124−133.
  93. А.И. Народная социальная утопия в России XIX в. М.: Наука, 1978. — 342 с.
  94. .П. Из истории революционной шсли в России. Избранные труды. М.: Изд-во АН СССР, 1961. — 766 с.
  95. .П. К истории «Земли и воли» 70-х годов. /Программа Тамбовского поселения землевольцев/. Красный Архив. Исторический журнал. Т. шестой /девятнадцатый/, 1926, с.166−177.
  96. .П. Народничество на буржуазно-демократическом этапе освободительного движения в России. Исторические записки, т.65. Изд-во АН СССР, 1959, с.191−248.
  97. Р.П. Карл Маркс и революционная Россия. М.: Политиздат, 1975. — 440 с.
  98. М.И. Утопический социализм революционных народников Молдавии: Автореф. дис.. канд. филос. наук.1. Л., 1981.- 19 с.
  99. Корнилова-Мороз А. И. Перовская и основание кружка чай-ковцев. Каторга и ссылка. Историко-революционный вестник. М., 1926, № 1/22/, с.7−30.
  100. Л.Г., Чикин Б. Н., Самсонова Т. Н. Вопросы истории социалистической шсли в трудах В.И.Ленина. -Научный коммунизм, 1980, J& 2, с.134−141.
  101. Кравчинский. Софья Илларионовна Бардина. СПб, 1906.-32 с.
  102. С. Смерть за смерть. /Убийство Мезенцева/.-Пб.: Госиздат, 1920. 24 с.
  103. С. М. Клеменцу Д. от 17 июля 1877 г. -В сб.: Россия и Италия. М.: Наука, 1968,-с.234.
  104. С.М. -Лаврову П.Л. 1875 г. В кн.: Богу-чарский В. Активное народничество семидесятых годов. М., 1912, с.126−127.
  105. П. Взаимная помощь, как фактор эволюции. -СПб., 1907. 351 с.
  106. Л.И. Из истории обследования сельской поземельной общины в I877−1880 г. История СССР, 1978, № 2, с.115−127.
  107. П.Л. В память столетия пугачевщины. Избр. соч. на соц.-пол. темы в восьми томах. М., 1934, т.2, с.123−142.
  108. П.Л. Народники-пропагандисты 1873−78 годов. -СПб., 1907. 318 с.
  109. П.Л. Счеты русского народа. /1873/. Избр. соч. на соц.-пол. темы в восьми томах. М., 1934, т.2,с.42−66.
  110. Ф. Слова верующего. М., 1919. — 120 с.
  111. Т.Н. Идеи народнического социализма на Украине /60−80-е г. г. XIX века/: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Л., 1973. — 19 с.
  112. Ml. Дмитрий Александрович Клеменц. Очерк революционной деятельности. М.: Изд-во Всесоюзного об-ва политкаторжан и сс.-поселенцев, 1929. — 128 с.
  113. Ш. М. Очерки по истории русской общественной мысли. Вторая половина XIX начало XX века. — Л.: Наука, 1974. — 442 с.
  114. Летучие листки Фонда вольной русской прессы в Лондоне, 1896, № 28 /поев, смерти Кравчинского/. 16 с.
  115. Т.П. Идейно-художественные искания С.М.Степ-няка-Кравчинского: Автореф.дис.. канд. филол. наук.-Киев., 1967. 19 с.
  116. Т.П. Слово и подвиг. Жизнь и творчество С.М. Степняка-Кравчинского. Киев: Наукова думка, 1968. -227 с.
  117. И.М. Путешествие в прошлое: /Воспоминания о русской политической эмиграции/. М.: Изд-во АН СССР, I960. — 325 с.
  118. В.А. История русского утопического социализма /от зарождения до 60-х годов XIX в./ М.: Высш. школа, 1977. — 239 с.
  119. В.А. Философия революционного народничества. -М.: Наука, 1972. 340 с.
  120. О.В. Социализм и национализм в Африке /Очерки развития новейшей общественно-политической мыслив странах Африки/. М.:Наука, 1972. — 407 с.
  121. М.А. Критика буржуазных интерпретаций идеологии русского революционного народничества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — 118 с.
  122. Н.А. Повести моей жизни. М.: Наука, 1965, Т.П. — 702 с.
  123. B.C. Материализм Чернышевского, Добролюбова, Писарева. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. — 150 с.
  124. А.И. Ленинизм и прогрессивные традиции русской общественной мыслит Историко-философский очерк. Л.: Лениздат, 1965. — 278 с.
  125. А.И. Нигилизм и нигилисты: /Опыт критической характеристики/. Л.: Лениздат, 1972. — 296 с.
  126. Носов А'.В. Утопический социализм и революционный демократизм. Харьков: Изд-во Харьковского ун-та, 1972.159 с.
  127. Н.Я. Пролог: Роман. М.: Сов. писатель, 1982.512 с.
  128. От редакции. Земля и воля. Социально-революционное обозрение. 25 октября, 1878, й I, с.1−3.
  129. Очерки истории исторической науки в СССР: В 3-х т. /Под ред. Нечкиной М. В. и др./ М.: Изд-во АН СССР, I960, т.2.
  130. Гл. Ш. Станиславская A.M. Народническая историография 70−90-х годов, с.171−218.
  131. A.M. Пропаганда идей социализма среди рабочих России в 70−80-х годах XIX в. В сб.: Из истории социально-политических идей. М.: Изд-во АН СССР, 1955, с.702−737.
  132. И.К. Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке. М.: Политиздат, 1973. — 358 с.
  133. И., Плимак Е. Н.Г.Чернышевский: на пути к революционной теории. Коммунист, 1981, J? 15, с.102−113.
  134. Передовица. Народная Воля. Социально-революционное обозрение. 15 ноября 1879, № 2, с.1−4.
  135. Н.М. Петр Алексеевич Кропоткин. М.: Наука, 1972. — 223 с.
  136. Письмо Д. А. Клеменца членам редакции газ. «Вперед!» о мотивах поездки в Герцеговину С. М. Кравчинского. Август1875. В сб.: Россия и национально-освободительная борьба на Балканах.1875−1878. М.: Наука, 1978, док.12, с.61−62.
  137. Письмо С. М. Кравчинского к членам Исполнительного комитета «Народной воли». Март 1882. В сб.: Революционное народничество 70-х годов XIX века: В. 2-х т. М.-Л.: Наука, 1965, т. II, док. & 84, с.339−347.
  138. Письмо С. М. Кравчинского с приглашением принять участие .в Герцеговинском восстании. 29 августа 1875 г. В сб.: Россия и национально-освободительная борьба на Балканах. 1875−1878. М.: 1978, док. II-, с.60−61.
  139. Письмо С.М.Степняка-Кравчинского П. Л. Лаврову. 1875 г., июль. В кн.: Освобождение Болгарии от турецкого ига: Документы в трех томах. М., 1961, т.1, док № II, с.49−50.
  140. Письмо С. М. Кравчинского /Степняка/ к П. Л. Лаврову. /Начало 1876 г./ Былое. Сборник по истории русского освободительного движения. Париж, 1912, № 14, с.52−63.
  141. Письмо С.М.Степняка-Кравчинского А. Л. Линеву о необходимости выяснить характер восстания в Герцеговине.
  142. В кн.: Освобождение Болгарии от турецкого ига: Документы в трех томах. М.:Изд-во АН СССР, 1961, т.1, док.^ 10, с. 48−49.
  143. Г. В. Анархизм и социализм. Соч.: В 24-х тт. М.-Пг., 1923, т.1У, с.167−248.
  144. Г. В. Еще раз социализм и политическая борьба.-Соч.: В 24-х тт. М., б.г., т. XII: /Вопросы программы и тактики /1900−1903/, с.67−102.
  145. Г. В. Фердинанд Лассаль. Его жизнь и деятельность. Соч.: В 24-х тт. М.-Пг., 1923, т.1У, с.5−52.
  146. Е.Г. Революционный процесс и революционное сознание. М.: Политиздат, 1983. — 240 с.
  147. По поводу нового приговора. /Прокламация Кравчинского, 1878 г./ Печ. в «Вольной Русской Типографии». — 6 с.
  148. Программа «Земли и Воли» Архив «Земли и Воли» и «Народной Воли». М.: Изд-во политкаторжан, 1932, с.53−63.
  149. Программа Исполнительного комитета «Народной воли». -Календарь Народной воли на 1883 г. Женева, 1883, с.4−8.
  150. Программа тамбовского поселения землевольцев. /Публ. Б. Козьмина/ Красный Архив. Исторический журнал. Т. шест ой/девятнадцатый/, 1926, с.171−177.
  151. Д.И. Проблема эволюции антикоммунизма в истории анархизма и буржуазная социология. В кн.: История домарксистских социалистических учений и антикоммунизм. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982, с.114−128.
  152. Прибылева-Корба А.П., Фигнер В. Н. Народоволец Александр Дмитриевич Михайлов. Л.: Госиздат, 1925. — 231 с.
  153. В.Ф. «Капитал» К.Маркса и философская мысль в России. /Конец XIX-начало XX в./ М.: Наука, 1974. -383 с.
  154. Русские книги в библиотеках К. Маркса и Ф.Энгельса. -М.: Политиздат, 1979. 278 с.
  155. П.Г. Утверждение капитализма в России /1850−1880 гг./ М.: Наука, 1978. — 295 с.
  156. М.П. /Арман Росс/. Воспоминания I86D-I880 г. г. -М.: Всезоюзное об-во политкаторжан и сс.-поселенцев, 1925. 143 с.
  157. Самодеятельность итальянского народа в борьбе с буржуазией и правительством. /Статья С.М.Степняка-Кравчинского/. Община. Социально-революционное обозрение, 1878, В 6, с.41−44- № 8 и 9, с.39−40.
  158. М.Г. Героический период революционного народничества: /Из истории политической борьбы/. М.:Мысль, 1966. — 364 с.
  159. М.Г. Предшественники русской социал-демократии.-М.: Знание, 1964. 46 с.
  160. Т.Г. Экономические взгляды П.Л.Лаврова. -М.: Высш школа. 1980. 133 с.
  161. В.Л. Связи С.М.Степняка-Кравчинского с деятелями общественного движения в Англии: Автореф. дис.. канд. истор. наук. Пермь, 1973. — 26 с.
  162. Слово на великий Пяток, или о Правде и Кривде: /Пропагандистская сказка С.М.Степняка-Кравчинского/. На титульном листе: Слово на великий Пяток преосвященного Тихона Задонского, Епископа Воронежского. Киев, 1875.-56 с.
  163. Статья из рукописного журнала № I черниговского революционного кружка. В сб.: Революционное народничество 70-х годов XIX века. М.:Наука, 1964, т.1:1870−1875гг. Док. № 12, с.136−144.
  164. Ю.М. Борцы за социализм: /Очерки из истории общественных и революционных движений в России/: В двух частях. Издание второе, исправленное и дополненное. М.-Пг.: Госиздат, 1923, ч.2. — 428 с.
  165. Степняк. Софья Перовская. Календарь Народной Воли на 1883 год. Женева, 1883, с.49−74.
  166. С. Заграничная агитация. Лондон: изд-во Фонда русской вольной прессы, 1892. — 43 с.
  167. С. Чего нам нужно и начало конца. Лондон: издание Фонда Русской вольной прессы, 1892. — 46 с.
  168. Степняк-Кравчинский. Царь-чурбан, царь-цапля. Пг.: Госиздат, 1921. — 184 с.
  169. Степняк-Кравчинский С. Домик на Волге: Повесть. Соч.: В 2-х т. М., 1958, т.1, с.1−303.
  170. Степняк-Кравчинский С. Ольга Любатович. Соч.: В 2-х т. М., 1958, т.1, с.573−598.
  171. Степняк-Кравчинский С. Подпольная Россия. Соч.: В 2-х т. Ы., 1958, т.1. с.365−552.
  172. Степняк-Кравчинский С. Сказка о копейке. Соч.: В 2-х т. М., 1958, т.2, с.195−230.
  173. Степняк-Кравчинский С. Степан Халтурин. Соч.: В 2-х т. М., 1958, т.1, с.599−617.
  174. Степняк-Кравчинский С. Штундист Павел Руденко: Роман. -Соч.: В 2-х т. М., 1958, т.2, с.5−194.
  175. Степняк-Кравчинский С. М. Андрей Кожухов. /Роман из эпохи семидесятых годов/. Калуга: Изд-во газеты «Знамя», 1951. — 271 с.
  176. Степняк-Кравчинский С. М. Организационному комитету американской Социалистической рабочей партии. /Не позже августа 1893 г./ - В кн.: В лондонской эмиграции. М.: Наука, 1968, с.321−326.
  177. Степняк-Кравчинский С. М. Россия под властью царей. -М.: Мысль, 1965. 404с.192. /Степняк-Кравчинский С.М./ Свет России. В кн.: Лит. наследство. M. t 1965, т.75, кн. I, с.546−551.
  178. Степняк-Кравчинский С. М. Русская грозовая туча. В кн.: В лондонской эмиграции. М.: Наука, 1968, с.6−71.
  179. Степняк-Кравчинский С. М. Русское крестьянство. В кн.: В лондонской эмиграции. М.: Наука, 1968, с.73−188.195. /Степняк-Кравчинский С.М./ Тургенев. Лит. наследство. М., 1967, т.76, с.259−275.
  180. Степняк-Кравчинский С. М. Эдуарду Пизу. 25 августа 1887 г. — В кн.: В лондонской эмиграции. М., 1968, с.217−218.
  181. А.Д. Атеизм передовых русских мыслителей. Радищев. Декабристы. Революционные демократы. Естествоиспытатели-материалисты. Революционные народники. -М.: Мысль, 1980. 228 с.
  182. Сухомлин Василий Иванович. Энциклопедический словарь русского библиографического института «Гранат», т.40, вып. 5−6: /Автобиографии революционных деятелей 70−80-х годов/, стлб. 429.
  183. Л.Г. Русская революционно-демократическая интеллигенция в освещении современной английской и американской буржуазной историографии /1970-е годы/. История СССР, 1981, JS 6, c.178−191.
  184. Е.А. Подпольная Россия. Судьба книги С.М.Степняка-Кравчинского. М.: Книга, 1967. — 271 с.
  185. Е. Русский друг Энгельса. Рассказ об интернациональных связях русского революционера-народника С.М.
  186. Степняка-Кравчинского. ГЛ.: Советская Россия, 1970.143 с.
  187. Е.А. С.М.Степняк-Кравчинский в Италии. В кн.: Россия и Италия. Из истории русско-итальянских ¦ культурных и общественных отношений. М.: Наука, 1968, с.227−258.
  188. Е. С.М.Степняк-Кравчинский революционер и писатель. — М.: Худ. лит., 1973. — 544 с.
  189. В.А. Социалистическая мысль России на рубеже1870−1880-х годов. М.: Наука, 1969. — 241 с.
  190. П.Н. Подрастающие силы. Избр. соч. на соц.-пол. темы в четырех томах. М., 1932, т.1: /1865−1869/, с.274−324.
  191. П.Н. Производительные силы России. /Статистические очерки/. Избр. соч. на соц.-пол. темы в семи томах. М., 1935, т.5: /1864−1869/, с.208−297.
  192. В.Б. Философские и социологические идеи в произведениях деятелей революционного подполья 60−70-х годов XIX века /И.А.Худяков, Н. Д. Ножин, П. Ф. Николаев, Г. А. Лопатин, С.М.Степняк-Кравчинский/: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1981. — 20 с.
  193. И.С. Революционная народническая организация «Земля и воля». М.: Высш. школа, 1961. — 297.с.
  194. П.С. Учащаяся молодежь в революционном движении 60−70-х гг. XIX в. М.: Мысль, 1978. — 245 с.
  195. СЛ. Ленинизм и аграрно-крестьянский вопрос: В 2-х т. М.: Мысль, 1974, Т.Н. — 645 с.
  196. Н.А. Безумство храбрых. Русские революционеры и карательная политика царизма 1866−1882 гг. М.: Мысль, 1978. — 335 с.
  197. Н.А. Большое общество пропаганды I87I-I874 /так называемые «чайковцы"/. Изд-во Саратовского ун-та, 1963. — 102 с.
  198. Н.А. Царизм под судом прогрессивной общественности. М.: Мысль, 1979. — 349 с.
  199. Федосеев 1I.H. Диалектика современной эпохи. М.: Наука, 1978. — 656 с.
  200. П.Н. Философия и научное познание. М.: Наука, 1983. — 464 с.
  201. О.Т. Рабочий коммунизм Вейтлинга в становлении революционного движения в Германии: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Л., 1979. — 24 с.
  202. Р.В. Первый этап «хождения в народ» /18 731 874/ Петрозаводск: Гос. изд-во Карельской АССР, I960. — 48 с.
  203. Р.В. Идеология Большого общества пропаганды /1869−1874/ Петрозаводск: Карельское книжное изд-во, 1963. — 116 с.
  204. М.Ф. Хождение в народ 1874 года. Собр. соч. в двух томах. T.I. — М.: Изд-во Всес. об-ва каторжани ссыльно-поселенцев, 1932, с.197−204.
  205. В.М. Революционное народничество и национально-освободительная борьба южных славян в 1875—1878 гг.: Автореф. дис.. канд. истор. наук. -М., 1968. -18 с.
  206. Н.И. Черногория в национально-освободительном движении на Балканах и русско-черногорские отношения в 50−70-х годах XIX века. М.: Наука, 1979. — 336 с.
  207. В.Г. Идейные течения народнического типа в развивающихся странах. М.: Наука, 1980. — 286 с.
  208. В.Г. Народническая идеология и марксизм /конец XIX в./ М.: Наука, 1972. — 176 с. '
  209. Н.А. Детство и в гимназии. Кружок чайковцев. Из воспоминаний о революционном движении 1870-х г. г. /0 далеком и прошлом/. М., 1926. — 222 с.
  210. В.Г. Крестьянский вопрос в правительственной политике России /60−70 годы XIX в./ Л.:Наука, 1972.226 с.
  211. .М. П.Н.Ткачев. Этюды к творческому портрету. М.: Мысль, 1981, — 286 с.
  212. М.М. Христианский социализм. История и идеология. М.: Наука, 1969. — 317 с.
  213. Л.И. Общественно-политические и социологические взгляды революционных народников Белоруссии: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Киев, 1982. -24 с.
  214. В.Ф. Так складывалась революционная мораль: /Исторический очерк/. М.: Мысль, 1967. — 360 с.
  215. Л. Сергей Михайлович Кравчинский и Кружок Чайковцев. /Из воспоминаний и заметок старого народника/. -СПб., 1906. 47 с.
  216. Л.Э. Общественное движение в шестидесятых и первой половине семидесятых годов. М.: Госиздат, 1921. -91 с.
  217. Л.Э. Статьи по истории русской общественности. -Собр. соч. под ред. П. Витязева, т.1У. Пг.-М., 1918. -288 с.
  218. Шкуринов Г1.С. Позитивизм в России XIX века. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 416 с.
  219. Stepniak. The Russian peasantry, their agrarian condition, social life and religion. London, 1888. — 580 p.
  220. Stepniak. The Russian storm-cloud. London, 1886.- 273 p.
Заполнить форму текущей работой